Типы мировоззрения: какие бываю и их связь с жизненными целями. Типы мировоззрения – классификация, какие преобладают в современном обществе

Виды мировоззрения

Под мировоззрением можно понимать способ и результат освоения мира, формулирования человеком своего отношения к этому миру. Ядром мировоззрения человека являются ценности .

Общим основанием ценностей и антиценностей служат понятия добра и зла, отражающие соответственно возможности удовлетворять здоровые или порочные потребности людей. Высшие духовные ценности играют важную роль для формирования того или иного вида мировоззрения. Так ценность веры для данного индивида может определять его религиозное мировоззрение, ценность истины – естественно-научное, ценность красоты и совершенства – эстетическое мировоззрение, ценность добра и справедливости – нравственное.

В зависимости от ценностей формируется и жизненная стратегия. Это может быть стратегия благополучия, т.е. полного удовлетворения материальных благ. Стратегия успеха и престижа в общественной иерархии может побуждать человека к определённой линии поведения, иногда даже в ущерб материальному благополучию. Стратегия самореализации и духовного совершенствования часто определяет аскетическую модель поведения человека. Жизненная стратегия, таким образом, зависит от ценностей и мировоззрения человека и, в конечном итоге, определяется целью и смыслом жизни, поставленной данным индивидом. Проблема смысла жизни реальна лишь тогда, когда ставится вопрос о целостности жизни, о взаимосвязи её начала и конца. Проблема смерти и того, что после жизни придаёт особую актуальность вопросу о цели бытия. По выражению одного историка, смерть – это великий компонент культуры, экран, на который проецируются все жизненные ценности.

Духовный мир личности (микрокосм человека) - целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементы которой:

духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;

знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;

представления;

убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;

способности к тем или иным формам социальной деятельности;

чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;

цели, которые он сознательно ставит перед собой.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Проанализировать текст «Мировоззрение личности» (В. И. Добрынина). Прочитайте текст и выполните задания.

Текст « Мировоззрение личности»

Мировоззрение человека находится в постоянном развитии. Оно мо­жет существенно меняться под влиянием открытий в области естественных и гуманитарных наук. Однако при всех его самых глубоких изменениях в мировоззрении сохраняется некоторая его постоянная составляющая. Она в конечном счете и представляет мировоззренческую позицию личности: религиозную или атеистическую, базирующуюся на научном или псевдо­научном знании и т. п.

Структурно мировоззрение включает в себя две относительно самостоя­тельные части: мировосприятие (мироощущение) и миропонимание.

Мировосприятие связано со способностью человека познавать мир на чувственно-наглядном уровне, т. е. на уровне образов, в том числе и худо­жественных. И в этом смысле оно определяет эмоциональный настрой че­ловека: восторженность или уныние, оптимистическое отношение к жиз­ни или пессимистическое, дружелюбие или враждебность по отношению к другим и др.

В отличие от мировосприятия миропонимание формируется на основе процесса и результатов познавательной и практической деятельности че­ловека. В связи с этим основными его элементами оказываются истинные знания и заблуждения, практика самого человека и общества.

Значение миропонимания состоит в том, что оно является основой фор­мирования интересов и потребностей человека, системы его ценностных ориентации, а значит, и мотивов деятельности.

Добрынина В. И. Мировоззрение, его роль в современном мире // Основы философских знаний. М., 1995.

  1. Какие две части (два структурных элемента) включает в себя структура мировоззрения?
  2. Как вы понимаете мысль автора о том, что «при всех самых глубоких изменениях в мировоззрении сохраняется некоторая его постоянная составляющая»?
  3. Соотнесите известные вам типы мировоззрения со структурными элементами мировоззрения.

4. Как правило, мировоззрение человека можно определить по тем понятиям, терминам и устойчивым выражениям, которые он употребляет. Например, для мироощущения может быть характерен такой понятийный набор: вера, одиночество, жизненный порыв и т.д. Для миропонимания такой набор: закономерность, доказательство, социальная система и т.д. Приведите по два примера понятий и терминов, характеризующих два структурных элемента мировоззрения, выделенные в тексте автором.

Мировоззрение и его формы.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Мировоззрение и его формы.
Рубрика (тематическая категория) Философия

Изучение философии спо­собствует формированию собственной мировоззренческой пози­ции человека. Философия представляет собой теоретическое ядро мировоззрения, систему его основополагающих идей. Что же такое мировоззрение?


