Жизнеописание иисуса христа. «Иисус Христос: жизнь и учение»

Курсовая работа студентки III курса Гуманитарного факультетаГричун Элины Борисовны

Учебная дисциплина: История христианства

Введение.

Эта работа пишется с точки зрения человека, верующего в Иисуса Христа, как в Бога, принесшего нам учение, указывающее единственный путь, обеспечивающий выживание человечества и возможность его дальнейшего развития.

Я верю, что Христос принёс нам тот свет, который никогда не может померкнуть, и принёс нам то учение, которое всё равно должно быть усвоено и исполнено каждым человеком, и у этого пути нет альтернативы. Чем быстрее это произойдёт, тем быстрее мы сможем перейти в Царство Любви и разомкнуть кажущийся бесконечным круг страданий, в который заключено современное человечество.

Я верю, что жизнь Иисуса Христа не исчерпывается теми 33 годами, которые он провёл в теле среди других людей. Я верю, что Христос живёт и прямо сейчас руководит теми людьми, которые готовы следовать за ним, ведёт их и помогает им.

Я полагаю, что мы живём во время, близкое к сроку обещанного Второго Пришествия нашего Господа, и для каждого из нас, как никогда, важно бодрствовать духом, ибо не знаем, «когда придёт хозяин дома: вечером или в полночь, или в пение петухов, или по утру, чтобы придя внезапно не нашёл вас спящими» (Марк 13:35,36) (1).

Напряжённость текущего момента побуждает рассмотреть в этой работе основные положения учения Иисуса Христа, как я его понимаю, и вопрос о том насколько основная масса современного человечества и, в особенности, люди, именующие себя христианами, следуют учению оставленному для нас нашим Учителем.

Земная жизнь Иисуса Христа.

Этот период жизни Учителя рассматривался многократно и очень подробно многими авторами и одна библиография этого вопроса, вероятно, может заполнить многие десятки если не сотни страниц.

Ниже помещена краткая хронологическая таблица основных дат жизни Иисуса, приведённая в работе Андрея Боголюбова (А.Мень) «Сын Человеческий» (2).

Годы События и лица
7-6 до н.э. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
4 до н.э. Смерть Ирода Великого, восстание в Иудее. Архелай, Антиппа, Филипп правят в Палестине.
6 н.э. Низложение Архелая, Иудея вновь превращена в Римскую провинцию. Восстание зелотов. Двенадцатилетний Иисус в храме.
6 – 15 н.э. Первосвященник Ханан (Анна).
14 н.э. Смерть Августа, воцарение Тиберия.
18 н.э. Иосиф Кайафа назначен первосвященником.
26 н.э. Пилат назначен прокуратором Иудеи.
27 н.э. Проповедь Иоанна крестителя. Крещение Иисуса. Начало Его служения. Первые ученики. Иисус в Капернауме.
Весна 28 Второе посещение Иисусом Иерусалима.
Осень 28 Избрание Двенадцати. Смерть Крестителя.
Весна 29 Умножение хлебов близ Вифсаиды. Иисуса хотят провозгласить царём. Иисус в Финикии, Десятиградии и в тетрархии Филиппа.
Лето 29 Исповедание Петра и Преображение.
Осень 29 Иисус на празднике Кущей. Борьба против Него книжников.
Декабрь 29 Иисус на празднике Ханука. Его пребывание за Иорданом.
Весна 30 Воскрешение Лазаря. Последнее путешествие из Заиорданья в Иерусалим.
1 апреля 30 Суббота Иисус в Вифании.
2 апреля 30Воскресенье Торжественный въезд Христа в Иерусалим.
5 апреляСреда Пророчество о конце. Предательство Иуды.
6 апреля Четверг Тайная Вечеря. Взятие Христа под стражу. Допрос у Ханана.
7 апреля Пятница Приговор Синедриона. Суд и приговор Пилата. РАСПЯТИЕ ИИСУСА ХРИСТА.
9 апреля Воскресенье ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО
14 апреля Ученики отправляются в Галилею.
18 мая Возвращение апостолов в Иерусалим. Последнее явление им Иисуса (Вознесение).

Датировка земной жизни Иисуса, предложенная Александром Менем, вряд ли может быть названа совершенно точной и окончательной. Впоследствии, эти даты могут уточняться и пересматриваться, как это многократно происходило и в прошлом.

Думаю, что во время приближающегося второго пришествия Христа на Землю каждый желающий сможет лично спросить и уточнить у Него даты Его первой земной жизни. Верующего человека нашего времени, вероятно, в большей степени должны интересовать не точные даты, появления Иисуса в том или ином городе древней Иудеи и прилегающих территорий, а то чему учил Иисус, и то в какой степени лично данный верующий исполняет Его учение и, соответственно, может рассчитывать на спасение своей души.

Главное же, что может заинтересовать людей маловерных и неверующих – это однозначное признание современной наукой историчности Иисуса. Человек по имени Иисус действительно родился, рос, трудился, проповедовал, учил последователей, пользовался уважением и авторитетом среди чрезвычайно широких слоёв народа, имел проблемы с духовными и светскими властями и, в конце концов был казнён по ложному обвинению, но общины Его последователей не распались, а продолжали интенсивно развиваться, пока учение Иисуса Христа не превратилось в одну из мировых религий, к сожалению, с каждым столетием распадающуюся на всё большее количество разобщённых учений и толков, но всё же помнящую о своём основателе.

Значительная часть этих событий земной жизни Иисуса описана в канонизированных практически всеми христианскими церквями текстах Священного Писания, а также дошла до нас в форме Священного Предания, признаваемого различными христианскими церквями в большей или меньшей степени. Сведения о некоторой части событий земной жизни Иисуса, возможно, сохранены и в непризнанных подавляющим большинством христианских церквей апокрифических текстах.

Для неверующих людей особое значение приобретают сведения о жизни проповедника Иисуса и деятельности основанных Им общин в текстах авторов – современников описываемых событий, заведомо неверующих в Божественное происхождение Иисуса и не входивших в число последователей Учителя.

И такие сведения есть в достаточном количестве. О событиях земной жизни Иисуса и событиях, связанных с деятельностью основанных Им общин в первые десятилетия, после того как Он оставил тело, дошли до нас в работах учёных, писателей и публицистов Римской Империи: Тацита, Плиния Младшего, Светония и Иосифа Флавия, не связанных лично с Христианской традицией и не верующих проповеди Христа(3).

