Священные горы Китая – святыни даосизма и конфуцианства. Конфуцианская ритуальная практика

4

В Храм Конфуция мы попали после обеда, часа в три, и с удовольствием провели там остаток светового дня. От площади Тяньаньмэнь (в кафе, рядом с которой, нам и пришла идея посетить это знаковое для всего Китая место) до храма Конфуция добрались достаточно быстро и легко. Сначала на метро до станции «Yonghegong» (линии метро № 2 и № 5), далее в метрах ста от выхода «С», сразу нашли очень известный ламаистский монастырь Юнхэгун, и, дав себе обязательство посетить и его, направились прямиком в храм Конфуция, до которого было совсем близко. Да простит нас монастырь Юнхэгун, мы не выполнили данное обязательство и не увидели его. Попав на территорию соседнего храма, почтенного храма Конфуция, очень уютного, тихого и сравнительно мало посещаемого, мы не нашли силы покинуть его до самой последней минуты разрешенного времени посещения. К этому времени закрылся и монастырь Юнхэгун, а назавтра нас ждал Храм Неба и поезд до Пинъяо.

Немного пройдя по тихой улочке, вдоль высокой стены, над гребнем которой видны черепичные крыши древних построек и кроны не менее древних кипарисов, подойдем к воротам в храм.

3


1


Заходим. Нашему взору открывается анфилада из трех дворов, разделенных стенами и воротами.

1


1


На территории храма Конфуция, так все пропитано мудростью и ученостью, что непременно тянет на глубокомысленные размышления. Вот лично мне прилетел такой неожиданный вопрос: насколько религиозны китайцы? А если есть вопрос, надо искать ответ. С одной стороны, все достаточно просто. Разве может быть не религиозен народ, принадлежащий к тысячелетней цивилизации, живущий в стране, наполненной храмами и часовнями, алтарями и монастырями. Но, если считать, что основными признаками религии являются наличие догм, представления о божественном сотворении мира, о существовании божеств, не имеющих ничего общего с простыми смертными, то ответ на поставленный вопрос будет иным. Китайцы не религиозны.

В Китае уже много веков существует понятие «трех религий», включающее конфуцианство, даосизм и буддизм. Китайцы не признают между ними жестких границ, оставаясь верными утверждению: «Три учения составляют, по сути, одно».

4


3


Одно из этих трех учений, конфуцианство, наименее религиозно. Эта система основана на связях между законами природы и моральными запретами. Наблюдая за миром и перенося эти наблюдения в жизнь посредством обучения, это учение создает основу для социальной организации. Конфуцианство не проповедует идею о том, что семья имеет главу, поскольку Бог так пожелал. Вовсе нет. Просто природа демонстрирует нам, что выжить в условиях анархии невозможно. Лишенное божеств в персонифицированном виде, конфуцианство признает существование природных сил, которые являясь неумолимыми, активно действуют в этом мире. Вопрос о посмертном существовании конфуцианство решает скорее символически, без какого-нибудь отношения к реальности, в основном через культ предков. Во всяком случае, оно далеко от поисков бессмертия.

2


Даосизм такое же древнее учение, как и конфуцианство. Существует легенда, что Конфуций ученик Лао-цзы, так ли это, точно не известно. Но жили два легендарных китайских философа в одно время. Лао-Цзы («мудрый старец») основатель философского учения о Великом Абсолюте. Нет абсолютного добра и абсолютного зла, нет абсолютной истины и абсолютной лжи — все понятия и ценности относительны. Даосизм (от китайского слова «дао» «путь», «первооснова всякого бытия») также имеет в своей основе идею прислушивания к путям природы. С одной стороны, упор делается на практику медитации. Основная идея практической философии Лао-Цзы это абстрагироваться от всяких связей с обществом, проводить время, размышляя в одиночестве. Всякое стремление что-нибудь сделать, что-либо изменить в природе или в жизни людей осуждается. Главный принцип — принцип неделания, бездействия, а главная добродетель — воздержание. С другой стороны, даосизм имеет религиозную составляющую. Во-первых, происходило обожествление Лао-Цзы, для чего была разработана серия ритуалов, практик и магических церемоний. Эти культы отправлялись жрецами, местом отправления культа могли быть храмы или часовни или иная магическая территория, определенная жрецами. Позже в религиозном даосизме появилось много богов. Часто это были люди, которые через посвящение или обретение мудрости смогли победить смерть. Таким образом, существует путь, который посредством некоторого числа практик, аскетического поведения и занятий магического характера, может привести посвященного в тайны учения к бессмертию.

5


И, наконец, буддизм. Он пришел из Индии, где жил Сиддхаратха (собственное имя Будды), также известный под именем Гаутама Шакъямуни. Причем он жил как раз в эпоху Конфуция и Лао-Цзы. В Китай буддизм пришел в начале первого века нашей эры. Основное учение Будды содержит четыре истины: жизнь это страдание; страдание происходит из желания; желание укротимо; страдание может быть побеждено правильным мышлением. Победить страдание — это значит суметь посредством соответствующих практик и медитаций выйти из цикла реинкарнаций, в который вновь и вновь низвергают людей ошибки, совершенные ими. Те, кто смог очистится в достаточной степени, чтобы подняться до уровня, где угасает желание, являются святыми или пробужденными. Сиддхаратха — один из пробужденных.

8

2

Кстати, вы заметили, что мы уже долгое время находимся на территории храма Конфуция. Будет более справедливым, если мы уделим основное внимание именно этой легендарной личности.

О Конфуции, великом китайском философе, чьи теории очень нравились китайским императорам

За 500 лет до нашей эры на территории современного Китая находилось множество княжеств, которые вели беспрерывные междоусобные войны. Это стало основной причиной возникновения большого количества философских учений, которые стремились объяснить несовершенство бытия, причину бесконечных бедствий народа. Китайские философы хотели найти путь преодоления страданий и горя. Правители государства - императоры и князья - стремились окружить себя мудрецами, чтобы производить впечатление мудрых правителей. Философы с учениками странствовали от одного царства к другому и предлагали свои услуги при дворах правителей.

Наиболее известным философом того времени и был Конфуций (551-479 гг. до н. э.). Конфуций это латинизированная форма фамилии и титула, в Китае его зовут или Кун Фу-цзы (мудрый учитель Кун) или Кун-цзы (философ Кун).

2

Он не оставил после себя письменных работ, но его ученики сохранили память об учителе. Из отрывков его поучений была создана книга «Беседы», в которой Конфуций сформулировал моральный идеал совершенного человека, основными качествами которого должны быть: гуманность и чувство долга.

Конфуций говорил об обществе идеального порядка, в котором каждый знает своё место, где существует деление на - верхи и низы: те, кто думает и управляет государством, и те, кто работает и подчиняется. Принадлежность к этим группам определялась знаниями и моральными качествами человека. Основа порядка — суровое подчинение старшим. Слепая покорность воле старшего - необходимое условие стабильности общества.

5


Первоначально конфуцианство было лишь одним, хотя и очень влиятельным, учением древнего Китая, существовавшим наряду с другими учениями, с тем же даосизмом. Но, после объединения Китая и создания стабильной централизованной империи Хань (206 г. до н. э.- 220 г. н. э.), оно постепенно усилилось, и стало государственной идеологией императорского Китая.

В основе конфуцианства лежит идея гармонии личного нравственного самосовершенствования и деятельности, направленной на упорядочение государства во имя создания идеального общества.

