Схема церковной организации в древней руси. Церковная организация и церковное право в киевской руси

С момента образования Древнерусского государства в нем появился структурированный общественный строй - и своеобразное классовое расслоение, хотя последнее в ранний период истории было выражено не очень четко.

Основные слои населения Древней Руси

Посмотрим, как выглядел общественный строй в славянском государстве XI – XV веков.

  • Главным человеком славянского государства был, безусловно, князь. Правда, здесь нужно сделать примечание - помимо великого князя, являвшегося «фигурой номер один», существовало еще множество удельных князей, его родичей. В собственных вотчинах главенствовали именно они. Князь регулировал все сферы общественной жизни - он был верховным судьей, законодателем, военачальником.
  • Ниже князя стояла его дружина, в которую входили и бояре. Они были советчиками князя и его доверенными, тогда как дружина младшая состояла из воинов.
  • Совершенно особенной кастой являлось духовенство - сначала это были языческие волхвы, затем православные священники. Они имели приблизительно такую же власть, как и бояре - а иногда могли так сильно влиять на верующего князя, что даже диктовали ему свои решения.
  • Самой нижней кастой древнеславянского общества были крестьяне, делившиеся на земледельцев, охотников и первых ремесленников. В первые века развития Руси простые люди вовсе не были закабаленными крепостными - они обладали личной свободой и всеми правами. Однако уже в XI веке в Древней Руси существовали зависимые люди - холопы, челядь из числа пленных врагов, слуги, работающие на хозяина по добровольному договору.

Как выглядела древнерусская церковь?

В духовной сфере тоже существовало свое особое расслоение. В каком-то смысле церковь была «государством в государстве» - по крайней мере, ее структура сильно напоминает структуру светского социума.

Во главе церкви в масштабах всей страны стоял митрополит. Но поскольку Древняя Русь была слишком велика и раздроблена, в каждом регионе имелся еще и свой епископ - напрямую подчиненный митрополиту. И уже власти епископа подчинялись низшие слои духовного общества - дьяки и священники, называвшиеся «белым» духовенством, и монастырские монахи, представлявшие духовенство «черное».

Также важно отметить, что долгое время высшее управление русской церковью осуществлял константинопольский патриарх - он же и назначал митрополитов. Только в 1051 году, когда митрополит впервые был назначен на Руси, ситуация начала постепенно меняться.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА РУСИ

Задание 1. Составьте план ответа на вопрос. Какие изменения в жизни восточных славян способствовали формированию древнерусской народности?

Формированию древнерусской народности способствовало:

  • подчинение власти киевского князя;
  • участие племен в общегосударственных делах;
  • совместные военные походы;
  • сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;
  • принятие христианства, вера в единого Бога;
  • отождествление себя с русским народом.

Задание 2. Используя текст учебника, заполните таблицу.

Основные слои населения Древней Руси Их характеристика
Князья Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Младшие отпрыски княжеского рода получали в княжение малые города и превращались в феодалов.
Дружина Бояре – старшая дружина. Младшая дружина – администрация. Княжеские дружинники осуществляли административную и военную функцию. За верную службу могли получить земли в управление. Они собирали в них дань от имени князя.
Родоплеменная знать Разбогатевшие общинники. Часть из них, давая в долг в голодные годы, могла обращать в зависимость своих сограждан.
Духовенство Служители культа в религиях, исповедующих веру в единого Бога.
Свободные общинники, купцы, ремесленники Основная часть населения Руси состояла из свободных земледельцев, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.
Зависимое население Смерды, закупы, рядовичи и холопы. Закупы - это люди, взявшие купу (взявшие в долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него. Рядовичи - это лица, служившие землевладельцам по ряду (договору) и, как правило, попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда. Челядью называли рабов-пленников, которые со временем стали объектом купли-продажи. Смерды - это зависимое население в княжеской или боярской вотчине.

Напишите, из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Средние века.

В каждой европейской стране жители делились на три сословия: духовенство, рыцарство (феодальная аристократия и рыцари-дворяне), третье сословие (горожане и крестьяне).

Задание 3. Соотнесите древнерусский термин и его объяснение.

