Самопознание: путешествие в глубины внутреннего мира. Описание пути самопознания и техник просветления

Цель этого упражнения – познать себя как душу, чистое сознание, которое всегда находится вне потока восприятий и не подвержено наблюдаемым изменениям.

Что такое поток восприятий

Всё, что мы видим, слышим, осязаем, думаем, чувствуем или осознаем тем или иным образом, можно назвать потоком восприятий или компонентами этого потока.

Это можно сравнить, например, с головкой магнитофона, которая считывает магнитные сигналы с пленки, скользящей по считывающей поверхности. Образно говоря, вы являетесь считывающей головкой (чистым сознанием), а все восприятия «записаны» на пленке, включая восприятия тела, мыслей, эмоций и всего остального, что воспринимается посредством органов тела. Каждый момент – это новый набор восприятий. Время создается этим потоком восприятий, и без восприятий не существует.

Несколько слов о медитации

Тем, кто занимается самопознанием недавно, может оказаться довольно сложным делом понять, как выполнять эту медитацию, поэтому для начинающих я опишу процедуру, которая будет более понятна, но и более сложна. Также рекомендую посмотреть ролик “Истинная природа души” или почитать статьи по этой теме по ссылке ниже. Те же, кто проходит уровни, особенно 4-й, а тем более 5-й (на сайте “Самопознание – путь к просветлению”), могут видеть, что эта медитация – самая простая из всех техник, так как наблюдение потока восприятий происходит само собой и всегда, и всё что остается делать – осознавать тот факт, что вы осознаёте поток восприятий.

Что нужно помнить

Вы есть чистое сознание, находящееся вне любых находящихся в потоке восприятий объектов, чем бы ни были эти объекты – мыслями, эмоциями, чувствами, ощущениями, самовосприятием (отождествлениями) и т.д. Вы есть то, что осознаёт тот факт, что оно обладает осознанием; осознаёт, но при этом не является объектом восприятия. Умом это трудно понять, поэтому существуют различные практики, техники медитации и упражнения, которые постепенно подводят к этому осознанию.

В этой медитации нужно помнить, что вы не являетесь объектом в потоке восприятий, хотя ум может утверждать обратное. Поймите, что всё, что говорит ум, является частью самого потока восприятий.

Техника медитации

Если вас отвлекают какие-то проблемы, их лучше решить до начала упражнения, или же, если можете, отложите их решение на потом, чтобы они не мешали медитировать.

Расположитесь удобно в сидячем положении, глаза лучше закрыть, и расслабьтесь.

1. Наблюдайте ощущения в теле , позволяя вниманию свободно блуждать по телу; не нужно контролировать ни тело, ни внимание. Осознавайте тот факт, что вы являетесь не телом, а наблюдателем тела и восприятий, получаемых посредством тела. Поначалу можете помогать себе мысленно фразой типа «Я не есть это тело; я тот, кто наблюдает восприятия тела и осознает себя наблюдателем». Ощущения, которые вы получаете от тела и посредством тела – это часть потока восприятий. Осознавайте этот факт, как и то, что вы отделены от этих восприятий (не являетесь тем, что воспринимаете), благодаря чему и можете их наблюдать. Если это непонятно, просто наблюдайте телесные восприятия и осознавайте себя их наблюдателем. Когда это становится делать легко и без напряжения (достигнуто хорошее расслабление), можно переходить ко второй части медитации.

2. Наблюдайте мысли , которые возникают, изменяются и исчезают. Всё, что нужно делать в этой части упражнения – наблюдать процесс мышления, осознавая себя наблюдателем данного процесса. Ум будет говорить вам, что вы являетесь участником данного процесса: «это я думаю эти мысли, я размышляю» и т.д. Вы, как чистое сознание, не думаете, вы наблюдаете и осознаёте процесс мышления. Но когда ум говорит «это я думаю все эти мысли», он вызывает восприятие, будто думаете именно вы, а это не так. Это отождествленность с умом, которую создает сам ум. В момент разотождествления нет ни идеи, ни ощущения, будто «я думаю», есть только процесс мышления, который воспринимается, осознаётся. И вы являетесь тем, кто наблюдает и осознаёт этот процесс мышления, не являясь участником или объектной частью самого процесса. Можно сказать, что вы находитесь вне ума, вне мыслей; это скорее они находятся в вас – в поле вашего осознания. Когда эту часть медитации становится делать легко и без напряжения, переходим к третьей.

3. Наблюдайте эмоции и чувства. Возможно, женщинам эту часть лучше сделать второй, если вторая часть (наблюдение ума) для них слишком сложна. Суть та же: вы наблюдаете чувства и эмоции, которые возникают и исчезают в потоке восприятий. При этом вы осознаёте себя наблюдателем потока эмоций, а не его участником. Не нужно пытаться контролировать чувства, вы их только наблюдаете и осознаёте. Если вам кажется, что вы их контролируете, это ловушка ума, так как идея типа «я контролирую эмоции» или «я могу контролировать эмоции» – это просто мысль, появляющаяся в потоке восприятий. Поначалу можете помогать себе фразами типа «Я не есть эмоции, которые я воспринимаю, я есть осознающий наблюдатель эмоций и чувств». Осознайте тот факт, что вы являетесь сознанием, которое воспринимает и осознает чувства и эмоции, возникающие и исчезающие в потоке восприятий.

Когда все три части медитации выполняются легко, без напряжения и усилий, может возникнуть или углубиться понимание своей истинной природы – наблюдателя, который не является частью потока восприятий (не является объектом в потоке), и который осознаёт факт наблюдения (восприятия) – «я есть чистое воспринимающее сознание».

Поначалу это может быть понимание на уровне ума, оно нестабильно и неуверенно. По мере углубления в медитацию, это понимание становится самой вашей сутью.

Если данное упражнение слишком сложно для вас, почитайте другие материалы сайта “Самопознание – путь к просветлению”, попробуйте другие техники. Возможно, есть смысл проработать дуальности типа «я тело – я не тело» и т.д.

Если же вы вообще ничего не поняли, вам нужны материалы и упражнения попроще, например, статья “Ничто не случайно” или техника “Формула Счастья”.

