Сообщения о культурных достижениях эпохи просвещения. Национальная специфика культуры просвещения

Просвещение как научно-историческое понятие

Просвещение - это мощное интернациональное идейное движение, зародившееся в Англии в конце XVII в. Главными очагами Просвещения были Англия, Франция и Германия. С 1689 г. - года последней революции в Англии - начинается эпоха Просвещения. Это была эпоха, начатая одной революцией и закончившаяся тремя: промышленной - в Англии, политической - во Франции, философской и эстетической - в Германии. За сто лет - от 1689 до 1789 гг. - мир изменился. Все больше выветривались остатки феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные отношения, окончательно утвердившиеся после Великой французской революции. В статье «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» И. Кант писал: «Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им…».

Эпоха Просвещения имеет три характерных признака:

  1. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством: просветители считали, что люди приходят в мир равными, со своими потребностями и интересами, удовлетворение которых - в установлении разумных и справедливых форм человеческого общежития. Философов волнует идея равенства людей не только перед богом, но и перед законом, перед другими людьми.
  2. Победа разума: в распространении знаний просветители видели избавление от всех социальных неурядиц. Благодаря достижениям естественных наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, и общество подчиняются логичным, доступным человеческому разуму законам.
  3. Исторический оптимизм.

Эпоху Просвещения по праву можно назвать «золотым веком утопии». Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои.

XVIII столетие подготовило господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов нового века Просвещения.

В философии Просвещение выступало против всякой метафизики. Оно содействовало развитию любого рода рационализма («признающего разум основой познания и поведения людей»), в науке - развитию естествознания, достижение которого оно часто использует для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс.

В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности и возлагало большие надежды на магическую силу воспитания, а в области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни - освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом, перед человечеством. Впервые в эпоху Просвещения в столь острых формах пришлось решать давно известный вопрос о достоинстве человека. В разных сферах деятельности он решался по-разному, но неизбежно приводил к принципиально новым открытиям.

Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм, в том числе церковных.

Просвещение - необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. В своих основах Просвещение демократично, это культура для народа. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого. Как всякая значительная культурно-историческая эпоха, Просвещение сформировало свой идеал и стремилось сопоставить его с действительностью, осуществить как можно скорее и как можно полнее на практике.

Национальная специфика культуры просвещения

В истории человечества просветителей волновали глобальные проблемы: Как появилось государство? Когда и почему возникло неравенство? Что такое прогресс? И на эти вопросы находились рациональные ответы. Просветители были выходцами из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, представителей торгово-промышленных кругов. Разнообразны были и условия, в которых они жили. В каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности.

Английское просвещение. Особая роль Англии в истории Европейского просвещения заключалась прежде всего в том, что она была его родиной и во многих отношениях первопроходцем. Резкие противоречия в английском обществе после революции и гражданских войн сгладились. Развитие парламентаризма привело к упрочению правовых форм политической борьбы. Английская церковь не противопоставляла себя просвещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости. Это способствовало культурному развитию страны, поскольку позволяло сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранительницей которых выступала церковь, и новаторскими, которые несло Просвещение. Все это делало Англию своего рода образцом общественного прогресса. Не случайно в XVIII в. все основные течения английской общественной мысли находили свое продолжение и развитие в других европейских странах.

В основных чертах политическая программа Английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632-1704). Основное его сочинение - «Опыт о человеческом разумении» (1690) - содержало позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями. Локк считал, что неотчуждаемыми правами человека являются три права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность у Локка тесно связано с высокой оценкой человеческого труда. Он был убежден в том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство индивидов - необходимый результат принятия трех неотчуждаемых прав.

Как и большинство просветителей, Локк исходит из идеи неотъемлемых прав изолированных индивидов и их частных интересов. Правопорядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, но так, чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных.

К английским просветителям относится и философ Томас Гоббс (1588-1679), считавший, что люди равны от природы. Затем, по его мнению, в процессе развития возникает неравенство, а из-за неравенства появляется взаимное недоверие. Следствием взаимного недоверия является война. При отсутствии гражданского состояния всегда имеется война всех против всех, убыточная для всех. Поэтому люди путем договора объединились в государство, чтобы тем самым получить защиту и возможность гуманной жизни. Гоббс считал, что лишь Левиафан в состоянии оградить общество от постоянных проявлений эгоистических страстей. Этот образ был использован Гоббсом для описания могущественного государства, способного оградить общество от постоянных проявлений эгоистических страстей отдельных его членов.

Подчеркивая значение личного творческого усилия каждого человека, его знаний и опыта, английские просветители как нельзя лучше усвоили потребности общества XVIII в., осуществлявшего беспрецедентный поворот в развитии производительных сил и производственных отношений. Просвещение способствовало закреплению в характере англичан таких черт, как предприимчивость, изобретательность, практицизм.

Французское просвещение. Французское просвещение представлено именами Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Луи Монтескье, Поля Анри Гольбаха и др. В отличие от Англии, во Франции уделом просветителей было своего рода «отщепенчество», порождающее в их среде политический радикализм и мессианские настроения, оппозицию существующему строю. Порой их протест принимал форму атеизма («отрицание существования бога, отказ от религиозных верований»), иногда он проявлялся в идеализации прошлого, например, республиканского строя античных государств. Французское Просвещение не представляло собой вполне однородного идейного течения: между его представителями были немалые различия.

Ш.Л. Монтескье (1689-1755) в своих философско-политических сочинениях «Персидские письма» и «О духе законов» выступал с острой и глубокой критикой деспотизма, абсолютистского произвола, он противопоставлял им идеалы свободы в политической сфере. Из-за этого Монтескье считали отцом буржуазного либерализма.

Вольтер (1694-1778) был смелым и непримиримым противником церкви и клерикализма, высмеивал мораль и догмы феодального общества, беззаконие и пороки абсолютистского режима. Знаменитая фраза Вольтера: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать» , - отражает предельно рационалистическое и утилитарное отношение к религии, которое было совершенно чуждо средневековому человеку. Из-за своих взглядов он вынужден был часто скрываться от врагов, но все же дважды попадал в тюрьму. Его роль в Просвещении была огромной, она определялась не столько его политическими взглядами, сколько тем духом сомнения, скептицизма, вольнодумия, которое внушало молодому поколению вольтерианство, подталкивая его прямо или косвенно на путь политической борьбы. Среди многочисленных произведений Вольтера «Философский словарь», «Философские письма», философская повесть «Кандид, или Оптимизм».

