Кто был учителем аристотеля. Интересные факты из жизни аристотеля

Аристотель (лат. Aristotle) (384 год до нашей эры, Стагира, полуостров Халкидика, Северная Греция – 322 год до нашей эры, Халкис, остров Эвбея, Средняя Греция), древнегреческий ученый, философ, основатель Ликея, учитель Александра Македонского.
Отец Аристотеля – Никомах, был врачом при дворе македонских царей. Он сумел дать сыну хорошее домашнее образование, знание античной медицины. Влияние отца сказалось на научных интересах Аристотеля, его серьезных занятиях анатомией. В 367 году, в возрасте семнадцати лет, Аристотель отправился в Афины, где стал учеником Академии Платона. Через несколько лет Аристотель сам начал преподавать в Академии, стал полноправным членом содружества философов-платоников. В течение двадцати лет Аристотель работал вместе с Платоном, но был самостоятельным и независимо мыслящим ученым, критически относился к воззрениям своего учителя. После смерти Платона в 347 году Аристотель выходит из Академии и переселяется в город Атарней (Малая Азия), которым правил ученик Платона Гермий.

После смерти Гермия в 344, Аристотель жил на острове Лесбос, а в 343 году македонский царь Филипп II пригласил ученого стать учителем своего сына Александра. После того как Александр взошел на престол, Аристотель в 335 вернулся в Афины, где основал собственную философскую школу. Местом школы стал гимнасий неподалеку от храма Апполона Ликейского, поэтому школа Аристотеля получила название Ликей. Читать лекции Аристотель любил, прогуливаясь с учениками по дорожкам сада. Так появилось еще одно название Ликея – перипатетическая школа (от перипато – прогулка). Представители перипатетической школы помимо философии занимались и конкретными науками (историей, физикой, астрономией, географией).

В 323 году до нашей эры после смерти Александра Македонского в Афинах начался антимакедонский мятеж. Аристотеля, как македонца, не оставили в покое. Его обвинили в религиозном непочитани, и он был вынужден покинуть Афины. Последние месяцы жизни Аристотель провел на острове Эвбея.

Научная продуктивность Аристотеля была необычайно высокой, его труды охватывали все отрасли античной науки. Он стал основоположником формальной логики, создателем силлогистики, учения о логической дедукции. Логика у Аристотеля – не самостоятельная наука, а методика суждений, применимая к любой науке. Философия Аристотеля содержит учение об основных принципах бытия: действительности и возможности (акт и потенция), о форме и материи, действующей причине и цели (см. Энтелехия). В основе метафизики Аристотеля лежит учение о принципах и причинах организации бытия. В качестве начала и первопричины всего сущего Аристотель выдвинул понятие субстанционального разума. Для классификации свойств бытия Аристотель выделил десять предикатов (сущность, количество, качество, отношения, место, время, состояние, обладание, действие, страдание), которые всесторонне определяли субъект. Аристотель установил четыре начала (условия) бытия: форма, материя, причина и цель. Главное значение имеет соотношение формы и материи.

В натурфилософии Аристотель следует следующим принципам: Вселенная конечна; все имеет свою причину и цель; постигать природу математикой невозможно; физические законы не имеют всеобщего характера; природа выстроена по иерархической лестнице; следует не объяснять мир, а классифицировать его составляющие с научной точки зрения. Природу Аристотель разделял на неорганический мир, растения, животных и человека. Человека от животных отличает наличие разума. А так как человек представляет собой общественное существо, важное значение в учении Аристотеля имеет этика. Основной принцип аристотелевой этики – разумное поведение, умеренность (метриопатия).

В политике Аристотель дал классификацию форм государственного устройства, к наилучшим формам он отнес монархию, аристократию и политию (умеренную демократию), к наихудшим – тиранию, олигархию, охлократию. В учении об искусстве Аристотель утверждал, что суть искусства – подражание (мимесис). Он ввел понятие катарсиса (очищения человеческого духа), как цели театральной трагедии, предложил общие принципы построения художественного произведения.

