Океаниды. Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни

Моряки — это всегда очень верующий народ, потому что их профессия неразрывно связана со стихией и многочисленными опасностями в которых человеческих сил и умений не хватает, а военные моряки в особенности. Но даже на фоне последних выделяются военнослужащие русского ВМФ, славного многими христианскими традициями.

В преддверии Дня военно-морского флота России , вспомним на каком фундаменте вырос русский флот и как сильно он связан с Православием.

Начать хотя бы с главного — с корабельного флага, который является святыней для каждого военного. В русском военно-морсом флоте в качестве боевого знамени используется Андреевский флаг, введённый в самом начале XVIII столетия по указу Петра Великого и посвящённый святому апостолу Андрею Первозванному.

Андреевский флаг

Большие дела на Руси всегда начинались с обращения за покровительством к Богу. Когда в 1699 году Пётр I задумал создать флот и отвоевать у шведов жизненно важный для русской торговли выход к Балтийскому морю, обратиться за покровительством он решил к апостолу Андрею.

Первозванный ученик Христов считается покровителем рыбаков и представителей профессий, связанных с морем. Он был родом из галилейских рыбаков и его юность была неразрывно связана с плаваниями по Галилейскому морю (Геннисаретскому озеру), которое временами было довольно бурным.

В День Пятидесятницы, когда на апостолов сошёл Святой Дух и появилась Церковь, ученики Спасителя распределили между собой по жеребью страны, в которым им предстояло проповедовать. Здесь апостолу Андрею достались земли вокруг Чёрного моря — северный берег современной Турции, побережье Кавказа и Ставрополья, Крым и Болгария. В пути ему снова пришлось путешествовать на кораблях.

По Преданию, апостолу Андрею также довелось проповедовать и на берегах Днепра как раз в тех местах, где впоследствии была построена первая столица Руси — город Киев. Поэтому апостола Андрея в нашей стране особенно почитали.

После многолетних путешествий и благовестнических трудов апостол Андрей Первозванный оказался на территории современной Македонии, где за проповедь Евангелия местные власти распяли его на косом кресте. Так он принял мученическую смерть.

При подготовке Устава для флота Пётр I дал такое описание его будущего флага: «Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он». Таким образом, от самого своего основания русский флот был посвящён Богу и отдан под покровительство апостола Андрея.

Покровители моряков

Помимо святого апостола, у русского флота имеется ещё целый ряд небесных заступников, к которым моряки часто обращаются за помощью: святитель Николай, Мир Ликийских чудотворец, который пи жизни воскресил разбившегося насмерть матроса, упавшего с мачты, а после кончины в чудесных явлениях на водах успокаивал море или спасал тонущих мореплавателей от гибели; страстотерпец Климентий Нагорный (дядька цесаревича Алексея расстрелянный в Екатеринбурге), который при жизни был простым балтийским матросом — трудолюбивым, честным и верным; мученик Фока, который по Преданию жил в приморском городе Синоп (северо-восток современной Турции) в V веке и в ненастные ночи зажигал на морском берегу яркий костер, свет от которого помогал найти морякам верный путь к берегу; а также святой праведный адмирал Фёдор Ушаков.

«Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность оного флота под моим начальством на море, сохранением Всевысочайшей благости ни одно судно из оного не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался», — писал в 1804 году адмирал Ушаков в докладной записке императору.

Этот праведный флотоводец провёл множество морских сражений и ни в одном из них не понёс поражения, но Церковью причислен к лику святых не за это, а за своё постоянное упование на помощь Божию, за искреннее усердие во всех порученных ему делах и за постоянную заботу о каждом человеке, находящемся под его командованием или в порученной ему зоне ответственности.

Каждое сражение, да и вообще каждое важное дело Федор Федорович Ушаков начинал с молитвы и причастившись в храме Святых Таинств. Перед боем он напутствовал своих моряков: «Идя в бой, читайте 26, 50 и 90 псалмы и вас не возьмет ни пуля, ни сабля!». Во время нахождения эскадры русских кораблей в Константинополе в 1798 году святой адмирал Ушаков вместе с послом России в Турции нанес визит константинопольскому патриарху Георгию V и только после его благословения начал освобождение греческих островов от французских оккупантов.

Как флаг и шканцы стали корабельной святыней

Поднятый флаг — это не просто зримый символ, обозначающий принадлежность корабля тому или иному флоту, но и сигнал неприятелю, указывающий на готовность экипажа отразить любую агрессию, направленную против их Родины. Пока флаг поднят, корабль жив и моряки сражаются, а значит флотоводец и боевые товарищи на других кораблях могут на них рассчитывать.

Древним прообразом флага являлись церковные хоругви (знамёна), на которых часто вышивался лик Спасителя. Проще говоря, первые боевые знамёна — это иконы. Отсюда и отношение к ним, как к святыне. Кроме того, боевые знамёна и флаги перед передачей их на корабль обязательно приносят в храм, где священник с молитвой совершает над ними Чин освящения.

С древних времен существует традиция самым почетным местом на корабле считать шканцы — часть верхней палубы от грот-мачты до бизань-мачты. Связано это с тем, что именно здесь располагались во время корабельных молитв иконы Господа, Богородицы и святых. Также на шканцах на русских военных кораблях собиралась команда для чтения Морского устава, оглашались приказы и выносились приговоры суда.

При входе на шканцы все моряки от матроса до адмирала обязаны были снимать головной убор. Позднее снятие головного убора заменило совершение воинского приветствия путем кратковременного прикосновения к козырьку фуражки, обозначавшее готовность снять головной убор.

Строительство и наименование кораблей

Строительство части военных кораблей для русского флота всегда ведётся на пожертвования народа и различных организаций. В том числе верующих людей и Церкви. Эта традиция зародилась от самого основания русского флота, когда монастырям и купеческим кумпанством царём Петром было определено нести «корабельную повинность». Некоторые архиереи и священники при этом проявили и частную инициативу в сборе пожертвований.

