Святитель чичагов. Священномученик митрополит Серафим (Чичагов)

Автор более 1500 страничного труда "Медецинские беседы" - священномученик митрополит Серафим, в миру Леонида Михайловича Чичагов. В книге изложена история медицины от Гиппократа до конца XIX века и собственный многолетний уникальный научный и практический опыт лечения Л.М. Чичагова, применявшийся им в течение многих лет. Автор предлагает свою систему оздоровления известную как "Система Чичагова" или "Система Серафима Чичагова". Книга переиздана в 1991 году репринтным изданием. В книге использована русская дореформенная (дореволюционная) орфография. Скачать книгу Вы можете .

___________

Часть первая.

Беседа I.

О медицине вообще. Спутанность понятий о медицине в обществе. Премированный лечебник докторара Флоринского. Обладают ли медицинские науки точными методами? Значение медицинских наук для государства и общества. Разделение медицинских наук на группы. Определение цели медицины. Можно ли прервать болезнь? Значение предрасположения к известной болезни. Что представляет в настоящее время терапия в общем. Мнение проф. Гергардта. Погоня за определением формы болезни. Важность знания целебных средств. Имеются ли твердые и точные правила для верного диагноза? Проф. Панш, как автор повторительного курса анатомии человека, и мнения его об основах анатомии. Бесполезные теоретические вопросы. Изучение действия лекарственных веществ на организм человека. Заимствования сведений от простонародия. История медицины и польза от изучения её. Развитие медицины у древних народов.

Система оздоровления Серафима Чичагова является одной из многочисленных методик, направленных на устранение болезней без применения специальных медикаментов. Применение данной системы имеет свои преимущества и недостатки. Основа системы Чичагова заключается в самовосстановлении организма, достигаемого путем и улучшения ее качества.

Причины болезней по мнению Чичагова

Серафим Чичагов многие годы своей жизни занимался медициной. По его мнению, главная причина заболеваний заключается в нарушении кровообращения в пораженных органах. Также причинами заболеваний является низкое качество крови, так как на ее состав оказывает влияние немало пагубных факторов.

Что провоцирует болезни:

Таким образом, методика оздоровления Серафима Чичагова базируется на очищении крови и восстановлении работы органов.

Принципы лечения

Профилактика болезней и лечение по системе Серафима Чичагова предполагает соблюдение нескольких правил. Терапевтические процедуры должны осуществляться постоянно, а не использоваться в виде временных курсов лечения. Ученый считал, что организму необходимо некоторое время, чтобы активизировать процессы, направленные на самовосстановление.

Главные принципы системы Чичагова:


Читайте также:

Соответствие веса и роста у женщин по индексу Кетле и формуле Брока, типы телосложения и нормы длины ног

Оздоровить организм с помощью методики Чичагова возможно только при соблюдении указанных правил и принципов.

Лечебное питание

Эффективность методики Чичагова заключается в грамотно подобранном повседневном рационе. Митрополит считал главным врагом человеческого организма переедание, а потому количество употребляемой пищи должно быть строго ограничено. Это не означает, что человек должен голодать и испытывать неудобства. Напротив, прием пищи должен производиться часто, и в таких порциях, чтобы съеденное приносило легкую сытость, а не тяжесть в животе.

Особенности питания Серафима Чичагова:


Система Чичагова практически не ограничивает человека в выборе продуктов, однако лучше всего отказаться от сложных блюд с большим количеством синтетических компонентов, красителей, ароматизаторов. Ученый рекомендовал доверять выбор организму, употреблять то, в чем испытываешь потребность, так как тело лучше знает, какие вещества необходимы.

Переход на описанный способ питания позволяет улучшить состояние организма. Даже без специального лечения проявление болезней становится менее интенсивным, улучшается работа мозга, и как следствие, нервной системы.

Читайте также:

Противопоказания

Система оздоровления, разработанная Серафимом Чичаговым, считается безопасной и безвредной для организма. Переход на новый режим питания, как правило, не приводит к осложнениям, и нормально переносится пациентами. Несмотря на это, существуют противопоказания, при наличии которых питание по системе Чичагова навредит.

Описание: В 1999 году настоятельница Московского Новодевичьего монастыря игумения Серафима (Черная-Чичагова) переиздала фундаментальный медицинский труд своего деда - священномученика митрополита Серафима, в миру Леонида Михайловича Чичагова - «Медицинские беседы» в двух томах объемом более 1500 страниц.
В нем изложена история медицины от Гиппократа до конца XIX века и собственный многолетний уникальный научный и практический опыт лечения Л.М. Чичагова, применявшийся им в течение многих лет.

Леонид Михайлович Чичагов дает такое определение своей системы лечения: «Создав особую систему лечения…, я желал бы доказать, что медицина как наука… должна более всякой другой науки опираться на религию и изыскивать средства в природе, созданной Самим Творцом на пользу человечества, - не забывая, однако, что врачу необходимо иметь в виду не только одну больную плоть, но стараться искать корень болезни и в духе или в душе человека. Только такой врач будет иметь возможность подать скорейшую и вернейшую помощь».

Л.М. Чичагов призывает нас обратиться к целебным силам природы, использовать ее законы. Отличительной чертой медицинской системы Чичагова является индивидуализация лечения, применение закона подобия, точный подбор дозы растительных неядовитых средств, приготовленных по особому рецепту. Это чрезвычайно актуально в наши дни, так как современный человек испытывает психоэмоциональные перегрузки; отмечается хронизация заболеваний, аллергизация, нестойкий эффект и плохая переносимость медикаментозной терапии. Метод эффективно применялся автором при различных заболеваниях. Точно подобранные растительные препараты в малых дозах гармонизируют систему регуляции организма, способствуя его выздоровлению.

После переиздания медицинских бесед Л.М. Чичагова в конце XX века его имя становится известно в российских медицинских кругах. Современные врачи разделяют его идеи, делают доклады на гомеопатических конференциях, создают лечебные кабинеты его имени.

Ценность медицинской системы лечения Чичагова возрастает в наши дни в связи с ухудшением экологической обстановки, возросшими психоэмоциональными перегрузками, потерей духовных ориентиров.
Предлагаемая читателю книга включает в себя два научных труда Л.М. Чичагова, содержащих краткое изложение его лечебной системы, а также статьи современных ученых и врачей, свидетельствующих об актуальности принципиальных подходов Л.М. Чичагова к лечению больных в наши дни.

Книга рассчитана на врачей разных специальностей, а также на широкий круг читателей.

Год выпуска: 1891 г. Репринтное издание 1999 г.
Автор: Леонид Михайлович Чичагов
Жанр: научно популярный
Издательство: Репр. изд. М. Аванти Благотворит. фонд дворян. рода Чичаговых
ISBN: 5-901162-01-3
Формат: PDF
Количество страниц: 1551
Язык мед-книги: Русский (дореволюционный)

Митрополит Петербургский Серафим (Чичагов) - потомственный русский аристократ, блестящий гвардейский офицер, герой Русско-турецкой войны 1877–1878 гг, богослов и священник, прошедший путь до митрополита и Члена Святейшего Синода, был ещё и композитором, художником-иконописцем и целителем, создавшим самобытную лечебную систему. Пройдя ссылку и тюрьмы, он был расстрелян в 1937 году, а в 1997 г. канонизирован Поместным Собором Русской Православной Церкви. Теперь российские гомеопаты могут гордиться, что в наших рядах есть святой-новомученик, наш предстоятель перед Богом!

На Русско-турецкой войне будущий священномученик (Л. М. Чичагов), глубоко сопереживая физическим страданиям раненых воинов, поставил перед собой задачу овладения медицинскими знаниями для оказания помощи своим ближним. По-видимому, именно на фронте Чичагов впервые познакомился с гомеопатическим методом лечения и сам начал лечить раненых гомеопатическими средствами . Вернувшись с войны, он начал интенсивно изучать медицину в Санкт-Петербургском Университете и затем разработал свою оригинальную систему лечения.

В 1890 г. вышла его книга «Что служит основанием каждой науке».

Л. М. Чичагов развивает христианский догмат о ТРОИЧЕСКОМ УСТРОЕНИИ ЧЕЛОВЕКА:

«Итак, человек сотворён не из одного тела, а также из души и духа. Может ли наука в таком случае говорить об устройстве человека и болезнях его, отвергая религию, подобие человека с Создателем и Самого Бога?»

«Если б человек всегда держался здравомыслия и благоразумия, - пишет будущий православный иерарх, - то встречал бы в жизни наименьшую долю случайностей, неприятных его сердцу и, следовательно, имел бы наибольшую долю здоровья и счастья». По мнению Л. М. Чичагова, корень человеческих болезней кроется в их страстях.

