Смертельный грех и владыка марк. Хороший прецедент - Россия - светское государство

25 июля - 14 декабря Предшественник Даниил (Кузнецов) Преемник Леонид (Толмачёв) 3 сентября - 22 марта Избрание 16 июля 1995 года Предшественник Иннокентий (Васильев) Преемник Игнатий (Пологрудов) 28 июня - 31 марта Предшественник Диомид (Дзюбан) Преемник Никодим (Чибисов) 17 июля - 11 ноября Предшественник Аркадий (Афонин) Преемник Даниил (Доровских) Имя при рождении Алексей Викторович Тужиков Рождение 26 сентября (1961-09-26 ) (57 лет)
Москва , РСФСР , СССР Принятие священного сана 18 июля 1992 год Принятие монашества Епископская хиротония 3 сентября Митрополит Марк на Викискладе

Митрополит Ма́рк (в миру Алексей Викторович Тужиков ; 26 сентября , Москва , РСФСР , СССР) - епископ Русской православной церкви , митрополит Вятский и Слободской .

Биография

Архиерейство

25 февраля 2005 года возведён в сан архиепископа .

10 июня 2005 года постановлением Священного Синода назначен ректором Хабаровской духовной семинарии .

С 28 июня 2008 по 31 марта 2009 года временно управлял Анадырской епархией .

5 октября 2011 года утверждён в должности священноархимандрита Вятского Успенского Трифонова мужского монастыря города Кирова.

4 октября 2012 назначен главой новообразованной Вятской митрополии . В связи с этим 8 октября возведён в митрополита .

Видео по теме

Деятельность в Анадырской епархии

Назначение было негативно воспринято частью клира и мирян Анадырской епархии , а также самим епископом Диомидом . 24 июля 2008 года было официально сообщено, что временно управляющий Чукотской епархией архиепископ Марк запретил в служении четверых «священников-диомидовцев» .

25 июля обратился с заявлением в прокуратуру Анадыря о хищении уставных документов , в чём ему было отказано, по сообщениям СМИ . 25 июля 2008 года запрещённый архиепископом Марком иеромонах Спиридон (Бахарев) и группы мирян Анадырской епархии направили «Обращение» в Церковный суд РПЦ на имя его председателя митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора (Кириченко) , в котором обвиняли архиепископа Марка в имущественных и финансовых злоупотреблениях, самоуправстве и сожжении икон храма Преображения Господня в Анадыре . 7 августа 2008 года правоохранительные органы окончательно передали архиепископу Марку епархиальный устав и прочие учредительные документы .

Инцидент с самоубийством протоиерея Петра Шака

При вступлении в управление Вятской епархией архиепископ Марк произвёл кадровые перестановки, в частности, протоиерей Пётр Шак был лишён должности настоятеля Успенского собора города Вятки. Отец Пётр тяжело воспринял потерю должности, перенёс инфаркт, а 7 июня 2011 года его тело было обнаружено в петле в его доме. Инцидент получил освещение в СМИ . «Известия» описывают как самую распространённую версию объяснения происшедшего то, что отец Пётр «был затравлен».

Возмущение народа ценовой политикой правящего архиерея

В июне 2011 года архиепископ Марк издал указ о повышении цен на свечи и церковные требы. В ряде приходов народ и духовенство высказывают активное недовольство непосильными сборами.

Особенно возмутилось сельское население Кировской области . Прихожане одного из приходов Верхнекамского района подготовили обращение на имя архиепископа Марка, опубликовав его в районной газете, а копию документа направили в Управление делами Московской Патриархии . Учитывая, что Кировская область в рейтинге по ВРП на душу населения находится на 64 месте , данное решение было воспринято как поспешное и не учитывающее положения народа. Архиепископ Марк после волны протеста посетил Верхнекамский район, попытался разобраться в ситуации с ценами, встретился с народом, высказал слова поддержки :

По словам прихожан цены на требы не были снижены, а новая волна возмущений прошла после того, как верующие узнали о том, что архиепископ Хабаровский Игнатий (Пологрудов) по прибытии в Хабаровск (бывшее место служения владыки Марка) снизил цены на свечи.

