С и гессен биография. Живой источник: педагогическая концепция с

Sergius Hessen ; 16 августа , Усть-Сысольск - 2 июня , Лодзь) - русский философ -неокантианец, педагог , правовед, публицист, соредактор журнала «Логос» .

Биография

Родился в семье ссыльного юриста Иосифа Сауловича (впоследствии Владимировича) Гессена , который смог усыновить ребёнка только в 1894 году после принятия православия. Воспитывался отцом и приёмной матерью Анной Исааковной Блюменфельд .

С 1917 по 1921 год заведовал кафедрой педагогики на историко-филологическом факультете Томского государственного университета , в 1921 году вернулся в Петроград.

В 1922 году эмигрировал в Прагу. С 1935 года преподавал в Варшаве, а после войны - в Лодзи, где был профессором истории педагогики Университета Лодзи .

Философия

Гессен соединяет принципы трансцендентализма с диалектическим методом , позволяющим связать независимые группы понятий. Допуская плюрализм в систематике понятий, Гессен утверждает, что подлинная иерархия понятий необходимо должна быть синтезом монизма и плюрализма на основе предложенного им диалектического «метода полноты», в соответствии с которым синтез частного и общего есть конкретность понятий, а их взаимная разъединённость - абстрактность. Метод полноты позволяет преодолеть умаление конкретности и диалектически развернуть монизм в плюрализм. Эмпирический субъект - это лишь возможность личности, сама личность созидается только через работу над сверхличными задачами и через приобщение к миру «сверхличных» трансцендентальных ценностей. Свобода предполагается в силу независимости духовной основы личности от эмпирической сферы, поэтому начало свободы в человеке трансцендентально. Свобода обнаруживается не как эмпирический факт, а как цель, волевое намерение. В соответствии с этим можно выделить ценности, которые воплощают в себе цели или задания. Они выступают в качестве культурных ценностей, выражаясь в практически реализуемых ценностях человеческой жизни. Свободные действия несут безусловную новизну и не могут быть просчитаны эмпирически. Этика и право дают механизмы реализации свободы, которые воплощают практическую интуицию воли - волезрение.

На основе данного понимания личности Гессен создаёт собственную философию образования. Свобода - это основа взаимоотношений учителя и ученика и предполагает не выбор между наличными путями, а созидание нового пути, не существовавшего ранее даже в виде возможного выхода. Поэтому в образовании дисциплина реализуется через свободу, а свобода через закон долга. Задача обучения состоит в таком овладении методом, который открывает возможность его самостоятельного применения. Преподавание не должно сводиться к трансляции фактологических знаний, сказанное всегда должно указывать на нечто большее, на другое ещё не высказанное знание. Цель образования в приобщении личности к культурным ценностям, открывающим новые возможности её самореализации. В ряде работ Гессен также рассматривал проблемы нравственной философии, теории права, закономерности общественного развития.

Семья

  • Жена (до 1936 года) - Нина Лазаревна Минор, дочь невропатолога Лазаря Соломоновича Минора , внучка казённого раввина Москвы Зелика (Соломона Алексеевича) Минора , племянница юриста и политического деятеля Осипа Соломоновича Минора . Депортирована в концентрационный лагерь Терезин в 1942 году , погибла в концлагере Малый Тростинец.
    • Сын - Евгений Сергеевич Гессен (1910-1945) - русский поэт, член содружества молодых поэтов «Скит»; погиб в Освенциме . Другой сын - польский славист Дмитрий Сергеевич Гессен (1916-2001) - участник Второй мировой войны , составитель «Большого польско-русского словаря» (М.: Русский язык, 1979) и посмертного собрания литературного наследия Соломона Барта (совместно с Лазарем Флейшманом , М.: Водолей, 2008).
  • Сводные братья (по отцу): журналист и публицист Владимир Иосифович (Осипович) Гессен (1901-1982), сотрудник редакции газеты «Новое русское слово»; переводчик Георгий Иосифович (Осипович) Гессен (1902-1971).

Основные труды

  • «Über Individuelle Kausalität: Studien Zum Transzendentalen Empirismus (Об индивидуальной причинности: исследования трансцендентального эмпиризма)», диссертация. Freiburg, 1909.
  • «Философия наказания» («Логос», 1912-1913)
  • «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» (1923)
  • «Монизм и плюрализм в системе понятий» (1928)
  • «Трагедия добродетели в „Братьях Карамазовых“ Достоевского» (1928)
  • «Проблема конституционного социализма» («Современные записки», 1924-1928)
  • Nicholas Hans, Sergius Hessen «Educational Policy in Soviet Russia». London: P. S. King & son, ltd., 1930.
  • «Leone Tolstoj». Volume 14 of Problemi della pedagogia , Avio, 1954.
  • // Новый Град. - 1931. - № 1. - С. 67-77
  • // Новый Град. - 1932. - № 3. - С. 60-71
  • // Новый Град. - 1932. - № 4. - С. 21-39
  • // Новый Град. - 1932. - № 5. - С. 56-67
  • // Путь. - 1932. - № 36. - С. 44-74
  • // Новый Град. - 1933. - № 6. - С. 42-59

Напишите отзыв о статье "Гессен, Сергей Иосифович"

Примечания

Ссылки

  • (рус.) . ТоВики . . - Страница с ТоВики. Проверено 24 мая 2012. .
  • (рус.) . Руниверс . . - Краткая библиографическая справка. Проверено 26 мая 2012. .
  • Сидорчук И. В., Ростовцев Е. А .

