Церковная реформа XVII века и раскол. Церковная реформа никона

ВАСИЛИЙ II ВАСИЛЬЕВИЧ ТЕМНЫЙ (1415– 1462) – великий князь московский (1425–1433 при регентше-матери, 1434–1462 – правил самостоятельно).

Родился в Москве 10 марта 1415, сын вел. кн. московского Василия I Дмитриевича и Софьи Витовтовны, урожденной княжны литовской, внук Дмитрия Донского.

В годы малолетства Василия II реальная власть принадлежала его матери – Софьеи митрополиту Фотию. Самостоятельное княжение началось в 1433 вместе с женитьбой на его четвероюродной сестре княжне Марии Ярославне – дочери боровского, серпуховского и малоярославского князя Ярослава (Афанасия) Владимировича, внучке героя Куликовской битвы вел. кн. Владимира Андреевича Храброго. От нее имел девять детей (семь сыновей и двух дочерей, из которых выжила одна).

Право на московский престол после смерти его отца оспаривал родной дядя Юрий Дмитриевич – князь звенигородский и галичский (имеется в виду город Галич в Костромской земле). Основываясь на родовом порядке наследования, замененном Василием I на семейный, а также на завещании их отца Дмитрия Донского , Юрий отказался признать законность прав малолетнего Василия на великое княжение. Юрий к тому же имел сыновей, которые были старше десятилетнего двоюродного брата и имели на основе родового порядка престолонаследия больше прав на Москву.

Уже в феврале 1425 Юрий начал переговоры с Москвой о престолонаследии, но войну начать не решился, опасаясь матери Василия II и регентши Московского княжества Софьи, за которой явственно просматривалась фигура могущественного правителя Литвы Витовта. Хитрая политика митрополита Фотия, защищавшего интересы регентши и ее сына, заставила отложить вопрос о престолонаследии до ханского решения, тем более, что Русь охватила «моровая язва» (чума).

В 1427 мать Василия Софья поехала в Литву к своему отцу и там официально передала Витовту заботу о сыне и о Московском княжении. Юрия заставили признать, что он не будет «искать великого княжения под Василием».

Но в 1430 Витовт умер. Свояк и побратим князя Юрия, другой литовский князь Свидригайло , заступил место Витовта. Рассчитывая на его поддержку, Юрий возобновил претензии на престол. В 1431 он поехал в Орду судиться с 15-летним племянником Василием II. В Орде он встретил его в сопровождении группы бояр, которую возглавлял Иван Всеволожский. Последний, имея дочь на выданье и рассчитывая стать тестем Василия II, так искусно повел дело, что хан и слышать не захотел о Юрии. В 1432 хан дал ярлык Василию II. Но по возвращению из Орды Софья настояла, чтоб сын обручился не с дочерью Всеволжского, а с малоярославской княжной Марией. На свадьбе разгорелся конфликт (Софья сорвала драгоценный золотой пояс с сына Юрия Дмитриевича, Василия Юрьевича, заявив, что этот пояс ворованный и принадлежит ее семье). Скандал стал поводом к долгой феодальной войне. Обиженный на Софью Bсeволжский перешел на сторону Юрия Дмитриевича и стал ему верным советчиком.

В апреле 1433 Юрий с полками двинулся на Москву. «Брань великая» случилась недалеко от Троице-Сергиева монастыря; Юрий наголову разбил племянника в 20 верстах от Москвы. Василий бежал в Кострому, где был захвачен в плен.

Юрий въехал в Москву победителем и занял престол. Его сыновья Василий (по прозвищу Косой) и Дмитрий (по прозвищу Шемяка) – предложили отцу умертвить их двоюродного брата и соперника, но Юрий «дал мир» Василию II – отпустил из плена, позволил уехать под Москву в Коломну и даже богато одарил его. Однако этот широкий жест не спас положения: Юрия в Москве никто за правителя признавать не хотел, а в Коломну к изгнанному Василию II начали стекаться князья, бояре, воеводы, дворяне, слуги. Видя, что его княжить «не зовут», Юрий «послал к Василию звать обратно на великое княжение», а сам уехал в Галич.

