Как медитация меняет сознание. й этап - Свечение меттой духовному другу

Для чего нам нужна медитация? Стать добрее, принять себя и других. Стать быстрее, умнее, сильнее. Обрести смысл в жизни. Испытать высшие состояния сознания. Устранить страдания из жизни/привнести счастье в жизнь. Узнать, как глубока эта «кроличья нора». Ну и так далее…

С чего обычно всё начинается? С того, что нас что-то не устраивает. Мы испытываем желание получить что-то или хотим что-то устранить. Например, хотим стать лучше или исправить какие-то недостатки. Далее, вместе с пониманием, что мы испытываем неудовлетворённость и страдаем в жизни мы начинаем искать причины не-счастья. Сначала ищем во вне, в других людях, в начальнике, родителях, своей половинке, президенте или в обстоятельствах. Со временем мы начинаем догадываться что, возможно, всё что с нами происходит как-то связано с нами самими, нашим умением обладать собой, управлять своим вниманием и эмоциями. Как выглядит сознание без практики медитации?

  1. Мысли. Бесконечный поток мыслей уводящий наше внимание в будущее в прошлое или размышления о себе. Этим потоком очень сложно управлять без тренировки внимания. Представьте ситуацию: лето, солнце, глубокое синее небо, мы сидим на деревянных мостках на реке или озере, ноги касаются прохладной воды, дует приятный теплый ветерок…. Мы пришли сюда чтобы насладиться природой, но заботы жизни, работа и другие мысли захватывают наше внимание и не дают побыть самим с собой и текущим моментом. Всем знаком внутренний диалог. Это мы сами говорим? Почему мы не можем сказать себе: «Голос, стоп!, я хочу отдохнуть, помолчи 10 минут.»
  2. Контроль . Природа нашего ума – оберегать нас и стремиться всё контролировать. И прежде всего контролировать себя и близких нам людей. Но можем ли мы контролировать свой ум? Наше сознание не видит, что происходит в бессознательной области. Как можно контролировать то, что мы даже не осознаём? Почему так сложно привить привычку? Например, начать медитировать, начать бегать, заниматься йогой по утрам, бросить курить или завести другую полезную привычку? Почему так сложно просто сказать себе:«Всё! С этого момента я начинаю делать то и то и после этого делать это?»
  3. Отношения, эмоции, обиды . Мир вокруг такой какой он есть. Мы постоянно сталкиваемся с поведением и поступками людей отличными от наших ожиданий. Кто-то сказал грубое слово, наступил на ногу, «подрезал» на дороге, обманул, предал и т.д. Как мы реагируем в ответ? Можем ли мы управлять своими эмоциями? Как мы реагируем спустя некоторое время, когда вспоминаем об этом событии? Обидчика уже нет, ситуация в прошлом, мы уже понесли урон, но мы часто продолжаем испытывать негативные эмоции. И зачем это нам?
  4. Энергия. Неуправляемый поток мыслей, излишний контроль, необузданные эмоции – всё это приводит к значительной потере нашей драгоценной энергии и отвлечению нас от момента «сейчас» и наших дел.
Почему это происходит, почему так сложно управлять этими процессами? На помощь приходит замечательная наука нейрофизиология. Нейрофизиологи пришли к выводам, что мы видим, слышим, чувствуем, ощущаем, обоняем с задержкой в 0,5 секунды. То есть ещё до того, как мы начинаем что-то осознавать, наш мозг уже об этом знает, он успевает запустить внутренние процессы и даже создать мысли. Большую часть наших мыслей создаёт наш мозг, а мы просто вовлекаемся в этот бесконечный поток.
«Наши» мысли появляются, когда мы управляем этим потоком и умеем его останавливать.

Ещё более удивительные данные исследований говорят о том, что никаких шаблонов эмоций и чувств не существует. Нет таких шаблонов в ДНК или где-то ещё. Наши состояния создаёт наш ум из того, что в нём есть, из того, о чем мы думали в последнее время, с чем сталкивались, как реагировали. Как это происходит: ум «смотрит», что происходит вокруг, «заглядывает» в память и вводит нас через гормональную систему в какое-то состояние, гнев, тревожность, радость и другие.

Наше сознание - это оператор ума, управляющий им через внимание. Если мы постоянно думаем о проблемах, вспоминаем об обидчиках, или, что самое «страшное» - укоряем себя за что-то, мы закладываем в ум вводные данные, которые впоследствии и становятся нашими состояниями. Внутри нас живёт совершеннейшая машина, которую мы даже не осознаём, часто не понимаем и не можем ей управлять.

И замечательная новость в том, что нашими состояниями и эмоциями можно научиться управлять через тренировку внимания и практику медитации метта. Можно выводить себя даже из глубоких депрессий. Через практику метты мы учимся создавать максимально продуктивные, креативные, счастливые, состояния.

Что такое медитация ? Медитация - это осознанное управление своим вниманием. Осознанность - памятование о наблюдении за перемещением внимания от объекта к объекту. То есть постоянное напоминание себе о том, чтобы наблюдать, осознавать и управлять своим вниманием. Через управление вниманием мы обретаем возможность не зависеть от мыслей, не вовлекаться в них, «программировать» свои состояния, перекрыть источники растраты энергии и лучше «видеть» и понимать собственный ум. А самое главное - мудро его направлять.

Формула давно известна: «Измени себя - изменится мир вокруг» или если другими словами: через развитие осознанности в практиках медитации, мы обретаем ключик к счастливой и осознанной жизни!

Медитация метта . Медитация метта прошла настоящую проверку временем в виде нескольких тысяч лет и является одной из самых первых медитаций, открытых человеком. Метта – это очень действенный инструмент раскрытия сердца, развития доброжелательности и обретения контроля над своими эмоциями и состояниями. В этой технике мы развиваем внимание и концентрацию через наблюдение за чувством метты, чувством любящей доброты.

Чем еще хороша метта? Медитация - это тоже привычка, а вокруг так много всего интересного, так много чем можно ещё позаниматься. Чтобы создать привычку важно, чтобы новое действие нам нравилось и не было внутреннего сопротивления. Медитация метта приятна и естественна, она очень быстро становится желанной привычкой.Практикуя метту, мы обучаем свой ум реагировать на события жизни позитивно. Мы начинаем чувствовать себя всё лучше и всё меньше впускать в себя эмоциональные бури, страхи и тревожности.Наше состояние становится оптимально эффективным для жизни, для работы, для отношений, для творчества и созидания.

Практика метты – это также и глубокая очистка подсознания от детских травм, обид, неприятия себя и других людей. Медитация сама по себе даёт отличный заряд позитива и бодрости на длительное время. А еще метту можно практиковать практически везде и в любом количестве. Даже короткие сессии медитации метта по 10-15 минут в течение дня делают нашу жизнь значительно легче и счастливее. А углублённая практика метты, ведёт к очищению подсознания на всех уровнях и глубокой трансформации сознания.

Пусть все существа будут счастливы и невредимы,

И пусть их сердца наполняются внутренней радостью.

Из проповеди Будды, посвященной дружественности.

Карания Метту Сутта

(Trans. Ayya Khema, Being Nobody, Going Nowhere, London: Wisdom, 1987, p. 96).

В ранних жизнеописаниях Будды говорится, что он преподавал самые разнообразные духовные практики. Он познакомил с практикой медитации многих своих учеников и последователей, а также тысячи других людей, которые встречались на его пути. Обучая людей, он всегда давал наставления соответственно темпераменту и духовным нуждам каждого ученика. Но из всего разнообразия преподаваемых им методов особое значение он придавал двум: практике осознанного дыхания и медитации, известной как метта бхавана – «развитие дружественности». (Metta (палийск.) или мaitri (санскр.) означает доброту или дружественность. Bhavana означает «становление», «развитие» и даже «медитация». Пали – язык одного из основных источников буддийской литературы, и в этой книгебольшинство технических терминов дано на нем).

Дружественность - качество ничуть не менее важное для нашего духовного совершенствования, чем практика сосредоточения. Для многих из нас оно может быть даже более важным. Делая свой первый шаг к Просветлению, сам Будда, несомненно, действовал в духе дружественности: он желал, чтобы люди обрели истинное счастье. Вероятно, плодотворное духовное развитие человека невозможно без духа дружественности.

