Святой праздник 28 сентября. Церковный Православный праздник сентября

Опубликовано 28.09.17 00:13

Сегодня, 28 сентября 2017, также празднуют День генерального директора, День работника атомной промышленности, Всемирный день борьбы против бешенства и другие праздники.

28 сентября 2017 года православные верующие вспоминают Никиту Готского, возведенного в лик великомучеников. Никита жил на берегах Дуная в 4 веке. Приняв крещение, он начал проповедовать христианство. Узнав об этом, язычники приговорили его к смертной казни.

На Никиту в деревнях начинался забой гусей. В это же время дикие гуси улетали в теплые края, а охотники выходили на последнюю охоту. Птицу также продавали. Запеченный интккихс гусь был главным блюдом стола.

В этот день наши предки угощали запеченным гусем водяного, так как верили, что дух охраняет водоплавающих птиц. Водяному по традиции отдавали самого лучшего пернатого, отрубив при этом голову. А еще надо было в этот день убирать с грядок репу, обрезать у нее ботву. Так что торжество имело еще название - Репорез. Данный овощ часто можно было увидеть на крестьянских столах, ведь его очень любили и почитали.

28 сентября в России отмечается День генерального директора. Этот праздник имеет неофициальный статус. Его справляют генеральные директора предприятий частной и государственной формы собственности, учредители бизнеса.

День генерального директора начал набирать популярность с развитием в России предпринимательской деятельности и появлением множества новых компаний и руководителей. Его инициаторами выступили сотрудники редакции журнала «Генеральный директор».

День работника атомной промышленности в России

День работника атомной промышленности отмечается в России традиционно 28 сентября. В 2017 году он справляется 13-й раз. Его празднуют сотрудники предприятий атомной отрасли, научно-исследовательских институтов: инженеры, проектировщики, рабочие.

Событие закреплено на официальном уровне Указом Президента Российской Федерации В. Путина от 3 июня 2005 года № 633 «О Дне работника атомной промышленности».

Дата празднования имеет символическое значение и приурочена распоряжению Государственного комитета обороны СССР от 28 сентября 1942 года «Об организации работ по урану». Документ предписывал учреждениям Академии наук проведение исследовательских работ. Ученые обязывались дать ответ на вопрос о возможности создания нового оружия. В качестве его боевой части должны были использоваться процессы деления радиоактивных ядер. Также ставилась задача о применении урана в качестве топлива. С тех пор атомная отрасль начала развиваться быстрыми темпами.

Всемирный день борьбы против бешенства

Сегодня отмечается Всемирный день борьбы против бешенства. В 2017 году дату справляют 11-й раз. Россия присоединяется к международному празднованию.

Этот день был учрежден в 2007 году в США по инициативе Глобального альянса по контролю бешенства. Датой празднования была выбрана дата смерти (28.09.1895 г.) Л. Пастера - микробиолога, одного из создателей вакцины против бешенства.

День Деловой книги в России

Каждый год 28 сентября отмечается День Деловой книги в России. Инициаторами праздника надо российское издательство Манн, Иванов и Фербер. Дату события выбрали из-за того, что в такой день отмечается день рождения издательства МИФ.

Андрей, Виссарион, Герасим, Григорий, Дмитрий, Евдокия, Иван, Игнатий, Иосиф, Леонид, Людмила, Макар, Максим, Мария, Никита, Николай, Петр, Порфирий, Семен, Степан, Федот, Яков.

  • 1618 - в Брюсселе открыт первый в мире ломбард.
  • 1864 - в Лондоне создан Первый Интернационал.
  • 1939 - СССР и Германия заключили договор «О дружбе и границе», закрепивший ликвидацию Польши.
  • 1953 - Никита Сергеевич Хрущев избран первым секретарем ЦК КПСС.
  • 1992 - празднование Дня Воздушного Флота в России установлено на третье воскресенье августа.
  • 1994 - в Балтийском море затонул грузопассажирский паром Эстония.
  • Микеланджело да Караваджо 1573 - итальянский живописец.
  • Джон Френч 1852 - британский военный деятель.
  • Анри Муассан 1852 - французский химик.
  • Борис Ефимов 1900 - советский художник-график.
  • Ираклий Андроников 1908 -советский писатель.
  • Георгий Товстоногов 1915 - советский театральный режиссер.
  • Питер Финч 1916 - австралийский киноактер.
  • Марчелло Мастроянни 1924 - итальянский актер.
  • Бриджет Бардо 1934 - французская актриса.

* Попразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Первомученика архидиакона Стефана (обретение мощей, 415). * Великомученика Никиты (ок. 372).
Святителя Акакия, епископа Мелитинского (обретение мощей, ок. 249-251). Мучеников двух дев, от меча скончавшихся; Феодота, Асклиады (Асклипиодоты) и Максима (ок. 305-311); Порфирия, из лицедеев (361); Феокла; Валериана младенца, Леонида. Благоверной царицы Плакиллы, супруги благоверного царя Феодосия Великого (ок. 379-395). Святителя Иосифа, епископа Алавердского (570). Преподобных Марии Егисской (нач. VII в.); Филофея пресвитера, в Малой Азии (не позднее X в.); Герасима Зурвийского. Святителя Виссариона, архиепископа Ларисского (XVI). Преподобномученика Макария Солунского (1523). Новомученика Иоанна Критского (1811). Преподобномученицы Евдокии (1918); священномучеников Андрея, Григория, Григория, Иоанна пресвитеров (1921); преподобного Игнатия (Бирюкова) архимандрита, исповедника, Воронежского (1932); священномучеников Димитрия (Игнатенко) протоиерея, Крымского (1935); Иоанна (Бороздина) протоиерея, Московского; Иакова (Леоновича) пресвитера, Тверского, Петра пресвитера и Николая (Цветкова) протодиакона; преподобномученицы Марии (Рыковой) и мученицы Людмилы (Петровой), Чимкентской (1937). Иконы Божией Матери Новоникитской (372).

Великомученик Никита

Великомученик Никита жил в IV в., был гот. Сделавшись христианином, он много способствовал распространению христианской веры среди своих соотечественников, живших на берегах Дуная. В его время особенно много потрудился для обращения готов ко Христу епископ Урфил, изобретший готскую азбуку и переведший много книг с греческого языка на готский. Правитель готов, язычник Афанарик, начал гонение на новообращенных христиан. Тогда св. Никита, воспламенившись ревностью ко Христовой вере, начал обличать Афанарика за то, что он предал мукам многих христиан, которые ни в чем не повинны. Его схватили и жестокими мучениями принуждали отречься от Христа. Св. мученик остался непреклонен, и его бросили в огонь, где он скончался, тело же его осталось невредимым. Впоследствии мощи св. Никиты были перенесены в Константинополь.

Перенесение мощей архидиакона Стефана

Стефан был первым христианским мучеником, почему и называется первомучеником. Он был из числа первых семи диаконов, посвященных самими апостолами. В книге Деяний Апостольских сказано, что он был особенно исполнен веры и Духа Святого. Именем Иисуса Христа Стефан совершал многие чудеса. Многие еврейские законоучители вступали с ним в споры, но никто не мог противостоять его мудрости. Поэтому они оклеветали Стефана перед синедрионом (верховным судилищем), будто бы он хулил Бога и ветхозаветного законодателя, пророка Моисея. Когда привели его на суд, то архиереи спросили его: «Справедливо ли то, что донесли на тебя?» Стефан отвечал целой речью, где объяснил, что он почитает Бога и пророка Его Моисея, чтит и храм Божий, и закон Его; но что сами евреи не имеют истинного богопочитания в сердцах своих. Кончил речь следующими словами: «Жестоковыйные люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы; кого из пророков не гнали отцы ваши? они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили». Услышав эти слова, члены синедриона от досады заскрежетали зубами. А Стефан взглянул на небо и сказал: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». После этого иудеи бросились на Стефана, вывели его за город и там побили камнями. А он в это время молился, говоря: «Господи Иисусе! пришли дух мой». Последние же слова св. Стефана были молитвой за врагов: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян., гл. 6 и 7). Мощи св. Стефана были обретены в 415 г. в окрестностях Иерусалима. Вместе с ними были обретены мощи Никодима, тайного ученика Христова, Гамалиила, учителя св. апостола Павла, который защищал апостолов в синедрионе, когда судили их за проповедь Христову, и сына Гамалиилова Авива. 2 августа 428 г. при императоре Феодосии Младшем мощи св. Стефана перенесены были из Иерусалима в Константинополь.