Целый этап просветительского движения Франции связан с именем Ж.Ж. Руссо (1712-1778). Учение Руссо сводилось к требованию вывести общество из состояния всеобщей испорченности нравов. Он видел выход не только в правильном воспитании, материальном и политическом равенстве, но и в прямой зависимости морали и политики, морали и общественного строя. Руссо требовал подчинения личности благу общества в противоположность философам, считавшим себялюбие и эгоизм совместимыми с общественным благом. Руссо писал: «Всякий человек добродетелен, когда его частная воля во всем соответствует общей воле» . Руссо является автором выдающегося сочинения «Об общественном договоре…» (1762), в котором особое значение придается правам человека и их соотношению с правами государства. В романе «Эмиль, или О воспитании» (1762) Руссо особо подчеркнул новую теорию воспитания, выразил свои эстетические и педагогические взгляды.

Ж.Ж. Руссо был одним из тех, кто духовно подготавливал Французскую революцию. Он оказал огромное влияние и на современную духовную историю Европы с точки зрения государственного права, воспитания и критики культуры.

Просвещение в Германии. Характерной особенностью исторического развития немецкой нации в этот период была экономическая и политическая раздробленность страны. Передовые умы Германии, задумываясь над судьбами своей страны, видели, что путь к ее благосостоянию лежит через устранение феодальных порядков и объединение страны. Идея национального единства доминировала в творчестве просветителей, но в XVIII она никогда не перерастала в национализм и шовинизм. Философия Немецкого Просвещения формировалась под влиянием Христиана Вольфа (1679-1754), систематизатора и популяризатора учения Г. Лейбница (1646-1716). Вольф впервые в Германии создал систему, охватившую основные области философского знания. Культ разума сочетался у него с пиететом перед христианской верой. Он и его последователи много сделали для распространения научных знаний. Вольфианцы были убеждены, что распространение «популярной философии», образования, незамедлительно приведет к решению всех острых вопросов современности.

Немецкие философы в отличие от французских просветителей осторожно обращались с верой в бога. Церковь не хотела терять контроль над духовной жизнью страны. В этом церковь поддерживало государство. Борьба за Просвещение в редких случаях проходила под лозунгами веротерпимости, создания «улучшенной» религии.

Немецкое Просвещение нередко получало импульсы «сверху». Например, в Пруссии инициатором публичного обсуждения новых идей выступил король Фридрих Великий (1740-1786).

В дискуссии, проводившейся на страницах периодической печати, принял участие профессор логики и метафизики Кенигсбергского университета, основатель критицизма Иммануил Кант (1724-1804), который именно в тот период сформулировал свою концепцию Просвещения как освобождение индивида, но лишь в моральном и интеллектуальном смысле этого слова, а отнюдь не в политическом. Наиболее характерен для этого периода его трактат «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного» (1764), который выдержал восемь прижизненных изданий. Человеческие чувства рассматриваются в нем через призму двух категорий - Прекрасного и Возвышенного. Прекрасное и Возвышенное служат для Канта стержнем, на который он нанизывает свои наблюдения о человеческом в человеке. Предметом теоретической философии, по мнению Канта, должно быть не изучение самих по себе вещей - природы, мира, человека, а исследование деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. Кант подвел итог исканиям эпохи Просвещения. Особо значителен его вклад в разработку теории правового государства. Кант обосновал правовые формы и методы борьбы за изменение государственного и общественного строя, которые предполагают путь постепенных реформ и исключают грубое насилие. Таким образом, движение человека к совершенству Немецкое Просвещение рассматривало как неизбежный закон человеческого развития.

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации. Тем не менее получилось так, что теории просветителей сыграли совсем иную - революционизирующую роль в общественном сознании. Английская, американская и французская революции шли под знаком идей Просвещения, прежде всего теорий естественного равенства людей и общественного договора. Не призывая прямо к ниспровержению государственного строя, просветители внедряли в сознание человека мысль о том, что его воли и знаний достаточно для переустройства общества.

Культура капиталистического общества или культура Нового времени (Новоевропейская) охватывает период XVII - XX веков. В классической форме она сложилась в середине XIX века, когда в передовых странах буржуазия завоевала господствующее положение в экономике, политике и духовной жизни.

Новоевропейская культура прошла определенные этапы в своем развитии.

Наиболее значительные из них: 1) раннебуржуазная культура Возрождения, возникшая в условиях разложения феодального общества, когда начали складываться существенные элементы культуры Нового времени; 2) культура Просвещения (XVII - XVIII века), когда укреплявшиеся буржуазные экономические отношения вызвали формирование соответствующих им социальных и идеологических отношений, но вплоть до перехода политической власти в руки буржуазии, эти изменения затрагивали почти исключительно сферу культуры: они проявились в обыденном сознании масс, в психологии и идеологии буржуазии, в сдвигах в образе мышления части господствующего класса, - так возникли новые течения в общественной мысли, философии, в науке, в различных сферах художественной культуры; 3) собственно развитая буржуазная культура Нового времени, сложившаяся к середине XIX века; 4) культура XX века, когда начали нарастать кризисные явления, возник кризис буржуазной культуры и заявили о себе элементы новой постиндустриальной культуры; попыткой преодолеть кризис капиталистической системы был социализм.

Эпоха Просвещения - время, когда в рамках одного общества сосуществовали две основные субкультуры: феодальная и демократическая, отражавшие две различные экономические системы. Растущая экономическая мощь характеризовала буржуазию, но политическая сила, в основном, принадлежала консервативным силам феодального общества. Абсолютистские монархии олицетворяли равновесие сил двух противоположных систем и культур.

Раннебуржуазная культура еще не обнажила резких противоречий между основной массой буржуазии и трудящимися. На раннем этапе Новой истории собственно буржуазная культура еще не отделилась от общедемократической культуры, которая противостояла, как единое целое, господствующей феодальной культуре.

Для феодальной культуры были характерны консервативные умонастроения, органически слитые с пессимистическими взглядами на мир и на человека, существовала ностальгия по идеализированному прошлому и отсутствовал приемлемый для верхов образ будущего. Консерваторы считали, что человек греховен, дурен, он является игрушкой каких-то высших, непознаваемых сил, не так могущественен, как твердили гуманисты, сама история идет «по кривой». Отсюда две установки: либо спасение через святость и упование только на бога, либо безудержная жажда наслаждений, пользование сегодняшним днем по принципу «после нас хоть потоп».

