Иверская икона божьей матери когда празднуют. Описание оригинала и списков

Богоматерь Иверская (живопись – между 1899 и 1908 гг. Москва; оклад – между 1899 и 1908 гг. фабрика И.Ф. Тараброва, Москва) Материал и техника: дерево, паволока, левкас, темпера, масло (икона); бумага, фольга, металлические позолоченные нити, речной жемчуг, шитье (риза); серебро, позолота, штамп, чеканка, гравировка, эмаль по скани, эмаль выемчатая (оклад). Размер: 30,7 х 26,6 х 2,8 см. Оборотная сторона: доска двойная, с лицевой стороны – липовая, толщиной 2,1 см. Доски скреплены двумя дубовыми сквозными шпонками слабоклиновидной формы, врезанными заподлицо с оборотом. Лицевая сторона: икона без ковчега. Богоматерь изображена по пояс, Ее глава склонена вправо, правой рукой Она указует на Младенца Христа, восседающего на Ее левой руке. Правая рука Богомладенца приподнята в именословном благослове-нии, в левой руке свиток, обозначенный только графьей, упирающийся в колено. Богоматерь облачена в синюю ризу с охристыми зарукавьями и оплечьем, покры-тыми желтой диагональной сеткой. Поверх ризы наброшен коричневый мафорий с охристой каймой и желтой золотой бахромой-рясками. Звезда девства над челом простая, восьмилучевая, нанесена желтой краской, на плечах нашивки-нарамники. Власы Пресвятой Девы скрыты под синим чепцом-повоем. Младенец Христос в светло-зеленом хитоне и охристом гиматии. Ликивальные, миловидные, с мелкими чертами. Личное исполнено мелкими, пастозными, наслаивающимися друг на друга мазками – «отборкой». Основной тон карнации желтый, в тенях использован зеленый и коричневый, в подрумянке – розовый абрикосового оттенка. На правой (левой от зрителя) щеке Богоматери пока-зана небольшая рана с каплями крови. Власы Богомладенца написаны по коричне-вой основе желтыми мазками. Кисти рук относительно крупные, персты удлиненные. Нимбы обозначены тонкими белильными обводками. В нимбе Христа девяти-частное белильное перекрестье с надписью «он» (Сущий), над нимбом теонимо-грамма «IC. ХС.», исполненная красно-коричневой краской. В верхних углах тео-нимограмма Богоматери « / ». Над правым плечом Богоматери надпись той же краской: «Iверскiя Пр[есвятыя] Б[огороди]цы». Фон охристый. Вокруг средника белильная отводка. Поля оливковые, опушь коричневая. Риза: рельефная, из фольги с металлической сеткой на подложке, шитая речным жемчугом. Одежды Младенца зашиты сплошь, на одеждах Богоматери вышит цветочный орнамент. Оклад: из цельного серебряного листа, с просечкой по контуру фигур, с накладными деталями: сдвоенным венцом, четырьмя фигурными наугольниками и продолговатой дробницей на нижнем поле. Все накладные детали крепятся винтами с плоскими четырехугольными гайками. С внешней стороны поля обрамлены вали-ком-гуртом с разделкой в виде кубышек. Вокруг средника идет цепочка мелких бо-бошек с перлами, скос лузги гравирован треугольниками «бегунца». Поля расчека-нены крупными высокорельефными стилизованными цветками в обрамлении из вьющихся стеблей. Наугольники фигурные, эмалевые, в виде книжных застежек, с круглыми мишенями и растительным узором по голубому фону. Фон средника гра-вирован растительным орнаментом. Венец Богоматери декорирован сердцевидны-ми мотивами, цветками-розетками и голубым жемчужником, образующим много-лопастную форму. Венец Христа имеет широкое перекрестье с вьющимся сканым узором, залитое голубой эмалью. Буквы «он» залиты красной эмалью. Подзор венцов включает красные эмалевые розетки-квадрифолии, вписанные в белые круги. В центре нижнего поля на продолговатой фигурной дробнице, залитой синей эмалью, помещена надпись синодальным шрифтом: «ИВЕРСКIЯ ПРЕСВ. БЦЫ». На нижнем бортике-отгибе прочеканены два клейма: (1) с головкой в кокошни-ке, обращенной влево, пробой «84» и буквами «ИЛ», в овальном щитке; (2) с ини-циалами «И.