Советская историческая энциклопедия. Совет по общественным делам Церкви

(Curia Romana) - совокупность подчиненных рим. папе учреждений, являющихся центр. органами управления католич. церкви и гос-ва Ватикан. Р. к. возникла в 12 в. на основе различных учреждений папского двора. Состоит из 12 конгрегаций, 3 трибуналов и 5 секретариатов. Конгрегации: 1) вероучения (в 1588-1965 наз. конгрегацией священной канцелярии; с 1542 до 1588 - конгрегацией инквизиции); 2) консисториальная - ведает назначением епископов, учреждением епархий; 3) вост. церкви, учреждена в 1862 с присоединением к конгрегации пропаганды веры, выделилась в 1917 в самостоятельную конгрегацию - в ее ведении дела, касающиеся вост.-христ. церкви (гл. обр. в Вост. и Юго-Вост. Европе, Бл. и Ср. Востоке); 4) таинств - занимается вопросами церк. дисциплины; 5) церк. соборов - ведает школами, светскими об-вами католич. церкви, имеет право пересмотра решений церк. соборов, епископальных конференций; 6) монаш. орденов - управляет всеми орденами; 7) пропаганды веры - руководит всеми миссионерскими орг-циями; 8) ритуалов - ведает порядком церк. службы, одна из ее функций - канонизация "святых"; 9) церемониала - ведает протоколом папского двора, т. е. регулирует внеш. порядок и формы общения; 10) семинарий и ун-тов - контролирует уч. заведения, зависимые от католич. церкви; 11) по чрезвычайным религ. делам - занимается вопросами отношений Ватикана с др. гос-вами; в ее состав входит комиссия по делам России, образованная в 1930; 12) по делам собора св. Петра. Префектом (главой; трех первых конгрегаций является папа римский, во главе других стоят кардиналы (всего в аппарате Р. к. постоянно работает 31 кардинал). Трибуналы: 1) рота - суд. орган, разбирающий апелляции на решения епархиальных судов, занимающийся также разбором бракоразводных дел; 2) сигнатура - верх. суд, разбирающий апелляции на решения роты; 3) пенитенциарий, ведающий "отпущением грехов", наказаниями за нарушение догм. Важнейший секретариат - гос. секретариат, глава к-рого - гос. секретарь, практически выполняет функции премьер-министра и мин. иностр. дел Ватикана.


Смотреть значение Римская Курия в других словарях

Курия Ж. — 1. Объединение десяти патрицианских родов в Древнем Риме. 2. Сенат, стоявший во главе управления городом в Римской империи. // Место, где он собирался. 3. Разряд избирателей........
Толковый словарь Ефремовой

Курия — курии, ж. (латин. curia) (офиц., право). Разряд, на к-рый подразделяются выборщики при нек-рых буржуазных избирательных системах в целях ослабления воли большинства. Курии........
Толковый словарь Ушакова

Курия — 1) Разряд (группа) избирателей при выборах в представительные учреждения ряда стран. К. различаются по национальному, классовому признакам и общественному цензу. Куриальная........
Политический словарь

Курия — -и; ж. [лат. curia]
1. В древнем Риме: объединение нескольких патрицианских родов. // В Римской империи: сенат, управляющий городом. Римский сенатор должен был посещать курию.
2.........
Толковый словарь Кузнецова

Римская Конвенция Икао — Конвенция о возмещении
ущерба, причиненного иностранным воздушным
судном третьей стороне на поверхности (Рим, 1952 г.). Определяет систему абсолютной ответственности........
Экономический словарь

Курия — (лат. curia - суд) 1. Объединение 10 патрицианских родов в Древнем Риме, 10 курий составляли трибу; также обозначение здания, в котором собирался сенат в Древнем Риме. ........
Юридический словарь

Восточная Римская Империя — см. Византия.