Тацит описывает гонения в 64 г. н.э. на христиан в городе Риме, демагогически обвинённых императором Нероном в поджоге, вызвавшем грандиозный пожар погубивший большую часть города. Тацит, бывший современником описываемых событий, с негодованием относясь к чудовищным жестокостям Нерона по отношению к схваченным и ложно обвинённым людям, в то же время к христианскому вероучению относится без всякой симпатии. Тацит рассказывает о слухах разошедшихся по городу, будто поджог устроил сам Нерон, давно замысливший перестроить Рим, и далее пишет: «И вот, Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кто своими мерзостями навлёк на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами». Затем Тацит вводит лаконичную историческую справку: «Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат. Подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме…» (3; стр.125). Как видите, оценка христиан вполне негативная, хотя Тацит и не одобряет чрезмерных и несправедливых жестокостей Нерона.

В таком же духе высказывается о Христианах и Светоний, мимоходом упоминая о них в жизнеописаниях императоров Нерона и Клавдия (3; стр.126).

Римский писатель, придворный, аристократ Плиний Младший одно время был проконсулом провинции Вифиния и в этой должности вёл обширную переписку с императором Траяном. До нас дошли эти письма и среди них одно, посвящённое судебному дознанию относительно вифинских христиан.

Как можно понять из письма был какой-то анонимный донос. В ходе следствия список обвиняемых сильно разросся. Среди них оказались и люди «нежного» возраста, и взрослые, мужчины и женщины, рабы и свободные, в их числе и такие, которые обладали правом римского гражданства. Разбирательство велось соответственно правовому статусу каждого. Рабов допрашивали под пыткой, «безумцев» из числа имеющих римское гражданство отправляли для суда в Рим, упорствующих из местных жителей Плиний казнил собственной властью, отрекшихся отпускал. «Они утверждали – пишет Плиний, – что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они обычно, по определённым дням, собирались до рассвета, воспевали чередуясь Христа, как Бога… После этого они обыкновенно расходились и приходили опять для принятия пищи обыкновенной и невинной… Тем более счёл я необходимым под пыткой допросить двух рабынь, назвавшихся прислужницами, что здесь было правдой, и не обнаружил ничего, кроме безмерно уродливого суеверия… Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям, но, кажется, её можно остановить и помочь делу» (3; стр.127).

Это письмо вполне равнодушного к Христову делу сановника даёт нам сведения о социальном лице раннехристианских общин рубежа I-II веков, об их психологическом настрое, некоторых сторонах общественного бытия и организации, возможно напрямую восходящих к традициям и установлениям, данным самим Учителем.

Эти и другие свидетельства в течении полутора столетий ставились под сомнения атеистической пропагандой, многочисленные адепты которой пытались представить эти, без сомнения, нехристианские документы позднейшими интерполяциями (вставками в подлинные тексты). В подлоге обвинялись поздние христианские авторы, для которых совершенно немыслимыми были бы столь кощунственные и нелестные отзывы о христианах и христианском учении. При этом атеистические авторы, широко использовали приёмы софистики, выдавая их за научные аргументы.

Шеститомное сочинение митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) "Иисус Христос: жизнь и учение", на сегодняшний день являющееся самым детальным комментированным изложением евангельской истории, в полном объеме вышло в свет. Этот, поистине фундаментальный, труд владыки был представлен автором в Читательском клубе "На Погодинской" Издательства Московской Патриархии.

«Когда я писал эту книгу, то, прежде всего, конечно же, решил поставить те вопросы, которые для нас, верующих, для священнослужителей, вообще не стоят. Такие вопросы, как, например, существовал ли Иисус Христос в действительности или это литературный персонаж? А кто такой был Иисус Христос: был ли Он просто человеком или Он был Богом? Для нас, верующих людей, ответы на эти вопросы очевидны. Но эти ответы не очевидны для многих других людей...», - сказал глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).

Действительно, в нашей стране не так давно прошли те времена, когда Священное Писание было едва ли не под запретом. Но и сейчас большинство из нас очень слабо знают евангельский текст и плохо представляют исторический контекст земной жизни Спасителя. А потому новый труд владыки Илариона - это и прекрасный путеводитель по самим четырем Евангелиям, и развернутые ответы практически на любые вопросы, неизбежно возникающие у каждого вдумчивого читателя Священного Писания.

«Главное содержание книги составляет евангельская история, то есть история земной жизни Иисуса Христа. И последовательно, шаг за шагом я провожу читателя по страницам Евангелия, причем я всегда обращаю внимание на то, как та или иная история представлена у двух, трех или четырех евангелистов... Конечно, в своей книге я ничего нового не изобретаю, я основываюсь на толкованиях святых отцов, в частности и в особенности - Иоанна Златоуста...», - уточнил автор.

Но вместе с тем митрополит Иларион в своем шеститомнике привлекает и огромный комплекс научной библеистики, детально разъясняя современному читателю те мнимые противоречия четырех Евангелий, которые пытались подвергнуть критике всевозможные скептики.

«Презумпция недоверия к евангельскому тексту, на мой взгляд, означает, что лучше человеку вообще этого текста не касаться и, по крайней мере, о нем не говорить и не писать. На мой взгляд, четыре евангелиста - это четыре достоверных свидетеля, каждый из которых рассказал либо то, что он видел своими глазами, либо то, что услышал от очевидцев и служителей Слова, как говорит святой евангелист Лука...», - заявил митрополит Иларион.

Уже очень скоро на основе шеститомного сочинения митрополита Илариона будет создан учебник по евангельской истории для духовных школ Русской Православной Церкви. Само же шестикнижие владыки стоит порекомендовать для медленного и вдумчивого чтения каждому любителю Божественных Писаний. Каковым, вне всякого сомнения, должен стать каждый христианин.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I»

ГУМАНИТАРНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК


по теме «Личность, жизнь и учение Иисуса Христа»


Выполнила:

студентка 1 курса

очной формы обучения

Гурова Мария Сергеевна

Проверил:

канд. психол. наук, доцент

Пронин Михаил Васильевич


ВОРОНЕЖ 2015


Введение

Иисус Христос

Жизнеописание Иисуса Христа

Родословие

Рождество

Сретение Иисуса

Крещение

Проповедь

Распятие

Воскресение

Вознесение

Второе пришествие

Национальность Иисуса

Иисус как историческая личность

Учение Иисуса Христа

Заключение


Введение


Проблемы возникновения и ранней истории христианства имеют большое значение для познания социальной роли христианской религии и церкви не только у древних, но и у современных народов.

О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.

Христианство - (Christos - помазанник, греч.) одна из так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Христианство распространенно в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в результате активной миссионерской деятельности - в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде районов Дальнего Востока. Точные данные о численности последователей Христианства отсутствуют. Главные идеи Христианства: искупительная миссия Иисуса Христа, предстоящее второе пришествие Христа, страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного.

