Христианские Проповеди Онлайн. Несение свидетельства евангелия

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Лк. 10: 3).

После сотворения мiра Богом Творцом человек согрешил, и грех разделил мiр на части: отделил человека от Бога, разделил человечество на народы, племена, языки, наречия. Враждуют люди, животные, растения.

Следовательно, задача миссионерства соединить разделенные части человечества, соединить людей в Боге, в Церкви, в Истине, - то есть, соединить весь мiр в единую Церковь.

Как объединить народы, государства, общества, людей? Объединение народов как таковое, или дружба народов, не есть цель миссионерства. Так же, как не является целью миссионерства дружба с мiром, или с врагами Бога, - это не истинная дружба, ибо дружить с грешным мiром значит развращаться, и быть врагом Бога.

Цель христианской жизни - стяжание благодати Духа Святаго. Такова же и цель писательства - стяжание благодати Божией чрез проповедь Евангелия в открытом или прикровенном виде. Такова же цель и задача миссионера: нести слово Божие и идти туда, куда сопутствует тебе благодать Божия, делать то, на что призван Богом, - трудиться с помощиею Божиею «на отведенной Богом борозде» и соответствовать призванию свыше; и не ходить туда, куда не идет с тобою Дух Святый, не проповедовать без благодати. Такова же и цель благотворительности: раздавать имение свое, или подавать неимущим от имения своего, не ради расточительности, а ради стяжания благодати Божией, ради спасения души своей и ближних своих. Итак, каждый подвизающийся да подвизается не ради труда и пота, а ради получения от Бога спасительной благодати, и подвизается теми дарами и талантами, коими наделен от Бога.

Сегодня Церковь благословляет мiрянам участвовать в катихизации непросвещенных, оглашать новопришедших, готовить их ко крещению и, по крещении, научать православной вере и жизни по вере. Прежде это было воспрещено правилами Церкви (шестого вселенского собора правило 64-ое: «Не подобает мiрянину пред народом произносить слово, или учить, и тако брать на себя учительское достоинство»). Мiрянину разрешалось только отвечать на вопросы о вере. Но ныне, при недостатке священнослужителей и открывающемся обширном поле деятельности, Церковь доверила часть труда воцерковления и мiрянам. И мы отвечаем за души человеческие, за тех, кого призываем и вводим в Церковь. Это нас обязывает трудиться с благоговением, свято, по благословению Церкви.

Благословение Бога и Церкви преподается каждому чрез благословение православного священника, духовного отца. В христианской семье благословение Божие передается от родителей детям, от старших младшим. Это значит, миссионер, посланный Церковию и проповедующий Евангелие, говорит не от себя, но от лица Церкви, представляет собою Церковь Христову.

М иссионерство вчера и сегодня: новые средства распространения слова Божия

В минувшие столетия православный миссионер мог проповедовать о вере в Господа и Бога нашего Иисуса Христа словом устным и письменным, и, равно, делами своими во Христе, личным примером, подвигом веры. Устное и письменное свидетельство о вере Христовой есть и сегодня, но сила этих свидетельств, сила проповеди, в некоторых случаях, не совершенна. Ибо появились такие виды распространения Евангелия, например, электромеханические, которые не служат передаче благодати Божией или не способствуют передаче всей полноты благодати.

Это высказал один иеромонах почаевский в проповеди на литургии. Это было при советской власти, тогда большинство священников, особенно иеромонахов, вообще, не благословляли своим прихожанам, бабушкам слушать радио и смотреть телевизионные передачи.

Он сказал: «Меня часто спрашивают: батюшка, можно ли слушать радио, если по нему говорят о Боге? Или: можно ли слушать проповедь о Боге, записанную на пленке? Братья и сестры, не запрещая слушать проповеди о Боге по радио, или записанные на пленке, должен сказать: Дух Святый по радиоволнам не передается, и благодать Божия на пленку не записывается. Следовательно, - я не говорю, что все эти передачи непременно погубят души и увлекут всех в ад, - но эти передачи и записи неблагодатны, неспасительны.».

Действительно, - если не говорить о православных, выступающих по телевидению, - благодатна ли телевизионная передача, если по телевидению выдержки из Библии читает протестант, сектант, или диктор телевидения? Нет. Да и как она может быть благодатна, если православное вероучение передается способом, который не был благословлен изначала, не был благословлен святыми отцами первых 19-ти веков христианства? Что бы мы сказали о проповеднике Евангелия, если бы он свою проповедь записал на бумаге и дал бы прочесть сектанту или безбожнику?

Не все ли нам равно, кто нам читает Библию, или кто проповедует? - Нет, не равны верный и неверный. Первого должно слушать, а от лжепроповедника удаляться.

И не все ли нам равно, живой ли человек проповедует нам о Боге, или проповедует машина, автомат, голос из магнитофона, образ с телеэкрана? - Нет, не равны люди и машины.

В древности знали только спасение ближних, но не дальних, и в Священном Писании говорится только о спасении ближних своих: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». И не сказано: возлюби дальнего...

Ныне к спасению ближних присовокупляется как будто и спасение дальних. Это достигается такими средствами связи, как телеграф, телефон, радио, факсимильная связь, телевидение, интернет. Но здесь с увеличением количества падает качество. И Церковь не благословляла пастырям своим совершать таинства заочно, например, принимать исповедь грехов по телефону или участвовать в божественной литургии по телевидению. Это была бы профанация святыни. Преподобный Нил афонский мироточивый, живший 400 лет тому назад, и явившийся чрез много лет по смерти своей одному монаху (в 1815 г.), предсказал это, - говоря о признаках нашего времени, времени упадка благочестия: «тогда будут творить бдения и литургии вскачь по большой дороге... Будут взаимно посылать послания и получать послания разнообразного содержания и по различным предлогам...».

«Вскачь по большой дороге», то есть, быстро, сокращая службы, перепрыгивая с одного на другое.

«Посылать послания и получать послания», - так он образно высказался о монахах, что в будущем монахи не будут вполне уединенны (монах, в переводе: один, уединенный). Действительно, телефоны и даже телефаксы уже есть в монашеских келлиях и монахи посылают и получают послания, - телефоны не редкость сегодня даже при сельских храмах и монастырях, в некоторых храмах священники и хоры вещают чрез динамики (усилители звука, но не усилители благодати), - да и некоторые священники говорят по мобильному телефону, при этом управляя дорогим автомобилем. Недалек день, когда священники будут смотреть в телевизоры, сидя за рулем вертолета, купленного на средства общины, и заочно отпускать грехи. Телевизоры в духовных семинариях и академиях вызывали нарекания от некоторых пастырей и мiрян еще при советской власти. Вероятно, как и наручные часы, распространятся и наручные телевизоры, - как изображения в мобильных телефонах. И об имеющих телефоновизор будут знать, где ты находишься и что смотришь.

Есть некие, «имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися», говорит апостол о безблагодатных носителях благочестивого образа (2 Тимоф. 3, 5, славянск.).

Итак, значит ли это, что мы должны отвергнуть все современные средства проповеди христианства, оснащенные электрическими механизмами, как не несущие благодати? Нет.

Развращает ли людей телевидение, радиовещание, кинематограф? Да. А нельзя ли чрез них творить противоположное? Могут ли они спасать души распространением слова Божия, но без благодати? Нет. Или, лучше спросить: может ли быть, в принципе, - если передачи безблагодатны и неспасительны (за редким исключением, которое есть чудо), - православное телевидение, православное радио, православное кино?

Можно сказать, что передача по телевидению, например, пейзажа (изображение растительного мiра) добротворно действует на человека. Значит, безвредное или даже добротворное действие, хотя и не спасающее от греха, оказывают на впечатлительные души телевизионные передачи, сделанные православными христианами. Воззрение даже на подобие иконы добротворно. Поэтому, не обольщая себя ложными надеждами, можно разрешить производство подобий икон: иконок «бумажных», телевизионных изображений икон, вообще виртуальных икон. Но это по существу будут картины, а не иконы. В Церкви есть чин освящения иконы, но не картины. Ибо пред иконою молятся, икону почитают, восходя от образа к первообразу, а пред картиною не молятся, но рассматривают ее, - любуются ею или отвращаются от нее, но изображенное на картине не есть икона. Так же, как и статуи не являют образа, который возводит к первообразу молящегося. Статуи чувственны, слишком материальны, статуи плохи еще и тем, что нельзя к Богу (Богочеловеку) подойти сбоку или сзади, это приближение к образу сбоку нелепо. Икона же всегда являет нам святой лик, а не затылок или «вид сбоку». Православным нелепость статуй понятна, даже очевидна.

Но, возможно ли православное телевидение?

Шире: возможны ли православные слесарные работы или православные токарные?

Неужели профессии разделяются на православные и неправославные?

Не было в царской России «православного театра», - и не только потому, что смотрение зрелищ запрещено правилами Церкви, но и потому, что нелепо разделять театры на «православные» и «неправославные», то есть, благодатные и спасительные во Христе и неспасительные, неблагодатные, потому что не является целью театра спасение душ человеческих от греха, благодатию Божиею, - ибо спасает души Бог, Христос, Церковь Его православная.