Схема 3. Определœения мировоззрения

Объект мировоззрения - мир в целом, но предмет, ᴛ.ᴇ. то, что оно выделяет в объекте, - это именно взаимоотношение мира и человека. По этой причине мировоззрение всœегда субъективно, личностно окрашено.

Таблица 1

Ос­новные составляющие структуру мировоззрения:

Наименование Описание
Ценностные ориентации Под ними принято понимать система материальных и духов­ных благ, которые человек и общество признают как повелœевающую силу над собой, определяющую помыс­лы, поступки и взаимоотношения людей. Определить действительный стержень ценностных ориентации в человеке, выявить его подлинную духовную сердце­вину - значит узнать о нем нечто сущностное, после чего становится понятным очень многое в его помыс­лах, поведенческих актах, поступках. Ценностные ори­ентации складываются у человека в раннем детстве.
Верования Вера- это феномен сознания, обладающий силой неустранимости и огромной жизненной значимости: человек не может вообще жить без веры, поскольку разум знает, что за его пределами есть бездна, ему недоступная, но в ней что-то схватывается силой ин­туиции, на чем и вырастает вера. Акт веры представ­ляет собой сверхсознательное чувство, ощущение, своего рода внутреннее ʼʼясновидениеʼʼ, в какой-либо мере свойственное каждому человеку, особенно ху­дожественным натурам, обладающим философски ориентированным умом. Нельзя отождествлять веру вообще с религиозной верой. Любой атеист тоже пре­исполнен веры - в самого себя, в свои убеждения, в своих близких, в то, что мир есть ʼʼдвижущаяся мате­рия, данная нам в ощущенияхʼʼ. Ведь это никто никог­да не доказал и никто никогда доказать не сможет, в это можно только верить.
Идеалы Идеал- это своего рода путеводная звезда, без ко­торой нет твердого направления, а нет направления, нет и жизни. Люди решаются на самые грандиозные дела, в случае если впереди, хоть вдалеке, им сверкает путе­водной звездой идеал. Идеалы - это мечта и о са­мом совершенном устройстве общества, где всё ʼʼпо справедливостиʼʼ, и о гармонически развитой лично­сти, и о разумных межличностных отношениях, и о нрав­ственном, и о прекрасном, и о полной реализации сво­их возможностей на благо человечества. Идеалы в основном обращены в грядущее, однако случается, что их находят и в прошлом (вспомним эпоху Возрожде­ния). Истинное в идеалах, как правило, сохраняется в мировоззрении и в конечном счете реализуется в практике, в жизни, а неистинное рано или поздно от­брасывается.

Окончание таблицы 1

Убеждения Убеждения представляют из себятвердо составленную систему взглядов не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции и чувств. Οʜᴎ являют­ся своего рода золотым куполом храма мировоззрения. В сфере убеждений невозможна сделка, ᴛ.ᴇ. двух безусловных принципов убеждения в душе одной и той же цельной и принципиальной личности быть не может. Убеждение является субъективно наиболее цен­ной частью мнений человека, но вместе с тем убеж­денным можно быть лишь в том, что не имеет характе­ра логической бесспорности, а в большей или мень­шей степени поддерживается верой. Категория ʼʼубеждениеʼʼ редко касается того, что абсолютно явно и очевидно. Убеждения составляют стержень миро­воззрения и духовное ядро личности. Человек без глу­боких убеждений не является личностью в высоком смысле этого слова. Именно идейная убежденность позволяет человеку в минуту смертельной опасности преодолевать инстинкт самосохранения.
Мироощущение
В онтогенезе (ᴛ.ᴇ. в процессе развития индивида в течение его жизни) мировоззрение формируется поэтапно:

Схема 4. Этапы формирования мировоззрения

Понятно, что путь от мироощущения к миропониманию лежит в развитии всœех познавательных (когнитивно-эмоцио­нальных) способностей человека, но всœе-таки, прежде всœего мышления.

Согласно данным немецкого биолога-эволюциониста Эрнста Геккеля (1834-1919) и американского психолога Стенли Хол­ла (1846-1924), онтогенез (индивидуальное развитие человека) в сжатой форме практически повторяет филогенез (воз­никновение и развитие всœего живого, в т.ч. человека). Наверное, именно в связи с этим в филогенезе можно также выделить 2 базовых этапа развития мировоззрения:

Схема 5. Этапы развития мировоззрения

Как видно из данной схемы, каждому из этапов постижения мира присущи определœенные формы мировоззрения. Рассмот­рим каждую из них более подробно.