Греко-римская Борьба — (классическая борьба) - вид спортивной борьбы сприменением приемов, основанных на действии рук и туловища (без захватовниже пояса, подножек, подсечек и дp.); сформировался........
Большой энциклопедический словарь

Западная Римская Империя — западная часть Римской империи с 4 в. по 476(год свержения последнего императора Ромула Августула).
Большой энциклопедический словарь

Курия-мурия 5 — скалистых островов у южного побережья Аравийского п-ова.Территория Йемена. 76 км2. Высота до 502 м. Рыболовство.
Большой энциклопедический словарь

Римская Курия — совокупность учреждений, подчиненных папе римскому какглаве католической церкви и государства Ватикан.
Большой энциклопедический словарь

Римская Республика 1798-99 — провозглашена 15 февраля 1798 римскимиреспубликанцами на территории Папской обл., завоеванной армией Наполеона;находилась в зависимости от Франции. В республике была........
Большой энциклопедический словарь

Римская Республика 1849 — провозглашена на территории Папской обл. 9февраля в ходе Революции 1848-49 в Италии. Руководители - Дж. Мадзини иДж. Гарибальди. В республике были проведены демократические........
Большой энциклопедический словарь

Священная Римская Империя 962-1806 — (с кон. 15 в. "Священная Римскаяимперия германской нации") - основана германским королем Оттоном I,подчинившим Сев. и Ср. Италию (с Римом). Включала также Чехию, Бургундию(Арелат),........
Большой энциклопедический словарь

Африка Римская — - провинция, образованная римлянами в 146 г. до н.э. на месте Карфагена (северо-западнее современного Туниса). К середине 1 в. н.э. власть Рима распространилась на всю территорию........
Исторический словарь

Восточная Римская Империя — - см. Византия.
Исторический словарь

Западная Римская Империя — – западная часть Римской империи с IV в. по 476 г., когда был свергнут последний император Ромул Августул.
Исторический словарь

Идеология Римского Общества В Годы Установления Принципата. Римская Литература — Идеология принципата
Ещё во время гражданских войн в широких массах снова стала очень популярна распространённая на Востоке идея о божественном спасителе, который........
Исторический словарь

Курия — в ранней римской истории племенное объединение в 10 родов, позже подразделение полноправных римских граждан, которые делились на 30 курий. По куриям собирались на народные........
Исторический словарь

Курия Римская — - церковное правительство в Ватикане, состоящее из различных конгрегации (См.), департаментов, министерств, создавалось на протяжении XVI в. До этого административными........
Исторический словарь

Римская (лиддская), Чудотворная Икона — Свв. апп. Петр и Иоанн Богослов прежде путешествия своего по отдаленным странам для проповеди слова Божия благовествовали в местах, ближайших к Иерусалиму. Когда они........
Исторический словарь

Римская Держава В Период Поздней Республики — Новые римские территории получили статус, значительно отличавшийся от статуса Италии. Они рассматривались как собственность римского народа и были лишены всякого........
Исторический словарь

Римская Империя В I В. Н. Э. (до 70-х Годов) — Императоры и сенат Начавшийся ещё во времена Августа процесс изменения состава правящего класса продолжался и при его преемниках. К середине I в. потомки старой знати........
Исторический словарь

Римская Империя Во Второй Половине I В. И Во Ii В. Н. Э. — Столетие, протекшее со времени победы Веспасиана, обычно характеризуется как период наивысшего развития римского рабовладельческого общества, как период укрепления........
Исторический словарь

Римская Империя Во Второй Половине Iv В. — Междоусобия преемников Константида
Движение агонистиков и религиозные распри на Востоке показывают, что достигнутая напряжением всех сил видимая стабилизация........
Исторический словарь

Римская Культура Республиканского Периода — Глубокие социально-экономические сдвиги, сопутствовавшие превращению Рима в великую средиземноморскую державу, не только вызвали кризис старой политической системы,........
Исторический словарь

Римская Курия — - совокупность учреждений, подчиненных папе римскому как главе католической церкви и государства Батикам.
Исторический словарь

Римская Республика — - термин применяется к характеристике двух различных периодов: в 1798- 1799 гг. провозглашена 15 февраля республиканцами на территории Папской области, завоеванной армией........
Исторический словарь

Римская Республика В V-iv Вв. До Н. Э. — Римское общество раннереспубликанского периода Рим в конце царского периода и в раннереспубликанскую эпоху был ещё очень небольшой общиной. Хозяйственная жизнь........
Исторический словарь

Римская Республика С Конца Vi До Середины Ii В. До Н.э. — Периодизация.
Вторым периодом римской истории после свержения власти царей является эпоха республики(Термин res publica означает по-латыни «народное дело», так римляне........
Исторический словарь

Современное положение и структура Римо-католической церкви.

