Что такое чистилище и его значение в православии. Мнение православных священников

Как можно во что-то верить или что-то отрицать, пока пребываешь в неведении относительно вопроса? Чистилище и Ад как тема для размышлений: предназначение, отличия, трактовка.

Здравый смысл не позволяет воспринимать религиозные взгляды на эти понятия буквально, так давайте рассмотрим их с разных точек зрения, чтобы иметь наиболее точное и полное представление об их отличиях и предназначении. И, возможно, найдём в этом маленьком расследовании собственное понимание древних потусторонних реалий.

Что такое Чистилище и в чём его предназначение?

Чистилище – это концепция римско-католической доктрины, которая утверждает, что ни один человек не свободен от греха. Это место, где после смерти душа очищается (согласно католическому писанию и катехизису), прежде чем сможет войти в Рай. Место это не обязательно должно быть материальным, это также может быть состояние, в котором происходит очищение.

«Чисти́лище (лат. Purgatorium), согласно католическому вероучению, - состояние, в котором пребывают души людей, которые умерли в мире с Богом, но нуждаются в очищении от последствий, совершённых при жизни грехов».

Википедия

Слово «чистилище» – говорящее само за себя, оно значит очищение, искупление. Даже если не существует материального Ада и Чистилища, существует некий психологический Ад и Чистилище, которые превращаются в незаметных диктаторов и контролёров наших поступков, мыслей и выбора.

Существует предположение, что Чистилищем является земной путь человека. За время пребывания на Земле у него есть выбор, и этот выбор делает он сам. Совершая зло – ввергает себя в адские мучения, творя добро и любовь – прокладывает себе путь в райские кущи.

Вся беспросветность будущего и его неопределённость заключается в неосознанном проживании этой «очистки души», непонимании своей задачи. Человек по большей мере лишь плывёт по течению, не понимая причин и следствий, придумывая объяснение и пытаясь найти виноватых в том, чего он не в состоянии объяснить.

По мнению церкви, даже душа праведника нечиста и способна на совершение небольших грехов в течение жизни. Католики считают, что невозможно предстать перед Богом, если человек нечист. Поэтому те, кто нуждается в оставшемся очищении перед переходом в Рай, должны провести время в Чистилище.

Временные рамки при этом не имеют значения, время как бы растянуто, оно не ощущается. Говоря на «земном языке», душа может пробыть в Чистилище сколько угодно, но всё же это времяпрепровождение конечно. Истекает оно ровно тогда, когда все остальные привязанности, которые мы имеем к греху, нарушаются. Матрица греха сыпется – и душа свободна.

Христиане нарекли Христа «архитектором» Чистилища, они верят, что за свои страдания на кресте он даровал людям освобождение через возможность очистить душу и избежать Ада. Их всех трёх ветвей христианского вероисповедания только протестанты отрицают существование Чистилища.

Римско-католическая вера подразумевает возможность исцеления для души через очищение. Состояние зависания между жизнью и смертью, некое небытие – и есть трактовка Чистилища в данной конфессии. На откуп могут быть отданы грехи несмертные, те, что ещё можно искупить, те, что можно оправдать, и, как ни странно, после всего что было, наладить связь с божественным.

Чистилище у христиан – это состояние очищения, которое происходит после смерти (не физическое место). Обычно это связано с какой-то болью или дискомфортом (но это не всегда только боль). Его цель – подготовить христиан к Небесам. Это не второй шанс (люди, подразумевается, уже получили осуждение), а способ перехода на более высокую ступень развития души и сознания.

Это не буквальный огонь. Чистилище – милосердие Бога, а не суд. Бог помогает через Чистилище. Молитвы святых (у христиан) помогают двигаться через Чистилище быстрее. Время действует по-разному в этом месте, нежели на Земле. Не каждый христианин должен пойти в Чистилище (хотя, скорее всего, так и есть). Люди, которые умирают без всякого греха, могут вообще пропустить Чистилище (например, если они признались). Многие люди также подвергаются очищению на Земле.

Также существует грань между Чистилищем и Лимбо: то, где карают и искупается вина – Чистилище, а Лимбо – своеобразный «зал ожидания» для язычников и некрещёных младенцев.

Определение Ада и его отличительные черты

Ад, Преисподняя, Геенна огненная – всё это названия одного и того же места. Хотя Геенна ещё трактуется как место, откуда не возвращаются, не воскресают. Ад, как вечное проклятие души и мучений, которые не описать и не вынести. Для верующих нет худшего страха, чем попасть в Ад за прегрешения. Нечто до такой степени мучительное для тела и души, что любое описание меркнет в сравнении с истинным положением дел (хотя и этого никто не может утверждать наверняка).

«Ад (от др.-греч. Ἅδης - Гадес или Аид) - в представлении религий (авраамические религии, зороастризм), мифологий и верований - ужасное, чаще посмертное, место наказания грешников, испытывающих в нём муки и страдания».

Википедия

Пугает лишь то, что неизвестно. Именно этот дикий страх человека использовала любая религия для удержания «в узде» верующих. Чтобы попытаться представить степень адских мук, достаточно всего лишь знать, что они не предназначены для человека. Страх этого необъяснимого феномена загнал людей в церкви, присоединяться к различным религиозным течениям, совершать ритуалы и пытаться избежать наказания любыми способами.

Настолько зайдя в тупик собственного сознания, совести и спутанных убеждений, человек сам создаёт свой АД. Он просто вынужден спровоцировать его, ведь мозг ограничен, и, не справляясь с ограничениями в хромоногом полёте своей фантазии и умении справляться с более сложными задачами, нежели простые обывательские трудности, он просто сдаётся! И … становится неуправляем.

Можно только догадываться, какие жуткие адские мучения это воспалённое бедное вещество, способное лишь на простенькие задачи, готовит нашему сознанию в наказание за молодость и неопытность! Отсутствие контроля над собственным мозгом притягивает извне самые жуткие подтверждения правоты человека, заплутавшего в лабиринте собственных страхов.

Христианство

Одно из жесточайших описаний Ада трактует именно христианство. Наказание – неминуемо, и отбывание его жестоко до безумия: адское пламя, пожирающее плоть, ужасные наказания за каждый тип греха, в зависимости от степени его тяжести.

Жуткие полулюди-полузвери, черти, пытками вынуждающие страдать грешника, страшные муки, на которые он обречён из-за грехов – полностью «оправдывают» его страдания и становятся пресловутым методом наказания и очищения одновременно. Причинно-следственная связь – налицо.

В традициях православия всегда присутствовали молитвы о душах родных и близких, для них существует этот значимый переход от грехопадения – к прощению, повышение уровня души благодаря покаянию и признанию греха.

Ислам

Для приверженцев Ислама Адом является реалия, которая уготована неверным, за то, что они отвергают Бога и не исполняют его предписаний. Нет ничего хуже такого оскорбления, нет ничего хуже Ада.