Таблица 2

Формы мировоззрения

Форма мировоззрения Характеристика формы
Повсœедневность (бытовая форма) Бытовая форма мировоззрения является наи­более распространенной и доступной каждому человеку. Она состоит в опоре на его соб­ственный опыт и опыт родителœей. Бытовой под­ход к познанию мира дает элементарные сведе­ния о природе, о самих людях, их условиях жизни, общении, социальных связях и т.д., но получен­ные на этой базе знания носят хаотический, раз­розненный характер, представляя собой набор сведений. С другой стороны, значимость житей­ского знания в качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смысл оказывается нередко тоньше и проница­тельнее, чем ум ученого или философа. Осно­ванное на здравом смысле и обыденном созна­нии, такое знание является важной ориентиро­вочной основой повсœедневного поведения людей и их взаимоотношений между собой.

Продолжение таблицы 2

Мифология Мифология является древнейшей формой миро­воззрения и жизненной ориентации человека. В мифе человек не выделяет себя из окружа­ющего мира природы, в связи с этим последний вряд ли отражается в нем, как нечто особенное. Пред­метом отражения является сама первобытная община, а основная функция мифологического сознания имеет не познавательный, а практи­ческий характер и состоит в конституировании человеческой общности, регуляции отношений между людьми. Миф необходим для мобилизации сил коллектива, для его сплоченности, от которой зависит степень выживаемости последнего. В этой связи главная мифологическая установка состоит в максимальном подчинœении жизни индивида интересам сплочения. О практическом руководстве первобытных верований и поведе­ния, осуществляемом в мифах, свидетельствует и тот факт, что их самой древней формой явля­ются мифы-плачи, мифы-выкрики, мифы-прика­зания
Религия Религиозная форма мировоззрения заключает­ся в построении картины мира на базе веры в существование сверхъестественной силы, кото­рой так или иначе объясняется всё происходя­щее в мире. Границу между нею и мифологиче­ским сознанием определить достаточно трудно. Не случайно немецкий философ Георг Гегель (1770-1831) в ʼʼФилософии религииʼʼ называет мифологию ʼʼнепосредственной религиейʼʼ. Имея общие черты (наряду с ритуалом, миф является составной частью религиозного культа͵ высту­пая в виде культового текста), у мифологии и религии, есть и различия: 1) если миф явился на определœенном этапе раз­вития общества универсальной и единствен­ной формой общественного сознания, то ре­лигия возникла на базе образования специализированных груш священнослужителœей (жрецов), занимающихся производством религиозной идеологи профессионально; 2) если миф регулирует отношения между инди­видами в первобытной общинœе посредством запретов и регламентации, то религия воз­действует на их духовный мир опосредован­но с помощью религиозной веры, которая оп­ределяет всё человеческое мировоззрение и центрирует его; 3) если в мифологии мир един, то в религии он расщепляется, удваивается: возникает свя­щенный мир (сакральный) и мирской (профанический), а также естественный и сверхъес­тественный; 4) если мифологический бог - это, как прави­ло, основатель рода тотем, который не сразу становится человекоподобным), то в религии Бог антропоморфен;

Окончание таблицы 2

5) если мифологические боги не знают морали, не знают иного закона, кроме закона ʼʼсвоей природыʼʼ, то Бог религии, как правлю, имеет нравственную окраску.
Искусство (художественная форма) Художественная форма мировоззрения заклю­чается в построении картины мира на базе саморефлексии, пропускании реальности через собственную душу, и построении на базе этого целостных художественных образов; в базе художественного, мифологического, религиозно­го и бытового подходов к познанию лежит стрем­ление к ликвидации неопределœенности за счёт построения непротиворечивой - на уровне са­мого субъекта - картины мира, зачастую в ущерб истинœе.
Наука Научная форма мировоззрения принципиально отличается тем, что строит модель реальности, максимально приближенную к истинœе, даже если абсолютная истина недостижима. В отличие от других областей человеческого познания наука отличается прежде всœего своей целью, которая состоит в ориентации на постижение ис­тинного знания, в стремлении достижения исти­ны в определœенной сфере жизнедеятельности.
Философия Специфика философского мировоззрения за­ключается в том, что оно интегрирует наиболее существенные результаты исследований других наук (а также искусств, религий, повсœедневно­сти и др.) и, синтезируя их, создает наиболее общее и целостное представление о том или ином объекте или предмете. О чем бы ни рассуждал философ, его мысли и идеи, как правило, каса­ются самого общего, самого существенного, са­мого глубокого, ценного и важного. То есть фи­лософское знание носит предельно общий, тео­ретический характер.
Размещено на реф.рф
Оно содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые ле­жат в базе иных наук, но в то же время явля­ется во многом субъективным, поскольку несет в себе отпечаток личности и мировоззрения от­дельных философов. Не случайно говорят: ка­ков человек, такова и его философия