Т.» в прямоугольном щитке. На левом конце дробницы и на всех на-угольниках прочеканены клейма (2) и (3) – головка в кокошнике, в круглом щитке. Слева на венце клеймо (2). На верхнем бортике прочеканены цифры и буква:«121 З» [вес оклада в золотниках, около полукилограмма] Иконография оклада характерна для «русского» стиля – разновидности эклектики, особенно популярной в церковном искусстве, но уже с некоторым влиянием модерна. Датировка и атрибуция: икона повторяет одну из главных московских святынь – чудотворную икону Богоматери Иверской из часовни у Иверских ворот. Копии с нее писали лучшие иконописцы, в том числе В.П. Гурьянов. Атрибутируемое произведение обнаруживает черты новой стилистики, сочетающей традиционные иконописные и новые живописные особенности. Лики стали значительно светлее и исполнены не традиционной плавью, а многочисленными наслаивающимися отдельными мазками – «отборкой». Эта техника получила распространение в Палехе и Мстере, особенно во второй половине XIX в. С одной стороны, она возрождала греческую манеру письма нескрытыми мазками, известную с древнейших времен, а с другой – позволяла достичь впечатления мягкого, сглаженного объема, прибли-жая икону к произведению живописи. Именно такие иконы пользовались особен-ной популярностью у ценителей иконописи во второй половине XIX – начале XX в. Икона была заказной и сразу писалась под оклад с ризой. Об этом говорит обобщенное письмо одежд и непрописанный свиток у Младенца (он обозначен только подготовительным контуром-графьей). Так как оклад исполнен в Москве, то и икона, несомненно, происходит из московской мастерской. Прием дублирования лицевой липовой доски кипарисовыми досками с оборота был распространен в хороших иконописных заведениях. Он обеспечивал противодействие короблению и сохранность живописи, а также позволял использовать кипарис – священное древо христианства – несмотря на то, что его древесина подвержена растрескиванию. Пробирное клеймо описанного вида ставилось на серебряных изделиях с 1899 по 1908 г. Дополнительные буквы «ИЛ» –инициалы управляющего Московским пробирным округом Ивана Сергеевича Лебедкина. Единственный московский юве-лир рубежа XIX–XX вв. с инициалами И.Т. – Иван Филиппович Тарабров, владелец мастерской (позднее фабрики) золотых и серебряных изделий (1893–1917). Фабрика И.Ф. Тараброва пользовалась заслуженной славой. Для ее произведе-ний характерны точность и аккуратность работы, удачная композиция, гармонич-ный колорит (построенный в основном на оттенках синего, с вкраплениями красно-го и нейтрального белого). Транспарентная зеленая эмаль, как и разноцветные точ-ки на поверхности эмалей другого цвета, служит для оживления колорита. Под красную эмаль во всех случаях, даже на очень малых поверхностях, подложена золотая фольга, придающаяпрозрачной эмали особенный блеск. Высоким качеством отличается четкая, рельефная чеканка на полях. Крупный масштаб и элементы асимметрии в растительном орнаменте говорят о влиянии зарождающегося модерна. Икона «Богоматерь Иверская» в окладе фабрики И.Ф. Тараброва демонстрирует исключительно высокий уровень русского церковного искусства конца XIX в. Она имеет несомненную художественную ценность, а также незаурядное коллекционно-музейное значение.