Отрывок, характеризующий Гессен, Сергей Иосифович

– Нельзя, нельзя! – проговорил оттуда испуганный голос. – Он стал ходить по комнате. Крики замолкли, еще прошло несколько секунд. Вдруг страшный крик – не ее крик, она не могла так кричать, – раздался в соседней комнате. Князь Андрей подбежал к двери; крик замолк, послышался крик ребенка.
«Зачем принесли туда ребенка? подумал в первую секунду князь Андрей. Ребенок? Какой?… Зачем там ребенок? Или это родился ребенок?» Когда он вдруг понял всё радостное значение этого крика, слезы задушили его, и он, облокотившись обеими руками на подоконник, всхлипывая, заплакал, как плачут дети. Дверь отворилась. Доктор, с засученными рукавами рубашки, без сюртука, бледный и с трясущейся челюстью, вышел из комнаты. Князь Андрей обратился к нему, но доктор растерянно взглянул на него и, ни слова не сказав, прошел мимо. Женщина выбежала и, увидав князя Андрея, замялась на пороге. Он вошел в комнату жены. Она мертвая лежала в том же положении, в котором он видел ее пять минут тому назад, и то же выражение, несмотря на остановившиеся глаза и на бледность щек, было на этом прелестном, детском личике с губкой, покрытой черными волосиками.
«Я вас всех люблю и никому дурного не делала, и что вы со мной сделали?» говорило ее прелестное, жалкое, мертвое лицо. В углу комнаты хрюкнуло и пискнуло что то маленькое, красное в белых трясущихся руках Марьи Богдановны.

Через два часа после этого князь Андрей тихими шагами вошел в кабинет к отцу. Старик всё уже знал. Он стоял у самой двери, и, как только она отворилась, старик молча старческими, жесткими руками, как тисками, обхватил шею сына и зарыдал как ребенок.

Через три дня отпевали маленькую княгиню, и, прощаясь с нею, князь Андрей взошел на ступени гроба. И в гробу было то же лицо, хотя и с закрытыми глазами. «Ах, что вы со мной сделали?» всё говорило оно, и князь Андрей почувствовал, что в душе его оторвалось что то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть. Он не мог плакать. Старик тоже вошел и поцеловал ее восковую ручку, спокойно и высоко лежащую на другой, и ему ее лицо сказало: «Ах, что и за что вы это со мной сделали?» И старик сердито отвернулся, увидав это лицо.

Еще через пять дней крестили молодого князя Николая Андреича. Мамушка подбородком придерживала пеленки, в то время, как гусиным перышком священник мазал сморщенные красные ладонки и ступеньки мальчика.
Крестный отец дед, боясь уронить, вздрагивая, носил младенца вокруг жестяной помятой купели и передавал его крестной матери, княжне Марье. Князь Андрей, замирая от страха, чтоб не утопили ребенка, сидел в другой комнате, ожидая окончания таинства. Он радостно взглянул на ребенка, когда ему вынесла его нянюшка, и одобрительно кивнул головой, когда нянюшка сообщила ему, что брошенный в купель вощечок с волосками не потонул, а поплыл по купели.

