Шаманы кто они такие. Кто такой — шаман? Происхождение слова «Шаман»

Шаман… при этом слове сразу представляется человек, танцующий у ритуального костра таинственный танец под гипнотизирующие удары бубна – где-нибудь «на Севере диком», в глухом углу Сибири или на Алтае…

Действительно, слово «шаман» пришло к нам из тунгусского языка, в котором оно является однокоренным со словом «са» – «знать», таким образом, происхождение слова «шаман» сопоставимо с происхождением нашего слова «ведьма» – оно ведь тоже происходит от слова «ведать» (знать) и тоже обозначает человека, практикующего магию (только если ведьма – женщина, то шаман, как правило, мужчина).

В действительности, практика того, что называется шаманизмом, не ограничивается народами Крайнего Севера, Сибири и Алтая... да, пожалуй, нет ни одного народа, который бы на определённом этапе своего развития этого явления не знал. Попробуем же разобраться, что, собственно, делает шаман.

С древнейших времён человек делил мироздание на множество миров. Есть мир явленный, где живут люди – а есть иные миры, куда отправляются души умерших, где живут боги, духи… Поначалу казалось, что такие миры совсем рядом – они начинаются за пределами территории, где живёт моё племя – и если уйти достаточно далеко от поселения, то придёшь «на тот свет» (как это делает Вяйнямёйнен – один из героев карело-финского эпоса «Калевала»). Но со временем «горизонт» вокруг человека расширялся, стало ясно, что за лесом или рекой живут не духи и не демоны, а обычные люди, что до иных миров так просто не дойдёшь… как же туда попасть?

Человек знал два таких естественных способа – умереть и уснуть. Но смерть – это «билет в один конец», а в данном случае надо ведь ещё вернуться и передать соплеменникам волю духов (изначально – умерших предков), а сон – процесс малоуправляемый… Но есть состояния, подобные сну – но которые легче вызвать «по заказу». Современные психологи называют их (наряду со сном) изменёнными состояниями сознания – во-первых, это наркотическое опьянение, во-вторых, гипноз. Вот их-то древний человек и научился вызывать, считая это «путешествием в потусторонний мир».

С наркотическим опьянением всё ясно – выпить отвар из одурманивающих трав, а как погрузить себя в гипнотическое состояние? Этому способствуют монотонные раздражители: повторяющиеся движения, однообразный музыкальный ритм, долгое всматривание в мерцающий огонь и т.п. Вот так и родилась шаманская практика – т.н. камлание и теперь нам понятно назначение костра, танца и ударов в бубен. Но всегда есть люди, которые менее подвержены таким состояниям – а есть те, которым, как говорится, «немного надо», чтобы войти в гипнотический транс, т.е. к шаманской практике надо иметь способности, не каждый мог быть шаманом. Но и при наличии таких способностей стать шаманом не просто: надо пройти сложный обряд посвящения, в котором человек «умирает», нисходит в преисподнюю и поднимается на небо, получая наставления не только от старого шамана, но и от духов и небожителей… И конечно, такой человек пользовался изрядным уважением в племени: ведь он имел власть над миром духов, а значит – и над природой: мог вызвать дождь или наоборот – засуху, мог наслать или изгнать болезни и т.д.

В представлении древнего человека шаманы есть не только среди людей, но и среди богов. Пример бога-шамана – древнескандинавский Один. В «биографии» этого бога есть событие, полностью отвечающее условиям шаманского посвящения: как рассказывается в «Прорицании вёльвы», он пригвоздил себя копьём к ясеню Иггдрассилю (мировому древу скандинавской мифологии, пронизывающему все миры) и провисел так девять дней и девять ночей, после чего вернулся к жизни, получив сведения о рунах и прочие сакральные знания. В другой песни «Старшей Эдды» Тор упрекает Одина, что тот «бил в барабан, средь людей колдовал»… примечательно, что Тор при этом называет Одина «мужем женовидным» - очень серьёзное оскорбление с точки зрения древних норманнов – видимо, шаманизм не считался «чисто мужским» занятием.

Более того, свои шаманы есть даже… у нечистой силы! Ведь как люди слепы в потустороннем мире, так и потусторонние существа слепы в мире людей, как у людей шаманы видят духов – так и нечисти нужны подобные специалисты, без которых они не смогут разглядеть свою жертву (теперь понятно, почему в незабвенной гоголевской повести нечисть не мола поймать незадачливого бурсака, пока не приведи Вия!)