Символом Ада явился огонь, всепожирающее пламя. Ад – глубок до бесконечности, ужасающ из-за палящего огня, он снова и снова уничтожает секунда за секундой, но это длится бесконечно. Ад – это смесь глубокого отчаяния, невыносимой боли и безумного, беспощадного ужаса.

Буддизм

Буддисты, как особые созерцатели разума и его игр, склонны к убеждению виновности именно этого ограниченного «органа»… По сути, это всего лишь самообман, игры разума, сумасшествие и болезненный бред воспалённого ума.

Индуизм

Теория перерождения души сегодня, как нельзя кстати и выгоднее подчёркивает близость видения Ада к истине. Кармическое учение создаёт платформу для причинно-следственного объяснения наказания: «7 кругов ада» индусов очень красочно описывают то, что может сотворить человек, и за что впоследствии – быть наказан невыносимыми

Язычество

Язычники верили в множество богов, и наказание за грешное поведение в языческих верованиях несколько отличается от религиозных суждений нового времени. Верования древних славян не основаны на страхе перед богами, скорее, боги были помощниками и проводниками в каждом из существующих в их картине мира аспектов. Пекло вполне соответствует Аду, а Навь – возможный аналог Чистилища, где обитали души умерших, и состояло оно из нескольких уровней.

Атеизм

Атеисты в отношении религии совершенно отрицают существование Ада и Чистилища вообще. Объяснить веру в эти «явления» они могут только через науку, находя разгадку этой головоломки в попытках мозга «объяснить» страх перед неизведанным. Но до сих пор и наука теряется перед определёнными фактами, которые происходят в бессознательном состоянии людей, находящихся между жизнью и смертью.

Неразгаданными остаются случаи «выхода из тела» оперируемых пациентов, находящихся в летаргическом сне или клинической смерти: никто не может объяснить, каким образом они слышали и видели то, что происходило с их телом в момент «выключения из жизни».

Зороастрийцы

Они описывали Ад похожим образом, а вот Чистилище у них имело несколько иную природу: мучения отменяются, но, возможно, небытие в виде пустоты, когда ни радости, ни печали нет, это и есть Ад? Или в тишине и покое приходит истина бытия и цели души?

Древние греки

Ад они называли Тартар, куда ввергали грешных. Это вонючее отвратительное место, где не чувствуешь себя живым. Кто знает, может, это – худшее из всех мучений?

Чистилище vs Ад

Жизнь диктует свои правила – человек оступается, переходит черту дозволенного, становится преступником морали и совести. Теряет веру, как в себя, так и во что-то слишком значимое, чтобы жить и умереть достойно и спокойно.

В его душе начинает жить отчаяние, сомнение и страх. Именно страх заставляет нас забывать о грани между любовью и ненавистью. Так начинается путь в Ад, небытие. Ведь как ни назови то состояние, которое приносит только боль, бесконечные терзания или бездонную чёрную пустоту, это – АД.

Но есть один маленький шажок, лишь миг между АДОМ и успокоением, момент, когда среди сомнений и безверия вспыхивает искорка истины. Именно этот момент и даёт возможность избрать другой путь.

И как бы ни верилось в страшное возмездие, есть истина, увидев которую, человек может прозреть, признать и увидеть ясно, как, почему и зачем он совершил, казалось бы, неисправимое. Именно в Чистилище душа раскрывается, сгорая и перерождаясь в пламени раскаяния, будто закаляется для будущих светлых свершений.

Идёт ли речь о некой борьбе зла с добром? Скорее всего, такой вопрос вообще не стоит. Есть ли подобные понятия во Вселенной? Скорее, они вовсе не воспринимаются как абсолют или догма, это есть две стороны единого целого, ни больше, ни меньше. Гомеостаз, равновесие, граница нормы – как ещё привести в равенство то, что нельзя уравновесить или чётко противопоставить знаку «плюс» или «минус»?

Психологическая подоплёка Ада и Чистилища – на удивление прозрачна, стабильна, понятна и оправдана. В отличие от конфессиональной. Но это – для простого обывателя, для человека. Для создания более развитого существуют, очевидно, более понятные, с его точки зрения, объяснения и понятия, которые могли бы служить истинной причиной всего и его же объяснением.

Но …, как всегда, мы снова скатываемся к своему убогому человеческому альянсу, сговору с незыблемыми, а потому неживыми, утверждениями относительно чего угодно. И даже таких сложных понятий, как Чистилище и Ад.

По сути, Чистилище – это ИТЛ, где исправляют и заставляют трудиться человеческую душу. Дабы почистить от скверны. Своеобразный приёмник-распределитель. Труд души, который воспринимается телом как боль и страдания. Всё это странно и непривычно, но есть материи в мире, которые в обличье человеческом нашему разуму просто недоступны.

Можно представить, что как Ад, так и Чистилище – это всего лишь голограммы, не более того. Определённый энергетический износ, сбой системы, компрометирующий матричные коды на созидание или разрушение, а, возможно, на режим ожидания, в зависимости от того, чего требует повреждённая программа.

Приход в тупик срывает рычаги управления. Вот почему человек испытывает адские муки. Ему никогда прежде не приходилось испытывать боли такой силы и характера. Возможно, для определённой материи или существа это вообще болью не является. Но человеческое существо – существо ранимое телесно и морально, а его болевой порог оставляет желать лучшего… Вот и мучаемся, бедняги, переливая «несуть» в «несуть».

Сборка матричного кода (того, который не будет «спорить» с «установленными программами») происходит настолько болезненно в сознании человеческого существа, что начисто меняет его составляющие, что и выглядит как Ад или Чистилище. Ведь по большому счёту, мы – лишь песчинки, но песчинки всё же значимые, потому и возятся с нами, «переделывают».

Вся трагедия человечества в том, что для человечества что угодно в обязательном порядке должно быть связанным с материальным носителем, своеобразной «флешкой», которую можно почистить. В отрыве же от него – мысленно «лицезреть» – не представляется возможным. Мука для нас – смертная. Может, мы мазохисты и нам просто нравится боль. А откуда её взять, как не выдумать? Красота! Шутка жёсткая, но вполне себе склонная к существованию.

У множества религий мира есть собственная концепция загробной жизни на Небесах или в Аду. В этом сравнении рассматриваются убеждения различных религиозных конфессий и их идеи о Небе и Аде. Чистилище же – отдельная, не всеми признанная «система» работы божественного с человеческой душой.

«Божественная Комедия» мощно и красочно описала Рай, Ад и Чистилище, и дала удивительно точную, с точки зрения эклектического слияния мировоззрения двух эпох, картину путешествия души, «переписать» которую едва ли когда-то и кто-то сумеет.

Послесловие

Каждая конфессия рассматривает Ад, исходя из духовного опыта поколений и определённых культурных различий, но схожесть описания не оставляет сомнений, что «прекрасное» это место у большинства людей вызывает целую гамму разнообразных оттенков первородной дикой эмоции – страха.

Догматом веры всё же остаётся материальное воплощение Ада, ведь это объясняется доступностью объяснения данных понятий широкому кругу верующих. К тому же, оно не оставляет выбора метущемуся мозгу и душевным сомнениям. Но оно же заставляет остальных (верующих не очень) высказывать сомнения в правдивости такого толкования.