Участие Ростова в дуэли Долохова с Безуховым было замято стараниями старого графа, и Ростов вместо того, чтобы быть разжалованным, как он ожидал, был определен адъютантом к московскому генерал губернатору. Вследствие этого он не мог ехать в деревню со всем семейством, а оставался при своей новой должности всё лето в Москве. Долохов выздоровел, и Ростов особенно сдружился с ним в это время его выздоровления. Долохов больной лежал у матери, страстно и нежно любившей его. Старушка Марья Ивановна, полюбившая Ростова за его дружбу к Феде, часто говорила ему про своего сына.
– Да, граф, он слишком благороден и чист душою, – говаривала она, – для нашего нынешнего, развращенного света. Добродетели никто не любит, она всем глаза колет. Ну скажите, граф, справедливо это, честно это со стороны Безухова? А Федя по своему благородству любил его, и теперь никогда ничего дурного про него не говорит. В Петербурге эти шалости с квартальным там что то шутили, ведь они вместе делали? Что ж, Безухову ничего, а Федя все на своих плечах перенес! Ведь что он перенес! Положим, возвратили, да ведь как же и не возвратить? Я думаю таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много там было. Что ж теперь – эта дуэль! Есть ли чувство, честь у этих людей! Зная, что он единственный сын, вызвать на дуэль и стрелять так прямо! Хорошо, что Бог помиловал нас. И за что же? Ну кто же в наше время не имеет интриги? Что ж, коли он так ревнив? Я понимаю, ведь он прежде мог дать почувствовать, а то год ведь продолжалось. И что же, вызвал на дуэль, полагая, что Федя не будет драться, потому что он ему должен. Какая низость! Какая гадость! Я знаю, вы Федю поняли, мой милый граф, оттого то я вас душой люблю, верьте мне. Его редкие понимают. Это такая высокая, небесная душа!
Сам Долохов часто во время своего выздоровления говорил Ростову такие слова, которых никак нельзя было ожидать от него. – Меня считают злым человеком, я знаю, – говаривал он, – и пускай. Я никого знать не хочу кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли станут на дороге. У меня есть обожаемая, неоцененная мать, два три друга, ты в том числе, а на остальных я обращаю внимание только на столько, на сколько они полезны или вредны. И все почти вредны, в особенности женщины. Да, душа моя, – продолжал он, – мужчин я встречал любящих, благородных, возвышенных; но женщин, кроме продажных тварей – графинь или кухарок, всё равно – я не встречал еще. Я не встречал еще той небесной чистоты, преданности, которых я ищу в женщине. Ежели бы я нашел такую женщину, я бы жизнь отдал за нее. А эти!… – Он сделал презрительный жест. – И веришь ли мне, ежели я еще дорожу жизнью, то дорожу только потому, что надеюсь еще встретить такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило меня. Но ты не понимаешь этого.
– Нет, я очень понимаю, – отвечал Ростов, находившийся под влиянием своего нового друга.

Осенью семейство Ростовых вернулось в Москву. В начале зимы вернулся и Денисов и остановился у Ростовых. Это первое время зимы 1806 года, проведенное Николаем Ростовым в Москве, было одно из самых счастливых и веселых для него и для всего его семейства. Николай привлек с собой в дом родителей много молодых людей. Вера была двадцати летняя, красивая девица; Соня шестнадцати летняя девушка во всей прелести только что распустившегося цветка; Наташа полу барышня, полу девочка, то детски смешная, то девически обворожительная.
В доме Ростовых завелась в это время какая то особенная атмосфера любовности, как это бывает в доме, где очень милые и очень молодые девушки. Всякий молодой человек, приезжавший в дом Ростовых, глядя на эти молодые, восприимчивые, чему то (вероятно своему счастию) улыбающиеся, девические лица, на эту оживленную беготню, слушая этот непоследовательный, но ласковый ко всем, на всё готовый, исполненный надежды лепет женской молодежи, слушая эти непоследовательные звуки, то пенья, то музыки, испытывал одно и то же чувство готовности к любви и ожидания счастья, которое испытывала и сама молодежь дома Ростовых.
В числе молодых людей, введенных Ростовым, был одним из первых – Долохов, который понравился всем в доме, исключая Наташи. За Долохова она чуть не поссорилась с братом. Она настаивала на том, что он злой человек, что в дуэли с Безуховым Пьер был прав, а Долохов виноват, что он неприятен и неестествен.

Гессен (Hessen , Gessen ) Сергей Осипович (Иосифович) [псевд. С.Г.; С.; S .S .; Sergius ; Макаров, С.; Makarov , S .] 16/28.08.1887 Усть-Сысольск Вологодской губ. – 2.06.1950, Лодзь, Польша), философ, педагог, историк педагогики, литературовед, публицист.

Внебрачный сын И.В. Гессена. В 2 года был взят в семью Гессена, в 9 лет усыновлен официально. Учился в 1-й СПб гимназии (исключен 1904 за принадлежность к «СПб комитету Северного союза средних учебных заведений»), в 1905 получил разрешение сдать экзамен на аттестат зрелости за полный курс гимназии.

Обучался на философских отделениях в Гейдельбергском (1905-1906) и Фрейбургском (1906-1909) университетах. Доктор философии (1909), дисс. «Individuelle Kausalität: Studien zum transzendentalen Empirismus» (Berlin, 1909).

Участник работе Философского общества, товарищ председателя СПб философского собрания (1911). Один из основателей и редактор журнала «Логос» (1910-1914). Приват-доцент по кафедре философии Санкт-Петербургского университета (1914–1917). Начало Первой мировой войны встретил в Германии (Гейдельберг), разрешено выехать через Швецию.

Назначен и.д. ординарного профессора Томского университета по кафедре философии (лето 1917). Заместитель, и.о. декана (1919) историко-философского факультета, декан ФОН (1920-1921). Заведующий философским кабинетом при университете. Параллельно читал лекции в учительском институте и на педагогическом отделении Сибирских ВЖК, заведовал Народным университетом им. П.И. Макушина (1918-1919). Летом 1921 командирован Томским университетом в Петроград для подбора кандидатов на кафедры, приобретения литературы и пособий, к месту службы не вернулся.

