Епископ филиппопольский нифон: нам нельзя быть как все! Значение нифон (сайкали) в православной энциклопедии древо.

Когда мы говорим «Святая земля», то обычно подразумеваем земли близ Иерусалима и Вифлеема, Палестину, Иорданию, забывая про «страны Тирские и Сидонские», в которых проповедовал Сам Господь - территорию современных Сирии и Ливана. Именно там, по дороге в Дамаск произошло обращение Савла. И там, в Антиохийской Церкви последователи Христа впервые были названы христианами.
Антиохийских Патриархов не раз звали на Русь для разрешения важных церковных споров. А когда турки устроили в Сирии резню, погубив десятки тысяч православных, Россия первой пришла на помощь истекающей кровью древней братской Церкви. С тех пор в Москве есть Антиохийское подворье. Уже тридцать лет его настоятелем является епископ Филиппопольский НИФОН (Сайкали). Ливанец, выпускник Московской духовной академии, он так долго живет в России, так глубоко, изнутри, знает свою многонациональную паству, что стал живым мостом любви, связывающим наши народы.

СПРАВКА: Епископ Филиппопольский НИФОН (Сайкали)
Представитель Патриарха Антиохийского и Всего Востока при Патриархе Московском и Всея Руси, настоятель Антиохийского подворья в Москве.
Родился в городе Захле (Ливан) 4 декабря 1941 года, в 1959 году после окончания евангелического колледжа в Захле и математического факультета университета в Бейруте рукоположен в диаконский сан. В 1964 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, рукоположен в священники. Был секретарем митрополита Захлейского и Илиопольского Нифона (Саба). В свободное время преподавал математику и английский язык в школе Св. Анны в городе Райяк (Ливан) и десять лет исполнял обязанности Епархиального церковного судьи в городе Захле.
В 1977 году в сане архимандрита назначен настоятелем подворья Антиохийской Церкви в России. В 1988 году в Дамаске (Сирия) принял епископскую хиротонию при участии митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), в то время председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии. Награжден орденами различных Православных Церквей: Русской, Румынской, Греческой, Болгарской, Чешской, орденом «За веру и Отечество», орденом Ливанского достоинства.
В России под его духовной опекой живет небольшая антиохийская диаспора – сирийцы, палестинцы и ливанцы. Епископ Нифон духовно окормляет также антиохийскую паству в Греции.

О «Меншиковой башне» – храме архангела Гавриила, что в Архангельском переулке близ Чистых прудов – я слышала давно. Рассказывали, что сподвижник Петра I, Александр Меншиков, захотел построить церковь на целых три метра выше, чем колокольня Ивана Великого, и что через несколько лет после окончания строительства в вершину храмового купола ударила молния, вызвав пожар. Суеверный народ, истолковавший это как гнев Божий, пустил о храме дурную славу, и тогда заброшенную церковь надолго облюбовали масоны, устраивавшие в ней собрания ложи и расписавшие ее своей символикой. Потом здание снова вернули Церкви и восстановили. С 1948 года оно принадлежит подворью Антиохийского Патриархата. Кстати, в храме находится уникальная икона архангела Гавриила в очень красивом серебряном окладе – такой нет больше нигде в мире.

Однажды мой друг сказал, что каждый год на Страстную Пятницу на Антиохийском подворье во время службы поют византийские песнопения по-арабски, и я решила пойти туда, чтобы услышать все самой…

В храме как дома

Церковь была полна народу, а в центре стоял смуглый, седой епископ в полном облачении и пел. Его глубокий звучный голос, казалось, наполнял все вокруг невероятно печальным плачем о Распятии Господа. Владыке вторили две женщины из хора. Казалось, не было вокруг храмовых стен и шумной Москвы – все мы в одно мгновение перенеслись на Ближний Восток и услышали почти то же погребальное пение, которое слышали еще апостолы и жены-мироносицы.

С тех пор я еще несколько раз бывала на Подворье, а недавно мне удалось познакомиться с его настоятелем – владыкой Нифоном, епископом Филиппопольским. Я попросила его рассказать, как ему пришла мысль перенести на русскую почву древние восточные христианские традиции.

«Наша Церковь очень древняя, – улыбается владыка, – и некоторые из ее традиций я действительно «привез» сюда. У нас на Подворье, к примеру, есть традиция в Вербное воскресенье устраивать детский крестный ход со свечами, ведь по преданию именно в этот день Господь благословил детей. А в Страстную Пятницу, как Вы знаете, у нас в храме поются на арабском языке те песнопения, которые в России обычно читаются по-церковнославянски. Так что к прекрасным духовным традициям русского народа я добавляю немного и христианской красоты Востока».