Мы, конечно же, надеемся найти в мудрости Будды счастье и дружественность, а не противоположные им недоброжелательство и ненависть. Преисполненный ненависти человек никогда не достигнет большой мудрости. Из личного опыта нам известно, что, когда мы сердимся или раздражены, наша способность что-либо понимать сужена и ограничена до предела. Нам также известно, что легче быть дружественным по отношению к другим, когда мы сами находимся в состоянии душевного равновесия.

Сосредоточиваясь на дружественности (метта), мы можем прийти к более гармоничным, здоровым состояниям сознания, как только того пожелаем.

Истоки дружественности

Людей часто поражает первый этап этой медитации: прежде всего практикующий зарождает дружественность по отношению к самому себе. Идею, которая за этим стоит, можно сформулировать так: «Если вы и в самом деле хотите дружить с другими, научитесь прежде быть другом самому себе». В этой простой мысли заложена глубокая и очень действенная мудрость.

Но тут же может возникнуть затруднение: ведь многие люди находят, что любить себя необыкновенно трудно, они не умеют ценить собственные достоинства. Это встречается довольно часто. Будет весьма любопытно, если вы спросите своих друзей о том, какими, по их мнению, хорошими качествами они обладают. При этом некоторые люди чувствуют себя до странности неловко. У меня есть немало друзей, которые ценят добрые качества в других, но с большой неохотой допускают, что в них самих есть что-то хорошее.

Без сомнения, иногда такое отношение к себе объясняется вежливостью или скромностью – истинной или показной, но, вероятно, чаще всего это происходит от полного отсутствия уверенности в своих силах. И, к несчастью, эта тенденция, по-видимому, укоренилась в нашей основанной на христианстве культуре: мы как будто и не должны любить себя. Поэтому в наши дни многие люди имеют весьма неважное мнение о себе. Некоторые даже чувствуют необходимость поддерживать видимость уверенности в своих силах, чтобы их не отвергли другие, и это может чрезвычайно усложнить их жизнь.

Уверенность в cвоих силах важна для духовного роста

Такое положение дел достойно сожаления, поскольку уверенность в своих силах и возможностях чрезвычайно важна для духовного роста: нельзя совершенствоваться, если нет уверенности в том, что вы можете достичь цели или, по крайней мере, хотя бы некоторой веры в себя. Ясно, что большинство людей должны ценить себя гораздо больше. Практика метта бхаваны особенно ценна в моменты душевного неблагополучия: она позволяет больше ценить себя, свои возможности и свой мир. Ценность человеческой жизни

Метта бхавана начинается с укрепления уверенности в собственных силах, но это не предполагает роста гордыни или эгоистичной самоуверенности. Речь идет о способности ценить свою жизнь в более широком контексте - как часть человеческой жизни, учитывая все перспективы, которые эта жизнь дает. Мы видим, что человеческая жизнь – нечто удивительное и драгоценное, и, хотя большинство людей сталкиваются в жизни с большими трудностями, у каждого из нас найдется немало поводов для радости.

Человеческое рождение называют драгоценным, ибо оно подобно Исполняющей Желания Драгоценности: его так же трудно обрести, и оно приносит столь же великую пользу…

Рождаясь людьми, мы обладаем способность отвергать дурное и совершать хорошее, мы можем пересечь океан сансары, следовать по пути Просветления и обрести состояние всесовершенного Будды. Поэтому человеческое рождение выше других видов бытия, таких как рождение в мире богов или нагов, оно превосходит даже Исполняющую Желания Драгоценность. Его называют драгоценным, ибо человеческое рождение трудно обрести и оно приносит великую пользу.

И все же, хотя человеческое рождение так трудно обрести, а польза его – огромна, оно недолговечно, так как существует множество причин смерти, и мы без промедления отправляемся в будущее...

Поэтому, учитывая трудность обретения человеческого рождения, его недолговечность и великую пользу, надлежит смотреть на человеческое тело как на лодку и с ее помощью спастись из океана сансары.

Гампопа (Тибет, 1079 - 1153) (The Jewel Ornament of Liberation, trans. H.V. Guenther, London: Rider, 1970, pp. 16 – 19).

Под сансарой или «обусловленным бытием» Гампопа подразумевает все те ограничивающие нас состояния ума, которые обусловливают цикличные, повторяющиеся действия, складывающиеся в привычный образ жизни. Смысл его слов в том, что жизнь дает нам возможность развивать здоровые, творческие состояния ума, и это лучший способ его применения. Такая оценка возможностей человека вдохновляет нас на духовный поиск. Если бы мы воспитывали в себе подобное понимание значимости человеческой жизни, нам было бы гораздо легче нравиться себе. Нет сомнения и в том, что мы полнее ощущали бы истинную ценность жизни других людей, и в результате испытывали к ним более искренние дружеские чувства.

Этапы медитации Метта Бхавана

Теперь настало время познакомить вас с самой медитацией метта бхавана. Если хотите попробовать выполнить эту практику прямо сейчас, сначала прочтите краткое описание ее этапов, а затем проверьте, удобно ли вы сидите.

(Природа этой медитации такова, что ее описание получилось более пространным, чем практика осознанного дыхания. Поэтому, если вы хотите просто опробовать эту практику, нужно прочитать только ее краткое описание, приведенное ниже).

Краткое описание пути этапов

Чтобы подготовиться к медитации, посидите спокойно около минуты. Примите удобную позу, соберитесь с мыслями, постарайтесь осознать то, что вы чувствуете в данный момент. Затем…

Сосредoтоточьте внимание на себе

Ощутите свое тело, свой эмоциональный настрой, вспомните свою жизнь в целом. Теперь (и это очень важно) осознайте, какие чувства у вас возникают, когда вы делаете это? Осознайте все эмоциональные отклики, которые возникают в сердце, будь то радость или печаль. Просто почувствуйте их - необязательно пытаться описывать их словами. Войдите в мир ваших переживаний.

Постарайтесь ощутить дружественное, доброе отношение к самому себе, пожелайте себе счастья. Произнесите: «Да буду я здоров и счастлив», ели это поможет. (Не повторяйте эти слова механически - нужно проникнуться их смыслом). Постарайтесь поддерживать непрерывное сосредоточение на этом дружественном отношении, терпеливо возвращая внимание к предмету сосредоточения, если оно рассеивается. Через несколько минут…

Подумайте о «нейтральном» человеке

Подумайте о «нейтральном» человеке. «Нейтральным» будет тот, к кому вы не испытываете ни особой любви, ни неприязни. Вновь обратите внимание на то, какие чувства у вас возникают, когда вы вспоминаете этого человека. Вероятно, эти чувства не будут слишком ярко окрашены, и все же, сосредоточьтесь на этих переживаниях и постарайтесь усилить отношение дружественности и участия к этому «нейтральному» человеку. Пожелайте ему счастья и особенно тщательно следите за сосредоточением, поскольку в данном случае, естественно, труднее сохранять постоянное внимание. Итак, в состоянии сосредоточения вы еще некоторое время продолжайте углублять и усиливать метту. Затем…

Переключите внимание на «трудного» для вас человека

Переключите внимание на «трудного» для вас человека. Это тот, с кем вы в данный момент не ладите. Подойдет любой из тех, кто несимпатичен вам или кому не нравитесь вы. Вновь прочувствуйте, какие отклики рождаются у вас в душе, когда вы думаете об этом человеке. Не допускайте рассуждений о том, какие чувства мог бы вызвать образ этого человека, - дайте эмоциям проявляться свободно. Постарайтесь отреагировать на образ этого человека по-новому, с пониманием и доброжелательностью. Не идите на ложные компромиссы и в тоже время дайте уйти любой скрытой враждебности. Сосредоточьте внимание на усиливающемся чувстве доброжелательности по отношению к вашему «трудному» человеку.

Сосредоточьтесь на всех четырех людях

Сосредоточьтесь на всех четырех людях: на себе самом, на своем друге, на «нейтральном» человеке и на «трудном» человеке – и постарайтесь развить равную метту по отношению ко всем четырем, так чтобы не чувствовать меньше дружественности ни к одному из них. Если хотите, представьте, что они сидят вокруг вас. Посвятите этому этапу около минуты (не забудьте, что один из четырех – вы сами). Затем…

Дайте своей метте распространиться вовне

Дайте своей метте распространиться вовне, пусть она расширяется, пока не охватит весь мир. Сначала распространите чувство дружественности на тех, кто находится рядом с вами, в одной комнате или в одном доме. Затем представьте всех, кто живет в вашем районе, городе, части света, где вы сейчас находитесь. Пусть метта исходит от вас, все расширяя круг – распространяясь на всех обитателей страны, континента, других стран, других континентов, Земли, вселенной. Подумайте обо всех этих людях, о том, что они могут чувствовать именно в данный момент, когда вы медитируете. Распространите чувство дружественности на всех животных, на всех живых существ. Постарайтесь думать обо всех с одинаково сильной любовью и добротой.