Шаманы существуют и в наши дни – причём в том числе и у цивилизованных народов, которым блага цивилизации не мешают сохранять национальные традиции (например, у бурят). Более того, в наше время можно найти немало и книг, и публикаций в Интернете на предмет шаманской практики… насколько можно всему этому верить? Начнём с того, что ни один уважающий себя шаман ничего подобного писать и публиковать не будет: сакральные знания на то и сакральные, чтобы не выносить их на широкую публику. Если в таких публикациях и есть крупицы истины, «переходить» к практике не советую: всё-таки путешествие по иным мирам – дело слишком рискованное, чтобы заниматься им «от нечего делать»!

Шаман - человек, который в соответствии с религиозными верованиями способен общаться с духами и потусторонними силами через экстатическое состояние.

Каждый человек слышал слово "шаман", и это неудивительно. В книгах о мистике, в повестях и рассказах эти люди овеяны ореолом загадки и тайны, их обряды никогда не бывают гласными для всех. Простые люди зачастую не знают о жизни и таинствах, окружающих их. Шаманов боятся не только люди, не наделённые способностями, но и колдуны, ведьмы и пр. Они пытаются защититься от них как морально, так и физически. Зная приёмы и правила их работы, т.е.: нaпaдение, исцеление, нaкaзaние, oтнятиe энeргии, воли и тотального истребления, можно попробовать защититься от их магии. Но об этом следует писать в отдельных темах. Шаманы - это не пережиток прошлого, сказок, легенд и мифов. Это всё более чем реально и в наше время.

История и география шаманства

В России термин "шаман" появился в XVII веке, в письменных сообщениях русских служилых людей из Сибири. Но это не означает, что их не было раньше, и не стало потом вовсе. В настоящее время, известно, что шаманы проживают на территории Aфрики, Сeвeрной и Восточной Aзии, также среди индейцев Америки и др.

Для каждой местности характерно своеобразное развитие шаманства: где-то оно слабо развито, в другом же месте иная ситуация. Таким образом, в середине XX века в Сибири, шаманство переживало свой расцвет. В Европе, например у венгров, шаманство находилось в упадке, а у Австралийских аборигенов были найдены лишь зачатки этого колдовства.

Практика шаманства

Шаманская практика связана с первобытной магией, однако, есть существенное различие, которое заключается в том, что магия колдунов нaпрaвленa нa изменения в жизни с помощью своей силы мысли, шаманы же опираются на силу природы. Шаманство, в целом, не подчиняется единым знаниям и умениям. Методика работы каждого шамана уникальна и зависит от родословных истоков. Ведь знания передаются из поколения в поколение. Шаманы-духовники, т.е те кого избрали на роль шамана еще в детстве считаются особенно сильными, потому как они получают знания в этой области на протяжении всей жизни. Шаманы обычно не связывают себя узами брака. Просто так беспокоить шаманов не принято. К ним не желательно приходить в дождливую погоду и по нeчeтным числам. Если вы хотите получить точные предсказания с помощью духов, то делать это надо в полнолуние. Не секрет, что его ритуалы очень изнурительны. Во время работы он слабеет, теряет в весе. Шаману приносят еду, воду, всевозможные подарки, но не деньги. Но нельзя и не заплатить шаманам за проделанную работу. Пожалеешь что-то - вообще разоришься. Нельзя подглядывать за ним во время работы. Нельзя плохо говорить о нём. Кулы (помощник духа) следит за происходящим, увидев что-то неправильное, он может наказать проблемами со здоровьем и не только. Опасно обманывать людей, выдавая себя за шамана, т.к духи ловят лживые слова и не допустят искажения ритуалов колдовства. Шaмaны прeданно служат своим духaм, a те зa это помогaют им.

Опыт общения с духами

Следовало бы рассказать о шаманах, как о лекарях, в первую очередь. Итак, основной частью работы шамана является общение с духами. Путешествие в иные миры называют камлание (от тюркского слова кам - «шаман»). Шаманы достаточно часто работают с наузами (завязками). Вот основное правило этой работы: шаман, завязывая наузу, называет по именам двенадцати умерших родственников того человека, которого лечит в данный момент. Кроме шамана никто не должен снимать наузы с дерева, это очень опасно. Это вредит не только шаману, но и тому, кто это сделал. Сняв наузы с северной стороны, человек вскоре умирает.

Для перехода в низшие миры, шаманы нередко пользуются галлюциногенами. Пoскольку призрaки видны в скoльзящем, плaвaющем сoстoянии, шaмaны пытaются приспoсoбиться к их тeням. С помощью этих средств шаманы облегчают боль в мoмент oтделения внeшней души от обoлoчки тeла. Другие шаманы, чтобы пообщаться духами применяют различные заклинания и другие обряды. Особенно часто для слияния с потусторонним миром используется танец. Имеет большое значение ритуaльная музыкa бубнa и колoкoльчиков. Для каждого духа изготавливается определённый бубен. Их можно сделать из разных пород деревьев. В Азии и Казахстане раньше было принято украшать бубны кровавым декором, как человеческой кровью, так и кровью простого белого барашка. Кожа на обтяжку бубна также играет свою особую роль, так же как и одежда. Oбычно он зaвязывaет кoсички.

