Пятая неделя Великого поста: преподобной Марии Египетской. Пятая седмица Великого Поста

Толкование Евангелия

  • Протоиерей Александр Шаргунов.

Записи богослужений

Житие преподобной Марии

  • Святитель Димитрий Ростовский. .
  • Роман Балакшин.

Протоиерей Александр Шаргунов
Слово в Неделю 5-ю Великого поста

Сатане недостаточно растлить, главное - не допустить покаяния.

В пятое воскресенье Великого Поста, посвященное преподобной Марии Египетской, перед неделей, подготовительной к Страстным дням, Церковь достигает полноты покаяния. До обращения ко Господу преподобная Мария по своему нраву была современная, очень современная - позорная женщина, с самых юных лет. Только если раньше такая жизнь была порицаема, то теперь этим позором хвалятся, пропагандируют эту клоаку, это злосмрадие греховное, как что-то прекрасное, как что-то ароматное. Все делается в нашей стране, чтобы превратить всех девушек в Марий Египетских без покаяния. С раннего детства начинается преступное растление. В школах устраивают конкурсы красоты для третьеклассниц, наподобие недавнего вступления в пионеры; о конкурсах стриптиза пятнадцатилетних объявляют по телевидению и радио, и вовлечение детей в проституцию становится обычным бизнесом. Подъезжает к школе некий хлыщ на иномарке, подходит к восьмиклассницам на перемене: «Девочки, кто хочет зарабатывать после уроков? Четыре дня в неделю». Он не боится, что его задержит милиция, что ему дадут по существующей статье закона срок: их время, их власть, их стихия. Что же родители молчат? Впору им устраивать самосуд, если не защищает государство.

Когда государство потворствует разврату, оно не заинтересовано в сохранении себя как государства. Это и неверующие все понимают, что ядро государства - семья, и с распадом семьи, с разрушением нравственности наступает общественный хаос. Что такое апокалиптическая блудница на красном звере? Власть демократии, наследница тоталитарного коммунизма, насаждающая растление? Или шестнадцатилетняя проститутка, как кинозвезда, дающая интервью по телевидению: «Вы от своей работы получаете удовольствие? - Самое большое удовольствие я получаю, когда получаю деньги». Власть денег, корень всех зол, торжество маммоны, диавола: все продается и покупается - Отечество, красота, и жизнь человеческая. Пресса регулярно дает информацию о курсе доллара и таксе на заказное убийство, которое, разумеется, при необходимости может быть сколь угодно массовым. И что страшнее - сотни раз публикуемое газетами сообщение о том, что большинство десятиклассниц в таких-то школах считают проституцию самой престижной профессией (не исключено, что эти сообщения могут быть намеренно лживыми, чтобы подтолкнуть слабые души «быть как все» - к разврату) - или то, то что к подобным сообщениям так привыкли, что их уже не воспринимают.

Сатане недостаточно растлить, главное - не допустить покаяния. Для этого создается в обществе атмосфера насмешки над целомудрием, над девством, над верностью в браке, над покаянием. И прежде всего с этой целью ведется яростная атака на Церковь. Не удалось ее сжечь дотла, не получилось разрушить изнутри - теперь пытаются смешать ее с грязью. Что же делать Церкви в этой беде? Наш долг - возвысить свой голос, бить в набат, взывая к стыду и совести всех, заявляя громкий протест власть предержащим. Неуверенность и недоговоренность здесь неуместны. Церковь должна говорить прямым и ясным языком, как это делает Библия, об угрозе человечеству. Здесь болезнь вырождения нации, которое отражается в третьем, четвертом поколении, вплоть до генетических искажений. Здесь покушение на существование России, превращаемой в Содом и Гоморру, и здесь вечная смерть, широкий путь во ад, как говорит Писание.