Предполагалось, что нравственное самосовершенствование человека является предпосылкой его успешной деятельности на государственном поприще, что и является целью его нравственного развития.

Последователи Конфуция считали, что государство это аналог большой патриархальной семьи, в которой император должен играть ту же роль, что и полновластный глава рода. В традиционной китайской семье была жесткая иерархия, в ней господствовал принцип беспрекословного подчинения младшего старшему. Соответственно, и конфуцианская доктрина предполагала соблюдение норм иерархической соподчиненности, что было выражено в нормах о «пяти взаимоотношениях» — отношениях между государем и подданными, между отцом и детьми, между старшими и младшими братьями, между мужем и женой и между друзьями.

Идеальная личность конфуцианства — «благородный муж», им мог быть любой человек, независимо от происхождения. Единственный критерий его «благородства» — строгое и неукоснительное следование нормам конфуцианской морали.
Большую роль играл в конфуцианстве культ предков. Конфуцианство не утверждало о бессмертии их душ. Важно было вести себя так, как если бы предки действительно присутствовали» демонстрируя этим свою искренность и развивая в себе гуманность - сыновнюю почтительность и уважение к семейным ценностям, и к древности.

2


После того, как конфуцианство стало официальной идеологией империи, его идеи оказали сильнейшее влияние на формирование всей ее политической системы. Например, система экзаменов, главный способ формирования чиновничьего корпуса государства. Экзаменующийся, а им, теоретически, мог быть любой человек, если он не был сыном проститутки, актера или парикмахера (первые два варианта, имеют объяснение, но, не знаю, чем так провинились парикмахеры) должен был во время экзамена продемонстрировать свое знание конфуцианской классики и умение применять ее принципы при решении современных политических проблем. Эта система благополучно существовала в Китае до 1905 года, когда она была заменена европейской общеобразовательной системой. Влияние конфуцианства на все китайское общество было настолько глубоким, что это ощущается и в сегодняшней жизни народа.

О храме Конфуция, который столице Китая подарили монголы

Когда монголы покорили Китай, они спустя некоторое время поняли, что хорошо бы склонить китайское чиновничество на свою сторону. И тогда в 1302-1306 годах они построили и подарили своей новой столице храм Конфуция, предшественник нынешнего. Современный облик храм приобрел в 1906 году, когда уже обреченная династия Цин (помните историю о злобной императрице Цыси, доведшей империю до краха) решила поднять авторитет храма Конфуция, чтобы противопоставить его влиянию христианства.

К этому времени мы уже достаточно прогулялись по дворам и павильонам, находящимся в тени вековых деревьев. Хочу обратить внимание на 198 каменных стел, покрытых иероглифическими надписями.

3


1


На них записаны имена и даты рождения всех 51624 соискателей, успешно сдавших экзамены на высшую ученую степень «цзиньши», дающую право работать на государственных постах.

А еще на территории храма можно увидеть старый кипарис, огороженный заборчиком. Ему, между прочим, более 700 лет.

4

А в эпоху Мин (помните эту империю — царство кастратов) произошла история, связанная с этим деревом. Один министр совершал церемонию поклонения, во время которой сломанная сильным порывом ветра ветка сорвала с него черную сетчатую шляпу (отличительный знак чиновников его ранга). Человек он был не очень хороший, и потому люди посчитали, что этот кипарис может отличать добро от зла. И дали кипарису имя «Кипарис, поражающий пороки».

Кстати, в храме очень много очень старых деревьев. Меня очень впечатлили глицинии.

7


Эти древовидные вьющиеся субтропические растения с крупными кистями душистых лиловых цветов растут и в моем городе. У нас их высаживают, так, чтобы их ветви, толщиной с виноградные лозы, обвивали беседки или ползли по стене. А в храме Конфуция я увидел невероятной толщины стволы этих деревьев. Сколько же они повидали на своем веку?

Центральное сооружение храма зал Великого Достижения (Дачэндянь), в котором императоры совершали церемонию поклонения Конфуцию.

3


Здание было построено в 1302 году, затем горело, и было заново отстроено в 1411 году. В 1906 году оно было расширено. Двускатная крыша покрыта глазурованной черепицей желтого цвета, цвета императорской власти. В зале Дачэндянь царит полумрак.

2

2

2


В цветах убранства преобладает пурпур и полустертая позолота. Под потолком установлены доски с надписями, прославляющими Конфуция и его учение. В центре зала установлена табличка духа Конфуция, ей поклонялись как самому Конфуцию.

Перед ступеньками зала происходила какая-то церемония с участием большой группы китайских подростков, одетых в старинные одежды. Возможно, это была репетиция представления, воссоздающее обстановку «великого жертвоприношения».

2


1


Имя: Конфуций (Confucius)

Дата рождения: 551 г. до н. э.

Возраст: 72 года

Дата смерти: 479 г. до н. э.

Деятельность: мыслитель и философ

Семейное положение: вдовец

Конфуций: биография

Имя этого философа знакомо каждому. Конфуций - самый известный китаец. Учение древнего мыслителя положено в основу государственной идеологии. Оно оказало влияние на жизнь Восточной Азии. Конфуцианство долгое время не уступало в Китае по своей значимости буддизму. Хотя вопросы религии в философии конфуцианства не затрагиваются, имя Конфуция было вписано в религиозный пантеон.

Конфуций - новатор в идее построения нравственного, полного гармонии общества. Следуя правилам философии, человек пребудет в гармонии с собой и окружающим миром. Популярность афоризмов и суждений Конфуция не угасла и спустя 20 веков после смерти.

Детство и юность

Биография рода Кун, потомком которого является Конфуций, досконально описана историками средневекового Китая. Конфуций - потомок Вэй-цзы, полководца императора династии Чжоу Чэнь-вана. За верность императору Вэй-цзы получил в дар княжество Сун и титул чжу хоу. К моменту рождения Конфуция род Вэй-цзы уже обеднел и переселился в царство Лу на севере Китая. Отец Конфуция Шулян Хэ имел двух жен. Первая родила девять дочерей. Вторая родила сына, но слабый мальчик умер.


В 551 году до н э. 63-летнему Шулян Хэ наследника родила наложница Янь Чжэнцзай, которой на тот момент едва исполнилось семнадцать. По легенде, рожать она взошла на холм, под тутовое дерево. В момент рождения младенца из-под земли забил источник, в котором его и обмыли. После вода течь перестала. Отец недолго прожил после рождения сына. Когда Конфуцию исполнилось полтора года, Шулян Хэ оставил этот мир. Янь Чжэнцзай, которую невзлюбили старшие жены, покинула дом мужа и перебралась поближе к родным, в город Цюйфу. Янь Чжэнцзай с мальчиком жили самостоятельно. Конфуцию с детства пришлось познать лишения.

Мать Конфуция внушала мальчику, что он должен быть достойным продолжателем рода. Хоть маленькая семья жила в бедности, мальчик усердно трудился, осваивая знания, необходимые аристократу Китая. Особое внимание уделялось искусствам. Усердие в учебе принесло плоды: 20-тилетнего Конфуция назначили отвечать за амбары семьи Цзи княжества Лу в восточном Китае. А затем поставили отвечать за скот.

Учение

Конфуций жил в эпоху заката империи Чжоу. Император постепенно утрачивал власть, отдавая на откуп правителям отдельных княжеств. Патриархальное устройство государства пришло в упадок. Междоусобные войны привели народ к обнищанию.