Итак, задача современного миссионера, спасая погибающиих, не утерять благодати Божией: «Спасая (других) спасай свою душу».

Спасение душ не может быть механическим, бездушным. Поэтому и музыкальных орудий в Церкви не было и нет уже две тысячи лет. Только по отпадении римских католиков от православия (завершившееся в 1054 году) у них появились музыкальные инструменты вместо духовных орга нов (душ и тел человеческих, славящих Бога), статуи и картины вместо икон. Они, вообще, заменили духовное душевным, а душевное плотским. Как сказал один православный иконописец о католических картинах эпохи возрождения (то есть, возрождения язычества) с их упитанными телами: «у них мясо свисает с потолка и отваливается кусками».

А как же печатание бумажных иконок? - спросят некоторые.

Действительно: можно ли тиражировать святыню? Пьяный механик с сигаретою в зубах нажал на кнопку печатающей машины - и она отпечатала несколько тысяч икон на бумаге, на жести, на искусственном материале, на чем угодно. Скажут, что не механик ведь печатает, а машина. Да, об этом и речь, о механическом иконописце, неживом, бездушном. Здесь не идет речь о печатании книг, - потому что книжный текст, очевидно , не несет образа Божия, не выражает «образа благочестия» (даже художественно расписанные буквицы не являются иконами).

Итак, бумажные иконки - это иконы? Нет, после изготовления их на фабрике, например, софринской, они еще не освящены. Требуется освятить их. А по освящении они - иконы святые? Такие же иконы, как рукописные? Нет, не такие же. Можно освятить любую вещь (кроме вещей, заведомо не подлежащих освящению, например, нельзя освятить электрический ток в проводах), можно освятить пищу и питие, они освящаются словом Божиим и молитвою. Священник освящает жилища, колодцы, поля, сады. Можно освятить и иконки. Но трудно найти человека, который бы старинную икону на дереве уравнял бы с иконкою на бумаге. Ведь, согласно чину освящения образа, освящается новописанная икона, созданная иконописцем: он постился и молился Богу, чтобы Бог помог ему, и его рукою водил ангел Божий, а механически тиражированная икона произведена без поста и молитвы к Богу.

По указу Священного синода запрещено продавать в храмах иконы, оттиснутые на жести, сказано: «Св. Синод, определением, от 3, II, - 3, V, 1902 г., постановил объявить по духовному ведомству, чтобы иконы, печатаемые на жести, не были продаваемы в церквах, а равно и в лавках при церквах и монастырях (то есть, во всех лавках, состоящих в ведении духовных учреждений, - Ц. Вед. 1903, 4)». «Не должны быть также употребляемы в церквах православных иконы и отливные» [то есть, отлитые из металла, и проч. Этим постановлением Синода запрещается машинное, механическое изготовление икон, и одобряется создание икон иконописцами. - В.Г. ]. («Настольная книга священно-церковно-служителя» С.В.Булгакова, стр. 746, 745).

Если запрещено продавать механически изготовленные иконы, значит, запрещено и приобретать их верным чадам Церкви?

Архимандрит Троице-Сергиевой лавры Венедикт (ныне настоятель Оптиной пустыни) так сказал мне о просфорах с изображенными на них преподобным Сергием и Пресвятою Богородицею, что «это новшество»: то ли молиться на них, то ли вкушать их.

Вот, к чему приводит небольшое, казалось бы, отступление от святого предания Церкви.

Механическое, автоматическое преумножение и распространение святыни лишает ее благодати. Но подобное же тиражирование произведений искусства приводит к уменьшению количества художников и их произведений. Певцы поют «под фонограмму», на которой записано их исполнение, одну и ту же песню. У тысяч и тысяч людей в домах висит на стене одно и то же изображение Мадонны. Если раньше, когда делали список иконы, снимали копию, то снятая копия не была во всем подобна подлиннику, источниковому изображению. То есть, раньше, при копировании икон умножалось не количество копий икон, а подлинников, создавались новые подлинники икон. Но ныне при копировании механическом воспроизводится одно и то же изображение, и труд художника не требуется для воспроизведения оригинала.

Может быть, и об этом, символически, сказано в Откровении, где говорится о наказании Вавилону: «не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества» (Откр. 18, 22).

В подлиннике здесь стоит: «никакого искусника никакого искусства».

Казалось бы, ныне расцвет музыкального искусства, появилось много ансамблей, хоров, появилось много новых музыкальных орудий, от столярной пилы до электронного терменвокса, а искусства нет и нет искусников в бедственном граде будущего.

Возглас в храме «оглашеннии изыдите» напоминает нам, что не всем можно присутствовать на божественной литургии, молиться с верными, участвовать в святых таинствах. Да и верным не всем можно входить в алтарь. Это значит: показ по телевидению совершения святого таинства в алтаре, то есть, заглядывание мiрян и безбожников в алтарь чрез объектив фотоаппарата или телекамеры, есть по сути разсвятынивание святыни (профанация, или десакрализация, говоря языком ученых). Если подглядывать в замочную скважину грешно, то тем более грешно взирать непосвященным на совершение святого таинства.

В церкви и дары освящения различны: у священника дар больше, чем у диакона, у епископа больше, чем у священника. И святые Божии прославлены Богом различно: ибо и «звезда от звезды разнствует во славе» (1 Кор. 15, 41, славянск.).

Это значит, не одинаковую силу имеют проповедь святого угодника Божия и проповедь юного катихизатора. Не равную силу освящения имеет вода на столе, освященная, как питие, и вода, освященная в храме на Крещение Господне по чину великой агиасмы.

То же можно сказать о святых иконах и об освященных иконках, о проповеди священника в храме и о проповеди по телевидению.

Следовательно, с точки зрения икономической (- домостроительной, хотя и экономической тоже) благотворители и миссионеры не должны стремиться к умножению преходящего количества полезных дел, но ревновать о качестве добра. Вкладывать деньги в писание икон, прежде всего, а не в производство бумажных иконок (хотя и последние полезны). Печатать книги, написанные православными, прежде всего, а не газеты, сообщающие «церковные вести», существующие день, другой (хотя и газеты бывают полезны). В библиотеке народ берет читать старые, старинные книги. А старые газеты народ не читает, их просматривают лишь немногие специалисты.

Миссионер должен быть миссионером для народа, для всех, а не для немногих.

Особое усердие нужно приложить к переизданию старинных книг, изданных нашими православными отцами или напечатанных по их благословению, и почти уничтоженных в нашей стране при господстве русскоязычных безбожников и злоумышленнных антихристиан. Желательны репринтные издания, копии старых книг; ибо при перенаборе текста часто бывают опечатки и ошибки.

О конце миссионерства

Настанет время, - и человеки вознедугуют (будут страдать недугом, заболеют). Увидев неподверженного общей болезни, возстанут на него, говоря: «ты по преимуществу находишься в недуге, потому что ты не подобен нам». - Так предсказал о последних временах один из преподобных отцов.

По Писанию, пред концом света в народах и странах распространится не просвещение, а тьма. Лукавые человеки и чародеи преуспеют на земле (2 Тим. 3, 13, славянск.).

А что же значит предсказанное в Писании: «И проповедано будет сие евангелие царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24, 14)? Некоторые полагают, что евангелие Христа уже проповедано всем народам: радио, кино, телевидение, интернет уже возвестили о Христе, все слышали о Нем, многие видели кинофильмы о Нем. Католические и протестантские проповедники обошли Африку, Океанию. Значит, Евангелие уже проповедано всем народам, и скоро конец? Нет, это проповедано не истинное Евангелие, а еретическое толкование его, ложное, безблагодатное. По сей причине ждать конца мiра не следует. Мы должны всегда быть готовы предстать пред лице Господа и дать ответ о делах своих, всегда ждать конца, быть готовым к нему, и не любопытствовать о дне и часе том.

«Он же [Христос] сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1, 7). Из этих слов Спасителя явствует, что духовную силу принимает миссионер, не любопытствующий о времени конца света. Именно в последние времена православная миссия утвердится в м i ре , а еретические миссии ослабеют, ибо предпочтут виртуальную проповедь проповеди действительной, ложную истинной. Тогда православные миссионеры будут как агнцы посреди волков, и в этом будет их сила, что они уподобятся истинному агнцу Христу. О безблагодатных же проповедниках сказал Христос так: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Лк. 13: 25-27). Смотрите, они проповедовали о Христе, были христианскими миссионерами, учили о Боге, даже от имени Его пророчествовали, изгоняли бесов именем Его и творили многие чудеса, а Бог не знает их, потому что их проповедь была безблагодатна, они не имели в проповеди благодати Духа Святаго, Которого отверглись по причине беззаконий своих.