Так что же такое Христианство? Если говорить совсем коротко, это религия в основе, которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришел в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскрешение из мертвых изменило судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Никто в мире не оказывал такого влияния на нас, как человек по имени Иисус. Происходит это, конечно, потому, что Иисус Христос был не просто человеком, Он был Богом, ставшим человеком, ради искупления всего мира. В Библии дается объяснение пути спасения, который осуществляется благодатью через веру во Христа, а не добрыми делами.

Для христиан же главным чудом было не слово Иисуса, а Он Сам. Главным делом Иисуса было его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте. В этом и есть отличие христианства от всех других учений: оно зиждется не просто на системе взглядов или заветах своего Основателя, а на опыте постоянного живого общения с Ним Самим. Христос сказал: «Я с вами во все дни до скончания века». Его приход в мир - высшая точка диалога между Богом и людьми, встреча, которая стала непреходящей реальностью, ибо путь к ней открыт для каждого.


1.Иисус Христос


Христология - это учение об Иисусе Христе. Ортодоксальная (католики, православные и протестанты) точка зрения утверждает, что Иисус Христос - это Богочеловек - не полубог или герой, но существо, соединяющее в себе во всей полноте как божественную, так и человеческую природу. Вочеловечившийся Сын Божий, единосущный своему Отцу. Арианство считало Иисуса Христа совершенным творением Бога созданным прежде мира. Несторианство разделяло божественную природу Логоса и человеческую природу Иисуса. Монофизитство, напротив, говорящее о поглощении человеческой природы Иисуса божественной природой Логоса.

Иисус Христос (греч. ?????????????; ст.-слав. ЇисъХрїстъ,лат. IesusChristus; не позже 4 до н. э. - 26-36 н. э.), также известный как Иисус из Назарета, является центральной фигурой христианства, которое рассматривает его как Мессию, предсказанного в Ветхом Завете. Причем большинство христианских конфессий верят, что он есть Сын Божий, который воскрес из мёртвых. Ислам же считает Иисуса пророком, а также Мессией. Некоторые другие религии также почитают его по-своему. И очевидно, что он является одной из самых влиятельных фигур в истории человечества.

Основными источниками информации о жизни Иисуса и его учении являются четыре канонических Евангелия, в особенности синоптические Евангелия, хотя некоторые ученые утверждают, что такие писания, как Евангелие от Фомы и Евангелие от Евреев, также являются важными.

Большинство учёных критиков в библейских исследованиях считают, что некоторые части Нового Завета полезны для образного восстановления жизни Иисуса, подтверждающей, что Иисус был евреем, которого воспринимали как учителя и целителя, что он крестился у Иоанна Крестителя, и был распят в Иерусалиме по приказу римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата, по обвинению в подстрекательстве к мятежу против Римской империи.

Наряду с этими несколькими выводами, академические дебаты продолжаются относительно хронологии, основной мысли проповедей Иисуса, его социального положения, культурной среды и религиозной ориентации. Учёные выдвигают конкурирующие описания Иисуса; как ожидаемого Мессию, как лидера апокалиптического движения, как странствующего мудреца, как харизматического целителя и как основателя независимого религиозного движения. О деятельности Иисуса в римской провинции Иудея сообщают также нехристианские авторы I-II веков (см. Историчность Иисуса Христа).

Преимущественно христиане верят, что Иисус есть второе лицо (ипостась) Троицы, Бог-Сын, воплотившийся среди людей, который взял на Себя грехи людей, умер за них, а затем воскрес из мёртвых, что закреплено в христианском никейском Символе веры. Другие христианские убеждения включают непорочное зачатие Иисуса, творение чудес, вознесение на небеса, и скорое второе пришествие. Хотя доктрина о Троице принята большинством христиан, некоторые группы отвергают её полностью или частично, как небиблейскую.

Согласно вероучению большинства христианских церквей Иисус Христос совмещал в себе природу божественную и человеческую, являясь не промежуточным существом ниже Бога и выше человека, но будучи и Богом и человеком по своей сущности. Посланный Богом к людям, он должен был исцелить повреждённую грехом человеческую природу, соединив её в себе самом с божественной. Распятый на кресте, Иисус затем воскрес и вознёсся в Царство Небесное.

Христиане верят в то, что Иисус является Сыном Божиим, Сыном Человеческим (так он сам себя именовал, согласно евангелистам). В ряде христианских конфессий по отношению к Иисусу применяются следующие эпитеты: Агнец (жертва) мира, Предвечное Слово, Сладчайший Жених, Премудрость Божия, Солнце правды, Мздовоздаятель (Рим.12:19).

По определению IV Вселенского Собора (451 г.), в Иисусе Христе Бог соединился с человеческой природой «не слитно, не превращено, неразделимо, не разлучимо», то есть во Христе признаются две природы (божественная и человеческая), но одна личность (Бог-Сын). При этом ни природа Бога, ни природа человеческая не претерпели никакого изменения, но остались по-прежнему полноценными.

Великие каппадокийцы подчёркивали, что Христос равен Богу-Отцу и Духу Святому по божеству, и при этом равен всем людям по человеческой природе.


2. Жизнеописание Иисуса Христа


Родословие


В Евангелиях от Матфея и от Луки указаны разные родословные Иисуса Христа. Из них родословной Иосифа принято считать список, приводимый в Мф. -1:116 .

Евсевий Кесарийский объясняет различие тем, что в Иудее поколения исчисляли двумя способами: «по природе» и «по закону».

Имена поколений в Израиле исчисляли или по природе, или по закону: по природе, когда имелось преемство законных сыновей; по закону, когда по смерти бездетного брата его брат своему чаду давал имя умершего. Тогда не было ещё ясной надежды на воскресение и будущее обетование считали заодно со смертным воскресением: имя умершего должно было сохраниться навеки. Поэтому из лиц, упоминаемых в этом родословии, некоторые были законными наследниками своих отцов по природе, другие же рождены были одними отцами, а по имени принадлежали иным. Упоминали же тех и других: и действительных отцов, и тех, кто были как бы отцами. Таким образом, ни то, ни другое Евангелие не ошибается, исчисляя имена по природе и по закону.

Со времён Реформации широкое распространение получила точка зрения, согласно которой Лука прослеживает родословную Иисуса по материнской линии (Лук. -3:2338 ), через Марию. Значительная часть исследователей объясняет воспроизведение родословной Иисуса Христа в Евангелиях по линии Иосифа Обручника тем, что иудейская традиция признавала бо?льшую значимость факта формального усыновления, чем факта физического отцовства и материнства.


