Структура еврейской общины. Еврейская община и христианские организации

На прошлой неделе в Новом здании Российской национальной библиотеки открылась выставка «Многонациональная столица: Свой устав в большом городе» . Приурочена она к Международному Дню толерантности и 20-летию возрождения национально-культурного движения в Петербурге. На выставке представлено около 100 уставов разных национальных обществ дореволюционного Петербурга. Каждой национальной общине отведены отдельные стенды, на которых посетители библиотеки смогут увидеть уставы организаций, книги и календари на национальных языках, напечатанные в частных типографиях города.

Организаторы выставки представили уникальные документы из жизни армянской, грузинской, латышской, литовской, эстонской, татарской, немецкой общин, уставы мусульманских обществ, петербургских голландцев, британцев, швейцарцев и других национальных групп, населявших российскую столицу. Представлен на выставке и еврейский стенд. Организатор экспозиции, доктор исторических наук Тамара Смирнова отыскала в фондах Публички и представила вниманию гостей одиннадцать уставов различных еврейских организаций начала прошлого века. Помимо уставных документов, читатели смогут ознакомиться с двумя еврейскими календарями за 5676-й и 5681-й годы, выпуском газеты «Ха-Мелиц» за 1873 г. (№ 1) и тремя книгами об истории нашей общины: двумя работами В. Ю. Гессена и американским изданием книги М. Бейзера.


О том, что Санкт-Петербург всегда был городом многонациональным, говорить излишне. Столицы больших империй нередко становились центрами притяжения для интеллигенции национальных окраин, местом возрождения культурной и политической жизни народов, её населявших. Восприятие Петербурга как города сугубо многонационального порой принимало курьезные формы. Так, Франсуа Ансело - секретарь французской посольской миссии, прибывшей в Россию весной 1826 г. для участия в торжествах, посвященных коронации Николая I, писал в своих знаменитых мемуарах «Шесть месяцев в России»: “Я прибыл в Петербург несколько дней назад и сразу обратил свой взгляд на жителей этой искусственной столицы России, однако до сих пор видел только вельмож, дворцы и казармы. Говорят, русских надо искать не здесь. В самом деле, коренные жители как бы затеряны среди ливонцев, литовцев, эстонцев, финнов и прочих инородцев, населяющих эту колонию”. (Жан-Арсен-Франсуа Ансело. «Шесть месяцев в России». Письмо VII ). Удивительное, на первый взгляд, мнение французского литератора, кажется, не лишенным доли истины и в наши дни. Жаль, однако, что ни Ансело, ни другие путешественники, колесившие по российскому бездорожью в первой половине XIX столетия, не могли ничего сказать о еврейской общине Северной Пальмиры. Её не существовало. По крайней мере, на официальном уровне. Противники подобных пессимистических оценок будут возражать, указывая на несомненное еврейское присутствие в городе, вопреки законодательным барьерам и высочайшим повелениям о высылке «всех жидов вон из столицы». И будут правы. Еврейская община Петербурга обнаруживает свой исток в самом начале XIX века, когда группа евреев во главе с Нотой Ноткиным, приобрела участок для еврейских захоронений у лютеранской общины Св. Петра. Книга «Протоколов и актов церковного совета» за 1800 - 1812 гг., хранящаяся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга на Псковской 18, указывает дату заключения сделки - 8 февраля 1802 г. Постоянная оседлость начинается с кладбища. И здесь мы вспоминаем сюжеты Торы: подобно Аврааму, приобретшему пещеру Махпела у сынов Хеттовых, петербургские евреи приобрели участок в 160 сажень для погребения единоверцев на Бретфельдском (впоследствии - Волковом) кладбище. С тех пор город ни на день не оставался без евреев. Их пребывание в столице могло носить временный характер. Опасность высылки за нарушение паспортного режима в черту оседлости, или, что еще страшнее, отправки в Сибирь или в солдаты, была велика. Однако те, кому удавалось остаться в городе, тайно возвратиться или поселиться в пригородных районах, и составили неофициальную, незаметную глазу путешественника еврейскую общину - яркую и многообразную. Мы встречаем среди еврейских жителей столицы представителей всех социальных слоев еврейских обществ черты оседлости. Это и штадланы с их помощниками, еврейские купцы и виртуозные мастеровые, зубные врачи и деятели еврейских правительственных комитетов, раввины и еврейские нижние чины: солдаты петербургского гарнизона и матросы Кронштадта, проявлявшие удивительное стремление в жестких казарменных условиях к соблюдению обрядов веры отцов и построению своеобразной общинной жизни. Не забудем и евреев-выкрестов, доносчиков и сотрудников III Отделения, таких ярких персонажей, как, например, Мария Хотяинцева (Бернштейн).


Все вышеназванные группы евреев, пребывавшие в Петербурге в первой половине века, представляли собой различные категории общины, существовавшей де-факто, но, к сожалению, не де-юре. Вследствие этого, в годы царствования Николая I, настроенного антиеврейски, не существует документов общинных организаций, которые были бы признаны и утверждены властями. Пожалуй, лишь общинные пинкосы и солдатские метрики отчасти отражают элементы общинной структуры первой половины XIX в. В соответствии с законами военного ведомства, евреи-нижние чины армии и флота могли выбирать из числа товарищей по оружию благонравного еврея для заведования должности раввина и ведения метрических книг (если полки, в которых они несли службу находились вдали от раввинов официальных и число еврейских рядовых превышало цифру в 300 человек). Поразительный факт: Абрам Ханин, выбранный на должность раввина еврейскими моряками Кронштадта в 1840-х гг., собирал сведения для собственной метрической книги о родившихся еврейских малышах не только среди еврейских сослуживцев по кронштадтскому гарнизону, но и среди нижних чинов сухопутного ведомства в Петербурге и окрестностях! (РГА ВМФ. Ф. 283. Оп. 1. Д. 6545. Лл. 9 - 9 об.) Однако, такое важное и благородное дело, как ведение метрической книги, еще не знаменует собой начало полномасштабной общинной жизни. Знатоки скажут нам, что еврейские солдаты контактировали с состоятельными единоверцами, живущими в столице в собственных просторных квартирах, оборудованных молельными комнатами. Они навещали их, совершали общественные богослужения, приходили на праздники. Это замечательный пример взаимодействия на различных ступенях общинной иерархии. Жаль, что об этих контактах мы знаем пока совсем немного. Тем не менее, уровень социальной взаимосвязанности и влияния на всю общинную жизнь, в рамках взаимодействия нижних чинов и представителей элиты, был не столь высок, не охватывал все элементы еврейской традиционной жизни. В столице Российской империи еще не существовало выразителя еврейских общенациональных интересов, способного взять на себя ответственность за еврейское общество.