Я слушаю владыку, который хорошо говорит на русском языке, и потихоньку осматриваюсь. Он принимает меня в личной резиденции, находящейся прямо рядом с храмом – здесь он и живет, и служит, и работает. Простой кабинет с журнальным столиком, иконы на стенах, никаких излишеств. Зато в храме, прямо за окном, полным ходом идет ремонт – подготовка к празднованию 300-летия со дня освящения. А во дворе уже распустились цветы.

Владыка замечает мой взгляд.

«Да, это прекрасная церковь, я очень ее люблю. Я вообще считаю, что храм Божий должен быть красивее всех светских зданий, чтобы душа любого верующего человека, входящего туда, почувствовала, что она – на Небе, что она – дома… Хочется, чтобы люди всегда чувствовали радость оттого, что они пришли в церковь, и благословляли Бога, что Он продлил годы нашей жизни и дал нам возможность Его прославлять.

Я считаю, что эта церковь по архитектуре объединяет в себе Запад и Восток. Кстати, никогда не думал, что стану настоятелем храма во имя архангела Гавриила, ведь моего родного отца звали Гавриил. За каждой службой молюсь за него. Вот сейчас мы заканчиваем украшать храм к празднику, а когда я только приехал служить сюда тридцать лет назад, здесь тоже нужен был ремонт. Помню, как сам вынужден был доставать все, даже краску для стен, и платить рабочему жалованье из своих личных денег. Чего только не пришлось пережить за те годы…».

Благословенные трудности

В России в советское время антиохийскому епископу действительно пришлось нелегко. Но владыка с готовностью отвечает на вопросы о первых годах своей жизни в нашей стране, хотя по его лицу видно – то время для него было тяжелым.

«Я впервые приехал в Россию в 1959 году, осенью. Помню, было уже очень темно. Я даже испугался: улетал из дома – было солнце, а прилетел сюда и словно попал во тьму... Меня встретили в аэропорту и увезли в Троице-Сергиеву Лавру, где я должен был учиться в семинарии и академии.

Поначалу было очень трудно. Я вырос в верующей семье, но к церковной жизни еще совсем не успел привыкнуть – меня посвятили в диаконы прямо перед тем, как отправить в Россию. Русского языка я тоже, конечно, не знал, поэтому пришлось заниматься с преподавателем, причем общим языком у нас с ним был французский, который я к тому времени уже хорошо выучил».

Сейчас-то владыка знает в совершенстве не только арабский и французский, но и русский и английский. Не каждый посол читает для собственного удовольствия литературу на языке той страны, в которой работает, а вот владыка Нифон известен среди дипломатов своей любовью к Пушкину и Достоевскому… Русский народ и его культура стали для антиохийского епископа почти родными. Когда-то, чтобы остаться служить в Москве, он даже отказался стать митрополитом в Австралии.

«Я очень благодарен тем, кто тогда учился со мною и учил меня, за то, что они меня терпели. Я ведь был человеком иной культуры, и начать хотя бы понимать разговоры на чужом языке мне было очень тяжело. Но все бросить и уехать домой я бы никогда не смог, ведь мой наставник и духовный отец, митрополит Илиапольский Нифон (Саба), который и отправил меня в Москву, очень на меня надеялся. Только чтобы не позорить его перед Русской Церковью, я молчал, когда было особенно трудно, но все первые месяцы я жил здесь в слезах. Понимая мои трудности, тогдашний Патриарх Алексий I даже говорил инспектору Академии архимандриту Питириму (впоследствии митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому), чтобы от меня требовали чуть меньше, чем от всех остальных.

Чтобы войти в атмосферу новой жизни, потребовалось время. Прошло примерно полтора года, прежде чем я смог полностью вжиться в свой новый статус диакона. А в том, что никем в жизни, кроме священнослужителя, я быть не могу, я всегда был уверен.

Трудностей добавляло то, что я был в СССР иностранцем, и за мной, конечно, наблюдали. В самое трудное время, когда я не мог общаться ни с кем, не боясь подставить человека, приходилось общаться только с дипломатами. До сих пор среди них у меня много друзей во всем мире.