М иссионерство завтра

В конце 20-го века появились новые виды распространения проповеди, и они, очевидно, умножатся в будущем и будут усовершенствованы:

1) Электронные страницы или сайты, создаваемые при храмах и доступные чрез интернет,

2) Электронные библиотеки с набором православных книг в электронном виде, доступные чрез интернет.

3) Библиотеки, с подбором книг, или изданий, или различные книги в цифровом формате, записанные на дисках, для прочтения посредством компьютера.

4) Песнопения церковные, и богослужения, частию или полностью записанные, в аналоговом или цифровом виде (на кассете или на диске)

Это тиражирование и распространение «виртуальной святыни» будет расти необычайно. Но благодать Божия почивает ли на ней так же, как на действительной святыне?

Никто не целует икону, показанную по телевизору, и никто не поклоняется кресту, показанному на телеэкране. То же и на мониторе компьютера. Хотя некоторые и помещают изображения икон, как заставки, на экраны своих мониторов, но никто не почитает эти изображения так, как почитают подлинные иконы. Никто не целует экран монитора с изображенною на нем иконою или крестом, и слава Богу, что это так. Целовать «виртуальную святыню» - все равно, что целовать призрака или привидение.

Но процесс виртуализации святыни будет расти, и чрез виртуализацию святыня превратится в условный знак. Как деньги: сначала деньгами были, например, меха животных. Потом деньгами стало серебро в слитках, или золото, и прочее. Потом серебро рубили на определенные куски, отсюда рубль, рубленная монета, на которой изображался князь или символ княжеский, или его имя, или символ его власти, или общепонятный символ, с указанием цены денежной единицы. Потом появились деньги, сделанные не из благородных или драгоценных металлов и сплавов, а из дешевых, и появились деньги бумажные. И, наконец, появились виртуальные деньги, - условные оцифрованные денежные единицы, на электронных карточках. То же произошло и со «святынею» (не с благодатию). Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет. Нельзя сказать, что «диавол поселился в типографской краске», или в магнитно-цифровом треке, или в оптическо-цифровой дорожке, или в чипе, вживляемом под кожу человека. Но диавол поселился в душах людей, подменяющих святыню несвятынею, заменяющих божественную благодать физическою энергиею, святое помазание инициацией, венчание на царство инаугурацией, и Бога нашего благодать прелагающих в скверну (Иуд. 4, славянск.).

Не исключено появление голографических икон или статуй. Стереоизображения уже давно есть. А теперь нажал кнопку и в комнате в воздухе появилось прелестное изображение, светящееся, объемное, креста Христова, самого Христа, Его святых, христианского храма, алтаря, живого священника, совершающего литургию, в реальном времени. Будут ли поклоняться виртуальным, голографическим образам, представляющим нечто святое? В Писании предсказано, что будет поклоняем образ зверю: «И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя» (Откр. 13, 14).

В греческом подлиннике Библии, как и в славянском, сказано здесь: не «образ зверя», а «образ зверю», «икона зверю», то есть, это будет не икона со звериным изображением на ней, а икона, как-то служащая зверю.

«И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13, 15).

Итак, образ (икона) будет говорить и действовать, и горе будет тому, кто не будет поклоняться этой иконе. Ныне уже образ и говорит и действует на экране телевизора, но тогда будет образ еще более материализован, воплощен, и будет действовать «так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя».

Всемiрное насильственное единение народов (единение, осуществляемое через грех: через моду, стандартные товары, нормы западной жизни), экуменизация церквей, разгосударствление государств (и уничтожение государственных границ, чему способствуют радио, телефон, интернет и прочее), оживотнивание человека (расчеловечивание человека, превращение его в «экономическое животное»), все это, попущением Божиим, послужит установлению единого мiрового правительства, единой экуменической церкви, приходу антихриста. Поэтому мы должны всю нашу жизнь посвятить Богу и служить делу просвещения человеческих душ словом Божиим и благодатию Христа Бога нашего. Мы не должны руководиться политическими хитростями, мы не должны следовать повсюду за наукою, куда бы она ни вела, мы не должны гоняться за ветром учений человеческих, чтобы казаться современными, мы не должны стремиться и к механическому распространению проповеди, заменяющему живое слово свидетеля. Не пренебрегая никакими средствами распространения информации, сведений, мы не должны подвергать профанации святыню. Старец Захария (Зосима), схиархимандрит Троице-Сергиевой лавры, сказал: «Мудрость без благодати есть безумие». И мы скажем: «без благодати Божией информация есть бред, или нелепость». Разумеется, святым никакая информация не вредит, ибо они, пребывая в Боге, хранятся Его благодатию. Но ежедневная передаваемая информация, газетная, телевизионная, не несет спасительной благодати Божией и часто недостоверна.

Мы не отвергаем употребление средств информации, связи (ибо для чистого все чисто, по слову апостола, и все можно употребить во славу Божию, и даже из яда делать лекарства), но мы не должны превращать проповедь Евангелия в информацию.

П равославное миссионерство в России, в пределах Российской империи 1917 года

Судя по предсказаниям православных подвижников благочестия и святых отцов, в России перед концом будет расцвет, восстановится церковь, после распятия на российской Голгофе воскреснет тело церкви. Ибо душа ее никогда не умирала и не умрет. И ныне видим расцвет церковной проповеди. Восстанавливаются храмы, разрушенные безбожниками и антихристианами. Открываются духовные училища, семинарии, воскресные школы, катихизаторские курсы. Священники идут в народ. Всюду проповедуют о Христе православные; но пришли с нечистою проповедью и еретики. В Россию устремились сектанты. Деятельность многих из них направляется западными спецслужбами и ими финансируется. Чрезвычайно умножились колдуны, экстрасенсы, лжецелители, гадалки и ворожеи. Это требует от нас издания книг против ересей и сект, против магов и колдунов.

В современной России можно выделить четыре одушевленных предмета, на которые нужно направить силы православного миссионерства: дети, жены (женщины), воины и учители (педагоги).

Учитель, педагог, после родителей и семьи, оказывает наибольшее влияние на человека, начиная с детского сада и до академии наук. Обращение и просвещение учителей есть ключ к сердцам многих. Но их умная деятельность и умное «богатство» (противное духовной нищете) наиболее препятствуют к принятию чистого учения Церкви. Поэтому нужно из среды учителей и ученых находить проповедников для них же. Их нужно привлекать к написанию книг, подобных книге «Ученые о Боге» (слова, мысли ученых о Боге). Хотя естествознание не может быть православным или неправославным, но православное «естествословие» (выражение преп. Максима Грека) может быть преподаваемо в начальных классах школы, то есть, православное воззрение на окружающий мiр, духовно-нравственное (непотребительское) воззрение на природу, как на мiр, созданный Богом и Отцом, любящим нас.

Воин защитник народа, государства, семьи, ежедневно полагающий душу свою за други своя; но многие воины, веруя сердцем, не знают Бога умом, хотя, в окопах атеистов нет, говорят воины, и: кто на море не бывал, тот Богу не молился, говорят моряки. Воин наиболее открыт для просвещения, доступен. Проповедь воинам, как наиболее организованной части общества, наиболее удобна, ибо всегда легко собрать воинов вместе, где бы они услышали Евангелие.

Жены, по Евангелию, первые узнали и уверовали, что Христос воскрес, и о воскресшем возвестили мужам, апостолам. Восемь или девять человек из десяти, стоящих в храмах, жены. Они спасали храмы от закрытия в годы гонений. Бо льшая часть книг, изданных православными, приобретается женами (то есть, женщинами: матерями, бабушками, девушками). Поэтому некоторые в чинопоследованиях исповедания грехов вместо слова «согрешил» поставили «согрешила». Не одобряя женских окончаний в чинопоследованиях исповеди, нужно, тем не менее, всячески умножить книги, обращенные к женам (обращенные прикровенно, или открыто), умножить и количественно и предметно (по тематике). Книги, журналы для семейного чтения не столь плодотворны, как те, которые приобретают жены, ревнующие о Боге, о Церкви, о спасении души. Девять человек из десяти впервые услышали о Боге от матери своей или от бабушки.

Дети чище душою, они, слыша о Боге, веруют, в простоте сердца, чище, крепче, нежели взрослые. Трудность в создании детских книг лишь в том, что детских возрастов много, и издавать книги для каждого возраста способны только весьма могучие издатели. Опасность изданий детских - сказочность речи, мифологичность образов, басенность, причем нарочитая, непременно ведущая к недостоверности. Следовательно, книги для детей это книги для бабушек и матерей, для воспитателей в детских садах и школах. Я никогда не видел, чтобы ребенок покупал себе детскую книжку или, тем паче, детскую газету. Их покупают для детей родители их, матери, отцы, бабушки. Издания для детей должны быть непременно изданиями для умных и добрых взрослых , желающих своим детям добра. В противном случае неизбежно вырождение изданий: в них постепенно исчезнут примеры благочестия из житий святых и из жизнеописаний современных подвижников благочестия, умалятся или исчезнут свидетельства о чудесах Божиих, и воспреобладают изображения лохматых мальчишек, девочек в чрезмерно коротеньких платьицах, и нерусский язык, детский жаргон, первый заметный признак растления ума и сердца. Будут сериозно, долго и подробно обсуждаться вопросы («смаковаться»): велик ли грех курения мальчиков в уборных (будут доказывать, что не велик грех), допустимы ли аборты после изнасилования девочек (будут утверждать, что иногда допустимы), с какого года можно носить миниюбки, и прочее. Развлечение воспреобладает над научением.