В 1891 году выходит двухтомное издание Л. М. Чичагова «Медицинские Беседы» , где он искренне делится своими переживаниями и трудностями на тернистом пути лечебной работы и написания книги:

«Вражда и преследование - это главные награды, благодарность некоторых больных - это временное утешение. Чтобы новое лечение приобрело сторонников, оно должно творить чудеса, добиваться таких крупных результатов, которые не мыслимы для существующих систем; необходимо вырывать людей из объятий смерти. С другой стороны, подобные результаты лечения убеждают общество в сверхъестественности и автору приписывают духовные силы, что в глазах людей низводит это лечение опять-таки в область фантазии, шарлатанства и эксплуатации. Творить чудеса надо, а творящим их выражается недоверие и сомнение. Следовательно, остаётся одно: молчать, терпеть, и выслушивать нарекания.

В «Беседах» автор уделяет много внимания вопросам истории медицины и, в частности, истории гомеопатии, подробно разбирает концепцию Ганемана, соспоставляет аллопатический подход с гомеопатическим. В своей книге он затрагивает вопросы, которые являются ключевыми для гомеопатии — например, проблему гомеопатических доз. «Можно ли все лекарства дозировать одинаково, по одному выработанному типу? Нет, каждое средство требует особой дозировки, соображённой со свойствами, видом, качествами и действиями его.»

Л. М. Чичагов неоднократно предостерегает последователей от причисления его как к аллопатам, так и к гомеопатам. Он утверждает, что медицина со времён Гиппократа едина и состоит из трёх частей: аллопатии, гомеопатии и гидропатии (водолечения).

«Я задумал после изучения медицины изменить только то, что мне казалось недостатками, а потому я не автор новой медицины, а лишь составитель новой фармакологии, новой дозировки лекарств, нового способа их употребления и т. п.»

Вместе с тем, лекарственная терапия у него, несомненно, гомеопатическая, поскольку его лекарства готовятся способом динамизации и назначаются по ПРИНЦИПУ ПОДОБИЯ.

Ссылаясь на Ганеманна, Чичагов утверждает: «чтобы иметь несомненные и верные средства для лечения болезней, необходимо жить с природою и отрешиться навсегда от стремления переделывать её на свой лад».

Интересна позиция Леонида Михайловича по поводу комплексных препаратов . Он утверждает, что «поскольку каждое лекарство испытывается порознь, то и применять их следует отдельно», и допускает при лечении хронической болезни применение не более двух лекарств и притом последовательно.

В чём отличия самобытной системы Л. М. Чичагова от современной гомеопатии?

Отличия есть, и весьма существенные.

Во-вторых, предпочтение отдаёт деревьям , исходя из их полезности в быту человека, поскольку полезными их сделал Творец. Использовал он и целебные свойства кустарников, травы.

В-третьих, «люди должны были бы пользоваться теми средствами, которые произрастают в той же местности, где они живут» . Поэтому главным лекарством своей фармакологии он сделал препарат из сосны, который назвал БАЗИС.

В-четвертых, из минеральных источников он использует только серу, известь и минеральные воды.

В-пятых, Л. М. Чичагов говорит, что «простейший, кратчайший и вернейший путь для определения свойств лекарств - это экспериментальный»; «целебные свойства лекарств выявляются в испытаниях: 1) на животных; 2) на здоровых людях и 3) на больных» . В отличие от мнения Ганемана, он категорично утверждает: «Испытание различных свойств неядовитых лекарств должно производиться исключительно на больных людях» (стр. 617).

В-шестых, если лекарство подобрано правильно, то больной получает моментальное облегчение . Оригинальным в системе Л. М. Чичагова являетсяприменение лекарств для диагностики .

В-седьмых, Л. М. Чичагов разрабатывает концепцию ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ . Он утверждает, что «предрасположение к известной болезни, без которого люди никогда не заболевают, есть ничто иное, как скрыто существующая болезнь, сопровождающаяся расстройствами кровообращения» .

В-восьмых, он утверждал, что можно лечить небольшим числом лекарств , действие которых тщательно изучены. Он предполагал, что «…число используемых лекарств будет сокращаться» .

ВТОРОЙ ТОМ содержит подробное описание системы Л. М. Чичагова, приготовления и показаний к применению лекарств растительного происхождения, указания по лечению ряда заболеваний. По каждому своему лекарству Чичагов даёт критический обзор литературы, используя народные лечебники и даже рукописные источники монахов-знахарей. Главное же он черпает из гомеопатической литературы и собственных прувингов (испытаний) лекарств на больных. Руководство вполне доступно для применения практикующему врачу , а приведенные там гомеопатические патогенезы вполне могут быть взяты нами на вооружение и значительно обогатят современную Материа Медика .

Леонид Михайлович Чичагов создал самобытную систему лечения динамизированными лекарствами растительного происхождения, взяв за основу народную медицину, аллопатические и гомеопатические фармакологии, собственные испытания лекарств на больных людях. По некоторым сведениям, за короткий срок медицинской деятельности (10–12 лет) он вылечил свыше 20 тысяч тяжёлых больных, от которых отказались другие врачи.

Похожие записи

Ольга Павлова

Россия терзается, разоряется, распадается, и нам ли, потомкам собирателей и просветителей земли Русской, допустить такое преступление! Мы дожили до того, что опять надо просвещать нашу Р одину светом христианства, почти исчезнувшего во всех слоях общества и народа. Нам страшна не борьба с врагами христианства, но смерть и гибель России! Любовь к Богу, присяга Царю и пре­данность Р одине зову т нас на подвиг самоотвержения!
Из проповеди Преосвященного Серафима (Чичагова)

О жизни и трудах митрополита Серафима (Чичагова) еще только лет 15 тому назад было известно разве небольшому числу архиереев, священников и историков, изучавших историю Русской Церкви в предреволюционные и первые советские десятилетия. Но в конце 80-х годов, когда стала подниматься наша Церковь, когда достоянием гласности сделались страшные подробности богоборческих лет, в числе первых, кого вспомнила Церковь, был митрополит Серафим. По воле Божией и по повелению самого Владыки – чудесному повелению «послужить ему», данному им в сонном видении своей внучке Варваре Васильевне Черной (будущей игумении Серафиме), – с удивительной быстротой начали открываться сведения о жизни митрополита Серафима, об обстоятельствах его гибели. Стали обнаруживаться и давно забытые его труды, ранее не доступные не только широкому кругу читателей, но и родным Владыки, однако хранившиеся в закрытых библиотечных фондах, военных и церковных архивах.

Варвара Васильевна, добывая сведения и документы из самых различных источников (в том числе из архивов КГБ), собрала огромный материал о жизни и трудах владыки Серафима, который и лег в основу первого двухтомного издания «Да будет воля Твоя» (1993). Благоприятствовали восстановлению памяти о Владыке два важных события в духовной жизни России: второе обретение святых мощей преподобного Серафима Саровского в 1991 г. и переиздание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Заново открылось тогда многим православным людям имя автора «Летописи» – архимандрита Серафима (Чичагова), сыгравшего столь важную роль в деле прославления преподобного.

Летом 1993 г., в дни празднования 90-летия этого события, в Дивеево была привезена часть тиража книги «Да будет воля Твоя».

Псково-печерский старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), получивший в дар эту книгу от Варвары Васильевны, благословил ее на издание всех трудов митрополита Серафима «для пользы тех, кто входит сейчас в Церковь». И Варваре Васильевне (с ноября 1994 года – игумении московского Новодевичьего монастыря) по молитвам старца удалось в короткий срок переиздать многие произведения своего деда: военно-исторические, медицинские, богословские.

Благодаря этим трудам православные в нашей стране лучше узнали митрополита Серафима и полюбили его, а собранный игуменией Серафимой материал послужил основой при подготовке в 1997 году его канонизации в лике священномучеников.

Митрополит Серафим в Воскресенском Феодоровском монастыре под Шуей. Лето 1928 г. Рядом с Владыкой – настоятельница монастыря игумения Арсения. Стоят (слева направо): дочери Наталия (монахиня Серафима) и Леонида, мать Варвары Васильевны (впоследствии монахиня Серафима). У ног Владыки: внучки Леонида и Варвара (впоследствии игумения Серафима)

На многое способна любящая душа! Горячая любовь Варвары Васильевны к деду, к его полной драматизма судьбе помогала ей в трудах, в ее многолетних поисках сведений о судьбе дорогого человека. Хотя при жизни встречи с дедом были редкими, а разлуки –такими долгими.

«Мой дедушка митрополит Серафим был моим крестным отцом, – вспоминала игумения Серафима. – Крестильный крест, который я с благоговением ношу, знал руки моего деда... И сколько себя помню в детстве, я знала, что дедушки нет: то он в тюрьме, то в ссылке» .