Но сыновья Юрия не желали смиряться и отдавать брату то, что (они считали) принадлежит им по праву родства. В 1434 они пошли войной на 19-летнего брата и разбили его войско на реке Куси. Василий II, узнав, что полки дяди также принимали участие в сражении против него, пошел на Галич и сжег этот город, а дядю заставил бежать на Белоозеро. В середине 1434 войска Юрия и его сыновей совместно разгромили полки Василия II у Ростова Великого. Московскому князю пришлось искать защиты сначала в Великом Новгороде, затем – в Нижнем Новгороде и в Орде. Там он получил известие о скоропостижной смерти дяди

Начался второй период войны. Он начался с того, что двое родных сыновей умершего Юрия – Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красной (в то время на Руси имена детям давали в честь святых, на которых приходилось их рождение, поэтому в одной семье могло быть два ребенка с одинаковыми именами) – неожиданно приняли сторону Василия II. Однако вышеупомянутый их брат Василий остался тверд в своих притязаниях на престол. В 1435 он собрал в Костроме войско, вызвав на сражение московского князя. Недалеко от Ярославля (на берегу реки Которосль) москвичи одержали победу. При заключении мира Василий обещал более «не искать великого княжения», но в 1436 он снова стал претендовать на престол. У Ростова Великого, при селе Скорятине, в том же 1436 был разбит, взят в плен и – по византийскому обычаю, применяемому к побежденным, – ослеплен. Это и дало ему прозвище – «Косой».

В 1439 к Москве подошел казанский хан Улу-Мухаммед. Василий II, не успев собрать войско, бежал за Волгу, оставив столицу на воеводу Юрия Патрикеева. Отказавшись в эту трудную минуту помочь брату и союзнику, Дмитрий Шемяка начал фактически третий период междоусобной борьбы за власть, который перешел в стадию открытого противостояния в 1441. Обстоятельства складывались не в пользу Василия: до Руси докатилась эпидемия чумы.

Следующие годы – 1442–1444 к тому же оказались засушливыми и голодными. В это время усилились угрозы Москве со стороны татар. Первые удачи Василия II (ему удалось в 1445 разбить на реке Нерль полуторотысячное войско казанских татар) сменились поражениями: возле Евфимиева монастыря он был сильно изранен и захвачен в плен татарами, которые обрубили ему несколько пальцев, сняли нательный крест и отослали послов в Москву к матери и жене, предложив договорится о выкупе в 25 тыс. руб. Для выплаты мать Василия Софья распорядилась срочно ввести новые подати.

В феврале1446 Василий вернулся в Москву и прежде всего поехал в Троице-Сергиев монастырь благодарить Бога за чудесное спасение. Воспользовавшись этим Дмитрий Шемяка овладел Москвой, захватил в плен Софью (отправил ее в Чухлому) и опустошил казну. После этого он распорядился привезти из монастыря Василия II. 16 февраля 1446 по приказу Дмитрия Шемяки с ним сделали то же, что было с Дмитрием: Василия II ослепили (с тех пор он и получил прозвание «Тёмный») и сослали в Углич вместе с женой.

Но московские бояре не захотели признавать сына звенигородского наследника своим правителем. Многие до возвращения «законного князя» вместе со служилыми людьми устремились в Литву. Не прошло и полугода, как Дмитрий Шемяка приехал к Василию в Углич «просить прощения», богато одарил его, позвал обратно «на стол» и в знак примирения «дал Вологду в вотчину».

Ослепленный Василий II не поверил посулам. Он обратился к тверскому князю с просьбой о помощи, рассчитывая отомстить Шемяке. Тверской князь дал согласие предоставить полки «в помощь» при условии обручения сына Василия, молодого князя Ивана (будущего царя Ивана III) на своей дочери, княжне Марии Борисовне. Условия были приняты.

