Многие знания преумножают скорбь. Умножающий знание умножает печаль

Блж. Августин

потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь

Знание вещей земных и небесных род людской имеет обыкновение оценивать очень высоко. Но, конечно же, лучшими [из его представителей] являются те, кто предпочитает этому знанию самопознание. Душа, которая знает свою немощь, более достойна похвалы, нежели та… что остается в неведении, каким путем достичь своего спасения и утверждения. Кто же, будучи поднятым пылом Святого Духа, уже пробудился к Богу и [кто] в любви к Нему обесценился пред самим собой, желая, но не имея сил войти в Него; и кто, будучи Им просвещенным, обратил внимание свое на себя, а также увидел и познал, что невозможно смешивать свои недуги с Его чистотою, - тот считает сладостным проливать слезы, испрашивать у Него, чтобы Он вновь и вновь смилостивился, доколе не исчерпается все его несчастие; вымаливать с упованием, [словно] уже добившись безвозмездного ручательства в своем спасении от единственного Спасителя и Просветителя человеков. Ведь потому знание нуждающегося и страждущего не надмевает, что любовь назидает. Ибо он предпочел знание знанию, так как он предпочел познать немощь свою, нежели пределы мира, основания земли и высоты небес. А умножая познание , он умножил скорбь , скорбь от своего странствия из-за желания [достичь] своей отчизны и благого Бога Творца.

О Троице.

Итак, очевидно, что древность буквы, если недостает новизны духа, более способна сделать нас виновными из-за знакомства с грехом, нежели от греха освободить. Почему и написано в другом месте: …кто умножает познания, умножает скорбь (Еккл. 1:18) . Не потому, что сам закон порочен, но оттого, что властный указ имеет преимущество в наглядном показе букв, а не в содействии духу. Если указ исполняется под страхом кары, а не из любви к праведности, то это исполнение по рабству, а не по свободе, а значит, вообще никакое не исполнение. Ибо нет доброго плода, который не произрос от корня любви.

О духе и букве.

Лопухин А.П.

потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь

Ибо во множестве мудрости множество негодования: и кто прилагает мудрость, прилагает печаль. Чем больше кто будет постигать мудрость, тем больше он негодует, что подчинен порокам и далек от добродетелей, к которым стремится (Прем. 6:7) . А поелику сильные будут терпеть и сильные муки, и кому более поручается, от того более и взыскивается, то прилагающий мудрость прилагает поэтому и скорбь, сокрушается печалью по Боге и скорбит о грехах своих. Поэтому и Апостол говорит: «кто есть веселяяй мя, точию приемляй скорбь от мене» (2 Кор. 2:2) . Но, может быть, можно разуметь здесь и то, что муж мудрый скорбит о том, что мудрость скрывается в таком отдалении и глубине, и не сообщается уму так, как свет зрению, а достигается с некоторыми мучениями, невыносимым трудом, постоянным углублением и занятиями.

Толкование на книгу Екклезиаст.

https://www.cia.gov/Library/publications/the-world-factbook/rankorder/2066rank.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D1%83%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8
Никакой адекватной реакции читателей. А вдуматься, как с этим можно вообще жить, если из этой информации сделаны правильные и логически непротиворечивые выводы?
Здесь вспоминается Кассандра, которая имела дар ясновидения и предсказания, но Боги сделали так, что ей никто не верил. На самом деле это не Боги, это люди обычно бывают несовершенные, недалёкие, глупые и равнодушные. Нет, лучше В.С. Высоцкого не скажешь:
Фредерик Сэндис КАССАНДРА

