Как выглядит часовня. Кто может построить часовню и почему не построить тогда храм

Апостол Павел призывает христиан непрестанно молиться и благодарить Бога за все (1 Фес. 5: 17-18). Можно сказать, что часовня — это напоминание об этих словах, отображенное в камне. Где и зачем строят часовни, рассказывают иерей Николай ПЕТРОВ, клирик храма Святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице, Андрей АНИСИМОВ, главный архитектор Товарищества реставраторов, и Никита ГАЙДУКОВ, преподаватель кафедры литургики ПСТГУ.

Часовня-памятник

В часовне, как правило, нет алтаря, и поэтому там не может совершаться литургия. Зачем же нужно здание, похожее на храм, в котором невозможно самое главное богослужение?

Часовня может быть памятником. В жизни христиан всегда происходили события, за которые хотелось особенно поблагодарить Бога. Это могла быть, например, победа в битве или завершение строительства. Одной из самых известных часовен-памятников является часовня «Крест» у Переславля-Залесского. Она построена на том месте, где, по преданию, в 1557 году родился сын Ивана Грозного, будущий царь Федор Иоаннович. В Москве известна часовня «Проща» (название происходит от слова «прощаться») Спасо-Андронникова монастыря - это место, где, по преданию, преподобный Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

«Часовни-столбы (часовня у въезда в селение, высокое и узкое сооружение, высота - 2-3 метра, площадь - 50 на 50 сантиметров) имеют значение освящения места. Когда освящают квартиру - ставят кресты на стенах, освящая деревню, часовни или кресты ставили вокруг нее», - говорит иерей Николай Петров.

В часовне могут храниться реликвии. Такая часовня-реликварий может находиться внутри храма: например, рака с мощами святого может быть оформлена как маленькое самостоятельное сооружение.

Часовни строят на местах разрушенных храмов, если нет возможности восстановить сам храм. О проекте такой часовни рассказывает главный архитектор Товарищества реставраторов Андрей Анисимов: «На пересечении Петровского переулка и улицы Большая Дмитровка был храм Преподобного Сергия Радонежского, сейчас здесь находится дом сотрудников НКВД. Восстановить храм на этом месте невозможно. Попечитель решил, что можно построить часовню и освятить ее в честь преподобного Сергия Радонежского, а внутри поместить поминальные доски с названиями всех взорванных храмов Москвы. Мы спроектировали эту часовню. Она будет приписана к Высокопетровскому монастырю, поэтому при ее строительстве мы выдержим стилистику монастыря».

Частичка храма

Второй вид часовен - приписные к храмам. Никита Гайдуков, преподаватель кафедры литургики ПСТГУ: «На планах некоторых храмов видно, что к ним сделаны пристройки-часовни. Особенно это характерно для монастырей. Эти пристройки могли быть связаны с трапезой или с погребением. Со временем они “оторвались” от храма. Например, храм стоит посреди села, а на кладбище - часовня». На кладбище можно увидеть оба типа часовен: часовня для отпевания (приписная к храму) и памятник на могиле, выполненный в форме часовни, куда можно пригласить священника для совершения поминальной службы.

Наиболее распространенная функция таких часовен - погребальная. «В любой старой больнице Москвы есть и храм, и часовня. Отпевание умерших пациентов совершали именно в часовне, - утверждает Андрей Анисимов. - Сейчас в Клину мы реставрируем такую часовню конца XIX века. В московской больнице Святителя Алексия кроме двух храмов внутри, рядом с моргом стоит часовня». Иерей Николай Петров: «Сейчас эта часовня восстанавливается, там будет храм.

Но вообще-то при отпевании Престол не нужен, поэтому и строили часовни».

Часовня могла быть «оторвана» от храма для осуществления каких-то других функций. Иверская часовня на Красной площади - часовня у городских ворот, приписана к Казанскому собору.

Сейчас в России большинство часовен приписные, даже если они построены в память о чем-то. Приписными являются и деревенские часовни: «В Псковской области, - рассказывает Никита Гайдуков, - почти в каждой деревне сохранились часовенки: шесть квадратных метров, четыре окошечка, две иконы. Дверь обычно не запиралась, можно было всегда прийти, поставить свечку. В праздник, на Пасху, священник после литургии объезжал часовенки в соседних деревнях и совершал молебны. По сути это были его маленькие приписные храмы. Не из каждой деревни и не каждый мог доехать до храма (хорошее крестьянское хозяйство нельзя бросить ни на сутки, ни на полсуток, если пять коров есть - две женщины на Пасху в храм точно не попадут)».

Какие еще службы могут совершаться в часовне? «Из самого названия “часовня” следует, что там читают часы, - объясняет Никита Гайдуков. - Древняя традиция предполагала, что каждый мирянин читал не то, что мы знаем как утреннее и вечернее правило, а часы, повечерие и полуночницу. Эти службы и совершались в часовне. В кладбищенских часовнях совершается только отпевание. В часовнях над источниками освящается вода. Могут совершаться любые службы, кроме Божественной литургии. В дальних деревнях в часовне совершали чины, близкие к литургии, обедницы: читаются определенные молитвы и причащают уже освященными Дарами».

Андрей Анисимов: «Часто заказывают спроектировать и построить часовню. Но общая позиция архиереев, когда к ним обращаются за благословением на возведение часовни: “Хоть маленький, но храм”. Пусть там и развернуться негде, и служить особо некому, но пусть будет храм. Мне очень нравятся маленькие храмы в Греции, Сербии, Черногории. В этих храмиках руки расставишь в разные стороны - и он весь заполнен. У них даже главки нет, только колоколенка с крестом.

Но обязательно есть апсида, Престол, приставленный к стене, может быть даже совмещенный в жертвенником: единая мраморная доска, правая и центральная часть - Престол, левая - жертвенник, Царские врата и вместо дьяконской двери - завеса. Иногда даже на иконы места не хватает. На острове Санторин в Греции с населением 13 тысяч человек около 400 храмов (где-то треть - католические), большинство из них частные и просто миниатюрные. Храмы эти открыты круглосуточно, есть свечной ящик, можно поставить свечку, помолиться. Местный архиерей по их традиции обязан раз в год отслужить в каждом храме. То есть человек построил храм, называл его, например, в честь особенно почитаемого им святого и перед днем памяти этого святого зовет архиерея служить на престольный праздник».