В 1447 объединенное войско (москвичи, тверичи, литовские полки) выступило против Шемяки и заставило его бежать в Каргополь. Василий попросил помощи церкви (у митрополита Ионы). Собор епископов осудил «крамолу Юрьевича». Вернувшийся в столицу Василий II поспешил освободить из плена мать, жену и детей и, в особенности, любимого сына Ивана. В 1450, когда Ивану исполнилось 10 лет, Василий II назвал его «великим князем» и распорядился с тех пор составлять все грамоты от имени двух великих князей: своего собственного и сына Ивана. Это делало Ивана III Васильевича признанным наследником великого княжения. Чтобы навсегда покончить с противостоянием Шемяке, Василий отдал приказ преследовать Дмитрия до последнего. В 1453 Шемяка был пленен в Новгороде и отравлен.

После Шемякиной смерти Василий II покончил со всеми его бывшими союзниками, присоединив к Москве их земли (в 1454 Можайск, в 1456 Углич); с Новгорода московский князь взял 10 000 рублей откупа.

В 1462, незадолго до смерти, Василий II впервые применил массовые казни как средство борьбы с ослушниками и составил подробное завещание, передав во владение пяти сыновьям и жене все собранные «под его руку» города и волости. Желая создать старшему сыну преимущество перед братьями, он отдал Ивану больше городов, чем всем остальным, заложив государственное начало в княжеском наследовании и обязав всех сыновей подчиняться тому брату, которому завещано великой княжение.

Василий II умер 27 марта 1462 от «сухотной болезни» (нейоросифилиса). Похоронен в Москве в Архангельском соборе.

Время правления Василия II по-разному оценивалось историками. Н.К.Карамзин считал, что с него началось создание единого Московского государства. В эпоху советской политической «оттепели» обращение к истории Руси начала 15 в. было способом рассказать о междоусобной войне Москвы с другими землями как о войне крепостнической Москвы с вольнолюбивым населением других частей страны (А.А.Зимин). Десятилетием позже та же война Василия II представлялась в трудах историков как борьба прогрессивной, стремящейся к централизации Москвы с идеологией старых удельных властолюбивых начал (Ю.Г.Алексеев). С такой трактовкой событий, а также с тем, что носителем «общенациональной идеи единения» мог быть «политически слабый и злой характером», «не имевший ни политических, ни военных талантов», Василий II, многие не соглашались (Я.С.Лурье).

В годы правления Василия II к Москве были присоединены Нижний Новгород, Суздальское княжество, Муром, в рязанских городах были посажены московские наместники, а Псков, Новгород и Вятка поставлены в зависимость от Москвы. При Василии II была проведена унификация налогообложения, перепись податного населения. Усиление Москвы поддерживалось Русской Православной церковью, выступавшей за единство Русской земли. Россия укрепила и свой международный авторитет, отвергнув решения VIII Вселенского собора во Флоренции (5 июля 1539) и принятую на нем унию между православной и католической церковью, поскольку она подразумевала главенство римского папы. Рязанский епископ Иона был при Василии II наречен московским митрополитом (без согласия и разрешения константинопольского патриархата).

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

Василий II Тёмный

Василий II Тёмный

Василий II Васильевич Тёмный (10 марта 1415 - 27 марта 1462 гг.) - сын Василия I Дмитриевича и Софьи Витовтовны, дочери великого князя Литовского.
Василий родился 10 марта 1415 года. В 10-летнем возрасте он потерял отца и должен был взойти на престол во Владимире. Однако его дядя, следующий по старшинству сын Дмитрия Донского князь Юрий Дмитриевич Звенигородский, оспорил права племянника. Завещание победителя на Куликовом поле, составленное ещё до того, как появились на свет его внуки, предусматривало передачу правления после смерти старшего из сыновей следующему по старшинству брату. Именно этим обстоятельством и воспользовался князь Юрий.
1425-1433 гг. - Великий князь Московский
Дед малолетнего Василия II всесильный великий князь Литовский Ольгерд, с которым когда-то отчаянно враждовал Дмитрий Донской, пришел на помощь внуку. Юрий уступил, отдав права на Владимир племяннику.

