Как зародилась магия. Понятие магии

В этой статье:

Что такое магия? Этот вопрос все чаще задают люди, которые хотят узнать больше о том, какие возможности открывает колдовство перед посвященными. Магией принято называть специальные обряды, ритуалы и заклинания, связанные с верой человека в возможность воздействовать на окружающий мир посредством сил природы.


Колдовство возникло в древнем обществе и до сих пор привлекает к себе огромное внимание самых разных людей.

Магия существует на протяжении многих сотен лет и за это время возникло громадное количество определений данного явления, но стоит помнить еще и о том, что и само колдовство может быть очень разным, поэтому не для каждого его вида подойдет стандартное определение.

В настоящее время самым распространенным понятием магии считается данное известным эзотериком Алистером Кроули. По его словам, колдовство – это искусство и наука, направленные на изменения собственной волей окружающего мира, способами, не признанными современной официальной наукой. Но даже у этого полного объяснения природы магии есть некоторые проблемы, в частности, колдовство – это еще и некоторая форма философии и в ней используются естественные законы физики.

Веками магия считалась таинственным и непонятным культом, доступным лишь небольшому кругу «одаренных» людей. Из-за этого возникло большое количество ложных магических течений и сказок о колдовстве. Некоторые из таких утверждений заявляют о том, что сильный волшебник может получить все желаемое по одному только щелчку пальцами, или мановению волшебной палочки.

Это совершенно неверное определение, колдовство действительно может менять человека, менять окружающий мир и приносить множество преимуществ, но для этого исполнитель должен быть полностью уверен в собственных силах, должен верить в магию и упорно работать на достижение поставленной цели.

Как магия может воздействовать на мир и откуда черпает энергию

Сила магии практически бесконечна, с ее помощью можно воздействовать на все сферы жизни человека.

В качестве примера действия колдовства можно рассмотреть ритуал на привлечение денег. В таком обряде маг концентрирует свои желания и волю на том, чтобы разбогатеть. Подействовать ритуал может самым необычным образом, вы можете выйти на прогулку и почувствовать, что будто какая-то сила заставляет свернуть вас налево, где вы встречаете старого знакомого, который должен вам денег, или находите кошелек, или вам на глаза попадается вакансия на высокооплачиваемую работу. Подобных примером можно привести сколько угодно.

В современном обществе принято считать, что магия – это сверхъестественное явление, которым могут пользоваться лишь люди с паранормальными способностями. Но это вовсе не так. В магии нет ничего сверхъестественного, она также естественна, как восход и закат солнца, как прилив и отлив моря, как физические законы. Магия – это наука будущего.

*

В то же время, чтобы магический обряд работал, в него в нужно вложить достаточно энергии, наделить его определенной силой. Энергия исходит от человека, но для ее эффективного использования, организм должен быть здоровым, очищенным от всего лишнего и грязного. Перед применением любых магических практик, исполнитель должен придерживаться строго поста, нужно полностью отказаться от алкоголя, от табака и наркотиков. В дни подготовки лучше питаться правильно, отказаться от тяжелой и вредной пищи.

Основная терминология

Как много определений для магии, столько же их и для обозначения людей, занимающихся этим древним искусством.

Магами принято называть тех, кто активно использует доступные колдовские средства для достижения собственных целей – для воздействия на свою жизнь и жизнь других людей.

Помимо понятия «маг», есть еще определения для слов «Ведун» и «Ведьма». Эти слова происходит от древнего «ведать». Ведуны ближе работают с материальной стороной нашего мира, а потому могут извлекать из энергии материи больше сил и пользы. Ведьмы часто специализируются на лечении людей от самых разных болезней. Чтобы работать в этом же направлении, от мага будет требоваться невероятные усилия воли и личная сила. Если ведун пользуется энергетикой природы, черпая ее из окружающего мира, маг всегда использует только собственную силу.

Что такое магия?

В основе любой религии лежит вера человека, а в основе магии – наука. Магия действительно во много подобна науке, особенно по методам и месту в системе человеческой жизни.

Что такое магия – белое колдовство

Белой магией принято называть позитивное колдовство, направленное на сотворение, на принесение добра. В таких ритуалах исполнитель обращается за помощью к светлым, а иногда и святым силам. Часто белые ритуалы направлены на снятие с человека отрицательной энергетики, снятие порчи и сглаза, очищение от любого негатива. Важно лишь помнить о том, что если маг посредством светлой магии попытается помочь другому человеку, негатив может перейти к нему самому, поэтому даже в работе с белой энергией нужно быть осторожным.

Белую магию, как и любую другую, нельзя использовать для удовлетворения чьего-либо любопытства, не старайтесь никому ничего доказать, не испытывайте силу магии, ведь подобные действия могут вызвать неодобрение Высших сил, что обязательно приведет к неприятным для исполнителя последствиям.


*

Белая магия включает в себя громаднейшее количество ритуалов, невероятный объем информации и знаний, на изучение которых может потребоваться много лет. Но такие вложения обязательно принесут положительный результат в будущем — чем больше времени и сил маг потратит на изучение этого непростого искусства, тем больше добра он сможет принести окружающим людям, и тем лучше сложится его жизнь.

Серая магия

Опытные эзотерики стараются не использовать такого понятия, как серая магия, но оно позволяет новичкам лучше разобраться в колдовстве, дает понять, что существует не только черное и белое. В действительности существует множество ритуалов, которые можно смело назвать серыми. Это обряды, которые в первую очередь направлены на осуществление личных желаний колдуна, но не оказывает ровно никакого воздействия на окружающих.

Плюс такого колдовства в том, что оно не способно вредить, однако, маг в таких ритуалах может обращаться к силам природы, к светлым и темным силам, поэтому вы всегда должны помнить о защите.

Что такое магия – черное колдовство

Черная магия существует столько же, сколько и само колдовство. Такие ритуалы часто направлены на осуществление желаний исполнителя, за счет счастья, здоровья или свободы других людей. В древности в народе ходила молва о том, что темные колдуны заключают договор с дьяволом, и именно от него получают свои силы. Последнее – простое суеверие, даже без вмешательства демонов человек способен творить самое разнообразное зло.