Но, несмотря ни на что, на самом деле я никогда не жалел, что принял священный сан. Наоборот, я самый счастливый человек на свете. Господь дал мне возможность общаться с такими разными людьми! Я очень благодарен Богу за все, что мне довелось испытать в жизни. Когда-то приезд сюда был для меня вызовом, а стал благословением».

Мне интересно, как же все-таки удалось владыке Нифону, будучи не только иностранцем, но и священнослужителем, каждый день жить под неусыпным оком советских властей и в то же время избегать давления. Владыка поясняет, что у него была возможность научиться этому дома.

«Знаете, ведь еще в XIX веке в Сирии и в Ливане мусульмане-фанатики каждый месяц убивали тысячи христиан – и мужчин, и женщин, и детей. И в середине XX века, когда в Москве открылось наше Подворье, его настоятели вынуждены были помогать своей родине, потому что на Востоке Церковь жила очень бедно, и каждая копейка, которую тогда жертвовали христиане из России, была очень важна для антиохийцев. Так что, зная свою историю, теоретически я сразу был готов к трудностям с властью, но нужно было приобрести собственный опыт.

В 1964 году я закончил Московскую духовную академию и вернулся в Ливан. Меня рукоположили, причем сразу сделали архимандритом, и я стал помощником митрополита Нифона (Саба). Он был для меня образцом во всем, именно он научил меня жить в Церкви, и с тех пор я считаю, что именно священнослужитель должен играть огромную роль в приближении людей к вере. Позже я дружил с митрополитом Антонием Сурожским и всегда был совершенно согласен с ним в том, что никто не может прийти к Богу, пока не увидит на лице другого человека отблеск вечной жизни. Вообще, таких людей Церковь никогда не забывает. Я видел отсвет вечной жизни на лице митрополита Нифона.

Потом я какое-то время работал епархиальным судьей в Ливане, это такая специальная церковная должность. В моем ведении находились вопросы развода, усыновления, церковных наказаний за измену в браке. Кстати, за десять лет этого моего послушания развелись всего пять пар – остальные семьи удалось восстановить. С тех пор я знаю, что многие люди сами понимают, где и в чем они были неправы, и им просто нужно, чтобы их подтолкнули к возвращению в семью.

И только в 1977 году я вновь приехал в Россию, чтобы стать настоятелем Антиохийского подворья».

Церковь - не музей

В ливанских христианских семьях детям с малых лет прививают любовь и благодарность к Богу, а по воскресеньям все православные семьи обязательно собираются в храме. У нас таких крепких духовных традиций, влияющих на всю жизнь человека, пока еще нет, они только начинают возрождаться. Но владыка видит у «антиохийцев» и русских православных христиан немало общего.

«Все мои прихожане – прекрасные люди, многих из них я сам крестил и венчал, и даже ездил к ним домой, если нужно было помолиться у постели больного или причастить умирающего. Каждый день я принимаю людей по разным поводам, и вообще у нас очень сплоченный приход – многие здесь нашли себе друзей и постоянно общаются не только в храме, но и за его пределами. Каждое воскресенье и на все праздники я служу Литургию и говорю проповеди, причем стараюсь касаться максимально практичных вещей, потому что не хочу, чтобы христианство было для моих прихожан лишь красивой теорией. А 4 января, накануне Дня своего Ангела, встаю вместе с хором на клирос – читаю и пою как простой певчий.
Среди наших прихожан, конечно, есть и сирийцы, и ливанцы, но их в Москве не так много, так что в основном в наш храм ходят такие же обычные россияне, как и во все остальные храмы Москвы. Они спокойно молятся у нас и участвуют в Таинствах, ведь между Антиохийской и Русской Православной Церковью есть каноническое общение. Конечно, многих из тех прихожан, которые ходили в наш храм тридцать лет назад, сейчас уже нет на свете, но теперь к нам ходят их дети.

А вообще жизнь в Церкви не ограничивается только стоянием на службах. У нас на приходе постоянно кипит жизнь, есть воскресная школа – отдельно для детей и для взрослых. Мы устраиваем на Подворье благотворительные обеды и даем каждому, кто оказался за столом, пакет с продуктами на всю неделю – но это все равно мелочи по сравнению с тем, как Россия помогла Антиохийской Церкви в XIX веке. Вообще, чего только не пережила наша Церковь за свою историю: нашествие ислама, крестоносцев, турецкое владычество, и в конце концов, как и Россия – коммунизм...»

