Православное паломничество значение для духовного развития православного христианина. Чем православное паломничество отличается от религиозного туризма? Что такое паломничество в христианстве

Паломнические туры становятся все более популярными в наше время. Посетить святые места наперебой предлагают различные крупные и не очень туристические агентства. Они обещают, что вы получите благодать и духовное просветление, только прикоснувшись к святыням. Паломничество становится невероятно модным, ведь в "высшем свете" так приятно блеснуть своим благочестием, упомянув поездку в Иерусалим или на Афон. Но мало кто серьезно задумывается о том, какими должны быть настоящие паломники. Это на самом деле вовсе не те люди, которые толпами с фотоаппаратами бродят по городам Палестины и с любопытством стоят у Стены Плача. Паломничество - это нечто более глубокое и духовное, что обновляет человека и приподнимает его над всеми мирскими проблемами. Сегодня наша статья посвящена именно этой теме.

Паломники - это кто такие?

История паломничества уходит корнями в далекое прошлое. Еще в Ветхом Завете упомянуты случаи путешествий к определенным местам для молитвы и жертвоприношений. Но сам термин пришел к нам из латинского языка, в переводе с него паломники - это люди, которые отправляются в путешествие к местам, имеющим для верующих сакральное значение. На латыни слово означает "пальмовую ветвь", ведь именно она символизирует вхождение Иисуса Христа в Иерусалим. В России этот символ заменен на молодые побеги вербы.

Краткая характеристика паломничества

Некоторые люди твердо убеждены, что паломник во время своего путешествия не имеет национальности и религии. Его направляет вера в единые высшие силы, а к какой религии он относится - не имеет значения. На самом деле это не так. Ведь у каждого религиозного течения существуют свои святые места, которые необходимо посещать. Более того - намечены и определенные временные отрезки, когда стоит ехать на поклонение к тем или иным святыням. Например, православный паломник считает своим долгом прикоснуться к Гробу Господня в пасхальную неделю. В это время душа настоящего христианина наполняется невероятной любовью, светом и благочестием.

Помимо христиан, паломничество очень распространено среди мусульман, буддистов и синтоистов. Также довольно часто к святым местам отправляются жители Непала и Индии. Согласно их религиозным убеждениям, каждый житель страны должен хотя бы один раз в жизни отправиться в паломничество. Только после этого можно устраивать свою мирскую жизнь и заводить семью. Причем в дальнейшем не возбраняется посещение святых мест еще не единожды, все зависит от духовного развития и потребностей самого верующего.

Несколько фактов из истории паломничества

Мы уже отмечали, что в Новом и Ветхом Завете упомянуты первые "хождения" к святым местам. Но назвать их полноценными паломничествами еще довольно трудно. Историки считают, что данное движение получило свое распространение приблизительно в третьем веке. В этот период происходили жесточайшие гонения на христиан римлянами, стремящимися уничтожить практически все напоминания о Христе и даже переименовывать города, в которых творил свои чудеса Спаситель.

С четвертого века, когда христиане перестали преследоваться властями, паломничество на Святую Землю стало весьма распространено. Верующие активно путешествовали и рассказывали о чудесных событиях, случившихся с ними во время поездки в места поклонения.

В пятнадцатом веке католические паломники обязаны были испросить разрешение на свое путешествие у Папы, они облачались в специальную одежду, на которую нашивался красный крест. Многие судовладельцы заключали специальные контракты с группами паломников и сопровождали их в пути. Можно сказать, что это были первые организованные паломнические туры. Ведь за группу платились пошлины, всех обеспечивали едой и водили по самым знаменитым святым местам.

В конце девятнадцатого века паломнические группы достигали порядка трехсот человек. Для их перевозки нанимались целые морские суда, а длиться такое путешествие могло более одного года.

Паломничество в России

Православный паломник на Руси - это особый вид верующего человека, готового пройти полмира для достижения своей цели. Первоначально подобные поездки были хаотичными и неорганизованными, но уже к двенадцатому веку они получили такое распространение, что священнослужители были вынуждены даже останавливать многих прихожан от долгого и трудного пути. Из своих поездок паломники привозили много интересных вещей. Например, особую одежду, символизирующую свой статус, русские верующие привезли именно из Константинополя. Она "прижилась" на Руси и стала отличительным знаком, по которому один православный паломник узнавал другого.

Конечно, в течение нескольких веков отношение к путешествиям в Святую Землю часто менялось. Они то практически полностью прекращались в связи с нестабильной обстановкой на Ближнем Востоке, то вновь возобновлялись. С середины девятнадцатого века паломнические поездки в Иерусалим становятся все более востребованными в среде православных христиан. Сейчас интерес к паломничеству растет не только среди воцерковленных людей, но и у тех, кто делает свои первые шаги на пути к Богу.

Маршруты паломничества

За долгие годы "хождений" к святым места определились направления, которые являются приоритетными для православных христиан. Их можно представить следующим списком:

  • Палестина;
  • греческий Афон;
  • мощи Николая Чудотворца (Италия);
  • десница Иоанна Крестителя (Цетина, Черногория).

Конечно, это далеко не полный перечень мест, куда приезжают на поклонение паломники. Но для тех, кто впервые отправляется в подобный путь, достаточно посетить одну святыню. Не стоит увлекаться и пытаться охватить необъятное.