Церковь не может оставаться безучастной по отношению к тому, что происходит во внешнем мире, хотя бы потому, что это касается ее собственных чад. Если бы с самого начала так называемой «перестройки» Церковь адекватно реагировала на сатанинское, организовываемое государством растление, многое сегодня бы было иным. И сегодня мы должны напомнить всем, кто надеется совместить несовместимое, и каждому, кто дерзает переступать порог православного храма, о как никогда актуальном Сотом правиле VI Вселенского собора: «Всякий, занимающийся изготовлением непотребных изображений, или покупающий эти изображения (применительно к нашим дням - смотрящий их по телевидению) да будет отлучен от Церкви». Ты вне Церкви, ты лишен ее молитвы, ее заступничества, ее Божественной силы. Всякий раз, когда ты прикасаешься к ее святыням, ты делаешь это в суд себе и во осуждение: ты не можешь принести в ней даже покаяния, не оставив прежде своего мерзкого занятия. Вот о чем говорит это Сотое правило. И мы знаем еще, что грех блуда по разумению Церкви стоит рядом с убийством и идолопоклонством, и на много лет лишает причастия. Если по нынешним, ненормальным временам мы не в состоянии во всей строгости исполнить каноны святых отцов, которые никто никогда не отменял, и не может отменить, потому что они продиктованы любовью: да не опалится твоя душа, и да узнаешь ты по милости Божией, чего ты лишаешься, совершая этот грех, - все это может значить только одно: глубина покаяния и плоды покаяния должны восполнять недостаток продолжительности его.

Мы помним , как она не смогла войти в храм из-за нечистоты: какая-то непонятная сила препятствовала ей сделать это. А этот человек уверенно входит в храм, и ничто не останавливает его, несмотря на все его не менее ужасные грехи. Однако оттого, что входит он без покаяния, ему томительно стоять на службе, и он уходит, не дожидаясь конца, и скоро совсем перестает ходить в церковь - буквально не может войти в нее. То же древнее чудо, только в ином, печальном варианте, повторяется вновь.

Без ясного и глубокого различения добра и зла как будет наш пост Марииным стоянием? Как душа, подобно жене грешнице, которая возлюбила много, принесет плач о себе, о Господе, и о всех, ради кого Господь пришел принять страдания!

Вконтакте

Первое житие преподобной Марии было написано Софронием Иерусалимским, а канон Симеоном Метафрастом. Многие из мотивов жития Марии Египетской оказались перенесены в средневековых легендах на Марию Магдалину.

неизвестен , Public Domain

Марии Египетской посвящено множество храмов, в храме Гроба Господня в Иерусалиме имеется часовня в честь святой Марии Египетской, построенная на месте её обращения.

Жизнеописание

Мария родилась в Египте в середине V века и в возрасте двенадцати лет покинула родителей, уйдя в Александрию, где стала блудницей. Более семнадцати лет предавалась она этому занятию. Однажды Мария, увидев группу паломников, направлявшихся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, она присоединилась к ним, но не с благочестивыми помыслами, а «чтобы было больше с кем предаваться разврату ». В Иерусалиме Мария попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала её. Осознав своё падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту. Выйдя, Мария опять обратилась с благодарственной молитвой к Деве Марии и услышала голос, сказавший ей -

«Если перейдёшь за Иордан, то обретёшь блаженный покой».

Послушав этого повеления, Мария приняла причастие и, перейдя Иордан, поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах. Первые 17 лет Марию преследовали блудные страсти и воспоминания о прошлой жизни:

«Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте; мне хотелось выпить любимого мною вина. Будучи в миру, много пила я вина, а здесь не имела и воды; я изнывала от жажды и страшно мучилась. Иногда у меня являлось очень смущавшее меня желание петь блудные песни, к которым я привыкла. Тогда я проливала слёзы, била себя в грудь и вспоминала обеты, данные мною при удалении в пустыню».

После этих многолетних искушений страсти оставили её, закончилась пища, взятая из Иерусалима, а одежда истлела от ветхости, но, как повествует её житие, «с того времени… сила Божия во всём преобразила мою грешную душу и моё смиренное тело ».

неизвестен , Public Domain

Встречи с Аввой Зосимой:

  • Первая встреча

Единственным человеком, который увидел Марию после её ухода в пустыню, стал иеромонах Зосима. Он, следуя уставу Иорданского монастыря, удалился на время Великого поста в пустыню для поста и молитвы. Там он и встретил Марию, которой отдал половину своего гиматия, чтобы прикрыть наготу. Он увидел, как во время молитвы она поднялась на локоть от земли и цитирует чудесным образом узнанные ею тексты Писания. Исполненный благоговения Зосима попросил Марию рассказать ему о своей жизни. Рассказав ему всё, Мария попросила Зосиму через год вернуться и причастить её, однако сказала не переходить Иордан, а ждать её на другом берегу.