Обретение мощей св. Акакия, исповедника Мелитинского . Жил св. Акакий в царствование гонителя Декия. Правитель Маркиан потребовал его к себе на суд за веру Христову. Святой, явившись, рассуждал о Спасителе, об ангелах и осмеивал греческих богов, за что после мучений был заключен в темницу, но умер мирно, после освобождения из темницы.

* Попразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Первомученика архидиакона Стефана (обретение мощей, 415). * Великомученика Никиты (ок. 372).
Святителя Акакия, епископа Мелитинского (обретение мощей, ок. 249-251). Мучеников двух дев, от меча скончавшихся; Феодота, Асклиады (Асклипиодоты) и Максима (ок. 305-311); Порфирия, из лицедеев (361); Феокла; Валериана младенца, Леонида. Благоверной царицы Плакиллы, супруги благоверного царя Феодосия Великого (ок. 379-395). Святителя Иосифа, епископа Алавердского (570). Преподобных Марии Егисской (нач. VII в.); Филофея пресвитера, в Малой Азии (не позднее X в.); Герасима Зурвийского. Святителя Виссариона, архиепископа Ларисского (XVI). Преподобномученика Макария Солунского (1523). Новомученика Иоанна Критского (1811). Преподобномученицы Евдокии (1918); священномучеников Андрея, Григория, Григория, Иоанна пресвитеров (1921); преподобного Игнатия (Бирюкова) архимандрита, исповедника, Воронежского (1932); священномучеников Димитрия (Игнатенко) протоиерея, Крымского (1935); Иоанна (Бороздина) протоиерея, Московского; Иакова (Леоновича) пресвитера, Тверского, Петра пресвитера и Николая (Цветкова) протодиакона; преподобномученицы Марии (Рыковой) и мученицы Людмилы (Петровой), Чимкентской (1937). Иконы Божией Матери Новоникитской (372).

Православные Святые угодники.

Великомученик Никита

Великомученик Никита жил в IV в., был гот. Сделавшись христианином, он много способствовал распространению христианской веры среди своих соотечественников, живших на берегах Дуная. В его время особенно много потрудился для обращения готов ко Христу епископ Урфил, изобретший готскую азбуку и переведший много книг с греческого языка на готский. Правитель готов, язычник Афанарик, начал гонение на новообращенных христиан. Тогда св. Никита, воспламенившись ревностью ко Христовой вере, начал обличать Афанарика за то, что он предал мукам многих христиан, которые ни в чем не повинны. Его схватили и жестокими мучениями принуждали отречься от Христа. Св. мученик остался непреклонен, и его бросили в огонь, где он скончался, тело же его осталось невредимым. Впоследствии мощи св. Никиты были перенесены в Константинополь.

Перенесение мощей архидиакона Стефана

Стефан был первым христианским мучеником, почему и называется первомучеником. Он был из числа первых семи диаконов, посвященных самими апостолами. В книге Деяний Апостольских сказано, что он был особенно исполнен веры и Духа Святого. Именем Иисуса Христа Стефан совершал многие чудеса. Многие еврейские законоучители вступали с ним в споры, но никто не мог противостоять его мудрости. Поэтому они оклеветали Стефана перед синедрионом (верховным судилищем), будто бы он хулил Бога и ветхозаветного законодателя, пророка Моисея. Когда привели его на суд, то архиереи спросили его: «Справедливо ли то, что донесли на тебя?» Стефан отвечал целой речью, где объяснил, что он почитает Бога и пророка Его Моисея, чтит и храм Божий, и закон Его; но что сами евреи не имеют истинного богопочитания в сердцах своих. Кончил речь следующими словами: «Жестоковыйные люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы; кого из пророков не гнали отцы ваши? они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили». Услышав эти слова, члены синедриона от досады заскрежетали зубами. А Стефан взглянул на небо и сказал: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». После этого иудеи бросились на Стефана, вывели его за город и там побили камнями. А он в это время молился, говоря: «Господи Иисусе! пришли дух мой». Последние же слова св. Стефана были молитвой за врагов: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян., гл. 6 и 7). Мощи св. Стефана были обретены в 415 г. в окрестностях Иерусалима. Вместе с ними были обретены мощи Никодима, тайного ученика Христова, Гамалиила, учителя св. апостола Павла, который защищал апостолов в синедрионе, когда судили их за проповедь Христову, и сына Гамалиилова Авива. 2 августа 428 г. при императоре Феодосии Младшем мощи св. Стефана перенесены были из Иерусалима в Константинополь.

