Храм великомученика никиты, афонское подворье. Большая любовь и вера

О встречах с новопрославленным святым рассказали игумен Никон (Смирнов), настоятель Московского подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, и протопресвитер Михаил (Макридис), Греция.

Молитвенники Афонского подворья

Игумен Никон (Смирнов)

В 1991-1992 году, в связи с изменением государственного режима, после долгих поисков нам предоставилась возможность выбрать место для Афонского представительства в Москве. Подворье расположено на Таганке, рядом жилая высотка, жители этой высотки построили гаражи, которые теперь оказались на территории подворья. Люди не были настроены освобождать место, угрожая монахам расправой, и обещая разрушить храм.

Тогда наш настоятель отправился на Афон, решив обратиться за духовной помощью к старцу Паисию. Ему удалось увидеться со старцем и рассказать о своей боли.

Старец Паисий выслушал настоятеля и сказал: «У тебя же много молитвенников, обращайся к ним», – «Какие же у меня молитвенники?», – «Сколько у тебя престолов?», – «Пять», – «Вот эти святые, престолы которых у тебя в храме, вам и помогут. Обращайся ежедневно к ним с молитвой, ищи их помощи».

Настоятель так и сделал: ежедневно всей братией мы стали совершать крестные ходы и молиться. И все решилось мирно.

Игумен Никон (Смирнов)

Русский наставник старца Паисия

Старец Паисий был просто происхождения и закончил только начальную школу, но он стал настоящим богословом. Святые отцы говорят: «Кто молится, тот и богослов». Это безусловно относится к преподобному Паисию, ибо он молитвенник вселенского масштаба. В его знаменитую келью стекались тысячи людей, потерявших смысл жизни, и никто не уходил от него не утешенным. Старец Паисий привел к Богу столько заблудших душ, что его можно назвать равноапостольным.

При, казалось бы, столь малом образовании он был удивительно осведомлен в святоотеческом понимании церковных истин. Благодать Божия всегда была с ним.

Кто же из современников мог содействовать его духовному росту? Оказывается, духовным наставником Паисия Святогорца был в свое время русский иеромонах Тихон (Голенков), он же постригал Паисия в великую схиму в 1966 году.

Когда иеромонах Тихон служил литургию, он всех удалял из алтаря. Литургия служилась неимоверно долго, только пение Херувимской длилось два часа, но так как в алтаре никого не было, было ясно, что это пели ангелы.

Иеромонах Тихон знал о времени своей кончины. Однажды он рассказал Паисию, что ему явилась Божия Матерь с чудотворцами Сергием и Серафимом, и известила его, что он отойдет ко Господу через день после Ее рождества – 23 сентября. Так и произошло.

Преемник Арсения Каппадокийского

Старец Паисий родился в Фарасе, в Кападокии (Малой Азии) и был крещен знаменитым подвижником – Арсением Каппадокийским. В то время случился обмен населения – фарасийские греки уезжали из Турции в Грецию, а турки из Греции в Малую Азию. И перед отъездом святой Арсений Каппадокийский окрестил будущего подвижника, дав ему свое имя.

Святой Арсений считал своей миссией перевезти в Грецию людей, чтобы спасти их от репрессий Ататюрка. Так Арсений – будущий старец Паисий, возрастал в сложных условиях, так как его родные и семья были беженцами, жили в бедности и терпели настороженное отношение местных жителей.

В 1940 году началась война Греции с Италией, затем Вторая мировая война и гражданская война в Греции. В 1945 году Арсений был призван в действующую армию, где три с половиной года служил радистом. Именно из-за войны он не имел возможности получить образование, хотя никогда не относился к образованию плохо.

Молитва старца Паисия

В молодости я не очень хорошо относился к священству, так как встречал священников столь же страстных, как я. У меня не было перед глазами духовного примера, хотя я слышал о старце Паисии от друзей. В молодости я увлекался восточными религиями и восточными единоборствами, и вот однажды, после одного чуда, произошедшего со мной во время летних каникул 1991 года, я решил отправиться на Афон и познакомиться со старцем Паисием.

Добравшись до кельи старца Паисия, я увидел много желающих попасть к старцу и тоже встал в очередь. Рядом со мной стоял мальчик – школьник 5 или 6 класса – с отцом. И отец рассказал мне, что старец Паисий спас его сына от смерти.

Несколько лет назад мальчик перебегал дорогу в центре Афин, внезапно навстречу ему вылетел автобус, но произошло чудо – удивительным образом мальчик избежал смерти. Спасенный мальчик все время кричал: «Меня спас дедушка!», но никто не видел этого дедушку. Тогда он рассказал, что видел старца, который закрыл его собой и оттолкнул от места неизбежной трагедии.

Спустя несколько лет в гостях у друзей мальчик увидел фото старца Паисия и сказал: «Этот дедушка на фотографии спас меня». Тогда отец решил отправиться на Афон и спросить старца знает ли он об этом случае.

Когда мальчик увидел старца, он бросился к нему в объятья и не отходил от него. Отец мальчика спросил старца: «Это вы спасли моего сына, когда на него ехал автобус?». Тот ответил: «Нет, это был не я. Но если этот случай произошел в четверг после семи вечера, то именно в этот момент я начинаю молитву о всех путешествующих и о всех христианах. Господь послал мальчику его ангела хранителя, который просто предстал в моем образе».

Мальчик начал протестовать: «Нет, это неправда, это был ты». И старец Паисий рассказал отцу мальчика, что каждый день после своего молитвенного правила он уделяет час молитве о разных людях. Старец Паисий завещал отцу молиться за своего ребёнка, а мальчику молиться за всех своих друзей.

Отношение к критике

Следующим в очереди к старцу был я. Я не мог смотреть ему в глаза, так как его лицо так сияло, что сияние просто ослепляло меня. Я мог смотреть только на землю. Единственное, что я понимал в ту минуту, что этот человек видит всего меня, весь мой внутренний мир, он все знает обо мне.

Но вместо ожидаемого мной обличения за всю критику, которую я говорил в его адрес, старец погладил меня по голове и сказал: «Не огорчайся все, что приходило тебе в голову -не твое, это было искушение». Любой из нас на месте старца выгнал бы меня, но только не старец Паисий.

Так произошло мое знакомство со старцем. С тех пор я много раз посещал его, пытаясь решить свои внутренние противоречия, так как в лице старца Паисия я обрел подлинную духовность нашей Церкви.


Конкуренты

Старец Паисий никогда не смотрел на других святых людей, которые жили в его время, как на соперников. Это был мой первый урок – перестать конкурировать с ближними.

Однажды старцу явилась святая мученица Евфимия, и он спросил ее: «Если бы ты вернулась в мир, чтобы ты хотела исправить в своей жизни?». Святая ответила: «Я бы хотела испытать еще большие мучения за Христа». А святая мученица Евфимия пережила тяжелейшие мучения, и старец Паисий удивился: «Это говоришь ты, которая пережила такие страшные мучения!». «Если бы я знала о том, в какой славе пребывают святые, то сделала бы все возможное, чтобы подвергнуться еще большим мукам» – ответила мученица Евфимия.

Рассказав мне это, старец сказал: «Видишь, святые не имеют никакой зависти и конкуренции – почему ты должен быть ближе ко Христу, а не я – они живут в мире и на этой земле, и в Царствии Небесном. Главное, что их волнует, это восхваление имени Господа».

Молитва подобна автобусу

У меня был очень близкий друг, который заболел раком. Незадолго до его смерти я спросил старца Паисия: «Скажи, моя молитва за друга имеет какую-то силу?». Старец ответил: «А почему ты молишься только за одного человека, молись за всех людей, за всех, кто болен тяжелыми болезнями в мире.

