Сан-Марко, Флоренция: достопримечательности, история, описание, фото и отзывы туристов. Музей сан-марко во флоренции


Монастырь Сан Марко стоит на месте, на котором с 12 века находился сначала монастырь монашеского ордена валломброзианов, а затем - монастырь ордена сильвестрианцев. В 1418 они были изгнаны и в 1438 монастырь отошел доминиканцам. В 1437 году Козимо деи Медичи – правитель Флоренции, один из старейших представителей могущественного рода тосканских герцогов - приказал архитектору Микелоццо реконструировать старый монастырь. Перестройка Микелоццо дала новую жизнь обветшавшему зданию.

Фра Беато Анжелико было поручено украсить фресками более сорока келий, коридоры и другие помещения монастыря, и эта работа была проведена им и его помощниками (среди которых был Беноццо Гоццоли) в период с 1439 по 1444 год. Церковь была освящена в 1443 году в присутствии Папы Евгения IV.

Анжелико создал для монастыря Сан Марко росписи, которые ныне привлекают поклонников живописи со всего мира. Фрески и картины фра Беато украшают кельи монахов на втором этаже и некоторые залы. Между 1976 и 1983 годами фрески в коридорах и кельях были очищены и следы старых перекрашиваний удалены, что в значительной степени восстановило оригинальную яркость цветов.

Яркая палитра с преобладанием голубого цвета, почти средневековое простодушие и чистота сразу обнаруживает кисть великого доминиканца. Среди критиков существует общее согласие, что Анжелико был ответственен за концепцию всей серии и контролировал изготовление всех фрескок. Но большинство специалистов усматривают участие в работе нескольких - возможно, четырех или пяти - разных художников, в том числе молодого Беноццо Гоццоли (1420-1497), а также Заноби Строцци (1412-1468).

В 1866 году монастырь был закрыт. С тех пор там располагается музей Беато Анжелико - крупнейший в мире монографический музей художника XV в. Многие картины Фра Анжелико свезены в музей из различных церквей и галерей Флоренции.

Мы начинаем с фресок, расположенных в коридорах и кельях второго этажа музея Сан Марко.
План второго этажа представлен ниже.


Расположение фресок в кельях второго этажа


В северном и восточном коридорах второго этажа представлены три фрески Фра Анжелико.


Благовещение
1450. Фреска. 230 х 321 см. Северный коридор 2-го этажа, Монастырь Сан Марко, Флоренция

(A). Фреска "Благовещение" расположена на стене северного коридора верхнего этажа напротив лестницы. Она была написана Фра Анжелико в 1450 году после его возвращения из Рима, то есть несколькими годами позже остальных фресок Сан Марко. По своему стилю она находится между разреженностью фрески Благовещения в келье 3 и богатством Кортоновского алтаря. В отличие от алтаря Кортоны, сад виден сквозь ряд колонн, уменьшающихся в размерах к точке схождения, находящейся в центре картины.

Под арками, между коринфскими колоннами располагаются стройные фигуры Мадонны и ангела в благочестивой беседе; на фоне, слева – поля с тосканскими кипарисами; крылья архангела Гавриила изогнуты как радуга. Освещение сцены нелогично – интерьер лоджии освещен равномерно несмотря на то, что яркий свет падает слева.

Благовещение. Фрагмент

Благовещение. Фрагменты


Распятие со святым Домиником
1440-41. Фреска. 239 х 177 см. Северный коридор 2-го этажа, Монастырь Сан Марко, Флоренция

(B). Фреска "Распятие со святым Домиником" находится в коридоре второго этажа. Тело Христа изображено с достаточным реализмом, но с почтительностью. Внимание зрителя привлекают места, где сочится кровь. Тема крови в Искуплении мира привлекала внимание многих теологов. В творчестве Анжелико с этой темой связано также частое присутствие на его картинах святого Петра Мученика, изображаемого с окровавленной головой.


Sacra Conversazione. Мадонна Теней
1450. Фреска. 195 х 273 см. Коридор 2-го этажа, Монастырь Сан Марко, Флоренция

(C). Фреску "Sacra Conversazione" (Святая Беседа) расположенную в коридоре, куда открывались двери келий братии (между кельями 25 и 26), называют также "Мадонна Теней" (Madonna delle Ombre).

Фреска Мадонна Теней, скорее всего, целиком исполнена Фра Анжелико. Это не вполне настоящая фреска, как остальные - она была дописана по сухой поверхности темперой.

Эта фреска была одной из последних работ Анжелико в этом доминиканском монастыре. Она вызывает почти физические ощущения остановленных жестов, глубоких пристальных взглядов, сильных и смелых цветовых решений. Эти ощущения поддерживаются силой бокового освещения, которое, в свою очередь, усиливается длинными тенями от капителей. Эта фреска – свидетельство достижения художником синтеза его мистического вдохновения и эффективного применения последних прорывов художественного творчества Ренесанса.

Мадонна с Младенцем, сидящая на углубленном в нишу стены троне, окружена двумя группами святых (в общей сложности их восемь). Эти святые тесно связаны с доминиканским орденом и Медичи, поэтому вполне вероятно, что работу частично оплачивал Козимо Старший.

Слева стоят:
- Святой Доминик, основатель ордена доминиканцев, со свойственной ему доминиканской красной звездой на голове, лилией и открытой книгой, в которой он указывает пальцем на псалом;
- Святые Косма и Дамиан, покровители Медичи Козимо, которых можно узнать по их одежде и шапкам, в руках у них перо и золотой ларец, возможно, с медицинскими инструментами;
- Святой Марк евангелист, покровитель церкви, узнаваемый по перу и Евангелию, а также по зеленому цвету одежды;

Справа от Марии находятся:
- Святой Иоанн Богослов, покровитель Джованни ди Биччи, отца Козимо, также узнаваемый по перу и Евангелию, и по розовому цвету одежды;
- Фома Аквинский, доминиканский богослов, узнается по золотой звезде возложенной на грудь;
- Святой Лоренцо, покровитель Лоренцо Старшего, брата Козимо, он узнается по символу своего мученичества, решетке;
- Доминиканский святой Петр Мученик, узнаваемый по символу своего мученичества - раны на головею

Самым интересным аспектом этой картины является пронизывающий всю сцену свет, тени от которого определяют объемы и подчеркивают форму предметов и фигур, свет, создающий эффект блеска позолоты ореола в нише. Но самое замечательное здесь - это тень от капителей пилястр, выступающих из стены - длинных и тонких, в соответствии с природным источником света в коридоре, где находится картина - окна на южной стороне, выходящего на площадь. Световые эффекты этой кортины являются одними из лучших примеров живописи такого рода в пятнадцатом веке, так что, возможно, именно именно они явились источниками венецианской живописи Джованни Беллини и фламандцев. Ни у кого не возникает вопроса почему эта работа называется "Мадонна теней".