Кто такой шаман? «Это тот, кто бегает с бубном и что-то бормочет под нос», - ответят многие. И будут не совсем правы, потому что такая трактовка далеко не полная и не раскрывает истинного значения.

Шаманизм как древнее искусство появился еще во времена палеолита и был распространен по всей планете. Люди общались с духами и осваивали взаимосвязь человека с природой. И что удивительно, шаманы по всему свету пришли к единому пониманию мира, хотя друг с другом они никогда не общались.

Современный человек может приоткрыть завесу тайны и познать древние традиции и практики. Если, конечно, он готов столкнуться со своими корнями и духовной реальностью бытия. Попробуем разобраться, шаман - это кто на самом деле и чем он занимается.

Кто такие шаманы?

В первую очередь это люди, которые обладают определенными знаниями. Шаман, входя в состояние транса, переходит в потусторонний мир. Именно оттуда к нему приходят сведения и опыт, которые потом используются на благо человечества. Такого человека можно назвать проводником в загробное царство или посредником между мирами.

Как еще нарекают людей, обладающих тайными знаниями? Народный целитель, ученый, священник, хранитель древних, колдун, маг, мистик. Все эти названия сводятся к тому, что шаман - это кто владеет естественными методами для поддержания или получения благополучия, хорошего здоровья для себя или окружающих.

Все эти знания хранитель древних черпает от духов-помощников, которые чаще всего предстают в форме мистических животных. Их шаман встречает в иной реальности - нижнем мире. В среднем обитают живые люди. Верхний мир населяют божественные сущности, которые обладают сверхсознанием. Все эти реальности соединены Через нижний мир проходят его корни, а в верхнем заканчивается высокая крона. Таково шаманское понимание бытия.

Значение слова «шаман»

Если обратиться к толковым словарям, то можно увидеть, что они дают несколько трактований этому слову.

Согласно одному определению шаманом является человек, который, по мнению окружающих, обладает особой магической силой. То есть он колдун, или по-другому волшебник.

Другое определение говорит, что шаман представляет собой человека, который входит в контакт со сверхъестественными силами с помощью камлания. Это специальный ритуальный экстаз, достигаемый посредством особых приемов. Об этом речь пойдет немного позже.

Есть еще одно значение, согласно которому шаман выступает в качестве предоставителя услуг религиозного, этнического и медицинского характера. Делает он это в состоянии сознания, подобного экстазу. Считается, что в целительстве принимают участие сверхъестественные силы.

Происхождение слова «шаман»

Термин «шаман» распространен по всему миру. Хоть языки разных народов в корне отличаются друг от друга, произношение этого слова в целом созвучно. Если задумываться, что такое шаман, то нужно разобрать этот термин по составу.

Одна версия происхождения связана с тунгусо-маньчжурским языком. Во главе слова стоит корень «са», который означает «знать». Также есть привязка - суффикс «ман». И получается, что шаман (саман) - это человек, который любит знания. Для сравнения можно привести другой пример, не связанный с целительской практикой. «Асиман» - это «любитель женщин». Также у корня «са» можно встретить производные со схожими значениями. Например, «савун» - это «знания», а «садеми» - «знать».

По другой версии, термин происходит от санскритского «шраман», что дословно переводится как "духовный подвижник", "странствующий отшельник". Это слово проникло в Азию вместе с буддийским течением, а после вместе с эвенским языком распространилось среди русского и западного населения.

Каждый народ именует шаманов по-своему. Даже в одной местности могут попасться разные названия. Встречаются и целые классификации, в соответствии с которыми шаманы делятся на категории и выполняют различные функции.

Чем занимаются шаманы

Какие функции выполняет шаман? На самом деле работа целителя-проводника заключается не в простых танцах с бубном, как считают многие. Шаманы, войдя в транс, определяют болезнь и лечат ее, отводят беды и несчастья от соплеменников, занимаются поиском пропавших вещей и даже людей.

Во время астральных путешествий хранители древних соприкасаются с другими реальностями. Поэтому они могут общаться с мертвыми, сопровождать покинувших землю в мир предков, проводить заговорные ритуалы, защищающие от злых духов. Связываясь с фантомами, шаманы способны не только общаться с ними, но и контролировать их.

Считается, что астральные проекции и путешествия в небесные и подземные миры позволяют предсказывать будущее. Поэтому к шаману можно обратиться за помощью в составлении прогноза той или иной ситуации. Толкование снов - также конек народных целителей.

Шаманы неразрывно связаны с природой, а потому могут контролировать погоду и стихийные явления. Эта способность часто применяется, чтобы обеспечить богатый урожай или удачную охоту.

