Чудов и вознесенский монастыри проекты восстановления. По следам утраченных шедевров: «Чудов и Вознесенский монастыри Московского Кремля» 

В Москве начали демонтировать четырнадцатый корпус Кремля. Именно в этом здании размещался аппарат президентской администрации. Строение 30-х годов прошлого века особой исторической ценности не представляет. Все работы специалисты планируют завершить до марта следующего года. Тогда на месте снесённого здания начнутся археологические раскопки.

Алмазные пилы тяжелые перекрытия на куски нарезают с легкостью. А по бетонным плитам и вовсе как по маслу проходятся. Вертикальные стены разбирают с помощью специальных тросов - у них такое же сверхпрочное напыление.

"Здесь алмазная крошка, которая специально варится, и на обычный трос делается. Им можно большие глубины пилить", - рассказал начальник участка Виктор Темников.

А глубина здесь более трех метров. Строители признаются: с такими толстыми стенами редко сталкивались. Уже сняли кровлю, верхние этажи. Демонтировать предстоит 100 тысяч тонн материала.

Работы идут сразу на нескольких площадках. Конфигурацию здания строители называют сложной. На самом деле это четыре корпуса в одном. Было принято решение разбирать все одновременно, потому что сроки поджимают. Уложиться нужно до марта 2016 года.

400 рабочих трудятся круглосуточно. Используют восемь подъемных кранов. Технология демонтажа - максимально щадящая. Особенно здесь, у кремлевской стены, за которой - Красная площадь и сотни туристов.

"С учетом того, что здесь находятся рядом памятники культурного наследия, памятники архитектуры, технология только одна. Это ручной демонтаж. Она бесшумная - это первое, а второе - от нее нет никаких вибраций", - говорит заместитель генерального директора компании-подрядчика Сергей Сахаров.

Здесь действительно, куда ни посмотри - национальное достояние. Спасская башня. Колокольня "Иван Великий". В такой компании 14-й корпус Кремля всегда выглядел безликим новоделом.

"С точки зрения архитектуры, градостроительства, это здание не организовано. Внутри - казематы. Просто какие-то колодцы. Когда ходишь и смотришь, вдруг начинаешь понимать, что это не архитектура. Колокольня Ивана Великого, Спасская башня, они как в застенках", - считает профессор МАРХИ Александр Малинов.

Век назад все было по-другому. Здесь стояли монастыри. Вознесенский, его основала княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского, на месте, откуда провожала мужа на Куликовскую битву. И Чудов - тот самый, откуда, по преданию, бежал инок-самозванец Гришка Отрепьев - Лжедмитрий Первый. После революции в храмах разместили казармы, а потом и вовсе взорвали их. Наспех выстроили непримечательный корпус под административные нужды. Даже имени ему не дали, только порядковый номер - 14.

Еще совсем недавно здесь был президиум в несколько рядов, трибуны, вот на этих креплениях висел герб Советского Союза. До 1991 года здесь проходили заседания Верховного совета СССР. Сейчас от былого убранства остались только фрагменты плит, разобрали практически все, даже ходить приходится по железобетонным перекрытиям.

После развала СССР здесь располагалась администрация президента, здесь же был и один из кабинетов главы государства. Летом 2014 года Владимир Путин принимает историческое решение - здание демонтировать. Об этом сразу же информируют ЮНЕСКО. Кстати, 14-й корпус вовсе не объект ЮНЕСКО и даже не памятник архитектуры, но памятниками окружен. Пока идут работы, ансамбль Кремля под строгим наблюдением.

После того, как наземную часть корпуса номер 14 разберут, строители должны будут подготовить площадку для археологов. Многовековой культурный слой наверняка хранит множество тайн. Ученые всего мира затаили дыхание в ожидании редчайших находок.

Ольга Оксенич, Андрей Талалай и Павел Суменков, "ТВ Центр", Москва.

Единственный в Москве монастырь, освященный во имя праздника Чуда св. Архистратига Михаила в Хонех, и самый известный из церковных памятников, разрушенных большевиками, до революции находился в Кремле на Ивановской площади - теперь на его месте мостовая перед Успенской звонницей и правительственное здание рядом с Сенатом. А в старину этот грандиозный московский монастырь даже назывался «Великой Лаврой».

Он был основан в 1358 году Святителем Алексием, Митрополитом Московским, в ознаменование благодарности за помощь и чудесное исцеление жены татарского хана Джанибека Тайдулы, - в тяжелую годину татаро-монгольского ига на Руси. Некоторые исследователи, однако, считают, что Тайдула была не женой, а матерью хана Джанибека, и «любимейшей женою» знаменитого хана Узбека, устроителя Золотой Орды. (Такого мнения придерживался и великий московский историк Иван Забелин.) Тайдула уже давно страдала глазами, и когда совсем потеряла зрение, велела пригласить московского митрополита - о нем прослышали в Орде как о русском священнике, которому Бог не отказывает в молитвах.

Дорога в Орду была всегда для русских опасной - никто не знал, как и с чем вернется оттуда, и вернется ли вообще. Перед отъездом святитель Алексий отслужил молебен с водосвятием в кремлевском Успенском соборе перед гробом святителя Петра, митрополита Московского, при жизни почтившего Москву как духовную столицу России - и во время богослужения чудесно сама возгорелась свеча. Это сочли за доброе предзнаменование - святитель раздробил свечу на части, роздал людям и взял с собой в Орду вместе со святой водой. Он отправился в путь 18 августа 1358 года - за месяц до праздника Чуда св. Михаила Архангела.

По преданию, ожидая святителя, Тайдула увидела сон - как он приближался к ней в торжественном облачении и с ним священники в таких же одеждах… Пробудившись, она повелела изготовить такие же облачения, как она видела во сне, - и потом это облачение, подаренное Тайдулой святителю, хранилось у раки святого в Чудовой обители.

Путь в Орду по подсчетам ученых тогда занимал около месяца, так что святитель прибыл туда в середине сентября. Он зажег чудесную свечу с молитвой, окропил больную святой водой - и Тайдула прозрела. Радости обеих враждовавших сторон не было предела - хан Джанибек снизил для русских размер дани, а Тайдула подарила святителю кремлевскую территорию, принадлежавшую хану, где находился Посольский двор Орды - именно там захватчики собирали с России дань. По другой версии там был конюшенный двор хана. Так или иначе, только эту землю отдали Москве, а ханский двор перевели в Замоскворечье на Болвановку. Забелин же полагал, что святитель, воспользовавшись удобным случаем, сам попросил у хана эту территорию и определил ее для строительства мужского монастыря с соборным храмом во имя Чуда святого Архистратига Михаила.