Молитва подобна автобусу – одинаковый плод от водителя автобуса, в котором едет сто человек и от водителя автобуса, в котором едет один человек».

Я воскликнул: «Но ведь остальных я не знаю!». И старец сказал: «Разве Пресвятая Богородица знает тебя? Ты Ей неизвестен, ты не можешь Ей ничем помочь, Она в тебе не нуждается, так почему Она должна тебе помогать? Вот твоя логика.

Священники Израиля, распявшие Христа, молились о себе и приносили жертвы за себя, чтобы Господь исполнил их личные желания. Они не молились за других, не молились, чтобы Господь показал им волю Божию о других людях.

Когда ты молишься только о своих личных проблемах, это все равно что прийти к какому-то депутату и просить для себя личной услуги. Научись молиться за людей вокруг тебя, и тогда ты уподобишься Господу и Богородице».


Бремя ближнего

Однажды мы пришли в келью к старцу и увидели яму, которую он выкопал для себя вместо гроба. Старец был очень болен, бледен, одно его лёгкое почти не работало, накануне он испытал такую сильную боль, что лег в свой гроб.

Мы спросили старца: «Как у тебя появилась столь тяжелая болезнь, ведь ты живешь такой святой жизнью?». И старец рассказал, что однажды к нему приехал один паломник, у которого не функционировало одно легкое. Этот паломник просил старца помолиться не за него, а за его семью – жену и детей.

В тот же вечер старец начал молиться, и ему явился ангел, который сказал: «Чтобы этот человек был исцелен, кто-то должен взять его бремя. Ты хочешь взять это бремя?». Так Господь послал старцу эту болезнь.

Тогда я спросил старца Паисия: «Могу ли я сделать то же самое для своего болящего раком друга?». И он ответил: «Если ты заболеешь, ты огорчишь своих родителей, создашь им много финансовых и других проблем, а вокруг меня нет людей, которым я могу создать проблемы. Поэтому будь доволен тем, что Господь тебе посылает и молись за своих ближних».

Тонкая ветка

Однажды я рассказал старцу о своем увлечении восточными единоборствами, и он сказал: «Это все бесовские увлечения». Я начал протестовать, мне было обидно, я уже почти получил черный пояс. Тогда старец взял в руки тонкую ветку с тремя засохшими листиками на ней и сказал: «Сломай её». Я начал смеяться: «Дай мне ветку потолще!». Но я не смог сломать эту тонкую ветку.

Старец никогда не навязывал людям свою волю, он ждал, чтобы человек сам созрел до того, чтобы принять его слова. Когда мы собирались в келье старца и беседовали с ним, он никогда не перебивал нас, и никогда не навязывал свое мнение. Он всегда смотрел вниз, и было такое чувство, что он с кем-то внутренне беседует, с кем-то, кого мы не видели. А потом он излагал свое мнение, и на всех нас сходило состояние спокойствия и мира.


Крест отца

Однажды я спросил старца какую профессию мне выбрать. Я занимал должность в греческой армии, мой отец был отставным генералом, и я рассказал старцу о своем желании пойти по стопам отца – стать военным. Старец ответил мне: «Военные кресты и награды отца ты наденешь на себя, но его меч тебе не нужен».

Когда старец почил, исполнился его завет: «Вам, людям в миру, принесет пользу моя смерть. Пока я живу на земле вы приезжаете ко мне, а когда я умру, я сам буду к вам приходить».

В 1999 году, после смерти отца, меня рукоположили в Фессалоникийской епархии. А в 2005 году, когда меня рукоположили в сан протопресвитера, ко мне пришла мать и передала награды, ордена и кресты моего отца.

Один священник, увидев эти кресты у меня дома, спросил меня: «Почему ты не сделаешь из этих крестов священнические кресты для себя?». И тогда я вспомнил слова старца.

Один из этих крестов сегодня на мне, я ношу его, воздавая честь святому старцу, и вновь понимая, что промысел Божий совершенно отличен от нашей человеческой логики.

игумен Никон (Смирнов), настоятель Московского подворья Афонского Пантелеимонова монастыря

Богослужебное пение занимает в Церкви Христовой важное место и составляет ее неотъемлемую часть. Когда мы войдем в храм и в нем еще не началась служба, тихая, благоговейная его обстановка приготавливает нас к богослужению. И как бы ни был храм великолепен в своем убранстве, в росписи стен, в иконостасе, в киотах, в паникадилах, подсвечниках и т. д., если под его сводами еще не раздается чтение или пение, даже самое простое, то храмовое действо не началось, пульс жизни Дома Божия не ощущается. Но вот мы слышим возглас священнослужителя, а за ним и пение, и тотчас вся атмосфера храма изменяется: он весь наполняется звуками, таинственно преломляющими перед слухом молящихся грань между этим видимым и тем невидимым миром, в который устремляется наша душа вслед за возносящимся горе пением. Богослужебное пение - это дыхание храма. Прекрати, устрани это пение - и храм представляется иным, неживым. В старинных документальных известиях существовало такое понятие: «Храм стоит без пения»; к примеру: «в селе Архангельское без пения » - что означало закрытый (недействующий) по тем или иным причинам храм.

Какова природа богослужебного пения?

Господь, Творец всяческих, Царь славы, создав мiр видимый и невидимый (ангельский), восхотел приобщить созданные существа Своей славе, блаженству. Разумные твари, исполненные чувств восхищения красотою, премудростью, великолепием творений и всего мiроздания, не могут оставаться только созерцателями божественных дел. Наделенные Творцом способностью петь, они готовы восхвалять величие Его творений не умолкая. Так мы и узнаем из Священного Писания, что ангельский мир непрестанными гласами воспевает песнь Богу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». Благодарностью и прославлением Бога начинает священник всякий чин богослужения: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа», или «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельной Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков».

Круг суточного богслужения начинается с вечерни, и здесь поется на всенощном бдении по возгласе «Слава Святей…» предначинательный псалом (103-й), весь исполненный прославлением Творца. В пении слышатся отзвуки гимнов горних сил. Особенно таинственная связь горнего мiра и дольнего, земного под сводами храма подчеркивается в Херувимской песне: «Иже херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Изображая собою таинственным образом херувимов, певцы, прославляя Троицу Животворящую, должны, по возможности, уподобляясь им, воспевать ангелоподобное славословие. В чем оно должно состоять?

Во-первых, ангелоподобное пение в храме должно быть духовным, т. е. его звучание под сводами Дома молитвы должно исключать все мiрское, чуждое истинному настроению молящегося христианина. Человек, жаждущий общения с вышним мiром, где, собственно, и уготовляется ему чертог жизни вечной, спешит в храм Божий, чтобы оторваться хотя бы на какое-то время от суеты мiрской, отдаться душой молитвенному общению с Богом, слиться с голосом Церкви в прошениях и обращениях к Источнику жизни, излить свои скорби, вздохнуть о своих согрешениях и сбросить у подножия Креста Господня бремя своих грехов. Душе нужна своя пища, духовная, очищенная от всего земного, страстного, губительного. Богослужение предназначено утолять алчную душу ангелоподобным исполнением священных гимнов, молитвословий и псалмопении. Никакой примеси мiрской музыки, манеры исполнения не должно быть места в храмовом пении! Как бы ни была красива, усладительна мелодия светского произведения, будь это народная песня, оратория или кантата и т. п., она не способна проникнуть в духовную сущность человека и задерживается на оболочке его плотского естества, потворствуя его явным или тайным страстям. «Рожденное от плоти есть плоть» ().