Таким человеком стал в конце 1850-х гг. Евзель Гинцбург. По словам историка Валерия Юльевича Гессена, чья книга «К истории Санкт-Петербургской Еврейской религиозной общины: От первых евреев до 20 века» представлена на выставке, Гинцбург «пользовался уважением не только евреев, но и многих сановников, не мало сделал для расширения прав евреев, которых он в столице практически возглавлял» (с. 49). Именно Е. Г. Гинцбург, его сын Гораций, М. И. Берлин, Л. М. Розенталь, М. П. Фридланд, Д. Ф. Фейнберг, А. М. Варшавский, С. С. Поляков и другие еврейские нотабли приняли живое участие в становлении официально признанного еврейского общества на рубеже 50-х - 60-х гг. XIX в. Важным этапом борьбы за упрочение общины стало высочайшее разрешение на открытие Купеческой молельни, последовавшее 28 октября 1860 г. Эта молельня стала первой несолдатской молельной, официально признанной царской администрацией.


Логическим продолжением этой победы стал многолетний труд по созданию Синагоги, духовного центра не только столичного еврейства, но и всего еврейского народа России. Каждый шаг на этом пути, каждое новое дозволение добывалось огромными усилиями в противостоянии с чиновниками, зачастую настроенными антиеврейски. Однако, в 60-е гг., на заре общинной жизни, до окончательного утверждения проекта Синагоги и её постройки было еще далеко. В годы первого десятилетия правления Александра II, ознаменованного либерализацией «ограничительного законодательства», лидеры столичного еврейского сообщества приняли участие в учреждении национальных культурных организаций нового типа.

ОПЕ - Общество по распространению просвещения между евреями в России

В октябре 1863 г. правительство утвердило устав Общества по распространению просвещения между евреями в России (ОПЕ). ОПЕ стало «первой и самой долговечной общественной еврейской организацией в России» (Натанс Б. За чертой: Евреи встречаются с позднеимперской Россией. - М.: (РОССПЭН), 2007. С. 201). Помимо купеческой элиты - сахарного магната А. М. Бродского, финансиста Л. М. Розенталя и других предпринимателей, в обществе участвовали и еврейские интеллектуалы, сторонники идей Хаскалы, боровшиеся против религиозного консерватизма еврейских масс, поддерживающие научные и художественные сочинения на иврите. В 1860-е - 1870-е гг. количество членов ОПЕ не превышало 500 человек и больше половины из них проживало в столице. Географическая удаленность Петербурга от черты оседлости влияла на восприятие общества, которое казалось далеким от традиционной общинной жизни и элитарным. На протяжении многих лет ОПЕ подвергалась всесторонней критике в печати: кто-то ждал от организации изменений в области правового равноправия, кто-то хотел видеть в ней трибуну для дискуссий о культурном будущем российского еврейства. Цели общества представлялись современникам не вполне ясными: как трактовать «просвещение» евреев? Кому оно должно быть адресовано и на каком языке? Отсутствие единогласия в данных вопросах порождало нетерпение жаждущих реформ. Однако, организаторы ОПЕ направили свою деятельность не в политическое русло, а на благотворительные цели. Финансовая поддержка, оказываемая еврейскому студенчеству, была внушительной и весьма успешной. Историк Б. Натанс отмечает, что за первые 25 лет существования ОПЕ «между еврейскими студентами было распределено 268 тыс. рублей» (Натанс Б. За чертой... С. 259).


Устав Общества просвещения евреев не представлен на экспозиции. Возможно, это объясняется историческими причинами: большинство уставов, в том числе и еврейских, относятся ко времени расцвета деятельности национальных организаций, когда после первой русской революции 1905 г., 4 марта 1906 года были приняты Временные правила об обществах и союзах, упростившие их регистрацию. Однако, документы ОПЕ стали бы важным элементом еврейского стенда, ибо роль общества была уникальна. Принципы деятельности ОПЕ были, как бы мы сказали сегодня, инновационными, опередившими свое время.

Спустя годы после основания, ОПЕ послужила основой и прообразом для других еврейских общественных организаций, также отличавшихся новаторским духом. Среди них отметим ОРТ - «Общество ремесленного и земледельческого труда среди евреев России» (его устав 1907 г. представлен на выставке), ЕИЭО - Еврейское историко-этнографическое общество (его устав 1908 г. помещен на еврейском стенде), ЕКОПО - Еврейский комитет помощи жертвам войны (на выставке демонстрируется «Проект Устава общества для вспомоществования семьям евреев-воинов и еврейскому населению, пострадавшему от военных бедствий. 1914 г.») и другие.

ОЗЕ - Общество здравоохранения евреев

Важно отметить, что еврейские общественные организации часто были взаимосвязаны материально и организационно. Так, в годы Первой мировой войны (с весны 1915 г.) катастрофическое положение еврейских беженцев заставило ЕКОПО объединиться с Обществом здравоохранения евреев (ОЗЕ). ОЗЕ стало медико-санитарным отделом ЕКОПО, получало от него финансовую поддержку на осуществление масштабной деятельности: организацию поликлиник, передвижных больниц, дезинфекционных бань, столовых (большей частью для детей), пунктов посемейного распределения продуктов, что позволило спасти от голода и эпидемий тысячи еврейских беженцев. Также создавались дома инвалидов войны, общежития для беженцев, а главное — расширялась сеть детских лагерей.

ОЗЕ было основано в августе 1912 г. в Петербурге (за два года до начала войны) как Общество охранения здоровья еврейского населения. Предполагалось создание единой общероссийской еврейской медицинской службы. Тем не менее, в Уставе ОЗЕ мы сразу обнаруживаем переклички с «просветительской» деятельностью ОПЕ, так как он определял, что Общество здравоох-ранения евреев «имеет целью изучать санитарно-гигиенические условия среди евреев, распространять среди них правильные гигиенические сведения, способствовать научной постановке общественно-врачебного дела и вообще содействовать охранению здоровья еврейского населения» .

Таким образом, мы обнаруживаем характерную особенность еврейских уставов: в основе уставных документов различных еврейских обществ лежали идеи распространения просвещения, т.е. повышения образовательного, мировоззренческого уровня своих единоверцев, скованных существованием в черте оседлости и ограничительным законодательством. Первоначально определенные в уставах цели просвещения под влиянием повседневной ситуации трансформировались в более конкретные задачи: например, в финансовую помощь студентам, как в случае ОПЕ, или в организацию «Врачебно-питательных летучих отрядов», как в ситуации с ОЗЕ.

ОРТ - Общество ремесленного и земледельческого труда среди евреев в России

Обратимся к опыту других уникальных еврейских организаций - ОРТа и ЕИЭО - Еврейского историко-этнографического общества, чьи уставы представлены на экспозиции.