Три книги трактата «Риторика» Аристотель посвятил ораторскому искусству. В этом трактате риторика обрела стройную систему, была увязана с логикой и диалектикой. Аристотель создал теорию стиля и разработал основные принципы классической стилистики.
Сохранившиеся произведения Аристотеля можно расположить по четырем основным группам, согласно предложенной им классификацией наук:

1. Сочинения по логике, составившие свод «Органон» (труды «Категории», «Об истолковании», первая и вторая «Аналитика», «Топика»);
2. Сводный труд о началах бытия, называемый «Метафизика»;
3. Естественнонаучные работы («Физика», «О небе», «Метеорология», «О происхождении и уничтожении», «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных»);
4. Работы в которых рассматриваются проблемы общества, государства, права, исторические, политические, этические, эстетические вопросы («Этика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика», «Риторика»).
Космология Аристотеля при всех достижениях (сведение всей суммы видимых небесных явлений и движений светил в стройную теорию) в некоторых частях была отсталой в сравнении с космологией Демокрита и пифагореизма. Влияние геоцентрической космологии Аристотеля сохранялось вплоть до Коперника. Аристотель руководствовался планетной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрич. сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звёзд. «Подлунный» мир, т. е. область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место, над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. «Надлунный» мир, то есть область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звёзд, есть область вечноравномерных движений, а сами звёзды состоят из пятого – совершеннейшего элемента – эфира.

В области биологии одна из заслуг Аристотеля – его учение о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов. Образцы целесообразности в природе Аристотель видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимная приспособленность их органов и т.д. В биологических работах Аристотеля, служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных. Материей жизни является тело, формой – душа, которую Аристотель назвал «энтелехией». Соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек) Аристотель различал три души, или три части души: растительную, животную (ощущающую) и разумную.

В этике Аристотеля выше всего ставится созерцательная деятельность разума («диано-этические» добродетели), которая, по его мысли, заключает в себе ей одной свойственное наслаждение, усиливающее энергию. В этом идеале сказалось характерное для рабовладельческой Греции 4 в. до н. э. отделение физического труда, составлявшего долю раба, от умственного, составлявшего привилегию свободных. Моральным идеалом Аристотеля является бог – совершеннейший философ, или «мыслящее себя мышление». Этическая добродетель, под которой Аристотель понимал разумное регулирование своей деятельности, он определял как середину между двумя крайностями (метриопатия). Например, щедрость – середина между скупостью и расточительностью.

Искусство Аристотель рассматривал как особый, основанный на подражании вид познания и ставил его в качестве деятельности, изображающей то, что могло бы быть выше исторического познания, имеющего своим предметом воспроизведение однократных индивидуальных событий в их голой фактичности. Взгляд на искусство позволил Аристотелю – в «Поэтике» и «Риторике» – развить глубокую, сближающуюся с реализмом теорию искусства, учение о художественной деятельности и о жанрах эпоса и драмы.
Аристотель различал три хорошие и три дурные формы управления государством. Хорошими он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу; это – монархия, аристократия и «полития» (власть среднего класса), основанная на смешении олигархии и демократии. Напротив, дурными, как бы выродившимися, видами этих форм Аристотель считал тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию. Будучи выразителем полисной идеологии, Аристотель был противником больших государственных образований. Теория государства Аристотеля опиралась на огромный изученный им и собранный в его школе фактический материал о греческих городах-государствах. Учение Аристотеля оказало громадное влияние на последующее развитие философской мысли.
В трудах Аристотеля отразился весь научный и духовный опыт Древней Греции, он стал эталоном мудрости, оказал неизгладимое влияние на ход развития человеческой мысли.

Литература
Большая советская энциклопедия.
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.

Аристотель родился в городе Стагире, который находился в греческой колонии Фракии. Из-за названия родного города впоследствии Аристотеля часто называли Стагирским. Он происходил из династии врачевателей. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III. Мать Фестида имела благородное происхождение.

Так как в семье лекарское искусство передавалось из поколения в поколение, Никомах собирался сделать врача и из сына. Поэтому с детских лет обучал мальчика основам медицины, а также философии, которая у греков считалась обязательной наукой для любого лекаря. Но планам отца не суждено было исполниться. Аристотель очень рано осиротел и вынужден был покинуть Стагиру.


