Кафедральный собор святого иакова. Кафедральный собор святого иакова в риге

Кафедральный собор Святого Иакова в Бильбао (Испания) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Главный храм Бильбао, Кафедральный собор Сантьяго посвящён апостолу Иакову и считается одним из главных храмов на знаменитом Пути Святого Иакова, заканчивающемся в Сантьяго-де-Компостела . Почти восемь столетий он взирает на город с высоты своей единственной колокольни, а его классический готический облик - со стрельчатыми арками, «колючими» шпилями и непременной витражной розеткой над входом - немало добавляет красоте старого квартала Каско-Вьехо. Внутри - несколько исторических реликвий и ценных средневековых статуй святых, целых 15 капелл, а также старинный орган французской работы. А ещё здесь очень уютный внутренний двор, где растут фруктовые деревья.

Святой Иаков - покровитель города Бильбао с 1643 года.

Немного истории

Мнения архитекторов и историков о времени строительства собор разделились - некоторые датируют первоначальную конструкцию 12-ым веком, другие - столетием позже. Определённо одно - Кафедральному собору Бильбао никак не меньше семи веков. Конечно, от оригинального сооружения сегодня осталось исключительно мало - лишь элементы фундамента. На протяжении своей долгой истории собор неоднократно страдал от пожара и был разрушен наводнением. Последние повреждения он получил в ходе бомбардировок Второй мировой. В 1950-х годах и позже, в 2000-х, он был реставрирован - и сегодня взирает на туристов и жителей Бильбао во всей мощи своей торжественной готической архитектуры.

Обратите внимание на боковой Портал ангела - он посвящён Архангелу Михаилу, и именно через него внутрь храма заходили пилигримы.

Что посмотреть

Кафедральный собор Святого Иакова в Бильбао занимает достаточно компактные размеры - в плане это прямоугольник со сторонами 51 и 22 метра, а его общая площадь составляет около 1100 кв. метров.

Начать знакомство с храмом стоит с его фасада - это великолепный образец готического и нео-готического стилей с центральным входом-порталом, оформленным перекрестьями стрельчатых арок, витражной розеткой над ним и устремлённой ввысь колокольней высотой 64 метра с массой готических украшений и механическими часами. Обратите внимание на боковой Портал ангела - он посвящён Архангелу Михаилу, и именно через него внутрь храма заходили пилигримы.

Любопытная деталь центрального нефа собора - впечатанные в несущие колонны элементы каменной резьбы с указанием имён знатных горожан - дарителей и донаторов собора.

Подобно всем сооружениям готики, собор представляет собой базилику - алтарь и хоры - на меньшей стороне прямоугольника, вход - с его противоположной стороны, пространство поделено тремя проходами-нефами: высоким центральным (где установлены скамьи для паствы) и двумя боковыми. По периметру собора расположены 15 капелл, посвящённых различным святым: Сан-Антон, Санта-Лусия, Сан-Серафим, Девы Кармен и так далее. В каждой капелле стоит увидеть средневековую деревянную скульптуру святого.

Непременно стоит увидеть старинный орган - он был доставлен в храм в конце 19 века из Франции. Пространство храма расцвечивается цветными бликами от многочисленных витражей - они расположились по всему периметру собора.

Практическая информация

Адрес: Plaza Santiago, 1. Ближайшая станция метро - Casco Viejo.

К сожалению, первоначальное свое обличье собор утратил. Однако, внутреннее убранство храма не перестает поражать. Алтарь, богато украшенный, скрывает за собой деревянный постамент восседающего на троне Святого Иакова, который окружен резной оградой из камня. На плечи накинута пелерина из золота и серебра. К постаменту ведут две лестницы. Желающие могут подойти и поцеловать апостола в плечо, прося заступничества и исполнения желаний. Из-за этого, собственно говоря, большинство паломников и совершает свое путешествие сюда. По воскресеньям во время торжественной службы в соборе сообщают о новых паломниках: их количество, откуда прибыли.

Особо следует сказать об освещении внутри собора. Свет попадает через окна в боковых галереях и нефах, через центральную башню. Такое освещение создает мистический ореол, тайну вокруг мощей апостола.

Площадь Платериас знаменита фонтаном Лошадей (1829 год). Четыре лошади, из пасти испускающие воду, держат скульптуру «Религия со звездой над ларцом апостола». Такую же звезду можно встретить на мостовых во многих европейских городах. Это символ Пути Святого Иакова.

Алонсо III Фонсека в 1495 году основал Колледж для бедных студентов, который впоследствии становится университетом. Сейчас в нем учится 30 тысяч студентов. Кстати, факультеты расположены по всему городу.

Хостал Католических Королей - шедевр платереско расположен на севере площади Обрадорио, изначально был больницей для паломников. Строительство его велось с 1501 по 1509 год.