Часовня может быть отнюдь не маленькой. Одна из самых больших - храм-часовня Архангела Михаила в Филях, построенная рядом с избой, где во время Отечественной войны 1812 года проходил совет в Филях. Часовня была заложена в 1910 году и освящена в 1912-м в честь архистратига Михаила - небесного хранителя русской армии и в память полководца Михаила Кутузова. Храмом-часовней она называется потому, что с 1920 году по просьбе местных жителей часовня была превращена в храм Архангела Михаила.

Крест во дворе

Если литургия и возможность ее совершения важнее, то зачем служить молебны и строить часовни? Иерей Николай Петров поясняет: «У человека есть какие-то нужды, и священник молится вместе с ним об этом. Раньше молебны служили перед каждым делом: перед посевом, перед сбором урожая, перед копанием колодца и при его освящении, перед постройкой дома. Сейчас молебнов осталось меньше. В основном благодарственные, об учащихся, о болящих и о путешествующих. Или чтобы почить какого-то святого. Конечно, литургия охватывает все, но выразить конкретному человеку поддержку в его нуждах - дело милости Церкви и, соответственно, священников».

Часовня может быть вынесенным на улицу красным углом. Рассказывает архитектор Андрей Анисимов: «У нас есть часовня - современная интерпретация креста под сенью. Мы такие часовни строим, когда у заказчика ограничен бюджет, а он рассчитывает, что в часовне одновременно будет находиться много человек. В таком случае мы предлагаем поставить крест и сделать открытую часовню, как сень над крестом. Первую такую часовню мы поставили в воинской части. Вокруг часовни есть специальная благоустроенная площадка на небольшом возвышении, западная сторона этой площадки оформлена как солея и амвон. Слева от часовни - памятники павшим в Великую Отечественную войну, справа - в современных войнах. Часовня открыта круглые сутки, иногда приглашают священника. Вообще часовня - это хорошая церковная постройка в наше время. Многие люди хотят построить храм, но денег у них не очень много, хотя на часовню-столб или деревянный крест вполне хватает. Можно поставить дубовый крест с крышечкой, укрепить его на хорошей конструкции, повесить лампадку - все, уже место освящено. Человек идет мимо - вспоминает о Боге, молится. Место становится уже другим».

Деревянные часовни - отличительная черта православного народа. В наших просторных лесных землях умели и любили создавать красоту из дерева, многие мастера хорошо владели строительным ремеслом.

В разных местах и по разным поводам строились деревянные часовни. Они могли сооружаться в деревне, за околицей, на целебных источниках. Строили часовни по какому-либо обету, в память об удаче и спасении, в честь великих событий, как дань уважения предкам. Появлялись часовни на перекрестках, развилках дорог, где-нибудь на долгих переходах, обычно в привлекательных и красивых местах. Каждый человек при желании мог приложить свои руки к строительству часовни.

Мы рады продолжать это святое дело, и принимаем заказы на строительство деревянных часовен, храмов и церквей , как от организаций, так и от частных меценатов.

Проекты деревянных часовен

Мы предлагаем Вам строительство деревянной часовни по проектам, выполненными нашими архитекторами и художниками. Так же мы готовы воплотить ваш индивидуальный проект, близкий Вашей душе.

Часовня св. Георгия Победоносца

Общая площадь часовни 29,5 м.кв., площадь внутри часовни 25,5 м.кв.

Часовня выполнена на основе традиций русского деревянного зодчества с использованием современных архитектурных и конструктивных решений.

Представляет собой квадратный сруб с прирубом в первом уровне здания и восьмигранный сруб во втором уровне, с крышей шатрового типа.

    1. Рубленые стены из цельного бревна природной формы (кедр) диаметр 30-32 см в чашу.



    5. Выносные треугольные фонари - четыре окна по периметру нижней части шатра.

    7. Входное крыльцо с двускатной крышей и иконой.
    8. Окна с полукруглым завершением.
    9. Двери стеклянные (освещение прируба).

Основные конструкционные материалы:

    1. Фундамент ленточный (облицовка камнем).
    2. Стены рубленые в чашу (бревно кедр)
    3. Перекрытия пола по деревянным балкам.
    4. Конструкция шатра - утепленный каркас, обшитый кедровой доской.
    5. Окна двойной стеклопакет.

Часовня св. Николая Чудотворца

Общая площадь часовни 12 м.кв., площадь внутри часовни 9 м.кв.

Часовня выполнена на основе традиций русского деревянного зодчества с использованием современных архитектурных и конструктивных решений. Дает возможность создания индивидуального духовного пространства. Представляет собой шатровый тип с шестигранником в плане.

Архитектурно - планировочное решение:

    1. Рубленые стены из цельного бревна природной формы (кедр) диаметр 26-30 см в чашу.
    2. Остатки стен формируют в верхней части сруба консоли.
    3. Открытое внутреннее пространство шатра с верхним светом (отделка кедр).
    4. Покрытие шатра - гибкая кровля. Цвет по каталогу фирм производителей.
    5. Выносные треугольные фонари-окна по периметру нижней части шатра.
    6. Завершение шатра главка из осинового лемеха, покрашена под серебро, покрыта лаком.
    7. Входное крыльцо с двускатной крышей.
    8. Окна и двустворчатые двери с полукруглым завершением.

Основные конструкционные материалы.

Инструкция

Выберите место для будущей часовни. Помните, что часовня – это место, куда любой желающий может прийти помолиться, поэтому устанавливать её на вашей частной территории можно, но лишь в том случае, если вы сможете гарантировать в неё всеобщий доступ. Издревле для часовен выбирали открытые места, такие, как горные плато, дорожные развилки, леса.
Если вы собираетесь установить часовню не на собственной территории, а на общественной, то для постройки потребуется разрешение не только от представителей , но и от владельцев земли.
Кроме того, лучше не ставить часовню в шумном и оживлённом месте – это никак не будет способствовать созданию настроения, необходимого для молитвы.

Набросайте эскиз будущей часовни. Ознакомьтесь с часовен, изучите иллюстрации, пользуясь специализированной литературой или интернетом. Решите, какого размера будет ваша часовня. Заранее продумайте её конструкцию и . Решите, из какого она будет материала – кирпич, дерево или что-то ещё. Конечно, дерево было и остаётся наиболее традиционным материалом для строительства часовни.

