О грехах вольных и невольных. Невольный

И я думаю, что совесть не может быть обусловлена.

Она наблюдатель, выступает как свидетель, она я есть Я - контролёр,

В моем восприятии эти все составляющие разнесены: совесть (категории чувствования "хорошо"-"плохо"), интуиция (Высшая Воля-Знание, явленные в буддхи), Свидетель всего, что в нас (тела, мыслей, чувств, переживаний совести, интуиции) и То, Что, превосходит все это, вмещая их.

Говоря, что совесть - наполовину обусловлена социумом, я имею в виду, что в нее как в структуру, принадлежащую бессознательному, входят в т.ч. те установки, которые закладывают в нас родители, общество (этот вопрос рассматривал, в частности, З. Фрейд). Поэтому то, за что "стыдно", "мучает совесть" в одном обществе-семье, совершенно нормально для общества-семьи с другой моралью (грубый пример, но чтобы не растекаться мыслью по древу: в обществе каннибалов есть людей не стыдно, в нашем - смертный грех; или - индиец, вкусивший мясо коровы, часто испытывает "угрызения совести", западный житель отнюдь, и более того - вегетарианство порой принимает за "что-то с головой не так").

Вот что пишет о "чистой" совести и об ее искажениях Николай Бердяев ("О назначении человека"):

...(Совесть) есть орган восприятия Бога. ...В том, что можно назвать явлением чистой совести, душа стоит перед Богом и свободна от влияний мира... ...Свободная совесть есть величайшее нравственное благо и самое условие возможности нравственной жизни.

Совесть не обществом вложена в человеческую личность, хотя общество и действует на совесть. ...Внутренне свобода совести нарушается, искажается, затемняется грехом, и борьба за чистоту свободной совести есть борьба с грехом. Внешне же свобода совести нарушается и насилуется социальной обыденностью... И это социальное насилие над свободой совести совершается не только государством, властью, внешней церковью, пользующейся органами государственной власти, но и “общественным мнением”, “общественным мнением” семьи, национальности, класса, сословия, партии и пр. ...Невозможно ждать личных, свободных, оригинальных, определяющихся из глубины нравственных суждений от якобинцев или коммунистов. Личная совесть у них парализована и заменена коллективной, массовой совестью вновь образовавшейся социальной обыденности.

(Надеюсь, что выделенные Н. Бердяевым группы для примера не уведут от сути проблемы - того, как совесть человека может подменяться коллективным сознанием, идеологией. Кстати, и в моей семье есть подобный пример: меня крестили тайно, потому что отец был преданный коммунист и перед Партией ему могло быть стыдно за "грех" отступления от ее Учения, идеалов).

Вопрос соотношения совести-интуиции и того, что выше них хорошо раскрывается Свами в книге "Шудха адитья":

САИ: - ...Когда вы превзошли уровень интеллекта, вы достигаете другого уровня, называемого интуиция. Интуиция прямо настроена на Чит, Сознание. Сила интуиции происходит из Читы, поэтому вы можете считать интуицию Майя-Шакти.

S. - Это то же самое, что и совесть?

САИ: - Нет. Совесть - это голос интеллекта. Интуиция - голос Бога, Внутренний Голос, в то время как совесть говорит вам, что правильно, а что - нет, интуиция говорит вам, что "существует" и что "не существует". В идеале, человеку следует действовать на уровне интуиции, но требуются годы садханы и самодисциплины, чтобы достичь этого.

S. - Это состояние Чистого Сознания?

САИ: - Да, но над этим есть и другое состояние, называемое Сверх-Сознание. Это Чит, или Чайтанья, или Брахман. Оно вечное, неизменное и неразрушимое и поэтому это Нитья. терминах микрокосмоса оно называется Пуруша, а соответствующая энергия или жизненная сила называется Пракрити. Эти двое, Пуруша и Пракрити, (Нитья и Майя) присутствуют как общие факторы в каждом человеке и существе".

Таким образом, если говорить на "языке оболочек", то совесть относится к оболочке интеллекта, интуиция - некий "переходник" к восприятию чистого Сознания.

В других выступлениях Свами, действительно, часто говорит о том, что совесть - голос Бога. Вероятно, это обусловлено тем, что Он обозначает ближайший, доступный всем уровень восприятия Божественного, на который следует ориентироваться как на "высшего представителя" до тех пор, пока не пришел черед главенство в управлении занять более тонкому проявлению Бога в нас.

ДОФАМИНЭРГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И УПРАВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ ОРГАНИЗМА ПРИ ВЫСОКИХ НАГРУЗКАХ

Дофамин относится к группе катехоламинов и является биохимическим предшественником норадреналина и адреналина. Синтез этих трёх веществ осуществляют клетки симпатоадреналовой системы, которая, как следует из названия, объединяет симпатическую нервную систему и надпочечники. При активации симпатоадреналовой системы происходит быстрый выброс в кровоток всех трёх катехоламинов, что приводит к следующим физиологическим изменениям: увеличению частоты и силы сердечных сокращений; расширению кровеносных сосудов, что увеличивает кровоснабжение сердечной мышцы при повышении уровня функциональной нагрузки; расширению сосудов, что обеспечивает приток большего объема крови к активной скелетной мускулатуре; сужению сосудов в большинстве других тканей, что обеспечивает отток крови от них к активным мышцам; повышению артериального давления, что улучшает перфузию мышц и венозный возврат; расширению бронхов и улучшению газообмена; повышению скорости обменных процессов, необходимых для компенсации энергетических затрат организма вследствие интенсивной мышечной активности; улучшению умственной активности, скорости восприятия и принятия решения, что позволяет лучше сконцентрироваться на достижении высоких спортивных результатов; и усилению гликогенолиза, в результате чего глюкоза поступает из печени в кровь и используется в качестве источника энергии. Перечисленные изменения в организме способствуют оптимальной жизнедеятельности в кратковременной стрессовой ситуации или при подготовке спортсмена к длительной мышечной нагрузке. Эффект, который оказывают дофамин и другие катехоламины на клетки-мишени, определяется специфическим набором мембранных рецепторов (дофаминовые и/или адрено-рецепторы) и связанными с этими рецепторами внутриклеточными механизмами передачи сигналов.