В XVII веке особое внимание уделяется стремлению научно понять природу, почти не затрагивались социальные проблемы. В XVIII веке пристальный интерес вызывала социально-культурная проблематика.

Для культуры Просвещения свойственны такие черты: 1) рационализм, вера в разум человека и энциклопедизм знаний; 2) деизм: признавалось существование бога, как творца мира, который в дальнейшем развивается по познаваемым природным законам (иногда это пантеизм, когда бог и природа, по сути, отождествляются), - многие выдающиеся ученые (Ньютон, Лейбниц, Декарт) были глубоко верующими людьми; 3) вера в прогресс общества, которое можно разумно организовать; 4) теория естественного состояния общества, которое было утеряно, и к которому необходимо вернуться, - отсюда идеи равенства, свободы, братства, естественных прав человека, а ключ к решению общественных проблем виделся в образовании, науке, культуре.

Просвещение было могучим культурным явлением, охватившим большинство европейских стран, революционным по своей сущности, антифеодальным по своей направленности, антиабсолютистским по политической программе. Просветители анализировали мир с позиций свободного, ничем не ограниченного разума. Низвергая религиозные догмы и отказываясь подчиняться каким-либо авторитетам, они раскрепощали умы и тем самым подготавливали революционное свержение феодально-абсолютистских режимов.

Однако у Просвещения был главный недостаток: иллюзия, что путем просвещения можно устранить человеческие пороки и недостатки общества, и «естественный человек» предстанет во всем блеске своих добродетелей.

В XVII веке быстро развивался капитализм, который находился на мануфактурной стадии. Мануфактура с водяным колесом стала таким же фактом европейской жизни, как фондовые и товарные биржи, банки, ярмарки и рынки. Резко выросла производительность труда, обусловленная кооперацией и специализацией работников, возросла роль механизмов, главным из которых был часовой механизм.

Важнейшую роль в культуре начала играть наука, как особый социальный институт, естественное и необходимое условие нормального функционирования и развития производства. Хотя в сознании ученых преобладали не утилитарные соображения, а бескорыстная жажда познания законов природы. Наука не затрагивала социальных проблем, но научные открытия вызывали широкий общественный резонанс, поскольку были прямо или косвенно связаны с коренными мировоззренческими проблемами. Ученый становился значимой фигурой в обществе, хотя его взаимоотношения с государством и церковью нередко оставались сложными. Возникли новые формы организации исследовательской работы - научные общества, Академия наук. Научное знание поднимало на качественно иной уровень систему общественного сознания в целом. Научные знания носят общечеловеческий характер и не могут быть отнесены к достоянию какого- либо класса, нации, расы. Однако сам поиск истины проходил в борьбе с консервативной идеологией.

Научная революция XVII века отличилась силой и стремительностью. Она началась в математике и механике, а затем охватила и другие области знания. Наука опиралась на аксиоматически- дедуктивный и опытный (экспериментальный) методы познания. Благодаря новым теориям и методам в XVII веке сделано гигантское число открытий и изобретений: созданы алгебра и аналитическая геометрия, открыты дифференциальное уравнение и интегральное исчисление в математике, сформулированы важнейшие законы в физике, химии, астрономии.

Из ученых можно выделить Ньютона, Лейбница, Бойля, Кеплера, Паскаля, Ферма и других. Имелись важные технические изобретения - телескоп, микроскоп. Ф. Бэкон сформулировал великий принцип: «знание - сила».

Если в XVII веке доминировала наука, то в XVIII веке особое развитие получают мировоззренческие проблемы. Материалистическая и атеистическая идеология Просвещения подготовили Великую французскую буржуазную революцию.

Значительную роль в формировании нового мировоззрения сыграли теории естественного права и общественного договора Т. Гоббса (1588 - 1679) и Дж. Локка (1632 - 1704). Они исходили из того, что природа человека зла и эгоистична, его естественное состояние - «война всех против всех», в которой он руководствуется естественным правом - правом силы. Инстинкт самосохранения толкает людей к заключению общественного договора и созданию государства, которое является важнейшим продуктом человеческого творчества и необходимым условием культуры. Естественными правами человека являются право на собственность и право на труд, которые дают людям свободу, равенство и независимость. Неотъемлемые права личности лучше всего обеспечиваются принципом разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.

В становлении буржуазной морали особую роль сыграл протестантизм, требовавший самоотверженного труда, бережливости, успеха в мирских делах, осуждавший праздность, расточительство. Успехи на профессиональном поприще рассматривались как проявление божественной благодати.

Мощное развитие Просвещение в XVIII веке получает во Франции, хотя оно и не было однородным. Культурным свершением XVIII века была 35-ти томная «Энциклопедия или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (1751 - 1780), организатором которой был Д. Дидро, привлекший к работе выдающихся ученых и философов: Вольтера, Монтескье, Руссо, Тюрго, Бюффона, Д" Аламбера, Гольбаха и других. Основной причиной общественного неблагополучия они полагали невежество людей, заблуждения рассудка, поэтому главной своей задачей считали пропаганду знаний, чему служила «Энциклопедия». Продолжается углубление идей естественного права, возникают сомнения в «естественности» частной собственности и благотворности прогресса. На базе этих теорий складываются идеи либеральной демократии, которые, распространяясь по странам и континентам, начинали воплощаться в практике государственного строительства разных народов.

Эпоха Просвещения - период бурного развития национальных культур.

Искусство эпохи Просвещения становится более светским. Основными художественными направлениями являлись барокко и классицизм.

Барокко (с итальянского - странный, вычурный) - стиль, для которого характерны криволинейные очертания, изысканная вычурность линий, пышность, декоративность, парадность, аллегоричность фасадов и интерьеров зданий, причудливость метафор и напыщенность языковых конструкций в литературе. Стиль барокко получил преимущественное распространение в католических странах, где стояла задача удержания паствы в лоне католической церкви. Помимо культовой архитектуры, стиль барокко воплотился в парковых и дворцовых ансамблях, декоративной живописи и скульптуре, парадном портрете, натюрморте и пейзаже, а также в музыке. Этот стиль созвучен абсолютизму, как выражение пышности и блеска государства и буржуазии, преклонявшейся перед богатством. В стиле барокко творили П. Рубенс и С. Бах.