Что такое магические заговоры

Заговор – одно из сильнейших магических средств в работе магов. Волшебные заклинания используются почти во всех ритуалах, какую бы цель они не преследовали. Существуют белые заговоры, заговоры на защиту, на деньги, на привлечение удачи, на любовь и т.д. Сила заклинаний основана на словах, в которые маг вкладывает собственную энергетику.

При правильном векторе, магические слова способны творить настоящие чудеса и решать практически любые жизненные проблемы.

Магия защиты

Под магией защиты принято понимать все средства и методы защиты от любых видов ментального и физического негативного воздействия. С помощью специальных ритуалов можно поставить эффективную защиту от порчи, сглаза, проклятий на смерть и болезнь, от зомбирования, кодирования и т.д. и т.п.

Все средства защиты принято разделять на две основные категории: активная и пассивная. Под пассивной защитой понимают постоянное использование определенных средств для защиты, к примеру, амулетов, оберегов и талисманов. Активная защита подразумевает под собой активные действия чародея для возведения эффективной защиты.

древ. греки так называли совокупность таинств. обрядов, связанных с астрологией, гаданием и нар. медициной (по назв. жреч. касты в Мидии). Неоплатоники и неопифагорейцы широко пользовались понятием М. и не отожд. его с чародейством. Только в 3 в. М. стала идентична колдовству. Это значение она сохранила до наших дней.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МАГИЯ