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, философия является теоретическим ядром мировоззрения. А особенность философского мировоззрения состоит по сути в том, что в нем объединяются научно-теоретиче­ский и духовно-практический способы человеческой жизнедея­тельности. После мифологии и религии философия в истории человечества явилась третьей, наиболее сложной, интегральной формой мировоззрения, отличающейся рациональностью, системностью, логичностью и теоретической оформленностью.

Мировоззрение и его формы. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Мировоззрение и его формы." 2017, 2018.

Как выяснили психологи и социологи, ключевую роль в нашей жизни играет именно мировоззрение, его виды и формы. От этих факторов зависит наше отношение к окружающей среде, к людям, с которыми приходится общаться, к своему собственному «я». Мировоззрение определяет наши принципы, мысли, корректирует систему чувств и впечатлений, влияет на ассоциации и симпатии.

мировоззрение. Его виды и формы

Как гласит мудрая поговорка, судьба не дается человеку, он строит ее сам. Сделать это можно, имея определенный багаж знаний, опыт, содержательный Все это формирует наши вкусы, наши мысли и побуждения, чем, собственно, и является мировоззрение. Его виды и формы напрямую зависят от государства, в котором проживает человек, от исповедуемой ним религии, а также от воспитания и которые привили ему с детства опекуны или родители. Каждая личность в нашем мире начинает формироваться именно с детских лет. Следовательно, то, что привито в ранние годы, служит основной для всех суждений и действий в дальнейшем, по крайней мере до тех пор, пока не произойдет переломный момент.

Теоретический аспект

Суть мировоззрения заключается в том, что оно определяет человека, делает его кем-то в обществе, одним словом - играет самую важную роль в его жизни. Поэтому важно, чтобы жизненные взгляды одного индивида совпадали с теми нормами морали, которые являются приемлемыми в его обществе как в широком понимании слова, так и в узком. В первом случае речь идет о государстве как об одном целом. В каждой стране есть определенная религия, конституция, традиции, которые проявляются в поведении людей по отношению друг к другу. «Семейное» мировоззрение, его виды и формы зависят уже от конкретной группы людей. Кто-то тяготеет к познанию науки, кто-то хочет постричься в монахи.

Примеры мировоззрения

Взгляд на мир конкретного человека также очень сильно зависит от типа его темперамента. Более «взрывные» люди, легкие на подъем и непостоянные, как правило, имеют более богатый жизненный опыт. В юные годы они отличаются вспыльчивостью, «набивают себе шишки», нередко стремятся познать все и вся. С годами это превращается в огромный опыт, взбалмошность уходит, а ее сменяет величие и гордость.

Если же человек изначально спокоен, он, скорее всего, примет все то, что его окружает. Если семья, в которой он вырос, верующая, Бог будет близок и ему. Прежде чем совершить нечто глобальное, что в корне сможет поменять жизненный ход, этот индивид тщательно все взвесит. Нередко такие люди занимаются и наукой, имеют дело с точными данными и статистикой.

Мировоззрение также может иметь философский или мифологический характер. В первом случае человек различными способами пытается обосновывать все явления в жизни. Он во многом ищет свою мораль, логическую (или не совсем такую) подоплеку. Нередко таким людям свойственен СПГС, поэтому часто им рекомендуют не погружаться слишком глубоко в свои рассуждения. Люди с мифическим мировоззрением отличаются мечтательностью, оторванностью от мира сего. Для них многие события видятся сказкой, люди ассоциируются с различными вымышленными героями.


Знание философии необходимо специалисту для квалифицированной ориентации в своей специальности (методология), но главное – для понимания жизни во всей ее сложности, многогранности, противоречивости. Специалистам различного профиля требуется широкий кругозор (наличие знаний: профессиональных, обыденных и научных), умение видеть закономерности развития мира, понять сущность всего, что происходит с людьми, понять смысл и цели действий человека, четко определить свое место в этом мире.

Все это и составляет мировоззрение человека.

В настоящее время мировоззренческие проблемы являются объектом пристального внимания ученых и политиков.

Мировоззрение в современной философской литературе рассматривается как совокупность взглядов человека (социальной группы, класса, общества в целом) на мир и определение места человека в этом мире.