Классицизм (от лат. образцовый) пытался выразить стремление к разумному, гармоничному строю жизни, к стабильности и порядку, в нем присутствовало объединяющее, героически-возвышенное начало. Его привлекательной стороной выступал нравственный пафос, гражданская направленность, патриотизм. Ориентируясь на античные образцы, он фактически базировался на рационализме.

В литературе в этом стиле творили драматурги Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен; в живописи - Пуссен, Лоррен; в музыке - Люлли, Моцарт; в архитектуре этот стиль воплотился в Версале, ставшем образцом для подражания в других странах.

На рубеже XVIII - XIX веков классицизм превращается в свою разновидность - ампир, который, прежде всего, проявился в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Для ампира характерно широкое применение ордерной системы, позолоты на темно-синем или красном фоне в сочетании с белым мрамором. Этот массивный, величественный стиль, широко использовавший восточные мотивы, сложился в наполеоновской империи.

Позднее барокко переросло в стиль рококо (от франц. рокайль - раковина), как изысканный и легковесный стиль. В рококо причудливо соединяются гедонизм, прихотливость, пренебрежение естественным ради эстетства, экзотики и блестящая художественная культура. Рококо - выражение тенденции к отрицанию устоявшихся, ставших бесплодными форм и противопоставление им новых, пусть не бесспорных, но весьма своеобразных подходов. Стремление к освобождению от официоза классицизма выливается в пристрастие к сельским идиллиям и пасторалям, игривым галантным сценам; пышности, величию и патетике противопоставляются камерные, интимные, связанные с бытом, формы искусства, экстерьеру - интерьер, где кроме красоты, важным становится и требование удобства, классицистской симметрии - сложная асимметричность. Рококо находит яркое проявление в прикладном искусстве: мебели, посуде, бронзе, фарфоре. Ощущение праздника в интерьере создавали многочисленные зеркала, обильная лепнина, позолота, шелк обоев, вычурная, но и удобная мебель, статуэтки, живописные полотна преимущественно любовного содержания. Видными представителями последнего были А. Ватто, Ф. Буше, Ж. Фрагонар.

Эпоха европейского Просвещения занимает исключительное место в истории человеческой цивилизации благодаря мировому масштабу и долговременному значению. Хронологические рамки данной эпохи определены крупным немецким ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии и Великой французской революцией 1789 г. Социально-экономическими предпосылками культуры эпохи Просвещения являются кризис феодализма и начавшееся тремя веками ранее развитие капиталистических отношений в Западной Европе.

Определяющей чертой культуры эпохи Просвещения является идея прогресса, которая тесно переплетается с понятием "разума". Здесь нужно учитывать изменение понимания "разума" - до середины XVII в. разум, воспринимался философами как "часть души", после Локка он становится скорее процессом мышления, приобретая одновременно функцию деятельности. Тесно связанный с наукой, разум превращается в ее главное орудие. Именно в эпоху Просвещения была сформулирована концепция "вера в прогресс через разум", определившая надолго развитие европейской цивилизации и принесшая целый ряд разрушительных последствий человечеству.

Для культуры просветителей характерна абсолютизация значимости воспитания в формировании нового человека. Деятелям той эпохи казалось, что достаточно создать целесообразные условия для воспитания детей - и в течение одного-двух поколений все несчастья будут искоренены. Была сделана ставка на нового человека, свободного от наследия той или иной философской, религиозной или литературной традиции. Однако все предпринимаемые эксперименты по избавлению человечества от традиции кончались для сообщества людей трагически.

Следует отметить, что католическое Просвещение оказало весьма мало уважения старым традициям и использовало очень радикальное средство - устранение из храмов статуй святых, картин, реликвий, словом всего, что отвлекало внимание от алтаря и амвона. Деятели католического Просвещения занимались также переработкой молитвенников, чтобы ими заменить книжки по благочестию, изданные в XVII в. иезуитами, кармелитами, францисканцами и доминиканцами. Последние пропагандировали своеобразный фанатизм в поклонении святым, в исполнении религиозных церемоний и специальных обрядов.

Очищение литургических практик - одна из главных целей католического Просвещения. Его сторонники в своем стремлении поместить алтарь в центре храма на простом столе, убрать боковые алтари и устранить монологический характер святой обедни выглядят весьма современно. Среди них было немало таких, кто глубоко постиг жизнь церкви первоначального христианства и требовал возврата к ее простоте (Гразер, Блау, Дорш, Веркмайстер, Винтер и др.). Они выступали против тихого исполнения молитв во время мессы, считая, что все, в том числе и канон, следует произносить громко. Они также стремились исключить церковную латынь, устранить из храмов все статуи и реликвии, полностью уничтожить культ святых и благословения святого причастия. Они требовали также существенного сокращения молитв и приспособления их к потребностям современного человека, выступали за резкое сокращение числа обязательных праздников и остро критиковали паломничество и чудотворные места.

В эпоху Просвещения завершилось формирование современной науки с ее идеалами и нормами, определившими последующее развитие техногенной цивилизации. XVIII в. называют в Европе веком разума, хотя принципы рационализма начали утверждаться еще раньше, в XVII в., когда успехи естествознания и математики стимулировали новое учение о познании в противовес средневековой схоластике. Представители старшего поколения - Монтескье и Вольтер тяготели больше к постепенному реформированию феодального общества по образцу конституционно-монархической Англии. Они рассчитывали на "разумное сочетание" интересов буржуа и феодалов. В соответствии со своими умеренно прогрессивными политическими взглядами Монтескье и Вольтер не выходили за пределы деизма, открыто не отстаивали атеистическое мировоззрение.

Идеологи основных масс дореволюционной буржуазии - Дидро, Ламетри, Гельвеций, Гольбах и их соратники - в принципе отрицали феодальную собственность и феодальные привилегии, отвергали деспотическую монархическую власть, выступая при этом за просвещенный абсолютизм. Они отвергали все формы идеализма и религии, открыто отстаивали материалистическую философию и атеизм.