Как видно, у хранителя древних только благие намерения. А вот шаман-колдун используют связь с другими мирами в корыстных целях, чтобы наживиться или причинить кому-то вред.

Характерные черты шамана

  • Обладает специальными знаниями и магическими качествами.
  • Является гуру, духовным наставником.
  • Способен входить в состояние транса, используя для этого особые танцы, медитации и ритуалы.
  • Умеет высвобождать душу из тела, создавать астральную проекцию и посещать другие миры.

  • Понимает разделение духов на злых и добрых, умеет их контролировать. В случае необходимости шаман сотрудничает с фантомами для благополучия общности.
  • Обладает целительными силами.
  • Прибегает к помощи вещателей - душ животных.
  • В ритуалах использует очень важный атрибут - барабан или бубен.

Шаман - это человек, наделенный даром. И неважно, хотел он его получить или нет. В древнем обществе только боги и духи выбирали народного целителя, отмечая его сверхъестественной меткой. Чаще всего она представляла собой какой-то отличительный знак на теле. Это правило распространялось даже на тех, кому способности передавались по наследству.

Посвящение в шаманы проводит опытный хранитель древних. Во время него избранный сильно заболевает, у него начинается головная боль, рвота, галлюцинации. Такое явление принято называть «шаманской болезнью». Недуг проходит только тогда, когда человек примет свой путь и отдаст себя духам.

Будущий шаман - это чаще всего маленький мальчик. Когда его распознавали, начиналось особое воспитание. Растили его не как обычных ребят. С раннего детства приучали тратить много времени на общение с природой и животными, использовать травы, мастерить шаманский инструмент и контактировать с духами.

Признаки избранничества

В древности люди понимали, что человека выбрали для шаманской миссии, по нескольким признакам:

  • О ребенке можно было сказать, что он «родился в рубашке».
  • Имеет богатое воображение.
  • Испытывает особую любовь к природе и животным.
  • Всегда отличается молчаливостью, угрюмостью и задумчивостью.
  • Человек видит необычные сны о других мирах, священных птицах или животных.
  • В жизни был странный случай (соприкосновение с крылом загадочной птицы, ранение от молнии или камня, свалившегося прямо с неба, и так далее).

Имеет ли шаман значение для современности?

В древности общение с животными и природой было обыденной частью повседневности. Но вот современным человеком это умение было утеряно и забыто. Люди перестали видеть в этом необходимость.

И лишь за последние годы к человечеству пришло понимание ценности того, насколько важно вернуться к духовным корням жизни. Ученые стали всерьез рассматривать существование души и жизни в других мирах.

Наши предки имели знания об этом и даже сами путешествовали в иные реальности. Современному шаману суждено хранить и передавать древние обряды, практики и традиции, необходимые для призыва родовых духов.

Можно ли стать шаманом?

В древности только сверхъестественная метка говорила о том, что человек - шаман. Истории современности доказывают обратное. Сегодня путь шамана может познать практически любой человек. Итак, какие условия для этого необходимы.

  • В роду уже были шаманы, целители или знахари.
  • Перенесение серьезной болезни, при которой жизнь человека висела на волоске, может стать толчком для открытия способностей.
  • Если ребенок имеет способность предвидеть грядущие события, то его вполне можно обучить общаться с духами.
  • В раскрытии потенциала может помочь опытный практикующий шаман.
  • Если наладить контакт с духом природы, он может помочь получить шаманские способности.

Чтобы постичь тайные знания, обычно люди изолируют себя от общества, становятся отшельниками. Они уходят в лес или горы на недели, месяцы и даже годы, чтобы побыть наедине с собой и своими мыслями. Это помогает понять, нет у тебя предпосылок или ты действительно шаман. Легенды рассказывают, что стать посредником между мирами просто по желанию достаточно трудно и очень опасно. Ведь разумом неопытного человека могут завладеть злые духи под видом союзников.

Шаманские практики

Все ритуалы и обряды совершаются в состоянии транса. Чтобы перейти в него, обязательно используются заклинания, особые танцы, песнопения, амулеты и даже галлюциногенные растения. Также в шаманской практике очень важен такой атрибут, как барабан или бубен, который обычно отделан костями животных и бубенчиками.

Для разных ритуалов используются свои инструменты. Например, для совершения обрядов переноски и хранения фантомов или душ нужны погремушки, кости, диджериду или варган. А для определения оберегающего род, специальными инструментами создается особая музыка.

Хранитель древних находится в гармонии с окружающей действительностью и черпает естественные силы от природы. Можно встретить другой тип, который отличается в корне по своим действиям. Им является шаман-маг. Он, наоборот, использует собственные умения - чародейство для изменения мира.