В Петрограде преподавал в Педагогическом институте им. Герцена Петроградском университете на кафедре педагогики. В декабре 1921 вместе с семьей бежал в Финляндию, оттуда – в Германию (Берлин, с лета 1922 во Фрейбурге, осень и зима 1922 в Йене).

Профессор Русского научного института в Берлине, его ученый секретарь (1923-1924). В октябре 1923 с семьей переехал в ЧСР (Винограды, позже Прага).

Профессор педагогики Русского педагогического института им. Яна Амоса Коменского (1924-1928), Русского народного университета, лектор Немецкого университета (с 1931), Пражской учительской академии (1931-1932).

Член Союза русских евреев в Германии (1926), объединения русских учительских организаций за границей, Член Археологического института им. Н.П. Кондакова, Славистического общества при Немецком университете в Праге, Славянского института, Пражского лингвистического кружка, Общества Ф.М. Достоевского, член-пайщик издательского товарищества «Единство», участник создания Общества сибиряков (1926), член, член правления (1925-1927), товарищи председателя (1925-1926) Союза русских писателей и журналистов в ЧСР, член, член правления (1925-1926) Философского общества.

Профессор кафедры философии и воспитания педагогического факультета Свободного польского университета (Варшава, с 1935). Гражданин Польши (1935). Сотрудничал с Варшавским университетом, Институтом специальной педагогики. В годы Второй мировой войны вел занятия на дому. Заведующий кафедрой педагогики Лодзьского университета (1945-1949). В 1949 перешел преподавателем русского языка на отделение русской словесности. Участвовал в работе ЮНЕСКО по созданию «Декларации прав человека».

В эмиграции печатался в журналах «Современные записки», «Воля Росси», «Путь», «Новый град», в периодических на немецком, польском, итальянском, французском, чешском, английском, сербском, хорватском, болгарском, литовском, латышском языках. Соредактор журналов «Логос» (1925), «Русская школа за рубежом» (1923-1929).

Похоронен в Лодзи, перезахоронен в Варшаве на Повонжках.

Отец: Иосиф Владимирович Гессен (2/14.04.1865, Одесса – 22.03.1943, Нью-Йорк), общественный и политический деятель, правовед, публицист; Мать: Анна Ивановна Макарова. Приемная мать: Анна Исааковна Гессен (урожд. Грубер, 1-й брак Штейн) (1866 или 1867 – 1.12.1930, Берлин). Жена 1-я: Нина Лазаревна Гессен (урожд. Минор, 31.05/12.06.1886, Москва – 1944 (?)), медик, погибла в концлагере; 2-я: Мария К. Гессен (урожд. Немыска (Niemyska )) (1904–1985), польский социолог. Дети: Евгений (23.01/5.02.1910, СПб. – весна 1945, Ораниенбург, Германия), поэт, погиб в концлагере; Дмитрий (05.07.1916, СПб. – 19.11.2001, Варшава), лингвист, лексикограф, литературовед.

Библиография: Материалы дли библиографии русских научных трудов за рубе­жом (1920-1940) / Под ред. Е.В. Спекторского. Белград, 1931. Т. 1. № 103. С. 78–80; 1941. Т. 2, ч. 1. № 77. С. 95; Bibliografia najwa żniejszych prac Sergiusza Hessena // Hessen S . Studia z filozofii kultury / Wyboru dokona ł, wst ępem i przypisami opatrzy ł A . Walicki . Warszawa ,1968. S . 347–362; Зернов Н.М. Биобиблиография русских зарубежных богословов, церковных историков, социологов и литературоведов // На темы русские и общие: Сб. ст. и материалов в честь проф. Н.С. Тимашева / Под почет. ред. П.А. Сорокина; Под ред. Н.П. Полторацкого. Нью-Йорк, 1965. С. 362; Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и биб­лиография их по богословию, религиозной философии, церковной исто­рии и православной культуре: 1921-1972 / Сост. Н.М. Зернов. Boston, 1973. С. 36-37; L’émigration russe: Revues et recueils, 1920–1980: Indéx general des articles / Publie par la Bibliotheque russe Tourguenev et la Bibliotheque de documentation internationale contemporaine avec le concours du Centre national de la recherché scientifique; Préface de M. Raeff. Paris , 1988. Р. 129-130, 427, 577; Пашуто В.Т. Русские историки эмигранты в Европе. М., 1992. С. 126; Избранная библиография прижизненных печатных работ С.И. Гессена на русском языке (1923-1935) / Сост. А. Рогачевский // Евреи в культуре русского зарубежья: Статьи, публикации, мемуары и эссе. Иеруса­лим, 1994. Т. 3. С. 141-144; Труды русской, укра­инской и белорусской эмиграции, изданные в Чехословакии в 1918-1945 гг. Прага, 1996. Т. 1, ч. 1. С. 169-171; Педагогическая библиография Российского Зарубежья (20-50-е годы XX века) / Под ред., вступ. ст. Е.Г. Осовский. Саранск, 1999. С.10-12, 27-28; Основные труды С.И. Гессена // Гессен. М., 2004. С. 222–223 (Антология гуманной педагогики); Библиография // Гессен С.И. Педагогические сочиенния / Сост. Е.Г. Осовский, М.В. Богуславский, О.Е. Осовский; Вступ. ст. Е.Г. Осовский; Подгот. текста и коммент. Е.Г. Осовского, В.П. Киржаевой, О.Е. Осовского. Саранск, 2001. С. 555–562 (Пед. б-ка Рос. Зарубежья. Т. 1); Русская эмиграция: Журналы и сборники на русском языке, 1981–1995: Сводный указатель статей. М., 2005. С. 49.