Карл Гун. «Великая княгиня София Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Тёмного», (1861), холст, масло, Военный музей имени Витаутаса Великого, Каунас, Литва

Борьба за власть

После смерти в 1430 г. великого князя Литовского Витовта, деда Василия II, Звенигородский князь вновь начал искать первенства. Ситуацию усугубил скандал на свадьбе Василия II, когда его мать обвинила старшего сына Юрия Дмитриевича, тоже Василия, в краже фамильного драгоценного пояса, ранее принадлежавшего Дмитрию Донскому, и сорвала с княжича эту якобы ворованную реликвию.
На следующий год началась война. Против него выступила коалиция удельных князей во главе с его дядей - князем звенигородским Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой.
Князь Юрий, унаследовавший полководческие таланты знаменитого отца, разгромил племянника (Василий II вообще был скверным военачальником), занял Москву и получил титул Великого князя Владимирского.

В 1433 г. - образование Вологодского княжества (1433 - 1481 гг.), столица Вологда.

1433 г. - князь Коломенский
Высланный в 1433 г. из Москвы захватившим великокняжеский престол Юрием, Василий II получил звание князя коломенского. «Сей город сделался истиной столицей великого княжения и многолюдной и шумной» - описывает историк Н.М. Карамзин Коломну того времени. Коломна служила центром объединённых сил, сочувствовавших великому князю в его политике «собирания Руси». Многие жители покинули Москву, отказавшись служить князю Юрию, и направились в Коломну. Улицы Коломны были запружены подводами, город на некоторое время превратился как бы в столицу Северо-Восточной Руси почти со всем административно-хозяйственным и политическим штатом. Получив поддержку, Василий смог вернуть себе трон, однако в ходе войны ещё несколько раз его лишался.

1434-1436 гг. - Великий князь Московский .
В 1434 году Юрий III Дмитриевич внезапно умер, а его сын Василий Юрьевич, пытавшийся удержать за собой Владимир и Москву, вскоре потерпел поражение от воевод своего тёзки и отказался от великокняжеских прав.
1436-1445 гг. - Великий князь Московский .
В 1436 году Василий Юрьевич вновь начал войну против Василия Васильевича. Последний опять победил, повелев ослепить двоюродного брата. Василий Юрьевич получил прозвание Косого и умер в заточении. Но его младшие братья, оба носившие имя Дмитрий (имевшие прозвание Шемяка и Красный), не простили столь невиданной на Руси расправы. Как когда-то их отец, они решили выжидать.

После вторжения войск великого князя литовского Витовта во псковскую землю в 1426 г. Витовт, не добившись успеха, начал переговоры с псковичанами, союзниками Василия II. С целью смягчить условия мира Василий направил к Витовту своего посла Александра Владимировича Лыкова. Отношения между Псковом и Литвой, тем не менее, продолжали оставаться напряжёнными и после заключения перемирия.
Понимая неизбежность нового столкновения с Василием Косым, Василий II пытался нормализовать отношения с Новгородской республикой. Зимой 1435 - 1436 гг. Он уступил новгородцам часть спорных земель, обязавшись послать своих людей для размежевания земель.
После победы над Василием Косым великий князь отказался от выполнения прежних обязательств. Тем не менее новгородцы, желая сохранить свою самостоятельность в международных отношениях, не сопротивлялись политике Москвы (так, весной 1437 года Новгород без сопротивления уплатил Москве «чёрный бор» - одну из самых тяжёлых податей).
В 1440 г. после гибели от рук заговорщиков великого князя Сигизмунда на литовской престол вступил Казимир Ягайлович (с 1447 года - польский король). Вскоре в Литве разгорелась ссора между князем Юрием Семёновичем (Лугвеньевичем) и Казимиром IV. Закрепившийся в Смоленске Юрий после первой неудачной попытки был выбит Казимиром, и Юрий бежал в Москву. «Прорусская» партия Литвы оказалась в числе противников Казимира IV.
Новгородцы и псковичи поспешили заключить договоры с Казимиром IV. В ответ на это Василий II выступил в поход против Новгородской республики зимой 1440 - 1441 гг. Его союзники псковичи разорили Новгородскую землю. Василий II захватил Демон и разорил ряд новгородских волостей. В ответ на это новгородцы также организовали ряд разорительных походов в великокняжеские владения. Вскоре новгородский архиепископ Евфимий и великий князь (вместе с псковичанами) заключили мирный договор, согласно которому Новгород выплачивал Москве огромный выкуп (8000 рублей).