Например, святитель Митрофан Воронежский убеждал народ помогать царю всеми силами, а однажды передал государю 6000 рублей. Позже святитель Митрофан ещё несколько раз присылал царю деньги, приписывая: «на ратных». Также жертвовал деньги на создание флота и Новгородский митрополит Иов.

В последующие столетия в годы войн священноначалие проводило по церквям особый кружечный сбор на создание и укрепление армии и флота. В том числе и эти средства дважды помогали стране воссоздавать флот после страшных поражений в Крымской и Русско-Японской войнах.

Во время Великой Отечественной войны в Фонд обороны верующие пожертвовали 300 000 000 рублей. На эти деньги строились танковая колонна «Дитрий Донской» и эскадрилья «Александр Невский», но они же шли и на другие нужды, в том числе — создание или ремонт боевых кораблей. Сегодня традиция постройки части военных кораблей на пожертвования также живёт…

Наименование боевых единиц флота в честь святых или церковных праздников — тоже очень древний обычай. В русском флоте он присутствовал с момента его основания. Так, один из первых кораблей Петра Великого назывался «Гото Предистинация» — «Божье Предвидение». В 1758 году был спущен на воду самый большой для того времени, боевой 100-пушечный корабль «Святой Дмитрий Ростовский».

Корабли, находившиеся под командованием святого Адмирала Ушакова, также в основном носили названия, связанные с Церковью: «Рождество Христово», «Мария Магдалина», «Святой Владимир», «Святой Павел», «Преображение Господне», «Святой Георгий Победоносец», «Святой Андрей Первозванный», «Амвросий Медиоланский» и другие.

В составе современного российского ВМФ находятся такие корабли, как: «Ярослав Мудрый», «Адмирал Ушаков», «Георгий Победоносец», «Князь Владимир», «Дмитрий Донской», «Илья Муромец» и другие.

Духовное окормление моряков

Ещё одной традицией, зародившейся ещё в петровские времена и дошедшей до наших дней является военное духовенство. Пётр I ввел должности флотских обер-иеромонахов, права и обязанности которых были определены в Морском уставе.

Обер-иеромонахи освящали корабли при их закладке и спуске на воду, а также корабельные флаги и оружие военных моряков. Перед боем и после него они служили молебны, а во время сражения помогали раненым и ободряли оробевших матросов. В мирное время обер-иеромонахи обычно находились в пределах военно-морских баз, где совершали богослужения в гарнизонных храмах, специально отведённых для молитвы военнослужащих.

С начала 90-х годов Русская Православная Церковь вновь начала окормлять военнослужащих. В 2009 году был восстановлен институт военного духовенства и священники вновь появились в полках и на военных кораблях. Также восстановлены или построены гарнизонные храмы в расположении главных военно-морских баз.

Непобедимость русских моряков

Храбрость и стойкость русского солдата и, в особенности, русского матроса или морского пехотинца известна во всём мире. Ноне бывает храбрости у человека, который не знает кого он защищает и за что готов заплатить жизнью.

Воин, защищающий свое Отечество, должен знать, зачем он берет в руки оружие и когда и как он может его применять. Обоснованием для применения оружия должно быть не только требования воинского устава, но и нравственная оправданность его использования. Именно христианство дало русским воинам твёрдое понимание собственной правоты в деле защиты Родины, основанное на духовном опыте и придало военной службе характер высоконравственного служения.

В последнее воскресенье июля в России традиционно отмечается День военно-морского флота, который уже более 300 лет совершает великие открытия и гуманитарные миссии, но, главное, стоит на страже берегов Родины от любых угроз.

Поздравляем всех имеющих отношение к флоту с этим замечательным праздником и желаем им помнить, насколько тесно жизнь моряка связана с Церковью и с помощью Божией и не забывать молиться Господу во в любых обстоятельствах своей жизни. Он всегда готов укрепить, утешить и одарить своей милостью верующих в Него.

Андрей Сегеда

Вконтакте

Православного человека икона сопровождает везде, в том числе на рабочем месте. И нет ничего удивительного, когда неожиданно приходит помощь после молитвы перед иконой святого - покровителя вашей трудовой деятельности.

Икону можно разместить в офисе и обращаться к ней с молитвой в трудных ситуациях, так или иначе происходящих на работе, перед принятием ответственного решения. А святой, изображенный на иконе, незримо поможет в трудный момент.

Покровителя профессий выбирают по деяниям святого. Эта традиция существует с незапамятных христианских времен - например, мореплаватели с давних времен поклонялись святителю Николаю Чудотворцу.

Церковь специально благословляет считать того или иного святого покровителем в деле. Сейчас его обычно объявляет Патриарх Московский и всея Руси. Не так давно патриарх Алексий II благословил горняков, всех работников горнодобывающей отрасли обращаться к святой великомученице Варваре. Но никакого списка или «графика», с какой частотой и для каких профессий (узких специализаций или целых отраслей) назначать святого покровителя, нет.

Если для вашей профессии покровитель пока не определен, вы сами можете прочитать жития святых и найти того, чьи деяния связаны с вашей профессией. Например, официально покровитель Интернета не объявлен, но в результате дискуссий пользователи Интернета сами выбрали себе кто Иоанна Богослова, кто – Иоанна Златоуста.

Еще лучше, если этот святой - ваш местный. Например, был в вашем краю великомученик, исцелявший людей травами, а вы врач - ему и молитесь.

Наше обращение к святым-помощникам в разных нуждах никогда не бывает напрасным. Они своими молитвами оказывают помощь в труде, скорбях, болезнях и печалях, материальных и духовных нуждах, помогают противостоять наветам, ворожбе.

Для успеха ходатайства святых за нас перед Богом необходимо искреннее раскаяние в грехах и молитва перед иконой святого, которому Господь даровал благодать помощи. «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.20.22).

Здесь мы приводим краткий перечень святых, которых в православии почитают как покровителей той или иной профессии.