Теперь необходимо получить разрешение и благословение церковных властей на строительство часовни. Для их получения вы должны будете обосновать строительство часовни в выбранном месте. Это будет сделать довольно трудно, если вы, например, решили установить часовню , рядом с могилой . Для вас причина постройки вполне понятна – вам бы хотелось иметь место, где можно спокойно помолиться, уединиться. Но в таком случае часовней должны пользоваться и другие люди, иначе цель ваша будет слишком эгоистичной. Поэтому подумайте об этом заранее. Если же вы решили поставить часовню на открытом месте, то её расположение рядом с церковью или другой часовней, или там, где почти не проживают прихожане, тоже могут счесть необоснованным. Чтобы получить разрешение на строительство часовни, обратитесь сначала к ближайшей церкви. Он расскажет вам, что нужно делать дальше.Подумайте и о том, будет ли кто-то постоянно находиться в часовне. Если она достаточно большая и подходит для проведения служб, то нужно будет найти , который мог бы их проводить.

Оформите проект будущей часовни. После этого вам придётся согласовать его в нескольких инстанциях – в СЭС, в пожарной охране, у районного архитектора. Лишь после получения всех разрешений вы можете приступать к строительству. Вы можете строить часовню своими силами, а можете обратиться к строителям. Но обычно часовни строят , на собственные деньги закупая стройматериалы.

После того, как сооружение часовни будет окончено, необходимо оформить её внутреннее убранство. Понадобятся иконы, лампадки и другие предметы церковной утвари. Вы можете приобрести всё это, а можете обратиться с просьбой к жителям, чтобы они пожертвовали иконы и другие предметы для часовни.

ЧАСОВНЯ

/Арх. Н.Б. Васнецов 2010г./

/опыт православной традиции для проектировщика /

В древности, наряду с храмами часовни были распространенными общественными сооружениями, воздвижение которых утвердилось от времён принятия крещения. Распространялись и малые им сродные архитектурные формы, такие как поклонные кресты, киотные столбы, сени и прочие. Их многочисленность была обусловлена потребностями христианского бытия. Они облагораживали путевые направления, природный ландшафт, центры городских композиций.

Роль часовни в современном мире.

Как определяют святоотеческие предания православной церкви, полнота жизни человека определяется тремя составляющими: физической, душевно-сознательной и духовной. Какое же архитектурное наследие сложилось в строительной практике по этим определениям? Для физической составляющей человека предназначены стадионы, спортзалы и бассейны, столовые и рестораны, уютное жильё и т.п. Для душевной составляющей театры и музыкальные залы, выставочные павильоны и картинные галереи, клубы, библиотеки и т.п. Для укрепления духовной составляющей строились монастыри, церкви и часовни. Часовня – это пространство духовного состояния человека, предназначенное более всего для сугубого сердечного сосредоточения в молитве, особенно если храм находится в отдалении от этого места. Часовня нужна и для общих соборных усилий христиан в молитве.
В часовне, кроме частных молитв, происходит подготовка верующих к Божественной литургии. Без священника вычитываются псалтирь, каноны, акафисты, часы и службы данного дня. Священник в часовне может исполнять таинство крещения, исповедь, соборование, молебны с водосвятием, совершать отпевание и панихиды. По особому поводу, в день святого посвящения часовни или в другой день, священник на переносном антиминсе, как когда-то в древности над гробами мучеников, может отслужить литургию, здесь часовня преобразуется в алтарь. От часовни могут совершаться крестные ходы вокруг поселений, где она играет роль не только духовного, но и пространственно организующего центра. Таким образом, значение часовни в современном мире и в современной застройке очевидно.