Напряжёнными были и отношения Московского княжества с Ордой. После тяжёлой войны с царевичем Сеид-Ахметом Улу-Мухаммед с небольшими силами расположился около городка Белев, вассального Литве. Ввиду важности города в экономическом и стратегическом отношениях Василий II в 1437 г. послал против хана войска во главе Дмитрия Юрьевича Шемяки и Дмитрия Юрьевича Красного. Устилая свой путь грабежами и разбоями, князья, достигнув Белева, опрокинули татар, вынудив их искать убежище в городе. Несмотря на то, что попытка овладеть городом для московских воевод оказалась неудачной, на следующий день татары пошли на переговоры. Понадеявшись на свои силы, воеводы разорвали переговоры и 5 декабря возобновили сражение. Русские полки были разбиты. Войска Улу-Мухаммеда отступили из-под Белева.
Под впечатлением от успеха под Белевым Улу-Мухаммед 3 июля 1439 года подступил к Москве. Василий II, не готовый к отражению войск противника, покинул Москву, возложив обязанности по обороне города на воеводу Юрия Патрикеевича. Не сумев овладеть городом, Улу-Мухаммед, простояв под Москвой 10 дней, повернул назад, разграбив окрестности.
Татарские набеги на русские земли не прекращались, участившиеся в конце 1443 года из-за сильных морозов. В конце концов недавний противник Руси царевич Мустафа в связи с тяжёлыми условиями проживания в степи обосновался в Рязани. Не желая терпеть присутствия татар на своих землях, Василий II выступил в поход против незваных гостей, и объединённые русско-мордовские войска разгромили татарское войско на реке Листани. Царевич Мустафа был убит. Именно во время этого сражения впервые отличился Фёдор Васильевич Басёнок.
К сер. 1440-х гг. набеги Улу-Мухаммеда на Русь заметно участились, а в 1444 г. хан начал строить планы по присоединению Нижнего Новгорода, чему способствовали тесные связи суздальско-нижегородских князей с ордынцами. Между великим московским князем Василием II и казанским ханом развернулась ожесточённая борьба за Нижний Новгород, бывший тогда богатым волжским городом и важным стратегическим центром.
Зимой 1444 года хан, овладев Нижним Новгородом, продвинулся даже дальше, захватив Муром. В ответ на эти действия Василий Второй собрал войска и выступил из Москвы во время Крещения. Василий II, согласно летописным источникам, располагал внушительными силами, в связи с чем хан не решился вступать в бой и отступил к Нижнему Новгороду. Вскоре город был отбит, а татары были разбиты под Муромом и Гороховцем. Успешно завершив кампанию, великий князь возвратился в Москву.
Весной 1445 года хан Улу-Мухаммед послал в поход на Русь своих сыновей Мамутяка и Якуба. В июле 1445 года на Великое княжество Владимирское напало войско татарского хана Улу-Мухаммеда, который к тому времени захватил Нижний Новгород и Муром. Из Москвы великий князь выступил в Юрьев, куда затем прибыли воеводы Федор Долголдов и Юрий Драница, оставившие Нижний Новгород. Поход был организован плохо: князья Иван и Михаил Андреевичи и Василий Ярославич прибыли к великому князю с малыми силами, а Дмитрий Шемяка и вовсе не принял участия в походе. Самонадеянный Василий II вывел навстречу врагу лишь небольшой отряд. 7 июля 1445 года в сражении около Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Василий II с объединенными русскими войсками потерпел поражение от казанского войска, под командованием казанских царевичей - Махмуда и Якуба (сыновей хана Улу-Мухаммеда), в результате сам Василий II и его двоюродный брат Михаил Верейский были взяты в плен.
Отпустили его 1 октября 1445 года лишь после того, как он пообещал татарам заплатить за себя огромный выкуп, также ряд городов были отданы на «кормление» - право на поборы с населения Руси. Также по условиям этого кабального договора, по мнению некоторых источников, было создано в пределах России, в Мещере Касимовское ханство, первым ханом которого стал сын Улу-Мухаммеда - .