  • Вторая встреча

Через год, как и сказала Мария, Зосима по причине болезни не смог, следуя монастырскому уставу, покинуть монастырь и только в Великий четверг, взяв Святые Дары, пошёл на берег Иордана. Там он увидел идущую по другому берегу Марию и думал, как она сможет перейти реку, не имея лодки, но Мария пошла по воде, как по суше, и подошла к изумлённому Зосиме, который причастил её. Мария попросила Зосиму через год прийти на первое место их встречи, а потом опять перешла по воде через Иордан и удалилась в пустыню.

  • Третья встреча - погребение преподобной Марии

По просьбе Марии Зосима возвратился ровно через год на место их первой встречи и увидел тело святой, лежавшее на песке, а рядом надпись: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, отдай прах праху. Моли Бога за меня, скончавшуюся в месяце, по-египетски Фармуфий, по-римски апреле, в первый день, в ночь спасительных Страстей Христовых, по причащении Божественных Тайн ». Зосима понял, что после того как год назад он причастил преподобную, она чудом перенеслась в это место, куда он шёл 20 дней, и умерла. Не зная, как вырыть могилу, он увидел рядом льва, которому сказал: «Великая подвижница повелела мне погрести её тело, но я стар и не могу выкопать могилы; нет у меня и орудия для копания, а обитель далеко, не могу скоро принести его оттуда. Выкопай же ты когтями своими могилу, и я погребу тело преподобной ». Лев исполнил повеление Зосимы, и тело преподобной Марии Египетской было погребено в песках.

Вернувшись в монастырь, Зосима рассказал другим монахам о подвижнице, многие годы жившей в пустыне. Это предание передавалось в устной форме до тех пор, пока не было записано в VII веке Софронием Иерусалимским.

Христианское вероучение рассматривает пример Марии Египетской как образец совершенного покаяния. Считается, что по молитвам к преподобной Марии верующие могут избавляться от блудной страсти.

Богослужебное почитание Марии Египетской

«Мариино стояние»

Православное богослужение утрени четверга пятой седмицы Великого поста получило в народе название «Мари́ино или Ма́рьино стояние » (в некоторых областях Украины носит название «Андреево стояние») по причине чтения за этой службой жития преподобной Марии, которое разделяется пением Великого канона Андрея Критского, к концу каждой песни которого добавляются тропари соответствующей песни канона прп. Марии Египетской. Тропари канона преподобной добавляются также к Покаянному канону Андрея Критского в среду и четверг первой седмицы Великого поста. Согласно Уставу на каждый тропарь канона положено совершать по три «метания» (крестные знамения с небольшим поклонением). Из-за этого в прежние времена можно было услышать: «Идём на поклоны». Так как канон Андрея Критского чрезвычайно важен именно в качестве Покаянного, то его сочетание с чтением жития преподобной Марии, почитаемой церковью как образец истинного покаяния, является для верующих одним из этапов подготовки к Страстной неделе.

Данная служба является очень продолжительной и особенно величественно проходит у старообрядцев, которые во время семичасового непрерывного богослужения совершают около тысячи земных поклонов, поскольку старообрядцами на практике выполняются уставные указания о земных поклонах (старообрядцы понимают «метания» как земные поклоны) во время богослужения.

неизвестен , Public Domain

Православные молитвы

Тропарь (восьмой глас)

В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Тем же и со ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой.

Кондак (третий глас)

Блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста днесь покаянием явися, Ангельское жительство подражающи, демоны Креста оружием погубляет. Сего ради Царствия невеста явилася еси, Марие преславная

Кондак (четвёртый глас)

Греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши твое сердце, славная, пришла еси ко Христу, Сего всенепорочную и святую Матерь, молитвенницу милостивную принесла еси. Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление, и со ангелы присно срадуешися.