Сначала 15-летний юноша отправился в Малую Азию к своему опекуну Проксену, а в 367 году до нашей эры обосновался в Афинах, где стал учеником . Аристотель изучал не только политику и философские течения, но и мир животных и растений. В общей сложности он пробыл в Академии Платона около 20 лет. Только в 345 году до н.э. Аристотель уезжает на остров Лесбос в город Митилену из-за казни его друга Гермия, также бывшего ученика Платона, который затеял войну против персов.


Через 2 года Аристотель отправляется в Македонию, куда его пригласил царь Филипп, чтобы воспитывать наследника - 13-летнего . Обучение будущего знаменитого полководца длилось почти 8 лет. По возвращению в Афины Аристотель основал свою собственную философскую школу «Ликей», которая также известна под названием перипатетической школы.

Философское учение

Аристотель разделил все известные ему науки на теоретические, практические и творческие. К первым он относил физику, математику и метафизику. Эти науки, по мнению Аристотеля, изучаются ради собственно знаний. Ко вторым – политику и этику, так как благодаря этим наукам строится жизнь государства. И к последним он относил все виды искусства, поэзию и риторику.


Центральным стержнем учения Аристотеля являются 4 главных первоначала: материя («то, из чего»), форма («то, что»), производящая причина («то, откуда») и цель («то, ради чего»). В зависимости от этих первоначал он определял действия и субъектов как благо или злодеяние.

Также мыслитель является основоположником иерархической системы категорий. Он выделял 10 категорий: сущность, количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие и страдание. Кроме того, по его мнению, все сущее распределяется на неорганические образования, мир растений и живых существ, мир различных видов животных и человека.


Также именно с идей Аристотеля начали складываться основные концепции пространства и времени как самостоятельных сущностей и как системы отношений, образовываемые материальными объектами при взаимодействии.

На протяжении нескольких последующих веков оставались актуальными типы государственных устройств, которые описал Аристотель. Он выделял 3 положительных и 3 отрицательных варианта правления. К правильным, преследующим цель общего блага, он относил монархию, аристократию и политию. К неправильным, преследующим частные цели правителя, относил тиранию, олигархию и демократию.


Но и кроме этого, Аристотель успел изучить и поразмышлять обо всех доступных в его время науках. Он оставил труды по логике, физике, астрономии, биологии, философии, этике, диалектике, политике, поэзии, и риторике. Собрание всех трудов великого философа называется «Аристотелев корпус».

Личная жизнь

В 347 году до нашей эры в возрасте 37 лет Аристотель женился на Пифиаде, приёмной дочери своего близкого друга Гермия, тирана Ассоса в Троаде. У Аристотеля и Пифиады была только одна дочь Пифиада.

Смерть

После смерти Александра Македонского в Афинах возрастают бунты против македонского господства, а самого Аристотеля, как бывшего учителя Александра, обвиняют в безбожии. Философ в очередной раз покидает Афины, так как предполагал возможность повторения судьбы Сократа – отравление ядом. Он даже произнес известную фразу «хочу избавить афинян от нового преступления против философии».


Мыслитель переезжает в город Халкис на острове Эвбей. Чтобы показать Аристотелю свою поддержку, за ним следует огромное число его учеников. Но философ не прожил на чужбине слишком долго. Буквально через пару месяцев после переселения он умирает на 62 году жизни от тяжелой болезни желудка, которая достаточно долго мучала его.

Книги

  • Категории
  • Физика
  • О небе
  • О частях животных
  • О душе
  • Метафизика
  • Никомахова этика
  • Политика
  • Афинская полития
  • Риторика
  • Поэтика

Цитаты

  • Благодарность быстро стареет.
  • Платон - друг, но истина дороже.
  • Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.
  • Ясность - главное достоинство речи.
  • Человек - это то, что он постоянно делает.
  • Начало есть более чем половина всего.
  • Преступление нуждается лишь в предлоге.
  • Мудрость - это самая точная из наук.
  • У кого есть друзья, у того нет друга.
  • Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым.

Аристотель - древнегреческий философ, ученик Платона.

Аристотель краткая биография

Аристотель родился в 384 году до нашей эры в семье врача, именно этим обусловлено огромное количество его будущих трудов в области физиологии и анатомии. В 15 лет Аристотель становится сиротой, и его дядя, взявший мальчика под свое опекунство, рассказывает ему о уже очень знаменитом в то время учителе - Платоне в Афинах.