Наиболее адекватное объяснение того, что есть Ад на самом деле, существует в буддизме. Адом считается лишь наваждение, посланное больному, извращённому разуму, полному неразрешённых внутренних проблем, раздирающих душу человека и терзающих его воспалённый мозг.

9 кругов ада по Данте:

Независимо от вероисповедания или атеистического взгляда на существование, каждый человек в определённой степени понимает связь между тем, как он живёт, и тем, что ждёт его впереди. Иначе не было бы разочарований в последствиях своих поступков, не «болела» бы душа, и не охватывал безумный страх в неизбежности наказания за то, что мы творим.

Чистота, очищение и адское пламя – независимо от вероисповедания, между этими понятиями всегда существует нерушимая связь, отражённая в любом проявлении, будь то ритуальное таинство, вера или неверие и отрицание потусторонних материй. И наличие этой связи даёт бесконечную базу, как для споров, так и для исследований.

Многие верующие пытаются ответить на вопросы, которые многие столетия так и остаются без ответа, либо ответы на них порождают новую волну вопросов. Можно ли грешнику попасть в Ад после Чистилища? Может ли настолько оскверниться человек, что даже после очищения он попадёт в Ад?

Никто не ответит на этот вопрос точно и исчерпывающе. И что бы ни говорили священнослужители, каждый решает для себя проблему искупления от своих же грехов наедине с собой. А большей частью человечество задаётся этими вопросами лишь перед ликом смерти, когда она уже холодит сердце и душу своим безучастным взглядом.

Если остаться беспристрастным и попытаться взглянуть на трактовку Ада и Чистилища, учитывая и религию, и опыт, и науку, то все дороги в любом случае приведут к неизбежному выводу об их природе и сути.

Ад – это бесконечное глубинное страдание, преувеличенное до бесконечности и переливаемое в бесконечность. Наистрашнейшая мука, которую не способен выдержать человек. Но тем не менее он – в ней, прямо внутри этой нещадной, всепоглощающей муки.

Чистилище же даёт хоть и слабую, но надежду, на искупление даже смертного греха. Оно как лекарь, жалящий в самое сердце твоей раны, выедающий плоть, но дарующий исцеление. Боль, за которой может следовать успокоение души.

Все эти размышления об Аде и Чистилище влекут за собой множество вопросов. Не является ли одно лишь разновидностью другого? Или Чистилище – это часть Ада? Но это уже тема для следующей дискуссии.

В низшей области чистилища

Чистилище — не Библейское понятие. По учению римско — католической церкви, где все умершие верующие, но не пришедшее к совершенству, подвергаются очистительным страданиям. Пребывают там, пока не искупят наказания за грехи.

Рассмотрим одну из низших областей чистилища, чтобы хот немного представить условия, которые человек, благодаря своим пристрастиям и желаниям на протяжении земной жизни, может приготовить для своего переходного состояния.

Если низменные страсти были в энергичной деятельности, одни из самых грубых частиц астральной материи будут заряжены жизненной силой, и самое количество их будет сравнительно большим. Такой закон действенен во всех областях чистилища, и поэтому человек еще при жизни может абсолютно определенно знать, каким будет его будущее непосредственно после смерти.

Первая или низшая область чистилища заключает в себе условия, описания которых имеются во многих индусских и буддийских писаниях под названием «адов» разного рода.

Надо знать, что человек, переходящий в одно из таких состояний, не может быть освобожден от привязанностей и дурных желаний, привлекших его сюда; они будут сохранены ― как часть его характера ― в скрытом виде в его душе, оставаясь в состоянии прозябания до того времени, пока для них не наступит время проявиться снова; такое время наступит тогда, когда станет формироваться новое «тело желаний» для следующего воплощения того же человека в физическом мире.

Нахождение человека в первой области чистилища зависит от присутствия в его «теле желаний» (Kama-Rupa) материи, которая принадлежит этой области, и он будет оставаться в ней узником, пока большая часть такой материи не спадет с него, пока «скорлупа» не разложится до такой степени, чтобы допустить соприкосновение человека с последующей высшей областью.

Атмосфера этой низшей области мрачная, тяжелая, печальная и подавляющая в невероятной степени. Она кажется переполненной испарениями различных злых проявлений, враждебных добру, и так оно действительно и есть. Созданы такие тяжелые вибрации людьми, их притянули в это мрачное место их злые пристрастия. Все желания и чувства, способные вызвать содрогание, находят тут материал для своего выражения. Это в действительности самая мрачная из трущоб со всеми ее ужасами, скрытая от физического зрения и выставленная тут напоказ во всей своей обнаженной мерзости. Ее отталкивающий вид усиливается еще и тем, что внутренний характер выражен и внешним образом, и человек, полный мерзких страстей, олицетворяет их всей своей наружной формой.

Зверский аппетит формирует астральное тело в звериные облике, и отталкивающие человеко-животные формы представляют из себя подходящие оболочки для огрубевших человеческих душ. В Астральных мирах невозможно быть лицемером и облачить грязные помыслы в покров кажущейся добродетели. Каким человек есть в действительности, таким и будет его внешний облик: он или сияет красотой, если душа его благородна, или же отталкивает своим безобразием, если природа его была нечистая. Вот почему становится понятно, что такие учителя, как Будда, внутреннему зрению которого весь мир был открыт, могли описывать столь яркими красками все омерзительные призраки и картины, которыми кишит подобный акт.

В наше время люди относятся с недоверием к подобным изображениям лишь по той причине, что не знают, до какой степени, после высвобождения из тяжелой, не имеющей пластичности физической материи, все души предстают в своем истинном подобии, в незамаскированном реальном виде. Если даже и в физическом мире лицо развращенного и спившегося негодяя принимает самое отталкивающее выражение ― тем более там, где пластичная астральная материя принимает определенную форму при наименьшей вибрации низменного желания, ― человек неизбежно проявится в ужасной форме, изменяющейся в самые разные оттенки уродства. Ибо не надо забывать, что обитатели этой низшей области это отбросы человечества, убийцы, разбойники, жестокие преступники различных типов, пьяницы, развратники… Тут нет никого, кроме виновных в зверских преступлениях или в предумышленной упорной жестокости, или же одержимых каким-то гадким вожделением.

Единственные личности, которые не принадлежат к этому низкому типу, которые могут на некоторое время быть задержаны здесь, это , люди, хотевшие посредством самоубийства избежать земной кары за совершенные ими преступления, которые такой заменой только усугубили свое положение. Но не все самоубийцы оказываются здесь, потому как самоубийства совершаются под влиянием самых различных мотивов, и тут задерживаются только те, кто убил себя, чтобы избавиться от последствий совершенных преступлений.