1445-1446 гг. - Великий князь Московский.
17 ноября 1445 года Василий II вернулся в Москву, но был встречен холодно, отчуждённо-враждебно. Именно тогда и выступил князь Дмитрий Шемяка решил отомстить кузену. В 1446 г. Василий II был захвачен в Троице-Сергиевой лавре и 16 февраля ночью от имени Дмитрия Юрьевича Шемяки, Ивана Можайского и Бориса Тверского, которые, как пишет историк Н.М. Карамзин, велели ему сказать «Для чего любишь татар и даешь им русские города на кормление? Для чего серебром и золотом христианским осыпаешь неверных? Для чего изнуряешь народ податями? Для чего ослепил брата нашего, Василия Косого?», он был ослеплён, отчего получил прозвище «Тёмный».
Великим князем Владимирским и Московским стал Дмитрий III Юрьевич, а Василий II получил в удел Углич, и был вместе с супругой отправлен в Углич, а мать его Софья Витовтовна отправлена в Чухлому.
Отряды Дмитрия искали сыновей Василия Темного - княжичей Ивана (будущего Ивана III - деда Ивана Грозного) и Юрия. Однако детей спасли князья Иван, Семён и Дмитрий Ивановичи Стародубские-Ряполовские - прямые потомки Всеволода Большое Гнездо, центр владений которых находился в Стародубе на Клязьме (в нынешнем Ковровском районе). Вначале они спрятали княжичей в одном из своих сёл близ Юрьева-Польского, а потом вывезли их в Муром, где и затворились в крепости вместе с дружиной. Взять штурмом город воеводы Шемяки так и не смогли. Тогда Дмитрий III прибегнул к помощи рязанского епископа Ионы, который явился в Муром и пообещал Ряполовским, что детям Василия Тёмного не будет причинен вред. Только тогда Ряполовские согласились выдать княжичей, а сами с боем пробились через ряды врага и отправились собирать силы против Шемяки.

1447-1462 гг. - Великий князь Московский.
В 1447 г. Василий посетил Ферапонтов монастырь и получил благословение игумена Мартиниана на поход против овладевшего Москвой Дмитрия Шемяки. При помощи Ряполовских и других союзников Василий Тёмный вновь занял Москву и Владимир, Дмитрий Шемяка получил в удел Галич и несколько других городов, а епископ Иона в благодарность был возведён в митрополиты всея Руси.
Внешнеполитической изоляции Дмитрия Шемяки и Новгородской республики, в которой он укрепился после потери московского княжения, способствовал мирный договор Василия II с польским королём и великим князем Литовским Казимиром IV 1449 года.
В этот раз вернув власть, Василий Тёмный уже больше никому не уступал титула великого князя Владимирского. Он сумел подчинить князей Рязани, Можайска и Боровска, а также новгородскую республику. В итоге территория Владимиро-Московского государства увеличилась почти вдвое, а власть великого князя после окончания междоусобицы значительно усилилась.
В 1453 г. Дмитрий Шемяка был отравлен, а в 1456 г. Новгородская республика была вынуждена признать свою зависимость от Москвы по Яжелбицкому договору.
Одновременно Василий обязался не поддерживать Михаила Сигизмундовича, возглавившего после смерти отца и Свидригайла Ольгердовича ту часть литовско-русской знати, которая выступала против усиления влияния польских феодалов и католической церкви на землях Великого княжества Литовского, и признал власть Казимира на всех русско-литовских землях.