Мадонна теней. Фрагмент. Мария

Мадонна теней. Фрагмент. Иоанн Евангелист, Фома Аквинский, мученик Лаврентий

В глазах Мученика Лаврентия, справа, можно видеть отражение окна в конце коридора, из которого струится свет.


Большой интерес представляют фрески, выполненные в кельях монахов.

По отношению к помещениям, где они написаны, большинство сцен в кельях (прежде всего так или иначе связанных с участием Анжелико) довольно крупномасштабны. Изображения находятся напротив входа на стене с окном, в результате чего в стене словно появляются два проема, один - ведущий в физический мир, а другой - в духовный. Фигуры всюду доминируют над простым, почти лишенном деталей окружением, ибо назначение композиций - не декорирование интерьера, но помощь в медитации; представленные в них религиозные таинства через посредство зрения должны постоянно занимать мысли братьев.

Не будучи ограниченным желаниями влиятельных клиентов и требованиями, предъявляемыми к живописным панно, Фра Анжелико смог здесь выразить своё глубокое почтение к своему Богу, свое знание и любовь к человечеству. Фрески в кельях являются ярким свидетельством благочестия человека, который их создал. Предназначенные для помощи в медитации, они носят успокаивающий характер. Эти фрески скромны, они написаны в простых цветах. Там больше розовато-лилового, чем красного, а блестящий и дорогой синий почти полностью отсутствует. Вместо него используется уныло зеленый и скромный черно-белый в доминиканских одеждах. В этих фресках нет ничего яркого, ничего, что отвлекало бы от духовных переживаний простых людей, которые изображены на них. Каждая фреска как бы выносит некоторое событие из жизни Христа в келью к молящемуся.

Кисти самого Анжелико принадлежат Noli me tangere в келье № 1, Благовещение в келье № 3, Преображение в келье № 6, Осмеяние Христа в келье № 7, Коронование Марии в келье № 9, Введение во храм в келье № 10. Фрески в кельях № 2, 4, 5, 8 и 11 написаны одной и той же рукой - так называемым Мастером кельи № 2. Все пять фресок исполнены под руководством Анжелико, возможно, подготовившим для них не картоны, а небольшие рисунки для отдельных групп в композициях. Фрески в кельях внутренней стороны коридора, выходящей во дворик, значительно ниже по своим художественным качествам, чем фрески келий, расположенных с внешней его стороны. В кельях от № 15 до № 23 изображено Распятие с поклоняющимся ему Святым Домиником, принадлежащее, как кажется, одному и тому же малопримечательному художнику. Четыре сцены (Крещение Христа, Воздвижение креста, Муж скорбей и Бичевание ) в кельях №№ 24, 25, 26 и 27 почти не вызывают сомнения в авторстве Мастера кельи № 2. Несение креста в келье № 28 принадлежит другой руке, Распятие в келье № 29 - работа Беноццо Гоццоли. В кельях №№ 36, 37 и 42 представлены Пригвождение к кресту и две композиции Распятие со святыми , которые если не уровнем исполнения, то манерой и общей настроенностью приближаются к искусству Фра Анжелико.

Noli me tangere (Не прикасайся ко мне)
1440-41. Фреска. 180 x 146 см. Келья 1, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Noli me tangere (He прикасайся ко мне) в келье № 1 представляет Явление Христа Марии Магдалине, первое после Его Воскресения. Этот сюжет восходит к Евангелию от Иоанна (20:14-18).

По Воскресении первым, кому явился Иисус Христос была Мария Магдалина, рыдающая подле пустого гроба. Сначала она не узнала Его, пока Иисус не обратился к Магдалине по имени, узнав же, ринулась ко Христу. "Иисус говорит ей: Мария! Она обратившись говорит Ему: Раввуни! - что значит: „Учитель!“ Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему". (Ин. 20:16-17.) Затем Иисус велел Марии отправиться к ученикам и сообщить, что он теперь воскрес.

Сцена эта включает только две фигуры: Магдалина, коленопреклоненная или устремлённая вперёд; Иисус Христос мягко уклоняется от её простертых рук и останавливает Магдалину предостерегающим жестом. Она построена на том же композиционном принципе, что и Благовещение в келье номер 3. Зрительный эффект здесь определяется соотношением этих двух как бы застывших фигур. Голова главного персонажа также выделена на уплощенном фоне, образованном в данном случае деревянным частоколом.

Цветы и травы на переднем плане и деревья в глубине наблюдены и переданы любовно и тщательно. Среди росписей келий это единственная, где проявился интерес к природе. Это, видимо, объясняется тем, что эту сцену иногда называют Христос-Садовник - на плече Христа мотыга, это отсылка к ремарке Иоанна о том, что Магдалина поначалу приняла Христа за садовника.

Сияние раннего утро достаточно реалистично, но искрящийся свет, плывущая, скорее чем идущая фигура Христа, изобилие естественных деталей сада преследуют религиозные цели и предназначены помочь медитации монаха, живущего в этой келье.

Положение во гроб
1440-41. Фреска. 184 x 152 см. Келья 2, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Положение во гроб – свидетельство того, что Иисус умер реально, он прожил реальную жизнь – конечную, с необратимой смертью. Но представленная Анжелико сцена – не просто апологетический рассказ, это выражение таинства общения живых с миром мертвых. В крупных религиях обряды погребения предназначены для того, чтобы помочь мертвым достигнуть места своего пребывания в загробной жизни, дать им средства для выполнения последнего путешествия. Обряды подготовки тела покойника выполняются женщинами – речь идет о переходе в загробный мир, о чем-то вроде рождения в другой жизни, и это дело женщин, служанок жизни.

Положение во гроб. Фрагмент
1440-41. Фреска. Монастырь Сан Марко, Флоренция

В этой сцене Положения во гроб Анжелико подчеркивает элемент сострадания. Сострадание Христу – прежде всего выражение любви. Оно представлено в образе Марии, матери Иисуса. Она поддерживает его голову как голову новорожденного, который заснул.

Благовещение
1440-41. Фреска. 190 x 164 см. Келья 3, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Благовещение в келье № 3 на втором этаже - одна из самых прекрасных фресок Фра Анжелико. Отказавшись от того, что было характерным для Благовещения из Кортоны и других, основанных на нем произведений, Анжелико создал композицию высочайшей строгости. Теперь вместо лоджии в стиле Брунеллески, с садом и входом, ведущим в соседнее помещение, он изобразил напоминающий келью интерьер с глухой стеной, который выполняет двойную функцию: не только служит пространственным окружением для персонажей, но и заставляет зрителя полностью сосредоточиться на замкнутой в себе сцене. Крестовый свод в духе архитектуры Микелоццо, написанный с чистотой почти абстрактной формы, - один из красивейших фрагментов фрески. Трактовка движения фигур, которой уделялось много внимания в раннем алтаpe Благовещения, больше не занимает мастера: Мадонна и архангел в своей строгой сдержанности и неподвижности напоминают почти скульптурную группу. Слева изображен святой Петр Мученик.

