Исламский сонник разбитое бронь. Исламский сонник: особенности, виды снов и правила толкования

Несмотря на то что ислам - достаточно молодая религия, ее приверженцев насчитывается около 1,8 млрд человек. Считается, что если сны мусульман будут правдивыми, то это свидетельствует о скором приближении Судного дня. Тем не менее, исламский сонник пользуется достаточно высокой популярностью. Даже турецкие султаны, такие как Мехмед II, Сулейман I Великолепный, Ахмед I, всегда обращались за толкованием своих снов к улемам и муфтиям. В данной статье узнаем о толковании снов по Священному Корану и Сунне.

Основные правила

Прежде чем начать изучать исламский сонник, следует учесть, что есть специальные пути, способы и этика толкования сновидений. Именно они и помогают узнать наиболее точное значение снов. Истинный мусульманин всегда следует этим правилам. Первое, что нужно знать - сны разделяются на три вида:

  1. Хороший и благоприятный.
  2. Плохой и страшный.
  3. Сон, основанный на впечатлениях дня.

Хорошие сны

Согласно Корану и Сунне, первые сновидения - это радостная весть от Аллаха. Кроме того, они являются одной из 46 частей пророчества. Такие сны по исламскому соннику называются «аль-мубашширатами». Согласно Корану первое сновидение, которое увидел человек, было про Еву. В райском саду Адам попросил Бога сотворить ему пару, похожую на него. Всевышний усыпил мужчину. А когда тот проснулся, и у изголовья его сидела женщина, Бог спросил: «Что за видение ты видел во сне?». Тогда Адам ответил ему, что видел в нем Еву. Это и был первый сон человека.

После аль-мубашширата - благого сна, тому, кто его увидел, следует сделать 4 вещи:

  1. Восхвалить Аллаха за хорошую весть.
  2. Ожидать хороших событий и радоваться.
  3. Рассказать о сне близкому человеку, которого он любит и желает ему добра.
  4. Правильно и хорошо истолковать сон. Мусульмане считают, что сновидение сбывается только так, как его расшифровали.

Плохие и неприятные сны

Вторая категория снов - от шайтана. Дьявол наводит на человека страшные и плохие сны, чтобы испугать его, вызвать в душе страх, ужас или даже стыд. В них могут быть вещи, которые побуждают сделать что-то плохое. Таким снам не следует верить и прислушиваться к ним. Кроме того, пророк Мухаммад говорил, что такие сны снятся людям, которые ложатся спать нечистыми (без молитвы, с плохими помыслами или на сытый желудок).

Если мусульманин увидел плохой и неприятный сон, то для того, чтобы избежать несчастья, необходимо выполнить 7 важных правил:

  1. Попросить Аллаха защитить себя от дурного сновидения.
  2. Просить помощи справиться с шайтаном.
  3. Поплевать в левую сторону (3 раза).
  4. Поменять положение во сне.
  5. Совершить Намаз.
  6. Никому не говорить о сновидении.
  7. Не пытаться его толковать.

Влияние эмоций на сны

Спящие могут видеть во сне то, что происходило с ними в течение дня. Это могут быть определенные эмоции или переживания. Такие сновидения могут быть путанными, неясными, бессвязными и смешанными. Их сложно истолковать и делать это нет необходимости. Они всего лишь являются отражением эмоций и чувств человека. Кроме того, спящий может видеть то, что он привык делать в это самое время наяву. Например, в определенное время мусульманин совершает намаз. Если однажды он ляжет спать в тот час, то с большой вероятностью ему может присниться, что он молится.

Как толковать сон

Для расшифровки сна по исламскому соннику существует несколько важных правил. Во-первых, следует установить, что было самое главное. Это определенный символ или знак, который поможет при дальнейшем толковании и является основной сна. Далее для каждой важной детали сна нужно выяснить основу из основ, выведенных в Коране. Можно использовать сопоставления и сравнения. Например, Аль-Бакара (Корова), 74-й аят из 286 гласит:

После этого ваши сердца ожесточились и стали как камни, или даже еще жестче...

Таким образом, если вам снились камни, значит, последнее время у вас слишком суровое сердце. Следует вспомнить, может, кто-то просил у вас помощи, а вы отказали. Нужно помочь своим близким и Аллах обязательно это заметит.

Конечно же, для лучшего толкования существует специальный исламский сонник по Корану. В нем есть значения большинства вещей и событий, которые могут присниться.

Стихии и природные явления

Это достаточно важные символы и знаки, которые могут многое рассказать сновидцу.

  • Огонь снится к хаосу и смуте, поскольку он способен уничтожить практически все, к чему прикасается.
  • Ветер - к испытаниям и страданиям. А вот если просто дует теплый южный ветерок - значит, вас ждут приятные известия.
  • Вода в соннике по исламу сулит радость и процветание. При этом если она мутная, значит, человека ждет скорбь и печаль. Пить чистую воду - к обретению новых знаний и счастливой жизни.
  • Земля - это и хороший, и плохой знак. Все будет зависеть от того, в каком контексте она снится. Сама по себе земля - это почва, плодородие, прибыль и достаток. А вот грязь может сниться к проблемам и неприятностям.
  • Пожар, как и огонь - плохой знак. Он говорит о мятеже. Возможно, злой заговор против сновидца.
  • Потоп - хороший символ. Он говорит о достатке, обилии пищи и еды.
  • Шторм снится к плохим известиям, к печали.

Животные

В исламском соннике по Корану, конечно же, встречаются самые различные рыбы, птицы, насекомые и другие звери. Их значения приведены ниже:

  • Акула означает, что вскоре к вам придет в гости ваш враг.
  • Гадюка - это символ ссоры и скандала.
  • Аист предвещает сбор большого количества людей в одном месте.
  • Бабочка - многозначный символ. С одной стороны означает беззаботность и счастье. Но если во сне вы причинили ей вред - к болезни или смерти.
  • Много птиц - величие, слава, красота.
  • Пчелы - богатство и плодородие.
  • Белка во сне символизирует лицемерную и злую женщину. Возможно, в скором времени сновидец познакомится с таким человеком.
  • Буйвол в соннике по священному Корану и Сунне означает, что для того, чтобы добиться успеха, человеку придется приложить много усилий.
  • Гиена символизирует колдовство или же женщину, которая занимается магией.
  • Дятел предвещает знакомство с обеспеченной и красивой дамой.
  • Жуки снятся к неприятностям и бедности. Кроме того, они могут указывать на лживых и презренных людей в окружении сновидца.
  • Кит - наплыв гнева.