Воспоминания: Autobiografia. La pedagogia russa del XX secolo / Ed. L. Volpicelli. Roma , 1956 (I problemi della pedag оgia . T . 17); Мое жизнеописание / Подгот. к печати, предисл. и послесл. А. Валицкого // Вопросы философии. 1994. № 7-8. С. 150–187; Годы войны 1939-1945. Фрагмент из автобиографии / Публ. и прим. А. Рогачевского // Евреи в культуре русского зарубежья: Статьи, публикации, мемуары и эссе. Иеруса­лим, 1994. Т. 3. С. 282-294; Рогачевский А.Б. Curriculum vitae профессора Гессена // Там же. С. 132-141.

Письма: Письма редактора непартийного журнала: Гессен – Метнеру / Публ. и прим. В.В. Сапова // Вестник Российской Академии наук. 1993. № 6. С. 526–535; Абызов Ю., Равдин Б., Флейшман Л. Русская печать в Риге: Из истории газеты Сегодня 1930-х годов. Stanford. 1997. Кн. IV. С. 82–84 (Stanford Slavic Studies. Vol. 16).

Сочинения:Individuelle Kausalität: Studien zum transzendentalen Empirismus. Berlin , 1909 (Kant -studien . Erg änzungshefte . № 15); Политическая свобода и социализм. Пг., 1917; Политические идеи жирондистов: К истории политических воззрений в эпоху революции. М., 1917; Свобода и дисциплина. Пг., 1917; Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин, 1923;Educational policy in Soviet Russia . Lnd., 1930 (совм. с N. Hans); Ruština pro každého. V Praze, ; Filosofické základy pedagogiky. Praha, 1936; Světový názor a pedagogika: studie k problému autonomie. V Praze, 1937; Školství v demokracii: studie k filosofii a politice soudobého školství. V Brně; v Praze, 1935 (Pedagogické stadium. Sv. 9); Struktura i treść skoły współczesnej: zarys dydaktyki ogólnej. Warszawa, 1947; Diritto e morale; i diritto dell’ uomo nel liberalismo, nel socialismo, nella democrazia, nel comunismo / Tr. dal polacco di Italo C. Angle. Avio, 1958. (I problemi della pedagogia, v. 26); Studia z filozofii kultury / Wyboru dokonał, wstępem i przypisami opatrzył A. Walicki. Warszawa, 1968; Filozofia, kultura, wychowanie / Wstęp. T. Nowacki; Wybór i oprac. M. Hessenowa. Wrocław-Warszawa-Krakow-Gdansk, 1973; Избранные сочинения / [ Сост . А . Валицкий , Н . Чистякова ; Вступ . ст . А. Валицкого; Подгот. текста и примеч. Н. Чистяковой]. М., 1999 (Сер. Из истории отечественной философской мысли); Педагогические сочинения / Вступ. ст. Е.Г. Осовский. Саранск, 2001 (Педагогическая библиотека Российского Зарубежья; Т. 1); Гессен. М., 2004 (Антология гуманной педагогики); Избранное / Сост., вступ. ст. Е.Л. Петренко; Коммент. М.И. Иванов, Т.Г. Иванова. М., 2010 (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала ХХ века).