В 18 лет Аристотель самостоятельно добрался до Афин и поступил в академию Платона, поклонником которого уже был три года. Благодаря своим успехам в научной деятельности Аристотелю предоставили место преподавателя в академии.

В 347 году д.н.э. после кончины Платона Аристотель переселился в город Алтарей. Спустя пять лет македонский царь Филипп пригласил философа воспитывать своего сына Александра. Знакомство Александра и Аристотеля было не долгим: в 339 году д.н.э. Филипп скончался и наследник уже не нуждался в уроках, да и не до них ему было в это сложное время Македонии. Аристотель вернулся в Афины уже популярным и известным ученым, в основном благодаря своей связи с царским двором.

В Афинах он основал собственную школу под названием Ликея (так называется храм Аполлона). Способ обучения учеников у Аристотеля был специфическим: он читал лекции о метафизике, физике и диалектике, прогуливаясь по саду под зеленью деревьев. Так как ситуация в Афинах ожесточалась с каждым днем, а Аристотель считался одним из приближенных Александра, он покинул Афины летом 323 года д.н.э. и поселился в Халкиде в Греции, где и умер спустя год.

Увлечения Аристотеля

В своей жизни Аристотель уделял очень много времени исследованию жизни животных: изучал жизнь насекомых, вскрывал земноводных и пресмыкающихся, составил множество томов описания моллюсков, рыб и млекопитающих. Одно из высказываний Аристотеля гласит: «Тот, кто познает начало вещей и следит за их постепенным развитием, узнает их лучше всего».

Труд «История животных» Аристотеля стал одним из самых известных произведений Античности. А систематика животного мира, созданная Аристотелем, была обязательным предметов в школах до времен К. Линнея (1707-1778).

Во времена Аристотеля был период веры в переселение душ. Сам Аристотель считал, что главнее всего в организме человека - это сердце, которое формируется раньше других органов. Именно оно, по убеждениям ученого, является мыслительным центром живого существа. Мозг же только вырабатывает жидкость, охлаждающую сердце.

У Аристотеля достаточно много учений, последователи которых до сих пор отстаивают их правоту и, надо сказать, не безрезультатно. Например, одно из них, с которым сложно поспорить:

Учение Аристотеля о четырёх причинах

  • Материя - то, из чего. Материя вечна, её не может стать больше или меньше. Все вещи состоят из материи, которая соединяется друг с другом в разных пропорциях и при разных условиях. Первичными (не измененными) материями являются воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
  • Форма - то, что. То, в каком виде существует объект. Формы создает сам Бог, либо ум живого существа.
  • Производящая причина - то, откуда. Момент времени, с которого начинает существовать вещь.
  • Цель - то, для чего. Каждая вещь существует для чего-то. Конечная (общая) цель всех вещей является Благо.

Аристотель (384-322 до Р. Х.)

Великий древнегреческий философ Аристотель родился в 384 г. до Р. X. в Стагире – греческой колонии на северном берегу Эгейского моря, близ Македонии. Семья Аристотеля по происхождению принадлежала не к местным «варварским» племенам, а к природным эллинам. Его отец Никомах был личным врачом македонского царя Аминты II, отца знаменитого Филиппа II . Близкие связи Аристотеля с македонским двором идут ещё с детских его лет.

Аристотель. Скульптура работы Лисиппа

Ещё ребёнком Аристотель лишился родителей и жил в доме своего опекуна Проксена, который дал ему хорошее воспитание. В 367 году 17-летний Аристотель поехал в Афины , чтобы изучать там философию. В этом самом славном из греческих городов он прожил двадцать лет. Аристотель поступил учеником в Академию – школу, открытую великим мыслителем . Заметив блестящие таланты Аристотеля, Платон стал отличать его среди прочих своих питомцев. Но молодой философ вскоре начал отступать от многих идей своего учителя и вырабатывать собственное мировоззрение. Заметив это, с горечью сказал, что «Аристотель оттолкнул нас от себя, как жеребенок – свою мать». Однако личные отношения двух гениев греческой мысли долго оставались дружескими.

