Раскол и раскольники. Старообрядческое кладбище в Калласте

В середине XVII века в России во времена царствования Алексея Михайловича Романова патриархом Никоном было провозглашено начало церковной реформы, что вызвало раскол в русском православии. Древлеправославие, старообрядчество, староверие как различные течения русской религиозной традиции появились как реакция на церковную реформу которая должна была привести русское богослужение в соответствие с церковью греческой, Константинопольской. Последователи старообрядчества назывались раскольниками до 17 апреля 1905 года, пока Московская патриархия не сняла запреты на старые русские обряды и клятвы. Снятие опалы не означало слияние РПЦ и староверов. Последние считают себя православными христианами, а РПЦ Московской патриархии как инославную.

Старообрядцы делятся на поповцев и беспоповцев. Так вот поповцы, считая новообрядцев еретиками второго уровня допускают возможность молитвенного общения с сохранением духовного сана через миропомазание, а беспоповцы такую возможность допускают только через крещение. Древлеправославные беспоповские христиане считают свою веру самой правой, идущей от Иисуса Христа и Апостолов. Что стало причиной раскола? Реформа 1653 года внесла следующие изменения: во –первых были внесены многочисленные поправки в богослужебные книги. Действующие канонические тексты, которые многократно переписывались полуграмотными монахами содержали огромное количество ошибок и неточностей. Внесены поправки в важнейшие церковные понятия, изменены титулы на иконах, вместо двуперстного крестного знамения вводилось трехперстное. Изменения распространялись на обрядность и атрибутику.

Поповцы, как и новохристиане признают 7 таинств, обязательное участие священнослужителей при отправлении богослужения и проведении обрядов. Они не исключают участия в церковной жизни мирян. Численность поповцев старообрядцев составляет более 1,5 млн. человек, проживали они в Нижегородской, Ростовской области, на Черниговщине, Стародубье. Владельцы мануфактур создали в XIX веке крупнейший центр поповства в общине Рогожского кладбища в Москве. Тех священников, которые покидали Русскую православную церьковь и находили пристанище у поповцев называли беглопоповцами. Догматика поповцев ни чем не отличается от новообрядцев. Поповцы в свою очередь делятся на Русскую православную старообрядческую церковь и Древлеправославную церковь, которые в наше время мирно уживаются.

По каноническим правилам церковь без епископа не может существовать, так как только он имеет право посвятить священника или диакона. Во время проведения церковной реформы многие прихожане, верные своей древней вере, не приняли новых священников. Многие священники дониконовского времени скончались. Поэтому многие древлеправославные христиане оказались без священнослужителей и стали называться беспоповцами. Преследуемые властью беспоповцы вынуждены были покидать свои обжитые места и уходить в труднодоступные, дикие необжитые территории. Так возник Олонецкий край (Карелия) и глухие окраины Нижегородских земель. А основная масса беспоповцев нашла пристанище на побережье Белого моря и стали называться поморами.

Старообрядцы проживают компактно общинами, скромно и строго, у них сохранилась своя система образования, включающая заучивание наизусть множества молитв, обучение чтению и началам арифметики. Дети изучают Часослов и Псалтырь много внимания уделяется трудовому воспитанию. Очень много старообрядческих общин рассеяны по всему миру от Японии до Аргентины. Начиная с правления Царицы Софьи после Собора 1667 года бегство староверов достигла глобальных масштабов и численность их заметно сокращалась. К 1905 году по отчету Обер-Прокурора Святейшего Синода за 1903-1904 года общая численность старообрядцев в Российской Империи исчисляется в 1 984 182 человека.

Несмотря многолетние гонения и преследования староверы отстояли свои духовные ценности и остались верны древнеправославному вероисповедованию, образу жизни и воспитанию. Среди староверов немало очень известных людей, внесших заметный вклад в развитие своего отечества. Фабриканты и мануфактурщики от Гучковых до Морозовых, деятели культуры от Третьяковых до Д.С. Лихачева, меценат Савва Морозов и т. д.

В последние годы в нашей стране растет интерес к старообрядчеству . Многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современному дню старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества , его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. О смысловом значении термина «старообрядчество » читайте в статье «Что такое старообрядчество? ».

Раскольники или старообрядцы?