(если Вы пропустили первые два поста о том, как медитации может трансформировать Вашу жизнь, а также о ТРЕХ основных причинах, которые не позволяют Вам использовать потенциал медитации на 100%, прочитайте сначала эти два поста: и )

Открыть сердце и пробудить безусловную любовь и сострадание - это одна из важных тем курса Mind Detox 21: Источник Трансформации. Безусловная любовь - это состояние сознания, коснувшееся своей истинной природы. Когда любишь не кого-то или что-то, не за что-то и почему-то... Когда любить - это просто необходимость, как дыхание и биение сердца.

Божественная любовь наполняет Вас через открытое сердце и Вы уже сами становитесь любовью и делитесь ею со всеми, кто встречается Вам на пути. О такой любви говорили Христос и Будда, такую любовь они дарили миру. Развитие безусловной любви и сострадания - это высшая ступень эволюции человека и возврат к своей истинной природе.

Но сначала надо открыть сердце, полюбить и принять себя и впустить в себя эту энергию любви . Разве мы можем любить, если наши сердца закрыты и полны обид? И чем жалость отличается от сострадания?

В течение трех дней курса мы будем работать с анахатой - сердечным центром. Мы будем практиковать мою любимую медитацию - метту.

Метта - это мощная и невыразимо приятная техника медитации, задача которой - развитие безусловной любви и сострадания.

Я хочу, чтобы Вы уже сейчас попробовали эту медитацию и ощутили вкус и энергию нового курса Mind Detox 21: Источник Трансформации.

ПОЧЕМУ Я РЕШИЛ НАЧАТЬ УЧИТЬ ЛЮДЕЙ МЕДИТАЦИИ И КТО Я?

Я не брею голову, не живу в пещере или монастыре, не питаюсь праной, не являюсь гуру или просветленным мастером одной из многих традиций - одним словом, я совсем не похож на "правильного" учителя медитации.

Я обычный человек, такой же, как и Вы. Я хорошо знаю, какие вызовы и соблазны бросает нам современный мир.

Я видел достаточно, чтобы знать не понаслышке:

- как просто потерять себя в суматохе дел

    как неконтролируемый стресс разрушает психику и здоровье, а потом и всю жизнь

    как бежать за морковкой и достигать чужие цели, забывая о своем истинном предназначении, о главной задаче своей души

    как компромиссы с собой приводят к антидепрессантам

    как гнаться за деньгами, жертвуя при этом радостью и душевным покоем

    в каком аду и тихом отчаянии живут люди "достигшие всего"

  • как люди закрывают сердца, ожесточаясь на весь мир, разочаровываются в любви и перестают доверять... всем, а самое главное - перестают слышать и слушать голос своего сердца

Но я также знаю, что у нас всегда есть возможность все изменить! Возможность прожить эту жизнь ярко и целостно, в согласии со своей душой и Вселенной. Возможность стать мастером своей жизни и пробудить свой свет!

Скажу честно - если бы не медитация, я бы не выжил в этом безумном мире:

  • В бесконечном круговороте дедлайнов, списков задач и офисной суеты медитация помогла мне оставаться самим собой и слышать себя
  • Медитация дала мне иммунитет против стресса , тем самым сохранив здоровье и душевное равновесие
  • Благодаря медитации мой ум был собран, спокоен и чист , что позволяло мне быть продуктивным на работе и в жизни
  • Медитация научила меня работать с болью и дискомфортом , воспринимать каждую ситуацию как возможность для роста и искать ответы внутри себя
  • Медитация помогла услышать мой внутренний голос , распознать свою страсть, свое призвание, найти свой путь
  • Медитация дала мне внутренние силы и мужество, чтобы идти по своему пути , сделав выбор в пользу настоящей жизни
  • Благодаря медитации я нахожу ответы на свои самые сокровенные вопросы , обретая глубокий покой и радость

Почувствовав однажды мощный потенциал медитации, я решил посвятить себя развитию в этом направлении. Я учился разным техникам медитации в монастырях и ашрамах Азии, продолжал заниматься йогой, посещал семинары и лекции… проходил много нужных и не очень нужных жизненных опытов.

Я знаю, что все подлинные изменения начинаются с себя. Каждый из нас - творец свой реальности и все вместе мы творим этот мир. Я хочу, чтобы вы почувствовали и осознали свою природную силу и начали ее применять. Так мы вместе будем создавать мир счастья, гармонии и любви!

Это то, что наполняет меня радостью и на что откликается мое сердце и душа - поддерживать людей на пути к своей природе, к свету и любви. Исследовать себя и этот мир и провоцировать трансформацию внутри и снаружи.

В курсе Mind Detox 21: Источник Трансформации я открываю себя для своего мира и предлагаю Вам открыть себя для Вашего мира.

P.S. В моем следующем посте я представлю Вам темы нового курса по неделям.

>>>Если Вам понравилась метта, то не пожалейте своей любви - поделитесь этой медитацией с Вашими знакомыми и друзьями! Для этого достаточно нажать на одну из кнопок соц. сетей ниже.

Пусть в нашем мире будет больше счастливых и доброжелательных людей!

P.P.S. Десятки подробных и искренних отзывов от участников, уже прошедших курс Mind Detox 21, Вы можете почитать:

В этой последней сессии данной части курса мы получим некоторые советы о том, как выполнять практику метта-бхаваны. Парадоксально, но может оказаться более трудным предложить какие-то способы выразить творчество в этой практике, чем в практике осознанного дыхания – по крайней мере, в коротком тексте – как раз потому, что возможности творчества намного больше, а реакции людей столь разнообразны. Чтобы описать различные подходы к этой практике, используемые даже небольшой группой опытных практиков медитации, потребовалась бы книга, а многие методы «срабатывают» лишь для тех, у кого очень похожий характер.

В этом сокращенном отрывке Бодхипакша дает нам точку отсчета для экспериментирования с практикой метта-бхаваны, которая принесет пользу для всех, и предоставляет нам трамплин для развития наших собственных творческих подходов к практике. Он также рассматривает природу метты, говорит о том, как мы взращиваем эмоции, и описывает некоторые общие методы, которые мы можем использовать, чтобы изменить наше эмоциональное состояние.

Взращивание любящей доброты

(Сокращенный текст из «С вободного Д уха », Бодхипакши, гл. 5)

Идея взращивания любящей доброты может показаться нам странной: в конце концов, разве эмоции и чувства не приходят сами по себе? С буддийской точки зрения, это не так. Эмоции и чувства – это привычки, и они активно создаются. Кажется, что они живут своей собственной жизнью, поскольку мы не сознаем того, как создаем их. Если мы можем привнести больше осознанности в нашу эмоциональную жизнь, мы сможем осознанно развивать эмоции, которые мы хотим переживать, и препятствовать отрицательным. Именно это является нашей целью в метта-бхаване – развивать положительное и искоренять отрицательное.

Мы взращиваем эмоции и чувства все время

Пример того, как мы бессознательно создаем эмоции и чувства , таков: представьте, что вы в группе людей и начинаете говорить обо всем том, что неправильно в этом мире. По мере того, как разговор продолжается, и мы становимся все более и более вовлеченными, появляется возможность того, что мы разозлимся, впадем в депрессию или почувствуем самодовольство. Сосредотачиваясь на вещах, которые повергают в гнев или депрессию, вы, не пытаясь взглянуть на это творчески и увидеть, что вы действительно можете сделать по этим вопросам, вы на самом деле взращиваете эти эмоции и чувства.

В метта-бхаване мы сознательно развиваем мысли, которые, скорее всего, помогут возникновению положительных эмоций и чувств. Со временем и практикой это начинает оказывать питающее воздействие на нашу способность любить. Мы поддерживаем развитие в себе терпения, доброты и понимания и, таким образом, становимся более любящими.