Аристотель и Платон. Скульптор Лукка делла Роббиа

Более всего Аристотель оспаривал платоновское учение об идеях . Платон считал, что идеи образуют особый высший бестелесный мир, а Аристотель видел в них лишь сущности материальных явлений, заключённые в самих этих последних. Именно по поводу этого спора Аристотель и произнёс однажды довольно длинную фразу, более известную в сокращённом переводе: «Платон мне друг, но истина дороже».

Учитель Аристотеля, Платон

Зная о близких связях Аристотеля с македонским двором, афиняне отправили его послом к царю Филиппу II во время конфликта с ним из-за Олинфа. Когда философ вернулся из этой поездки, Платон уже умер (348), и главой Академии стал его племянник Спевсипп . То ли по этой причине, то ли из-за народного недовольства результатами посольства к Филиппу (которое не смогло спасти от разрушения взятые македонянами города), Аристотель и другой выдающийся «академик», Ксенократ, покинули Афины. Они отправились в Малую Азию к их общему другу Гермию , тирану городов Атарнея и Асса. Аристотель и Ксенократ прожили у Гермия три года, пока персидский царь Артаксеркс Ох не приказал распять того за попытку восстания. В память о погибшем жестокой смертью Гермии Аристотель написал стихотворный гимн.

Покинув Малую Азию, Аристотель прожил некоторое время в Митилене, на острове Лесбосе, родине великих поэтов Алкея и Сапфо . В 343 году царь Филипп II пригласил его в учителя и воспитатели к своему сыну, Александру Македонскому , будущему великому завоевателю. Аристотель занимался с Александром восемь лет, до самого его воцарения и пользовался огромным уважением пылкого юноши. Философ искусно умерял страстность души Александра, возбуждал в нем серьезные мысли и благородные стремления к славе и подвигам. Аристотель привил своему воспитаннику любовь к «Илиаде » Гомера – книге, с которой Александр потом не расставался всю жизнь. В благодарность Аристотелю Филипп II даже восстановил из руин родной город философа Стагиру, разрушенный македонянами вместе с Олинфом.

Незадолго до выступления Александра в восточный поход , Аристотель возвратился (335 г.) из Македонии в Афины. Он прожил в Афинах последующие 13 лет. Главой платоновской Академии был тогда Ксенократ, а Аристотель основал собственную философскую школу в Ликее – гимназии на востоке города, близ храма Аполлона Ликийского. Слово «Ликей» (лицей) стало с тех пор нарицательным – так же, как и слово «Академия». Аристотель имел привычку учить, прогуливаясь взад и вперед по аллее. От этого он и его ученики получили прозвище «перипатетиков » («прогуливающихся»). Аристотель читал в Ликее два вида лекций: для широкой публики (экзотерические – «внешние») и для лучших, хорошо подготовленных воспитанников (акроаматические или эзотерические –«внутренние», «глубинные»). Во время этого вторичного своего пребывания в Афинах Аристотель, вероятно, и написал большинство своих главных произведений. В эти годы умерла его жена, Пифиада, и философ взял себе новой супругой её бывшую рабыню, Герпиллиду.

Аристотель и его ученики. Слева - Александр Македонский и Деметрий Фалерский, справа - Теофраст и Стратон. Фреска Э. Лебедицкого и К. Раля

Александр Македонский поддерживал связь с Аристотелем и из Азии. Некоторые историки утверждают, что царь выделил своему бывшему наставнику огромную сумму в 800 талантов на научные исследования. В восточном походе Александра сопровождал племянник Аристотеля, Каллисфен , приславший дяде из Вавилона астрономические наблюдения, сделанные халдеями за 1900 лет до этого. Человек образованный, но очень честолюбивый, Каллисфен вскоре вовлёкся в оппозицию восточно-деспотическим замашкам , которые Александр проявлял всё сильнее по мере движения в Азию. Македонская знать, недовольная тем, что царь в ущерб ей приближает к себе побеждённых персов, составила против Александра заговор (327 г.). К этой конспирации, скорее всего, имел отношение и Каллисфен, и он был казнён за это.

Гибель Каллисфена, по-видимому, разрушила дружбу Аристотеля и Александра. Ходили слухи, что по окончании восточного похода Александр умер (323 г.) не своей смертью, а был отравлен, и что яд для царя прислал из Греции Аристотель в ослином копыте. Эти рассказы маловероятны, однако целиком пренебрегать ими всё же нельзя.