Рождество


Согласно христианскому вероучению, появление Иисуса - исполнение давнего пророчества о Мессии - Сыне Божием; Иисус был непорочно рождён от Святого Духа Девой Марией , в городе Вифлеем (Мф. 2:1 ), где ему пришли поклониться три волхва как будущему иудейскому царю. После рождения Иисус был увезён родителями в Египет (Мф. 2:14 ). После смерти царя Ирода Иисус со своими родителями вернулся в Назарет .

В разные времена предлагался целый ряд альтернативных объяснений истории рождения Иисуса. В частности, оспаривалось предсказание пророка Исаии, согласно которому Мессия должен быть рождён девственницей (иудейские толкователи, как правило утверждают, что пророчество Исаии вообще не имеет отношения к будущему Мессии и говорит о событиях, современных моменту произнесения пророчества; с этим соглашается и ряд светских исследователей Библии ).

В античный период и позднее в антихристианской полемике высказывалась точка зрения о рождении Иисуса от внебрачной связи. Подобная гипотеза отвергается христианами как противоречащая целому ряду обстоятельств, в частности, повествованию Нового Завета о регулярном посещении Иисусом и его родными Иерусалимского Храма, в том числе описанию двенадцатилетнего Иисуса в Храме («сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их» (Лк. 2:46 )). Если бы такая гипотеза существовала при его жизни, его нахождение в Храме было бы невозможным, так как это строго запрещал бы закон Моисея (Втор. 23:2 ).

Впрочем, это не мешало критикам подвергать сомнению аутентичность уже Нового Завета, несмотря на то, что Евангелия были написаны при жизни очевидцев происшедших событий, причём двое авторов, Матфей и Иоанн , были учениками Иисуса, постоянно находившиеся вместе с ним.

Большинство христианских конфессий исповедует непорочное зачатие Христа (от Святого Духа ). Некоторые считают сверхъестественным не только зачатие , но и рождение Иисуса, совершенно безболезненное, при котором не нарушилась девственность Девы Марии. Так, в православном задостойнике говорится: «Бог из боку твоею пройде» - как и сквозь двери затворённые. Это, в частности, изобразил Андрей Рублёв на иконе «Рождества», где Богородица смиренно отвела взгляд в сторону, склонив голову.

Дата рождения Иисуса Христа определена весьма приблизительно. Самым ранним обычно называется 12 год до н. э. (год прохождения кометы Галлея , которая, по некоторым предположениям, могла быть т. н. Вифлеемской звездой ), а самым поздним - 4 год до н. э. (год смерти Ирода Великого ).

По указанию Ангела Господня, практически сразу после своего рождения Иисус был увезён Марией и Иосифом в Египет (Бегство в Египет ). Причиной бегства стало задуманное иудейским царем Иродом Великим убийство младенцев в Вифлееме (чтобы умертвить в их числе и будущего иудейского царя). В Египте родители с Иисусом пребывали недолго: они вернулись на родину после смерти Ирода, когда Иисус был ещё младенцем. (Мф. 2:19-21 )


Сретение Иисуса


Согласно Евангелию от Луки , по ветхозаветной традиции, на восьмой день от рождения Младенца обрезали и дали Ему имя Иисус, наречённое Ангелом прежде зачатия Его во чреве. 40-дневный младенец Иисус был принесён родителями в Иерусалимский Храм для совершения обряда жертвоприношения двух горлиц или двух птенцов голубиных, «знаменующих, что каждый первенец-младенец мужского пола посвящается Господу» (Лк. 2:22-24 ). Навстречу вышел старец по имени Симеон , встретил Марию и Иосифа с младенцем Иисусом на руках, обратился к ним с пророческими словами «и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдёт душу, - да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:34-35 ).

После того, как Симеон Богоприимец произнёс благословения, находившаяся при храме старица Анна , «дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет» (Лк. 2:36 ), также «славила Господа и говорила о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2:38 ).

О дальнейших событиях жизни Христа вплоть до Крещения Его во взрослом возрасте Евангелия не сообщают, за исключением эпизода, приведённого в Евангелии от Луки (2:41 -52 ), где евангелист повествует о посещении Иерусалимского храма Святым семейством с 12-летним Иисусом.


Крещение


Согласно евангельскому рассказу, примерно в 30-летнем возрасте (Лк. 3:23 ) Иисус вышел на общественное служение, которое начал с принятия крещения от Иоанна Крестителя на реке Иордан. Когда к Иоанну, много проповедовавшему о скором пришествии Мессии, пришёл Иисус, то удивлённый Иоанн сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду» и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святыйнисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк. 3:21-22 ).

После своего крещения (Марк в своём Евангелии ставит акцент, что это произошло немедленно после крещения) Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой пришёл на землю. По истечении сорока дней Иисус «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк. 4:2 ). Тогда к Иисусу приступил дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить на грех , как всякого человека. Выдержав все искушения дьявола, Иисус приступил к своей проповеди и общественному служению.


Проповедь

иисус христос крещение проповедь

Иисус выступил с проповедью о покаянии перед лицом наступления Царства Божьего (Мф. 4:13 ). Иисус начал учить, что Сыну Божьему предстоит жестоко пострадать и умереть на кресте , и что Его жертва - есть пища , необходимая всем для вечной жизни. Кроме того, Христос подтвердил и расширил закон Моисея : согласно заповеди, прежде всего, всем существом своим любить Бога, Лк. -18:1014 )) и ближних своих (всех людей) как самого себя. При этом не любить мира и всего, что в мире (то есть чрезмерно не привязываться к ценностям материального мира) и «не бояться убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10:28 ).

Несмотря на то, что центром проповеди Христа был священный город Иерусалим , Он дольше всего со своей проповедью путешествовал по Галилее , где Его принимали более радостно. Также Иисус проходил и по Самарии , Десятиградию , бывал в пределах Тира и Сидона .

Вокруг Христа собралось много последователей, из которых Он избрал сначала 12 ближайших учеников - апостолов (Лк. 6:13 -16), затем других 70 (Лк. 10:1 -17) уже менее приближённых, которых также называют апостолами, некоторые из них, впрочем, уже вскоре отошли от Христа (Ин. 6:66 ). Апостол Павел сообщает, что на момент крестной смерти и воскресения Христа у Него было более 500 последователей (1Кор. 15:6 ).

Своё учение Иисус подкреплял различными чудесами и прославляется как пророк и целитель неизлечимых болезней. Он воскрешал мёртвых, укрощал бурю, превращал воду в вино , пятью хлебами насытил 5.000 человек и многое другое.