Обретение мощей св. Акакия, исповедника Мелитинского . Жил св. Акакий в царствование гонителя Декия. Правитель Маркиан потребовал его к себе на суд за веру Христову. Святой, явившись, рассуждал о Спасителе, об ангелах и осмеивал греческих богов, за что после мучений был заключен в темницу, но умер мирно, после освобождения из темницы.

1 СЕНТЯБРЯ - Донской иконы Божией Матери . Эта чудотворная икона Божией Матери много раз помогала русским воинам, впервые – в битве на Куликовом поле. Образ, написанный Феофаном Греком, в день Куликовской битвы находился среди русского войска. После победы икона была передана казаками в дар князю Дмитрию Донскому. В другой раз пред ней молился царь Иоанн Грозный, отправляясь в поход на Казанское ханство, и поход оказался победным.
В 1591 году к Москве подошли крымские татары, и царь Феодор Иоаннович приказал совершить вокруг стен Кремля крестный ход с Донскою иконою. Татары, устрашенные какой-то невидимою силою, покинули поле битвы. В благодарность государь основал монастырь, названный Донским-Богородицким, в котором поместили Донскую икону. Там она находится и поныне.
По установленной традиции, в Малом соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает торжественное богослужение в честь Донской иконы Божией Матери раз в четыре года.

10 СЕНТЯБРЯ - Обретение мощей преп. Иова Почаевского (1659). Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах (преп. Феодосия) почивающих.
В этот же день празднуется память преп. Моисея Мурина . Святой Моисей жил в IV веке в Египте. В молодости он был главарем разбойников и совершил множество грехов, в том числе - убийства невинных людей. По великой милости Божией раскаялся и ушел в одну из пустынных обителей, где жил праведной жизнью. Около 400 года погиб от рук разбойников, напавших на обитель.

11 СЕНТЯБРЯ - Усекновение главы Иоанна Предтечи . Св. Иоанн обличал правителя Галилеи Ирода Антипу за незаконное сожительство с женой брата Иродиадой. В 32 году по наущению Иродиады Ирод во время пира в честь дня его рождения приказал обезглавить св. Иоанна.
В память усекновения главы Иоанна Крестителя Церковью установлен строгий пост – как выражение общей скорби о насильственной смерти великого Пророка, Предтечи Господа Иисуса Христа, крестившего в водах реки Иордан.

12 СЕНТЯБРЯ - Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского. Утвердившись на Невских берегах, Петр I заложил в 1712 году Александро-Невский монастырь в честь благоверного князя. Чтобы прочнее связать имя Александра Невского с Петербургом, Петр решил перенести его мощи из Владимира. Положены они были в драгоценной серебряной раке. В 1922 году святые мощи были переданы в Музей атеизма в Казанском соборе. Возвращение петербургской святыни произошло только в июне 1989 года. Однако драгоценная серебряная рака до сих пор находится в Эрмитаже.
В этот же день чествуется память прп. Александра Свирского – столпа русского Православия, основавшего Свято-Троицкую обитель на Свири, взрастившего целую плеяду учеников, среди которых – прпп. Адриан Ондрусовский, Геннадий и Никифор Важеозерские, Иона Яшезерский. Причислен к лику святых в 1547 году. Первым храмом в Москве в честь нового чудотворца был Покровский собор на Красной площади, известный ныне, как храм Василия Блаженного. Северо-восточный придел этого собора посвящен Александру Свирскому.
Из 23 его чудес, известных по житию святого, почти половина относится к исцелению расслабленных и парализованных.