Привнесение светского элемента в богослужебное пение извращает его назначение и цель - одухотворять молитву христианина, делать его причастным сакраментальной жизни Церкви Христовой.

Происходит отсюда что-то обратное: светски звучащее исполнение в храме не помогает, а мешает молитве человека. Малоцерковный регент, избрав подобное сочинение, стремясь все свои музыкальные способности вложить в исполнительское искусство, но не в состоянии понять, что данное произведение уводит, увлекает молящихся от подлинного духовного настроения, услаждая слух, но не дух. Ведь «не собирают с терновника виноград или с репейника смоквы» (). Руководители хоров без должного рассуждения слепо преклоняются подчас перед авторами целых всенощных и Литургий с мiровой известностью в светской музыке (П. Чайковский, С. Рахманинов и т. д.), но малокомпетентными в церковном пении. Благоговение перед святыней церковного пения побуждает признать, что «никто не может служить двум господам» (). Допустимо ли здесь одной и той же рукой композитора сочинять музыку со страстными сценами для очередной оперы и Литургию - святое святых богослужебного круга? «Не можете служить Богу и мамоне» (). А как мучительно слушать молящемуся в храме театрально звучащие «В молитвах неусыпающую Богородицу» С. Рахманинова, где одно слово «не удержаста» повторяется «на все лады» где-то раз десять, вопреки правилам издревле установленного богослужебного пения.

Часто повторяемые слова в сочинениях церковных композиторов свидетельствуют лишь о слабости их таланта на церковной ниве, об их малодуховности, т. к. здесь содержание явно отступает на второй план, всячески подгоняется под канву сочиненной мелодии, что прямо противоречит каноническому устроению богослужебного пения, в котором без всякого сомнения приоритет отдавался слову, а не звуку. «Раб Христов должен петь так,- учит ,- чтобы приятны были произносимые слова, а не голос поющего» (см. «Церковное пение в России». Вып. 1, М., 1887 г., с. 38).

Далеко зашедшее обмiрщение церковного пения в России за последние столетия, сломав рамки его древних канонов, открыло дорогу произволу новых творцов, так что в их сочинениях, например, Херувимской песни, отдельные слова или сочетания нескольких слов повторяются по 2, 3, 4 и т. д. раз, создавая безсмыслицу. Слово, без которого не может быть песнопения, совершенно неоправданно отдается в жертву мелодии.

До какого абсурда может дойти господство музыки над текстом, насильно подгоняемым под ноты в видах красоты звучания, а не смысла, стоит вникнуть в известное сочинение П. Чеснокова «Воскресение Христово видевше», где допущен перехлест слов во вступлениях партий и в результате при пении верхними голосами слов «имя Твое именуем», бас параллельно поет «не знаем». Или в переложении Г. Львовским кондака Успению Божией Матери роспева Киево-Печерской Лавры сделана автором роковая уступка музыке в ущерб смыслу слов: 3-й голос делает вступление слогом-отрицанием «не», после чего остальные голоса поют «неусыпающую». Таким образом, слышится дважды отрицательная частица «не», по семантике слов здесь двойное отрицание и, следовательно, по переложению Львовского уже звучит противоположное: «В молитвах (не-не) усыпающую Богородицу…» (Сравни аналогичное из 2-й молитвы ко Святому Причащению «Якоже не неудостоил еси внити.., т. е. удостоил).

В своей речи о церковном пении Святейший Патриарх Алексий I, порицая склонность хоров к светскому образу пения, говорил: «Вместо небесной музыки, какая слышалась в древних строгих и величественных роспевах, мы слышим мiрское легкомысленное сочетание звуков. И таким образом, пение в храмах наших, особенно городских, совершенно не соответствует той цели, какую оно должно преследовать, и храм из дома молитвы часто превращается в зал бесплатных концертов, привлекающих публику, а не молящихся, которые поневоле должны терпеть это отвлекающее их от молитвы пение». (ЖМП, 1948, No 5, с. 8).

Богослужебное пение никак не должно быть похоже на мiрское, земное. В храме все иное, отличное от повседневного, житейского: облачения священнослужителей, напрестольные сосуды, утварь (лжица, дискос, подсвечники, хоругви и т. д.), роспись стен, иконостас; наконец, архитектура здания несет свои черты (апсиды, закомары, купола и т. д.) Богослужебное пение и мiрское пение не совместимы. Вот почему древняя Христианская рождала в своих истоках особое пение, надмiрное. Что был плод не измышления, не изобретения нового пения, а веяние Духа Святаго, ниспосланного Сыном Божиим, Основателем Церкви, для ее одухотворения. Богослужебное пение в древней Церкви органически проистекало из ее недр и вполне соответствовало высоте уровня духовной жизни тогдашних христиан.

По наметившемуся руслу богослужебное пение старались направить святые отцы, которые зорко следили за ним, охраняя его от мiрского влияния. Так, Св. говорит: «Мы желаем и требуем, чтобы вы, вознося божественные песнопения, были проникнуты всяким страхом и украшены благоговением. Тебе надлежало с благоговейным трепетом возглашать ангельское славословие, а ты переносишь сюда обычаи шутов и плясунов, неприличным образом подъемля руки и повертываясь всем телом. Как же ты не боишься и не трепещешь? Разве не знаешь, что здесь невидимо присутствует Сам Бог». (Цит. по: . Церковное пение России. Вып. 1, М., 1887, с. 33)

Даже внешний образ поющих был небезразличен для этого вселенского учителя. Но как часто регенты не хотят понять правил благонравия на клиросе, позволяя себе совершенно непристойные позы, движения, странные взмахи рук, трясение головой с различной мимикой (даже с улыбкой) лица, с некоторым приседанием, рывками вперед-назад, притом издавая нечленораздельные звуки, шипение или окрики - и это нередко все на виду и слуху у молящегося народа. С горечью приходится видеть руководительницу хора в церкви без головного покрытия, с крашеными волосами, с крашеными глазницами и губами, с маникюром, с нескромным покроем одежды, что безусловно, оскорбляет святость богослужебного пения. Ясное дело, что от таковых регентов нечего ждать настоящего церковного пения: «Рожденное от плоти есть плоть». Не церковные по духу регенты набирают подобных же певцов, порою даже нетрезвых, курящих и, страх подумать,- неверующих. Но это же поношение богослужебного пения! Такие хоры, светски исполняя песнопения, отталкивают от себя народ, между тем ощутимо поглощая денежные средства прихода. Богомольцы скорее идут на раннюю Литургию, где обычно поют левые хоры (не профессионалы) без концертных номеров, просто и молитвенно.

Немалый урон наносит церковности пения изолированность хора в храме: регент зачастую автономен на клиросе, а духовенство не вникает в эту область, безразлично относясь к репертуару и манере исполнения, только бы «капелла» звучала и этого достаточно. Сугубо печальное явление, когда выглядит ниже регента священнослужитель в понимании подлинно церковного пения и требует от него, например, Великим Постом петь «Покаяния отверзи ми…» только А. Веделя - произведение, мягко говоря, сомнительное для храма.

Духовность пения на клиросе… как ее понять, постичь, стяжать? Она обретается не в курсах по церковному пению, не на спевках, не в прослушивании звукозаписей. Как Царствие Божие не приходит видимым образом, но внутри человека есть (), так и духовность не внешне приобретается, но внутри души зарождается и совершенствуется. Человеку надо начать жить по-евангельски, искать прежде всего Царства Небесного, заняться очищением своего сердца, неуклонно исполнять правила христианской жизни, изживать в себе ветхого человека «со страстьми и похотьми», чтобы не он, но Сладчайший Иисус жил в нем, по слову Ап. Павла: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» ().