В Евангелии от Иоанна указывается, что Иисус 4 раза был в Иерусалиме на ежегодном праздновании Пасхи , отсюда делается вывод, что общественное служение Христа продолжалось примерно три с половиной года.



Иудейские первосвященники, осудив на Синедрионе Иисуса Христа на смерть, не могли сами привести приговор в исполнение без утверждения римским наместником. По мнению некоторых исследователей, Синедрион признал Иисуса лжепророком на основании слов Второзакония: «но пророка, который дерзнёт говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти» (Втор. 18:20-22 ).

После неудачных попыток первосвященников обвинить Иисуса в формальном нарушении иудейского закона (см. Ветхий Завет ), Иисус был передан римскому прокуратору Иудеи Понтию Пилату (25-36 гг.). На суде прокуратор спросил: «Ты Царь иудейский?». Этот вопрос был обусловлен тем, что притязание на власть в качестве Царя Иудейского, согласно римским законам, квалифицировалось как опасное преступление против Римской империи. Ответом на этот вопрос стали слова Христа: «Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин. -18:2938 ). Пилат, не найдя в Иисусе вины, склонился к тому, чтобы отпустить его, и сказал первосвященникам: «Я не нахожу никакой вины в этом человеке» (Лк. 23:4 ).

Решение Понтия Пилата вызвало волнение иудейской толпы, направляемой старейшинами и первосвященниками. Стараясь не допустить беспорядков, Пилат обратился к толпе с предложением отпустить Христа, следуя давнему обычаю отпускать на Пасху одного из преступников. Но толпа кричала: «Да будет распят» (Мф. 27:22 ). Видя это, Пилат вынес смертный приговор - приговорил Иисуса к распятию , а сам «умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего». На что народ воскликнул: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:24-25 ).


Распятие


По приговору Понтия Пилата Иисус был распят на Голгофе , куда он, согласно евангельскому рассказу, сам нёс свой крест . Вместе с ним были распяты два разбойника :

Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский. С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую [сторону] Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтён.

(Мк. 15:25-28

В момент смерти Иисуса в Иерусалимском храме разодралась завеса, которая отделяла святое святых от остальной части храма.

После смерти Иисуса на кресте его тело было взято с разрешения Пилата Иосифом Аримафейским для погребения , которое он совершил вместе с несколькими учениками Иисуса в ранее не использованной гробнице, которая была вырублена в скале, находившейся на земле в собственности Иосифа, около сада, близкого к Голгофе.

Согласно христианскому преданию, после погребения Иисус спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс в преисподнюю свою евангельскую проповедь, освободил заключённые там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, в том числе Адама и Еву .


Воскресение


Момент обнаружения опустевшего гроба Христова в разных Евангелиях описан с различиями. Согласно Иоанну (Ин. 20:1-15 ): Мария Магдалина одна (по другим версиям, жен-мироносиц было больше) пришла после субботы к гробу Христа и увидела, что он пуст. Ей были видения двух ангелов и Иисуса, которого она не сразу узнала. Вечером Христос явился своим ученикам (среди которых не было Фомы Близнеца ). Фома, пришедши, не поверил в рассказы о его воскресении, пока не увидел собственными глазами раны от гвоздей и пробитые копьём рёбра Христа.

Воскресная стихира Октоиха указывает, что момент воскресения Иисуса (так же, как и момент его рождения) не видели не только люди, но даже ангелы. Этим подчёркивается непостижимость тайны Христа.

После своего воскресения Христос дал апостолам Великое поручение проповедовать его учение о спасении по всем странам и народам.


Вознесение


Иисус собрал апостолов в Иерусалиме и сказал им не расходиться, но ожидать крещения Святым Духом (Деян. 1:2-11 ).

«Сказав сиё, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1:9 ). Вознесение, произошедшее на Елеонской горе, сопровождали «два мужа в белой одежде» (Деян. 1:10 ), которые объявили о втором пришествии «таким же образом» (Деян. 1:11 ).


Второе пришествие


Иисус неоднократно говорил о Своём скором втором пришествии на землю (Мф. 16:27 , 24:27 , 25:31 , Мк. 8:38 , Лк. 12:40 ), о нём ясно учат и апостолы (1Ин. 2:28 , 1Кор. 4:5 , 1Фес. -5:26 ) и потому оно было общим убеждением Церкви во все времена. Догмат о втором пришествии Иисуса Христа зафиксирован в Никео-Цареградском Символе веры , в его 7-м члене:

И во единого Господа Иисуса Христа <…> опять имеющего прийти со славою судить живых и мёртвых, царству Которого не будет конца

Во время Второго пришествия произойдет воскресение мертвых и Восхищение (вознесение) Церкви в небо навстречу Христу. Такие представления основываются на словах как самого Иисуса Христа (Ин. 14:1-4 , Мф. 24:40-42 , Лк. 24:34-37 ), так и апостола Павла:


Национальность Иисуса


Споры о национальности Иисуса ведутся до сих пор. Христиане могут сказать, что Иисус родился в Галилее, где проживало смешанное население, поэтому не мог быть евреем. Но Евангелие от Матфея говорит, что родители Иисуса всегда жили в Вифлееме Иудейском и лишь после его рождения перебрались в Назарет. В действительности же Симон Хашмонай, сбросивший иго Селевкидов (1Макк.13:41), по просьбе галилеян изгнал из Галилеи язычников из Птолемаиды, Тира и Сидона и привел «с великою радостью» в Иудею тех евреев, которые пожелали переселиться (1Макк.5:14-23). Утверждение, что Галилея для Иудеи была «заграницей», - явное преувеличение. И та и другая были данниками Рима, и та и другая имели одну и ту же культуру, и та и другая относились к храмовой общине Иерусалима. Ирод Великий управлял и Иудеей, и Идумеей, и Самарией, и Галилеей, и Переей, и Гавлонитидой, и Батанеей, - короче, всей Палестиной. После его смерти в 4 году до н. э. страна была поделена на три области: 1) Иудея, Самария, Идумея; 2) Гавлонитида и Батанея; и 3) Перея и Галилея. Так что Галилея якобы стала для Иудеи «заграницей» только потому, что у Ирода было трое наследников, а не один.

Из Евангелий: Когда самаритянка спросила Иисуса: како ты жидовинсыйот менепитипросиши? (От Иоанна, Зачало BI = Ин.4:9), - Он не отрицал своей принадлежности к иудейской нации. Кроме того, Евангелия пытаются доказать еврейское происхождение Иисуса: согласно родословным, Он был семитом (Лк.3:36), израильтянином (Мф.1:2; Лк.3:34) и иудеем (Мф.1:2; Лк.3:33).