Икона "Богоматерь Иверская" в окладе. Россия, конец XIX - начало ХХ в. 28х22,5. Дерево, левкас, темпера. Оклад - серебро 84 пр. чеканка, гравировка, золочение, полихромные эмали по скани, выемчатые эмали. Клейма: 84 пробы в овальном щитке с головкой девушки, повернутой влево, мастера "Г.К".

Иверская икона Пресвятой Богородицы, Вратарница или Привратница (греч. Портаитисса) - православная икона Девы Марии с Младенцем, почитается как чудотворная, принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции; согласно православному преданию он написан евангелистом Лукой. В IX веке во время царствования императора Феофила с целью спасти икону от иконоборцев образ был опущен женщиной, проживавшей около города Никея, в море. Через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пешком пошёл по воде и принес икону в кафоликон, но утром она была обнаружена над воротами обители. Предание сообщает, что так повторилось несколько раз, поэтому икону оставили у ворот и назвали Вратарницей или Привратницей, а от имени обители - Иверский монастырь - она получила наименование Иверская. Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, однако позднее был построен специальныйнебольшой храм внутри монастыря, слева от ворот, в котором она и пребывает сегодня. Дни празднования

В 1669 году копию принесенного с Афона списка Иверской иконы поместили при триумфальных Неглиненских (Воскресенских) воротах Китай-города. Для иконы был сделан небольшой деревянный навес, позднее вместо него воздвигли часовню. В 1791 году часовню перестроил архитектор Матвей Казаков]. После разорения 1812 года восстановлена как памятник победы над Наполеоном. В 1929 году часовню разобрали, а в 1931 году снесли Воскресенские ворота. В 1994-1995 годах часовня и ворота были восстановлены (автор проекта - архитектор О. И. Журин). Монреальская Иверская икон а-список Иверской иконы Божией Матери, написанный в 1981 году на Афоне греческим монахом. По многочисленным свидетельствам икона непрерывно мироточила в течение 15 лет. В 1997 году её хранитель Иосиф Муньос был убит а икона бесследно исчезла.

Иверская икона Пресвятой Богородицы — одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Согласно преданию, Божия Матерь благословила святого апостола и евангелиста Луку написать ее изображение еще во дни своей земной жизни.

Долгое время Иверская икона находилась в малоазийской Никее, а с начала XI века неотлучно пребывает в Иверском монастыре на Святой Горе Афон, в честь которого и получила свое название.

© photo: Sputnik / M. Yurchenko

Иверская икона Божией Матери в церкви святых апостолов Петра и Павла

Первое известие об этой иконе относится к девятому веку — временам иконоборчества, когда в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы.

История

В царствование императора-иконоборца Феофила (829-842) неподалеку от города Никеи жила благочестивая вдова с сыном. У нее в доме была потаенная комната, в которой хранилась древняя икона Божией Матери, перед которой она молилась по ночам.

По доносу к ней в дом нагрянула стража и хотела изрубить икону мечами. Первый удар пришелся на изображение правой ланиты Богородицы, и из раны выступила кровь.

Вдова на коленях стала умолять воинов пощадить икону и подождать до рассвета, пока она сможет собрать деньги на выкуп. Воины согласились, назвали огромную сумму для уплаты и не тронули икону, будучи смущенными выступившей на ней кровью.

С тех пор на всех списках с этого образа Богородица изображалась с небольшой раной на лике.

© photo: Sputnik / Vladimir Fedorenko

Когда стражники ушли, вдова взяла святой образ и направилась с сыном к берегу моря и долго молилась. Отпустив икону в воду, она с радостью заметила, что та не упала, а встала вертикально, ликом к берегу, и скользя по водам, стала удаляться, пока не скрылась из вида.

Дальнейшая судьба вдовы неизвестна. Сын же благополучно добрался до Афона, где стал монахом Иверского монастыря. От него и узнали монахи Святой Горы об истории древней иконы, ставшей священным преданием монастыря.

Через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме.

Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей.

Иноки построили надвратную церковь, в которой чудотворная икона Божьей Матери пребывает и поныне. По имени обители икона Богородицы названа Иверской, а по месту ее пребывания над монастырскими воротами — "Вратарницей" или "Портаитиссою".

В 16 веке икона была украшена чеканным серебряным окладом работы грузинских мастеров. Оклад оставляет открытым только лики Богородицы и Богомладенца.

В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы — 25 февраля по новому стилю. В этот день братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.

Чудеса

Невдалеке от Иверской обители на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица — это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери.

Когда Иверскому монастырю угрожал голод, Божия Матерь явилась скорбящему настоятелю и послала его в житницу, которая оказалась полной муки. Богоматерь чудесно наполняла сосуды, умножала масло, овощи, избавляла обитель от пожаров, защищала от нашествий врагов.

© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov

Однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.