Из истории развития часовни и её аналогов

История возникновения развития часовен и её аналогов начинается в античную эпоху, когда первые христиане ставили памятники над входами в подземные кладбища и над подземными церквами. Эти надгробные памятники стали первыми часовнями; они обозначали молитвенные местопредстояния над гробами мучеников, т.е. у престолов. От них получили развитие такие малые формы, как сень-киворий, голубец и киотный столб.
В полном завершённом исполнении их характеризует общее конструктивное свойство - они имеют покрытия - навесы.
Сень (по-русски) или киворий (по-гречески) напоминает мини-часовню открытого типа, без стен; она является навесом над престолом, где осуществляется литургическое священнодействие – освящение даров Святого Духа. Сень-киворий, иногда называемая царской сенью, устанавливается в алтарях крупных храмов. Конструктивно она выглядит как купол или балдахин, поддерживаемый колоннами, установленными на престоле. Первая зафиксированная в истории сень-киворий известна в городе Солуни в IV в. в церкви св. Георгия. Из описаний Павла Силенциаца известна сень-киворий в храме Св. Софии в Константинополе, устроенная императором Юстинианом в VI в. В XII в. сень-киворий появляется на Руси в храме святой Богородицы во Владимире. Одна из последних сеней XIX века установлена в алтаре храма Христа Спасителя в Москве. Купол сени-кивория означает славу Божию и благодать над землёю, небо над распятием, место положения тела Христова, поэтому в раннем христианстве внутри кивория висел голубь, в которого полагали святые Дары.
Не следует смешивать киворий-купол или навес с киворием, являющимся сосудом для хранения св. Даров. В ветхозаветной церкви киворий - кедровый с золотом кивот, где иудеи хранили скрижали завета.
Голубец - крытый срубец с осиновым двухскатным покрытием, навес над могилою – это малая архитектурная форма, как бы мини-часовня, вовнутрь которой попасть невозможно. Также идёт от традиции устройства часовен над мощами первых христианских мучеников для литургической службы. Эта форма надгробий была распространена на Севере в дореволюционной России. В голубце коньковое накрывное бревно символизирует голубя, который обозначает почивающую благодать Святого Духа над захоронением. Отсюда и название.
Киотный столб или кивот - поставец для святых икон. Иногда вместо креста ставился перед населённым пунктом, при въезде на поклонную гору, перед кладбищем. Он же мог ставиться над престолом бывшего храма, над которым согласно православному преданию до страшного суда предстоит в молитве ангел. Это конструктивно-развитый киот на столбе или столбах, с нишей для иконы и лампады с небольшим навесом, перед которым путешествующие поселяне или паломники вычитывали нужные для душевной потребности чтения. Возведение этой конструкции более доступно, требует менее материальных затрат, во многих случаях заменяет постановку часовни.
Часовня, упоминается в правилах деяний Трулльского собора 691 года, известного как «пято-шестой», признаваемого наравне с правилами семи Вселенских соборов православной церкви, и около 800 года в капитулярии законоположений Карла Великого. В Византийской церкви на греческом языке часовни дословно именуются как дома молитвы.
Перенятая от византийцев в 988 году православная вера обновила культуру восточных славян. Проповедники христианства на местах языческих требищ водружали кресты, строили часовни. Известно, что в Великом Новгороде, где стоял истукан Перуна, и в Ростове Великом, на месте идола Велеса, были поставлены часовни.
В период, когда священство было немногочисленным и храмы украшали в основном княжеские резиденции, часовни были важными организующими центрами в становлении христианства. Расположенные в поселениях, удалённых от редких действующих храмов, они являлись опорными точками миссионеров священников. Из храма сельский священник поочерёдно посещал отдалённые часовни для исполнения треб обременённой каждодневным трудом паствы.
Часовни строились и в глухих лесах одинокими отшельниками, и на их местах впоследствии часто возводились церкви и монастыри. Часовенка, срубленная в XIV веке в Радонежских лесах преподобным Сергием, положила начало знаменитой Троице-Сергиевой лавре.
В России образ храмов и часовен развивался на основе византийского зодчества в сочетании с древней строительной культурой славян - деревянным зодчеством. Его внедрение во многом повлияло на образ современной церковной архитектуры.
После крещения Руси храмы устраивались по-византийски, статные, крестовокупольные по конструкциям, они украсили былинную страну. По мере продвижения христианства, новокрещёные поселяне не могли сразу ставить дорогие каменные храмовые постройки, требующие не только особенного ремесленного навыка, но и долговременного его освоения. Поэтому для соборного молитвенного предстояния сооружали, как умели, укрытия - избы, деревянные срубы прямоугольного клетского типа, с установленными сверху крестами или деревянными главками с крестами. Так появились первые молитвенные дома – деревянные часовни, и первые деревянные храмы, которые с появлением «родного», постоянного священства стали умножаться на территории древней страны. На Руси, в зодчестве дохристианского периода, издревле существовал навык строительства разнообразных типов деревянных шатровых, ярусных форм, применявшихся в гражданских и крепостных постройках. С утверждением в сердце народа христианских основ, учитывая мотив византийской пластики кирпично-плинфовых храмов, славяне начали строить деревянные культовые сооружения известными им ремесленно-плотницкими приёмами. Технические решения деревянных конструкций повлекли за собой новые церковные формы, оказавшие влияние на каменную архитектуру. Этим объясняется переход к XVI веку, в каменно-кирпичном строительстве храмов, от форм византийского первоисточника к формам традиционного зодчества Руси. Конструкция определяла архитектурно-церковный образ без излишеств, обработанный символическим декором. Этот национально-церковный период формообразования церковных строений продолжался с X века по XVII век.
В последующие века под влиянием общественно-политических движений, в церковно-строительной практике стала преобладать модно-эстетическая культура, исповедуемая светским образом мышления. Внешне, как платья, менялись архитектурные стили, насыщенные неконструктивным декором, часто лишённым церковного смысла: барокко, классицизм, модерн и др., но внутреннее церковное настроение или дисциплина православия не позволила изменить символический строй, порядок формообразований – в основном церковный канон храмоздания сохранялся.

О символически-конструктивном объемном выражении часовни

Традиционно часовня, как и храм, при строительстве ориентируется на восход солнца, символизирующий второе пришествия Христа. Но в некоторых случаях ориентацию часовни меняют в зависимости от влияния сложившейся ситуации. У часовни, в отличие от храма, нет алтарной части, потому что часовня не создана для полного круга суточного богослужения, и литургия, которая в храме по святоотеческой традиции происходит каждое воскресение, в часовне допустима лишь в случае крайней необходимости, при наличии специально приносного к этому событию антиминса. Здесь она сама становится алтарём священнодействия. Следует обратить внимание на понятие храм-часовня. По сути, это церкви с алтарями, но очень маленьких размеров, сравнимых с часовней, в которых литургическая служба происходит крайне редко, поэтому чаще они используются как часовни. Такими можно назвать современные церкви в Москве на Белорусском вокзале, во имя Св. муч Георгия, на Киевском и Казанском вокзале с посвящениями пресвятой Богородице. При традиционной ориентации часовни, восточная её стена изнутри служит основой иконостаса. В некоторых редких случаях эта стена может быть выступающей - округлой или многогранной, повторяя распространённую форму церковного алтаря, так же используется под конструкцию иконостаса. Она может быть одно-объёмной без тамбура, и много-объёмной, как и в храме без алтаря содержать центрально-соборную часть, притвор, звонницу. Часовня венчается или крестом, или может быть одноглавой, двуглавой и многоглавой.
Часовня в объёмном решении может быть клетской, купольной, шатровой, ярусной, огненной. Подобно храму, она отражает духовное построение церкви. Под крестом, символом «непобедимой победы», часовня видимо через единство конструкции и символа, ступенчато выраженного ярусами архитектурных форм и иногда поддержанного иконописным изображением изнутри и снаружи, даёт образ историко-временного пути церкви и чинопоследование в её устроении: её главу – Христа и её тело – святую Соборную и Апостольскую Церковь. Здесь иерархично, ступенями, сверху вниз, подразумевается расположение чинов ангельских сил; чинов ветхозаветной церкви: праотцев, пророков; новозаветной церкви: евангельских праздников, апостолов и святых православной Церкви. Иерархия образов заканчивается рядом воинствующей, то есть противостоящей греху, живой церкви: это «коленопреклонённое» пространство с изображением полотенец - символов очищения для молящегося прихожанина. Таким образом, живущий современный человек сливается в подобающем архитектурном окружении со всей предшествующей церковной полнотой, становится членом действительного торжествующего единства.
В плановом решении часовни могут быть круглыми – круг это символ вечности, квадратными – обозначающими небесный град, прямоугольными – символ корабля спасения, крестообразными – символ духовной победы, восьмигранными – образ будущего века и сопутствующей Богородичной любви, многогранными – со значением круга.
Символизм священных построек, выраженный архитектурной пластикой, создан на основах святоотеческих преданий, и тому есть множество примеров.
Здание – часовни, как предтечи храма, с начала его строительства и до конца эксплуатации - есть пространство для укрепления духовного состояния человека, где при отдаче им зодческого мастерства воплощается Божественный образ Церкви, здесь осуществляется синтез конструктивно-инженерных решений с церковной символикой и традицией.
При созидании часовни надо остерегаться форм, навеянных «свободными» воображениями, имеющими лишь оригинальность, но лишёнными разумного осмысления связки церковных и конструктивных основ.

