Венчание. Можно ли венчаться некрещеным? Дни, когда Таинство Венчания не совершается

Монастырь – место монашеского служения Богу. Живущий в нем отрекается от мира. Великие наставники иноческой жизни видели в этом необходимое условие для достижения главных целей монашества.

«Исшедший из мира для того, чтобы избавиться от бремени грехов своих, да подражает тем, которые сидят над гробами вне города, и да не престает изливать теплые и горячие слезы, и да не прерывает безгласных рыданий сердца, до тех пор, пока и он не увидит Иисуса, пришедшего и отвалившего от сердца камень ожесточения, и ум наш, как Лазаря, от уз греховных разрешившего, и повелевшего слугам Своим, ангелам: разрешите его от страстей и оставите его ити (Ин.11:44) к блаженному бесстрастию. Если же не так, то (от удаления из мира) не будет ему никакой пользы» (Преп. Иоанн Лествичник. Лествица.1:6).

Именно поэтому в первых монастырях не было собственного священства. Так, преп. Пахомий Великий (ок. 292 – 348 гг.; память 15 мая) высказывался против принятия монахами сана. Обычно Божественную Литургию служил священник из ближайшего населенного пункта. Поскольку приглашение священника в монастырь сопровождалось порой трудностями (особенно, когда обитель находилась в большом отдалении), то стали из числа братии рукополагать иеромонахов. Так, Иерусалимский патриарх Саллюстий в 491 г. поставил священником преп. Савву Освященного († 532; память 18 декабря).

При рукоположении монахов в священники предполагалось совершенно определенно, что их служение будет только для братии, а не для мирян.

Это вытекало из 4-го правила IV Вселенского Собора, постановившего: «Монашествующие же, в каждом граде и стране, да будут в подчинении у епископа, да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира, да не вмешиваются ни в церковные, ни в житейские дела, и да не приемлют в них участия, оставляя свои монастыри: разве токмо когда будет сие позволено епископом града, по необходимой надобности» (Правила Православной Церкви. Том 1).

Совершение различных треб (венчания, крещения, молебнов и др.) означало бы прямое нарушение этого правила. В последующие века было сделано немало уступок миру в противоречие с требованием: да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве. Самое серьезное отступление от этого правила – появление при монастырских храмах приходов, что неизбежно вызывает необходимость ежедневной исповеди многочисленных прихожан.

Наряду с другими немонашескими попечениями все это не может не сказываться на духовно-молитвенной жизни современных монастырей. Однако отказ от этого лишил бы многих страждущих людей необходимой духовной помощи.

о.Иов Гумеров

Говоря о святых таинствах, я хочу сказать о таинстве пострига. Является ли монашеский постриг таинством? Конечно, это таинство! Как для юноши с девушкой, которые желают создать семью, Церковь совершает таинство брака, так же и для юноши или девушки, которые хотят посвятить себя Богу и жить в целомудрии, Церковь совершает другое таинство — монашеский постриг! А как прекрасно чинопоследование этого таинства! Если вы узнаете, что в монастыре постригается монах или монахиня, пойдите туда, чтобы полюбоваться не только тем, что увидите, но и тем, что услышите!

По существу, монашеский постриг — это повторение крещения. Мы с вами все крещены и дали обет, что будем принадлежать Богу. Мы сказали: «Отрекся от сатаны» и «Сочетаюсь Христу», мы посвятили себя Богу через пострижение волос, но все это забыли. В самом деле, нашим крещением мы связали себя обязательством принадлежать Богу. Словом «отрекаюсь», которое мы тогда произнесли (через уста нашего восприемника), мы изгнали сатану из нашей жизни, еще и плюнули на него три раза и потеряли с ним всякую связь. Словом же «сочетаюсь» мы в присутствии ангелов и людей подписали священный договор о том, что теперь мы полностью принадлежим Богу. «Кто хочет идти за Мною…» — призывал Господь некрещеных. Нам же, крещеным, надлежит произносить: «Говори, Господи, ибо раб Твой слушает». Это большое дело, братья мои, что мы крестились и стали христианами. Плохо то, что мы забываем крещальные обеты и из-за этого теперь теряем благодать святого крещения.

Но приходят избранные души — женщины и мужчины, юноши и девушки, которые желают обновить обеты святого крещения, сказать уже сознательно, что они отрекаются от дел сатаны и полностью принадлежат Богу, и вновь повторить пострижение волос, которое совершалось при крещении. Пострижение волос, во-первых, символизирует приношение от самой верхней части нашего тела Богу, а во-вторых, означает оставление плохих помыслов и посвящение нашего ума Богу.

Итак, монашеский постриг — это, прежде всего, повторение крещальных обетов. Но не только это. Монашеский постриг я теперь назову браком. Душа монаха или монахини вступает в брак со Христом, и ангелы присутствуют в этот момент и свидетельствуют о священности и нерасторжимости этого союза.