Общество ремесленного и земледельческого труда среди евреев в России (ОРТ, с 1921 г. - «Всемирный союз обществ по распространению ремесленного и земледельческого труда среди евреев») - было основано в Петербурге в 1880 г. под названием «Временного Комитета по образованию Общества в память 25-летия царствования государя императора Александра II». Этому «временному комитету» будет суждено просуществовать до наших дней. Сегодня общество именуется - World ORT. Инициатором создания ОРТа был крупный еврейский промышленник, банкир и железнодорожный магнат Самуил Соломонович Поляков (1832 - 1888). Идею С. Полякова поддержали другие еврейские нотабли: Г. О. Гинцбург, А. И. Зак, Л. М. Розенталь, М. П. Фридланд. Они обратились к российскому еврейству с призывом жертвовать на «образование возможно значительного фонда, доходы с которого могли бы быть употребляемы на вспомоществование и дальнейшее развитие существующих уже для евреев ремесленных училищ, на содействие к открытию новых таких училищ, на облегченнее переезда ремесленников,… на вспомоществование еврейским земледельческим колониям, основание новых таких колоний, образцовых ферм и земледельческих школ» (Цит. по: Общество ремесленного и земледельческого труда среди евреев в России // Еврейская Энциклопедия: В 16-ти т. СПб.: Общество для Научных Еврейских Изданий и Изд-во Брокгауз - Ефрон, 1906 - 1913 гг. Т. XI. Стлб. 942). Призыв еврейских лидеров встретил отклик: к концу 1880 г. было собрано более 200 тыс. руб. Однако, наступившая в правление Александра III реакция не позволила утвердить устав общества.

Тем не менее, отсутствие официально утвержденного устава не помешало Комитету общества оказывать помощь еврейским ремесленникам, переселяющимся «за черту». Всего было переселено около 170 человек, которым было выдано более 27 тыс. рублей. И это не самая яркая страница деятельности будущего ОРТа. Гораздо успешнее и эффективнее шло распределение средств - выдача пособий и ссуд - еврейским земледельцам южных и северо-западных колоний, а также учащимся профессиональных школ и частных мастеров. Комитет перечислил на их нужды до 1906 г. свыше 150 тыс. рублей. После легализации ОРТа в конце 1906 г. в его деятельности произошли важные перемены. Общество отказалось от филантропической традиции и стало действовать в русле общественно-организационной помощи трудящимся еврейским массам. Программа, выработанная в 1907 г. содержала следующие цели: «1) Надлежит культурным воздействием со стороны повлиять на улучшение технических приемов евреев-ремесленников и земледельцев, повысить качество и производительность труда, а также в некоторых случаях познакомить их с новыми отраслями труда. 2) Надлежит улучшить экономические условия деятельности еврейского трудящегося населения, необходимо создать ему дешевый кредит, сделать для него более доступными хорошие материалы и орудия, обеспечить сбыт изделий. Все эти задачи могут быть достигнуты лишь самодеятельностью населения, организованного в кооперативные общества. И в стимулировании кооперативного движения должна заключаться важнейшая задача общества. 3) Наконец, задачей общества должно быть содействие правильному распределению трудящихся элементов по территории страны». (Цит. по: Там же. Стлб. 924 - 925). Параллельно ортовцы предполагали проводить исследования «экономической жизни еврейской массы». Эти, на первый взгляд, сухие пункты были на самом деле чрезвычайно прогрессивны для своего времени. Не потому ли современный ОРТ будет праздновать в следующем году свое 130-летие, что новаторские основы его деятельности, сформулированные в начале прошлого столетия, оказываются актуальными в наши времена? А. И. Иванов, опубликовавший воспоминания Григория Аронсона (1887 - 1868) - историка, публициста, общественного деятеля и секретаря ОРТа с 1926 по 1931 гг., отмечает: «в воспоминаниях Г. Я. Аронсона Союз ОРТ представлен не просто как еврейское благотворительное учреждение, но прежде всего как политический, интеллектуальный и культурный центр русско-еврейской эмиграции в Берлине» (Иванов А. И. Григорий Аронсон. Записки секретаря ОРТа / Архив еврейской истории. Т. 3. - М.: РОССПЭН., 2006. С. 95). Сам Г. Аронсон пишет в «Записках» о своем особом «ортовском ихусе», т.е происхождении, которое помогло ему после высылки из советской России в 1922 г. быстро стать «своим» в берлинском отделении общества (Там же. С 102).

ЕИЭО - Еврейское историко-этнографическое общество

Аронсон и другие ортовцы были активными общественными и политическими участниками совершающейся Истории, людьми деятельными и энергичными. Такими были и члены Еврейского историко-этнографического общества (ЕИЭО), организованного в Петербурге в 1908 г. на базе Историко-этнографической комиссии, основанной в 1892 г. при Обществе для распространения просвещения между евреями в России .

Основателями ЕИЭО были выдающиеся историки, этнографы, лингвисты, знатоки еврейского мира - С. М. Дубнов, М. М. Винавер, А. И. Браудо, С. М. Гольдштейн, М. И. Кулишер, М. Л. Вишницер, Ю. И. Гессен, С. А. Ан-ский, С. Л. Цинберг и другие. Каждый из них достоин отдельного глубокого очерка. Семен Дубнов в воспоминаниях, посвященных истории и деятельности ЕИЭО отмечал, что идея создания подобной организации пришла к нему еще в 1891 г.: «17 лет понадобилось для того, чтобы эта мечта нашей юности, наконец, воплотилась в дело…» (Дубнов С. М. Из воспоминаний С. М. Дубнова / Публ., вступ. статья и комментарии В. Е. Кельнера / Архив еврейской истории. Т. 4. - М.: РОССПЭН., 2007. С. 18). В самом конце 1928 и начале 1929 г. автор «Книги жизни» вспоминал: «Памятен мне вечер 16 ноября 1908 года, когда в красивом Александровском зале петербургской синагоги состоялось учредительное собрание Историко-этнографического Общества. Председательствовал М. И. Кулишер, старый публицист и этнограф. … Мне казалось, что в эту минуту под сводами зала заседания витали тени двух эпох, что прошлое тут слилось с настоящим, 1891 год с 1908-м, что тут читается исповедь целого поколения интеллигенции, пронесшего свой глубокий идеализм сквозь духоту реакции и бурю революции…» (Там же. С. 18 - 19).

Подвижнический труд участников ЕИЭО внес огромный вклад в развитие научной еврейской историографии и этнографии. Сотрудники общества опубликовали два тома сборников документов: «Регесты и надписи» (Т. 2, 1910; Т. 3, 1913; 1-й том был издан в рамках Историко-этнографической комиссии в 1899); выпускали журнал Еврейского историко-этнографического общества «Еврейская старина» (Тт. 1-10, 1909-18, редактор С. Дубнов; Тт. 11-12, 1924-28, главный редактор Л. Штернберг; Т. 13, 1930, главный редактор С. Л. Цинберг.

«Рыцарь фольклора» Семен Ан-ский руководил уникальной экспедицией, собиравшей в 1911 - 1914 гг. материалы по еврейской культуре в западных губерниях предвоенной империи. Они составили основу музея Еврейского историко-этнографического общества, функционировавшего с 1916 г. до 1930 г. в здании Еврейской богадельни, находившейся на 5-й линии Васильевского острова, д. 50.

В конце 1929 г. Историко-этнографическое общество было закрыто, его библиотека и архив поступили главным образом в Публичную библиотеку имени М. Салтыкова-Щедрина, а экспонаты музея большей частью находятся ныне в Российском Этнографическом музее.