Долго Троя в положении осадном Оставалась неприступною твердыней, Но троянцы не поверили Кассандре,- Троя, может быть, стояла б и поныне. Без умолку безумная девица Кричала: "Ясно вижу Трою павшей в прах!" Но ясновидцев - впрочем, как и очевидцев - Во все века сжигали люди на кострах. И в ночь, когда из чрева лошади на Трою Спустилась смерть, как и положено, крылата, Над избиваемой безумною толпою Кто-то крикнул: "Это ведьма виновата!" Без умолку безумная девица Кричала: "Ясно вижу Трою павшей в прах!" Но ясновидцев - впрочем, как и очевидцев - Во все века сжигали люди на кострах. И в эту ночь, и в эту кровь, и в эту смуту Когда сбылись все предсказания на славу, Толпа нашла бы подходящую минуту, Чтоб учинить свою привычную расправу. Без умолку безумная девица Кричала: "Ясно вижу Трою павшей в прах!" Но ясновидцев - впрочем, как и очевидцев - Во все века сжигали люди на кострах. А вот конец - хоть не трагичный, но досадный: Какой-то грек нашел Кассандрину обитель,- И начал пользоваться ей не как Кассандрой, А как простой и ненасытный победитель. Без устали безумная девица Кричала: "Ясно вижу Трою павшей в прах!" Но ясновидцев - впрочем, как и очевидцев - Во все века сжигали люди на кострах.

Страшно знать и понимать, но не иметь возможности донести это знание и понимание до людей. Есть и другая трактовка, что любое знание полученное человечеством кого-то убивает и цена этого получаемого знания неизмеримо больше самих крупиц истины. Что-то на поэтов понесло сегодня. Юрий Кузнецов АТОМНАЯ СКАЗКА

Эту сказку счастливую слышал Я уже на теперешний лад,

Как Иванушка во поле вышел И стрелу запустил наугад.

Он пошёл в направленье полёта По сребристому следу судьбы. И попал он к лягушке в болото, За три моря от отчей избы.

Пригодится на правое дело! - Положил он лягушку в платок. Вскрыл ей белое царское тело И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала, В каждой жилке стучали века. И улыбка познанья играла На счастливом лице дурака.



2 февраля 1968 Когда становишьсястарше, конечно становишься, если не умнее, то опытнее. Сам понимаешь, какие трагические ошибки совершал, хочешь предупредить детей и...не получается. Обычно все нарабатывают собственный опыт, а цена бывает сама жизнь и не всегда своя, бывает и чужая. С ужасом думаю, как нас демократы - рыночники развели в 80-е годы и мы стали это проверять на своём опыте и ценой стали миллионы жизней (которые мы точно и посчитать не можем, может это самое страшное и есть). Есть у нас памятник НЕИЗВЕСТНОМУ СОЛДАТУ, все понимают зачем, за что и ПОЧЕМУ? Интересно - будет ли ПАМЯТНИК НЕИЗВЕСТНОЙ ЖЕРТВЕ ЛИБЕРАЛЬНЫХ РЕФОРМ, когда невозможно объяснить зачем, за что и ПОЧЕМУ? Тем не менее УНЫНИЕ СМЕРТНЫЙ ГРЕХ (автору думается, что и БЕЗОСНОВАТЕЛЬНЫЙ ОПТИМИЗМ). Имея в виду вышеприведённые аспекты надо понимать, что без получения информации невозможно делать правильные выводы и планировать правильные действия. Поэтому даже трагическое познание, умножающее скорбь и печаль обеспечивает движение вперёд. Не познавая, не накапливая и не передавая накопленные знания потомкам человечество давным давно бы вымерло. Поэтому познание объективно необходимо. И последнее - познание во многом это творческий процесс. Но нет в жизни большего счастья ЧЕМ ТВОРЧЕСТВО!!!

Во многой мудрости много печали
Из Библии (церковно-славянский текст). В Ветхом Завете (Книга Екклесиаста, или Проповедника) написано (гл. 1, ст. 17-18): «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это - томление духа. Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (рус. пер.).
Иносказательно: чем больше человек узнает о себе, ближних своих и о мире в целом, чем больше познает собственное и чужое несовершенство, тем больше и его печаль по этому поводу.
Используется: также, как шутливо-ироническая форма отказа в какой-либо информации.

  • - крыл. сл. Выражение из Евангелия...
  • - крыл. сл. Кому много дано, с того много взыщется Выражение из Евангелия...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - третьи моляры человека...