Мировоззрение – это форма общественного самосознания человека, через которую он воспринимает, осмысливает, оценивает окружающую действительность как мир своего бытия и деятельности, определяет и переживает свое место, предназначение и участие в нем. В мировоззрение входят обобщенные представления о мире и самом человеке, о смысле человеческого бытия, исторических судьбах человечества, система принципов, идеалов по устройству и переустройству мира.

Но это далеко не всегда так. Роль концепта или структуры системы мировоззрения может выполнять любой его содержательный компонент, и это зависит от конкретных исторических условий.

В научной литературе существует множество определений понятия мировоззрение.

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок и принципов, определяющих понимание мира, места в нем человека, а также жизненная позиция, программа поведения и действия людей.

Мировоззрение - совокупность знаний, убеждений, взглядов, оценок, норм и принципов, определяющих отношение человека к самому себе, к окружающему миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его деятельности.

В структуре мировоззрения выделяют два уровня:

1. эмпирический (жизненно-практический) уровень – мироощущение;

2. теоретический уровень – миропонимание.

Эмпирический уровень – это стихийно складывающаяся форма мировоззрения. Он включает в себя мироощущение, умонастроения различных слоев общества.

Данный уровень мировоззрения характеризуется неоднородностью по содержанию, зависит от образования, культуры людей, от национальных, религиозных и других традиций, носит стихийный характер, не отличается глубокой продуманностью, логичностью, обоснованностью. Он формируется в зависимости от специфики деятельности человека: выделяют мировоззрение ученого, инженера, политического деятеля и т. д.

Теоретический уровень мировоззрениявключает в себя миропонимание, в том числе и философию.

В структуре мировоззрения выделяют три подсистемы:

1. познавательную - совокупность знаний (политических, экономических) на теоретическом и эмпирическом уровнях; ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, умозаключения, теории.

2. ценностную - совокупность идеалов (политических, нравственных).

3. поведенческую – чувства, воля.

ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

Мировоззрение как система взглядов на мир и место человека в нём формируется индивидом, живущим в определенное время, в определенном обществе и социальной среде. Каждый человек вырабатывает свое мировоззрение деятельно «присваивая» окружающий его мир, человеческую культуру.

В силу этого индивидуальное мировоззрение глубоко социально по своей сущности, детерминировано общественно выработанными и закрепленными в культуре: способами материальной и духовной деятельности, традициями, нормами, общественными ценностями, господствующими в обществе парадигмами, стереотипами и мифами, социально-классовыми интересами. Таким образом, в формировании мировоззрения личности участвуют как сам человек, так и социальная среда, духовное состояние общества.

Человек, как творчески активное существо, не всегда безоговорочно принимает господствующее в обществе мировоззрение, но под влиянием всей совокупности факторов материальной и духовной культуры стремится выработать свое отношение к миру и самому себе, свою жизненную позицию, убеждения, идеалы, ценностные ориентации, принципы познания и жизнедеятельности.

В то же время мировоззрение отдельного человека в известном смысле инвариантно групповому мировоззрению (общественно значимому) и, в конечном счете, оно определяется уровнем развития культуры, включенностью в нее субъекта.

Мировоззрение формируется субъектом по своей человеческой мерке и требует определения мира не только таким, каков он есть, но и таким, каким он должен быть с точки зрения его желаемого видения человеком.

В мировоззрении окружающий человека мир раскрывается в своем культурном, человеческом бытии, т. е. как человеческий мир. В силу этого мировоззрение не может быть полностью сведено к научной картине мира, к объективно-истинному отражению.

Причины глубоких изменений в содержании мировоззрения в современных условиях:

1. Переход от промышленной цивилизации XIX века к новому технологическому, информационному обществу привел к вытеснению научным мировоззрением традиционных видов мировоззрения: обыденного, религиозного. В составе мировоззрения ведущее место начинает обретать научная картина мира, т. е. представления о мире, полученные фундаментальными науками: знания о Земле, о природе жизни, о сущности общества.

2. Стиль мышления и в целом мировоззрение рационализируется и интеллектуализируется, избавляясь постепенно от мифов и заблуждений прежних цивилизаций.

3. Научно-техническая революция обострила глобальные проблемы выживания, экологической безопасности, численности населения Земли и др. Эти проблемы требуют глубокого мировоззренческого осмысления.

4. К числу новых мировоззренческих проблем следует отнести по-новому осмысленную проблему гуманизма: представления о человеке и обществе, проблеме терроризма, международной безопасности.