Мы коснулись судеб лишь нескольких еврейских общественных организаций, зародившихся в дореволюционном Петербурге. Некоторые из них просуществовали два - три года, иные процветают и в наши дни. На выставке представлены далеко не все организации и их уставы. Историк Т. М. Смирнова рассказала нам, что обнаружила в картотеке РНБ формуляр устава еврейского спортивного общества «Маккаби» 1918 г. Но сама брошюра с текстом устава оказалась утраченной.

В любом случае, то, что мы видим на еврейском стенде выставки «Многонациональный Петербург - свой устав в большом городе» - это ценный материал не только для тех, кто интересуется еврейским прошлым, но и для всех, кто участвует в жизни современного еврейского сообщества. Деятельность еврейских обществ второй половины XIX века и начала века XX оказалась новаторской. Порой она выходила далеко за рамки утвержденных в МВД уставов, но это было связано с реакцией на смену окружающей исторической обстановки. Быть может, современные еврейские организации пока не превзошли ни в оригинальности, ни в масштабе идей труда своих предшественников, и опыт прошлого для нас по-прежнему незаменим.

По данным статистики около 80% населения России составляют русские, и примерно 0,3% – евреи.
Сколько Вы знаете организаций в России, занимающихся защитой прав исключительно русских людей? ... Ни одной!
Зато организаций, занимающихся защитой интересов евреев в России огромное множество. А учитывая малочисленность еврейского населения – просто преступно огромное количество. Не верите? Давайте посчитаем. Но прежде уточним, что объединения и союзы «общин» и «организаций», это и есть объединения кагалов. И так, начнем:

Федерации еврейских общин России (ФЕОР)
Объединяет в основном общины хасидского направления в иудаизме. По данным на 2007 год, в состав ФЕОР входят 200 общин в 178 городах России. Зарегистрирована Минюстом РФ в 1999 году.

Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР)
Объединяет ортодоксальные и реформистские еврейские общины. КЕРООР объединяет 100 еврейских организаций в 68 городах России. Учреждён в феврале 1993 года.

«ВААД» (Конфедерация еврейских организаций и общин СССР), Москва
Образовалась на учредительном съезде 18–22 декабря 1984 г. в Москве (в помещении Всесоюзного Киноцентра) по инициативе группы еврейских организаций и общин (Еврейская Культурная Ассоциация, Еврейский Культурный центр, Организация Сионистов («Иргун Циони» и др.).
На учредительном съезде ВААД работало около 400 делегатов от 210 еврейских организаций и общин из 73 городов Советского Союза, представители 55 иностранных еврейских организаций в качестве гостей, в том числе такие, как Всемирная сионистская организация, Сионистский форум советских евреев (Израиль), Союз Советов за советских евреев (США), Международное общество Б"най Б"рит, Всемирный Еврейский Конгресс, Объединенный еврейский призыв (США), Борьба студентов за Советское Еврейство (США), Канадский Еврейский Конгресс, «Европейский еврейский конгресс», «Эсинисти Интернэйшнл» и другие. Персонально-общественные деятели (бывшие граждане СССР –И.Бегун, В.Слепак, Ш.Азарх, Ю.Штерн). На съезд были приглашены около 50-ти народных депутатов СССР, в том числе Я.С.Канович, М.Л.Бронштейн, М.Г.Вульфсон, И.И.Заславский, Ю.Г.Гаускнехт, Г.А.Илизаров, И.Д.Кобзон, А.И.Гельман, Г.Х.Попов, С.Б.Станкевич, А.А.Собчак, Е.А.Гаер, О.Г.Газенко, Г.В.Старовойтова. Т.И.Заславская, Ю.Н.Афанасьев, В.А.Коротки, Ю.Ф.Карякин, Е.А.Евтушенко, В.Л.Гинзбург и др. Часть из приглашенных участвовала в работе съезда, в том числе выступили В.И.Гольданский, Я.С.Канович и др.

«ВААД» в переводе с иврита значит «Совет», «комитет» так, в средневековой Польше, к примеру, назывался орган еврейского самоуправления, объединяющий кагалы – общины.
На съезде обсуждались вопросы – о национально-культурной автономии евреев; эмиграции и репатриации, по развитию еврейских традиций и религии; по иудаистике, по взаимодействию с национальными и демократическими организациями; Устав ВААД, о сионизме; выборы руководящих органов и др.
Съезд поддержал выезд евреев из СССР, необходимость сотрудничества с демократическими силами, осудил нарастающую волну антисемитизма, дал новую трактовку сионизму как «составной и неотъемлемой части общемирового и национально–демократического движения»; часть представленных организаций (около 10%) не согласились с такими императивами еврейского движения, предлагая сосредоточить его внимание на развитии еврейской и национальной культуры.
Съезд принял обращение к советскому правительству, Верховному Совету СССР и ЦК КПСС с требованием немедленно публично выступить с осуждением антисемитизма.
Рассматривались вопросы оказания Еврейской автономной областью помощи ВААДу (выступление председателя облисполкома Кауфмана).

Созданию ВААДа предшествовало несколько крупных мероприятий его инициаторов.
– В Риге 21–22 мая 1989 г. по инициативе Еврейской Культурной Ассоциации (ЕКА) состоялась всесоюзная встреча «за круглым столом» по проблемам советского еврейства. На нем было принято решение о необходимости «консолидации независимого еврейского движения», образован Координационный центр по подготовке общесоюзного съезда еврейских организаций (функционировать начал с сентября 1989 г. в Москве). На «круглом столе» также было принято предложение президента Всемирного Еврейского конгресса (ВЕК) Э. Бронфмана провести в рамках съезда ВААД заседание сессии исполкома ВЕКа, с целью оказать необходимую помощь в становлении «независимого еврейского движения». При содействии и финансовой помощи ВЕКа в Москве уже были открыты в 1988–1989 гг. Еврейский культурный центр им.Михоэлса (открыт 12 февраля 1989 г. при содействии Камерного Еврейского музыкального театра и Еврейской культурной ассоциации (ЕКА). отделение иудаистики при Академии мировых цивилизаций, отделение международного фонда за выживание и развитие, филиал Европейского европидского спортивного клуба «Маккаби» (Вильнюс, Москва) и др.
– 25–26 ноября 1989 г. в Риге прошла встреча рабочей группы, занимающейся вопросами взаимодействия с представителями демократических и национально–демократических движении СССР, в том числе с Латышским обществом еврейской культуры, еврейскими организациями Литвы, Украинским Хельсинкским Союзом, Народным движением Украины «Рух», московской фракцией ДС, народными фронтами Эстонии, Латвии, Литвы, Ленинграда, Украинской народно–демократической лигой, комитетом «Апрель» и др. На нем была при всех крайностях одобрена линия на то, что алия (выезд евреев в Израиль) и участие в демократических преобразованиях в СССР принципиально не противоречат друг другу. Указывалось, что интересы еврейской диаспоры – неотъемлемая часть общеевропейских интересов, а потому важно добиваться благоприятных условий для их реализации в конкретной стране обитания, что в свою очередь диктует необходимость развивать сотрудничество с демократическими движениями народов СССР.
– 1–2 декабря 1989 г. в Вильнюсе прошла международная конференция «балтийского еврейства», на которой апробированы, в том числе и вопросы для дискуссии на предстоящем съезде ВААДа.