Позиция православной Церкви по отношению к паломничеству

Священнослужители не всегда однозначно относятся к путешествиям в Святую Землю. Ведь в большинстве случае новоиспеченные паломники относятся к ним как к чему-то модному. Но святые места не терпят пустоты душевной и суеты в сердцах, поэтому не стоит уподобляться модным веяниям и бросаться на сборы, вдохновляясь рассказам друзей или коллег по работе. Священнослужители утверждают, что паломничество на Святую Землю должно быть целенаправленным. То есть человек должен четко понимать, что он хочет получить во время этого путешествия. И результат паломничества не может выражаться в чем-то материальном, главное - это духовная подпитка и укрепление в вере.

Подготовка к паломничеству: основные этапы

Быть может, это покажется странным для мирян, но прежде, чем ехать в святые места, паломников некоторое время подготавливают. Обычно это делают только воцерковленные люди, понимающие, что такое паломничество. Подготовительный этап можно разбить на несколько обязательных пунктов:

  • изучение Евангелия;
  • покаяние;
  • причащение;
  • чтение церковной литературы о месте паломничества;
  • испрошение разрешения на поездку у батюшки.

Если вы выполните все вышеперечисленные пункты, то перед своим долгожданным путешествием сумеете ответить на вопрос, зачем вам нужна поездка к святым местам.

Организованные паломнические поездки в Иерусалим: описание и приблизительная стоимость

Сегодня отправиться в паломничество может практически каждый человек, для этого необходимо просто обратиться в туристическое агентство. Большинство из них организуют специальные туры к святым местам, чаще всего путешественники отправляются в Иерусалим.

Если проанализировать все предложения на туристическом рынке, то можно с уверенностью сказать, что большинство путешествий не длятся более восьми дней. Обычно они включают в себя не только Иерусалим, но и несколько других мест. Самым популярным паломническим маршрутом является Вифлеем - Иерусалим - река Иордан. Эти места православные посещают в течение недели, за небольшой промежуток времени они посетят несколько святынь и даже смогут пройти дорогой Христа до Голгофы. Обязательным пунктом программы считается Кувуклия - место, куда, по предположению, было перенесено тело Христа после распятия. Храм, выстроенный над древней пещерой, является святыней для христиан всех конфессий.

Совершаются подобные паломничества в основном из Москвы, а стоимость путевки начинается от пятидесяти тысяч рублей. В эту сумму включен авиаперелет Москва - Тель-Авив, проживание в отелях, переезды по месту и питание (завтраки).

К сожалению, в современном мире паломники - это чаще обеспеченные туристы, которые могут себе позволить дорогостоящий тур, чем люди, нуждающиеся в духовном развитии и обновлении. Именно поэтому так обесценивается в обществе само понятие "хождений к святым местам". Но если вы испытываете внутреннюю сердечную жажду, как говорят священнослужители, по святым местам, и готовы преодолеть массу трудностей, чтобы совершить долгий путь, то будьте уверены - вы настоящий паломник, благословленный Богом.

В православной традиции понимание паломничества как явления религиозной жизни тесно связано с учением Церкви о святых иконах.

Именно в Православной Церкви поклонение святым иконам стало неотъемлемой частью вероучения и богослужения. Невозможно отделить поклонение иконам от молитвенной практики православных верующих. Точно так же и поклонение святым местам является неотъемлемой частью церковной жизни.

В истории православной мысли восприятие, осознание сакральной (священной) сущности этих двух сторон православного Предания, двух составляющих духовной практики во многом развивались по сходному пути. Если иконописание – есть внутреннее делание Церкви, богословие (или «умозрение») в красках, то точно таким же внутренним деланием Церкви является поклонение местам, связанным с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа и его Пречистой Матери, а позже – Его ближайших учеников. Для всех христиан события новозаветной истории как части Божественного домостроительства имеют особое и непреходящее значение, места же, где совершились эти события, почитаются святыми.

Ключом к богословскому осмыслению уже существовавшей в то время традиции паломничества к святым местам стали решения VII Вселенского Собора, состоявшегося в Никее в 787 году. За 60 лет до этого при покровительстве императора Льва Исавра в Византийской империи распространилась ересь иконоборчества. Ее сторонники, основываясь на ветхозаветной заповеди: «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4–5), обвиняли православных, молившихся перед иконами и изображениями Святого Креста, в идолослужении.

Перед участниками Собора стояла важная задача: четко определить различие между отношением христианина к Богу и Его изображению, или образу (греческое слово «икона» в переводе на русский язык озна чает «образ»).

В итоге отцы Собора четко разделили, разграничили отношение человека к Богу и отношение его к святым иконам, определив в обоих случаях каждое своим понятием. Отношение человека к Богу было названо служением . Отношение же к иконам – поклонением .

В определениях Собора разъясняется установленное отцами принципиальное различие между понятиями поклонение и служение . Иконам подобает поклонение. В деяниях Собора отмечается, что «обозначая [икону] известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение». Призвав «полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей», отцы Собора засвидетельствовали: «Чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах (των πρωτοτύπων) и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по нашей вере служением (λατρείαν), которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению Честного и Животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся (ο προσκυνών) иконе поклоняется (προσκυνεί) ипостаси изображенного на ней».