Источник Медитация на поток восприятий , сайт самопознания. Успехов в самопознании!

Обратимся теперь к самому процессу самопознания как последовательной смене действий, позволяющей достичь целей самопознания. Постараемся ответить на вопрос: какие средства можно использовать в ходе организации самопознания?

К наиболее распространенным способам самопознания относятся следующие: самонаблюдение, самоанализ, сравнение себя с некоторой «меркой», моделирование собственной личности, осознание противоположностей в каждом качестве, поведенческой характеристике.

Самонаблюдение. Это способ самопознания путем наблюдения за собой, своим поведением, действиями, событиями внутреннего мира. Человечество давно знакомо с самонаблюдением, которое одно время выступало как основной метод психологии и называлось «интроспекцией» (заглядывание внутрь), а сама психология получила название «интроспективной». В последующем от этого метода отказались как от основного, поскольку он очень субъективен и не дает точной картины психики человека, но как способ самопознания он имеет огромное значение.

Самонаблюдение бывает попутным малоосознанным и целенаправленным. Как попутное малоосознанное самонаблюдение осуществляется постоянно и тождественно функционированию нашего сознания. Мы что-то делаем, общаемся, отдыхаем и как бы одновременно наблюдаем за собой, осуществляем самоконтроль. Как только поведение выходит за рамки норматива, установленного другими или нами самими, мы вносим в него коррективы. В ходе нецеленаправленного самонаблюдения тем не менее осуществляется процесс накопления фактов, некоторые из них в силу значимости или повторяемости становятся объектом нашего сознания, т.е. обнаруживаются, фиксируются, подвергаются анализу.

Целенаправленное самонаблюдение имеет место тогда, когда мы ставим цель обнаружить и зафиксировать в себе проявление того или иного качества, свойства личности, поведенческой характеристики. Для этого нередко человек намеренно ставит себя в соответствующие ситуации или даже сам создает их, проводя над собой своеобразный эксперимент. Хорошие возможности для такого экспериментирования создают специально организованные психологические тренинги, позволяющие обнаружить и зафиксировать в себе определенные свойства и качества.

Из сказанного понятно, что и попутное, и целенаправленное самонаблюдение дают возможность обнаружить и зафиксировать свойства личности, черты характера, особенности общения и многое другое.

Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу (расчленению, расщеплению), в ходе которого черта личности или поведенческая характеристика расчленяется на составляющие части, устанавливаются причинно-следственные связи, идет процесс размышления о себе, о данном конкретном качестве.

Пример. Вы установили или обнаружили путем самонаблюдения и фиксации неприятных эмоций, что застенчивы. Путем самоанализа уточняем, действительно ли это так, т.е. каковы признаки застенчивости. Вы можете себе сказать: «Я стесняюсь, я краснею (или бледнею), не могу внятно ответить на поставленные вопросы». Но если остановиться только на этом, то вас могут захлестнуть неприятные чувства и переживания, может возникнуть комплекс неполноценности. Однако это только первичный самоанализ. Далее, размышляя об этом, можно поставить вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими и родными людьми? - Нет. Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? - Нет. А в общении с незнакомыми людьми? - Да. Со всеми ли? - Нет, только с представителями противоположного пола. Таким образом, выясняется, что вы застенчивы, но не вообще, а с представителями противоположного пола. Чем это вызвано? Можно додумать, что это или стремление понравиться, или незнание, как себя вести в разных ситуациях, или неуверенность, проявляющаяся в общении с чужими людьми противоположного пола, которая возникла еще в детстве в результате насмешек и иронии по поводу вас. Вот мы и подходим к гипотетической истине в нашем гипотетическом примере. Оказывается, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаенная обида, пережитая в детстве, как результат насмешек над ним.

Как видим, приведенный здесь алгоритм самоанализа довольно прост, он лишь требует внимания к себе, некоторого времени и умения правильно задать себе вопросы и, привлекая жизненные факты, правильно на них ответить.

Сравнение себя с некоторой «меркой». Слова «мерка» и «шкала» - это условные понятия, однако они позволяют достаточно точно передать суть данного способа. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Прием сравнения дает возможность выстроить самооценку как важный компонент самопознания. Такое сравнение осуществляется шкалой, полярными полюсами которой являются противоположности, например: умный -глупый, добрый -злой, справедливый - несправедливый, внимательный - невнимательный, трудолюбивый-ленивый. И мы обязательно в этой шкале находим себе место.

Пример. Вы говорите: «Я достаточно умный, но не очень обязательный, очень добрый человек, но иногда неуверенный в себе». Такие мерки формируются в вас на протяжении всей жизни, зачастую бессознательно, на основе постоянного сравнения себя с другими людьми или с общепризнанными нормативами. Мерки бывают разные: в виде шкалы, как в данном случае, или в виде рангов, когда вы ранжируете людей по степени выраженности того или иного качества, находя в этом ряду место и себе, например: вы можете выделить в себе сильные качества, которые дают вам силы жить, трудиться, взаимодействовать с другими людьми, и слабые качества личности, которые, наоборот, затрудняют жизнь, вносят дисгармонию, порождают отрицательные эмоции.

Однако в любом случае, сравнивая себя с некоторым «эталоном», мы даем себе самооценку как в целом, так и по отдельным качествам и поведенческим характеристикам. Это в конечном итоге приближает нас к познанию и построению Я-концепции.

Моделирование собственной личности относится уже к довольно специальным методам самопознания, и лучше всего его использовать, опираясь, например, на помощь психолога. Но, к сожалению, общение с психологом доступно далеко не каждому, поэтому элементы самомоделирования можно использовать и самостоятельно. Моделирование - это отображение отдельных свойств и характеристик в символах, знаках, объектах реальных процессов (в данном случае своей личности, своих отношений с другими).