К замечательным чудесам от иконы относится и то, что, находясь при монастырских вратах, она часто не допускает в обитель людей, которые имеют на душе какой-либо нераскаянный грех.

Известны случаи, когда Пресвятая Богородица вразумляла и обличала монахов. Однажды один бедняк просился на ночлег в Ивирон, но монах-вратарь потребовал у него плату. У бедняка не было денег, и, удрученный, он пошел в Карею. По дороге ему встретилась удивительная Женщина, протянувшая ему золотую монету для оплаты ночлега. Тогда бедняк вернулся, чтобы переночевать в монастыре.

© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov

Монета оказалась очень древней, и в ответ на расспросы монахов он рассказал историю чудесной встречи. Иноки поняли, что этой женщиной была сама Царица Небесная. После этого случая, в знак Божьего вразумления, в монастыре испортились все продукты.

Раскаявшись в своем грехе, иноки, с той самой поры, больше никогда никому не отказывали в безвозмездном ночлеге и пище. И сегодня афонские монахи всегда радушно принимают паломников.

Сама "Вратарница" никогда не покидала пределов Ивирона, в ответ на просьбы мирян монахи посылали списки чудотворного образа. Икону лишь три раза в году выносят из параклиса, где она пребывает постоянно — накануне Рождества Христова, во вторник Светлой седмицы — в этот день монахи монастыря на горе Афон обрели чудотворный образ, и на Успение Пресвятой Богородицы.

Согласно афонскому преданию, незадолго до Второго пришествия Иверская икона покинет Святую Гору Афон. Об этом возвестил преподобный Нил Мироточивый, неоднократно являвшийся в 1813-1819 годах монаху Феофану.

В России

Весть о чудотворной Иверской иконе Божией Матери распространилась на Руси в 17-м веке. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, попросил архимандрита Иверского Афонского монастыря Пахомия прислать в Москву список чудотворного образа Пресвятой Богородицы.

Написать икону Богородицы для России было благословлено священнику Иамвлиху Романову. Перед этим вся братия Иверского монастыря — 365 монахов сотворили великое молебное пение с вечера и до рассвета и освятила воду со святыми мощами.

© photo: Sputnik / Stolyarov

Святой водой облили чудотворную икону Пресвятой Богородицы и вновь облили уже новую доску, приготовленную для написания иконы, сделанную из кипарисного дерева. После Божественной литургии святую воду и частицы святых мощей передали иконописцу, который, смешав их с красками, приступил к написанию иконы Божьей Матери.

По преданию, когда афонские иноки везли этот список в Москву, у них не хватило денег на переправу через Дунай. И тут Сама Матерь Божия помогла им — явилась богатому греку Мануилу Константиеву и велела ему заплатить за монахов перевозчикам-мусульманам.

Навстречу образу Богоматери к Воскресенским воротам Китай-города 26 октября по новому стилю 1648 года вышла торжественная процессия во главе с царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом. В память принесения Иверской иконы в Москву в этот день было установлено ежегодное празднование.

Впоследствии этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна, принявшая монашество в Смоленском Новодевичьем монастыре.

Древнейший на Руси список Иверского образа с 1654 года на протяжении трех с половиной столетий пребывал в Новодевичьей обители. После закрытия монастыря икона хранилась в фондах Государственного Исторического музея.

Чтимый образ был возвращен в Новодевичий монастырь 6 мая 2012 года. Затем святыня была перенесена в Успенский собор обители, где и будет отныне находиться, поскольку историческое место пребывания святыни —Смоленский собор — является летним храмом, богослужения в котором совершаются лишь несколько раз в году.

Почитание Иверской иконы быстро распространилось по всей Руси. В 1656 году стараниями Патриарха Никона с Афона был доставлен второй список "Вратарницы" — для Валдайского Иверского монастыря.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот Китай-города появилась Иверская часовня, куда по царскому повелению был помещен третий список "Вратарницы", сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря, но большего размера.

Только однажды "Иверская" покинула Москву — в сентябре 1812 года вместе с Владимирской иконой ее вывезли во Владимир, спасая от французов.

В 1929 году часовню уничтожили, в 1931 году снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.

В ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий Второй освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл

Новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем с благословения Иверского игумена прибыл в Москву с Афона в 25 октября 1995 года. Так "Вратарница" вернулась на главные ворота Своего города.

Известно множество случаев чудесной помощи Пресвятой Богородицы людям, с верою молящимся пред Ее Святой иконой.

В Грузии

Точная копия Иверской иконы Божьей матери, которая была написана по инициативе фонда "Иверииса" специально для строящегося на горе Махата храма Иверской иконы Божьей матери, прибыла в Грузию с горы Афон 5 апреля 2016 года.

Вместе с Иверской иконой Божьей матери в Грузию прибыла икона преподобного отца Гавриила Афонского.

Фундамент храма был заложен и освящен 12 мая 2011 года, с благословения Католикоса-Патриарха всея Грузии, Архиепископа Мцхетского и Тбилисского, Митрополита Бичвинты и Цхум-Абхазии Илии Второго.

Строительство храма осуществляется на пожертвования верующих и при содействии фонда "Иверииса", который создал оперный певец Паата Бурчуладзе.

Иверская икона Божией Матери

Главное предназначение образа — помощь людям, которые раскаялись в своих грехах. Икона помогает найти в себе силы и правильный путь к светлому будущему. Молиться могут и родственники, чтобы помочь своим близким людям.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

Пред иконой Пресвятой Богородицы "Иверская" молятся об избавлении от разных недугов и об утешении в бедах, от пожара, об умножении плодородия земли, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов телесных и душевных, а также при разных при тяжелых обстоятельствах.

Поскольку второе название этого образа — "Вратарница", то ее стоит держать в своем доме возле входа. В таком случае можно получить прекрасную защиту от различного рода негатива.

Молитва

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от напрасныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние, на моление наше умилосердися, и радость в печали место даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и печали и от всякаго зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя, со всеми святыми в бесконечные веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Иверская икона, дни памяти:
25 февраля (12 февраля по старому стилю)- в этот день произошло перенесение списка Иверской иконы в монастырь на Валдае. Этот список был написан Афонским иконописцем специально для Иверского монастыря, построенного на Валдае по точному подобию Афонского.
6 мая (25 апреля по старому стилю)- второе обретение списка иконы. В 2012 году икона была торжественно передана Русской Православной Церкви и установлена на свое место в Новодевичий монастырь, где она находилась с 1648 года. В годы советской власти, после закрытия монастыря, святыня находилась в фонде Государственного Исторического музея.
26 октября (13 октября по старому стилю) — день торжественной встречи, когда Афонская Иверская икона появилась в Москве в 1648 году
Во вторник Светлой седмицы — по преданиям именно во вторник Светлой седмицы монахи Иверского монастыря увидели, что по воде к ним плывет икона Божьей Матери.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ЧЕРЕЗ ЕЕ ОБРАЗ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ

Второе название этой иконы Божией Матери, Вратарница (Портаитисса). Она, как настоящий страж, стоит на защите Вас и Вашего дома и ограждает от злых действий и разрушительных мыслей.

Богоматерь через Иверский образ настоящей Матери является Заступницей нашего жилища от разных бедствий – от ограбления, потопов, пожаров и т.д.
Иверская икона помогает в исцелении душевных и телесных заболеваний, она показывает грешникам путь к раскаянию.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ИСТОРИЯ ОБРЕТЕНИЯ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ

После первого Вселенского собора, на котором, в том числе благодаря и приверженцы арианской ереси получили достойный отпор и в христианском мире наконец-то наступило спокойное время. Но в 9 веке пришла новая беда – появились борцы с православными образами, они просто уничтожали иконы.

В те годы в области Никея (сейчас — это Турция) жила семья православных христиан, вдова и ее сын-подросток. Женщина была не бедной и рядом со своим домом воздвигла храм, в котором была старинная икона Божьей Матери. Однажды смутьяны-иконоборцы пришли в эту церковь и начали требовать у женщины деньги. Она сказала им, что сейчас у нее нет такой суммы, услышав этот ответ, один из нападавших ударил мечом в икону по лику Божьей Матери. Вдруг по иконе, будто из живого тела, потекла кровь.
«Герои » испугались увиденного и ушли из храма, но покидая его, предупредили, что вернутся за деньгами на следующий день.