Между прочим, не только Россия помогала Антиохийской Церкви в трудное время. При советской власти Антиохийское подворье стало местом настоящего тайного паломничества: только там человек мог креститься или венчаться без «регистрации» – то есть его паспортные данные не передавались специальными наблюдателями в исполком, как в других православных храмах. Подворье Антиохийского Патриархата власть просто не могла к этому принудить. Вот люди и приезжали отовсюду, и епископ Нифон лично крестил и венчал тогда сотни православных со всей России, среди которых были и высокопоставленные чиновники, и просто известные люди.

«Я расскажу вам, как я жил при советской власти, – говорит владыка. – Однажды на Вербное воскресенье у меня на службе присутствовал бывший президент Ливана Амин Жмаэль. И вдруг во время крестного хода я увидел двух людей «из органов» – без моего благословения и разрешения они фотографировали христиан, пришедших в храм, – видимо, чтобы потом передать снимки в соответствующее ведомство. Я, как был, в облачении, подошел к ним и у всех на глазах просто забрал технику, сказав, чтобы больше я их рядом с храмом не видел.

Тогда многие боялись, что последуют санкции, но ведь в рамках своего епископского служения я сделал то, что должен был сделать – защитил свою паству. Кстати, за подобное неуважение к органам мне потом ничего не было, но только потому, что я не был гражданином СССР и фактически по своему статусу являлся официальным представителем. Власть не могла ко мне подобраться, потому что я всегда старался действовать в рамках советского законодательства. В данном случае, исходя из указа об отделении Церкви от государства, госслужащие просто не имели права делать в моем храме что хотят! Это ведь их собственные законы, я их не нарушал (смеется). А однажды, еще при Андропове, перед Пасхой ко мне пришли человек десять из милиции и сказали, что крестный ход устраивать нельзя. Я им ответил: «У нас не музей, а Живая Церковь. К тому же нехорошо вам иметь за границей такую репутацию», – а у меня тогда на праздник были приглашены посол США Хартман, посол Люксембурга Гидемейзер и посол Нидерландов Ван Ахт. В итоге порядок во время крестного хода обеспечивали не менее ста сотрудников милиции. И на пасхальное приветствие «Христос воскресе!» милиционеры негромко, но все-таки отвечали: «Воистину воскресе!».

В то время в центре города было очень мало действующих храмов, поэтому в родительские субботы у нас на Подворье собиралось много людей. В одну из таких суббот я увидел, что староста, назначенный «органами», стоит у церковного ящика, с нетерпением ожидая окончания службы, чтобы забрать все пожертвования и поделить их со своими «работодателями». Это бывало и раньше, но в тот день я вышел на амвон и обратился к верующим со словами: «Дорогие и возлюбленные! Мы, священнослужители, многим вам обязаны. Поэтому все материальные пожертвования сегодня отменяются – у нас «ленинский субботник!». Через две недели этого старосту сняли.

Все эти годы служить владыке помогали русские священники, которых направляла на Антиохийское Подворье Московская Патриархия. Сейчас, когда представителям разных культур и традиций так трудно порой находить общий язык, даже удивительно, что у них не возникало никаких конфликтов.

«На протяжении всех этих лет я никогда ни на кого из них не пожаловался. У нас никогда не было ссор, мы понимаем друг друга с одного взгляда, – владыка шуточно сводит брови, демонстрируя этот самый взгляд. Но тут же становится серьезным. – Самое главное, что я стараюсь внушить им – это любовь к пастве, к церковному народу. Я всегда им напоминаю пример Господа, Который любит нас настолько, что ради нас не пожалел Себя. Люди всегда должны видеть в священнике своего отца и пастыря и не бояться приходить к нему за советом. Однажды я сказал одному священнику: я к тебе пошлю людей, исповедуй их, пожалуйста, очень долго. Он спросил: долго – это сколько, Владыка? Я ответил: спроси их обо всем, что тревожит их душу, дай им необходимые советы, но самое главное – будь к ним милосерден. В мире и так хватает горя, и ты должен уметь это горе и эту тяжесть взять на себя и понести.

Мы только служители Церкви, и хотя через нас, недостойных, Господь посылает Свою благодать, не мы разрешаем грехи. Господь через нас Сам делает это, и если мы помним, что через нас действует Бог, все меняется. А когда человек думает, что он сам разрешает грехи – это беда. Я очень люблю Достоевского, и всегда вспоминаю, как у него старец Зосима от всей души поклонился в ноги пришедшему к нему грешнику, Дмитрию Карамазову. Вот и мы тоже должны делать так.