Литература: Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). 2-е перераб. изд. Пг., 1915. Т. 1, вып. 1–3: Предварительный список русских писателей и ученых и первые о них справки (Аарон–Куликов). С. 177; Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия: История и культур­но-просветительная работа русского зарубежья за полвека (1920-1970). Па­риж, 1971. С. 102, 189, 300; Гессен В.И. В борьбе за жизнь: (Записки эмигранта): Петербург - Берлин - Париж - Нью-Йорк. Нью-Йорк, 1974; Пашуто В.Т. Русские историки эмигранты в Европе. М., 1992; Российская еврейская энциклопедия. 2-е изд., испр. и доп.: В 3 т. М., 1994. Т. 1. С. 298–299; Осовский Г.Е. С.И. Гессен: странности судьбы // Педагогика. 1993. № 6. С. 57–59; он же. Педагогика русского зарубежья: Сергей Гессен // Школа и мир культуры этносов. М., 1995. Вып. 2. С. 273–290; Струве Г. Русская литература в изгнании: Опыт исторического обзора зарубежной литературы. 3-е изд., испр. и доп. / Сост. и вступ. ст. К.Ю. Лаппо-Данилевского. Париж; М., 1996. С. 298; Русское зарубежье: Хроника научной, культурной и общественной жизни: Франция. 1920-1940 / Под ред. Л.А. Мнухина. В 4 т. Париж; Москва, 1995-1997 (по указ.); Хроника культурной, научной и обществен­ной жизни русской эмиграции в Чехословацкой Республике / Под ред. Л. Белошевской: В 2 т. Прага, 2000-2001 (по указ.); Булгаков В.Ф. Словарь русских зарубежных писателей. Нью-Йорк, 1993. С. 36; Гессен В.Ю. Жизнь и деятельность И.В. Гессена – юриста, публициста и политика. СПб., 2000; Гессен В.Ю. Историк Юлий Гессен и его близкие. СПб., 2004; Гессен В.Ю. Род Гессенов в России (XIX –XX вв.) // Из глубины времен. 1996. Вып. 7. С. 109–111; Осовский Е.Г. Деятели общественно-педагогического движе­ния и педагоги российского зарубежья. 20-50-еit . XX в.: 150 биографий / Под ред. О.Е.Осовского. Саранск, 1997. С. 27–29; Гессен В. Иосиф Гессен: юрист, политик и журналист // Евреи в культуре русского зарубежья: Статьи, публикации, мемуары и эссе. Иерусалим, 1993. Т. 2. С. 541-542; Каминская В. Поэт Евгений Гессен // Там же. 1996. Т. 5. С. 5-15; Русская философия: малый энциклопедический словарь / Редкол.: А.И. Алешин (отв. ред.) и др. М., 1995. С. 126–127 (авт. В. Филатов); Сапов В.В. Сергей Гессен – русский философ // Вестник Российской Академии наук. 1993. № 6. С. 523–526; Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX ве­ка: Энциклопедический биографический словарь / Под общ. ред. В.В.Шелохаева. М., 1997. С. 171–172 (авт. А. Поляков, Е. Тимошина); Рейзер (Беем) Т. Русская Прага (отрывки из воспоминаний) // Записки Русской академической группы. Т. XXXI . С. 378; Русская философия: словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1999. С. 114 (авт. В.В. Сапов); Профессора Томского университета: Биографический словарь. Томск, 1996. Вып. 1 (1888-1917). С. 80-82; Валицкий А. Сергей Гессен: философ в изгнании // Гессен С.И. Избранные сочинения. М., 1998. С. 3-28; Философы России XIX–XX столетий: Биографии, идеи, труды / Сост. и гл. ред. П.В. Алексеев. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1999. С. 197–198; Зеньковский В.В. История русской философии. М., 2001. С. 661–664 (Summa ); Сухарев Ю.Н. Материалы к истории русского научного зару­бежья: В 2 кн. М., 2002. Кн. 1. С. 122–123; Кучера Ц. Петербургские Гессены в Чехословакии // Зарубежная Россия 1917-1945: Сб. ст. СПб., 2004. Кн. 3. С. 299-303; Русский Берлин / Сост., предисл. и персоналии В.В. Сорокиной. М., 2003 (по указ.); Фоминых С.Ф., Некрылов С.А. С.И. Гессен в Томске (1917-1921 гг.) // Сибирь. Философия. Образование. 1998. № 2. С. 54-58; Литературное зарубежье России: Энциклопедический справочник. М., 2006. С. 202; Наумов Н.Д. Русские педагоги: хорошо забытое старое. Екатеринбург, 2007. С. 51–73; Емельянов Ю.Н. История в изгнании: Историческая периодика русской эмиграции (1920–1940-е годы). М., 2008; Петренко Е.Л. Сергей Иосифович Гессен // Гессен С.И. Избранное / Сост., вступ. ст. Е.Л. Петренко; Коммент. М.И. Иванов, Т.Г. Иванова. М., 2010. С. 5-40 (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала ХХ века); Российский либерализм середины XVIII – начала ХХ века: энциклопедия / Отв. ред. В.В. Шелохаев. М., 2010. С. 182-185 (авт. К.А. Соловьев); Российское научное зарубежье: биобиблиографический справочник / Гл. ред. Ю.В. Мухачев; Ред.-сост. М.Ю. Сорокина; Под общ. ред. Г.А. Месяца, Е.П. Челышева. М., 2011. С. 198, 199–200 (Энциклопедия российской эмиграции); Sztobryn D ., Sztorbyn S . Zum Leben und Schaffen von Sergius Hessen // Historia magistra vitae – Vita magistra historiae : Sb . stati k 75. narozeninam Univ . Prof . Dr . J . Cacha . Praha , 1998. S . 103–114; Sergej Iosifovi č Hessen , Jevgenij Sergejevi č Hessen , Dmitrij Sergejevi č Hessen : / zpracovala M . Dandov á. Praha, 1997; Goněc V. Sergius Hessen a Československo. Brno, 2000; Styczyński M. Sergei Hessen, Neo-Kantian: Dedicated to Professor Andrzej Walicki // Studies in East European Thought. 2004. Vol. 56, № 1. Р. 55–71; Walicki A. Legal Philosophies of Russian Liberalism. Oxford, 1987. P. 404-465; Chronik russischen Lebens in Deutschland, 1918–1941 / Hrsg. von K. Schlogel, K. Kucher, B. Suchy, G. Thum. Berlin, 1999 (по указ.) ; Andreyev С., Savicky I. Russia Abroad. Prague and the Russian Diaspora, 1918-1938. New Haven, Lnd., 2004 (по указ.); Folkierska A. Sergiusz Hessen – pedagog odpowiedzialny.Warszawa, 2005.

