Что такое тантра: все нюансы и детали, историческая справка. Тантра – не то, что вы подумали

Тантризму в индуизме присущи следующие особенности :

  • преобладание представителей самых низких каст в составе школ;
  • большая доля представителей неарийских племён в составе школ;
  • крайняя эзотеричность школ и проводимых в них обрядов;
  • широкое использование методов йоги;
  • несовместимость основных обрядов с брахманистским ритуалом и моральными нормами брахманов;
  • отведение особой роли половому энергетическому началу, которое представлено в виде богини Шакти .

Тантризм отличается от других индийских религиозных традиций отказом от аскетических практик, вместо которых он сосредоточивается на максимальной активизации внутренних телесных потенций. Помимо йоги, в тантризме практикуются различные магические и оргиастические ритуалы, высвобождающие сексуальную энергию человека, что приводит к отождествлению чувственного экстаза с мистическим. Вследствие интереса к телу как к сосуду вечного последователи тантризма увлекаются алхимией и различными способами продления жизни. Большую роль в тантризме играет мистическая физиология чакр .

Происхождение тантризма восходит корнями к древним индуистским традициям и связано с культом Великой богини-матери. Тантристы считают своё вероучение универсальной верой всех людей, из которой развились и черпают свою духовную силу остальные религии . За основу принимается представление о тождестве микрокосма и макрокосма , человека и мироздания, поскольку всё возводится к единению двух начал - женского и мужского. В зависимости от того, какое начало признается главенствующим, тантра разделяется на «правую» и «левую».

Кроме того, «правый путь» регламентирует «правильные», то есть традиционные практики и ритуалы, ведущие к постепенной трансформации тела и сознания.

«Левый» же путь называется ещё «путём бесстрашных» потому, что не имеет заранее задаваемых ограничений в использовании приёмов расширения сознания и трансформации и поэтому именно на нём находят применения самые рискованные (и поэтому самые эффективные) способы и практики, которые непосвящённому человеку могут показаться по меньшей мере странными.

Буддийская тантра

В тибетской и бонской терминологии тантра определяется как система практик для достижения высшей реализации, и является особенностью буддизма Ваджраяны (или тантрического буддизма), который включает в себя тибетский буддизм и восточноазиатскую школу Сингон .

Тантрическая практика в Тибете включает в себя три основных элемента:

  1. созерцание изображения божества и затем - отождествление себя с ним;
  2. использование при этом особых ритуальных жестов, обозначающих то или иное божество (эти жесты называются мудры , они пришли в Тибет из Индии);
  3. чтение мантр .

Буддийская тантра включает в себя четыре класса тантр:

  1. тантра действия (Крия-тантра), предполагающая совершенствование через ритуал;
  2. тантра выполнения (Чарья-тантра), в которой ритуал и медитация признаются равноценными;
  3. Йога-тантра , в основе которой лежит йогическая медитация;
  4. тантра высшей йоги (Ануттара-йога-тантра), в практике которой основным является постижение недвойственности мироздания, единства противоположных начал.

Символом мудрости и пустоты, женского начала, является лотос . Почитание лотоса пришло в Тибет из Индии , где этот цветок символизирует чистоту, красоту и совершенство. Троном каждому из тибетских богов служит огромный цветок лотоса. Другой символ женского начала вселенной - особый ритуальный колокольчик. Мужским символом служит ваджра (санскр. «алмаз» и «молния») - небольшой ритуальный жезл, символ самого Просветления, происходящего подобно вспышке молнии; символ истинности, вечности и нерушимости буддийского учения, а также искусного метода достижения реализации. Колокольчик (гхантха, хонхо) и ваджра символизируют мудрость и метод.

Тантрический секс

Тантри́ческий секс - одна из тайных тантрических практик, основное содержание которой - интимная близость партнёров. Ритуальный тантрический секс в тантрической литературе называют майтхуна (मैथुन maithuna). Однако, вопреки бытующему мнению, майтхуна является завершающей частью ритуала, называемого «Панчамакара » (पञ्चमकर pañcamakara - Пять букв «М »), называемого так по первым буквам названий составных частей ритуала:

  1. मद्य - madya - мадья (вино);
  2. मांस - māṃsa - мамса (мясо);
  3. मत्स्य - matsya - матсья (рыба);
  4. मुद्रा - mudrā - мудра (жареные зёрна) и
  5. मैथुन - maithuna - майтхуна (ритуальное соитие).

Другое название ритуала - Панчататва (पञ्चतत्त्व - pañcatattva - Пять истин).

См. также

Напишите отзыв о статье "Тантра"

Примечания

  1. , с. 771.
  2. // Философский энциклопедический словарь . - 2010.
  3. Пятигорский А. М. / // Философская энциклопедия . В 5-ти т. / Под ред. Ф. В. Константинова . - М.: Советская энциклопедия . - 1960-1970.
  4. Лысенко В. Г. // Новая философская энциклопедия / ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . - 2-е изд., испр. и допол. - М .: Мысль , 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9 .
  5. Человек, который независимо от принадлежности к той или иной касте, убеждений или религии стремится к духовному развитию или делает что-то конкретное, является тантриком. Тантра сама по себе ни религия, ни «изм». Тантра - это фундаментальная духовная наука. Везде, где есть какая-либо духовная практика, должно считаться само собой разумеющимся, что она основана на тантрическом культе. Там, где нет никакой духовной практики, где люди молят Бога выполнить их мелкие мирские желания, где единственным девизом людей является «Дай нам это, дай нам то», - только там можно обнаружить попытки препятствовать тантре. Таким образом, только те, кто не понимают тантру или даже после понимания тантры не хотят делать никакой духовной практики, противостоят культу тантры.

    Оригинальный текст (англ.)

    A person who, irrespective of caste, creed or religion, aspires for spiritual expansion or does something concrete, is a Tantric. Tantra in itself is neither a religion nor an "ism". Tantra is a fundamental spiritual science. So wherever there is any spiritual practice it should be taken for granted that it stands on the Tantric cult. Where there is no spiritual practice, where people pray to God for the fulfilment of narrow worldly desires, where people’s only slogan is “Give us this and give us that” – only there do we find that Tantra is discouraged. So only those who do not understand Tantra, or even after understanding Tantra do not want to do any spiritual practice, oppose the cult of Tantra.

Литература

  • В. А. Ефименко. Шактизм и тантра // Древо индуизма / Отв. ред. И. П. Глушкова . - М .: Издательская фирма «Восточная литература» РАН , 1999. - С. 64-95. - 559 с. - (Культура народов Востока). - 2500 экз. - ISBN 5-02-018032-7 .
  • Авалон А. Введение в маханирвана-тантру. - М., 2002.
  • Баркова А. Л.
  • Пахомов С. В. Тантризм // Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц . - М .: Вост. лит.; Академический Проект; Гаудеамус, 2009. - С. 771-774. - 950 с. - ISBN 978-5-02-036357-1 , ISBN 978-5-8291-1163-2 , ISBN 978-5-98426-073-2 .
  • Ферштайн Г. Тантра. - М., 2002. - (Серия «Грандиозный мир»).