Magia, magica ars,

чародейство. M. и религия имеют одну почву; и та и другая прежде всего основываются на той зависимости, в которой находится человек от окружающей его природы, наполненной неосязательными духами. Если человек успокаивается на этой зависимости от объективных сил, не стараясь противодействовать им, то его чувства носят религиозный характер. Напротив того, при помощи чародейства человек старается сделаться господином этих стесняющих его объективных властей и подчинить себе их силы, а именно сверхъестественным образом, не обращая внимания на естественные средства. Отсюда мы различаем два вида М. - дивинаторскую и оперативную или гадательную и действующую, т. е. мантику и собственно М. в тесном смысле. Посредством мантики (см. Divinatio, Дивинация) человек старается сверхъестественным образом узнать будущее, судьбу и т. п., посредством М., не пользуясь естественными средствами, действует на объективный мир, на природу, богов и людей. М., как и религия, существует издревле; мы находим ее, так же как и религию, у всех народов. В Азии считались великими чародеями индийцы, затем персидские маги, халдеи, египтяне; в позднейшее время были очень распространены чародеи. Малая Азия, особенно Фригия - место культа Кибелы, и Колхида являются как земли чародейства. У греков и римлян М. была в большом ходу, и она сначала, вероятно, не была сюда занесена из чужих стран, но возникла на месте. Уже у Гомера есть достаточно указаний на чародейство: волшебное питье Елены (Ноm. Od. 4, 220), заговаривание раны Одиссея сыновьями Автолика (Ноm. Od. 19, 457), обращение спутников Одиссея и других в свиней, львов и т. п. посредством жезла и питья Кирки, их освобождение от чар посредством травы????? (Ноm. Od. 10, 212, 233, 287 слл. ), некромантия Одиссея (Ноm. Od. 10, 503 слл. 11, 1 слл. ). В этих местах, приведенных нами, мы находим также волшебный язык в его главных формах, именно слова: ???????, ????????, ????????. ? более позднее время М. греков еще более расширилась вследствие азиатского и египетского влияния. Азиатская М. явилась в Греции при посредстве азиатских культов природы, которые или продолжали существовать самостоятельно, или же соединились с такими местными культами, которые, не подвергаясь общему ходу развития религиозных представлений в эллинский период, выродившемуся в отдалении олимпийских богов от природы, оставались в тесной связи с темными началами стихийной жизни. Таким образом, мистерии в честь Диониса, служения подземному миру, фригийские и египетские культы служили удобною почвою для развития чародейства, так что тут все богослужение сводилось к колдовским искупительным и очистительным обрядам. При описании чародейства у древних невозможно провести границу между более ранним и поздним, первобытным и производным, между греческою и римскою М. Начиная с самого магического персонала, мы находим, что он состоит из чародеев-богов, героев и людей. Между богами уже у Гомера является могучею волшебницею Афродита, благодаря ее волшебному поясу, и Гермес, благодаря траве????? и волшебному жезлу. По преимуществу же богинею-волшебницею считается Геката, подземная, ночная богиня, мистерии которой творились при громе и молнии и разного рода привидениях. Она сообщала силу чарам, почему и призывалась при приготовлении их. Theocr. 2, 15. Verg. Aen. 4, 511. Рядом с нею стоит Артемида, богиня луны, смешиваемая часто с Гекатою; она учит заклинаниям, наводит сумасшествие, производит чародейственные травы. Главным божеством чародейства была фригийская Мать богов, жрецы которой занимались чародейством и приготовляли яд; фригийские обряды и процессии назывались: ????????? ???? ???????? ???? ??????????? ???? ???????????? ???? ????????. К чародеям-героям принадлежал Демон Темесский (Strab. 6, 255. Paus. 6, 6. 7), лакедемонский Астрабак. Hdt. 6, 61 слл. 69. У Гомера к подобного рода волшебным существам принадлежат сирены (Ноm. Od. 12, 39 слл. ), Агамеда, дочь Авгейя (Il. 11. 740), Елена и Кирка (Цирцея), которые и впоследствии считались волшебницами (Hdt. 6, 61. Ov. met. 14, 346 слл. ), Медея , дочь волшебника Эета (???????) и Гекаты, от которой она научилась этому искусству. В поэтических сказаниях Медея представляется идеалом всякого чародейства; она правит облаками, потрясает горы и леса, вырывает деревья с корнями, сводит луну с неба и т. п. Из мужских чародеев-героев сюда принадлежат: Персей (??????), отец Гекаты, Эет, Геракл Дактиль (???????? ???????, жрецы Кибелы), италийские демоны Пик и Фавн , далее кабиры, корибанты , куреты , телхины. К подобным же демоническим существам, но второстепенным, принадлежат: керкопы , Эмпуза, ламии, геллуды (?????), по верованию лесбосцев - преждевременно умершие девицы, - они убивали детей и съедали их печень; далее стриги (Striges, ???????), птицеподобные волшебные демоны (Ov. am. 1, 12, 20. Ov. met. 7, 269. Hor. epod. 5, 20), которые высасывали у детей кровь и пожирали внутренности, а мужчин лишали силы и т. п. Далее сюда надо причислить являющиеся призраками души умерших, ларвы, которые мучили людей. К людям-чародеям принадлежит Орфей, мифический представитель майи; рядом с ним Пифагор, личность которого окружена множеством сказаний, представляющих его великим магом; сюда относятся его баснословные путешествия, посещение подземного мира, его связь с иудеями, браминами, египтянами, магами и т. п. Подобным же чародеем является Эмпедокл, учеником которого в М. был Горгий Леонтийский, а у позднейших греков - перс Осфан, учеником которого слыл Демокрит. С Орфеем и Пифагором сопоставляются Мелампод (Hdt. 2, 49), Епименид, Мусей (Hdt. 7, 6. Plat. Protag. p. 316), Бакид (Hdt. 8, 96), Абарис (Hdt. 4, 36. Plat. Charm. p. 158). Из целых семейств чародеев называют Ямидов в Олимпии и Клитидов в Трое, сюда же принадлежат сивиллы. К низшему разряду чародеев принадлежат толпы орфеотелестов, агиртов, менагиртов, метрагиртов, которые были нищими и занимались колдовством (??????????????, ?????????????, ??????????, ????????, ?????????); ? ним же принадлежали старые колдуньи (Главкотея, мать Эсхина), Theocr. 2, 92. Ov. am. 1, 8, 5. Ov. fast. 2, 571. Plat. r. p. 2. p. 364. Dem. pro cor. p. 314. Martial. 11, 85. Sen. de brev. vit. 26; далее множество чародеев, которые были распространены по всей Римской империи под именем магов, вавилонян, халдеев, математиков, жрецов Исиды и которые пользовались дурною славою вследствие их бесчестности, порочности и производимых ими обманов. Между землями, известными чародейством, главное место в мифическое время занимала Колхида, родина целой семьи чародеев, детей Эета, далее Фракия, а позже особенно Фессалия (именно город Гипата). У римлян считались чародеями следующие народы: этруски, сабиняне , марсы (Sabella carmina, Marsa naenia. Hor. epod. 5, 76. 17, 28. Horat. Sat. 1, 8. Verg. Aen. 7, 758. Ov. a. a. 2, 102). Впоследствии выводили всякое чародейство от египтян, ассирийцев, вавилонян, персов, сирийцев. Отдельные явления и средства М. О мантике см. Divinatio, Дивинация ; и Chaldaei, Халдеи . Средствами оперативной магии были: магические слова и формулы (???????, carmina, cantamina, incantationes, preces; ?????????, incantatores, arioli и т. п.); особенно действенными считались древние, варварские слова и заклинания (?????, dirae, deprecationes, detestations, defixiones). Знамениты были эфесские буквы и формулы (?????? ????????), которые были вырезаны на подножке, поясе или венце эфесской Артемиды и которыми, по преданию, воспользовался уже Крез, когда был осужден на сожжение на костре; слова эти были следующие: ´?????? или ´????, ????????? или???????, ??? или?´??, ?????? или??????, ???????????, ?