После смерти Александра греки восстали против македонской гегемонии , начав Ламийскую войну . Аристотель имел репутацию сторонника македонян. Возможно, по этой причине он подвергся обвинению в атеизме и счёл за лучшее бежать из Афин (конец 323 или начало 322). Философ уехал на остров Эвбею, в город Халкиду, где спустя несколько месяцев скончался от гастрита (322 г.). Жители родной Стагиры позже чтили Аристотеля как героя и учредили в его честь особый праздник. Почести философу воздавались даже в священных Дельфах .

Преемником Аристотеля на посту главы Ликея стал его самый талантливый ученик . Сын Аристотеля Никомах был, как говорят, еще в юности убит на войне, но род философа продолжила его дочь, Пифиада.

Теофраст (Феофраст). Античный бюст

был человеком телесно слабым, малорослым и болезненным . Говорил он быстро и имел дефект речи – смешивал звуки «р» и «л». В древности были распространены обвинения великого философа в изнеженности, мелочности и завистливости, но они, скорее всего, являлись лишь наветами личных врагов.

Аристотель, голова статуи работы Лисиппа

Некоторые сочинения, дошедшие до нас с именем Аристотеля, считаются подложными. Другие, очевидно, не предназначались для опубликования – это просто собрания заметок, наброски, или записные тетради его учеников. В отличие от Платона, слог Аристотеля обретает возвышенность и силу только там, где выражается какая-нибудь высокая мысль; обыкновенно же он сух и малохудожественен. Однако именно Аристотель первым выработал строго научный язык.

Аристотель - философ Древней Греции, живший в 384 г. до н. э.- 322 г. до н. э. Ученик выдающегося мыслителя того времени, Платона. Аристотель известен тем, что был наставником Александра Македонского. Знания, переданные Аристотелем Александру, были для полководца путеводной звездой всей его жизни. Философия Аристотеля достойна пристального внимания. Она и до сих пор несет в себе пользу и ценные знания.

Основы философии Аристотеля

Аристотеля интересовали как основы мироустройства, так и вопросы сущности человеческой личности. Эти исследования он отражал в своих работах, дошедших до наших дней. Мыслитель много трудов посвятил искусству риторики - обучал красноречию.

Вплотную Аристотель начал изучать философию еще в 17 лет. В этом возрасте он поступил в Академию Платона, где обучался 20 лет. Впоследствии, основал собственную философскую школу в городе Пеле, которая получила название «Ликей» (прототип современного лицея), где преподавал до конца жизни.

Составляющие философии Аристотеля

Учение философа делится на 4 части:

  • теорию - изучение проблем и его граней, происхождения и сущности явлений;
  • практику - модель государственного устройства и деятельность людей;
  • поэтику - изучение средств художественного выражения в литературе;
  • логику - науку об истинном представлении окружающей действительности.

В вопросах сущности бытия, Аристотель критиковал труды своего учителя, Платона. Он был противником однозначных теорий о мироустройстве, и считал, что каждая идея будет зависеть от обстановки в окружающем мире, а каждая вещь уникальна. Подробно остановимся на этих моментах.

Понятие метафизики

Суть метафизики Аристотеля - критика трудов Платона и его концепции о разделении мира идей и мира вещей. Ученый считает, что форма и материя неотделимы друг от друга. В материи заложено стремление воплотить в жизни те возможности, которые она заключает в себе.

Понятие «формы» по Аристотелю включает в себя три момента: сущность предмета «в настоящем времени», и потенциально возможные вещи, которые могут получиться из неё после – результат определенного создавшего её акта творчества.

Переход потенциальной возможности в существующую действительность – движение. В процессе движения, простые вещи превращаются во все более и более сложные. Постепенно, они приближаются к совершенству и к своему первоисточнику - Богу. Согласно этой концепции, Бог - это чистое мышление, которое не имеет выражения в вещественной форме. В дальнейшем, мышление просто не может развиваться – оно достигло совершенства, но Бог не существует отдельно от материального мира.

Аристотель о физике

По мнению ученого, материя возникает, исчезает и изменяется по законам движения, которое представляет собой бессмертную жизнь природы во времени и пространстве. Целью движения является постепенное расширение границ влияния формы над материей, и совершенствование жизни.