В настоящее время главой Католической церкви является Папа Иоанн Павел II, поляк по происхождению. Это первый более чем за 500 лет папа-неитальянец и первый папа-славянин. До избрания на папский пре­стол он был кардиналом Краковским.

Избирают Римского папу карди­налы, то есть высший слои духовен­ства Римо-католической Церкви, ко­торый идет сразу вслед за папой. Кардиналов немного, всего около 250 человек. Они избирают папу на особом заседании, которое называ­ется конклав.

Конклав - это интересное, иду­щее со средних веков установление Римской Церкви. В переводе с латы­ни сит с1ауе означает «со ключом». Участников заседания вводят в некое помещение, вход закладывают кирпи­чами, цементируют. Выйти с конк­лава кардиналы могут только тогда, когда изберут нового Римского папу. В XIV веке был случай, что кардина­лы полтора года не могли ничего ре­шить, люди возмутились и заперли их, сказав, что, пока новый папа не бу­дет избран, они оттуда не выйдут. С тех пор утвердилась такая прак­тика. Сейчас конклавы происходят в Сикстинской капелле. Чтобы побу­дить кардиналов к скорейшему избра­нию нового папы, им каждый день дают пищу во все меньшем количе­стве и все худшего качества. Римский папа избирается двумя третями голосов кардиналов.

Папа руководит Римо-католичес­кой Церковью при помощи цент­рального государственного аппара­та, который называется Римская ку­рия. Это своего рода правительство, в котором есть подразделения, назы­ваемые конгрегациями. Они осуществ­ляют руководство определенными об­ластями церковной жизни. В светс­ком правительстве это соответство­вало бы министерствам.

Есть конгрегация по вопросам ве­роучения, которая должна рассмат­ривать вопросы, связанные с чисто­той католической доктрины. Есть конгрегация дисциплины таинств, которая рассматривает все спорные вопросы, связанные с совершением таинств. Есть конгрегация канониза­ции святых.

Особенное отношение к нам име­ет конгрегация по делам Восточных Церквей, которая занимается униа­тами.

Униаты, или католики восточно­го обряда, - это выходцы из Право­славной Церкви или из древних вос­точных Церквей (Коптской, Армяно-григорианской и др.), которые при­соединились к Католической Церк­ви, признали ее вероучение и главен­ство Римского папы, но сохранили свой богослужебный обряд. Напри­мер, на Украине или в Белоруссии - это традиционный византийский об­ряд, который употребляется и в на­шей Церкви. Но как глава Церкви на литургии, безусловно, поминает­ся Римский папа.

Римский папа руководит Католи­ческой Церковью как абсолютный монарх, конгрегации же являются лишь совещательными и админист­ративными органами при нем. Римо-католическая Церковь на­считывает сейчас более 600 милли­онов членов. Это самая большая из христианских конфессий. Католи­цизм распространен прежде всего в странах Южной и Центральной Ев­ропы, а также в странах Южной и Центральной Америки (в силу того, что колонизация их осуществлялась в свое время испанцами и португаль­цами). Много католиков также в Се­верной Америке, в США, особенно в южных штатах, которые тоже были исторически связаны с Испанией, и в восточных штатах. Распространен католицизм и в таких странах Юго-Восточной Азии, как Индонезия и Филиппины. Из стран, которые вхо­дили в состав Российской империи, католическими являются Польша, страны Прибалтики - Латвия и Лит­ва, особенно Литва. В Латвии люте­ран больше, чем католиков. Эстония исторически преимущественно лю­теранская страна. Там есть католи­ки, но более всего лютеран.

Структура Католической Церкви похожа на нашу. Там есть еписко­пат: митрополиты, архиепископы, епископы. Эта структура напомина­ет то, что было в древней Церкви.