Ответы:

1

2 3 4

Г

В Б

А

Задание 4. Используя дополнительные источники, самостоятельно составьте схему «Церковная организация на Руси».

Задание 5. Проведите собственное историческое исследование по теме «Монастыри в Древней Руси». Составьте план, по которому можно создать реферат на эту тему.

  1. Монастыри играли важную роль в религиозной и культурной жизни Древней Руси.
  2. Монастыри Древней Руси с самого начала их основания представляли собой нечто большее, чем просто религиозные институты.
  3. Монастыри были очагами просвещения и письменности, храмами искусства и памятниками архитектуры.
  4. Миссионерская роль монахов монастырей. Обучали и просвещали население.
  5. Военно-стратегическое значение монастырей.

Задание 6. Разгадайте кроссворд

По горизонтали:

2. Первый глава церкви из русских. (Иларион )
4. Глава христианской церкви в Древней Руси. (Митрополит )
5. Руководитель церковной власти в крупных городах. (Епископ )

По вертикали:

1. Настоятель монастыря на Руси (найдите в справочнике или в Интернете). (Игумен )
3. Монах, один из основателей Киево-Печерского монастыря. (Антоний )

Задание 7. Сравните организацию православной и католической церквей. Запишите выводы.

Между православием и католицизмом существует много больших и малых различий как в форме так и в содержании. Главное из основных различий, которое привело в свое время к разделению христианской церкви на восточную (православную) и западную (католическую) является отличие в организации. Во главе Католической Церкви стоит Папа - наместник Сына Божьего на земле, который, по мнению католиков, непогрешим в своих церковных решениях. Православие отрицает догмат католиков о главенстве папы Римского и его непогрешимости.

Православная церковь не имеет общего центра и включает в себя несколько независимых церквей. Помимо Русской Православной церкви есть грузинская, сербская, греческая, румынская и т.д. Управляются эти церкви патриархами, архиепископами и митрополитами. Главой Церкви православные считают Иисуса Христа. В отличие от Православной Церкви, католичество – это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, следуют единому вероучению и признают Папу Римского своим главой.

Задание 8. Напишите короткое эссе на тему «Духовные ценности наших предков», отметьте в нём, чем христианские ценности отличались от языческих.

С принятием и укреплением позиций христианства на Руси существенно изменились духовные ценности наших предков. Любовь к Богу и ближнему, благочестие и жертвенность, как основные ценности христианства, приобрели главенствующую роль в жизни русичей.

Если при языческой религии мы видели процветание культа силы – кто сильнее, тот и прав, то христианство принесло любовь к ближнему. На бытовом уровне это проявилось в том, что люди стали искать компромиссы, стараясь сохранить отношения.

Нельзя сказать, что у славян во времена язычества не было традиций уважения родителей и старших, но христианство дало новое понимание семьи и рода, опираясь на незыблемость отношений. В жизни это проявилось в укреплении семейных традиций. Кроме того, значимым стало понятие личного благочестия, хотя в язычестве отдельный человек вне коллектива не имел какого-либо значения, а благочестие определялось традициями общины.

Также я не могу сказать, что наши предки с принятием христианства стали более жертвенны ради общей цели, поступаясь собственными принципами для общего блага. Однако эта ценность изменила свое значение. Верность роду стала подменяться верностью и жертвенностью во имя Бога – более общего понятия, обеспечившего единство людей не только в пределах своего рода, но в пределах целого государства.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Общественный строй и церковная организация на Руси В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси? Какую роль в жизни страны играла Православная церковь? До сих пор мы изучали главным образом политическую историю нашего Отечества – объединение восточнославянских племён под властью князя киевского. При этом выяснили, что единство Древнерусского государства было бы невозможно без объединения людей, живших на его территории в сплочённое общество, которое называют народом. Народ (народность) - большая группа людей, сложившаяся на одной территории, говорящая говорит на одном языке, связанная одной верой, общими духовными ценностями, общей хозяйственной деятельностью Вспомните, по каким признакам судят что люди принадлежат к одному народу?