Сам по себе термин «старообрядчество » возник вынужденно. Дело в том, что Синодальная Церковь, её миссионеры и богословы называли сторонников дораскольного, дониконовского православия не иначе, как раскольниками и еретиками. Делалось это потому, что древнерусские старообрядческие церковные традиции, существовавшие на Руси почти 700 лет, на новообрядческих соборах 1656, 1666–1667 годов были признаны неправославными, раскольническими и еретическими.

Фактически, такой величайший русский подвижник, как Сергий Радонежский, признавался неправославным, что вызвало явный глубокий протест у верующих .

Эту позицию Синодальная Церковь взяла как основную и пользовалась ей, поясняя, что сторонники всех без исключения старообрядческих согласий отпали от «истинной» Церкви из-за своего твердого нежелания принимать церковную реформу, которую начал приводить в жизнь патриарх Никон и продолжили в той или иной степени его последователи, включая императора Петра I .

На этом основании всех, не принимающих реформы, назвали раскольниками , переложив на них ответственность за раскол русской Церкви, за якобы отделение от православия. До начала XX века во всей полемической литературе, издаваемой господствующей церковью, христиане, исповедующие дораскольные церковные традиции, именовались «раскольниками», а само духовное движение русского народа в защиту отеческих церковных обычаев называли «расколом».

Этот и другие еще более оскорбительные термины использовались не только для того, чтобы обличить или унизить старообрядцев, но и для того чтобы обосновать гонения, массовые репрессии против сторонников древнего русского церковного благочестия. В книге «Пращица духовная », изданной по благословению новообрядческого Синода, так и говорилось:

«Раскольники не суть сынове церкви, но сущие преслушницы. Они достойны предании бытии к наказанию градского суда…достойны всякого наказания и ран.
А по не исцелении, и смертного убиения» .

В старообрядческой литературе XVII - первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался

И большая часть русского народа, сама того не желая, стала именоваться оскорбительным, переворачивающим с ног на голову суть старообрядчества , термином. При этом внутренне с этим не соглашаясь, верующие - сторонники дораскольного православия - искренне стремились добиться того, чтобы официально именоваться иначе. Для самоидентификации они взяли термин «древлеправославные христиане » - отсюда и именование каждого старообрядческого согласия своей Церкви: Древлеправославной . Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие». В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь ».

Немаловажно, что среди верующих «по-старому» термин «старообрядчество» долгое время не использовался потому, что сами верующие так себя не называли. В церковных документах, переписке, бытовом общении они предпочитали именовать себя «христианами», иногда « ». Термин «старообрядчество », легализованный светскими авторами либерального и славянофильского направления во второй половине XIX века, считался не вполне корректными. Смысл термина «старообрядчество» как такового указывал на сугубое главенство обрядов, тогда как в реальности старообрядцы считали, что Старая Вера - это не только старые обряды , но и совокупность церковных догматов, мировоззренческих истин, особых традиций духовности, культуры и быта.

Изменение отношения к термину «старообрядчество» в обществе

Однако к концу XIX века ситуация в обществе и Российской империи начинает меняться. Правительство с большим вниманием стало относиться к нуждам и запросам древлеправославных христиан, понадобился некий обобщающий термин для цивилизованного диалога, нормативных актов и законодательства. По этой причине термины «старообрядчество », «старообрядцы» приобретает все большее распространение. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства. Для старообрядцев внутренняя противоречивость этого термина в том и состояла, что, используя его, они объединяли в одном понятии истинно Православную Церковь (т.е. своё собственное старообрядческое согласие) с еретиками (т.е. старообрядцами других согласий).

Тем не менее старообрядцы в начале XX века позитивно восприняли, что в официальной прессе термины «раскольники» и «раскольничий» стали постепенно заменяться на «старообрядцы» и «старообрядческий». Новая терминология не носила негативной окраски, а потому старообрядческие согласия стали активно использовать её в общественной и публичной сфере. Слово «старообрядчество » принимается не только верующими. Светские и старообрядческие публицисты и писатели, общественные и государственные деятели все активнее используют его в литературе и официальных документах. В то же время консервативные представители синодальной церкви в дореволюционное время продолжают настаивать на том, что термин «старообрядчество» неверен.