Здесь, в этой мрачной области каждый человек есть непосредственный создатель своих собственных бедствий. Ни в чем не изменившиеся, кроме потери физического тела, люди тут выставляют напоказ свои страсти во всей их наготе; и, переполненные лютых неутоленных стремлений, кипящие местью и ненавистью, жаждущие физических удовольствий, которыми, лишившись физическое тело, они уже не могут насладиться, они рыщут, разъяренные и алчные, в этой мрачной области, толпясь вокруг всех грязных земных притонов, вокруг публичных домов и кабаков, подталкивая их завсегдатаев к постыдным делам и к насилию, вселившись в них, дабы вовлечь их во всевозможные излишества. Тошнотворная атмосфера, распространяющаяся вокруг таких мест, происходит в основном от этих привязанных к земному плану , испаряющих гнусные страсти и нечистые желания.

Медиумы, за исключением очень чистых и благородных характеров, зачастую являются объектами их нападения, и очень часто слабейшие из них, обессиленные еще более пассивным предоставлением своего тела для временного пребывания в нем других развоплощенных душ, бывают одержимы этими сущностями, как следствие этого является невоздержание и безумие. Казненные убийцы, беснуясь от ужасов и от страшной жажды мести, переживая вновь и вновь, свое преступление и все ужасные последствия его, окружают себя атмосферой устрашающих мыслеобразов и, привлекаемые к человеку, который вынашивает внутри себя мстительные, злые намерения, они подталкивают его к реальному выполнению того, над чем он внутренне сосредоточен.

Порой там можно повстречать человека, непрерывно преследуемого своей убитой жертвой, не в силах избавиться от нее, несмотря на все старание убежать от страшного преследователя, с упорной настойчивостью повсюду настигающего его. Убитый, если только он сам не из самых низких человеческих типов, прибывает при этом в состоянии бессознательности, и именно эта бессознательность и придает особый ужас его чисто механическому преследованию убийцы.

Тут же находится и «ад» вивисектора, потому как жестокость притягивает в астральное тело человека наиболее тяжелые материалы и наиболее дурные составы астральной материи, и вивисектор живет тут среди толпящихся вокруг него образов его многочисленных жертв, стонущих, дрожащих, воющих от боли. Они оживлены, но не животной душой, а теми вибрациями страстей, которые, чем они были сильней, тем дольше продолжают жить после физической смерти в астральном теле животного; эти вибрации, пульсирующие ненавистью к истязателю, повторяют с автоматической правильностью его самые мучительные опыты, благодаря той силе последних переживаний, которыми окончилась жизнь на земле замученного существа.

Тут не существует произвольного наказания, которое назначено извне, только неизбежные осуществления причин, созданных человеком во время его жизни в физическом мире. Если он в земной жизни поддавался дурным побуждениям, и следовательно притягивал к себе и вносил в свое астральное тело грубые материи, которые одни только и в состоянии вибрировать в ответ на низменные побуждения, ― он тем самым неумолимо создавал тюрьму своей душе, и тюрьма эта должна быть разрушена, чтобы могла освободиться его душа. Так же неизбежно, как пьяница должен жить в своем отталкивающем и отравленном теле тут на земном плане, так же должен он жить в своем еще более отталкивающем астральном теле и там. Что посеешь, то и пожнешь. Таков закон всех миров, и избежать его нельзя.

Следует еще заметить, что астральное тело там нисколько не хуже, чем оно было при земной жизни человека, когда он создавал вокруг себя атмосферу, насыщенную дурными астральными токами; человек только не замечает этого безобразия, так как в земной жизни он астрально слепы. Кроме этого, мы можем утешиться при мысли об этих несчастных наших братьях и тем, что страдание их только временно и представляет необходимый урок для их души.

Сильно нарушив законы природы, они с такою же силой учатся познавать эти законы и неизбежность тех бедствий, которые происходят от пренебрежения к ним. Урок, который они не хотели выучить на протяжении жизни на земле, захваченные водоворотом своих собственных похотей и желаний, дается им здесь и будет даваться в следующих жизнях до тех пор, пока зло не будет вырвано с корнем, и человек не поднимется для лучшей жизни. Уроки природы строги, но в конце концов они же и милосердны, потому что ведут к эволюции души и направляют ее к достижению бессмертия.

Чистилище, по мнению христиан – это место, куда попадают души после смерти человека. Оно считается промежуточным этапом между отделением души от тела и попаданием его в рай или ад. Считается, что там человек готовиться к небесам.

Существует одна история из девятнадцатого века, которая стала ярким примером того, что же ждет после физической смерти человека. Доктор Уилтс, который жил в штате Канзас, был полчаса без признаков дыхания и четыре часа без сердцебиения. Он находился в коме. Позже он написал о том, что с ним случилось: «Я видел людей, сидящих и стоящих около тела, и обратил особое внимание на двух женщин, очевидно, преклонивших колена слева от меня. Я знал, что они плакали. Я узнал после, что это были моя жена и сестра… В тот момент я пытался привлечь внимание людей к существу, утешающему и уверяющему в их собственном бессмертии». Затем перед ним появились три скалы огромного размера. Существо сказало ему: «„Это дорога в вечный мир. Вот эти скалы - граница между двумя мирами и двумя жизнями. Как только ты их минуешь, ты больше не сможешь вернуться в тело. Если твоя работа на земле закончена, ты можешь миновать скалы. Если же ты считаешь, что она не сделана, ты можешь вернуться в тело“». После этого доктор Уилтс предположил, что ему был дан второй шанс и возможность жить в, так называемое дополнительное время. Все люди, любых национальностей, христиане и католики в своей жизни совершают ошибки. Это все происходит потому, что современный мир он порабощает. Людям не хватает времени, чтобы молиться и ходить в церковь. Необходимо постоянно подстраиваться к различным ситуациям и почти круглые сутки зарабатывать деньги.

Католики, к примеру, считают, что жизнь – это своего рода экзамен, после которого дается дополнительное время. Они также считают, что к жизни нет возврата после того, как человек увидит три огромных скалы. После физической смерти душа попадает в чистилище, где ей необходимо приготовиться к жизни на небесах. Существует масса мнений по поводу того, что же происходит в чистилище и в каком состоянии пребывает человек. Согласно одной точке зрения, человек находится в бессознательном состоянии, согласно которому душа очень ослаблена и ничего не чувствует. Согласно другому мнению, душа в чистилище находится в полном сознании. Такое состояние сравнивают с понятием «парализованный человек», когда, как говорится, все понимаешь, но сделать ничего не можешь.

На что же похоже чистилище? Что это вообще такое, по сути? Итак, представим, что вы купили новенький автомобиль и поехали на нем по шоссе. Прошел ливень, встречные машины обливают вас грязью и грязной водой, через лобовое стекло уже ничего не видно и цвет кузова уже не понять. Позже начинает светить солнце, и погода становится хорошей, но машина от этого чистой не станет. Вы едете на мойку и там с помощью щеток, полировки и сушки ваш автомобиль приводят в идеальное состояние, которое и было первоначально. Вот этот пример очень похож на чистилище. Католики, к примеру, верят, что основная масса людей умирает в греховной нечистоте. У них остается куча грехов, которые необходимо искупить и очистить. Для этого и необходимо чистилище. После смерти душа человека, как эта машина, направляется в «мойку», которая очень длинная и передвижение по ней очень медленное. Позже, как говорится, в конце тоннеля появится свет и душа отправится на небо.