Ссылки

Отрывок, характеризующий Тантра

Napoleon».
[Князь Кутузов, посылаю к вам одного из моих генерал адъютантов для переговоров с вами о многих важных предметах. Прошу Вашу Светлость верить всему, что он вам скажет, особенно когда, станет выражать вам чувствования уважения и особенного почтения, питаемые мною к вам с давнего времени. Засим молю бога о сохранении вас под своим священным кровом.
Москва, 3 октября, 1812.
Наполеон. ]

«Je serais maudit par la posterite si l"on me regardait comme le premier moteur d"un accommodement quelconque. Tel est l"esprit actuel de ma nation», [Я бы был проклят, если бы на меня смотрели как на первого зачинщика какой бы то ни было сделки; такова воля нашего народа. ] – отвечал Кутузов и продолжал употреблять все свои силы на то, чтобы удерживать войска от наступления.
В месяц грабежа французского войска в Москве и спокойной стоянки русского войска под Тарутиным совершилось изменение в отношении силы обоих войск (духа и численности), вследствие которого преимущество силы оказалось на стороне русских. Несмотря на то, что положение французского войска и его численность были неизвестны русским, как скоро изменилось отношение, необходимость наступления тотчас же выразилась в бесчисленном количестве признаков. Признаками этими были: и присылка Лористона, и изобилие провианта в Тарутине, и сведения, приходившие со всех сторон о бездействии и беспорядке французов, и комплектование наших полков рекрутами, и хорошая погода, и продолжительный отдых русских солдат, и обыкновенно возникающее в войсках вследствие отдыха нетерпение исполнять то дело, для которого все собраны, и любопытство о том, что делалось во французской армии, так давно потерянной из виду, и смелость, с которою теперь шныряли русские аванпосты около стоявших в Тарутине французов, и известия о легких победах над французами мужиков и партизанов, и зависть, возбуждаемая этим, и чувство мести, лежавшее в душе каждого человека до тех пор, пока французы были в Москве, и (главное) неясное, но возникшее в душе каждого солдата сознание того, что отношение силы изменилось теперь и преимущество находится на нашей стороне. Существенное отношение сил изменилось, и наступление стало необходимым. И тотчас же, так же верно, как начинают бить и играть в часах куранты, когда стрелка совершила полный круг, в высших сферах, соответственно существенному изменению сил, отразилось усиленное движение, шипение и игра курантов.

Русская армия управлялась Кутузовым с его штабом и государем из Петербурга. В Петербурге, еще до получения известия об оставлении Москвы, был составлен подробный план всей войны и прислан Кутузову для руководства. Несмотря на то, что план этот был составлен в предположении того, что Москва еще в наших руках, план этот был одобрен штабом и принят к исполнению. Кутузов писал только, что дальние диверсии всегда трудно исполнимы. И для разрешения встречавшихся трудностей присылались новые наставления и лица, долженствовавшие следить за его действиями и доносить о них.
Кроме того, теперь в русской армии преобразовался весь штаб. Замещались места убитого Багратиона и обиженного, удалившегося Барклая. Весьма серьезно обдумывали, что будет лучше: А. поместить на место Б., а Б. на место Д., или, напротив, Д. на место А. и т. д., как будто что нибудь, кроме удовольствия А. и Б., могло зависеть от этого.
В штабе армии, по случаю враждебности Кутузова с своим начальником штаба, Бенигсеном, и присутствия доверенных лиц государя и этих перемещений, шла более, чем обыкновенно, сложная игра партий: А. подкапывался под Б., Д. под С. и т. д., во всех возможных перемещениях и сочетаниях. При всех этих подкапываниях предметом интриг большей частью было то военное дело, которым думали руководить все эти люди; но это военное дело шло независимо от них, именно так, как оно должно было идти, то есть никогда не совпадая с тем, что придумывали люди, а вытекая из сущности отношения масс. Все эти придумыванья, скрещиваясь, перепутываясь, представляли в высших сферах только верное отражение того, что должно было совершиться.
«Князь Михаил Иларионович! – писал государь от 2 го октября в письме, полученном после Тарутинского сражения. – С 2 го сентября Москва в руках неприятельских. Последние ваши рапорты от 20 го; и в течение всего сего времени не только что ничего не предпринято для действия противу неприятеля и освобождения первопрестольной столицы, но даже, по последним рапортам вашим, вы еще отступили назад. Серпухов уже занят отрядом неприятельским, и Тула, с знаменитым и столь для армии необходимым своим заводом, в опасности. По рапортам от генерала Винцингероде вижу я, что неприятельский 10000 й корпус подвигается по Петербургской дороге. Другой, в нескольких тысячах, также подается к Дмитрову. Третий подвинулся вперед по Владимирской дороге. Четвертый, довольно значительный, стоит между Рузою и Можайском. Наполеон же сам по 25 е число находился в Москве. По всем сим сведениям, когда неприятель сильными отрядами раздробил свои силы, когда Наполеон еще в Москве сам, с своею гвардией, возможно ли, чтобы силы неприятельские, находящиеся перед вами, были значительны и не позволяли вам действовать наступательно? С вероятностию, напротив того, должно полагать, что он вас преследует отрядами или, по крайней мере, корпусом, гораздо слабее армии, вам вверенной. Казалось, что, пользуясь сими обстоятельствами, могли бы вы с выгодою атаковать неприятеля слабее вас и истребить оного или, по меньшей мере, заставя его отступить, сохранить в наших руках знатную часть губерний, ныне неприятелем занимаемых, и тем самым отвратить опасность от Тулы и прочих внутренних наших городов. На вашей ответственности останется, если неприятель в состоянии будет отрядить значительный корпус на Петербург для угрожания сей столице, в которой не могло остаться много войска, ибо с вверенною вам армиею, действуя с решительностию и деятельностию, вы имеете все средства отвратить сие новое несчастие. Вспомните, что вы еще обязаны ответом оскорбленному отечеству в потере Москвы. Вы имели опыты моей готовности вас награждать. Сия готовность не ослабнет во мне, но я и Россия вправе ожидать с вашей стороны всего усердия, твердости и успехов, которые ум ваш, воинские таланты ваши и храбрость войск, вами предводительствуемых, нам предвещают».
Но в то время как письмо это, доказывающее то, что существенное отношение сил уже отражалось и в Петербурге, было в дороге, Кутузов не мог уже удержать командуемую им армию от наступления, и сражение уже было дано.
2 го октября казак Шаповалов, находясь в разъезде, убил из ружья одного и подстрелил другого зайца. Гоняясь за подстреленным зайцем, Шаповалов забрел далеко в лес и наткнулся на левый фланг армии Мюрата, стоящий без всяких предосторожностей. Казак, смеясь, рассказал товарищам, как он чуть не попался французам. Хорунжий, услыхав этот рассказ, сообщил его командиру.
Казака призвали, расспросили; казачьи командиры хотели воспользоваться этим случаем, чтобы отбить лошадей, но один из начальников, знакомый с высшими чинами армии, сообщил этот факт штабному генералу. В последнее время в штабе армии положение было в высшей степени натянутое. Ермолов, за несколько дней перед этим, придя к Бенигсену, умолял его употребить свое влияние на главнокомандующего, для того чтобы сделано было наступление.
– Ежели бы я не знал вас, я подумал бы, что вы не хотите того, о чем вы просите. Стоит мне посоветовать одно, чтобы светлейший наверное сделал противоположное, – отвечал Бенигсен.
Известие казаков, подтвержденное посланными разъездами, доказало окончательную зрелость события. Натянутая струна соскочила, и зашипели часы, и заиграли куранты. Несмотря на всю свою мнимую власть, на свой ум, опытность, знание людей, Кутузов, приняв во внимание записку Бенигсена, посылавшего лично донесения государю, выражаемое всеми генералами одно и то же желание, предполагаемое им желание государя и сведение казаков, уже не мог удержать неизбежного движения и отдал приказание на то, что он считал бесполезным и вредным, – благословил совершившийся факт.

Записка, поданная Бенигсеном о необходимости наступления, и сведения казаков о незакрытом левом фланге французов были только последние признаки необходимости отдать приказание о наступлении, и наступление было назначено на 5 е октября.