Чем является метта?

1. Метта – это распознавание фундаментального единства между нами и другими.

2. Метта – это сопереживание. Это готовность видеть мир глазами другого.

3. Метта – это желание добра другим.

4. Метта – это дружелюбие, уважение, доброта, щедрость, терпение, понимание, заботливость, любовь, готовность помочь.

5. Метта – это основа для сострадания. Когда наша метта встречается с чужим страданием, она преображается в сострадание.

6. Метта – это самое плодотворное состояние из тех, которые нам известны. Желать другому добра – значит желать, чтобы они сами были в состоянии метты.

7. Метта – это завершение эмоционального развития любого человеческого существа. Это потенциал эмоциональной зрелости, внутренне присущий каждому из нас.

8. Метта – больше, чем просто эмоция или чувство . Это отношение. Мы можем действовать на основе такого отношения, даже когда мы сами несчастны или даже когда мы не ощущаем субъективной любви.

9. Метта – это ответ на почти каждую проблему из числа тех, перед лицом которых стоит современный мир. Деньги не решат этого. Технологии не решат этого. Где нет доброй воли, невозможно изменить что-то в лучшую сторону. Метта может изменить мир в лучшую сторону, как ни одно другое качество.

Чем не является метта?

1. Метта – не то же самое, что чувствовать себя хорошо. Когда мы ощущаем метту, мы обычно чувствуем себя более радостными и счастливыми, но возможно чувствовать себя хорошо, когда это не будет метой. Мы можем чувствовать себя хорошо, но в то же время быть эгоистичными и не проявлять заботы о других, например. Метта – это отношение активной заботы о других.

2. Метта – не «все или ничего». Точно также, как гнев может проявиться с разной степенью напряженности, от лёг кого недовольства до ярости, наша метта также может обнаружиться во всем, начиная от вежливости и заканчивая страстной любовью ко всему живому.

3. Метта – это не что-то новое или неизвестное нам. Мы все ощущаем метту. Каждый раз, когда вы ощущаете удовольствие от того, что кому-то хорошо, или терпеливы с тем, с кем это трудновато, вы ощущаете метту. В метта-бхаване вы взращиваете то, что уже существует.

4. Метта – это не отрицание наших переживаний. Практиковать метту не означает «быть милым» лицемерным образом. Даже если вам не нравится кто-то или вы не одобряете его поведения, вы можете все же сердечно желать им благополучия. Это одно из величайших чудес мира, поскольку оно освобождает нас из бесконечного круга жестокости и мести, будь то на глобальном или на личном уровне.

Эмоции и чувства – это река

Реки пробивают долины. Вода промывает русла, которые растут с каждым годом, а потом русло определяет течение реки. Река создает берега, а берега создают реку. Наши эмоции и чувства также следуют моделям. Они дают начало мыслям, а мысли усиливают эмоции и чувства. Например, когда мы в раздраженном настроении, наши мысли склонны во всем находить недостатки. Мы замечаем вещи, которые нам не нравятся в нас самих, в других, в мире в целом. Мы пропускаем хорошее и положительное, даже когда оно бросается нам в глаза. Это чувство, когда ты окружен недостатками, усиливает нашу раздражительность, поэтому эмоции и чувства придают очертания мыслям (берегу реки), а наши мысли влияют на наши эмоции и чувства (река). Это замкнутый круг тревожности.

Как мы вообще выбираемся из настроения, если однажды попали в него? Почему мы не попадаем в определенное настроение и не остаемся там? К счастью, есть другие влияния на наши эмоции и чувства, которые могут разорвать циклические модели, которые я описал выше. Мы рассмотрим пять из них по очереди: среду, тело, волю, мысли и общение.

Эмоции и чувства и ваше окружение

Если вы хотите изменить свои ощущения, вы можете изменить свое окружение. Вы можете сделать так, чтобы эта среда поддерживала ваши усилия по развитию метты, создавая красивое пространство для медитации. Мы можете сделать алтарь, который выражает ваши идеалы. Свечи, благовония, цветы и изображения, которые для вас значимы, могут помочь вам поднять настроение. Сохранение места в чистоте поможет вам обрести лучшее состояние ума в медитации, а также сохранить те качества, которые вы развиваете. То, что вы видите, когда открываете глаза после медитации, также может производить сильный эффект – зачастую мы более чувствительны после медитации, чем мы это осознаем.

Эмоции и чувства и ваше тело

То, как вы держите тело, в значительной мере влияет на то, как вы себя ощущаете. Поэтому принятие позы для медитации – не только вопрос удобства: вы работаете с эмоциями и чувствами посредством тела. Важно осознавать свое тело и вне медитации и удостоверяться, что вы создаете физические условия, которые будут поддерживать положительные эмоциональные состояния.

Эмоции и чувства и ваша воля

В каждый момент своего существования у вас есть некоторый выбор относительно того, как себя ощущать. Осознаете ли вы это или нет, вы можете отпустить негативные эмоции и чувства и найти более позитивные реакции. Иногда мы рассматриваем «выпускание пара» наших эмоций и чувств как единственную альтернативу их закупориванию. Но есть и другая возможность – переживать полностью наши эмоции и чувства и учиться работать с ними, преображать их посредством осознанности или, когда это приемлемо, учиться выражать их более искусно.

Эмоции и чувства и ваши мысли

Мысли и ощущения тесно переплетены. Все, о чем мы думаем, оказывает некоторое влияние на то, что мы чувствуем. Следовательно, очень важно учиться взращивать больше осознанно сти, чтобы мы могли выбирать, какие мысли поддерживать, а каким препятствовать. Со временем эти тысячи маленьких изменений создадут огромный сдвиг в нашей эмоциональной жизни. Слушайте истории, которые вы себе рассказываете, и спросите себя, помогают ли они вам. Если нет, смените их.

В метта-бхаване мы поддерживаем сознательное развитие мыслей, которые дают начало положительным эмоциям и чувствам , а не тех, которые усилят наши негативные эмоции и чувства. Наиболее часто в практике метта-бхаваны используется следующая мысль: «Пусть я буду счастлив , пусть я освобожусь я от страданий». Мысли, которые мы будем использовать, чтобы взращивать метту, не всегда выражены словами. Мы также можем использовать зрительную образную систему, например свет, излучающийся из вашего сердца. Или мы можем использовать слова и образы вместе.

Эмоции и чувства и ваше общение

Наше общение обладает мощным воздействием на наши эмоции и чувства . Один из способов изменить настроение – поговорить с кем-то. Когда эмоции и чувства , которые мы выражаем, положительны, они становятся сильнее в общении. Посредством общения мы часто обретаем больше связи с нашими эмоциями и чувствами . Общение не обязательно должно быть словесным. Невербальное общение – прикосновение или объятие – может оказать огромное влияние на то, как мы себя чувствуем.

В метта-бхаване мы представляем, что общаемся с другими, и мы на самом деле общаемся с другими. Мы вспоминаем о ком-то и желаем ему добра. Мы можем представить, что передаем нашу признательность другу. Мы можем вспомнить кого-то, с кем мы в ссоре, и представить, что извиняемся перед ним. Мы можем также использовать невербальное общение.

Питая семена эмоций и чувств

Мы все ощущаем метту. Практика берет наши семена метты и питает их, чтобы они могли прорасти и запустить корни глубоко в почву нашего существа. Для того, чтобы эти зерна выросли, нам нужна почва и вода. Почва – это наша осознанность. Дождь – это многообразие методов, которые мы используем для развития семян метты. Есть четыре основных метода, которые я нахожу полезными: использование слов, воспоминаний, творческого воображения и телесных воспоминаний. Некоторые из них будут работать и для вас, а другие, возможно, нет. Лучше всего попробовать несколько методов и посмотреть, какие из них подходят вам, но убедитесь, что вы дали каждому методу время, чтобы он начал работать. Подобно тому, как семена всходят в ответ на полив, вашим эмоциям и чувствами может потребоваться какое-то время, чтобы раскрыться в ответ на метод, который вы используете.