Христиане вообще обязаны жить иначе и воплощать в себе все то, о чем говорят другим. Нам нельзя быть «как все»! Мы должны делить с людьми их радость, но не должны поддаваться на соблазны мира. Тогда и люди будут к нам по-другому относиться, и душа наша будет спокойна. Святость – это отделенность от всего злого, и если мы будем святы, мы действительно сможем радоваться. А жить надо в радости, ведь Сам Господь нам сказал: “Радуйтесь!”»

Екатерина ПРОГНИМАК

Дата рождения: 4 декабря 1941 г. Страна: Сирия Биография:

Представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси

В 1959 г. после окончания евангелического колледжа в Захле и математического факультета университета в Бейруте рукоположен в диаконский сан.

В России под его духовной опекой живет небольшая антиохийская диаспора — сирийцы, палестинцы и ливанцы. Митрополит Нифон также духовно окормляет антиохийскую паству в Греции.

Образование:

1964 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

Место работы: Храм Архангела Гавриила и Феодора Стратилата в Москве (подворье Антиохийской Православной Церкви) (Настоятель) Награды:

Церковные:

  • 2011 г. — свт. Алексия Московского II ст.;
  • 2012 г. — «Алгыс» («Благодарение») Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан;
  • 2014 г. — свт. Иннокентия Московского II ст.;
  • 2016 г. ― прп. Сергия Радонежского I ст.;
  • 2016 г. — «Ынталы Қызмет Үшiн» («За усердное служение») Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан;
  • 2017 г. — св. блгв. кн. Ростислава I ст. (Православная Церковь Чешских земель и Словакии);
  • 2017 г. — свт. Марка Эфесского I ст. (ОВЦС МП);
  • орден св. равноап. кн. Владимира II ст.;
  • ордена Поместных Православных Церквей: Русской, Румынской, Элладской, Болгарской, Чешской.

08.04.2013

Излюбленный афоризм архиепископа Филиппопольского Нифона, настоятеля Подворья Антиохийской Православной Церкви в Москве: «Мечтаю стать русским святым». Владыка Нифон за более чем тридцать лет своего служения в России стал известен не только как церковный дипломат, несущий непростое послушание по поддержанию отношений между двумя Церквами. Прихожане знают его как заботливого настоятеля, пастыря, к которому всегда можно обратиться за советом. В день престольного праздника храма Подворья - единственного храма в Москве, освященного во имя архангела Гавриила - владыка рассказал нашему сайту о жизни своего прихода.

В престольный праздник Антиохийского Подворья в Москве многие пришли сюда помолиться о мире на Ближнем Востоке. В Сирии сегодня погибают сотни христиан, разрушаются святыни, последователей Христа изгоняют с земель, где они жили в течение многих веков. Не застрахован от подобных катаклизмов и соседний Ливан. Какими Вы видите возможные варианты развития ситуации? Что Церковь может сегодня сделать для ее мирного урегулирования? Какие проблемы в первую очередь придется решать новому Предстоятелю Антиохийской Православной Церкви, взошедшему на Патриарший престол в столь трудное время?

– Спасибо всем, кто молится за народ Антиохийской Церкви, переживающий страшные события. К сожалению, никто сейчас там не слушает голос Церкви. Страдают священнослужители и паства, многие эмигрировали, стали беженцами. Увы, повторяется картина, которая была в Ираке. Основная проблема в Антиохийской Церкви сейчас – положение верующих в Сирии и проблемы беженцев. Духовенство старается вдохновлять народ оставаться на своей земле.

– Могут ли прихожане московских храмов принять каким-либо образом участие в помощи сирийским христианам?

– Помочь можно молитвой, другая помощь – материальная – возможна с благословения Святейшего Патриарха Кирилла.

– Церковь в России не гонима, и нам трудно представить себе на практике подвиг исповедничества. Как сохранить веру в благополучные времена? По вашему ощущению, религиозны ли люди в Москве?

– Церковь в России перестала быть гонимой совсем недавно, и для многих подвиг исповедничества – это не слова из учебника истории. В России религиозность очень связана с патриотизмом, через который многие укрепляют свою веру. Москвичи любят Церковь, и надо только нам, духовенству, быть добрым примером для мирян, привлекая их в Церковь любовью и заботой.