«Он был высокого роста, красивый, с голубыми глазами, седой бородой, окаймлявшей лицо, в меру полный. Руки у него были очень добрые, ласковые. Он много внимания уделял певчим, проводил спевки в своих покоях... Приезжали к нему туда и его близкие духовные дети. Голос у него был какой-то особый, мягкий, как бы приглушенный, милая манера говорить слегка насмешливо, но не резко. Военная выправка наложила отпечаток на весь его облик. В облачении на службе он был величествен и естествен. У него было очень доброе сердце. Всю жизнь он занимался благотворительностью» .

Рассказывая о своем замечательном дедушке, матушка Серафима особенно подчеркивала его необычайную одаренность во многих областях деятельности: военное искусство и архипастырское служение, талант музыканта и живописца, труды ученого-медика, создавшего собственную систему лечения. Наделенный писательским талантом, владыка Серафим оставил яркие воспоминания о русско-турецкой войне 1877–1878 гг., написал «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 г.», создал фундаментальный труд по медицине и, главное, составил уникальное произведение о преподобном Серафиме «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» – поистине жемчужину в сокровищнице мировой христианской литературы.

Леонид Михайлович – не только непосредственный участник сражений, но и пишет книги о войне; о. Леонид не только восстанавливает храмы и монастыри, но и составляет летописи и жития святых, во имя которых они были созданы. Владыка Серафим – не только деятель, но и мыслитель, богослов, историограф, летописец. И в каждом деле он превосходно выполнял свою задачу.

Самобытность многогранной личности митрополита Серафима проявлялась в его удивительной способности создавать, не имея специального образования, фундаментальные труды в различных сферах. Он тщательно изучал каждое дело от самых основ и делал духовные выводы, при этом не упуская практических вопросов, будь то медицинские рекомендации или земельные вопросы в Орловской губернии. Богомыслием пронизаны даже заботы о мелочах приходской жизни.


Августейшие б огомольцы в сопровождении архимандрита Серафима (Чичагова) перед Царским дворцом во время торжеств прославления преподобного Серафима Саровского. Саров, 1903 г.

Матушка Серафима отмечала поразительную способность Владыки совмещать разнообразные виды деятельности. Так, будучи настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, он не только восстанавливал обитель и перевоспитывал еретиков, но и усердно занимался подготовкой и организацией торжеств прославления преподобного Серафима Саровского вторым изданием «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», третьим изданием «Дневника Царя-Освободителя» (народное издание), составлением «Жития преподобного Серафима Саровского» и написанием «Жития преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца».

По воле Божией начатое при жизни игуменией Серафимой расширенное и дополненное переиздание книги «Да будет воля Твоя» увидело свет в 2003 году – к столетию прославления преподобного Серафима. Благодаря трудам матушки Серафимы имя священномученика Серафима (Чичагова) стало широко известно не только в России, но и в других странах. Многие читатели ознакомлены с чудесными обстоятельствами его жизни, свидетельствующими о том, что он, действительно, избранник и угодник Божий.

Вспомним наиболее важные события «многострадальной и удивительной» жизни митрополита Серафима, – жизни, «полной чудес и горей», по его собственному выражению.

Леонид Михайлович Чичагов родился 9 января 1856 года в аристократической семье, принадлежавшей к древнему дворянскому роду. Его представи­тели вписали немало славных страниц в историю России: адмирал В.Я. Чичагов (1726–1809), приближенный императрицы Екатерины II, был одним из первых исследователей Арктики; адмирал П.В. Чичагов (1767–1849) был морским министром и участником Отечественной войны 1812 г.

Отрок Леонид отличался склонностью к молитве и усердием в учении. Потеряв отца в раннем детстве, он понимал, что должен собственным трудом прокладывать свой жизненный путь. В 1870 г. Леонид Чичагов поступает в Пажеский Его Императорского Величества корпус, где получает фундаментальное образование: и военное, и общее. По окончании Пажеского корпуса в 1875 г. он был произведен в подпоручики и направлен на Первую Его Величества батарею Гвардейской конно-артиллерийской бригады. В 1877–78 годах Чичагов – непо­средственный и активный участник русско-турецкой войны и талантливый историограф ее событий. Он зарекомендовал себя чрезвычай­но храбрым и распорядительным офицером и был особо отмечен генералом М.Д. Скобелевым. За боевые и гражданские заслуги Л.М. Чичагов был удостоен 14-ти российских и иностранных орденов и отличий, среди которых ордена Св. Анны всех 4-х степеней, Св. Станислава 2-й и 3-й степени и другие.

Во исполнение Промысла Божия весь дальнейший жизненный путь Л.М. Чичагова предопределялся руководством двух великих русских святых: преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 22-летнем возрасте блестящий гвардейский офицер Чичагов становится духовным чадом протоиерея Иоанна Кронштадтского и в течение 30 лет находится с ним в тесном духовном общении. Об этих взаимоотношениях владыка Серафим рассказывал впоследствии в одном из своих писем: «Всю жизнь я не делал шага без его благословения... При такой давней связи моей с ним мы уже понимали друг друга взглядами и намеками... есть у меня последняя его икона, благословение предсмертное, которое он дал с удивительными словами: “Я могу спокойно умереть теперь, зная, что ты и Преосвященный Гермоген будете продолжать мое дело, бороться за Православие”».

Решительные повороты судьбы Л.М. Чичагова происходили по его глубокому послушанию своему духовнику: женитьба, смена военной карьеры на священническое служение, а затем – монашество. В 1879 году Леонид Михайлович вступил в брак с дочерью камергера Двора Его Императорского Величества Наталией Николаевной Дохтуровой (внучатой племянницей героя Отечественной войны 1812 г. генерала Д.С. Дохтурова). А через десять лет, в 1890 году, в зените военной карьеры Л.М. Чичагов по благословению духовника принимает решение стать священником и выходит в отставку. К этому времени в семье было четыре дочери в возрасте от 4 до 10 лет. Для супруги Леонида Михайловича такая перемена в жизни была настоящим потрясением. Об этом тяжелом для семьи времени Владыка вспоминал позже в письме: «...что только я не перенес в свое время, поставив и бедную жену в положение субъекта, которого только ленивый не атаковал за мое увлечение о. Иоанном, за порчу карьеры, потерю пенсии, прав для детей и т.п.». Отец Иоанн в личной беседе смог убедить Наталию Николаевну не противиться воле Божией и дать согласие на принятие мужем сана.

В 1893 году началось служение Л.М. Чичагова как приходского священника в церкви Св. апостола Филиппа в Кремле. Ему пришлось произвести в храме основа­тельный ремонт (на 15 тыс. руб.), в основном, за собственный счет, как это, впрочем, повторится и в следующих местах его служения. С 1896 по 1898 гг. о. Леонид служил в церкви Святителя Николая в Старом Ваганькове, окормлявшей артиллерийские части, заведения и учреждения Московского военного округа. О. Леонид не только восстановил храм после 30-летнего запустения, но и сам благоукрасил и расписал его.

В 1895 году безвременно и внезапно скончалась супруга о. Леонида матушка Наталия. А весной 1898 г., устроив попечение четверым своим дочерям, о. Леонид освобождается от своего приходского служения и в августе того же года принимает монашеский постриг с именем Серафим. Много скорбей и испытаний было в его жизни, особенно после принятия священнического сана, потери жены и ухода из мира. Один пред Богом и людьми, непонятый военными и дворянскими аристократическими кругами, не принятый церковной иерархией, он самоотверженно исполняет долг священнического и архиерейского служения.


Крестный ход с иконой Божией Матери «Умиление» из Дивеевского монастыря в Саровскую пустынь. Среди священнослужителей – архимандрит Серафим. 1903 г.

Возведенный в 1899 году в сан архимандрита и назначенный настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, о. Серафим восстанавливает полуразрушенную обитель, реставрирует тюрьму, превратив ее в скит. Не имея ниоткуда помощи, он исчерпал и свои финансовые возможности. «Тогда я страдал, – пишет он, – потому что я дворянин, не имеющий протекции в духовной иерархии».

В один из самых критических моментов своей жизни архимандрит Серафим получил поддержку от великой старицы Наталии Петровны Киреевской, духовной дочери преподобного Серафима Саровского. Она обратилась со своей предсмертной просьбой к владыке Флавиану (Городецкому), чтобы он взял под свое покровительство отца Серафима (Чичагова). В своем письме Наталия Петровна дает ему самую высокую духовную оценку.

В 90-е годы Л.М. Чичагов черпал духовные силы в посещении древнего Саровского монастыря – места подвигов преподобного Серафима – и Дивеевской обители, где жили монахини и блаженные, помнившие преподобного. Несмотря на свое аристократическое происхождение, о. Серафим смолоду любил простой народ, с удовольствием беседовал с блаженными, записывая их воспоминания о дорогом батюшке Серафиме.