Роспуск Вятского архиерейского хора

В октябре 2011 году архиепископ Марк начал реконструкцию главного собора г. Кирова в честь Успения Божией Матери, который располагается в древней обители преподобного Трифона. (Начиная с 1993 года этот храм стал кафедрой правящего архиерея после реставрации его в начале 90-х. В советское время здесь располагался архив Кировской области. В 1991 году митрополит Хрисанф (Чепиль) начал реставрацию собора и вскоре храм был вновь освящен.) Владыка Марк распорядился демонтировать балкон, предназначенный для архиерейского хора. Это действие вызвало недовольство прихожан храма, которые еще помнят красивое благозвучное пение, которое когда-то звучало в стенах собора. Архиерейский хор, созданный еще покойным митрополитом Хрисанфом, владыка Марк расформировал, несмотря на протесты певчих и прихожан :

К сожалению, нынешнее руководство Вятской епархии, стремясь восстановить историческое назначение данного храма, не предлагает ничего взамен. С упразднением архиерейского хора, разрушением балкона с хорами подавляется церковно-певческое хоровое искусство на Вятской земле. Но сравняв с землей все традиции Вятки нельзя уничтожить память о них, тем более завоевать любовь и доверие людей.

Успенский собор является одним из старейших храмов в Кировской области. Здесь покоятся мощи основателя монастыря - преподобного Трифона. В 1994 году собор посетил Патриарх Алексий II , а в 1997 году здесь побывал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Патриарх Московский и Всея Руси). Этот собор обладает лучшими акустическими данными для исполнения духовной хоровой музыки. Свидетельство этому - многократные записи песнопений архиерейского хора, в том числе юбилейного диска 2007 года. Восхищение хоровым пением высказывал и митрополит Иларион (Алфеев) , который с двухдневным визитом был в Вятке (Киров) в 2009 году.

Примечания

  1. В Санкт-Петербурге откроется выставка фотографий Вятского митрополита (неопр.) (недоступная ссылка) . Проверено 22 октября 2014. Архивировано 4 марта 2016 года.
Дата рождения: 26 сентября 1961 г. Страна: Россия Биография:

В 1978 году окончил в Москве среднюю школу.

В 1978-1979 гг. работал чертежником-конструктором в ПИ-2 Госстроя СССР.

В 1979-1981 гг. служил в Вооруженных силах СССР.

В 1981-1985 гг. работал в Гидрометцентре СССР электромехаником ЭВМ 6-го разряда. В это же время учился в Финансово-экономическом институте. В 1986-1988 гг. работал в «Интуристе».

28 июня 2008 г. Священный Синод, во исполнение Определения Архиерейского Собора от 27 июня 2008 г. «О деятельности Преосвященного Диомида, епископа Анадырского и Чукотского», постановил уволить епископа Анадырского Диомида от управления с запрещением в священнослужении (). Временное управление епархией было поручено архиепископу Хабаровскому Марку.

6 октября 2008 г. Священный Синод постановил считать решение Освященного Архиерейского Собора об извержении из сана епископа Диомида вступившим в силу. Архиепископу Марку было предписано продолжить управление Анадырской епархией на правах правящего архиерея, включая принятие всех канонических мер в отношении нарушителей церковной дисциплины, как священнослужителей, так и мирян ().

Решением Священного Синода от 31 марта 2009 г. () освобожден от управления Анадырской епархией.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. () утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Успенского Трифонова мужского монастыря г. Кирова.

Mar. 5th, 2015 06:06 pm Хороший прецедент

Не судитесь, да не судимы будете
(совет наглым попам)

Вятский митрополит Марк (Тужиков) проиграл суд , который сам же и начал. История процесса: Митрополит подал в суд иск о защите чести и достоинства. Его оскорбила статья Елены Овчинниковой "Тайны вятского кира ". Оскорбленный поп также раскатал губы на денежную компенсацию в размере 300 тысяч рублей. И первый суд иск удовлетворил. Коротко решение суда : "Обязать Издательский дом «Особый» разместить опровержение сведений порочащих честь и достоинство Алексея Тужикова (Митрополита Марка). Взыскать с Издательского дома «Особый» в пользу Алексея Тужикова компенсацию морального вреда 250 000 рублей. Взыскать с Елены Овчинниковой в пользу Алексея Тужикова компенсацию морального вреда 50 000 рублей" . Затем был второй суд, который закатал губы митрополиту обратно. Третий суд оштрафовал попа-сутяжника на 15 тысяч. На том и сказочке конец. Под катом статья, оскорбившая митрополита.