Во время венчания мужчины и женщины священник читает одну молитву, где обращается к Богу и называет Его «иже тайнаго и чистаго брака Священнодействителю, и телеснаго Законоположителю». Что такое «телесный» брак, который «законоположил» Господь, — мы знаем. Это брак наших родителей, из которого родились и мы. Но что это за другой брак, «тайный и чистый», который Бог «священнодействует», как говорится в вышеупомянутой молитве? Это брак монахов и Бога, монашеский постриг. Это очень красивый и сладкий брак души со Христом. Монахиня знает, что Небесный Жених Христос никогда ее не ударит и не разведется с ней. Христос был побит и распят за Свою невесту, и Он приготовляет ей дворец на небе, Свое Царство Небесное! На монашеском постриге обильно изливается любовь Божия. «Усладил мя еси любовию, Христе, и изменил мя еси Божественным Твоим рачением!»

Еще хочу сказать, что этот «тайный и чистый» брак не является естественным состоянием человека. Естественным для человека после падения является брак, когда женщина выходит замуж, а мужчина женится. Девственность — не естественное состояние, но сверхъестественное. Я спрашиваю: как монаху или монахине, имея тело, удается побороть естественное и жить сверхъестественно? Очень просто! Они достигают сверхъестественного, потому что имеют постоянное общение с Богом, Который выше всякого естества. Преподобный Иоанн Лествичник говорит так: «Нам необходимо знать, что там, где мы увидим, что побеждено естественное, там явится сверхъестественный Бог».

У монахов и монахинь свой мир. Они все время живут «горе́ имеем сердца»! Примером того, что они отрезаны от мирского, является повязка на их глазах. Под повязкой на глазах я подразумеваю платок (в РПЦ — апостольник. — Прим пер. ), который носят монахини, и клобук, который носят монахи и иеромонахи. Поэтому, мои дорогие христиане, будьте очень внимательны, когда вы встречаетесь с монахами и монахинями. Следите за тем, что говорите. Ваши беседы с ними должны быть не о мирском, но о божественном. Потому что, когда вы с ними говорите о мирских вещах, вы их извлекаете из их мира, из «их воды», как мы говорим. Вы им вредите. И, в конце концов, вред будет и вам самим. Ведь если монах прерывает свое общение со Христом, которое должно быть непрестанным, и болтает и занимается мирским, то, когда вы его попросите помолиться о ваших семейных проблемах, его молитва не будет иметь силы и не будет услышана. Когда ездите в монастыри, общайтесь с монахами и монахинями так, как будто вы сами являетесь монахами и монахинями. Так посещение монастыря будет приносить вам благодать от Бога и Богородицы.

И в заключение я хочу вам сказать самое главное: если ваш ребенок, мальчик или девочка, скажет вам: «Мама, папа, я хочу посвятить себя Богу и уйти в монастырь», — не препятствуйте ему и не идите против желания, которое вложил в него Бог. Вы совершите величайший грех, если ему помешаете, даже больший грех, чем если бы вы разрушили храм. И сказать вам, почему? Если вы разрушите храм, мы соберем деньги и построим новый. Но если вы воспрепятствуете ребенку в его священном призвании, тогда это зло невозможно исправить. Это великая честь и великое благословение для семьи отдать своего ребенка Богу, чтобы он стал монахом или монахиней.

Перевод с греческого языка Екатерины Полонейчик

По материалам портала Pemptousia . gr

Венчание в Церкви — это Таинство. На венчание дает благословение Сам Господь. Именно в этом Таинстве Церковь благословляет родиться новой семье, а Господь берет ее под свое попечение.

Конечно венчание — это очень красивый и, к сожалению, в настоящее время, часто, модный обряд. Не все понимают, какую ответственность перед супругом и Богом берет на себя человек, решивший венчаться. Иногда люди отказываются от этого, понимая, что не готовы к ответственности или считая венчание очень старой традицией.

И все же, не будем спешить отказываться от венчания, давайте разбираться.

Начнем с того, что есть Таинство Венчания?

Таинство Венчания является удивительным, особенным моментом, когда супруги встречаются впервые с Богом, рождается семья в Его присутсвии. Это начало другого отношения к семье, как совместному духовному росту. Семью считает Церковь своей меньшей частью, поэтому ей уделяется огромное внимание. О важности венчания говорят священники и все Священное Предание.

Апостол Павел:

«Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Ефес. 5:31-32).

Соблюсти верность, взаимопомощь, любить. Вдумайтесь, рядом с молодой семьей присутствует в это время Сам Господь. Конечно, как в любой семье, не все будет складываться гладко, но с Божьей помощью все проблемы решаются легче. Даже в самые тяжелые моменты, супруги будут чувствовать попечение о них Господа и Он не оставит их.

Всем ли можно венчаться? Нет. Существуют ограничения.

  1. Не совершают венчания до исполнения 18 лет.
  2. Если у одного из будущих супругов есть явно видимые признаки психических отклонений.
  3. Недопустимо кровосмешение, т.е. кровные родственники не венчаются.
  4. Люди разной веры не могут венчаться.
  5. Атеисты и не принявшие Крещение в православной Церкви.
  6. Незарегистрированный юридически брак — препятствие к венчанию.