У католиков есть и монашество, в отличие от православных католи­ческие монахи объединены в так на­зываемые монашеские Ордена. Что это значит? У нас каждый монастырь живет своей самостоятельной жиз­нью и подчинен епархиальному ар­хиерею. Ставропигиальные монасты­ри подчинены непосредственно Свя­тейшему Патриарху. У католиков ряд монастырей с одним уставом подчи­няется одному общему главе, кото­рый называется генералом монашес­кого Ордена. Он, как правило, явля­ется настоятелем старейшего из мо­настырей этого Ордена. Монастыри Ордена могут быть разбросаны по ог­ромной территории, даже по всему миру, но тем не менее у них есть еди­ное общее руководство, которое на­правляет всю их жизнь.

Орден бенедиктинцев - самый древний. Он возник еще в V веке. Его основателем был святой древней неразделенной Церкви Бенедикт (или, в нашем произношении, - Ве­недикт) Нурсийский. Это был монах, подвижник благочестия, который организовал первые монашеские об­щины на Западе и дал им устав, ос­нованный на восточных уставах. Из­вестен девиз преподобного Венедик­та: «Молись и трудись», который он положил в основу своего монашес­кого устава. В XII-XIII веках возникли Орде­на францисканцев и доминиканцев, на­званные по именам своих основате­лей - католических подвижников Франциска и Доминика.

Вступавшие в Орден францискан­цев давали обет нищенствования. Орден доминиканцев известен в ис­тории прежде всего тем, что именно ему было поручено ведение инкви­зиционных процессов, то есть про­цессов по выявлению, суду и казни мнимых или действительных ерети­ков. Сами доминиканцы любили на­зывать себя иначе, употребляя неко­торую игру слов. Дело в том, что по-латыни D от ini сапе s - «собаки Гос­подни». Они так и называли себя, подчеркивая свою охранительную и антиеретическую роль. Интересно, что у нас в истории было нечто похо­жее с опричниками. Они присваива­ли себе подобный символ.

Наверное, более всех других ка­толических Орденов известен Орден иезуитов. Он основан в 1534 году ис­панским дворянином Игнатием Лойолой со специальной целью - про­тиводействия протестантизму и вооб­ще борьбе с любыми некатолически­ми конфессиями. У иезуитов есть так называемый специальный четвертый обет, которого нет ни в каком дру­гом монашеском Ордене. Три обыч­ных монашеских обета - безбрачие, послушание и нестяжательство - всем известны, они одинаковы на Во­стоке и на Западе. У иезуитов есть еще обет абсолютного послушания папе.

Орден иезуитов построен очень своеобразно и интересно. Там суще­ствует многоступенчатая иерархия. Есть послушники, есть так называе­мые новички; на следующей ступени человек дает три обета - и потом только избранные дают обет абсолют­ного послушания папе. Из них уже выбираются руководящие члены Ор­дена. История иезуитов более или ме­нее всем известна, так же как и их лозунг, что благая цель оправдывает средства, с помощью которых она до­стигается. Поныне из Ордена иезуи­тов выходит значительная часть епис­копов Римо-католической Церкви. Иезуитам принадлежат большинство католических средств массовой ин­формации и издательств. Чтобы пред­ставить размах их деятельности, мож­но привести такие цифры: они руко­водят 94 католическими высшими учебными заведениями и 59 светски­ми учреждениями, не носящими спе­циально духовного характера. Они осуществляют общее руко­водство всей миссией Римо-католи­ческой Церкви.

Весь мир разбит иезуитами на 50 провинций, или областей. Во главе каждой из этих областей стоит управ­ляющий, или препозит, который ру­ководит иезуитами на этой 50-й час­ти мира. Иезуитам дано исключитель­ное право не подчиняться местным католическим епископам. Они под­чиняются только генералу Ордена, а тот - Римскому папе. Местный епис­копат не имеет никакой власти над иезуитами.

Католическая миссия на террито­рии нашей страны сейчас в значи­тельной мере руководится и осуще­ствляется Орденом иезуитов.