  • покровители торговли, коммерческих директоров, менеджеров по продажам
  • банкиры
  • бухгалтеры, финансисты
  • работники налоговых инспекций, казначейств
  • дипломаты, почтовые работники
  • строители, строительные компании
  • работники горнодобывающей отрасли
  • рыболовы и охотники
  • моряки
  • вооруженные силы, военные
  • ракетчики и артиллеристы
  • врачи, акушерки, фармацевты, аптекари
  • ветеринары
  • земледельцы и скотоводы
  • животноводческие хозяйства, животноводы
  • пчеловоды
  • льноводство
  • виноградари
  • цветоводы и садовники
  • учителя, преподаватели
  • учащиеся, студенты
  • студенты
  • покровители семьи
  • покровитель детей
  • певцы, вокалисты, артисты хора

- святой апостол Матфей , который по своей профессии был мытарем (сборщиком податей для Рима) и обычно изображается со счетами или мешочком золота. Услышав глас Иисуса Христа: “Иди за Мной” (Мф. 9. 9), он бросил собранные налоги в пыль и налегке пошел за Спасителем.

Архангел Гавриил - один из семи главных ангелов, которые «приносят молитвы святых и входят пред славу Святого» (Тов. 12, 15). Архангел Гавриил несколько раз упоминается в Писании, как небесный вестник, которого Бог посылает, чтобы возвестить людям Свои планы о спасении рода человеческого.

Архангел Гавриил был избран Богом, чтобы благовестить Пресвятой Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Спасителя Иисуса Христа, Сына Божия.

Если исчисление Архангелов начинается с Михаила, поборника и победителя врагов Божиих, то Гавриил стоит на втором месте. Его Господь посылает для возвещения и разъяснения Божественных Тайн.

Моисея, избежавшего руки фараона, он научил в пустыне книжному писанию, сообщил ему о начале мира и создании первого человека Адама, поведал ему о жизни и деяниях бывших патриархов, рассказал о потопе и разделении языков, объяснил ему расположение небесных планет и стихий, научил его арифметике, геометрии и всякой премудрости.

Пророку Даниилу он объяснил чудесные видения о будущих царях и царствах, сообщил ему о времени освобождения людей Божиих из плена вавилонского, а также о времени первого пришествия в мир Христа.

Он явился святой праведной Анне, которая в своем саду скорбела о неплодии и со слезами молилась Богу, и сказал ей: "Анна, Анна! Твоя молитва услышана, воздыхания твои прошли облака, а слезы твои дошли до Бога: ты зачнешь и родишь благословенную Дочь, о Которой благословятся все племена земные. Ею дастся спасение миру, а получит Она имя Марии".

Также Архангел Гавриил явился и праведному Иоакиму, постившемуся в пустыне, и возвестил ему то же, что и святой Анне: они будут иметь Дочь, от века избранную Матерью Мессии, грядущего для спасения рода человеческого. Этот великий архангел был приставлен от Бога хранителем рожденной от неплодных Богоотроковицы Марии и, когда Она была введена в храм, питал Ее, ежедневно принося Ей пищу.

Он же явился святому священнику Захарии и возвестил ему о разрешении от неплодства престарелой жены его Елисаветы и рождении святого Иоанна Предтечи Господня, а когда тот не поверил, - связал язык его немотой до дня исполнения слов его (Лк.1,5-25). Отсюда видно, что Архангел Гавриил необычайно приближен к Господу и посылается Им возвещать величайшие тайны, касающиеся спасения рода человеческого.

Этот же предстатель Божий, будучи послан Богом в Назарет, явился Пресвятой Деве, обрученной праведному Иосифу, и возвестил Ей зачатие Сына Божия. Также явился он во сне и Иосифу, объяснив ему, что Отроковица осталась невинной, ибо зачатое в ней - от Духа Святого (Мф. 1,18-21).

А когда Господь наш родился в Вифлееме, Архангел Гавриил явился пастырям, стерегущим стада свои, и сказал:

– Возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь, а затем тотчас с множеством небесных воинов воспел: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!" (Лк.2,14).

Полагают, что этот ангел явился с неба Христу Спасителю перед Его страданиями, когда Он молился в саду, ибо имя Гавриил значит "крепость Божия". Явившийся Архангел Гавриил укреплял Его, так как между другими служениями имел и это – укрепление в подвигах, а Господь наш тогда подвизался в усердной молитве (Лк.22,43; Евр.5,7).

Этот же Ангел явился мироносицам, сидящим на камне у гроба, возвещая им о воскресении Господнем (Мф.28; Мк.16; Лк.24; Ин.20): таким образом, будучи благовести и ком зачатия и рождества Господа, он явился и благовестником Его Воскресения.

Он же явился и Пресвятой Деве Богородице, горячо молившейся на горе Елеонской, возвестив Ей приближение Ее честного Успения и переселения Ее на небо, и дал Ей светлую райскую ветвь.

Но являясь Божиим вестником важнейших ветхозаветных и новозаветных событий, Архангел Гавриил, следовательно, должен быть особенно близок к Богу. Святая Церковь изображает его иногда с райскою ветвью в руке, которая была принесена им Богоматери, а иногда в правой руке с фонарем, внутри которого горит свеча, а в левой - с зеркалом из ясписа. Изображает с зеркалом, потому что Гавриил есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого или со свечою в фонаре, потому что судьбы Божий бывают сокрыты до времени исполнения их, и, по самом исполнении, постигаются только теми, которые неуклонно смотрят в сердце свое как в отражение слова Божия и своей совести.

- преподобные Зодчие Печерские .

- – отец ее, язычник Диоскор, был богатым и знатным человеком и пришел в ярость, узнав, что его дочь - христианка, обнажил меч и хотел поразить ее. Девушка побежала от отца, и он бросился за ней в погоню. Путь им преградила гора, которая расступилась и скрыла святую в расселине. С другой стороны расселины был выход наверх. Святой Варваре удалось скрыться в пещере на противоположном склоне горы.