продолжение

Дофамин оказывает действие на периферические ткани, которое напрямую зависит от дозы и опосредовано его взаимодействием со специфическими дофаминовыми рецепторами, локализованными на периферии и в центральной нервной системе.
Индивидуальная реакция организма на введение дофаминэргических препаратов отражает особенности распределения рецепторов к дофамину (и адренорецепторов) и скорость метаболизма дофамина.
В ответ на действие стрессорных факторов из окончаний симпатических нервов выделяется но-радреналин/адреналин и относительно небольшое количество дофамина, поэтому в ситуации стресса содержание дофамина в плазме крови оказывается намного ниже, чем содержание норадренали-на/адреналина.
L-DOPA является предшественником катехоламинов и продуктом самой медленной реакции в цепочке биосинтеза: "тирозин —> L-DOPA", катализируемой тирозин-гидроксилазой. Концентрация L-DOPA в плазме человека оказывается примерно в 10 раз выше, чем концентрация норадре-налина. Это вызвано более быстрой скоростью распада и утилизацией норадреналина по сравнению с L-DOPA.
Раньше считалось, что весь L-DOPA полностью утилизируется в окончаниях симпатических нервов (быстро преобразуется в дофамин) и не выходит во внеклеточное пространство. Тем не менее, довольно весомая часть L-DOPA поступает из симпатических нервов в артериальную и венозную систему, снабжающую кровью конечности, голову, сердце, надпочечники и кишечник (Goldstein et al., 1991). Источником дофамина в центральной нервной системе служат небольшие скопления нейронов, локализованных в дугообразном ядре, вентральной области покрышки и черной субстанции. Дофамин, выделяемый нейронами черной субстанции, контролирует двигательную активность и обеспечивает интеграцию сенсорных и моторных функций.
Дофамин играет исключительно важную роль в центральной нервной системе.
Во-первых, дофамин участвует в контроле целостного процесса движения и является одним из ключевых нейромодуляторов экстрапирамидной (стриопаллидарной) системы. Эта система обеспечивает согласованную работу мышц, что придает плавность движениям, а также дает возможность прервать начатое действие. Здесь нейромодуляторные функции дофамина имеют первостепенное значение. Дофамин поступает в стриопаллидарную систему из черной субстанции (substantia nigra) по нигростриальному пути. При снижении уровня дофаминэргической иннервации стриопаллидарной системы наблюдают уменьшение двигательной активности, снижение скорости двигательных реакций, состояние заторможенности и скованности, гипертонус мышц. Особенно важно, что именно стриопаллидарная система обеспечивает наиболее экономное потребление мышечной энергии в процессе выполнения движения. Во-вторых, дофамин контролирует формирование целенаправленного поведения, процессы мотивации и положительные эмоциональные реакции при достижении цели. Эти процессы протекают в лимбической системе, куда дофамин поступает по мезолимбическому пути и оказывает нейромодуляторное действие. Недостаток дофамина в мезолимбической системе сопровождается изменениями, которые могут привести к серьезным нарушениям психического здоровья (депрессии, состояния агедонии, некоторые виды шизофрении), легкому формированию лекарственных и наркотических зависимостей. Дофамин, синтезированный нейронами головного мозга, не проходит через ГЭБ, не попадает в кровь и не выходит на периферию.
Повышение дофаминергической иннервации головного мозга спортсмена будет способствовать более точной работе центрального механизма контроля и координации движений (экстрапирамидальная система), а также призвано облегчить психологическое состояние спортсмена (концентрация сил, настрой на победу), необходимое для достижения максимально высоких результатов.
Достоверные данные о взаимосвязи между уровнем дофамина спортсменов и их физическим состоянием были получены во время мирового чемпионата по лыжным гонкам кросс-кантри. Авторы исследовали концентрацию адреналина и дофамина в утренних пробах мочи у 9 спортсменов национальной команды Швейцарии с помощью жидкостной хроматографии. Судьи национальной команды оценивали спортивные достижения участников лыжных гонок в конкурентной борьбе, используя 11 бальную шкалу. Была обнаружена значимая положительная корреляция между судейскими оценками спортсменов и концентрацией катехоламинов (дофамина и норадреналина). Максимальный уровень катехоламинов был обнаружен у лидера команды. Это позволило предположить, что высокий уровень дофамина является индикатором отличного физического состояния спортсмена, а повышенный уровень адреналина вызван ситуацией острой конкурентной борьбы во время соревнований.
Обмен катехоламинов значительно различается у спортсменов в разных спортивных дисциплинах. Обмен норадреналина усиливается во время соревнований, сопряженных с длительными физическими нагрузками и требующих высокой физической выносливости. Высокий уровень адреналина отражает эмоциональное состояние спортсмена в соревновательный период, и, кроме того, высокая скорость обмена адреналина может оказаться важной в тех видах спорта, которые требуют быстроты и точности выполнения двигательных реакций. Концентрация катехоламинов в крови резко возрастает (в 5-10 раз) и снижается в течение десятка минут, а физиологический эффект такого выброса может продолжаться часами.
Повышение концентрации дофамина (адреналина и норадреналина) в крови наблюдают во время тренировок, требующих повышенной физической выносливости и/или с применением дополнительной физической нагрузки при этом длительность нагрузок может варьировать в широких пределах . Благодаря выбросу катехоламинов (в т.ч. дофамина) организм способен быстро повысить скорость энергетического обмена и быстро восполнить энергетические затраты на мышечную активность. Содержание катехоламинов повышается за несколько минут до старта , что отражает особый эмоциональный настрой спортсмена (психологический стресс) и подготовку организма к быстрой мобилизации внутренних резервов организма (физиологический стресс). Таким образом, катехоламины обеспечивают физиологические изменения организма спортсмена, необходимые для достижения максимальных результатов, а также его психологическую готовность.
Дофамин играет важную роль в поддержании спортивной формы спортсмена в условиях повышенной физической нагрузки, и способствует мобилизации энергетических ресурсов организма. Предшественники дофамина (например, леводопа), проникая гематоэнцефалический барьер, способны повысить активность структур (лимбической системы головного мозга), участвующих в формировании стремления к достижению рекордных результатов. Таким образом, дофамин оказывает двойное действие: за счет периферического действия дофамин модулирует физическую активность спортсмена, а его центральное действие обеспечивает необходимый психологический настрой спортсмена на победу.