5. Ориентирующая функция мировоззрения, проблема выбора. Роль мировоззрения проявляется в качестве социальной программы общества, ориентира высших жизненных смыслов. Эта роль проявляется через ориентирующую функцию, определяющую выбор жизненного пути, социальных приоритетов, а для отдельной личности – даже выбор поступков.

Конечно, ориентирующая функция дает о себе знать в деятельности мировоззренчески, духовно развитой личности.

Особенно наглядно эта функция проявляет себя в нравственной сфере, где мировоззренческие установки, нормы и ценности играют роль жизненного компаса. Очевидно, что отдельные поступки могут совершаться и вопреки убеждениям, но тогда нравственно чуткая личность начинает терзаться угрызениями совести, и остается надежда на раскаяние и изменение поведения в лучшую сторону.

ФОРМЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

Проблема типологии мировоззрения недостаточно разработана в философской литературе, однако существует его классификация по следующим основаниям:

1. по философскому базису : материалистическое, идеалистическое, метафизическое, диалектическое;

2. по отношению к прогрессу: прогрессивное, реакционное, консервативное;

3. по субъекту: индивидуальное, групповое, партийное, классовое;

4. по познавательному содержанию: наивный реализм, здравый смысл;

5. по отношению к науке: научное, ненаучное;

6. по системным основаниям : мифологическое, религиозное, научное, философское.

Кратко охарактеризуем основные формы мировоззрения, наиболее полно отражающие вышеперечисленные особенности.

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

Мифология - донаучное отражение действительности в сознании человека.

Миф- предсказание, сказание.Основные вопросы, на которые мифы пытаются дать ответ: происхождение Вселенной, Земли и человека; объяснение природных явлений; жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения; вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Черты мифа: очеловечивание природы; наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком; отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т.д.); однообразие и поверхностность мифологических сюжетов.

Д.И. Грядовой определяет данный тип мировоззрения как обыденное мировоззрение - т.е. совокупность взглядов человека, сложившаяся под непосредственным влиянием повседневных, жизненных условий его существования.

Оно характеризуется здравым смыслом, практицизмом, житейской мудростью, традициями и обычаями, передающимися из поколения в поколение.

Мифология - наиболее древний тип мировоззрения. Оно объясняет мир не расчленяя его на «Я» и «не - Я», на природу и человека. На субъект и объект.

Миф обладает универсальной областью применимости: с его помощью можно объяснить все, что угодно.

Отличительной чертой содержания мифологии является сказочность, иррациональность, а ее структурной особенностью – неверифицированность в данных условиях.

Мифология основана на вере, а не на знании. В познавательном плане в структуре мифа чувственная сторона, мироощущение доминирует над рациональной стороной, что делает миф психологически привлекательным.

Наконец, миф прибегает к простым и наглядным способам объяснения мира, используя в основном описательные структуры при систематизации знаний, убеждений, взглядов, настроений и т.п.

Мировоззрение мифологического типа встречается и в современных условиях. Примером может служить мировоззрение, присущее нашему общественному сознанию в доперестроечный период: утопическое понятие «развитого социализма», «коммунизма в ближайшей перспективе», а марксистско-ленинская философия обслуживала этот мифологический контент.

НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

Научное мировоззрение, в отличие от других форм мировоззрения, раскрывает фундаментальные принципы, законы и категории, охватывающие все сферы природного и социального бытия и познавательного процесса.

Научное мировоззрение решает мировоззренческие вопросы, исходя из обобщения и систематизации знаний, добытых философией, отдельными естественными и общественными науками, что обеспечивает ему объективность, стройность, целостность, логичность и высокую доказательность.

Данный тип мировоззрения имеет в качестве системообразующего отношения человека к миру - познавательное отношение: наука стремится открыть объективные законы бытия.

Большим достоинством научного мировоззрения является его практическая направленность.

Научное мировоззрение существует в двух формах:

Естественнонаучное (направлено на познание законов природы);

Гуманитарное (направлено на познание сущности человека и его места в мире).

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

Религиозное мировоззрение - это уяснение смысловой основы человеческой жизни посредством признания сверхъестественного мирового начала (Бога), выраженное в иррациональной, эмоционально-чувственной и образной формах.

Религия- иллюзорный взгляд на мир. Основные мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Религия - это явление духовной культуры, форма идеологии, имеющая социальную природу и функции.