Благодать Божия, вселяясь в очищенное от греховности сердце, просветит его, раскроет очи так, что человек станет совсем иначе зреть на жизнь, на ее смысл и именно со стороны вечности начнет переоценивать все окружающее. Поэтому просвещенная душа будет искать себе сродное, духовное. Все плотское, страстное предстанет уже в своем подлинном мрачном, отталкивающем образе. Духовно живущий человек уже способен распознать, что для души полезно, что вредно; что приближает к Богу, а что отдаляет.

Закон духовности распространяется на всех христиан, жаждущих спасения души, в том числе, конечно, и на руководителей богослужебного пения. Их музыкальный талант становится слугою благочестия, духовности. Не гениальность таланта способна определить, насколько церковно то или иное песнопение, а духовный опыт регента, который не позволит ему, к примеру, исполнить за богослужением «Тебе Бога хвалим» Д. Бортнянского с его чисто оперной музыкой.

Поскольку духовность достигается тернистым крестоношением и скорее познавалась живущими не в мiру, а в обителях, то и творцами богослужебных песнопений, их мелодий в глубоко молитвенном духе становились чаще всего монашествующие. Действительно, монастырские напевы ближе сердцу православного богомольца.

Однако при всем превосходстве раздающихся ныне за богослужениями монастырских напевов (Оптинского, Валаамского и т. д.) над сочинениями мiрских церковных композиторов следует сказать, что каноническими нормами богослужебного пения издревле в Церкви были иные напевы, сложившиеся в ее недрах в период становления вообще храмового пения вместе с распространением и утверждением христианства в языческом мире. Основы богослужебного пения заложены были не гением человеческой природы, но силою, ниспосланною свыше на Церковь со времен Пятидесятницы. Христиане на протяжении многих веков бережно хранили богозданные основы церковного пения с эпохи первых христианских общин, когда пение по уровню одухотворенности соответствовало их высоте благочестия.

Регенту надо знать, что пение первохристианских времен было общим, хоров не существовало. Это был идеал исполнения песнопения, т.к. каждое чадо Церкви призвано быть полнокровным ее «удом», т. е. членом, и органически соединяться с ней. Вот почему мы читаем в книге Деяний Св. Апостолов, что у первых христиан обреталось полное духовное единодушие: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (). Отблеском изначального богослужебного пения в наши дни является пение молящимися в храме народом «Отче наш», «Достойно есть» и т. д. Если вслушаться в его общее пение на службе, то нельзя не признать, что именно в таком исполнении ощущается здоровый пульс церковной жизни народа Божия. Всмотритесь в выражения лиц поющих богомольцев, с каким вдохновением они возносят горе свои сердца. Когда народ поет «Да воскреснет Бог» на Пасху, сколько восторженных чувств вкладывается в это пение, дух захватывает при слушании такого пения. Собственно, это и есть настоящая полнота пения Церкви Божией и никакие хоры, самые знаменитые, несравнимы с народным пением в Доме молитвы по своему воздействию на душу человека. И скорее всенародному, а не хоровому пению присуще молитвенное обращение: «И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа».

Возникновение отдельных групп певцов на богослужении произошло не сразу, но в дальнейшей истории церковного пения вследствие снижения уровня духовности христиан. Как далеко зашел процесс отделения и отдаления поющих профессионалов от народной массы, мы убеждаемся в нынешней реальности. Регенты, увлеченные концертными номерами, отбирают у честного народа последние крохи, исполняя нередко в оперной манере молитву Господню, Символ Веры и др.

В наше сложное время, когда десятилетиями существовавшие хоры стали на глазах распадаться вследствие малоцерковности их состава, державшегося только на рублях, пришла необходимость возвращаться к утраченным принципам богослужебного пения. Есть храмы, где народным пением отправляется вся служба. Все зависит от настоятеля церкви, от его заботливости и ревности. В отдельных кафедральных соборах постепенно вводят в народное пение ектинии, «Величит душа моя Господа», начало Литургии. Народное пение в храме своим естественным исполнением служит в известной степени мерилом для регента хора. Простота народного пения, его репертуара удержит чуткого регента от поползновения к концертным или сольным произведениям, чуждым природе богослужения. Духовность руководителя хора воспрепятствует ему исполнить в храме, например, «С нами Бог» В. Зиновьева с его ариозными вступлениями солистов.

Торопливость исполнения в ущерб ясности восприятия содержания песнопений стало недугом наших современных хоров. Даже отточенная дикция не дает права ускорять неспешный темп песнопений. Кощунственно устраивать гонку в пении пасхального канона, ибо изменение нормального темпа в сторону неосмысленного ускорения превращает характер исполнения в плясовой ритм. Кроме того, наблюдается странная новизна в ритме, когда, Великое славословие в ускоренном темпе стало звучать в роде какого-то марша, с отсечением концов строк.

Вот здесь озадаченному регенту народное пение подскажет, в каких пределах держать темп хора. А известно, что спешка не свойственна общему народному пению, и это служит хорошей сдерживающей мерой для хора. Пение с народом в храме молитвословий определяет собою норму громкости звучания и для клироса. Действительно, общее пение стоящих в храме прихожан исключает крики голосов, ибо там все естественно. Совсем не то в хорах, где сплошь и рядом слышится искусственное усиление звука, переходящее в крик партий, увидевших знак регентской руки, или пометку форте, фортиссимо в нотах. Подлинно молитвенное пение не допускает этих эффектов, чисто искусственных, рассчитанных мощью, силой голосов удивить находящихся в храме.

Мы должны признать, что молитва и громогласное пение несовместимы. Форте и Фортиссимо должны быть исключены в исполнении песнопений в храмах средней вместимости (типа Троицкого Собора Троице-Сергиевой Лавры). Св. пророк Илия, смеясь над бессилием жрецов идола Ваала, говорил им: «Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а, может быть, и спит, так он проснется». (). Христиане, поклоняясь истинному Богу, веруют, что всеведующий Господь слышит наше самое затаенное дыхание молитвы и громогласное пение безсмысленно. Прекрасно и убедительно подтверждается умеренное по силе звука пение в Доме Божиим видением тому же пророку Бога: был сильный ветер, но не в ветре Господь, после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь, после землетрясения огонь, но не в огне Господь, после огня веяние тихого ветра и там Господь ().

Неспешное, спокойное (негромкое), умиротворенное пение в храме приближает молящихся к Богу. Ошибается тот регент, который думает все внимание молящихся приковать к своему хору через мастерство исполнения «классических» номеров тех или иных композиторов. Безусловно, богослужебное пение органически связано со священнодействующими алтаря, но оно предназначено не отвлекать богомольцев своим исполнением, а содействовать его богообщению и подобно фимиаму растворяться горе, вознося, приподнимая души стоящих в церкви к небу: «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним» (см. Утреня).

Для руководителей хора должно быть аксиомой то положение, что их пение может быть действительно молитвенным, когда на службе молится сам регент, вникая в смысл песнопений. Молится регент - тогда молится хор . Молится хор - молится и храм . Однако молитва регента должна начаться не на богослужении, а намного раньше, еще перед выходом из своего дома, а также в пути и при входе в храм. Тем более регент сосредоточенно должен молиться перед первым возгласом священнослужителя, который особо молится с воздетыми руками перед Литургией. Через сердечную молитву регента благодать Всесвятого Духа снизойдет на его душу, просветит и вразумит, как богоугодно воспеть службу церковную. В священные моменты Литургии регенту следует отложить камертон, обратиться к алтарю и благоговейно перекреститься (как обязательное) перед возгласом «Благословено Царство», перед пением «Во Царствии Твоем», «Приидите поклонимся», Трисвятым, чтением Апостола и Евангелия, перед Херувимской, «Станем добре», «Приимите…», «Пиите…», «Твоя от Твоих…», «Изрядно…», перед «Отче наш» и т. д.