Простейшим приемом моделирования является, например, рисование себя: «Я в настоящем», «Я в будущем», «Я как друг», «Я как учащийся» и многое другое. Рисунок облегчает самоанализ: какой я, какие у меня черты, качества, чего я хочу, что я могу и т. д. Эффектным является и такой прием, когда символами (например, кружочками) обозначаются Я и другие значимые люди, прописываются и осмысливаются связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т.д. Так можно обозначить и качества собственной личности: какие-то из них расположить в центре, какие-то - на периферии, сгруппировав их по степени близости друг к другу (одни - помогают жить, строить отношения с окружением, другие - мешают, делают личность слабой). После этого аналогичным образом проводится анализ, идет процесс размышления над собой, своим поведением и поступками. Практика показывает, что такие приемы значительно облегчают процесс самопознания, так как дают возможность вынести свой внутренний мир вовне, смотреть на него как бы со стороны.

Возможны и более сложные способы моделирования как структуры своей личности, так и своих отношений, например, с помощью ролевых игр и психодрамы, но эти способы требуют включения других людей и могут быть реализованы только под руководством опытного психолога.

Осознание противоположностей относится к способам, которые применяются на более поздних этапах процесса самопознания, когда та или иная личностная характеристика уже выделена, проанализирована, оценена и дает возможность безболезненно осуществить акты самопринятия. Суть заключается в том, что наша личность в целом, ее отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Поэтому самопознание будет неполным, если мы фиксируемся только на одной стороне, воспринимая ее или как безусловно позитивную, или как безусловно негативную.

Пример. Ответственность - это сильное качество. Нередко мы говорим о необходимости воспитания ответственности, желаем, чтобы люди проявляли это качество. Но высокий уровень ответственности или сверхответственности мешает человеку, вызывает отрицательные переживания, так как быть ответственным везде и во всех ситуациях невозможно. Возьмем другое свойство, относимое людьми обычно к отрицательным характеристикам, - агрессивность. Во многих культурах и обществах агрессивность не поощряется в силу своей разрушительности и рассматривается как показатель слабости личности, ее незрелости, как неумение держать себя в руках, как отсутствие выдержки и самообладания. Но агрессивность - это одновременно и способность «выпустить пар», разрядиться, освободиться от накопившейся отрицательной энергии, способ катарсиса, очищения. Поэтому речь в плане воспитания и самовоспитания пойдет не о том, чтобы человек вообще не проявлял агрессивности, а об овладении приемлемыми способами ее выражения, например, важно научиться переводить деструктивную агрессию в конструктивную, овладеть замещающими действиями, не приносящими вреда другим людям, животным, вещам, а также способами сдерживания, самообладания, терпения, терпимости и т.д.

Обычно человек, обнаружив и даже проанализировав то или иное качество, испытывает чувство удовлетворенности, если оно положительное и отвечает его потребности быть на уровне своих притязаний, или неудовлетворенности, если это качество относится к категории отрицательных, слабых. Такой подход является однобоким. Важно в позитивном (положительном) сильном качестве найти слабые стороны, а в отрицательном - положительные и сильные стороны. Именно такая внутренняя работа нередко позволяет провести переформулирование, замену качеств, в результате чего свойство принимается как собственное достояние, а его отрицательные последствия сводятся к минимуму. Разберем это положение на примере застенчивости.

Пример. Некоторые воспринимают застенчивость у себя как отрицательное качество, которое мешает в общении с другими людьми, и могут этот факт переживать очень сильно. Переживания, в свою очередь, усиливают подозрительность по отношению к окружающим. Подозрительность усиливает застенчивость. Круг замыкается. Застенчивость не принимается, с ней начинают бороться. Борьба на деле сводится только к усилению переживаний. Однако достаточно в застенчивости выделить сильную позитивную сторону, как она может быть безболезненно принята. Такой сильной стороной может быть, например, чувствительность к отношению людей, что выступает показателем тонкой душевной организации и внутреннего мира. Принять в себе чувствительность, тонкую душевную организацию легче, чем застенчивость, хотя по большому счету (за исключением нюансов) это одно и то же.

В целом необходимо заметить, что самопринятие - важный момент заключительной части самопознания, оно же является и отправной точкой для самосовершенствования, саморазвития, выступая одновременно и как этап самопознания, и как способ достижения единства и гармоничности личности, и как механизм саморазвития.

Самым широким и доступным способом самопознания является познание других людей. Давая характеристики своим близким, друзьям, разбираясь в мотивах их поведения, мы переносим эти характеристики, нередко бессознательно, на самих себя, сравнивая себя с другими. Такое сравнение дает возможность выделить общее и особенное, понять свое отличие от других и то, в чем конкретно оно заключается.

Обратимся к средствам самопознания.
Одним из распространенных средств самопознания является самоотчет, который может осуществляться в разных формах. Устный самоотчет может проводиться в конце недели, месяца и т.д. Здесь важно воспроизвести события дня или недели: проанализировать свое поведения в разных ситуациях; отметить все позитивы и негативы; причины, которые побудили поступать так или иначе; проиграть модели более эффектного поведения; выделить в себе качества и черты личности, проявившиеся в «отчетном» периоде.

Другой формой самоотчета является ведение дневника. Преимущества этой формы несомненны, хотя она и требует временных затрат и волевых усилий. Во-первых, когда человек записывает события, то происходит интенсивная работа ума, особенно в тех случаях, когда надо выразить в словесной форме различные переживания, в результате чего происходит процесс осознания как событий, так и переживаний. Во-вторых, ведение дневника позволяет зафиксировать в письменной форме самое уникальное, что у нас есть, - свой жизненный опыт, который выступает в качестве важного результата нашей жизни и учения. В-третьих, в дневнике можно описывать свое прошлое, тем самым более глубоко осознать его, обнаружить динамику развития своей личности. В-четвертых, дневник позволяет давать себе самохарактеристику, где описание сочетается с анализом.

Следующими средствами самопознания являются просмотр кинофильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Известно, что писатели, особенно классики, - непревзойденные психологи, более того, они нередко поднимают такие вопросы, к решению которых научная психология только начинает подходить. Читая художественную литературу, обращая внимание на психологические портреты и характеристики героев, их поступки, отношения с другими людьми, вы невольно сравниваете себя с этими героями. Просмотрев фильм, спектакль, прочитав художественное произведение, постарайтесь задать себе ряд вопросов: каковы поступки главных героев? Какие факторы сыграли ведущую роль в формировании характера главного героя? Что побудило человека стать именно таким? Мог ли он поступить иначе? Как бы я повел себя в данной ситуации? Что нужно сделать этому герою, с моей точки зрения, чтобы быть другим, измениться? И т.д. Хорошо известна истина, что чем больше начитан человек, тем более он эрудирован, в том числе и в вопросах самопознания.