Препараты L-DOPA (леводопа) или Ь-3,4-дигидроксифенилаланин широко используются в клинической практике как наиболее эффективное средство медикаментозного лечения болезни Паркин-сона. В отличие от дофамина, L-DOPA проникает через гематоэнцефалический барьер, захватывается окончаниями сохранившихся дофаминергических нейронов черной субстанции, где происходит реакция декарбоксилирования экзогенной L-DOPA и синтез дофамина, который выходит из синаптиче-ских окончаний в области переднего мозга и неостриатума. Известно, что препараты L-DOPA в терапевтических дозах не нарушают синтез эндогенного дофамина, а наоборот, усиливают его выработку. Кроме того, L-DOPA способствует высвобождению гормона роста человека (соматотропина), который регулирует энергетический обмен. Повышенный уровень соматотропина сохраняется в течение 120 минут после приема препарата.
Биологическая доступность леводопа выше, чем у её предшественников — фенилаланина и тирозина, кроме того, эффективность леводопа в отношении выработки дофамина намного выше по сравнению с предшественниками .
Целью работы явилось определение уровня катехоламинов (адреналина, норадреналина и дофамина) в моче тренированных к физическим нагрузкам спортсменов в сравнении с нетренированными добровольцами и исследование условий повышения физической активности с помощью предшественника дофамина L-DOPA в экспериментах на животных.
В ходе исследований было проведено параллельное тестирование образцов мочи (забор образцов производился утром натощак в состоянии покоя) в обеих группах с помощью иммунофермент-ного анализа. В связи с тем, что показателем объема мышечной массы, которая может различаться у тренированных спортсменов и нетренированных лиц, является креатинин, измеряли также и его уровень. В результате сравнительного анализа было выявлено, что концентрация адреналина в моче людей в исследованных группах была одинаковой (8,1 ± 1,2 нг/мл и 10,6 ± 1,7 нг/мл, р < 0,34), в то время как концентрация норадреналина и дофамина была достоверно выше в моче тренированных лиц и составила 59,0 ± 5,0 нг/мл и 14,5 ± 2.5 нг/мл (р < 0.015) для норадреналина и 384,0 ± 54,5 нг/мл и 110,5 ± 1,5 нг/мл (р < 0,037) для дофамина. Концентрация креатинина в моче тренированных и нетренированных лиц составила 174 + 52 нг/мл и 75 ± 15 нг/мл (р < 0,021) соответственно. При этом следует отметить, что все изученные параметры находились в пределах уровня нормы.
Исследование влияния L-DOPA на физиологические показатели, характеризующие физическую выносливость у лабораторных животных (крысы) в условиях эксперимента, включало изучение влияния его малой (5 мг/кг) и средней (10 мг/кг) концентрации на показатели физической активности и локомоторных функций в условиях статической нагрузки и оценку возможности возникновения побочных эффектов со стороны центральной нервной системы (ориентации в пространстве и поведения).
Исследование проведено на группе крыс с использованием оригинальной лабораторной установки для моделирования статической физической нагрузки. Показателем выносливости служила длительность предъявления физической нагрузки до появления субъективного проявления усталости. Работа включала два этапа, которым предшествовал подготовительный этап: трехдневный период, когда животных адаптировали к условиям эксперимента и физической нагрузке (в отсутствии препарата). Первый этап — предъявление физической нагрузки на фоне введения L— DOPAb малой дозе (5 мг/кг). Второй этап — предъявление физической нагрузки на фоне введения L— DOPA в средней дозе (10 мг/кг). В ходе эксперимента были исследованы следующие физиологические показатели: ежедневно оценивали состояние мышечной системы и локомоторных функций (на аппарате «Ро-тарод»), ежедневно проводили контроль массы тела, однократно измеряли артериального давления и болевую чувствительность, до после экспериментальной серии оценивали исследовательское поведение и локомоторную активность в тесте «открытое поле».
Введение L-DOPA в малой (5 мг/кг) и в средней дозе (10 мг/кг) не привело к изменению времени появления субъективных признаков усталости в условиях выбранного теста (статическая физическая нагрузка). По критерию времени удержания на сетке (среднего, максимального и суммарного) достоверная разница между контрольной и опытной группами была обнаружена только при использовании L-DOPA в дозе 10 мг/кг. Эта разница сохранялась на протяжении 10 дней после прекращения инъекций L-DOPA. Различия между контрольной и опытной группами по показателям суммарного времени удержания на сетке достигли уровня значимости р=0,016 в период с «10» по «23» день эксперимента, что соответствовало третьему дню применения L-DOPA в дозе 10 мг/кг и последующему отрезку времени после прекращения инъекций L-DOPA.
При характеристике вестибуло-локомоторной активности (тест на аппарате «Ротарод») разница между животными контрольной и опытной групп была обнаружена на 10-ый день тестирования, что соответствует третьему дню после начала ежедневных инъекций L-ДОРА в дозе 10 мг/кг. Животные, получавшие L-DOPA, были способны дольше удерживаться на барабане «Ротарод»-а. Этот эффект наблюдался с «10» по «23» дни эксперимента (р=0.0001), то есть, эффект сохранялся после прекращения инъекций как минимум в течение десяти дней. Таким образом, субхроническое введение L-DOPA в суточной дозе 5 мг/кг не вызывает нарушений локомоторной активности и ориентации животных в пространстве, а ведение L-DOPA в суточной дозе 10 мг/кг улучшает координацию движений и способность животных ориентироваться в пространстве. Характерно, что данный эффект начинал проявляться на 3-4 день после начала введения препарата и сохранялся на протяжении 10-и дней после прекращения инъекций. Это свидетельствует о том, что введение препарата в дозе 10 мг/кг по представленной нами схеме доказывает наличие долговременных изменений метаболизма, что положительным образом сказывается на реализации вестибуло-локомоторных функций у экспериментальных животных. Проведенное исследование позволяет заключить следующее. 1) Субхроническое введение L-DOPA в дозе 10 мг/кг способствует росту физиологических показателей, характеризующих физическую выносливость при статических нагрузках. 2)
Применение L-DOPA(10 мг/кг) положительным образом сказывается на реализации вестибуло-локомоторных функций у экспериментальных животных. 3) Введение L-DOPA (10 мг/кг) по представленной схеме вызывает долговременные изменения физиологических показателей, которые сохраняются на протяжении 10 дней после прекращения инъекций препарата, способствует увеличению исследовательской активности у экспериментальных животных и снижению у них уровня тревожности. Полученные результаты являются основой для оптимизации использования L-DOPA для повышения физической выносливости и психо-эмоциональной стабильности спортсменов в условиях высоких нагрузок.