    Большой медицинский словарь

  • - Кому много дано, съ того много спросится. Кому много дано, съ того много взыщется. Ср. Мужчины въ домашнемъ быту легкомысленны, живутъ умомъ, а не сердцемъ, не понимаютъ многаго, но женщина все понимаетъ.....
  • - Из песни «Как хорошо на свете жить», написанной Исааком Дунаевским на слова Василия Ивановича Лебедева-Кумача для кинофильма «Веселые ребята» ...
  • - Выражение из Евангелия...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Из Библии. В Евангелии от Луки сказано: «...И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут»...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Коли в крещенье собаки много лают, будет много зверя и дичи...
  • - МУ́ДРОСТЬ, -и,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - Кому много дано, с того много взыщется. Ср. Мужчины в домашнем быту легкомысленны, живут умом, а не сердцем, не понимают многого, но женщина все понимает... От нее все зависит. Ей много дано, с нее много и взыщется...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - У ночи много звѣздъ прелестныхъ, Красавицъ много на Москвѣ. А. С. Пушкинъ. Евг. Онѣг. 7, 52. Ср. In Sachsen, wo die schönen Mädchen wachsen. Ср. Quot coelum Stellas, tot habet tua Roma puellas. Пер. Сколько на небѣ звѣздъ, столько въ Римѣ дѣвушекъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ДВОР - ДОМ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. РЕМЕСЛО -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"Во многой мудрости много печали" в книгах

«Я хочу жизни - много, много…» Дневник О. Ф. Берггольц: 1928–1930 годов

Из книги автора

«Я хочу жизни - много, много…» Дневник О. Ф. Берггольц: 1928–1930 годов Публикация Н. А. Прозоровой Публикуемый дневник Ольги Федоровны Берггольц (1910–1975) посвящен началу ее поэтического пути, литературной жизни Ленинграда конца 1920-х годов, личным и творческим

Чтобы много потреблять, сначала необходимо много произвести

Из книги Разбогатей! Книга для тех, кто отважился заработать много денег и купить себе Феррари или Ламборгини автора ДеМарко Эм-Джей

Чтобы много потреблять, сначала необходимо много произвести В чем же ирония? Успех на поприще предпринимательства позволит вам потреблять все, что вы захотите, без ущерба для кошелька. Чтобы много потреблять, сначала необходимо много произвести. К сожалению, у

Часть вторая. Душа, как много в этом слове, для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось…

Из книги РЭЙКИ-Путь души автора Окунев Дмитрий Валентинович

Часть вторая. Душа, как много в этом слове, для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось… Молодой жизнерадостный человек пришёл к отцу и говорит:– Папа, порадуйся за меня, я поступил в университет! Наконец-то я нашёл своё счастье!– Очень хорошо, сын мой, –

НАЧАЛО МУДРОСТИ - ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ; О ДВОЯКОЙ МУДРОСТИ- ИСТИННОЙ И ЛОЖНОЙ

Из книги Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения автора Перевезенцев Сергей Вячеславович

НАЧАЛО МУДРОСТИ - ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ; О ДВОЯКОЙ МУДРОСТИ- ИСТИННОЙ И ЛОЖНОЙ Поэтому покой - это высшее благо; ревнители мира сего направляют к нему все свои старания, однако покой этот, как было сказано, ложный. Философы ложно обещали его последователям своих учений.

Начало мудрости – познание самого себя; О двоякой мудрости – истинной и ложной

Из книги Оружие христианского воина автора Роттердамский Дезидерий Эразм

Начало мудрости – познание самого себя; О двоякой мудрости – истинной и ложной Поэтому покой – это высшее благо; ревнители мира сего направляют к нему все свои старания, однако покой этот, как было сказано, ложный. Философы ложно обещали его последователям своих учений.

Во многой мудрости много печали

автора Серов Вадим Васильевич

Во многой мудрости много печали Из Библии (церковно-славянский текст). В Ветхом Завете (Книга Екклесиаста, или Проповедника) написано (гл. 1, ст. 17-18): «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это - томление духа. Потому что

Москва... как много в этом звуке / Для сердца русского слилось! / Как много в нем отозвалось!