И, пожалуй, самые широкие возможности для самопознания предоставляет изучение психологии, в частности таких ее разделов, как психология личности, групп; социальная психология; психология познавательной деятельности. В настоящее время во многих средних и высших учебных заведениях психология стала обязательным предметом, что, несомненно, является положительным фактором. В связи с этим значительно увеличился объем популярной психологической литературы, где можно почерпнуть массу полезных сведений, повысить свою психологическую грамотность, расширить сферу самопознания.

Полезно использовать психологические тестирования, но надо иметь в виду, что лучше пользоваться серьезными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если есть возможность, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом. К развлекательным тестам надо и относиться соответственно, не принимая их всерьез.

К специальным средствам самопознания следует отнести различные современные формы работы психолога. В ходе индивидуального консультирования психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашел внутренние ресурсы для их разрешения, осуществил акты самопознания. Хорошие результаты дает и работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится таким образом, что группа, являясь своеобразным зеркалом, в котором отражается каждый ее участник, интенсифицирует процессы познания других и себя. Непременным условием взаимодействия группы и психолога является создаваемая руководителем атмосфера доверия и взаимопринятия. В психологии существует большое количество разного рода психотерапевтических методов и приемов, которые позволяют личности не только более глубоко познать себя, но и выработать направления саморазвития, свои собственные решения различных жизненных проблем и трудностей.

Есть много разных путей, способов и методов самопознания, одним из которых является медитация, и данное упражнение на самопознание – это один из самых простых методов.

Есть много разных путей, способов и методов самопознания, одним из которых является медитация, и данное упражнение на самопознание – это один из самых простых методов.

Это упражнение не требует никакой специальной подготовки или особых условий проведения – достаточно понять саму суть метода самопознания, изложенную в данной статье.

Конечно, поначалу его лучше выполнять в спокойной обстановке, что вас никто не отвлекал разговорами или чем-то еще. Данное упражнение также можно делать во время прогулки, в общественном транспорте или на работе – параллельно другим действиям, если можете совмещать эти вещи.

Несколько слов о самопознании

Есть различные техники и способы, которые преследуют разные цели. Это упражнение на самопознание способствует познанию себя, что означает, по сути, достижение высшей цели человеческой жизни на Земле.

Познать себя означает постичь свою истинную природу - природу души, чистое сознание. Согласно Священным писаниям, душа является чистым сознанием, неотъемлемой частицей Бога, она вечна, исполнена знания и блаженства, и всегда чиста. Однако эти качества души (нашего высшего Я, чистого сознания) скрыты иллюзорными отождествлениями с материальным телом, умом, эмоциями и игровыми ролями, которые человек играет в обществе, а медитация как раз позволяет увидеть иллюзорность этих отождествлений. Таким образом, избавляясь от иллюзий, человек может познать себя – свою вечную духовную природу, исполненную знания и блаженства.

То, что природа человека не материальна, а духовна, доказывается тем фактом, что человек никогда не может удовлетвориться преходящими материальными объектами и удовольствиями. Природа души – это счастье, вечность и знание, и ничто в материальном мире не может стать достаточно хорошим заменителем вечности, счастья и мудрости. Само стремление быть вечно счастливым и мудрым – это стремление к обретению себя, осознанию своей истинной природы.

Данное упражнение – это довольно простой метод самопознания. Его можно назвать медитацией на разотождествление, то есть устранение иллюзорных отождествлений.

Упражнение состоит из нескольких шагов, в каждом из которых есть два элемента – наблюдение и размышление. Это несложный метод, который может использовать каждый человек.

Шаг 1. ОСОЗНАЙТЕ, ЧТО ВЫ НЕ ТЕЛО.

Это осознание достигается путем наблюдения и размышления. Торопиться не нужно.

Вы наблюдаете тело, воспринимаете его каким-то образом – с этим фактом не поспоришь. Когда вы осознали, что воспринимаете свое тело, вспоминаем научно доказанный факт из физики – наблюдатель не может быть тем, что он наблюдает. То есть, если вы что-то наблюдаете (воспринимаете), то очевидно, что вы не являетесь этим, иначе не смогли бы это наблюдать. Этот научный факт подтверждается практически всеми религиями, духовными практиками и мудрецами.

Дальше идут размышления: если я наблюдаю тело, значит я нечто отличное от этого тела. Таким образом достигается осознание «я не тело», после чего может возникнуть логичный вопрос «Кто же я тогда, если не тело?». Это первый шаг в медитации на самопознание. Не следует ожидать, что с первого же раза вы получите полное разотождествление с телом, но уровень осознания по данному вопросу повысится.

ШАГ 2. ОСОЗНАЙТЕ, ЧТО ВЫ НЕ УМ (НЕ МЫСЛИ).

Выполняется таким же образом – с помощью наблюдения и размышления.

Ум, думающий механизм, состоит из мыслей. В момент, когда нет мыслей, нет и ума. Вы осознаёте процесс мышления, наблюдая свои мысли, а значит – являетесь чем-то отличным от этих мыслей.

Желания тоже относятся к уму, так как в нем и возникают. Поэтому вы также можете познать, что, по сути, не имеете ничего общего с желаниями, кроме того факта, что наблюдаете их возникновение и исчезновение.

Это более сложный шаг, чем первый, потому что природа ума более тонка, чем природа тела (ум и тело состоят из разных энергий). Природа ума ближе к природе души, чем природа грубого материального тела.

Но просто наблюдая ум, т.е. возникающие мысли, и все чаще осознавая, что наблюдаемое не есть наблюдатель, медитирующий человек углубляется в самопознании, и у него может возникнуть следующий логичный вопрос: «Если я не ум, то кто же я?»