´???? - и значили, говорят: тьма, свет, земля, год , солнце , истинный глас; их носили как амулеты. У римлян славились Sabella carmina, Marsae voces. Волшебные травы (???????, veneficia); сюда принадлежали: polium или tripolium, moly, verbena, scilla, malva, asphodelus и др. Рlin. 20, 32. 39. 21, 7. 25, 4, 9: вырывать их было трудно и сопряжено с большой опасностью. Ноm. Od. 10, 305, Рlin 30, 2. Волшебные камни, аэролиты или же камни, вырытые из священной земли, имели б?льшую силу, чем травы, но вместе с тем имели только целебное свойство. Далее сюда принадлежат талисманы и амулеты (amuleta, ?????????, ??????????, ????????); на талисманах написаны были известные знаки; кольца (кольцо Гигеса. Plat, r. p. 2, p. 359), волшебные узлы (??????????, ??????????. Plat. legg. 11, p. 933. fila magica. Plin. 28, 12), пояса, венки (Verg. Ecl. 7, 27), музыка , магические числа, части тела животных (гиен, лягушек, человеческие кости. Plin. 28, 8. 10, 49. 28, 2). Влиянию чародейства подчиняется, с одной стороны, природа: оно останавливает звезды, производит затмение солнца, сводит луну с неба, раскалывает землю, задерживает течение рек, потрясает горы и леса. Ov. met. 7, 199 слл. Verg. Aen. 4, 487 слл. Plat. Gorg. p. 513. Hor. epod. 5. 45. Посредством волшебных песен и различных церемоний наводятся и прогоняются тучи и бури, производится засуха, неплодородие, дождь, снег и ясная погода, отводится град и т. п. Можно было перевести рожь с поля соседа на свое поле посредством употребления понтийских зелий или верчения веретена, о чем упоминается уже в законах XII таблиц (еxcantare, pellicere fruges. Plin. 30, 1. 28, 2); превращать воду в вино; оживить статуи богов и другие неодушевленные вещи (метлы, носящие воду, Lucian. Philops., с. 55). укрощали диких зверей (Орфей , Медея . Ov. met. 7, 203; как очарователи змей были известны марсы); исцеляли от укуса ядовитых пресмыкающихся посредством камней, амулетов, заговоров; таким же образом вылечивали домашних животных и т. п. Действия волшебства на человека были очень разнообразны. Чародеи, особенно женщины с двойными зрачками, могли сглазить человека (fascinatio, ??????????, ????????) или обратить его волшебною силою в животное, навести на него болезнь, убить его (убийство Германика. Tac. ann. 2, 69). С другой стороны, подобные бедствия можно было устранять также чародейством и вообще споспешестовать благосостоянию, сообщать силу и неуязвимость, возвращать молодость. Психические болезни, наводимые М., были: сумасшествие, потеря памяти и т. п. От пожаров защищали себя формулою: arse verse; греческие заговоры, волшебные ветви боярышника и лавра, повешенные на воротах, считались целительными; мертвые головы и др. держали в мастерских от дурного глаза. Волшебники открывали двери, насылали и прогоняли домовых. Детей охраняли амулетами. Для того чтобы заставить кого-нибудь полюбить, употребляли заговоры, питья (??????), вертели на колесе птицу вертошейку (iynx), употребляли волшебные узлы и т. п. Theocr. id. 2. Verg. Ecl. 8. 64 слл. Juv. 6, 609. Horat. Sat. 1, 8. Lucan. 6, 46. Tibull. 1, 2, 8. Ov. her. 6. Ov. am. 1, 8. Prop. 3, 5. Plin. 20, 5. 22, 8. 28, 6. 30, 15. 34, 18. Волшебники летают по воздуху, разъезжая, подобно Абариду, на стреле или на копье, полученном от Аполлона, души их оставляют тела и отправляются в путешествия; они появляются в одно время в разных местах (Пифагор , Аполлоний Тианский). Заклинаниями и жертвами целые народы сдерживались в подчинении; посредством черного астробола, благородного камня, завоевывали города и флотa. Plin. 37, 9. Волшебными песнями, музыкой и очищениями прекращали повальные болезни и моровые язвы; так, в Спарте - гортинец Фалет, в Афинах - Эпименид. Ради гадания вызывали умерших из ада; самый древний пример такой некромантии (??????, ????????????, ???????????, ?????????) находится у Гомера. Ноm. Od. 11, 23 слл. Касательно церемоний при заклинаниях мертвых см. , кроме того, Horat. Sat. 1, 8, 24 слл. Tibull. 1, 2, 45. Этим занимались Аппий, друг Цицерона, Ватиний, Либон Друз, Нерон, Канидия. Cic. tusс. 1, 16. div. 1, 58. Cic. Vat. 6. Tac. ann. 2, 28. Suet. Nero. 34. Horat. Sat. 1, 8. Заклинания эти производились на известных местах (??????????????, ?????????????), как, напр., при устье Ахеронта в Феспротии (Hdt. 5, 92), в аркадской Фигалейи при Авернском озере в Нижней Италии. Но, кроме того, некроманты и вызыватели душ составляли свободные артели, подобно другим волшебникам. С некромантией находится в связи заклинание демонов. Если демоны получили власть над человеком, то такие бесноватые (??????????????, ?????????????, ??????????????) освобождаются от своих мучителей посредством эфесских формул, Соломоновых заклинаний, корней, колец, слюны, ногтей, волос и т. п. Демонов заставляли исполнять разные службы; эта служба злых демонов называлась преимущественно гоетейею (???????) в противоположность???????? и???????. Сюда же относится и заклинание богов, которое сначала свойственно было этрускам и римлянам. Сюда же принадлежит вызов (evocatio) чужих богов, практиковавшийся римлянами, призвание Hумою Юпитера Елиция посредством колдовства. У греков это волшебное воздействие на богов является в орфических мистериях (???????, ????????, ?????????, ??????, ?????????????? и т. п.), которые связаны с именами Орфея, Мелампода, Мусея, Эмпедокла и др. и преимущественно имели отношение к подземным богам (????? ????????, ??????, ?????????, ??????, ?????????, ?????????????). Заклинатели старались подчинить их своей воле посредством жертв, молитв, формул, обрядов и угроз; при этом употребляли различные волшебные орудия, критские травы, египетских птиц, иберийские кости, лемносскую землю, коловорот (????) на магических нитях, золотой круг с сапфиром и т. п. Цель заклинаний состояла в излечении болезней, причинении неприятелю вреда, устранении гнева волшебных божеств, искуплении собственных проступков и отпущении грехов умершим, особенно же в получении радости и блаженства после смерти. Кающиеся должны были подвергать себя купанию в море, постам; по целым дням должны были сидеть на земле и лежать на спине. На этих основах возникла теургическая магия новоплатоников, самая высшая степень магии, по учению которой душа, представленная эманациею абсолютного, приходит в мистическое единение с богами при посредстве строгого аскетизма, всевозможных церемоний и различных волшебных орудий и подчиняет богов своему произволу. Таким образом, философ сам делается богом и может производить те же действия, как и боги. Но философы никогда не считали эти свои действия волшебством. У греков волшебство само по себе не было запрещено и не преследовалось государством; напротив, государство даже пользовалось им в отдельных случаях, так, напр., для афинян изречения Мусея и Бакида служили государственным оракулом (Hdt. 7, 6) и Эпименид был призван для очищения и искупления города. Точно так же в Спарту были вызваны фессалийские психагоги с целью примирить призрак Павсания. Если в Афинах судили и приговаривали к смерти волшебников и волшебниц, напр., Феориду и Нину (?????), то не чародейство само по себе, а преступное пользование им было тому причиною. В Риме чародейство никогда не было прямо дозволяемо, но и никогда само по себе не было и запрещаемо. Государство выступало против чародейства и иноземных гаданий только тогда, когда они угрожали опасностью государству и религии или жизни и имуществу граждан. Когда же к концу Республики большая распространенность чужеземных гаданий, казалось, стала приносить ущерб национальным гаданиям авгуров и гаруспиков, то были приняты меры против чужеземных фигляров. Август запретил астрологам заниматься своим промыслом и сжег их книги; еще строже поступал Тиберий, прибегая к казням, ссылкам и конфискации имущества. Tac. ann. Неполное определение ↓