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Москва... как много в этом звуке / Для сердца русского слилось! / Как много в нем отозвалось! Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) А. С. Пушкина (1799-1837), гл. 7, строфа 36.Цитируется, чтобы выразить восхищение столицей России, историческими, национальными особенностями

Как избавление от зуба мудрости прибавляет мудрости.

Из книги Всемогущий разум или простые и эффективные техники самооздоровления автора Васютин Александр Михайлович

Как избавление от зуба мудрости прибавляет мудрости. Зуб мудрости, как ты это прекрасно знаешь, имеет неприятную особенность слишком рано покидать своего хозяина. Правда, предварительно основательно помучив его. Этот зуб у меня совершенно не хотел быть здоровым. И чтобы

Но это было на много позже… А в начале были тараканы. Очень много тараканов…

Из книги Вторжение между ног. Правила съема автора Новиков Дмитрий

Но это было на много позже… А в начале были тараканы. Очень много тараканов… 2 серия: ВнешностьВ моем классе училась девушка. Звали… нет, не хочу называть ее имени. Пусть онабудет Фросей. Фрося была красивой. Как мне тогда казалось. А может она была простолидером и могла

Из книги Итоги № 2 (2013) автора Итоги Журнал

Много-много «Масок» / Искусство и культура / Художественный дневник / Ждем-с!

Из книги Итоги № 2 (2014) автора Итоги Журнал

Много-много «Масок» / Искусство и культура / Художественный дневник / Ждем-с! Много-много «Масок» / Искусство и культура / Художественный дневник / Ждем-с! Фестиваль «Золотая маска» в этом году продлится с 28 января по 16 апреля. «Маска»

Нужно ли буквально понимать слова «Во многой мудрости много печали»?

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Нужно ли буквально понимать слова «Во многой мудрости много печали»? Иеромонах Иов (Гумеров)Слова эти являются частью стиха 1-й главы книги Екклесиаста. Точное понимание их требует прочтения всей книги и правильного ее толкования. Эта фраза, взятая вне богословской

16. Говорил я с сердцем моим так: вот я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания.

автора Лопухин Александр

16. Говорил я с сердцем моим так: вот я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания. Если все дела и стремления человеческие ничтожны и безрезультатны, как дым, как погоня за ветром,

17. И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал что и это - томление духа; 18. потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания - умножает скорбь.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

17. И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал что и это - томление духа; 18. потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания - умножает скорбь. Екклезиаст на собственном опыте убедился, что приобретение мудрости

Глава 15. Ищи мудрости, и она почиет на тебе. – Нечестивые далеки от мудрости. – Господь заповедует балгочестие, но не стесняет свободной воли человека: пред человеком добро и зло, жизнь и смерть, и чего он сам пожелает избрать, то и дастся ему

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

Глава 15. Ищи мудрости, и она почиет на тебе. – Нечестивые далеки от мудрости. – Господь заповедует балгочестие, но не стесняет свободной воли человека: пред человеком добро и зло, жизнь и смерть, и чего он сам пожелает избрать, то и дастся ему 1-6 заканчивают собою мысль,

Нужно ли буквально понимать слова «Во многой мудрости много печали» (Еккл. 1: 18)? Действительно ли познание умножает скорбь?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Слова эти являются частью стиха 1-й главы книги Екклесиаста. Точное понимание их требует прочтения всей книги и правильного ее толкования. Эта фраза, взятая вне богословской логики автора, воспринималась и воспринимается в соответствии с мировоззренческими настроениями людей: в духе философского (А. Шопенгауэр, Э. Гартман), литературного (Дж. Леопарди) или житейски-обыденного пессимизма, свойственного большинству неверующих людей. Екклесиаст же (евр. кохелет - «говорящий в собрании») учит видеть великое и единственно непреходящее благо только в Боге: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека ; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12: 13-14). Но прежде, чем привести тех, кого он поучает, к мысли, что «благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его» (Еккл. 8: 12), Екклесиаст, в традициях высокой библейской поэзии, показывает тщету земных благ и мирских преимуществ. Печаль на душу наводит и однообразная повторяемость смены поколений: «Род проходит, и род приходит» (Еккл. 1: 4). Печаль вызывает и созерцание бесконечной повторяемости явлений природы: «Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь» (Еккл. 1: 5-7).