Согласно программным положениям Устава ВААД самоопределяет себя как добровольное демократическое общественно–политическое объединение еврейских организаций СССР, построенное на принципах конфедерации. Организации–участники конфедерации согласны в том, что полномочия, делегируемые ВААДу, ограничиваются политическим представительством на общесоюзном и международном уровнях, а также информационными и координационными функциями.
Мотивом к объединению является «осознание глубокого кризиса, в котором находится советское еврейство, который начался сто лет тому назад еще в России». По мнению идеологов ВААДа с 60-х годов из СССР начался исход евреев, который сейчас вступил в новую фазу – стал массовым и сейчас происходит проход евреев через Россию, как это было ранее через Польшу, Испанию, Германию, Ирак и др. страны. В России сегодня евреев становится на 300 тысяч меньше. Однако немедленная репатриация равнозначна панике 2 мл. человек, которые должны бежать через границу.

Необходимость исхода диктуется тем, что в СССР евреи как народ находятся в максимальной степени «в тупике полной ассимиляции», разрыв поколений, утрата культурных традиций от поколения к поколению.
Таким образом концепция является главным императивом в деятельности ВААДа, а поэтому главная цель: «сделать эмиграцию евреев цивилизованной, а не панической, чтобы не превращать ее в проблему беженцев.

Основные направления деятельности ВААД:
– «возвращение советских евреев в еврейский народ», т.е. восстановление советского еврейства как национального, религиозного и культурного целого; восстановление тесных связей с евреями мира, прежде всего с Израилем;
– контроль за соблюдением права на репатриацию и эмиграцию, предоставление евреям СССР двойного гражданства;
– свободное национальное развитие евреев СССР, организация традиционных форм их национальной жизни в Советском Союзе. Способствование развитию разнообразных форм общинной жизни и национально–культурной автономии евреев в различных регионах СССР (общины, культурные общества, клубы, фонды и т.д.) с учетом специфики и перспектив развития данных регионов;
– защита гражданских и политических прав, чести и национального достоинства евреев, противостояние антисемитизму во всех его формах и проявлениях. Антисемитизм рассматривается в своей основе «как реакция неевреев на свои проблемы, а не реакция на евреев», однако зачинщика бед предполагают искать в последних. Главное средство борьбы с ним самих евреев – это организация общинной жизни.

В числе задач ВААДа также «развитие сотрудничества и взаимопомощи между различными народами, участие в демократических преобразованиях советского общества; поддержка «демократического» движения в Советском Союзе.

Основные формы работы: законодательные инициативы; работы экспертных комиссий, празднование памятных дат еврейского народа, научные исследования еврейской проблематики, издательская деятельность, создание клубов еврейской культуры, хозрасчетная деятельность, переписка, туризм, поддержка деятельности всех видов и форм еврейской национальной самодеятельности, в том числе и религиозной, консультации по вопросам эмиграции и абсорбции и др.
В тактическом отношении ВААД стремится придерживаться принципа, что «вклад евреев в современное общественно-политическое развитие страны должен быть именно еврейским вкладом, а не вкладом отдельных евреев». Индивидуальное (частное) участие лиц еврейской национальности в широких масштабах в политической жизни «вовсе не радует», что приводит к тому (по мнению лидера ВААДа М.Членова). «что во главе целого ряда движений, в особенности радикальных, как слева, так и справа, стоят евреи и люди с еврейскими фамилиями». Это приводит зачастую к негативному отношению к ним, порождает мнение о засилье евреев, обостряя еврейский вопрос. Такая позиция ВААД приводит к отказу от сотрудничества с ним ряда общественных деятелей (евреев) и целых политических организаций, где много евреев в качестве их членов, из–за боязни, что их обвинят в сионизме.
Отчасти по этой же причине, несмотря на многочисленные интервью, не было публикаций о деятельности ВААД в советских средствах массовой информации («Аргументы и факты» и др.), не предоставлялось слово на митингах (например, 4 февраля 1990 г. в Москве и др.).

Деятельность Антисионистского комитета советской общественности рассматривается как дискредитирующая еврейство, способствующая развитию антисемитизма, а последний подает как козни сионизма.
Членство коллективное (только еврейские организации); строение ВААД – конфедеративное. Организации на местах могут объединяться в региональные организации ВААД.
Высший орган – съезд; исполнительный Совет, ревизионная комиссия, Совет избирает Президиум Совета и сопредседателей, создает комиссии по направлениям работы, секретариат для ведения организационно-технической работы.
Возглавляют ВААД три сопредседателя – Михаил Членов (Москва), Иосиф Зиссельс (Черновцы), Самуил Зильберг (Рига). В состав совета ВААД входит также Бейт–Дин–Цедек (Суд справедливости), задачей которого является решение спорных вопросов, возникающих в отношениях между организациями, входящими в ВААД, так и внутри их. При ВААДе созданы:
– Бюро по репатриации и эмиграции,
– Общественный совет противодействия антисемитизму,
– Еврейский информационный центр.
Для обеспечения организационно-технической стороны работы ВААДа создан секретариат ВААДа, располагающийся в помещении еврейского театра «Шалом».

Своей финансовой базы ВААД не имеет. Средства находятся в руках входящих в конфедерацию организаций. После идет поиск самостоятельной финансовой базы. проведены переговоры с представителями банка «Восток» (готов стать спонсором). Предполагают оказывать посреднические услуги: помочь наладить отношения с зарубежными партнерами и др.

Социально-профессиональный состав: преимущественно научная, творческая интеллигенция, преподаватели, работники культуры. Печатные органы создаются.

В числе московских еврейских организаций, входящих в ВААД или сотрудничающих с ним, такие, как: Еврейская культурная ассоциация (имеет Информационный центр (см.ст.»Ариэль»), издающий журнал «Шалом» (126 с.) с литературным приложением (в основном на иврит); Еврейское историческое общество (выпускает «Еврейский исторический альманах» (Г.Сатановский, с февраля 1988 г. два раза в год, 100 с.); Московское еврейское культурно–просветительское общество (зарегистрировано Моссоветом), при нем создан «Клуб 22» – литературное объединение, ставящее своей целью изучение и развитие современной еврейской русскоязычной литературы. Между редакцией журнала «22» (Израиль) и «Клубом–22» достигнута договоренность о творческом взаимодействии. «Клуб–22» будет представлять интересы журнала в СССР; «Маккаби» (культурно-спортивное); «Молодежный центр по изучению еврейской культуры – Тхия» – (зарегистрирован при Московском горкоме комсомола); «Иггуд ха-морим» – «Союз преподавателей иврита». (Более полутора сотен преподавателей в Москве и около двухсот – в городах страны.) «Иеда» – «Иегуди дабер иврит» («Еврей, говори на иврите» – откололась от «Иггуда»); Ассоциация друзей и деятелей еврейской культуры (издает «BECK» – «Вестник еврейской советской культуры», общее направление – просоветское в перестроечных условиях; «Клуб любителей еврейской книги»; «Юридический семинар по вопросам эмиграции и репатриации»; «Маханаим» («Два лагеря». Культурно–религиозное общество, занимается вопросами религии, традиций); Общество реформаторского иудаизма «Свободный иудаизм»; «Рахамим» (Общество милосердия).