Когда у Роберта Паттинсона, в которого влюблена половина девушек планеты, спросили, как ему удается быть столь убедительным в любовных сценах, он, не покраснев, ответил: «Лубриканты и тантрическое дыхание». Паттинсон далеко не единственный, для кого тантра (свод расширяющих сознание древних индуистских практик) стала рецептом счастья и профессионального успеха. В 1960-е в моде были галлюциногенные наркотики, затем наступил New Age, западное общество подсело на йогу и прочие восточные учения, в 80-е и 90-е религией стал фитнес, в нулевые – диеты и новая эзотерика вроде каббалы и рейки. Привело все это к моде на дауншифтинг – «просветленным» стало лень работать, тем более что людей с университетским дипломом стало гораздо больше, чем по-настоящему интересных рабочих мест. Но медитация безработных для западной цивилизации – это тупик, поэтому из все еще модной Индии импортировали тантру, которая с помощью несложных практик не гасит, а наоборот, очень сильно увеличивает энергетический потенциал. Личные тантра-гуру многим крупным бизнесменам заменили психотерапевтов. Главные пропагандисты тантры – Стинг и его жена Труди Стайлер, они начали заниматься много лет назад и говорят, что благодаря этому им удается сохранить свой брак, бодрость ума и тела, а главное – способность заниматься сексом восемь (!) часов подряд. Для справки: Стингу уже больше 60 лет.

Лично я тантру всегда считала синонимом слова «оргия». Пока меня не переубедил один хороший знакомый.

Мы увиделись несколько месяцев назад после длительного перерыва (мой приятель – из тех, кого называют минигархами, он крайне занятой человек), и я его не узнала. Я помнила этого человека перфекционистом-деспотом – он управлял крупными предприятиями, своей женой и тремя сыновьями. Теперь, несмотря на недавний развод, передо мной был помолодевший, похудевший, а главное – впервые за долгое время – счастливый мужчина. «Съезди к моим друзьям Мартину и Марии на тантру – не пожалеешь», – сказал он мне и поведал новые подробности своей личной жизни, о которых я предпочту здесь не докладывать. Можно было бы вспомнить фразу из анекдота про старого еврея: «говорите и вы», но мой друг правда изменился. И заинтриговал меня больше, чем сексуальные подвиги Стинга.

«Представьте себе мир, где никто не ищет любовь и близость, потому что все это уже внутри вас. Каждый раз, когда мы ждем, чтобы что-то или кто-то нас заполнили, мы идем к зависимостям, пустоте и разочарованию. Вы сами – и есть оргазм», – произносит высокий плотноватый мужчина средних лет с пышной шевелюрой и благостным выражением глаз. Забавно видеть, как о высоких материях рассуждает человек, на котором в данный момент из одежды лишь полупрозрачное парео. Впрочем, и на остальных собравшихся в окуренной индийскими благовониями комнате, которую украшает статуя Будды, поглаживающего здоровенный эрегированный пенис, тоже практически ничего нет. Нас шестеро: я, Стюарт (30-летний банкир из Лондона), бизнесмен Макс и студентка Эли (пара с Канарских островов), а также ведущие – Мартин и его жена Мария, невысокая блондинка родом из Лихтенштейна, которая смотрит на мужа полными обожания глазами. Все это происходит в Ронде, деревушке между Малагой, Марбельей и Севильей, среди крутых гор, с вершин которых в ясные дни видна Африка.

Мартин не без самолюбования рассказывает сагу своей жизни: родился в Йоханнесбурге, вырос в Намибии, дружит с Нельсоном Манделой и Стингом, изучал антропологию и теологию, жил в 19 странах, семь раз был депортирован (он выступает против существования виз), женился, воспитал двоих детей, открыл в Лондоне инвестиционную компанию, развелся, женился на Марии, после рождения сына подсел вслед за женой на тантру, бросил бизнес и открыл на краю Европы центр. Это было почти десять лет назад, и сейчас у Мартина и Марии клиенты по всему миру – богатые, но уставшие от жизни люди. Те, кто слишком занят и может себе это позволить, выписывают Мартина с Марией к себе на индивидуальный курс тантра-терапии и тантрического массажа. Остальные приезжают на групповые семинары – в Ронду или другие места, куда заносит эту необычную пару: в Рио, в Лондон, в Бангалор, в Умбрию.

«Ваш ум – это не вы, а всего лишь небольшая часть вас. Ум – хроникер вашей жизни, а не проводник, а работать мы будем с вашей энергией, которая может все», – продолжает Мартин. Мне эти речи кого-то напоминают... Да! Ошо! Индийский гуру-бунтарь, двадцать лет назад почивший, он в свое время объездил весь мир и надиктовал адептам книжки, которые стали бестселлерами. У меня ощущение, что Мартину лавры Ошо не дают покоя. Кстати, не исключено, что не Стинг, а именно Ошо в свое время запустил тантрический тренд. А возможно, это даже не Ошо, а писатель Олдос Хаксли, ученый Тимоти Лири и прочие специалисты по расширению сознания, которые в конце 1950-х вовсю экспериментировали с ЛСД и прочими психоделиками, пока это не запретили. Лири называл «трипы» (от англ. trip – «путешествие») – состояние, которое наступало у человека под воздействием психоделиков – «опытом опустошения ума и утраты Эго». Примерно то же самое нам предлагает сделать Мартин с помощью 12 тантрических «ритуалов», которые должны сопровождаться особым дыханием: максимально глубокий вдох животом, чтобы он надулся, как барабан, и глубо­кий выдох, во время которого надо с силой выталкивать из себя воздух и сжимать интимные мышцы. Такое дыхание расширяет сознание почище любого психоделика – несколько вдохов-выдохов, и мозг словно смещается вниз, в вагину, а от копчика по позвоночному столбу начинают подниматься жаркие волны. В Индии эту мощнейшую энергию называют «кундалини», а тантристы говорят, что это life force – «жизненная сила».

Первый ритуал называется «Намасте» (в переводе с санскрита это означает «Божественное во мне приветствует и соединяется с божественным в тебе»). Я становлюсь почти вплотную к англичанину Стюарту (сегодня я вижу этого человека впервые в жизни!), и, глядя друг другу в глаза, мы начинаем тантрически дышать. Стюарт едва жив. Он как-то странно пыхтит и прячет глаза. Следующий ритуал – «Чистое объятие». «Просто дышите, подстроившись под дыхание другого человека, и обнимайте его без желания что-либо дать ему или что-либо от него получить», – командует Мартин. Стюарт краснеет, стыдливо отступает от меня на полшага и между вдохами лопочет «sorry, sorry». Дальше нам предлагают сесть друг напротив друга и, продолжая дышать, медленно себя ласкать – эта практика называется «Ритуал любви к себе». «Вы не найдете идеального мужчину, пока не станете идеальной партнершей себе самой», – говорит Мартин.

Я делаю над собой усилие, закрываю глаза, активно дышу животом, и мысли постепенно растворяются. О бедном Стюарте, который, кажется, от стыда вот-вот упадет в обморок, я забываю, полностью отдаваясь своим ощущениям.

Постепенно я вхожу в измененное состояние сознания – это похоже на опьянение. Возможно, поэтому следующая ступень – «Ритуал поклонения» – не вызывает у меня протеста. Выглядит это так: мужчина стоит передо мной абсолютно голый, а я опускаюсь перед ним в поклоне и распластываюсь на полу, касаясь ладонями его ступней, затем мы меняемся местами. Я сте­сняюсь не столько наготы, сколько факта, что постороннего мужчину заставили поклоняться мне. Самой кланяться мне не стыдно. (Оказывается, так ведет себя большинство людей, впервые пробующих тантру, – все мы в глубине души убеждены, что недостойны любви.) Но спустя несколько вдохов и выдохов ум снова капитулирует, и мы со Стюартом входим во вкус.