Уже само по себе освящение благодарственного храма во имя этого праздника глубоко символично. Однако, больше того, историки считают, что исцеление Тайдулы совершилось (или могло совершиться) в самый сентябрьский день этого праздника - ведь примерно к тому времени святитель и прибыл в Орду. И оттого, что Провидением, незримым Промыслом Божиим чудесное исцеление произошло в день именно этого праздника , ему и был посвящен новоустроенный московский монастырь. Если историки, утверждавшие, что исцеление Тайдулы произошло в день праздника, правы, то это было невообразимым, немыслимым Чудом Божиим, дарованном России. Если же нет - то и само посвящение благодарственного храма монастыря именно этому празднику свидетельствует о том, насколько велика была радость Москвы об этом чудесном исцелении и помощи, воистину дарованной Руси, - и насколько глубока была ее духовная православная мудрость.

В древности, в малоазийской Фригии близ города Иераполя существовал целебный источник. Дочь одного язычника, жителя города Лаодикии страдала немотой, - и однажды во сне ее отцу явился св. Архангел Михаил и открыл, что чадо его исцелится, если выпьет воды из того источника. Отец поверил в это видение, отвез дочь к источнику, и испив из него, девушка чудесно обрела дар речи. Обрадованная семья вместе с исцеленной приняла христианское крещение, а отец возвел в том месте рядом с источником храм во имя св. Архангела Михаила. Вслед за этим семейством к благотворному источнику потянулись местные жители. Многие из них были язычниками - и там они с сердечной радостью принимали веру Христову. А в новооснованном храме св. Архангела Михаила служил благочестивый священник Архипп, который горячо проповедовал о Христе и никогда не уходил из своей церкви.

Это христианское торжество озлобляло язычников. Они решили уничтожить храм и его служителя очень коварным способом - соединили в одно русло через выкопанный канал две горные реки. Мощный поток направился прямо на храм. Священник стал истово молиться Богу о спасении и было Чудо: у храма явился сам Архангел Михаил и ударом жезла пробил в горе широкое отверстие, расселину, в которую устремился поток воды, минуя храм. Христиане долго молились в великой благодарности Богу и их Святому Покровителю. А местность эта с тех пор получила наименование «Хоны», что означало «отверстие», «расселина», или по-другому толкованию - «погружение».

Смысл этого Чуда трактовали как защиту православного христианского храма от язычников. Для православной Руси, томившейся под игом иноверцев, праздник символизировал и спасительную помощь за Христову веру, и ее духовную победу. Так в Москве появился великий Чудов монастырь.

В 1358 году была основана деревянная соборная церковь, а в мае 1365 - первая каменная, построенная взамен деревянной. Основатель монастыря позаботился и о его достатке, обогатив кремлевскую обитель «драгоценной утварью, селами, рыбными ловлями». Одним из этих таких монастырских сел было знаменитое Черкизово, которое Святитель выкупил у своего слуги татарина Ильи Азакова и передал во владение Чудова монастыря, где оно и оставалось вплоть до секуляризации 1764 года.

Владением Чудова были и Хамовники со знаменитой Никольской церковью, выстроенной в XVII веке как слободская для царских ткачей, делавших белое хамовное полотно. Прежде же, до 1626 года, местность Хамовников именовалась по кремлевскому монастырю Чудовкой - и здесь, на окраине, стояли митрополичьи конюшни. Чудов был богатейшим московским монастырем, в который жаловали вклады и великокняжеская, и царская семья, и бояре на поминовение.

В 1378 году святитель Алексий скончался. Предчувствуя приближение кончины, он начал читать отходную молитву и умер, не окончив ее. Святитель смиренно завещал похоронить себя не в церкви, как было положено, а близ нее, и его похоронили в Благовещенском приделе Чудова храма. Забелин считал, что так великий князь Дмитрий Донской не исполнил воли святого, однако святителя похоронили все же в приделе храма. Его святые мощи были обретены в 1431 году, когда во время литургии обрушился верх обветшавшей каменной церкви - и хотя люди милостию Божией не пострадали, надо было строить храм заново. Во время работ и обнаружили гробницу с нетленными мощами Святителя. Их поместили тогда в Благовещенском приделе соборного храма. У раки стоял жезл святителя, и подле мощей хранилось то самое облачение, подаренное Тайдулой.

А в 1483 году великий князь Иван III велел построить в монастыре новую церковь с двумя престолами - Благовещенским и св. Алексия, - куда с благоговением перенесли его святые мощи. В соборном же храме Благовещенский придел был тогда упразднен.

Те времена ознаменовали выдающимися событиями историю Чудова монастыря. В 1441 году в него заточили московского митрополита Исидора, грека по происхождению, подписавшего печально знаменитую Флорентийскую унию с католичеством 1439 года. Как известно, именно в заключении этой унии православные мыслители видели глубинную причину падения Византийской империи, последовавшего в 1453 году. А Исидор, поставивший свою подпись от лица Русской Православной Церкви, вернулся в Москву, неся впереди латинский крест, а на богослужении в Успенском соборе помянул на ектенье папу Римского Евгения. Разгневанный великий князь московский, Василий II назвал его «латинским прелестником» и заточил предателя в Чудов монастырь. Вскоре Исидор сбежал оттуда в Рим, где и умер в 1462 году, а князь даже не стал «за сим лжепастырем» снаряжать погоню. Это был последний иноземец в чине митрополита Москвы - после него сразу же был назначен русский митрополит, святитель Иона.

А в 1504 году во время великого строительства в Кремле был заново перестроен и соборный храм Чудова монастыря. Возможно, что и над ним трудились те же самые итальянские мастера, возводившие Кремль - архитектурные приемы давали основание предполагать его зодчим самого Алевиза Нового, автора Архангельского собора. В престольный праздник 1504 года новоустроенный соборный храм был торжественно освящен и впоследствии еще не раз обновлялся.

Великая княгиня Елена Глинская устроила для мощей святителя серебряную раку и вместе со своим пятилетним сыном Иоанном, митрополитом и архиереями слезно молилась ему в февральский праздник памяти св. Алексия. Дело в том, что ее покойный супруг, великий князь Василий III истово молился у гробниц святителя Алексия в Чудовом монастыре и святителя Петра в Успенском соборе о даровании ему долгожданного наследника - ведь за двадцатилетнее супружество с первой женой, Соломонией Сабуровой у него не было потомства. И когда от второго брака с Еленой Глинской у московского государя родился первенец, будущий Иван Грозный, то великий князь «радостную душою обеты сердца исполнял». Он соорудил две раки - для мощей святителя Петра золотую, а св. Алексию - серебряную, но готовы они были только спустя два года после его смерти, в 1535 году.