Вообще «хождение в народ», даже с благими намерениями, без чрезвычайной помощи Божией опасно. Уже сообщали в газетах о мнимых проповедниках и были показаны по телевидению: священник, разъезжающий на мотоцикле с мотоциклистами (байкерами), которые днем и ночью гоняют в черных кожаных куртках на мотоциклах по улицам города; священник, гоняющий мяч на футбольном поле с мальчиками, якобы «во спасение» их душ; священник, миссионер, в приеме спортивного единоборства бросающий через голову своего партнера и с шумом шлепающего его об пол, на мат; монах (или иеромонах?), с автоматом Калашникова в руках позирующий пред телекамерами: мол, врагу не пройти; священник и диакон, разъезжающие с рок-музыкантами или с поп-певцами и выступающие на их рок-поп-концертах. Это - ложная проповедь, проповедь ложного христианства.

Поистине, в нашем миссионерстве не так велик недостаток в материальных средствах, как велик недостаток в людях, любящих Бога всем сердцем своим, всею душею своею и всем разумением своим, и любящих ближнего своего, как самого себя; и во всем ищущих не своего, а Божиего.

Владимир, м i рянин Русской Православной Церкви

Несколько лет назад я путешествовал по миру и Господь положил мне на сердце сказать вам - Его народу, о важности евангелия, о том почему для Бога оно является приоритетом. Многие люди говорят о сеянии, о жатве, но иногда они забывают о евангелии. Вот почему жатва так и не приходит. Недавно я говорил по телефону с одними людьми и говорил о том, чтобы вновь включить в даяние мотивы распространять евангелие, тогда Бог вернется в сферу ваших финансов. Ко мне стекаются невероятные отзывы людей. Я слышал, что многие начали об этом говорить. Они приходили ко мне и говорили: "нам очень необходимо это послание".

Я думаю, что для меня пришло время побеседовать с вами как с моими партнерами, теми кто любит наше служение, теми кто рядом с нами уже много лет. Прежде всего мне хотелось бы поблагодарить вас. Я говорю это от чистого сердца и от всей души: Спасибо. Спасибо и еще раз спасибо, за то, что вы сделали и продолжаете делать для Господа. Мы переживаем не легкие времена когда будущее не известно, мир испытывает трудности, вокруг не мало хаоса, люди боятся. Но мы, как народ Божий, должны устремить свой взор на Господа. Потому что, как говорит английская библия о Боге: "Того чем разум пребывает в Тебе, Ты хранишь в совершенном мире. Ибо на Тебя уповает он". Наш разум должен пребывать в Господе и в этом ключ.

Мы не должны отрывать свой взгляд от Иисуса, мы не должны перестать думать о Нем, потому что иначе будет беда. (02:03) Итак, нам необходимо взирать на Него, наш разум должен пребывать в Господе. Божий приоритет номер один - это евангелие Его Сына Иисуса Христа. Вот зачем Господь пришел на землю и вот почему Он пролил Свою кровь на кресте. Вот зачем Он пострадал став заместительной жертвой за наши грехи. Причиной того зачем Господь пришел на землю являлось наше с вами спасение, чтобы евангелие было проповедано всем народам. Он воскрес из мертвых для нашего с вами оправдания. Господь дал нам привилегию говорить этому миру о том, что Он пришел, умер пролив свою кровь, а затем воскрес из мертвых. Евангелие - это сила Божья. Когда проповедуется благая весть ниспровергается сила сатаны. А если евангелие не проповедуется, то сила сатаны не может быть сокрушена. Знаете кто-то может учить чему-то и ничего не произойдет, никто не придет к спасению, никто не будет исцелен. Конечно же люди получают пищу для размышления и ничего плохого в этом нет. Знаете ли вы что можно учить на библейскую тему без Божьей силы. Это факт. Но не возможно проповедовать евангелие без того чтобы высвобождалась Божья сила. Она будет действовать всякий раз когда провозглашается благая весть. Почему? Потому что евангелие - это сила Божья. Много лет назад Господь сказал мне: "до тех пор пока ты проповедуешь евангелие Я буду оберегать тебя". Многие служители исцеления приходили и уходили, многие из них, к несчастью, впали в грех, я говорю о прошлом. (04:00) Они впадали в грех и уходили. Вы знаете почему это происходило? Потому что многие из них были сосредоточены на служении исцеления, а не на евангелии.

Интересен тот факт, что Билли Грэм был защищен от этого. Это произошло по одной причине, он проповедовал евангелие. Его сын Франклин Грэм тоже проповедует евангелие. Люди которые несут благую весть находятся под защитой, тогда как те кто не проповедуют евангелие не могут быть на столько не уязвимыми. Много лет назад я провел целый день с Франклином Грэммом. Мне никогда не забыть этого драгоценного молодого человека. Конечно он и сейчас молод. Тогда Франклин сказал мне: "Бенни, сосредоточься на спасении. Я знаю что ты молишься за больных. Но сконцентрируй все свое внимание на спасении." Это был наилучший из всех советов данных мне когда либо. С тех пор я так и делаю. На каждом крусейде, на каждом служении мое внимание сосредоточено на спасении душ. Совершая заграничные поездки я говорю людям, что величайшее чудо - это спасение. И тысячи человек рождаются свыше. Несколько дней назад мы видели как это происходит в Бразилии. В течении всего года я буду ездить по разным странам. Я обещаю вам, как пообещал это уже Богу, что продолжу проповедовать евангелие, потому что я знаю этому Господь отводит первое место. Павел сказал что он должен всем и горе ему если он не проповедует евангелие.

Несколько месяцев назад на одной конференции ко мне подошла одна женщина и сказала: "Пастор Бенни, вы говорили что мы должны жертвовать для евангелия" и затем она добавила "я даю чтобы получить" так ее уж научили. К несчастью она думала что этому учит Библия. Эта женщина была наставлена так: ты должна давать чтобы получать. Я спросил: "подождите минутку. Почему вы даете?" (06:01) Она ответила: "чтобы получить." Я уточнил: "Подождите-ка. Почему вы даете?!" Она ответила: "чтобы получить." Я сказал: "Это ошибка. Если вы даете чтобы получить вам лучше отправиться в Лас-вегас и поиграть в казино. Делайте то что делает этот мир. Потому что люди едут в Лас-вегас и дают для того чтобы получить." Причина нашего даяния должна быть - евангелие. И когда вы даете ради евангелия, Бог увидит это и только тогда Он благословит вас. Посмотрите-ка, Бог не благословляет только потому что человек жертвует. Вы должны жертвовать именно для Божьих целей, для евангелия Иисуса Христа. Вашим мотивом должно стать распространение благой вести. Сердцем вашего даяния должно стать евангелие. И вот что Бог повелел мне передать вам. Он говорил: "Скажи моему народу пусть мотивом ваших даяний будет проповедь евангелия. И Я снова стану Господом ваших финансов" (07:02) Вы думаете что Господь не может восполнить вашу финансовую нужду? Он способен сделать это очень просто. Бог больше чем ваши проблемы. Он больше чем ваши финансы. Он больше чем ваши долги. Он больше всего с чем вы сможете столкнуться. Все что вам необходимо сделать - снова позволить Господу стать главой вашей жизни. Иисус сказал: ищите прежде.. прежде, а не после всего прочего. Ищите прежде Царства Божьего (то есть евангелия) и правды Его и это все приложиться вам. Либо мы верим слову Господа, либо нет. Но что же происходит в теле Христовом? Мы слышим послания, сеем и пожинаем, сеем и пожинаем, даем и получаем до тех пор, пока не забываем для чего даем и для чего сеем. Давайте вернем в наше даяние евангелие. Конечно же вы получите. Иисус сказал: и дано будет вам. Конечно же. Но зачем вы даете? Евангелие должно вернуться в ваше даяние. Послушайте меня внимательно.

Богу ничего не стоило сотворить мир. Задумайтесь об этом. Богу ничего не стоило сотворить звезды, небо, луну и солнце. Я думаю Он наслаждался создавая этот мир. И также Господу ничего не стоило сотворить человека. Но чтобы спасти одну душу - это стоило Богу всего. Спасение одной души стояло Ему жизни. Что является важным? Души людей. Вот в чем суть евангелия Иисуса Христа.