«Признавая существования «старообрядчества », - говорили они, - придется признать и наличие «новообрядчества », то есть признаться в том, что официальная церковь использует не древние, а новоизобретенные чины и обряды».

По мнению новообрядческих миссионеров, такого саморазоблачения нельзя было никак допустить. И все же слова «старообрядцы», «старообрядчество» со временем все прочнее укоренялись в литературе и в повседневной речи, вытесняя и из разговорного оборота подавляющего большинства сторонников «официального» православия термин «раскольники».

Старообрядческие начетчики, синодальные богословы и светские ученые о термине «старообрядчество»

Размышляя над понятием «старообрядчество», писатели, богословы и публицисты давали разные оценки. До сих пор авторы не могут придти к одному мнению.

Не случайно поэтому даже в популярной книге, словаре «Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы» (М., 1996), увидевший свет в издательстве Русской Православной старообрядческой Церкви, не имеется отдельной статьи «старообрядчество», которая бы объясняла суть этого явления в отечественной истории. Единственное, здесь лишь замечается о том, что это «сложное явление, объединяющее под одним названием и истинную Церковь Христову, и тьму заблуждений».

Заметно усложняет восприятие термина «старообрядчество» наличие в среде старообрядцев разделений на «согласия» (старообрядческие церкви ), которые делятся на сторонников иерархического устройства со старообрядческими священниками и епископами (отсюда и именование: поповцы - Русская Православная Старообрядческая Церковь , Русская Древлеправославная Церковь ) и на тех, кто не принимает священников и епископов - беспоповцев (Древлеправославная Поморская церковь , Часовенное согласие , бегуны (странническое согласие), федосеевское согласие).

Старообрядцы - носители старой веры

Некоторые старообрядческие авторы считают, что далеко не только разница в обрядах отделяет старообрядчество от новообрядчества и других конфессий. Есть, например, и некоторые догматические различия в отношении к церковным таинствам, глубокие культурологические различия в отношении к церковному пению, иконописи, церковно-канонические отличия в церковном управлении, проведении соборов, в отношении к церковным правилам. Такие авторы утверждают, что старообрядчество содержит не только старые обряды, но и Старую Веру .

Следовательно, утверждают такие авторы, удобнее и правильнее с точки зрения здравого смысла, использовать термин «староверие », негласно подразумевающий собой все то, что является для принявших дораскольное православие единственно верным. Примечательно, что первоначально термин «староверие» активно использовали сторонники беспоповских старообрядческих согласий. Со временем он прижился и в других согласиях.

Сегодня представители новообрядческих церквей очень редко называют старообрядцев раскольниками, термин «старообрядчество» прижился как в официальных документах, так и церковной публицистике. Однако новообрядческие авторы настаивают, что смысл старообрядчества кроется в исключительном следовании старым обрядам. В отличие от дореволюционных синодальных авторов, нынешние богословы РПЦ и других новообрядческих церквей не видят опасности в применении терминов «старообрядчество» и «новообрядчество». По их мнению, возраст или истинность происхождения того или иного обряда не имеет никакого значения.

Собор Русской Православной Церкви 1971 года признал старые и новые обряды абсолютно равноправными, равночестными и равноспасительными. Таким образом, в РПЦ форме обряда ныне придается второстепенное значение. Вместе с тем новообрядческие авторы продолжают наставить, что старообрядцы, староверы - это часть верующих, отделившихся от Русской Православной Церкви, а следовательно, и от всего православия, после реформ патриарха Никона.

Что такое русское старообрядчество?

Так какое же толкование термина «старообрядчество » наиболее приемлемо сегодня как для самих старообрядцев, так и для светского общества, включая ученых, изучающих историю и культуру старообрядчества и жизнь современных старообрядческих церквей?

Итак, во-первых, поскольку в момент церковного раскола XVII века старообрядцы не вносили никаких нововведений, а остались верными древней православной церковной традиции, то нельзя назвать их «отделившимися» от православия. Они никуда не уходили. Наоборот, они отстаивали православные традиции в их неизменном виде и отказались от реформ и нововведений.

Во-вторых, старообрядцы представляли собой значительную группу верующих древнерусской Церкви, состоящую как из мирян, так и из духовенства.