Я никогда в жизни не ощущала такой концентрации. Каждой клеточкой я чувствую энергию – свою и мужчины. Мне кажется­, что мои мысли, мое дыхание, мои прикосновения обладают волшебной силой. Во время следующего ритуала, который называется «Слияние», мистика продолжается, хотя на первый взгляд все очень странно. На мне лежит и стонет практически голый Стюарт. Его голова – у меня на груди, правое колено упирается в мою левую подмышку, а левое лежит у меня между ног. Поначалу мне дико тяжело, и вместе с выдохом из меня вырыва­ется кряхтение, переходящее в стон. Но в какой-то момент я перестаю ощущать вес лежащего на мне англичанина, словно мы стали одним целым. Возможно, наши энергии действительно слились в единый поток...

В перерыве нас кормят карри из овощей с тофу (в тантрическом центре готовят только вегетарианские блюда и только из органических продуктов). За столом я спрашиваю пару с острова Гран-Канария, зачем они сюда приехали. Сорокапятилетний владелец сети магазинов Макс и Эли, которая ровно в два раза его младше, утверждают, что благодаря тантре родились заново. «Я годами подавлял в себе эмоции, все время сдерживался, а теперь живу гораздо полнее», – говорит Макс, накладывая себе третью тарелку карри. «Я тоже как будто проснулась, – мечтательно улыбаясь, говорит его девушка Эли – во время практик она дышала громче всех. – Бабочки в животе чаще летают. Чувствую все острее. Интуиция стала сильнее. Эмоции переживаю ярче. Хочу плакать – рыдаю в голос, хочу смеяться – ржу, как гиена». Я понимаю, о чем она. Я отщипнула кусочек хлеба – на вкус это была манна небесная. Съела ложку карри – и едва не испытала оргазм. Вышла на улицу – небо показалось мне необычно синим, словно в него налили аквамарина. При виде розы в саду мне захотелось заплакать. Пение птиц вызвало детский восторг.

Возможно, благодаря подъему кундалини у меня открылось, по выражению Тимоти Лири, «сверхчувственное восприятие». Интересно, в таком ли состоянии Паттинсон играл любовника-вампира?

Но это, как оказалось, было только начало. Мы приступили к ритуалу «Майтхуна», одному из главных в тантре. Женщина садится на колени к мужчине и обнимает его ногами. На индийских рисунках богиня Шакти именно в этой позе любит бога Шиву. Женщина в этой практике – динамическое начало, именно она управляет процессом и решает, когда слиться с мужчиной. Индусы считают, что движущая сила Вселенной – женская энергия, и только в соединении с ней мужчина получает импульс, который помогает раскрыться его потенциалу. «Что большинство из нас понимает под сексом? – рассуждает Мартин. – Мужчина возбуждается, входит в женщину, кончает, у него происходит мощнейший выброс энергии, он устает и засыпает. Женщина не всегда удовлетворена. Мужчина переживает, что он недостаточно состоятелен. Так можно заниматься­ любовью, только если вы хотите детей».

Тантрический же секс – когда мы перестаем стремиться испытать оргазм или удовлетворить партнера и выключаем Эго в принципе. Мужчина становится «безмолвным Буддой», не думает об эрекции, даже находясь внутри женщины, – вы «поддерживаете» его член в полувозбужденном состоянии, сжимая интимные мышцы. Таким образом любовью действительно можно заниматься часами. Здесь, на семинаре, мы делаем лишь частичную «Майтхуну», без коитуса, но происходящее мне сначала кажется бредом. Я сижу на чужом мужчине. Дома меня ждет человек, которого я люблю. Чтобы не сбежать, я заставляю себя дышать, равномерно сжимаю мышцы, и постепенно все мысли, а затем и я сама – исчезают.

Я забываю, где нахожусь, и теряю счет времени. Мой мозг растворяется. Мир тоже растворяется. Кажется, что ни меня, ни мужчины на самом деле тоже нет. Что я не женщина, а он – не мужчина, а оба мы – сгустки энергии. Мы связаны не только друг с другом, но и со всей Вселенной. И в этом измерении нет ни страха, ни боли, ни смерти. В самолете по пути домой я читала «Психоделический опыт» Тимоти Лири и нашла там слова, которые максимально точно описывали мое состояние: «Новые, ни с чем не сравнимые ощущения пульсируют в теле. По жилам растекается огонь жизни. Человек вливается в единый океан оргаистического, текучего электричества, в бесконечный поток со-существования и любви».

P.S. После тантрического курса у меня было стойкое ощущение, что я разучилась думать, перестала контролировать реальность, как будто отпустила часть психологических защит, которыми, как баррикадами, всю жизнь ограждала себя от неприятностей. Все живые существа стали казаться «своими» – что кошка, что бездомный, что Стюарт. Постепенно это состояние прошло, но одно воспоминание о моем тантрическом «трипе» ежедневно действует на меня сильнее любого антидепрессанта.

Пафф Дидди побил рекорд Стинга – по его собственному признанию, он однажды занимался сексом 30 часов подряд.

Том Хэнкс и актриса Рита Уилсон женаты больше 25 лет и всем говорят, что ключ к счастью в браке – регулярный тантрический секс.

Челси Клинтон и ее муж, бизнесмен Марк Мезвински, обратились к тантре, когда готовы были развестись. Не развелись. Более того, с тех пор уже дважды стали родителями.

Существует много техник, направленных на саморазвитие, так к ним можно отнести тантры. Регулярные практики учат правильно воспринимать и познавать собственное тело, как раскрывать внутренний энергетический потенциал, как освободиться от негатива и достичь внутренней гармонии.

Что это тантра?

Техника или инструмент для расширения собственного сознания называется тантрой. Это особая культура, определяющая отношение человека к миру. Чтобы расширить границы восприятия, принято использовать энергию чакр и в большинстве случаев она является сексуальной. Тантра – это способ за непродолжительный промежуток времени обрести какие-либо силы или богатства.

Тантрические техники

Существует огромное количество упражнений, направленных на и корректировку некоторых сфер жизни. Проводить сеансы рекомендуется в теплом помещении, где стоит зажечь свечи или благовония. Есть несколько простых упражнений, касающихся, как заниматься тантрой в домашних условиях. Важно заметить, что представленные техники можно использовать для разных целей, например, привлечения любви или улучшения финансового положения.

  1. Самое простое упражнение, при помощи которого можно раскрыть внутренний энергетический потенциал, сексуальную притягательность и просто расслабиться. Необходимо расположиться в удобной позе и начать глубоко и ровно дышать через рот, но не грудным, а брюшным способом.
  2. Еще одна доступная тантра подразумевает использование визуализаций. Следует закрыть глаза и начать представлять себя в месте, с которым связаны только теплые и приятные ощущения. Почувствуйте спокойствие и безмятежность. Находясь в мире иллюзии, человек может притягивать к себе желаемые вещи в реальности.
  3. Правильный путь тантры подразумевает верное восприятие собственного тела и для этого рекомендуется в обнаженном виде сесть перед зеркалом и тщательно рассмотреть каждую часть своего тела, особое внимание, уделяя интимным органам.

Тантра – управление энергией

Для корректировки своей жизни при помощи тантр используют чакры – энергетические центры, которые способны трансформировать поступающую в них энергию. Основной считается чакра, расположенная на затылке и она отвечает за энергию кундалини, заключающуюся в себе информацию прошлых воплощений. Энергетическая тантра подразумевает использование медитаций, диет, визуализаций и особого мировосприятия. На начальных этапах тренировки могут выглядеть так:

  1. Расположитесь в удобной позе и расслабьтесь, используя привычные техники медитаций.
  2. Сконцентрируйте внимание на чакре и представляйте, как в нее из космоса входит луч энергии, насыщая тело и расширяя сознание.