В 2005 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в ответ на обращение Русского Охотничьего Клуба благословил написание иконы «Собор Святых покровителей охотников и рыболовов» , на котором изображены образы Божией матери и святых, имеющих особую благодать помогать всем занимающимся охотой и рыболовством.– апостолы Андрей Первозванный и Петр – два брата, сыновья рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской, занимались рыболовством, прежде чем стать учениками Спасителя.

святитель Николай, архиепископ Мирликийский, апостолы Иоанн Богослов, Иаков Зеведеев, Андрей Первозванный и Фома, преподобные Никодим Кожеезерский, Пафнутий Боровский и Варлаам Керетский, праведный Прокопий Устюжский и Симеон Верхотурский, великомученики Евстафий Плакида, Димитрий Солунский и Георгий Победоносец, мученики Трифон и Меркурий, святой страстотерпец царь Николай, благоверный Великий князь Александр Невский, равноапостольный Великий князь Владимир, благоверный князь Димитрий Донской.

- Святитель Николай архиепископ Мирликийский Чудотворец . Святитель во время своей жизни оказывал помощь людям, даже совсем его не знавшим. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. На нем сорвало паруса, сломало мачты, волны готовы были поглотить корабль, обреченный на неминуемую гибель. Никакие силы человеческие не могли ее предотвратить. Одна надежда - просить помощи у святителя Николая, которого, правда, ни один из этих моряков никогда не видел, но все знали о его чудесном заступничестве. Погибающие корабельщики стали горячо молиться, - и святитель Николай появился на корме у руля, стал управлять кораблем и благополучно привел его в гавань.

На Руси храмы святителю Николаю чаще всего ставились на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море.

- , которого называют так за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности.

- преподобный Илия Муромец Печерский – был уроженцем города Мурома, подвизался в Киево-Печерской обители и скончался около 1188 г. Народное предание отождествляет его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором пелись русские былины. Также считает и ряд историков.

- святая великомученица Варвара Илиопольская - Святую Варвару казнил ее же отец - Диоскор. Возмездие Божие не замедлило постичь обоих мучителей. Мартиана (правитель города Илиополь Финикийский) и Диоскора: они были сожжены молнией. Официальный день ракетных войск стратегического назначения отмечается в день празднования памяти великомученицы Варвары – 17 декабря.

святой великомученик и целитель Пантелеимон - он посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безвозмездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их Именем Иисуса Христа. Он посещал в темницах узников, особенно христиан, которыми были переполнены все тюрьмы, и лечил их от ран. В скором времени молва о милостивом враче распространилась по всему городу. Оставив других врачей, жители стали обращаться только к святому Пантелеимону.

- преподобный Павел, врач из города Коринфа - в юности он принял постриг в одном из монастырей. Здесь святой много трудился и стал опытным подвижником. Однажды преподобный Павел, был оклеветан женщиной. Она принесла в монастырь новорожденного младенца и сказала, что родила его от монаха Павла. Старец со смирением и радостью перенес клевету, не отрекался и принял младенца, как родного сына. Когда святого стали укорять за нарушение иноческого обета, преподобный Павел сказал: "Братия, спросим младенца, кто его отец!". Новорожденный, указав рукой на кузнеца, произнес: "Вот мой отец, а не Павел монах". Увидев это чудо, люди поклонились старцу, прося прощения. С этого времени преподобный Павел получил от Бога дар исцеления болезней, отчего и был назван врачом.

- преподобный Евфимий Суздальский - богоугодная подвижническая жизнь святого Евфимия была награждена от Господа даром прозорливости и чудес: своими молитвами он исцелял больных; его запрещения трепетали бесы

- преподобный Ипатий Целебник - он всецело посвятил себя служению больным и за самоотверженный подвиг получил от Бога благодатный дар чудесных исцелений возложением рук на болящих. Страдавшие от разных недугов получали исцеление, прибегая к молитвенному заступничеству преподобного Ипатия. На нем исполнились слова преподобного Пимена Многоболезненного: «Равную награду будут иметь болящий и служащий тому».

- новомученица княгиня Елизавета Феодоровна - Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма - Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.

- святитель Лука (в миру известный хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) - по окончании медицинского университета будущий святитель занимался медицинской практикой и научными исследованиями. В 1920-х гг. он работал хирургом в Ташкенте, активно участвуя и в церковной жизни, посещая заседания церковного братства. Слова епископа Ташкентского Иннокентия: "Доктор, вам надо быть священником" были восприняты как Божий призыв. После трехлетнего служения в сане иерея отец Валентин принимает монашеский постриг с именем апостола, евангелиста и врача Луки, и 30 мая 1923 г. иеромонах Лука был тайно хиротонисан во епископа. С этого времен начинается крестный путь Владыки как исповедника. Многочисленные аресты, пытки и ссылки не ослабили ревность Святителя в исполнении архипастырского долга и служении людям в качестве врача.

- - Господь даровал им особенную благодать - дар исцелений и чудотворений. Болезни прекращались, как скоро начинали лечить Косма и Дамиан. Это, разумеется, привлекало к ним множество болящих всякого рода.

Слепые, хромые, расслабленные, бесноватые окружали чудотворцев. Но святые этим не отягощались. Мало того, чтобы быть доступнее для болящих, они сами искали их и для сего переходили из города в город, из веси в весь, и всем больным, без различия пола и возраста, звания и состояния, подавали исцеление.

И это делали они не для того, чтобы обогатиться или прославиться, но с самою чистою, высокою целью - служить страждущим ради Бога, любовь к Богу выразить в любви к ближним. Поэтому они ни от кого никогда не принимали никакой награды за свои труды, никаких даже знаков благодарности за собственные благодеяния. Они твердо знали - и верно сохранили заповедь Спасителя: болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите (Мф. 10, 8).

Даром получили они благодать от Бога, даром и раздавали ее. Об одном только просили они исцеленных ими: чтобы те твердо веровали во Христа, свято жили во Христе; если же врачуемые еще не были просвещены светом Евангелия, то старались обратить их к христианской вере. Таким образом, врачуя телесные недуги, они в то же время врачевали и недуги душевные.