В результате проповеди Иисуса Христа в Палестине возникло новое религиозное направление под названием Христианство.


Иисус как историческая личность


«Исторический Иисус» - понятие, которым в западной науке обозначают реконструкцию Иисуса с помощью современных исторических методов. Историки изучают библейские тексты, исторические источники и археологические данные в попытке реконструировать жизнь Иисуса в его историческом и культурном контексте. «Исторический Иисус» - это некая историческая личность (англ. ahistoricalfigure), которую необходимо понять в контексте её собственной жизни в Римской Иудее 1-го века, а не христианской доктрины последующих веков.

Епископ Пол Барнет (англ. PaulBarnett), специалист по раннехристианской истории, заметил, что современная история и древняя история - это две разные дисциплины, с различными методами анализа и интерпретации, и обратил внимание на то, что «исследователи древней истории всегда распознавали фактор „субъективности в имеющихся у них источниках», но они «имеют так мало источников в наличии по сравнению с их современными аналогами, что они охотно ухватятся за любые обрывки информации, оказывающиеся под рукой».

В книге «Исторический образ Иисуса» теолог и историк церкви Эд Сандерс (англ. EdParishSanders) использовал фигуру Александра Македонского как парадигму: имеющиеся источники сообщают нам много сведений о деяниях Александра, но ничего о его образе мыслей. «Источники об Иисусе [выглядят] лучше, чем те, что сообщают нам об Александре», и «преимущество свидетельств об Иисусе становится видно, когда мы задаёмся вопросом о том, что он думал».

Исследователи, подобные Сандерсу, а именно британский теолог, признанный специалист по свиткам Мёртвого моря Геза Вермеш , американский теолог, священник Джон Майер (англ. JohnP. Meier), еврейский религиовед Давид Флюссер , американский филолог Джеймс Чарльзвёрт (англ. JamesH. Charlesworth), американский историк, священник Рэймонд Браун (англ. RaymondE. Brown), американский историк и религиовед Пола Фредриксен (англ. PaulaFredriksen), а также американский историк, бывший священник Джон Доминик Кроссан (англ. JohnDominicCrossan) различным образом доказали, что евангельские рассказы о крещении Иисуса , его проповеднической деятельности и распятии можно считать в общих чертах как исторически достоверные, тогда как два рассказа о рождении Иисуса , а также некоторые детали, описывающие его распятие и воскресение, - как недостоверные.

В своей книге «Иисус» французский историк Шарль Гиньебер (фр. Charles Guignebert) утверждал, что «выводы, которые подтверждаются фактами, могут быть подытожены следующим образом: Иисус родился где-то в Галилее во времена императора Августа, в простой семье, где помимо него были ещё шестеро или более детей». В другом месте он добавляет: «Нет оснований полагать, что он не существовал».

Новейшие исследования связаны с анализом иудейских корней исторического Иисуса. Переоценка семьи Иисуса, особенно роли, которую сыграл брат Иаков после его смерти, привела исследователей, например швейцарского теолога и священника ХансаКюнга , к предположению, что имелась ранняя форма неэллинистического «иудейского христианства», подобного эбионитам , которые не признавали божественности Иисуса и преследовались как римскими, так и христианскими властями. Кюнг полагает, что эти иудействующие христиане осели в Аравии, и возможно, что они повлияли на ту историю Христа, которая изображена в Коране .

Российский историк, сотрудник Эрмитажа Борис Сапунов является автором оригинальной теории-исследования жизни Христа. Он подверг канонические тексты Евангелий анализу с помощью теории свидетельских показаний, применяемой современными криминалистами. По его выводам, «все четыре Евангелия действительно написаны разными людьми; имеющие место расхождения не носят взаимоисключающего характера, а в основном дополняют и уточняют информацию; тексты Евангелий не подвергались редактированию». Главным своим выводом он указывает то, что «события, описанные в Новом Завете, на самом деле имели место», что же касается Христа, Сапунов уверен, что «речь идёт о реальном человеке»

Карта Декаполиса , или Десятиградия, показывающая расположение городов Назарет и Гадара по обе стороны реки Иордан.По мнению американского теолога ГрэхэмаСтэнтона (англ. GrahamStanton), у большинства историков нет сомнений в существовании Иисуса, однако некоторые евангельские рассказы требуют критической оценки: «В настоящее время почти все историки, христиане они или нет, признают, что Иисус существовал и что евангелия содержат много ценных свидетельств, которые должны быть критически взвешены и оценены»


Учение Иисуса Христа


Учение Иисуса в Новом Завете изложено в виде отдельных высказываний, проповедей и притч. Его деяния (чудеса, исцеления, воскрешения) и образ жизни также рассматриваются в качестве выражения учения через дела, а не через слова.

Основные особенности:

Вера в Единого Бога: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10 )

Прежде всего - Любовь к Богу и любовь ко всем людям (Мф. 22:37 -40)

Спасение

Необходимость покаяния : «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь» (Мф. 4:17 )

Необходимость рождения свыше (рождения от воды и Духа): «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5 )

Необходимость крещения : «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16 )

Необходимость веры : «вера твоя спасла тебя, иди с миром.» (Лук. 7:50 )

Необходимость вкушения тела и крови Христовых в таинстве причащение (Ин. -6:4858 )

Для принятия дарованного спасения от человека требуется и личная воля , которая проявляется в приложении собственных усилий в следовании за Богом (Мф. 11:12 )

Необходимость терпения: «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19 ), (Лук. 16:25 )

Необходимость оказывать милосердие ближним: «как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» (Мф. 25:40 ).

Личное благочестие

Любовь к ближнему: «Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12 )

Осуждение лицемерия: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12:1 )

Необходимость отречения от самого себя (самопожертвование).

Доброжелательность: «любите врагов ваших» (Мф. 5:44 ), (Мк. 8:34 )

Развод с целью заключения нового брачного союза и брак с разведёнными является нарушением заповеди «Не прелюбодействуй». «Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведённой с мужем, прелюбодействует» (Лк. 16:18 )

Молитва Господня

Согласно книгам Нового Завета, Иисус Христос научил своих учеников молитве «Отче наш », которая до настоящего времени остаётся, вероятно, главной молитвой христианства. Текст молитвы приводится в Евангелиях от Матфея (-6:913 ) и от Луки (-11:24 ). Вариант молитвы в Синодальном переводе : Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.(-Матф.6:913 )

Учение Иисуса и христианство

В результате проповеди Иисуса Христа в Палестине возникло новое религиозное направление под названием Христианство .