Тантра – искусство любви

Отношения между мужчиной и женщиной, которые находятся в паре, согласно тантрическим практикам должны базироваться на уважении и гармоничном слиянии. Партнеры должны воспринимать друг друга, как высших существ. Тантра любви подразумевает концентрацию на любовной чакре, которая находится в области сердца. Есть техники, которые можно использовать парам:

  1. Партнеры должны сесть друг напротив друга и их задача просто касаться разных частей тела, передавая так свою теплую энергию, нежность и любовь.
  2. Следующая тантра подразумевает единение влюбленных, для чего необходимо лечь на бок и прижаться друг к другу. Важно, чтобы тела были направлены в одну сторону и имели максимально идентичную позу. В таком состоянии рекомендуется находиться некоторое время, делая медленные вдохи и выдохи, ощущая себя единым целым.

Тантра – секреты сексуального экстаза

Считается, что истинное наслаждение можно получить при занятиях тантрическим сексом, цель которых направлена не на получение оргазма, а на концентрацию на собственных ощущениях и эмоциях.

  1. Партнеры должны быть максимально расслабленными, чтобы энергетические потоки могли свободно взаимодействовать друг с другом.
  2. Большое значение имеет дыхание, благодаря которому происходит соединение душ. Оно должно быть глубоким и плавным. Специалисты рекомендуют во время процесса держать друг друга за руки и концентрироваться на ритме дыхания партнера.
  3. Сексуальная тантра для женщин и мужчин подразумевает длительные ласки, позволяющие изучить тело партнера и подарить ему истинное наслаждение.
  4. Важно выбирать позы с максимальным сексуальным контактом.
  5. На теле мужчины и женщины находятся положительные и отрицательные полюса и если правильно стимулировать первые, то притяжение будет усиливаться. У женщины положительный полюс находится в груди и области сердца, а у мужчины в районе гениталий. Отрицательные полюса, наоборот.

Тантра «левой руки»

Все техники делятся на правые и левые, так вот вторые направлены на усовершенствование сознания и защиту от вредных умственных процессов. Занятия тантрой «левой руки» обязательно подразумевают физическое соитие. Главная цель заключается в вызове и удержании энергии кундалини. Тантра левой руки использует разные сексуальные практики, мясо и интоксикации, которые не одобряет тантра правой руки.


Тантра и христианство

При анализе можно найти общие черты между тантрическими системами и христианскими традициями. Самой близкой считается тантра Кашмирский Шиваизм, поскольку главная школа называется «Трика», что означает «триединство», на котором базируется вера в Отца, Сына и Святого Духа. Еще одна схожая черта – выход на передний план божественной Благодати, как важного условия духовного развития и обожествления человека. Во многом схожа медитация и молитва. Если рассматривать мнение церкви, то тантра и православие не имеют ничего общего, и подобное сравнение является кощунством.

Тантра – книги

В книжных магазинах можно найти огромное количество литературы на тему тантрических практик, в пример можно привести следующие издания:

  1. «Тантрическая любовь» Сарита Ма Ананда. В этой книге представлена современная тантра в виде медитаций, разработанных мастером Ошо. Кроме этого, раскрываются тайны дыхания, массажа и секса, которые помогают улучшить качество .
  2. «Введение в тантру. Трансформация желаний» Лама Еше . Тантрические учения представлены великим мастером и известным учителем современности. Читая эту книгу, человек проходит все стадии тантрического искусства.

Петр Остриков

ЧТО ТАКОЕ ТАНТРА?

Итак, что же такое Тантра? Цитаты из различных авторитетных источников вы сможете прочесть в соответствующих книгах. Выдержки из некоторых можно, кстати, . Я напишу о Тантре то, что знаю сам, о понимании, к которому пришел за годы своей практики, контактов с тренерами, учителями, просто людьми, чтения литературы и тех озарений, которые приходят в мистических переживаниях после практик. Я напишу о том, чем для меня является Тантра. Каждый сам расшифровывает понятие, исходя из своей точки зрения. Поэтому для кого-то — это изысканный и необычный секс, для другого — путь Любви, для третьего — сатанизм, поклонение языческим богам, для кого-то ещё — неизменная древняя традиция и т.д.

Я попробую написать о Тантре с позиции современности. А как же иначе? Любое учение, как и любое живое явление, должно развиваться и расти, вбирая в себя все новое, что приносит время; иначе учение становится застывшим, бессмысленным и умирает, в конце концов. А тем, что вносит новизну и продолжает жизнь учения, являются конкретные люди, их жизни, их осознания.

Вот почему подчеркиваю — Тантра в современности . Нет смысла сожалеть о древних, передаваемых из уст в уста практиках, искать их учителей, гуру и так далее. Время меняется, многое стало другим. Гуру не хватает на всех, поэтому ждать встречи с ними мы не имеем права. И поэтому Тантра в нашем времени должна быть иной, она должна быть другой в каждом регионе, в каждом человеке, ибо каждый человек глубоко индивидуален.

Поэтому нет правильных и неправильных (с внешней точки зрения) практик. Каждая что-то дает. И каждая хороша только в каждом конкретном случае. Тантрист России, Украины другой, не такой, как тантрист Индии или Китая. Без учёта динамичности и изменчивости учения, как естественного и необходимого условия для его существования, можно утешать себя мыслью о близости к истокам древнего знания йоги, Тантры, даосизма, слепо повторяя оставленные мастерами древности движения, позы и формы, но это будет иллюзия, самообман, контакт будет односторонним.

Истинный контакт с учением — то, что даёт возможность получать, вкладывая — всегда обоюдный. Он происходит не через книги, монастыри, ашрамы и гуру-это всего лишь его проводники, внешние символы, намёки.

Истинный контакт случается внутри, когда мы тонко настроены на себя, свои ощущения, свой опыт.

Истинный контакт — это контакт со своим внутренним знанием, со всем коллективным опытом бессознательного, частичкой которого мы являемся сами. Меняясь, мы вносим эти изменения в этот пласт, пропуская через себя накопленный до нас тысячелетиями опыт, и трансформируя его. И вкладываем в учение свои знания, свою энергию, свой опыт. И оно тоже растёт, меняясь. Не учитывать это — значит пытаться заморозить, стабилизировать и, наконец, умертвить учение великой Тантры .

Попробуем абстрагироваться от конкретных практик, ритуалов, техник, пойти глубже и найти основу, фундамент, на котором строятся технологии и ритуалы, основу, которая, как и космос, как душа, как смерть, мало изменились за всё время развития человека. Определив эту основу, её принципы, суть, мы сможем гораздо эффективнее создавать способы трансформации сознания, учитывая динамику времени .

Итак, Тантра . Это наука о развитии осознания и для развития осознания . О развитии осознания — так как нет ничего важнее, чем этот динамический, постоянно меняющийся, пребывающий в движении процесс. Осознание не стабильно фиксированная данность, это постоянно меняющийся процесс. Меняющийся по направленности, интенсивности, в зависимости от физических данных, энергетичности осознающего, времени суток, биохимии и физиологии тела на данный момент.

Тантра — это наука об этом процессе и для тренировки, усиления этого процесса. Для того, чтобы сохранить непрерывность осознания в измененных, отличных от рядового, будничного состояния сознания. В продвинутых практиках это использование таких сильнодействующих средств, как непосредственно сексуальный акт, алкогольное и наркотическое опьянение, смерть.

Тантра — это наука о внутренних преобразования х человеческого тела и сознания. Поэтому бессмысленно судить о Тантре по внешней ее стороне, ритуалам, антуражу. Практики верны лишь в том случае, если они ведут к внутренним изменениям. Точно также можно бесконечно долго оттачивать стиль и движения айкидо или тай-цзы цюани, мастерски выполнять все формы, но это будет пустым и напрасным, если внутри (в теле и в психике) ничего не меняется целенаправленно, если нет целенаправленной и осознанной внутренней работы.

Тантра — это наука о сексуальном постижении себя и мира.

Тантра — это наука о сексе мужчины и женщины. Это наука об интеграции мужского и женского в адепте.

Тантра — это наука об интеграции в адепте двух граней "осознавать": 1) практического погружения в исследуемую область и 2) всестороннем безоговорочном принятии того, во что погружаешься. Тантра — это наука о контакте, о контакте с собой и окружающим миром.