Благовещение. Фрагмент

Распятие с Богоматерью, Святым Иоанном Евангелистом,
Святым Домиником и Святым Иеронимом
1440-41.Фреска. 178 х 150 см. Келья 4, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Фреска этой кельи написана, как думают, одной и той же рукой, что и фреска кельи № 2 (Заноби Строцци?). Однако обе фрески исполнены под руководством Анжелико, возможно, подготовившим для них рисунки для отдельных групп в композициях.

Рождество
1440-41. Фреска. 193 x 164 см. Келья 5, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Следуя популярным тогда религиозным традициям, Анжелико изображает в сцене Рождества Иисуса осла и быка – мирных животных, необходимых в жизни любого крестьянина Средних веков, символизируя осуществление пророчества Исайи: Вся природа будет примирена. Младенец Иисус лежит на голой земле, это символ Божественного пришествия в человеческий мир. Вместе со Святым Семейством изображены святой Петр Мученик и святая Екатерина Александрийская.

Частично эта фреска атрибутируется школе Фра Анжелико - изображения ангелов принадлежат, скорее всего, кисти Заноби Строцци.

Преображение Господне
1440-41. Фреска. 193 x 164 см. Келья 6, Монастырь Сан Марко, Флоренция

В келье № 6 взору предстает едва ли не самая замечательная фреска мастера - Преображение. Величественная фигура Христа с распростертыми руками в световом круге составляет префигурацию Распятия; под этой великолепной скульптурной фигурой, внизу, в позах, выражающих изумление и благоговейный трепет, склонились к земле три апостола. Изображенные под руками Христа головы Моисея и Илии свидетельствуют о том, что Анжелико уверенно владел искусством пластической моделировки.

Христос стоит на камне, предвосхищая свое воскрешение из могилы. Его скульптурная фигура, одетая в сверкающую белую мантию, заключена в белую мандорну (овал). Его пристальный взгляд не направлен непосредственно на зрителя. У основания скалы трое апостолов присели в испуганных позах, но их фигуры не нарушают удивительной созерцательной отстраненности этой драматической сцены, свойственной, впрочем, всем фрескам этого цикла.

По краям фрески стоят Мария и святой Доминик в позах сосредоточенного моления, строгие и безразличные к происходящему вокруг них. Ниже рук Христа изображены головы Моисея и Илии, как символы, помогающие медитации. Нет никаких попыток создать дополнительного пространства в картине, будучи стимулом для молитвы, она не требует большего. С точки зрения Анжелико, слишком сложная пространственная структура, также как и интенсивное использование цвета, могли бы ослабить силу картины.

Преображение Господне. Фрагмент

Осмеяние Христа
1440-41. Фреска. 188 x 164 см. Келья 7, Монастырь Сан Марко, Флоренция

В композиции Осмеяние Христа центральная фигура дана сидящей в строго фронтальном положении, на фоне прямоугольного занавеса с изображенными на нем символами Страстей. Использование эмблематической иконографии, известной еще треченто, в данном случае могло быть продиктовано стремлением отойти от драматизма действия и повествовательности, сопряженных обычно с трактовкой этой сцены.

Христос сидит в комнате с простыми ровными стенами, одетый в белую мантию и тунику. Большая плита белого мрамора под ним добавляет светящейся белизны, окружающей его. Его глаза завязаны платком, на голове – терновый венец. За ним находится экран, подвешенный на гладкий фриз, с изображенными на нем символами Его унижения: головы плюющего солдата, рук бьющих Его, руки и палки, прижимающей терновый венец к Его голове. На низкой ступени на переднем плане картины сидят Мадонна и святой Доминик, они не глядят на Христа, а сидят к нему спиной, погруженные в глубокую медитацию, для достижения которой и были предназначены эти фрески.

Цель этой фрески не в том, чтобы дать визуальное представление, описание события Поругания Христа, а в том, чтобы предоставить зрителю (молящемуся монаху) пример медитирования на тему Страстей Господних.

Осмеяние Христа. Фрагмент. Святой Доминик

Осмеяние Христа. Фрагмент. Мария

Высказывалось предположение, что все фрески в кельях Сан-Марко были разработаны, чтобы отразить типы безмолвной молитвы, описанные в Доминиканском молитвенном руководстве для новичков Ордена, который называется называется De modo orandi. Пособие предназначено для помощи в подготовке будущих монахов в их возможной роли в качестве проповедников. Это справочник 13 века включал жесты, которые сам святой Доминик использовал во время тихой молитвы.

И Мария, и святой Доминик в одинаковом жесте подносят руку к лицу - в доминиканской молитвенной практике это жест, обозначающий интенсивное размышление. На коленях доминика лежит открытая книга. Он только что прочитал соответствующую сцену Писания и обдумывает её. В соответствии с духовной практикой Lectio Divina (пособию по Божественному Чтению) это значит, что он находится сейчас на втором уровне - уровне медитации. Результат этой его медитации - у него за спиной, это своего рода медиативный образ сцены Поругания Христа, то, что возникло в его воображении. Это то, к чему должен также стремиться и молящийся.

Воскресение Христа
1440-41. Фреска. 189 x 164 см. Келья 8, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Чтобы закончить ритуал погребения женщины пошли в могилу ранним утром, неся ароматические вещества. Прибыв туда, они нашли могилу пустой. Здесь могила изображена в виде мраморного римского саркофага, помещенного в грот. Женщина смотрит слегка наклоняясь, держа руку у лба, в неожиданности и открытии, разрушающем нормальный порядок вещей. Три другие – на втором плане. Они держат в руке ароматические вещества. Их лица отмечены болью и слезы текут в углах глаз. Лицом к лицу перед ними, ангел показывает на небо и говорит им не «искать живого среди мертвых». Он поручает донести хорошую новость всем другим ученикам Христа.

Христос изображен парящим над облаками, он невесом и окружен мандролой света, излучаемого его телом. Он – победитель и несет знамя победы, на котором цветом крови нарисован крест. Крест больше не символ позора, но знак победы и любви, которая сильнее греха, ненависти и зависти.

Слева изображен молящийся святой Доминик. Три женские фигуры справа принадлежат кисти Беноццо Гоццоли, который был учеником в рабочей группе Фра Анжелико. Голова ангела написана, видимо, самим Фра Анжелико.

Коронование Марии
1440-41. Фреска. 184 x 167 см. Келья 9, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Коронование Марии из кельи № 9 не похоже на раннюю трактовку художником этой темы. В отличие от картины из Уффици и композиции для реликвария в Сан Марко акт коронования совершается здесь не перед толпой зрителей - главная сцена отделена, а шесть коленопреклоненных святых в нижней части пространства лишь свидетельствуют о ней, не являясь ее непосредственными участниками. Среди них (слева направо) святой Фома Аквинский, святой Бенедикт, святой Доменик, святой Франциск, Святой Петр Мученики святой Марк. Это одна из первых фресок, выполненных Фра Анжелико для монастыря Сан Марко. Они держат руки в сторону от сцены коронования и смотрят в небеса.