За это бескорыстное служение страждущему человечеству, за эти чудесные исцеления болезней Святая Церковь величает их бессребрениками и чудотворцами.

- святые братья Косма и Дамиан Ассийские - не только людей простиралась врачебная сила святых врачей. Они не забывали и бессловесных животных. Праведник милует души скотов, говорит слово Божие (Притч. 12, 10). Верные этой заповеди, они ходили по домам, пустыням и лесам, сами отыскивали болящих животных и подавали им исцеление. Благодарные животные чувствовали их благодеяния, знали своих благодетелей и, как только они показывались в пустынях, ходили вслед за ними целыми стадами.

- святой Великомученик Георгий Победоносец - можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем земледелия и скотоводства, защитником от хищных зверей.

пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн . Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью - постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди.

- преподобные Зосима и Савватий - считаются покровителями пчеловодства и хранителями пчел, их также называли "пчельниками".

- равноапостольная царица Елена - в день празднования памяти св. Елены наши предки сеяли лен.

- Святитель Тихон, епископ Амафунтский - один садовник выбросил из виноградника обрезанные сухие ветви. Святой Тихон собрал их, посадил в своем саду и попросил Господа, чтобы эти ветви принялись и дали целебные для здоровья людей плоды. Господь сотворил по вере святого юноши. Ветви принялись, плоды их имели особый, очень приятный вкус и употреблялись при жизни святого и после его кончины на вино для совершения таинства Святой Евхаристии.

- мученица Дорофея (Доротея) - когда святую вели на казнь, некий ученый человек, (схоластик) Феофил, с насмешкой сказал ей: "Невеста Христова, пошли мне из сада Жениха Твоего розовых цветов и яблок". В ответ мученица кивнула ему. Перед смертью святая попросила дать ей время помолиться. Когда она окончила молитву, ей предстал Ангел в виде прекрасного юноши и подал на чистом полотне три яблока и три розовых цветка. Святая попросила передать всё это Феофилу, после чего была усечена мечом. Получив благодатные дары, недавний гонитель христиан был поражен, уверовал в Спасителя и исповедал себя христианином.

святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий , учителя словенские. Святой Кирилл с юности своей показал блестящие успехи как в светском, так и в религиозно-нравственном образовании. Получив блестящее образование, он в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки. Святой Кирилл с помощью своего брата святого Мефодия и учеников составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Псалтирь и избранные службы.

- преподобный Сергий Радонежский (ему молятся о просвещении разума, о помощи в трудном учении) - преподобный Сергий (в миру Варфоломей) был сыном Ростовских бояр Кирилла и Марии, переселившихся ближе к Москве в селение Радонеж. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте. Он всей душой жаждал учения, но грамота не давалась ему. Скорбя об этом, он днем и ночью молил Господа открыть ему дверь книжного разумения. Однажды, ища в поле пропавших лошадей, он увидел под дубом незнакомого старца-черноризца. Монах молился. Отрок подошел к нему и поведал свою скорбь. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о его просвещении. Затем, достав ковчежец, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: «Возьми, чадо, и съешь: сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания». Благодать эта действительно сошла на отрока: Господь дал ему память и разумение, и отрок стал легко усваивать книжную мудрость.

мученица Татьяна – считается покровительницей из-за исторического совпадения - именно 12 (25 по новому стилю) января 1755 года императрица Елизавета утвердила проект Московского университета, представленный ей графом Иваном Шуваловым. И хотя открытие этого первого в России государственного высшего учебного заведения состоялось только 26 апреля того же года, святая великомученица Татьяна тогда же была названа покровительницей Московского университета.

По традиции вот уже почти 250 лет ректор МГУ именно в Татьянин день публично зачитывает отчет о деятельности университета за год. И лишь после того, как в России появились и другие высшие учебные заведения, Татьяна стала считаться покровительницей не только МГУ, но и всего студенчества страны. Президент России В.В.Путин подписал Указ, гласящий о том, что 25 января - День российского студенчества.

- святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония - Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночество Евфросиния, Муромские чудотворцы. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией.

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

- святые мученики и исповедники Гурий, Самон и Авив - известны среди православных христиан как покровители супружества, брака, счастливой семьи; им молятся "аще муж безвинно возненавидит жену свою" – они заступники женщины в трудном браке.

- святой младенец-мученик Гавриил Белостокский .

преподобный Роман Сладкопевец - был по происхождению греком и родился в середине V столетия в сирийском городе Емесе. Получив образование, он стал диаконом в Воскресенском храме в городе Бейруте. При императоре Анастасии Дикоре (401-518 гг.) он переехал в Константинополь и стал клириком при патриаршем храме Святой Софии. Он усердно помогал при богослужениях, хотя не отличался ни голосом, ни слухом. Однако патриарх Евфимий любил Романа и даже приблизил его к себе за его искреннюю веру и добродетельную жизнь.

Расположение патриарха к святому Роману возбудило против него нескольких соборных клириков, которые стали его притеснять. На одном из предрождественских богослужений эти клирики вытолкнули Романа на амвон храма и заставили петь. Храм был переполнен богомольцами, служил сам патриарх в присутствии императора и придворной свиты. Смущенный и напуганный, святой Роман своим дрожащим голосом и невнятным пением всенародно осрамился. Придя домой совершенно подавленным, святой Роман ночью долго и напряженно молился перед иконой Божией Матери, изливая свою скорбь. Богородица явилась ему, подала бумажный свиток и велела съесть его. И вот совершилось чудо: Роман получил красивый, мелодичный голос и одновременно поэтический дар. В приливе вдохновения он тут же составил свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

На следующий день святой Роман пришел в храм к всенощной под Рождество Христово. Он настоял, чтобы ему разрешили снова спеть на амвоне, и на этот раз так прекрасно спел составленный им гимн «Дева днесь», что вызвал всеобщий восторг. Император и патриарх благодарили святого Романа, а люди назвали его Сладкопевцем. С тех пор святой Роман украшал богослужения своим дивным пением и вдохновенными молитвами.