Невольный … Орфографический словарь-справочник

Непроизвольный, безотчетный, бессознательный, инстинктивный, машинальный, механический, невменяемый, стихийный, рефлекторный. Безотчетный, беспричинный страх панический... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н.… … Словарь синонимов

НЕВОЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. Совершённый без умысла, непроизвольный, случайный. Невольная улыбка. Н. упрёк. Н. свидетель. | сущ. невольность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

I прил. 1. Совершенный или совершаемый без умысла, нечаянно, случайно. 2. Бессознательный, непроизвольный. 3. Независимый от собственного желания, собственной воле [воля I 3.]; вынужденный. 4. Случайно оказавшийся в каком либо положении или в… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Невольный, невольная, невольное, невольные, невольного, невольной, невольного, невольных, невольному, невольной, невольному, невольным, невольный, невольную, невольное, невольные, невольного, невольную, невольное, невольных, невольным, невольной … Формы слов

Прил., употр. часто Морфология: неволен, невольна, невольно, невольны; невольнее; нар. невольно 1. Поступок, действие вы называете невольными, если вы совершили их случайно, ненамеренно. Невольная вина, ошибка. | Его слова вызвали у меня… … Толковый словарь Дмитриева

Вольный преднамеренный … Словарь антонимов

невольный - нев ольный (ненамеренный, нечаянный) … Русский орфографический словарь

невольный - (ненамеренный, непроизвольный) … Орфографический словарь русского языка

невольный - нево/льный (ненамеренный, нечаянный) … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Книги

  • Невольный грех , Бальзак Оноре де. &171;Озорные рассказы&187;, веселые и ироничные, с описаниями любовных утех и прекрасных женщин от знаменитого Оноре де Бальзака. ISBN:978-5-699-89050-7…
  • Невольный грех , Бальзак О.. «Озорные рассказы», веселые и ироничные, с описаниями любовных утех и прекрасных женщин - от знаменитого Оноре де Бальзака…

Священник Владимир Хайров рассказал «Главному», почему зачастую неправильно понимают смысл покаяния и каким грехам больше всего подвержено современное общество.

Сегодня мне бы хотелось поговорить о покаянии не только как об исповеди в храме перед Причастием. На греческом языке, из которого пришло к нам слово «покаяние», оно звучит как «метанойя» и имеет более глубокий смысл. Это изменение ума, перемена образа мыслей, всеобъемлющее изменение в жизни, которое поворачивает человека к Богу.