2 слайд

Описание слайда:

«В год 6420 . Послал Олег заключить мир и установить договор между греками и русскими.[Послы князя Олега Вещего заявили в Царьграде]: «Мы от рода русского, от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его». Повесть временных лет 1. Формирование Древнерусской народности Какие факторы, по вашему мнению, способствовали объединению восточнославянских племён в единый русский народ?

3 слайд

Описание слайда:

Изучите первый пункт § 9 учебника (с.69 – 70) «Формирование древнерусской народности», выясните, какие факторы способствовали процессу формирования древнерусской народности. Заполните схему: Единая древнерусская народность Духовный фактор Военный фактор Военный фактор (оборона) Общие цели походов воспитывали чувство родства, единства Родины Экономический фактор Экономический фактор (общие дела, торговля) Формировался единый древнерусский язык Духовный фактор (христианство) Единая вера, единые нормы поведения, праздники, традиции

4 слайд

Описание слайда:

2. Основные слои населения Древней Руси Итак, все люди в Древнерусском государстве сплотились в единый народ, который, однако, как и в других странах, состоял из различных слоёв, которые мы называем сословиями Вспомните, по каким признакам люди объединяются в одно сословие? Назовите основные сословия Западной Европы? Сословия – большие группы людей, имеющие общие признаки (занятия, права и обязанности) Население древней Руси делят на свободное и зависимое. Назовите известные вам слои населения Древней Руси

5 слайд

Описание слайда:

На вершине Древнерусского общества стояли князья из рода Рюриковичей. Власть князя опиралась на дружину, которая делилась на старшую и младшую. Старшая дружина(бояре) была наиболее приближена к князю. С ними князь советовался, их назначал на высшие государственные должности (наместники, тысяцкие – главы народного ополчения, ставил во главе посольств). Младшая дружина – воины и исполнители княжеских поручений. С распространением христианства всё большее влияние приобретает православное духовенство Свободное население (Высшие сословия)

6 слайд

Описание слайда:

Назовите главное занятие восточных славян? Как вы считаете, какое сословие - самое многочисленное в Древнерусском государстве? Основная масса населения – люди (свободные крестьяне – общинники). Они жили в деревнях – небольших поселениях. Жители нескольких близлежащих деревень составляли соседскую (территориальную общину) - (вервь или мир) Каковы основные признаки соседской общины? Крестьяне – общинники сообща платили дань государству за право пользоваться землёй и защиту Земля считалось совместной собственностью общины, земли, пригодные для пашни делились на наделы для каждой семьи

7 слайд

Описание слайда:

С IX в. появляются укреплённые поселения, огороженные крепостными стенами – города. В Скандинавии Русь называли «Гардарикой» – страной городов. Назовите известные вам Древнерусские города. Каковы основные занятия жителей городов? Города: Укрепления, где могли укрыться в случае опасности люди из близлежащих селений; 2. Административные центры - центры управления, здесь озвучивалась воля князя, вершился суд; 3. Центры ремесла и торговли Основным населением городов были купцы и ремесленники. Князья собирали с торговых людей мыто – торговую пошлину, что приносило большой доход. В города крестьяне везли выращенные продукты, а покупали ремесленные изделия

8 слайд

Описание слайда:

На городском торгу сходились люди из разных земель, в общении между ними складывались единые традиции, формировался единый древнерусский язык Свободное население (Низшие сословия)

9 слайд

Описание слайда:

Вотчины, в отличие от общинных земель, были в личной собственности феодалов (землевладельцев). Вотчина состояла из княжеской усадьбы, примыкавших к ней пахотных земель и деревень, в которых жили и трудились на князя зависимые крестьяне. Князья стали жаловать земельные владения своим дружинникам за службу, а также Церкви. Так появляются боярские и церковные вотчины Особое место среди древнерусских поселений занимали расположенные рядом с крупными городами вотчины (от слова «отче» – отец; вотчина – земля отца) - наследственное земельное владение князя (преходящее от отца к сыну). А. Васнецов. Двор князя Вспомните, какие повинности в пользу феодала несли зависимые крестьяне в Западной Европе? 3. Земельные отношения Какие сословия Древней Руси являлись феодалами (землевладельцами)?