лат. magia, от греч. mageia) - различные ритуалы, направленные на использование власти тайных потусторонних, сверхъестественных сил для достижения человеческих целей; древнейшая форма организации коллективной деятельности и коммуникации; форма раннерелигиозных верований; первый тип специализированной творческой деятельности.

Одна из первых теорий предложена Дж. Фрэзером. Он отличает М. от религии (умилостивительного культа богов) и мантики (вопрошания тайных сил) как способ воздействия на область сверхъестественного с помощью природных сил. Психологическая основа М., по Фрэзеру, кроется в ассоциации идей, между которыми не существует реальной причинной связи; апелляция к М. позволяет умному человеку доминировать над остальными, основывать королевские династии и новые roc-ва, получать статус святых и богов после смерти; М. вырабатывает первые санкции, закрепляющие частную собственность и самостоятельность индивида.

По Б. Малиновскому, М. обеспечивает уверенность в ситуациях неопределенности; на ее основе создается церемониальная структура торговли, организуются сложные формы коллективного труда; М. действует с помощью усиления социального давления на индивида и укрепляет неравенство людей в примитивных обществах; М. представляет собой в основном языковой феномен и использует специальный высокопарно-сакральный язык, отличающийся от повседневного языка, применяемого в контексте трудовой деятельности и общения; М. - предельный случай, демонстрирующий силу и активность языка, т.к. всякий язык имеет магическую функцию; миф является схемой магического действия, которое нередко сводится к про-говариванию мифа. Этнографические исследования показывают, что М. воплощает в себе фундаментальное и плодотворнейшее противоречие первобытной жизни. Она формирует новые социальные структуры, критикуя повседневную племенную реальность и обыденное сознание. Она культивирует также свободную индивидуальность, сосредоточивая всю креативную силу в «обожествленном еретике» - шамане. М. дает человеку ряд готовых ритуальных актов и стандартных верований, оформленных в определенную практическую и ментальную технику. Функция М. заключается, по Малиновскому, в ритуал изации человеческого оптимизма, в поддержании веры в победу надежды над отчаянием.

Антропологи исследуют М. в основном социологическими средствами и предлагают ее объяснение как феномена, удовлетворяющего некоторую социальную потребность (единство племени, успешность деятельности и т.п.). Психологическое объяснение М. К. Леви-Стросом ставит в центр личность первобытного шамана и характер его отношений с племенем. Наиболее значимым примером психомагического действия является магическое лечение. Для объяснения этих феноменов Леви-Строс выстраивает цепочку между психическими способностями шамана, определенным магическим ритуалом и далее - психикой и физиологией человека - объекта М. Важнейшим элементом здесь является группа, во имя которой осуществляется магический акт и которая своей верой убеждает в действенности М. Основой этой теории является гипотеза об «эффективности символов», якобы обеспечивающих коммуникативный резонанс психических и физических структур.

Все объяснения М. строятся или по космологическому, или по социокультурному принципу. Космологический, или натуралистический, способ объяснения М. предлагается обыденным сознанием, а также физикой, биологией и психофизиологией. Он строится по схеме объяснения неизвестного через якобы известное и использует логический прием аналогии. Так, М. рассматривается как реализация объективных возможностей, заложенных в природе и в самом человеке: астрология исходит из психокосмических связей; экстрасенсорика и психокинез - из психической энергии; телепатия, ясновидение, предвидение - из дальнодействия и обратного течения времени. Известные законы природы служат объяснению ряда практических и духовных способностей человека; подобно этому еще не известные, но в принципе познаваемые природные потенции кладутся в основу объяснения М.

Обособленность космологического подхода в том, что он так же неопровержим, как и сама М. Природа неисчерпаема, а научное познание бесконечно, нет сомнений в перспективах науки понять неизвестное. Наука все более сужает возможную область магического мировоззрения и практики; М., становясь понятной, превращается в науку, а большая часть непонятного объявляется суеверием и шарлатанством. Перспективы космологического понимания М. определены свойственным науке делением мира на истину и заблуждение и сводятся к вытеснению М. из культуры или редукции ее к чему-то иному, «рациональному».

Религиоведение, культурология, этнография, социальная психология, лингвистика предлагают социокультурный способ объяснения М. как функции некоторых способов социальной организации («функционализм» Малиновского), функции культуры, функции языкового символизма. Основным принципом этого способа объяснения является рассмотрение М. как реакции на определенные социальные потребности) а также потребности психологического характера (смягчение стресса, чувства вины, страха, неуверенности). В ходе магического действия осуществляется незаметная подмена целей; задача преобразования природы решается путем изменения коллективной психологии, а трансформация психики приводит к решению практической проблемы. Сущность М. обнаруживается в ее принципиальной приграничное™ с наукой и практикой; там, где практика не достигла уверенной регулярности, а наука не представляет убедительного объяснения, всегда находится место для М.

Междисциплинарное взаимодействие религиоведения, социальной антропологии, психологии, лингвистики, философии в исследовании М. выполняет не только научную, но и общекультурную функцию - раскрывает корни и содержание современного «оккультного возрождения», освобождает массовое сознание от опасных заблуждений, развенчивает псевдонаучные претензии современных оккультистов, а также идеологов, эксплуатирующих магические понятия (харизма, судьба, тайные силы) для создания политических мифологий.

О Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983; Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1985; Эванс-ПричардЭ. Нуэры. М., 1985; Элиаде М. Космос и история. М., 1987; Заблуждающийся разум. М., 1990; Магический кристалл. М., 1992; Знание за пределами науки. М., 1996; Герметизм, магия, натурфилософия в культуре XIII-XIX вв. М., 1999; Разум и экзистенция. СПб., 1999; Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1999. И. Т. Касавин

Единого принципа классификации магических приемов не существует. По сфере применения выделяют земледельческую, промысловую и охотничью М., по характеру действий индивидуальную либо групповую, а также вербальную и обрядовую М., хотя словесные и обрядовые магические действия обычно переплетаются. С т. зр. ценностных характеристик различают вредоносную (черную) и полезную (белую) М.Но чаще всего схемы классификации магических обрядов строятся по признаку назначения обрядов (хозяйственная, лечебная, любовная, военная, кладоискательская, воровская М.), а также по способу передачи магической силы с учетом психологической природы магического воздействия: симпатическая М. строится на символическом изображении желаемого; парциальная М. предполагает действие над целым по его части; к контактному виду М. относится передача желаемого свойства путем прикосновения; имитативная М. основана на провоцировании желаемого на основании образно-символического сходства с магическим действием. Выделяют также очистительные, обрядовые действия, предохранительные магические обряды и обряды умилостивительные. Инициальная М. ритуальным изобилием в день празднества призвана была обеспечить достаток в течение всего года. Различные классификации не исключают, а дополняют друг друга, позволяют полнее охарактеризовать явление, при том что многие магические действия носят сложно-составной характер и не могут быть описаны с т. зр. к.-л. одного принципа.

Хозяйственная М. направлена на обеспечение благополучия. У славян-земледельцев ею пронизаны календарные земледельческие праздники и приуроченные к ним обряды, связанные с почитанием обожествленной природы, к крой, как к сверхъестественной силе, обращаются участники магических действий. В сельскохозяйственной магии имитационные и контактные действия были нацелены на стимуляцию плодородия и повышение урожая. Во время сева практиковалось обрядовое совокупление на поле, что являлось симптоматическим средством магического оплодотворения Земли и символизировало космический брак Неба и Земли, считавшийся причиной плодородия. В ослабленной форме та же М. плодородия осуществлялась способом катания мужчин, священника или женщин по пашне. Для усиления плодородия Земли в нее зарывали изображение фаллоса, практиковалось сидение обнаженных женщин на борозде, прикосновения сеятеля к половым органам женщины, выход мужчин на посевную без порток и метание семян между ног, игровое спаривание молодежи, ритуальное целование, участие в посеве невесты или беременной женщины. Симптоматическая М. по мере деградации ритуалов плодородия в сторону упрощения сменяется контактной с большим удельным весом символической имитации.