Растения, фрукты и овощи

Что же еще можно встретить в исламском соннике? Толкование снов по священному Корану невозможно представить без живой природы - цветов, фруктов, овощей. Они достаточно часто снятся каждому человеку. Рассмотрим их толкование:

  • Ананас символизирует успех в работе. Особенно благоприятным считается сон, если на днях сновидец задумал масштабное дело.
  • Арбуз для женщины предвещает беременность. Если же ягода приснилась девушке - ее ждет замужество. Для мужчины такой сон может означать, что одна девушка испытывает к нему сильные чувства.
  • Бананы снятся к благополучию и успеху.
  • Фасоль имеет несколько толкований. Так, спелая - хороший знак. Может также означать богатый урожай или повышение по службе. А вот недозревшая или гнилая фасоль снится к беде.
  • Зерно - к хлопотам. Есть пшеницу - означает получить благо от своей веры.
  • Инжир символизирует новые вещи, покупки, подарки. В некоторых случаях может указывать на хороший урожай или неожиданное получение прибыли.
  • Тыква - хороший знак. Для больного человека она предвещает быстрое выздоровление. Кроме того, может означать приобретение новых знаний.

Различные люди

В исламском соннике толкование снов по священному Корану можно условно разделить на несколько категорий. Отдельную из них занимают различные люди, которые иногда приходят к нам в сновидении. Что же они могут означать?

  • Колдун - человек, который сеет между другими вражду. Скорее всего, в окружении сновидца притаился недруг.
  • Парикмахер - символ помощи и поддержки. Если вы видите себя в этой роли, значит вы очень хороший и добрый человек, Аллах вами доволен.
  • Полицейский может означать страх, опасность, печаль.
  • Предсказатель во сне указывает на заботы и тревоги.
  • Продавец (торговец) символизирует щедрость, новые возможности.
  • Купить рабыню во сне - к радости, а вот раба - к печали.
  • Солдат символизирует потери. Может также предвещать сору или мятеж.
  • Ребенок - радость, слабость, необходимость в поддержке.

Различные предметы и объекты и события

Толкование снов по исламу практически невозможно без знаний о значении тех или иных вещей. Конечно, в повседневной жизни нас окружают тысячи различных предметов и явлений, и описать все практически нереально. Вот основные из них:

  • Караван снится к успешной торговле.
  • Клетка символизирует тюрьму. Если она снится, значит, Аллах пытается уберечь человека от неправильных поступков.
  • Ковер - символ счастья и домашнего уюта. Сон означает счастливую семейную жизнь.
  • Башня - негативный символ. Если она снится больному человеку, то его не скоро ждет выздоровление.

Смерть все равно настигнет вас, даже если будете вы в башнях, воздвигнутых высоко". (Сура Ниса",78).

  • Кольцо во сне для мужчины - это символ скорого рождения у него сына.
  • Корабль символизирует приближение к власти. Может также означать повышение по службе или дальнее путешествие.
  • Оружие - хороший знак для мусульманина. Сон означает славу, успех, процветание.
  • Печать значит, что вы успешно доведете до конца все свои дела.
  • Похороны - символ счастья и богатства. Умирать во сне исламский сонник толкует как хороший знак. Вскоре сновидец может отправиться в путешествие. Там его ждет слава и роскошь.
  • Поцелуй - исполнение всех желаний.
  • Праздник - радость и облегчение.
  • Салфетки и полотенца символизируют друзей и знакомых. Если во сне они белые и чистые - значит, вас окружают хорошие люди. И наоборот, если они испачканы в грязи, то следует внимательно присмотреться к своему окружению.
  • Слезы снятся к радости и новым знакомствам.
  • Уголь - встретить опасного человека.
  • Тонуть во сне - к совершению тяжелого греха.
  • Пробуждение (я проснулась) исламский сонник толкует как начало нового этапа в жизни человека.

Еще со времен пророка Мухаммеда снам и их толкованию уделялось особое внимание. Считается, что ночные видения играют большую роль в воспитании мусульманина и избавлении его от грехов. Исламский богослов и правовед Абу Хамид аль-Газали утверждал, что толкование снов по исламу - очень важная и ответственная задача. Это может помочь человеку открыть 5 дверей - 5 чувств, а также постичь запредельное (прошлое, настоящее и будущее).

Для мусульман сон и сновидения играют огромную роль. Сторонники ислама считают, что через сон Аллах общается с ними и отправляет подсказки и знамения. Некоторые сновидения очень явные, и им не нужна расшифровка. А некоторые под силу разобрать только настоящим толкователям.

Мусульмане считают, что обучиться толкованию снов через книги невозможно. Эта способность под силу только тем, кому Аллах ниспослал такой дар свыше.Причем получить такой подарок могут те, кто не грешит, не позволяет этого делать окружающим, свято почитает своего Бога и живет по Корану.

Только такие люди, по мнению сторонников ислама, способны верно истолковать "видения души".

В связи с этим мусульманский сонник является не каким-то учебником, который можно изучить и затем расшифровывать сновидения, а вероятнее неким пособием для тех, кто интересуется токованием снов и хотел бы узнать немного об исламской религии, культуре и их представлении о трактовке снов.

Три вида снов по мусульманскому соннику

1. Сны от Аллаха. Их мусульмане считают благоприятными. Они представляют собой некие послания о будущем, и в них сновидцы обычно видят пророков, ангелов или святых. Человеку следует обязательно поблагодарить Аллаха за такое видение и рассказать о своем сне определенным людям.

2. Шайтани - пугающие сны от дьявола, через которые тот пытается напугать человека и сбить его с верного пути.Считается, что такие грезы посещают мусульман, если они неверно провели день или не выполнили какие-то ритуалы. О таких снах рассказывать никому нельзя и размышлять о значении такого сновидения не стоит.

3. А еще сторонники Ислама могут во сне увидеть то, что происходило с ними наяву. В этом случае нужно тщательно проанализировать грезы и определить важнейшее. Если же сновидение слишком запутанное, то можно воздержаться от его толкования.

Если же грезы навели на вас страх или просто вызвали негативные эмоции, рассказывать его никому не стоит.

Интересно, что мусульмане не считают нужным расшифровывать всё привиденное. Если толкованием сна занимается настоящий интерпретатор, и он не понимает значение грезы, то он лучше промолчит о значении сновидения, чем даст ложное толкование.

В состоянии сна проходит немалая часть человеческой жизни. Сон - это маленькая смерть, отдых и канал связи с тем, что неподвластно нашему разуму. Однажды, заснув от неимоверной усталости и пробудившись утром ото сна с опозданием на утреннюю молитву-намаз , пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) обратился к сподвижникам: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) забрал ваши души, когда пожелал, и вернул их, когда пожелал . Билал, вставай, призови людей на молитву [прочитай громко азан, пусть все проснутся]» .