Самостоятельным и влиятельным направлением во французском Просвещении был руссоизм. В "Общественном договоре" Ж.-Ж. Руссо сформулировал общественный демократический идеал, требующим передачи власти от немногих всем. Известно, что многие руководители якобинской диктатуры, в их числе Робеспьер, были сторонниками идей руссоизма. Выражая интересы городской и мелкой деревенской буржуазии, Руссо отстаивал эгалитаризм - равное распределение частной собственности среди граждан, утверждение подлинного народоправия, программу мер по коренному улучшению жизни простого народа. Вместе с тем в вопросах философии и религии он не придерживался материализма и атеизма, ограничивался своеобразным деизмом. Философские и политические концепции французских просветителей, вобравшие в себя идеи английских мыслителей, оказали влияние на культуру многих европейских стран.

Искусство XVIII в. находится в состоянии кризиса, когда величественная, воздвигавшаяся в течение тысячелетий грандиозная художественная система (как модель особой жизни) подверглась пересмотру. В нем можно выделить несколько направлений, отличающихся друг от друга не столько по стилю, сколько мировоззренческой и идеологической направленностью.

Одним из таких направлений является стиль рококо; исследователи рассматривают его как выродившееся барокко. Такой взгляд вполне правомерен с точки зрения эволюции формы - динамики, ритма, взаимоотношений целого и части. Действительно, мощную пространственную динамику, разительные контрасты и впечатляющую пластическую игру форм барокко сменяет стиль, который как бы переводит криволинейные построения барокко в новый регистр. Оставляя без внимания фасады, рококо разыгрывает на стенах и потолках интерьеров орнаментальные симфонии, сплетает кружевные узоры. При этом рококо достигает вершин виртуозности, изящества и блеска, но полностью утрачивает барочную монументальность, основательность и силу.

Другое направление - классицизм XVIII в. - тоже воспринимается как "облегченный" классицизм предшествующего века. Ведь в нем больше археологической точности, чем в предшественнике, больше изящества, выдумки и разнообразия, но также чувствуется недостаток весомости и силы. Возникает искушение считать "второй" классицизм переработанным изданием "первого", поскольку можно проследить, как один классицизм переходил в другой даже в творчестве архитекторов, например семьи Блонделей.

Это различие свидетельствует о том, что перелом между культурами XVII и XVIII вв. носил внутренний, скрытый характер. Архитекторы рококо (его собственная сфера - убранство интерьера) обратились к реальному человеку с его реальными потребностями. Они начали заботиться о комфорте, окружать человека атмосферой удобства и изящества. Существенно то, что новый стиль стал стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами внес тот же дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши. Классицизм XVIII в. сделал это еще последовательнее.

Важным новым началом в искусство XVIII в. было и появление течений, не имевших собственной стилистической формы и не нуждавшихся в ее выработке. Таким крупнейшим идеологическим течением стал сентиментализм, связанный с просветительскими представлениями о прирожденных человеку началах доброты и чистоты, которые теряются вместе с естественным первоначальным состоянием. Сентиментализм не требовал особого стилистического оформления, поскольку был обращен не к внешнему, а к внутреннему, не к всеобщему, а к личному. Но особая окраска, особое чувство проникновения в интимный мир, тонкость эмоций, даже чувство пропорций и воздушность фактуры, так или иначе, связаны с сентиментализмом. Все это создавало ощущение нежного изящества, близости к природе и внутреннего благородства.

В умах писателей эпохи Просвещения все чаще возникает мысль о единстве человека и его культуры. Еще Лейбниц размышлял о контактах Востока и Запада и даже о возможности создания в отдаленном будущем единого общечеловеческого языка. На протяжении XVIII в. в Европе в целом необычайно возрастает интерес к жизни, обычаям и культуре стран Востока. Так, во Франции еще в конце XVII в. появилось многотомное издание "Восточная библиотека". В начале XVIII в. появляются переводы с арабского, персидского и других восточных языков. Особый успех имеет издание "Сказок тысячи и одной ночи", вызвавшее множество подражаний.

Эпоха Просвещения занимает исключительное место в истории культуры. Хронологические рамки данной эпохи определены немецким ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии (1689) и Великой французской революцией (1789). Необходимо отметить приоритет Англии в формировании идеологии и культуры европейского Просвещения, причем не следует забывать о специфике воплощения идей Просвещения в культуре разных государств.

Европейское Просвещение – вполне конкретный комплекс идей, породивший определенную систему культуры. Здесь уже можно говорить об изменениях в сознании огромной массы людей, которые, по словам И. Канта, вышли “из состояния своего несовершеннолетия” и были захвачены потоком новых идей, что и привело к рождению нового типа культуры.

Культура Просвещения имеет ряд специфических черт.

1. Для нее характерен деизм (религиозно-философская доктрина, которая признаёт бога как творца природы, но отрицает дальнейшее вмешательство бога в самодвижение природы и не допускает иных путей познания бога, кроме разума). Деизм давал возможность выступать против религиозного фанатизма, за свободу совести и освобождение науки и философии от церковной опеки. Представители деизма (Вольтер и Руссо во Франции, Дж. Локк в Англии и др.) противопоставляли вере разум. В эпоху Просвещения христианская идея теряет свою силу, проявляется стремление освободить религию от слепой веры, вывести ее из естественного знания.

2. Поклонение просветителей природе привело к космополитизму, что выражалось в осуждении всякого национализма и признании равных возможностей всех наций. Вместе с тем распространение космополи­тизма привело к падению чувства патриотизма, что наиболее ярко видно на примере Франции. “С самого начала французская революция отлича­лась космополитизмом, ее трудно назвать собственно французской... тогда идеалом считался скорее абстрактный “человек”, но отнюдь не Родина” (Э. Фагэ). Всё чаще высказывается мысль о единстве человечества и культуры.

На протяжении XVIII в. в Европе в целом необычайно возрастает интерес к жизни, обычаям и культуре стран Востока. Так, во Франции еще в конце XVII в. появилось многотомное издание “Восточная библиотека”. В начале XVIII в. появляются переводы с арабского, персидского и других восточных языков. Особый успех имеет издание “Сказок тысячи и одной ночи”, вызвавшее множество подражаний. Однако еще более важное значение имели попытки теоретически осмыслить культуру разных народов, исходя из идеи единства человеческой природы и универсальности разума. Итальянский просветитель Вико говорил: “В природе существует один умственный язык, общий для всех народов”. Немецкий учёный И.Г. Гердер внимательно изучал фольклор разных стран и опубликовал сборник “Голоса народов в их песнях”. Разумеется, охватить все богатство культуры мира было невозможно. Но он мечтал об этом, восторженно восклицая: “Какой бы это был труд о роде людском, о человеческом духе, мировой культуре!”.