Но самое яркое диво - кадило “ботафумейро” (“испускающий дым”). Свисает прямо с потолка высотой 160 см (на фото ниже, кликните на фото для увеличения). Более 700 лет его используют в соборе. Это самое большое кадило в мире. Вмещает в себя 40 кг ладана и угля. Поскольку вес его составляет 80 кг, чтобы его раскачать, задействуют восемь служителей. Можете себе представить, какие клубы дыма исходят от него!

Оно должно было перебить запах немытых паломников, которые представляли собой не одну тысячу человек. Кадило изготовили на средства Людовика XI из серебра, поражало оно своим перебором в декоре. В 1809 году армия Наполеона похищает его. Мастера в 1851 году делают еще одно кадило, но уже из латуни и бронзы, сверху заливают серебром.

Мощи Святого Иакова покоятся в серебряной раке (гробу). В 1589 году их прятали от "анти-Армады". Потом 300 лет искали (умеют же люди прятать!). В 1879 году мощи нашли, только спустя 5 лет папа Лев XIII подтверждает их подлинность. Как он удостоверился в их подлинности? История умалчивает.

В 20 веке в Сантьяго открывается Семинария, создается Ассамблея муниципальных советов, которая одобряет редакцию устава автономии. Город переживает расцвет галисийской общественной жизни. Революция, гражданская война 1936 года, расстрел мэра Сантьяго Анхель Касаля нарушили планы. В 1980 году свершилось историческое событие: создано автономное сообщество Галисия, столицей которого и становится Сантьяго-де-Компостела.

Особенно много паломников встречает город в Святой год, это когда 25 июля (день Св. Иакова) приходится на воскресенье. Такой год был в 2010 году, он собрал рекордное количество паломников - 272 703 человек. Следующий год выпадает 2021. Еще есть время подготовиться к путешествию.

Массивное здание собора гордо возвышается между четырех площадей. Богато украшенные башни, причудливая резьба входов и барочный фасад образуют архитектурную симфонию исторических эпох и стилей. С XI по XIII век собор строился в романском стиле, но затем перестраивался. Посмотрите на главный западный фасад со стороны Праза-до-Обрадойро, барочный шедевр Фернандо Касас-и-Нова (1750) . Он был выполнен из гранита цвета золота и украшен парными башнями, которые подчеркивают родство готики и бароко. Поднявшись по ступенькам внутрь, вы увидите великолепный Портик Славы, созданный мастером Матео в 1188 г. Паломники столетиями касались центральной колонны в благодарность за благополучное окончание путешествия, и эти прикосновения оставили на камне свои следы. Рядом находится статуя Санто-дос-Крокес, т.е. «святой с шишками» - возможно, автопортрет самого мастера Матео. Говорят, кто стукнется о нее головой, обретет мудрость. Вверху центральной части фасада, под каменным балдахином с башенкой, возвышается фигура Св. Иакова.

Чтобы избежать длинной очереди к восточному порталу (Пуэрта-Санта) , где находится проход в крипту с мощами Св. Иакова, можно обогнуть южный фасад со стороны Праза-дас-Пратериас и войти в собор через Пуэр-та-де-лас-Платериас. Здесь замечательные скульптурные рельефы с библейскими сюжетами, фигурами Адама и Евы и бичеванием Христа (1103) .

Несмотря на множество посетителей, внутри Собор Святого Иакова сохраняется рабочая обстановка, многочисленные исповедальни и боковые приделы все время заняты. Во время больших празднеств из-под купола свешивается огромная курильница (ботафумейро) , которую 8 мужчин раскачивают, как маятник, над высоким барочным алтарем. Сокровищницу, крытые галереи XVI в. и музей-крипту можно осмотреть по единому билету. В сокровищнице (в южном нефе справа, если стоять лицом к алтарю) хранятся позолоченный бюст Св. Иакова Алфейского (1332) и его мощи. Из поперечного нефа (трансепта) можно пройти в крытые галереи XVI в., выполненные в стиле платереско. С верхних этажей, украшенных фламандскими гобеленами, открывается прекрасный вид. В музее-крипте выставлены современные модели цитры, виолы и лютни, с которыми изображены старцы на Портике Славы.

История

Собор Святого Иакова был построен на месте небольшой базилики IX в. и быстро стал третьим по значению, после Иерусалима и Рима, центром христианского паломничества. Дороги, которые вели сюда, были обеспечены приютами, убежищами и церковными сооружениями. Паломники выходили из Тура, Везле и Ле-Пюи во Франции, шли через Ронсеваль или Сомпорт в Пиренеях и встречались в Пуэнте-ла-Рейна, чтобы вместе продолжать свой 13-дневный Французский путь. Путешествие приобрело такую популярность, что в XII в. было даже написано нечто вроде путеводителя для паломников (Книга св. Иакова) , где подробно описывались встречающиеся области и их обитатели. Причем Страна Басков и Наварра характеризовались в довольно жестких тонах, а сведения о Кастилии и, особенно, Галисии были более поэтичными: «это земли, украшенные реками, лугами и чудесными садами, здесь выращивают замечательные фрукты и имеются хрустально чистые источники, местность изобилует золотом и серебром, тканями и мехами, а также прочими богатствами». Обнадеженные паломники стремились сюда из Португалии, Германии, Нидерландов, Италии, приплывали из Англии и скандинавских стран. Но доминировал все же Французский путь, который сохранил свое значение до наших дней.