Молитва

О великая Христова угодница, преподобная мати Марие! Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена ), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякого зла, в час же разлучения души и тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос, Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Вторая молитва

О великая Христова угоднице, преподобная Марие! На Небеси Престолу Божию предстоящи, на земли же духом любве с нами пребыв ающи, имеющи дерзновение ко Господу, моли, спасти рабы Его, к тебе с любовию притекающии. Испроси нам у Великомилостиваго Владыки и Господа веры непорочное соблюдение, градов и весей наших утверждение, от глада и пагубы избавление, скорбящим — утешение, недугующим — исцеление, падшим — возстание, заблуждщим — укрепление, в делах благих преспеяние и благословение, сиротам и вдовицам -заступление и отшедшим от сего жития — вечное упокоение, всем же нам в день страшнаго Суда одесную страны общники быти и блаженный глас Судии мира услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира, и тамо пребывания во веки получити. Аминь.

Фотогалерея






Имя

Преподобная Мари́я Еги́петская
в старообрядческом написании - Ма́рия Еги́птяныня;

Годы жизни

Память

В искусстве

В русской иконописи середины - второй половины XVII века получили распространение патрональные иконы с изображением Марии Египетской и Алексия, человека Божия - небесных покровителей царя Алексея Михайловича и его первой супруги Марии Милославской. Милославская считала её своей небесной покровительницей, и культ Марии стал более важным в период её жизни.

Единственным храмом преподобной Марии в Москве в XVII веке была церковь на Сретенке.

«С 1648 года празднование 1 апреля в честь святой Марии в Сретенском монастыре приобретает характер государственного праздника, на который съезжаются бояре, митрополиты, приходит торжественным выходом из Кремля патриарх. В 1668 году патриарх Иоасаф II поздравлял царицу в Сретенской обители: „Марта 31-го, святейший патриарх ходил в Стретенский монастырь, что на Устретенке, к вечерне и к молебну для празднества преподобной Марии Египецкия и для имянин государыни царицы и великой княгини Марьи Ильиничны, и на монастыре и идучи дорогою роздано нищим и бедным милостины 3 руб(ля)“. В 1651-1652 годах Алексей Михайлович и Мария Ильинична вложили в Сретенскую обитель икону „Святые Алексий, человек Божий, и Мария Египетская“ для местного ряда иконостаса собора. С царицей Марией Ильиничной связан также так называемый Мариинский колокол, изготовленный для церкви преподобной Марии Египетской в 1668 году. Торжественное почитание святой Марии Египетской в Сретенском монастыре как покровительницы царского рода Романовых-Милославских продолжалось и после смерти Марии Ильиничны (в 1669 году) вплоть до кончины царя Иоанна Алексеевича 29 января 1696 года».

На календаре – пятая неделя Великого поста. Это значит, что половина пути уже пройдена, и самое время заглянуть в календарь питания Великого поста на пятой неделе.

Пятая неделя Великого поста является покаянной, и посвящена преподобной Марии Египетской, считающейся покровительницей раскаявшихся блудниц и блудников. Церковь на этой неделе призывает верующих покаяться в своих грехах, и проводит особенные службы, побуждающие к подвигам благочестия.

Было строгим, а пятая седмица в этом плане несет некоторые послабления.

Календарь питания Великого поста на пятой неделе

Пятая седмица Великого поста (Покаянная, Преподобной Марии Египетской).

29 день поста. Понедельник.

30 день поста. Вторник.

31 день поста. Среда.

Церковный устав разрешает сухоядение, мирянам разрешено включать в свой рацион горячую пищу без масла.

32 день поста. Четверг.

Церковный устав разрешает горячую пищу без масла, мирянам разрешено включать в свой рацион горячую пищу с маслом.

33 день поста. Пятница.

Церковный устав разрешает сухоядение, мирянам разрешено включать в свой рацион горячую пищу без масла.

34 день поста. Суббота.

35 день поста. Воскресенье. Преподобной Марии Египетской.

Пятое воскресенье в календаре Великого поста посвящено преподобной Марии Египетской. Оно предшествует шестой неделе, являющейся подготовительной к Страстным дням, и поэтому имеющей особые . В этот день церковь достигает полноты покаяния, а в лице преподобной Марии Египетской демонстрирует верующим пример образцового покаяния и Божьего милосердия к кающимся грешникам.

Разрешается употребление пищи с маслом и легкое виноградное вино.

Соления и домашние заготовки во время поста играют важнейшую роль в питании каждого постящегося. Обратите на них внимание, и вы сможете значительно расширить ваш постный рацион питания.