Я никогда не забуду один случай. Я был в Мумбаи городе Индии. Передо мной собралось 2 миллиона человек. (09:00) Но перед служением ко мне подошел шеф полиции и сказал, что в соответствии с законами Индии я не могу призвать ко спасению ни одного человека. Он указал мне на закон. Передо мной стоял полицейский, он хотел убедиться, что я буду исполнять закон. Мне было понятно что если допущу хоть одну ошибку, то на меня оденут наручники. В тот вечер это не давало мне покоя. Затем одна женщина поднялась на платформу. Она была индуска. Ее дочь только что исцелилась. Женщина посмотрела на меня, ее глаза были полны слез и она сказала: "В своем выступлении вы говорили об одной книге, мне она нужна." И затем женщина добавила перед большим собранием народа: "Что написано в этой книге?" В этой книге евангелие. За 3 часа до этого шеф полиции, который сейчас стоял рядом, сказал: помни что в соответствии с законом я не могу призвать к покаянию не одного человека. У меня даже не было права сказать: кто хочет обрести спасение поднимите руки. Это нарушение закона. Можно совершить совместную молитву, но нельзя призывать людей ко Христу. Вы не можете сказать: если ты хочешь стать христианином... Это противоречит закону. И вот стоит эта женщина, 2 миллиона людей, полицейские... Она спрашивает: "Что написано в этой книге?" А это книга - евангелие. Когда женщина задала вопрос передо мной встал выбор. Либо я ей скажу о том что написано в Библии, буду проповедовать евангелие и в конце концов окажусь за решеткой, либо солгу и скажу что не знаю о чем говориться в этой книге и буду судим за это Богом. Я принял решение проповедовать ей евангелие несмотря на то что шеф полиции сказал мне незадолго до того, что я не могу призывать людей ко спасению. Мне было известно как следует поступить. (11:00) Я помню слова: горе мне если я не благовествую. И я проповедовал этой женщине евангелие со всеми подробностями. Сказал что Иисус пришел и умер за нас, пролив свою кровь за наши грехи. Он удалил их и воскрес из мертвых. Все это время я думал о том, что придет шеф полиции и меня заберут. Но ничего не произошло. Я начал плакать потому что понял: Господь поместил это призвание в мою жизнь. У меня нет выбора кроме как быть Ему послушным. На моих плечах лежит обязанность. Я проповедовал этой женщине евангелие Иисуса Христа, и затем обратился к толпе народа: "Кто из вас хотел бы принять Иисуса?" Все люди подняли руки включая полицейских и шефа полиции. Я подумал: вот какова сила благой вести. Только посмотрите. В тот день я пообещал Господу что буду проповедовать евангелие не взирая не на что, до дня своей смерти, до последнего вздоха я буду проповедовать евангелие Иисуса Христа всем людям в этом мире.

Мне хочется попросить вас сделать что-то очень простое. Верните в ваши даяния мотивы распространять евангелие. Я знаю что некоторые из вас уже поступили так, и Слава Богу за вас! Но сейчас я обращаюсь к тем кто возможно еще не задумывался об этом. Вы давали и ничего не получали. И знаете почему? В вашем даяние отсутствовало евангелие. Начните жертвовать сейчас и скажите Богу я даю это ради евангелия твоего Сына Иисуса. Если вы любите Бога то будете любить и Его дело. Не возможно любить Бога и быть равнодушным к Его делу. А дело Божие - это евангелие Его Сына Иисуса. (13:04) Во 2м послании к Коринфянам во 2 главе апостол Павел призывает поместную церковь, чтобы верующие совершили пожертвование для живущих в Иерусалиме. И все мы как христиане знаем о чем говорится в 6-11 стихах. Здесь Павел пишет что те кто сеет скупо, скупо и пожнет, а кто сеет щедро, щедро и пожнет. Но часто мы не обращаем внимание на то что говорится в следующих стихах. Ведь если вы продолжите читать, то увидите что в 13 стихе написано следующее: видя опыт сего служения (это говорится о даянии) они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами евангелию Христову. В этом стихе Павел выражает суть послания. Он говорит что даяние выражает вашу покорность евангелию Иисуса Христа. Итак, вы читаете о том, что кто сеет скупо скупо и пожнет, кто сеет щедро щедро и пожнет. Вы читаете великие обетования которые записаны там. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы всегда и во всем имея всякое довольство были богаты на всякое доброе дело. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу, подаст обилие посеянному вами.. Это замечательно! Но причина даяния в 13 стихе, потому что смысл сказанного Павлом таков: ...вот теперь вы явили, когда давали, показали всему миру, что ваша жизнь находится в покорности евангелию Иисуса Христа. Когда вы жертвуете имея в сердце благую весть, являя евангелие в своем сеянии и в своем даянии, то Бог выйдет на сцену, уверяю вас и Он не подведет. Библия говорит: я не видел праведника оставленным и просящем хлеба. (15:06) А праведные любят евангелие. Ищите прежде Царства Божьего и правды Его (вот слова о евангелии) и все это приложится вам. Иисус сказал: не заботьтесь о завтрашнем дне... Не переживайте о будущем, просто повинуйтесь Богу. Убедитесь что евангелие это также и ваш приоритет. Пусть Божьи интересы будут также и вашими. И Господь вознаградит вас до избытка. Так говорит Библия. Иисус сказал, что мерою доброю, утрясенною, нагнетенною, переполненною отсыплют вам в лоно ваше.

Смотрите, я проповедовал 34 года. Господь оберегал меня в независимости от моего положения. Это на самом деле так. Средства массовой информации были против меня. Обо мне говорили много всего. Но я все еще здесь, я все еще проповедую по одной причине. Я сказал Господу, что посвящаю себя проповеди о Его Сыне Иисусе Христе. По сравнению с этим служение исцеления не так уж и важно. Но евангелие - вот что имеет величайшее значение. Евангелие Иисуса Христа более важно, чем все в этом мире, во всей вселенной. Кровь Иисуса важнее чем помазание Святого Духа. Услышьте, что я говорю! Кровь Иисуса важнее помазания. Мы все хотим его и молимся: "Дай мне Твое помазание, Господь." Но на самом деле более всего важна кровь Иисуса. Потому что именно кровь Христа производит искупление души. (17:05) Люди постоянно ищут силы Божьей, однако именно драгоценная кровь Иисуса является самым важным предметом наших разговоров. И где кровь Христа там и помазание. Если вы на самом деле хотите иметь помазание Святого Духа, то ищите крови Иисуса а не самого помазания. Потому что там же где кровь Христа найдете и Святого Духа. Там же где кровь Христа найдете и помазание. Помните, что говорится в последней главе книги левит? Я чувствую помазание просто говоря об этом.

В 14 главе книги левит говорится о том, что священник должен окропить прокаженного кровью и только после этого Бог велит принести масло и окропить больного им. Где кровь там же и масло - помазание. Библия говорит нам, что трое свидетельствуют на земле. Один из этих элементов кровь. Затем Дух Святой. Он реагирует на евангелие Иисуса Христа. Когда проповедуется евангелие, там пребывает Дух Святой. Когда евангелие не проповедуется, то Святой Дух не придет. Это относится не только к жизни но и к данной ситуации. Я нахожусь здесь, но я давно мог умереть. Обо мне все уже могли бы забыть. Уже давно могла бы произойти какая-нибудь случайность. Если бы я не проповедовал евангелие, то был бы уже покинут. Потому что служение исцеления не оберегает. Но служение без евангелия может разрушить вас. Посмотрите на многих служителей исцеления. Где они сейчас? очень не многие из них остались в служении, сохранили верность Богу, лишь некоторые. Одни из них - это Орал Робертс, Кетрин Кульман. Некоторые умерли в раннем возрасте. Потому что когда вы забываете евангелие, Бог забудет вас. Но если вы помните евангелие, то Бог будет помнить вас. (19:05) Что касается моей жизни, я знаю меня хранила благая весть. Я проповедую евангелие, поэтому я все еще здесь. Это факт.

Что вы можете сказать о вашем даянии Господу? Отдаете ли вы Богу не получая ничего взамен? Сеете ли вы думая почему это не работает? Позвольте мне кое-что сказать: Слово Божье живо и действенно. В этом нет сомнений. Слово Божье действенно.

Послушайте, то что вы делаете должно соответствовать слову Божьему, а не вашему мнению о том, что сказал Господь. Не надо жертвовать только по тому, что какой-то человек сказал: вы должны давать чтобы получать. Вся суть в распространении благой вести. Верните в даяние евангелие, и тогда закон сеяния и жатвы будет работать. Я призываю вас сейчас сделать следующее. Скажите сейчас Господу... Пожалуйста не переключайте канал не игнорируйте то что я говорю. Это может спасти вашу жизнь и финансовое будущее. Я хочу чтобы вы сделали сейчас паузу и сказали Богу: "Господь, с этого дня я обещаю Тебе вернуть евангелие в свое даяние, в свою жизнь и во все что я делаю. С этого дня евангелие станет также и моим приоритетом." Скажите это Господу. Скажите, Иисус с этого дня евангелие Твоего Сына будет на первом месте в моей жизни и в моих словах, в том что я делаю, а также в моем даянии. Верните евангелие в свою жизнь и увидите что делает Бог. (21:05) А сейчас давайте помолимся и будем верить. Я хочу чтобы вы подошли и положили руки на экран. Давайте, положите руки на экран. Это шаг веры. Ничего не исходит от экрана телевизора. Сила также не исходит из моих рук. Или просто прострите руки в мою сторону если вы не хотите вставать. Хорошо просто прострите свои руки этого достаточно. Он видит ваше сердце.