Откуда же появилось понятие «чистилище»? Как вообще возникла эта идея? Идея чистилища своими корнями уходит далеко в прошлое. Первоначально она возникла у ранних отцов церкви. Но все же слово «чистилище» в разговоре не употреблялось до тех пор, пока его не стал использовать папа Иннокентий IV. Так же необходимо отметить книгу Фомы Аквинского «Сумма теологии». По его мнению, те, кто находится в чистилище, не могут видеть Бога, они страдают и мучаются от огня, который обжигает их тело. Эта боль, по мнению Аквинского, самая сильная боль на земле, сильнее ее быть уже не может. Те, кто находятся в чистилище, молятся о прощении и об избавлении. Он считает, что от всех грехов этой жизни они могут очиститься только Божественной справедливостью. Как известно, большинство людей на земле считают, что часть грехов простительны, и поэтому они мучаются дольше из-за того, что они привыкли к прощению. Но, необходимо отметить, что тот, кто мучается меньше, может дольше находится в чистилище и наоборот.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что чистилище – это место искупления грехов. Там больно, страшно и это неизбежно. Тогда какая разница между чистилищем и адом? Фома Аквинский подчеркивает, что «чистилище расположено внизу и вблизи ада». «Огонь чистилища - это вечный огонь, по сути, и временный по его очищающему действию». Что же означают эти слова? То, что когда последняя душа будет очищена и освобождена, он все равно будет гореть? Или то, что всегда найдутся грешные души, и он никогда не погаснет, пока есть люди на этой планете? Видимо кто-то так и думает. Так же считается, что христиане, у которых нет смертных грехов, которые не дали бы им попасть на небо, но которые имеют простительные грехи, могут отработать долг, который назначается, за совершение этих грехов. Таким образом, большинство верующих людей отправляются в чистилище. А, как известно, чистилище – это место между небом и землей.

Сколько же времени там необходимо пробыть? Это зависит от того, насколько сильно человек согрешил в жизни и насколько сильно ему надо очиститься. Конечно же, на счет понятия «чистилище» так же очень много споров. К примеру, католики считают, что чистилище – это «окончательное очищение перед встречей с Богом» и это никак не «испытательный срок». Греческая православная церковь протестует против такого определения: «Католики связывают чистилище с представлением о расплате за грехи, а Восточная православная церковь мистически смотрит на очищающий огонь как на средство духовного роста».

Мормоны и католики считают, что после того как смерть настигнет человека, возможно поработать над спасением человека. Это значит, что в чистилище дается шанс завершить то, что делалось в течение всей жизни на земле. Луис Беркхоф, напротив, считает, что человек должен оставаться в чистилище до вынесения приговора, то есть до последнего суда. Так же, по его мнению, папа может контролировать чистилище, облегчать страдания или вовсе избавлять от них. Что касается Священного Писания, то концепция чистилища там отсутствует. Католическая церковь ведет учение согласно Катехизису, в котором есть ссылка на отрывок из Второй книги Маккавейской. Этот отрывок является единственным доказательством данной доктрины. «Церковь сформулировала свою доктрину о вере в чистилище главным образом на соборах во Флоренции и Тренте. Традиция церкви говорит об очищающем огне, ссылаясь на определенные тексты Священного Писания». Далее отмечается, что за небольшие прегрешения перед судом должен возникнуть священный очищающий огонь. В связи с этим, многие грехи могут быть прощены как в этом веке, так и в следующем. Считается, что выше названное учение основано на том, что необходимо молиться за мертвых (это упомянуто в Священном писании).

Еще с давних времен церковь постоянно чтила память об умерших. Это отражалось через заупокойные молитвы, благодаря которым очищенные души могли попасть в рай. Считалось, что Месса помогает душам в чистилище. Церковь призывала людей помогать умершим через молитву, пожертвования, милостыню и так далее. При этом, она утверждала, что все это необходимо делать без колебания. Итак, было приведено много различных рассуждений по поводу понятия «чистилище». Так же были приведены доказательства по соответствующей теме. Однако, считается, что кроме всего вышеназванного идею чистилища поддерживают еще восемь библейских отрывков. Ну что ж, рассмотрим их.

1. Иов 1:5. Иов возносил жертвы детям, не тогда когда они умерли, а тогда когда были живы. Иисус Христос так же помогал живым и призывал к этому других. Это говорит о том, что в Священном писании нет текста, который призывал бы нас молиться за мертвых или в которой сказано, что Христос ходатайствует в пользу ушедших из жизни.

2. Ис. 4:4. В тексте этого отрывка не говорится, что очищение для каждого человека происходит индивидуально после его смерти. Здесь скорее говориться о суде, который относится к событиям, которые произойдут в истории. То есть Бог хочет и стремится очистить свой народ с целью, чтобы они моги спокойно и свободно жить в Его присутствии. То есть здесь проведена параллель, которая ничего не имеет общего с понятием «чистилище». Она скорее указывает на различные исторические события. К примеру, если взять «Картины облака и огня над Иерусалимом», то можно заметить, что огонь, изображенный на них, имеет отношение ко многим людям и к истории в том числе. То есть, здесь говорится не о жизни после смерти (в чистилище или в аду), а о действии перед смертью.

3. Мал. 3:2, 3. «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: „поглощена смерть победою“». Данная цитата повествует нам о пришествии Бога, но не о чистилище после упокоения человека. Изменения происходят тогда, когда приходит Он, когда все (и мертвые и живые) встречают «своего спасителя в первый раз». Эти изменения происходят, когда Бог дарует бессмертие смертным. Это возможно при Втором пришествии. Как можно заметить, в библейском тексте не говорится о том, что дар бессмертия или очищения люди получают после смерти или в чистилище.

4. Мф. 12:32. В данном отрывке говорится, что если человек скажет слово на такого же человека, как и он сам, то это ему проститься, а если же он скажет слово на Господа, то прощения не будет ни сейчас, ни в следующем веке. Следовательно, здесь говориться не об очищении, а о прощении. В принципе, чистилище может быть предназначено для грешников, у которых лишь незначительные грехи, но смысл этого отрывка в первую очередь направлен на прощение, а не на пребывание в чистилище. То есть Священное писание повествует о новом веке, небе и земле, а не о промежуточном состоянии, которое называют чистилище.

5. Лк. 12:59. В данном отрывке Христос так же не говорит о смерти. Он говорит о текущей, настоящей жизни, о том, как нужно жить сегодня, а не о том, как искупить свои грехи после смерти. Многие люди комментировали этот отрывок и, по их мнению, здесь сказано как важно оправдаться перед Христом в данный момент, то есть перед окончательным судом. Это значит, что действовать нужно немедленно, но это не значит, что действие будет, происходит после смерти, то есть в чистилище. Согласно Священному писанию, «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление». Как можно заметить, этот текст не говорит о каком-то промежуточном месте, которое мы называем чистилище, где после упокоения можно совершать какие-то дополнительные дела. Сама смерть несет в себе человеческую участь.