И, в-третьих, несмотря на разделения внутри старообрядчества, которые произошли по причине жестоких гонений и невозможности на протяжении столетий организовать полноценную церковную жизнь, старообрядцы сохранили общие родовые церковно-общественные признаки.

С учетом сказанного, можно предложить следующее определение:

СТАРООБРЯДЧЕСТВО (или СТАРОВЕРИЕ) - это общее название русского православного духовенства и мирян, стремящихся сохранить церковные установления и традиции древней Русской Православной Церкви и отказавшихся принять реформу, предпринятую в XVII веке патриархом Никоном и продолженную его последователями, вплоть до Петра I включительно.

Кто они такие?

Факт пятый Царь поддержал Никона и началось преследование староверов. Последние видели спасение в территориальной и социальной изоляции от мира " Антихриста". Центром церковной оппозиции стал Новгород, откуда многие и устремились в конце 17 века за "шведский рубеж", в том числе и на территорию Эстонии. В 1700 - 1719 в Ряпина действовал монастырь старообрядцев - федосеевцев , откуда последние,возможно, и расселились по Западному Причудью. Первый молильный дом был построен в 1740 году в дер. Кикита.
Из российских императоров более всего староверы ненавидели двух:
Петра Первого (1782 - 1725), который требовал сбривать бороды, забирал в солдаты, всех пересчитал (с какой целью?) и напоследок передал престол "бабе", и Николая Первого (1825 - 1855), при котором практически все молильные дома были закрыты. Времена менялись и в 1905 г. преследования прекратились, а в 1971 Поместный собор РПЦ отменил все запреты и порицания старых обрядов "яко не бывшие".

Что же это за обряды такие, от которых мои предки не отказывались даже под страхом смерти?

Их много, но я остановлюсь на наиболее известных и очевидных.

Крестное знамение у староверов совершается так...

Это так называемое двуперстие в отличии от троеперстия , которое используют православные. Причём обе эти формы пришли на Русь из Византии в 10 веке, но после падения последней троеперстие стало ассоциироваться с "латинством"(католичеством) и вышло из употребления.

А. Символизирует две природы Христа (Бог и человек)
В. Символизирует Троицу (Отец, Сын и Дух Святой)

Поскольку верующий осеняет себя крестом , то в старообрядческом двуперстии есть своялогика , т.к. крестясь они изображают распятие только Христа, в то время как православные, получается, распинают всю Троицу. Опять же оставляя два пальца " праздными" (ничего ими не изображая) , Никон, по мнению старообрядцев "упразднил" Христа. В пылу полемики утверждалось также, что трехперстое знамение это следование Иуде Искариоту, предателю Христа, ибо "Иуда брал соль щепотью, поэтому креститься щепотью- грех ". Интересно, что, желая показать как крестятся "никониане", старообрядцы употребляют для этого левую руку, чтобы не "осквернить" правой.
В христианском мире существует также и одноперстие (коптская церковь) и пятиперстие (католическая церковь)

Земные поклоны


Старообрядцы отдают предпочтение Православные- поясным
земным поклонам

При совершении земных поклонов человек должен пасть ниц и коснуться коленями и челом пола, точнее молитвенного коврика(подручника), поскольку во время молитвы руки должны оставаться чистыми.

Восьмиконечный крест Старообрядцы признают только восьмиконечный крест , считая его завершённым и единственно полноценным. Именно такой крест, якобы, обнаружила св. царица Елена (мать имп. Константина) при раскопках на Голгофе в 4 веке. Все остальные формы - происки "латинян", то есть католиков. П равославные же ничего не имеют против "неполноценных" четырёх - и шести - конечных крестов.

Старообрядческое кладбище в Калласте

Знаменное пение Старообрядцы используют при богослужении т.н. знаменное (крюковое) пение, господствовавшее в русской церкви до 17 века. В отличие от введённого Никоном партесного пения, знаменное имеет две главные особенности:

А. Это пение одноголосное, т.е. независимо от количества голосов песнопение должно звучать в один голос, в унисон.
В. Из - за большого количества гласных звуков напев получается мелодичный, но слова разобрать порой сложно.

Да что говорить, слушайте, смотрите и... сравнивайте.