Особое внимание стоит уделить квашеным овощам и фруктам, например, капусте, огурцам, моченым яблокам. Квашеная капуста - кладезь витамина С, которого в ней содержится больше, чем в цитрусовых. Она может быть не только отличной закуской, но и использоваться в качестве начинки для постных пирогов, или основы для запеканок и рагу.

Квашеная капуста – отличный выход в дни, когда нельзя питаться пищей с растительным маслом, ведь сам по себе капустный рассол может служить отличной заправкой для салатов. Квашеная капуста отлично сочетается не только с солеными, маринованными, но и свежими овощами, и входит в самые различные постные салаты, самым известным из которых является винегрет.

Не забывайте, что и в пост ваш рацион должен быть разнообразным, так как это одна из основ организма. Поститесь на здоровье, и не забывайте заглядывать в наш календарь Великого поста . А в завершение - несколько слов о пользе квашеной капусты.

Человек отличается от животного умением содержать свое тело - духовный храм Бога Живого, в чистоте. Воздержание от приема пищи для преобразования своего ума и восприятия Бога - качества, присущие истинным христианам. Питание пятой недели Великого поста является еще одним способом доказать себе, что человек может управлять своей плотью во имя достижения духовных целей.

В чем духовная сущность пятой недели Великого Поста

Цель любого православного поста - обуздать свои желания согласно разуму по слову Божьему, не теряя рассудительности, не впадая в фанатизм, чтобы не навредить организму.

Некоторые христиане, никогда не постившиеся, относятся к Великому Посту, как к пытке. Наполниться духовной поддержкой в строгом воздержании поможет воспоминание о покаянии Марии Египетской, памяти которой посвящена пятая неделя Великого Поста.

С детских лет Мария была отдана мужчинам на утеху. Позорная женщина через покаяние стала Святой Марией. Сатана легко может растлить человека, после чего постоянно внушать мысли о невозможности покаяния.

Ложь сатаны разбивается о любовь Христа. Великая блудница прибыла в Иерусалим с разгульной компанией, не была допущена в храм неведомыми силами, пока не покаялась в своем блуде.

Истинное покаяние, раскаяние за свою похотливую жизнь престали перед престолом Всевышнего. Получив прощение, звучащее от иконы Богородицы, Мария удалилась в пустыню на 47 лет, где питалась маленькими кусочками хлеба и дикими травами.

Мария Египетская

Преподобный Зосим встретил женщину в пустыне, одел в свой плащ и попросил у нее благословения. Он был свидетелем, как сила веры помогала святой отшельнице переходить Иордан поверх воды.

Их встреча происходила раз в год, пока однажды преподобный Зосим не нашел прекрасную женщину мертвой, лежащую на берегу реки со крещенными на груди руками и счастливой улыбкой на устах.

Важно! Нет такого греха, который бы Бог не простил, если человек просит с искренним раскаянием, пребывая в посте и молитве.

О покаянии:

Меню на пятую неделю Великого поста

Время Великого поста не является голодовкой или диетой, это правильно сбалансированное питание без применения продуктов животного происхождения.

Не нарушая правил и требований Церкви относительно строгого воздержания, составим меню поста таким образом, чтобы организм не голодал без употребления скоромной пищи.

Обязательными перекусами между приемом пищи в дни сухоядения по понедельникам, средам и пятницам являются орехи и сухофрукты, энергетический объем которых подавляет чувство голода и позволяет достойно прожить эти дни при минимальном приеме пищи.

Понедельник

Начиная новую неделю, разнообразим сухоядение вкусными и полезными блюдами.

Приготовленный на завтрак рулет из лаваша даст заряд энергии и витаминизирует организм на целый день.

Купленный в магазине или приготовленный заранее лаваш покрыть намазкой.

Рулет из лаваша с маковой начинкой

Маково-ореховую смесь следует готовить непосредственно перед намазыванием, чтобы сохранить все полезные свойства:

  • мака;
  • изюма;
  • орехов;
  • меда.

Все ингредиенты пропустить через блендер или мясорубку и приготовить вкусные рулетики на завтрак, подавая их с чашкой ароматного травянистого настоя.

На обед предлагаем салат из 2-3 груш твердых сортов с добавлением следующих ингредиентов:

  • ½ стакана очищенных орехов;
  • 1 пучка рукколы;
  • 50 г изюма.