6. 1 Кор. 3:15. Итак, цитата из данного отрывка: «А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня». Эти и другие слова из Священного писания можно прокомментировать по-разному. К примеру, Фома Аквинский считал, что дерево, солома и сено – это различные виды простительных грехов, которые определяют время пребывания в чистилище. Но это не говорит нам о том, что это будет после смерти, тогда когда душа будет находиться в чистилище. Скорее это гласит о Втором пришествии, когда дела каждого человека на этой земле раскроются и обнаружатся. Все недостойное и ложное будет повергнуто в прах, но «недостроенные строители» могут быть еще спасены, так как они сделали попытку сделать что-то ради Христа. Как удалось понять, все версии учения христианства далеко не совершенны, так как они нацелены на принцип, согласно которому человек должен броситься в огонь, не задумываясь для того, чтобы спастись. Леон Морис считает, что огонь – это не огонь очищения, а огонь испытания, то есть все это нам снова говорит о том, что здесь снова не говорится о понятии «чистилище». И еще, можно сделать вывод, что этот отрывок посвящен делам каждой личности, а не его жизни после смерти. Как сказал Гарольд Майер: «Те, чьи дела истребляются огнем, сами избегнут пламени (как если бы они выпрыгнули из горящего деревянного строения, которое сами построили) и спасутся одни без каких-либо похвальных дел, чтобы представить их Христу». Согласно этому изречению, те люди, которые понесут ответственность за свои деяния, должны спастись сами, претерпев при этом массу трудностей. И, как можно заметить, здесь говориться о трудностях в жизни, а не после смерти.

7. I Петр. 1:7. В данном тексте говориться о жизни до смерти, но никак не после нее. Христианская вера на тот момент зачастую не воспринималась народом, в связи с этим они были непопулярны и их гнали из мира сего. Данный отрывок призывал людей верить, не взирая ни на что и не поддавать искушениям. Итак, приступим к последнему отрывку.

8. Иуд. 23. В этом отрывке говорится, что иуда призывает людей «сохранять себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни», в связи с тем, что на это дано последнее время. Считается, что Господь позаботиться о тех, кто не ждет Его Второго пришествия. Люди должны друг друга поддерживать и настаивать, чтобы другие находились на верном пути. Следовательно, совершающим грех сначала нужно сказать об этом, а затем избавить. Становится понятным, что данную задачу следует решать пока люди еще живы, и не стремиться помочь им после их смерти. Необходимо отметить, что в последнее время католические писатели, которые изображают чистилище, обращаются не к Священному писанию, а к отцам церкви, так как считаю, что католическое учение о чистилище, в большей степени, опирается на традицию, а не на Священную книгу.

Мы рассмотрели все отрывки, в которых могло отражаться послание к людям относительно чистилища, но нигде мы не увидели подтверждения. Все предписания гласят нам о текущей жизни на земле, и нигде не сказано, что будет после смерти. Да. Есть деление на душу и тело, но нет последующей картины происходящего. Все это исследовалось тысячи лет, но так и научно не доказано. Протестанты считают, что люди сами придумали себе так называемое чистилище, дабы получить уверенность во врожденное бессмертие души. Они так же считают, что все дынные учения твердят нам о конце жизни на всей земле.

Итак, мы рассмотрели, как говориться, все возможные варианты относительно чистилища. Кто-то в него верит, кто-то нет. Нужно заметить, что в Библии. Если ее читать внимательно, о нем ничего не сказано. Что ж, верить в него или нет, это право каждого человека, а что будет с нами за гранью мира сего, мы узнаем сами, когда покинем этот мир.

В широкий спектр различий между тремя ветвями христианства – католичеством, православием и протестантизмом, входит такое важное для католиков, но принципиально отвергаемое иными христианскими учениями понятие, как чистилище. Что же понимают под ним последователи римской церкви, и возможно ли найти какой-либо его аналог в православии?

Что такое чистилище? Значение этого термина в католицизме

Чтобы избежать возможных ошибок, формулируя это понятие, обратимся к первоисточнику. Определение того, что такое чистилище, даётся в католическом катехизисе, содержащем основные положения этого западно-христианского вероучения. Согласно предлагаемой им трактовке, чистилище - это промежуточный этап между адом и раем, на котором пребывают души людей, умерших в союзе с церковью, но по тем или иным причинам не сумевшим принести покаяние во всех совершённых при жизни грехах.

Нередко возникает вопрос о том, что такое слово «чистилище», и каково его происхождение. Следует отметить, что в русском языке оно является точным переводом латинского Purgatorium, означающего, в буквальном смысле, очищение огнём. Употребление этого термина прослеживается в богословской литературе с XII века.

Баланс грехов и добрых дел в католицизме

В католицизме, в отличие от православия, достижение Царства Небесного зависит, прежде всего, от математического соотношения добрых дел и грехов, совершённых умершим во дни земной жизни, и не очищенных покаянием и искупительной жертвой. Всё просто и понятно. Если больше добрых дел, которые считаются его заслугами перед Богом – значит, в рай, если перевешивают грехи – прямиком в ад.

А как быть с теми, кто прожил жизнь в лоне церкви, старался исполнять заповеди, но по слабости душевной порой впадал в искушения, и перед смертью не принёс покаяния во всём, что успел натворить? Кроме того, грехи ведь бывают вольные, то есть совершённые преднамеренно, и невольные, в которые человек впадает неумышленно, порой сам того не подозревая. И, наконец, мелкие бытовые грешки часто забываются, и не упоминаются на исповеди. Не обрекать же доброго христианина на вечные мучения из-за таких недоразумений.

Вот на эти случаи как раз и существует, по мнению западных богословов, чистилище. Попав туда, умерший может очиститься от грехов, превосходящих по своему количеству совершённые им добрые дела. Для этого ему придётся некоторое время пострадать, принося тем самым надлежащее искупление, и уже после этого он попадает в рай. Как долго это может продлиться, напрямую зависит от разницы в количестве грехов и заслуг.

Появление догмата о чистилище

Впервые понятие очистительного огня появляется в трудах известного религиозного деятеля VI века Григория Двоеслова, но определение того, что такое чистилище в католичестве, было окончательно сформулировано значительно позже. Произошло это лишь в XII веке, когда католический философ-схоласт Пётр Ломбардский написал свой богословский трактат, получивший название «Сентенции».

Ещё через столетие его последователь святой Фома Аквинский предложил эту идею как вполне определившуюся религиозную доктрину, но лишь Флорентийский собор 1439 года догматически закрепил её, в качестве неотъемлемого элемента католического вероучения.

Прошло ещё более ста лет, и в 1563 году Тридентским собором было окончательно подтверждено, что такое чистилище. Определение, вынесенное в ходе его заседаний, признаётся по сей день Западной церковью. Лишь протестанты, отколовшиеся в XVI веке от католической церкви, категорически его отрицают.