Партесное пение (православное)

Знаменное пение (старообрядческое)

Посолонь, сугубая "аллилуйя" и Исус Во время крестного хода старообрядцы ходят вокруг храма по солнцу (посолонь), т.е. по часовой стрелке, а православные против солнца. С логикой у староверов всё в порядке: "Поскольку Христос есть солнце праведное, ходить против солнца означает идти против Христа "

В России слово «раскол» в первую очередь ассоциируется с событиями XVII века, когда произошел самый масштабный раскол в Русской Православной Церкви. Тогда остро встал вопрос об исправлении в богослужебных книгах ошибок, накопившихся за много лет переписывания. Патриарх Никон, при поддержке царя Алексея Михайловича решил исправлять книги по греческим источникам. При этом менялись обряды и даже вид крестного знамения (с двоеперстия на троеперстие). Несогласные с реформами были объявлены государственными преступниками, их сажали в темницы и казнили. Староверы, в свою очередь, разорвали общение с «никонианской» Церковью, отвергали ее таинства как «антихристовы», считали, что после pефоpм Никона благодать полностью исчезла из Цеpкви и следует ожидать гибели миpа и Стpашного Суда. В конце XVII века старообрядчество разделилось на два течения, в зависимости от наличия или отсутствия священства: поповцев (признававших необходимость священников при богослужениях и обрядах) и беспоповцев (отрицавших всякую возможность существования истинного духовенства в новые, «антихристовы» времена).

По прошествии веков, когда страсти улеглись, стали возможны шаги к примирению: в начале XIX века были разрешены богослужения по старым (дониконовским) книгам, открылась первая в Москве единоверческая (для тех кто придерживаясь старого обряда, признавал иерархию Русской Церкви) на Рогожском кладбище. В дальнейшем единоверческие общины стали возникать по всей России. На Поместном соборе 1971 года были окончательно сняты клятвенные запреты на старые русские обряды и на употребляющих их. Однако несмотря на все это, среди старообрядцев остались непримиримые: чем дольше длится раскол, тем труднее его уврачевать полностью.

Расколы для Церкви не остались в прошлом: то в Церковь со своими методами и амбициями вторгается политика, то в споре по вопросу чисто церковному кто-нибудь объявит себя единственно правым, а всех остальных -- слугами антихриста.

В чем грех и опасность раскола? Кто для Церкви раскольник -- враг или заблудшая овца? И что в ситуации разделений может быть критерием истины для человека, который искренне ее ищет? Об этом -- тема нового номера.

Редакция

«Обрести истину в этом мире лжи возможно через страдание»

В чем грех раскола? Если человек пребывает в расколе, слышит ли Бог его молитвы, благодатны ли таинства раскольников? И как понять, на чьей стороне правда? Достаточно ли знать для этого церковные каноны?
С этими вопросами мы обратились к протоиерею Владимиру ВОРОБЬЕВУ, ректору Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Раскол -- это нарушение без достаточных оснований заповеди Христовой «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21). Если так понимать раскол, то это, конечно, грех, отпадение от церковной полноты, потеря Христовой любви. Вопрос о благодатности таинств здесь -- очень непростой. Во-первых, мы не можем решать за Бога, слышит ли Он молитвы тех или иных грешников. «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3, 8). Бог бесконечно милостив и «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Христос пришел «призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13).

Поэтому, скорее всего, всещедрый Господь услышит молитву даже и того, кто пребывает в расколе, если она приносится не формально, а со скорбью сердечной и смирением.

Во-вторых, расколы бывают разные, и церковный суд о них выносится не сразу, а во времени. Этот суд должен еще получить церковную рецепцию, т. е. должен быть воспринят церковной полнотой, что тоже происходит во времени.

В-третьих, довольно часто расколом называют любое разделение. Но в истории Церкви было множество разделений, и нередко -- по весьма серьезным причинам. Решение о безблагодатности, вынесенное одной стороной, может быть не принято церковной полнотой и впоследствии проигнорировано. Поэтому с такими серьезными определениями обычно не спешат. История знает немало случаев, когда две части церкви, например какая-нибудь поместная церковь и вновь выделившееся церковное объединение, не имеют общения друг с другом в течение долгого периода, но при этом общаются с другими поместными церквями, которые не считают происшедшее разделение совершенно необоснованным. Потом проходит время, и общение восстанавливается, т. к. разделившиеся части церкви признают происшедшее разделение канонически приемлемым.