Обьёмно-пространственное и цветовое разнообразие часовен

Можно в истории и современной практике усмотреть два основных «типологических» момента становления часовен. В одном случае часовни могут появиться в стихийно укрытом пространстве, где человеку удобно предстоять в молитве. Это пещеры и естественные укрытия. Здесь творец - природа. В пример приведём житие XIV века преп. Тихона Калужского, ему дупло старого дуба служило и кельей, и часовней. В другом же случае, это упорядоченное пространство, создаваемое уже самим человеком по законам строительных технологий. Примером здесь послужит самая древняя сохранившаяся в России деревянная храм - часовня XIV века клетского типа преп. Лазаря из Муромского погоста.
В объёмно-пространственном исполнении часовня - это укрытие или навес для молящихся. Часовни можно разделить на два типа: открытого, как навес – часовня, и закрытого, как часовня со стенами. При открытом пространстве часовня служит для соборных молений при стечении множества людей, здесь изобилие дневного света. В закрытом типе дневной свет минимален, он способствует отрешению человека от окружающего мира. Здесь проектировщик с помощью минимального дневного света может удачно выражать пластику пространства светотеневыми соотношениями.
Назначение часовни при сохранении её духовной сути многообразно. В нашей действительности возрождена традиция постановки часовен на городских площадях, в сельских поселениях, при дорогах, над родниками, в деревнях и на кладбищах. Сохранилась традиция установки памятных часовен над престолами бывших храмов, а так же в честь исторических и церковных событий. Именные часовни ставятся над захоронениями святых и прославленных церковью людей. Также часовни бывают домовые, больничные, пещерные, транспортно-передвижные, корабельные, при учебных заведениях, в воинских частях, в местах заключения и т.д. В некоторых случаях устанавливаются временные часовни.
Часовни бывают маленькими и большими, достигающими размеров крупных храмов. Такой была часовня св. Пантелеимона на подворье Русского Афонского монастыря на Никольской улице в Москве второй половины XIX века. Известны крупно-объёмные часовни, сохранившиеся на Русском Севере и в Сибири. Общепринятыми конструктивными строительными материалами для исполнения часовен в традициях русского церковного зодчества использовалось дерево, кирпич, камень, железо, медь, свинец. В древности практиковались ткано-шатровые часовни при воинских походах и в полевых военных лагерях. Реже часовни исполнялись из чугуна и бронзы. К примеру, это часовня-памятник героям русско-турецкой войны 1877-1878 годов в Москве у Ильинских ворот, а также, столпообразные часовни-памятники, посвящённые событиям 1812 года; на поле Бородинском, в расположении батареи Раевского рядом с захоронением князя Багратиона, и в Смоленске.
Цвет часовни зависит от строительного материала, или, в случае её крашения, от символического её посвящения. В церковном уставе и церковной традиции оговорены цвета, употребляемые в течение года в богослужении. Эти цвета могут быть использованы при покраске и часовен, и храмов. Жёлтый или золотой цвет обозначает Божественную Славу, белый цвет духовную чистоту и Преображение, зелёный – это цвет вечной жизни, Троицы и святых преподобных, красный - цвет победы Пасхи и священно-мучеников, голубой и пурпурный – цвет Богородичный, серебряный – цвет чистоты и покаяния, синий и фиолетовый – цвет постовых и крестопоклонных праздников.
В старину часовни красились немногочисленными естественными природными красителями. В покраске и отделке некоторых деталей применялось золото и серебро. Зачастую использовали цвет используемых материалов, к примеру, на крышах медь или свинец. Применялись цветные изразцы. Часовня может быть одноцветной и многоцветной, символически расписанной геометрическим, растительным или зооморфным орнаментом.

Строительство часовен в современном градообразующем пространстве

В основу созидания образа новой часовни могут быть положены региональные зодческие традиции, на основе веками сложившихся традиций православной церкви - византийской, киевской, московской, северорусской и других. Облик часовни может зависеть от исторических предпосылок, это касается часовен, когда-то уничтоженных и вновь восстанавливаемых.
В XX столетии в России понятия духовных основ человека игнорировались. Но общество в целом держалась на опыте духовно-нравственных накоплений прошлых веков, и во многом положительные материальные достижения реализовывались благодаря этому фактору. Потери нравственности, которые наблюдаются в современном мире, обедняют духовные качества человека, общество становится мёртвым с вытекающими отсюда последствиями. Часовня, её образ может способствовать восполнению утраченной благодати, и её постановка в существующем мире необходима. Традиционная часовня, как и храм, поставленная в сложной градостроительной ситуации среди стремительных магистралей и возвышающихся небоскрёбов, облагораживает пространство. Она есть знамя и символ духовного бытия, возглавляющего душевные и физические силы.
В старину часовня была звеном церковного пространства, которое начиналось с придорожного креста, киотного столба, затем часовни, храма, монастыря и городского ансамблевого единства. Сегодня постановка часовни авторитарна и индивидуальна, но значение её также актуально, как и в старину. Она всё чаще является зерном современного градообразующего пространства. В изменённой, порой обезличенной жилой среде она служит ферментом духовного насыщения, создаёт пространство высокого духовного состояния человека. Для проектировщика важно вписать часовню в среду среди потоков современного города. Пример этому - включённая в обезличенный городской ландшафт Москвы, на стрелке Нового Арбата и улицы Поварской, сохранившаяся церковь Симеона Столпника XVII века, огненного типа. Удачно начинающая ритм современной застройки, она, относительно жилья по своему масштабу, сравнима с часовней.

Библиография:

Полный Православный Богословский
энциклопедический словарь.
Издательство П.П.Сойкина.
- Толковый словарь живого
великорусского языка
Владимира Даля.
- И. Снегирёв, Часовня в русском мире,
ДЧ,1862, 11; прот.к. Никольский, О часовнях, СПб., 1889
- Современное православное богослужение.
Издательство Сатисъ Санкт-Петербург 1996
Составитель И. В. Гаслов.
- Васнецов Н.Б., Часовня и её аналоги
Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ
Материалы научно-практической конференции 12-16 апрель 2010.
Сб. статей в 2-х тт. Т.1. – Москва: Архитектура-С. 2010.