В этой серии фресок Анжелико уходит от средневековых прототипов и через ограниченное использование фигур, сдержанность явной передачи эмоций, строгое использование цвета создает свой собственный стиль замечательной изобразительной силы.

Коронование Марии. Фрагмент

Мария изображена с прижатыми к груди руками, она подалась вперед, принимая корону от Христа. Она сидит рядом с ним в соответствии с традиционными композициями этой сцены.

Принесение во храм
1440-41. Фреска. 158 x 136 см. Келья 10, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Благодаря реставрации в кельях верхнего этажа монастыря Сан Марко, фрески Фра Анжелико были раскрыты в своем первоначальном состоянии. Колорит их оказался светлее, чем до расчистки, цветовые соотношения - тоньше. Передача пространства и моделировка фигур проявились с большей определенностью, ясней обозначилось различие между фресками, выполненными самим Анжелико. и его помощниками. Наиболее сильно расчистка изменила Принесение во храм. Были удалены записи фона красной краской, что позволило восстановить пространственные интервал между фигурами и архитектуру на заднем плане композиции, в том числе алтарь с возженным на нем пламенем между фигурами Мадонны и Святого Симеона. В своем подлинном виде предстали также фигуры Петра Мученика, блаженной Вилланы и младенца Христа, переписанные в середине XIX века.

Принесение во храм. Фрагмент. Святой Симеон с Младенцем Христом

Мадонна на троне со святыми Августином и Фомой Аквинским
1440-41. Фреска. 179 х 150 см. Келья 11, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Святой Августин (354-430) считается одним из Отцов христианской церкви. Он был богословом и философом, влиятельнейшим проповедником, сочинения которого оказали значительное влияние на христианское учение. В конце жизни был назначен епископом в Гиппоне (Римская Африка).

Святой Фома Аквинский (1225-1274) – философ и теолог, Учитель Церкви, основатель томизма, член ордена доминиканцев. Считается наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение, в частности идеи Святого Августина, с философией Аристотеля. Известен также своими формулировками пяти доказательств бытия Бога.

Встречается также мнение, что здесь изображены Святой Доминик и Святой Зиновий (что, на наш взгляд, менее вероятно). Святой Зиновий (343-417) – первый епископ Флоренции. Обратился в христианство в молодости. Ему приписывали удивительную способность воскрешения умерших.

Значительная часть фрески кельи 11 могла быть написана тем же мастером, который принимал участие в работе над фреской кельи 2. Его рука заметна также на фресках келий 4, 5, 8, а также 24-26. Возможно, это был Заноби Строцци.


В келье 12 находится фреска Фра Бартоломео, в маленьких кельях 13 и 14 фресок нет.



c-rover
2009 - 2018

Признаться, я долго раздумывал, стОит ли мне рассказывать о музее Сан-Марко. Вроде бы место очень известное и посещаемое, а значит, не вписывающееся в формат данного журнала. А потом понял, что коготок-то уже увяз: "Тайная вечеря" Гирландайо из этого музея уже на живые страницы попала. Да еще и заболел как-то по-глупому, так что времени много, делать нечего, а желание нагадить помочь ближнему в его (ближнего) стремлении уйти от окружающей действительности в мир иллюзий - сильно, как никогда. Так что в ближайшее время мы с вами удаляемся в прекрасный мир фра Анджелико.

Желающим познакомиться с творчеством этого прекрасного живописца очень повезло. Практически все его флорентийское наследие сосредоточено в одном музее - бывшем монастыре Сан-Марко. На мой взгляд, впечталения этот музей оставляет сравнимые с Уффици или Питти, только народа здесь значительно меньше, а праздной публики, забежавшей сделать "селфи" на фоне шедевров, нет вообще. Имейте в виду: расписание музея очень причудливое: http://www.uffizi.firenze.it/musei/?m=sanmarco , и идти сюда наобум, за час до закрытия - жалко денег; музей требует не менее двух часов и крепких ног: придется постоять перед шедеврами в восхищении. Музей государственный, так что фотографировать без вспышки теперь можно, и, надо надеяться, скоро сеть будет завалена качественными снимками отсюда. Кое-что получилось даже у меня.

Чуть ли не самая первая работа в первом же зале - Снятие с креста (1432-1434), происходящее из церкви Санта-Тринита, которую мы с вами недавно посещали.



Триптих Сан-Пьетро-Мартире (не позднее 1429, происходит из одноименного доминиканского монастыря):


Слева направо: святые Доминик, Иоанн Креститель, Петр Мученик и Фома Аквинский. Наверху видны сцены из жизни титульного святого, включая мученическую кончину.

Алтарь Линайоли (Linaioli, 1432-1433). Это, вообще-то, складень, так что рассматривать его можно и в открытом, и в закрытом видах:

Слева направо:
Иоанн Креститель

Апостол Марк

В 1427 году Козимо деи Медичи – правитель Флоренции, один из старейших представителей могущественного рода тосканских герцогов - приказал архитектору Микелоццо реконструировать старый монастырь Сан Марко доминиканского ордена. Перестройка Микелоццо дала новую жизнь обветшавшему зданию. Фра Беато Анжелико было поручено украсить фресками более сорока келий, коридоры и другие помещения монастыря, и он переселился в монастырь Сан-Марко лет через десять после его перестройки.

Mонастырь Сан Марко доминиканского ордена




Монастырь Сан Марко.Фреска "Христос и 12 апостолов"

Aнжелико создал для монастыря Сан Марко росписи, которые ныне привлекают поклонников живописи со всего мира. Фрески и картины фра Беато украшают кельи монахов на втором этаже и некоторые залы. Яркая палитра с преобладанием голубого цвета, почти средневековое простодушие и чистота сразу обнаруживает кисть великого доминиканца.
По отношению к помещениям, где они написаны, большинство сцен в кельях (прежде всего так или иначе связанных с участием Анджелико) довольно крупномасштабны. Изображения находятся напротив входа на стене с окном, в результате чего в стене словно появляются два проема, один - ведущий в физический мир, а другой - в духовный. Фигуры всюду доминируют над простым, почти лишенном деталей окружением, ибо назначение композиций - не декорирование интерьера, но помощь в медитации; представленные в них религиозные таинства через посредство зрения должны постоянно занимать мысли братьев.
В 1866 году монастырь был закрыт. С тех пор там располагается музей Беато Анжелико - крупнейший в мире монографический музей художника XV в. Многие картины Фра Анжелико свезены в музей из различных церквей и галерей Флоренции.


"Noli mi tangere" (Не прикасайся ко мне) келья 1

Кисти самого Анжелико принадлежат "Noli me tangere" в келье № 1, "Благовещение" в келье № 3, "Преображение" в келье № 6, "Осмеяние Христа" в келье № 7, "Коронование Марии" в келье № 9, "Введение во храм" в келье № 10.