Древнееврейское представление о чистилище

Известно, что ещё ветхозаветные евреи имели представление о том, что такое чистилище, ад и рай. Опираясь на книги пророков, они рассуждали примерно так: если за душу умершего следует приносить искупительные жертвы, следовательно, после смерти она попадает не в рай, иначе зачем тогда жертва, если она уже спасена. И не в ад, так как в этом случае все жертвы были бы бесполезны. В таком случае должен быть какой-то промежуточный этап, в период которого ещё можно повлиять на последующую участь усопшего.

Умилостивительные жертвы

Однако широкого развития эта теория у них не получила, и в полной мере на вопрос о том, что такое чистилище, дали ответ лишь католики. Ими, в частности, была разработана доктрина об «умилостивительной» жертве. Согласно этому учению, вплоть до Страшного суда, с наступлением которого чистилище упразднится, грешные души будут пребывать именно в состоянии очистительных мук.

Однако их страдания можно сократить. Для этого следует совершать ради них благие дела, угодные Богу, возносить молитвы, заказывать заупокойные мессы и жертвовать деньги, покупая индульгенции. Все эти деяния носят название «умилостивительных жертв», приносимых Богу.

Понятие «сверхзаслуг»

В католицизме существует и такое, совершенно чуждое православию понятие, как «сверхзаслуги перед Богом». Выше упоминалось, что добрые дела, совершаемые католиком, рассматриваются, как его заслуги перед Всевышним, и если их количество не уступает числу грехов, то они обеспечивают ему беспрепятственную дорогу в рай.

Но ведь у человека, ведущего праведную жизнь, и ни в чём не отступающего от Заповедей Божьих, их может скопиться гораздо больше, чем требуется для покрытия его прегрешений. Именно эти добрые дела, превышающие необходимое количество, называются сверх заслугами, которыми, оказывается, можно делиться с другими, и помочь им сократить пребывание в очистительном огне.

Православный путь к спасению

Составив общее представление о том, как представляют себе переход в иной мир последователи католицизма, интересно разобраться в том, что такое чистилище в православии. Сразу следует отметить, что такого понятия в Восточном христианстве нет. Отвергается даже сама идея «заслуг» перед Богом, которые способны перевесить его грехи.

Причина тому в совершенно ином подходе к понятию взаимоотношений человека и Бога. По учению православных отцов церкви, задача человека заключается в том, чтобы в этой жизни очистить душу для её последующего единения с Творцом. С этой целью он обязан вести борьбу со страстями, привязывающими его к материальному миру и отвращающими от помыслов о грядущей вечности. Именно они привязывают человека к чувственному миру, и толкают на путь отступления от Бога.

Пагубность греха гордыни

Продолжая тему различия богословского подхода к спасению души в православии и католицизме, следует подчеркнуть, что восточные церкви, в принципе, отвергают идею заслуг перед Богом. Более того, святые отцы в своих трудах предостерегают верующих от опасности впасть в тягчайший грех гордыни, который нередко поражает людей, возомнивших себя праведниками в результате совершённых ими благих дел.

Даже люди слабо искушённые в богословии знают, что гордыня относится к самым тяжким смертным грехам. Она приводит человека к губительному самомнению, в основе которого лежит убеждение в собственной самодостаточности. Вопреки евангельским словам Иисуса Христа о том, что без Него мы ни на что не способны, человеку, поражённому этим грехом, кажется, что он не такой, как другие, и может обойтись без Бога, а это ведёт к разрыву с Творцом и неминуемой гибели. Поэтому православная церковь учит тому, что, творя благие дела, надлежит это делать со смирением и сознанием того, что силы и разум для их исполнения ниспосланы Богом, а значит, они не могут расцениваться, как наша заслуга перед Ним.

Любовь – единственный путь во Царствие Божие

По учению православной церкви, Господь, восприняв повреждённую первородным грехом человеческую природу, исцелил её Своими крестными муками, и дал людям возможность, соединившись с ним в таинстве святого причастия, стать наследниками вечной жизни. Но для этого требуется не католическая бухгалтерия, при которой в актив записываются заслуги, а в пассив грехи, а искренность покаяния, и сознание собственного бессилия в отрыве от Всевышнего. Бог есть любовь, а потому только душа, наполненная этим чувством по отношению к Творцу и Его творению – людям, способна войти в единение с Ним и обрести рай.

Воздушные мытарства – чистилище православной души

Однако существует вполне определённый ответ на вопрос о том, что такое чистилище для православного человека? Согласно учению Восточного христианства, его аналогом являются воздушные мытарства, которые проходит душа в первые дни после того как покидает тело усопшего.

Это своего рода препятствия, которые суждено пройти ей на пути к Богу, творящему суд, в результате которого будет определено место её пребывания вплоть до Страшного суда. Таких мытарств, согласно учению православной церкви, двадцать, и каждое из них соответствует определённому виду грехов, порождаемых теми самыми страстями, к борьбе с которыми призывают святые отцы.

Людские деяния на весах неумолимых судей

Вот что такое чистилище и его толкование в православном видении. По пути мытарств душу, покинувшую своё тело, ведут два ангела. На пути их поджидают бесы, пытающиеся на каждом из этапов завладеть душой, и увлечь её в ад. Но ангел-хранитель, неотступно присутствующий при этом, противится им.

Главный атрибут, без которого не может обойтись это «православное чистилище», - книга, куда записаны все грехи, совершённые человеком при жизни, и которая служит в руках бесов обвинительным материалом. Ангел-хранитель также предъявляет список, но уже богоугодных дел. Именно это сопоставление плюсов и минусов даёт основание для проведения определённой параллели между тем, что представляют собой воздушные мытарства в православии и тем, что такое чистилище у католиков.

Неуместное употребление термина «чистилище»

Надо заметить, что в современном языке слово чистилище стало употребляться и в переносном смысле. Часто им обозначают некие испытания, выпавшие тем или иным людям на пути к достижению намеченной цели. Но, кроме того, бывают случаи довольно произвольного употребления этого термина.

Примером может служить появившийся сравнительно недавно в интернете украинский сайт, специализирующийся на профилактике преступлений, направленных против государства. Называется он «Миротворец». Чистилище – часто используемый ими термин. Но употребляют его редакторы сайта для обозначения списка лиц, представляющих, по их мнению, потенциальную опасность существующему там режиму.

Не вдаваясь в обсуждения обоснованности их выбора, и правомочности действий, отметим лишь ту вольность, которую позволяет себе в обращении с религиозной терминологией «Миротворец». Чистилище, как и любой иной религиозный термин, уместно использовать лишь в его собственном значении.