В Священном Коране о сне говорится в девяти местах. В сводах хадисов есть целые разделы по этой теме. Сам Пророк порой после утренней молитвы, повернувшись лицом к молившимся за ним, спрашивал: «Кто-нибудь из вас видел сегодня ночью сон?» Некоторые ученые говорили, что вещий, правдивый сон - это творение Господа в сознании человека.

Однако есть люди, уделяющие «жизни во сне» слишком много внимания. Ниже попробую представить границы рациональности, понять, что есть семя в этой области жизни, а что - шелуха.

Начнем с того, что все сотворенное Создателем, - это знамения, указывающие на существование и могущество Его. Знамений огромное количество как вокруг, так и внутри нас. В Священном Писании упоминаются наиболее яркие, а возможно, и наиболее важные, ценные. Среди них есть и сон:

«И из числа Его знамений - ваш ночной сон [восстанавливающий силы и потраченную за день энергию] и [получасовой или часовой сон] днем [дабы отдохнули вы телом и душою] » (см. ).

Чем является сон в Коране?

Это знамение, указывающее на существование Бога, как уже было упомянуто, а также одна из форм проявления Его милости:

«Он [Господь миров] тот, Кто сделал для вас ночь одеждой [подобной чему-то накрывающему, во что-то вас одевающему], сон - отдыхом, а день - воскрешением (оживлением). [Ночь переводит вас в иное состояние, сон частично умерщвляет, давая телу возможность отдохнуть и восстановиться, а новый день возвращает к жизни, к новому дыханию, будто обновляет осознание и восприятие вещей, давая возможность по-новому взглянуть на окружающее]» () .

Сон был источником откровений для пророков и посланников Божьих (см., например, Св. Коран, ). А после завершения миссии последнего Пророка - стал источником воодушевления, порой тем, через что может поступить предупреждение или устрашение. Сон - это также состояние, когда нежданно-негаданно низводилось Божественное наказание (см. Св. Коран, и ).

Что говорил о снах пророк Мухаммад?

Ученые комментировали: «Под словосочетанием «благой сон», возможно, подразумевается радость самого сна, а возможно, и благостность толкования, разъяснения, что будет дано ему. Под словом «человек», а если согласно тексту хадиса - «мужчина», подразумеваются как мужчины, так и женщины». С этим согласны все мусульманские ученые .

Кто может видеть вещий, предположительно правдивый сон?

«Самые правдивые сны будут у тех верующих, кто наиболее правдив в своих словах» . Проникновение в сердце, сознание и душу набожного, религиозно-практикующего человека наиболее сложно для Сатаны, поэтому вероятность увидеть вещий сон у очень правдивых из них велика. В то же время правдивость снов у такого рода людей не является однозначной, а только предположительно несет в себе Божественное начало. У явных грешников, людей, далеких от Бога и религиозной практики, или даже неверующих вероятность правдивого сна минимальна, но, как говорили ученые-богословы, не исключена .

Какой сон явно правдив?

«Кто увидит меня во сне, тот истинно увидел меня. Поистине, Сатана не может принять мой облик», - произносилось устами пророка Мухаммада . Некоторые ученые считали, что «хадис можно понимать буквально и ничто не препятствует этому». Имам аль-Газали дал иное пояснение словам «тот истинно увидел меня»: «Не нужно понимать эти слова как «он увидел тело мое», а нужно понимать как «он увидел образ мой», через который спящему человеку дается правдивая информация. Если человек видит образ пророка Мухаммада, это еще не говорит о том, что он увидел самого Пророка, его душу. Он увидел образ и подобие Пророка, которое может быть только от Бога и однозначно не от Сатаны .

Сны и Конец Света

«Ближе к Концу Света сны верующих будут все более и более правдивыми» .

В какое время суток наиболее вероятно увидеть вещий сон?

«Наиболее правдивые сны - во время зари (на рассвете)» . Джа‘фар ас-Садык говорил: «Сон, увиденный в промежутке между второй и третьей молитвами (дневной послеобеденный сон), наиболее легок в толковании». ‘Али ибн Абу Талиб сказал: «Нет разницы между сном дневным и сном ночным. Возможность увидеть правдивый сон в эти периоды суток одинакова. Также нет разницы между снами мужчин и снами женщин» .

Как воспринимать, как определять качество сна?

Пророк Мухаммад говорил: «Хороший сон - от Бога. Плохой сон - от Дьявола . Если увидит человек во сне что-то понравившееся ему [желанное, благое, приятное для него], то пусть возблагодарит Аллаха (Бога, Господа) и никому не рассказывает об этом, кроме тех, кого любит (уважает). А если увидит что-то неприятное для него (вызывающее отвращение) [порицаемое, нежеланное, устрашающее, обеспокоившее], то пусть сплюнет трижды через левое плечо и скажет: «А‘узу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиими ва мин шаррихь» (ищу прибежища у Бога от Сатаны и зла его). Пусть ляжет на другой бок и [в последующем] никому не рассказывает. Ему никакого вреда от этого сна не будет» . Услышав хадис, Абу Саляма сказал: «Ранее некоторые сны для меня были тяжелее гор, теперь же я не обращаю на них никакого внимания» .

Мухаммад ибн Сирин говорил: «Сон бывает трех видов: (1) речь души (то есть впечатления человека, результат его размышлений, переживаний); (2) устрашение Сатаны и привнесение им печали, скорби (когда плохим или ужасным сном он старается запугать человека, внести в душу чувство отчаяния, растерянности, печали); (3) вещий сон, являющийся благой вестью от Господа» . Также вещий сон может быть Божественным предупреждением, предостережением, чтобы человек мобилизовался, проявил большую внимательность, бдительность .

Некоторые толкования снов от пророка Мухаммада

- «Если Дьявол играет кем-либо из вас, когда тот спит [то есть если, проснувшись, человек вспоминает, что видел глупые, странные или страшные сны], то пусть [пробудившись, выбросит увиденное из головы, проигнорирует это, забудет об этом и] никому не рассказывает!» Эти слова пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал бедуину, пришедшему к нему и рассказавшему о том, что во сне он видел, как лишился головы и последовал за отрубленной головою. Услышав этот сон, Пророк засмеялся ;

Пророк однажды поделился со своими сподвижниками: «Подобно любому спящему, я видел сон, будто мы собрались с вами в доме ‘Утбы и нам принесли хорошие финики . Я растолковал это как предвестие значительного блага (превосходства) для нас в жизни мирской и в жизни вечной, и религия наша обладает полнотой (завершенностью) [практикуя ее, мы чувствуем сладость веры]» ;

Некая женщина увидела во сне, как у одного из сподвижников Пророка, умершего незадолго до этого, забил источник. Она спросила посланника Всевышнего, и он ответил: «Это его дела (которые будут приносить ему пользу и после смерти) [будут зачисляться на его личный счет в вечности, пока не перестанут быть полезными для других людей]» ;

Пророка однажды спросили о Вараке , родственнике Хадиджи. Хадиджа сказала: «[Ты помнишь] он подтвердил истинность твоей пророческой миссии?! Он умер до распространения вести о тебе как о Пророке». Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Он (Варака) был показан мне во сне. На нем была белая одежда. Если бы он был из числа обитателей Ада, то на нем была бы другая одежда» .