Функции религии:

Мировоззренческая;

Объединительная (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);

Культурологическая (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);

Нравственно-воспитательная (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

Религия также формирует сознание единства человеческого рода (важно для современного общества), показывает значимость общечеловеческих нравственных норм как в жизни отдельной личности, так и общества в целом. Однако религиозное мировоззрение может формировать и другие настроения: фанатизм, вражду к людям чужой веры.

ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

Философское мировоззрение – это не простая совокупность отдельных знаний об окружающем мире, а определенная система теоретических принципов и идей, формирующихся и развивающихся на базе фундаментальных концепций естественнонаучного и социального знания.

На основе философского мировоззрения создается общая научная картина мира. В свою очередь, картина мира является мировоззренческой моделью, предполагающей определенное отношение человека к окружающему миру, понимание им этого мира и своего места в нем. Философское знание достаточно жестко систематизировано.

Предмет философии четко определен со времен И. Канта, Г. Гегеля: философия – знание о всеобщем, которое исторически осваивается постепенно, сначала субстрактно, затем структурно и, наконец, концептуально.

Отличительные признаки философского мировоззрения:

Основано на знании, а не на вере и вымысле;

Оно рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

Оно логично (имеет внутреннее единство и систему);

Опирается на четкие понятия (категории).

Новосибирский колледж электроники

По курсу “Обществознание”

Мировоззрение человека

Выполнил

студент 122 группы

Прудников С.Г.

Проверила

Черепанова Е.В.

Новосибирск 2003

Введение..............................................................3

1.Что такое мировоззрение? .......................................4

2.Каким бывает мировоззрение? ................................4

3.Три основных типа мировоззрения.........................5

3.1 Обыденное мировоззрение……………………….5

3.2 Религиозное мировоззрение……………………...6

3.3 Научное мировоззрение..........................................7

4.Сознательно формируемое мировоззрение..............8

5.Общество и формирование мировоззрения..............8

5.2 Тоталитарное общество...........................................8

5.1 Демократическое общество....................................9

6.Мировоззрение нашей эпохи.....................................9

7.Вывод………………………………………………..10

8.Список используемой литературы...........................13

Введение.

В мире нет двух человек с одинаковыми узорами на коже

пальцев, нет двух человек с одинаковойсудьбой. Каждый человек индивидуален и неповторим. Нет и двух человек

с одинаковым духовным миром. Но означает ли это, что

его ничто не объединяет с другим?

Разумеется, нет. Людей объединяет очень многое: родина,

место жительства, положение в обществе, язык, возраст.

Но то, что объединяет – оно и разъединяет: у людей может

быть разное место жительства, различное место в жизни

общества, другой язык, возраст. В духовном мире тоже есть

объединяющее и разъединяющее людей: духовные инте –

ресы, жизненные позиции, ценностные ориентации, уровень

знаний. Анализ памятников духовной культуры всех этапов

развития человечества, так же как и анализ духовного мира

наших современников, показывает, что одним из важней –

ших элементов является мировоззрение.

1.Что такое мировоззрение?

В самом простом, наиболее распространённом понимании

мировоззрение – это совокупность взглядов человека на

мир, который его окружает. Есть и другие, близкие миро - воззрению слова: миропонимание, миросозерцание. Все они

предполагают, с одной стороны, мир, который окружает

человека, а с другой – то, что связано с деятельностью

человека: его ощущения, созерцания, понимания, его воз –

зрения, взгляд на мир.

Мировоззрение отличается от других элементов духовного

мира человека тем, что оно, во – первых, представляет со –

бой взгляды человека не на какую – то отдельную сторону

мира, а именно на мир в целом. Во – вторых, мировоззрение

представляет собой отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он

живёт в ладу, в гармонии с ним?

Таким образом, мировоззрение – сложное явление духов –

ного мира человека.

2.Каким бывает мировоззрение?

Прежде всего, отметим, что мировоззрение человека но –

сит исторический характер: каждая эпоха человеческой ис –

тории обладает своим уровнем знаний, своими проблемами,

стоящими перед людьми, своими подходами к их решению,

своими духовными ценностями.

Можно сказать: сколько людей, столько и мировоззрений.

Однако это будет неверно. Ведь мы уже отмечали, что лю –

дей не только разъединяет нечто, но и объединяет общность

родины, языка, культуры, истории своего народа, имущест –

венного положения. Людей объединяют школа, характер

образования, общий уровень знаний, общие ценности. Поэ –

тому неудивительно, что у людей могут быть сходные, об –

щие позиции в рассмотрении мира, в его осознании и оцен –

Классификация типов мировоззрения может быть раз –

личной. Так, в истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. Одни из них приоритет отдают Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие – человеку (антропоцентризм), либо обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм). Иногда мировоззрение делят на прогрессивное и реакционное.