Не содействует молитвенности пения бесконечное расширение репертуара, т. к. новые осваиваемые мелодии заставляют певцов держаться на клиросе в усиленном напряжении, и им становится уже не до осмысления слов. Несомненно, что самый малый, но выученный наизусть репертуар чрезвычайно способствует поющим, не заглядывая в ноты, проникнуться в песнопении и почувствовать сладость молитвы.

Левые, любительские хоры нередко поют как раз по памяти «Херувимскую песнь», «Милость мира», что помогает своею простотой создать молитвенную атмосферу на клиросе и в храме. Оптинский старец схиархимандрит Варсонофий говорил, что «ноты связывают певца по рукам и ногам…» Одни красивые звуки без содержания. А слова ускользают от внимания, молитвы нет» (см. «Надежда», вып. 8, РСХД, 1981 г., с. 87).

Разве может быть молитва хора, когда его певцы на богослужении стоят перед нотами в страхе, только и думают, как бы не понизить, как бы не ошибиться? Тем более, если регент может прийти в гнев? Такое пение, даже самое отточенное, не достигает цели. Безошибочное пение - это еще не молитва. Скорее пение с естественными недостатками угоднее Богу, чем безупречное в интонации, ансамбле, но закрепощенное нотами исполнение. Блаженный Иероним говорит: «Славен пред Богом и худоголосый певец» (см. Д. Разумовский, цит. соч., с. 38).

Для настроя христиан на молитву в богослужебном пении важнее фактор на клиросе - что поют, а не как поют - последнее должно быть подчинено первому, а не наоборот. в «Исповеди» заключает: «Когда со мною случается, что меня трогает больше пение, нежели то, что поется, то я признаюсь, что тяжело согрешаю, и тогда желал бы я не слышать поющего» (см. ЖМП, 1949 г., No 11, с. 54).

Как странно слушать словесно удвоенное пение, к примеру, прокимен «Помяну имя Твое» Киево-Печерского напева, где тем самым явно подчеркивается музыкальная сторона, а слова повторяемые целой строкой, взяты как бы для размена. К сожалению, многих регентов интересует более всего последнее, т. е. «музыкальная сторона», и в результате на запричастном стихе прекрасно звучащий хор исполнит так называемый «концерт», из которого не разберешь слов и не узнаешь, что это за текст был пропет? На вопрос - как исполнили? - слушатели ответят: хорошо! А что пропели - не разобрали. Не лучше ли вместо неразборчивого концерта спеть 33-й псалом, и весь народ, понимая содержание, с усердием станет молиться. Этот псалом стоит петь по запричастном стихе уже потому, что в отступление от чина Литургии его почему-то опускают по заамвонной молитве, точнее после «Буди имя Господне». Да и как можно увязать концертный номер с приготовлением прихожан к причащению? До XVII века этого концертного исполнения не существовало в богослужении, как и партесного пения.

Православная Русь со времен своего крещения твердо держалась унисонного пения, воспринятого от греческого Востока. Истоки его уходят к первохристианской эпохе, когда еще не было хорового исполнения. Принцип унисонного пения вполне отвечал идеалу единения всех членов Церкви во Христе, и потому вполне отвечал идеалу церковности богослужебного пения.

Пора нам, православным, возвращаться к забытым сокровищам исконного родного древнерусского богослужебного пения, которым жили и спасались наши христиане на Руси до XVII века!

makarovalexiy в Настоятель Афонского подворья Игумен Никон (Смирнов) - столп православия последних времен

Игумен Никон - настоятель храма вмч. Никиты на Швивой Горке (Афонское подворье) - человек, который полностью соответствует моим представлениям о том, каким должен быть христианин, монах и священник. Человек безупречный чистоты веры - антимодернист, креационист, уранополит. Несмотря на изоляцию жизни отца Никона и отсутствия доступа в интернет, он знаком с современными модернистскими течениями, я слышал, как он обличал Осипова, кочетковцев, убеждал прихожан сохранять чистоту веры.

Игумен известен своим неприятием технических нововведений в монастырях: я думаю, что Афонское подворье - единственный монастырь в России, где у монахов нет не только компьютеров, но и даже мобильных телефонов, более того, нет даже таких вещей, как средство для мытья посуды - они моют ее горчицей, не желая делать свою жизнь комфортной. Отец Никон говорит, что техническое оборудование превращает кельи в кинозалы и не позволяет монаху быть тем, кем он должен быть. В этом я полностью с ним согласен, монах, который сидит в социальных сетях - полное безобразие, впрочем, исключение в пользовании интернетом может быть сделано для опытных монахов, которым он необходим для осуществления послушания.
Отец Никон часто говорит об обмирщении православных, которое мы наблюдаем в последнее время: он выступает против таких вещей, как православные балы (кстати, буквально сегодня видел очередное приглашение на такое МИРоприятие в храме вмч. Татианы), говоря, что это словосочетание "пасхальный бал" подобно словосочетанию "чистая грязь". Также он говорил, что не может быть православного спорта, потому что это никак не сочетается с призывом Христа стремиться быть последним, чтобы быть первым, что футбольные сборные семинарий - это полное безобразие, дружба с миром, которая есть вражда против Бога.
Нужно сказать, что батюшка также является строгим аскетом и постником. Он посещает большую часть служб суточного круга, а нужно сказать, что службы он установил по Типикону - без каких-либо сокращений. Он часто болеет и, хотя он не показывает этого, я замечаю, что иногда он еле стоит на ногах и не падает только силой Божьей, укрепляющей его в немощи. В последний раз, когда он говорил проповедь, было едва заметно, что его ноги дрожат под подрясником от боли и изнеможения.
Одним словом, игумен Никон - пастырь, который полностью удовлетворяет моим ожиданиям. Если отец Даниил для меня образец белого священника, то отец Никон - монаха. Каждое воскресение он проводит беседы с прихожанами на разные темы, я узнал о них только недавно, впервые пришел на одну из них в прошлое воскресение и остался в полном восторге. Приглашаю своих друзей прийти в следующий раз. Начало беседы в 13:00, храм находится по адресу Гончарная ул., 4-6. м. «Таганская»

В конференц-зале Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Москве состоялся вечер «Афон. Традиции православных народов: Греция, Сербия, Грузия». Вёл встречу протоиерей Лев Семенов, руководитель Духовно-просветительского центра ПСТГУ. Почетным гостем вечера стал митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий, также участие приняли представители духовенства, преподаватели, студенты и сотрудники ПСТГУ. Часть вечера была посвящена старцу Паисию Святогорцу - 13 января известный афонский подвижник наших дней был причислен к лику святых.

О встречах с новопрославленным святым рассказали игумен Никон (Смирнов), настоятель Московского подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, и протопресвитер Михаил (Макридис), Греция.

Молитвенники Афонского подворья

Игумен Никон (Смирнов)

В 1991-1992 году, в связи с изменением государственного режима, после долгих поисков нам предоставилась возможность выбрать место для Афонского представительства в Москве. Подворье расположено на Таганке, рядом жилая высотка, жители этой высотки построили гаражи, которые теперь оказались на территории подворья. Люди не были настроены освобождать место, угрожая монахам расправой, и обещая разрушить храм.

Тогда наш настоятель отправился на Афон, решив обратиться за духовной помощью к старцу Паисию. Ему удалось увидеться со старцем и рассказать о своей боли.