Фрески в кельях № 2, 4, 5, 8 и 11 написаны одной и той же рукой - так называемым "Мастером кельи № 2".
Все пять фресок исполнены под руководством Анджелико, возможно, подготовившим для них не картоны, а небольшие рисунки для отдельных групп в композициях. Фрески в кельях внутренней стороны коридора, выходящей во дворик, значительно ниже по своим художественным качествам, чем фрески келий, расположенных с внешней его стороны. В кельях от № 15 до № 23 изображено "Распятие с поклоняющимся ему Святым Домиником", принадлежащее, как кажется, одному и тому же малопримечательному художнику. Четыре сцены ("Крещение Христа", "Воздвижение креста", "Муж скорбей" и "Бичевание") в кельях №№ 24, 25, 26 и 27 почти не вызывают сомнения в авторстве "Мастера кельи № 2".
"Несение креста" в келье № 28 принадлежит другой руке, "Распятие" в келье № 29 - работа Беноццо Гоццоли.
В кельях №№ 36, 37 и 42 представлены "Пригвождение к кресту" и две композиции "Распятие со святыми", которые если не уровнем исполнения, то манерой и общей настроенностью приближаются к искусству Фра Анджелико.

"Noli me tangere" (He прикасайся ко мне) в келье № 1 представляет Явление Христа Марии и строится на том же композиционном принципе, что и "Благовещение" в келье номер 3. Зрительный эффект здесь определяется соотношением двух как бы застывших фигур. Голова главного персонажа снова выделена на уплощенном фоне, образованном в данном случае деревянным частоколом. Цветы и травы на переднем плане и деревья в глубине наблюдены и переданы любовно и тщательно. Среди росписей келий это единственная, где проявился интерес к природе.
Сияние раннего утро достаточно реалистично, но искрящийся свет, плывущая, скорее чем идущая фигура Христа, изобилие естественных деталей сада преследуют религиозные цели и предназначены помочь медитации монаха, живущего в этой келье.


"Благовещение" келья 3


"Преображение Господне" келья 6


"Осмеяние Христа" келья 7


"Коронование Марии" келья 9


"Принесение во храм" келья 10


"Поклонение волхвов" келья 39

Особое место среди фресок занимает люнет Поклонение волхвов из кельи № 39. По своему замыслу композиция ближе к Распятию в Зале капитула, чем к росписи келий. Фигуры не только развернуты в таком же фризообразном порядке, параллельно плоскости стены, как это имеет место в Распятии, но некоторые из них написаны тем же самым помощником, которому были поручены отдельные части росписи в Зале капитула. С достаточной долей вероятности можно утверждать, что этот помощник - молодой Беноццо Гоццоли. Отдельные позы предвещают построение пределлы алтаря Сан Марко, а сама фреска с ее сложно разработанной композицией и светлой декоративной палитрой более светская по духу, чем какая-либо из других росписей келий.
Эту келью, превосходящую другие размером, занимали Козимо Медичи, папа Евгений IV и другие именитые посетители монастыря. Она особенно богата украшена Фпа Анжелико в сотрудничестве с Беноззо Гоззоли, его учеником.


"Воздвижение креста" келья 36


"Моление о чаше; Мария и Марта" Келья 34


"Распятие Христа и двух разбойников" келья 37


"Причастие Апостолов" келья 35


"Поцелуй Иуды" Келья 33


"Христос спускается к Адаму, чтобы освободить его из ада" Келья 31


"Распятие. Укол копьем капитана Лонгинуса" келья 42


"Несение креста" келья 28


"Распятие Христа со святой Марией и святыми" келья 38


"Распятие" келья 43


"Распятие с Марией и святым Домиником, Голгофой и черепом Адама "


"Распятие с Марией, Марией Магдалиной и святым Домиником" келья 41


"Распятие с Марией, святым Домиником и Марией Магдалиной"


"Распятие со святым Домиником " кельи 15-21

В Святом Доминике Перед Распятием представлено довольно натуралистическое изображение Иисуса, в высшей степени приближающееся к изображению мирского человека. Доминик показан в профиль, в строгой одежде, без лишних эмоций, но его глубокое отношение к Христу ясно проявляется через его позу и набожные жесты.

Мастер кельи №2


"Рождество" келья 5


"Крещение Христа Иоанном" келья 24


"Мадонна на троне со святыми Домиником и Зиновием" келья 11


"Бичевание Христа" келья 27


"Муж скорбей" келья 26


"Распятие с Иоанном Евангелистом, Марией и святыми Домиником и Джеромом" келья 4


"Воскресение Христа" келья 8


"Положение во гроб" келья 2

План фресок Фра Беато Анжелико в монастыре Сан Марко доминиканского ордена

Смерть Иисуса Христа на кресте - центральный образ христианского искусства. Распятый Иисус изображен здесь вместе с двумя казненными с ним разбойниками - Гестасом и Дисмасом. Некоторые воины изображены коленопреклоненными, ибо они поверили в божественность Христа.
Введение в состав персонажей картины Девы Марии основывается на Евангелии Никодима, причем на расширенном его изложении, получившем распространение на Западе в XV веке. Согласно этому литературному источнику, Иоанн известил Деву Марию о распятии Иисуса Христа на Голгофе. Мария, явившаяся сюда с другими Святыми Женами, при виде страшного зрелища лишилась чувств.


"Распятие"


"Благовещение"

Сан Марко на Викискладе

Координаты : 43°46′42.4″ с. ш. 11°15′30.76″ в. д.  /  43.778445° с. ш. 11.258545° в. д. (G) (O) (Я) 43.778445 , 11.258545

История

Монастырь Сан-Марко основан, по-видимому, в XIII веке. Известно, что с 1299 года здесь был монастырь сильвестринцев .

Сан Марко и Козимо Медичи

В 1437 году флорентийский купец Козимо Медичи (Старший) передал церковь и монастырь монахам-доминиканцам и поручил архитектору Микелоццо ди Бартоломео его реконструкцию. Причины его поступка точно не известны, но есть подтверждения как тому, что он руководствовался христианским благочестием , так и тому, что этим он укреплял свой авторитет (гербы и другая символика Медичи на церквях, построенных по его заказу ). Перестройка была в основном закончена в 1442 году, хотя отдельные работы продолжались и позднее.

Была полностью реконструирована часть ансамбля, предназначенная для жизни монахов. Она включала зал капитула и трапезную , которые располагались на первом этаже; на втором этаже были построены кельи и библиотека . Микелоццо также разбил на территории монастыря сад и построил дренажную и водную системы. В саду росли апельсиновые деревья, что, по словам Азовцева, указывает на связь с гербом Медичи (на нём было пять червлёных шаров, похожих на апельсины ). Здание церкви было изменено незначительно: был построен хор и трибуна перед главным алтарём. Был также создан ораторий , где собирались члены шёлковой гильдии, и капелла , имевшая отдельный вход для процессии волхвов. Во время перестройки церкви Козимо столкнулся с сопротивлением большинства крупных семей, которым принадлежали капеллы внутри церкви - они не хотели отдавать их под покровительство Медичи . В частности, из-за этого в 1442 году работа была приостановлена.