Статья "Тайны вятского клира " (мои примечания выделены сним шрифтом ) :
"Ранним утром дня Рождества Пресвятой Богородицы скончался кирово-чепецкий благочинный, настоятель Всехсвятского собора митрофорный протоиерей Николай Федько. 24 сентября – в день погребения отца Николая возле алтаря Всехсвятского собора – паства роптала, ставя смерть протоиерея в вину правящему митрополиту Марку.

Убитые горем матушка и дети священника, ушедшего в иной мир на 56-м году жизни, хранят скорбное молчание, отказываясь отвечать на вопросы о последних днях покойного и возможных причинах его скоропостижной кончины. «Служащие Вятской епархии не особенно скрывают, что незадолго до смерти благочинный встречался с архиепископом, после чего был глубоко и печально задумчив.

Полагают, что Марк сообщил отцу Николаю о его смещении, что не могло не вызвать тяжёлых чувств у человека, фактически стоявшего у истоков возрождения веры в Кирово-Чепецком районе. Также в епархии утверждают, что на замену вятскому священнику уже прибыл батюшка из Южно-Сахалинской епархии. И в ожидании назначения проживает в доме Кстининской церкви», – рассказывает источник «Особой».

На смену почившему настоятелю прибыло вот это:

Новый настоятель Всехсвятского храма 27-летний Виталий Лапшин - уроженец Хабаровска, и с 10 летнего возраста был иподиаконом у Марка (Тужикова). Можно сказать "мальчик митрополита".
- Это ваш мальчик?
- Конечно мальчик! Кто скажет, что это девочка, пусть первый бросит в меня камень!
(И. Ильф, Е. Петров "Двенадцать стульев")

При этом, по словам близких, смещение было не единственной новостью, которая потрясла отца Николая и ускорила его кончину. Был ещё некий «финансовый конфликт»: якобы митрополит потребовал у благочинного деньги – значительную сумму, переданную под честное слово местным бизнесменом на восстановление или строительство храма.

До денег митрополит жаден, хотя это для попов порядке вещей. По прибытии в Вятскую епархию он резко поднял цены на магические услуги для населения. Вот что пишут : "Со сменой правящего архиерея в Вятке цены на благодать подскочили так, что мама не горюй".

Некоторые утверждают, что слышали, как в отчаянии священник повторял: «Что я скажу, куда ушли деньги?». «Добиться от матушки или детей отца Николая правды о причинах его кончины не удастся, так как сразу после смерти семья была грозно предупреждена о том, что «если кто-то откроет рот», то в четверть часа всех выкинут из дома. Сегодня родные священника отказываются говорить даже с близкими друзьями семьи и его самого. Поневоле задумаешься: а что скрывать, если батюшка умер вследствие болезни?», – удивляются друзья покойного.

Как рассказал источник из правительства Кировской области, громкие скандалы вокруг Вятской епархии, то и дело возникающие после приезда Марка, тревожа умы и души верующих, беспокоят не только руководство области, но обсуждались даже в Кремле. «Слышали, что не так давно Патриарх призывал вашего Владыку и, сердясь, устроил ему крепкий нагоняй. Говорят, что речь, в том числе, шла о гонениях на отца Георгия, уголовных делах и прочем, что неуместно для РПЦ», – сообщили в Московской Патриархии. И добавили, что имеется информация о недавно поданном митрополитом Вятским и Слободским прошении о выводе за штат: «А что тут удивительного? Человек собрался на покой... Нет, нам не известна реакция Патриарха».

Вот что говорят об этом инциденте (комментарий в ЖЖ Андрея Кураева): "Отец Петр вчера вечером вынес еще одно "благословение" владыки Марка. Отец Петр жил в казенном доме епархии,вчера вечером от владыки Марка пришла делегация, которая заявила о том, что если о.Петр не покинет дом в короткое время, то его посадят в тюрьму. У о. Петра два сына в армии и жена и идти ему было некуда он об этом сказал, молил о пощаде, но ему грубо ответили что это его проблемы.Квартиры казенные сейчас отдают хабаровским, которые приезжают к владыке". ()

Этапы большого пути
...25 июля 2008 года Владыка Марк обратился с заявлением в прокуратуру Анадыря, нарушив пункт 9 главы 1 Устава РПЦ, запрещающего «должностным лицам и сотрудникам канонических подразделений, а также клирикам и мирянам обращаться в органы государственной власти и гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность», требуя возбуждения уголовного дела по факту хищения уставных документов. В чём ему было отказано.