В 2008 году в мире насчитывается более 1 млрд человек, называющих себя христианами. Существуют различные христианские конфессии , отличающиеся друг от друга во взглядах на некоторые вопросы вероучения.


Заключение


Исходя из изложенного выше, можно дать ответ на вопрос, каким образом сформировать в себе как личности, созданной Творцом, христианский характер? И ответ: прежде всего - осознать то, что твоя духовная природа требует изменений.

Формирование христианского характера начинается с момента покаяния, когда человек предоставляет себя, свою жизнь Богу, чтобы под Его руководством изменять ее.

Никто не может измениться только собственными усилиями. Обуздать свою плоть христианин может с помощью Писания, Святого Духа и соответственного окружения, оставив прежнее.

Изменить свой характер можно, только если христианин будет стремиться жить свято. Сколько бы он не работал над собой, если в его жизни есть грех - результата не будет.

Если христианину делают замечание относительно его характера, это зачастую вызывает недовольство, обиду, а иногда даже агрессию.

Принять обличение нелегко, но это еще одно орудие, которое употребляет Бог, чтобы облечь в одежды святости своего избранника.

В заключение необходимо подчеркнуть взаимосвязь между действиями Духа Святого и формированием христианского характера: если христианин не формирует свой характер, то плод его жизни не соответствует Слову Божьему.


Список использованной литературы


Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета Канонические. В русском переводе с параллельными местами. Библейская Лига, 2004. - 764 с.

Миротворцы - не просто мирные люди: это те, кто «творит мир», то есть активно трудится для того, чтобы принести мир людям . Как и в приведенной цитате из Книги Притчей, речь идет о миротворчестве, прежде всего, во взаимоотношениях между конкретным человеком и окружающими его людьми. В этом одно из отличий нравственной программы Иисуса от нравственного закона, изложенного в законе Моисеевом. Закон Моисеев адресован всему обществу Израиля и направлен на сохранение его духовной цельности как богоизбранного народа. Заповеди Иисуса обращены к конкретному человеку, живущему в мире, но призванному жить по иным законам, чем те, на которых строится обычное человеческое общежитие.

Карл Блох. Нагорная проповедь

Дальнейшее раскрытие смысла той же самой заповеди мы найдем ниже в Нагорной проповеди. Прямым продолжением седьмой заповеди Блаженства являются слова: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного…» (Мф. 5:44–45). Миротворчество мыслится не как пассивное ожидание развития событий, а как вмешательство человека в события, развивающиеся не по тому сценарию, по которому должны были бы развиваться с духовной, религиозной точки зрения. К этой теме мы вернемся, когда будем говорить о том, как ветхозаветный принцип «око за око, зуб за зуб» замещается в учении Иисуса новой нравственной парадигмой, основанной на принципе непротивления злу.

Выражение «сыны Божии» неоднократно встречается в Ветхом Завете. В Книге Бытия говорится о «сынах Божиих», которые стали «входить к дочерям человеческим» (Быт. 6:1–4). Сынами Божиими называются ангелы, один из которых - падший ангел, сатана (Иов 1:6; 2:1). Сынами Господа Бога называется народ Израильский (Втор. 14:1).

Восьмая заповедь Блаженства, как и первая, заканчивается словами: «ибо их есть Царство Небесное». Мы уже обращали внимание на то, что слова о Царстве Небесном обрамляют восемь заповедей Блаженства в начале и в конце. Можно сказать, что все эти восемь заповедей ориентированы на Царство Небесное и являют его присутствие в общине учеников Иисуса, которые утешатся, насытятся, будут помилованы, будут наречены сынами Божиими, наследуют землю, узрят Бога .

Восьмой заповедью завершается тот список Блаженств, в котором Иисус говорит о людях в третьем лице. Начиная с девятой заповеди, Он обращает Свое слово непосредственно к слушателям: «Блаженны вы…» Если Проповедь на равнине начинается с прямого обращения к слушателям, то в Нагорной проповеди речь Иисуса сначала имеет более обобщенный характер, и лишь в данный момент третье лицо сменяется вторым.

Некоторые ученые считают, что девятая заповедь Блаженства «не только не принадлежит к тому же пласту, что предыдущие Блаженства, выраженные в третьем лице, но также оглядывается на гонения, уже перенесенные общиной, и взамен ясно обещает апокалиптическую награду» . Мы уже упоминали о том, что стихи Нагорной проповеди, посвященные гонениям, в научной литературе нередко трактуются как плод литературной деятельности Евангелиста Матфея, а не как прямая речь Иисуса.

Между тем, предупреждение о предстоящих гонениях - лейтмотив проповеди Самого Иисуса. Он говорит о гонениях на Своих последователей не только в Нагорной проповеди и не только в Евангелии от Матфея. Пророческий смысл слов Иисуса раскрывался не только в эпоху гонений времен Нерона: гонения на христианство продолжались в течение всей истории Церкви вплоть до настоящего времени.

Пророчества Иисуса имеют вневременной характер: они относятся к самой сути христианской веры, которая, будучи выражением правды Божией, всегда встречает отпор со стороны сил зла, противящихся этой правде. В глобальной войне между добром и злом христиане призываются встать на сторону добра, даже если это будет стоить им жизни. За подвиг исповедничества и мученичества им обещана награда на небесах. Мысль об этой награде должна стать для них источником радости. Но награда на небесах - это не что иное, как Сам Христос. Именно Он в Самом Себе содержит всю совокупность благ, которая описана в обетованиях, сопровождающих каждую из заповедей Блаженства.

Не случайно список Блаженств завершается словами о гонениях на последователей Иисуса. Эти слова отнюдь не являются «довеском» к предыдущим заповедям, редакторской добавкой, призванной утешить гонимых христиан конца I века в их скорбях. Они естественным образом вытекают из предыдущих заповедей. Видеть блаженство в духовной нищете, плаче, кротости, искании правды, милости, чистоте сердца, миротворчестве - значит радикально разорвать с общепринятым представлением о счастье, значит жить по иным стандартам, чем живет мир, ставить перед собой иные идеалы и цели. Такое мировосприятие неизбежно приводит к конфликту с миром. Носители такого мировоззрения неизбежно будут изгоями в мире, где счастье измеряется в категориях материального богатства, успеха, благополучия.

В беседе с учениками на Тайной вечере Иисус скажет:

Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше (Ин. 15:18–20).