Летняя обрядность призвана была обеспечить быстрый и качественный рост злаков. В карпогонических обрядах подскакивания вверх, подбрасывания к небу ритуального печения (обычно т. наз. лестниц) и пляски-подпрыгивания с заклинаниями высоких и дружных всходов заключалась летняя М. плодородия. Обрядовая еда (каши, кисели) с обрядовым кормлением скота и зарыванием части пищи в землю (вид жертвоприношения) дополняли весенне-летний обрядовый комплекс умилостивительными магическими действиями.

В осеннем обряде завивание «Волосовой бородки» из оставленного в поле пучка колосьев, а также в праздновании «именин снопа» был заложен принцип парциальной М., выражавшейся в представлении о концентрировании всей плодоносящей силы поля в пучке колосьев. Принципы парциальной М., когда свойство части переносится на весь объект, отразился в егорьевских обрядах, призванных предотвратить потерю животных.

С этой целью пучки остриженной шерсти скотины помещали под порог или в замок, «закрепляя» т. обр. животных за домом.

Обряды лечебной М. были направлены на изгнание болезни из тела или на предохранение от возможного вреда. Для этой цели широко практиковалась очистительная (катарсическая) М.Не без влияния контактных приемов болезнь выкуривали, отпугивали неприятными запахами, выгоняли отвратным зельем, опрыскивали водой «с уголька». В очистительных целях широко использовались св. природные стихии огня, земли, воды. Вся лечебная М. была построена на вербальных методах без применения заговорных формул не обходилось ни одно лечение, оказывающее благотворное воздействие внушением. Вербальная М. сочеталась с контактной, сообщавшей телу свойство того или иного предмета (накладывание красной повязки, прикосновение к ране различных, в т. ч. лекарственных, веществ, зашивание раны). Приемы парциальной М. применялись при остановке крови. Они основаны на введении в обряд предмета-заместителя, к-рый находился в соприкосновении с больным и, как часть, символизировал целое. Так, бинты с раны подвешивали к печи, чтоб с высыханием материи кровь остановилась. При лечении иных болезней, особенно детских, замещающим болезнь носителем выступала одежда больного, его срезанные ногти и волосы, вода, к-рой обмывали тело. По принципам парциальной логики эти заместители отправлялись вместе с болезнью по течению рек. Способы имитативной М. применялись при лечении сыпи, нарывов, ячменя, зубной боли («как у мертвяка зубы не болят - так у меня не боли», «как зерно сгорает в огне так исчезнет ячмень из глаз» и т. д.). В медицинских целях, а также при борьбе с эпидемиями широко использовалась предохранительная М. Особую силу приписывали борозде, пропаханной вокруг селения обнаженными девственницами. Чтобы не допустить распространения болезни, защищались очерченным при помощи плуга кругом и добытым трением огнем. К лечебной М. примыкает М. плодородия, направленная на охрану беременности и родов. Мн. действия восходят к свадебной обрядности (обсыпание зерном, использование защитительных свойств шкуры, сажание ребенка на колени, съедание яйца).

Любовная М. была направлена на регуляцию отношений между полами, но практиковалась чаще девушками, привораживавшими суженых.

К контактной М. относилось употребление «наговоренной» пищи, с к-рой связывались надежды на присушку жениха. Наговор на след жениха относился к парциальной М. Имитативная М. широко применялась в наговорах («как у мене сердце горит так и у него, раба божия, бы горело»).

Вредоносная М. (см. Колдовство) по большей мере основывалась на контактных принципах воздействия (подбрасывание колдовского зелья или предмета с наговором, употребление с целью порчи довольно безвредных вещей: кореньев, воды, соли, хлеба и т. д.). Нанесение вреда через предмет-заместитель, находившийся в соприкосновении с человеком (широко практиковавшиеся операции с т. наз. вынутым следом), относится к разряду парциальной М. Принципы имитационной М. были положены в основу заговоров («как мертвец умер так ты, раб божий, умри»). В целом в традиционной обрядности применялся богатый арсенал магических приемов, из сочетания к-рых складывался узор многоцелевых ритуальных комплексов.

В реликтовых формах лечебная, любовная и хозяйственная М. сохранилась в изолированных р-нах с коренным населением, живущим в экстремальных условиях (Север России) или в регионах, наименее затронутых цивилизацией (белорусское Полесье).

Отличное определение

Неполное определение ↓

"Магия — это особый вид энергии. Вы можете расколоть скалу молотом, но для этого необходимо много раз поднимать и с силой опускать молот, то есть, выделять и тратить энергию. Именно эта энергия разрушает скалу, а вовсе не молот. Заметьте, от вашей руки исходит энергия. Магия — это нечто подобное такой энергии, но исходит она от вашего разума". Как и электроэнергию, магическую энергию нельзя увидеть и пощупать, но присутствие высокой концентрации магии можно почувствовать. "Воздух был наполнен запахом магии такой силы, что я был уверен в ее способности с легкостью уничтожить всех людей, собравшихся здесь". При такой концентрации магии во рту возможно присутствие острого кисло-металлического привкуса.