Чистилище

(purgatorium, purgatoire, Fegfeuer). - Учение о Ч. представляет собой одно из характерных отличий римско-католической церкви от греко-православной и протестантских. По учению католиков, души скончавшихся христиан, если Господь признает их чистыми, направляются прямо в рай, души людей, отягченных смертными грехами, направляются в ад, а души тех грешников, которые не отягчены смертными грехами и, однако, не получили прощения грехов в земной жизни, направляются в Ч., промежуточное место между раем и адом [В "Божественной комедии" Данте, изображающей ад согласно с общепринятыми римско-католическими понятиями средних веков, ад и Ч. составляют два совершенно особых места: ад находится во внутренности земли, в виде обширного конуса, концентрические круги которого идут к центру земли, все уменьшаясь, Ч. же находится по ту сторону центра, на поверхности другого полушария. Впрочем, в последнее время некоторые из римских богословов под Ч. разумеют не место, а состояние мучения, среднее между райским и адским состояниями.], где они горят в очищающем огне. Когда грехи их будут искуплены, они могут получить доступ в рай. Ч. будет существовать до второго пришествия Христа, но души грешников, попадающие туда, не будут там ждать Страшного суда. Каждая душа пробудет в Ч. столько времени, сколько необходимо для искупления ее грехов. Очищающий огонь некоторые католические богословы понимают как символ и видят в нем угрызения совести и раскаяние, но громадное большинство признает реальное существование этого огня. Для доказательства существования Ч. и возможности прощения некоторых грехов в загробной жизни католики приводят, главным образом, два места из Св. Писания: 1) "Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем " (Матф., XII, 32). 2) "Каждое дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть " (1 Кор., III, 13). В первом месте католики видят различение между грехами, прощаемыми в земной жизни, и грехами, прощаемыми в загробной. Во втором - слова об огне, испытывающем дела каждого, они понимают в буквальном, а не в переносном смысле [В недавно открытом вероучительном памятнике, относящемся ко временам, непосредственно следующим за веком апостольским иизлагающем вкратце учение 12 апостолов ("Διδαχήτώνδώδεκαάποστόλων"), находятся, между прочим, следующие слова: "тогда (т. е. при наступлении второго пришествия на землю Господа и Страшного суда) придет творение человеческое в огненное испытание и искушение, и многие соблазнятся и погибнут, постоянные же в вере своей спасутся в этом самом крушении или огненном испытании" (см. статью В. С. Соловьева "Догматическое развитие церкви в связи с вопросом о соединении церквей" в "Православном Обозрении", 1885, декабрь, стр. 760). Эти слова новооткрытого памятника проливают свет на понимание слов апостола Павла "огонь испытает" ("огнь искусит"): понимать их нужно в том смысле, в каком объясняют их и св. отцы послеапостольского века, т. е. в смысле опыта или испытания, а не в смысле огненных мучений.]. Участь души в Ч. зависит не только от ее раскаяния, но и от молитв, возносимых за нее на земле. При помощи месс, молитв, добрых дел, совершаемых в память умерших верующими на земле, участь души в Ч. может быть облегчена и срок пребывания ее там может быть сокращен. Учение о сокровищнице добрых дел, находящейся в распоряжении церкви и главы ее, папы, предоставляло папе право решать вопрос о сроке пребывания в Ч. Вот почему в средние века получила такое распространение продажа индульгенций. В Св. Писании нет непосредственных указаний на существование Ч., если не считать 11-й книги Маккавеев, которую обыкновенно не признают канонической. Тем не менее представление о Ч. возникло уже в первые века христианства. Уже Ориген верил в действительность того огня, о котором говорит апостол Павел в вышеприведенном месте. Блаженный Августин высказал предположение , что души могут подвергнуться очищающему огню не при конце мира, а в промежуток между смертью и днем Страшного суда. Цезарий из Арля принял это предположение как догмат , а папа Григорий Великий распространил такое учение во всей Западной церкви. Подробно разработано и развито оно было Фомой Аквинским, окончательно принято как догмат Флорентийским собором 1439 г. и подтверждено Тридентским собором. Протестантские реформаторы отвергли учение о Ч., находя, что католики неправильно толкуют вышеприведенные места из Св. Писания и что в Св. Писании есть места, прямо указывающие на отсутствие какой-либо промежуточной среды между раем иадом (например, Матф., XXV, 31-46). Православная церковь также отвергает учение о Ч., а учению о заступничестве верующих на земле за души умерших придает более спиритуалистический характер.

Некоторые из богословов смешивают латинское учение об Ч. с православным учением о мытарствах; но последние - только образные представления частного суда, неизбежного для каждого человека; путь из Ч. - в рай, путь из мытарств - и в рай, и в ад. Впрочем, в основной своей идее латинское учение о Ч. имеет некоторое сходство с православным учением о состоянии душ умерших людей до всеобщего воскресения; сходство это заключается в том общем учении, что души некоторых из умерших, подвергшись мучениям за свои грехи, могут, однако, получить прощение грехов и облегчение своих мучений или даже полное освобождение от них. По учению православной церкви, это облегчение мучений или же совершенное освобождение от них получается душой усопшего ради молитв и благотворений членов церкви Христовой, между тем как, по латинскому учению, душиумерших людей получают прощение грехов в Ч. ради самых чистилищных мучений, которыми они самолично приносят удовлетворение правосудию Божию и через это очищают свои грехи. Несообразность этого латинского учения о значении для душ человеческих чистилищных мучений, как удовлетворении правосудию Божию, вытекает, между прочим, из того, что оно делает совершенно излишним христианское догматическое учение о молитвах церкви за умерших - учение, содержимое и римской церковью.

См. Д. Гусев, "Ч. у средневековых римско-католических богословов" ("Православный Собеседник", 1872, июнь, стр. 226-264); H. Беляев, "Римско-католическое учение о так называемой сатисфакции" (Казань, 1876); его же, "Характеристика римского католичества с точки зрения папского догмата" (Казань, 1878); E. Успенский, "Обличительное богословие" (изд. 3-е, СПб., 1895).


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Чистилище" в других словарях:

    В католицизме место, где души умерших подвергаются очищению искупительным огнём для того, чтобы затем попасть в рай. Другие направления христианства (православие, протестантизм) идею чистилища отвергают. Ни в Евангелиях, ни в сочинениях… … Исторический словарь

    См … Словарь синонимов

    чистилище - ЧИСТИЛИЩЕ, а, с. 1. Баня, ванная комната. 2. Выговор от начальства, проработка на собрании и т. п. чистилище устроить. 3. Вытрезвитель. 4. Туалет. Общеупотр. «чистилище» в католическом вероучении: место, где души умерших очищаются от грехов … Словарь русского арго

    ЧИСТИЛИЩЕ, в католицизме место очищения душ умерших грешников от не искупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562 … Современная энциклопедия

    Согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562 … Большой Энциклопедический словарь

    - (лат. purgatorium), в католическо христианских представлениях место, где души умерших очищаются от грехов перед вступлением в рай. Ч. понимается как некое промежуточное место загробного мира между раем и адом, где души умерших, не попавших сразу… … Энциклопедия мифологии

    Согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439 г. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

    - (лат. purgatorium) согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол… … Политология. Словарь.

    Чистилище - ЧИСТИЛИЩЕ, в католицизме место очищения душ умерших грешников от не искупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Loading...Loading...