В 528 году до н. э. умерла Янь Чжэнцзай, мать Конфуция. Следуя традиции траура по родственнику, он ушел в трехлетнюю отставку. Этот уход позволил философу изучить древние книги и создать философский трактат о правилах взаимоотношений в построении гармоничного государства.


Когда философу шел 44 год, его поставили на пост правителя резиденции княжества Лу. Некоторое время он был начальником судебной службы. С высоты поста Конфуций взывал ко власть имущим наказывать народ только в случае неповиновения, а в остальных случаях - «объяснять людям их обязанности и учить».

Конфуций еще некоторое время проработал чиновником нескольких княжеств. Но невозможность смирения с новой политикой государства заставила подать в отставку. Он начал ездить по Китаю вместе с учениками, проповедуя философское учение.

Только в 60-летнем возрасте Конфуций вернулся в родной Цюйфу и не покидал до смерти. Остаток своей жизни Конфуций провел с учениками, работая над систематизацией мудрого книжного наследия Китая: «Книги Песен», «Книги перемен» и другими фолиантами китайской философии. Из классического наследия самого Конфуция достоверно установлена подлинность лишь одной - «Весна и Осень».


Китай во времена Конфуция

Историки Китая насчитывают около 3 тысяч учеников философа, однако достоверно известно о 26. Любимым учеником Конфуция считается Янь-юань.

По цитатам высказываний древнего философа его ученики составили книгу изречений «Лунь Юй» («Беседы и суждения»). Создано «Да-сюе» («Великое Учение») - книга о пути совершенствования человека, «Чжун-юн» («Книга о середине») - о пути постижения гармонии.

Конфуцианство

В эпоху правления династии Хань (2 век до н.э. - 3 век н.э.) учение Конфуция возвели в ранг идеологии Поднебесной. В это время конфуцианство стало столпом китайской морали и сформировало образ жизни китайского народа. Конфуцианство сыграло решающую роль в формировании облика китайской цивилизации.

Основа конфуцианской философии - построение общества, основой которого является гармония. Каждый член этого общества стоит на своем месте и выполняет предначертанную ему функцию. Основа отношений между верхами и низами - лояльность. Философия строится на пяти главных качествах, присущих праведному человеку: уважение, справедливость, ритуал, мудрость, благопристойность.


«Жэнь » - «уважение», «великодушие», «доброта», основополагающая категория в китайской философии. Это главная из пяти благодетелей, которыми должен обладать человек. «Жэнь» включает в себя три главные составляющие: любовь и сострадание к людям, правильное отношение двух людей между собой, отношение человека к окружающему миру, в том числе - к неодушевленным предметам. Человек, постигший «Жэнь», пребывает в равновесии с окружающим миром, выполняя «золотое правило морали»: «не навязывать другому то, чего не желаешь себе». Символ «Жэнь» - дерево.

«И » - «справедливость». Человек, следующий «И», делает это не из эгоистических побуждений, а потому что путь «И» - единственно верный. Он основан на взаимности: родители тебя вырастили, а ты в благодарность их почитаешь. «И» уравновешивает «Жэнь», давая человеку твердость в противоборстве эгоизму. Благородный человек ищет справедливости. Символ «И» - металл.

«Ли » - «ритуал», означает «благопристойность», «этику», «церемонии». В это понятие китайский философ вложил возможность благодаря ритуалам поведения сглаживать конфликты, мешающие состоянию мирового единства. Человек, овладевший «Ли», не только почитает старших, но и понимает их роль в обществе. Символ «Ли» - огонь.


«Чжи » - «мудрость». «Чжи» - качество благородного человека. «Здравый смысл» отличает человека от животного, «Чжи» освобождает от сомнений, не давая волю упрямству. Борется с глупостью. Символ в конфуцианстве - вода.

«Синь » - «благонадежность». Благонадежным считается тот, кто чувствует добро. Другое значение - добросовестность и непринужденность. «Синь» уравновешивает «ритуал», предупреждая неискренность. «Синь» соответствует Земле.

Конфуцием разработана схема достижения цели. Согласно философии, если следовать девяти главным правилам, можно стать успешным человеком:

  1. Идите к своей цели, пусть даже медленно, не останавливаясь.
  2. Держите свой инструмент остро отточенным: ваша удача зависит от того, насколько хорошо вы подготовились.
  3. Не меняйте поставленную цель: не важны только методы ее достижения.
  4. Делайте только по-настоящему важное и интересное для вас дело, прикладывая максимальные усилия.
  5. Общайтесь только с теми, кто развивается: он поведет вас за собой.
  6. Работайте над собой, делайте добро, мир вокруг вас - зеркало вашего внутреннего «я».
  7. Не позволяйте обидам сбить вас с пути, негатив не притягивает к вам позитив.
  8. Контролируйте свой гнев: за все придется платить.
  9. Наблюдайте за людьми: каждый может вас чему-то научить или предостеречь.

В противовес конфуцианству в Китае распространён ещё ряд философских школ. Всего насчитывается около ста направлений. Основное место занимает даосизм, основанный Лао-цзы и Чжуан-цзи.


В философском учении Лао-цзы подчеркивает нашу неразрывную связь с космосом. Для каждого человека существует единственный путь, предначертанный свыше. Людям несвойственно влиять на мировое устройство. Путь человечества - смирение. Лао-цзы призывает человека не пытаться влиять на ход событий вокруг. Даосизм - философия с мистическим началом, взывающая к эмоциям человека. Конфуцианство с его рационализмом обращается к разуму человека.

В Европе о Конфуции узнали в середине XVII века - с приходом моды на все, что связано с восточной культурой. Первое издание «Лунь юя» на латыни вышло в 1687 году. В это время набирало обороты иезуитское миссионерство, в том числе и в Китае. В Европу приехали первые посетители из Поднебесной, что подогревало интерес публики к неизведанному и экзотическому.

Личная жизнь

В возрасте 19 лет Конфуций женился на Кикоан Ши, девушке из знатного рода. В семье родился первенец Ли, больше известный, как Бо-Юй. Затем Кикоан Ши родила и дочь.

Смерть

В 66-летнем возрасте философ овдовел. На закате жизни он все время посвящал ученикам в своем доме в городе Цюйфу. Умер Конфуций в 479 году до н. э., в 72 года. Перед смертью он впал в семидневный сон.

В городе Цюйфу (провинция Шаньдун, Восточный Китай) на месте дома древнего мыслителя построили храм. После сооружения примыкающих зданий и пристроек строение выросло до храмового комплекса. Место захоронения Конфуция и учеников - объект паломничества уже 2 тысяч лет. В 1994 году ЮНЕСКО занесла храмовый комплекс, дом Конфуция и лес вокруг него в «Список объектов мирового культурного наследия».


Второе место после храма в Цюйфу занимает Пекинский храм Конфуция. Он открыл двери в 1302 году. Площадь комплекса составляет 20 000 м². На территории расположены четыре двора, стоящие на оси «север-юг». В первом дворе 198 табличек, на камне которых высечены 51624 имени людей, получивших степень цзиньши (высшая ученая степень императорских государственных экзаменов). В Пекинском храме стоит 189 стелы из камня, на которых высечено «Тринадцатикнижие» Конфуция.

Память

Через год после смерти Конфуция в Китае начались торжества памяти великого философа. Памятные мероприятия в Поднебесной возобновились в 1984 году, тогда же - Международный фестиваль конфуцианской культуры. В Китае проводятся конгрессы на тему конфуцианства. За достижение успехов в образовательной сфере награждают премией имени Конфуция. В 2009 году Китай праздновал 2560-летие мыслителя.