Поэтому не всякое разделение есть раскол. Раскол -- это отделение без достаточных оснований, и потому по определению греховен, а когда есть достаточные основания, то в таком разделении может сохраняться церковная жизнь с ее таинствами, могут подвизаться святые люди.

Достаточным основанием может быть нежелание участвовать в явном грехе. Примеров множество. Святой Афанасий Великий в его борьбе с арианской ересью, святой Максим Исповедник в борьбе с монофелитством, иконопочитатели против иконоборцев и др. Русская Церковь отделилась от Константинопольского Патриархата, когда Константинопольский Патриарх признал унию с латинянами, провозглашенную на Флорентийском соборе.

Понять, кто прав, когда происходит раскол, не всегда удается сразу. Все доброе и хорошее в этом мире рождается в страданиях. И обрести истину в этом мире лжи -- дело непростое. Истину нужно выстрадать, она обретается в муках, когда человек в скорби, со смирением, всем сердцем умоляет Бога о том, чтобы Он не допустил его заблудиться, отступить от Божией правды.

Устоять в правде во время искушения помогают церковные каноны, которые принимались церковными соборами для блага Церкви. Каноны - это закон, но природа церковного канонического права - святость и правда.

Закон нужен там, где люди не умеют в должной мере жить благодатной жизнью, и их земное несовершенство восполняется, компенсируется «каноническими рельсами». Каноны, отвечая человеческому несовершенству, составляются для определенных условий и в определенное историческое время. Меняются условия и соответственно меняются каноны. Канонами же определяется необходимость проведения регулярных церковных соборов, которые корректируют каноны по мере необходимости. Критерием этой необходимости является польза Церкви.

Природу церковно-канонической дисциплины замечательно глубоко объясняет священномученик митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (Смирнов) в своем «Отзыве» 1929 года: «… Церковная дисциплина способна сохранять свою действенность лишь до тех пор, пока является действительным отражением иерархической совести Соборной Церкви; заменить же собою совесть дисциплина никогда не может. Лишь только она предъявит свои требования не в силу указания этой совести, а по побуждениям, чуждым Церкви, неискренним, как индивидуальная иерархическая совесть непременно станет на стороне соборно-иерархического принципа бытия Церкви, который вовсе не одно и то же с внешним единением во что бы то ни стало!»

Таким образом, именно чистая совесть -- соборная иерархическая совесть, как говорит священномученик Кирилл, -- свободная от гордыни, честолюбия, властолюбия и других страстей, движимая смиренной любовью и жертвенной готовностью служить Богу и Церкви в духе Правды Божией, способна познавать Истину и постигать дух и смысл церковных канонов, использовать их на пользу Святой Церкви.

Чем отличается раскол от ереси?
Поясняет преподаватель Московской духовной академии иерей Александр ЗАДОРНОВ:

-- Святитель Василий Великий в Первом каноническом послании св. Амфилохию Иконийскому дает определение ереси и раскола. Еретиками он называет «совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся», раскольниками -- тех, кто разделился во мнениях о некоторых предметах церковных по вопросам, допускающим уврачевание, самочинными сборищами -- собрания, составляемые непокорными епископами или пресвитерами и ненаученным народом. Любой раскол начинается с «самочинного сборища», проходит стадию собственно раскола и, как правило, оканчивается созданием еретического сообщества. Последнее означает не просто отделение от православного епископата без повреждения церковного учения (что еще возможно на стадиях «самочинного сборища» и раскола), но повреждение собственно православного вероучения.

О расколе можно говорить, когда группа людей или один человек намеренно разрывают евхаристическое единство со своим епископом, то есть не признают епископа своим предстоятелем, не поминают его на богослужении, не участвуют в таинствах в храмах, где его поминают, и самочинно образуют собственную евхаристическую общину. Самочинное сборище от раскола отличается тем, что его члены церковной властью еще не объявлены раскольниками и могут вернуться в Церковь без формального разбирательства, только принеся покаяние. В том случае, когда суд Церкви объявил их раскольниками, для них уже необходима специальная процедура обратного принятия в Церковь.