13 СЕНТЯБРЯ – память священномученика Киприана, епископа Карфагенского . Св. Киприан родился ок. 200 г. в Карфагене. Он получил прекрасное светское образование и стал блестящим оратором и учителем философии.
Заинтересовавшись христианством, Киприан познакомился с трудами пресвитера Тертуллиана. В 46 лет Киприан был принят в христианскую общину Карфагена как оглашенный (готовящийся ко крещению). К тому времени он раздал свое имущество и переселился в дом пресвитера Цецилия. Через год после Крещения св. Киприна рукоположили в пресвитера, а после смерти еп. Доната во епископа. Во время гонений императора Валериана (253-259) святителя сослали. В изгнании св. Киприан написал много писем и книг. Желая пострадать в Карфагене, он сам вернулся туда. За отказ принести жертву идолам св. Киприана усекли мечом.

14 СЕНТЯБРЯ – . Праздник церковного Новолетия установлен святыми отцами I Вселенского собора, которые определили начинать с 1 сентября исчисление церковного года. Первый день годичного богослужебного круга открывает собою «вход лета», и богослужение этого дня носит праздничный характер, вершиной которого является читаемое за литургией Евангелие, где рассказывается о начале проповеди Иисуса Христа после Его Крещения и искушений от диавола в пустыне. По преданию, это произошло в первый день иудейского праздника жатвы, который праздновали 1-8 сентября. В Евангелии мы слышим Спасителя, проповедующего и нам наступление благоприятного «лета Господня». В этот день Иисус Христос начал проповедь Царствия Божия и впервые засвидетельствовал исполнение ветхозаветных пророчеств о пришествии Мессии (Сына Божия) и тем самым о конце Ветхого и начале Нового Завета.

17 СЕНТЯБРЯ – обретение мощей святителя Иосафа Белгородского (1911). Святитель мирно преставился о Господе 10 декабря 1754 г. в Гайвороне, в своей архиерейской вотчине. Тело его было перевезено в Белгород и оставалось непогребенным до конца февраля 1755 г. Народ ежедневно стекался в собор, со слезами отдавал последнее целование своему архипастырю и к удивлению своему, не замечал никаких признаков тления. Спустя два года вход в склеп был открыт, и все увидели, что тело святителя не подвергается тлению. С этого времени нетленные мощи сделались источником врачевания недугов телесных и душевных.
День празднования иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая купина» . Неопалимая купина – это объятый пламенем, но несгорающий куст. На иконах она изображается в виде двух наложенных друг на друга четырехугольников: зеленый цвет одного символизирует куст, красный цвет другого – пламя. В четырех красных углах изображены символы евангелистов: святого Марка -–Лев, святого Луки – вол, святого Иоанна – орел, святого Матфея – Ангел. К молитве перед этой иконой прибегают во время пожаров и сильных гроз.

19 СЕНТЯБРЯ - Воспоминание чуда Архистратига Михаила . Архангел Михаил – один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.
Икона Архангела Михаила пребывает в Крестовоздвиженском соборе и храме св. ап. и еванг. Иоанна Богослова.
19 сентября вспоминаетсяпамять чуда, совершенного Святым Архистратигом Михаилом в Хонех. Во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила; около храма истекал целебный источник. Храм этот был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника.
Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа.
В храме святого Архистратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм.
Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим. Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина».