10 слайд

Описание слайда:

Работая с п.3 § 3 (с.71), заполните таблицу: Зависимое население Древней Руси Зависимое население Характеристика Рабы (Холопы челядь) Смерды Закупы Рядовичи Военнопленные (челядь) или продавшие себя в рабство за долги (холопы) Зависимые крестьяне, которые несли повинности в пользу князя Разорившиеся крестьяне – общинники, получившие от князя«купу»- ссуду скотом, орудиями труда и отрабатывающие долг Люди, заключившие с князем (или другим землевладельцем)«ряд»- договор, согласившись жить и работать на господина

11 слайд

Описание слайда:

4. Церковная организация. Храмы и богослужения Почему Церковь играла огромную роль в жизни людей в Средние века? После принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация. До середины 15 в. Русская Церковь находилась в подчинении Константинопольского Патриарха, который назначал на Русь митрополита – главу Русской православной церкви, резиденция которого находилась в Киеве. Первым русским митрополитом стал Иларион, современник Ярослава Мудрого. Ярослав Мудрый поставил его на митрополичий престол без согласования с Константинопольским патриархом, т.к. Русь находилась в тот момент в состоянии войны с Византией. В крупные города митрополит назначал епископов. В подчинении епископов находилось местное духовенство, которое делилось на белое и чёрное Вспомните, кого относят к чёрному и белому духовенству? Святой Иларион, митрополит Киевский. Икона XI в. Составьте схему: Организация Русской православной церкви

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Храмы (церкви и соборы – центральные городские храмы) Приходские (строились на деньги городских или сельских жителей – прихожан данного храма) Домовые (строились в домах и усадьбах обеспеченных людей для их семей) Собор Святой Софии - главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 годах. При каком князе возведён собор?

14 слайд

Описание слайда:

5. Монастыри Вспомните, каковы причины возникновения монастырей в Западной Европе? Приведите факты, подтверждающие, что монастыри в Западной Европе были не только духовными центрами, но и культурными Монахи основывали свои религиозные общины- монастыри, во главе которых стояли игумены. Один из первых монастырей на Руси основал монах Антоний из Любеча. Он поселился близ Киева в пещере, жил уединённо, однако вести о его святости распространились и к нему стали приходить другие люди. Так возник Киево – Печерский монастырь («Печерский» – от слова – «пещера»). Монахи сообща вели хозяйство, переводили с греческого церковные книги, писали иконы, летописи. Вспомните имя самого известного летописца - монаха Киево – Печёрского монастыря? Киево – Печерский монастырь

16 слайд

Описание слайда:

Единая Православная вера объединила разрозненные племена - предков русских, украинцев, белорусов в единый народ. Православная вера скрепляет дружбу наших братских народов уже более тысячи лет едиными христианскими ценностями, которые принципиально отличаются от языческих. Вспомните, жестокую месть древлянам Ольги (тогда ещё язычницы) - по языческой традиции кровной мести. Вспомните, что Владимир - христианин говорил о себе – язычнике: «Я был зверь, а не человек» Изучите п. 6 § 9 (с.75) «Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые», объясните, какие ценности процветали в язычестве, какие ценности принесло православное христианство? Язычество – культ силы и жестокости Православие - культ смирения и добрых дел

17 слайд

Описание слайда:

Домашнее задание: Учебник параграф 9. Вопросы и задания с. 76. Сообщение (презентация) Первые русские святые

В 988 г. на Руси в качестве государственной религии было принято христианство. Русская православная церковь организовывалась как епархия Константинопольского патриарха . Духовенство разделялось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). В качестве организационных центров выступали епархии, приходы и монастыри.

Церковь - важный элемент политической системы древнерусского общества, тесно связанный с государством. Христианская религия отвечала идеологическим требованиям княжеской власти, проповедуя божественное происхождение власти монарха, покорность подданных государству. Ей предоставлялось право на приобретение земель, населенных деревень, осуществление суда по некоторым категориям дел и др.