"Драгоценный Господь, мы соглашаемся что с этого дня евангелие станет нашим приоритетом, сутью нашей жизни в нашем хождении и в нашем даянии. Я молюсь чтобы Твоя сила могущественным образом вернулась в наши дома и в наши финансы.

Дорогой Иисус, я молюсь чтобы евангелие стало средоточием и приоритетом в нашей жизни, чтобы Ты начал могущественно благословлять нас. Благословлять спасением, защитой наших домов и наших детей. Мы призываем кровь Иисуса на свои дома, на своих родных и молимся чтобы Твоя сила вернулась в наши финансы потому что Ты любишь отвечать на просьбы Своего народа. Твое слово говорит что рабов своих Ты делаешь успешными. Тебе нравится благословлять нас. Ты сказал, что благословения захватят Твой народ. Ты сказал, ищите прежде Царствия и все это приложиться вам. Это Твое обещание Господь и пусть Твоя сила могущественно действует в наших жизнях. Во Имя Иисуса! И народ Божий да скажет: Аминь!

Записала с аудио Алина Мингалеева

ПРОПОВЕДЬ ЕВАНГЕЛИЯ И ПЕРВЫЕ ГОНЕНИЯ

Оставляя Своих учеников, Иисус дал им повеление: «Идите и научите все народы» (Матф. 28,19). Они должны были возвестить всем народам Евангелие Царства Божия. Это значит, что все люди на земле должны знать добрую весть о том, что они могут получить прощение грехов и спасение верою в Иисуса Христа, узнать, что этому миру приходит конец и что вскоре наступит вечное царство Божье.

Ученики Христа были малочисленны и не обладали ни богатством, ни славой, ни ученостью. Как же они могли выполнить такую задачу?

Бог пообещал, что Он пошлет им силу Святого Духа. И в день Пятидесятницы в Иерусалиме ученики получили необходимую уверенность, мужество, любовь к людям, которым проповедовали. Христос дал им способность понимать иные языки и проповедовать на всех известных в то время языках. Он дал им силы исцелять больных, воскрешать мертвых. В течение трех десятилетий проповедь о Христе охватила Малую Азию, север Африки, Европу - практически все известные тогда части заселенного мира. Сотни тысяч людей изменили свой образ жизни, оставили путь порока и греха и стали стремиться к жизни, исполненной веры и любви.

Апостолы Христа - его ближайшие ученики - проповедовали даже в самых отдаленных местах земли. Апостол Фома проповедовал в Индии, апостол Андрей проповедовал скифам, т. е. нашим праотцам, на берегах Днепра.

Но самым известным апостолом был Павел. Он основал сотни христианских общин в Малой Азии, был в Греции, Македонии и, наконец, в Риме.

Известно, что до своего обращения в христианство Павел (Савл) был ярым врагом и гонителем христиан. Будучи иудеем, сторонником иудейской религии, он ненавидел христиан и был зачинщиком и инициатором гонений и мучений христиан в Иерусалиме.

Когда он шел в Дамаск, чтобы и там мучить христиан, его сопровождали соучастники, такие же, как он, гонители. Неожиданно ему явился с неба Иисус Христос в необыкновенном сиянии и сказал: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» (Деян. 9,4). Эта встреча потрясла Савла. Он ослеп и три дня находился в Дамаске, ничего не видя. За это время в его душе произошла перемена; он обратился к добру, понял свое заблуждение и стал веровать во Христа.

Вскоре он принял крещение и стал ревностным проповедником Евангелия по всей стране. Он написал также четырнадцать писем (посланий) к молодым христианским церквам. Эти послания включены в состав Евангелия.

Иерусалимские евреи были враждебно настроены против христиан и предпринимали гонения против них. Они убили апостола Иакова и Стефана, одного из первых служителей Божиих. Римские власти через некоторое время также ожесточились против христиан и начали преследовать их по всей империи.

Так, во дни императора Нерона, в 64 году по Р. Хр. было жесточайшее гонение в Риме. Тысячи христиан погибли в Колизее, растерзанные зверями на глазах у многочисленных зрителей. Многих сожгли заживо в садах Нерона, привязав к столбам и превратив в живые факелы. Однако преследования не сломали их веру. На место убитых приходили новые, и весть продолжала распространяться.

Чтобы возбудить гнев толпы, гонители распускали самые мерзкие слухи, обвиняя христиан в разных низостях. Однако их чистая жизнь производила неизгладимое впечатление на многих.

Из книги Великая Борьба автора Уайт Елена

Глава 2 Гонения в первые столетия Когда Иисус открыл Своим ученикам участь Иерусалима и отдельные события, относящиеся ко Второму Его пришествию, Он провидчески указал также и на испытания, которые должен будет перенести народ Божий после вознесения Его вплоть до

Из книги В начале было Слово… Изложение основных Библейских доктрин автора Автор неизвестен

2. Проповедь Евангелия. Бог «назначил день, в который будет праведно судить вселенную» (Деян. 17:31). Предостерегая нас об этом дне, Христос не сказал, что он наступит, когда обратится весь мир. Он сказал другое: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во

Из книги Он призвал меня автора Мюллер Йорг

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Что означают слова Евангелия «И будут последние первыми и первые последними»? иеромонах Иов (Гумеров)Многие же будут первые последними, и последние первыми (Мф. 19: 30). Господь здесь выражает мысль, что земное положение человека (богатство, общественное положение, звания,

Из книги Творений. Книга I. Статьи и заметки автора (Никольский) Андроник

7. Проповедь Евангелия жизни Затем настоятельно нужно усилить дело проповеди. Конечно, лучше будет изустная проповедь. Особенно в деревнях это просто бы устроить, народ не требовательный, но жаждущий назидания. Пусть бы всякий священник говорил с молящимися совершенно

Из книги Созерцание и Размышление автора Феофан Затворник

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ В ПЕРВЫЕ ТРИ ДНЯ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ Что значит чтение всех Евангелий в первые три дня Страстной седмицы? Это есть повторение завещания, данного нам Господом нашим Иисусом Христом. Умерши за нас, Он оставил завещание всем имевшим уверовать в Него -

Из книги Сочинения автора Августин Аврелий

Проповедь Евангелия и проповедь предопределения - части одной проповеди и потому не противоречат друг другу 36. Итак, не следует [думать], что проповедь предопределения препятствует проповеди пребывающей и преуспевающей веры, чтобы те, кому дано повиноваться, услышали

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

Первые изречения Иисуса. Его идеи о Боге-отце и истинной религии. Первые

Из книги Толковая Библия. Том 11 автора Лопухин Александр

Глава V. Анания и Сапфира (1-10). Дальнейшие успехи Церкви Христовой и Апостолов (11-16). Новое гонение Синедриона: заключение Апостолов в темницу, освобождение ангелом, проповедь во храме, ответ пред Синедрионом (17-33). Мудрый совет Гамалиила (34-39). Первые раны за имя Христово

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Глава XI. Недовольство на Петра со стороны верующих иерусалимлян за общение с необрезанными и успокоение недовольных (1-18). Проповедь Евангелия вне Палестины, особенно в Антиохии (10-21). Варнава и Савл в Антиохии (22-26). Пророчество о голоде и милостыня христианам в Иудее

Из книги Суд над Иисусом [Еврейские версии и гипотезы] автора Хейфец Михаил Рувимович

Проповедь Евангелия в Самарии. Симон - волхв 4 Тем временем рассеявшиеся ходили повсюду и проповедовали Благую Весть. 5 Филипп, придя в один из городов Самарии, начал проповедовать там Христа. 6 Толпы людей с особым вниманием относились к тому, что говорил Филипп, потому

Из книги Творения. Часть III. Книга 3. Нравственные правила автора Великий Василий

Глава 1. Первые еврейские легенды об Иисусе: Евангелия Почему в этом эссе Евангелия числятся еврейскими сказаниями об Иисусе?Не надо специально оговаривать: тексты этих книг проникнуты сильными и неопровергаемыми юдофобскими мотивами. В конце концов, в Евангелиях

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Правило 70: О тех, кому вверена проповедь Евангелия, когда, кого и чему должны они учить… Глава 1. Те, кому вверена проповедь евангельская, с молением и молитвою должны поставлять диаконов и пресвитеров неукоризненных, заслуживших одобрение прежнею жизнью.(Мф. 9, 37–38): «Тогда

Из книги автора

XXXII Исцеление хромого в храме. Предостережение со стороны синедриона. Общение имений. Ананий и Сапфира. Гонения. Семь диаконов и их ревность в распространении Евангелия Наделенные необычайными дарами апостолы стали проповедовать Евангелие, подкрепляя его необычайными

Из книги автора

XXXIII Архидиакон Стефан, его проповедь и мученичество. Гонение на учеников и рассеяние их из Иерусалима. Распространение Евангелия. Проповедь Филиппа в Самарии. Симон-волхв. Обращение эфиопского евнуха. Состояние Церкви к концу царствования Тиверия Избранные диаконы,

Из книги автора

XXXVIII Ап. Павел в Афинах. Речь его в ареопаге. Жизнь и проповедь в Коринфе. Первые послания Когда корабль пристал к знаменитой афинской пристани – Пирею – и перед взором апостола язычников открылся знаменитый город, то нетрудно предположить, какой поток мыслей прошел по

Призыв к истинной проповеди Евангелия

Широко известен тот печальный факт, что библейские церкви во всем мире, и особенно на Западе, быстрыми темпами утрачивают тот убеждающий, призывной слог евангельской проповеди, который в былые времена составлял их главную особенность и славу. Подобного рода проповедь — этот благороднейший вид искусства, дарованный грешному человеческому роду — редко можно услышать в наши дни. Этот призыв вечного Евангелия, покоряющий, убеждающий и касающийся сердца, не раздается более на Западном полушарии, не наполняет долины невежества, не понижает холмы гордости и не являет славу искупления для погибающих душ.