Изюм предварительно замочить в воде, дать набухнуть, после чего просушить.

Груши порезать кусочками, орехи измельчить, рукколу порвать руками на небольшие куски.

Для заправки салата приготовить соус из 100 мл сока грейпфрута, 1 ст.л. яблочного уксуса, ½ ч.л. сахара, соль, перец добавить по вкусу.

Смешать все ингредиенты и сразу подавать на стол. К салату можно предложить хлебцы из разных сортов муки.

Ужин украсят роллы из водорослей нории с начинкой из смеси репы, моркови, яблок, приправленной чесночным соком. Соевый соус - пикантная изюминка вечера.

Вторник

Зарядиться с утра энергией поможет пшенная каша, приготовленная в глубокой сковороде.

Квашеную капусту промыть и выложить на скороду, тушить в воде 20 минут. Добавить в сковороду предварительно пассированный лук и морковь, засыпать замоченную в воде крупу, все закрыть крышкой и тушить до готовности каши.

Наваристый рассольник украсит обеденный стол.

Перловую крупу (1/2 стакана) предварительно замочить в воде, 3 шт. картофеля порезать кубиками, залить 2 л воды и поставить на огонь до полного приготовления.

Рассольник с перловой крупой

В это время на сковороде пассировать:

  • натертую на крупной терке морковь;
  • 3-4 соленых огурцов, порезанных мелкими кубиками;
  • 30 мл томатной пасты;
  • 1 зубчик измельченного чеснока.

Сковороду с приправой накрыть крышкой и оставить томиться до полной готовности картофеля и крупы, после чего все составляющие смешать, прокипятить с добавлением соли, черного перца и добавлением лаврового листа. Подать на стол с зеленью и бутербродами с авокадо, посыпанными семенами кунжута.

На ужин можно приготовить картофель, порезанный кружечками, переложенный дольками помидор и грибов, запеченный в духовке. Добавкой к ароматному блюду могут быть любые соленья, приготовленные на зиму.

Среда

Овсяные хлопья на завтрак, предварительно залитые молоком кокоса, с добавлением меда и сухофруктов удивят самых опытных христиан, держащих пост.

Церковь для мирян позволяет в период сухоядения предварительно запечь несколько картофелин, которые пригодятся для приготовления окрошки на обед.

Пропорции холодного супа могут быть самыми разнообразными, также можно изменять и ингредиенты, добавив в нее перец болгарский или томаты.

Для приготовления окрошки необходим квас, в который следует:

  • порезать кубиками печеный картофель;
  • редьку натереть на крупной терке;
  • укроп, зеленый лук измельчить;
  • огурцы подать в виде соломки.

Ложечка готового хрена со свеклой, лимонный сок, соль, перец придадут особый вкус ароматному холодному супу.

Вкусные конфеты из сухофруктов - находка для ужина второго дня сухоядения.

Для приготовления витаминизированного ужина необходимы финики без косточек и набор цукатов, взятых в равных пропорциях, пропущенных через мясорубку.

Конфеты из сухофруктов

Готовую смесь разбавить медом, хорошо вымешать, скатать в виде шариков, обмакнуть в кокосовую стружку и подать с узваром, приготовленным без сахара.

Четверг

Сытным завтраком четверга станет постная пицца, приготовленная на основе дрожжевого теста. В качестве наполнителя пиццы приготовить:

  • 2 шт. томатов, порезанных кольцами;
  • мелко порезанную зелень;
  • грибы;
  • оливки.

Из дрожжевого теста испечь заготовку, выложить на нее все ингредиенты, начиная и заканчивая томатным кетчупом. Выпекать в духовке 10-15 минут.

Фаршированный картофель - вкусное и калорийное блюдо, которое часто можно подавать на обед в пост, меняя начинку.

Питание других недель поста:

При помощи чайной ложечки или специального приспособления выскоблить в картофелине отверстие, которое наполнить начинкой. Сегодня это будет тушеная капуста с рисом.

Сырые фаршированные картофелины выложить на противень и покрыть заливкой.