Использование слов для взращивания метты

Использование определенных фраз – классический способ практики медитации метта-бхаваны, и я использую этот метод чаще других. Традиционная фраза для первого этапа может быть такова: «Пусть я буду счастлив , пусть я освобожусь от страданий». Вам нужно произнести фразу про себя, как будто это ваша мысль. Вам также нужно помнить о сохранении сосредоточенности на эмоциях и чувствах : повторяйте фразу снова и снова, но наблюдайте ее влияние на то, что вы чувствуете. Оставляйте время между каждым повторением фразы, чтобы впитать ее действие. Я часто приспосабливаю фразу к ритму дыхания и говорю: «Пусть я буду счастлив» – на выдохе, следующем вдохе, выдохе и вдохе, я настраиваю на нее свое сердце и смотрю, какое действие это оказывает. Затем на следующем выдохе я говорю: «Пусть я освобожусь от страданий ».

Когда вы думаете эти слова, вы активны. Когда вы слушаете, какое влияние они на вас оказывают, вы восприимчивы. В практике вам нужно быть и активными, и восприимчивыми. Вы активно работаете со своими эмоциями и чувствами и восприимчивы, будучи осознанными по отношению к результату своих действий. И то, и другое одинаково важно. Без активного развития ваш ум будет склонен бродить без цели, а эмоции и чувства будут следовать старым, привычным моделям.

Время от времени вы можете попытаться сказать себе фразу на вдохе, а не на выдохе. Это производит совершенно другой эффект. Попробуйте оба метода и посмотрите, что лучше работает для вас.

Хорошо использовать традиционные фразы, потому что они так четко вмещают сущность метта-бхаваны, но если вы это предпочитаете, вы можете просто повторять слово «любовь» или «доброта» или «терпение». Или вы можете использовать ряд таких слов. Или вы можете прийти к своему собственному утверждению. Я считаю, что лучше использовать формулировки, которые истинны. Если вы скажете «Я счастлив и доволен», когда это очевидно не так, будет трудно делать практику от всего сердца. С другой стороны, если вы используете фразу, которая выражает пожелание, например «Пусть я буду счастлив и доволен», это принесет эффект с большей долей вероятности.

Использование воспоминаний

Мы все знакомы с силой, которой обладает память для пробуждения эмоций и чувств. Вы вспоминаете что-то, что вам сказали, и чувствуете нахлынувшее тепло и любовь. Вы вспоминаете, как сделали что-то глупое, и краснеете от стыда. Сила памяти такова, что наши воспоминания часто приводят к эмоциям более сильным, чем само событие.

Мы можем сознательно использовать пробуждающую силу памяти во взращивании метты. Допустим, мы взращиваем метту по отношению к себе. Вы можете вспомнить время, когда чувствовали, что цените себя. Возможно, вы были в очень хорошем настроении, и вам было легко с самим собой. Может быть, вы были в деревне и переживали огромное чувство гармонии и мира. Или, возможно, вы только что добились чего-то значительного в жизни.

Вспомните каждую из деталей того времени. Вспомните, во что вы были одеты, какое положение занимало ваше тело, какие запахи вы осознавали, что говорили люди. Восстановите в уме детали: текстуру вашей одежды, яркость цветов, тон голоса. Чем живее вы вспомните эти переживания, тем легче будет вновь пережить эти эмоции и чувства. Чем больше ощущений вы вовлекаете, тем более очевидным и пробуждающим будет воспоминание, поэтому не забывайте использовать зрение, слух, осязание и обоняние.

Использование творческого воображения

И вновь допустим, что мы взращиваем метту к себе. Подумайте о переживании, которое заставит вас почувствовать себя довольным и счастливым. Иногда я представляю, что ныряю на Большом барьерном рифе в Австралии. На самом деле я никогда не нырял с маской, но когда я представляю, как меня поддерживает вода и ее теплые потоки омывают мою кожу, свет, струящийся сверху на красивые кораллы и косяки ярко раскрашенных рыбок, проплывающие мимо, я ощущаю, что мне хорошо.

На других этапах медитации вы можете пригласить других к вам присоединиться. Вы щедро предлагаете им преимущества среды, которую вы создали для них. И снова вопрос не просто в том, чтобы получить приятное переживание. Что мы делаем – мы желаем себе добра, а затем желаем добра другим, в воображении делясь с ними своим внутренним миром.

Представляя, что мы хорошо себя чувствуем, счастливы и свободны от страданий, мы на самом деле желаем себе этих состояний. Наше воображение привносит реальные изменения в наше состояние ума. Мы делаем это все время: каждый раз, грезя наяву, мы взращиваем те или иные эмоции и чувства. Иногда они творческие и помогают нам, иногда они разрушительны и расшатывают нас. То, что мы делаем в метта-бхаване, – сознательное зарождение полезных эмоций любви, положительной оценки, терпения и т.д.

Использование тела

Мы уже упомянули, что то, как вы держите тело, оказывает сильное влияние на то, как вы испытываете эмоции и чувства. Вы можете использовать этот принцип в вашей метта-бхаване, использовать позу, чтобы помочь взращиванию метты, удостоверяясь, что вы избегаете напряжения или сгибания. Почти кажется, что у нашего тела есть память. Когда вы садитесь в позу медитации, вспоминайте, на что похоже чувствовать себя уверенным, счастливым и полным энергии. Позвольте вашему телу помочь вам получить доступ к этим состояниям, расслабляясь и удерживая позвоночник прямым, а грудную клетку – открытой. Представляйте, что ваше тело наполнено энергией.

Если вы позволите себе слегка улыбнуться, это также облегчит взращивание метты. Если сознательно улыбаться кажется фальшивым, просто позвольте лицу расслабиться. По мере того, как практика метты будет приводить к ощутимым положительным изменениям в вашем эмоциональном состоянии, вы, возможно, начнете улыбаться спонтанно.

Вопросы для размышления и обсуждения

1. Как у вас продвигается практика метта-бхаваны? Если вы испытываете с ней трудности, каковы они?

2. «Разве эмоции и чувства не приходят сами по себе? С буддийской точки зрения, это не так. Эмоции и чувства – это привычки, и они активно создаются». Согласны ли вы? Если это так, может ли это означать, что нам не нужно принимать то, что нам случается чувствовать, столь серьезно?

3. «Мы можем действовать, исходя из отношения метты, даже когда мы сами несчастны или даже когда мы не ощущаем субъективной любви». Было ли у вас когда-нибудь такое переживание?

4. Нуждались ли вы когда-нибудь, чтобы вам напомнили о чем-нибудь из тех вещей, которыми, как говорит Бодхипакша, не является метта?

5. Бодхипакша предлагает четыре метода для развития наших семян метты: использование слов, воспоминаний, воображения и тела. Что из этого вы попробовали, и что сработало для вас лучше всего?

6. Используете ли вы традиционные фразы, сопровождающие практику? Какой эффект они производят? Вы когда-нибудь придумывали свои слова или фразы?

7. Попытайтесь на этой неделе скоординировать фразы с дыханием, как это предлагает Бодхипакша. Отмечайте эффект и расскажите об этом группе.

8. Вы когда-нибудь использовали воспоминания или творческое воображение в своей практике? Если да, поделитесь тем, что вы делали с группой. Если нет, попробуйте это!

9. Есть ли у вас опыт использования тела для доступа к эмоциям и чувствам , будь то в метта-бхаване или в ином контексте? Если да, поэкспериментируйте с этим в своей практике на этой неделе, а затем расскажите об этом группе.

Учение Будды подходит для людей, находящихся в поиске спокойствия и счастья, независимо от их вероисповедания. Вместе с этой универсальной традицией вы можете практиковать медитацию любящей доброты («Метта» на языке пали) и стать истинным благословением для всего мира.

Любящая доброта – первое из четырех возвышенных состояний ума. Другие три - это: сострадание, сорадование и безмятежное наблюдение. Этими медитативными практиками можно без ограничения заниматься в нашей повседневной жизни. Например, любящая доброта может быть направлена на себя, на членов семьи, на ваших друзей и коллег. Также ее можно направить на всех живых существ на земле и за ее пределами. Всякий раз, на кого бы вы ни направили любящую доброту, вы можете принести им исцеление, спокойствие и счастье.

Любящая доброта в равной мере возносит эти ласковые благословения на приятных и неприятных, на богатых и бедных, на злых и добродетельных, на женщин и мужчин, а также на людей и на не человеческих существ. Этих инструкций по медитации легко придерживаться и выполнять их может каждый, кто желает достичь большего спокойствия и радости, чем когда-либо раньше. Мы все ищем разные пути для обретения счастья. Это прямой путь к истинному счастью, который выходит далеко за рамки мирских материалистических видов счастья.