Через заповеди Блаженства община учеников Иисуса призывается к подражанию своему Учителю, к пребыванию там, где находится Он. Заповеди Блаженства иногда толкуют как лестницу, предполагающую последовательное восхождение с низших ступеней на более высокие . Но эта лестница в конечном итоге ведет человека на Голгофу, и восхождение по ней делает неизбежным конфликт с миром:

Кто пошел вслед Иисусу, отрекшись от собственности, счастья, права, правосудия, чести, насилия, будет отличаться от мира в суждениях и поступках, будет возмущать мир. Поэтому ученики будут гонимы за правду. Не признание, а отвержение - вот похвала их слову и делу от мира… Здесь, в конце Блаженств, возникает вопрос, а есть ли в мире место для такой общины? Стало ясно, что для нее есть лишь одно место: то, где находится самый нищий, самый искушаемый, самый кроткий, это место - крест на Голгофе. Община блаженных - это община Распятого. С Ним она все потеряла, с Ним все нашла. Начиная с креста, это и значит: быть блаженным .

Крест Иисуса Христа, таким образом, стоит в центре не только христианской веры, но и христианской этики . И последователи Иисуса в разные эпохи с радостью и готовностью шли на свою личную Голгофу. Становясь жертвами гонений и преследований, они не просто покорялись судьбе: они видели в этом возможность воплотить в жизнь нравственные призывы Нагорной проповеди и через страдания и смерть прийти к Самому Иисусу.

Gardner R. B. Matthew. P. 97.

Ср.: Bornkamm G. Jesus of Nazareth. P. 77.

Käsemann E. New Testament Questions of Today. P. 100–101.

Григорий Нисский. О блаженствах 2, 1 (PG 44, 1208). Рус. пер.: Ч. 2. С. 375.

Бонхёффер Д. Хождение вслед. С. 69.

Scott Spenser F. What Did Jesus Do? P. 253.

Эта книга целиком посвящена событиям, разворачивавшимся в течение нескольких дней и знаменовавшим собой окончание земной истории Иисуса Христа — Сына Божия и Сына Человеческого. Что говорят нам евангелисты о последних днях, часах и минутах Его жизни? Как описывают Его воскресение? Почему их повествования об этих событиях столь существенно разнятся и насколько они достоверны? Почему жизнь Иисуса закончилась столь мучительной и позорной смертью? В чем значение смерти Иисуса для христиан и почему Воскресение Христово остается главным праздником христианской Церкви, центральным пунктом христианского богословия? Почему история последних дней земной жизни Христа продолжает двадцать веков спустя оказывать столь мощное духовно-эмоциональное воздействие на миллионы людей? На все эти и многие другие вопросы призвана ответить настоящая книга.

Как и в предыдущих книгах серии, основным материалом служат тексты канонических Евангелий, которые автор сопоставляет, выявляя и объясняя различия между параллельными повествованиями. В качестве вспомогательного материала приводятся различные сведения, касающиеся исторического контекста событий и тех персонажей, которые появляются на сцене. В необходимых случаях автор обращается к толкованиям отцов Церкви на евангельские тексты, а также к современной научной литературе по Новому Завету, не ставя перед собой цель дать исчерпывающий список толкований и мнений по тому или иному поводу.

Главная задача остается неизменной на протяжении всей серии: она заключается в том, чтобы доказать, что Иисус Христос был одновременно Богом и человеком. Только в свете веры в полноту Божества и человечества во Христе обретают смысл евангельские повествования о Его жизни и учении. И только в свете Его воскресения обретают смысл Его страдания и смерть.

Предисловие

Глава 1. «Иерусалим, избивающий пророков»

  1. «Восходя в Иерусалим». Предсказания Иисуса о Своей смерти
  2. Вход в Иерусалим
  3. Иисус оплакивает Иерусалим

Глава 2. Диалоги в Иерусалимском храме

  1. «Какою властью Ты это делаешь?»
  2. Подать кесарю
  3. Диалог с саддукеями о воскресении
  4. «Какая первая из всех заповедей?»
  5. «Сын Давидов»

Глава 3. Иерусалим. Последние наставления

  1. Обличение книжников и фарисеев
  2. Две лепты вдовы
  3. Предсказание о разрушении Иерусалима
  4. Предсказание о втором пришествии
  5. Страшный суд

Глава 4. Заговор первосвященников, вечеря в Вифании и предательство Иуды

  1. Заговор первосвященников
  2. Вечеря в Вифании
  3. Предательство Иуды

Глава 5. Тайная Вечеря

  1. Хронология событий
  2. Приготовления к Тайной Вечере
  3. Омовение ног
  4. Предсказание о предательстве Иуды
  5. Была ли Тайная Вечеря пасхальной трапезой?
  6. Благословение хлеба и вина
  7. Был ли Иуда участником Евхаристии?
  8. На пути в Гефсиманию

Глава 6. Гефсимания

1. Гефсиманское борение

Глава 7. Иисус перед иудейскими первосвященниками

  1. Допрос у Анны
  2. Допрос у Каиафы
  3. Отречение Петра
  4. «И повели Его к Пилату»
  5. Кто несет ответственность за смерть Иисуса?
  6. Конец Иуды

Глава 8. Суд Пилата

  1. Исторические сведения о Пилате
  2. «Ты Царь Иудейский?»
  3. Иисус у Ирода
  4. Иисус или Варавва?
  5. Бичевание
  6. «Се, Человек»

Глава 9. Распятие

  1. Распятие в древнем мире
  2. Путь на Голгофу
  3. Распятие Иисуса
  4. Злословие толпы. Разбойники на кресте
  5. Матерь Иисуса у креста
  6. Смерть Иисуса
  7. Завеса в храме. Землетрясение
  8. Сотник, воины и женщины
  9. Погребение
  10. Плащаница
  11. Первосвященники и фарисеи у Пилата
  12. Искупительный смысл крестной смерти Иисуса Христа
  13. Новое откровение Бога

Глава 10. Воскресение

  1. Пустой гроб
  2. Петр и Иоанн у гроба
  3. «Длинное окончание» Евангелия от Марка
  4. Первое явление воскресшего Иисуса
  5. Лжесвидетельство стражей
  6. Явление двум ученикам на пути в Эммаус
  7. Явление одиннадцати
  8. Явление в Галилее. Свидетельство Иоанна
  9. Два заключения Евангелия от Иоанна
  10. Послание на проповедь
  11. Вознесение
  12. Сколько раз воскресший Иисус являлся ученикам?
  13. Значение воскресения Христова для христианской Церкви
  14. Альтернативные версии воскресения

Заключение

Библиография

Список сокращений

Именной указатель

Указатель цитат из Священного Писания

Указатель иллюстраций, вошедших в книгу

Loading...Loading...