25 июля 2008 года иеромонах Спиридон (Бахарев) и миряне Анадырской епархии направили обращение в Церковный суд Русской православной церкви, в котором архиепископ Марк обвинялся в имущественных и финансовых злоупотреблениях, самоуправстве и сожжении икон храма Преображения Господня в Анадыре. .

Сожжение икон после приезда Марка Тужикова на Чукотку:

При вступлении в управление Вятской епархией архиепископом Марком были произведены кадровые перестановки. В частности, протоиерей Пётр Шак был лишён должности настоятеля Успенского собора. Отец Пётр тяжело воспринял потерю должности, перенёс инфаркт, а 7 июня 2011 года повесился в своём доме. Газеты «Известия» и «Московский комсомолец» сообщили о самой распространённой версии происшедшего: отец Пётр «был затравлен» Владыкой и покончил с собой сразу после того, как ему передали приказание архиепископа немедленно выехать из занимаемого им епархиального дома – с угрозами посадить в тюрьму в случае отказа.

В июне 2011 года архиепископ Марк издал указ

Ксения Бан

В хабаровских храмах после отъезда Владыки Марка Приамурского цены снизились в 4 раза

Спокойная и размеренная жизнь Православных верующих Кировской области пошатнулась. Новый Владыка Марк перешел из Хабаровской епархии в Вятскую три месяца назад, а волнения вокруг его церковной политики до сих пор не утихают. За столь короткое время Владыка в несколько раз повысил цены в храмах, снял с должностей нескольких священников, в числе которых был и погибший настоятель Успенского собора.

Некоторые верующие до сих пор винят Владыку Марка в .
Сегодня, 7 июля, Следственный комитет вынес решение об отказе в возбуждение уголовного дела . Напомним, что по факту смерти священника в течение месяца велась проверка, следовали подозревали, что в смерти священника есть состав преступления (статья 110 Уголовного кодекса РФ «Доведение до самоубийства»).
По всей вероятности, следователи не нашли состава преступления, несмотря на наличие предсмертной записки Петра и слов свидетелей.
В Следственном отделе Первомайского района города Кирова дали простые комментарии:

- Мы больше ничего на эту тему говорить не будем!

На форумах Хабаровска люди также обсуждают самоубийство кировского священника :
- Марк страшнее греха самоубийства...

- Самоубийств замечено не было, но люди страдали и стенали от этого коммерсанта в митре (в том числе многодетные семьи «запрещенных» священнослужителей). Все эти 16 лет мы молили Бога об избавлении от этого «архипастыря». Хабаровск соболезнует священству и пастве Вятки. Спаси вас Господь!

Как оказалось, рост цен на церковную утварь и смена кировских священников не простое стечение обстоятельств. По точно такому же принципу велась работа и в Хабаровске, и на Чукотке, где служил Марк.

Мы решили узнать, что ждет жителей земли Вятской и посмотреть, чем же были так недовольны православные жители Хабаровска, когда в их епархии правил Владыка Марк Приамурский (Тужиков). Вот что писали тогда на форумах Хабаровска :
- Мой муж родом из Хабаровска и владыку Марка знает лично. ВСЁ, о чем он мне рассказывал о Хабаровской епархии во время архиерейства там владыки Марка - это копия того, что сейчас происходит в Вятской Епархии. Только без самоубийств. Были ДТП... Я в это НЕ ВЕРИЛА.

Ценовая политика Владыки Марка (Тужикова)
Архиепископ Марк был направлен на служение в Хабаровскую епархию в далеком 1995 году. За эти 16 лет архиерейства в Хабаровской области было восстановлено 12 разрушенных храмов . Все это проходило на средства, которые изыскивала сама епархия, а также на пожертвования прихожан. Может быть, именно поэтому товары и услуги в кировских храмах подскочили в цене?

Как рассказывают журналисты из Хабаровска, восковая свеча, которая всегда стоила 5 рублей за штуку, при Марке стала стоить около 40 рублей (!).
Журналист из Хабаровска, который ранее работал в «Комсомольской правде», попросил не называть его имя по определенным причинам:
- Возмущались многие, но Владыка ни к кому не прислушивался и ситуацию не комментировал... Со временем, торговля свечами стала неплохим бизнесом. Возле храмов стали появляться бабульки со свечами по 5-7 рублей за штуку.