Несколько лет назад в Малайзии я встретил Досточтимого Вималарамси и был так впечатлен его стилем обучения медитации, что пригласил этого улыбчивого монаха обучать медитации в Вашингтонской Буддийской Вихаре. Он не просто очередной заурядный учитель медитации, следующий популярным и видоизмененным руководствам по медитации, которые содержатся в некоторых буддийских комментариях. Этот учитель всегда использует и ссылается на сутты, как и рекомендовал Владыка Будда в своих наставлениях, собранных в Палийском Каноне.

Я вижу его серьезным последователем «Калама сутты» (Kalama Sutta). Это означает, что мы не руководствуемся чем-либо без правильного исследования. Он непрерывно проверяет и практикует, чтобы увидеть, находится ли учение в согласии с духом и наставлениями сутт, данных Владыкой Буддой.

Досточтимый М. Дхаммасири

Президент Вашингтонской Буддийской Вихары

Об авторе

Бханте Вималарамси стал буддийским монахом в 1968 году, в силу своего большого интереса к медитации. В 1988 он отправился в Бирму для прохождения интенсивной практики в известном медитативном центре Махаси Йитаа в Рангуне. Там почти год он практиковал медитацию по 20-22 часа в день. Тогда из-за общественных беспорядков всех иностранцев попросили покинуть страну. Так Бханте отправился в Малайзию и в течении 6 месяцев интенсивно практиковал медитацию любящей доброты.

В 1990 году Бханте вернулся в Бирму для более глубокой практики «Випассаны», по 16 часов в день, в Чанмьяй Йитаа в Рангуне. Так он практиковал в течении двух лет, иногда время сидения в медитации доходило до 7-8 часов. После двух лет интенсивной практики и переживания конечного результата (как ему там тогда сказали), он очень разочаровался в методе «Випассаны» и покинул Бирму, чтобы закончить свои поиски.

Он вернулся в Малайзию и начал обучать медитации любящей доброты. В 1996 году Бханте был приглашен жить и обучать в крупнейший тхеравадинский монастырь в Малайзии. Этот монастырь в Шри Ланке предлагал публичные лекции всем желающим каждую пятницу вечером и в субботу утром, где бывало, собиралось по 300-500 человек. Бханте давал учение каждую субботу и каждую вторую пятницу.

Во время пребывания здесь, у него была возможность встретиться с учеными монахами, и Бханте подробно спрашивал у них об Учении Будды. Он узнал, что метод «Випассаны» был взят из комментария, написанного спустя тысячу лет после смерти Будды. Этот комментарий не совсем верен, если сравнивать его с изначальными учениями. Тогда Бханте Вималарамси начал изучать изначальные тексты и практиковать медитацию в соответствии с ними. После персонального трехмесячного ретрита он вернулся в Малайзию, где написал книгу по медитации осознанного дыхания под названием «Анапанасати Сутта - Практическое руководство по осознанности дыхания и медитации безмятежной мудрости» («The Anapanasati Sutta – A Practical Guide to Mindfulness of Breathing and Tranquil Wisdom Meditation» ). К настоящему моменту более 1000000 копий этой книги распространено по всему миру. Сейчас эта книга используется как практическое руководство для учителей по медитации и их учеников.

Бханте Вималарамси вернулся в США в 1998 году и с этого времени стал обучать медитации по всей стране. В настоящее время он обучает в медитативном центре Дхамма Сукха, расположенном вблизи Аннаполиса, в штате Миссури.

Введение

Бханте Вималарамси дал эти наставления 3 июля 2000 года в Вашингтонской Буддийской Вихаре в Вашингтоне, округ Колумбия. Они одновременно включают в себя практику «Безмятежной медитации», а также практику «Четырех основ памятования». Эти инструкции могут немного отличаться от тех, что вы использовали, потому что Бханте очень внимательно руководствуется суттами - беседами Владыки Будды. Если вы будете практиковать таким образом, то конечные результаты могут принести большую пользу вам и всем окружающим вас людям. Это, в свою очередь, принесет подлинное счастье в вашу повседневную жизнь.

При практике медитации любящей доброты, начните с того, что направьте любящие и добрые мысли самому себе. Вначале вспомните время, когда вы были счастливы. В тот момент, когда появится чувство счастья, вы можете узнать его, как приятно теплое, пылкое или лучащееся чувство в центре груди. А когда это чувство появилось, искренне пожелайте себе счастья и почувствуйте ваше пожелание. «Пусть я буду счастлив»... «Пусть радость наполняет меня»... «Пусть я буду спокоен и умиротворен»... «Пусть я буду веселым и добрым», и т.д. Искренне пожелайте себе, что-нибудь хорошее на свое усмотрение, почувствуйте это пожелание в своем сердце, а затем начните направлять, излучать его. Ключевое слово здесь - «искренне»; если ваше пожелание не будет искренним, тогда оно превратится в своего рода мантру, станет фразой заученной наизусть, без настоящего значения. Тогда вы будете просто поверхностно повторять эту фразу, в то время как ваши мысли будут совсем о другом. Итак, это очень важно, чтобы ваше пожелание себе (а в дальнейшем вашему духовному другу) имело подлинный смысл для вас и безраздельно занимало все ваше внимание, затем почувствуйте ваше пожелание, поместите его в свое сердце и начните направлять, испускать его. Не нужно бесконечно повторять пожелание счастья: «Пусть я буду счастлив... пусть я буду счастлив... пусть я буду счастлив... пусть я буду счастлив». Когда чувство любящей доброты немного стихает, пожелайте себе счастья и почувствуйте это пожелание.

После каждого пожелания счастья для себя, отметьте, что в голове и в уме присутствует небольшое напряжение или зажатость. Отпустите его. Сделайте это, полностью расслабив ум. Почувствуйте, как ум раскрывается и успокаивается, но сделайте это только один раз.

Не беспокойтесь, если напряжение не уходит: вы сможете отпустить его, когда будете сосредоточены на предмете медитации (вашей опоре).

Не нужно все время стараться расслаблять ум без возвращения к опоре; всегда мягко возвращайте свое безмятежное внимание к излучению счастья.

Когда вы сидите в медитации, пожалуйста, не шевелитесь. Сидите с достаточно прямой, но не жесткой спиной. Старайтесь, чтобы позвонки были удобно расположены один над другим. При таком положении тела ваша грудная клетка немного приподнимается, благодаря чему легче излучать чувство любви и доброжелательности.

Ваши ноги должны находиться в удобном положении. Если вы скрестите их слишком жестко, то циркуляция крови в них может остановится, тогда ваши ноги могут онеметь, а это очень неприятно. Если для сидения вам нужна подушка или даже стул, это нормально. Но если вы сидите на стуле, то пожалуйста, не облокачивайтесь на спинку. Облокачивание останавливает поток энергии в спине и может вызвать сонливость. Просто сидите удобно.

Пожалуйста, вооще не шевелитесь во время сидения. Не шевелите пальцами ног; не шевелите пальцами рук; не почесывайтесь; не потирайтесь; не покачивайтесь; не меняйте свою позу. Если вы будете сидеть так же неподвижно, как статуя Будды, то это будет лучший вариант! Если вы двигаетесь, то это становится сильным отвлечением от вашей практики, и продвижение начинается не скоро.

В то время как вы сидите, излучая теплое пылкое чувство любящей доброты в центре своей груди, делая и чувствуя искреннее пожелание, ощущая его в своем сердце, ваш ум может блуждать и думать о других вещах. Это нормально.

Мысли вам не враги! Поэтому, пожалуйста, не нужно бороться с ними или стараться их оттолкнуть. Когда появляется серия мыслей и захватывает вас, то отметьте, что вы не испытываете чувство любящей доброты и выполните пожелание собственного счастья. Затем просто отпустите мысль. Даже если вы находитесь в середине предложения - просто отпустите мысль и позвольте ей быть там самой по себе. Это получится если вы перестанете обдумывать мысль, и не имеет значения, каким важным для вас это кажется в данный момент.

Здесь есть еще один очень важный шаг:

Отметьте напряжение: Отметьте напряжение в голове/уме, а затем расслабьте. Почувствуйте как оно раскрывается. Ум чувствует, что он расширяется и расслабляется. Тогда он становится очень спокойным и умиротворенным. В это время не появляется никаких мыслей, ум исключительно чист и бдителен. Сразу же верните такой ум к объекту вашей медитации, а именно к чувству любящей доброты, выполните и почувствуйте пожелание собственного счастья.