В 1917 году, сразу же после Фев­ральской революции, в нашей стра­не католиками был основан Папский восточный институт. Он должен был осуществлять руководство работой на территории России. В 20-е годы вы­сокопоставленные представители Ва­тикана не раз бывали в советской Рос­сии и встречались с тогдашним ру­ководством.

Вот слова, сказанные главой мис­сии Ватикана на территории России французом Мишелем д"Эрбиньи в 1922 году:

«Большевизм умерщвляет священ­ников, оскверняет храмы и святыни, разрушает монастыри. Но не в том ли как раз заключается религиозная миссия антирелигиозного большевиз­ма, что она обрекает на исчезнове­ние носителей схизматической мыс­ли (речь идет о православных. - Ред.), то есть делает «чистый стол», t аЬи1а rasa, и этим дает возможность к ду­ховному воссозиданию России».

На протяжении 20-х и в начале 30-х годов католики активно пытались использовать ситуацию в нашей Цер­кви, пытались истолковать мучени­чество сотен тысяч православных как благоприятный шанс будущей като­лической миссии на территории Рос­сии, освобожденной от «схизматичес­кого» влияния. Примерно так они по­ступают и сейчас.

В Москве есть несколько католи­ческих приходов. Сейчас кроме хра­ма святого Людовика на Лубянке от­крыт костел на Малой Грузинской. Католики претендуют еще примерно на семь зданий. В Москве есть Като­лическая семинария, которая в отли­чие от многих новообразованных пра­вославных учебных заведений очень быстро получила регистрацию и по­мещение. Сейчас в стадии образования находится Католический универ­ситет, который официально имену­ется Интерконфессиональным. Они приглашают к обучению не только католиков, но и представителей дру­гих конфессий и даже вообще людей нехристианского мировоззрения, учитывая накопленный веками бога­тый опыт образовательной и воспи­тательной работы по формированию католического мировоззрения.

В Москве пребывает католический епископ. Он, правда, не является гла­вой Римо-католической Церкви на территории России. Пока еще като­лики этого шага не сделали, ибо на­значить епископа в Москву и назвать его экзархом всея России или дать ему титул архиепископа или митрополи­та было бы слишком вызывающе.

Пока еще в Москве нет униатов, по крайней мере официально. Те при­ходы, которые есть в Москве, - за­падного, латинского обряда. Там мес­са может совершаться и на латинс­ком языке, и на европейских или на русском. Есть целый ряд средних школ, в которых представители Ка­толической семинарии или прихода святого Людовика преподают Закон Божий.

У нас сейчас нет точных статис­тических данных о количестве като­ликов в России, потому что опросов по признаку конфессиональной при­надлежности не проводилось. Понят­но, что в Литве формальных католи­ков насчитывается 70-80% всего на­селения. Количество католиков на территории России никогда не пре­вышало 1,5-2% населения. Поэтому если сейчас создаются какие-то епар­хии в Магадане или в Новосибирске, то очевидно, что главная цель - не окормление ста или двухсот католи­ков, а именно миссионерская дея­тельность, прозелитизм - обращение населения, живущего в этих местах.

Р. S . В Смоленске, например, до последнего времени не было католи­ков. Сейчас там организован приход, который реально посещают 10-15 че­ловек. Но община, которая была за­писана, насчитывала до 1,5 тысяч че­ловек. Так получается потому, что есть люди, которые не являются на деле католиками,

но сознательно же­лают католического влияния, как «цивилизованного европейского» в противовес «кондовому правосла­вию».

Управлять Католической Церковью .

Состоит из своеобразных министерств - конгрегаций , обычно возглавляемых кардиналами или архиепископами .