К тому, как растолковывать сон, нужно относиться внимательнее. Пророк Мухаммад предупреждал: «Сон верующего - это одна сорок шестая часть пророчества. И сон этот в неопределенном (подвешенном) состоянии [между небом и землей], пока о нем не заговорят [пока его не растолкуют, пока не придадут ему определенный, увязываемый с реальностью смысл]. Когда же заговорят, тогда и упадет он [на землю в том виде, который ему придадут, что запустит механизм его претворения в жизнь с Божественного на то благословения]». В одном из повествований добавлено: «Не рассказывайте [сны], кроме как тому, кто умен и мудр, чтобы правильно растолковать [только и лишь в лучшую сторону ]» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) также сказал: «Поистине, сон реализуется так, как ты его трактуешь. Это похоже на то, когда человек поднимает ногу и выжидает [время], прежде чем опустить ее [то есть выдерживает некую паузу, обращая внимание, на что наступает]. Если кто-либо из вас увидит сон [вещий, яркий, ясный, запоминающийся], то пусть никому не рассказывает его, кроме как умеющему наставить [человеку, который может дать мудрый совет] или знающему (‘алиму) [который имеет религиозные знания и хорошо знаком с тем, что в Исламе сны, даже настораживающие и страшные, должны «опускаться на землю», то есть трактоваться лишь и только в лучшую сторону ]» .

В хадисах также упоминается о значительной греховности лжи при пересказе снов, когда человек рассказывает как сон то, чего он на самом деле не видел .

Сон для пророков и посланников был источником одной сорок шестой части их откровений. Для обычного верующего сон - это больше отдых, нежели источник получения информации о будущих событиях. Почти все, что видит человек во сне на протяжении жизни, - это результат его размышлений, переживаний, впечатлений или сатанинские нашептывания, устрашения. То, что от Бога, не похоже на путаницу событий: когда мы проснемся, увиденное будет перед нами как солнце в безоблачный день.

Ученые-богословы не раз подчеркивали, что излишнее внимание ко сну и сновидениям указывает на слабость веры человека и желание убежать от действительности этой жизни .

Ответы на вопросы о сне

Можно ли толковать сны?

Канонически это позволительно и допустимо (машру‘) .

Как растолковываются сны?

То, что я лично для себя подчеркнул, анализируя богословские материалы по этому поводу, можно сформулировать так: единой системы толкования снов нет. Есть критерии в определении сна - от Творца он, от Сатаны или результат повседневных забот и тревог. Если сон предположительно вызван последними двумя причинами, на него не нужно обращать какого-либо внимания, следует сразу о нем забыть. Если же первой, следует обратить внимание и почерпнуть что-то полезное для жизни. Наилучшим толкователем в таком случае будет сам увидевший, так как наиболее вероятно, что Божественное назидание дается ему на языке его ассоциаций и образов (как позитивных, так и негативных), жизненных правил, принципов и с учетом обстоятельств и времени, в которых он живет. Если человек не может найти ключ к разгадке, то он может обратиться к набожным, грамотным людям.

Если кто-то увидел в вещем сне самого пророка Мухаммада, как это можно трактовать?

Если человек увидел во сне пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), можно однозначно утверждать, что сон этот является правдивым. Мы знаем из достоверных хадисов, приведенных ранее, что Сатана не может принять облик пророка Мухаммада. «А как человек может определить, кого именно он видел?» - спросите вы. Если верующий увидит во сне последнего посланника Господа, то он не будет сомневаться, что увидел именно его. Проснувшись, он без единого сомнения будет уверен в этом.

Многие богословы сказали: «Если человек увидел пророка Мухаммада во здравии и обрадованным, то это говорит о крепкой вере и набожности увидевшего, о том, что у него все хорошо. А когда - суровым, сердитым или хворающим, с какими-то недостатками, то это указывает на слабость веры увидевшего такой сон, наличие в его сути серьезных недостатков. Образ Пророка во сне - это как полное света зеркало. Спящий видит в нем истинное положение дел своей сути, собственные недостатки, погрешности».

Также в некоторых достоверных хадисах добавляется: «…и этот человек увидит меня наяву», то есть тот, кто увидит Пророка во сне, в Судный День будет из числа его последователей, как комментировали богословы. В риваяте сказано: «…он увидит меня так, будто это наяву», то есть ясно, правдоподобно .

Мне снятся очень яркие и разнообразные сны, в значительной степени поглощающие мое сознание и не отпускающие на протяжении дня. В последнем моем сне я увидел мать пророка ‘Исы (Иисуса). Она подошла ко мне, протянула руки и сказала: «Повторяй за мной», и я вместе с ней произнес шахаду (свидетельство Единобожия).

Видеть сны - это хорошо, но учтите, что порой люди живут снами наяву, возможно, из-за каких-то неприятностей или кажущихся непреодолимыми трудностей, которые они не пытаются (боясь или сомневаясь) окончательно решить, разрешить. Не советую вам зацикливаться на снах. Сны остаются всего лишь снами. Если и есть от них польза с точки зрения мусульманских ценностей, то это - помощь в трудную минуту и импульс к действию. Пусть они вас и окрыляют для реализации новых земных побед, воодушевляют на самодисциплину, труд и кропотливую работу. Вы обязаны жить наяву, включаться в жизненный процесс интеллектуального, физического и духовного каждодневного развития, которое помогало бы вам сохранять хорошую форму и наполняло бы энергией для реализации ваших жизненных целей и задач. Надеюсь, они у вас есть.

Когда жизнь наяву станет преобладать в вашем мозгу, когда вы начнете видеть плоды своих усилий и стараний, радоваться им и благодарить Всевышнего, тогда, полагаю, и мир ваших снов преобразится.

Мне снятся по ночам кошмары. Я вижу ужасные картины, как будто я умираю в тяжелых условиях, рядом близкие мне люди, мои родные. Пытаюсь проснуться и уйти от этого ужаса, но, как открою глаза, все мое тело трясет, я в холодном поту. Это очень сильно действует на мою психику. Бывает и морально, и физически устаю от этого. Что делать, когда происходят такие вещи? Отчего это? Магомед.