Эта печальная утрата ощущается во всех видах библейских церквей как арминианского, так и кальвинистского толка. Первые из них в большинстве мало чем напоминают своих предшественников, таких, какими были, например, первые методисты, которые пламенно проповедовали Евангелие на открытом воздухе и в церковных помещениях каждое воскресенье в году. Но в наши дни даже профессиональные евангелисты из арминианских рядов, похоже, считают, что достаточно призвать слушателей принять Христа, не объяснив серьезно, почему это нужно сделать. В их проповедях очень слабо объясняется Божья святость и праведность, осужденное состояние грешника, цену спасения и сущность истинного покаяния и веры. Проповедь арминианами Евангелия в наши дни стала лишь тенью того, как они проповедовали раньше. Для описания несерьезности в их призыве ко спасению стали употребляться такие выражения, как «принятие решения» и «легковерие». Те люди, которые отзываются на призыв такого рода, часто не имеют четкого понятия о своей греховности и духовной нужде и, конечно же, у них нет представления о правильном покаянии. Без всякого сомнения, именно в этом кроется причина, почему подавляющее большинство людей «исповедавших Христа» во время многих массовых евангелизационных кампаний, отпадают в течение нескольких дней, не говоря уже о неделях или годах. По этой же причине многие, обращенные во время евангелизационных кампаний в студенческих кампусах, оставляют свою христианскую веру сразу же по окончании учебы.

Те церкви, которые называют себя реформированными или кальвинистскими, находятся не в лучшем состоянии. Они считают себя наследниками реформаторов, пуритан и проповедников пробуждения, какими были Джордж Уитфилд, Джонатан Эдвардс, Хауэл Харрис, Эйзахел Нетлтон и Чарльз Сперджен, но правда заключается в том, что они мало напоминают своих героев. Так же, как и арминиане, кальвинисты в наши дни редко проповедуют евангельский призыв ясно, целенаправленно, аргументированно и убедительно. Хуже того, многие считают, что они вообще не обязаны это делать. Они удовлетворяются «романтичным» подходом к проповеди Евангелия и считают, что достаточно мимоходом упомянуть об искупительных истинах в назидательной проповеди, обращенной к верующим, и Святой Дух коснется этими несколькими словами сердец неверующих, так что они будут спасены. С такими понятиями даже самые способные проповедники не прилагают усилий, чтобы научиться проповедовать Евангелие так, как следовало бы.

Неоспоримый факт заключается в том, что надо обойти немало церквей в Англии и США, чтобы найти традиционное служение, посвященное проповеди Евангелия, которое проводится регулярно, хотя такая практика была почти повсеместной лет пятьдесят и более назад. Мы говорим не о мертвых церквях, погрязших в богословском либерализме, но о евангельских общинах, которые любят Господа и Его Слово. Здесь как раз и кроется загадка и трагедия наших дней.

Почему же так получается, что верные и одаренные пасторы не имеют расположения проповедовать евангельские истины целенаправленно и регулярно? Почему многие прекрасные проповедники, провозглашающие себя сторонниками спасения по благодати, сами почти никогда не проповедуют спасение по благодати? И как можно оставаться в подобном состоянии, когда все еще остаются в силе слова Павла, записанные в Библии: «Это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!»?

Ответ на эти вопросы заключается в том, что слова Павла потеряли свой беспокоящий и обязывающий смысл из-за странной перемены в современном истолковании самого слова «евангелие». Если бы не эта перемена, устрашающие слова «горе мне», наверное, были бы достаточным стимулом поставить проповедь Евангелия во главу угла всего нашего служения. Какая же причина лишила эти ключевые слова Писания их силы и власти? Хотя это и странно звучит, но причина заключается в восприятии католических и либеральных понятий в определении слова «евангелие».

Были когда-то времена, когда подавляющее большинство евангельских протестантов употребляли это слово только в одном смысле — как обозначение фундаментальных библейских доктрин о спасении. Римская церковь, однако, всегда употребляла это слово в гораздо более расплывчатом смысле, подразумевая ту благодать, которую Бог передает через церковные таинства и священников. Вся эта схема, по которой церковь-мать дает спасение (в обмен на добрые дела), как раз и была названа «евангелием». Римская церковь была первой, кто извратил это драгоценное слово и придал ему невразумительный смысл.

Следующее извращение пришло от богословских либералов девятнадцатого столетия, которые еще больше разбавили смысл слова «евангелие», подразумевая общее культурное влияние христианства, включающее добрые дела на благо общества (социальное евангелие). В наши дни англиканские епископы оправдывают свои частые политические выступления тем, что они, якобы, являются неотъемлемой частью «евангелия».

В противовес всему этому, евангелисты прошлых времен не утрачивали понимание истинного значения этого слова и утверждали, что «Евангелие» (Благая весть) означает не что иное, как ту часть веры, которая относится к спасению души. В наши дни, однако, в среде евангелистов случилось что-то немыслимое, потому что они оставили свое историческое наследие и предпочли более широкое значение слова «евангелие», превратив его в синоним слова «Библия», так что оно охватывает все аспекты библейской истины. По этому новому определению, всякий раз, когда проповедник назидает верующих, он считает, что проповедует Евангелие. Или если он дает богословскую статью коллеге-пастору из своего братства, он считает, что является служителем Евангелия. Всякий раз, когда он преподает ту или другую христианскую доктрину, он считает, что раскрывает ту или другую сторону Евангелия. Возможно, этот проповедник никогда не посвящает свою проповедь необращенным, не указывает на их нужду в спасении, не показывает им Христа, не пробуждает их совесть, не предупреждает их о последствиях отвержения Христа и не убеждает их искать Христа. Каков результат? Такого проповедника не будет тревожить совесть, потому что он считает, что где бы и что бы он ни проповедовал, он проповедует Евангелие. Его ум ослеплен «евангельской политической корректностью» в том смысле, что приравнивает Евангелие ко всему Божьему откровению. Доводы в защиту подобных взглядов нам приходилось слушать довольно часто.

Проповедники, придерживающиеся этого нового определения, часто вставляют в свою проповедь несколько слов, обращенных к неверующим, но редко посвящают им всю проповедь. Мы хотим этим сказать, что новое, приспосабливаемое ко всему объяснение «евангелия», позволяет нам оправдывать все, что угодно, и при этом нисколько не тревожиться по поводу волнующих слов Павла «горе мне, если я не проповедую Евангелие!»

Но можно ли что-либо сделать чтобы восстановить прежнее значение слова Евангелие? Ведь недостаточно только высказать мнение, что современное понятие является новшеством, изобретенным за последние пятьдесят лет. Необходимо доказать правильность старого определения на основании Писания. Если мы сможем это сделать, тогда можно надеяться, что любящие Библию проповедники придут к убеждению, что регулярное, целенаправленное, особое евангельское служение является для них волей Божьей и Его заповедью.

Неоспоримо то, что слово «Евангелие» в Писании является очень специфическим техническим выражением, которое всегда относится к убедительной проповеди душеспасительных истин погибшим грешникам. Оно никогда не относится к общему назиданию верующих, и в следующей главе мы постараемся убедить в этом критически настроенных читателей. Как только мы уясним себе эту истину, волнующие слова Павла зазвучат для наших сердец с новой силой: «Горе мне, если я не проповедую Евангелие!» Безусловно, это утверждение имеет устрашающую власть для Христовых посланников!