В июле 1990 г. участвуют и организации советского отделения еврейского агентства («Сохнут») – общественной организации Израиля, занимающейся вопросами репатриации (алии) и абсорбции, а также связями с еврейскими общинами диаспоры.

От сотрудничества с ВААД отказались: Всесоюзное объединение творческих работников и друзей еврейской культуры (издают журнал «Советиш Геймланд» – Советская Родина), часть «Иргун Циони».

Лига МАГЕН
Общественная организация, созданная для противодействия миссионерской деятельности среди евреев. Иными словами для восприпятствования перехода евреев из иудаизма в другие религии.

Российский еврейский конгресс (РЕК)
Светская общественная благотворительная организация. Между ФЕОР и РЕК существует многолетний конфликт, связанный, в первую очередь, с финансовыми вопросами.

Международный институт XXI века
Московский ВУЗ, учрежденный Федерацией еврейских общин России (ФЕОР) в 2003 году (в 2008 году получил государственную акредитацию). Вуз состоит из 5 кафедр: Экономических дисциплин, Правоведения, Информатики и математики, Истории и иудаики, Иностранных языков.

Департамент по правозащите и борьбе с антисемитизмом
Создан при Федерацией еврейских общин России (ФЕОР).

«Гилель» Росии.
Международная еврейская студенческая организация.

Ассоциации сотрудничества «Санкт–Петербург - Израиль»

Всемирный конгресс русскоязычного еврейства (ВКРЕ)

«Джойнт» Американский распределительный комитет
Развернул на территории России сеть благотворительных организаций «Хэсэд». В «Хэсэдах» сосредоточены программы помощи старикам (евреям), медицинские программы, включая прокат медицинского оборудования, гуманитарная продовольственная помощь и пр. Отдельной строкой проходит финансирование еврейских школ и других образовательных программ для детей и взрослых. Источник финансирования – сбор пожертвований в США со стороны основного мирового «фондрейзера» в еврейском мире – UJC (Объединенной Еврейской Общины).

Еврейское Агентство в России «Сохнут» (ЕАР «Сохнут»)
Формально является не благотворительным фондом, а организацией с российской регистрацией, занимающейся поддержкой еврейского образования в России. В то же время де-факто – это израильская полугосударственная организация, имеющая при этом один из самых крупных бюджетов для работы в России. Занимается поддержанием еврейского самосознания у евреев, и поддержанием положительного отношения к Израилю, преподаванием иврита и пр.

«Лишкат ха-кешер ле мемшела»
Израильское государственное агентство по связям с диаспорой. Ранее очень мощная государственная структура, работавшая с советскими евреями.

«АРИЭЛЬ», Москва
Еврейский информационный центр создан в 1989г. на основе «неформального» еврейского информационного центра, осуществлявшего в 80-х годах в Москве ряд изданий, в том числе и периодических. «Ариэль» официально зарегистрирован.
Задачи информационного центра – помощь в возрождении и распространении еврейской культуры.

Сегодня «Ариэлем» издаются на официальной основе:
– журнал «Еврейский мир», общественно-политического характера;
– полугодовой литературно-публицистический журнал «Шалом». Редколлегия: Спектор, Черниц, Умнов. Выходит с 1988 г., 40 с., посвящен еврейской культуре. Официальный вариант существовавшего в «самиздате» на протяжении двух лет самодеятельного издания. Издает Еврейская культурная ассоциация;
– «Еврейский информационный бюллетень». Основа – «Информационный бюллетень по вопросам репатриации и еврейской культуры». Издается с декабря 1987 г., редактор А. Шмуклер. 50 с., за два года в «самиздате» вышло более сорока его номеров, является продолжением самиздатовского журнала «Евреи в СССР» (в нач. 70-х ред. А.Вороиель, затем В.Брабловский);
– журнал «Истоки», посвященный еврейской традиции. Русский перевод аналога, издающегося в США;
– Еврейский ежегодник, (редактор В.Мушинский, выходит с 1979 г., фотоспособом, 100 с.).
– Оказывает содействие в выпуске ежеквартального «Ленинградского еврейского альманаха» (редактор С.Фрумкин).
Кроме того, предполагается и уже осуществляется издание книг, календарей и другой печатной продукции по теме еврейской истории, культуры, традиции.
Директор центра – Евгений Сатановский.

Ассоциация сионистов–демократов (АСД), Москва
Создана 1 января 1990 г. По инициативе группы членов «Иргун Циони», которые во время учредительного съезда Ассоциации Еврейских общин и организаций СССР (ВААД) (см.ст.) заявили о несогласии с жесткой позицией руководства «Иргуна» и ее председателя Л.Городецкого по отношению к съезду и к создаваемому на нем ВААД. Кроме того, поводом для размежевания стал также тот пункт программы «Иргуна», который ставил обязательность эмиграции именно в Израиль.
Основные цели, задачи, программные установки АСД совпадают с «Иргуном». За исключением того, что АСД считает недопустимым насильственное принуждение к эмиграции только в Израиль, а также недопустимость концентрации власти руководства в одних руках, в данном случае – у Льва Городецкого. Основным в программе выступает теория «мягкой абсорбции», то есть всесторонней подготовки человека к будущей жизни в Израиле (в основном) уже во время его нахождения в Советском Союзе. Программа «мягкой абсорбции» включает в себя изучение языка, традиций еврейского государства, подбор приблизительно возможных мест работы в Израиле и т.п.

Основные формы работы и мероприятия: историко–просветительская деятельность, оказание помощи в изучении иврита, распространение информации об Израиле и т.д. Кроме этого. Ассоциация также реализует программы по службе милосердия, еврейскому образованию. Есть детские группы.

Отделения Ассоциации созданы в 23 городах страны.
Общая численность членов около 300 человек. Печатный орган – «Алия» (1 раз в 2 мес.).
АСД является коллективным членом ВААДа.

«БЕЙТАР» (Союз еврейской молодежи им.Иосифа Трумпельдора на территории СССР), Москва
Образован на учредительном съезде в Москве 13–14 мая 1990 г. (63 делегата из 18 городов Советского Союза). На нем принята Программа и Устав, обращение к премьер–министру Израиля, почетному бейтаровцу М.Бегину, любавическому ребе М.Шнеерсону, президенту СССР М.Горбачеву. Данное учредительное мероприятие рассматривает себя как восстановление ранее существовавшей одноименной организации. Официальным учредителем нынешнего «Бейтара» является «Иргун Циони» (сионистская организация СССР).
Основные программные цели и задачи: «борьба за право каждого еврея вернуться на свою родину – Израиль»; «защита евреев от духовного, культурного и физического насилия»; «возвращение евреев к традиционным духовным ценностям – к иудаизму», «изучение и распространение общенационального языка евреев – иврита», «участие в воспитании и обучении еврейских детей» и т.д.
Считают свои цели в основном совпадающими с целями движения «Хабад» и «Сионистской организации».
Основной лозунг: «Ам Израэль Хай! – Народ Израиля жив!»