– Как Вы собирали общину в вашем храме? Кто в нее входит?

– Я с радостью вспоминаю тех бабушек, которые были моей первой общиной в Москве, которые хранили православную веру. Низкий поклон им. Потом моя паства обогатилась теми, кто крестился и венчался у нас на Подворье, потому что тут они могли не бояться преследований (мы не спрашивали паспорт, как тогда было положено, и таким образом их данные не попадали в соответствующие органы). Несмотря на то, что многие уехали из центра города, они сами и теперь уже их дети и внуки приезжают в наш храм на праздники и на воскресные службы.

– При советской власти Антиохийское Подворье действительно было местом настоящего тайного паломничества: только там человек мог креститься или венчаться без «регистрации». Какой была жизнь прихода в то время?

– К нам часто приезжали гости – христиане из других стран: Ближнего Востока, Европы, Америки – которые могли общаться в стенах Подворья с прихожанами. Это были интересные и полезные встречи, приоткрывавшие железный занавес. Гости везли с собой книги: Библию, молитвословы, богословские сочинения, которые мы раздавали на приходе. Тогда у нас существовал единственный в Москве детский хор, была открыта первая воскресная школа. С советских времен на Подворье существует традиция благотворительных обедов.

В последние годы советской власти в наших храмах появилось много молодежи, некоторые из этих людей впоследствии стали священнослужителями.

– Вы служите в России уже более тридцати лет. Какое впечатление на Вас произвела церковная жизнь здесь, когда Вы еще только начали с ней знакомиться? Какие важные процессы, которые происходят в ней сегодня, Вы бы назвали?

– Когда я приехал в Россию, было очень сложно разобраться – времена были трудные. Поражало то, что, несмотря на сильное давление откровенно атеистического режима, было много людей, преданных Церкви, смелых и патриотичных. Сегодня Церковь имеет возможность воспитывать молодое поколение – это очень важно для будущего страны.

– Какие традиции древней Антиохийской Церкви вы привнесли в быт московского прихода?

– На Подворье, к примеру, есть традиция в Вербное воскресенье устраивать детский крестный ход со свечами, ведь, по преданию, именно в этот день Господь благословил детей. Я все эти годы старался объединить восточную красоту с русской духовностью. У нас есть совершенно особенные службы, например, Чин Погребения в Великую Пятницу, во время которого часть молитв поется на арабском языке.

– Есть ли у Вас в Москве любимые святыни? А в вашем храме?

– Конечно. Казанская икона Божией Матери в , мощи святителя Филарета митрополита Московского в Храме Христа Спасителя, по благословению которого в 1848 году было в первый раз основано Антиохийское Подворье. У нас в храме – икона Божией Матери «Нечаянная Радость»; когда я в Москве, всегда читаю по воскресеньям акафист перед этим образом.

– Есть ли у ближневосточных христиан какие-либо особые традиции, связанные с Великим постом?

– Между приходами Великим постом происходит обмен проповедниками: священники посещают разные храмы в городе, и люди очень ждут эти проповеди.

– Вы рассказывали, что поначалу Вам было трудно совершать свое служение на чужбине. Сначала учеба в Московской духовной академии, изучение иностранных языков, затем служение на приходе в непростых советских реалиях… Что Вас поддерживало и давало силы? Как пастырю устоять и не выгореть?

– Я очень почитаю Божию Матерь, к Которой всегда обращался и обращаюсь с молитвой о ходатайстве перед Ее Сыном.

– В своих выступлениях Вы неоднократно говорили, что между Антиохийской и Русской Церквами существуют особые отношения. В чем причина такой близости?

– Этому есть исторические предпосылки. Так, первый иерарх Русской Церкви Михаил был родом из Сирии, впоследствии именно Антиохийский Патриарх первым рекомендовал Константинополю дать автокефалию Русской Церкви. Визит Патриарха Макария в Россию в середине XVII столетия, описанный его сыном диаконом, несомненно, имел историческое и духовное значение.