В первый приезд, когда Чичагов был еще военным, блаженная Паша Саровская, поглядев на него из-под ручки, сказала: «А рукава-то поповские и даже митрополичьи». Когда же он снова приехал в Дивеево, уже будучи священником Староваганьковского храма Святителя Николая, другая монахиня, Пелагея (в миру Параскева, Паша), бывшая долгие годы в общении с преподобным Серафимом, воскликнула: «Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: Преподобный велел тебе передать, что­бы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей и прославления».

Полученное таким чудесным образом послуша­ние от Преподобного, переданное ему через блаженную за 23 года до его рождения, отец Леонид исполнил с присущим ему усердием и талантом. Подарив Государю Николаю II составленную им в 1896 г. «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», о. Леонид нашел в нем своего единомышленника. На архимандрита Серафима были возложены подготовительные мероприятия, связанные с открытием мощей и прославлением преподобного Серафима: ремонт Саровского монастыря и гостиниц, организация приема 300 тысяч паломников, составление «Церемониала торжественного открытия святых мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца», написание «Жития преподобного Серафима» и пр. В награду за эти великие труды в 1903 г. архимандрит Серафим Чичагов получил от Государя Императора драгоценную митру. А годом раньше по окончании работы над вторым изданием «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» владыка Серафим сподобился дивного явления Саровского чудотворна, который благодарил его за «Летопись». На просьбу владыки Серафима о том, чтобы всегда быть с Преподобным, старец улыбнулся в знак согласия и стал невидим. А как можно удостоиться всегда быть рядом с преподобным? Только подвигом мученическим, до конца.

И весь монашеский путь владыки Серафима стал продолжением жизненных испытаний, начавшихся с семейных утрат, неприятия со стороны ближайшего окружения – церковной, медицинской, музыкальной среды – до самой мученической кончины. Свой крест монашеского, священнического, а позже и архиерейского служения владыка Серафим нес достойно, безропотно.

28 апреля 1905 года в Успенском соборе Московского Кремля архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Сухумского, а в феврале следующего года перемещен на Орловскую кафедру.

За долгие годы священнослужения владыка Серафим трудился во многих местах России: в Москве, Троицко-Сергиевой лавре, Суздале, Новом Иерусалиме, Сухуми, Орле, Кишиневе, Твери, Ленинграде. На каждом месте своего служения во всех вверенных ему епархиях владыка Серафим занимался восстановлением разрушенных храмов и монастырей, возрождением духовной жизни народа; он бесстрашно выступал на борьбу с революционной смутой, сектантством и расколами всякого рода за чистоту Православия, деятельно занимался устройством церковно-приходской жизни.

Воплощая в жизнь предложения Св. Синода от 18 ноября 1905 г. «О возрождении приходской жизни», он выступил как добрый воин Христов на борьбу с врагами Церкви, Царя, России. Вера в торжество исконно русских начал, уверенность в возможность спасения России от революционной смуты путем возрождения приходской жизни, объединения пастырей с пасомыми вдохновляли вла­дыку Серафима на активную деятельность в Орловской епархии (1906–1908 гг.).

Неутомимо трудился Преосвященный Серафим, управляя Кишиневской епархией (1908–1914 гг.). Согласно «Обозрению епархии, совершенному Преосвященным Серафимом, епископом Кишиневским и Хотинским, с 27 апреля по 5 мая сего 1910 г.» Владыка объездил 18 сел и 2 города, сделал 355 верст по сухому пути, 100 – по воде и 340 – по железной дороге (за 9 дней). В каждом населенном пункте он посещал церкви, учебные заведения, церковно-приходские школы, тюрьмы, больницы. Совершал богослужения, произносил речи, беседовал с больными, заключенными. Владыка напоминал городскому и сельскому духовенству, что «для воз­рождения других нужно сначала возродить нас самих».

Высокопреосвященный Серафим не только боролся с сектантством, расколами и волнениями среди духовенства, но и добивался публичного покаяния виновников этих волнений. Так, в издании «Голос выборщика» была опубликована исповедь священника о. Иеремии Чекана, раскрывшего главных виновников волнения, произведенного среди Бессарабского населения.

Владыка Серафим вел борьбу с еретиком Иннокентием, возомнившим себя «последним посланником небес» и великим пастырем, «воплощенным Св. Духом», увлекшим за собой огромные массы молдаван. Придя к раскаянию, Иннокентий подписал отречение от своего учения с обращением к его бывшим духовным детям «твердо держаться уставов и заповедей Церкви».

Деятельность Владыки в Кишиневской епархии получила высокую оценку Государя и Святейшего Синода: 16 мая 1912 г., в знаменательный день ис­полнения столетия со дня присоединения Бессарабии к Российской империи, епископ Серафим был возведен в сан архиепископа.

Архипастырское служение владыки Серафима в Тверской епархии (1914–1917 гг.) исполнено огромного напряжения, борьбы и скорбей. Особым драматизмом отмечены последние два года архиерейского служения владыки Серафима в Твери. Годы 1917–1918 – начало разру­шения Православной Церкви и травли ее наиболее авторитетных иерархов.

Одним из первых оказался архиепископ Тверской и Кашинский Серафим. В целях изгнания церковных иерархов, мешавших быстрому захвату власти большевиками, новые правители с помощью раскольников из церковной среды стали применять все средства: поощряли произвол при проведении епархиальных съездов с опорой особенно на низы общества, с использова­нием агитации и митингов; привлекали на свою сторону посредством запугивания, викарных епископов радикально настроенное мелкое духовенство, псаломщиков; игнорировали мнение приходских и благочиннических собраний, мнение монастырей, выраженное в письмах, телеграммах, протоколах собраний; захватывали епархиальные дома, имущество, припасы. Все эти приемы использовались и в отношении владыки Серафима. Об этом свидетельствуют материалы «Дела по поводу постановления Тверского епархиального съезда об удалении архиепископа Серафима» (РГИА, ф. 796, оп. 204, сд. хр. 154, л.д. 1–152).

Борьба продолжалась с апреля 1917 г., когда было принято это незаконное решение епархиального съезда, до 18 января 1918 г., когда Тверской губисполком направил Святейшему Патриарху Тихону предписание об удалении архиепископа Серафима с Тверской кафедры. Оценку этим событиям сам Владыка дал в донесении Святейшему Синоду от 8 мая 1917 года: «Подобные действия повторились уже в нескольких епархиях и будут постепенно нарушать мир и порядок по лицу всей России. Из это­го достаточно ясно, к чему мы приближаемся, к какой развязке, к какому потрясению основ Православия».

Желая уберечь святителя Серафима от бесчинной расправы большевиков, Патриарх Тихон за несколько дней до разгона Поместного Собора 17 сен­тября 1918 г. успел назначить архиепископа Серафима на Варшавскую и Привислинскую кафедру в Польше. Однако владыка Серафим не смог выехать в Польшу из-за разворачивавшихся военных действий.

С весны 1921 г. до лета 1924 г. владыка Серафим не раз подвергался обыскам, допросам, арестам. Около года оп пробыл в архангельской ссылке. По ходатайству Патриарха Тихо­на в июле 1924 г. владыка Серафим был освобожден из Бутырской тюрьмы, где он находился за организацию прославления преподобного Серафима в 1903 г.

После двухлетнего пребывания на покое в Воскресенском Феодоровском монастыре под Шуей владыка Серафим возвращается к делам церковного управления. В марте 1928 года заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) назначает его митрополитом Ленинградским и Гдовским. В Ленинградской епархии он успешно выполняет нелегкую задачу преодоления иосифлянского раскола в епархии из 61 прихода, присоединившихся было к иосифлянам, к 1933 году в епархии оставалось лишь 2 храма «иосифлянской ориентации».

В Ленинграде в 1929 г. митрополит Серафим организовал отпевание и погребение соловецкого узника архиепископа Верейского Илариона (Троицкого), скончавшегося от тифа в ленинградской тюремной больнице. Тело архиепископа Илариона владыка Серафим облачил в свои архиерейские ризы, а на главу его возложил свою митру. Словно предвидел митрополит Серафим, что самому ему не уготовано погребение по церковному чину.

Последнюю Литургию в Ленинграде владыка Серафим совершил 24 октября 1933 г. в любимом с юных лет Спасо-Преображенском соборе.

«В Ленинграде я у него не бывала, а наше общение возобновилось только после его приезда в Москву на покой в 1933 г., – вспоминает игумения Серафима. – В 1936–37 гг. мы жили в Удельной. Вечером я возвращалась из института около полуночи, дедушка всегда ждал меня, рассказывал что-либо интересное, благословлял меня...»