Возможно, мы верны Слову Божьему, но верны ли мы вполне? Разделяем ли мы чувства Павла и следуем ли его примеру? Чувствуем ли мы ту же неотложную обязанность проповедовать Евангелие? Данная книга написана для того, чтобы убедить лучших и достойнейших Господних служителей придерживаться традиционных понятий о проповеди Евангелия и ходить старыми путями. Мы не сможем завоевать наши города, если Божьи посланники не выполняют самую важную и значительную часть своей работы. Как проповедники, мы можем задать себе вопрос о том, правильно и честно ли рассчитывать на то, что верующие будут присоединяться к нашей церкви, если у нас не проповедуется регулярно Евангелие, — ведь они не смогут испытать радость от приведения на евангелизационное собрание своих родственников и друзей.

Обычно у служителей бывает три возможности для проповеди в течение недели. Мы имеем в виду то, что одна треть их служения может быть посвящена исключительно целенаправленной проповеди Евангелия (труд евангелиста), одна треть — углубленной работе над сердцами верующих через поучения из Слова Божьего для практической жизни (пастырский труд), и одна треть — наставлению в Библейских доктринах (труд учителя). Старое доброе правило гласит, что надо соблюдать пропорцию в применении даров, перечисленных в Еф.4:11 — евангелист — пастырь — учитель.

До сих пор мы говорили о целенаправленной проповеди Евангелия только как о средстве приобретения душ, однако в Новом Завете проповедь Евангелия играет двоякую роль. Она не только убеждает, обличает, зовет, просит и предупреждает в положительном смысле для спасения душ, но также и в негативном смысле, то есть, отпугивает и поворачивает назад закоренелых, эгоистичных и неискренних грешников. Проповедь Евангелия выполняет также и работу по ограде церкви Христовой. Мы читаем о том, что Евангелие причиняет «соблазн», оно есть «для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь». Проповедуемое Евангелие выполняет свою просеивающую функцию для упорствующих грешников, так что они поворачиваются и уходят прочь.

Когда прекращается ясно выраженная и хорошо подготовленная евангельская проповедь, тогда Евангелие передается только с помощью личного свидетельства, занятий в малых группах и тому подобных мероприятиях (которые должны функционировать в дополнение к проповеди). Евангельская проповедь теряет свою обличительную и убедительную силу, и церковь начинает наполняться людьми, которые приняли Евангелие чисто умозрительно, решили стать верующими силой плотской воли и пережили лишь поверхностное обращение. Этот процесс очень характерен в тех случаях, когда прекращается истинная проповедь Евангелия. Когда церкви наполняются такими поверхностно обращенными и нераскаянными людьми, они начинают угождать их мирским интересам, в результате чего богослужение превращается в развлечение, и церкви уходят далеко от благочестия былых времен. Безусловно, в таком упадке играют роль многие факторы, однако во главе стоит утрата систематичной целенаправленной евангельской проповеди.

Систематическая евангельская проповедь уже давно не в моде у нас в Британии, и многие молодые проповедники обездолены тем, что им никогда в жизни не приходилось слышать такую проповедь. А поскольку они сами не слышали, они не имеют понятия о том, как надо проповедовать Евангелие. Они спрашивают: «Как можно проповедовать одни и те же истины каждую неделю разнообразно и интересно? Как можно извлекать серьезный евангельский материал из разных частей Библии?» На эти и подобные им вопросы мы и постараемся дать ответ в последующих главах.

Вполне понятно, что потенциальные проповедники Евангелия сталкиваются с некоторыми каверзными и пугающими трудностями. Первая из них истекает из естественного человеческого стремления быть оцененным по достоинству за свой труд. Трудность здесь заключается в том, что из-за такого стремления к одобрению труд евангелиста может показаться довольно неблагодарным, потому что верующие обычно мало ценят данную отрасль служения. Они, безусловно, любят его, но не сознают, насколько это трудно — говорить разнообразные проповеди, сохраняя при этом евангельскую по сути тематику. Они представляют эту отрасль служения довольно легкой и обычно выражают гораздо больше одобрения, когда служитель раскрывает глубокие истины для верующих. В данной области служителя больше ценят за эрудицию и способность хорошо изъяснять Библию. Но на самом деле евангельская проповедь во многом является наиболее трудным участком работы, и подготовить такую проповедь намного труднее.

Разъездной евангелист может путешествовать вокруг света с дюжиной заезженных призывных проповедей, а пастор поместной церкви должен провозглашать Евангелие более сорока раз в году перед той же самой аудиторией в течение, может быть, десяти, двадцати, а то и тридцати лет. Его изложение должно укладываться в рамки доктрины, но в то же время быть всегда новым; он должен быть верным, и в то же время свежим; старым, и в то же время новым; традиционным, и в то же время удивляющим; знакомым, и в то же время вызывающим интерес. Он должен постоянно искать новые формы изложения и иллюстрации. Он живет в страхе перед тем, что члены церкви и их дети будут испытывать скуку от евангельской проповеди. Его желание, чтобы великие евангельские темы спасали души и в то же время пробуждали новые чувства любви и благодарности к Господу у верующих со стажем.

Хуже того, это такое служение, для которого нет хороших вспомогательных материалов. Хотя есть много богословских книг, помогающих в подготовке проповеди для назидания верующих, эти книги почти не дают хороших советов в подготовке призывной проповеди. Цель таких книг — прояснить смысл Библейского текста, но они не предлагают способов, как достичь души, так что проповеднику в основном приходится рассчитывать на самого себя.

И все же, не смотря на все эти препятствия и разочарования, которые надо одолеть и отогнать прочь, убеждающая призывная проповедь является главной частью проповеднического служения, и те, кто принимает на себя это Господне поручение, должны быть полны решимости выполнять его до последнего вздоха.

На церкви в Бристоле, построенной во время пробуждения через служение Джорджа Уитфилда, висит мемориальная доска с изображением проповедника, читающего Иезек.33:6: «Если же страж видел идущий меч и не затрубил в трубу, и народ не был предостережен, — то кровь его взыщу от руки стража».

Пусть же старые проповедники всей своей силой и авторитетом убеждают молодых проповедников быть мужами Евангелия! Если же вы еще не проповедуете Евангелие целенаправленно и систематически, то в срочном порядке откройте в своем служении для Господа эту новую страницу.

В следующей главе мы дадим краткий обзор многих Новозаветных текстов, где слово «Евангелие» употребляется в том значении, которое определяет смысл данного слова.

Существительное евангелион встречается в Новом Завете 78 раз (60 раз в Посланиях Павла). Во всех случаях, это выражение со всей авторитетностью указывает на «откровение Божьего плана спасения через проповедь об Иисусе Христе», или на «призыв ко спасению», или на «оправдание в Божьей праведности», или на «средство получения новой жизни».

Те читатели, которые уже достаточно убеждены в том, что Евангелие относится исключительно к евангелизации, возможно, пожелают пропустить следующую главу, но мы приглашаем всех просмотреть ее, поскольку она является основой наших доводов. Сами же доводы не заставят себя долго ждать.

Откройте, пожалуйста, Библию, мы будем сегодня читать Слово Божье из восьмой главы Евангелия от Иоанна… восьмая глава Евангелия от Иоанна. Я, можно сказать, старался за последние несколько лет не проповедовать слишком много из Евангелия от Иоанна, ведь я так много времени работал над комментариями на Евангелие от Иоанна. Первый том, от Иоанна с 1 по 11 главы, был закончен год назад. А второй том, от Иоанна с 12 по 21, до конца евангелия, только что завершен, пару недель назад. Вообще-то, у меня на столе гранки, я их перечитываю и делаю последние исправления.

Поразительная, поразительная книга. Непрестанно возвеличивает Господа Иисуса Христа. И, конечно, поэтому она особенно ценная для меня. А сегодня я хочу украдкой заглянуть в текст Евангелия от Иоанна, по крайней мере, сначала, и это восьмая глава, и, в частности, я хочу обратить ваше внимание на стихи с 43 по 45. Здесь записана истина, которую я хочу сделать основой нашего сегодняшнего размышления.

Ричард Циммерман - Еще несколько слов о благословении или пробуждении

Благословение, или пробуждение, как его называют, - это то, к чему мы стремимся. И это дано через Крест, через жертву Иисуса Христа. Это основа всей нашей духовной жизни. Пробуждение это не массовая евангелизация, хотя она важна, это не собрание пробуждения, когда люди собрались молиться о пробуждении. Это не просто какое-то духовное движение, как, например, движение святости или движение за более глубокую жизнь.

Когда мы говорим о настоящем Божьем благословении, - это сверхъестественное излияние Духа Божия необыкновенной силы на Церковь. Благословение - это та работа, которую только Бог может сделать в нас. Мы сами не сможем е¨ сделать. Почему же это так часто отсутствует? Я думаю, основная причина заключается в том, что в этом нет достаточной нужды. Мы часто говорим о неотступности в молитве - именно неотступность определяет нашу нужду. Я помню, перед тем, как нас судили, было Слово Божье к церкви, и Господь говорил, что если народ не будет нуждаться в пастырях, то Он может их забрать. Сестры помнят, наверное, как мы были удивлены: как же так, вся церковь уважает пастырей, любит, к нам стоят огромные очереди.

Loading...Loading...