Напомним, что по прибытию в Киров, Марк уже . Самая дешевая восковая свеча сегодня стоит 20 рублей.

Настоятель Федоровского храма Петр Машковцев в своем «Живом журнале» рассказал о повышении цен:
- Вятские настоятели храмов получили новые цены на требы в своих храмах, а вместе с ними и новые налоги в епархию. Новая мораль: хороший священник тот, кто может найти деньги, чтобы заплатить необходимый налог, а не тот, кто искренне молиться у престола, призывая благодать Божию.

С новыми порядками согласны не все...
В Кирове новому распоряжению Владыки подчинились все священнослужители, кроме отца Леонида, настоятеля Никольского храма в Вернекамском районе. Не согласившись «грабить» прихожан, отец Леонид и местные жители написали официальное обращение Марку и Святейшему Патриарху Кириллу в Москву.


- Я не хочу служить новому владыке! Понимаете, нет никакого желания. На днях он посетил со своей свитой наш приход, отслужил службу и уехал. Даже по-человечески не поговорил со мной о ценах... Сделал вид, что сильно торопится. Знаете, обычно после службы на душе становиться хорошо, а на этой службе мы все находились в каком-то напряжении. У него к нам предвзятое отношение, ведь мы не хотим поднимать цены, кругом и так одна нищета! Церковь не должна основываться на коммерции! Не знаю, что будет со мной дальше. Наверно, владыка меня уберет. Но сдаваться я ни в коем случае не намерен, может быть это и не правильно, но я хочу, чтобы Марк уехал.

Цены в хабаровских храмах снизились. Как?
После Марка главой Хабаровской епархии стал архиепископ Игнатий. С началом его правления изменилось многое. Первым делом, он взялся за цены.
На сайте «Православная молодежь Хабаровска» горожане искренне порадовались этому:
- Жалко, что Марк уходит, но есть и хорошие новости. Новый архиерей будет менять ценовую политику в лавках храма города... У бабусек праздник!!!

Мы позвонили в Хабаровскую епархию и узнали, изменились ли цены в Православных храмах Хабаровска:
- Да, цены понизили. Восковая свеча сейчас стоит 10 рублей (ред. «ГК» - три месяца назад стоила 40 рублей).

Таким образом, с уходом Марка в Вятку цены в Хабаровске на все церковные свечи снизились в несколько раз.

Привык работать «со своей командой»...
На Вятскую землю Марк прибыл вместе с теми священниками, которые служили ему еще в Хабаровске . Говорит, что привык работать «со своей командой».
Отметим, что мнения о команде Марка в Хабаровске неоднозначные :
- Нам нужно молиться за него (ред. «ГК» - за Марка), чтобы Господь его ошибки покрыл. А люди, которые с ним - они теперь с ним, а не с нами. Многие из них, кстати, тоже работали, и работали неплохо. А те, которые портили атмосферу в своей области - ну все, простите и забудьте - они уехали, будем вперед смотреть.

- Марк приехал к нам с Астрахани в 1995 году со своей командой (которую впоследствии тоже разогнал). За 16 лет правления он запретил в служении или лишил сана почти всех священнослужителей (которые вовремя самостоятельно не успели покинуть епархию), служивших до его приезда долгие годы и имевших безупречную репутацию...

Отец Леонид, настоятель Никольской церкви Верхнекамского района:
- Своих людей надо куда-то пристроить. Вот и полетели наши священники со своих мест. Отца Петра довели, Петр Машковцев в больнице второй раз лежит с сердцем, отец Иов там же, хор церковный разогнали... Это кошмар! Неужели нельзя было сработаться со всеми?

Некоторые из жителей Хабаровска очень резко и негативно высказывались о Владыке Марке (Тужикове) и его политики во время архиерейства. Отметим, что Владыка Марк в общей сложности руководил 5-ю епархиями, в числе которых были Анадырская и Чукотская епархии. Но и там были недовольные прихожане, которые 6 июля 3 года назад подписали заявление от православных христиан Анадырской и Чукотской епархии в связи с бандитскими действиями на Чукотке людей архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка (Тужикова).