ШАГ 3. ОСОЗНАЙТЕ, ЧТО ВЫ НЕ ЭМОЦИИ

Выполняется точно таким же образом – путем наблюдения и размышления.

Эмоции тоже относятся к уму, но для удобства их можно рассмотреть отдельно. Эмоции или чувства, как и мысли, появляются и исчезают, и вы можете их наблюдать (воспринимать, осознавать). Просто понаблюдайте, как они появляются, изменяются и исчезают, осознайте их как нечто временное. Они приходят и уходят, как и мысли, а вы остаетесь. И здесь снова возникает вопрос «если я являюсь наблюдателем чувств, а значит, не являюсь ими, кто же я?»

Завершая третий шаг упражнения, медитирующий еще больше погружается в свою истинную природу, и цель данного метода самопознания становится все ближе.

Итак, получается, что я не тело, я не ум, я не эмоции. Я наблюдаю все эти преходящие вещи. Всё меняется, а я остаюсь наблюдателем. Что же я собой представляю как наблюдатель?

ШАГ 4. ОСОЗНАЙТЕ, ЧТО ВСЕ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ ЛОЖНЫ

На данном шаге упражнения человек может подробно разобрать идеи типа «я являюсь духом», «я душа» и другие подобные, которые более или менее понятны для ума, но, по сути, ничего толком не объясняют и удовлетворения не приносят.

Как бы вы себя не назвали, какие бы характеристики себе ни приписали, этого надолго не хватит – вы будете чувствовать, что здесь что-то не то – так как наблюдатель не является наблюдаемым. Если вы говорите, что вы дух или душа, то кто тогда наблюдет этот дух или душу, кто называет себя этим?

Все отождествления временны, и потому ложны. Как бы вы себя ни назвали – это все будут временные наблюдаемые ярлыки, создаваемые умом.

Четвертый шаг – последний в этом упражнении и самый сложный, и ум не сможет завершить его полностью. Самопознание, то есть познание себя как чистого сознания, без ярлыков и самоидентификаций, может произойти, что говорится, по Воле Бога, когда ум зайдет в тупик и отключится ввиду своей некомпетентности в данном вопросе.

Тогда исчезают все отождествления, вы больше не считаете себя кем-то или чем-то в противоположность чему-то еще.

Нет отождествлений, нет противопоставлений, нет двойственности. Есть происходящее.

Это описывается разными словами:

«На все Воля Бога», «Вещи случаются», «Событья происходят», «Дела делаются», «Поток восприятий», «Божественная игра» и т.д.

Все эти описания, конечно, интересны для ума, но ум не может их правильно понять, так как он работает в двойственности, а мы пытаемся описать недвойственность. Поэтому от описаний мало пользы.

Последний 4-й шаг упражнения на самопознание – это достижение понимания, что все отождествления ложны, иллюзорны; и это максимум, что можно понять умом (то есть, с помощью любого метода самопознания).

Ум не поможет переступить грань двойственности (так как сам и создает эту двойственность), это может произойти только «по Воле Бога».

Качество и количество упражнений на самопознание

Имеет значение и качество, и количество выполняемых упражнений.

Каждый новый круг упражнения (последовательное прохождение всех шагов), приносит углубление самопознания – но при условии, что делается качественно. Здесь нужен интерес и желание познать себя, а также настойчивость в попытках разобраться с этим вопросом. Одно только повторение фраз типа «я наблюдаю тело, значит я не тело…» (аффирмация) мало что даст, если нет интереса и искреннего стремления самопознания.

С другой стороны, важно и количество – в том смысле, что не нужно на месяц застревать на первом шаге, пытаясь получить на нем полное разотождествление с телом. Этого не произойдет. Поработали с первым шагом, получили более глубокое (или хотя бы более «свежее», обновили) понимание, и перешли ко второму шагу.

Каждый для себя должен сам почувствовать, когда стоит перейти к следующему шагу. Если не чувствуете момент, когда можно перейти к следующему шагу, используйте наблюдение и размышление на каждом шаге в течение, скажем 5-15 минут. Таким образом, упражнение можно сделать за 20 минут или час. У кого-то будет уходить больше часа, у кого-то меньше 20 минут – это индивидуально.

Даже если вы будете делать это упражнение как аффирмацию (то есть совсем мало наблюдения и размышления, а больше как повторение фраз), и всего лишь по 5 минут в день, но регулярно, с интересом и желанием познать себя, это тоже может поспособствовать разотождествлению и самопознанию.

Выполняя упражнение шаг за шагом, круг за кругом, понимание будет углубляться, что означает прогресс в применении данного метода самопознания. Если данная медитация в какой-то момент перестала давать углубление понимания, а осознание ложности всех отождествлений еще не достигнуто, возможно, если смысл поискать другие методы или техники самопознания. Или же разобраться глубже с каким-то из шагов. В этом может также помочь чтение соответствующей литературы.

Данное упражнение – это философский метод самопознания, основанный на наблюдении и размышлении. Он, как и все остальные способы самопознания, имеет свои плюсы и минусы.

Выбирайте на своё усмотрение и не забывайте пользоваться.

Глядим в зеркало - техника, помогающая лучше понять и воспринять самого себя, как есть

Эта техника является медитативной техникой, помогающей нам лучше понять и воспринять самого себя, как есть.

Элементом желательности является отсутствие посторонних, в условиях одиночества, тишины и покоя.

Расслабляемся, а затем смотрим на себя в зеркало. Желательно в зеркале видеть себя в полный рост.

Тщательно оглядываем себя с ног до головы, но концентрируемся на лице, Изучаем себя и стараемся видеть себя как бы со стороны, как будто изучаем другого человека.

Изучаем глаза, рот, губы…, временами нам может показаться, что мы видим другого человека, а не себя — это хорошо!

Именно так мы и должны рассматривать себя, как бы, находясь в диссоциации, вглядываясь на себя со стороны.

Смотрим на себя 15 - 30 минут, а потом отвечаем на вопросы, сосредоточившись и пытаясь определять чувства и отношение к этому «незнакомцу».