Любимый всеми, святой Роман стал учителем пения в Константинополе и высоко поднял благолепие православных богослужений. За свой поэтический дар он занял почетное место среди церковных песнописцев. Ему приписывают более тысячи молитв и гимнов на различные праздники. В особенности славится акафист Благовещению Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста. По его образцу составлялись прочие акафисты. Скончался преподобный Роман в 556 году.

- преподобный Иоанн Кукузель , родом из Диррахии (Болгария), в детстве остался сиротой. Обладая очень красивым голосом, поступил в придворную Константинопольскую школу, где за свои дарования приобрел расположение императора Иоанна Комнена (1118 - 1143 гг.) и стал первым придворным певцом. Но прелести императорского двора томили боголюбивого юношу. Не желая оставаться среди довольств и роскоши, избегая вступления в брак, который готовился для него императором, юный Иоанн стал искать пути покинуть столицу и скрыться в отдаленной пустыни. Волею Божией, встретившись с афонским старцем - игуменом, прибывшим в Константинополь по монастырским делам, Иоанн открыл ему свое намерение и, по его благословению, вместе с ним ушел на Святую Гору. Там его приняли, постригли в монашество и поручили ему пасти монастырское стадо. Уходя со стадом в далекие святогорские пустыни, юноша мог в уединении беспрепятственно предаваться молитве, Богомыслию и пению Божественных гимнов. Ангельская красота его голоса очаровывала даже животных, которые собирались вокруг пастуха и как завороженные слушали его. По своей скромности и смирению юный певец не открывал братии своего дара. Только однажды трогательное пастушеское пение потрясло одного пустынника, и он известил игумена о дивном певце. Юный Иоанн открылся, что он бывший придворный певец, и слезно умолил игумена оставить его на прежнем пастушеском послушании. Боясь немилости императора, который мог найти своего любимца и вернуть со Святой Горы, игумен сам ездил в Константинополь, рассказал императору всё о судьбе бывшего его подданного и просил не препятствовать молодому иноку идти по избранному им спасительному пути.

С тех пор Иоанн Кукузель по воскресеньям и в другие праздники пел в соборе на правом клиросе. За свое пение святой удостоился великой милости Самой Божией Матери: однажды после акафиста, пропетого перед иконой Богородицы, святому Иоанну в тонком сне явилась Сама Богоматерь и сказала ему: "Пой и не переставай петь. Я за то не оставлю тебя". При этих словах Она вложила в руку Иоанна золотую монету и стала невидима. Монета была подвешена к иконе, и с того времени от иконы и монеты стали совершаться чудеса. Икона та, именуемая "Кукузелиса", находится и поныне в Лавре святого Афанасия. Память совершается 1 октября и в 10-ю пятницу по Пасхе.

Впоследствии Божия Матерь еще раз явилась святому Иоанну и исцелила его от тяжелой болезни ног, вызванной долгим стоянием в храме. Остаток дней святой Иоанн провел в усиленных аскетических подвигах. Предвидя час кончины, он простился с братией, завещая похоронить себя в созданной им Архангельской церкви. Церковные певчие почитают святого Иоанна Кукузеля своим особым покровителем.

Искусный певец, преподобный Иоанн Кукузель много потрудился и в науке о церковном пении и заслуженно снискал себе звание магистра и доместика: он сам исправлял и составлял мелодии для церковных стихир, тропарей и кондаков и для всей церковной службы; перекладывал тексты песнопений, писал свои тропари. По рукописям известны такие его сочинения: "Книга, обнимающая, при Божием изволении, все последование церковного чина, составленное магистром господином Иоанном Кукузелем". - "Последования, составленные магистром Иоанном Кукузелем, с начала великой вечерни даже до конца Божественной литургии". - "Наука о пении и певческие знаки со всем законоположением для руки и со всем устройством пения" и др.

19 декабря Православная церковь чтит память Чудотворца, Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Среди тех, кто особенно почитает этого Святого угодника Божия — моряки и пушественники, чьим покровителем является Святой Николай. В этот день Одесский Cвято — Никольский храм на Морвокзале отметил свой двадцатый день рождения. Праздничную литургию в престольный праздник совершил Преосвященнейший Диодор, епископ Южненский, викарий Одесской Епархии. А после окончания богослужения, он освятил мозаИчный образ святителя Николая, а также вручил церковные награды.

Святой Николай известен всему миру своей добротой и щедростью. А для моряков и путешественников он является близким помощником, поскольку не раз он защищал их в трудные минуты. В истории жизни святого упоминается случай, когда, будучи молодым человеком, в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с элемента корабельной оснастки в шторм и разбившегося насмерть.

Святитель Николай особенно чтится моряками потому что неоднократно, изветсны случаи когда он являлся морякам, которые терпели бедствие, которые вот вот могли погибнуть но он приходил и своим чудесным вмешательством, менял эти обстоятельства к лучшему. Опэтому сегодня мы его с любовью почитаем, собираемся в дни его памяти в его храмы. Верим и знаем, что он как имеющий дерзновение перед богом, как друг божий, он обязательно исполнит наши просьбы.

20 лет назад на берегу черного моря по благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела,митрополита Одесского и Измаильского, построили Свято –Никольский храм, чтобы каждый странствующий, мог попросить помощи у своего покровителя. Ведь испокон веков во всем христианском мире моряки получали благословение перед рейсом, а, возвращаясь, приносили дары к образу всеми почитаемого святого.

Одесские моряки, также почитают святого и перед каждым рейсом приходят помолиться, ему в свято-Никольский храм. А жены и матери молятся за их благополучное возвращение домой.

:перед каждым выходом в рейс, естественно что обращаемся,

Как мне дедушка когда-то говорил: без бога не до порога, а с богом хоть и за море. Поэтому я следую его наставлениям. Считаю, что помогает конечно.