3. Культуре эпохи Просвещения присуща “научность”. К началу XVIII в. естествознание переживало истинное возрождение. Ученые середины XVIII в. стремились объяснять все явления природы исключительно естественными причинами. “Это вовсе не были эмпирики с философ­ской точки зрения, это были служители науки, – подчеркивает В.И. Вер­надский, – окончательно вошедшей в жизнь человечества на равноправном положении с философией и религией”. То, что раньше было уделом немногих, теперь стало общим достоянием, примером чего служит знаменитая французская Энциклопедия. На историческую арену впервые выступило самостоятельное и цельное научное мировоззрение. В эпоху Просвещения завершилось формирование современной науки с ее идеалами и нормами, определившими последующее развитие техногенной цивилизации.

4. Идеологи Просвещения верили, что именно с помощью разума будет найдена истина о человеке и окружающей природе. Недаром Просвещение называют веком разума. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и политики: человек может и должен действовать разумно; общество может и должно быть устроено рационально. Культ разума в XVIII в. стал главной доктриной культуры. Вольтер называл свой век веком разума, распространившимся по Европе – от Петербурга до Кадиса.

5. Определяющей чертой культуры эпохи Просвещения является идея прогресса, которая тесно переплетается с идеей разумности. Именно в эпоху Просвещения была сформулирована концепция “вера в прогресс через разум”, определившая надолго развитие европейской цивилизации и принесшая целый ряд разрушительных последствий.

6. Для культуры просветителей характерна абсолютизация значения образования в формировании нового человека. Деятелям эпохи казалось, что достаточно создать условия для воспитания детей – и в течение одного-двух поколений все несчастья будут искоренены. Была сделана ставка на нового человека, свободного от наследия той или иной философской, религиозной или литературной традиции. Декарт разработал рационалистический метод познания и выдвинул концепцию о “врожденных идеях”. В противовес ему Локк утверждал, что не существует “врожденных идей”, а поэтому нет и людей “голубой крови”, претендующих на особые права и преимущества. “Опыт о человечес­ком разуме” – философский трактат Джона Локка – стал своего рода манифестом эпохи Просвещения. Содержащиеся в нём идеи о воспитании человеческой личности и роли социальной среды в этом процессе легли в основу теорий большинства просветителей. Все были почти единодушны в том, что если человека формирует опыт, то это должен быть разумный опыт, ибо разум – главный критерий истины и справедливости.

Французское Просвещение, направленное в целом против феодализма и абсолютизма, состояло из различных по политической и философской радикальности учений. Представители старшего поколения – Ш.Л. Монтескье и Вольтер – тяготели больше к постепенному реформированию феодального общества по образцу Англии, где установиласьконституционная монархия – форма государственного устройства, при которой власть монарха ограничивается рамками конституции и сильного парламента. Они рассчитывали на “разумное сочетание” интересов буржуа и аристократов. Д. Дидро, Ж.О. Ламетри, К.А. Гельвеций, П.А. Гольбах в принципе отрицали феодальную собственность и феодальные привилегии, отвергали монархическую власть, выступая при этом за “просвещённую монархию”, воплощение идеалистической веры в возможность улучшить монархическую власть через активное просвещение монархов в духе новых идей времени как компромиссный промежуточный вариант.

Издание“Великой Энциклопедии” собрало все разрозненные знания и стрем­ления просветителей в одно целое. Энциклопедия сплотила вокруг себя умнейших людей Франции. В Париже образовался кружок философов- энциклопедистов , который заявил о себе в начале 50-х годов как об общественной партии.Энциклопедисты – французские просветители, принявшие участие во главе с Дени Дидро в создании 35-томной “Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел” – провозгласили целью многотомного издания – подвести итоги познаний человечества в различных отраслях. Энцикло­педия стала кодексом французского Просвещения. Она была не просто сводом научных знаний, но и формой борьбы с общественными предрассудками, предназначалась для всего общества. Первый том вышел в 1751 г. Главным редактором и душой предприятия былДени Дидро (1713-1784). В философских произведениях (“Мысли об объяснении природы”, “Философские принципы материи и движения” и др.) Дидро отстаивал материалистические идеи. В литературном творчестве он стремился к реализму (“Племянник Рамо”, “Жак-фаталист”, “Монахиня”).

Просветители рассматривали искусство как средство популяриза­ции моральных и политических идей. Смотреть на вещи философски означало смотреть рационально. Писатели Просвещения называли себя философами. Литература опиралась на общественное мнение, которое формировалось в кружках и салонах. Двор перестал быть единственным центром, к которому все стремились. В моду вошли философские салоны Парижа, где бывали Вольтер, Дидро, Руссо, Гельвеций, Юм, Смит.

Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778) был признанным вождем просветителей всей Европы. В его творчестве полнее и ярче, чем в чьем-нибудь другом, выразилась общественная мысль века. Все рационалистическое движение часто отождествляют с деятельностью Вольтера и называют общим име­нем –вольтерьянство. В знаменитый замок Ферне, где он жил последние 20 лет, стекались, как на богомолье, все образованные люди Европы. Отсюда Вольтер рассылал философские и литературные манифесты, руководил кружками в Париже. Вольтер был великим литератором, он умел изложить просто и доступно самую серьезную тему. Вольтер писал философские повести (“Кандид, или Оптимизм”, “Простодушный”), сатирические поэмы (“Орлеанская девственница”), философские трактаты (“Английские письма”), пьесы (“Заира”, “Магомед”), фельетоны, статьи. В противовес некоторым просветителям он всячески подчеркивал ценность культуры.

Крупнейшим представителем французского Просвещениябыл Шарль Луи Монтескье (1689-1755). Его главное и последнее сочинение – итог многолетних трудов – “Дух законов”. Монтескье рассматривал законодательство народов в зависимости от состояния культуры общества. Исследуя различные формы правления (монархию, респуб­лику, деспотию), он разработал теорию зависимости общественных отношений от степени просвещенности общества, от умственного состояния народа, от общего склада цивилизации.