Ночью вдова с сыном взяли поврежденную икону, пошли на берег моря и прочитав молитву, положили ее на воду. Неожиданно икона встала в вертикальное положение и поплыла от берега в открытое море. Мать и сын, пораженные происходящим, смотрели на это чудо. После всего произошедшего они были вынуждены покинуть свой дом. Сын отправился в Фессалоники, потом – на Афон в Иверский монастырь, где приняв постриг, стал монахом.
Историю о таком необычном спасении образа Божией Матери, икона Которой чудесным образом ушла в море, он рассказал иверским монахам.

Как-то раз, находясь возле монастырских ворот, недалеко от воды, старцы увидели огненный столб, поднимающийся над морем. Это зрелище напугало их. Они начали молиться Господу, но видение не исчезало, а к ночи стало еще ярче.

Наконец, монахи увидели плывущую в море икону Богородицы. Они попробовали достать ее, но когда стали приближаться к ней, икона от них отстранялась.
После нескольких неудачных попыток, монахи собрались вместе и стали молиться Господу о помощи в обретении иконы. Бог услышал их мольбы, а человеком, который доставит святыню в Иверскую обитель, избрал монаха Гавриила, который сейчас известен, как Гавриил Святогорец. Этот монах был настоящим отшельником, все свое время проводил в молитвах Господу. В тот день его не было в монастыре, так как летом он уходил молиться в горы и только с наступлением холодов возвращался в обитель.
Однажды, во время сна, Гавриилу было явление Самой Божией Матери. Богородица повелела ему оставить отшельничество, вернуться в монастырь, пойти к настоятелю и сообщить, что Царица Небесная желает отдать Гавриилу Ее икону, которая пришла к ним по морю. Но для этого он должен, как Иисус Христос, без страха, с верой, пройти по водной поверхности, взять икону, а потом отнести ее в обитель, которую Она теперь будет защищать.

Он все в точности исполнил по велению Божией Матери. Ступив на воду, Гавриил пошел по поверхности, и тогда икона сама стала приближаться к монаху, он взял её на руки и вынес на берег. После обретения иконы, образ Богородицы поставили на святой алтарь, три дня перед ним непрерывно шла служба. Но вдруг иконы не стало, она исчезла, ее кинулись искать, и обнаружили над монастырскими воротами. Монахи снова поставили икону на алтарь, а она опять непостижимым образом оказалась над вратами. Несколько раз икона «путешествовала » с места на место.

Пречистая снова во сне явилась к отшельнику Гавриилу и велела, чтобы тот опять пошел в монастырь и сообщил всем, что эта икона была послана не для того, чтобы монахи охраняли ее, а наоборот — теперь сама Богородица, через свою икону, будет хранить Иверон и весь Ее второй удел — Афон.
С тех времен эта икона получила название Портаитисса, что в переводе с греческого языка означает — Вратарница.

Иверская обитель считается домом, где хранится эта икона . На территории монастыря возведен храм во имя Портаитиссы — покровительницы Афона.

Икона освещается неугасимой лампадой, которая называется «Лампада Вратарницы ».
Иногда в часы богослужений, без всякого внешнего воздействия, лампада раскачивается, подобно маятнику, таким образом, предупреждая о близости таких больших бедствий, как землетрясения, эпидемии, нападение врагов.
Жители Афона рассказывали, что перед наступлением на Кипр турок, лампада раскачивалась так сильно, что даже масло выливалось через край, но Защитница, через Свою икону, не допустила захвата Афона.
В современное время, такие непонятные раскачивания лампады, начинались перед приходом американцев в Ирак, перед землетрясением в Спитаке, и перед другими явлениями. Так Иверской иконе случалось информировать людей о грядущих событиях планетарного масштаба.

Хранительница и Защитница Иверона, Иверская икона Божией Матери всегда являла братии свою помощь, когда случился голод, Она отправила в амбар настоятеля монастыря, где он нашел большое количество муки. Враги не нападали на Афон, возникавшие пожары гасли сами, а в закромах всегда были съестные запасы.