Итак, служение подобает одному лишь Богу, напротив, поклонение – понятие, определяющее наше отношение к священным изображениям. В одном из документов VII Вселенского Собора также утверждается тождество понятий «лобзание» (ἀσπασμός) и «поклонение» (προσκύνησις), основанное на этимологии глагола κυνεῖν – целовать.

В сознании Православной Церкви тот же самый принцип был отнесен и к паломничеству. Святые места, таким образом, суть места поклонения . Человек, совершающий такое поклонение, издревле назывался поклонником .

К сожалению, слово поклонник оказалось незаслуженно забыто, равно как и другие русские слова, обозначающие верующего человека, идущего с молитвой на поклонение святым местам, – богомолец, странник . Оба эти слова традиционно относились к людям, покидавшим дом ради совершения сугубых молитвенных трудов в каком-либо известном монастыре, перед чтимым местным образом или почивающими там святыми мощами угодников Божиих.

Происхождение термина паломник – западное. Оно является производным от пальмовник – лат. palmarius. Пальмовник – это тот, кто несет пальмовую ветвь. Здесь имеются в виду участники крестного хода Недели ваий, более известной в России как Вербное воскресенье. Христиане, совершающие это шествие, уподоблялись жителям Иерусалима, которые, согласно евангельскому повествованию, с зелеными пальмовыми ветвями в руках торжественно встречали Христа как долгожданного Мессию, грядущего принять земное Царство. Ветви пальм как памятную реликвию, напоминающую о совершении паломничества, люди затем увозили с собой.

Итак, само по себе именование паломник (пальмовник) свидетельствует о двух вещах. Оно указывает на место и на время паломничества. Паломничество, как явление, первоначально связано именно со Святой Землей. Название паломник указывает и на предпочтительное время совершения паломничества; говорит о стремлении верующих встретить праздник Святой Пасхи именно там, где происходили описываемые в Евангелии события. И в наше время наибольшее число православных паломников приезжают в Иерусалим именно на Пасху.

Другое слово также западного происхождения, которое мы нередко слышим в наше время в связи с темой паломничества, – пилигрим . Это понятие, широко используемое у католиков, происходит от латинского peregrinus – «странник», «путник» и не имеет прямого отношения к паломничеству в его подлинном смысле. Пилигрим – это прежде всего человек, находящийся в пути. Религиозный аспект в данном понятии является вторичным и «необязательным» элементом. Очевидно, что идея поклонения святым местам здесь отсутствует.

Несмотря на исторические связи и общность наименований, традиции паломничества, критерии его оценки существенно различаются не только в различных религиях, но и в различных христианских конфессиях.

Паломничество в католичестве и протестантизме

Представление о паломничестве в Католической Церкви отличается от существующего в Православии. Причина этому коренится в расхождении учения о святых иконах. На латинском Западе к иконам относились как к «Библии для неграмотных», по образному выражению римского папы святителя Григория Великого.

По мнению ряда историков, более или менее первым основополагающим документом, на который впоследствии часто ссылались представители Римской Церкви, стало письмо папы Григория Великого, написанное примерно в 600 году марсельскому епископу Серениусу, который повелел уничтожить все святые образы в своем городе. В ответ папа немного пожурил ревнителя и направил ему некоторые свои размышления на эту тему: «Одно дело – поклоняться картинам, а другое – узнавать через изображенное на картинах то, чему следует поклоняться. Тому, чему написанное учит тех, кто умеет читать, картина сообщает безграмотным (idiotis), которые на нее смотрят, поскольку эти невежи видят, чему им следует подражать. Живопись – это чтение для тех, кто не знает букв, и выполняет роль чтения, особенно среди язычников» .

Догматы (или Решения) VII Вселенского Собора, утвердившего иконопочитание, были рассмотрены и отвергнуты на соборе католического духовенства, состоявшегося во Франкфурте-на-Майне в 794 году.

Немаловажную роль сыграло ярко выраженное отрицательное отношение к прошедшему в Византии Вселенскому Собору императора Карла Великого. Ознакомившись с переводом соборных деяний, в котором не было передано смысловое различие между служением и поклонением , Карл и его советники признали документ неприемлемым. В 790 году они составили трактат-опровержение в четырех книгах, известный под названием «Карловы книги» (Libri Carolini), которые не могли не принять во внимание епископы Римской Церкви, собравшиеся во Франкфурте. В итоге на Западе соответствующей церковному учению признавалась позиция, согласно которой «образы служат лишь украшению церквей и напоминают о древних деяниях». Впоследствии определения Собора все-таки получили признание в Католической Церкви.

Итак, для католиков иконы это прежде всего иллюстрации к Священной истории. Поэтому и святые места, согласно духу католического учения, – это места не поклонения, а воспоминаний о происходивших здесь библейских и церковно-исторических событиях. Именно поэтому Святая Земля нередко именуется в католической традиции землей священных воспоминаний.

Отношение Западной Церкви к паломничеству как духовному подвигу верующих также претерпело существенные изменения, став одним из способов принесения «удовлетворения» Богу за совершенные перед Ним грехи. Католические священники предписывали кающимся вступить на этот путь в качестве епитимии.