Но и занятия человеческие не утешают проповедника. Труд тоже не дает постоянного счастья. «Что пользы человеку от всех трудов его?» (Еккл. 1: 3). Это понятие пользы является как бы искомым, достижение чего сделало бы жизнь человека несуетной, имеющей смысл. В еврейском тексте употреблено существительное ithron . Во всей Библии оно встречается только в книге Екклесиаста. Переводчики на русский язык передают его словом «польза». Однако речь не идет о пользе в обычном значении. Честно исполненный труд не может быть бесполезным. Он жизненно необходим. Екклесиаст, несомненно, в слово итрон вкладывает высший непреходящий смысл. Речь идет о счастье, которое является не призрачным и скоро текущим, а устойчивым и вечным. Без этого все - «суета сует» (Еккл. 1: 2). Автор употребляет слово хэвэл (от халдейского habal - «дымиться, испаряться»). Первоначальное значение этого слова - «дыхание, дуновение», то есть то, что быстро исчезает, испаряется. Отсюда переносный смысл: «пустое, безрезультатное занятие». У пророка Исаии словом хэвэл названо дело, которое не приносит пользы, напрасное, тщетное (см.: Ис. 30: 7). Соломон, автор книги Екклесиаста, говорит не просто о тщетности земного, но употребляет превосходную степень: хэвэл хавалим («суета сует»). В еврейской грамматике словосочетание «хэвэл хавалим» («суета сует») называется status constructus, то есть сопряженное отношение; применяется оно для выражения предельной степени чего-либо. Например, в положительном значении: «небеса небес» (Втор. 10: 14; Пс. 67: 34), «царь царей» (Езд. 7: 12; Дан. 2: 37), «Святое святых» (Лев. 16: 33; Числ. 4: 4).

Не принесло облегчение сердцу и познание земного: «И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем» (Еккл. 1: 13). Разочарование оказалось таким же горьким. К излюбленному выражению «хэвэл хавалим» он прибавляет «реут руах» («томление духа») (Еккл. 1: 14). Екклесиаст убедился, что земная мудрость и знания оказались такой же суетой, как и все в человеческой жизни. Он приходит к мысли: «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл. 1: 18).

Однако воспитанный в вере отцов Екклесиаст не мог стать пессимистом. Он познал пути Божественного Промысла: «Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, - и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его» (Еккл. 3: 14). Обретший в своем сердце Бога вместе с мудростью обретает и истинную радость, а не печаль, как думают пессимисты, не познавшие Бога: «Кто - как мудрый, и кто понимает значение вещей? Мудрость человека просветляет лице его, и суровость лица его изменяется» (Еккл. 8: 1).

Учение о мудрости в Псалтири, в книгах Екклесиаста и Притч, так же и в других ветхозаветных Писаниях, имело прообразовательное значение. Оно приготовляло к восприятию высшей премудрости, которая явилось в Иисусе Христе: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!» (Рим. 11: 33). Только соединившись с Христом, человек может обрести подлинную мудрость, которая не только не умножает печаль и скорбь, но дает блаженную радость познания новой жизни.

(ораторская речь)