Форма применения магии может быть различна: "Сам он практиковал магию жеста, "пальцовку", как ее окрестили в Эбо выходцы из России; Великий Черный, судя по его однообразному взмаху рукой, работал с внутренними заклятьями. Многие маги не без основания считали, что заклятья, сплетенные из магических нитей, нужно подкреплять дикими воплями и бормотанием, то есть собственно заклинаниями. Действительно, так получалось лучше — но подлинные маги считали это дурным тоном. Практиковались также магия дыхания — умелым выдохом маг мог повалить десяток деревьев — магия взгляда, магия жеста, магия сновидения… Наконец, среди совсем уж диких магов, которым самое место в Черных Песках, пользовалась популярностью магия подобия. Иглы, воткнутые в деревянную фигурку, на которой кровью выцарапывалось истинное имя мага-конкурента; песчаные конусы, сдуваемые магом с ровного камня и изображающие шатры врагов…"

Магия изначально не бывает "Белой" и "Черной". Такой ее делают маги, которые ее используют. "Магия — это всего лишь инструмент: Если человек избил своего соседа палкой, ты же не станешь утверждать, что дерево — плохое?" Обычно "Белой" называют магию, приносящую Добро, а "Черной", соответственно, Зло. Если вы с помощью магии выращиваете цветочки в своем саду, то кто угодно скажет, что это "Белая" магия. Если же вы эти цветы выращиваете на голове у кого-нибудь, то любой подтвердит, что это "Черная" магия. "Белый" маг использует и "Белую" магию и "Черную":

"- Белые маги при случае используют то, что известно как черная магия, и наоборот. Мы знаем, что это почти одно и тоже, но есть оттенки магии, по которым их различают — это собственные наклонности, которые проявляет маг, находясь в одиночестве; иначе это можно назвать стилем поведения. Какой стиль ближе лично тебе?

— Я использую все, что считаю нужным, — произнес Поль, — хотелось бы думать, что мои умыслы относительно чисты, но многие стремятся обелить себя в собственных глазах. Тем не менее, я думаю, что в большинстве поступаю корректно."

У магии есть свои законы, которым учат в первую очередь. Нарушение законов магии грозит как самому магу, так и окружающему его миру, большими неприятностями (не знаю можно ли назвать смерть большой неприятностью?)

Понятие магии достаточно широко и вряд ли его можно выразить в двух словах. Магия является одновременно и наукой, и искусством, и религией, которая позволяет определенным образом взаимодействовать с миром, изменять его, воздействуя на него силой своей воли. При этом под волей надо понимать не личное желание чего-либо достичь, а – единение своей воли и воли Всевышнего для достижения задуманной цели.

В большинстве случаев у людей складывается предвзятое отношение к магии, как о некотором способе делать что-то приятное для себя, не предполагая при этом никакого духовного развития. Это – обывательский подход. Если ты собираешься действительно заниматься магией, тогда тебе стоит выйти за рамки понятий, обусловленных человеческим представлением, и смотреть на магию, как на всенауку, высочайшее искусство и путь духовного развития (по отдельности каждое из этих трех понятий магией не является).

Для чего магия дана человечеству?

Магия не дана человечеству для того, чтобы мы делали свои диваны мягче, кошельки – толще, а еду – вкуснее, хоть это тоже магии под силу. Если целостно рассматривать это понятие, то можно увидеть предназначение магии , как высшего учения, позволяющего уже развитым душам, находящимся здесь на земле, быть в единстве с высшими силами и поддерживать земной порядок.

К сожалению, в наши дни мало кто из практикующих придерживается такой же точки зрения. Чаще всего люди, приобретающие какие-либо магические знания и умения, воплощают их в своей работе: ведут личный прием, либо занимаются частичным обучением (знания, которые направлены на решение тех или иных задач с помощью магии). Маг, конечно, может этим заниматься – запретов нет, но, прежде всего, он должен заниматься целым рядом вещей, которые позволяли бы гармонизировать окружающий его мир. Гармония, порядок – это основная из задач магии.

Традиционное и современное обучение магии

Магию нельзя выделить и рассматривать отдельно от истории всего человечества. Нет такой даты, которую можно считать началом магической практики, поскольку магия появилась на земле вместе с человеком и этим миром. Что же касается тех традиций, которыми наполнены различные магические учения (например, Пифагорейская школа, последователи Магизма), среди них есть отличия, но во многом они схожи. К примеру, один из таких традиционных взглядов разных магических учений касается обучения.

Традиционная модель обучения выглядела следующим образом: передача знаний происходила непосредственно от учителя к ученику, и, за частую, ученик переезжал к своему учителю в дом, жил с ним, работал вместе с ним и перенимал знания. В старину были и учреждения наподобие современных монастырей, где люди обучались магии, но это было редким явлением.

И в первом и во втором случае, была душевная близость между теми, кто учится и учит. Если сегодня, человек, выбирая куда пойти учиться, может ориентироваться по ценам, то в старые времена стоимостью обучения было служение учителю: выполнение каких-либо поручений, дел и т.п. работы «на мельнице». Это было не только платой за знания, но и важным этапом в обучении, когда ученика подвергали разного рода испытаниям для того, чтобы проверить истинность его желания стать магом. Если он не был в состоянии преодолеть свое эго и сдавался на этапе «черного ученичества» (выполнение пыльной работы), ворота на магическом пути для него были закрыты. Но, если ученик стойко преодолевал этот этап, он проходил дальше, приобретая силу и уверенность в своей цели и намерении.

Такой обычай распространен чуть ли не во всех традиционных школах, за исключением современных, потому что последние не всегда ставят перед собой цель изучать и расширять мировоззрение, постигать Силу и учиться управлять ею. Как правило, современные школы – это в большей степени коммерческие проекты, где просто создают дорогие курсы, проводят их и дают сертификат по окончанию. Конечно, у тех, кто преподает и сам занимается тем, чему он учит, нарабатывается некоторое мастерство, но их рост в магии будет ограничен уровнем их мотивации. Если их мотивируют деньги, следовательно, они не будут заниматься бесплатными исследованиями, исходя из чистого желания постичь секреты Силы. Именно поэтому современная модель обучения уступает традиционной.

Кроме этого стоит отметить, что современная модель обучения не предполагает ухода человека из социума или утрату каких-то его социальных позиций, т.е. является более доступной, но при этом и не столь углубленной. В традиционной же напротив – человек меняет свою жизнь кардинально. Сейчас нет такого подхода в обучении магии, именно по этой же причине нет и действующих учебных заведений, которые бы готовили учеников, не просто рассказывая 3-х-7-ми часовую программу, а давая им систематическое, пошаговое, рациональное обучение, постижение разных дисциплин, пересечения этих дисциплин, исследовательские и практические работы.

Как видно, традиционная модель обучения сложнее, чем современная. Чтобы стать магом недостаточно сходить на семинар, прочесть десяток книг или посмотреть чьи-то видеозаписи. Из этого можно вынести какие-то полезные магические приемы, стать человеком, приближающимся к практике или практикам. Но это не всегда делает человека магом, поскольку магом делает в первую очередь мировоззрение и обладание Силой. При этом, стоит иметь в виду, что одной Силы будет недостаточно. Сила очень изменчива и без определенного образа жизни, без должного мировоззрения она имеет эпизодическое проявление: сегодня есть, завтра – нет. Из-за этого страдает очень много людей-самоучек.