  • Нравиться ли он нам или нет?
  • Что нам удалось рассмотреть под физической маской?
  • Что мы сумели прочитать нового в его глазах?
  • Что в нём самое лучшее, а что худшее?
  • Как бы вы описали его незнакомому человеку, которому предстоит встретиться с ним и узнать его?
  • Представьте, что вы видите его впервые, какое у вас сложилось впечатление? Что нужно, чтобы впечатление было лучше?
  • Представьте неприятную черту характера до безобразия, а затем рассмейтесь над полученным образом, как над отражением в кривом зеркале комнаты смеха.
  • Рассмотрите себя обнажённым, какие части тела вы бы хоте ли изменить, а какие — нет или хотели приобрести?

Совершенно безразлично в какой последовательности или очерёдности зафиксируются все эти впечатления, мысли и оценки, т. к. главное во всем этом, то, что вы почувствуете. Обычно все бывают несколько удивлены тем чувством, которое испытывают и фиксируют по отношению к зеркальному образу.

Не будьте к себе слишком критичны — это всего лишь медитация и только!

Просто фиксируйте, с полным безразличием, что хорошо, а что плохо — интеграция пройдет сама собой, если не сразу, то со временем. Главное разглядеть определенное количество как хорошего, так и плохого, как недостатки, так и достоинства, как сильные, так и слабые стороны, тогда легче будет протекать синтез. Главное, чтобы произошло удивление!

Взгляд со стороны - Трансформация через диссоциацию

Когда мы хотим посмотреть на вещи свежим взглядом, то стараемся их представить, как будто видим в впервые — этот эффект рождает некую диссоциацию. В этом подходе, просматриваются йоговские медитативные техники. В “Книге тайн” Бхагаван Раджнеш описывается сутра в которой представлена следующая медитативная техника: «Смотри на прекрасного человека и на самого себя, и на самый обычный предмет, смотри так, как если бы ты видел его впервые». Сутра указывает, что для нас становится привычным не замечать знакомые предметы и явления. Говорят, что под небесами нет ничего нового это процесс — перешедший в событие. В действительности же, под небесами нет ничего старого — это превращение события в процесс, который течёт, а, следовательно, изменяется. Устраивает только наш взгляд, привыкая к вещам: тогда действительно нет ничего нового, даже в самом себе.

Для детей новым является всё. Раджкеш заканчивает главу следующими словами: «Смотри на мир новыми глазами, как будто вы видите его в первые... Это придаст новизну вашему взгляду. Ваши глаза станут невинными. И эти невинные глаза по-настоящему смогут видеть. Эти невинные глаза смогут проникать во внутренний мир».

В современной психотерапии — это, прежде всего состояние диссоциации — из которого всё видится таким, каким всё является на самом деле. Из этого состояния хорошо происходит синтез и интеграционные техники, что, собственно говоря, в диссоциации происходит как естественный процесс саморегуляции.

Этот психотерапевтический подход мы встречаем во многих технологиях — мета-зеркало, выдувание и т. д. Все эти техники позволяют пациенту взглянуть на себя и свою проблему как бы со стороны, как бы новыми глазами, свежим взглядом. Взгляд со стороны из диссоциации, всегда вернее, что изменяет восприятие и отношение пациента к себе самому и к проблеме.

В Библии сказано: «Будьте как дети и вы заслужите царствие небесное на земле». Имеется ввиду, не детскую наивность и инфантилизм, а подразумевается стратегия и структура мышления направленная больше, на интуицию. Дети наслаждаются самим процессом, в отличие от взрослых, которые заинтересованы только в результате. Дети больше полагаются и доверяют своему подсознанию и используют его в своём воображении и мышлении.

Медитативный тренинг настройки на выполнение любых задач - (Альфа-ритмы мозга)

Для того чтобы очень хорошо выполнить то или иное задание, необходимо на него настроиться. Для этого издревле существуют специальные приемы самовнушения.

Медитация, аутотренинг или самогипноз - эти понятия определяют процесс, в котором человек извлекает свои внутренние настройки и управляет ими. Самое сложное в этом процессе — как раз извлечь эти самые настройки или, вернее сказать, прийти в то состояние, в котором это возможно. Но если вы научитесь это делать, то ваши возможности станут поистине безграничны. Мы не предлагаем вам часами сидеть в какой-либо позе йога, добиваясь полного расслабления, например в "позе кучера", повторяя фразу за фразой по несколько раз подряд, концентрируя внимание то на руке, то на ноге. Мы разработали более эффективный и гораздо более быстрый метод расслабления и назвали его Альфа-тренинг (А-тренинг). В наше время сверхбыстрого темпа жизни мало у кого есть желание тратить несколько часов в день на то, на что можно потратить всего несколько минут.

В чем отличие А-тренинга от аутотренинга или медитации? На первый взгляд, они мало чем отличаются. Человек приходит в расслабленное состояние и, сохраняя его, выполняет психофизиологический настрой всего организма. Мы, как уже говорилось, разработали более короткий путь вхождения в это состояние и делаем упор на визуализацию предстоящих процессов. В своей повседневной деятельности мы живем в цикле Бета-ритмов головного мозга. Альфа-ритмы сродни состоянию полудремы, когда человек еще не спит, но уже и не бодрствует. В это время перед глазами человека начинают мелькать какие-то картинки, образы. Это замечательное состояние, в котором человек способен делать очень интересные вещи. Как раз в этом состоянии человек может выполнить настройку своего подсознания на успешное прохождение упражнения.

Мы своими мыслями и образами, создаваемыми в нашем сознании, передаем команду нашему мозгу в подсознательную область его действия. А в подсознательной зоне вступают в действие как раз те 90-99% нашего мозга, которые обычно как бы не действуют. Слова, которые произносятся, и образы, которые человек создает, подсознание начинает принимать как команды. Поэтому нужно создавать команды и визуализировать только положительные действия, приводящие вас к успеху. И главное — ваши команды должны говорить о том, что вы выполняете действия в настоящем времени - "я делаю это сейчас". Таким образом, у вас вырабатывается практика выполнения нужного вам действия в реальной виртуальности вашего сознания и вы получаете опыт, который потом будете применять в реальной жизни.