Папский Рим по этой же причине обещал прощение грехов всем участникам Крестовых походов, вне зависимости от того, какова была истинная цель, влекущая их к святым местам. Богатые европейцы, принуждаемые духовниками к совершению паломничества, могли заменить себя слугами либо «профессиональными» пилигримами-наемниками, составлявшими целые «корпорации» в средневековой Европе.

«У католиков за паломничество в Рим прощается известная сумма грехов. Здесь путешествие к святым местам является самодовлеющим, ценным само по себе, делом, за которое обязательно заплатит Бог. Такой взгляд – явное язычество», – так еще 100 лет назад характеризовал католических пилигримов православный писатель, архимандрит Михаил (Семенов).

Ярким свидетельством присущего Западу формального отношения к посещению святых мест можно назвать также изображения в католических храмах так называемых «станций» Крестного пути. Традиция совершать религиозное шествие по дороге, которой осужденный на смерть Христос прошел от Претории до Голгофы, сформировалась в Иерусалиме к XV столетию под влиянием монахов-францисканцев. Именно они учредили на этом маршруте 14 «станций», призванных воссоздать в памяти верующих основные моменты страданий Спасителя. Поскольку далеко не все желающие могли посетить Святую Землю, то еще в Средневековье эпизоды Крестного пути в виде 14 картин или рельефов стали создаваться в католических храмах. Около каждого такого изображения, последовательно расположенного вдоль внутренней стены церкви, утверждалось соответствующее стояние Kрестного пути. Перемещаясь от одного изображения к другому, верующие призваны останавливаться перед каждым для молитвы и размышлений об изображенном событии. В XVII веке одним из римских пап было окончательно зафиксировано число «остановок» и содержание изображаемых сцен, а индульгенции, связанные с совершением этого Крестного пути, приравнены к тем, которые получали паломники, посетившие святые места в Иерусалиме.

Верная издавна господствующему в ней духу схоластики современная Римско-Католическая Церковь в зависимости от избираемого христианином маршрута различает великое – peregrinationes primariae и малое – peregrinationes secundariae паломничества. К первому относится посещение Иерусалима, Рима, Сантьяго-де-Компостело и Лорето. Ко второму – святынь, расположенных в разных местах Европы и Америки. Современные паломники, разумеется, уже не берут в дорогу специфического облачения своих средневековых предшественников – посоха, сумы, коричневого или серого плаща и широкополой шляпы, украшенной раковинами и обязательным красным крестом. Однако их подход к посещению святых мест остается столь же прагматичным.

В протестантизме с его отрицанием всех внешних обрядовых проявлений религиозности – почитания икон, святых мощей и других материальных свидетельств Божественного присутствия, не существует паломничества как такового. Посещение Святой Земли, равно как и европейских достопримечательностей, связанных с деятельностью вождей Реформации, для людей, принадлежащих к этой христианской конфессии, имеет исключительно характер воспоминаний.

В связи с вышесказанным следует, что понятие «паломничество» в полном смысле этого слова применимо лишь по отношению к православному паломничеству.

При этом в русской культуре мы называем «паломничеством» не только православное «поклонничество» и посещение святых мест западными христианами, но и путешествия с религиозными целями в исламе, иудаизме, буддизме. Ведь во всех этих случаях речь идет об опыте современного общения с духовнорелигиозным наследием и его «земными отпечатками». Однако необходимо понимать, что содержание этих понятий в каждой из традиций не вполне тождественно, а, строго говоря, существенно различается.

Паломничество в иудаизме

В современном иудаизме паломничество (на иврите הָּיִלֲע , алия, буквально – восхождение, לֶגֶרְל הָּיִלֲע , алия лерегель) является неотъемлемой частью религиозной традиции. В Ветхом Завете повествуется, как в Х веке до Рождества Христова царь Соломон выстроил на горе Мориа в Иерусалиме – столице иудейского царства – первый в истории человечества храм Единому Богу. С этого времени посещение города Иерусалима и храма, особенно в дни Пасхи (Пейсаха), Пятидесятницы (Шавуота), Праздника кущей (Суккота), и участие в общем богослужении стали для иудеев религиозной нормой, которая в первую очередь распространялась на взрослых мужчин.

До Иерусалима верующим, если они жили далеко, разрешалось добираться верхом и в повозках. Однако подниматься к храму на саму гору Мориа, получившую название Храмовой горы, ввиду святости этого места необходимо было своими ногами. Старейшины еврейской общины и те из иудеев, кто с особым благоговением относился к исполнению ветхозаветного Закона, чаще всего проделывали весь путь пешком: от своего жилища до храма.

Обязательным элементом паломничества в Иерусалим в дни праздников являлось совершение храмовых приношений, характер которых был также строго определен. Например, в Пятидесятницу (Шавуот) приносили в жертву первый сбор плодов и фруктов, а также хлеб, испеченный из пшеничной муки нового урожая. Жертвоприношение вне храма запрещалось. Иудеями столь строго соблюдалась ветхозаветная заповедь об обязательном ежегодном трехкратном посещении храма, что даже после его разрушения вавилонянами в 422 году до Рождества Христова в дни праздников в Иерусалим продолжали прибывать паломники из Египта, Сирии, Вавилона и других стран.