В контакте мы должны глубоко погрузиться в исследуемую область, иначе контакт будет поверхностным. Поэтому для изучения себя и жизни необходимо погрузиться очень глубоко в свои эмоции, чувства, прожить их тотально, в гнев, в смех, в слезы, в радость, в секс, в алкоголь, в смерть.

И второй момент — также необходимо тотально принять все то, что встречается на пути погружения в исследуемые явления. Принять безоговорочно и целиком, ничего не отрицая, ничего не отталкивая. Так реализуются мужской и женский принципы . Мужской — погружение, продвижение, поиск, и женский — способность принимать.

При интеграции этих принципов возникает растворение границ и возможность роста способности осознавать , трансформация адепта и интенсивности его осознания.

Если не реализован первый принцип , значит, не будет движения, поиска, стремления вперед. Осознание будет однообразным и неподвижным.

Если не реализован второй принцип , принятие, — будет движение, но не будет роста. Рост, изменение всегда происходит при вбирании в себя того, что ему способствует. Так растет цветок, питаясь влагой земли, так растет младенец, соединяясь с молоком своей матери.

И интегрирует эти два процесса Любовь . В некоторых духовных традициях это мистическое состояние, является конечной целью практик, но это вряд ли верно. Ведь тогда, когда определённое состояние конечно, то изменения, трансформация и движение прекращаются. Понятие Любовь весьма часто профанируется и за него, как состояние, выдаются определённые действия. Говорят даже "заниматься любовью". Оставим это утверждение на совести тех, кто его порождает, ведь, в конце концов, одним и тем же словом разные люди, в зависимости от развитости своего ума, психики, интеллекта, энергетики и проч. обозначают разные явления. Попробуем опять-таки дать определение, подходящее к данному контексту.

Итак, Любовь — это особое состояние психики, ума, сердца адепта, сочетающее в себе внутреннее блаженство, благость без внешних причин, радостность, и равностный интерес ко всему окружающему , которые позволяют с неподдельным восторгом относиться ко всему в мире и реализовывать первый принцип погружения мягко и ненасильственно, с трепетом исследователя и без разрушения.

И, в отношении второго принципа, мы так же можем сказать, что принять что-либо без любви тотально просто невозможно, это не будет всепоглощающим принятием. Если любовью не наполнено сердце исследователя, это будет "от и до", не более того, и наше осознание опять застынет в рамках ограничений.

В традиции Тантры этот принцип отражён в особом настрое адепта: "Всё есть Бог!". В этом всё — внутреннее блаженство, благость, радостность, и равностный интерес ко всему окружающему.

В этом смысле сексуальный акт не случайно назван лестницей, по которой можно двигаться в небеса или катиться в ад. Ведь понятия рая (блаженства) и ада (страдания) внутренние, мы сами их создаем себе, в зависимости от того, в каком состоянии пребывает наше сознание в момент близости — в любви или в ненависти .

Сексуальный акт — самый непосредственный, самый близкий контакт с тем, с кем вы вступаете в него, и поэтому это всегда прекрасный способ очистить шелуху умственных объяснений и притворства. Именно там мы можем гораздо более полноценно быть настоящими, такими, какие мы есть.

Попробуйте в качестве упражнения представить себе на минуту, что вы занимаетесь сексом со своим соседом (соседкой), матерью, сыном, кошкой, собакой, деревом. И отследите свою реакцию .

Что вы чувствуете при этом? Удивление, брезгливость, похоть, безмерный восторг? Чем будет для вас сексуальный акт с этим существом? Проведением времени, развлечением, облегчением от напряжения в паху, выражением вашей любви и доверчивости, молитвой перед алтарём гениталий вашей возлюбленной?

Это и будет ваше истинное отношение к тому, с кем вы были близки. Этим отношением, чувством и наполнено ваше сердце. Оно действительно ваше, это отношение, вы такой, такая. И пока в вашем уме живет брезгливость, раздражение, ваше осознание не переступит очерченных границ.

В исследованиях холотропных состояний Станислав Грофф обнаружил, что человек может осознавать себя тем, или чем, кем он на самом деле не является - животным, растением, другим человеком, побывать в другом времени, в другом пространстве и так далее. Все эти эффекты холотропных состояний подробно описаны в его книгах. Мозг каждого является кусочком голограммы Вселенной, в котором она может отразиться целиком.

По данным науки, человек использует потенциал своего мозга на 3-4 процента, гении на 5-7 процентов, остальные 97 процентов бездействуют. Что же тогда такое эти 3-4 процента нашего мозга? Вероятно, это и есть те структуры, которые отвечают за полноценное функционирование нашего, так называемого, эго. Для выживания в социальной среде этого вполне достаточно. Именно в них живет то, что мы называем "Я", мои привычки, моя личная история, мои способности и контакты, мои ограничения.

Заманчиво допустить, что 97 процентов мозга — это все то, что является идентификациями всего другого, что составляет Вселенную. Именно то "не-я" по Большому Счету, куда входят все другие люди, животные, растения, космос, безвременье и так далее. И, когда с помощью практик или реже — спонтанно — клетки мозга активизируются, то вся Вселенная переживается целиком. Похоже, именно в том состоянии сознания жил Морихей Уэсиба, когда говорил "я — вселенная". Похоже, именно это состояние переживали мистики, заявляющие "я есть Бог". И то, что дает нам возможность прожить эту реальность это те самые свойства нашего сознания — движение и принятие.

Ведь когда мы говорим "нет" тому, с кем представляется возможность вступить в контакт, то, вероятно, одна из клеток нашего мозга, отвечающая за идентификацию с этим человеком, остается блокированной. Еще "нет", и еще одна клетка осталась без жизни. Еще одно "нет", и еще один контакт не состоялся и так далее. Сколько "не я, не могу, не хочу, не мое" существует в нашей жизни, столько клеток мозга продолжают бездействовать до самой смерти.

Когда мы смотрим на человека без отрицания, без критики, когда мы чувствуем себя глубоко сопереживающим с ним, тогда наше осознание растет, увеличивая свою интенсивность. Поэтому практики, созданные в различных традициях, сознание Кришны, Бхакти, служение с любовью богу в каждом явлении, христианство — "возлюби врага своего как себя самого", действительно хороши и вполне приемлемы для увеличения способности нашего осознания развиваться, двигаться вширь, расти, становиться гораздо более интенсивным, чем до этого.

Работа с осознанием в тантрической традиции имеет несколько слоев. Они отражены в практиках, условно разделенных по правому и левому принципу (пути).

Напомним, что правый (правильный) путь — это медитации, посты, пранаямы, мантры, аскеза и т.д. — считается предварительным, необходимым условием для очистки и тренировки осознания и тела. В них адепт проходит первые навыки погружения в измененные состояния сознания, избавляется от таких энергоемких психических структур, как жалость к себе и чувство важности. Эти термины взяты из традиции Нагуализма (в его переводной на русский язык интерпретации). Они наиболее точно отражают характерные для любого человека социальные деформации в психике, при наличии которых серьезная и глубокая работа с сознанием невозможна.

Именно об этих практиках говорят, когда считают, что в тантрической традиции гораздо больше практик несексуальных. Так и должно быть, ибо желающих вступить на путь много, а сумевших пройти по нему единицы .

Сами по себе практики правого пути могут дать достаточно много, чтобы не идти дальше и ограничиться только ими, не рискуя. Правый путь всегда несколько оторван от жизни. Это временно оправдано, чтобы уберечь росток внутреннего от сильных эмоций, чувств, бури страсти и гнева, которые могут его разрушить, пока он не окреп. Но для того, чтобы росток не превратился в тепличное растение, для которого изменение внешней температуры на 2-3 градуса смертельно, мы даём ему возможность закалиться и стать зрелым растением, погружаясь в жизнь вплоть до её крайних проявлений до самой смерти.