Следует перестать смотреть телевизор и заходить в Интернет, то есть просматривать все то, что засоряет ваш мозг и устрашает его. Полагаю, что у вас в голове скопилось много мусора, страшных ассоциаций и образов, а потому так просто и быстро все это не вычистить. Постарайтесь найти книгу Дэниела Дж. Амена «Измени свой мозг - изменится и тело!» и вычитайте из нее хотя бы 5 рекомендаций, касающихся вашего вопроса. После строго следуйте им на протяжении хотя бы 6 месяцев. Это должно касаться и вашего питания, и вашей подвижности, и вообще вашего образа жизни.

Начните практиковать рекомендации из следующего хадиса. Пророк Мухаммад говорил: «Хороший сон - от Бога. Плохой сон - от Дьявола. Если увидит человек во сне что-то понравившееся ему [желанное, благое, приятное для него], то пусть возблагодарит Аллаха (Бога, Господа) и никому не рассказывает об этом, кроме тех, кого любит (уважает). А если увидит что-то неприятное для него (вызывающее отвращение) [порицаемое, нежеланное, устрашающее, обеспокоившее], то пусть сплюнет трижды через левое плечо и скажет: «А‘узу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиими ва мин шаррихь» (ищу прибежища у Бога от Сатаны и зла его). Пусть ляжет на другой бок и [в последующем] никому не рассказывает. Ему никакого вреда от этого сна не будет» .

Также рекомендую сдать кровь на максимально развернутый анализ ее состояния и наличия в ней необходимых веществ и элементов. В моей практике общения с людьми был случай, когда человек несколько лет мучился от кошмаров, просыпаясь посреди ночи в поту. Где он только не обследовался. Но лишь попав в одну из иностранных клиник и сдав развернутый анализ крови, он узнал, что один из органов не выделяет достаточного количества вещества, жизненно необходимого для организма. Он начал принимать его в форме пищевой добавки, и все прошло.

Уже был не рассвет и не заря, а восход самого солнца, в период которого молитва-намаз не совершается.

Ученые комментировали: «Забирание души (рух) у спящего - это частичное прекращение связи ее с телом. Забирание же души у умирающего - это полное прекращение связи души с телом. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 4. С. 244, 245.

Хадис от Абу Катады; св. х. аль-Бухари и др. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 193, хадис № 595; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 3. С. 84–86, хадис № 595 и пояснение к нему; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 4. С. 244.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2205, хадис № 7047; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 542, хадис № 7047; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 934, хадис № 23–(2275); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 989, глава № 32, хадис № 10; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 662, хадис № 2299, «хасан сахих».

«Большинству из нас необходимы 7–8 часов сна (в сутки. - Ш. А. ). Во время сна восстанавливается мозг. Сон дает мозгу возможность устранить неполадки и «заняться хозяйством» - пополнить запас белков и усилить синапсы. Для этого мозг должен отключиться, чтобы нейроны не «путались под ногами». Пониженная температура мозга и замедленная скорость обмена веществ, которые сопровождают глубокий сон, помогают ферментам более успешно ремонтировать и восстанавливать клетки. <…> Недобрав сна в одну ночь, некоторые люди не чувствуют особого дискомфорта. Но после одной-двух недель недосыпания страдают все, потому что эффект накапливается. Одна неделя недостаточного сна эквивалентна 24 часам непрерывного бодрствования. Две недели - 48 часам». См.: Эккерман Дж. Краткая история человеческого тела. 24 часа из жизни тела. СПб.: Амфора, 2008. С. 265, 266, 272.

«Правильно дозированный послеобеденный сон помогает улучшить настроение и поднять активность. Последние исследования говорят, что достаточно 15–20 минут в промежутке между 13.00 и 14.30, чтобы прогнать усталость, повысить производительность и «подзарядить батарейки». Более долгий сон, например длящийся три четверти часа или час, может потребовать еще минут двадцать, чтобы стряхнуть инерцию сна. Короткий послеобеденный сон - естественный ответ на биологическую потребность в отдыхе. Организм человека запрограммирован на сиесту». См.: Эккерман Дж. Краткая история человеческого тела. 24 часа из жизни тела. С. 135–137.

Также см., например: Св. Коран, 78:9–11.

Именно пророчество - так упоминается во всех хадисах по этой теме. Пророкам сообщалось о сокровенном, сокрытом, неведомом, ожидающем людей в будущем (аль-гайб), но они не были теми, через кого давались Божественные предписания. Каноны отдельным народам или человечеству в целом передавались через посланников Божьих.

Именно завеса пред неведомым (аль-гайб) может быть слегка приоткрыта для праведников и приближенных к Богу людей через сон.

Хадис от Абу Хурайры, св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2188, хадис № 6990; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 464, хадис № 6990; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих [Ниша светильников]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1991. Т. 2. С. 519, хадис № 4606.

См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 657, хадис № 2277, «сахих».

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2186, хадис № 6983; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 448, хадис № 6983; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 24. С. 197, хадис № 6983.

В соответствии с правилами арабского языка, когда речь идет о мужчинах, то подразумеваются и женщины, за исключением случаев, когда есть оговорка или невозможность подразумевания по физиологическим или иным причинам. Когда же речь идет о женщинах, то, напротив, - мужчины не подразумеваются. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 20. С. 8, 24; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 24. С. 197, пояснение к хадису № 6983; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2913, хадис № 4608.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 930, хадис № 6–(2263); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 657, хадис № 2275, «сахих».

См.: Св. Коран, 12:36, 43; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 449; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 572, комментарий к хадису № 2/839.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2191, хадис № 6994; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 473, хадис № 6994; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 931, хадис № 10–(2266); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 658, хадис № 2281, «хасан сахих»; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 988, глава № 32, хадисы № 7, 8.

См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 479, в пояснении к хадису № 6994.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 930, хадис № 6–(2263); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 657, хадис № 2275, «сахих»; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 987, глава № 32, хадис № 3.

Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и др. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 71, хадис № 1083, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 657, хадис № 2279.

См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 24. С. 213.

Некоторые ученые оговаривали следующий критерий: «Мысль, идея, сон, которые от Бога, - устойчивы и ясны. То же, что от Сатаны, - неустойчиво, сопровождается путаницей и несвязностью образов».

Здесь «сплюнуть» имеется в виду воздухом, а не слюной. Данное действие символизирует пренебрежительное отношение к козням Дьявола и удаление от себя сатанинской скверны (влияния). См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 573, хадисы № 4/841, 5/842 и пояснение к ним.

В одном из хадисов добавлено: «…пусть встанет и помолится», то есть совершит два ракяата дополнительной молитвы-намаза. Предполагаю, это на тот случай, когда человек увидел во сне что-то очень страшное и ему сложно после этого уснуть. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 930, хадис № 6–(2263); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 987, 988, глава № 32, хадис № 3; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 661, хадис № 2296.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1835, в пояснении к хадису № 5747; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 987, глава № 32, хадис № 1.