Какие виды магии бывают?

Поскольку магия – это взаимодействие с Силой, ее классификацию стоит прежде всего рассматривать, исходя из вариантов этого взаимодействия. Соответственно, различают три вида магии:

  • Личная магия – магия, осуществляемая в том числе на личной силе человека.
  • Эгрегориальная магия , которая совершается силами группы людей.
  • Техническая магия , осуществляемая силой соединенных элементов.

(Это – не канонические, а условные понятия.)

Техническая магия предполагает действие засчет энергии, вырабатываемой при соединении разных элементов. Например, рубин усиливает в человеке энергию Марса и увеличивает внутренний огонь, делая его более активным, более воинственным и волевым. Если этот минерал оправить в золото, это усилит его действие, а если оправить серебром, то это серьезным образом уменьшит силу рубина.

Личная магия действует не только засчет личных сил человека. Она предполагает управление энергией, например, взаимодействие с местами Силы, с планетами, со Стихиями, т.е. это – магия определенного канала, определенной энергии.

По этому виду магии есть распространенный вопрос: можно ли считать личную магию магией? Если мы даем себе определенную установку и начинаем как-то действовать или не предпринимаем действий, но это меняет наше состояние, какую-то ситуацию во внешнем мире, тогда это можно назвать магией. Для того, чтобы реализовать что-то в мире не всегда нужно обращаться к Духу или Божеству (по мелочам, их точно беспокоить не стоит), бывает достаточно и своего личного ресурса. Поскольку человек – это прямой носитель жизненной силы, он изначально обладает энергией, которую можно направить на материализацию определенных событий (т.е., реализуется то, на что хватит сил). К примеру, можно привести такой вид личной магии, как чарование (магия взгляда).

Если типировать магию по тем Силам , к которым обращается маг для материализации желаемого, то здесь можно выделить много разных направлений: магию Стихий (самую распространенную), некромагию (обращение к мертвым), также и магию личной силы, руническую магию, магию мест Силы, магию планет и т.п. Т.е., сюда относится все, что обладает каким-то потенциалом, к которому можно обратиться и взаимодействовать с ним.

Примечание. В таком ключе нельзя рассматривать эгрегориальную магию, потому что она требует некого разделения. В данном случае отдельно будет стоять и церковная магия, где также есть система с определенным энергетическим потенциалом, с которым можно взаимодействовать. Эгрегоры религий во многом разумны в виду того, что они соприкасаются с божественным и являются каналами между верующими и богами. Люди, которые считают, что религиозный эгрегор – это просто перераспределение энергии от всех верующих одному верховному жрецу, патриарху или еще кому-то, очень сильно заблуждаются. Причины такого заблуждения лежат в непонимании одного из принципов эгрегориальной магии: создания эгрегора религии, который выступает каналом связи с божеством.

Современный взгляд на магию

Рассмотрим три современных взгляда на магию от людей, которые в той или иной степени имеют к ней непосредственное отношение.

1. Первый взгляд обусловлен потребительским отношением к магии. В представлении людей, которые научились паре магических приемов, магия носит утилитарный характер, т.е. помогает в каких-то мелких делах и ничего более.

2. Есть мнение, что знания приобретаются интуитивным образом, т.е., не прикладывая каких-то особенных усилий, человек может приобрести некое тайное знание. Это далеко не так. Озарение может прийти интуитивно, но при должном обучении, когда у тебя достаточно знаний и где-то внутри эти знания соединяются. Это нормально. Так происходит во всех течениях, науках и искусствах. Вспомним, например, Менделеева Д.И., которого любят упоминать приверженцы второго взгляда на магию. Он создал свою таблицу во сне, однако, Менделеев всю жизнь занимался химией. Просто во сне, так уж получилось в силу трансового состояния (сон – это особое состояние мозга и сознания) у него произошел синтез уже имеющихся знаний, которые получили новую форму выражения. Вот, если бы Менделеев был плотником и всю свою жизнь занимался этим ремеслом, и вдруг во сне к нему бы явилась та самая таблица химических элементов – вот тогда это было бы реальным подтверждением данного взгляда на магию. Не приходят знания по коллоидной химии, ядерной физике и пр. людям, которые не занимаются изучением этих дисциплин. Ничего просто так никому не дается, в том числе, и все новости и новейшие разработки с иного мира никому на голову просто так не падают.))

Кроме экстрасенсов, самых ярких приверженцев данного взгляда, есть целая категория людей, которая называет себя «эзотериками» . Но, это неграмотный подход, поскольку слово «эзотерика » (термин, который ввел Пифагор) с древ.греч. «esotericos» переводится, как «внутренняя земля» или «внутренний двор» . Другими словами, эзотерика – это внутреннее знание, передаваемое только посвященным какого-то учения. Когда люди говорят, что они занимаются эзотерикой , надо полагать, что они имеют какое-то посвящение в некое учение и уже обладают какими-то внутренними знаниями этого учения. Только вот само понятие «эзотерика», используемое без понимания – какого учения, теряет всякий смысл.

3. Есть третий взгляд на магию, который свойственен практикующим магам, и он мало чем отличается от традиционного взгляда, описанного выше. Магию следует рассматривать, как науку, которой нужно учиться, как искусство, которое нужно научиться выражать; и это – религия/ путь, который нужно понимать.

Современный маг с традиционным обучением старается не афишировать свои знания и опыт, и не только потому, что наше общество это как-то не так воспринимает – само по себе афиширование своих знаний часто приводит к ситуации, когда приходится кому-то что-то доказывать. Это и не удобно, и не имеет смысла. Если же ты верно практикуешь, тогда у тебя есть Сила. А, если у тебя есть Сила, самореклама тебе не нужна (если только твоя работа не связана с оказанием магических услуг, но и в этом случае лучше, когда о специалисте говорят довольные клиенты).

В наш информационный век к магическим знаниями стоит относится критически, потому что эти знания перестали во многом быть тайными и пошли в массы, и у многих желающих их передавать, могут быть свои трактовки, отличные от источника. Не всякий, кто говорит о магии, является магом, не всякий, кто передает какие-то знания, адекватно воспринимает их.

Loading...Loading...