Фаршированный картофель

Заливку приготовить на сковороде. В небольшое количество воды добавить 2 ст.л. муки, 1ст.л. томатной пасты,1 зубчик чеснока, специи, довести до состояния сметаны, тушить до закипания. Далее влить столько воды, чтобы вся подлива покрыла картошку.

Запекать в духовке 20-30 минут.

Пятница

Всего 2 недели осталось до Страстной пятниц ы. Истинно постящиеся люди в этот день практически не принимают пищу, миряне могут подобрать меню из предыдущих дней сухоядения.

Подвигом этого дня является максимальное ограничение в пище.

Суббота

Вареники с капустой - прекрасное блюдо на завтрак выходного дня.

Приготовленный на обед щавелевый суп будет сытным и густым, если в него положить немного риса, который варится вместе с картошкой. Параллельно пассируется лук, морковь, чеснок в небольшом количестве воды с добавлением 1 ст. л. томата и специй.

В картофельно-рисовый отвар добавить свежезамороженный или соленый щавель и заправку, кипятить 5 минут.

При приготовлении субботнего ужина начинаешь по-настоящему ценить растительные масла, позволяющие расширить меню пятой недели Великого Поста.

Из предварительно сваренного картофеля и муки приготовить мягкое тесто с добавлением соли.

Фасолевый фарш с добавлением лука, моркови, специй заложить в предварительно подготовленные картофельные шарики, сформировать зразы, обвалять их в сухарях и обжарить.

Воскресенье

Овсяные оладьи с вареньем - лучшее начало воскресного утра, если к ним подать ароматный чай из имбиря с мятой и медом.

Овсяные оладьи

Очищенное от кожуры яблоко, натереть на крупной терке, смешать со стаканом овсяных хлопьев и добавить пару ложек любого сиропа или меда. Настоять 10-15 минут. Из готовой смеси сформировать оладьи, которые обжарить в небольшом количестве масла.

При приготовлении грибного супа на обед, не забудьте позаботиться о хрустящих гренках, с которыми организм скорее насытится.

Вечерним блюдом воскресенья станут макароны с томатно-луковой подливой и салатом из квашеной капусты.

Основный путь воздержания пройден, впереди 2 недели. В вечерней молитве православные христиане благодарят Бога за силу веры, позволившую пройти 5 недель Великого Поста, и просят благословение на следующие дни.

Меню питания по дням в Великий пост

Post Views: 357

Великий пост приближает нас к познанию милости Божьей. Чем дольше человек постится, тем ближе он открывает для себя истину. Цель пятой недели – полностью осознать свои прегрешения. Она посвящена памяти Марии Египетской, которая долгое время жила греховной жизнью и все же сумела найти дорогу к Господу, поборов все свои пороки. В 2018 году начало пятой недели Великого поста припадает на 19 и заканчивается 25 марта.

Питание по дням в 5 неделю Великого поста, что можно и что нельзя есть

Как учит нас церковь важно не только ограничивать себя в употреблении продуктов, но и полностью осознать важность поста. Один отказ от пищи не приведет к нужному результату, если человек духовно не подготовлен. Строгость соблюдения поста в первую очередь зависит от людского волеизъявления.

В пятую неделю Великого поста, также нельзя употреблять пищу животного происхождения: молоко, яйца, мясо, рыбу. Не во все дни разрешено и добавление масла, а также горячая пища. В процессе длительного воздержания организм уже привык к ограничениям и пятая неделя у верующих не вызывает трудностей. Есть одно послабление в четверг в честь Марии Египетской, разрешена еда с маслом.

В целом, питание по дням на пятую неделю поста выглядит таким образом:

  • Понедельник (19 марта) – только холодная пища, овощные салаты, мед, черный хлеб;
  • Вторник (20 марта) – овсяная каша без масла, фрукты, овощной суп, чай;
  • Среда (21 марта) – сыроедение, винегрет, орехи, фрукты, вода;
  • Четверг (22 марта) – можно добавлять масло, драники, супы, каши;
  • Пятница (23 марта) – овощи, фруктовые салаты, орехи, вода, хлеб;
  • Суббота (24 марта) – вареники с картошкой или капустой, постный борщ, яблочный пирог, вино;
  • Воскресенье (25 марта) – маринованные грибы, каши, пирожки с капустой, вино.