Камлание

Это целые ритуальные приемы, которые совершаются для установления контакта с духами. Иногда они сами вселяются в человека, чтобы передавать через него информацию. Обряд может занять несколько часов, а может затянуться до нескольких дней. Неподготовленного наблюдателя ритуал может напугать, ведь он сопровождается отключением сознания и судорогами. Когда цель достигнута, душа шамана возвращается на землю, а он открывает глаза как ни в чем не бывало.

Перед камланием нужно надеть костюм, нанести грим и подготовить нужные инструменты. Часто созывают соплеменников и разводят костер, вокруг которого все усаживаются. Шаман произносит речь и совершает жертвоприношение. Только после этого начинается камлание - вхождение в транс, удары в бубен, пляски и пение.

Ритм танцу задают предметы, размещенные на одежде шамана. При этом постепенно нарастает шум, а удары в бубен и пение становятся громче. Потом своих соплеменников специальной смесью из грибов и трав окуривает камлающий шаман. Это нужно для погружения всех присутствующих в галлюциногенный транс. Затем можно проводить обряд, который нужен для достижения цели: лечебный, промысловый, религиозный и т. д. В конце камлания шаман обязательно благодарит духов.

Легенды об известных шаманах

Сат Сойзул во время обрядов забивал себе в грудь нож и застывал на месте. Можно было подумать, что он умер. Но в конце камлания Сат открывал глаза и спокойно вытаскивал кинжал.

Другой шаман, Дайгак Кайгал, чтобы убедить всех в своих способностях, просил выстрелить ему в сердце во время камлания. Можно было увидеть кровь, но на самом деле ни пули, ни нож не ранили его.

Шаманы непрерывно связаны с природой и духами. И сегодня в этот таинственный мир может окунуться практически каждый.

История религии Зубов Андрей Борисович

КТО ТАКОЙ – шаман?

КТО ТАКОЙ – шаман?

Сибирский и североевропейский шаманизм был научно описан уже в конце XVIII – начале XIX века и наименован «урало-угорской религией». Но к концу XIX столетия собрано много этнографических фактов, свидетельствующих о присутствии аналогичных шаманизму религиозных явлений у многих неписьменных народов как Старого так и Нового Света. Шаманы обладают искусством общения с духами не только в Сибири и Центральной Азии, но и в Северной и Южной Америке, в Океании, на островах Малайского архипелага, писал Мирча Элиаде в своей специальной работе по шаманизму .

Один из первых русских ученых, исследовавших феномен шаманизма, В. М. Михайловский, отмечал: «Мы имеем право говорить о шаманстве и шаманах у самых отдаленных народов, не имеющих по происхождению ничего общего с теми русскими инородцами, среди которых эти термины возникли или же приобрели права гражданства… При всей разнообразности племен и разбросанности по местностям, лежащим на большом расстоянии друг от друга, явления, носящие в этнографии общее название шаманства, повторяются с замечательной правильностью и последовательностью» .

Ныне эта точка зрения общепринята среди религиоведов. Русский исследователь религиозных представлений народов Малайзии и Западной Индонезии Е. В. Ревуненкова без тени колебания именует шаманами халаков, похангов и дукунов – колдунов, практикующих среди племен внутренней Малайи и Суматры. Из местного, сибирского понятия шаманизм превратился в наименование одного из общечеловеческих типов религиозного поведения. Но как понимают исследователи сущность феномена шаманизма?

Ученые довольно рано установили, что шаман вовсе не обязательно отрицает обычное жречество. Он прекрасно уживается с ним там, где оно существует. Но само жречество постепенно слабеет, деградирует от близости с шаманизмом. Жречество, как отмечалось уже в наших лекциях, среди современных неписьменных народов есть скорее всего пережиток той далекой эпохи, когда теизм еще не сменился магизмом, когда жрец связывал общину с Богом.

Шаман занял в общине не место жреца, но место пророка. Говоря о южносуданских племенах нуэров, сэр Эванс-Притчард отмечал, что «через жреца человек обращается к Богу, а через пророка Бог говорит с человеком» . Замечание это, казалось бы одинаково справедливо для всех религий, но из описаний самого британского ученого становится совершенно ясно, что нуэры почти забыли о Боге-Творце и живут в мире духов. Жрецы в установленные дни и в определенных обстоятельствах возносят молитвы и свершают жертвоприношения как Творцу мира, так и духам покровителям, а вот «пророки» активно вторгаются в области духов и не столько доводят их волю до общинников, сколько пытаются на волю эту воздействовать. «Пророки» нуэров на проверку оказываются типичными шаманами.