Я хожу каждые выходные в церковь, за него молюсь, так нас учили, я не знаю как теперь молодежь. И сегодня, я и хожу и 22 мая сюда, и 19 декабря,мы каждый раз.

у меня сын моряк, старший механик, внук моряк.

Я каждый год примхожу в эту црквоь, молюсь за них, часто хожу в церковь, желаю им здоровья, тихой погоды, дружбы,

И в рейсе всегда и сын и внук, они молятся, и в трудную минуту он обязательно им помогает.

В праздничный день, владыка Диодор провел в храме литургию, а также по благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, поздравил настоятеля храма, и вручил высокую награду за заслуги перед одесской епархией.

Преосвященнейший Диодор, епископ Южненский, викарий Одесской епархии

У нас принято дарить в этот день детям подарки, но поскольку все мы большие дети, каждому из нас тоже хочется получить подарок, хотя многие уже и 3-х ногах ходим, поэтому желаю вам, и каждому в отдельности чтобы радость ор господе, благодарность матери божьей за ее покров были всегда вашими спутниками. А святетль Николай не только в дни своей памяти, но и как можно чаще посылал вам маленькие и большие подарочки. Пусть мы будем понимать что они незаслуженные, но все равно они будут нас радовать.

Моряки с многолетним стажем признаются, что без молитвы не выходят в море, и всегда берут с собой икону святителя Николая.

несмотря на должность, вероисповедание, все моряки предпочитают и уважают Николая угодника. Ходят в церковь, может не все, но я лично предпочитаю, хожу.

я всегда с собой бери маленькую иконку. Я в и джире был, у арабов. И под либерийским флагом, работал и всегда я с с обой иконку брал. Иконка она как-то, легче в рейсе что-ли.

:чтобы помолиться Николаю угоднику, попросить чтобы он помог детям нашим, всем морякам, семьям.

В этот храм мы ходим регулярно как его посртроли. на Николая мы ходим только в этот храм. В разные храмы ходим. Когда ходим, ставим свечку Николаю угоднику, постоянно потому что всем поставили свечку и обязательно Николаю угоднику, само собой, это защитник моряков, пушественников,

Владыка Диодор освятил самую большую мозаику в Одесской области (300 000 тысяч мазаичных кубиков) , расположенную на внешней стороне Свято-Никольского храма. Образ Николая Угодника, смогут видеть моряки, уходящие в рейсы и возвращающиеся домой, в родную Одессу.

Преосвященнейший Диодор, епископ Южненский, викарий Одесской епархии

Всякий кто будет входить в одесский порт или выходить из него будет видеть об раз, егш будет видно с любого судна даже самого огромного океанского лайнера, и будет помнить что святетль Николай всегда рядом.


Христианский архиепископ Мирликийский Святой Николай (Николай Угодник, Николай Чудотворец, годы жизни около 270 - 345 гг.) почитается как чудотворец, покровитель моряков, купцов и детей. В фольклоре западных христиан - прототип Санта-Клауса.

Святитель Николай родился в Малой Азии (Ликии) в греческой колонии Патара, расположенной вблизи густонаселённой долины реки Ксанф, где находился город Мира. Морской порт Патары являлся крупнейшим в Ликии, входившей в Римскую империю, и имел большое стратегическое и торговое значение.

Состоятельные родители Николая были христианами, у них долго не было детей и они дали обет, если у них родится сын, то посвятит себя служению Бога. Молитвы были услышаны, что бывает далеко не всегда. Господь даровал сына, получившего при крещении имя Николай (по-гречески, «побеждающий народ»). Еще юношей он вел благочестивую жизнь и выделялся среди молодежи добродетелями. На это обратил внимание его родной дядя (местный епископ) и пророчески предрек великое будущее своему племяннику: «Блаженно то стадо, которое удостоится иметь такого пастыря!».

По легенде Николай отправился учиться в Александрию и во время шторма на море воскресил моряка, сорвавшегося с мачты насмерть. В те времена этого было достаточно, чтобы Святитель Николай стал покровителем мореплавателей.; Еще он помог трем девицам из бедной семьи избежать участи падших женщин. Он подбросил свои пожертвования в дымоход их лачуги и деньги оказались в носке младшей дочери. Эта легенда родила сказку о рождественском Санта Клаусе и его подарке в носке.

При жизни святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых.

Святой Николай скончался в глубокой старости и был похоронен в небольшой соборной церкви Миры в мраморном саркофаге. Чудеса происходили и на его гробнице, а паломники исцелялись после долгих молитв.

Но пришли времена, когда стало не до чудес. Вначале арабы, а затем турки в 11 веке опустошили владения Византии в Малой Азии. Чтобы «варвары» не осквернили христианскую святыню, венецианские (барийские) купцы отправились в Антиохию и попытались у местных монахов выкупить мощи святого за золотые монеты. Монахи оказались неподкупными и мощи были банально выкрадены и в мае 1087 года вывезены в итальянский город Бари.

Мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, где продолжились новые чудеса исцелении паломников. Вскоре был сооружен храм во имя святителя Николая, освещенный Папой римским.

Венецианцы в спешке выкрали только часть мощей святого Николая, а оставшиеся в могиле «конфисковали» во время первого крестового похода и доставили в Венецию, где специально для мощей воздвигнули храм святого Николая. В новое время подлинность мощей в Бари и Венеции была научно доказана.

На Руси почитание святителя и великого угодника Божия распространилось довольно быстро и повсеместно.


Церковь Святителя Николая в античной Мире является не только - памятником византийской эпохи, а в первую очередь святым местом для христианских паломников.

Храм был построен в 343 г. н.э. на руинах храма богини Артемиды, разрушенного землетрясением во 2 веке н.э.

И в дальнейшем Храм неоднократно разрушался и возрождался к жизни. Был разграблен во время арабских набегов в 1034 году. Развалины церкви с находившимися там мощами святого в саркофаге были заброшены, хоть и сохранялись местными монахами. В 11 веке при Византийском императоре Константине IX церковь отреставрировали, украсили фресками и напольной мозаикой. Из-за сильнейших землетрясений в 13 веке церковь была затоплена водами и занесена илами реки Мирос, изменившей русло.