Итоги правления

Василий II ликвидировал почти все мелкие уделы внутри Московского княжества, укрепил великокняжескую власть. В результате ряда походов в 1441 - 1460 гг. усилилась зависимость от Москвы Суздальско-Нижегородского княжества, Новгородской земли, Пскова и Вятской земли. По приказу Василия II митрополитом был избран русский епископ Иона (1448 год). Его посвятил в митрополиты не константинопольский патриарх, а собор русских архиереев, что стало началом независимости русской церкви от константинопольского патриархата.
За несколько дней до кончины он приказал казнить детей боярских боровского князя Василия, заподозренных в заговоре.
Василий II был болен сухотной болезнью (туберкулёзом). Он велел лечить себя обычным в то время способом: по нескольку раз зажигать на разных частях тела трут. Это естественно не помогло, а в местах многочисленных ожогов развилась гангрена и он в марте 1462 года скончался.
Завещание князя писал дьяк Василий по прозвищу Беда.

Семья

Женой Василия II была Мария Ярославна, дочь удельного князя Ярослава Боровского. В октябре 1432 года состоялось их обручение, а 8 февраля 1433 года - свадьба.
У Василия и Марии было восемь детей:
Юрий Большой (1437-1441 гг.);
Иван III (22 января 1440 - 27 октября 1505 гг.) - великий князь московский с 1462 по 1505 год;
Юрий (Георгий) Молодой (1441-1472 гг.) - князь дмитровский, можайский, серпуховской;
Андрей Большой (1446-1493 гг.) - князь углицкий, звенигородский, можайский;
Симеон (1447-1449 гг.);
Борис (1449-1494 гг.) - князь волоцкий и рузский;
Анна (1451-1501 гг.);
Андрей Меньшой (1452-1481 гг.) - князь вологодский.

При Василии Тёмном город Владимир на Клязьме ещё оставался столицей Русского государства, одновременно являясь официальным местопребыванием кафедры митрополитов всея Руси. Биография Василия II тесным образом была связана с владимирской землёй, с Юрьевом-Польским, Муромом и Стародубом-Кляземским, но его окончательная победа в войне со своими родственниками ознаменовала окончательный закат Владимира как центра набирающей силу единой российской державы. - 1389-1425 гг.
1408 – 1431 гг.
Василий II Тёмный. 1425-1433 гг., 1433-1434 гг., 1434-1445 гг., 1445-1446 гг. и 1447-1462 гг.
(1452 - 1681 гг.).
ок. 1436 - 1439 гг.
1433 г. и 1434 г.
1434 г.
1448 - 1461 гг.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Смута стала суровым испытанием для церкви. Часть священнослужителей во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия I. Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения отечеству и церкви.

Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти 450 московских церквей. В числе пленных оказался митрополит Филарет.

После восьмилетнего пребывания в польском плену в Москву возвратился в 1619 г. отец царя Михаила – митрополит Филарет. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. Он был, по-существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца.

Главное, чего удалось добиться Филарету – укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены ни при нем, ни при его преемниках – патриархах Иоасафе I и Иосифе. Стремясь противодействовать усилившемуся в годы Смуты западному влиянию, церковь усилила в эти годы борьбу с иноверием.

В середине 17 в. стало ясно, что в русскиъ церковных книгах, переписывавшихся от руки, имеется много описое\к и искажений текста в сравнении с оригиналами. Немало сомнений вызывал обычай многоголосия во время церковной службы(все могли молиться одновременно, используя разные молитвы), крещение двумя пальцами и т.д. Мнения верующих разделились. Одни предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским образцам. Другие считали, что следует обратиться не к старым книгам, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались.