1. История

Сначала помощниками Западной Церкви были духовные лица из Римского диоцеза и епископы , вскоре появился ряд папских сотрудников - нотариусы, Апостольские адвокаты, Палатинского диаконы и судьи, папские капелланы и др., позже стали образовываться различные постоянные ведомства типа пенитенциарии, канцелярии, апостольской палаты или папской канцелярии, чуть позже возникла Коллегия кардиналов . Реформу администрации разросшейся провел папа Сикст V , придав ей ограничены юридические полномочия и обнародовав в 1588 апостольскую конституцию "Immensa aeterni Dei". В XX веке курия реформировалась трижды. Первый раз - после провозглашения апостольской конституции Пия X "Sapienti consilio" в 1908, которая без изменений была подтверждена "Кодексом канонического права" 1917. В конституции различалось 3 категории ведомств: конгрегация , трибуналы и управления. В постановлении "Christus Dominus" (9) Второго Ватиканского собора было выражено желание, чтобы они были подвергнуты реорганизации и интернационализации, то есть привлечение к работе в них некоторых епископов поместных Церквей и светских представителей верующих. Эти рекомендации удовлетворил Павел VI , объявив 15 августа 1967 апостольскую конституцию "Regimini Ecclesiae universae". Последняя реформа, начатая Павлом VI в 1974 и была завершена в духе соборной экклезиологии апостольской конституции Иоанна Павла II "Pastor bonus" от 28 июня 1988. Согласно статье 38, каждое ведомство курии было обязано разработать особый устав или специальные нормативы и представить их для публичного ознакомления. Конституцию дополнили два motu proprio - "Iusti iudicis" той же даты (о куриальной адвокатов) и "Nil primo anniversario" от 1 января 1989 (об учреждении Управления делами Апостольской Столицы и его статус и об общем устав курии, одобрен папой 4 февраля 1992).


2. Структура

В настоящее время Римская курия состоит из:
Государственного секретариата Святого Престола, который в свою очередь состоит из 2 секций (1-я секция - общих дел, 2-я секция - с отношениями с государствами), 9 конгрегаций, включающие 4 комиссии, 3 трибуналы, 9 папских комиссий и 11 папских советов, 5 межведомственных комиссий. Кроме этого также синод епископов, кадровая служба, несколько служб, а также учреждения исторически сложились.

3. Конгрегации


4. Трибуналы

  • Апостольский пенитенциарий;
  • Верховный Трибунал Апостольской сигнатуры;
  • Трибунал Римской Роты.
  • Папский Совет по делам мирян;
  • Папского совета по содействию христианскому единству;
  • Папский Совет по делам семьи;
  • Папский Совет Справедливости и Мира;
  • Папский Совет Cor Unum;
  • Папский Совет по Пастырского заботы о мигрантах и ​​путешественников;
  • Папский Совет по Пастырского заботы о работниках здравоохранения;
  • Папский Совет по интерпретации законодательных текстов;
  • Папский Совет по межрелигиозному диалогу;
  • Папский Совет по культуре;
  • Папский Совет по массовым коммуникациям.

6. Папские комиссии и комитеты

  • Папская Комиссия по делам Латинской Америки;
  • Папская Комиссия по культурному наследию Церкви;
  • Папская Комиссия по священной археологии;
  • Папская Библейская Комиссия;
  • Папская Комиссия Ecclesia Dei;
  • Папская Комиссия по пересмотру Вульгаты;
  • Международная теологическая комиссия;
  • Папский Комитет по Международным Евхаристического Конгресса;
  • Папский Комитет по историческим наукам;
  • Папская Комиссия по делам государства-города Ватикан;
  • Дисциплинарная Комиссия Римской курии;
  • Комиссия по Катехизиса.

С итальянского языка
Annuario Pontificio -1979 г., стр. 1466.

РИМСКАЯ КУРИЯ.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРИАТ.

Необходимость для Римских пап поддерживать частую, обычную и тайную корреспонденцию привела к возникновению вне Апостолической канцелярий новых органов как "Тайная Камера" в эпоху Мартина V и "Апостолический секретариат" для официальной корреспонденции на латинском языке, которая была упорядочена Иннокентием VIII конституцией "Нон дебет репре-хенсибиле" от 81.12.1487 г. и состояла из 24 апостолических секретарей, один из которых, именуемый "Домашний секретарь" ("Секретариус доместикус") был главным. К этому апостолическому секретариату восходят Канцелярия Бреви, Секретариат Принципов Бреви и Секретариат латинских писем. При Льве Х была создана еще одна должность "интимного секретаря" ("Секретариус интимус"), которую занял Пьетро Ардигепло, помощник кардинала, управляющего государственными делами Юлия да Медичи. Этому помощнику была поручена корреспонденция на местных языках, в особенности с апостолическими нунциями (которые в эту эпоху принимали функции постоянных дипломатических представителей) и от имени и за подписью папы. Государственный секретариат, организованный и возглавляемый затем кардиналом - племянником (словно премьер-министр папы) начал таким образом развиваться в особенности в период Тридентского собора.