Церковная организация (русская церковь - часть Константинопольской патриархии):

  • 1) митрополит (назначался константинопольским патриархом)
  • 2) епископы (во главе епархий - крупных церковных округов)
  • 3) церкви (гос. образования) и монастыри (добровольные сообщества людей)

Церковное право (церковные уставы Владимира и Ярослава):

  • 1) доля церкви в княжеских доходах
  • 2) разделение церковной и светской юстиции
  • 3) круг преступлений, подсудных церкви (семейные, колдовство, богохульство)

Роль церкви в ДРГ: укрепление государственности, объединение русских земель, влияние на культуру, приобщение к европейскому христианскому миру. Церковь способствовала распространению византийского права на Руси и, заинтересованная в защите собственнических прав на дарованные ей земли, способствовала более точному определению понятия собственности.

За преступления, отнесенные к компетенции церковного суда, применялись специфические церковные наказания -- эпитимьи . Так, византийский закон предусматривал, например, за блуд с сестрой 15 лет «поститися и плаката»; легкой эпитимьей считались 500 поклонов в день. Эпитимья часто соединялась с государственной карой. По мнению С. В. Юшкова, церковь применяла кроме эпитимий членовредительные наказания и тюремное заключение .

Наконец, что не менее важно, Церковь через ее руководителей - епископов и настоятелей монастырей - обладала умиротворяющим влиянием на политическую жизнь, имея целью установление мира в межкняжеских раздорах и, особенно в Новгороде, примирение противоборствующих народных партий.

В тот период главой русской Церкви был митрополит Киевский. Как правило, он был греком, которого назначал константинопольский патриарх.

Епископы номинально назначались митрополитом. Фактически же киевский князь, а позднее и князь каждой из земель, где располагалась резиденция епископа, оказывал значительное влияние на назначение епископа. Также и в Новгороде обращались за советом к вечу каждый раз, когда новгородский епископский престол оказывался вакантным.

При Владимире на Руси было основано восемь епархий С уменьшением авторитета киевского князя, каждый из местных князей стремился к тому, чтобы обосновать епископство в собственном княжестве. Накануне монгольского вторжения на Руси уже было пятнадцать епархий.

С 1165 г. епископ Новгорода носил титул архиепископа . Каждый епископ обладал значительной властью над священниками и другим духовенством в своей епархии. Однако приходской священник часто назначался прихожанами, и епископ обычно подтверждал это назначение.

Русское монашество следовало византийскому образцу. На Руси, как и в Византии, не существовало специализации в деятельности монахов, и все монахи образовывали как бы один орден. Что касается их организации, то некоторые из византийских монастырей строились по общинному типу. Братья жили в одном здании, получали от монастыря одежду, питались вместе и трудились под наблюдением настоятеля. В других монастырях каждый монах жил в своей собственной келье.

Первые русские монастыри, очевидно, были именно последнего типа, а общинный устав - такой как в монастыре Студион в Константинополе - был впервые введен на Руси в Печерской Лавре в Киеве в одиннадцатом веке. Этот монастырь играл важную роль в поддержке христианской морали и образования, и в его стенах была написана первая киевская летопись. Под покровительством князей монастыри быстро распространились по Руси в киевский период, к концу которого их число достигло пятидесяти восьми, к чему нам следует еще прибавить двенадцать женских монастырей. За единственным исключением, все мужские и женские монастыри располагались в городах. Это является ярким контрастом по отношению к ситуации; сложившейся в монгольский период (с тринадцатого по пятнадцатый век), во время которого большинство новых монастырей было основано в "пустыне" (то есть в девственных лесах), и, таким образом, им было предназначено сыграть важную роль в колонизации Северной Руси.

Что касается церковного права, то епископ являлся верховным судьей в каждой епархии. Все находящиеся в подчинении церкви люди были под его юрисдикцией по всем вопросам судопроизводства. Тяжбы между представителями Церкви и мирянами рассматривал смешанный суд епископа и князя или, соответственно, их чиновников.

Кроме того, были особые случаи, когда даже люди, не являющиеся представителями Церкви, подчинялись юрисдикции епископа. К этой категории относились преступления против Церкви и религии, семейные конфликты, а также случаи, связанные с моральными провинностями. Списки подобных дел были включены в так называемые "Церковные уставы", большинство из которых известно только в более поздних и неофициальных списках. Мы обнаруживаем в них упоминание о таких преступлениях, как ограбление церкви, срезание крестов (по-видимому, на кладбищах и на перекрестках), кража одежды с тел усопших, а также, то, что современному читателю может показаться значительно меньшим преступлением,- привод в церковь собаки или какого-то другого животного, и так далее. Что касается семейных конфликтов и преступлений против морали, то в список занесены следующие случаи: ссора между мужем и женой по поводу собственности; избиение родителей детьми (но не наоборот); супружеская измена; изнасилование женщины или девушки (а если монахини, то это требовало самых высоких штрафов); оскорбление, особенно, когда женщину называли "шлюхой" и так далее.