Поэтому Левый путь другой. И неслучайно он назван путем героев. В нем для тренировки осознания применяются средства куда более мощно меняющие его качество, чем просто асаны или медитации. Практики секса, алкогольной и наркотической интоксикации, агхора. В них сохранить высокую степень интенсивности осознания гораздо труднее, чем сидя и медитируя на коврике. Поэтому и риск высок. Риск сойти с ума от страха смерти, который порой о себе заявляет столь категорично. Риск привязаться к наркотику, к человеку, с которым (которой) испытываешь неземное блаженство. И риск снижается, когда на этот путь вступает человек подготовленный.

Слои, через которые проходит наше осознание, в чем-то соотносимы с этими направлениями.

Первый слой ума — это все ментальные установки: хорошо, плохо, чисто, грязно, порядочно-непорядочно, добро и зло и т.д. и т.п., с чем сразу сталкивается человек. Все эти установки есть не что иное, как продукт нашего воспитания в семье, социальной среде, в которой мы живем, ее понятий и категорий. Это совершенно необходимые вещи для жизни в обществе. Но для того, чтобы его пройти, важно понять их условность, относительность, и лишить привилегии жесткого определения нашего внешнего и внутреннего поведения всегда и везде. Не проработав этот пласт, я вас уверяю, дальше шагать крайне тяжело. Как только увеличивается энергетичность практик, все эти блокировки начинают выскакивать с неимоверной скоростью, и дальше не продвинешься.

Пример: На одном из наших семинаров мы с подготовленной(!) группой решили сделать процесс работы в так называемой звезде, когда партнер одного пола находится в контакте с пятью партнерами противоположного пола. Практики сексуальных контактов в контексте тренинга у нас не предусмотрено, но, поверьте, телесные и так называемые энергетические контакты дают колоссально много. Интересен был тот факт, что, несмотря на то, что участники тренинга были далеко не новичками, прошли не один тренинг и прожили очень многое, тем не менее, в данном контексте (а работа с несколькими людьми одновременно дает гораздо более мощный эффект, чем работа в парах) и у них была масса осознаваний из области этого первого уровня, что значительно затруднило продвижение в глубину. Всплыло много страхов, насилия — у женщин перед группой мужчин и у мужчин перед группой женщин.

Поэтому я не совсем согласен с некоторыми последователями тантризма, заявляющими, что практика Тантры без прямых половых контактов — это просто детский сад. И необходимо сразу действовать по-настоящему, по-боевому.

Не пройдя детского сада, не взрастив осознания, не освободившись от ментальных деформаций, коих с лихвой хватает у каждого, готового "без страха" кинуться в пучину сексуальных страстей, в глубину все равно не прорваться, не пройти. И можно только думать о том, что ты совершаешь настоящую практику, но это будет барахтаньем на поверхности. Глубина достигается не сразу.

Второй уровень , связанный с первым, — это уровень эмоционально-чувственный. Все вышестоящие установки определяют наше поведение именно потому, что они связанны с эмоциональной реактивностью, с переживаниями, и это гораздо сильнее.

Можно говорить о любви, а можно жить ею. Можно говорить и знать о насилии, а можно пережить его. Можно говорить о сексе, а можно непосредственно им заниматься. Это принципиально разные вещи. Одно дело думать, что вы когда-нибудь умрете, и другое — пережить свою смерть сейчас и безоговорочно.

И здесь удержаться в двух составляющих осознанности — движении и принятии — куда тяжелее. Кому хочется глубоко погружаться в страдания, боль, слезы и горе? Как принять и сохранить открытость своего сердца, если оно рвется на части? Точно могу сказать, очень трудно. Но без этого не будет движения вперед, и наше осознание откатывается в сторону, в те самые три-четыре процента.

Нигде не проявляется столько разных по качеству эмоций, как в сексуальном контакте. Но, тем не менее, это тоже не глубина, не конечная цель. Даже если вы переживаете глубокое растворение в любимом человеке, в Боге, в космосе. Хотя в некоторых традициях Тантры целью считается растворение себя в Боге или обнаружение Бога в себе, в партнере, в партнерше и во всем, что нас окружает. Может, это и было приемлемо для мистиков прошлых столетий, но мы должны признать, что в действительности-то для осознания конечная цель — это ловушка и смерть. Процесс прекращается. Поэтому путешествия по чакрам, самадхи и божественное прозрение хороши, но лишь как способ тренировки умения сохранять непрерывность процесса осознания и наращивать его интенсивность.

И, наконец, третий уровень — это ощущение энергии. Ощущения телесные, тепла, покалывания, мурашек и так далее и просто ощущение потока энергии в теле и вне его. Чем меньше отнимают сил первые два уровня, тем более глубоко можно погрузиться в третий.

Именно здесь и возможна настоящая работа. Настоящая, потому что первые два уровня больше связаны с нашими представлениями о себе, как о существах социальных, а значит этим социумом ограниченных. И только третий уровень приносит понимание того, как узок человеческий мир, с его представлениями о хорошем и плохом, добре и зле, смысле жизни (жениться — выйти замуж — купить квартиру, машину, дачу), ее продолжительности и необходимости уйти, умереть, когда социальные функции исчерпаны и больше социум в нас не нуждается. Все записано в Книге Судеб, и все записано в человеческих мозгах: сколько прожить в обществе себе подобных и когда, в какой срок его покинуть, став ему ненужным. Энергетический уровень позволяет приблизиться по-настоящему к пониманию своей взаимосвязи со всем, что тебя окружает, целенаправленно менять свой энергетический потенциал, выбирать партнера для практики не по его внешним признакам, "приятно-неприятно", а по силе его (ее) энергии, работать с местами силы, чувствовать, что за смертью физического тела, может быть, есть что-то еще, и ею не заканчивается наше путешествие в мире.

И Тантра — это наука о том, как выйти за пределы человеческой ограниченности, усиливая свое осознание методом интеграции его двух модусов — погружения и принятия. Именно это приводит к трансформации адепта, его сознания, биохимии и энергетики.

Именно в этом смысл слова Тантра — ткать, соединяя в непрерывность полотно нашего осознания, расширяясь в возможности осознавать во всех проявлениях жизни и смерти.

Понятие «тантра» зачастую ассоциируется с каким-то особенным, необыкновенно приятным, загадочным и мистическим сексом. Всех, кто так думает, ожидает разочарование. Тантра – не для того, чтобы улучшать и разнообразить чью-то сексуальную жизнь и повышать качество секса. И огромное количество книжек, статей, видеопрограмм о «тантрическом» сексе, рассказывающих о том, сколько нужно зажечь свечек, какие воскуривать благовония, какую слушать музыку или мантры, - все это обычная профанация в угоду рыночной конъюнктуре. Конечно, свечки, благовония, музыка – все это замечательно и всячески приветствуется. Одно плохо – это не имеет никакого отношения к тантризму. Можно даже научиться методам продления полового акта, но и это не будет Тантрой.

Зачем в тантре сексуальные практики?

Действительно, в отличие от большинства религиозных школ, относящихся к сексу крайне негативно и призывающих к полному воздержанию от него или, в лучшем случае, к существенному ограничению, в тантре, как, впрочем, и в даосизме, применяются сексуальные практики, но весьма ограничено, далеко не во всех тантрических школах и не для всех последователей Тантры. Дело в том, что сексуальная энергия – самая мощная энергия в человеке. Инстинкт продолжения рода превалирует даже над инстинктом самосохранения. Если научиться этой энергией управлять, контролировать ее, можно достичь много чего как в плане продления жизни, как в даосизме, так и в плане расширения границ сознания, как в тантре.