Демократическое направление в Просвещении получило название“руссоизм” по имени одного из наиболее радикально настроенных просветителей –Жан Жака Руссо (1712-1778). Руссо видел причину социального неравенства в частной собственности (“Рассуждение о начале и основаниях неравенства”). В своих литературных произведениях – стихах, поэмах, романах, комедиях – Руссо идеализировал “естественное состояние” человечества, прославлял культ природы. Руссо первым заговорил о высокой цене прогресса цивилизации. Руссо противопоставлял испорченности и развращенности цивилизованных наций идеальную чистоту нравов жизни общества на патриархальной стадии развития. Его лозунг “Назад к природе!” отражает мечту о естественном существовании естественного человека в естественной среде. Педагогические взгляды Руссо выражены в его знаменитом романе-трактате“Эмиль, или О воспитании”. Его роман в письмах “Юлия, или Новая Элоиза” и “Исповедь” стали настольными книгами для многих поколений образованных людей в Европе. В “Общественном договоре” Руссо сформулировал общественный демократический идеал, основанный на передаче власти от немногих всем.

Образ нового героя, способного благодаря знаниям и природному уму выжить в любых условиях, получил художественное воплощение в английской литературе. В знаменитом романеДаниэля Дефо (1661‑1731) “Робинзон Крузо” наглядно доказано, что наделённый знаниями человек может выжить в любых условиях. Вполне трезво смотрит на мир автор не менее знаменитого произведения “Путешествие Гулливера” Джонатан Свифт (1667-1745). Симпатичный доктор Гулливер также не теряется ни при каких условиях, находит общий язык и с лилипутами, и с великанами. Наиболее отчетливо просветительский реализм выразился в творчестве Генри Филдинга (1707-1754), которого называют классиком литературы Просвещения. В романе “История Тома Джонса, найденыша”, в комедии “Судья в ловушке”, сатирическом романе “Джонатан Уайльд” даётся яркая картина эпохи.

Искусство XVIII в. находилось в стадии пересмотра всех существо­вавших ранее ценностей. В нем можно выделить несколько направлений, отличающихся друг от друга мировоззренческой и идеологической направленностью. Одним из них является рококо – художественный стиль, сформировавшийся во Франции во второй половине XVIII в. и отражавший вкуса двора Людовика XV и аристократии. Некоторые исследователи рассматривают его как вырождающееся барокко. Такой взгляд вполне правомерен. Действительно, рококо как бы переводит криволинейные построения барокко в новый регистр звучания, более камерный, изящный и нежный. Рококо разыгрывает на стенах и потолках интерьеров орнаментальные симфонии, сплетает кружевные узоры. При этом рококо достигает вершин виртуозности, изящества и блеска, но полностью утрачивает барочную монументаль­ность, основательность и силу. Обнаженные нимфы и ангелы на фоне бледных пастельных тонов пейзажей заполняют пространство. Сфера рококо – убранство интерье­ра. Рокайльная живопись и скульптура, тесно связанная с архитектурным оформлением интерьера, имела чисто декоративный характер. Она избегала обращения к драматическим сюжетам, носила откровенно иллюзорный безоблачный характер. Плоскость стены разбивалась зеркалами и декоративными панно в овальном обрамлении, состоящем из завитков – ни одной прямой линии, ни одного прямого угла.

Каждую вещь рококо наряжает, покрывает гирляндами завитков, инкрустациями, узорами. Стены особняков знати и богатой буржуазии, выстроенных в классицистическом духе со строгими ордерными формами, внутри разбиты нишами, обильно украшены шелковыми обоями, живописью, лепниной. Единство интерьера не нарушала вычурная мебель с инкрустациями. К изящным столикам и пуфикам на тонких гнутых ножках удивит ельно шли фарфоровые безделушки, ларчики, табакерки, флакончики. В моду вошли фарфор и перламутр. Во Франции возникла Севрская фарфоровая мануфактура, в Германии – не менее знаменитая Мейсенская. Произведения прикладного искусства заняли в культуре рококо важное место. В эту эпоху одежда, прически, внешность человека стали произведениями искусства. Неестественные фигуры дам в кринолине, фижмах, париках приобрели силуэт, несвойственный человеческому телу, и казались вычурной игрушкой в фантастическом интерьере.

Крупнейшим представителем рококо в живописи был Франсуа Буше (1703-1770). Искуснейший мастер, он много работал в области декоративной живописи, делал эскизы гобеленов и росписей по фарфору. Его мифологические и пасторальные композиции очень подходили к убранству рокайльных апартаментов. Типичные сюжеты – “Триумф Венеры”, “Туалет Венеры”, “Купание Дианы”. В произведениях Буше манерность и эротизм эпохи рококо выразились с особой силой. Просветители обоснованно упрекали его за отсутствие правды жизни. Сюжетами произведений Жана Оноре Фрагонара, напротив, становятся незамысловатые обыденные эпизоды (“Поцелуй украдкой”, “Счастливые возможности качелей”). В них проявляется реалистическое мастерство, тонкая и тщательная проработка деталей, незаметно переводящая условный рокайльный жанр в бытовой.

Просветители призывали художников заняться изображением быта третьего сословия. Их призывам вняли Жан Батист Симеон Шарден (1699- 1779) и Жан Батист Грез (1725-1805). С трудом верится, что шарденовские женщины (“Молитва перед обедом”, “Прачка”, “Женщина, моющая кастрюли”) – современницы моделей Буше, но именно они представляли подлинную Францию тех лет. Картины Греза ближе к проповеди руссоистских идей о патриархальной идиллии, семейных добродетелях (“Отец семейства, читающий своим детям Библию”, “Деревенская невеста”, “Балованное дитя”). Дидро в своих критических статьях говорил о Шардене как о создателе нового искусства, а Греза называл “поистине своим художником”.

Предтечей критического реализма в живописи стал великий английский художник Уильям Хогарт (1697-1764). Целые серии картин (из 68 композиций), объединенные одним сюжетом (“Карьера мота”, “Модный брак”, “Прилежание и леность”, “Выборы в парламент”) переводились в гравюры и становились доступными широкому кругу людей. Более демократичная и дешевая, чем живопись, гравюра стала пропагандистом идей Просвещения.

Европейская скульптура XVIII в. отразила ту же смену общественного настроения, что и живопись. Самый интересный скульптор эпохи – Жан Антуан Гудон (1741-1828), создатель целой портретной галереи своих современников, в том числе статуи сидящего Вольтера.