Старец Паисий выслушал настоятеля и сказал: «У тебя же много молитвенников, обращайся к ним», – «Какие же у меня молитвенники?», - «Сколько у тебя престолов?», - «Пять», - «Вот эти святые, престолы которых у тебя в храме, вам и помогут. Обращайся ежедневно к ним с молитвой, ищи их помощи».

Настоятель так и сделал: ежедневно всей братией мы стали совершать крестные ходы и молиться. И все решилось мирно.

Игумен Никон (Смирнов)

Русский наставник старца Паисия

Старец Паисий был просто происхождения и закончил только начальную школу, но он стал настоящим богословом. Святые отцы говорят: «Кто молится, тот и богослов». Это безусловно относится к преподобному Паисию, ибо он молитвенник вселенского масштаба. В его знаменитую келью стекались тысячи людей, потерявших смысл жизни, и никто не уходил от него не утешенным. Старец Паисий привел к Богу столько заблудших душ, что его можно назвать равноапостольным.

При, казалось бы, столь малом образовании он был удивительно осведомлен в святоотеческом понимании церковных истин. Благодать Божия всегда была с ним.

Кто же из современников мог содействовать его духовному росту? Оказывается, духовным наставником Паисия Святогорца был в свое время русский иеромонах Тихон (Голенков), он же постригал Паисия в великую схиму в 1966 году.

Когда иеромонах Тихон служил литургию, он всех удалял из алтаря. Литургия служилась неимоверно долго, только пение Херувимской длилось два часа, но так как в алтаре никого не было, было ясно, что это пели ангелы.

Иеромонах Тихон знал о времени своей кончины. Однажды он рассказал Паисию, что ему явилась Божия Матерь с чудотворцами Сергием и Серафимом, и известила его, что он отойдет ко Господу через день после Ее рождества – 23 сентября. Так и произошло.

Преемник Арсения Каппадокийского

Старец Паисий родился в Фарасе, в Кападокии (Малой Азии) и был крещен знаменитым подвижником - Арсением Каппадокийским. В то время случился обмен населения - фарасийские греки уезжали из Турции в Грецию, а турки из Греции в Малую Азию. И перед отъездом святой Арсений Каппадокийский окрестил будущего подвижника, дав ему свое имя.

Святой Арсений считал своей миссией перевезти в Грецию людей, чтобы спасти их от репрессий Ататюрка. Так Арсений – будущий старец Паисий, возрастал в сложных условиях, так как его родные и семья были беженцами, жили в бедности и терпели настороженное отношение местных жителей.

В 1940 году началась война Греции с Италией, затем Вторая мировая война и гражданская война в Греции. В 1945 году Арсений был призван в действующую армию, где три с половиной года служил радистом. Именно из-за войны он не имел возможности получить образование, хотя никогда не относился к образованию плохо.

Молитва старца Паисия

В молодости я не очень хорошо относился к священству, так как встречал священников столь же страстных, как я. У меня не было перед глазами духовного примера, хотя я слышал о старце Паисии от друзей. В молодости я увлекался восточными религиями и восточными единоборствами, и вот однажды, после одного чуда, произошедшего со мной во время летних каникул 1991 года, я решил отправиться на Афон и познакомиться со старцем Паисием.

Добравшись до кельи старца Паисия, я увидел много желающих попасть к старцу и тоже встал в очередь. Рядом со мной стоял мальчик - школьник 5 или 6 класса – с отцом. И отец рассказал мне, что старец Паисий спас его сына от смерти.

Несколько лет назад мальчик перебегал дорогу в центре Афин, внезапно навстречу ему вылетел автобус, но произошло чудо - удивительным образом мальчик избежал смерти. Спасенный мальчик все время кричал: «Меня спас дедушка!», но никто не видел этого дедушку. Тогда он рассказал, что видел старца, который закрыл его собой и оттолкнул от места неизбежной трагедии.

Спустя несколько лет в гостях у друзей мальчик увидел фото старца Паисия и сказал: «Этот дедушка на фотографии спас меня». Тогда отец решил отправиться на Афон и спросить старца знает ли он об этом случае.

Когда мальчик увидел старца, он бросился к нему в объятья и не отходил от него. Отец мальчика спросил старца: «Это вы спасли моего сына, когда на него ехал автобус?». Тот ответил: «Нет, это был не я. Но если этот случай произошел в четверг после семи вечера, то именно в этот момент я начинаю молитву о всех путешествующих и о всех христианах. Господь послал мальчику его ангела хранителя, который просто предстал в моем образе».

Мальчик начал протестовать: «Нет, это неправда, это был ты». И старец Паисий рассказал отцу мальчика, что каждый день после своего молитвенного правила он уделяет час молитве о разных людях. Старец Паисий завещал отцу молиться за своего ребёнка, а мальчику молиться за всех своих друзей.

Отношение к критике

Следующим в очереди к старцу был я. Я не мог смотреть ему в глаза, так как его лицо так сияло, что сияние просто ослепляло меня. Я мог смотреть только на землю. Единственное, что я понимал в ту минуту, что этот человек видит всего меня, весь мой внутренний мир, он все знает обо мне.

Но вместо ожидаемого мной обличения за всю критику, которую я говорил в его адрес, старец погладил меня по голове и сказал: «Не огорчайся все, что приходило тебе в голову -не твое, это было искушение». Любой из нас на месте старца выгнал бы меня, но только не старец Паисий.

Так произошло мое знакомство со старцем. С тех пор я много раз посещал его, пытаясь решить свои внутренние противоречия, так как в лице старца Паисия я обрел подлинную духовность нашей Церкви.


Конкуренты

Старец Паисий никогда не смотрел на других святых людей, которые жили в его время, как на соперников. Это был мой первый урок - перестать конкурировать с ближними.

Однажды старцу явилась святая мученица Евфимия, и он спросил ее: «Если бы ты вернулась в мир, чтобы ты хотела исправить в своей жизни?». Святая ответила: «Я бы хотела испытать еще большие мучения за Христа». А святая мученица Евфимия пережила тяжелейшие мучения, и старец Паисий удивился: «Это говоришь ты, которая пережила такие страшные мучения!». «Если бы я знала о том, в какой славе пребывают святые, то сделала бы все возможное, чтобы подвергнуться еще большим мукам» - ответила мученица Евфимия.

Рассказав мне это, старец сказал: «Видишь, святые не имеют никакой зависти и конкуренции - почему ты должен быть ближе ко Христу, а не я - они живут в мире и на этой земле, и в Царствии Небесном. Главное, что их волнует, это восхваление имени Господа».

Молитва подобна автобусу

У меня был очень близкий друг, который заболел раком. Незадолго до его смерти я спросил старца Паисия: «Скажи, моя молитва за друга имеет какую-то силу?». Старец ответил: «А почему ты молишься только за одного человека, молись за всех людей, за всех, кто болен тяжелыми болезнями в мире.

Молитва подобна автобусу - одинаковый плод от водителя автобуса, в котором едет сто человек и от водителя автобуса, в котором едет один человек».

Я воскликнул: «Но ведь остальных я не знаю!». И старец сказал: «Разве Пресвятая Богородица знает тебя? Ты Ей неизвестен, ты не можешь Ей ничем помочь, Она в тебе не нуждается, так почему Она должна тебе помогать? Вот твоя логика.

Священники Израиля, распявшие Христа, молились о себе и приносили жертвы за себя, чтобы Господь исполнил их личные желания. Они не молились за других, не молились, чтобы Господь показал им волю Божию о других людях.