21 СЕНТЯБРЯ - Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии . Праздник этот - первое событие, связанное с Евангелием, вспоминаемое в наступившем новом церковном году, первый из двенадцати главных церковных праздников. В этот день, по словам молитвы, "Бог престол свят на земле Себе предуготовал", так как Дева Мария, став Матерью Божией, стала как бы престолом Божиим на земле.
Пресвятая Дева Мария родилась в палестинском городе Назарете, в семье праведных Иоакима и Анны. Родители Ее, достигшие преклонного возраста, были бездетны. В то время у евреев считалось, что отсутствие детей в семье – признак какого-то согрешения и сопутствующего ему гнева Божия. Но святые Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, веря, что Господь может даровать им чадо и в старости. Они горячо молились Богу и со слезами просили Его даровать им дитя, которое они обещали посвятить на служение Ему в Иерусалимском храме.
Господь исполнил их прошение: благовестник таин Божиих Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостное известие о том, что молитвы их услышаны и у них родится Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру.
“Сегодня, наконец, воссиял тот желанный день, так давно предопределенный Богом, так страстно ожидаемый людьми, столь плодотворный для земли и столь страшный для ада., - говорится в Похвальном слове на Рождество Богородицы Илии Минятия, - день, в который буква ослабевает и усиливается дух, преходит клятва и настает благодать.
Каждому из избранных благодать дана отчасти, Марии же – вся полнота благодати, говорит блаженный Иероним.
Итак, счастлив и преблажен человеческий род, от корня которого произошел столь святой и благодатный плод. Древние, приветствуя новорожденных царских детей, говорили: “Радуйся, младое чадо!” Соберемся же и мы сегодня, когда рождается этот царственный младенец, Владычица и Богоотроковица Мария, и, совокупив все наши радостные голоса, будем приветствовать ее словами: “Радуйся, новый свет человеческого спасения, утро благодати, вечер греха. Ты рождаешься, как утро, украшенное цветом небесных добродетелей, возрастаешь, как солнце увенчанная лучами Божественной благодати, и живешь среди рожденных женами, как феникс, единственное чудо природы”.
День рождения Пресвятой Богородицы глубоко почитается в Русской Церкви. Именно в этот день русское воинство под водительством св. Дмитрия Иоанновича одержало победу на Куликовом поле.
Длится праздник 5 дней, с 20 по 25 сентября в храмах и домашних молебнах возглашается тропарь: "Рождество Твое, Богородице Дева, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный".
Этот день (8 сентября по ст. стилю) считается также Днем начала Русского Государства. Так и обозначено на памятнике Тысячелетия России, воздвигнутом в Новгороде в 1862 году в царствование Александра II.

22 СЕНТЯБРЯ - сегодня чтится память благочестивых родителей Богородицы Иоакима и Анны . Как предки по плоти Иисуса Христа, они именуются "Богоотцами". Им молятся о разрешении супружеского неплодства.
Память прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Обретение и перенесение мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского. (1896).

24 СЕНТЯБРЯ чтится память преп. Силуана Афонского . В 1892 году угодник Божий становится послушником русского Пантелеимонова монастыря на горе Афон (Греция), и для него начинается жизнь, наполненная молитвенными бдениями и трудовым послушаниями. Канонизация старца Силуана состоялась в Константинополе в 1978 году.

26 СЕНТЯБРЯ – чтится память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Еще его называют храмом Гроба Господня, ибо воздвигнут он над горой Голгофой, где принял крестную смерть Спаситель. Среди множества святынь храма главной считается камень, ставший трехдневным смертным ложем Иисуса Христа. Над этим камнем воздвигнута специальная кувуклия (небольшой храм).

27 СЕНТЯБРЯ - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
Это великий праздник торжества, радости обретения животворящего древа Господня. В этот день Православная Церковь приглашает верующих воздать благоговейное поклонение Честному и Животворящему Кресту, на котором Господь наш и Спаситель перенес величайшее страдание ради нашего спасения. Верующие должны воспринимать этот праздник, конечно, не только как воспоминание величайшего исторического события, имевшего место более полторы тысячи лет назад, но как явление промыслительное в отношении к каждому христианину и вообще ко всему человечеству.
Явление Креста - это, прежде всего, победа добра над злом, покорение греха, это источник любви, ибо через вольные страдания Спасителя на кресте, через всеславное Его воскресение из мертвых открыты двери райские и новая жизнь дарована роду человеческому. Крест - твердыня святых, свет всей вселенной. Как в доме, объятом тьмой, кто-нибудь зажжет светильник и, поставив его на возвещении, прогоняет тьму, так и Христос во вселенной, объятой мраком, водрузив Крест как некоторый светильник, подняв его высоко, рассеял мрак на земле.
Мы свято и благоговейно должны почитать и почитаем Крест Христов. С раннего детства и до самой смерти каждый христианин носит на себе крест как знамение Христовой победы и нашей защиты и силы. Каждое дело мы начинаем и кончаем крестным знаменем, делая все во славу Христову. Мы крестим пищу, жилища, самолеты, корабли и строения, земли и нивы. Священники крестят подходящих за благословением; мать крестит, напутствуя дитя, сына, идущего на брань; родители - женящихся детей. Отходя ко сну, православный христианин крестит одр свой, произнося молитву: “Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его”. Так, во Христе и со крестом, устрояется священноначалие, основываются святыни в Церкви. Так устанавливается в страхе Божием личная, семейная и общественная жизнь верующих.
Однако сегодняшний праздник имеет еще и глубочайшее значение в судьбах всего мира. Крест имеет прямое отношение ко второму пришествию Спасителя, ибо по неложному слову Христа, страшный суд будет предварен явлением знамения Креста Господня: “Тогда явится знамение Сына человеческаго на небе;и тогда восплачутся все племена земная, и увидят Сына человеческаго, грядущаго на облаках небесных с силою и славою великою”(Матф.24, 30) ”. Это будет как бы “второе” воздвижение Креста Господня, почему сегодняшний праздник и должен призвать нас к великой ответственности, к глубочайшим размышлениям.
Праздник Воздвижения - престольный праздник Крестовоздвиженского собора Петрозаводска, почти десятилетие бывшего кафедральным, то есть главным храмом Карелии.