Meyer-Bothling H. Das pädagogische System Sergius Hessens: Kritische Interpretation: Dissertation … des Doktors der Philosophie. Hamburg, 1958; Broccolini G. Mito e realtà nel pensiero di Sergio Hessen. Roma, 1966; Neri R. Esame critico della pedagogia di Sergio Hessen. Roma, 1968; Sztorbyn S. Filozofila wychowanija Sergiusza Hessens. Łódź, 1994; Богатырев А. И. Развитие идей С. И. Гессена в современной педагогике и методике обучения истории. Автореферт дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999; Дерюга В.Е. Идеи критической дидактики в философско-педагогическом наследии С.И. Гессена (1887–1950). Автореферт дис. … канд. пед. наук. Казань, 1999; Кравцов В.А. Философско-педагогическая теория С.И. Гессена. Тольятти,2002; Абрамова Л.Г. Философско-образовательная концепция педагогики С.И. Гессена. Калининград, 2003; она же. Философско-педагогическая концепция С.И. Гессена. Калининград, 2007; Жулина Н.В. Проблемы теории и методики начального образования в педагогическом наследии С.И. Гессена: 1887–1950. Автореферат дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2004; Очироконова Н.В. Проблема человека в философии С.И. Гессена. Автореферат дис. ... канд. философ. наук. М., 2005; Седова Е.Е. Философия образования С. И. Гессена в социокультурном контексте общественно-педагогического движения России и русского зарубежья первой половины XX века: монография. Воронеж, 2006; Данилкина Н.В. Концепция образования в философии С.И. Гессена. Автореферат дис. ... канд. философ. наук. Калининград, 2010.

Некрологи: Незабытые могилы. Российское зарубежье: Некрологи 1917-1997: В 6 т. / Сост. В.Н. Чуваков. М., 1999. Т. 2. С. 88; Hans N. Sergius Hessen // Slavonic and East European Review. 1950. Vol. 29, № 72. Р. 296–298.

Архивы: School of Slavonic and East European Studies Library (личный фонд); Biblioteka Wydziału Filozofii i Socjologii. Uniwersytet Warszawski (личный фонд); Hoover Institution Archives (в составе фонда D. Hessen); Literární archiv Památníku národního písemnictví (в составе семейного фонда Гессенов); ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 1. Д. 10866. Л. 1, 3, 5, 7, 23, 30; ГАРФ. Ф. 102. ОО. 1898. Оп. 226. Д. 3. Ч. 295. Л. 1 об, 18 об., 20, 21, 25 об., 26 об.; 1905. Оп. 233. Д. 1596. Л. 5-5 об.; Ф. Р-5764. Оп. 3. Д.1188. Л. 1; Д. 1189 а. Л. 1; РГАЛИ. Ф. 1570. Оп. 1. Д. 31. Л. 9-11.