В пожар 1547 года Чудов монастырь сгорел весь, кроме раки с мощами святителя. Спустя полгода, в январе 1548 г. в монастырь постригся священник кремлевского Благовещенского собора и духовник царя Иоанна Грозного, Федор Бармин, чувствуя свою вину за мятеж против Глинских. Именно он после пожара 1547 года, случившегося вскоре после венчания первого русского царя на престол, пустил в народ молву о том, что бедствие пришло из-за родственницы государя Анны Глинской - якобы она «волхвовала» и навела на Москву пожар. Бояре поддержали этот слух, и царь указал начать расследование, но свирепая толпа прямо в Успенском соборе убила князя Юрия Глинского. Политическое было дело.

Со времени Ивана Грозного повелась традиция крестить новорожденных царских детей в Чудове монастыре, у раки Святителя. Здесь крестили царевича Иоанна в 1554 году, а в 1557 году - царевича Федора, в присутствии самого царя. В Чудове же крестили царя Алексея Михайловича, причем Таинство совершил сам патриарх Филарет, крестивший собственного внука. Потом и он в свою очередь в 1672 году крестил в Чудове своего сына Петра I, хотя к тому времени «Тишайший» царь уже немного изменил традицию и старших детей от брака с Милославской крестил в Успенском соборе. Но Петр был крещен в Чудове - интересно, что спустя полтора столетия века, в 1818 году в Чудовом монастыре крестили другого великого реформатора, Александра II Освободителя, отменившего крепостное право. При совершении Таинства крещения его бабушка, императрица Мария Федоровна приложила младенца к руке святителя, испрашивая благословения. Царевич и родился рядом с Чудовой обителью, в кремлевском Николаевском дворце, снесенном большевиками. Дворец же этот был построен на месте бывшего дома митрополита (или перестроен из него). Оттого старинный историк с благоговением указывал, что наследник и родился в самом Чудовом монастыре, подчеркивая это как благочестивый и знаменательный факт. Поразительно, что историк писал эти строки в 1820 году и не ведал о той славной роли, которую исполнил потом этот наследник в русской истории.

Благодаря своему статусу и местоположению Чудов монастырь был тесно связан с русскими царями - и не только тем, что они принимали в нем православное крещение и присутствовали на праздничных богослужениях. В Смутном 1610 году в Чудовом был насильно пострижен в монахи Василий Шуйский, а потом переведен в Иосифо-Волоколамский монастырь. Через два года его забрал оттуда гетман Жолкевский - снял с него иноческое одеяние и облачил «во изрядные ризы», чтобы представить польскому королю «не пленного инока, а пленного Русского царя». В Польше он и умер. Жену же его, царицу Марью, тоже постригли в монахини и отправили в московский Ивановский монастырь.

А еще раньше, в 1602 году, из Чудова бежал в Литву дьякон Григорий Отрепьев. С именем первого русского самозванца и его печальной для России историей связана одна из самых известных страниц в летописи Чудова монастыря. Отрепьев и сейчас вызывает споры ученых. Считается, что он был сыном галицкого дворянина Богдана Отрепьева, которого, видимо, убили в пьяной драке в московской Немецкой слободе - как известно, в то время она уже существовала. Будущий самозванец носил имя Юрий и после смерти отца попал к боярам Романовым, родственникам Грозного, а когда на них началась опала, постригся в монахи под именем Григорий (историк Малиновский в своих трудах называет его монахом Германом) и по протекции попал в привилегированный Чудов монастырь. Оттуда он бежал за границу, где выдал себя за царевича Дмитрия, и вернулся в Москву с огромным польским войском, поддержавшим его в своих политических интересах. Народ не принял Лжедмитрия - всего лишь через десять месяцев против него вспыхнуло восстание, ибо москвичи уже усомнились в истинности сего царя. Ведь когда мертвое тело Самозванца бросили на Лобное место, в руку ему была вложена медная деньга - как бы в награду за его игру. Тогда же свергли и патриарха Игнатия, который венчал Лжедмитрия на престол, и заключили его в Чудове монастыре.

И с русскими церковными иерархами была связана история этой кремлевской обители. В 1612 году в нем совершил свой подвиг и погиб святитель Гермоген, патриарх Московский, рассылавший из заточения по всей России грамоты с призывом бороться за Отечество с врагами его и ставший идейным вдохновителем русского ополчения: «Не запрещу Ляпунову ополчаться за Москву. Благословляю воинов на смерть за веру и на защиту Отечества», - говорил он польским интервентам, принуждавшим его благословить на русское царство польского королевича Владислава, которого привела на Русь предательская Семибоярщина.

Святитель еще на свободе требовал крещения Марины Мнишек, выступал против замысла венчать на русский престол ее сына, поддерживал Михаила Романова, но за отказ благословить Владислава на русский престол был посажен под арест поляками и умерщвлен голодной смертью. Ведь именно этот отказ Гермогена и его благословение подняли москвичей на бой за Отечество. Мощи его перенесли в Успенский собор при царе Алексее Михайловиче, а канонизирован он был только в 1913 году. Тогда в Успенском соборе соорудили величественную гробницу, а в подклете соборного храма Чудова монастыря, где умер святитель, освятили храм во его имя.

Здесь же, в Чудове монастыре, лишили патриаршества Никона - Вселенские Патриархи Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский сняли с него патриарший сан, клобук и панагию. «Возьмите жемчуг себе», - язвительно молвил им Никон.

Впоследствии два архимандрита Чудова, Иоаким и Адриан, были избраны русскими патриархами, причем Адриан стал последним патриархом петровской России. А после отмены патриаршества Петр I повелел чудовскому иеродиакону Тимофею «надзирать» за церковными обрядами в Москве. После же возобновления Московской епархии в 1737 году, в Чудове монастыре была восстановлена Кафедра московских архиереев.

В 1626 году Чудов монастырь сгорел. Царь Михаил Федорович велел вылить большой колокол на поминовение отца и повесить его на монастырской колокольне. И в 680 году началась перестройка Алексеевской церкви по чертежам царя Федора Алексеевича. Освящение ее состоялось в мае (по старому стилю) 1686 года на праздник обретения мощей святителя. Накануне торжества юные цари Петр и Иван (Петр некоторое время правил вместе с братом по желанию бунтовавших московских стрельцов) вместе с первыми сановниками Государства Российского подняли на руки гроб святителя Алексия и поместили в новоустроенном храме под звон Ивана Великого.

Этот новый, но по-прежнему двухпрестольный храм отличался тем, что был разделен на мужскую и женскую самостоятельные «половины» с отдельным для каждого пола входом: Алексеевский храм был для мужчин и Благовещенский - для женщин. В Алексеевской церкви хранилась замечательная икона св. Алексия, написанная на доске его гроба, и потом пораненная ножом сумасшедшего еретика-кальвиниста.