С 2004 года в мире открываются «Институты Конфуция». Идея создания - популяризация китайской культуры и языка. Институты Конфуция стажируют в Китае студентов и преподавателей. Организовывают слеты, посвященные Китаю конференции, проводят языковой тест «HSK». Кроме «институтов» основаны «классы» определенного профиля: медицины, бизнеса и пр. Финансирование и поддержку оказывает Министерство образования Китая вместе с центрами синологии.

В 2010 году в прокат вышел фильм-биография «Конфуций». Главную роль исполнил Чоу Юньфатом. Проект вызвал много противоречий у зрителей и критиков. Китайцы посчитали, что актер, исполняющий роль Конфуция, слишком много снимался в боевиках и фильмах о боевых искусствах. Он не сможет правильно донести образ великого учителя, а превратит философа в «героя кунг-фу». Публику беспокоил и кантонский язык актера (Чоу Юньфат родом из Гонконга), поскольку фильм снимался на языке путунхуа.

Прямой наследник Конфуция Кун Цзянь подал в суд на кинокомпанию, требуя удалить из фильма «романтическую» сцену разговора Конфуция и Нан-цзы.

Конфуций примерял столько образов за историю Китая, что иногда вызывает протест у этнографов. С именем философа связано немало ироничных притч и анекдотов. Так, китайский историк Гу Цзегана посоветовал «принимать по одному Конфуцию за раз».

Цитаты Конфуция

  • «Счастье - это когда тебя понимают, большое счастье - это когда тебя любят, настоящее счастье - это когда любишь ты»
  • «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни»
  • «Три вещи никогда не возвращаются обратно - время, слово, возможность. Поэтому: не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность»
  • «Если тебе плюют в спину, значит ты впереди»

Библиография

  • «Беседы и суждения»
  • «Великое учение»
  • «Книга о середине»
  • «Конфуций о любви»
  • «Луньюй. Изречения»
  • «Конфуций. Уроки мудрости»
  • «Конфуций. Изречения. Книга песен и гимнов»
  • «Конфуций о бизнесе»

Единственное учение китайского происхождения, которое получило значительное распространение за пределами Китая, - конфуцианство. Многие отказывают ему в праве называться религией. Действительно ли конфуцианство безрелигиозно? В поиске ответа на этот вопрос диакон Георгий Максимов обращается к наследию основателя этой доктрины.

Конфуцианство было официальной идеологией Китайской империи на протяжении более двух тысяч лет, и более пятисот лет официальной идеологией Кореи. Это единственное учение чисто китайского происхождения, которое получило значительное распространение за пределами Китая, прежде всего в Корее, Японии и Вьетнаме. В настоящее время оно имеет миллионы последователей в различных странах Азии .

Многие отказывают конфуцианству в праве называться религией. Действительно, всё, что ассоциируется со сферой религиозного - сказания о Боге или богах, духах, рассуждения о посмертной участи души и загробном мире, - находится на периферии в рассуждениях Конфуция, который больше высказывался о вопросах нравственных и социальных.

Однако при целостном рассмотрении наследия Конфуция оказывается, что некорректно интерпретировать указанные тексты как отрицающие религиозность вообще. Конфуций мало говорил о религиозных вещах не потому, что отрицал или игнорировал их, а во многом потому, что эта сфера, по его мнению, менее всего требовала исправлений.

Конфуций не начинал создавать своё учение "с чистого листа", напротив, он подчёркивал, что проповедует мудрость, дошедшую из глубокой древности. Поэтому он вполне воспринял тот комплекс религиозных представлений, какой дошёл до него от предков. В этих представлениях можно выделить три элемента: китайцы издревле почитали Небо (тянь), почитали духов и почитали души умерших предков.

Древнейшие китайские надписи, сохранившиеся на гадательных костях, содержат обращения к Шан-ди, "Верховному владыке". Так китайцы называли самого главного Бога, от которого зависело всё в мире, но кроме него они признавали существование низших богов и духов, которые, как и люди, были подчинены воле Шан-ди.

Также китайцы с древности употребляли понятие тянь ("небо"), когда говорили о верховном Боге . Некоторые исследователи предполагают, что Шан-ди обозначал личного бога, а Небо - безличную божественную силу, но в текстах оба понятия часто употребляются как синонимы. В более позднее время название "Небо" начинает использоваться значительно чаще, чем "Шан-ди".

С Небом в Китае тесно связаны два понятия: мин (воля Неба) и тян-мин (дарованное Небом право на царствование). Через мин и тян-мин Небо действует в мире людей. Всё происходящее в жизни человека - здоровье, болезнь, богатство, нищета и т.д., - совершается в соответствии с мин. Добродетельный правитель получает тян-мин, и его царствование протекает благополучно, если же он или кто-то из его преемников становится порочным и перестаёт заботиться о подданных, то лишается тян-мин, в стране происходят беспорядки, и его свергают.

Именно с почитанием божественного Неба связано то, что свою страну китайцы стали именовать тянь ся ("Поднебесная"), а своих правителей - тянь цзы ("сын Неба").

Среди низших божеств особо почитался дух Земли, посвящённые ему алтари имелись как при дворе правителей, так и в каждой деревне. К нему часто обращались с мольбами об успешном урожае. Другим особо почитаемым духам также устраивали капища или алтари.

Огромное значение для китайцев имел культ душ или духов умерших, особенно великих предков. Китайцы верили, что у каждого человека есть две души - материальная по, которая появляется в момент зачатия, и духовная хунь, которая входит в младенца после рождения. После смерти человека душа по отправлялась в преисподнюю, а душа хунь - на небо.

Обязанностью родственников считалась забота о загробном состоянии душ предков, особенно души по. По представлению китайцев, души предков могли влиять на жизнь своих потомков. В одном древнекитайском памятнике говорится про древнейшую династию: "Иньцы почитали духов и руководили народом с помощью служения духам" . В хрониках последующей династии Чжоу также можно встретить записи о явлении духа предка, дающего советы или делающего выговоры.

Главным проявлением "заботы" об умерших являлись посвящённые им жертвоприношения. У китайцев в домах имелись особые места с табличками, на которых были написаны имена предков. Перед ними кланялись и возжигали курительные свечи, а в определённые дни совершали жертвоприношения из различных напитков и яств. Перед этими табличками глава дома рассказывал о наиболее значимых семейных событиях, им же представляли невесту сына или внука. К этим табличкам относились так, как если бы в них обитала душа умершего.

Итак, все эти три элемента - культ Неба, культ духов и культ душ умерших - нашли своё место в конфуцианском учении.

Например, типично языческий обряд "кормления" душ умерших приводится среди рекомендаций Конфуция: "Когда [родители] умрут, [надлежит] похоронить их в соответствии с ритуалом и приносить им жертвы" (Лунь Юй, 2.5); также говорится о том, что следует почитать духов (см.: Лунь Юй, 6.20), неоднократно упоминается о необходимости познавать и чтить волю Неба (см.: Лунь Юй, 16:8; 20.3).