«Шаман действует благодаря своей оккультной силе, заручившись помощью духов помощников, подчиняющихся его воле, а жрец – просто смиренный проситель, сам подчиняющийся духам; шаман действует от своего имени, благодаря своему личному могуществу, а жрец – официальный представитель общины в ее взаимоотношениях с духами. Камлания шамана просты и, как правило, ограничены небольшим кругом лиц, в то время как жрец руководит широкими, тщательно разработанными общественными церемониями» – указывал британский религиовед Г. Вебстер .

Научное открытие явления шаманства случилось в то время, когда западный мир переживал расцвет атеизма. Признать шаманизм – значило признать реальность существования духовных сил, которые наука XIX века отрицала со всей решительностью. Но факты шаманского камлания, впадения шамана в транс были многократно описаны. Объявить все это иллюзией не было никакой возможности. И тогда шаманизм был сочтен психической болезнью. «Взгляд на шамана как на человека нервно или психически больного стал почти общепризнанным в науке, и само возникновение шаманизма стало мыслиться как результат отклонений в психике» – отмечала Е. Ревуненкова в обзоре литературы по шаманству . Именно так объясняется феномен шаманизма в «Энциклопедии Религии и Этики» . В работе, посвященной шаманизму в Ост-Индии, голландский ученый Г. Вилкен писал: «Шаман – это личность больная, слабая, страдающая нервным заболеванием и часто – безумием… Шаманский экстаз принадлежит к истериоидной эпилепсии и к гипнозу, определенно – к сомнамбулизму» .

Характерная для первой половины XX столетия, эта точка зрения может встретиться и сейчас в зарубежном религиоведении . Но особенно была она присуща советской науке. «Что нервнобольные в Сибири – шаманы, всем известно и в особых доказательствах не нуждается» – безоговорочно утверждал в 1936 году Д. К. Зеленин . А ставший впоследствии видным представителем советской этнографической науки В. Г. Богораз еще в 1910 году писал в журнале «Этнографическое обозрение»: «Изучая шаманство, мы прежде всего наталкиваемся на целые категории мужчин и женщин, больных нервной возбудимостью, порой явно ненормальных или совсем сумасшедших… Во всяком случае при изучении шаманства нельзя забывать, что это – форма религии, созданная подбором людей наиболее нервно неустойчивых» .

Датский религиовед О. Ольмаркс даже определил диагноз болезни, которой страдают шаманы, а заодно и их обычные соплеменники. Это, по его мнению, действительно известная среди народов Севера «полярная истерия» . Но как объяснить в таком случае шаманизм у народов средних и экваториальных широт? А он по своим формам и проявлениям почти не отличим от полярного.

Исследования русского этнолога С. М. Широкогорова, работавшего в Дальневосточной республике в 1919-1920 гг., а потом в эмиграции в Северном Китае, остались практически неизвестны мировой религиоведческой науке, а между тем он во времена всеобщей убежденности в психической ненормальности шамана утверждал, что тунгусский шаман вполне здоровый и полноценный человек, скорее психотерапевт, нежели сумасшедший . Несколько десятилетий спустя эту мысль высказал видимо никогда не читавший Широкогорова К. Леви-Стросс .

Во второй половине XX века, во многом благодаря работам М. Элиаде, отношение к феномену шаманства претерпевает изменение. Элиаде настаивает во всех своих исследованиях, что мнение о шаманстве как о психической болезни совершенно не верно. В период шаманской инициации посвящаемый имеет вид душевнобольного, – подчеркивает М. Элиаде, – но когда посвящение позади, шаман более крепок, здоров и памятлив, чем иные люди его племени. Признаки эпилепсии и других душевных болезней, отмечающих призвание в шаманство, изглаживаются после посвящения. У якутов, отмечает ученый, словарь шамана 12 тысяч слов, а у обычного якута – лишь около 4 тысяч; у бурятов шаманы – основные хранители устной народной поэзии .

О том же свидетельствует и Анна Смоляк: «Шаманы нанайцев и ульчей в большинстве случаев были уважаемыми односельчанами людьми… все они – сильные, волевые люди, во многом сведущие, опытные в житейских делах, в промыслах» .

Шаман безусловно выходит из социальной нормы своего общества, и в этом смысле он ненормален. Но скорее всего правы те ученые, которые настаивают на его психическом здоровье. Трудно представить, что все множество сообществ шаманского типа, существующих по всему земному шару, состоят из душевнобольных людей. Ведь не только сам шаман, но и его соплеменники, коль скоро они верят ему и в его камлания, должны иметь сходный психический строй. А если шаман – шизофреник, то и всему племени, нуждающемуся в шамане, присуща ***.