Когда ты молишься только о своих личных проблемах, это все равно что прийти к какому-то депутату и просить для себя личной услуги. Научись молиться за людей вокруг тебя, и тогда ты уподобишься Господу и Богородице».


Бремя ближнего

Однажды мы пришли в келью к старцу и увидели яму, которую он выкопал для себя вместо гроба. Старец был очень болен, бледен, одно его лёгкое почти не работало, накануне он испытал такую сильную боль, что лег в свой гроб.

Мы спросили старца: «Как у тебя появилась столь тяжелая болезнь, ведь ты живешь такой святой жизнью?». И старец рассказал, что однажды к нему приехал один паломник, у которого не функционировало одно легкое. Этот паломник просил старца помолиться не за него, а за его семью – жену и детей.

В тот же вечер старец начал молиться, и ему явился ангел, который сказал: «Чтобы этот человек был исцелен, кто-то должен взять его бремя. Ты хочешь взять это бремя?». Так Господь послал старцу эту болезнь.

Тогда я спросил старца Паисия: «Могу ли я сделать то же самое для своего болящего раком друга?». И он ответил: «Если ты заболеешь, ты огорчишь своих родителей, создашь им много финансовых и других проблем, а вокруг меня нет людей, которым я могу создать проблемы. Поэтому будь доволен тем, что Господь тебе посылает и молись за своих ближних».

Тонкая ветка

Однажды я рассказал старцу о своем увлечении восточными единоборствами, и он сказал: «Это все бесовские увлечения». Я начал протестовать, мне было обидно, я уже почти получил черный пояс. Тогда старец взял в руки тонкую ветку с тремя засохшими листиками на ней и сказал: «Сломай её». Я начал смеяться: «Дай мне ветку потолще!». Но я не смог сломать эту тонкую ветку.

Старец никогда не навязывал людям свою волю, он ждал, чтобы человек сам созрел до того, чтобы принять его слова. Когда мы собирались в келье старца и беседовали с ним, он никогда не перебивал нас, и никогда не навязывал свое мнение. Он всегда смотрел вниз, и было такое чувство, что он с кем-то внутренне беседует, с кем-то, кого мы не видели. А потом он излагал свое мнение, и на всех нас сходило состояние спокойствия и мира.


Крест отца

Однажды я спросил старца какую профессию мне выбрать. Я занимал должность в греческой армии, мой отец был отставным генералом, и я рассказал старцу о своем желании пойти по стопам отца - стать военным. Старец ответил мне: «Военные кресты и награды отца ты наденешь на себя, но его меч тебе не нужен».

Когда старец почил, исполнился его завет: «Вам, людям в миру, принесет пользу моя смерть. Пока я живу на земле вы приезжаете ко мне, а когда я умру, я сам буду к вам приходить».

В 1999 году, после смерти отца, меня рукоположили в Фессалоникийской епархии. А в 2005 году, когда меня рукоположили в сан протопресвитера, ко мне пришла мать и передала награды, ордена и кресты моего отца.

Один священник, увидев эти кресты у меня дома, спросил меня: «Почему ты не сделаешь из этих крестов священнические кресты для себя?». И тогда я вспомнил слова старца.

Один из этих крестов сегодня на мне, я ношу его, воздавая честь святому старцу, и вновь понимая, что промысел Божий совершенно отличен от нашей человеческой логики.

В конференц-зале Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Москве состоялся вечер «Афон. Традиции православных народов: Греция, Сербия, Грузия». Вёл встречу протоиерей Лев Семенов, руководитель Духовно-просветительского центра ПСТГУ. Почетным гостем вечера стал митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий, также участие приняли представители духовенства, преподаватели, студенты и сотрудники ПСТГУ. Часть вечера была посвящена старцу Паисию Святогорцу - 13 января известный афонский подвижник наших дней был причислен к лику святых.

О встречах с новопрославленным святым рассказали игумен Никон (Смирнов), настоятель Московского подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, и протопресвитер Михаил (Макридис), Греция.

Молитвенники Афонского подворья

В 1991-1992 году, в связи с изменением государственного режима, после долгих поисков нам предоставилась возможность выбрать место для Афонского представительства в Москве. Подворье расположено на Таганке, рядом жилая высотка, жители этой высотки построили гаражи, которые теперь оказались на территории подворья. Люди не были настроены освобождать место, угрожая монахам расправой, и обещая разрушить храм.

Тогда наш настоятель отправился на Афон, решив обратиться за духовной помощью к старцу Паисию. Ему удалось увидеться со старцем и рассказать о своей боли.

Старец Паисий выслушал настоятеля и сказал: «У тебя же много молитвенников, обращайся к ним», - «Какие же у меня молитвенники?», — «Сколько у тебя престолов?», — «Пять», — «Вот эти святые, престолы которых у тебя в храме, вам и помогут. Обращайся ежедневно к ним с молитвой, ищи их помощи».

Настоятель так и сделал: ежедневно всей братией мы стали совершать крестные ходы и молиться. И все решилось мирно.

Русский наставник старца Паисия

Старец Паисий был просто происхождения и закончил только начальную школу, но он стал настоящим богословом. Святые отцы говорят: «Кто молится, тот и богослов». Это безусловно относится к преподобному Паисию, ибо он молитвенник вселенского масштаба. В его знаменитую келью стекались тысячи людей, потерявших смысл жизни, и никто не уходил от него не утешенным. Старец Паисий привел к Богу столько заблудших душ, что его можно назвать равноапостольным.

При, казалось бы, столь малом образовании он был удивительно осведомлен в святоотеческом понимании церковных истин. Благодать Божия всегда была с ним.

Кто же из современников мог содействовать его духовному росту? Оказывается, духовным наставником Паисия Святогорца был в свое время русский иеромонах Тихон (Голенков), он же постригал Паисия в великую схиму в 1966 году.

Когда иеромонах Тихон служил литургию, он всех удалял из алтаря. Литургия служилась неимоверно долго, только пение Херувимской длилось два часа, но так как в алтаре никого не было, было ясно, что это пели ангелы.

Иеромонах Тихон знал о времени своей кончины. Однажды он рассказал Паисию, что ему явилась Божия Матерь с чудотворцами Сергием и Серафимом, и известила его, что он отойдет ко Господу через день после Ее рождества - 23 сентября. Так и произошло.

Преемник Арсения Каппадокийского

Старец Паисий родился в Фарасе, в Кападокии (Малой Азии) и был крещен знаменитым подвижником — Арсением Каппадокийским. В то время случился обмен населения — фарасийские греки уезжали из Турции в Грецию, а турки из Греции в Малую Азию. И перед отъездом святой Арсений Каппадокийский окрестил будущего подвижника, дав ему свое имя.

Святой Арсений считал своей миссией перевезти в Грецию людей, чтобы спасти их от репрессий Ататюрка. Так Арсений - будущий старец Паисий, возрастал в сложных условиях, так как его родные и семья были беженцами, жили в бедности и терпели настороженное отношение местных жителей.

В 1940 году началась война Греции с Италией, затем Вторая мировая война и гражданская война в Греции. В 1945 году Арсений был призван в действующую армию, где три с половиной года служил радистом. Именно из-за войны он не имел возможности получить образование, хотя никогда не относился к образованию плохо.

Молитва старца Паисия

В молодости я не очень хорошо относился к священству, так как встречал священников столь же страстных, как я. У меня не было перед глазами духовного примера, хотя я слышал о старце Паисии от друзей. В молодости я увлекался восточными религиями и восточными единоборствами, и вот однажды, после одного чуда, произошедшего со мной во время летних каникул 1991 года, я решил отправиться на Афон и познакомиться со старцем Паисием.