См.: аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2918, 2919, хадис № 4614. Эти слова Мухаммада ибн Сирина являются словами самого пророка Мухаммада, переданными Абу Хурайрой. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 657, хадис № 2275, «сахих».

См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 572, комментарий к хадису № 1/838.

Хадис от Джабира; св. х. Муслима и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 932, хадис № 12–(2268); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 8. Ч. 15. С. 27, хадис № 12–(2268) и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 58, хадис № 844, «сахих».

В хадисе упоминается хороший сорт мединских фиников.

Хадис от Анаса; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 933, хадис № 18–(2270); Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 8. Ч. 15. С. 30, 31, хадис № 18–(2270) и пояснение к нему; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 990, 991, глава № 32, хадис № 12; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2922, хадис № 4617 и пояснение к нему.

Хадис от Уммы аль-‘Аля’; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2197, хадис № 7018; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 507, 508, хадис № 7018; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2924, хадис № 4620.

Варака ибн Навфаль был набожным и религиозно грамотным человеком. До начала пророческой миссии Мухаммада являлся христианином, читал Библию на иврите и занимался переводом ее на арабский язык. Он один из первых, кто узнал о начале Божественных откровений и подтвердил их истинность.

См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 660, хадис № 2293.

В данном риваяте (в одном из двух, на которые ссылаюсь) говорится «одна сороковая», но в основной части достоверных риваятов (как и во втором из двух) говорится именно об «одной сорок шестой». Подробный хадисоведческий разбор риваятов с упоминанием вариантов этого числа см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 450–456.

Хадис от аль-‘Укайлийя; св. х. ат-Тирмизи. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 659, хадис № 2283, 2284.

Хадис от Анаса; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 123, хадис № 2001, «сахих».

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 3. С. 1091, хадис № 3509; там же. Т. 4. С. 2203, хадис № 7042; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 574, хадис № 844 и пояснение к нему.

Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 575.

См.: Св. Коран, 12:100, 101.

Хадис от Абу Хурайры. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 932, хадис № 11–(2266); Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 8. Ч. 15. С. 26, хадис № 11–(2266) и пояснение к нему; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 988, глава № 32, хадис № 7; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2190, хадис № 6993.

Перевод смысла данного хадиса собран из нескольких взаимодополняющих достоверных хадисов. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 929, хадисы № 3–(2261), 4–(2261), 5–(2262); аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1835, хадис № 5747; там же. Т. 4. С. 2187, хадис № 6985.

Разгадать загадочный мир ночных грёз всегда стремились представители любых религиозных конфессий. Мусульмане не являются исключением из правил. Напротив, в культуре ислама сны воспринимаются как нечто сакральное, святое, чему стоит уделять повышенного внимания.

Предлагаю в данном материале рассмотреть все особенности, которые имеет исламский сонник: какие есть виды сновидений и как правильно толковать свои сновидения с его помощью.

Если в нашей, славянской культуре в сборниках снов, как правило, применяется метод ассоциаций, то мусульманский сонник построен по совершенно иному принципу. Так, приверженцы ислама, когда расшифровывают ночные грёзы, опираются на наиболее важное издание – то есть Священный Коран.

И не имеют особого значения личные ощущения человека от увиденного сна, так как мусульмане полностью доверяют трактовкам снов Великого Пророка. Пытаясь понять характеристику того либо иного сновидения они первым делом возьмут в руки Священную Книгу.

А сам процесс верного толкования ночных грёз представляет огромную важность в исламе и тому есть объективная причина: правильно поняв смысл увиденного во сне, человек сможет выбрать верную развилку в жизни, защитив тем самым себя от греховности. Кроме того, облегчит понимание сложившейся ситуации.

В культуре арабов существует несколько сборников толкований сновидений. Однако, их большая часть не обрела серьёзной популярности. На сегодня можно назвать только одно собрание снов, которое должен иметь у себя дома каждый уважающий себя мусульманин – это исламский сонник по Корану и Сунне.

Сонник мусульман по Корану основывается не просто на информации из Священного Писания. В него также включены сочинения, написанные знаменитыми персидскими мыслителями, а также использованы данные из энциклопедии мусульман «Собрание знаний».

Плохие сны людям посылает Шайтан (то есть дьявол в мусульманской вере). Тогда сновидец страдает от кошмаров либо ему приходят видения, лишённые здравого смысла. Цель таких грёз – поиздеваться над человеком или соблазнить его совершить греховные деяния.

Интересный нюанс. С целью уберечь себя от дурных сновидений приверженцы ислама не едят ничего на ночь, а также стараются убрать из головы все непристойные помыслы.

Последняя разновидность сновидений имеет непосредственную связь с реальной жизнью человека, с теми действиями, которые он совершает ежедневно. К примеру, молодая мамочка может увидеть себя, заботящейся о своих детках, а сапожник – лицезреть, как он ремонтирует обувь.

В зависимости от того, какой сон привиделся человеку, будут зависеть и его последующие действия после пробуждения.

Если имело место хорошее сновидение , то нужно будет сделать следующее:

  • от всей души поблагодарить Всевышнего за позитивное видение;
  • правильно трактовать смысл увиденного, ведь именно грамотная расшифровка поможет сну материализоваться в жизни;
  • искренне радоваться тому, что в жизни будут происходить приятные происшествия;
  • можно рассказать сюжет сновидения, но только лишь тем людям, кому сновидец желает хорошего. Всех остальных не стоит посвящать в свои ночные грёзы.

Что же касается дурных сно в, то здесь схема действий меняется:

  • проснувшись, нужно вознести молитву Аллаху, прося защитить себя влияния от злых сил;
  • 3 раза повторить молитву Всевышнему, умоляя спасти сновидца от Шайтана;
  • трижды плюнуть через левое плечо;
  • повернуться в кровати с одного бока на другой, в зависимости от того, на каком боку вы спали;
  • рекомендуется сделать намаз (пятиразовая ежедневная молитва мусульман);
  • никому не говорить о том, что было увидено;
  • не заниматься расшифровкой дурного видения, даже чтобы самому лично получить информацию.

Исламский сонник: толкование снов как происходит

Толкование снов по Корану – очень важный процесс, во время которого следует учитывать ряд рекомендаций. Какими же должны быть действия пробудившегося?

  1. Первым делом установите, к какой группе видений относится ваше (хорошее, дурное, реалистичное).
  2. Составьте основную линию сна, выделите главные образы, отбросив в сторону второстепенные моменты. Здесь вы можете столкнуться с самыми большими сложностями, поэтому будьте очень внимательны, чтобы суметь понять, пригрезилось ли вам предсказание будущего или предостережение от беды.
  3. Выполните расшифровку выбранных образов из сновидения, используя исламский сонник толкование.