Через ворота Иверона не могут пройти нераскаявшиеся грешники.

В 422 году, по преданиям, дочь царя Феодосия хотела посетить монастырь, чтобы увидеть святыни, но по голосу Богоматери ей было запрещено это делать.
С тех пор, по повелению Божией Матери, которая охраняет мир и покой монашествующих, Афон недоступен для посещений женщинами вот уже 1700 лет.

В России существуют два основных списка этой иконы. Один из них находится в храме Патриаршиего подворья в Переделкине. Говорят, что эти списки делались краской, которая растиралась святой водой, взятой с подлинной иконы с Нового Афона.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

ВИДЕО -ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ИВЕРСКАЯ

История этого образа Богородицы, по преданию, написанного евангелистом Лукой еще при жизни Девы Марии, тесно связана с историей иконоборчества.

Согласно церковной традиции, в разгар борьбы с иконами он хранился у некой благочестивой вдовы в Никее. По доносу к ней в дом нагрянула стража и хотела изрубить икону мечами. Первый удар пришелся по изображению правой щеки Богородицы, и из раны выступила кровь. Женщина откупилась от растерявшихся солдат деньгами, а когда они ушли, опустила икону в море, и ее прибило к берегу на Афоне, где она стала почитаемой святыней Иверского монастыря, основанного на стыке IХ-Х веков грузинским полководцем Торникием.
С тех пор на всех списках с этого образа Богородица изображалась с небольшой раной на лике.

В XVII веке архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий патриарх, обратился к архимандриту Иверского монастыря Пахомию с просьбой прислать в Москву точный список этой чудотворной иконы. Афонский инок Иамвлих написал копию на кипарисовой доске красками, замешанными на святой воде. Через год афонские монахи привезли образ в Москву. Встречали его 13 октября (26 октября по новому стилю) 1648 года у Воскресенских ворот царь Алексей Михайлович с семейством, патриарх и великое множество народа.

Впоследствии Иверской иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна, а после ее смерти образ находился в Новодевичем монастыре. С него был сделан еще один список, помещенный на Воскресенских воротах Китай-города. В 1669 году его перенесли в деревянную часовню, а в 1791 году на ее месте построили каменную. С XVII века Иверская икона Божией Матери стала самой чтимой московской святыней.

Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители, все российские цари и императоры, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской иконе. По традиции, всякий, идущий на Красную площадь или в Кремль, перед входом в ворота прикладывался к иконе, а мужчинам под воротами полагалось проходить без шапки.

Только однажды покинула она Москву — в сентябре 1812 года вместе с Владимирской иконой ее вывезли во Владимир, спасая от французов.

В 1929 году Иверскую часовню закрыли, сломали и на ее месте сперва установили скульптуру рабочего с молотом в руке, а в 1931 году снесли и сами Воскресенские ворота, освободили место для прохода демонстраций и автомобильного движения. А оригинал московской Иверской иконы после закрытия Новодевичьей обители вместе с другими реликвиями и ценностями попал в фонды филиала Государственного исторического музея.

В ноябре 1994 года патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот, и они были восстановлены. А 25 октября 1995 года новый список Иверской иконы, написанный на Афоне по просьбе патриарха, был доставлен в Москву и 26 октября 1995 года его крестным ходом пронесли по Никольской улице и после литургии в Казанском соборе установили в восстановленной часовне.

Иверская икона Божьей Матери или Вратарница, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Православная церковь 26 октября отмечает праздник в честь перенесения чудотворного образа в Москву — точная копия Иверской иконы Божьей Матери была доставлена с Афона в 1648 году. По преданию, один из самых почитаемых образов Божьей Матери создал Святой апостол Лука — евангелист написал икону во дни земной жизни Пресвятой Богородицы и по Ее благословению.

Впервые эта икона Божьей Матери упоминается в IX веке - в тот период Святые образа предавались поруганию и уничтожению как в храмах, так и домах. Древняя икона Божьей Матери во время жестокой борьбы с христианской религией хранилась у благочестивой вдовы, которая жила недалеко от города Никеи (территория современной Турции) вместе с сыном.