Последовавшее в 70 году по Рождестве Христовом второе разрушение восстановленного иерусалимского храма лишило еврейский народ его главной святыни, изменив многовековую паломническую традицию. Однако, по мнению раввинов (еврейских религиозных учителей), единственная сохранившаяся от храмового здания западная стена, образно именуемая также Стеной плача, продолжает оставаться местом особого Божественного присутствия.

От всех, исповедующих эту монотеистическую религию, по-прежнему требуется непременное посещение Иерусалима и Храмовой горы. Паломники со всего мира для совершения молитвы собираются к Стене плача вечером в пятницу, в канун субботнего дня, и по праздникам. Помимо молитвы в щели между камнями стенной кладки они нередко засовывают записки со своими просьбами и пожеланиями, адресованными Богу, в уверенности, что в этом святом месте Он непременно услышит и исполнит все просимое.

Иудеи также посещают гробницы царей из рода Давида на горе Сион в Иерусалиме и пещеру Махпела, расположенную в центре древнего Хеврона, на территории нынешней Палестинской национальной автономии. Согласно Ветхому Завету, именно здесь погребены праотцы Авраам, Исаак, Иаков, их жены – Сарра, Реввека и Лия, а согласно религиозным преданиям евреев, также Адам и Ева. Однако по своей значимости эти традиционные места паломничества уступают горе Мориа, с которой иудеи, кроме всего прочего, связывают свои мессианские ожидания.

Паломничество в исламе

У мусульман паломничество именуется хаджем. Сам основатель этой мировой монотеистической религии – Мухаммед – подал, согласно Корану, пример в этом своим последователям. Посетив в марте 632 года расположенное в Мекке святилище языческих арабских племен, Мухаммед повелел своим приверженцам очистить это место от идолов племенных божеств. Кааба – расположенное в Мекке древнее здание прямоугольной формы, имевшее в глазах арабов сакральное значение, – была объявлена им святым домом, построенным Адамом по велению Аллаха и возобновленным Ибрагимом, или Абрахамом (Авраамом), и его сыном Исмаилом для того, чтобы правоверные со всего мира собирались сюда, свидетельствуя о своей вере. Считается, что именно в этот период пребывания в Мекке, именуемый в Коране Хаджат аль-Вида (Последнее паломничество), Мухаммед получил свыше указания о правилах хаджа, которыми по сей день руководствуются все мусульмане.

Хадж продолжается две недели и включает в себя посещение городов Мекки и Медины. Он считается одним из пяти столпов, или обязательных действий, свидетельствующих о принадлежности к исламу, наряду с 1) публичным свидетельством веры в Аллаха как единого Бога и признанием Мухаммеда его посланником, 2) ежедневным совершением пятикратной молитвы, 3) уплатой особого налога в пользу бедных и 4) соблюдением поста в месяц Рамадан. Это паломничество предписано совершить хотя бы один раз в жизни каждому совершеннолетнему мусульманину, если этому не препятствуют болезнь, семейные и финансовые обстоятельства. Состоятельный человек, по каким-либо причинам не имеющий возможности лично участвовать в хадже, может отправить вместо себя другого паломника, оплатив его расходы. Молодых женщин-мусульманок должны сопровождать или мужья, или близкие родственники мужского пола, брак с которыми исключен.

Хадж состоит из нескольких обязательных этапов, каждый из которых отмечен особым обрядом. Многие из них имеют символическое значение и призваны напоминать о событиях из жизни Авраама, его жены Агари и сына Исмаила. Совершать их требуется в состоянии ритуальной чистоты, зримым символом которой является белая одежда особого покроя, которую надевает каждый паломник, переступив границу Мекки.

Важным моментом хаджа является семикратное обхождение против часовой стрелки Каабы, совершаемое верующими в первый и последний дни хаджа.

Самой главной частью паломничества, центральным обрядом хаджа, считается Вукуф (Вукуф би-Арафа) – молитвенное стояние на священной горе / у священной горы Арафат, где пророк Мухаммед произнес свою последнюю пропов едь. Вукуф начинается в полдень, на 9-й день хаджа, сразу после прохождения Солнцем точки зенита, и завершается перед его заходом. Здесь паломники слушают проповедь (хутбу) и совершают молитву, обращенную к Аллаху: «Здесь я служу Тебе, Господи!» Эта молитва читается многократно и громким голосом.

Вслед за этим участники символически побивают злого духа камнями, кидая их в специально установленные столбы.

Особое место в совершении хаджа занимает жертвоприношение крупного рогатого скота, верблюдов и овец, которое должно совершаться в течение трех дней по установленной форме, с поминанием имени Аллаха. Мясо жертвенных животных паломники едят сами, а также угощают бедных. Завершая паломничество, мусульмане посещают гробницу пророка Мухаммеда в Медине.

Совершать хадж разрешается только в определенное время – в двенадцатый месяц мусульманского лунного календаря, вследствие чего этот период получил название «зу-ль-хиджжа», то есть «обладающий паломничеством». Посещение Мекки в другое время, даже при условии неукоснительного выполнения всех обрядов, паломничеством не считается. По возвращении домой паломник получает к своему имени почетную приставку «хаджа» и право носить зеленую чалму и длинную белую одежду (галабею).