Ученый выделяет 4 основных вещества, из которых состоит Вселенная - огонь, воздух, вода и земля.

Философия Аристотеля четко разграничивает направления движения: вверх (к границе мира) и вниз (к центру Вселенной). Обусловлено это тем, что одни предметы (вода, земля) имеют тяжелый вес, а другие (огонь и воздух) легкие; из этого следует, что каждая из стихий двигается по-своему: воздух и огонь стремятся вверх,а вода и земля - вниз.

Вселенная, согласно философской мысли, имеет форму шара. Внутри нее по четко обозначенным окружностям движутся небесные тела, которые тоже имеют шарообразную форму. Граница Вселенной - это небо, которое представляет собой живое существо, и состоит из эфира.

Что такое душа

Аристотель считал, что каждый живой организм имеет нечто, руководящее им - душу. Они есть не только у людей, но и у растений, животных. Это то, что отличает живое от мертвого.

Согласно трактатам мыслителя, душа и тело не существуют друг без друга, поэтому, невозможно изучать одно и другое отдельно.

Мыслитель отличает души растений и животных от человеческой. Последняя - частица божественного разума, имеет более возвышенные функции, чем ответственность за пищеварение, размножение, передвижение и ощущения.

Философ о природе

Аристотель в трудах говорил о том, что материя всегда будет стремиться к более совершенному состоянию. Так, предметы неорганического мира постепенно становятся органическими; растения в процессе эволюции преобразуются в предметы животного царства. Все в природе представляет собой частицы единого целого.

Постепенно, жизнь организмов становится все ярче и ярче, и достигает своего пика, воплотившись в человеке.

Аристотель об этике

Древнегреческий философ говорил о том, что суть добродетели состоит не в знании того, что есть добро и зло, потому что, наличие знания не способно удержать человека от совершения дурных поступков. Нужно сознательно тренировать в себе волю к совершению добрых поступков.

Добро - это преобладание разума над человеческими желаниями и страстями. Поведение человека можно назвать этическим, лишь тогда, когда он находит компромисс между своими желаниями и тем, как нужно поступить, согласно морально-этическим нормам. Не всегда человек хочет поступить правильно. Но усилием воли он должен контролировать свои действия. Поступив нравственно и справедливо, мы испытываем чувство довольства собой.

Нравственность неразрывно должна быть связана с государственностью и политикой.

Аристотель о политике

Высочайшей целью нравственной деятельности человека является создание государства. Согласно этой идее, ячейкой общества и государственности является отдельная семья. Супруги состоят между собой в союзе, который основан на нравственности. Руководит им мужчина, но женщина в семье тоже имеет свободу в своих действиях. Мужчина должен в большей степени иметь власть над детьми, чем над своей супругой.

Согласно Аристотелю, рабство - это нормальное явление. Каждый грек может иметь рабов из варварских племен. Ведь они - существа высшей природы. Рабы находятся в полном подчинении своего господина.

Несколько семей образуют общину. А когда общины соединяются между собой - появляется государство. Оно должно обеспечивать счастливую жизнь для каждого, стремиться делать граждан добродетельными. Государство должно стремиться к совершенному устройству жизни.

В своем трактате «Политика» ученый приводит несколько разновидностей форм государственного правления: монархия (государством правит одно лицо), аристократия (правят несколько человек) и демократия (источником власти является народ).

«Поэтика» Аристотеля

Многогранный Аристотель изучал также искусство драмы. Он написал отдельный трактат, посвященный этой отрасли - «Поэтика», который не дошел до нас целиком, но некоторые страницы этого труда, сохранились. Поэтому мы знаем, что думал великий философ о драматическом искусстве.

Ученый считал, что суть трагедии - пробуждать в зрителях сострадание и ужас. Благодаря таким сильным впечатлениям, человек испытывает «катарсис» - происходит его духовное очищение.

В пьесах Древней Греции всегда рассматривался определенный период времени. Философ в трактате «Поэтика» говорил о том, что время, место и действия в сюжете не должны расходиться с друг другом (теория «трех единств»).

Многие драматурги в своей работе опирались на учения Аристотеля. Позже, в «Новое время» в Европе не всегда стали придерживаться теории «трех единств», но она стала основой классического стиля в искусстве.

Loading...Loading...