И в то же самое время в монастыре появилась новая церковь во имя св. Апостола Андрея Первозванного. Ее основали во хвалу святого Апостола и в память «умиротворения» страшного стрелецкого бунта, случившегося в Москве в 1682 году. Неспокойно тогда было в столице, и однажды патриарх Иоаким вынес из Успенского собора святыню - десницу св. Андрея, поместил на аналое, прямо на площади отслужил молебен и призвал стрельцов «оставить смуту», обещая им прощение за бунт. Тогда к радости царя и патриарха и к радости самих стрельцов дело кончилось миром и всеобщей благодарностью к святому Апостолу - и в память о том чудесном примирении в кремлевской обители основали Андреевскую церковь, как ни странно, редкую для Москвы. В 1737 году ее переосвятили в Крестовоздвиженскую и обратили в больничный монастырский храм, а в XIX веке опять возобновили как Андреевскую.

Чудов монастырь за свои века был подлинной обителью русского просвещения. Жил в его стенах сам Максим Грек, и правили здесь богослужебные книги во время никоновской реформы. Именно в Чудове патриарх Филарет устроил «патриаршую школу» - греко-латинское училище, ставшее предтечей Славяно-Греко-Латинской Академии. В нем преподавали Арсений Грек и Епифаний Славинецкий, выходец из знаменитой Киево-Могилянской Академии, трудившийся в Чудове и над исправлением богослужебных книг. А в 1658 году он перевел для государя и патриарха «дохтурскую книгу» - новое и еще редкое в Москве медицинское пособие, так как медицина только входила в московский высочайший обиход - и получил за то жалование в размере 10 рублей.

В Чудов монастырь по традиции отправляли детей знатных бояр «от дурного общества» - учиться и воспитываться, а по достижении 16 лет они возвращались в обычную жизнь. Иностранец Кленк, видевший Чудову обитель в конце XVII столетия, по этому поводу писал, что ее скорее можно назвать дворянским учебным заведением, чем монастырем. Жил здесь и русский просветитель Карион Истомин, тоже приехавший из Малороссии, и поначалу подвизавшийся в Заиконоспасском монастыре в Китай-Городе. В 1692 году он издал свой знаменитый букварь, который подарил царице Наталье Кирилловне для воспитания внука, царевича Алексея - старшего сына Петра I. А прежде для воспитания маленького Петра он написан целую энциклопедию в стихах. Историки иногда называют Истомина предшественником самого Тредьяковского - он воспевал стихами еще царевну Софью, а потом и брак Петра I с Евдокией Лопухиной.

И Карион Истомин, и Епифаний Славинецкий были похоронены в стенах Чудовой обители. Здесь же был погребен юродивый Тимофей Архипов, до принятия подвига служившего иконописцем. До самой смерти он жил в Кремле у царицы Прасковьи Федоровны. Когда к ней приходила царевна Анна Иоанновна, дочь царя Ивана Алексеевича и племянница Петра I, он всегда встречал ее восклицанием: «Дон, дон, дон, царь Иван Васильевич!» что сочли потом предзнаменованием жесточайшего правления Анны Иоанновны, уподобленное царствованию ее предка, Ивана Грозного. А в роду Нарышкиных долго хранилась реликвия - борода юродивого. Когда она исчезла, эта старшая ветвь Нарышкиных пресеклась - потомства у них больше не было.

В стенах Чудовой обители были похоронены знатные московские вельможи - Трубецкие, Стрешневы, Куракины, Хованские. Могилу князя Сергея Хованского, почившего в 1768 году, дореволюционные историки называли последним захоронением на территории древнего московского монастыря. На его надгробии была высечена мудрая надпись, выразившая суть канонов православного русского погребения:

Всяк прочтет сию таблицу, внемли,

Коль кратка есть жизнь наша на земли

Для того ставятся на гробах приметы,

Дабы память была в вечные леты.

Однако в 1905 году в Чудовом монастыре состоялось еще одно погребение - тогда похоронили московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича, убитого эсером Каляевым в Кремле неподалеку от монастыря. Усыпальницу для него в новоустроенном приделе, освященном по тезоименитству покойного во имя преп. Сергия Радонежского, сооружали под руководством архитектора Р.И. Клейна. (В 1995 году останки великого князя были перенесены в Новоспасский монастырь, а обнаружены они были случайно во время строительных работ в Кремле еще в 1985 году - и тогда закопаны обратно!)

В старину кремлевский монастырь назывался по-старомосковски мило и просто - «у Чуда». Во второй половине XVIII столетия Матвей Казаков возвел ему красивое «готическое» крыльцо с башенками. Монастырь славился на всю Москву своими просфорами - москвичи стучали в окно и в открытую форточку подавали за них деньги. А внутри монастырской Благовещенской церкви в особой палатке, устроенной в стене, продавали «чудотворцев мед».

Хранились в нем и сокровища - Евангелие, переведенное с греческого святителем Алексием, вместе с его завещанием, «Потемкинская» митра с бриллиантами, подаренная митрополиту Платону самим князем Потемкиным, митра и посох от императора Павла I.

30 июля 1767 году в кремлевской Грановитой Палате впервые собралась знаменитая Уложенная Комиссия, созванная императрицей Екатериной II для составления нового кодекса российских законов. Торжественный молебен по случаю ее открытия служили в Чудовом монастыре. Тогда была едва ли не впервые в русской истории введена «депутатская неприкосновенность» - члены Комиссии навсегда освобождались от смертной казни и конфискации имения, а обидчик такого лица нес двойное наказание. В Москве Уложенная Комиссия проработала всего полгода и почти безрезультатно, а потом была переведена в Петербург и еще через год распущена из-за войны с Турцией.

1812 год своими последствиями для Чудова монастыря сравним только с 1917 годом. В алтаре соборной церкви была устроена спальня маршала Даву. Архивные документы духовной консистории и правительствующего сената были выброшены неприятелем в выгребные ямы. После пожара Чудов восстановили уже в 1814 году. Потом над благообразием обители трудился известный московский архитектор М.Д.Быковский, устроивший в поновленном соборном храме бронзовый иконостас с красивыми серебряными Царскими Вратами.

В 1826 году Николай I праздновал в Чудовом первую победу над Персией. Военные трофеи, - ключи от крепостей и «знамена шаховы» - остались на вечное хранение в обители. Интересно, что император торжествовал здесь и победу над восстанием декабристов, отслужив в монастыре благодарственный молебен за избавление от «крамол, угрожавших бедствиями всему государству российскому» и для провозглашения вечной памяти воинам, павшим 14 декабря 1825 года «за отечество и государя».