Православная часовня

Первые простейшие часовни появились у славян с распространением христианства, и ставились они в священных рощах язычников или на местах, где раньше находились идолы. Кроме того, часовни устраивались над раннехристианской катакомбной (подземной) церковью для обозначения места алтаря, над могилой мученика или для обозначения входа в подземное кладбище. Отшельники строили в дебрях («пустынях») часовенки, из которых впоследствии вырастали церкви и даже монастыри. Так, убогая часовенка, срубленная преподобным Сергием в чаще Радонежских лесов, положила начало знаменитой в отечественной истории Троице-Сергиевой лавре.

В древности часовни чаще всего располагались в природном окружении: в лесах, полях, на пересечении дорог. Придорожные часовни представляли собой квадратную в плане беседку, четыре столба которой несут на себе крышу - двухскатную или шатровую. Эти простейшие формы плана часовен, выполненных в дереве, в дальнейшем сохранились и в каменных часовнях.

Квадратная в плане часовня - это сооружение, обеспечивающее наименьшие затраты при строительстве (для небольшого помещения четырехгранный сруб проще и естественней многогранного). Исследователь деревянного зодчества В. П. Орфинский обращает внимание на эволюцию часовен. Поначалу, при необходимости увеличить помещение, его план составлялся из двух или трех квадратов, но в целом это была простая прямоугольная форма. Следующим этапом эволюции можно назвать некоторое усложнение квадратной формы: срезанные углы превращают квадратный план в восьмигранный. В дальнейшем обстройка квадрата с двух сторон крытой галереей развивает квадратный план по оси от его центра, а иногда крытый обход при­страивается с трех сторон квадрата с широким крыльцом и лестницей напротив входа в часовню (рис. 1). Позднее, когда строительство часовен приобретает почти массовый характер, их планы остаются без изменения, т. е. квадратными или усложненными.

Проектировать часовню гораздо сложнее, чем проектировать храм. Обусловлено это тем, что часовня существенно отличается от храма определенными категориями как богословского характера, так и архи­тектурно-функционального. Прежде чем приступить к проектированию православной часовни, необходимо уяснить, в чём же заключаются основные отличия часовни от храма. Начнем с категорий богословских.

Определение в священнослужебных книгах гласит: «Часовни -это молитвенные здания без алтаря». В часовне не служится литургия. Первое существенное отличие часовни от храма - отсутствие алтаря, отделенного от остального внутреннего пространства ико ностасом.

Из этого следует, что в интерьере часовни отсутствует иконостас. Но апсида как архитектурная составляющая сооружения может присутствовать в объемно-пространственной композиции.

Также часовня иногда имеет и притвор. Таким образом, часовня может иметь, как и храм, трехчастную структуру объемно-пространственной композиции: апсиду, собственно храмовое пространство, притвор. Но, поскольку в апсиде часовни отсутствует алтарное назначение, апсида довольно часто имеет очень скромные размеры либо ее нет совсем. То же самое относится и к притвору: поскольку в часовне не совершается литургия, часто нет необходимости в притворе, либо он (притвор) имеет малые размеры. Отсюда следует, что в преобладающем большинстве часовен наблюдается центричная схема построения объемно-пространственной композиции, довольно часто встречающаяся и в храмах.

Что касается категорий архитектурных, то в объемно- пространственной композиции и стилистическом оформлении фаса дов часовню отличает от храма крайняя лаконичность, если даже не аскетичностъ построения архитектурных форм, построения ар­ хитектурного образа .

Например, очень распространён образ часовни в виде кубического объема, перекрытого четырёхскатной крышей с луковичным завершением.

Второе отличие часовни от храма заключается в том, что ча совня имеет относительно меньшие размеры по сравнению с храмом.

Если говорить о функциональных категориях часовен, то изначально часовни возникли как поминальные церковные сооружения, и поэтому до настоящего времени преобладающая функция часовен -совершение панихид. В часовнях совершаются также молебны, акафисты, но никогда не совершаются литургии, таинства крещения и венчания, поскольку отсутствует алтарь.

Объемно-пространственная композиция часовен

Особенности планировочной структуры. Планы православных часовен демонстрируют множество вариаций на тему «квадрата». Выявлены 6 вариантов квадратных планов:

    простой квадрат;

    квадрат с террасой или верандой;

    квадрат, развитый до прямоугольника;

    квадрат с развитыми углами;

    квадрат как ядро композиции;

    многоугольник;

    квадрат, дополненный с одной стороны полукругом

Рассмотрим подробно каждый вариант плана.

1.Часовня, квадратная в плане, является наиболее распространенным вариантом. Ее размеры по наружным стенам не превышают 6,4 х 6,4 м (три сажени), а наименьшие размеры - 3 * 3 м. Такие часовни имеют один или два входа с выступающими наружу ступенями и крыльцом. Оконные проемы размещаются, как правило, по всем стенам, включая и ту, в которой расположен вход. Если же окна занимают две стены, то глухой остается стена

напротив входа. Такой прием чаще используют в деревянных часовнях. Пластика стен в этом случае решается только дверными или оконными проемами, а также крыльцом (рис. 2, 3).

Второй вариант можно считать разновидностью первого – к квадрату часовни пристраивается открытая терраса или крытая веранда. Она окружает объем здания с трех сторон (боковых и главного фасада) и расширяет пространство для молящихся. Приподнятая на несколько ступеней терраса придает часовне стройность и завершенность. В результате такого приема портал входа оказывается центром композиции главного фасада (рис. 4).

    Вариант с прямоугольным планом развивается из квадрата пристройкой к нему дополнительных помещений с одной или, симметрично, с двух сторон квадрата. Развитая входная часть создает вестибюль; симметричные пристройки подчеркивают главный, квадратный в плане объем; боковые пристройки дают возможность создания сложного завершения со множеством барабанов и малыми глав­ами (рис. 5).