Но о Марке в каждом регионе миряне говорили и много хороших отзывов. Все они связаны с восстановлением старых храмов и строительством новых.
Напомним, что за 16 лет в Хабаровской области Марк восстановил 12 храмов. А за 30 лет служения ныне покойный Владыка Хрисанф только на территории города Кирова восстановил более 25 храмов, церквей и часовен...

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.



Владыка Марк не любит давать интервью. Объясняет это так: «Чем меньше мы говорим о себе, тем больше успеем сделать». А если и соглашается на встречу с журналистами, то только если видит подлинную заинтересованность в беседе. Нам посчастливилось. Снежным ноябрьским днём Митрополит Вятский и Слободской Марк добродушно улыбался и с неизменным прищуром наблюдал за нами, отвечая на наши вопросы.

– Владыка, каким для вас был уходящий 2013 год? Чем порадовал или, может быть, огорчил? Что важное удалось сделать?

– Сразу и не ответишь на этот вопрос! Радует то, что епархия продолжает развиваться. Вновь и вновь хотелось бы отметить подвижнические труды нашего предшественника Владыки Хрисанфа, который более 30 лет подвизался на Вятской земле. Им сделано очень и очень многое. Давайте вспомним, что епархия была в своё время разорена, и вернуть в лоно Церкви храмы – это длительный и кропотливый труд. И не просто вернуть, но и заложить основу к возрождению духовной жизни на нашей с вами земле, земле древней, с глубокими и интересными традициями. Я всегда говорю о том, что Владыка Хрисанф за время своего служения встретился не только с гонением, но и с потеплением взаимоотношений и возрождением епархии. Это не каждому удаётся.

Если говорить о делах этого года, радует, что во вновь строящемся жилом районе «Чистые пруды» у нас с вами заложен храм. Радует, что храмы продолжают восстанавливаться и количество прихожан увеличивается. Радует продолжение доброго сотрудничества с высшими учебными заведениями, плодотворная работа со светской властью, силовыми структурами.

– Хотелось бы подробнее узнать о ходе восстановления Спасского собора.

– Полностью готова и оплачена проектная документация. В наступающем году необходимо пройти экспертизу, получить разрешение на проведение реставрационных работ и идти дальше. Уже частично восстановлены фасады. Далее очень важно восстановить купольную часть Спасского собора, чтобы можно было переходить к кровле и внутреннему убранству.

Сейчас мы работаем над тем, чтобы создать попечительский совет при Спасском соборе для более активной работы. Реставрация – это, конечно, работа не одного года. Одними словами делу не поможешь. Надо прилагать усилия, труд, финансы.

– Кто войдёт в попечительский совет?

– Пока он формируется. Войдут туда не спонсоры, а именно благотворители, те, кто осознаёт, что, направляя свои средства на восстановление храма, закладывает серьёзную основу для будущего. Восстановленные храмы уже не являются нашим с вами достоянием. Они – достояние будущих поколений. А ведь очень важно, в какой среде человек воспитывается и формируется как личность. Приходя в благоустроенные храмы, люди будущих поколений по этому образу будут выстраивать и свою душу.

Кстати, именно в Спасском соборе сейчас пребывает святыня – икона с частицей мощей блаженной Матроны Московской. Также сейчас путешествует по нашей епархии икона с частицей мощей святой равноапостольной Марии Магдалины. Это первая святая, которая увидела воскресшего Христа и об этом событии возвестила Его ученикам и апостолам.

– Какие ещё храмы и святыни планируете реставрировать в ближайшее время?

– Каждая епархия имеет свои особенности. И наша – не исключение. На Дальнем Востоке, в Хабаровском крае, на Сахалине, Чукотке, где раньше я проходил своё служение, особенность в том, что храмов почти не осталось: они были уничтожены. Поэтому приходилось строить новые. А на нашей с вами вятской земле другая особенность: многие храмы сохранились, но использовались не по назначению. Какой храм, особенно старый, ни возьми – его нужно реставрировать! И в самой Вятке, и в Слободском, и в Орлове, и в Шестаково, и в других городах и весях… Везде стены есть, но их ещё надо благоукрасить.

– Вы неоднократно отмечали, что было бы хорошо построить в Кирове большой кафедральный собор. Эта тема остаётся пока на словах, или уже ведётся конкретная работа?