При турецкой власти на Востоке Русская Церковь защищала Антиохийский Патриархат, материально помогала православным антиохийцам – это послужило причиной открытия нашего Подворья в Москве. Русская Православная Церковь первой признала в 1890 году Антиохийского Патриарха араба, по согласованию с ней была основана наша епархия в США. Многие наши митрополиты окончили Киевскую и Казанскую духовные академии. И приснопамятный Патриарх Игнатий получил русское богословское образование в Париже. Я помню таких ярких антиохийских иерархов, как Патриарх Александр (Тахан; 1869 - 1958), митрополит Эмесский Александр, митрополит Лаодикийский Гавриил, митрополит Аккарский Епифаний, епископ Игнатий (Аббуррусс), который в свое время был представителем Антиохийского Патриархата в России. Кстати, именно он закрыл глаза после смерти святому праведному Иоанну Кронштатскому, с которым они дружили. Эти выдающиеся личности были мне в юности примером, и через них я приобрел первую симпатию к России.

Антонина Мага, корреспондент «Журнала Московской Патриархии» ,
специально для портала «Приходы»

Храм архангела Гавриила народная молва XVIII века помнила как пример нашей местной «вавилонской башни». По легенде, ближайший сподвижник Петра I Александр Меньшиков, построивший эту красивейшую церковь в 1701 — 1707 годах, задумал ее сделать самым высоким зданием в городе – она была на три метра выше, чем колокольня Ивана Великого. Но через несколько лет после окончания строительства, в 1723 году, в высокий шпиль купола попала молния, и верх башни целиком сгорел. На землю обрушились 50 колоколов, подавив много людей, спасавших от огня церковную утварь.

Дурная слава вместе с расположением – у бывших Поганых прудов, сделали свое дело: на некоторое время храм забросили и даже использовали как место масонских собраний.

Но в начале XIX веке дом молитвы решили возродить. Рядом возвели зимнюю церковь во имя мученика Феодора Стратилата. А в 1852 году митрополит Московский Филарет (Дроздов) повелел убрать все масонские символы и вернуть церкви подобающий облик. Храмы удалось сохранить и во время наполеоновского нашествия: за взятку, полученную от директора Почтамта (к этому ведомству были приписаны храмы), французские солдаты перед отступлением не стали сжигать их.

Как и многие другие церкви Москвы, Гаврииловский храм закрыли в 1923 году, но после Великой Отечественной войны здесь снова возродилась церковная жизнь. В 1948 году отмечали 500-летие автокефалии Русской Православной Церкви и под этим предлогом Патриарх Алексий I добивался открытия новых храмов в Москве. Так Гаврииловский храм стал подворьем Антиохийской Церкви. Есть также версия, что подворье Иосиф Сталин разрешил открыть после знакомства с антиохийским митрополитом Гор Ливанских Илией, который предсказал победу в Великой Отечественной войне.

9 мая 1977 года представителем Патриарха Антиохийского в Москве и настоятелем Антиохийского подворья священноначалием Антиохийской Церкви был назначен архимандрит Нифон (Сайкали), впоследствии архиепископ Филиппопольский.

Императорское православное палестинское общество
объявило сбор гуманитарной помощи народу Сирии

Члены Рабочей группы ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке намерены доставить и передать гуманитарную помощь в Дамаске Патриарху Антиохийскому и всего Востока Иоанну X и Верховному муфтию Сирии Ахмаду Бадр-эд-Дину Хассуну. Планируется приурочить эту миссию ко Дню независимости Сирийской Арабской Республики – 17 апреля.

Как сообщает официальный портал Московского Патриархата , сбор средств осуществляется при поддержке Российского комитета солидарности с народами Ливии и Сирии и Русской Православной Церкви, которая с этой целью предоставила помещения:

– в Марфо-Мариинской обители (Большая Ордынка, дом 34, строение 3),

– в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре (Крестьянская площадь, дом 10),

– в Российском православном университете (Новая площадь, 12).

Митрополит Хомский Георгий, побывавший недавно в Москве и принятый Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, особо просил членов Рабочей группы ИППО оказать помощь в доставке витаминов и лекарств для детей, в том числе препаратов для лечения желудочно-кишечных, простудных заболеваний, а также антибиотиков и противокашлевых препаратов. По словам владыки, такая помощь поможет сохранить жизни многих сирийских детей.

Перечень необходимого:

1. Лекарственные препараты.

Антибиотики (амикацин, левофлоксацин, клоксациллин, пиперациллин, ванкомицин, метронидазол, линкомицин).

Цефалоспорины (цефалексин, цефазедон, цефураксин, цефриаксон).

Значение НИФОН (САЙКАЛИ) в Православной энциклопедии Древо

НИФОН (САЙКАЛИ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Нифон (Сайкали) (род. 1941), архиепископ Филиппопольский, патриарший викарий, представитель Антиохийского патриарха при патриархе Московском и всея Руси (Антиохийская Православная Церковь).