Предпосылки феодальной раздробленности. Отличительные черты феодальных княжеств и феодальных республик

Феодальная раздробленность (удельный период) - раннефеодальное гос-ва рассыпается на отдельные самостоятельные княжества, которые формально сохраняют единство.

Предпосылки для раздробленности создала знаменитая резолюция Любечского съезда князей 1097 года: "Каждый да держит вотчину свою" После этого князья постепенно перестали признавать свою зависимость от киевского великого князя.

Причины , вызвавшие распад Киевской Руси, разнообразны. Среди экономических главной можно назвать сложившуюся к этому времени систему натурального хозяйства. При данной системе отдельные хозяйственные единицы, такие как семья, община, княжество и др., изолировались друг от друга. Каждая из них была самообеспечивающейся, потреблявшей весь произведенный продукт. Вследствие этого товарный обмен не получил широкого распространения. Ослабление экономического единства в следствие упадка традиционных торговых путей - исчезновение торгового пути «из варяг в греки» (из Скандинавии в Византию),

Наряду с экономическими причинами можно выделить и социально-политические . Представители феодальной верхушки, превратившись из военной элиты в землевладельцев, добивались политической независимости. Начался процесс оседания дружины на землю (ослабление их зависимости от князя).

В этот период происходят изменения в системе государственного управления -- на смену десятичной системе приходит дворцово-вотчинная. Формируются два центра управления -- дворец и вотчина. Отсутствует сильный преемник, который мог бы объединить княжества.

В процессе распада Киевского государства существенную роль играли и внешнеполитические причины . Ослабление внешнеполитической угрозы в начале 12 в.

Последствия:

  • - Ослабление государства. Главными из них были: вторжение монголо-татар.
  • - Усложнение усобиц

В XIII в. Киевское княжество окончательно утратило свое значение славянского государственного центра. Начинается отток населения на запад и северо-восток. Сформировался конгломерат феодальных государств: Ростово-Суздальское, Смоленское, Рязанское, Муромское, Галицко-Волынское, Переяславское, Черниговское, Полоцко-Минское, Турово-Пинское, Тмутараканское, Киевское, Новгородская земля. Внутри этих княжеств происходил процесс дробления на еще более мелкие феодальные образования. ГВК. Здесь очень рано формируется боярство. Это сословие имело большой удельный вес, политическую и экономическую силу, поэтому князь был вынужден с ним считаться. Все важные вопросы решались князем совместно с боярами. Большое влияние соседних католических стран. Ярослав Осмомысл, Роман и Даниил Галицкий. ВСК укрепление боярства начинается после распределения земель (1097 г.). Хотя боярство пыталось установить контроль над властью, князья имели большую самостоятельность. Здесь раньше всех начинают использовать временное пожалование, а также форму служилого землевладения. Основаны новые города. Развивается земледелие и скотоводство (благодаря благоприятным природным условиям). Активное стремлени влиять на политику других княжеств НЗ. Боярство уходит корнями в родоплеменную знать, т.е. коренное население региона. Отсутствует княжеское единовластие, даже при участии боярство. Главенствующее положение занимает вече (аристократическая республика). Развивается в основном ремесло и торговля. 1136 - изгнан Киевский наместник. Вече, посадник, архиепископ Но полного распада не произошло:

  • - сохраняется религиозная общность
  • - сохраняется титул ВК
  • - сохраняется понятие русской земли

Причины возвышения Москвы:

  • - превращение в религиозный центр - 1327
  • - отсутствие мощного боярского землевладения, не делилась на уделы
  • - политика правителей
  • - выгодное ЭГП, пересечение торговых путей
  • - миграционный поток
Loading...Loading...