"Интимный секретарь", именуемый также "папский или старший секретарь" в течение длительного времени всегда был прелатом без епископского достоинства. Только в начале понтификата Иннокентия Х на эту должность был назначен человек, уже ставший кардиналом и не принадлежавший к папскому родству. Им оказался кардинал-государственный секретарь Иоанн Иаков Панчироли (1644 г.). Затем Иннокентий. ХII своей буллой "Романум децет понтифицем" от 22.6.1692 "г. окончательно упразднил должность кардинала - племянника, который стал генеральным суперинтендантом папского государства. Этой властью обладает только кардинал-государственный секретарь. Св. Пий Х своей конституцией "Сапиенти консилио" от 29.6.1908 г. разделил государственный секретариат на три секции согласно форме, зафиксированной в Кодексе канонического права (кан. 263).

Новый облик был придан государственному секретариату Апостолической конституцией " Регимини Экклезие универсе" Павла VI 15.8.1967 г., где его функции указаны в следующих выражениях: "Помогать непосредственно Св. Папе в его попечительстве о вселенской Церкви и в отношениях с дикастериями Римской Курии". Та же конституция предоставляет государственному секретариату достаточно широкую сферу деятельности: он должен выполнять все функции, которые ей поручит Св. Папа; кроме того, он должен заниматься всем тем, что касается ординарных дел. Что касается дел входящих в компетенции дикастериев Римской Курии, он должен курировать отношения с последними, с епископами и частными лицами; по согласованию с Советом по общественным делам Церкви, он обсудит то, что касается папских представительств, и вместе с Советом будет наблюдать за деятельностью папской комиссии по средствам социальной коммуникации.

Совет по общественным делам Церкви.

Апостолической конституцией "Регимини Экклезие универсе" от 15.8.1967 г. Павел VI назвал "Советом по общественным делам Церкви" Св. Конгрегацию по чрезвычайным церковным делам, утвержденную Пием VII согласно письму кардинала Пакка, государственного про-секретаря, к о. Франциску Фонтана от 19.7.1814 г., расширив тем самым конгрегацию "по чрезвычайным делам Французского королевства", созданную Пием VI в 1793 г.

В соответствии с той же апостолической конституцией "Регимини Экклезие уииверсе" (№ 27) префектом совета (или конгрегации) по общественным долам Церкви является кардинал государственный секретарь. Отличаясь от государственного секретариата и заменив выражение в Папском ежегоднике: "Секция I государственного секретариата: Чрезвычайные церковные дела" (ср. кан. 263), Совет поддерживает постоянные контакты с этим секретариатом, согласно № 26 Апостолической конституции.

Совет по общественным делам Церкви занимается всем тем, что связано о ведением переговоров с гражданскими правительствами, он изучает вопросы, предлагаемые папой Римским, в особенности если это касается гражданского закона, он оказывает попечение дипломатическим отношениям о нациями и по договоренности с государственным секретариатом обсуждает вопросы, касающиеся папских представительств; вместе с государственным секретариатом он наблюдает за деятельностью папской комиссии со средствам социальной коммуникации (ср. апостолическую конституцию "Регимини Экклезие универсе", № 28).

Папская Комиссия по делам России.

Моту проприо "Инде аб иницис" от 6.4.1930 г. Пий XI учредил Комиссию по делам России, которая отличалась от Св. Конгрегации по Восточным Церквам, поскольку должна была заниматься всеми церковными вопросами в России (ДАП, т. ХХП, стр. 153). Моту проприо "Квам соллицито" от 21.12.1934 г. тот же Пий XI поручил ей публиковать литургические книги и постановил, что духовенство и верующие восточного обряда должны возвратиться в юрисдикцию Св. Конгрегации Восточных Церквей, а русские верующие и духовенство латинского обряда останутся в подчинении Комиссии по делам России. Тем же моту проприо она присоединялась к Св. Конгрегации по чрезвычайных церковных делам, и председателем ее должен был стать секретарь "про темпоре" той же Св. Конгрегации.