«Однажды в конце ноября... я ночевала в Москве у мамы, а утром приехала мать Вера с вестью, что ночью дедушку арестовали. Ему было 82 года, последние дни он чувствовал себя плохо – страшная одышка, водянка, он практически не мог двигаться. Поняв, что на “черном вороне” его не увезти, вызвали машину “скорой помощи” и увезли на ней.

Когда стало возможно, я подала прошение о его реабилитации, и 10 ноября 1988 г. он был реабилитирован. В материалах прокуратуры указано: расстрелян 11 декабря 1937 г.».

Канонизация митрополита Се­рафима (Чичагова) состоялась 23 февраля 1997 г. Чин прославления совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении членов Священного Синода и 133 других иерархов.

Митрополит Серафим – старший по сану архипастырь из расстрелянных в Бутове, первый бутовский священномученик, причисленный к лику святых. Священники и прихожане Бутовского храма ощущают его особое покровительство над этим удивительным местом. Икона священномученика Серафима здесь мироточит.

Велик подвиг любви и послушания. По любви к близкому человеку самоотверженным трудом было восстановлено доброе имя русского архипастыря, обнародованы его душеполезные труды.

Любовь сильнее смерти. Не разорвать ей духовной нити, связывающей преподобного Серафима со священномучеником Серафимом, а через него – с игуменией Серафимой и с нами, живущими в XXI веке. Спустя столетие, трагическое для России, труды митрополита Серафима, сохранив свежесть и актуальность, возвращаются к людям, находят своего читателя; его глубокие проповеди произносятся с амвонов храмов; врачи изучают его медицинскую систему и применяют ее на практике; музыка владыки Серафима звучит в Российском фонде культуры, Шуваловской гостиной Москвы и в залах других городов России.

Изучение наследия митрополи­та Серафима продолжается.

Уже летом 1876 г. привела гвардейского поручика Л. М. Чичагова в состав действующей армии на Балканах и вместе с тем стала серьезным жизненным испытанием для будущего святителя. Оказавшись участником почти всех основных событий этой кровопролитной войны, произведенный на поле брани в гвардии поручики и отмеченный несколькими боевыми наградами Л. М. Чичагов неоднократно (как это, например, имело место при переходе через Балканы и в сражении под Филиппополем) проявлял высокий личный героизм. Однако не героика войны и даже не миссия русской армии, освободившей православные славянские народы от турецкого владычества, описанию которых были впоследствии посвящены "Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии 1877 г." и ряд других замечательных историко-литературных сочинений будущего святителя, стали главными темами размышлений молодого офицера в этот период. Тема духовного смысла жизни и смерти, впервые глубоко прочувствованная еще отроком Леонидом после безвременной кончины его отца и во всей остроте поставленная перед ним войной, тема нравственного смысла страданий и самоотвержения, раскрывшаяся перед ним в подвигах русских воинов, полагавших души свои за славянских братьев, наконец, тема деятельной любви к своим братьям во Христе, которых он научил различать и под офицерскими мундирами и под солдатскими шинелями, после войны стали важнейшими побудительными началами для глубоких религиозных размышлений будущего святителя.

Промысл Божий, уберегший поручика Л. М. Чичагова от смерти и ранений на полях брани, привел его вскоре после возвращения в Санкт-Петербург в г. к встрече с великим пастырем св. праведным Иоанном Кронштадтским , разрешившим многие духовные вопросы молодого офицера и ставшим на все последующие годы непререкаемым духовным авторитетом для будущего святителя, который с этого времени многие свои важнейшие жизненные решения принимал лишь с благословения св. праведного Иоанна Кронштадтского.

Важным событием, ознаменовавшим дальнейшее духовное становление 23-летнего Л. М. Чичагова стал заключенный им 8 апреля г. брак с дочерью камергера Двора Его Императорского Величества Наталией Николаевной Дохтуровой . С самого начала этот блестящий брак, породнивший представителей двух известных аристократических фамилий (Наталия Николаевна являлась внучатой племянницей героя Отечественной войны 1812 г. генерала Д. С. Дохтурова) оказался весьма отличавшимся от многих великосветских браков. Памятуя о том, что христианский брак есть прежде всего малая Церковь, в которой не угождение друг другу, а тем более предрассудкам большого света, но угождение Богу является основой семейного счастья, Л. М. Чичагов сумел привнести в уклад своей молодой семьи начала традиционного православного благочестия. Именно эти начала и были положены в основу воспитания четырех дочерей Веры , Наталии , Леониды и Екатерины , которые родились в семье Чичаговых. Военная карьера Л. М. Чичагова продолжала складываться успешно и в мирное время. Получив в апреле г. производство в чин гвардии штабс-капитана, Л. М. Чичагов, как признанный специалист в артиллерийском деле, был направлен на маневры французской армии, где был представлен к награждению высшим орденом Французской Республики Кавалерским Крестом Ордена Почетного Легиона. Вернувшись в Россию и опубликовав важную для проводившегося тогда перевооружения русской армии военно-теоретическую работу "Французская артиллерия в 1882 г.", штабс-капитан Л. М. Чичагов мог рассчитывать на дальнейшее продвижение по ступеням военной иерархии...

Однако стремление обратить все силы своей даровитой личности на служение Богу и ближним вне сферы военной службы все более проявляло себя в жизни Л. М. Чичагова именно в этот период времени. Будучи натурой аристократически цельной и христиански жертвенной Л. М. Чичагов стремился осуществлять это служение в конкретных делах, обращенных непосредственно к Богу и ближним. Приняв на себя 31 октября г. обязанности ктитора Сергиевского всей Артиллерии Собора в Санкт-Петербурге, штабс-капитан Л. М. Чичагов употребил большие усилия не только на материальное обустройство этого храма, но и на развитие активной духовно-просветительской деятельности в этом большом военном приходе, на попечении которого находились тысячи российских воинов.

Научившись еще на войне глубоко сопереживать физическим страданиям раненых воинов, Л. М. Чичагов поставил перед собой задачу овладеть медицинскими знаниями для оказания помощи своим ближним. В дальнейшем значительным итогом многолетних медицинских опытов Л. М. Чичагова стала разработанная им и испытанная на практике система лечения организма лекарствами растительного происхождения, изложение которое заняло два тома фундаментального труда "Медицинские беседы".

В это же время в его жизнь вошли и систематические богословские занятия, в результате которых не получивший даже семинарского образования офицер превратится в энциклопедически образованного богослова, авторитет которого со временем будет признан всей Русской Православной Церковью. Промысл Божий неуклонно подводил Л. М. Чичагова к подготовленному всем его предшествующим развитием решению о принятии священного сана, осуществив которое, он получал возможность не только до конца исполнить волю Божию, явленную ему тогда еще прикровенно, но и реализовать на благо Церкви многогранные способности своей незаурядной личности.

Ради служения Господу и по совету св. Иоанна Кронштадтского (чьим духовным сыном он был на протяжении долгих лет) бросил блестящую военную карьеру и в году в чине полковника вышел в отставку и переехал в Москву.

Священник

Глубоко чтил память преподобного Серафима Саровского . Однажды, решив съездить к местам подвигов прп. Серафима Саровского, где встретился с одной из трех монахинь, помнивших старца. Уже старая и больная старица Пелагея Ивановна , обрадовалась приходу будущего митрополита, сказав: "Вот хорошо, что ты пришел, я давно тебя поджидаю. Преподобный Серафим велел тебе передать, что наступило время открытия его мощей и прославления". В недоумении будущий святитель ответил, что в силу своего общественного положения не может быть принят Государем , она отвечала: “Я ничего не знаю, передаю только то, что мне повелел Преподобный”. Через некоторое время Серафим (Чичагов) начал работу над "Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря ". К моменту завершения этого труда автор был уже архимандритом . Вскоре ему удалось встретиться с Государем и, поднеся ему книгу, сумел убедить Царя в необходимости открытия мощей преподобного.

Несмотря на трудности, будущему святителю все-таки удалось добиться канонизации угодника. Им был написан также акафист Серафиму Саровскому и краткое житие его.

Иеромонах

Однако надеждам святителя Серафима на то, что его многолетнее пребывание в столь полюбившейся ему Орловской епархии позволит осуществить его замыслы по возрождению в ней церковной жизни, не суждено было сбыться. Святейший Синод счел необходимым поручить святителю Серафиму управление епархией, в которой церковные дела находились в еще более сложном положении, нежели это имело место в Орловской епархии ко времени прибытия туда владыки Серафима, и 16 сентября г. был принят указ о его назначении на Кишиневскую кафедру . Вновь, как это уже неоднократно бывало в жизни святителя Серафима, успешно начав очередное церковное деяние, он не имел возможности непосредственно участвовать в его завершении.