Состояние альфа-ритмов работы головного мозга превращает узкую щель, через которую вы раньше в трудом протискивались, в широко открытые ворота, и через них можно свободно проходить, пронося с собой большой багаж нужных вам настроек. Та граница, которая присутствует при обычных обстоятельствах, оказывается открыта для спокойного прохода. Создавая “день открытых границ”, вы позволяете настроить весь свой организм и мозг на успешное выполнение нужных вам заданий.

Создание нового образа и через него программы на самосовершенствование

Чтобы было легче ответить на вопрос „кто я? “, нужно создать свой психо-образ, т. е. визуальный автопортрет. Зрительный образ той личности, которой мы в действительности являемся.

Увидев свой автопортрет со стороны, можно найти отражение тех сил, которые скрываются в нас.

Прежде всего следует расслабиться и сконцентрироваться.

  1. Представьте себя художником, в руках у которого кисть, карандаш или мел и вы “пишите” свой портрет. Вначале тело, а затем ноги, руки, голову. Необязательно быть профессиональным художником т. к. это мы делаем в своём воображении. Визуальный образ желательно выполнить в полный рост и в натуральную величину, т. е. в диссоциации.
  2. Наносим детали, волосы, глаза, обувь, одежду.
  3. Теперь можно изменить сёбя так, чтобы мы выглядели как бы нам хотелось, а не тем, какой сейчас. Рисуем наш образ достижения, глаза искрящиеся, умный взгляд, отражающий радость сердца и спокойствие души. Лицо расслабленное и спокойное, улыбка выражает понимание, расположение и силу духа. Награждаем своё произведение прямой фигурой, бодрой походкой, гордой осанкой. Создавая свой портрет, стараемся отразить в нём все лучшие качества, которые нам присущи.
  4. Окиньте взглядом портрет и скажите: “Это — я”. Такой Я истинный, каким должен быть и являюсь по сути. Глядя на свой автопортрет, задайте вопрос: «Как сильно мы себе нравимся, когда счастливы и здоровы?» Сейчас можно ещё что-то добавить, исправить, а что-то убрать. Добавляем к своему портрету все нужные черты, и доводим его до совершенства.
  5. Ставим подпись под портретом: “Это — я”. Оживляем портрет и говорим себе: “Это действительно “я” — прекрасный и доброжелательный человек». Даем портрету все эпитеты, которые приходят нам на ум, соответствующие нашим чаяниям.
  6. Сливаемся с портретом, он входит в нас и становиться нашей частью, кровью и плотью.

Любая мысль, которая возникает у человека, может повлечь за собой химические, биологические физиологические реакции в нашем мозге, особенно, если мы находимся в трансе. Вглядываясь в портрет, мы закладываем оттиск своёго нового “Я” в подсознание, и ту программу, которая в него заложена. Эта программа начинает работать, так мы творим самих себя.

Самопознание путь к просветлению и этого мы отрицать не можем. Оно необходимо нам для решения колоссальных задач внутри собственной личности: противоречий, лени, безынициативности и даже борьбы с депрессией. Это путь отречения от бессознательных страхов, жалости к себе и беспочвенного волнения. Мы с вами рассмотрим несколько техник самопознания и разберемся, чего же нам стоит боятся в первую очередь. Поговорим о чувстве вины и грузе ответственности, который частенько перекладываем на других людей, либо влачим «воз» дел самостоятельно. Давайте же начнем ваш путь к самосовершенствованию прямо сейчас!

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Что такое самопознание?

Самопознание сущности человека больше относится к эзотерическим учениям. В нем есть что-то мистическое, заимствованное из восточных религий и наук, которые говорят нам о человеческом подсознании, умении находить комплаенс между телом и душой . Существует множество техник, с помощью которых человек прислушивается к своей душе, мыслям, находит путь, по которому действительно нужно следовать.

В соответствии с уровнями организации человека, :

  • биологическую (познание человека, как организма);
  • социальную (возможность приспосабливаться к окружающей среде с помощью знаний, правил поведения в обществе);
  • личностную (создание своей жизни, коррекция своего поведения, возможность делать выбор).

Наличие стереотипов о мужчинах и женщинах, домыслов из журналов и книг, противоречие мнений, догм психологических школ не дают вам остановится. Уделите время собственному самопознанию, собственным мыслям, а не изучению чужих! Построить эталонную мысль очень тяжело, поскольку человек на пути к познанию часто сворачивает с нужного направления. После того, как найден путь к себе, жизнь снова обретает яркие краски. Человек стремится к новым видам деятельности, становится доброжелательнее и успешные во всех жизненных сферах.

Остановите Землю - я познаю себя!

Люди бегут от себя, прячутся за работой, важностью выполнения определенных заданий, не понимая, как теряют себя. Невозможность решения своих личностных и материальных проблем загоняет человека в угол, появляются депрессия, навязчивые идеи, фобии, неуверенность в себе.

Каждый человек сталкивается с проблемами , которые превращаются для него в испытания на выдержку, умение приспосабливаться. Проблемы или рутинная работа отдаляет человека от своих внутренних потребностей. Действительностью начинает руководить разум, не учитывая желания души. Путь к себе начинается с неопознанного , воссоединение с желанием души (абстрактное понятие, для вас это может сознание или подсознание), а не только разума.

Человек скорее поверит тому, что видит, слышит или понимает, нежели тому, что невозможно ощутить с помощью органов чувств.

На пике избытка негативных явлений, необходимо остановиться и почувствовать внутреннюю тишину , задуматься о смысле жизни, своем существовании, что сделано и что еще нужно сделать.

Никогда не поздно остановится и переосмыслить свою жизнь, поменять нелюбимую работу, найти нового партнера для создания отношений, будущей крепкой семьи. Остановиться и понять, как мало любви отдается своим детям и родным, а особенно себе.

Часто от нелюбви к себе начинается сверхурочная работа, которая выматывает физически и морально, теряется время на уход за собой. С помощью анализа своей деятельности и познания своего «я», после краткой остановки, можно значительно улучшить свою жизнь, постоянно ее совершенствовать.