Тантра правой и левой руки

Все тантрические направления делятся на две категории: тантра правой руки – дакшиначара и тантра левой руки – вамачара. В тантре правой руки как раз практикуется более чем воздержанная жизнь. Это касается не только сексуального воздержания, но и строгого вегетарианства, исключения употребления алкоголя, длительной многочасовой рецитации мантр, медитаций, выполнения всех обрядов религиозного поклонения и пудж, ежедневных омовений, занятий йогой и многих других аскез. Что же касается секса, то он либо вовсе исключается, либо строго ограничивается сексуальными отношениями с супругой, да и то только в определенные дни.

Тантрические сексуальные практики характерны только для Тантры Левой руки, и то только на продвинутых стадиях практики.

Экстрим вамачары

Нужно сказать, что сексуальные практики – далеко не самый большой экстрим в тантризме вамачары. Меньше известно, что есть тантрические школы, которые используют в своих практиках трупы, выполняя так называемую шава-садхану, представители школы капаликов используют в ритуальных целях человеческие черепа, практикуются медитации в местах кремации у погребальных костров, используются наркотические вещества, а не только ритуальное употребление мяса и вина, зачастую презираются все социальные нормы.

Целью этих практик является постижение бренности материального мира и физического тела, растождествление с этим телом, постижение идеи недвойственности, умение видеть проявление Абсолюта во всем, не только в прекрасном, но и в ужасном, безобразном, отвратительном.

Справедливости ради нужно сказать, что некоторыми школами для этого применяются и другие практики, например, волонтерская работа в приютах для прокаженных.

Шива и Шакти

А вот у сексуальных практик задача другая, и заключается она в познании Абслолюта через Любовь, в слиянии мужского и женского начала как двух аспектов Абсолюта: вселенского Сознания (Шивы – мужской аспект) и вселенской Энергии (Шакти – женский аспект). Абсолют познается через своего сексуального партнера или партнершу, посредством видения в нем или в ней Бога.

Однако говорить о сексе как о практике можно лишь после того, как в результате многолетних практик и медитаций адепты выходят практически на надличностный уровень, преодолев собственный эгоизм, привязанности и зацепленности за секс и другие земные удовольствия, когда секс сам по себе теряет ценность и к обычному сексуальному удовлетворению утрачивается интерес, когда в сексе ищут не новых запредельных ощущений, а высшие проявления безусловной Любви.

Безусловная любовь

Для большинства из нас это незнакомое переживание и нам трудно поддерживать любовь, не направленную на конкретный объект, поэтому возникают ее проекции на окружающих. Человек, вполне естественно, хочет направить свои чувства на кого-нибудь конкретного. Безусловная любовь – это любовь, направленная на все сущее, как на отдельные аспекты единого безличностного Абсолюта. Это не страсть, не вожделение, а скорее глубокое присутствие, охватывающее и благословляющее все вокруг, без мер и границ.

Поэтому тантрический секс – это не секс в нашем понимании этого слова, это ритуальная религиозная практика; это медитация с ощущением движения тонких энергий и с выходом сознания за пределы обычного мироощущения, и даже можно сказать, молитва.

Если Тантра не для секса, тогда для чего?

Тантризм – это древнейшее учение, возможно, в устной передаче даже более древнее даже чем Йога, возраст которой сегодня оценивается не менее чем в шесть тысяч лет. Тантризм практикует работу с сознанием и подсознанием человека с целью его личностного роста и духовного развития.

Поскольку сознание человека изменяется значительно быстрее, чем физическое тело, далеко не все классические практики Тантры, которые работали, скажем, две тысячи лет назад или даже 200 лет назад, эффективны для современного человека.

Как изменилось сознание человека

Люди, у которых есть пожилые родители, наверняка сталкивались с проблемой приобщения их к компьютеру, интернету, мобильному телефону. В то время, как современные дети уже в 2 – 3 года с компьютером «на ты», взрослому человеку, чтобы освоить какую-то программу, бухгалтерскую, например, зачастую нужно идти на курсы. А дети запросто осваивают любые программы, которые им нужны. И это изменение сознания всего лишь на протяжении 3-ех поколений. А каковы же изменения, произошедшие за несколько тысяч лет?

Современный человек готов к усвоению значительно большего объема информации, причем даже парадоксальной, и к эффективному взаимодействию с этой информацией. Но с другой стороны, в древности люди жили в намного большей гармонии с природой, с окружающим пространством, поэтому и связь с более высокими уровнями проявленности Абсолюта для них была более доступна.

Раньше человек мог сконцентрироваться на мандале или на янтре, произнести несколько раз мантру и это обеспечивало ему какие-то инсайты, озарения, микро-просветления. Большинство современных людей такими методами ни к чему прийти не могут, потому что современный человек из-за интенсивно работающей мыслемешалки в голове даже сконцентрировать свое внимание на чем бы то ни было не может больше чем на 10 – 15 секунд. Для инсайта маловато будет…

Поэтому, не углубляясь в академические аспекты теории, истории и философии тантризма, сконцентрируемся на том, что Тантра может дать современному замороченному человеку.

Жизнь – лучшая практика

Тантра стремится разрушить оковы социальной обусловленности, преодолеть страхи, эгоизм, привязанности, позволить нашей душе, а вернее духу – той бессмертной и божественной частице, которая есть в каждом человеке, – вспомнить себя, осознать свою суть и свое предназначение в этом мире.

При этом Тантра не отрицает ничего в человеке и не отвергает никаких энергий. Страхи, тревоги, беспокойство, гнев, раздражительность, алчность и т.д. – все отправляется в топку медитации. Любой опыт в тантризме преобразуется в практику, в процесс самопознания, в высвобождение внутренних сил, которые могут быть направлены на процесс преодоления обусловленности сознания и расширения его границ.

Поэтому лучшей тантрической практикой является сама жизнь, впрочем, и самой трудной.

Любые действия и эмоции тантра рассматривает как практику и средства расширения сознания, ограниченного нашим эго. Лучший способ для этого – ежесекундная осознанность и тотальная искренность по отношению к себе. Умение видеть себя объективно, в том числе и те грани своей личности, которые эго скрывает, заставляя отворачиваться от них.

Для этого нужно пробиться глубоко внутрь себя, где под многолетними слоями социальных стереотипов, штампов и обусловленности, возможно, еще подрагивает «тихий огонек души». Тогда можно узнать, что «вкусно», а что «невкусно» нашему настоящему Я, а не инспирированным социальным программам и ролям, из которых состоит большая часть нашей личности.

Сделав наблюдение, анализ и осознанность своей привычкой, используя свои эмоции в качестве ключей, ведущих в область подсознания, постепенно, шаг за шагом можно избавиться от многих наслоений ума и обусловленностей.

В качестве награды за такую практику придет состояние настоящей, а не придуманной, не индуцированной интеллектуальной акробатикой, внутренней гармонии и равновесия. Уменьшится количество страхов, опасений, тревог, сожалений, обид и агрессии. Человек начинает излучать другие энергии в мир, и мир отвечает ему тем же. Появляется возможность стать самим собой и вести творческую жизнь, используя свои не раскрытые прежде возможности и выстраивая более гармоничные отношения с другими людьми.

Приходит понимание, что жизнь не может быть приспособлена к одному шаблону. Это обеднило бы ее. Лишь познавая ее разнообразие и противоречивость, мы можем испытывать всю полноту существования. День и ночь, свет и тьма, мужчина и женщина, добро и зло, счастье и горе, удачи и поражения – все это лишь фрагменты орнамента, который создает жизнь. Чем больше в этом узоре красок, тем красивее он выглядит.

И тогда и секс станет тантрическим сам собой, без всяких дополнительных усилий с нашей стороны, без свечек и лепестков роз. Он станет тотальным и захватит все наше существо: не только тело, но и душу, и дух.

Ольга Прилепова, врач, преподаватель йоги; личный сайт

Loading...Loading...