Епископ Кишеневский

Арест и ссылка в Архангельск

Сразу же после его ареста Наталья и Екатерина Чичаговы стали хлопотать перед Калининым о смягчении участи отца. Они просили, чтобы власти освободили его или хотя бы оставили в заключении в Москве, учитывая возраст и болезни. Калинин написал, что можно оставить в московской тюрьме «приблизительно на полгодика». 13 января начальником 6-го секретного отделения ВЧК Рутковским по распоряжению ВЦИК было составлено заключение по «делу» митрополита: «С упрочением положения революционной соввласти в условиях настоящего времени гр. Чичагов бессилен предпринять что-либо ощутительно враждебное против РСФСР. К тому же, принимая во внимание его старческий возраст 65 лет, полагаю, постановление о высылке на 2 года применить условно, освободив гр. Чичагова Л.М. из-под стражи». 14 января года президиум ВЧК постановил освободить митрополита из-под стражи; 16 января он вышел на свободу. Всю зиму владыка тяжело болел.

Однако ГПУ вовсе не собиралось отпускать его на волю - и здесь не имели значения ни возраст, ни болезни святителя, а только цели самого учреждения. Его преследовали и ссылали не из-за противоправных поступков, а стремясь нанести Церкви как можно больший урон. 22 апреля года Рутковский дал новое заключение по «делу» митрополита: «Принимая во внимание, что Белавиным , совместно с Синодом, по-прежнему ведется реакционная политика против советской власти и что при наличии в Синоде известного реакционера Чичагова лояльное к власти духовенство не осмеливается открыто проявлять свою лояльность из-за боязни репрессий со стороны Чичагова, а также и то, что главная причина последовавшего освобождения Чичагова от наказания его, якобы острое болезненное состояние, не находит себе оправдания после его освобождения и нисколько не мешает Чичагову заниматься делами управления духовенства, полагаю... Чичагова Леонида Михайловича... задержать и отправить этапным порядком в распоряжение Архангельского губотдела для вселения на местожительство, как административного ссыльного сроком по 24 июня г.»

25 апреля судебная коллегия ГПУ под председательством Уншлихта приговорила митрополита Серафима к ссылке в Архангельскую область.

В то время, когда другие архиереи колебались в признании каноничности власти митрополита Сергия (Страгородского) , митрополит Серафим признал ее сразу. Он признал митрополита Сергия как единственно законного преемника Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра , равного ему по своим каноническим полномочиям, и поддержал его политику отстаивания официального признания Православной Церкви государственной властью. Человек порядка, привыкший мыслить в категориях строгой иерархии, он считал восстановление централизованной власти наиболее важным делом. По отношению к власти владыка придерживался принципа: «Закон суров, но это закон».

Существенную помощь в начатой полемике с "иосифлянскими " раскольниками святителю Серафиму оказал прибывший по его приглашению в конце апреля г. в Ленинград епископ Серпуховский Мануил (Лемешевский) . Глубоко уважаемый многими православными христианами города за его самоотверженную борьбу с петроградскими обновленцами в начале 1920-х гг. епископ Мануил призвал своих многочисленных почитателей как среди паствы владыки Серафима, так и среди "иосифлян" сохранять церковное единство под омофором митрополита Сергия. Особое значение для единства церковной жизни в городе имела Божественная литургия, совершенная 29 апреля г. святителем Серафимом в сослужении с епископом Мануилом в Троицком Измайловском Соборе , на которой оба владыки, напомнив о разрушительных для Церкви последствиях обновленческого раскола в Петроградской епархии, призвали не допускать нового разделения среди православных христиан.

Однако, несмотря на возвращение некоторых "иосифлянских " приходов в юрисдикцию митрополита Сергия , руководители этого движения не были склонны восстановить церковный мир в епархии и в качестве условий своего возвращения в лоно Московской Патриархии ультимативно выдвигали неприемлемые для митрополита Сергия требования, предполагавшие полный пересмотр им церковной политики и его отказ от тех полномочий в области высшего церковного управления, которые были возложены на него Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром . Непримиримость вождей "иосифлянского" духовенства вынуждала святителя Серафима предпринимать по отношению к раскольникам более решительные меры. Стремясь сохранять в каноническом общении с митрополитом Сергием Св.Троице-Александро-Невскую лавру , владыка Серафим в мае г. добился удаления из наместников Лавры Шлиссельбургского епископа Григория (Лебедева) , все больше сближавшегося с "иосифлянами". Однако последние в ноябре г. пошли на организацию раскола даже среди лаврского духовенства, в результате которого 5 из 7 храмов Лавры, несмотря на то, что большая часть их прихожан сохраняла верность святителю Серафиму, стали поминать за богослужением митрополита Иосифа.

Ощущая все возраставшую поддержку большей части православных христиан города и сознавая необходимость действовать в рамках советского законодательства, владыка Серафим призывал своих пасомых мирян вступать в "двадцатки" "иосифлянских" храмов и, добиваясь там "численного большинства", замещать "иосифлянский" причт священнослужителям, находящимся в каноническом общении с митрополитом Сергием. Наметившееся в результате этих действий святителя Серафима возвращение к нему "иосифлянских" приходов подталкивало постоянное подчеркивавших свою независимость от безбожной власти иосифлян обращаться к помощи соответствующих органов государственной власти для сохранения за своими сторонниками приходских храмов 20 ноября 1928 г. члены "двадцатки" Тихвинского храма, поддерживавшие митрополита Иосифа, в своем заявлении в стол регистрации Володарского райсовета писали: "Доводим до Вашего сведения, что верующие... с 1 ноября с/г. официально присоединились и закрепились в молитвенном общении наших верований с Митр. Иосифом в лице Еп. Димитрия. Тем самым отреклись от навязанной нам церковной власти М. Сергия. Прикрепили, уведомив Вас, своевременно 4 священнослужителей. Во избежание возможных лукавств со стороны М. Серафима (Чичагова) просим количество двадцадки оставить как практиковалось до сих пор".

Так антицерковная природа любого канонического раскола вынуждала искренних в своей православной вере "иосифлян" идти по стопам часто попиравших основы православной веры обновленцев в поисках покровительства богоборческой власти, а радевший о единстве православной церковной жизни владыки Серафим становился вновь все более неугодным для большевистских властей, стремившихся использовать даже столь чуждых им "иосифлян" для разрушения церковной жизни.

Результатом деятельности владыки Серафима по преодолению "иосифлянского" раскола в Ленинградской епархии явился тот знаменательный факт, что в г., последнем году его пребывания на Ленинградской кафедре, в епархии оставались лишь 2 официально зарегистрированных "иосифлянских" приходских храма. Конечно, подобно приходам, сохранявшим верность святителю Серафиму, многие "иосифлянские" приходы закрывались по распоряжению государственной власти, и все же значительная их часть была возвращена в молитвенно-каноническое общение с Московской Патриархией святителем Серафимом.

За годы служения владыки Серафима в Ленинградской епархии его архипастырский авторитет постоянно возрастал. Выразительным свидетельством этого стало создание православными христианами города в сентябре г. "Общества митрополита Серафима" при Троицком Измайловском Соборе .

Сам отведав горечь уз и ссылки, он с любовью и благоговением хоронил умершего в тюрьме архиепископа Илариона (Троицкого) . Тело его выдали родственникам в грубо сколоченном гробу. Когда гроб открыли, никто не узнал владыку, так изменили его внешность заключение и болезнь. Владыка Серафим принес свое белое облачение и белую митру. По облачении тело архиепископа положили в другой гроб. Отпевание совершал сам митрополит Серафим в сослужении шести архиереев и множества духовенства.

На покое

7 декабря решением тройки при УНКВД СССР по МО по обвинению в причастности к "контрреволюционной монархической организации" был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу.

Канонизирован 23 февраля года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в Москве .

В Тверской епархии находится церковь в честь священномученика митрополита Серафима Чичагова. Это небольшая церковь в деревне Дубровка Бологовского района Тверской области, построенная в году.

Духовный писатель. Энергичный и красноречивый проповедник. С редкой энергией заботился об укреплении строгого порядка, основанного на незыблемых основах православия, возрождению приходов, устроению жизни Церкви. Живое мощное слово его раздавалось за каждым богослужением. Отличался кипучей, идейной деятельностью и горячим стремлением поставить духовенство на подобающую высоту. Митрополит Серафим был разносторонне одаренным человеком: музыкант, живописец, писатель, врач. В московском храме во имя пророка Божия Илии (в Обыденном переулке) есть образ Спасителя в белом хитоне и образ преподобного Серафима, молящегося на камне, написанные им.