Интересный нюанс. Если ваше видение не входит ни в одну из приводимых категорий, то нельзя пробовать трактовать его. Слишком большой риск запутаться, поэтому разумнее всего – просто забыть подобный сон.

Чем исламский сонник по Корану отличен от других

Как вы уже наверняка успели заметить, арабский сонник имеет серьёзные различия с основной массой аналогичных изданий. Ниже приводятся 5 его уникальных особенностей.

  1. Отсутствует точная расшифровка ночных грёз. При толковании положено ориентироваться на Коран и Сунну, анализируя образы, приводимые в Священных Писаниях.
  2. Первым, кто начал толковать ночные грёзы с помощью Корана, стал Великий пророк Муххамад. Именно ему принадлежат записи собственных видений, в которых он выделял разные образы, пытаясь понять их смысл.
  3. Мусульмане полагают, что сон будет символизировать собой что-то для конкретного человека, имеет тесную взаимосвязь с его жизнью, окружением.
  4. Считается, что одно сновидение не может быть трактовано многозначно.
  5. В исламском соннике отсутствует разделение по алфавитному перечню. Здесь все видения упорядочены в зависимости от степени их значимости в мусульманстве.
  6. Исламский сонник толкование снов по Священному Корану часто имеет значимые различия от аналогичных изданий, используемых у европейцев.

Интересный момент. Сонник толкование снов мусульманский предназначается исключительно для приверженцев исламской веры и должен использоваться только ими. Все остальные найдут его как чересчур заумное и непонятное издание.

Способ, чтобы задумать себе хороший сон

Согласно Корану и Сунне недопустимо рассказывать кому либо, если вам пригрезился дурной сон. Данное поверье мусульмане объясняют так: якобы, ещё Великий Пророк учил людей, что предсказание из сновидения воплотится в реальности только в том случае, если о нём поведать другим людям.

Кроме того, в исламе не рекомендуется слишком привязываться к ночным грёзам, трактовать любые сны, даже бессмысленные. И уж, конечно, истинные мусульмане не станут пользоваться интернет-толкователями ночных грёз, так как в последних в основном попадается недостоверная информация.

Мусульманский сонник толкование снов: примеры

Рассмотрим несколько примеров расшифровки снов по исламскому соннику.

Ангелы. Пригрезившиеся ночью крылатые божественные существа – предвещают серьёзные изменения. Причём эти перемены будут носить положительный характер: может, человек поправится после тяжкого недуга, завершится пора безденежья, случится что-то очень хорошее.

Ад – напротив, расскажет о близящихся трудностях, испытаниях, жизненных лишениях.

Благовония – предвещают хвалу, славу, обещают человеку благополучную и целомудренную жизнь.

Гроза – данный символ трактуется исходя от того, кто его увидал: если богач, то вскоре он лишится своего состояния, а если нищий, то, напротив, Всевышний обеспечит ему процветание.

Дерево (его листки) – ассоциируется с серебренными и золотыми монетками.

Кошка – если она поцарапала вас, то это предвещает скорое заболевание или лишние беспокойства.

Молитва – грезится благочестивому человеку, который живёт по предписаниям Корана и должен продолжать в таком же духе.

Облака – характеризуют некоего царя, начальника или учёного, который очень милостив, совершает достойные поступки по Корану.

Рыба – пригрезившаяся в единичном или множественном экземпляре обещает скорую встречу с будущей женой.

Финики – хороший символ, который поведает об увеличении имущества, сновидец будет купаться в сладких речах.

Щербет – будете вести приятную беседу, сможете постигать науку, увеличится благосостояние.

Чёрт – увиденный во сне нечестивый дух предвещает неприятное событие.

Яд – если сновидец во сне употребляет отраву, по мусульманскому соннику, в реальности он чем-то сильно разгневан.

Во все времена и среди всех народов снам придавалось важное мистическое значение. Сновидения в исламе имеют особый смысл и толкование. Доказательства этому мы найдем в Священном Коране и сунне Пророка ﷺ. Ислам предостерегает человека от бездумного толкования снов и рекомендует в этих вопросах обращаться к Книге Всевышнего и сунне Его Пророка ﷺ. Не каждый верующий способен объяснить значение того или иного сновидения. Поэтому название "мусульманский сонник" может носить только книга, в которой сновидения истолкованых, опираясь на знания из Корана и хадисов.

Виды снов согласно исламской традиции

В арабском языке сновидения обозначаются словом “ар-ру’йа”, что буквально переводится как ряд мыслей, образов, эмоций, которые человек видит или испытывает во сне.

В Священном писании используется несколько выражений, которые имеют отношения к снам. Три из них относятся к хорошим, благим сновидениям:

  • «ар-ру’йа»,
  • «мана́м»,
  • «бушра́».

Плохие сновидения обозначаются термином «хульм», а также используется словосочетание «адга́су ахля́м», что в переводе означает буквально «бессвязные, бессмысленные, запутанные сновидения». Они имеют несколько видов:

  1. Наущения шайтана с целью навести на человека печаль, испугать его
  2. Явление джиннов в благообразном виде, которые принуждают его к странным или грешным поступкам

3. Воплощения в сновидениях мыслей человека, его обычных действий из прошлого или настоящего, а также мечты о будущем.

Многие из этих упоминаний о сновидениях приведены в Коране в историях о жизни пророков Ибрагима и Юсуфа. В отношении сновидений пророков существует самостоятельный термин «ру’йа са́дика», то есть правдивый (или вещий) сон пророка, который предвещает начало ниспослания божественных откровений. Всевышний говорит об этом в Священном писании: «Воистину, Аллах показал Своему посланнику правдивый сон» (сура "Победа", аят 27) .

Иногда такие сны могут видеть другие люди, например праведники или даже неверующие. Всем нам известна история о правдивом сновидении нечестивого царя, за толкованием которого он обратился к пророку Юсуфу. Наиболее благочестивые верующие созерцают пророка Мухаммеда ﷺ, согласно хадису: «Кто увидел меня во сне, тот воистину увидел меня, ибо дьявол не имеет возможности предстать в моем облике».

Сновидения в благородной сунне

Достоверный хадис гласит: «Благой сон - от Аллаха». Мать правоверных Айша сообщила, что божественным откровениям посланника часто предшествовали благие сновидения. Бессмысленные тревожные сны пророк связывал с происками шайтана.

Пророк также сообщил, что при приближении Дня отчета искренне верующие будут видеть много правдивых снов, которые будут радовать мусульман, способствовать укреплению веры и терпения в соблюдении исламских канонов.