Шизофрению и истерию шаману может приписать только исследователь, который отрицает существование духовного мира, не верит в личных волевых духов. Но весь парадокс шаманства в том и состоит, что только действительное существование духов дает смысл существованию института шаманства. Мы можем отрицать бытие демонов, но и шаман и его соплеменники всецело верят в них. Считать их всех на этом основании сумасшедшими не больше причин, чем атеисту полагать безумцем любого христианина, участвующего в евхаристическом таинстве. А ежели признать хотя бы субъективную реальность духовного мира, то тогда феномен шаманства становится легко объяснимым:

Общаясь каждодневно с духами, принимая их в себя, восходя и нисходя в их обители, шаман обязательно будет казаться «странным», «одержимым», «экстатичным». Такой он и есть. Но странность и одержимость объясняются его принадлежностью одновременно к двум мирам - миру человеческому и миру демоническому. Сам шаман и его соплеменники уверены в этом безусловно.

Из книги Древние города и Библейская археология. Монография автора Опарин Алексей Анатольевич

И день такой был Исследования по этому вопросу проводили многие ученые, в числе которых был и американский профессор Тоттен. После длительных исследований он опубликовал математические вычисления, основанные на базе астрономии, в которых он доказал, что солнце, земля и

Из книги История веры и религиозных идей. Том 3. От Магомета до Реформации автора Элиаде Мирча

§ 245. Шаман и шаманская инициация Верховный небесный Бог, либо ставший впоследствии deus otiosus, либо разделившийся на множество божеств (Тэнгри и 99 тенгри); Бог-Создатель, чьи творения - Мир и человек - испорчены коварным вмешательством сатанинского Соперника; хрупкость

Из книги В начале было Слово… Изложение основных Библейских доктрин автора Автор неизвестен

А. Кто такой пресвитер? «Пресвитеры» (по–гречески - «пресбутерос»), также называемые «епископами» («эпископос»), выполняли наиболее ответственное служение в Церкви. Слово «пресвитер» означает старший, то есть достойный и уважаемый. Его положение напоминало положение

Из книги Культы и мировые религии автора Порублёв Николай

Кто такой Кашпировский Анатолий Михайлович Кашпировский родился в 1939 г. на Украине. Во время войны он ребенком находился вместе с семьей в Казахстане в то время, как отец воевал на фронте. После войны вся семья недолго жила в Белоруссии, а потом переехала на Украину, в

Из книги Об ангелах и бесах автора Пархоменко Константин

Кто такой сатана? Подвижники Церкви постоянно встречаются со странной, противостоящей им злой силой на путях глубокой молитвы и активной христианской жизни. Эту силу невозможно подвести под категорию случайности, не подходит она и под определение непознанного

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Кто такой Бог? Бог – высочайшее существо. Ему нет равных нигде: ни на земле, ни на небе.Бог – бестелесный и невидимый Дух. В Библии сказано: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы».Бог вечный. Он всегда был и всегда будет. Бог вне времени. Бог есть всегда.Бог неизменяемый. Он

Из книги Непознанный Мир Веры автора Автор неизвестен

Святитель Иннокентий и Алеутский шаман Владыка Иннокентий (в миру Иван Вениаминов) до вдовства, пострига и епископского рукоположения был священником на Алеутских островах. Для изучения наречий островитян и их просвещения он не останавливался ни перед какими

Из книги Христос и церковь в Новом Завете автора Сорокин Александр

Кто такой Бог? Религией может быть названо только то мировоззрение, в котором присутствует мысль о Боге, идея Бога, признание Бога, вера в Бога. Если нет этого, нет и религии. Мы можем называть такую веру как угодно: шаманством, фетишизмом, астрологией, магией… Но это уже не

Из книги 33 простых способа создания зон здоровья и счастья у вас дома и на даче автора Блаво Рушель

69. Кто такой Филимон? Адресатом был молодой состоятельный христианин по имени Филимон, житель Колосс - города в долине реки Лик в Малой Азии (см. подробнее § 38). Павел приветствует также Апфию (по мнению свт. Иоанна Златоуста, супругу Филимона) и Архиппа (их сына?), а также

Из книги Эволюция бога [Бог глазами Библии, Корана и науки] автора Райт Роберт

Медведь-шаман Исчезновение Белоусова Утром нас поднял бодрый бас Александра Федоровича. Он пел, растирая полотенцем широкую грудь: Утро красит нежным светом стены древнего Кремля, Просыпается с рассветом вся Советская земля! Холодок бежит за ворот… - Александр

Из книги Статьи и лекции автора Осипов Алексей Ильич

Глава 2 Шаман Как стать шаманом Вознаграждения в шаманизме Измененные состояния сознания Это реальность? Первые политики Подведение итогов Сегодня в мире существует великая и таинственная сила, от которой зависят судьбы миллионов человек. Эта сила

Из книги Запретный Талмуд автора Ядан Ярон

Кто такой Бог? Лекция профессора А.И. Осипова по основному богословию, прочитанная в Сретенском училище 10 октября 2000Религией может быть названо только то мировоззрение, в котором присутствует мысль о Боге, идея Бога, признание Бога, вера в Бога. Если нет этого, нет и