– Пока на словах. Мы прекрасно понимаем, что кафедральный собор нужен, что временное его размещение в стенах Трифонова монастыря не удовлетворяет нашим желаниям и потребностям. Я думаю, город должен иметь достойный кафедральный собор. Конечно, хотелось бы, чтобы он находился на историческом месте. Но мы прекрасно понимаем, что городу нужна и филармония. Я думаю, можно найти какой-то компромиссный вариант, но это вопрос времени. И если мы любим свой город и дорожим своей историей, я думаю, кафедральный собор должен быть построен.

Учение – свет

– В одном своём интервью вы сказали: «В каком состоянии пребывают святыни, в таком состоянии пребывают и наши души». Поясните, как возрождение святынь связано с преображением душ?

– Если человек не заботится о своём жилище, то со временем оно приходит в ветхость и запустение. Если же он постоянно его поддерживает, проявляет заботу, то это жилище пребывает в хорошем состоянии. Так же мы говорим и о душе. Если мы имеем попечение о своей душе, исповедуемся, причащаемся и внимательно относимся к нашей жизни, постоянно эту пыль, налёт с храмин своей души снимаем, то она пребывает в благочестии и чистоте. А внутреннее устроение, конечно же, имеет внешнюю форму выражения. И если человек не может обустроить свою душу, сможет ли он обустроить вокруг себя окружающий мир? Наверное, нет. Потому что окружающий мир мы устраиваем в соответствии со своим внутренним миром, своей душой и своим сердцем.

– Но для восстановления святынь нужны средства. А среди верующих много людей бедных, которые не могут себе позволить больших пожертвований…

– А дело не только в средствах. Дело в отношении. Понимаете, храм восстанавливается всем миром. И в его восстановление каждый вносит свою лепту. Кто-то свои знания, кто-то своё умение, кто-то свой труд, а кто-то средства. Каждый в состоянии внести свой вклад! Всё не замыкается на финансах и внешних средствах.

– Как продвигается работа по возвращению Вятской епархии бывших корпусов КВАТУ? Известно, что в этих зданиях планируется возродить духовную семинарию. Какие задачи будут перед ней поставлены?

– Приказ министра обороны о передаче зданий подписан год назад. Оформляются документы. Пока разговор идёт о шести зданиях.

Мы прекрасно понимаем, что если не будет воспитываться достойное духовенство, грамотное, образованное, то будущего у нас не будет. Поэтому восстановление семинарии – одна из первоочередных задач. Тем более, что семинария – это вообще первое высшее учебное заведение, которое было на Вятке.

В настоящее время на территории нашей митрополии около 230 приходов. Есть перспектива открытия новых, и мы понимаем, что нужен приток новых сил. Как минимум, пять-восемь новых священников в год нам необходимы. Давайте не будем забывать и о том, что рядом с нами есть епархии, где нет высших духовных учебных заведений. Взять Сыктывкар, Йошкар-Олу, Вологду… Духовная семинария будет очень и очень востребована. Наша задача – вывести образование в ней на серьёзный уровень.

– Кстати, об образовании. Сегодня в России всё активнее ставится вопрос об открытии кафедр теологии в учебных заведениях. Как вы думаете, чем продиктована такая инициатива? Говоря языком рынка, на это есть спрос? Или планируется создать предложение, которое должно породить этот самый спрос?

– Это направление востребовано. Если мы хотим сформировать целостную личность, то молодому человеку, который готовится к вступлению в большую жизнь, необходимо дать знания и начальный опыт не только о материальном мире, но и о духовном. Если его не формировать духовно, то он получается ограниченным человеком. А важно целостное мировосприятие.

– Выходит, те, кто активно выступает против, не понимают этого?

На этом вопросе Владыка становится задумчив. Он закрывает глаза и упирается пальцем в переносицу. После отвечает медленно, проговаривая каждое слово.

– Они не только не понимают, но и не заботятся о будущем, потому что на плечи подрастающего поколения ляжет ответственность и забота о нашем с вами государстве. Я думаю, что передавать эту ответственность следовало бы человеку не просто высококультурному, образованному, но и высоконравственному, способному переживать за землю, за государство и за народ.

Врачевание тел и душ

– Вятская епархия ведёт активную работу по открытию домовых церквей при больницах, интернатах для больных детей…

– Человек двухсоставен. У него есть душа и тело. Поэтому если мы хотим действительно восстановить человека, то нужно врачевать и тело, и душу. Я уверен, что хорошо, когда человек, находясь в медицинском учреждении, будучи ограниченным в перемещении, имеет возможность помолиться в домовом храме и получить не только физическую, но и духовную поддержку.