В эпоху Великих Реформ императора Александра II при Чудовом монастыре начал работу высочайше утвержденный комитет для сбора и хранения всенародных пожертвований на строительство благодарственного храма во имя св. Александра Невского - в честь освобождения русских крестьян от рабства. Как ни странно, но этот великий храм, следующий по статусу после храма Христа Спасителя, так и не был построен в Москве: только в 1904 году торжественно освятили место его закладки на Миусской площади и приурочили его сооружение к 50-летнему юбилею отмены крепостного права. И только в 1913 году начались строительные работы, прерванные I мировой войной. А потом почти возведенное здание, которое так и не было освящено, большевики разобрали под кирпич и выстроили там дом пионеров. Страшен урок истории.

1917 год принес Чудову гибель. В том кровавом ноябре монастырь был обстрелян снарядами - невредимой осталась икона Божие й Матери. Потом еще некоторое время в кремлевской обители оставались иноки - в тесном соседстве с большевистским правительством, переехавшем в Москву из Петрограда в 1918 году. Новым кремлевским жильцам это соседство не понравилось, и уже в 1919 году монастырь закрыли. В его помещении открылся какой-то кооператив «Коммунист», а в подклете Алексеевской церкви - «изба-читальня». Потом из монастыря изъяли ценности и передали его под кремлевский Лечсанупр, где самые лучшие врачи наблюдали верховных пациентов. В декабре 1929 года Чудов монастырь был полностью разрушен для освобождения привилегированной территории под строительство правительственного здания Президиума Верховного Совета, по проекту И.Рерберга. Мощи святителя Алексия перенесли в Архангельский собор, а в 1947 году патриарх Алексий I просил перенести их в Елоховский собор, где они покоятся и в наши дни. Иконы из монастыря передали в Оружейную палату и в Третьяковскую галерею.

И ныне ничего не напоминает о Чудове монастыре в Кремле, кроме самой истории.

Летом 2014 года президент России В.В. Путин заявил о намерении реставрировать в Кремле две обители, уничтоженные большевиками. Иные правительственные деятели и мэр Москвы Собянин подтвердили серьезность этого плана. Но что именно будут сооружать на месте погибших обителей? В самый раз припомнить, какой исток у судеб этих двух обителей, что за люди стоят при их основании, какие храмы были варварски уничтожены.

К судьбе и древностям мне уже приходилось обращаться

Теперь слово о Чудове.

Прославленный Чудов монастырь – детище святого Алексия, митрополита Московского и всея Руси.

Обитель родилась в середине XIV века. Большинство историков относят ее появление к 1365 году. Формально, тогда правил великий князь Дмитрий Иванович. Но из-за его малолетства Московской Русью реально управляло боярское правительство во главе с митрополитом Алексием.

Как политик митрополит Алексий пользовался в Москве огромным влиянием. Ему позволительно было заключать договоры о мире и войне и даже начинать крепостное строительство. Святитель последовательно действовал в пользу Москвы. Бывало даже отлучал от Церкви политических противников великого князя. Он всеми силами старался продлить господство на Руси Московского княжества - ведь именно там находилась митрополичья кафедра! Любые войны, мятежи, разорения на Московской Руси могли нарушить спокойное и безмятежное существование Русской Церкви. Но имелись у Алексия и другие резоны: нет ничего доброго в усобицах с точки зрения христианской нравственности. Когда Москва сделалась мощным центром единения, Русь обрела надежду избавиться в будущем от бесконечного междукняжеского «раздрая» и «нелюбия». Поддерживая Москву, святитель Алексий поддерживал мир.

Чудов монастырь – большая русская святыня. Его судьба связана с биографиями нескольких великих деятелей нашей Церкви.

В 1611 – начале 1612 года, то есть в самый разгар Смуты, узником Чудовского подземелья стал патриарх Гермоген. Офицеры польского гарнизона и пропольская администрация решили, что Гермоген неудобен, ведь он благословил создание Земского ополчения, да еще не признавал королевича Владислава русским царем (тот не принял православие). Гермоген претерпел несколько стадий заключения. Пребывание в подвалах Чудова монастыря было самым тяжелым. Фактически старик-патриарх оказался в каменном мешке: провел там несколько месяцев, после чего скончался. Но полякам и русским изменникам он не уступил, в вере стоял непоколебимо. Гермоген был при Николае IIканонизирован. Незадолго до 1917 года подземелье-узилище сделалось местом паломничества: люди шли и шли к мощам нового святого.

Два последних московских патриарха перед отменой патриаршества при Петре I, Иоаким и Адриан, вышли из настоятелей Чудова монастыря.

Кроме того обитель располагала огромным книгохранилищем. Это был своего рода интеллектуальный центр Русской Церкви. Оттуда выходили образованнейшие редакторы на Московский печатный двор. Там работали крупные богословы и книжники. Оттуда же происходил, например, великий книжник Евфимий, глава интеллектуальной «партии» старомосковских консерваторов второй половины XVII века.

Чудов строился в течение долгого времени: одни здания сносились, другие вырастали на их месте.

К началу XX века древнейшая постройка, а именно та, что появилась в XIV веке, не сохранилась. Зато на территории обители существовали собор Михаила Архангела начала XVI века со «свежим», за несколько лет до революции устроенным в подземелье Гермогеновским храмом; собор Алексия-митрополита и Андреевская церковь XVII столетия; храм святого Иоасафа, епископа Белгородского, появившаяся в 1911 году. Иными словами, целый ансамбль церковных зданий разного времени, древних и новых. Во второй половине XVIII века у монастыря появилось красивое крыльцо с башенками в готическом стиле – автором его был знаменитый московский архитектор Матвей Казаков.

Чудов рос и развивался вместе с самим Кремлем, являлся органичной частью Кремля. Кремль начала XX века представлял собой довольно пестрое зрелище. Там были очень древние постройки XIV – XV вв., храмы и палаты времен Московского царства, постройки императорской эпохи… Кремль был собранием архитектуры, относящейся к разным временам и разным стилям. В этом смысле он был вроде всей Москвы, легко соединявшей на одной улице древние допетровские палаты, особняк екатерининского вельможи и доходный дом эпохи модерна. В архитектурном смысле Чудов столь же пестр, как и Кремль в целом, как и вся Москва.

Можно сказать с уверенностью: нас еще ждут бесконечные споры о том, как восстанавливать кремлевские монастыри.

Обязательно найдутся мечтатели, которые призовут возродить постройки времен Дмитрия Донского и его вдовы. Пусть никто не знает, как они выглядели, пусть это будет полет фантазии, но ведь дух захватывает от перспектив!