Н.А. Азовцев отмечает многочисленную символику Медичи в богатых декорациях монастыря. Часто встречающиеся изображения святого Косьмы, Дамиана, Иоанна Евангелиста и Лоренцо он напрямую связывает со святыми покровителями братьев Медичи и их отца. Им отводилось большое место в композициях, например, на алтаре . «Те святые, которые традиционно ассоциируются с доминиканским орденом, - к примеру, Фома Аквинский - уступают здесь место покровителям семьи Медичи, а наиболее важные из них - Косьма и Даниил - композиционно выделяются из остального ряда, образуя треугольник, в вершине которого помещена фигура Богоматери» . Однако в другом месте он отмечает, что сам монастырь был посвящён святым Марку, Косьме и Дамиану , поэтому выделение этих святых в алтарной композиции можно объяснить и этим.

Библиотека Сан Марко

Помещение под библиотеку было построено архитектором Микелоццо на средства Козимо Медичи и его брата Лоренцо в 1441-1444 годах в рамках общей реконструкции монастыря. Библиотека была одним из шедевров ренессансной архитектуры , «где ощущение сосредоточенного знания, получаемого через общение с книгой, создавалось благодаря спокойному и стройному ритму колонн и арок» . Она послужила основой для архитектуры других ренессансных библиотек.

В 1453 году из-за сильного землетрясения библиотека сильно пострадала, но в 1457 году была восстановлена, опять на средства Козимо Медичи .

Идея создания публичной библиотеки принадлежит гуманисту Колюччо Салютати . Он выдвинул и обосновал её в своих сочинениях в конце XIV - начале XV века. «Анализируя состояние многих античных манускриптов и более поздние копии с многочисленными ошибками переписчиков, Салютати пришёл к выводу о необходимости существования библиотеки как культурного центра, способного стать лабораторией по выверке текстов и выработке мер по их сохранности. С другой стороны, такой центр представлялся Салютати открытым для всех, кто стремился к знанию, в том числе, к освоению античного наследия» . Известно, что Салютати и свою собственную библиотеку сделал фактически общедоступной; позже ядро его собрания вошло в библиотеку Сан Марко. Просветительские идеи Салютати были восприняты и активно поддержаны его учеником, Никколо Никколи. О нём известно следующее: «Ученость этого Никколи была настолько велика, а вкус настолько взыскателен, что он не мог дописать до конца ни одной фразы, ибо даже сам был не в силах удовлетворить своим строгим критериям. Никколи ограничивался собиранием редких книг и услаждением слуха друзей мудрой беседой» . Ему удалось собрать одну из самых богатых по тем временам библиотек (около 800 книг, лучшая в Италии коллекция произведений античных авторов). Она также была доступна всем желающим и пользовалась широкой известностью. В своих завещаниях (1430 и 1437 годов) заботу о своих книгах Никколи поручил некоторым гуманистам и знатным людям Флоренции, среди которых был и Козимо Медичи. В завещаниях указывалось, что библиотека должна стать общедоступной. Главным исполнителем воли покойного Никколи стал Медичи, который принял на себя его долги. К тому времени строительство библиотеки уже было начато. Но по завершении строительства библиотеке досталась лишь половина книг Никколи - часть оказалась на руках у его друзей, а часть исчезла во время хранения книг у Медичи. Возможно, Козимо продал их, чтобы оплатить долги Никколи или же просто оставил их у себя. Но тем не менее Козимо Медичи сделал библиотеку монастыря Сан Марко общедоступной, выделял средства на её пополнение и сам покупал для неё книги.

После смерти Козимо Медичи в 1464 году его сын Пьетро и внук Лоренцо сократили благотворительные расходы на библиотеку. Она пополнялась усилиями отдельных дарителей, а в годы, когда настоятелем был Савонарола, - в основном его почитателями.

Известно об устройстве библиотеки в то время. «Манускрипты были размещены в витринах, и никто, даже монахи, не могли ими пользоваться без разрешения экзекуторов, которые избирались из числа 16 доверенных лиц, упомянутых в завещании Никколи от 1437 года. Ежегодно в присутствии экзекуторов и монахов проводилась инвентаризация книг, и если какой-нибудь не хватало, монахи обязаны были сделать новую рукопись утраченного сочинения» .

Большую роль в жизни библиотеки играл Джованни Пико делла Мирандола . Он был частым посетителем библиотеки и имел дружеские отношения с Савонаролой. Вокруг них сформировался кружок гуманистов, получивший название «Академия Марчана» (итал. Academia Marciana - от «San Marco»). Эта академия была альтернативой другому флорентийскому объединению гуманистов - Платоновской академии , где тон задавал Марсилио Фичино . Библиотека также привлекала учёных, занимающихся естественными науками, художников и других образованных людей. Предположительно, ею пользовались Леонардо да Винчи , Лука Пачоли и Микеланджело .

После изгнания из Флоренции Пьеро Медичи в 1494 году имущество Медичи было конфисковано в пользу республики. Для оплаты долгов Медичи пришлось продать их библиотеку, и её приобрёл монастырь Сан Марко. Для того, чтобы купить её, Савонарола распорядился продать часть монастырских земель. Но после сожжения Савонаролы власти решили переместить библиотеку Медичи в другое место. В результате длительных переговоров в библиотеку Сан Марко было возвращено 2/3 книг Медичи. В 1508 году кардинал Джованни Медичи выкупил у монастыря семейную библиотеку. Затем в правление герцога Тосканского Козимо I Медичи «многие книги, исчезавшие из публичной библиотеки Сан Марко (она сохранила этот статус), оказывались в частном собрании Медичи» . А в конце XVI века монахи сами начали избавляться от «старых и ненужных» книг и дубликатов.

Все книги библиотеки Сан Марко на протяжении её истории исправно заносились в каталоги. Наибольшее количество книг содержалось в каталоге 1500 года - это период наибольшей популярности библиотеки, когда она стала крупнейшей не только в Италии, но и в Европе. В 1500 году её собрание насчитывало 1232 рукописные и первопечатные книги. Церковная литература была представлена примерно 700 книгами. Это десятки экземпляров Библии, Евангелия, произведения греческих и латинских отцов церкви (особенно много произведений Аврелия Августина - 64 экземпляра), письма и проповеди понтификов, жизнеописания святых, уставы монашеских орденов и т. п. Широко представлены сочинения средневековых авторов, много схоластической литературы. Больше всего, разумеется, творений Фомы Аквинского - 66 трудов. Ещё больше было античных сочинений. Философских произведений (Аристотель, Платон, Плотин, Ямвлих, Сенека, Цицерон) было значительно меньше, чем литературных. Здесь были представлены сочинения всех крупнейших латинских и греческих писателей, поэтов, драматургов (по крайней мере, всех известных в то время). Почти все произведения гуманистов были на латыни, единственное сочинение на вольгаре - «Божественная комедия » Данте . Но корпус сочинений даже наиболее известных гуманистов далеко не полон: например, только два сочинения Петрарки , только «Генеалогией языческих богов» представлен Бокаччо .