Молитвословия

Тропарь, глас 5:

Во́инство Царя́ Небе́снаго/ па́че земна́го возлюби́в,/ служи́тель пла́менный Святы́я Тро́ицы яви́лся еси́,/ наставле́ния Кроншта́дтскаго па́стыря в се́рдце свое́м слага́я,/ да́нная ти́ от Бо́га многообра́зная дарова́ния/ к по́льзе наро́да Бо́жия приумно́жил еси́,/ учи́тель благоче́стия/ и побо́рник еди́нства церко́внаго бы́в,/ пострада́ти да́же до кро́ве сподо́бился еси́,/ священному́чениче Серафи́ме,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 6:

Саро́вскому чудотво́рцу тезоимени́т бы́в,/ те́плую любо́вь к нему́ име́л еси́,/ писа́ньми твои́ми по́двиги и чудеса́ того́ ми́ру возвести́в,/ ве́рныя к его́ прославле́нию подви́гл еси/́ и благода́рственнаго посеще́ния/ сама́го преподо́бнаго сподо́бился еси́./ С ни́мже ны́не, священному́чениче Серафи́ме,/ в Небе́сных черто́зех водворя́яся,/ моли́ Христа́ Бо́га// серафи́мския ра́дости на́м прича́стником бы́ти.

Труды

  • Павел Васильевич Чичагов и записки о событиях его жизни: Император Павел
  • Французская артиллерия в 1882 году
  • Церковь преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца (в Крапивках, на Трубе) при Константинопольском патриаршем подворье в Москве. - М., 1884.
  • Примеры из прошлой войны 1877-1878 гг. (вышло 8 изданий)
  • Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 году (вышло 4 издания)
  • Чичаговы //Архив адмирала П. В. Чичагова.
  • Павел Васильевич Чичагов и его записки
  • Записка адмирала Павла Васильевича Чичагова, первого по времени морского министра.
  • Медицинские беседы Л. М. Чичагова; Краткое изложение медицинских бесед Л. М. Чичагова, напечатанных в 1891 году.
  • Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии
  • Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губ. Ардатовского уезда: с жизнеописанием основателей ее: схимонахини Александры, урожд. А. С. Мельгуновой, и блаженного старца иеромонаха Серафима и его сотрудников: Михаила Мантурова, протоиерея о. Садовского, блаженной Пелагеи Ивановны Серебренниковой, Николая Александровича Мотовилова, сподвижниц обители и других (вышло 4 издания);
  • Краткое содержание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря с жизнеописанием основателей А. С. Мельгуновой и о. Серафима Саровского и подвижниц обители».
  • Ищите прежде Царства Божия.
  • 1. Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни. 2. О службе Богу.
  • 1. Слово в Великий Пяток. 2. О милосердии.
  • Зосимова пустынь во имя Смоленской Божьей Матери Вла димирской губ. Александровского уезда: Летописный очерк / Сост. иеромонах Серафим (Л. М. Чичагов).
  • Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца
  • Житие приснопамятного старца Серафима Саровского. (вышло 2 издания)
  • Житие преподобного Евфимия, священноархимандрита Суздальского, чудотворца / ко дню 500-летия кончины преподобного Евфимия (вышло 2 издания)
  • Годовой отчет о деятельности приходских советов в Орловской епархии 1906 г.
  • Речь Преосвященного епископа Серафима на торжественном собрании членов Бессарабского губернского отдела Союза русского народа.
  • Слова, беседы и речи Преосвященного Серафима (Чичагова), епископа Кишиневского и Хотинского, с епархиальной хроникой и распоряжения его.
  • Прощальное слово Преосвященнейшего Серафима Орловской епархии
  • Слово, сказанное Его Преосвященством, Преосвященнейшим Серафимом, епископом Кишиневским и Хотинским 28 октября в кафедральном соборе при вступлении в управление Бессарабской епархией
  • Прощание Преосвященного Серафима с Орловской паствой и проводы его.
  • Преподобный Серафим, Саровский чудотворец, и священные места его благодатного подвижничества: (Из личных воспоминаний).
  • Годовой отчет о наблюдении за законоучением и духовнонравственным воспитанием в земских и министерских училищах Кишиневской епархии.
  • Обращение Преосвященного Серафима, епископа Кишиневского, к духовенству епархии по вопросу о возрождении приходской жизни.
  • Слово Преосвященного Серафима, епископа Кишиневского, в Ново-Нямецком монастыре, в день празднования Успения Божией Матери. (вышло 2 издания)
  • Слово Преосвященного Серафима к Волынскому и Минскому полкам, на торжестве передачи Георгиевских труб 26 ноября.
  • Слово Преосвященного Серафима на Новый (1909) год.
  • Слово Преосвященного Серафима перед панихидой в сороковой день кончины отца Иоанна Кронштадтского.
  • Слово, произнесенное Преосвященным Серафимом 21 декабря, пред молебствием в соборе и благословением хоругвей Союза русского народа.
  • Слово Преосвященного Серафима, епископа Кишиневского, 18 июня, о торжестве прославления благоверной великой княгини Анны Кашинской.
  • Слова и речи Преосвященного Серафима (Чичагова), ныне епископа Кишиневского и Хотинского, произнесенные им в бытность его священником и архимандритом. С прил. сост. им «Летописного очерка Зосимовой пустыни» и «Жития преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца».
  • Указания и распоряжения Высокопреосвященнейшего Серафима, архиепископа Тверского и Кашинского по Тверской епархии.
  • Орловская епархия в 1906-1908 гг. при Преосвященнейшем епископе Серафиме (Чичагове). С прил. его речей, докл. и писем.
  • Обращение Высокопреосвященного Серафима, архиепископа Тверского и Кашинского, к духовенству епархии по вопросу о возрождении приходской жизни.
  • Обращение Высокопреосвященнейшего Серафима, архиепископа Тверского и Кашинского, к монастырям Тверской епархии по поводу указа Св. Синода от 31 июня 1915 г.
  • 0 возрождении приходской жизни: Обращение к духовенству Тверской епархии.
  • Резолюции его Высокопреосвященнейшего Серафима, архиепископа Тверского и Кашинского, к журналам Епархиального съезда 12-17 декабря 1917 г.
  • Российская Православная Церковь. Докл. Отд. о монастырях и монашестве, об общем положении для монастырей и монашествующих Священному Собору Российской Православной Церкви.
  • Вопрос о вере: Беседа Преосвященного Серафима, епископа Кишиневского и Хотинского.
  • Четыре удела Божьей Матери на земле... // Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. Дивеевская тайна и предсказания о воскресении России. - Нью-Йорк: Комитет рус. православной молодежи за границей, 1981.
  • Проповеди: О неповинном страдании. О борьбе с воображе нием. О бесах
  • Из письма отца Серафима духовному сыну Алексею Беляеву. - Архангельск, 1922 год: Документ эпохи
  • Медицинские беседы: Фрагменты // Мед. газ. - 1990. - 10 июня. - С. 3. - Подпись: Л. М. Чичагов. - (Публ. В. В. Чёрной).
  • Молитвенник за землю Русскую // Журн. Моск. Патриархии. - 1990. - № 12. - С. 66-69
  • О непрестанной молитве // Журн. Моск. Патриархии. - 1990. - № 9.
  • О себе // Мед. газ. - 1990. - 10 июня. - С. 3 (Публ. В. В. Чёрной).
  • О современном мученичестве // Журн. Моек Патриархии. - 1990. - № 10. - С. 38-39.
  • Что служит основанием духовности? // Журн. Моск. Патриархии. - 1990. - № 9. - С. 70-75.
  • Что служит основанием каждой науки?
  • Из «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» // Журн. Моск. Патриархии. - 1991. - № 12. - С. 43-47.
  • Кончина старца Серафима // Моск. церков. вестник. - 1991. - Янв. (№ 2). - С. 16.
  • На пути кризиса // Моск. церков. вестник. - 1991. - Февр. (№ 3). - С. 7.
  • Слово о бесновании: (В Неделю 23-ю по Пятидесятнице) // Москва. - 1992. - № 11-12. - С. 199-203.
  • Слово на Рождество Христово // Николо-Угрешский вест ник. - 1992. - № 5. - С. 2.
  • Митрополит Серафим (Чичагов). О святых мощах. (Конспект статьи, публ. с сокр.). - М.: Град Китеж, 1992, № 4 (9).
  • Да будет воля Твоя. Сб. В 2 ч. / Сост. В. В. Чёрная-Чичагова . Ч. I. Ищите Царствия Божия. - 288 с; Ч. II. Лествица для молитв веры.
  • "Речь К Преосвященному Гавриилу Измальскому по рукоположении его". "Приб. к "ЦВ" 1910, № 51, с. 182.
  • "Речь при вручении жезла новопоставленнному епископу Зиновию" "Приб. к "ЦВ" 1911, № 51-52, с. 2238.
  • "Слово в день присоединения Бесарабии к России 16 мая 1912 года.