По преданию, воины, выискивавшие и уничтожавшие иконы по приказу греческого императора Феофила, ворвались однажды ночью в дом вдовы. Увидев икону, один из них ударил копьем по лику Божьей Матери. Удар пришелся по правой щеке Богоматери, и из раны потекла кровь.

Женщина, не теряя надежды спасти святыню, упросила воинов оставить икону Божьей Матери до утра, пообещав им за это вознаграждение. Корыстолюбивые иконоборцы согласились, растерянные кровью, выступившей на иконе.

Женщина отнесла икону к морю и опустила образ в воду, чтобы спасти его от уничтожения. Икона на глазах изумленной вдовы и ее сына, вертикально встав, ликом к берегу, отправилась в путешествие по морю.

Что стало с вдовой в дальнейшем – неизвестно. Что касается ее сына – он стал монахом Иверского монастыря на Святой горе Афон. Историю древней иконы, ставшей священным преданием монастыря, рассказал монахам именно он.

Кровоточащая рана так и осталась на лике Богородицы, поэтому Иверскую Божью Матерь изображают всегда с небольшой ранкой на лике.

Как попала Иверская икона Божией Матери в Россию

Весть о чудотворной Иверской иконе Божьей Матери на Руси распространилась в XVII веке — архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, список чудотворного образа в Москву попросил прислать архимандрита Иверского Афонского монастыря Пахомия.
Благословение написать икону Пресвятой Богородицы для России получил священник Иамвлих Романов. Перед началом братия Иверского монастыря - все 365 монахов — с вечера до рассвета провела великое молебное пение и освятила воду со святыми мощами.

Святой водой облили чудотворную икону Божьей Матери, а затем облили новую доску, из кипарисного дерева, приготовленную для написания иконы. После Божественной литургии иконописцу передали Святую воду и частицы Святых мощей — смешав их с красками, он приступил к написанию иконы Божьей Матери.

Сама Божья Матерь помогла доставить в Россию точную копию со своего образа. Предание повествует, что афонские иноки, которые везли икону Богоматери в Москву, не могли переправится через Дунай из-за нехватки денег и Божья Матерь явилась богатому греку Мануилу Константиеву, повелев заплатить за монахов перевозчикам-мусульманам.

Образ Богородицы встречала торжественная процессия во главе с царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом у Воскресенских ворот Китай-города – произошло это 26 октября по новому стилю 1648 года. В этот день было установлено ежегодное празднование в честь принесения Иверской иконы в Москву.

Владели впоследствии Иверской иконой Божьей Матери царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна, которые приняли монашество в Новодевичьем монастыре Смоленска.

Где находятся копии Иверской иконы Божией Матери

Точная копия Иверской иконы с 1654 года на протяжении трех с половиной столетий пребывала в Новодевичьем монастыре. После закрытия обители Святой образ хранился в фондах Государственного Исторического музея.

В Новодевичий монастырь Иверскую икону Божьей Матери возвратили 6 мая 2012 года. Затем святыню перенесли в Успенский собор обители, где и пребывает икона по сей день. Икона быстро распространилась по всей Руси — в 1656 году с Афона для Валдайского Иверского монастыря доставили вторую копию чудотворного образа.

В Иверскую часовню, которую построили у Воскресенских ворот Китай-города в Москве в 1669 году, поместили третью копию иконы Божьей Матери. Этот список сделали в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря, но большего размера.

Молитва к Иверской иконе Божией Матери

Помолиться перед чудотворной иконой можно при помощи данной молитвы

«О, Пресвятая Дева Мария, Царица Небесная! Услышь просьбы верующих, которые преклоняются перед чудотворным образом Твоим и просят Тебя о помощи. Молим Тебя о прощении грехов наших, каемся за деяния злые, нами совершенные. Утоли скорби наши, направь нас на путь праведный, защити нас от людей злых. Стань защитницей нашей перед Господом Богом во время Суда Страшного. Услышь молитвы наши да не оставь их безответными. Аминь».

Если нет возможности посетить храм 26 октября, можно приобрести икону и произнести молитву дома. Обратившись к Деве Марии, можно обрести душевное спокойствие, избавиться от злых мыслей и защитить себя и своих близких от неприятностей.

Loading...Loading...