Вдоль всего маршрута тянулись городки и селения; строились мосты и здания в романском и готическом стиле. Помимо приютов и больниц, паломники нуждались и в защите от разбойников. Эту функцию выполняли замки, форты и военно-религиозные ордена, вроде рыцарей ордена Сантьяго. Здесь же торговали амулетами, связанными с Путем Св. Иакова.

Статус паломника подтверждался раковиной морского гребешка. В старинном путеводителе содеражалась легенда о Св. Иакове: некий всадник бросился в волны у португальского побережья в тот самый момент, когда там находилось судно с апостолом. Чудесным образом конь и всадник возникли из пучины в раковинах гребешка. Из этой легенды и взяли символ, который с 1987 г. используется как официальный дорожный знак на Пути Св. Иакова.

Собор Святого Иакова - католическая святыня Сантьяго Матамороса в галисийском городе Сантьяго-де-Компостела, где почивают его мощи.

Крупнейший паломнический центр средневекового католичества, конечный пункт на пути Св. Иакова. Историческая часть города, сложившегося вокруг собора, включена в список объектов Всемирного наследия.

История

Мощи Святого Иакова были обретены в Галисии отшельником Пелайо в 814 году, в правление астурийского короля Альфонса II. На месте открытия была воздвигнута временная часовня, которую в IX веке сменили друг за другом два каменных собора.

В 997 году храм сжёг хаджиб Аль-Мансур. Ворота и колокола церкви он увёз с собой в Кордову и передал в Месквиту.

Ныне существующий собор заложил в 1075 году кастильский король Альфонсо VI. Он строился из гранита по образу и подобию тулузской базилики св. Сернина. В 1895 году была опубликована найденная в соборе рукопись - кодекс Каликста, приписываемая перу одноимённого понтифика.

Она содержит ценные сведения о строительстве храма. В 1128 году романский собор - один из самых вместительных в Европе - был освящён.

Достопримечательности

Сами мощи святого почивают в серебряной раке в крипте, уцелевшей от храма времён Альфонса Великого. В 1589 году они были спрятаны от английской «анти-Армады», да так тщательно, что потом отыскать их не удалось.

Мощи были обнаружены только в январе 1879 года; через пять лет их подлинность подтвердил сам папа Лев XIII.

Достопримечательностью собора является подвешенное с потолка кадило, самое большое в мире - размером в человеческий рост. Оно весит 80 кг и приводится в действие путём раскачивания восемью служителями (tiraboleiros) в багряных одеждах. На наполнение этого кадила (известного как ботафумейро) уходит 40 кг угля и ладана.


Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Архитектурный силуэт Старой Риги невозможно представить без шпиля церкви Екаба. Именно так в просторечье называют главный католический храм Латвии – Собор святого Якова.

Главная католическая церковь

В облике этого красивейшего памятника кирпичного искусства гармонично сочетаются готические черты и элементы романтического стиля. 80-метровая башня, возведенная в конце 18 века, является единственной подлинной готической башней в городе. Она никогда не перестраивалась. Уникальным считался также алтарь храма, разобранный и перестроенный за ветхостью в 1902 году. Он был одним из самых ранних барочных алтарей.

Если снаружи архитектура постройки сравнительно однородна, то внутри налицо смешение стилей, как отголосков разных эпох. Церковь Екаба меньше двух других соборов – и . Те строились для епископа и горожан. А собор св. Якова – для жителей предместья. На входе надпись: «Пою для Вечного и Милосердного Бога».

Храм сильно пострадал в годы Реформации и от прежнего убранства остались только часть росписи на хорах и деревянная скульптура Распятие Триумфа. Кафедра храма выполнена в стиле ампир из дерева редких пород.

История возникновения

Церковь построена в 1225 году за пределами городских фортификаций. В те времена нужно было подняться по ступеням, чтобы попасть внутрь. Сейчас же, наоборот, нужно спуститься. За восемь сотен лет город поднялся над землей на несколько метров. Виной всему – выходящая из берегов Даугава. Склоны укрепили и, таким образом, уровень города стал выше.

Этот храм всегда оставался загадкой, а его Набатный колокол в былые времена считался одним из трех чудес . Его называли колоколом грешников. Ведь именно он созывал горожан на площадь, когда там совершалась казнь над провинившимися. Существует легенда, что он звучал и тогда, когда рядом проходила женщина-блудница. Многие дамы называли его вралем и просили убрать. Когда началась Первая мировая, колокол, как культурную ценность, эвакуировали вглубь России.

Где расположена достопримечательность?

Находится Собор на улице Клостера. Всего в нескольких минутах ходьбы расположены церковь , здание Сейма Латвии и

Loading...Loading...