Музей

Настоятелем Сан Марко в 1491-1498 годах был известный доминиканский священник Джироламо Савонарола . Сохранилась и доступна для посещения келья, в которой он жил, а также его портрет, выполненный его приверженцем Фра Бартоломео .

Монастырь Сан Марко содержит большое количество работ, в основном, фресок , итальянских художников эпохи Раннего Возрождения, в том числе, Фра Беато Анджелико , Беноццо Гоццоли , Доменико Гирландайо , Фра Бартоломео , Алессио Бальдовинетти и многих других. Особенно стоит отметить работы Фра Беато Анджелико: «Благовещение», «Распятие», «Страшный суд» и алтарный образ «Мадонна со святыми».

Внутри монастыря сохранилось уникальное произведение архитектуры флорентинского Ренессанса - аркада Сан Антонио, созданная Микелоццо ди Бартоломео. Музей Сан Марко знаменит также большой коллекцией рукописей, хранящихся в библиотеке, построенной этим же архитектором.

Некоторые произведения живописи из Сан-Марко

  • Pala di San Marco - запрестольный образ Мадонна со Святыми музее Сан Марко.
  • Guarigione di Palladia (Фра Беато Анджелико). Находится в Национальной галерее искусства (Вашингтон).
  • San Cosma e san Damiano davanti a Lisia (Фра Беато Анджелико). Находится в Старой пинакотеке (Мюнхен).
  • San Cosma e san Damiano salvati dall’annegamento (Фра Беато Анджелико). Находится в Старой пинакотеке (Мюнхен).
  • Condanna al rogo dei santi Cosma e Damiano (Фра Беато Анджелико). Находится в Национальной галерее Ирландии (Дублин).
  • Pietà (Фра Беато Анджелико). Находится в Старой пинакотеке (Мюнхен).
  • Crocifissione dei santi Cosma e Damiano (Фра Беато Анджелико). Находится в Старой пинакотеке (Мюнхен).
  • Decapitazione dei santi Cosma e Damiano (Фра Беато Анджелико). Находится в Лувре (Париж).
  • Sepoltura dei santi Cosma e Damiano
  • Guarigione del diacono Giustiniano (Фра Беато Анджелико). Находится в музее Сан Марко.
  • Pala degli Orefici (Сандро Боттичелли). Находится в галерее Уффици (Флоренция).
  • Pala Pitti (Фра Бартоломео). Находится в галерее Палатина (Флоренция).

Примечания

Литература

  • Костантино Гуэрра. Флоренция (все шедевры города), - Новое издательство, 1994.
  • Азовцев Н.А. Козимо Медичи и монастырь Сан Марко во Флоренции: особенности ренессансного патроната//Вестник Московского университета. - Сер. 8. История. - 2010, № 4.
  • Брагина Л.М. Библиотека Сан Марко во Флоренции//Книга в культуре Возрождения. - М., 2002. - С. 138-149.

За время своего графоманства в жж, вывел правило, что каждая фотка из музея или церкви в два раза уменьшает количество читателей отчета, в общем почти по Стивену Хокингу, который обнаружил подобный эффект от формул в своих книгах. Эта часть посвящена моим походам по самым известным культовым сооружениям Флоренции, без фоток фресок и картин тут никуда, так что проверим еще раз это эмпирическое правило.

Карта достопримечательностей Флоренции. Объекты из этого отчета я отметил синим цветом.

Я лично нашел только один жж в подобном направлении, особенно пригодились его записи по окрестным с Флоренцией тосканским городам, спасибо!
http://sibeaster.livejournal.com
Я сам ни в коем случае не претендую на роль культурблогера, так что если вас покоробят мои примитивные комментарии ко всем этим шедеврам, то просьба простить и понять. То же касается и снимков, сейчас во всех церквях и музеях Флоренции, которые я посетил, разрешено фотографировать, и это правильно, я считаю. Поэтому все снимки в отчете мои личные, но что-то у меня не слишком это дело получается при плохом освещении, поэтому тоже, ага.

На площади находится комплекс Сан-Марко из церкви и монастыря, который сейчас превращен в музей.

Для галочки я забежал в церковь.

К посещению церкви я не подготовился, поэтому запомнилась только картина на потолке, персонажи которой, как будто парят над вашей головой.

А вот в монастыре Сан-Марко я завис с утра до самого обеда. По большому счету это театр одного актера, а именно художника Фра Беато Анджелико (в переводе что-то вроде "блаженной ангельский брат"), творившего в первой половине 15-го века. Картины и фрески Фра Анджелико одновременно и простые, иногда даже до наивности, и в тоже время изысканные, с множеством интересных деталей и прекрасными цветами. Скажу честно, еще пару месяцев назад я не подозревал о существовании этого художника, но вот значит есть польза от таких поездок. Причем мне его творчество очень понравилось, с удовольствием пересмотрел все произведения Фра Беато Анджелико в Сан-Марко.

Двор монастыря Сан-Марко.

Фрагмент картины Фра Анджелико "Снятие с креста", ноги Христа целует Мария Магдалина.

Тсс, не болтай!

Одно из моих любимых развлечений пытаться выяснить, кто изображен на фресках или картинах. Этого святого я сразу не опознал, дома уже погуглил и выяснил, что это св. Петр Мученик. Обычно св. Петра Веронского, который погиб от меча еретиков, изображают с ножом в голове, но Фра Анджелико переместил нож на спину, хотя видно, что из головы святого тоже течет кровь.

Главный шедевр Фра Анджелико в Сан-Марко "Благовещение". Красивые крылья у Гавриила. А вот 3D тут не слишком удалось на мой взгляд.

На втором этаже музея находятся монашеские кельи. В каждой келье Фра Анджелико (или его ученики) написали по фреске.

Его Воробейшество Савонарола был монахом, а потом и настоятелем в Сан-Марко, в его кельи устроен небольшой музей.

"Мадонна Теней". Одна из последних работ Фра Анджелико в Сан-Марко. Мне показалось, что эта фреска немного отличается от остальных работ, вместо обычного для художника медитативного состояния персонажей тут все какие-то напряженные. Здесь изображены и апостол Марк с Евангелием и пером (слева), и св. Лаврентий со своей любимой решеткой, и уже показанный ранее св. Петр Мученик с окровавленной головой.

Кроме фресок и картин мне весьма приглянулось изящное помещение монастырской библиотеки. я показывал Воспитательный дом - творение Брунеллески на площади Антиссимо-Аннунциата, здесь его ученик применил похожий прием, но уже в интерьере, красота.

Одна из самых сильных фресок в кельях.

Выглядит внутри все это как-то так, корридоры с кельями, в некоторые можно зайти, но большинство, к сожалению, хотя и открыты, но отгорожены веревочкой. Самая большая келья, в которой останавливались члены семьи Медичи была закрыта на реставрацию.