Самопознание путь к просветлению: принцип действия

Самопознание души и тела человека можно достичь путем определенных техник, изучения эзотерики, психологии, а также . Нет утвердительных выводов, что всем подойдет тренинг или медитация, каждый должен найти индивидуальный подход к познанию своей внутренней силы. Способности человека очень велики.

Наш разум, тело, душа способны на многое, но мы не развиваем то, что дается природой. Непонимание себя, искажение внутренних чувств ведет к деструкции личности, и в этот период важно помнить, что .

На основе определенных техник, оно помогает развить в себе те качества, которые помогут во всех сферах жизни. Например, любимое дело начнет приносить и доход, у вас отпадет необходимость в рутинной работе. В результате можно выбрать партнера, который подойдет по характеру, а также способен делать большие подвиги для сохранения вашей любви, а не терпеть моральное или физическое насилие. Различные техники самопознания помогают развиваться в моральном плане.

Не забывайте и о красоте своего тела! Ведь в человеке должно быть все прекрасно:.. и слова, и мысли, и внешность! Не забывайте следить за собой. Это один из основополагающих факторов в обществе. Если у вас отталкивающий вид, дело не в том, что у вас кривой нос, дело в том, что вы себя запустили. Пусть у вас неправильная форма носа, но это ваша фишка. Больше ни у кого из ваших знакомых нет такого интересного профиля. Может быть вам стоит задуматься над посещением фотографа?

Безжалостно избавляйтесь от внешних раздражителей. Самое лучшее – сменить обстановку, уехать в отпуск, отключить телефон, доступ к интернету, отказаться от просмотра телевизора. Если нет возможности уехать в отпуск, можно сделать что-то необычное для себя, провести день в новом месте, где давно хотелось побывать.

Техника использования наблюдений и размышлений

Когда мы осознаем, что самопознание путь к просветлению, и является важным этапом в нашей жизни, тут и начинаются первые шаги. Прекратите жить в мире иллюзий! Избавляйтесь от глупых привычек - не пользуйтесь чужой головой для генерации мыслей, думайте сами.

С помощью простой техники, вы можете приблизиться к черте осознанности. Чтобы начать пользоваться этим простым приемом, необходимо пройти 4 этапа:

  • Этап I. Осознайте, что вы не тело и не ум и даже не ваши эмоции. Учитывая законы физики, наблюдатель не может быть одновременно и предметом наблюдения.
  • Этап II. Наблюдайте за собой: за своими движениями, мыслями, эмоциями.
  • Этап III. После любой созидательной деятельности следует поток размышлений. На третьем этапе вам придется размышлять о собственных поступках и их подоплеке.
  • Этап IV. В процессе наблюдения вы приблизитесь к тому состоянию, которое называют «чистой душой». Избавитесь от лишних мыслей и сможете сконцентрироваться. Финальный этап заключает в себе поиск ответа. Кем вы являетесь?

Вы думаете, что мы забыли упомянуть об аспекте эмоций? Нет, это не так, просто эмоции являются комплексным продолжением ума. Они относятся к той части бессознательного, которая рождается и развивается вместе с нами. Мы перенимаем привычки, мы перенимаем даже мысли и реакции.

Восприятие и осознание эмоционального статуса позволяет еще глубже погрузиться в свое истинное «Я». Человек остается наблюдателем и переходит к осознанию ложности всех отождествлений. на данном этапе равен вашему познанию чистого сознания без идентификации.

Ум заходит в тупик и отключается. Понадобится много практики, чтобы в совершенстве овладеть этой техникой и избавиться от осознания тела, ума и эмоций. С каждым сеансом открываются новые возможности понятия своей сущности, появляется самопознание человека.

Техника использования медитации

Особым способом восприятия реальности, с осознанием тайного содержания внутреннего мира человека, является . С помощью нее вы можем уравновесить себя, обрести покой ума и тела, приблизиться к гармонии. Различные техники медитации направлены на работу с некоторыми видами чакр или даже на комплексную работу только с одной чакрой. Медитировать можно как под специальную музыку, так и в тишине. К примеру, индийский духовный лидер Ча́ндра Мо́хан Дже́ин, позднее известный всему миру как Ошо, говорил о том, что медитацией может стать любое действие, главное - какая степень осознанности настоящего в нем присутствует.

Самый простой метод погружения в состояние «без мыслей и мусора» являются упражнения в течении 15 минут. Самопознание путь к просветлению, вы понимаете это, и именно это понимание и должно влиять на ваше отношение к занятию медитацией. Во время таких сеансов происходит извлечение наружу негативных переживаний как эмоционального, так и физического характера.

Происходит активация подсознания, поток мыслей следует состоянию благополучия и внутренней свободы. Продолжительность техники подбирается индивидуально, в зависимости от проблем, которые тревожат человека. В среднем техника самопознания длится 10-12 дней. Если состояние медитирования нравится и приносит ощутимые результаты, можно не ограничиваться двумя неделями, а продолжать сеансы столько времени, сколько необходимо.

Вывод: человеческая сущность как она есть

После осознания своей сущности, воссоединения души и тела, человек обретает хорошее настроение, становится бодрым, полным энергии, готовым к новым достижениям. После практикических занятий по медитации, самопознание заставляет человека лучше приспосабливаться к стрессовым ситуациям, не воспринимать внешние раздражители, которые могут вывести из эмоционального равновесия.

Человек, познавший свою жизнь, подобен человеку-рабу, который вдруг узнаёт, что он царь.

Лев Николаевич Толстой

Человек учится влиять на внешний мир с помощью силы собственного намерения влиять на себя, а также исцелять эмоциональные ранения. Использование выше описанных техник исцеляет человека духовно, эмоционально, физически. Вы перестанете прятаться от мира, расширите свое представление о жизни, о своей сущности.

Не только медитация способна убедить нас в том, что самопознание путь к просветлению. Понимание приходит с опытом, который уже есть в нас самих. Эмоциональная встряска или отречение от чужих убеждений способны породить в нас желание двигаться вперед. Только взглянув в лицо самому себе можно понять, кто ты такой и чего ты стоишь!

Loading...Loading...