В 1959 году окончил математический факультет колледжа при Американском университете в Бейруте и в том же году был рукоположен во диакона. Тогда же он впервые приехал в Россию для учёбы в Московской духовной академии.

9 мая 1977 года в сане архимандрита был назначен постоянным представителем Антиохийского патриарха в Москве, настоятелем Москвского Антиохийского подворья. Под его духовной опекой живёт небольшая антиохийская диаспора в России - сирийцы, палестинцы и ливанцы, а также русские прихожане.

13 ноября 1988 года был хиротонисан во епископа Филиппопольского, викария, патриарха Антиохийского, представителя Антиохийского патриарха при патриархе Московском и всея Руси (Антиохийская Православная Церковь).

По его словам, он так полюбил Россию, что отказался от сана митрополита Австралии, не желая уезжать.

Епископ Нифон - почетный член клуба Дипломатической академии России. Владеет, помимо родного арабского, русским, английским и французским языками.

ордена Русской, Румынской, Элладской, Болгарской, Чешской Православных Церквей.

государственный Ливанский орден «Ливанского достоинства» (от президента Ливана, 2003).

государственный Российский орден Дружбы (от президента России В. В. Путина, 7 сентября 2007, "за большой личный вклад в укрепление дружественных связей между народами России и стран Ближнего Востока").

Использованные материалы

http://www.patriarchia.ru/db/text/350826.html

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_2668

«Епископу Филиппопольскому Нифону, Московскому представителю Антиохийского Патриарха, вручен орден Дружбы», 7.IX.2007:

http://www.pravoslavie.ru/news/070907154207

«Представитель Антиохийского Патриарха в Москве епископ Филиппопольский Нифон награжден орденом Дружбы», 6.IX.2007:

http://www.patriarchia.ru/db/text/277557.html

«Посланник древней Антиохии», 15.VI.2005:

http://religion.ng.ru/facts/2005-06-15/1_antiohia.html

«Представителю Антиохийского Патриарха в России епископу Нифону исполнилось 60 лет», 4.XII.2001:

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...=534

«Епископ Нифон: “Мне приятно служить русскому народу”»:

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...=679

Http://www.bogoyavlenskoe.ru/about/hrami/antiohiiskoe_podvorie/

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НИФОН (САЙКАЛИ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФИЛИППОПОЛЬ-СИРИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филиппопольская (Шахбская) викарная епархия, викариатство патриаршего престола Антиохийской Православной Церкви. Епархия с кафедрой в …
  • КОНСТАНТИН (ПАПАСТЕФАНУ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Константин (Папастефану) (род. 1924), митрополит Багдадский и Кувейтский, ипертим и экзарх всей Месопотамии. Родился …
  • ЕПИСКОПАТ АНТИОХИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Епископат Антиохийской Православной Церкви - ныне здравствующие архиереи в порядке сана и епископской хиротонии Предстоятель …
  • 21 НОЯБРЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". 4 декабря по новому стилю Ноябрь (старый стиль) 1 2 3 4 5 6 7 8 …
  • в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Хронология Столетия: XIX XX XXI 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 …
  • ФЕОФИЛАКТ (МОИСЕЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофилакт (Моисеев) (род. 1949), епископ Брянский и Севский. В миру Моисеев Николай Алексеевич, родился …
  • ФЕОФИЛАКТ (КУРЬЯНОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофилакт (Курьянов) (род. 1974), епископ Смоленский и Вяземский, управляющий приходами Патриаршего благочиния в Туркменистане …
  • ФЕОДОСИЙ (ВАСНЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Васнев) (род. 1961), епископ Тамбовский и Мичуринский. Родился 26 января 1961 года в …
  • РУМЫНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Румынская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование - Румынский Патриархат. Официальный …
  • НИФОНТ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нифонт - имя ряда патриархов Константинопольской Церкви: Нифонт I , патр. 9.V. 1310 -11.IV. 1314 …
  • НИФОНТ II КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нифонт II Константинопольский (ок. 1435 / 1440 - 1508) , патриарх, святитель …
  • КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Константинопольская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование …
  • ИРИНАРХ (ГРЕЗИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иринарх (Грезин) (род. 1951), епископ Пермский и Соликамский, ректор Пермской духовной семинарии. В …
Loading...Loading...