Численность актива 100–150 человек (экспертная оценка).
Отделения «Бейтар» и отдельные его члены есть более чем в 50 городах. Наиболее сильные его местные организации в Харькове, Вильнюсе, Москве. Члены «Бейтара» обучаются ивриту, соблюдению традиций еврейской культуры, организации агитационно–пропагандистской работы, проходят спортивную подготовку, в том числе обучение у-шу, каратэ, дзюдо и др.

Все категории БИБЛИЯ Общие сведения Пятикнижие Пророки Писания Комментарии Исследования Канон и его становление Герои и персонажи Апокрифы и псевдоэпиграфы Кумранские рукописи Переводы ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Общие сведения Мишна Гемара. Тосефта Законоучители Комментарии и исследования Мидраш Кодификация Закона Респонсы Раввинистические сочинения ИУДАИЗМ Общие сведения Заповеди и предписания Еврейское религиозное право Культ Теология Мистика. Каббала. Магия Литургия. Молитвенники Обряды и обычаи Суббота и праздники Семья. Жизненный цикл Кашрут Религиозная этика Религиозная община. Синагога Традиционное воспитание и образование Раввинистические авторитеты Иудаизм и другие религии ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА Общие сведения Самаритяне Период Второго храма Мессианские движения Караимы и средневековые секты Саббатианство. Франкизм Хасидизм Митнагдим и мусар Современные течения в иудаизме Иудействующие Криптоиудеи ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА Общие сведения Эллинистическая философия Средневековая философия Философия Нового времени Наука о еврействе ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА Общие сведения Древнейший период Эпоха Первого храма. Вавилонское изгнание Эпоха Второго храма Период Мишны и Талмуда Раннее Средневековье Крестовые походы и изгнания Начало Нового времени (16-18 вв.) Х аскала Французская революция Новое и Новейшее время Катастрофа европейского еврейства ЕВРЕИ РОССИИ (СССР) Общие сведения С 1-го века до разделов Польши История, правовое положение (1772-1917) Религиозная жизнь Просвещение. Светская культура Еврейские движения, партии, организации Власть, общество и евреи (1772-1917) История евреев СССР Еврейская жизнь в СССР Государственная политика и антисемитизм Советское общество и евреи Российская Федерация (с 1991 года) и евреи Вклад евреев в культуру, науку, экономику Евреи в политической и общественной жизни ДИАСПОРА Общие сведения Регионы и страны Этнолингвистические группы Общины Религиозная, общественная и культурная жизнь Политическая власть. Взаимоотношения общества и евреев Юдофобия и антисемитизм Общественные и политические организации ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ Общие сведения География Археология История (до 1948) СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ Общие сведения Предтечи и становление сионизма Конгрессы, учреждения, партии От Декларации Бальфура до создания государства История государства Государственное устройство Общественно-политическая и религиозная жизнь Экономика Просвещение. Культура. Наука. Спорт Арабо-израильский конфликт ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ Общие сведения Иврит Семитские языки Идиш Другие еврейские языки ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА Общие сведения На языке иврит На языке идиш На других еврейских языках Русско-еврейская литература Еврейская литература на других языках Книгопечатание Периодическая печать ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО Еврейское народное творчество Музыка Пластические искусства и архитектура Театр. Эстрада. Кино ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Духовная жизнь Политика Наука Экономика. Промышленность Литература. Журналистика Искусство Спорт СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Концепция издания Сокращения Предисловия к томам Библиография
Христианство и антисемитизм

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    На данный момент только 50-100 евреев живет в стране . Эмиграция из Ливана не была массовой, даже после первой гражданской войны в Ливане в 1958 году , так как ливанские евреи были тесно интегрированы в общество и не чувствовал необходимости отказаться от своей родины. Но эмиграция увеличилось после начала в 1975 году в Ливане гражданской войны , и еще больше возросла после того, как Израиль вторгся в Ливан в 1982 году .

    Ранняя история

    В до-библейские времена, регион между Газой и Анатолией (территория современных Ливана, Израиля/Палестины, Иордании и Сирии) был одной культурной единицей. Несмотря на отсутствие центральной политической власти, регион объединялся близостью языков (северозападносемитские языки, в частности финикийский , древнееврейский и арамейские), религии и образа жизни. Здесь находились некоторые из первых в мире постоянных поселений, расположенных вокруг ранних сельскохозяйственных общин и независимых городов-государств, многие из которых обладали широкой сетью торговых отношений по всему Средиземноморью и за его пределами.

    Во времена Израильского царства, Ливан и Израиль (в том числе современная Иордания) уже могут быть признаны как полностью обособленные, хотя они оставались близкими союзниками. В течение этого периода, части современного Ливана находились под контролем Иерусалима, а евреи жили далеко на север в районе Ваал-Хермон на склонах горы Хермон (иногда отождествляется с современной Хасбайей , которая в свою очередь стала важным центром еврейской жизни в первой половине 20-го века ).

    После 1947 года

    Антисионистские демонстрации начались в 1947 и 1948 годах, но первоначально не наносили никакого вреда еврейской общине. По мере продолжения арабо-израильского конфликта, враждебность по отношению к евреям усилились, особенно со стороны мусульманского населения. Главная синагога в Бейруте была взорвана террористами в начале 1950-х, а ливанская палата депутатов стала местом острых дискуссий о статусе еврейских офицеров ливанской армии. Результатом обсуждений стало единогласное решение об отставке и исключении их из ливанской армии . Два еврейских офицеров были уволены, но некоторые евреи продолжали работать на правительство.

    Большинство ливанских евреев были сионистских взглядов и смотрели благосклонно на создание Израиля, но тем не менее они не хотели вмешиваться в политику и не обсуждали вопросы связанные с Израилем, чтобы их арабские соседи не обвиняли их в измене .

    До 1958 года, когда в Ливане вспыхнула первая гражданская война , число евреев в Ливан оставалось на уровне около 9000, что делало Ливан единственной арабской страной, в которой еврейское население увеличилось после 1948 года. Только после 1958 начался массовый исход евреев из Ливана, в результате политических волнений в стране. Несколько сотен репатриировались в Израиль, а многие другие переехали в США и Европу.