    Квадратный план с профилированными четырьмя углами отличается от предыдущих вариантов тем, что именно этот прием придает часовне образ памятника. Выполненные таким образом часовни посвящаются памятным событиям. В остальном план повторяет прием, при котором в квадрате имеются один дверной проем и два оконных или три дверных проема с лестницами. Необходимо отметить, что во всех случаях стена напротив главного входа остается глухой (рис. 6).

    Главным помещением всего сооружения остается часовня. Она квадратная в плане и выделяется на фасаде. Группа встроенных помещений развивается по-разному: в одну из боковых сторон, по обеим боковым сторонам или по диагонали. Часовня, как правило, имеет два входа, но встречаются и три (рис. 7, 8).

    Квадратный план со срезанными углами представляет много­угольник, иногда переходящий в круг. Скошенные углы преобразуютквадрат в восьмиугольник. Восьмиугольный план определяет наружныйшатер и внутренний купол такого типа сооружений (рис. 9).

    Квадрат с апсидой, напоминающей алтарь, создает образ церкви. В этой структуре главный фасад дополняется квадратом высокого крыльца, расположенного на одной оси с апсидой (рис. 10).

Рассмотренные варианты планов говорят не столько об их эволюции, сколько об устойчивости формы плана. Все вносимые элементы новизны больше относятся к декору фасадов часовен. Можно с уверенностью сказать, что квадрат - это та форма, которая, незави­симо от размера, обеспечивает монументальность сооружения.

Открытые или закрытые часовни . В закрытой часовне присутствуют ограждающие стены и входная зона, одна или несколько.

Открытая часовня имеет как минимум три или четыре опоры, несущих завершение. Открытая часовня может быть решена и в виде сооружения, в котором присутствует лишь одна ограждающая стена -восточная. Естественно, что открытые часовни могут быть только неотапливаемыми (рис. 11).

Стилистика. Количество стилей, применяющихся в православном строительстве часовен, ограничено. В основном это византийский, барокко, классицизм, русский и неорусский стили (рис. 12-15).

3. Часовни в городской среде

Можно выделить несколько типов размещения часовни в современном городе:

    на территории монастыря или храма;

    в мемориальном комплексе;

    на площади;

    на магистрали (улице);

    при учреждениях и больницах;

    в жилом микрорайоне;

    на озелененной территории.

Каждая из этих градостроительных ситуаций накладывает определенный отпечаток на внешний облик, архитектурное решение часовни, а иногда и на ее назначение. Так, часовни, расположенные на территории монастыря или храма, как правило, имеют вспомогательное значение. Среди храмовых построек монастыря часовня чаще всего имеет подчиненное композиционное значение. Часовни, расположенные в мемориальном комплексе, очень часто выполняют роль памятника. На кладбище часовни обычно не имеют своей отдельной территории, а располагаются среди могил, на входе или примыкают к храму. Часовни, расположенные на площадях, в основном находятся в центральной части города, где появляется все больше современных зданий. Поскольку часовня в данном случае указывает на историческую значимость опре­еленного места, то в архитектурном отношении часовня всегда делается доминирующей. Часовни на площадях должны обладать большой архитектурной выразительностью, независимо от размера площади.

Вдоль улиц и магистралей возводят часовни в честь известных религиозных и светских лиц. Приемы размещения часовни по отношению к улицам и магистралям могут быть разнообразны. В основном часовни строят либо на оживленных улицах, либо на самых видных площадках. Часовни строят и на территории производственных и административных учреждений - как государственных, так и коммерческих (по частному заказу). Часовни, расположенные в жилой за­стройке, построены в основном недавно - в 90-х годах прошлого столетия. Они возводились в уже сложившихся районах, размещаясь подчас в сложных условиях сильно стесненной территории.

Озелененные территории города являются лучшим окружением для часовни, но это не всегда достижимо в реальной ситуации.

При всем многообразии рассмотренных архитектурных приемов и градостроительных ситуаций при возведении часовен следует считать, что часовня должна являться одним из наиболее выразительных компонентов городской среды. Выполняя учебный проект часовни, необходимо соразмерять постройку с местными природными условиями и масштабами окружающих ее зданий и сооружений.

4. Функциональные типы часовен

В современных архитектурно-строительных правилах принято, что по функциональным особенностям современные православные часовни разделяются на богослужебные, водосвятные, мемориальные, погребальные.

/. Богослужебные часовни чаще всего устраиваются при отсутствии храма или для размещения чтимых икон. Вместимость богослужебных часовен составляет от 5 до 50 человек (т. е. площадь от 2,5 до 25 м 2). Площадь помещения при проектировании любого храмового сооружения при нимается из расчета 1 м 2 на 2 человека.

Богослужебные часовни подразделяются на приходские, монастырские, крестильные и часовни при учреждениях (посольствах, больницах, хосписах, учебных заведениях, приютах и домах престарелых, тюрьмах и исправительных учреждениях, воинских частях, промышленных предприятиях и др.).

    Водосвятные (надкладезные) часовни устраиваются над колодцами, водоемами, скважинами и другими источниками воды в виде навесов, т. е. в виде открытых часовен или в виде закрытых сооружений площадью от 4 до 30 м 2 .

    Мемориальные часовни отмечают значимые для церкви места, также могут быть открытыми или закрытыми. Мемориальные, или памятные, часовни строятся на памятных исторических местах, в честь каких-либо личностей или событий. Ввиду своего мемориального значения часовни-памятники, как правило, имеют сильно развитую цокольную часть (памятники всегда имеют развитый подиум), в котором могут даже размещаться вспомогательные помещения.

Мемориальные часовни подразделяются на часовни-хранительницы икон, часовни памяти о святых, часовни в память о знаменательной дате, часовни в память об утраченной церкви.

4. Погребальные часовни устраиваются на кладбищах, над погребальными камерами и могилами также в виде открытых или закрытых сооружений площадью от 2 до 10 м 2 . Кладбищенские часовни могут иметь характерный развитый притвор, служащий местом отпевания покойников и совершения поминальных панихид, в том числе наиболее массовых, совершаемых несколько раз в году, в дни особого поминовения усопших. На паперти

должно быть достаточно места для размещения нескольких крышек гробов, а габариты притвора должны обеспечивать одновременную установку нескольких гробов. Минимальные габариты одного места с гробом - 5,4 на 2,4 м.