А реалисты возразят им: лучше бы реставрировать исторически здания, сохранившиеся к 1917 году. Для современных специалистов воссоздать то, как выглядели Чудов и Стародевичий монастыри при Николае II, – не столь уж сложная задача. Материалов для этого более чем достаточно. Существуют фотографии и рисунки того, как они выглядели в конце XVIII, XIXи начале XX века. Существуют реставрационные проекты, относящиеся к древнейшим зданиям Чудова монастыря. Такой подход прочнее привяжет восстановление обителей к духовной почве московской старины.

Вторая точка зрения, реалистическая, и есть единственно правильная. Две обители – не только «архитектурные комплексы», но еще и святыни. Их исторические судьбы выше и важнее любых творческих игр современного зодчества. Надобно иметь уважение к святым, жившим в кремлевских обителях, к иночеству, населявшему тамошние кельи. Не стоит на их костях возводить прекрасную… выдумку.

Когда-нибудь в Чудове и Стародевичьем появятся монашеские общины, когда-нибудь зазвучит там церковное пение. Ведь не ради музейного будущего их восстанавливают, это было бы нелепо! А инокам понадобится много почтения к их великим предшественникам на месте сем.

Вот из этого и следует исходить.

На выставку, посвящённую Чудову и Вознесенскому монастырям в Московском Кремле я непременно хотела сходить. О существовании древних обителей в Кремле осведомлён даже старшеклассник (если он не отъявленный двоечник). А вот визуально представить себе как выглядели и где точно располагались те или иные несуществующие здания, я никак не могла, имела лишь приблизительное представление. На выставке я надеялась наконец-то прояснить для себя вопрос местоположения Екатерининской церкви, Малого Николаевского дворца, церкви Чуда Архистратига Михаила, а также других разрушенных в разное время кремлёвских церквей и других строений. Мои надежды оправдались! Рассматривая планы, фотографии, рисунки и литографии Кремля XIX века, разрозненные части кремлёвской мозаики наконец-то сложились в ясную картину.
Для своей дырявой памяти предам огласке снимки, представленные на экспозиции выставки “Чудов и Вознесенский монастыри в Кремле” в Московском музее Архитектуры и, по возможности, прокомментирую их.

Монастыри в Кремле. Планы

В первую очередь я увидела копию панорамы Кремля Д.С.Индейцева – конец XIX века. (Ниже продемонстрирую крупномасштабные фрагменты этой панорамы).

На выставке представлена компьютерная реконструкция строений Чудова и Вознесенского монастырей в Кремле (снимок ниже). Так выглядела Ивановская площадь, если бы могли посмотреть на Кремль с вершины Покровского собора. В нижнем правом углу видна часть Красной площади, чуть выше – в верхнем правом углу белым цветом обозначено здание Сената.

Слева видно пустое пространство, сейчас на этом месте находится Тайницкий сад (Большой Кремлёвский сквер). На дальнем плане можно рассмотреть и нижнюю часть колокольни Иван Великий.
Теперь рассмотрим аксонометрию Кремля. Местоположение Чудова и Вознесенского монастырей выделено белым цветом.

Наконец, изучим детали кремлёвского плана. В верхнем левом углу обозначено ныне существующее треугольное здание Сената. Комплекс строений – имеющий в плане вид буквы “П” – это Вознесенский монастырь. Слева от него – строения Чудова монастыря. (План составил М.Д.Рудольф в 1861 году).

Вот как монастыри выглядят на аксонометрии 1898 года.

Обратите внимание, что справа вверху на плане показана бОльшая часть Красной площади с современным зданием Торговых рядов (ГУМ). На площади видно расположение памятника К.Минину и Д.Пожарскому работы Ивана Мартоса – аккурат напротив центрального входа в ГУМ.

Привожу аксонометрию 1898 года полностью в большом масштабе, она довольно подробна и любопытна.

Обратите внимание – пункты 28-44 перечня обозначают строения за пределами Кремля.

Панорама Д.С.Индейцева. Монастыри в Кремле

Вернёмся к панораме Д.С.Индейцева конца XIX века. Дублирую всю панораму.

Рассмотрим левый фрагмент панорамы с видом Ивановской площади.

Плац справа на месте нынешнего Тайницкого сада (Большого Кремлёвского сквера) показан очень наглядно. Перечислю строения слева направо.
1.Алексеевская церковь Чудова монастыря (это комплекс из двух зданий, трапезной и собственно церкви).
2.Малый Николаевский дворец или Архиерейский дом (трёхэтажное угловое здание под зелёной крышей).
3.Правее Малого Николаевского дворца видны три главы (центральная и две боковых) собора Вознесенского монастыря.
4.Екатерининская церковь Вознесенского монастыря (с большим куполом).
5.Спасская башня.
Два небольших строения между Спасской и Царской башнями не указаны.
6.Царская башня.
7.Набатная башня.
8.

Ещё один вид Ивановской площади, почти такой же, как выше, но в лучшем качестве, с бОльшим приближением, его прислала наш автор .

Средняя часть панорамы в настоящее время не представляет для нас большого интереса – это вид из Кремля на Замосковречье.

Теперь посмотрим на правую часть панорамы Д.С.Индейцева.

Все здания перечислять не буду, они очевидны. Укажу некоторые несуществующие ныне строения – слева от Боровицкой башни едва видна маленькая церковка. У Оружейной палаты (примерно напротив входа в Алмазный фонд) стоит церковь Иоанна Предтечи под Бором.

Ивановская площадь. Монастыри в Кремле

Вернёмся снова на Ивановскую площадь. На картинке ниже отлично видна ограда, отделяющая Соборную площадь.


А.Руднев по рисунку Д.М.Стругова “Вид Ивановской площади Московского Кремля” 1867 г.

Обратите внимание на купола Успенского собора – по форме они не похожи на нынешние. Также центральный купол сильно отличается по размеру от боковых, что не соответствует действительности. А решётка живёт и здравствует, только на другом месте – расположена между ОП и БКД.
Теперь опять обратимся к фрагменту панорамы Д.С.Индейцева.


Д.С.Индейцев. Вид Чудова и Вознесенского монастырей. Изд.Дж.Дациаро, 1850-е годы.

Здесь также видим Алексеевскую церковь (слева) и Малый Николаевский дворец Чудова монастыря, а также главы собора и Екатерининскую церковь Вознесенского женского монастыря.
Прежде чем подробно рассматривать отдельные строения, кратко упомяну об истории Чудова монастыря Московского Кремля.

Чудов монастырь Московского Кремля


Монастырь учредил в 1365 году митрополит Московский и воспитатель Великого Князя Дмитрия Ивановича Донского Алексий, впоследствии причисленный к лику святых.