Не важно сколько раз ваш ум отвлекается и думает о других вещах. Единственное, что действительно важно так это то, что вы замечаете как он стал отвлечен какой-либо мыслью. Это также верно и для любого ощущения или эмоционального чувства, оттягивающих ваше внимание; отметьте движение внимания или отвлечение от любящей доброты и отпустите это. Затем расслабьте напряжение в голове/уме и мягко верните ваше спокойное внимание назад к объекту медитации.

Увеличение осознанности: Каждый раз, когда вы отпускаете отвлечение или выполняете пожелание собственного счастья, расслабляете напряжение, вызванное движением внимания ума и возвращаете ваше спокойное внимание назад к ощущению счастья, вы увеличиваете вашу осознанность (силу наблюдения). Поэтому, пожалуйста, не критикуйте себя из-за того, что вы думаете, что «должны были» сделать лучше или, что ваши мысли, ощущения и эмоциональные чувства - враги, которых нужно давить и уничтожать.

Такого рода критические и черствые мысли и чувства основываются на отвращении, а отвращение - это противоположность «Любящего принятия». Любящая доброта и любящее принятие - это разные слова, которые говорят по сути об одном и том же. Поэтому, пожалуйста, будьте добры к себе. Пусть это будет для вас своего рода занятной игрой, а не сражением с врагом.

Невозможно преувеличить важность расслабления напряжения после каждой мысли, ощущения или эмоционального чувства. Когда вы отпускаете это напряжение, вы отпускаете страстное желание, жажду. Очень важно это понять, потому что жажда является причиной всего страдания. Это напряжение есть там, где присутствует ложное представление о самоотождествлении.

Жажда и ошибочное представление о личном «я» («я», «меня», «мое») всегда проявляется как зажатость или напряжение в голове/уме. Когда вы отпускаете напряжение, вы отпускаете жажду и ложное представление о личном «я» или «самоотождествление» со всеми мыслями, ощущениями и эмоциональными чувствами, мнениями, концепциями и т.п., которые возникают. Вот как можно очистить ум и стать навсегда более счастливым и радостным!

Пока вы спокойно сидите, в вашем теле могут возникать различные ощущения. Вы можете почувствовать зуд, жар, напряжение, першение в горле, желание чихнуть или боль. Пожалуйста, совсем не шевелите тело. Когда подобные ощущения возникают, ваш ум немедленно направляется к ним, возьмем в качестве примера зуд или кашель. Вы не направляете ум, это происходит само собой. Первое, что ум делает, так это думает об этом чувстве: «Я хочу, чтобы это ушло.»... «Я хочу, чтобы это перестало надоедать мне.»... «Я ненавижу это чувство.»... «Почему бы этому просто не уйти?»... «Я хочу остановить это.»

Каждый раз, когда вы обдумываете такого рода мысли, чувство становится больше и сильнее. Оно превращается в чрезвычайное происшествие. Тогда вы больше не в силах это терпеть и шевелитесь. Но указания таковы: не двигайтесь ни по каким причинам. Вместо этого наблюдайте за перемещением внимания ума.

Итак, что мы можем сделать? Нам необходимо раскрыться и позволить чувству быть там:

Раскрыться: Вначале отметьте, что внимание вашего ума переключилось на зуд или кашель и т.д., отметьте мысли об этом ощущении. Теперь отпустите эти мысли, просто позвольте им быть. Далее, отметьте напряжение в голов/уме и расслабьте его. Каждый раз, когда ощущение (или эмоциональное чувство) появляются, то для ума ведь естественно сжать плотный кулак вокруг этого; этот плотный умственный - отвращение. Итак, раскройтесь и позвольте зуду (или эмоциональному чувству) присутствовать. Помните, что это нормально, если напряжение не исчезает сразу же.

«Истина (Дхамма) настоящего момента», состоит в том, что когда зуд или любое другое ощущение появляются - они есть. И то как вы поступаете с этой Дхаммой, означает, будете ли вы испытывать лишние страдания или нет. Сопротивление зуду или обдумывание способов избавления от него приведут к увеличению как тонких, так и грубых страданий.

У нас есть пять различных вещей, которые составляют умственные и телесные процессы, их называют пять совокупностей. Вот они:

Физическое тело

Восприятие

Мысль (волевые конструкции)

Сознание

Как видно, чувства это одно, а мысли (волевые конструкции) другое. Если пытаться контролировать чувства вместе с мыслями, то сопротивление, которое оказывается этому чувству, делает его больше и интенсивнее. Фактически, оно становится настолько большим, что превращается в чрезвычайное происшествие (настоящую беду - «дуккха»), и вы больше не можете выносить это ощущение (или эмоциональное чувство). Тогда вам приходится пошевелиться. Если во время медитации сидя вы пошевелите своим телом хоть немного, то это разрушит непрерывность практики и вам придется начинать заново.

Отпустить мысли об ощущении (или эмоциональном чувстве) означает, что вы отпускаете желание контролировать это чувство и свои мысли. Также это означает, что вы отпускаете жажду, а это прямо ведет к прекращению страдания.

Затем вы отмечаете плотный умственный кулак вокруг ощущения и отпускаете отвращение к нему. Просто позвольте зуду или кашлю (ощущению или эмоциональному чувству) быть там самим по себе. Взгляните на них как на пузырь, плавающий в воздухе, пузырь плавает свободно. Куда бы не подул ветер - пузырь последует в этом направлении. Если ветер переменится и подует в другую сторону, то и пузырь поплывет в этом направлении абсолютно безо всякого сопротивления.

Эта практика учит тому, как с любовью принимать все, что появляется в настоящий момент. А теперь снова отметьте тонкое напряжение в голове/уме, расслабьте и мягко направьте ваше спокойное любящее внимание назад к чувству любви, излучаемой из вашего сердца, и чувству желания себе счастья.

Истинная природа этих видов ощущений (и эмоциональных чувств) заключается в том, что они не уходят сразу. Итак, ваш может отскакивать от предмета медитации обратно на это ощущение или чувство. (Предмет медитации - излучение чувство любви, а затем формулировка искреннего пожелания собственного счастья, и чувствование этого пожелания). Каждый раз, когда это происходит используйте шесть «R», вот они:

*Осознать - *Отпустить - *Расслабить - *Заново улыбнуться - *Возвратиться - *Повторить (*Recognize - * Release - *Relax - *Re-smile - *Return - *Repeat)

6 «R» - способ запомнить эту практику:

Осознать: Будьте бдительны и осознанны к тому, что появляется в настоящий момент.

Отпустить: Отпустите любые мысли ощущения или эмоциональные чувства. Помните, что это нормально, если присутствует мысль, ощущение или эмоциональное чувство, потому что это истина настоящего момента. Позвольте мысли, ощущению или эмоциональному чувству быть, не пытайтесь сделать их чем-нибудь еще, чем они не являются.

Расслабить: Расслабьте напряжение, разожмите плотный умственный кулак вокруг чувства, позвольте ему быть. Успокойте ваше тело и ум.

Заново улыбнуться: Помните, что это улыбчивая медитация и будет полезно улыбаться настолько часто, насколько это возможно.

Возвратиться: Возвратитесь к своему объекту медитации, мягко вернув свое спокойное внимание назад к направлению чувства любви, затем выполните искреннее пожелание собственного счастья и почувствуйте это пожелание в своем сердце.

Повторить: Продолжайте вашу медитацию направления любящей доброты, выполняя и чувствуя пожелание, и визуализируя своего духовного друга.

После того, как вы около десяти минут направляли любящие и добрые мысли себе, начните направлять любящие и добрые мысли своему «духовному другу». «Духовный друг» - это тот, размышления о ком, и о его достоинствах, радуют вас. Это друг, который одного пола с вами, он должен быть живым и не являться членом вашей семьи. Это первоначальные ограничения, позднее вы можете посылать любящую доброту всем членам вашей семьи, но на этом тренировочном этапе, пожалуйста, выберите другого друга.