Еще одним традиционным местом мусульманского паломничества является мечеть Аль-Акса в Иерусалиме, почитаемая как место ночного вознесения пророка Мухаммеда. В некоторых ближневосточных странах, например в Сирии, мусульмане посещают святые места христиан, связанные с именем Божией Матери, именуемой в исламе матерью пророка Исы. Однако во всех указанных случаях никаких особых религиозных ритуалов не совершается.

Паломничество в буддизме

Основные места паломничества последователей Сиддхартхи Гаутамы связаны с его именем и располагаются в Северной Индии и Южном Непале. По преданию, сам Будда завещал посещать эти места своим ученикам. Признанным средоточием паломнических маршрутов является также Тибет, где расположены буддийские духовные центры и монастыри.

Основным мотивом совершения паломничества для буддиста является стремление приобрести добродетель и этим искупить греховные поступки, совершенные в прошлых рождениях и в настоящей жизни, а также получить надежду на более благоприятное воплощение в будущем.

В период совершения паломничества верующий на время дает аскетические обеты, подобные монашеским, налагает на себя строгие ограничения в пище и развлечениях.

Традиционный комплекс буддийских паломнических ритуалов в настоящее время включает многоразовый обход чтимого места по часовой стрелке, чтение мантр, представляющих собой сочетание нескольких звуков или слов на языке санскрит. С точки зрения буддиста, каждое слово, слог или даже отдельный звук мантры обладают глубоким религиозным смыслом. К чтению приравнивается вращение так называемых молитвенных барабанов – деревянных или металлических цилиндров разного размера с мантрами, нанесенными на поверхность инструмента или написанными на бумажных свитках, вложенных внутрь барабана. Перед сакральным объектом, например статуей Будды, верующие простираются ниц в многократных земных поклонах, совершаемых особым образом. В знак благодарности и признательности паломник может оставить перед изваянием Будды или принести уважаемому монаху-подвижнику подношение, обычно символическое: воду для ритуального омовения, цветочные гирлянды, благовония, пищу. Практикуются очистительные омовения или окропления водой. В Тибете паломник может получить благословение жреца – ламы, который, касаясь темени верующего, тем самым передает ему часть своей святости или одаривает шелковой веревочкой красного или желтого цвета, своего рода «защитным» амулетом. Выполнение перечисленных ритуалов, их последовательность и очередность не имеют четкой регламентации и зависят от религиозного настроя совершающего их лица.

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк

Паломник в общем смысле — человек, идущей святому для него месту. Можно назвать таковым и человека, возвращающегося, например, в свой родной город, на место рождения, но в основном смысле слова паломничество — это посещение святых мест, связанных с религией, которую исповедует паломник. Слово образовано от латинского «palma», напоминая о пальмовых ветвях, которыми люди встречали Господа Христа при Его Входе в Иерусалим незадолго до крестной смерти.
Мы расскажем, куда проложены маршруты самых известных христианских паломничеств и с какими традициями они связаны.

Израиль паломнический

Главное паломничество во все века — это паломничество на Святую Землю, в Иерусалим, к местам земной жизни Христа. Большая часть паломничеств совершает на православную Пасху. В Великую Субботу здесь происходит чудом схождения Благодатного огня.
Это поистине чудо, которого с верой и надеждой ожидают люди ежегодно. Значение его — самовоспламенение лампады на Гробе Господнем в присутствии Патриарха Константинопольского. К богослужению Великой Субботы готовятся заранее, однако никто не знает, в какой час снизойдет Благодатный Огонь. По преданию, в один год он не появится, и это будет означать наступление последних времен, Конца света.
Каждый год с утра в Субботу Вселенский Патриарх со свитой клириков входит в храм Воскресения Христова и разоблачается до белого подрясника в его центре, у часовни Гроба Господня (Кувуклии), которая стоит над тем самым местом, где воскрес Христос, над Камнем Его Гроба. В храме гасятся все источники света — от лампад до паникадила. Патриарха по традиции, появившейся после турецкой власти в Иерусалиме, обыскивают на предмет наличия чего-либо, способствующего возгоранию Огня. Ризничий вносит в пещеру Кувуклии лампаду, которая ставится на середину Гроба Господня и тот самый факел из 33-х иерусалимских свечей. Как только входит туда Православный Патриарх в сопровождении Предстоятеля Армянской Церкви, пещеру с ними запечатывают воском. Богомольцы заполняют весь храм — здесь звучат слова молитв, идет исповедь грехов в ожидании схождения Огня. Обычно такое ожидания длится от нескольких минут до нескольких часов. Как только над Кувуклией появляются вспышки-молнии, означающие Схождение, над храмом звучит колокольный звон. Многие миллионы людей за века стали свидетелями этого чуда, ведь и сегодня ученые не могут объяснить ничем, кроме Божьей силы, вспышки молний в храме именно в Великую Субботу.

Патриархи передают в окно часовни Иерусалимские свечи, и от них начинают зажигать свои факелы паломники и священники в храме. Опять же, от нескольких минут до часа Благодатный Огонь не обжигает и паломники черпают его руками, умывают лица. Огонь не зажигает ни волосы, ни брови, ни бороды. Весь Иерусалим пылает тысячами факелов свечей. Авиарейсами представители Поместных Церквей перевозят в особых лампадах Благодатный Огонь во все страны, где есть православные верующие люди.