    В начале 1967 года число евреев, оставшихся в Ливане оценивалось примерно в 5000-6000, но после Шестидневной войны , эмиграция увеличилась и община уменьшилась примерно наполовину. К тому времени, почти все ливанские евреи проживали в Бейруте , наряду с несколькими семьями, оставшимися в Сидоне (община в Триполи прекратила своё существование до 1947 года). Было два еврейских банка в Ливане, Сафра банк и Société Bancaire (ранее Zilkhah банк). Только после войны 1967 года были введены ограничения, накладываемые на ливанских евреев, которые должны были обращаться к властям за получением разрешений на работу и просьбы далеко не каждого заявителя были удовлетворены. Это стало одной из причин увеличения еврейской эмиграции. Другая причина заключается в частичном параличе ливанской экономики, особенно в сфере туризма, так как христианские паломники больше не нуждались проезжать через Ливан для того, чтобы посетить Старый город Иерусалима и Вифлеем. Некоторые еврейские эмигранты, особенно молодые люди, уезжали в Израиль.

    В конце 1960 и начале 1970-х годов, еврейская община в Бейруте по-прежнему содержала синагоги и другие общинные институты, а также были синагоги в Сидоне и в летних курортах Бхамдун и Алей . В этот период еще работали еврейские школы в Бейруте и Сидоне. Еврейские ученики также учились в христианских учебных заведениях, особенно в колледжах и институтах, так-как еврейские школы не проводили обучение на уровне всех классов средней школы, и из-за предпочтения ливанских евреев учиться на французском языке. Даже в еврейских школах акцент был сделан на изучении французского языка. Арабский изучался в меньшей степени, а иврит еще меньше, хотя изучение иврита не было ограничено со стороны властей. Сеть еврейских и христианских школ успешно боролась с неграмотностью среди молодого поколения, но очень мало кто продолжал обучение в высших учебных заведениях. Большая часть молодого поколения занялась бизнесом. К 1970 году община сократилась до около 1000-1800.

    Евреи всегда отличались от населения той страны в которой они проживали и своим образом жизни, и религиозными взглядами. По этим причинам они обосабливались и объединялись в общины, структура которых была практически везде одинакова. Так обосновавшись в каком бы то ни было городе где их было более десяти человек - миньян это уже можно назвать малой общиной.

    Кагал именно так в древности называлась еврейская община, теперь так в основном говорят про караимскую общину. Кагал в широком смысле слова община, в более употребительном - форма ее самоуправления. Чаще термином кагал обозначаю правление еврейской общины, которая была посредником между нею и властью той страны в которой эта община находилась. В средние века евреи жили довольно обособлено, в отдельных иудейских кварталах.

    Раввин

    Раввин - это религиозный руководитель общины на которого. Чтобы получить звание раввина надо иметь глубокие познания в Письменной и Устной Торе. Конечно, главная их задача как и в прежние века - служить духовными руководителями и разрешать возникающие галахнческие вопросы. В свободное от религиозных вопросов время они занимался судейством. Кроме того раввин является хозяином синагоги и всего ее имущества. Так к примеру известны случаи когда в трудное время раввин мог отдавать синагогу и ее имущество в залог на некоторое время с правом выкупа в дальнейшем.

    Количество раввинов на общину не ограничено.

    Хазан

    Хазан ведет общественную молитву и представляет всю общину в ее обращении к Всевышнему. Поэтому другое название человека, выполняющего эту функцию, - шлиях цибур, что дословно означает "посланник общины". Большие богатые общины содержат постоянного хазана, как правило, он ведет молитву только в субботу и праздники. В зависимости от нужд общины хазан может выполнять и другие обязанности, если он имеет соответствующие образование и квалификацию. Однако в будние дни роль хазана, как правило, выполняет шамес, или кто-нибудь из молящихся, обладающий достаточным опытом. Хазан должен отвечать определенным требованиям: отличное знание религии и обрядов, родного и государственного языка; высокая нравственность и незапятнанная репутация; хороший голос и слух; представительность и др.

    * он должен быть скромным, достойным и почтенным человеком, строго соблюдающим заповеди, ведь он является представителем общины перед Небесным Судом;

    * хазан должен быть достаточно образованным человеком и, как минимум, понимать смысл молитв;

    * он должен принимать участие в делах общины. Если невозможно найти хазана, отвечающего всем этим требованиям, должен быть выбран наиболее достойный по своим качествам человек. Пусть лучше хазаном будет юноша, хорошо знающий молитвы, но не имеющий слуха чем невежда с приятным голосом.

    Габай или парнас

    Габай или парнас - это руководитель общины, своего рода "административный директор". Обычно синагогой управляет несколько габаев. Они занимаются финансовыми делами синагоги решают, административные вопросы и т.п. Габаи могут составлять совет общины.

    Коганим - это священнослужители Израиля, потомки Агарона-первосвященника по отцовской линии (поэтому когеном может быть только сын когена). Во время сорокалетних странствий сынов Израиля по пустыне коганнм приносили жертвы в Скинии Завета, после поселения в Эрец-Исраэль и строительства Храма вели службу в Храме. При распределении земли в Стране Израиля колено Леви, к которому относятся коганнм, не получило доли, но, с другой стороны, Тора обязала остальных евреев поддерживать коганим (и левним), отделяя в их пользу часть урожая. Во времена Храма коганим кроме исполнения своей главной функции - ведения службы в Храме - были также духовными наставниками народа, его судьями и учителями. Однако с течением времени духовное руководство народа перешло к пророкам, а затем к мудрецам и раввинам. Деятельность коганнм была ограничена, в основном, службой в Храме. С разрушением Храма в 70 г. н.э. они лишились возможности исполнять и эту свою обязанность. В наше время коганим продолжают соблюдать часть запретов, которые налагает на них Тора Так, когену запрещено жениться на разведенной или входить в помещение, где лежит мертвый. Обязанности коганим в наше время тоже весьма ограничены: они совершают выкуп первенцев и благословляют народБыть еврем стр43.

    Шамес

    Шамес Синагогальный служка - помощник раввина. В его обязанности входит: замещение хазана, обучение приходящих для этого в синагогу детей; управление хозяйственными делами синагоги; смотрение за имуществом, и подготовка синагоги к службе, перемотка сивтка торы и т.п.

    Хазаны и шамесы избирались общиной, испытывались в знании законов и, утверждались в должности советом общины в который входили как правило либо самые старейшие и уважаемые общинники, либо коганим. Донин X. Быть евреем. - Иерусалим.: Шамир, 1991. -С. 46.

    Совет общины

    Совет общины - орган управления состоящий как правило из наиболее уважаемых общинников, Габая, коганим, и шамеса. Ранее раввин принимал главенствующую роль в совете, но постепенно раввин начинает отвечать в основном за духовную жизнь, а административное, финансовое и прочее «мирское» руководство, кроме судебного, переходит в веденье габаев. Но, тем не менее, слово раввина до сих пор является главным.

    Бейт дин

    Бейт дин это раввинский суд состоящий, как правило, из трех раввинов. Занимается Бейт дин уголовными и прочими спорами, опираясь на талмуд, галаху и законы ТОРЫ.

    Заседает бейт дин в синагоге, или если нет таковой в кенасах. Кенаса от еврейского Кнессет - собрание, применяется в основном для обозначения караимских домов моления. Еврейская синагога это более широкое понятие так как синагога - это, Бейт кнесет на иврите, более широкое понятие.

Loading...Loading...