Основан монастырь был на том месте в Кремле, где прежде стоял Ордынский двор. Митрополит Алексий получил этот участок в дар от Тайдулы, жены хана Золотой Орды Джанибека. По преданию, Тайдула одарила русского митрополита в благодарность за излечение от слепоты. Этот эпизод всегда изображают на житийных иконах святого Алексия, митрополита Московского.


Клеймо иконы с изобр. исцеления царицы Тайдулы митрополитом Алексием.
Икона “Митрополит Алексий с житием”, мастерская Дионисия, 1480-е гг. Дионисий. Алексий митрополит Московский. Конец XV – начало XVI вв. Клеймо “Излечение Тайдулы” находится в левой части иконы, четвёртое сверху

Вернувшись из Золотой Орды, митрополит учредил монастырь в честь Чуда архангела Михаила в Хонех. Ведь чудо прозрения Тайдулы по молитве Алексия случилось именно в день празднования Чуда архангела Михаила в Хонех.

Ещё при жизни митрополита в монастыре построили каменный храм Чуда архангела Михаила на месте деревянного. Почил св.Алексий в 1378 году и завещал похоронить себя у стен собора, что и было выполнено, его погребли в Благовещенском приделе собора Чуда архангела Михаила.
В 1431 году в соборе обрушились своды. Во время работ обрели мощи митрополита Алексия, это послужило поводом для его канонизации. Собор отстроили заново, а в начале XVI века итальянские мастера по повелению Ивана III вновь возвели храм на прежнем месте.

Была в соборе высокая колокольня. В XVII веке западную и северную границу монастыря опоясывали келейные корпуса.


Важнейшими постройками монастыря были собор Чуда архангела Михаила, Алексеевская трапезная церковь и Малый Николаевский дворец (Архиерейский дом).


Для наглядности вставляю ещё один снимок. Его происхождение неизвестно.


Собор Чуда архангела Михаила. Монастыри в Кремле

Собор Чуда архангела Михаила Чудова монастыря. Из издания: “Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества”, 1846-1859

Построен собор в 1503-м году по повелению государя Ивана III. Характер постройки, детали украшений указывает на авторство итальянских мастеров. Храм был крестовокупольный. Стояла церковь на высоком подклете. Во внешнем убранстве чисто русские приёмы (аркатурно-колончатый пояс) сочетались с ренессансными традициями (фриз с дельфинами).



Интерьер церкви Чуда архангела Михаила. “Обретение злата, злодеяние монахов и спасение пастуха архангелом Михаилом”. Фото А.В.Лядова 1929 г.
Интереьер церкви Чуда архангела Михаила. “Обретение мощей святителя Алексия”. Фото А.В.Лядова 1929 г.

Алексеевская трапезная церковь. Монастыри в Кремле

Возвели трапезную церковь в 1680-1686 годах по повелению государя Фёдора Алексеевича и по его чертежу. Церковь построили в духе русского узорочья, она была богато украшена кокошниками и увенчана десятью главами, которые были сгруппированы двумя парами по пять куполов.
В 1770-м году вид Алексеевской трапезной церкви преобразился – к ней пристроили крыльцо, выполненное в неоготическом стиле.

Малый Николаевский дворец Чудова монастыря (Архиерейский дом). Монастыри в Кремле

Чаще всего на панорамах Кремля мы видим Малый Николаевский дворец или Архиерейский дом – один из самых поздних памятников в монастырском ансамбле.

Новый архиерейский дом построили в Чудовом монастыре в 1775-76 годах, автор проекта – М.Ф.Казаков. Новое строение поставили на месте старых разобранных архиерейских палат. Угол раннеклассицистического здания представлял собой полуротонду с четырьмя колоннами и бельведером. Последний нёс на себе вензель митрополита Платона (Левшина).

В юго-восточной части здания была устроена домовая церковь апостолов Петра и Павла. Автором деревянного иконостаса храма был М.Ф.Казаков.
После 1818 года архиерейские палаты передали в казну. В нём пребывала семья императора Николая I во время коронации, проходившей в Москве в 1826 году, поэтому здание стали называть Николаевским дворцом. Позже, оно претерпело несколько изменений, в том числе, его надстроили третьим этажом, сначала – деревянным, затем – кирпичным, но казаковский декор фасадов, в целом, сохранился.


Малый Николаевский дворец. Вид после артобстрела 24 октября – 3 ноября 1917 года. Фото Ф.Н.Крашенинникова 1918-1919 годы. На этом снимке хорошо видна трапезная Алексеевской церкви с красивым крыльцом.


Вознесенский монастырь Московского Кремля

Женский монастырь занимал скромную территорию вдоль восточной стены Кремля, выходящей на Красную площадь и Чудовым монастырём.

В 1407 году, вдова Великого Князя Дмитрия Ивановича Донского, Евдокия основала Вознесенский монастырь, где и приняла постриг под именем Ефросиньи. Первый собор монастыря строился на её пожертвования. После упокоения, инокиню Ефросинью похоронили в ещё недостроенной церкви. С тех пор всех супруг русских государей (до Петра I) хоронили именно там.
Первый каменный собор монастыря, начатый ещё при жизни Ефросиньи, освятили в честь Вознесения Господня в 1468-м году. В 1518 году Великий Князь Василий III повелел построить новый Вознесенский собор, которые впоследствии сильно пострадал от пожара. Новый собор построили на пожертвования Ирины Годуновой. Царицу также похоронили в Вознесенском соборе несмотря на то, что она стала инокиней .

В начале XVII века, после воцарения новой династии Романовых, инокиней монастыря стала Марфа (Ксения Иванова Романова), мать царя Михаила Фёдоровича. По её заказу в 1617 году в монастыре построили деревянный храм во имя святого Михаила Малеина. В честь это святого был крещён сын Марфы (Ксении Ивановны) и первый царь династии Романовых – Михаил.

В 1626 году в Вознесенском монастыре Кремля возвели деревянную церковь во имя св. Фёдора Пергамского (святого покровителя патриарха Филарета, в миру – Фёдора, отца царя Михаила Романова). Деревянные храмы не сохранились.
В 1634 году в Вознесенском монастыре построили каменный двухярусный храм в честь св.Михаила Малеина, куда перенесли и престол церкви Фёдора Пергамского.
Обратите внимание, что Михайловский храм построен по типу “иже под колоколы” – звонница надстроена над двухъярусной церковью.

В 1686 году в монастыре на месте ранних храмов возвели каменную церковь св.Екатерины.

Вдоль Спасской улицы проходила каменная ограда монастыря. С севера, запада и востока территорию Вознесенского монастыря окружали келейные и служебные постройки.