Паломничество в Бари к мощам Николая Чудотворца

Святитель Николай Чудотворец всемирно известен и почитается всеми христианами. Жил он в IV веке, но и сегодня остается родным и любимым для многих людей, ведь он продолжает слышать наши молитвы, помогать обращающимся к нему, спасать от смерти, бедности, тоски и многих бед.
Сразу после того, как он отошел ко Господу, его тело стало источать миро — чудесную жидкость, которая исходит только от чудотворных икон и святых мощей. Вскоре он был причислен к лику святых. Останки, тела святых называются святыми мощами.

Мощи Николая Угодника находились в его родном городе, в церкви в его честь, а в 1087 году итальянские купцы из города Бари обманом забрали святые мощи и вывезли их в Италию. Здесь они находятся в беломраморном закрытом саркофаге в базилике в честь святителя Николая. Множество паломников со всего света приходит сюда ежедневно.

Мощи постоянно источают миро, мироточат. Миро — ароматная чудесная жидкость, точного состава которой ученые по сей день не могут назвать. Миро источают чудотворные иконы и мощи некоторых особо благословленных Богом святых. Это вещество — благоуханное масло, и оно содержит эфирные масла неизвестных растений, словно неземных.


Паломничество к мощам Спиридона Тримифунтского на Корфу

Святитель Спиридон — второй чудотворец после Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского. После долгих лет забвения в годы безбожия ХХ века россияне вновь молятся святителю Спиридону, и за последние десятилетия свидетельства о его чудесах множатся.

Святителя Спиридона именуют чудотворцем, как и святителя Николая. Он считается одним из великих покровителей Греции, мощи его покоятся на острове Корфу. Во все века люди обращались к святителю и обретали помощь; в России ХХ века его имя было забыто, но сегодня почитание святителя вновь возрождается.

Мощи Спиридона Тримифунтского находятся на острове Корфу и источают великие чудотворения. Они — знак того, что святитель ходит среди людей и помогает им: засвидетельствовано на протяжении веков, что башмачки Спиридона, надетые на святые мощи его, меняют ежегодно и подошвы их всегда истерты! Этот поразительный факт укрепляет в людях веру, что святитель незримо встает из гроба и сам ходит по миру, являясь людям и укрепляя их.

Другие удивительные факты о мощах святого: тело святителя имеет постоянную температуру живого человека, чуть выше 36. Его волосы и ногти продолжают немного расти. А еще на протяжении веков много раз случалось, ключ не мог открыть замок на раке (гробе) с мощами. Тогда все становятся свидетелями: святой ходит по миру и помогает страдающим.


Паломничество к святому Иакову — святому Жаку в Испании

Мощи святого Иакова, брата Иоанна Богослова, особо почитаются в Испании. Он проповедовал в тех местах, пройдя винный путь от Иерусалима (именно поэтому он почитается как покровитель путешествующих и паломников). По преданию, после его убиения Иродом, тело его в лодке было вынесено на берег реки Улья. Сейчас здесь находится названный в честь него город Сантьяго-де-Компостела. В 813 году одному из испанских монахов было знамение Божие: звезда, своим светом показавшая место захоронения мощей Иакова. Название города, построенного на месте их обретения, переводится с испанского как «Место святого Иакова, обозначенное звездой».

С Х века сюда начинается паломничество, которое к XI веку приобрело значимость второго по статусу паломничества после посещения Иерусалима. Древние традиции паломничества соблюдаются и сейчас: паломник должен достичь города пешком, идя на протяжении ста километров или крутя педали велосипеда на протяжении двухсот километров.

Да хранит вас Бог!

Паломничество

В различных религиях существует явление, которое на русском языке обычно выражается понятием "паломничество". Несмотря на общность наименования, традиции паломничества, критерии его оценки в различных религиях существенно различаются. Поэтому слово "паломничество" в полном смысле правильно употреблять лишь по отношению к христианскому паломничеству.

Понятие паломник происходит от слова пальмовник, что является переводом соответствующего латинского слова. Им первоначально называли богомольцев - участников крестного хода в Святой Земле в праздник Входа Господня в Иерусалим (иначе этот праздник называется еще Неделя ваий, или в русской православной традиции Вербное воскресенье). Впоследствии паломниками стали называть не только богомольцев, путешествующих в Иерусалим, но и к другим христианским святыням.

Православное паломничество

На VII Вселенском Соборе, ознаменовавшем победу над ересью иконоборчества, было принято определение, согласно которому Богу подобает служение, а иконам следует воздавать поклонение. Это определение, имеющее характер церковного догмата, связано и с темой православного паломничества. Паломники в византийской церковной традиции называются поклонниками, то есть людьми, которые совершают путешествие с целью поклонения святыням.

Поскольку определение VII Вселенского Собора не было принято на католическом Западе, возникла разница и в понимании паломничества внутри христианства. Во многих европейских языках паломничество определяется словом пилигрим, что в переводе на русский язык означает только странник. Паломники в Католической Церкви совершают молитвы на святых местах, занимаются медитацией. Однако то поклонение святыням, которое существует в Православной Церкви, в католицизме отсутствует.