28 СЕНТЯБРЯ празднуется память св. первомученика Стефана (день обретения мощей этого угодника). Архидиакон Стефан первым пострадал за Христа от иудеев. За проповедь о Спасителе его вывели за стены Иерусалима и забили камнями. Угодник же молился, повторяя: "Господи! Не вмени им греха сего…".
В Петрозаводске в новом кафедральном соборе во имя благоверного князя Александра Невского в иконостасе одного из приделов храма есть икона первомученика Стефана.

29 СЕНТЯБРЯ - празднование чудотворной иконы Божией Матери "Призри на смирение", находящейся в Введенском монастыре Киева. 10 лет назад, в августе 1993 года, икона чудодейственным образом отпечаталась на стекле киота. А когда его заменили, икона вновь отразилась на новом стекле.

30 СЕНТЯБРЯ. Сегодня день мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии , живших и пострадавших за Христа во II веке. По доносу они были доставлены в Рим, императору Адриану. В Янишполе строится храм во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Попразднство Воздвижения Креста. .
Обре́́тение мощей свт. Акакия исп., еп. Мелитинского (III). . . Обре́́тение мощей (415). . . Свт. Симеона, архиеп. Солунского (1429).
Сщмч. Иоанна Ильинского пресвитера и прмц. Евдокии Ткаченко (1918); сщмчч. Андрея Ковалева, Григория Конокотина, Григория Троицкого, Иоанна Яковлева пресвитеров (1921); прп. Игнатия Бирюкова исп. (1932); сщмч. Димитрия Игнатенко пресвитера (1935); сщмчч. Иоанна Бороздина, Иакова Леоновича, Петра Петрикова, Николая Скворцова пресвитеров и Николая Цветкова диакона, прмц. Марии Рыковой и мц. Людмилы Петровой (1937).
.

Тропарь и кондак Воздвижения (см. 14/27 сентября) Тропарь великомученика Никиты, глас 4: Му́ченик Твой, Го́споди, Ники́та… (см. приложение 2) Ин тропарь великомученика Никиты, глас 4: Крест Христо́в, я́ко не́кое ору́жие, усе́рдно восприи́м,/ и к боре́нию враго́в прите́кл еси́,/ и, за Христа́ пострада́в,/ последи́ огне́м свяще́нную твою́ ду́шу Го́споду пре́дал еси́,/ отону́дуже и даро́в исцеле́ния/ от Него́ сподо́бился еси́ прия́ти,/ великому́чениче Ники́то,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим. Кондак великомученика Никиты, глас 2: Пре́лести посе́к держа́ву стоя́нием твои́м/ и побе́ды прии́м вене́ц во страда́льчествех твои́х,/ со А́нгелы, сла́вне, ра́дуешися,/ Ники́то тезоимени́тe,// с ни́ми Христа́ Бо́га моля́ непреста́нно о всех нас.

Образ Божий придает человеческой природе особую ценность, которая не зависит от человека: от его мыслей, чувств и действий. Даже самый последний грешник обладает этой ценностью: «Образ есмь неизреченный Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений», - молимся мы словами заупокойного молитвословия. Но каждый человек имеет свою цену у Бога, как и в глазах ближних. Эта цена называется достоинством. Двигаясь по пути самосовершенствования, человек развивает присущие его природе способности и возрастает в достоинстве. Свобода, данная Богом человеку, призвана содействовать этому возрастанию. Но человек не может обладать достоинством, если он разрушает свое нравственное начало. Безнравственного достоинства не бывает.

Loading...Loading...