Еретики -- группа, уже утвердившаяся в своем отличном от полноты Церкви вероучении. Отношение Церкви к еретикам и к раскольникам различается в первую очередь в вопросах признания или непризнания их крещения. Находящиеся в самочинных сборищах, как правило, изначально крещены в Православной Церкви и, если они оставляют свои сборища, вновь присоединяются к Церкви через покаяние. Крещение раскольников, еще не чуждых Церкви, в случае их возвращения в Церковь, принимается, крещение еретиков -- отвергается.

Вопросы стиля: всегда ли раскольники не правы?
Единственный случай, когда уход от правящего епископа канонически оправдан и даже необходим, как поясняет преподаватель Московской духовной академии иерей Александр Задорнов, если епископ публично проповедует ересь, которая уже была соборно осуждена. Об этом говорит 15-е правило Двукратного собора 861 года. На памяти у отцов этого собора был как раз пример такого случая -- рецидив иконоборчества уже после VII Вселенского собора, осудившего эту ересь и ее сторонников. В этом случае прекращение общения с епископом-иконоборцем было выражением верности Православию, а не уходом в раскол, т. к. в этом случае сам епископ-еретик отделяет себя от Церкви.

Вопросы же, которые вызывают разногласия, но официально еще не объявлены ересью, должны рассматриваться церковным судом -- как специальным органом с такими судебными полномочиями, так и судом собора епископов.

Если же община, не дожидаясь решения такого церковного суда, самочинно отделяется от своего епископа, она является стороной, виновной в расколе. Пример -- греческие старостильники. В 1924 году Элладская Церковь перешла на новоюлианский календарь (Пасха праздновалась по старому, юлианскому календарю, а праздники c фиксированными датами -- по западному, григорианскому). Пока ни один собор Поместной Церкви не назвал переход на новый стиль ересью. Однако часть верующих не согласились с реформой и, еще не отделяясь от Церкви, продолжали служить по старому календарю. Все не принявшие реформу стали называться старостильниками. Позже группа верующих отпала от правящего архиерея, образовав Греческое религиозное общество истинно православных христиан (ГРО-ИПХ), и объявило схизматиками (от греч. схизма -- раскол) членов Элладской Церкви. В 1937 году произошел первый (из множества последующих) раскол внутри самих старостильников. На сегодняшний день в среде греческих старостильников насчитывается более двадцати различных групп, толков и течений, не признающих друг друга.

«Конечно, -- считает о. Александр Задорнов, -- календарь в этом вопросе, скорее, повод. В календарной проблеме старостильники видят внешнее проявление внутренних проблем Церкви, и следующим логическим шагом после согласия с новым стилем, по которому строится литургический год Римо-католической церкви, по их мнению, может быть согласие с римо-католической догматикой. То есть люди увидели в переходе на новый календарь предательство Православия. Но независимо от отношения к новому стилю, со стороны старостильников это раскольнический шаг, нарушение церковной дисциплины. Разорвав общение с православным епископатом до авторитетного соборного обсуждения этого нового явления, противники нового стиля вступили на путь раскола».

После церковного раскола XVII века прошло уже больше трех столетий, а большинство так и не знают, чем отличаются старообрядцы от православных христиан. Не надо так.

Терминология

Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.

В старообрядческой литературе XVII - первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.

Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами...Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».

В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства

Перста

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста - символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста - символ Святой Троицы.

Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Согласия и толки

Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик то толк, что ни баба, то согласие». Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

Исус

В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус». Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Различия в Символе веры

В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».

Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».

Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

Навстречу солнцу

К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововедения были не приняты старобрядцами. В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

Галстуки и рукава

В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена Раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и при галстуках. Народная молва ассоциирует закатанные рукава с палачами, а галстуки с виселицами. Хотя, это только одно из объяснений. Вообще, у старообрядцев принято носить на службы специальную молельную одежду (с длинным рукавом), а галстук никак не повяжешь на косоворотку.

Вопрос креста

Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четерых и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Сугубая и трегубая Алилуйя

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».

По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.

Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).

Поклоны на службе

На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» - поклон до персей или до пупа; «средний» - в пояс; малый земной поклон - «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние); великий земной поклон (проскинеза).

Loading...Loading...