Еще дальше отошли от Православия протестанты, не почитающие ни святых, ни иконы, ни святые мощи. По причине такой разницы в понимании паломнической традиции в христианстве, можно говорить о православном паломничестве.

Паломничество и туризм

В наше время нередко можно услышать такие словосочетания, как: "паломнический туризм", "паломнический тур", "паломническая экскурсия" и т.д. Все эти выражения проистекают от непонимания сути паломничества, от сближения его с туризмом по чисто внешнему сходству. И паломничество, и туризм связаны с темой путешествия. Однако, несмотря на сходство, они имеют разную природу. Даже посещая одни и те же святые места, паломники и туристы делают это по-разному.

Туризм - это путешествие с познавательными целями. Одним из популярных видов туризма является религиозный туризм. Главное в этом виде туризма - знакомство с историей святых мест, жизнью святых, архитектурой, церковным искусством. Обо всем этом рассказывается на экскурсии, которая является для туриста самым главным элементом путешествия. Экскурсия может быть также частью и паломничества, но только не главной и не обязательной, а вспомогательной. Главное в паломничестве - это молитва, богослужение и религиозное поклонение святыням. Православное паломничество - часть религиозной жизни каждого верующего человека. В процессе совершения паломничества основным во время молитвы является не внешнее исполнение обрядов, а тот настрой, который царит в сердце, духовное обновление, которое происходит с православным христианином.

Призывая своих верующих к совершению паломничества, Русская Православная Церковь с уважением относится и к туристам, посещающим христианские святыни. Церковь считает религиозный туризм важным средством духовного просвещения наших соотечественников.

Несмотря на то, что паломничество, по сути, представляет собой религиозную деятельность, в Российской Федерации оно до сих пор регулируется туристским законодательством.

Традиция паломничества на Руси

Русское православное паломничество ведёт своё начало с первых веков распространения христианства в Древней Руси, т.е. с IX-X вв. Таким образом, русскому православному паломничеству уже более 1000 лет. Русские люди всегда воспринимали паломничество в качестве святого дела, необходимого каждому верующему. Сначала паломничество на Руси воспринималось как богомолье к святым местам Вселенского Православия - в Святую Землю, в Египет, на Афон и так далее. Постепенно на Руси возникли и свои центры паломничества. Путешествие к ним всегда воспринималось как духовный и физический подвиг. Вот почему на поклонение часто отправлялись пешком. Собираясь в паломничество, православные христиане получают благословение на его совершение у епархиального архиерея, или у своего духовного наставника.

"Православный паломник", N 5, 2008

http://www.bogoslov.ru/text/487732.html

По историческому происхождению слово «паломник» основано на производном от латинского palma «пальма» и означает «носителя пальмы», или, иначе говоря, путешественника ко Гробу Господню, несущего из своего странствия пальмовую ветвь, в память тех ветвей пальмы – ваий, которыми встречал Господа народ при въезде в Иерусалим. В обиходной народной речи «паломничество» часто заменялось другим, более понятным словом – «богомолье».

Паломничество, как пишет современный исследователь, «есть специально предпринятое путешествие для более полного и глубокого, чем в повседневной жизни, соприкосновения со святыней». Определенная духовно-нравственная причина подвигает человека пуститься в нелегкий и протяженный путь для встречи со святыней и стяжания благодати. Путника влечет желание приблизиться к источнику святости, но приближение невозможно без совершения труда пути, дороги, странствия. Прежде чем наступит момент достижения цели, предстоит нелегкое испытание дорогой. Дорога для паломника важна не только, и даже не столько, в ключе физических лишений, так же, как и церковный пост преследует в первую очередь не физиологические, а духовные цели. Путь паломника к святыне подобен духовной брани подвижника. Как воин духовный, выходит странник в путь, исполненный решимости и упования на Господа. Впереди его ждет встреча со святой реликвией, чудотворной иконой, мощами Божьего угодника. Но между святыней и духовным странником пролегает само странствие, полное трудов и лишений, терпения и скорбей, опасностей и невзгод. Путь богомольца географически петляет между городами и весями, но в духовном смысле он представляет собой восхождение в гору (по славянски – горе), ввысь, к небу – в преодолении собственных немощей и мирских искушений, в стяжании смирения, в испытании и очищении веры.

Цель паломника – святыня, или, иначе говоря, некий объект духовного поклонения. Под общим понятием «святыня» подразумевается все, чему в православии принято воздавать честь почитания: святые реликвии – частицы хитона Господня, или Животворящего Креста; предметы, связанные с почитанием Божией Матери; святые и чудотворные иконы; мощи святых угодников; места, относящиеся к жизни и подвигам святых, их личные вещи; святые источники; обители; могилы святых людей, почитаемых Церковью... Все многоразличные предметы, имеющие отношение к святости и освященные этой принадлежностью, обладающие благодатью, находящиеся во многих местах нашей страны, становились целью паломничеств. Таким образом, вся территория России к началу XX века оказывается испещренной сетью паломнических маршрутов. Верующий люд, богомольцы шли в долгие странствия, минуя многие губернии, на поклонение древним и новым святыням; тянулись в те или иные знаменитые обители; посещали Божьих людей, старцев и подвижников благочестия...

Loading...Loading...