3.Три типа мировоззрения

Распространено выделение следующих типов мировоз –

зрения: обыденное, религиозная, научное.

3.1 Обыденное мировоззрение

Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в

процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды

человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Оно формируется стихийно,

особенно если человек не интересовался мировоззренчес –

кими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоя –

тельно философию, не знакомился с содержанием религи –

озных учений. Конечно, нельзя полностью исключить вли –

яние религий или достижений науки, ибо человек постоян –

но общается с различными людьми; ощутимо и влияние

общедоступных средств массовой информации. Но преоб –

ладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоз –

зрение опирается на непосредственный жизненный опыт

человека – и в этом его сила, но оно мало использует опыт

других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного

сознания как элемента мировой культуры – в этом его сла –

Обыденное мировоззрение распространено очень широко,

поскольку усилие учебных заведений и пастырей церкви

зачастую задевают лишь самую поверхность сферы духов –

ной жизни человека и не всегда оставляют в ней заметный

3.2 Религиозное мировоззрение

Религиозное мировоззрение – мировоззрение, основной которого являются религиозные учения, содержащиеся в

таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия,

Коран, священные книги буддистов, Талмуд и ряде других.

Напомним, в религии содержится и определенная картина

мира, учение о предназначении человека, заповеди, напра –

вленные на формирование его определенного образа жизни,

на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет

сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно

отнести тесную связь с мировым культурным наследием,

ориентацию на решение проблем, связанных с духовными

потребностями человека, стремление дать человеку веру в

возможность достижения поставленных целей.

Слабыми сторонами религиозного мировоззрения явля –

ются непримиримость к другим жизненным позициям, не –

достаточное внимание к достижениям науки, а подчас их

игнорирования. Правда, в последнее время многие бого –

словы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит

задача выработки нового пути мышления,

“о соразмерности

Бога изменениям, даваемым наукой и технологией”. Но по –

ка ещё богословы не могут определённо сказать, “какой

именно тип согласия может быть установлен между лабо –

раторной табуреткой и церковной скамьей”.

3.3 Научное мировоззрение

Является законным наследником того направления мировой

Философской мысли, которое в своем развитии постоянно

Опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижения человеческого познания,принципы взаимоотношения

человека с естественной и искусственной средой обитания.

Научное мировоззрение также имеет достоинства и недо –

статки. К достоинствам отнесём его прочную обоснован –

ность достижениями науки, реальность содержащихся в нём

целей и идеалов, органическую связь с производственной и

социальной практической деятельностью людей. Но нельзя

закрывать глаза на то, что человек ещё не занял в нем пре –

обладающего места. Человек, человечество, человечность –

это поистине глобальная проблема настоящего и будущего.

Разработка этой триады – задача неисчерпаемая, но неис –

черпаемость задачи требует не отстранения от неё, а нас –

тойчивости в её решении. Это и является доминантой сов –

ременной науки, призванной обогащать мировоззрение.

Поворот к человеку, человечеству, человечности, если он

примет всеобъемлющий характер, может стать решающим

облагораживающим фактором для всех типов мировоззре –

ния; тогда их главной общей чертой станет гуманистическая

направленность.

Такое мировоззрение наиболее перспективно для деятель –

ности людей, стремящихся осуществить развитие общества по пути научно – технического, социального и экологичес –

кого прогресса, однако человечество стоит ещё в самом на –

чале пути к широкому овладению его основами.

Сознательно формируемое мировоззрение

В обществе издавна существовало и сознательное стремле –

ние выработать целостное и обоснованное мировоззрение,

в рамках которого была бы осмыслена вся история челове –

чества, его познавательная и преобразовательная деятель –

ность, культура и ценностные ориентации. Разработка ми –

ровоззрения обычно идёт в русле определённой традиции,

опираясь на то или иное направление в философии. Созна –

тельное стремление выработать целостное мировоззрение

проявляют различные социальные группы людей, полити –

ческие партии, которые видят в нем основу не только своего

духовного единения, но и программ конкретных действий

по преобразованию общества.

Мировоззрение такого типа может строиться на самых

разных философских основаниях.

Оно может быть и религиозным, и безрелигиозным, при –

чём в первом случае его разработка осуществляется с опо –

Loading...Loading...