ВЕНЧАНИЕ. ПОДГОТОВКА К ВЕНЧАНИЮ В ЦЕРКВИ

В давние времена к новой семье, ее появлению готовились. Еще будущие супруги не встретились,а уже родственники молились, ездили к старцам, испрашивали благословение священника, посещали святые места. Хорошо бы и в настоящее время начинать подготовку именно с этого.

Непосредственно перед венчанием воцерковленные люди исповедуются и принимают Причастие.

Если вы этого никогда не делали, то для вас венчание — это великолепная возможность начать жизнь с чистого листа. Подвести какие-то итоги, переосмыслить свои поступки, а возможно, впервые прийти на исповедь. В этом случае вы почувствуете, что Таинство Венчания станет для вас не просто красивым праздником, но настоящей встречей с Богом.

Кроме прочего, необходимо заранее прийти в храм, где будет проходить венчание и узнать, что нужно подготовить. Во многих храмах проходят беседы со священником для тех, кто решил венчаться.

ВЕНЧАНИЕ В НАШЕМ ХРАМЕ

А также не совершается:
— накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников,
— во время Великого, Петрова, Рождественского и Успенского постов,
— в Святки (неделю от Рождества Христова до Крещения — от 7 до 19 января),
— в течение Сырной седмицы (Масленица — за неделю до Великого поста),
— начиная с недели мясопустной, и в неделю сыропустную,
— в течение Светлой седмицы (неделя после Пасхи),
— во дни и накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня (10, 11, 26 и 27 сентября).

КАЛЕНДАРЬ ВЕНЧАНИЙ НА 2018 год

Записываться на Таинство Венчания в нашем храме необходимо заранее за свечным ящиком. При предварительной записи указывается день и время венчания. Обряд венчания будет совершать тот священник, на которого выпадает очередность треб.

Желающие вступить в церковный брак должны быть крещеными и верующими людьми. Перед совершением Венчания жених и невеста должны исповедоваться и причаститься святых Христовых Тайн. Таинства и помогут в полной мере раскрыть душу для принятия благодати в Таинстве Венчания.

С собой необходимо иметь Свидетельство о браке. Обручальные кольца надо заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на Престол. Возьмите с собой вышитый рушник или полотенце. На нем молодые будут стоять. Невеста непременно должна быть с покрытой головой. Обязательны нательные крестики для обоих супругов.

По русской традиции, всякая супружеская пара имеет свидетелей (шаферов) — пригодятся они и в храме — держать венцы над головами новобрачных. Шафера должны быть верующими и крещеными.

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, почему в монастырях не совершаются таинства крещения и венчания, а также отпевания?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Монастырь - место монашеского служения Богу. Живущий в нем отрекается от мира. Великие наставники иноческой жизни видели в этом необходимое условие для достижения главных целей монашества. «Исшедший из мира для того, чтобы избавиться от бремени грехов своих, да подражает тем, которые сидят над гробами вне города, и да не престает изливать теплые и горячие слезы, и да не прерывает безгласных рыданий сердца, до тех пор, пока и он не увидит Иисуса, пришедшего и отвалившего от сердца камень ожесточения, и ум наш, как Лазаря, от уз греховных разрешившего, и повелевшего слугам Своим, ангелам: разрешите его от страстей и оставите его ити (Ин.11:44) к блаженному бесстрастию. Если же не так, то (от удаления из мира) не будет ему никакой пользы» (Преп. Иоанн Лествичник. Лествица.1:6). Именно поэтому в первых монастырях не было собственного священства. Так, преп. Пахомий Великий (ок. 292 - 348 гг.; память 15 мая) высказывался против принятия монахами сана. Обычно Божественную Литургию служил священник из ближайшего населенного пункта. Поскольку приглашение священника в монастырь сопровождалось порой трудностями (особенно, когда обитель находилась в большом отдалении), то стали из числа братии рукополагать иеромонахов. Так, Иерусалимский патриарх Саллюстий в 491 г. поставил священником преп. Савву Освященного († 532; память 18 декабря).

При рукоположении монахов в священники предполагалось совершенно определенно, что их служение будет только для братии, а не для мирян. Это вытекало из 4-го правила IV Вселенского Собора, постановившего: «Монашествующие же, в каждом граде и стране, да будут в подчинении у епископа, да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира, да не вмешиваются ни в церковные, ни в житейские дела, и да не приемлют в них участия, оставляя свои монастыри: разве токмо когда будет сие позволено епископом града, по необходимой надобности» (Правила Православной Церкви. Том 1). Совершение различных треб (венчания, крещения, молебнов и др.) означало бы прямое нарушение этого правила. В последующие века было сделано немало уступок миру в противоречие с требованием: да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве . Самое серьезное отступление от этого правила - появление при монастырских храмах приходов, что неизбежно вызывает необходимость ежедневной исповеди многочисленных прихожан. Наряду с другими немонашескими попечениями все это не может не сказываться на духовно-молитвенной жизни современных монастырей. Однако отказ от этого лишил бы многих страждущих людей необходимой духовной помощи.

Loading...Loading...