Награды

Он был удостоен более 10 российских и иностранных орденов:

  1. За оказанные отличное мужество и храбрость в делах с турками под горным Дубняком и Телишем 12 и 16 октября 1877 г. Орденом Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость»;
  2. За дела с турками 3, 4 и 5 января 1878 г. под Филиппополем Орденом Св. Анны 3-й степени с мечами и бантами;
  3. За отлично-усердную службу Орденом Св. Анны 2-й степени (1884 г.);
  4. За организацию приходской жизни в Орловской епархии Орденом Св. Анны 1-й степени (1908 г.);
  5. За переход через Балканы 13-19 декабря 1877 г. Орденом Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантами;
  6. За отлично-усердную и ревностную службу 30 августа 1881 г. Орденом Св. Станислава 2-й степени;
  7. Светло-бронзовой медалью в память войны 77-78 гг.;
  8. Пожалован Кавалерским крестом ордена Почетного легиона Франции (1882 г.);
  9. Черногорским Орденом князя Даниила I, 4-й степени (1882 г.);
  10. Румынским Железным крестом
  11. Темно-бронзовой медалью на Александровской ленте в память Св. Коронования Их Императорских Величеств в Успенском соборе 15 мая 1883 г.;
  12. Серебряной медалью на Андреевской ленте в память Св. Коронования Их Императорских Величеств 14 мая 1896 г.;
  13. Болгарским Орденом Св. Александра 3-й степени (1883 г.);
  14. Греческим Орденом Христа Спасителя 2-й степени;
  15. Болгарским Орденом Святого Александра "За гражданские заслуги" 2-й степени с наперсным крестом.
  16. За храбрость при осаде и взятии Плевны пожалован саблей с дарственной надписью от Императора.

Литература

  1. Преосвященный Серафим, епископ Кишиневский и Хотин ский // Кишинев, епарх. ведомости. - 1908. - № 45, отд. неофиц. - С. 1623-1626: портр. - Без подписи; Там же. - № 47, отд. не офиц. - С. 1703-1704. - Без подписи.
  2. Прибытие в г. Кишинев Преосвященного Серафима, еписко па Кишиневского и Хотинского // Кишинев, епарх. ведомости. - 1908. - № 46, отд. неофиц. - С. 1667-1670. - Без подписи.
  3. Приветственная речь Преосвященному Серафиму при вступ лении его в кафедральный собор, сказанная Преосвященным Никодимом, епископом Аккерманским // Кишинев, епарх. ведомости. - 1908. - № 45, отд. неофиц. - С. 1658-1662. - Без подписи; Там же. -1908. - № 46, отд. неофиц. - С. 1665-1667.
  4. Посещение Преосвященным Серафимом торжественного со брания членов Бессарабского губернского отдела Союза русского народа // Кишинев, епарх. ведомости. - 1908. - № 47, отд. не офиц. - С. 1731-1739. - Без подписи.
  5. Посещение Преосвященным Серафимом местной духовной семинарии // Кишинев, епарх. ведомости. - 1908. - № 46, отд. не офиц. - С. 1670-1672. - Без подписи.
  6. Тодоровский П. П. Преосвященный Серафим (в миру Л.М.Чичагов) // Богослов, энциклопедия. - Т. 10. - СПб., 1909. - С. 531-533.
  7. Пархомович И. М. Краткий очерк жизни и деятельности Высокопреосвященного Серафима (Чичагова), архиепископа Кишиневского и Хотинского. - Кишинев, 1913.
  8. Орловская епархия в 1906-1908 гг. при Преосвященном епи скопе Серафиме (Чичагове). - Кишинев, 1914.
  9. Польский М., прот. Новые мученики Российские. Т. I. Джор данвилль, 1949; Т. II. Нью-Йорк, 1957. С. 138.
  10. О Митрополите Серафиме // Краснов-Левитин А. Э. Лихие годы 1925-1941: Воспоминания. - Париж, 1977. - С. 108.
  11. Квитницкий-Рыжов Ю. Н. Из истории популяризации медицинских знаний в России. Л. М. Чичагов и его «Медицинские беседы» // Сов. здравоохранение. - 1984. - № 8. - С. 66-70: портр. Библиогр. в подстроч. примеч. (40 назв.).
  12. Портрет Серафима (Чичагова), митрополита Ленинградско го // Русские православные иерархи, исповедники и мученики: Фотоальбом. - Париж ИМКА-ПРЕСС, 1986. - С. 67.
  13. Чёрная В. В. Митрополит Серафим (Чичагов) // Журн. Моск. Патриархии. - 1989. - № 2. - С. 13-18: портр.
  14. Сафронова Н. Владыка Серафим: «Мир трудно перестать любить» // Мед. газ. - 1990. - 10 июня. - С. 3.
  15. Подвиг жизни // Мед. газ. - 1990. - 10 июня. - С. 3: портр. - Без подписи.
  16. Митрополит - герой Плевны: (Отрывок из кн. А. Э. Красно ва-Левитина «Лихие годы») // Моск. церков. вестник. - 1991. - Окт. (№ 17) - С. 10-11: портр. - Без подписи.
  17. Чёрная В. В. Отец Серафим // Русский вестник. - 1991. - 31 июля (№ 17). - С. 12: ил.
  18. Митрополит Серафим (Чичагов) и его книга «Летопись Се рафимо-Дивеевского монастыря» / Сост. В. В. Чёрная (Чичагова), А. Н. Стрижев. - М.: Град Китеж, 1992. - 32 с: ил.
  19. Чёрная В. В. Воспоминания о митрополите Серафиме и его семье // Москва. - 1992. - № 11-12. - С. 194-199.
  20. Чёрная В. В. (Чичагова). Панихида в Кишиневе // Град Ки теж. - 1992. - № 2 (7). - С. 19-20.
  21. Загорулько В. Возвысился духом поручик Чичагов // Веч. Петербург. - 1992. - 21 июля (№ 168). - С. 3: портр.
  22. Монахиня Серафима (Булгакова). Дивеевские предания: Об открытии мощей // Четвертый удел Богородицы. - М., 1992. - 23.
  23. Об авторе: Митрополите Серафиме (Чичагове Леониде Михайловиче) // Николо-Угрешский вестник. - 1992. - № 5. - С. 2-3. - Без подписи.
  24. Нилус С. А. На берегах Божией реки. - Св.-Троицкая лавра, 1992.-С. 16-18.
  25. Чёрная В. В. Два Серафима //Домострой. - 1993. - 2 февр. (№5).-С. 13.
  26. Питирим (Нечаев), митр. Яснее становится путь //Да будет воля Твоя. - М.; СПб., 1993. - Ч. I. - С. 5-6.
  27. Георгий (Тертышников), архим. Митрополит Серафим (Чичагов) и его богословское наследие // Да будет воля Твоя. Указ. изд. 4.1.-С. 7-17.
  28. Ч ё р н а я В. В. Краткое жизнеописание митрополита Серафима (Чичагова) //Да будет воля Твоя. Указ. изд. С. 5-32. - Ил. с. 33-48.
  29. Иоанн (Снычев). Митрополит Мануил (Лемешевский). - СПб., 1993.-С. 110.
  30. Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. - М.: Паломник, 1994. - С144,146,150,412,413.
  31. Вениамин (Федченков), архиеп. Небо на земле. - М.: Па ломник, 1994.-С. 10-11.
  32. Житие оптинского старца Варсонофия. - Введенская Опти на пустынь, 1995. -С. 376.
  33. Источник живой воды. Жизнеоп. св. прав. о. Иоанна Крон штадтского / Сост. Н. И Большаков, репринт. - СПб.: Царское Дело, 1995. - С. 773,789,792,794-796,804-805.
  34. Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Рус. Правосл. Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. - Тверь, 1996. - Кн. 2. - С. 425-429.
  35. Житие священномученика митрополита Серафима (Чичаго ва). Синод. комис. Рус. Правосл. Церкви по канонизации святых. -СПб.:Сатисъ, 1997. - 112.
  36. Чёрная В.В. Рукоположен в Успенском соборе // Москва родословная. - М.: Вече, Русскiй мiръ, 1998.
  37. Московский Новодевичий монастырь. - М., 1999. - С. 89-93.
  38. Слово игумении Серафимы (Чичаговой) // Слово батюшки Серафима. Стр. «Летоп. Сераф.-Дивеев. мон.» - Волгоград: Книга, 1999.-С. 15-17.
  39. «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» архимандрита Серафима (Чичагова) и прославление батюшки Серафима // Слово батюшки Серафима. - Указ. изд. - С. 18-26.
Loading...Loading...