***

Читайте также по теме:

  • Даосизм: от теософских мифов к реальности - Виталий Питанов
  • Конфуцианство как религия - диакон Георгий Максимов
  • Христос - Вечное Дао - иеромонах Дамаскин Христенсен
  • Истинной религией монголов была власть - Александр Юрченко

***

Для Конфуция это были не отвлечённые "предписания для других", а неотъемлемая часть его опыта, почему и невозможно согласиться с теми, кто говорит, что "он был агностиком" . Сообщают, что он "приносил жертвы предкам так, словно они были живые; приносил жертвы духам так, словно они были перед ним" (Лунь Юй, 3.12). А однажды, когда Конфуций серьёзно заболел, ученик "просил его обратиться с молитвой к духам. Учитель спросил: "Делается ли это?" Цзы-лу сказал: "Делается. В молитве говорится: Обратись с молитвой к духам неба и земли". Учитель сказал: "Я уже давно обращаюсь с молитвой к духам"" (Лунь Юй, 7.36).

Рассказывают, что, "во вpемя гpозы и бypи он всегда менялся в лице (выказывая благоговейный стpах пеpед возмyщенным Hебом)" (Лунь Юй, 10.16), а в один из самых драматичных моментов своей жизни, когда его окружили враждебные жители княжества Куан, слова Конфуция были посвящены Небу, именно его воле он вверял себя. Он тогда сказал ученикам: "Если бы Небо действительно хотело, чтобы культура погибла, оно не дало бы мне, позднорожденному смертному, стать причастным к ней. Если же Небо не хочет погубить культуру, что могут мне сделать куанцы?"

Также уместно вспомнить, что в качестве одной из основных вех своей жизни Конфуций указывал: "В пятьдесят лет я познал волю Неба" (Лунь Юй, 2.4).

Итак, Конфуций воспринял и культ Неба, и культ духов, и культ предков, однако отношение к этим трём составляющим у него было неодинаковым. Сколь ни малочисленны его высказывания по собственно религиозным вопросам, но через них он сумел расставить особые акценты в традиционных китайских верованиях.

Конфуций одобрял и поощрял ритуалы, связанные принесением жертв душам умерших, - для него это было одним из выражений добродетели сыновней почтительности. Но он ограничил эту религиозную практику только родственниками самого человека, заявив, что "приносить жертвы духам не своих предков - проявление лести" (Лунь Юй, 2.23).

При этом, хотя Конфуций не только признавал обряды, посвящённые духам, но и сам в них участвовал, целый ряд его высказываний направлен на то, чтобы отвлечь внимание своих учеников от мира духов и общения с ними.

По его словам, мудрость состоит в том, чтобы, "почитая духов, держаться от них подальше" (Лунь Юй, 6.20). Даже то самое высказывание, которое обычно приводят как подтверждение безрелигиозности Конфуция - "Не научившись служить людям, можно ли служить духам?" - в действительности касается не "религии вообще", а конкретно практики почитания духов.

Нигде среди высказываний Конфуция мы не встретим подобных утверждений по отношению к Небу. Напротив, он старался утвердить в них почитание Неба.

Именно с этим он увязывал достижение провозглашённого им идеала благородного мужа: "Не зная воли Неба, нельзя стать благородным мужем" (Лунь Юй, 20.3). "Благородный муж... боится веления Неба... Низкий человек не знает веления Неба и не боится его" (Лунь Юй, 16.8).

Свои поступки он соотносил с этим высшим мерилом - Небом, поэтому, например, услышав упрёк за то, что нанёс визит лицу с сомнительной репутацией, Конфуций ответил: "Если я поступаю неправильно, Небо отвергнет меня!" (Лунь Юй, 6.26).

Когда он ещё был чиновником и некто предложил ему взятку со словами "никто не узнает", Конфуций сказал: "Я знаю, ты знаешь, Небо знает. Кто не знает?" В этом рассказе видно то же понимание Неба как всевидящего судии, что и в древних строках: "Постоянно имей страх перед гневом Неба... Бойся, что Небо изменит все судьбы людей... Державное Небо - это сияющий свет, где б ты ни шел, от него не укроешься... Всюду беспутство твое озарит и найдет!" (Ши Цзин, III.II.5) .

Полагая, что Небо премудро управляет всем на земле, и доверяясь ему, Конфуций не беспокоился о судьбе своего учения: "Если мое учение проводится в жизнь, на то воля [Неба], если мое учение отбрасывается, на то воля [Неба]..." (Лунь Юй, 14.36). Ещё один ученик услышал от него такие слова: "Тот, кто нанес обиду Небу, не может обращаться к нему с просьбами" (Лунь Юй, 3.13).

В книгах конфуцианского канона, которые отражают представления, существовавшие ещё до Конфуция, мы видим высказывания о том, что совершенствующийся в добродетелях "будет вечно достоин воли Неба, и много от Неба получит щедрот" (Ши Цзин, III.I.1). Упоминается о том, что правитель "храним волей Неба" (Ши Цзин, III.II.5). Также в "Ши цзин" говорится, что "Небо породило людей, дало им различные вещи и законы" .

В книге "Шу цзин", главе "Цзюнь Ши", говорится, что государь получает от Неба право на правление, но может и лишиться его, как было с древними династиями, и тогда Небо "насылает несчастье" на страну. "Небо помогает тем, кто полагается на него", и вместе с тем "люди лишаются поддержки Неба потому, что оказываются не в состоянии продолжать почтительность и светлые добродетели предков" .

Что же именно понималось под "Небом"? Оно описывается как создавшее всё, управляющее всем, знающее всё, справедливое, наказывающее порок и вознаграждающее добродетель.

Некоторые религиоведы считают, что конфуцианское "Небо - не божество, но вездесущее мировое начало, сокрытое и неопределимое... хранящее порядок" . Пожалуй, это справедливо для позднего конфуцианства, но в раннем конфуцианстве по отношению к Небу применяются такие характеристики, которые дают все основания полагать, что Небом обозначался Верховный Бог.

Китайцы знали о Всевышнем Боге не меньше, чем знают другие языческие народы. Конфуцианство подчеркнуло важность чувства почтения к Нему, но в главном характер отношения к Всевышнему Богу остался такой же, как и в язычестве "неписьменных" народов. Это почтение без живой связи с Богом, без ожидания отклика от Него, без искания такой связи, наконец, это голое чувство почтения без какого-либо практического поклонения . И, конечно, это почитание, сочетающееся с признанием и почитанием низших божеств и духов.

Божественное Небо представлялось далёким и непостижимым - "вышнего Неба деянья неведомы нам, воле Небес не присущи ни запах, ни звук!" (Ши Цзин, III.I.1). Небо характеризуется как "не знающее сострадания", говорится, что "трудно полагаться только на Небо" и что "все зависит от нас самих" (Шу Цзин, гл. Цзюнь Ши) .

В конфуцианских текстах Небо описывается в личностных выражениях, но при этом совершенно отсутствует идея личных отношений с ним. Это, по-видимому, и дает повод некоторым исследователям интерпертировать тянь как безликую божественную силу. Среди конфуциан последующих веков были как те, кто считал, что Небо слышит обращённые к нему просьбы и откликается на них, так и те, кто считал, что оно лишь дало начало всему в мире и установило принципы, в соответствии с которыми всё происходит.

Крупнейший систематизатор конфуцианства Дун Чжун-шу (176 - 104 гг. до Р.Х.) по-прежнему воспринимал Небо как Верховного Бога, который создает все, управляет всем и ставит правителей в соответствии со своими замыслами.