После смерти патриарха Иосифа новым предстоятелем Русской Православной Церкви по предложению Алексея Михайловича был избран Никон – митрополит Новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу.

Она прошла в 1653-1655 гг. и касалась в основном церковных обрядов и книг. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги.

Созванный в 1654 г. церковный Собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией.

Новый патриарх, получив необъятную власть нал верующими, вскоре выступил с идеей первенства власти церковной над царской и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Но это заявление царь не пожелал долго терпеть. Он перестал ходить на патриаршии богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, думая, что царь будет просить его вернуться, однако, царь поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном. Для суда в 1666 г. был созван церковный Собор. Царь осудил Никона в том, что он самолично отрекся от патриаршества, присутствовавшие же церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, заточив его навечно в монастырь.


Одновременно Собор 1666-1667 гг. поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников. Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному Уложению 1649 г. им грозила смерть на костре.

Таким образом, Собор 1666-1667 гг. положил начало расколу в Русской Православной Церкви.

Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум, который с юных лет посвятил себя церкви. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно, считая, что если и обращаться к первооснове веры, то в русских источниках. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже был сослан в Сибирь. Но он нигде не мог смириться с новой реформой и на церковном Соборе он был предан церковному проклятию и расстрижен из священников, в затем вновь заключен. 11 апреля 1682 г. протопоп и его сподвижники были казнены, заживо сожжены.

Таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к резкому конфликту церковного и светского руководства. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для ее фактического превращения в придаток самодержавной власти.

С самого начала 17 века, в церковной среде проходили реформы. В самом начале века, в 1619 - 1633 годах патриарх Филарет расширил монастырские землевладения, учредил патриарший двор, передал в ведения патриарха судебную власть над духовенством и монастырскими крестьянами. Патриарх Филарет своими реформами пытался повысить авторитет церкви, сделать её более самостоятельной.

В 40-ых годах 17 века, церковь начинает терять только, что было, обретенную самостоятельность. Духовенство ограничивается в экономических и политических правах, в жизни государства. Соборное Уложение несколько сократило привилегии церкви. Новые церковные реформы заключались в том, что церкви запрещалось приобретать новые земли, управление делами церкви же передавалось специальному монастырскому приказу.

В 1653 году в русской православной церкви произошел раскол. , желавший укрепить стремительно падавший авторитет церкви, начал проведение церковной реформы. Суть церковной реформы патриарха Никона, сводилась к унификации норм церковной жизни. Церковная реформа патриарха Никона повлекла за собой исправление обрядов богослужения, тем самым нарушим сложившиеся традиционные формы русских православных обрядов.

Церковная реформа патриарха Никона вызвала негодование части духовенства и светской знати. Противником церковных реформ Никона, стал протопоп Аввакум. Выступления и его сторонников положило начало такому явлению как старообрядчество.

Конфликт между сторонниками реформ патриарха Никона (сторонники греческого обряда) и старообрядцами, обуславливал, прежде всего, разногласия в перстосложении. Великороссы (русские) крестились двумя пальцами, а греки тремя. Эти различия привели к спору об исторической правоте. Спор свелся к тому, что, является ли русский церковный обряд - двуперстие, осьмиконечный крест, богослужение на семи просфорах, сугубая «аллилуйя», хождение посолонь, то есть по солнцу, при совершении обрядов, результатом невежественных искажений в истории или нет.

Есть достоверные сведения, что при крещении Руси, князем , русские крестились двумя перстами. Так делали и на Руси, до церковной реформы патриарха Никона. В эпоху христианизации Руси, в Византии использовались два устава Иерусалимский и Студийский. Дело в том, что в обрядовом отношении эти уставы противоречивы. Восточные славяне использовали первый, а у греков и малороссов (украинцев) возобладал второй.

На долгое время в русском православном обществе произошел конфликт. Раскол обернулся гонениями на старообрядцев и большими потерями для нашего общества. Среди старообрядцев было немало достойных людей, купцов, деятелей культуры и меценатов.

Loading...Loading...