Как только вы начали направлять любящую доброту вашему духовному другу, пожалуйста, не переключайтесь на кого-то другого. Занимайтесь своим духовным другом, пока не достигнете третьей медитативной ступени (jhana). Итак, посылая искреннее пожелание собственного счастья, начните мысленно проговаривать: «Также как я желаю чувства мира и спокойствия (счастья, радости и т.д.) для себя, я желаю этого чувства и тебе. Пусть тебе хорошо, счастливо и мирно живется.» Затем начните направлять это чувство любви и мира своему другу. Весьма важно почувствовать искреннее пожелание и разместить это чувство в своем сердце.

Кроме того, представляйте своего друга в уме. Например, вы можете визуализировать своего друга, как будто видите его фотографию, или можете представить, как он двигается, словно в фильме. Для некоторых людей визуализация может быть довольно трудной, потому что они не понимают, что можно визуализировать со словами так же хорошо, как и с картинками в своем уме. Вполне можно произносить имя своего друга и использовать различные слова, которые помогут увидеть его в уме. Точность визуализации не имеет значения. Но когда вы представляете вашего друга, пусть он (или она) будут улыбаться и испытывать счастье. Это поможет вспомнить, что и вам самим необходимо улыбаться и быть счастливым!

Визуализировать бывает трудновато. Образ может быть туманным, неясным, удаленным, или он может появиться всего на мгновение, а затем исчезнуть. Это нормально. Не усердствуйте слишком сильно, потому что черзмерные усилия могут привести к головной боли. Около 70% вашего внимания необходимо тратить на чувство любящей доброты, 20% (приблизительно, в зависимости от обстоятельств), на выполнение искреннего пожелания и ощущение этого чувства в своем сердце, - это помогает расти чувству счастья для ваших друзей. И только около 10% вашего времени нужно тратить на визуализацию друга. Как вы видите, «чувство любящей доброты», безусловно, более важная часть медитации, а визуализация менее значимая часть. Но все же направьте немного усилий на визуализацию. Со временем это будет получаться все лучше и легче.

Это медитация с улыбкой. Когда вы сидите и излучаете любовь духовному другу (или себе), улыбайтесь в уме. Пусть даже ваши глаза и закрыты во время медитации - улыбайтесь глазами. Это поможет убрать напряжение с лица. Пусть на губах будет небольшая улыбка, пусть улыбка будет в вашем сердце. Улыбка приятна и всегда очень полезна для практики, а особенно когда вы сидите в медитации. Чем больше мы учимся улыбаться, тем счастливее становится ум.

Как ни удивительно, ученые установили, что уголки рта играют важную роль; положение наших губ соответствует различным психическим состояниям. Когда уголки губ опускаются, мысли склонны становиться тяжелыми и нездоровыми. Когда же уголки губ поднимаются, то ум становится более счастливым и ясным, так что радость может возникать чаще.

Это важно запомнить, потому что улыбка может помочь менять ваше отношение ко всевозможным чувствам и мыслям. Итак, постарайтесь не забывать улыбаться всему, что появляется, всему, на что вы направляете внимание ума. Другими словами, улыбайтесь всему так часто, как вы можете.

Чем более вы искренни и полны энтузиазма во время того, как направляете любящую доброту себе и духовному другу, тем меньше вы будете испытывать сонливость или вялость ума. Когда появляется сонливость или вялость, ваше тело может ссутулиться. Это единственный случай, когда вы можете пошевелить своим телом и выпрямиться. Но все равно не делайте этого слишком часто.

Если вы заметили, что ваш ум начинает становиться вялым, проявите больший интерес к вашему другу; представьте, как он (или она) занимаются делами, которые вы действительно цените. Например, вы можете визуализировать время, когда он оказался полезным и щедрым или то время, когда он делали вас счастливым, и вы улыбались вместе с ними. Это поможет увеличить ваш интерес и придать энергии, и тогда вялость пойдет на убыль.

Пожалуйста, когда вы приступите к этой медитации, начните сидеть в течении сорока пяти минут. Первые десять минут направляйте любящую доброту себе. Остальное время уделите направлению любви вашему духовному другу (помните, все время занятия только одному другу). Когда ваша медитация пойдет лучше, и вы будете чувствовать себя более комфортно, то можете начать сидеть дольше (любой подходящий для вас период времени). Но вначале сидите не менее сорока пяти минут в день! Вы можете сидеть дольше, если у вас есть время.

Это не просто пассивная медитация, практикуемая только тогда, когда вы сидите на стуле или подушке. Эту медитацию нужно практиковать все время, особенно когда вы занимаетесь повседневными делами. Так часто мы ходим в умственном тумане из «случайных пустяковых мыслей». Почему бы не стараться практиковать медитацию любящей доброты всякий раз, когда нам удается вспомнить об этом? Когда вы идете от своего дома к машине, или от машины на работу, чем занят ваш ум? Вероятно, еще более пустяковыми мыслями.

Это время как раз для того, чтобы отметить, что ваш ум делает в настоящий момент, и отпустить эти отвлекающие мысли. Расслабьте напряжение в голове/уме и пожелайте кому-нибудь счастья! Не имеет значения, кому вы направите любящие мысли и чувства во время выполнения повседневных дел. Это может быть кто-то идущий рядом с вами, ваш духовный друг, вы сами, или все живые существа. Ключевые слова здесь - «направить любовь», улыбаясь и чувствуя это искреннее пожелание. Постарайтесь делать это в течении дня так часто, насколько это возможно.

Чем больше мы сосредотачиваемся на том, чтобы посылать любящие и добрые мысли, тем положительнее мы влияем на окружающий мир. В то же время, ум в результате становится более радостным и счастливым. Это прекрасно!

Существует множество выгод от практики любящей доброты: вы легко засыпаете и крепко спите. Когда вы просыпаетесь, то вы просыпаетесь легко и быстро. Вы нравитесь людям. Ваше лицо становится сияющим и красивым, когда вы практикуете любящую доброту, а ваш ум становится ясным намного быстрее, чем во время практики других видов медитации. На самом деле, Владыка Будда упоминал этот вид медитации чаще, чем «Осознавание дыхания». Итак, вы видите, насколько важной он считал эту практику.

Практика медитации любящей доброты может повести вас по пути к опыту Ниббаны, в том случае, если вы развиваете все «Брахма Вихары» (возвышенные состояния ума): то есть практикуете любящую доброты, сострадание, сорадование и безмятежное наблюдение. Это много раз упоминается в суттах, являющихся первоначальными изречениями Будды. Другие учителя много раз скажут, что только лишь одна эта практика не приведет медитирующего непосредственно к переживанию Ниббаны. И это действительно так. Но когда любящая доброта практикуется как часть Брахма Вихар, то она способна привести медитирующего к четвертой джхане или медитативному уровню понимания. Именно на этот уровень Владыка Будда старался привести всех учеников, которые практиковали медитацию. На четвертом медитативном уровне медитирующий переживает глубокие состояния безмятежного наблюдения и спокойствия.

Согласно суттам, есть три различных пути, которыми можно пойти после достижения этого уровня. Они могут привести непосредственно к опыту Ниббаны. Сейчас мы не будем углубляться в дальнейшие подробности, потому что это может вызвать замешательство. Но если вы заинтересованы в получении дополнительной информации, то, пожалуйста, начните изучать сутты, например, Махарахуловада Сутту , Маджджхима Никая 62 в «Поучениях средней длины». Или вы можете ознакомиться с Чулахаттхипадопама Суттой, Маджджхима Никая 27 , в той же книге. Я искренне надеюсь, что эти медитации принесут вам пользу!!!

Я также надеюсь, что приведенные здесь указания окажутся полезными для вас, и что практикуя таким образом, вы многое приобретете, и проживете по-настоящему счастливую и здоровую жизнь.

Теперь, как и обычно после каждого даяния Дхаммы, давайте разделим заслуги со слушающими или читающими, и делающими доброе дело по очищению ума, чтобы все мы были действительно счастливы!

Пусть страдающие освободятся от страданий!

И охваченные страхом станут бесстрашными!

Пусть огорченные отбросят всякую печаль!

И пусть все живые существа найдут утешение!

Пусть все живые существа разделят эту заслугу,

которую мы обрели таким образом,

для обретения всех видов счастья.

Пусть живые существа, населяющие пространство и землю ,

Дэвы и Наги, наделенные могущественной силой,

Разделят нашу заслугу.

Пусть они долговечно защищают Учение Будды.

Sadhu... Sadhu... Sadhu...

Loading...Loading...