Согласно Дун Чжун-шу, человеческая природа есть "создание Неба" , и человеку "следует умерять свои желания и подавлять свои чувства, и тем придти в соответствие с Небом. То, что запрещено Небом, пусть запрещает и тело" . И "когда пути человека и Неба взаимно согласованы, то человек добивается успеха совместно с Небом и совместно с Небом управляет своими делами" .

Восприняв концепцию взаимодополняющих противоположностей инь-ян, Дун Чжун-шу сочетал её с учением о Небе. По его мысли, "Небо движет обоими началами: темным - инь и светлым - ян... Небо имеет запреты, налагаемые им на движение инь и ян" .

Он также считал, что "имена и звания - это способ проникнуть в мысли Неба. Небо не говорит, оно заставляет людей выражать его мысли. Небо не действует, оно заставляет действовать людей, находящихся в его власти. Таким образом, имена являются тем способом, которым совершенные мудрецы выражали мысли Неба... Каждое дело должно соответствовать имени, каждое имя должно соответствовать Небу. Тогда взаимоотношения между Небом и людьми приходят в гармонию и они образую единство... Это и называют путём (дао)" .

Как и для Конфуция, для Дун Чжун-шу столкновение с духами - отрицательное явление. Он обясняет, с чем оно связано: когда человек не наладил должное управление собой, "у него возникают порывы ярости и негодования. Такое состояние влечёт за собой опасности и затруднения, и человек попадает во власть обстоятельств и случаев. В этой ситуации он входит в соприкосновение с духами и сталкивается с непредсказуемым" .

Однако позднее, в средневековом неоконфуцианстве, уже отсутствует восприятие Неба как Верховного Бога-Творца, и на первый план выходят другие категории, прежде всего "природа" (син), а традиционные конфуцианские понятия переосмысляются в свете новой проблематики.

Для Чжу Си (1130 - 1200 гг. по Р.Х.), виднейшего представителя неоконфуцианства, Небо уже не является обозначением чего-либо божественного: "Пусть Небо и Земля огромны, для нас важно, что они, являясь вещами, обладающими физической формой, дают жизнь людям и прочим вещам" (Жэнь у чжи син, II.2.14) . У Ван Янмина (1472 - 1529 гг.), представителя другого крупного течения в неоконфуцианстве, немало мистики, почерпнутой из даосизма, - он даже говорил, что "в сердце у каждого скрыт сам Конфуций, который в миг, когда явным становится, рушит все шоры" . Но от восприятия Неба как Бога Ван Янмин, по-видимому, так же далёк, как и Чжу Си.

Возвращаясь к Конфуцию, нужно сказать, что, хотя он и заявил, что в "пятьдесят лет познал волю Неба", но не распространялся об этом подробно и не характеризовал это как небесное откровение, как акт диалога с Богом.

Что же имелось в виду под "волей Неба", которую познал Конфуций и без познания которой, по его словам, никто не может стать благородным мужем? Нетрудно догадаться, что это - само учение Конфуция. За всеми его рассуждениями о семейных и государственных отношениях, о человечности и нравственности стоит авторитет божественного Неба.

Религиозное обоснование стоит за всеми основными предписаниями конфуцианства. Человек должен почитать и слушаться правителя не потому, что у того в руках сосредоточена реальная власть, а потому что правитель - "сын Неба", правящий в соответствии с его волей. Говоря о добродетели сыновней почтительности, конфуцианские тексты указывают, что человек должен почитать отца потому, что отец - это Небо для сына. И так, приводя свою жизнь в соответствие с ритуалом, с конфуцианскими требованиями, человек, по мысли китайского мудреца, начинал жить в гармонии с Богом.

Именно эта отсылка на божественный авторитет придавала учению Конфуция особый статус в глазах последователей. Оно воспринималось не как порождение лишь его ума, как бы ни был уважаем учитель, или умов мифических предков, как бы ни были они мудры, но как вечная небесная истина.

Это отличало конфуцианство от сильного соперника - легизма, который был чисто рационалистическим учением, обходившимся даже без упоминания Неба. И это делало конфуцианство религией, по крайней мере, в глазах древних китайцев. Исследователи нередко отмечают, что в Древнем Китае религиозным вопросам в целом уделялось меньше внимания, чем в других культурах , поэтому там, где на взгляд человека иной культуры религии было "слишком мало", на взгляд многих китайцев её было вполне достаточно для их нужд.

Сказанное выше относится по большей части к взглядам самого Конфуция, однако следует учитывать, что, формируясь после его смерти, конфуцианство включило в себя ещё некоторые чисто религиозные черты.

Та черта, которую по понятным причинам нельзя найти в "Лунь Юй", но без которой тем не менее немыслимо конфуцианство, - культ самого Конфуция.

Уже через два года после смерти Конфуция его дом, по приказу князя Ай-гуна, правителя царства Лу, был перестроен в поминальный храм. Он находился рядом с могилой учителя. "Есть веские основания полагать, что в среде приверженцев учения Конфуция, относящихся к ближайшим поколениям, господствовала вера в его божественный статус" .

Первое официальное жертвоприношение на могиле Конфуция ("великое жертвоприношение с принесением в жертву животных") совершил в 195 г. до Р.Х. император-основоположник династии Хань.

После 85 г. по Р.Х. было предписано сопровождать жертвоприношения Конфуцию церемониальной музыкой и танцами, с конца II века в святилище в Цюйфу были помещены изображения Конфуция. С III века жертвы Конфуцию стали официально приноситься в других городах, с конца V века упоминаются посвящённые ему святилища. Первая столичная кумирня в его честь была построена императором У-ди в 506 г., а в 630 г. вышел указ, предписывающий строить храмы Конфуция во всех административных центрах Китая. В этих кумирнях располагались его статуи, а ритуалы отправляли государственные чиновники, службы имели закрытый характер и не были доступными для свободного посещения. В 1106 г. Конфуцию был присвоен титул ди ("владыка"), который имели почитаемые божественные существа, - это обстоятельство можно расценивать как официальное признание обожествления Конфуция.

В 1370 г. вышел императорский запрет на помещение скульптурных или живописных изображений в святилищах Конфуция (за исключением поминального храма в Цюйфу), а в 1530 г. все прежние титулы Конфуция отменялись, уступая место новому, не имеющему аналогов, титулу "Достигший совершенства Наипервейший Учитель". По мнению некоторых исследователей, эти меры были направлены на понижение религиозного статуса Конфуция, но по мнению других, они лишь преследовали цель подчеркнуть уникальность Конфуция по сравнению с другими божественными персонажами, почитаемыми в народе.

Хотя в святилищах Конфуция изображения были заменены табличками с именем, в школах разрешалось держать его статуи. Каждый день во всех учебных заведениях перед ними происходил ритуал поклонения Конфуцию.

По мере развития культ Конфуция распространялся и на его ближайшее окружение. Строились святилища и приносились жертвы его отцу, четырём ближайшим помощникам и последователям (среди которых был и Мэн-Цзы), десяти лучшим ученикам.

В заключение хотелось бы привести высказывания святителя Николая Японского о конфуцианстве. Он познакомился с этим учением довольно близко, хотя и на японском, а не на китайском материале. Конфуцианство он определяет иногда как религию, иногда как "нравственно-богословскую школу" , иногда как "высшую из языческих нравственных философий" , указывая, что она имела благотворное влияние на японцев, наделив их "чертою великодушия, весьма свойственною японцам, мягкостью и вежливостью" . В дневниковой записи от 4 марта 1901 г. св. Николай говорит, что конфуцианство привило японцам "взаимное уважение", и указывает учение Конфуция в качестве одной из "нянек" японского народа, воспитывавших его для принятия христианства.