    Конструктивное решение и материал несущих элементов

При выборе конструктивного решения и материала несущих

элементов часовни можно рекомендовать следующее: основные несу щие конструкции часовни должны быть долговечными и выполняться из соответствующих материалов. Стены часовни (закрытой) должны быть выполнены из сплошного кирпича, их толщина для средней полосы России может быть ограничена 640 мм. Требования энергоэффективности не распространяются на здания часовен вви ду нестационарного режима их использования.

Для внутренних несущих конструкций часовни - столбов, арок и куполов - может использоваться монолитный бетон. Использование в опалубке фанеры позволяет получить идеальные поверхности, не требующие оштукатуривания. Такую поверхность достаточно только ошпаклевать, а современные силикатные краски позволяют производить роспись и по бетонной поверхности. Может быть использована и смешанная технология сооружения арок, когда по кружалам выкладывается кирпичный короб, служащий опалубкой, а его сердцевина заполняется армированным бетоном, воспринимающим распор кирпичных арок и сводов. Избежать сложностей кирпичной кладки парусов можно, применяя способ бетонирования по металлическому сварному каркасу, выгнутому по проектным радиусам.

6. Устройство систем инженерного обеспечения

■ При выборе вариантов устройства систем инженерного обеспечения часовни следует иметь в виду, что:

    для вентиляции закрытой часовни предусматривается использование системы естественной вентиляции через открываемые светопроемы;

    для отопления часовен возможно применение системы водяного, воздушного, электрического, печного отопления в зависимости от местных условий. Сегодня достаточно часто используют систему отопления с применением напольных низкотемпературных панелей -так называемый теплый пол. Его преимуществом является равномерное распределение тепла в пространстве нижней зоны часовни, где размещаются молящиеся, быстрое высыхание поверхности в непогоду. Для уменьшения расходов на отопление можно рекомендовать устройство местного отопления для постоянного пребывания служащего, продающего свечи.

Существуют также правила цветового решения часовен и храмов. Никогда не применяется чёрный цвет, может быть замещён коричневым. Серебряный цвет-белый, золотой – жёлтый.

Программа-задание на курсовой проект

    «Православная часовня»

    Цель проекта - создать выразительный образ православной часовни, являющейся акцентом в городской среде, с соблюдением канонической традиции при поиске современного образа православной часовни.

    Вместимость часовни (единовременное пребывание посетителей) с одним эвакуационным выходом - до 50 человек. Часовни могут быть одноэтажными или с цокольным этажом, отапливаемыми и неотапливаемыми, открытыми и закрытыми, могут выполняться из камня, кирпича, дерева, металла или бетона.

    Высота часовен от пола до потолка должна быть не менее 3 м. Форма кровельного покрытия может быть различной: скатная, купольная, шатровая, в виде горки кокошников или иная, но не плоская.

    В современных строительных правилах принято, что часовни площадью до 10 м 2 и вместимостью до 5 человек могут состоять из одного помещения, а большей площади и вместимости могут иметь вспомогательные помещения - одно или несколько.

    Отдельного внимания требует разработка архитектурной композиции колокольни, если она предусматривается при проектировании. Колокольня или звонница, которая бывает встроенная или пристроенная, должна по своему облику и параметрам соответствовать облику и габаритам часовни.

    Состав графической части проекта «Православная часовня»

    генеральный план М 1: 250;

    план М 1: 50;

    фасады, не менее двух М 1: 25, М 1: 50;

    разрез М 1: 50;

    макет М 1: 50.

    Проект выполняется на планшете размером 50 х 100 см. Макет - отдельно на подоснове.

    Требования к архитектурной композиции православной часовни.

    Лаконичная объёмная композиция часовни. Венчание здания православным крестом.

    Приподнятость уровня часовни над землёй. Ориентация апсиды (если она присутствует) и креста на восток.

    Территория часовни должна быть ограждена и благоустроена с посадкой деревьев.

    Форма плана возможна: крестообразная, квадратная, прямоугольная, круглая, восьмиугольная.

    Перекрытие купольное, сводчатое и шатровое.

    Часовня одноглавая.

    Глава луковичной или шлемовидной формы.

    Вход в часовню через перспективный портал.

График проектирования

3семестр 2 курс тема «Православная часовня»

Тема занятия

Самостоятельная работа

Вводная лекция

Выбор места проектирования

Клаузура

Выбор типа часовни

Определение объёмно-пространственной характеристики часовни

Схема генерального плана

Определение пространственной схемы несущих конструкций

Определение пропорций часовни, вариантное проектирование фасадов, плана, разреза

Форэскиз в черновом макете

Уточнение пропорций часовни и решение фасадов, плана, разрезов

Вариантное проектирование

Уточнение пропорций часовни и решение фасадов, плана, разрезов. Цветовое решение часовни

Вариантное проектирование

Уточнение решения фасадов, плана, разрезов

Вариантное проектирование

Эскиз.

Уточнение решения фасадов, плана, разрезов, генплана

Детализация фасадов

Проработка фасадов

Выполнение макета часовни. Компоновка работы на планшете.

Выполнение макета часовни

Выполнение макета часовни. Вычерчивание проекта.

Выполнение макета часовни. Вычерчивание проекта.

Выполнение макета часовни. Вычерчивание проекта.

Подача проекта.

Подача проекта.

Подача проекта. Макетирование.

Завершение работы. Сдача проекта. Кафедральный просмотр.

Библиографический список

Благовидова Н. Г. Часовни в архитектурно-планировочной средегорода: учеб. пособие / Н. Г. Благовидова. М. : Архитектура-С, 2006. 136с.

    Кеслер М. Ю. Благолепие и экономика в современном храмоиздательстве / М. Ю. Кеслер // Приход. Православный экономический вестник. 2007. №5. С. 14-22.

    Крадин Н. П. Православный храм: учеб. пособие / Н. П. Крадин. Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 1992. 84 с.

    Кудрявцев М. П. Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм / М. П. Кудрявцев, Т. Н. Кудрявцева // Къ Свету. Символика русского храмоиздательства. 1994. Вып. 17. С. 65 - 87.

    Лучкова В. И. Введение в архитектурную семиотику: учеб. пособие / В. И. Лучкова. Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 1997. 98 с.

    Православный храм: вечность глазами молодых / под ред. В. И. Лучковой. Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2000. 112 с.

    Часовня: методические указания к выполнению курсового проекта по специальностям «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды» /сост. Н. М. Ерошенко, Н. П. Крадин. Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 1997. 35 с.

Loading...Loading...