Выдающийся педагог Сергей Иосифович Гессен (1887-1950) учился в Гейдельбергском и Фрейбургском университетах (1905-1910), преподавал в гимназиях и в Петроградском университете (с 1914 г.), заведовал кафедрой, декан Томского университета (1917-1921). Гессен эмигрировал в Германию, преподавал в Русском научном институте в Берлине с 1921 г. Издал на русском языке «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» (1923). Гессен выдвинул идею концептуального педагогического мышления. Заведовал кафедрой педагогики Русского педагогического института им. Я. А. Коменского в Праге (1923-1926) и преподавал в Русском университете. Гессен - один организаторов журнала «Русская школа за рубежом» (1923-1931) и «Русская школа»(1934-1940). Гессен считал педагогику прикладной философией, способной раскрыть закономерности процессов воспитания. Педагогика Гессена «связана с великой идеей личности как носителя духовной жизни...» , - писал В. В. Зеньков- ский. Под влиянием идей Пауля Наторпа Гессен выделял этапы образования личности, а именно: аномия - гетерономия - автономия, реализующихся в таких формах деятельности, как игра - урок - творчество. Аномия (беззаконие) - воспитание до школы (пропедевтика), гетерономия (чуже- законие) - школьное обучение (систематика), автономия (самозаконие) - высшее образование (курс наук). Гессен - один из родоначальников сравнительной педагогики, автор «Русской педагогики в XX в.» (1939). Гессен ввел понятие «педагогика культуры», т.е. процесс воспитания и образования есть приобщение человека к культурным ценностям и культуре родного народа и человечества. Его антропологическая парадигма - сердцевина «культурной педагогики», она адекватна структуре личности, - динамически развивающейся системе в процессе развития человечества. В процессе разработки философско-педагогической концепции Гессен использовал гетерологический подход Г. Риккерта, что позволило ему исследовать актуальные проблемы образования через взаимодействие, «просвечивание», одних процессов другими. Формированием критически мыслящей личности занимается, по Гессену, «критическая дидактика» - творческая дидактика, в отличие от «старой дидактики», основанной на педагогических идеях Гербарта. Философско-педагогическая концепция Гессена развивает лучшие традиции русской гуманистической педагогики, интегрируя их с новыми западноевропейскими подходами к образованию. Гессен сформулировал подход к образованию как процессу приобщения личности к общечеловеческим ценностям культуры: «Личность обретается только через работу над сверхличными задачами...» Личность как носитель ценностей и условие их сохранения и развития; в свою очередь, ценности - условие сохранения индивидуальности личности. Соединение ценностного и антропологического подходов духовно-нравственного и психофизиологического развития личности ребенка создает феномен образования. Его формула: «Будь свободен - будь самим собой - стремись к высшему, чем ты». Применяя активно-деятельностный подход к развивающейся личности, Гессен понимает единую школу как процесс творческого саморазвития и развития активной позиции личности. Принцип «родиноведения» означает интегрирование содержания образования вокруг «родины» как центра, расположения материала, расширяющимся к периферии по мере изучения учащимися окружающей действительности. Выдвигая триаду форм: «игра - урок - творчество», Гессен заявляет о трансформации и взаимопроникновении в соответствии с этапами развития личности и педагогическими задачами каждой форм. Урок есть переход от игры к творчеству и постепенное обретение учащимися большей самостоятельности. Под «методом заразы» Гессен подразумевает проблемное обучение пробуждающее интерес. Гессен заведовал кафедрой педагогики в Свободном польском университете в Варшаве с 1934 г. С. И. Гессен создал книги «Школа и демократия на переломе» и «О противоречиях и единстве воспитания». В период нацистской оккупации Гессен преподавал в подпольных школах, участвовал в Варшавском восстании. Заведовал кафедрой педагогики в Лодзинском университете с 1945 г. Отстранен от работы в университете в 1950 г. Гессен скончался в Лодзи в 1950 г.

ГЕССЕН, СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ (1887–1950), русский философ. Родился в Усть-Сысольске 16 августа 1887. Окончил юридический факультет Петербургского университета. Философское образование получил в Германии , в университетах Гейдельберга и Фрейбурга, где занимался под руководством Г.Риккерта, В.Виндельбанда, Б.Ласка. В 1910 защитил в Германии докторскую диссертацию Об индивидуальной причинности . Гессен поддерживал отношения с молодыми русскими и немецкими философами: Ф.Степуном, Б.Яковенко, Р.Кронером, Г.Мелисом и др. В этом кругу возникает идея создания международного журнала, посвященного проблемам философии культуры. Таким журналом стал «Логос» (1910–1914), в издании которого активное участие принимал Гессен. В 1913–1917 Гессен – приват-доцент Петербургского университета. В 1917–1920 – профессор Томского университета. В 1922 Гессен покидает Россию. С 1924 – профессор Русского педагогического института в Праге. В 1934 переезжает в Польшу, где преподавал в университетах Варшавы и Лодзи. Умер Гессен в Лодзи 2 июля 1950.

Глубоко усвоив принципы кантианского трансцендентализма, Гессен в своей философской антропологии и педагогической концепции (педагогика – «прикладная философия») стремился связать принципы «критической» гносеологии с определенной онтологической системой. «Личность обретается только через работу над сверхличными задачами...», утверждал Гессен в Основах педагогики. «Могущество индивидуальности коренится не в ней самой, не в природной мощи ее психофизического организма, но в тех духовных ценностях, которыми проникаются тело и душа и которые просвечивают в них как задания ее творческих устремлений». В.В.Зеньковский отмечал близость позиции Гессена в данном вопросе принципам метафизики всеединства Вл.С.Соловьева. Однако и на онтологическом уровне свои права в системе Гессена сохраняет трансцендентализм. Об этом совершенно определенно свидетельствует его утверждение, что «мир не исчерпывается физической и психической действительностью; кроме физического и психического, есть еще третье царство – царство ценностей и смысла». «Царство ценностей и смысла» безусловно имеет трансцендентальный статус, вполне вписывается в контекст кантианского «критицизма» и принципиально отличается от основополагающих принципов онтологии всеединства. У Гессена изначально эмпирический субъект, приобщаясь к этим высшим ценностям, «созидает» себя как личность. В ряде работ Гессена рассматривались проблемы нравственной философии (в частности, его статьи о Ф.М.Достоевском и Вл.С.Соловьеве), теории права, закономерности общественного развития. Он отстаивал реальность и возможность «правового социализма», воспринимающего и развивающего либеральные и демократические ценности.

Loading...Loading...