Вместе с тем в одном из интервью святитель указывает, что конфуцианство оказывает и негативное влияние на своих приверженцев: "Со стороны японских старых религий [для православной миссии] больших препятствий нет. Буддизм - мертвец... Больше препятствий со стороны конфуционизма, но тоже не в религиозном отношении, а в нравственном: он слишком надмевает своих приверженцев; конфуционист почти всегда порядочен, не имеет кажущихся пороков... и вследствие всего этого совершенно самодоволен: на все другие учения смотрит свысока и недоступен для влияния их; проникнуть христианству в душу конфуциониста также трудно, как воде в твердый камень" .

Стоит обратить внимание на то, как святитель воспринимает и оценивает самое учение конфуцианства: "Конфуций привлекает прежде всего красотой своей литературной речи, его фраза исполнена лаконизма и силы и по временам блещет красками остроумных метафор... если заглянуть под эту привлекательную оболочку, то вы увидите... мысль, прямо или непрямо направленную к утверждению системы пяти отношений. Эти отношения - господина и слуг, отца и сына, мужа и жены, брата и брата, друга и друга, - и составляют сущность Конфуциева учения, то, что доставило Конфуцию славу величайшего мудреца, неподражаемого учителя, полубога...".

"Но даёт ли Конфуций ответы на разные теоретические вопросы, так же присущие душе человеческой, как и понятия нравственности? Учит ли он о начале мира и человека, о высшем Существе, о назначении человека? Нисколько. Его "небо", употребляемое им для выражения всего высшего, имеет до того неопределённый смысл, что невозможно понять, разумеет ли он под ним что-то личное или безличное. Итак, его последователи... берут каждый для себя, что кому нравится... и, варьируя на разные лады... решают сами, как умеют, философско-богословские вопросы о мире и человеке. Благодаря Конфуцию, они стали выше синтоизма и буддизма; он дал им оружие диалектики, развил в них критический дух, побуждающий относиться с насмешкой к этим учениям; но, разрушив прежние религиозные верования, Конфуций в то же время ничего не дал в замену их: ум его последователя - пропасть, покрытая сверху легким хворостом умствований; при первом прикосновении здравого смысла хрупкая поверхность ломается и открывает пустоту" .

Георгий Максимов , диакон

Использованная литература и примечания

1. Подробнее см.: Пучков И.Е., Казьмина О.Е. Религии современного мира. М., 1997. С. 224.

2. Стоит отметить, что не только у китайцев, но и у некоторых других народов Всевышний Бог именовался "Небом". Примечательно, что даже в евангельской притче блудный сын, возвращаясь к отцу, говорит: "отче! я согрешил против неба и пред тобою" (Лк. 15:21).

3. Цит. по: Быков Ф.С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. М., 1966. С. 33.

4. См. например: Конфуцианство // Христианство и религии мира. М., 2001. С. 176.

6. Цит. по: Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997. С. 259.

7 Цит. по: Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. М., 1972. Т. 1. С. 110.

8. Кулиано И., Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований. М., 1997.

9. Простые конфуциане не совершали никаких обрядов, посвящённых Небу, - это было прерогативой императора. Каждый год он приносил жертву Небу на особом жертвеннике в форме круга (отличном от четырёхугольных жертвенников духу земли). Со временем в китайской столице был построен Храм Неба, который сохранился до наших дней.

10. Цит. по: Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. М., 1972. Т. 1. С. 111.

11. Цит. по: Дун Чжун-шу. Чунь цю фань лу // Восточная философия. М., 1997. С. 296.

12. Цит. по: Восточная философия. С. 295.

13. Цит. по: Восточная философия. С. 289.

14. Цит. по: Восточная философия. С. 295.

15. Цит. по: Восточная философия. Сс. 291-292.

16. Цит. по: Восточная философия. С. 290.

17. Чжу Си. Син. Жэнь у чжи син // Восточная философия. М., 1997. Сс. 323-337.

18. Цит. по: Восточная философия. С. 349.

19. См. подробнее: Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2004. Cc. 548-549.

20. Кравцова М.Е., Баргачева В.Н. Культ Конфуция // Духовная культура Китая. М., 2006. T. 2. С. 196.

21. Избранные ученые труды святителя Николая, архиепископа Японского. М., 2006. С. 56.

22. Указ. соч. С. 160.

23. Там же.

25. Избранные ученые труды... С. 56.

26. Избранные ученые труды... С. 59.

Учение Конфуция оказало влияние на традиционную культуру Китая и культуру Восточной Азии. Несмотря на это, в современную эпоху репутация Конфуция оказалась подпорчена. Современные люди нередко воспринимают великого мыслителя как символ подавления, консерватизма и сексизма. /сайт/

В Китае дело обстоит ещё хуже, потому что на протяжении десятилетий марксисты клеймили Конфуция как реакционного деспота, чьи идеи затормозили развитие Китая. Вот четыре главных заблуждения о конфуцианстве.

Миф первый: конфуцианство авторитарно

Главное недопонимание учения о конфуцианстве ― это мнение, что оно поощряет подавление личности. Подобные взгляды связаны с конфуцианской идеей о сыновней почтительности, согласно которой дети должны уважать родителей и старших, а подданные ― своего правителя. Поскольку в конфуцианстве говорят об иерархии, некоторые считают его авторитарным учением.

Некоторые западные эксперты даже считают, что проблемы с правами человека и ограничения свободы в современном Китае связаны с влиянием конфуцианства.

Но приравнять иерархию к подавлению ― значит не понимать истинные идеи Конфуция.

Конфуций действительно считал, что люди выполняют социальные роли, но он не признавал дискриминации. «Все ― от сына Неба до простого народа, должны придерживаться одинаковых моральных норм», ― считал Конфуций.

Кроме того, понятие о сыновней почтительности включало в себя обязанность игнорировать приказы вышестоящего лица (начальника, отца или старшего брата), если они ошибочные.

Конфуций считал, что, если не указывать царю, министру или родителю на ошибки, то он разрушит семью или империю. «Слепо подчиняться приказам отца, ― говорил Конфуций, ― как это можно назвать сыновней почтительностью?»

По мнению Конфуция, роль монарха и родителя состояла не в том, чтобы просто командовать, а обучать своих подданных или детей с добродетелью. Эта идея способствовала процветанию Китая, потому что учила людей порядочно вести себя без постоянных напоминаний и тотального контроля.

Миф второй: конфуцианство ущемляет женщин

О покорности азиатских женщин ходят легенды. Этот стереотип связан с мифами о бинтовании ног или в современном Китае. Считается, что в китайской и восточноазиатской культуре женщинам отводится низкое место. И снова вину за это сваливают на учение о конфуцианстве.

Женщинам действительно уделяется мало времени в конфуцианском учении, но нет никаких оснований считать, что философ относился к ним отрицательно. В конфуцианском «Тысячесловии» есть фраза: «Дома уважай мудрость своей матери».

В качестве отрицательного отношения Конфуция к женщинам часто приводят цитату из «Лунь Юй»: «Труднее всего ладить с женщинами и непорядочными людьми. Если ведёшь себя с ними дружественно, они теряют скромность. Если сохраняешь дистанцию, они проявляют недовольство».