Официальный бюллетень Св. Престола
(Акта Апостолице седис) (Деяния апостольского престола).

В течение многих столетий не было никаких норм обнародования папских законов. В IV ст. обычно направляли текст епископам или митрополитам. Эти подлинные собрания декретов обнародовались благодаря отправки их в какой-либо исследовательский университет. С 1281 г. меры карательного характера обнародовались посредством прикрепления в общественном месте в Риме или в месте нахождения папы. Эта форма стала обычной с XV ст. для всех папских конституций, которые прикреплялись перед входом в базилику Св. Петра и Св. Иоанна (первоначально их открыто читали в этих базиликах) и перед входом в канцелярию и на Цветочном поле.

Св. Пий Х (конституция "Сапиенти консилио" от 29.6.1908 г.) устанавливает, что провозглашение папских законов должно осуществляться через публикацию текста в официальном периодическом издании под названием " Акта Апостолице седис" ("Деяния Апостольского Престола", ДАП) С 1865 по 1908 г. в Риме выходил бюллетень под названия "Деяния Св. Престола", где в частности был опубликован текст документа папы от 23.5.1904 г. об официальном учреждении нового документа с рескриптом Св. Конгрегации "Пропаганда фиде".

В настоящее время (кан. 9) законы обычно вступают в силу 3 месяца спустя после даты выпуска ДАП, в котором они публикуются.

Дирекция и редакция находятся при Государственном Секретариате.


Страница сгенерирована за 0.02 секунд!

Curia Romana) - совокупность подчиненных рим. папе учреждений, являющихся центр. органами управления католич. церкви и гос-ва Ватикан. Р. к. возникла в 12 в. на основе различных учреждений папского двора. Состоит из 12 конгрегаций, 3 трибуналов и 5 секретариатов. Конгрегации: 1) вероучения (в 1588-1965 наз. конгрегацией священной канцелярии; с 1542 до 1588 - конгрегацией инквизиции); 2) консисториальная - ведает назначением епископов, учреждением епархий; 3) вост. церкви, учреждена в 1862 с присоединением к конгрегации пропаганды веры, выделилась в 1917 в самостоятельную конгрегацию - в ее ведении дела, касающиеся вост.-христ. церкви (гл. обр. в Вост. и Юго-Вост. Европе, Бл. и Ср. Востоке); 4) таинств - занимается вопросами церк. дисциплины; 5) церк. соборов - ведает школами, светскими об-вами католич. церкви, имеет право пересмотра решений церк. соборов, епископальных конференций; 6) монаш. орденов - управляет всеми орденами; 7) пропаганды веры - руководит всеми миссионерскими орг-циями; 8) ритуалов - ведает порядком церк. службы, одна из ее функций - канонизация "святых"; 9) церемониала - ведает протоколом папского двора, т. е. регулирует внеш. порядок и формы общения; 10) семинарий и ун-тов - контролирует уч. заведения, зависимые от католич. церкви; 11) по чрезвычайным религ. делам - занимается вопросами отношений Ватикана с др. гос-вами; в ее состав входит комиссия по делам России, образованная в 1930; 12) по делам собора св. Петра. Префектом (главой; трех первых конгрегаций является папа римский, во главе других стоят кардиналы (всего в аппарате Р. к. постоянно работает 31 кардинал). Трибуналы: 1) рота - суд. орган, разбирающий апелляции на решения епархиальных судов, занимающийся также разбором бракоразводных дел; 2) сигнатура - верх. суд, разбирающий апелляции на решения роты; 3) пенитенциарий, ведающий "отпущением грехов", наказаниями за нарушение догм. Важнейший секретариат - гос. секретариат, глава к-рого - гос. секретарь, практически выполняет функции премьер-министра и мин. иностр. дел Ватикана.

Loading...Loading...