Екатерининская церковь Вознесенского женского монастыря в Кремле. Монастыри в Кремле

Новую церковь на территории Вознесенского монастыря в Московском Кремле начали строить в 1807 году. Но до событий 1812 года завершить её не успели. Окончательно достроили новый храм только в 1817 году. Автор проекта – К.И.Росси. На заключительном этапе Екатерининскую церковь достраивал А.Н.Бакарев.

Стиль постройки – псевдоготика. Главным фасадом церковь выходила на Спасскую улицу. Храм был одноглавый, большой купол поддерживал высокий барабан. Всё строение было совершенно симметричным, выдержанным в классических формах. Остроконечные башенки-пинакли придавали церкви “готический” облик. Интересно, что восточная стена церкви не была выделена традиционными апсидами, из-за этого храм несколько походил на гражданскую постройку.

Внутренняя отделка Екатерининской церкви соответствовала внешнему виду – интерьер храма также был исполнен в “готическом” вкусе. Первоначальный деревянный иконостас в 1870-80-е годы заменили на мраморный в тех же готических формах.


О.Бри по оригиналу А.Дюража “Екатерининская церковь Вознесенского монастыря”. Вид со двора. 1845 г.


В заключении приведу несколько интересных снимков Кремля.

Такой бы мы увидели колокольню, если бы стояли на Ивановской площади спиной к Сенату примерно на линии с . Хорошо видна улица между Успенским собором и церковью Двенадцати апостолов.


На следующем снимке на первом плане видна Спасская улица с церковью Николая Гостунского. За ней стоит Николаевский дворец. А вот церковь св.Екатерины ещё старая.


Теперь немного другой ракурс. Отсюда за Малым Николаевским дворцом увидим старую Екатерининскую и Георгиевские церкви.



Теперь посмотрим на Спасскую башню с Красной площади. За стеной справа от башни видим маленькую главку церкви Михаила Малеина, слева от неё – большой купол Екатерининской церкви.

На следующем снимке взгляните на Никольскую башню Кремля. Она изображена низенькой, приземистой, до перестройки. Слева – фасад Арсенала, справа – Сената.


Мастерская Ф.Я.Алексеева. Вид Сенатской пощади Московского Кремля, 1800-е.

Невозможно пройти мимо эскизов наличников окон церквей и гражданских зданий XVII-XVIII веков.

В данной публикации я представила бОльшую часть снимков, представленных на выставке “Чудов и Вознесенский монастыри в Кремле”.
Сведения о кремлёвских монастырях и церквях взяты из фотоматериалов выставки.

Статьи об истории и архитектуре Московского Кремля и его музеев мы собираем в .

Чудо-монастырь

Чудов монастырь построен в память об исцелении жены хана Золотой Орды

Чудов монастырь — один из самых древних монастырей, располагавшихся в Москве. Интересно, что знаменитый православный монастырь был построен в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, жены хана Золотой Орды. По преданию, молитвы святителя Алексия помогли больной, и она в благодарность пожаловала ему один из дворов ханских наместников, расположенный в Кремле. Алексий решил возвести на этом месте монастырь. В 1365 была заложена каменная церковь имени Чуда Архистратига Михаила (отсюда и пошло название самого монастыря). По другой версии, первая церковь на этом месте была все-таки деревянной, а каменный храм возвели лишь в начале XV века). Митрополита Алексия похоронили в основанном им храме, а позже мощи перенесли в специально для этого построенную церковь, названную в его честь.

Капков Я. Ф. «Святитель Алексий исцеляет ханшу Тайдулу»

Орда и Смута

В XIV веке Чудов монастырь разорили войска Тохтамыша. В XV и XVI веках он не раз становился местом действия важных исторических событий. Например, именно в этом монастыре заточили знаменитого борца с ересями, Новгородского митрополита Геронтия. Некоторые историки полагают, что Григорий Отрепьев, известный как Лжедмитрий I, был иноком Чудова монастыря. На протяжении столетий насильственный постриг был одним из самых простых способов устранить врага с политической арены. Подобное случалось и в Чудовом монастыре — например, в 1610 этой участи не избежал свергнутый царь Василий IV Шуйский. Во времена Смуты поляки заточили в монастырь патриарха Гермогена и заморили его голодом.

От Великой Лавры до штаба Наполеона

По преданию, Григорий Отрепьев был иноком Чудова монастыря

В XVII веке Чудов монастырь называли «Великой Лаврой». В первой половине столетия в нем было открыто греко-латинское училище, а чуть позже — церковная школа. 1666 стал знаковой датой в истории монастыря — именно тогда по решению патриархов и епископов был низложен Московский Патриарх Никон. Его реформы привели к расколу Русской церкви и возникновению старообрядчества. После низложения Никон стал простым монахом, однако идеи его не были забыты.

Следующие два столетия выдались непростыми — в 70-х годах XVIII века во время чумного бунта толпа горожан разграбила лавру. В 1812, когда французы вошли в Москву, в монастыре организовали штаб Наполеона. Мощи святого Алексия, расположенные уже в новой церкви, осквернили, а в алтаре собора устроили спальню для маршала Даву.

Крещения и погребения

Чудов монастырь был местом крещений и погребений. Именно в нем крестили детей Ивана Грозного, самого Алексея Михайловича, Петра I и Александра II. В лавре были погребены многие митрополиты, последний казанский царь Едигей, а также князья Трубецкие, Хованские, Оболенские и другие. В начале XX века в лавре был захоронен великий князь Сергей Александрович, убитый в 1905 Иваном Каляевым. Для великого князя соорудили отдельную усыпальницу под ракой святителя Алексия. В 1985 обнаружили останки Сергея Александровича и перенесли их в усыпальницу семьи Романовых в Новоспасском монастыре в Москве.


Императрица Александра Федоровна и цесаревич Алексей в экипаже у Чудова монастыря

Разрушение и восстановление

В Чудовом монастыре был захоронен великий князь Сергей Александрович

В 1930 Чудов и расположенный неподалеку Вознесенский монастыри разрушили. Собор храм уничтожили еще в 1929 — большевики хотели расчистить место на территории Кремля для нового административного корпуса. Перед сносом монастыря хотели демонтировать наиболее ценные фрески, но после от этой идеи отказались. Некоторые из них, однако, сохранились и выставляются в Третьяковской галерее, Историческом музее и музее Андрея Рублева. В 2014 президент Владимир Путин предложил не реставрировать обветшавшее здание 14 корпуса Кремля, а восстановить на его месте Чудов монастырь. В 2016 году корпус демонтировали и обнаружили фундаменты и цоколи Благовещенской церкви и трапезной палаты лавры.


Чудов монастырь в начале XX века

Loading...Loading...