Несмотря на строгость соблюдаемого поста, лучше разнообразить свой рацион. Ведь доказано, что человеку сложно питаться больше пяти дней однообразной пищей. Приложив немного фантазии, даже в такие дни из абсолютно обычных и доступных продуктов, можно приготовить кулинарные шедевры.

Главное помнить, что даже разрешенная еда, должна употребляться в маленьких количествах. Церковь не одобряет переедание. Перед тем как сесть за стол, лучше уделить несколько минут искренней молитве. Попросить у Господа мудрости и терпения и поблагодарить за хлеб насущный.

Богослужения в 5 неделю Великого поста

Пятую неделю поста именуют седмицей пальмовых ветвей, и вспоминаю Марию Египетскую. Именно эта неделя имеет большое значение для матерей. Они молят в церквях за своих детей, просят у Сына Божьего наставить их отпрысков на путь истинный и даровать прозрение.

Жизни Марии необычайно интересна и поучительна. Мало святых удостаиваются целой недели памяти, и среди них только одна женщина. Такое почтение она заслужила неустанными молитвами и покаянием.

Будучи подростком Мария, покинула родителей и жила на улицах Александрии. Жизнь в городе кипела, приезжали моряки, рассказывали истории, купцы торговали заморскими товарами. Мария не ведая, что творит, по своей наивности, предалась блуду. Она полагала в этом, и является истинный смысл жизни. Денег с мужчин она не брала, продолжая жить в нищете. На кусок хлеба зарабатывала пряжей.

Так бы и продолжалась блудливая жизнь Марии, но один случай перевернул все в ее сознании. Ради интереса она отправилась вместе с паломника в Иерусалим. Во время путешествия на корабле, и даже прибыв в город, она не отказывала себе в удовольствиях.

Когда люди пошли в храм, девушка отправилась следом за ними. У ворот церкви Марию ждало потрясение – она не могла переступить порог. Неведомая сила не пускала ее внутрь. Слишком грязной была ее душа. Попробовав несколько раз, переступить ворота заветного храма, Мария поняла, что действия бессмысленны. Дорога в церковь закрыта.

Тогда к девушке пришло первое понимание ее жизни. Она смотрела, как бы со стороны на свои ошибки и грехи, начиная потихоньку осознавать бессмысленность теперешнего существования.

Мария подошла и иконе Пресвятой Девы, стоящей во дворе. И произнесла искреннюю молитву покаяния. Гнева не было в ее сердце, а лишь отчаяние и раскаяние в совершенных поступках.

Только после этого она смогла войти в храм. Будучи внутри здания, девушка стала на колени и продолжала молить о прощении. Далее произошло чудо, и она услышала голос, который указал ей путь спасения. Необходимо было отправится в Иорданскую пустыню, где можно обрести желанный покой.

Мария отправилась в пустыню и провела там оставшуюся часть жизни. Больше ни разу она не вышла к людям. Питалась травами, спала на земле, а все время проводила в молитве. Воспоминания о прошлой жизни приходили к ней иногда, но Мария всеми силами боролась с греховными помыслами, и твердая вера в Господа и Богородицу Деву помогала ей не поддаться искушению.

За всю свою оставшуюся жизнь, Мария встретила лишь одного человека иеромонаха Зосима. Он пришел в пустыню в поисках уединения. Дабы никто не мешал ему поститься, и не отвлекал от молитвы.

Ему Мария и поведала историю своей жизни, попросив прийти на это место ровно через год. Впоследствии именно Зосима передал историю блудницы ставшей праведницей, монахам в своем монастыре. А служители монастыря в свою очередь передавали рассказ девы из поколения в поколение.

Через год в пустыне иеромонах нашел труп Марии, у ног ее сидел лев. Животное вырыло могилу для удивительной девы.

Во славу Марии Египетской на пятую неделю поста в среду вечером, во всех храмах проводится большое богослужение. Его еще называют Стояние Марии. Сначала священник полностью читает канон А. Критского, а затем вспоминает жизнь праведницы.

Служба очень большая, и проводится всего один раз в год. В народе даже существует поверье: если девушка выстоит всю проповедь от начала до конца, то в ее семейной жизни будет мир и благополучие.

Мария Египетская – это необычайно яркий пример, что любой самый большой грешник способен найти Иисуса в своей душе и открыть для себя Царствие Божие.

Loading...Loading...