Однако очень часто «покаяние» в современном мире понимается неправильно. Существует расхожее мнение о том, что человек может покаяться, потом согрешить и опять каяться - и так по кругу. При таком подходе покаяние становится лишь формальностью и не приносит никакой пользы кающемуся. Но если мы говорим о метанойе - мы говорим об изменении своего ума, вектора жизненного движения и всей причинно-следственной связи, которая связывает человека с его страстями. То есть, искренне покаявшийся уже не может совершать осознанно оставленные грехи. Если же он снова возвращается к прежнему греху - значит он не покаялся в полном смысле этого слова.

Все наши грехи делятся на вольные и невольные. Невольные грехи рождаются в сердце независимо от воли человека и могут одержать людей, живущих и благочестиво, и неблагочестиво; людей воцерковленных и невоцерковленных. Это, например, раздражительность, лень, зависть, уныние, всевозможные помыслы, в том числе и блудные. А вольный грех - это осознанный грех, тот, который человек совершает по своей свободной воле; это внешнее проявление страстей, например, месть или измена. Но бывает также, что грань между вольными и невольными грехами внутри нас стирается. Апостол Павел говорил об этом так: «Бедный я человек!.. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:24,19). С вольными грехами на первоначальном этапе нужно бороться покаянием - ибо только тот человек, который имеет истинное покаяние, постепенно освобождается от этих грехов.

Каков же истинный смысл слова «покаяться»? Покаяние - это не просто слова «Господи, прости». Это слова «Господи, я ненавижу свой грех, оставляю его и очень хочу измениться». Святой Иоанн Златоуст говорит, что «Бог требует от тебя признания не для того, чтобы наказать, но чтобы простить; не для того, чтобы Ему узнать грех твой: разве Он и без этого не знает? Но для того, чтобы ты узнал, какой долг Он прощает тебе. Хочет Он показать тебе великость Своей благости для того, чтобы ты непрестанно благодарил Его, чтобы был медлительнее на грех и ревностнее к добродетели».
Покаянием нужно бороться с парализацией воли и направлять ее в сторону света. Ведь когда бесовские силы парализуют волю человека, он идет у них на поводу, даже если это приносит ему боль. Зачастую человек не может оставить какой-либо грех по причине гордости и самолюбия.

Грех в Православной Церкви всегда понимался не как вина, а как болезнь. В наше время, как и во все века, страсти одинаковы. Мы больны многими грехами: раздражительностью, унынием, многостяжанием, блудной страстью, гордостью. Поэтому когда говорим об избавлении от греха - это скорее не прощение, а исцеление. Господь учит, что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9:12). То есть, человеку, желающему покаяться, необходимо признать свою болезнь. При таком понимании священник-духовник выступает как врач, который непрестанно и регулярно наблюдает человека. Ведь многие болезни требуют длительного лечения, поэтому и исповедь должна быть достаточно регулярной, чтобы исцелиться от греха. В Русской Церкви существует традиция, по возможности, не менять своего духовника; ведь каждый врач может прописать разные рецепты.

Меня многие спрашивают - как правильно каяться на исповеди? Знаете, часто человек приходит на исповедь и начинает просто перечислять страсти: «Каюсь в том, что я раздражителен, грешен сребролюбием, унынием, маловерием...» А я отвечаю: «Знаете, у меня все то же самое». Будет лучше, если человек скажет, какими именно вольными грехами он грешен (болен), какие проявления греховных помыслов имеют дальнейшее развитие в его душе и в его поступках. Но нельзя говорить о том, что покаяние возможно лишь на исповеди. Потому что покаяние - это вся жизнь человеческая; человек призван изменяться не только в момент исповеди, а на протяжении всего своего жизненного пути.

Когда человек начинает вести духовную жизнь, это помогает ему измениться - потому что он начинает читать Писание, святых отцов, ходит на церковные службы и творит молитвы. Эти добродетели обнажают его жизненную неправду и все его духовные болезни. Почему мы зачастую боимся приходить на исповедь? Потому что это обличает многие наши грехи. Но после исповеди и Причастия Господь может действовать в каждом из нас через благодать Святого Духа. И человек становится способен достичь состояния, когда он может не грешить. Святые же достигали состояния более высокого - когда человек в Духе Святом уже не может грешить.

Многие люди боятся обвинять и осуждать себя. А христианство проповедует, что самоосуждение и самообвинение - спасительно, если человек стоит на правильном христианском пути. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Укоряйте себя, укоряйте свое немощное произволение, и в обвинении себя найдете утешение. Обвините себя и осудите себя, а Бог вас оправдает и помилует».

Текст Марии Иентш,
Журнал «Кто Главный», февраль 2013 г.

Loading...Loading...