Добравшись до кельи старца Паисия, я увидел много желающих попасть к старцу и тоже встал в очередь. Рядом со мной стоял мальчик — школьник 5 или 6 класса - с отцом. И отец рассказал мне, что старец Паисий спас его сына от смерти.

Несколько лет назад мальчик перебегал дорогу в центре Афин, внезапно навстречу ему вылетел автобус, но произошло чудо — удивительным образом мальчик избежал смерти. Спасенный мальчик все время кричал: «Меня спас дедушка!», но никто не видел этого дедушку. Тогда он рассказал, что видел старца, который закрыл его собой и оттолкнул от места неизбежной трагедии.

Спустя несколько лет в гостях у друзей мальчик увидел фото старца Паисия и сказал: «Этот дедушка на фотографии спас меня». Тогда отец решил отправиться на Афон и спросить старца знает ли он об этом случае.

Когда мальчик увидел старца, он бросился к нему в объятья и не отходил от него. Отец мальчика спросил старца: «Это вы спасли моего сына, когда на него ехал автобус?». Тот ответил: «Нет, это был не я. Но если этот случай произошел в четверг после семи вечера, то именно в этот момент я начинаю молитву о всех путешествующих и о всех христианах. Господь послал мальчику его ангела хранителя, который просто предстал в моем образе».

Мальчик начал протестовать: «Нет, это неправда, это был ты». И старец Паисий рассказал отцу мальчика, что каждый день после своего молитвенного правила он уделяет час молитве о разных людях. Старец Паисий завещал отцу молиться за своего ребёнка, а мальчику молиться за всех своих друзей.

Отношение к критике

Следующим в очереди к старцу был я. Я не мог смотреть ему в глаза, так как его лицо так сияло, что сияние просто ослепляло меня. Я мог смотреть только на землю. Единственное, что я понимал в ту минуту, что этот человек видит всего меня, весь мой внутренний мир, он все знает обо мне.

Но вместо ожидаемого мной обличения за всю критику, которую я говорил в его адрес, старец погладил меня по голове и сказал: «Не огорчайся все, что приходило тебе в голову -не твое, это было искушение». Любой из нас на месте старца выгнал бы меня, но только не старец Паисий.

Так произошло мое знакомство со старцем. С тех пор я много раз посещал его, пытаясь решить свои внутренние противоречия, так как в лице старца Паисия я обрел подлинную духовность нашей Церкви.


Конкуренты

Старец Паисий никогда не смотрел на других святых людей, которые жили в его время, как на соперников. Это был мой первый урок — перестать конкурировать с ближними.

Однажды старцу явилась святая мученица Евфимия, и он спросил ее: «Если бы ты вернулась в мир, чтобы ты хотела исправить в своей жизни?». Святая ответила: «Я бы хотела испытать еще большие мучения за Христа». А святая мученица Евфимия пережила тяжелейшие мучения, и старец Паисий удивился: «Это говоришь ты, которая пережила такие страшные мучения!». «Если бы я знала о том, в какой славе пребывают святые, то сделала бы все возможное, чтобы подвергнуться еще большим мукам» — ответила мученица Евфимия.

Рассказав мне это, старец сказал: «Видишь, святые не имеют никакой зависти и конкуренции — почему ты должен быть ближе ко Христу, а не я — они живут в мире и на этой земле, и в Царствии Небесном. Главное, что их волнует, это восхваление имени Господа».

Молитва подобна автобусу

У меня был очень близкий друг, который заболел раком. Незадолго до его смерти я спросил старца Паисия: «Скажи, моя молитва за друга имеет какую-то силу?». Старец ответил: «А почему ты молишься только за одного человека, молись за всех людей, за всех, кто болен тяжелыми болезнями в мире.

Молитва подобна автобусу — одинаковый плод от водителя автобуса, в котором едет сто человек и от водителя автобуса, в котором едет один человек».

Я воскликнул: «Но ведь остальных я не знаю!». И старец сказал: «Разве Пресвятая Богородица знает тебя? Ты Ей неизвестен, ты не можешь Ей ничем помочь, Она в тебе не нуждается, так почему Она должна тебе помогать? Вот твоя логика.

Священники Израиля, распявшие Христа, молились о себе и приносили жертвы за себя, чтобы Господь исполнил их личные желания. Они не молились за других, не молились, чтобы Господь показал им волю Божию о других людях.

Когда ты молишься только о своих личных проблемах, это все равно что прийти к какому-то депутату и просить для себя личной услуги. Научись молиться за людей вокруг тебя, и тогда ты уподобишься Господу и Богородице».


Бремя ближнего

Однажды мы пришли в келью к старцу и увидели яму, которую он выкопал для себя вместо гроба. Старец был очень болен, бледен, одно его лёгкое почти не работало, накануне он испытал такую сильную боль, что лег в свой гроб.

Мы спросили старца: «Как у тебя появилась столь тяжелая болезнь, ведь ты живешь такой святой жизнью?». И старец рассказал, что однажды к нему приехал один паломник, у которого не функционировало одно легкое. Этот паломник просил старца помолиться не за него, а за его семью - жену и детей.

В тот же вечер старец начал молиться, и ему явился ангел, который сказал: «Чтобы этот человек был исцелен, кто-то должен взять его бремя. Ты хочешь взять это бремя?». Так Господь послал старцу эту болезнь.

Тогда я спросил старца Паисия: «Могу ли я сделать то же самое для своего болящего раком друга?». И он ответил: «Если ты заболеешь, ты огорчишь своих родителей, создашь им много финансовых и других проблем, а вокруг меня нет людей, которым я могу создать проблемы. Поэтому будь доволен тем, что Господь тебе посылает и молись за своих ближних».

Тонкая ветка

Однажды я рассказал старцу о своем увлечении восточными единоборствами, и он сказал: «Это все бесовские увлечения». Я начал протестовать, мне было обидно, я уже почти получил черный пояс. Тогда старец взял в руки тонкую ветку с тремя засохшими листиками на ней и сказал: «Сломай её». Я начал смеяться: «Дай мне ветку потолще!». Но я не смог сломать эту тонкую ветку.

Старец никогда не навязывал людям свою волю, он ждал, чтобы человек сам созрел до того, чтобы принять его слова. Когда мы собирались в келье старца и беседовали с ним, он никогда не перебивал нас, и никогда не навязывал свое мнение. Он всегда смотрел вниз, и было такое чувство, что он с кем-то внутренне беседует, с кем-то, кого мы не видели. А потом он излагал свое мнение, и на всех нас сходило состояние спокойствия и мира.


Крест отца

Однажды я спросил старца какую профессию мне выбрать. Я занимал должность в греческой армии, мой отец был отставным генералом, и я рассказал старцу о своем желании пойти по стопам отца — стать военным. Старец ответил мне: «Военные кресты и награды отца ты наденешь на себя, но его меч тебе не нужен».

Когда старец почил, исполнился его завет: «Вам, людям в миру, принесет пользу моя смерть. Пока я живу на земле вы приезжаете ко мне, а когда я умру, я сам буду к вам приходить».

В 1999 году, после смерти отца, меня рукоположили в Фессалоникийской епархии. А в 2005 году, когда меня рукоположили в сан протопресвитера, ко мне пришла мать и передала награды, ордена и кресты моего отца.

Один священник, увидев эти кресты у меня дома, спросил меня: «Почему ты не сделаешь из этих крестов священнические кресты для себя?». И тогда я вспомнил слова старца.

Один из этих крестов сегодня на мне, я ношу его, воздавая честь святому старцу, и вновь понимая, что промысел Божий совершенно отличен от нашей человеческой логики.


Loading...Loading...