Как часто слышим мы от наших мудрейших учителей и почитаемых нами родителей «Scientia est potentia» - «Знание – сила» или же другое крылатое выражение – «Знание – свет, незнание – тьма». Но размышляли ли Вы, высокопочтенные граждане, над вопросом, являются ли эти слова верными для каждого из нас или жизнь преподносит нам такие ситуации, в которых лучше не знать истины? Именно этой теме будет посвящено сегодня мое выступление.
Мыслители античных времен и известные нам поэты нашего государства высказывали иные идеи в своих трудах; для них знание – не было абсолютным критерием счастья и залогом хорошей жизни. Правитель царства израильского, легендарный Соломон, сын царя Давида и Вирсавии, в «Книге Экклезиаста» приводит к нашему размышлению явные доказательства того, что «от многой мудрости много скорби, и умножающий знание умножает печаль». Так ли это? Я поддерживаю мысль Соломона, ибо даже мой, небольшой, жизненный опыт заставляет меня убедиться в истинности этих слов.
О высокопочтенные граждане, что пытаемся познать мы, живя в этом бренном мире? Суть вещей и тайны природы, человеческую психологию и самого себя. Да! Труднее всего нам познать именно самих себя. Но не кажется ли Вам, высокопочтенные граждане, и Вам, о мудрые магистры, что иногда лучше не знать правду, скрывающуюся за завесой сознания?
Как радостно бывает молодому разуму, когда он открывает нечто новое и, как ему кажется, нечто неизвестное доселе! И какое огорчение ждёт его, когда он узнает, что кто-то давным-давно уже сделал это открытие. Знание принесло ему несчастие, глупец же оставался бы в радости и счастии, наивно полагая, что он мудрее всех живших до него. Соломон устами Экклезиаста говорил: «Нет для человека иного счастья, как есть и пить, и чтобы душе его было хорошо от труда его». Но узнавший, что труд оказался тщетным, счастлив не будет, душе его не будет покоя. Так что же, о высокопочтенные граждане, неужели, следуя этому, надо нам оставаться глупцами и отказываться от знания истины?
Нет! Нет, я не призываю вас оставаться в неведении! Ибо «мудрость – лучшее орудие, а один ошибающийся погубит много доброго». Идя по любому пути, глупец, встречая людей умнее себя, в их глазах все равно будет выглядеть глупцом. И считая себя мудрым, он только себя и обманывает, ибо «не хватает ему разума» убедить других в своей мудрости.
Но часто ли, о высокопочтенные граждане, один глупец встречается с множеством мудрецов? Нет, намного чаще мудрый попадает в общество глупых. Но и в этом случае беда настигает его: глупость человеческая не знает границ и то, что оказывается за рамками понимания глупцов, подвергается насмешкам и издевательствам. Сколько история знает случаев, когда мудрейшие люди были затравлены соотечественниками и объявлены сумасшедшими? Великое множество. Имена их хоть и известны нам, но со временем будут забыты. И нет никакой разницы, был человек глупцом при жизни или мудростью своею поражал человечество – «участь одна всем». «Умирает мудрый наравне с глупым».
«Scio me nihil scire» - «Я знаю, что ничего не знаю». Так говорил Сократ. И если бы мы решились связать эти изречения Соломона и Сократа, то оказалось бы, что ничего не знающий не знает и горя. Но, о высокопочтенные граждане, не значит ли это и того, что знание о своем незнании приносит нам печаль? Позднее, намного позднее Джордано Бруно писал, что вдвойне слеп тот, кто не видит своей слепоты.
Горько и страшно мне, когда вижу я поколение юных слепцов, бредущих во тьме незнания и жизнь свою посвящающих одним только развлечениям. Пройдет время, исчезну и я, и Вы, и никто из ныне подрастающих глупцов не сможет вспомнить наши имена. И никто из них не сможет узреть в толпе ни одного мудреца. И не будет ни одного мудреца, понимающего, что вокруг него глупцы.
Быть ли глупцом и оставаться вечно счастливым, закрывая глаза на истину, или же быть открытым для знаний и становиться мудрее, но страдать от понимания несовершенства мира и людей, живущих вокруг нас – каждый выбирает сам. Наша жизнь – лишь погоня за ветром. И пока мы живы, я призываю Вас, о высокопочтенные граждане, ЗНАТЬ, ибо у нас, живых, есть такой выбор, ибо «мертвые ничего не знают». Знайте и ощущайте эту жизнь во всей противоречивости и насыщенности эмоций и чувств. И если станет плохо Вам на душе, знайте, Вы – ЖИВЫ. И Вы намного живее тех, кто вечно счастлив, но не способен прочувствовать человеческое горе.

***
Античный образ, ЧГУ, г. Череповец, 2012 г.

Loading...Loading...