– Но вот такой пример: 23 ноября в Санкт-Петербурге произошло ДТП, в котором пострадал младенец. И родители повезли его вместо больницы в церковь. Малыш умер. Как вы полагаете, такое действие родителей, скорее, истинная вера или всё-таки суеверие?

– Наверное, там просто была совершена ошибка. Хотел бы привести другой пример: как-то великий русский писатель Гоголь отказался принимать лекарства. Тогда его духовные отцы в Оптиной пустыни обратили его внимание на то, что тело лечится одними средствами, а душа врачуется в храме Божьем. Поэтому для врачевания тела необходимо обращаться в соответствующие заведения. В случае с аварией родителям необходимо было, наверное, везти ребёнка в больницу, а самим молиться о его врачевании.

– Вообще, по вашему мнению, как правильнее: обращать ребёнка в церковь с самого рождения или дать ему возможность вырасти и самому осознанно прийти (или не прийти) к Богу?

– Давайте сами честно ответим себе на такой вопрос: до совершеннолетия ребёнка вы с врагом рода человеческого, с дьяволом, договоритесь, чтобы он не трогал его бессмертную душу? Конечно, нет. Поэтому полезно и очень хорошо, чтобы человек со своего рождения воспитывался в лоне Церкви, под благодатным её молитвенным покровом, под её защитой. Важно не просто научить человека видеть, что такое хорошо и что такое плохо, но и научить делать правильный выбор в сторону добра. А это не с 16-ти или с 14-ти лет закладывается, а с самого рождения всем обществом – и государственными структурами, и церковью, и родителями. Это большой труд!

Власть и религия

– Неоднозначную реакцию жителей города вызывает процесс переименования улиц. Как вы к нему относитесь?

– Я думаю, негодования были и тогда, когда переименовывали эти исторические названия. Но давайте задумаемся: тот же Урицкий. Кем он был? Ну неужели улицы нашего с вами города должны носить имена палачей народа? Если уж есть такое желание, чтобы эти имена были на наших улицах – то строятся новые районы, давайте там эти имена!

Наша с вами история многолика, есть и светлые, и трагические моменты. Но её нужно знать, а не производить подмены понятий и ценностей. Я думаю, возвращение исторических названий – это правильное направление.

– Противники обратных переименований говорят, что советские названия – это тоже история.

– Вы ведь, наверное, на могилах своих предков другие памятники не ставите? А ставите их в другом месте, если хотите. Я считаю, не надо ругаться и попирать свою историю.

– Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл неоднократно подчёркивал, что речи о клерикализации государства или огосударствлении церкви нет. И, тем не менее, как вы думаете, может ли в нашей стране церковь стать некой действительно объединяющей силой?

– Церковь всегда являлась объединяющей силой. Да, каждый должен заниматься своим делом, но у нас и у государства есть точки соприкосновения для соработничества. Церковь занимается душепопечением. Государство должно заботиться о целостности наших границ, благополучии нашего народа, многонационального, многоконфессионального… Я думаю, в заботе о государстве у нас есть точки соприкосновения. Вспомните, кто являлся вдохновителем объединения многокняжеского государства вокруг Москвы? Митрополит московский Алексей, который эту идею вкладывал в своё духовное чадо, которым являлся Дмитрий Донской. Продолжателем этого стал преподобный Сергий Радонежский.

– И в завершение хотелось бы услышать от вас рождественское пожелание жителям Вятки.

– Давайте вспомним, какие молитвы и какие слова мы слышим в храме в дни Святок, в дни Рождества Христова: «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился». Поэтому я желаю всем нам, чтобы наша с вами вятская земля преображалась, благоукрашалась, чтобы наши с вами национальные святыни не только были восстановлены, но и приумножены.

Владыка ответил не на все наши вопросы. Например, он не стал говорить о проблемах радикальных течений исламского толка, отметив, что не хочет «наступать на их больную мозоль». Дескать, и у нас при желании таких больных точек можно найти немало. Он сравнил это с океаном: на его поверхности много грязи, а внутри – мир и спокойствие. И тут сложно не согласиться! Порой слишком много внимания мы придаём внешнему, напускному, формальному. Не разбираемся в настоящем и важном. И не замечаем действительно хорошее.

Беседовала Вера Елькина

Loading...Loading...