Театр эпохи Просвещения и в драматургии, и в сценических приё­мах отразил новый взгляд на мир. Драматурги и актёры Англии, Франции, Германии были едины в желании представить как можно точнее современную жизнь. Комедии “Севильский цирюльник” и “Безумный день, или женитьба Фигаро” Пьера Огюстена Бомарше (1732-1799) очень точно отражают расстановку общественных сил. Фигаро выступает представителем всего третьего сословия. Фигаро – символ простолюди­на, за которым будущее. Король Людовик XVI, прочитав “Безумный день”, заявил, что скорее Бастилия падёт, нежели эта пьеса будет поставлена. И действительно, Бастилия пала через пять лет после премьеры этот острой, обличительной комедии.

Прогрессивные идеи в музыке воплотилось в творчестве австрий­ского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791). Вместе с Францем Йозефом Гайдном он представлял Венскую классическую школу. Моцарт изменил традиционные оперные формы, внес психологическую индивидуальность в жанровые типы симфоний. Ему принадлежат около 20 опер (“Свадьба Фигаро”, “Дон Жуан”, “Волшебная флейта”), 50 симфонических концертов, многочисленные сонаты, вариа­ции, мессы, знаменитый “Реквием”, хоровые сочинения. Многогранное творчество Моцарта органично связано с общим пафосом эпохи Просвещения.

В XVIII в. картина мира впервые была дана в житейски достоверных образах. Именно в эпоху Просвещения, когда главной ценностью был объявлен человек и его разум, само слово “культура” впервые стало общепризнанным термином, о смысле которого рассуждали не только мыслители века, но и простая публика. Вслед за философами предста­вители различных течений общественной мысли и художественного творчества развитие культуры начали связывать с разумом, нравственно-этическим началом. Уже за это можно высоко оценивать век Просвещения, несмотря на множество свойственных ему ошибок и заблуждений.

Цель Просвещения эпохи Просвещения в целом для всего культурного процесса в мире очень велико. Благодаря ему заметно расширились культурные рамки, которые до этого охватывали лишь незначительный слой общества.

Равенство – вот что привнесло Просвещение в жизнь. Как раз понятие равенства и стало ключевым для дальнейшего культурного развития. Тот факт, что все люди изначально равны между собой и имеют одинаковые права на свое дальнейшее развитие как личностей, и послужил основой для создания идеалов эпохи Просвещения.

Стоит отметить, что эпохе Просвещения были свойственны оптимистические настроения, связанные с верой в то, что человека можно изменить в лучшую сторону. Недаром существовало еще одно определение эпохи Просвещения как «золотого века утопии». Эта утопия относилась прежде всего к изменению в политическом и социальном устоях. Гармоническое общество, живущее по разуму, с чувством ответственности за каждого отдельного человека, – это и есть идеальное общественное устройство просветителей-утопистов.

Феодальный строй уступил место новому буржуазному виду экономических отношений. Но переход этот был не очень гладким. Ему предшествовали не просто постепенные прогрессивные преобразования, а настоящие перевороты, коснувшиеся различных сторон человеческой жизни. В философии наметилось лидерство рационализма, который пришел на смену метафизике. То есть именно разум стал почитаться основой познания и поведения людей.

Родиной Просвещения считается Англия. Даже церковь здесь шла не вопреки Просвещению, а принимая его ценности и идеалы. Переустройство общества после революции и гражданских войн, укрепление правового государства с его стремлением к равенству сделало Англию неким эталоном, к которому стремились и остальные государства.

Первым сформулировал программу английского Просвещения, которой придерживались и во Франции, философ Джон Локк(1632–1704).

Идеи равенства придерживался и другой английский просветитель, философ Томас Гоббс (1588–1679). Он верил в то, что все люди равны от природы, а неравенство есть причина многих бед, таких как конфликты, войны и т. д. А что бы избежать этих бед, считал Т. Гоббс, каждому человеку нужно избавиться от его эгоистических страстей.

Но были мыслители, которые придерживались абсолютно противоположного мнения. Так родилось новое направление в философии, названное этикой самолюбия или разумным эгоизмом. Его последователями были английский мыслитель и писатель Бернард Мандевиль (1670–1733), а также английский философ и социолог Иеремия Бентам (1748–1832).

Именами великих мыслителей прославилась эпоха Просвещения во Франции. Прежде всего – Вольтер, Жан Жак Руссо, Дени Дидро и Шарль Луи Монтескье.


  • Эпоха Просвещения (XVII XVIII вв .) Цель Просвещения – сделать весь народ более образованным. Вот почему значение эпохи Просвещения


  • Эпоха Просвещения (XVII XVIII вв .) Цель Просвещения – сделать весь народ более образованным. Вот почему значение эпохи Просвещения в целом для всего культурного процесса в мире очень велико.


  • Эпоха Просвещения (XVII XVIII вв .) Цель Просвещения – сделать весь народ более образованным. Вот почему значение эпохи Просвещен


  • Эпоха Просвещения (XVII XVIII вв .) Цель Просвещения – сделать весь народ более образованным. Вот почему значение эпохи Просвещен . Загрузка. Скачать Получить на телефон.



  • Эпоха Просвещения (XVII XVIII вв .) Цель Просвещения


  • В XVIII в. Германия развивалась по капиталистическому пути, однако в сравнении с Англией и Францией... подробнее ».
    Эпоха Просвещения (XVII XVIII вв .) Цель Просвещения – сделать весь народ более образованным.


  • В XVIII в. Германия развивалась по капиталистическому пути, однако в сравнении с Англией и Францией... подробнее ».
    Эпоха Просвещения (XVII XVIII вв .) Цель Просвещения – сделать весь народ более образованным.


  • Эпоха Просвещения в Германии. В XVIII в. Германия развивалась по капиталистическому пути, однако в сравнении с Англией и Францией развитие это было замедленным, запоздалым и ему приходилось преодолевать большие препятствия.


  • Литература и музыка эпохи Просвещения . Эпоха Просвещения
    В 20-30-е годы XVIII


  • Литература и музыка эпохи Просвещения . Эпоха Просвещения в литературе охватывает столетний период с 1688 по 1789 годы.
    В 20-30-е годы XVIII века в литературе господствует проза, популярность приобретает роман приключений, путешествий.

Найдено похожих страниц:10


Loading...Loading...