Кроме Фра Анджелико тут есть еще несколько произведений других художников, вот, например, "Тайная вечеря" Гирландайо. Но как-то он прошел мимо меня, запомнился только котик за спиной у Иуды и фирменный знак Гирландайо - пикирующие утки.

После Сан-Марко я в абсолютно одухотворенном состоянии пошел в Сан-Лоренцо.

Фасад Сан-Лоренцо неожиданно оказался совсем не такой прекрасный, как у других флорентийских церквей.

Немного комичная статуя Джованни делле Банде Нере знаменитому флорентийскому полководцу из рода Медичи. Банде Нере - это в честь его черных полос на гербе, прозвище также было созвучно "черным бандам", что соответствовало имиджу кондотьера среди его противников.

ОК, пора зайти в базилику Сан-Лоренцо. Пожалуй, по своему легкому и светлому ренессансному интерьеру Сан-Лоренцо самая крутая церковь из сегодняшней троицы. Неудивительно, ведь ее перестройкой занимался тот самый Брунеллески. Понравился мне и современный подход к туристам, на входе бесплатно дают в аренду айпад с аудио и видеогидом по основным достопримечательностям Сан-Лоренцо. Скорее бы и в других церквях также сделали.

Мне понравилась архитектура интерьера церкви, а вот по произведениям искусства, мне показалось, что она немного уступает другим великим церквям Флоренции. Впрочем, я смог побывать только в Старой Сакристии. В капеллу Медичи, в которой как раз все самое интересное, я не пошел, т.к. туда требовался отдельный билет, чуть ли не за 10 евро. В следующих частях я расскажу, как я остался без денег во Флоренции и пытался выжить на 50 евро в день, так что отдать 20% дневного бюджета я не решился.

Покажу пару картинок из Сан-Лоренцо. Больше всего моему дурному вкусу понравилась огромная вычурная фреска куртуазного маньериста Бронзино, объясняющая, почему на картинах выше, которые я снимал в Сан-Марко, св. Лаврентий повсюду таскает за собой решетку от гриля. Я с порнографическим творчеством Бронзино уже сталкивался в Санта-Кроче, но в Сан-Лоренцо чувствуется, что он оторвался по полной программе.

Я по своей наивности восхищался картиной Филлипо Липпи, пока не заметил маленький листок под ней, гласящий, что картина на реставрации и ее заменили плакатом.

А вот еще один маньерист Россо (т.е. рыжий) Фьорентино, очень красивая по цвету картина. На этом с Сан-Лоренцо все. "А где же Донателло?" - спросит внимательный читатель. А у меня с этим скульптором возникла личная неприязнь, примерно, как , поэтому я почти не снимал его многочисленные произведения.

Вокруг Сан-Лоренцо очень приятный райончик. Последние дни, когда я немного разобрался во Флоренции, я приходил сюда на ужин. К тому же тут расположено много баров, которые открыты до поздней ночи. А у меня есть особенность, просидев до часу-двух в интернетах, выползти из отеля в город и немного прогуляться перед сном, если находится работающее заведение, то совсем хорошо, можно выпить кофе или что-нибудь покрепче для крепкого сна.

Переходим к последней в этой части церкви - базилике Санта-Мария-Новелла. Хотя я оставил ее под конец, но на самом деле любой турист, который приезжает во Флоренцию на поезде, первым делом сталкивается этим зданием. Да, даже жд вокзал во Флоренции назван в ее честь.

Пару слов про площадь. Фасад базилики даже прекраснее, чем у Санта-Кроче, на площади много лавочек, но как-то мне здесь не понравилось. Из-за близости вокзала слишком много всяких асоциальных элементов, опять-таки место суетливое и проходное, а кафешки по периметру площади показались мне подозрительно туристическими на вид.

Было интересно сравнить это еще готичесское "Благовещение" с фреской Фра Анджелико из Сан-Марко. Пока я смотрел на фреску Пьетро Миниато у меня стало мутиться в голове, я решил, что это эффект от странной перспективы, художник пытался изобразить глубину, но ему это не слишком удалось.

Внутри Санта-Мария-Новелла очень готично темно, поэтому снимки вышли совсем неказистые.

"Распятие" Мазаччо - одна из первых или даже первая картина (точнее фреска) с правильным 3D в истории европейского искусства. Ладно, ладно, перспектива не совсем правильная, но за свою попытку вошел в историю искусства.

Реликварий св. Екатерины Сиенской. На самом деле я был в Санта-Мария-Новелла уже после поездки в Сиену, где даже забегал в дом, где жила святая, поэтому сразу обратил внимание на знакомое по Сиене имя.

Но это все была только прелюдия. Главная ценность базилики шикарные фрески, украшающие ее многочисленные капеллы и часовни. Скажу честно, что осилил далеко не все произведения, тут по-моему можно зависнуть на целый день. И, да, отдаю Санта-Мария-Новелла первое место среди всех церквей и монастырей Флоренции, если бы меня спросили, что из храмов посетить при дефиците времени, я бы ответил, что именно эту базилику.

Фрагмент "Рая" в капелле Строцци.

Встреча Марии и Елизаветы. Фрагмент фресок Гирландайо в капелле Торнабуони. Помните таких же пикирующих уточек на фреске этого же художника в Сан-Марко? Гирландайо обожал изображать заказчиков на своих фресках, многие персонажи в его произведениях - это реальные люди, жившие люди во Флоренции в его время.

Рождество Марии. Тут обращаешь внимание не на сцену Рождества, а на шикарный интерьер, явно неуместный в евангельские времена.

А это уже другая капелла и другой художник. К сожалению, она была закрыта решеткой, поэтому снимал под углом. Здесь Филиппино Липпи изобразил апостола Филиппа, изгоняющего дракона (!) из храма в Гиерополе.

Из основного здания базилики я через дворик перешел в Испанскую капеллу.

И тут-то меня ждал совсем уж праздник. Имя автора фресок капеллы Андреа Бонайуто мне ничего не говорило, но почему-то они понравились мне больше всего в Санта-Мария-Новелла.

Какие прекрасные черти, а?

Санта-Мария-Новелла была доминиканским монастырем (церковь только его малая часть), поэтому неудивительно былу увидеть на фресках песиков, думаю, знаете, что доминиканцы в переводе означает "божьи псы". Тут я не совсем понял сюжет, видимо художник осуждает праздные развлечения, которым предаются люди в правой части фрески. С другой стороны те же отплясывающие девушки изображены весьма привлекательно, так что возможно Андреа им и немного симпатизирует, или, как минимум надеется на их раскаяние. Ну, и конечно, порадовал котик, которого лопоухая девушка держит на руках.

На гигантской фреске "Распятие" моему профанному взгляду более всего приглянулись... лошадки. Посмотрите, какие у них симпатичные и умные морды!

Масштабы фресок в Испанской капелле, конечно, впечатляют.

Loading...Loading...