Достоверный хадис гласит: «Сновидений три: сновидение от Всевышнего, сновидение от дьявола, имеющее целью огорчить верующего и сновидение, связанное с мыслями человека при бодрствовании, которые он потом видит во сне».

Согласно этому хадису ученые ислама разделили все сновидения на несколько категорий:

  • божественный сон (ар-рахмани). Такие сны - истинные откровения, ниспосланные Всевышним. У них есть еще одно название “мубашшират”, что в переводе означает «добрые вестники». Такие сны будут указывать правильную дорогу верующим вплоть до Судного Дня.
  • сатанинский сон (аш-шайтани). Такие сны рождаются вследствие наущений шайтана, они направляют человека к совершению грехов. Эти сновидения запрещено рассказывать другим верующим и пытаться толковать.
  • сны, которые появляются под влиянием повседневных забот, мечтаний (ан-нафсани).

Толкование снов в исламе

Все мусульманские ученые единодушны в том, что объяснение смыслов снов - очень ответственное и требующее специальной подготовки дело, поэтому необходимо очень внимательно подходить к толкованию любых сновидений. Только сны пророков безусловно являются откровением от Создателя, так как они защищены от происков шайтана. Поэтому приказы, которые посланники получали во сне, они исполняли. Всем нам известна история о пророке Ибрагиме, который безоговорочно решил подчиниться велению Всевышнего принести в жертву своего долгожданного единственного потомка.

Сновидений обычных мусульман следует рассматривать сквозь призму божественных откровений: если будут соответствовать им, то верить им, если нет - их нельзя принимать во внимание. Многие верующие находятся в заблуждении относительно сновидений и их смыслов. Поэтому нужно проявлять осторожность в стремлении понять смысл снов и обращаться только к авторитетным ученым.

Известно высказывание уважаемого исламского ученого Ибн аль-Каййима, где он ставит толкование снов в один ряд с изданием фетв. И предостерегает муфтиев, врачей и толкователей снов о важности не раскрывать тайны людей.

Самым известным и авторитетным мусульманским сонником является труд Ибн Сирина, названный «Тафсир снов». В нем собрано около тысячи сновидений и их смыслов. Любой мусульманин сегодня имеет возможность скачать его из всемирной сети.

Этот ученый обладал достаточными знаниями в вопросе объяснения смыслов снов. Но он вначале говорил: «Бойтесь Аллаха в своём бодрствовании, ибо то, что вы видите в сне, никогда не навредит вам. Я растолковываю только из предположений, а предположения могут быть верны или неверны». И это он говорил без тени бахвальства!

Значение некоторых снов по шариату

Исламские знатоки снов объясняют их опираясь на знания из Корана или сунны пророка, а также при помощи метафор, пословиц и противоположностей.

Согласно Корану веревка обозначает союз. А корабль может толковаться как спасение. Древесину можно понимать как признак лицемерия в вере. Согласно священной сунне, ворона символизирует нечестивца, а ребро и стеклянные изделия, увиденные во сне, символизируют женщин. Одежда - символ веры, религии. При толковании сновидений ученые также используют народные пословицы. Например, копание ямы несет смысл коварства. Подробнее об этом можно узнать в специальных источниках, посвященных данной теме.

Толкование снов во времена пророка и его сподвижников

Некоторые пророки имели способность понимать значение своих снов и снов других людей. Сны самих пророков - откровения от Создателя. Все мусульмане знают жизнеописание пророка Ибрахима, которому приснился сон с требованием Всевышнего пожертвовать своим сыном. Пророк Юсуф увидел во сне небесные светила, которые совершают суджуд (земной поклон). Только через много лет скитаний и страданий все узнали истинное значение этого: родители и братья пророка совершили земной поклон, приветствуя пророка.

Аль-Бухари передал хадис, где посланник Мухаммед ﷺ объясняет значение своего сна:

«В одну ночь мне приснился сосуд с молоком. Я пил из него, пока не увидел, что молоко стало выливаться из-под ногтей. Затем то, что осталось я передал ‘Умару. Это – знание».

Известно также, что некоторые сподвижники имели способность объяснять сны, опираясь на знания из Корана и сунны.

Как увидеть правдивый сон?

Искренний верующий может удостоиться возможности увидеть правдивый сон согласно хадису пророка: «Правдивость сна связана с правдивостью того, кто видел его, и наиболее правдивый сон - у наиболее правдивых людей». Поэтому нужно следовать велениям шариата, не обманывать, употреблять дозволенную пищу. А также необходимо отходить ко сну, находясь в малом омовении, повернувшись в сторону киблы и произносить зикр вплоть до засыпания. А также читать определенные ду"а, способствующие успокоению души верующего. Сновидения после таких ритуалов почти всегда правдивы.

Самое благоприятное время для правдивых снов - время «сухура» (незадолго до наступления времени утренней молитвы), когда шайтаны затихают, а милость и прощение становятся очень близкими. А лживые сны бывают при наступлении сумерек, когда распространяются шайтаны и дьявольские души.

Согласно хадису, переданному о Матери правоверных, необходимо читать ду"а, чтобы созерцать добрый сон и отогнать дурной: «Когда ‘Аиша отходила ко сну, она говорила ду"а: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о благом сне, который будет правдивым, а не обманом, приносящим пользу, но не вред».

Желательные действия после видения благого сна:

Если верующий увидел тревожный бессмысленное видение рекомендуется сделать следующее:

  • испросить у Всевышнего убежища от дьявола,
  • поплевать влево три раза,
  • изменить местоположение сна или перевернуться с левой стороны на правую,
  • сделать омовение и молитву,
  • не вести разговоры об этом сне,
  • не стараться объяснить неприятный сон.

Опасность обмана о содержании снов

Пророк Мухаммад ﷺ неоднократно предостерегал верующих от обмана. Также это касается и содержания снов. Ибн ‘Аббас передал слова пророка о грозном наказании лжецов, которые рассказывают людям ложь о своих снах. На них Всевышний возложит обязанность соединить в узел 2 зерна ячменя, что невозможно. А хадис, переданный Ибн ‘Умаром гласит: «Поистине, к (наихудшим видам) обмана (относятся небылицы) о том, что он видел во сне то, чего на самом деле не видел».

Сейчас многие нечестивцы превращают объяснение снов в прибыльный бизнес и вводят в ересь обычных людей, лживо объясняя значение снов. Таким лжецам нельзя верить, а тем более принимать какие-либо решения на основании этих толкований. Ведь истинно верующий человек знает, что разрешено верить только снам пророков. Поэтому приверженцы ислама должны знать, что все необходимые знания мы можем получить из Священного Писания и хадисов, а также из авторитетных исламских книг. И нет необходимости в объяснении снов или поиска в них каких-либо новых сведений.

Loading...Loading...