Во время Крымской войны в 1853 году княгиня Анна Голицына получила специальное разрешение у турецких властей и выкупила участок земли вокруг храма с целью основать здесь русское поселение и монастырь в честь святителя Николая. Но из-за протесов местного мусульманского населения разрешение было отозвано.

Окончательно храм раскопали к 1989 году. К настоящему времени пол церкви находится на 7 метров ниже уровня земли.

Современное здание храма построено приблизительно в 8 веке и внешне представляет базилику в форме креста с одним помещением, посредине покрытым куполом с двумя залами по бокам. Пол частично покрыт мозаикой с геометрическими узорами, а на стенах можно еще до сих пор разглядеть средневековые фрески. Крышу церкви изначально венчал купол, а во время реставрации он был заменён сводом.

У этого престола происходили церковные службы. Мозаичный пол эпохи Византийской империи.

Мозаичная настенная живопись

Саркофаг святого Николая Мирликийского Николая находится в южном нефе церкви и расположен между двумя колонами в арке. У саркофага выбита передняя лицевая стенка. Вероятно «цивилизованные» венецианские купцы-пираты очень спешили.

Христианские предания говорят о том, что Святой Николай жил в первой половине IV века. Скорее всего, он родился в Патаре (город в римской провинции Ликия в Малой Азии) в семье христиан. Святой с детства стремился к аскетизму и уединению. Совсем юным он стал священником, а спустя некоторое время - помощником епископа. Совершив паломничество в Иерусалим, Святой Николай решил посвятить себя Богу, служа в Сионской обители. И вскоре святой стал архиепископом в городе Мира - столице Ликии. Согласно легенде, Господь призвал Святого Николая покинуть обитель и пойти в мир, чтобы помогать людям. Это были времена правления императора Диоклетиана, который был крайне нелоялен к христианам. Святой Николай оказался в темнице, где подвергался пыткам. Но вскоре Диоклетиан скончался и на трон взошел Константин. И Николая освободили. Именно к этому периоду относятся легенды о том, как Николай заступался за тех, кого несправедливо осудили, помогал нуждающимся и спасал мореплавателей от гибели. Немало чудес святой совершил, путешествуя на корабле до Палестины, куда он направился с целью поклониться Гробу Господнему. На корабле Святой Николай предсказал сильнейшую бурю. Долго ждать не пришлось: разразился шторм, бросавший судно в разные стороны, а небо заволокли свинцовые тучи. Среди моряков началась паника, но Николай смог всех успокоить и обратился к Богу. Его молитвы были услышаны: стихия успокоилась, и моряки были спасены.

Святой Николай усмиряет бурю

На этом же корабле святой сотворил еще одно чудо - воскресил человека. Один матрос поскользнулся и разбился насмерть. Моряки позвали на помощь Святого Николая. И чудо! После его молитв матрос ожил.

В своем путешествии корабль часто подходил к берегу. Святой Николай исцелял всех, кто к нему обращался: одних исцелял от физических болезней, из других изгонял злых духов, а кого-то утешал в скорби и печали. Так что, Святой Николай по праву считается и покровителем врачевателей. Николин день считается самым благоприятным для лечения тяжелых болезней.

Святой Николай скончался в Мире в 350 году.

В 1087 году мощи святого перенесли в город Бари (Италия), где они хранятся по сей день.

Традиционное шествие со статуей Святого Николая в Бари (Апулия, Италия)

Святой Николай стал популярен на Руси с принятием христианства. Многие века он занимал в сознании русского народа важнейшее место. Святой Николай стал национальным святым, покровителем народа и защитником простого люда. Люди обращались к нему как к «святому заступнику и скорому помощнику». Николаю Угоднику молились «во всех нуждах». Перед дальней дорогой путешественники говорили: «Бог на дорогу, Никола в путь», «Микола с нами!», а уходя на войну, воины верили в его защиту. В XVII-XVIII веках эти представления о Николае Чудотворце нашли интересное отражение в погребальном обряде, когда умершему в руки вкладывали «письмо к Николаю» с просьбой об отпущении грехов. Нередко жених перед свадьбой благословлялся образом Николая вместо образа Христа. Девушка перед свадьбой тоже просила благословения у этого святого.

Святитель Николай на фреске Дионисия

Как и Илья Пророк, Святой Николай считался покровителем морей, рек и озер. Кроме того, он считался покровителем лесов. Крестьяне верили, что именно Николай Чудотворец помогает пережить холодную зиму. В день Николы Зимнего на Севере Руси закалывали бычка-микольца, которого три года откармливала вся деревня. Лучший кусок мяса «отдавался» святому, то есть относился в храм, а остальное съедали жители деревни во время праздника. Немало монастырей и храмов по всей России имело престолы, освященные в честь Святого Николая.

В Европе Николай Чудотворец дал начало такому персонажу, как Санта-Клаус. Первоначально 6 декабря, в день Святого Николая по церковному календарю, в странах Европы было принято дарить детям подарки от имени этого святого. Эта традиция до сих пор существует во многих странах Европы.

Святой Николай - покровитель детей в Испании

В Нидерландах , где Святого Николая также особо почитали, его имя произносится как Синтерклаас , малыши получают подарки от его имени и на 6 декабря, и на Рождество. К XIX веку в народных поверьях он стал Санта-Клаусом. Как можно заметить, эта традиция живет и сегодня.

Кстати, в Калининграде в Музее Мирового океана до 14 января работает выставка «Покровители мореплавателей, небесные и земные». Это самый дорогой в истории области выставочный проект. На выставке можно увидеть более 100 интереснейших предметов, которые рассказывают об истории Российского флота, а также экспонаты, связанные со Святым Николаем.

Памятник Святому Николаю Чудотворцу в Калининграде на набережной у музея Мирового океана

Loading...Loading...