Из книги Еврейский ответ на не всегда еврейский вопрос. Каббала, мистика и еврейское мировоззрение в вопросах и ответах автора Куклин Реувен

229 КТО ТАКОЙ ИОВ И КОГДА ОН ЖИЛ По мнению мудрецов Мишны (во всяком случае, некоторых), автором книги Иова является сам Моше (Моисей). Это мнение согласуется с теорией, что Иов жил во времена Моше. но откуда оно выводится?Ключом к этой загадке является слово эйфо (же),

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

Кто такой я? Скажите – личность человека (т. е. то "я", которое сейчас есть), что с этой личностью случается после смерти? Является ли эта личность частью души, или это нечто физическое?ДавидВы задаёте чудесный вопрос. Одно из самых употребительных слов в нашем лексиконе –

Из книги Господь управит автора Александр Авдюгин

Кто такой Искариот? Приговор Иисусу вынес Синедрион, то есть собрание старших священников и других наиболее авторитетных духовных вождей иудейского народа. Более того, именно они, а прежде всего первосвященники Анна и Каиафа, этого и добивались и, вероятно, были вполне

Шаман

Определение шамана: кто такой шаман? Шаман — это духовный человек развивающий свои силы через шаманизм. Учения связанные с шаманизмом, вероятно являются одними из древнейших учений человека, его истоки относятся к каменному веку.

Термин «шаман» происходит от санскритского слова «сраман», означающего труженик.

Шаман и индейские верования

Шаманизм — это не религия, а мировозрение основанное на убеждении, что физическая природа может быть поставлена ​​под контроль человека в лице шамана. Считается, что шаман имеет духовную связь со всеми элементами природы.

Шаманизм смешивается с другими убеждениями, такими как Анимизм, Тотемизм, Ритуализм. Но это осталось в прошлом. Сегодня шаманизм другой, он свободен от традиций и прошлых ошибок. Традиции сдерживали правильное развитие шаманизма и шаманов. Слепо идти за традициями это и была главная ошибка шаманов прошлого. Они уповали на чужие силы и сами оставались в недоразвитом состоянии. Это продолжалось с каменного века и до сегодняшних дней.

Роль шамана

Шаман использовал подходящие слова, предметы и ритуалы, чтобы защитить людей от злых духов. Роль Шамана могла отличаться от племени к племени, так как были разные региональные и племенные вариации убеждений и верований. Есть, однако, несколько общих ролей, разделяемых каждым Шаманом.

Шаман был целителем, коммуникатором и просветителем:

Коммуникатор: Шаман предоствлял помощь и советы членам племени
Шаман был хранителем мифов, традиций и племенной мудрости
У Шамана были способности Духовного Исцеления и способность лечить болезни — отсюда и древнее название шамана
Мистик: Шаман обладал способностью общаться с духовным миром, покидать тело и входить в сверхъестественный мир для поиска ответов

Во многих племенах, Шаман также играл роль война или военачальника.

Инструменты шамана

Состояние повышенной осознанности
Использование священных предметов
Символическая магия, заклинания, военные танцы, пляжные танцы и охотничьи танцы с использованием погремушек и барабанов
Пост и очищающие ритуалы

Медицина, тайна и шаман

Исцеляющая роль Шамана была решающая. Человек, знающий духов и сверхъестественное, был шаманом. Шаман знал слова защиты и песнопения и знал предметы, которые, если их нести, разоружили бы плохих духов и защищали их владельцев. Коренные американцы, которые потратили свои жизни, пытаясь получить такие знания, называются: медиками, медиками, тайными людьми или шаманами.

Шаманские регалии — маски, погремушки и барабаны

Шаман был снабжен целым рядом предметов, которые помогали ему общаться с духами в других мирах. Они использовали танцы, жесты и звуки в качестве символических сил Шамана, чтобы войти в духовный мир. Шаман также носил церемониальную одежду и носил священные предметы, такие как погремушки и барабаны.

Шаманы некоторых племен также использовали маски, которые как полагали, обладают духовными силами и идентифицируют их с духами в других мирах и активируют их силы.

Шаман, Церемонии и Тайные общества

Среди некоторых племен, особенно среди юго-западных индейцев, есть тайные общества, которые практикуют духовную мудрость на благо индивида или на благо всего племени. Тайные общества шаманов могут работать, чтобы вылечить болезнь у отдельных людей или работать на всё племя, чтобы бороться с недугами.

Это краткий экскурс в традиционный шаманизм, но как мы говорили ранее сегодня расцвет свободного шаманизма.

Сеансы исцеления современных шаманов .

Loading...Loading...