Однако Конфуций использовал древние формы китайского языка, где иероглиф юй, в настоящее время часто использующийся как союз «и», означал «отдавать» (в смысле отдавать замуж). В такой интерпретации это фраза приобретает совсем другой смысл. Речь идёт о ситуации, когда родственница выходит замуж за непорядочного человека, и его приходится принять в семью.

Нет страны, с которой современный россиянин сталкивался бы чаще, чем с Китайской Народной Республикой. Товары даже самого высокого качества на поверку оказываются made in China , президент объявляет отношения с Китаем приоритетными для России, в Сибири растут чайна-тауны. Присутствие восточного соседа становится все более ощутимым, а необходимость понять его — все более насущной.

Двроец Большого Успеха. Одно из центральных зданий в храмовом комплексе Конфуция в Пекине

Но понять Китай невозможно, не познакомившись с его религией. Китай без Конфуция все равно что Россия без Пушкина.

«Оказавшись в Китае, нужно непременно проехать по знаменитым местам древнего мудреца Конфуция», — с этой мыслью я садился в общий вагон поезда, направлявшегося в провинцию Шаньдун. Вы смотрели в детстве кино про Гражданскую войну? Так вот китайский «общий вагон» — это нечто подобное. Тюки. Десять мест в одном ряду. Люди лежат и стоят в проходах. Тамбуры забиты толпами пассажиров под завязку.

В вагоне на меня поначалу смотрели как на негра в глухой сибирской деревне. Что, мол, за дикий иностранец среди честного азиатского люда? Общение пошло в гору, когда народ понял, что я еду на родину Конфуция, в город Цюйфу. На непередаваемой смеси китайских, английских и русских слов попутчики стали говорить о своей любви к Кун-цзы (так местные жители называют Конфуция). Студент-харбинец рассказал, что со школьных лет помнит древние изречения о почитании старших. Компания картежников отложила игру, чтобы объяснить мне дорогу к знаменитому дворцу Яньшэнгун-фу. Я показал им православный крест: христианам, мол, Конфуций тоже интересен. Уже перед выходом на ночной перрон дружба народов зашла так далеко, что мы всем дорожным колхозом без единого грамма спиртного спели «Подмосковные вечера». Кто же такой Конфуций? Почему упоминание о нем на китайской земле позволяет растопить ледок недоверия в общении с незнакомцами?

Без богословия

Две с половиной тысячи лет тому назад, 27 августа 551 года до Р. Х., появился на свет младенец. В Китае это было время разброда и морального упадка. Великая империя династий Шан и Чжоу распалась на многочисленные, воюющие между собой мелкие царства. Авторитет центральной власти был близок к нулю. Местные властители в основном заботились лишь о своем обогащении, простой народ бедствовал… Мальчик был сыном 63-летнего чиновника Шулян Хэ и 17-летней наложницы по имени Янь Чжэнцзай. Чиновник вскоре скончался, и Янь Чжэнцзай вместе с сыном покинула дом, в котором он родился. Несмотря на знатное происхождение, Конфуций много работал и жил в бедности. В 17 лет он занимал должность государственного чиновника, хранителя амбаров. Вскоре в его ведение поступил и скот государства Лу. «Быки и овцы должны быть хорошо откормлены — вот моя забота» — таковы были слова мудреца. Позднее он учил других: «Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься».

После смерти матери Конфуций ушел в отставку и сосредоточился на изучении древней китайской мудрости и ритуалов. К 30 годам он решился набрать учеников и создать свою школу. Учительство стало настоящим призванием молодого человека. Потом его назовут Кун-фу-цзы (Кун-цзы), что означает «Учитель из рода Кун». Китайская культура навсегда свяжется с его именем. Именно его учение поможет сцементировать воедино возродившуюся Поднебесную империю.

В Пекине на этом месте поклоняются Конфуцию с 13 века

Конфуций не любил говорить о себе, весь свой жизненный путь он описал в нескольких строчках:

«В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.

В 30 лет я обрел прочную основу.

В 40 лет я сумел освободиться от сомнений.

В 50 лет я познал волю Неба.

В 60 лет я научился отличать правду от лжи.

В 70 лет я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала».

Каждый день храм Конфуция а Пекине посещает много туристов

Наиболее известные изречения «Мастера Куна» записаны его учениками и собраны в книге «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства. Мне больше всего запомнилось вот это пророческое место из 24-го стиха пятнадцатой главы «Лунь Юй»:

«[Ученик] Цзы-гун спросил:

— Найдется ли одно такое слово, которому можно было бы следовать всю жизнь?

Учитель ответил:

— Не таково ли сострадание? Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим».

Алтарь в пекинском храме Конфуция. Здесь приносились мирные жертвы в честь Великого Учителя и его последователей. Считается, что иероглифы написаны китайскими императорами

Китайские изречения были записаны в V веке до Рождества Христова. Сравните их с откровением Господа пророку Моисею на Синайской горе примерно в XIII веке до Р. Х: «…люби ближнего твоего, как самого себя. Я – Господь» (Лев. 19, 18). Или со словами Иисуса Христа: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7: 12). Что Израиль, что древний Китай — заповедь Божия одна и та же. В Азии Господь вложил ее в уста праведного учителя Конфуция.

Спустя столетия после смерти учителя его последователи сформулировали «Три руководящих принципа» и «Пять постоянных правил». Первый и главный принцип — это подчинение подданных правителю. Затем следует принцип подчиненности сына отцу и жены мужу. Пять правил озвучивают самые важные конфуцианские добродетели: человечность (жэнь), праведность (и), ритуал или пристойность (ли), мудрость (чжи) и верность (синь). Все эти традиционные указания стали официальной идеологической основой китайского общества на всех уровнях, от социальных и личных ситуаций до глобальных политических коллизий.

Читаешь Конфуция и четко понимаешь, что он сознательно избегал богословских вопросов. Он не учил тонкостям в понимании Божественного. Он учил тому, как жить праведно самому и как праведно управлять другими: «Учитель редко говорил о выгоде, воле Неба и человеколюбии» (Лунь Юй, 1: 9). Нам, христианам, тоже можно спокойно принять многое из морального учения древнекитайского мудреца. Смотрите сами.

«Учитель сказал:

— Добродетель не бывает одинокой, у нее непременно появятся соседи» (Лунь Юй, 4: 25).

Преподобный Серафим Саровский сказал:

— Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся.

Что же получается? Мудрец Конфуций — это китайский предтеча христианства? Мысль соблазнительная. Многие поколения миссионеров пытались применить ее на практике.

Конфуцианцы чтут память четырех великих учеников Великого Учителя. "Приделы" в их честь находятся справа и слева от главного "алтаря"

Китайцы оказались несговорчивы

Первый контакт между конфуцианством и христианством, скорее всего, произошел во время династии Тан, когда древнехристианские еретики-несториане пришли в Китай через Персию. Доказательства этого события выгравированы на каменной стелле, которая была воздвигнута в 781 году и раскопана в 1623-м. Согласно надписи несторианского священника Адама, сириец-несторианин Алобэнь прибыл вместе со священниками в танскую столицу Чанъань (нынешний Сиань) в 635 году. Его приветствовал премьер-министр. Он был допущен на прием к императору. Через три года был основан столичный христианский монастырь Дацинь (или «Храм Персии»). Несторианское христианство искало поддержки в конфуцианстве, особенно в его этическом учении. В переводах библейских книг десять Господних заповедей были перефразированы. Первые четыре заповеди обобщались как «люди должны почитать и бояться Небесного Отца». Остальные шесть концентрировались на сыновнем почитании родителей (основное положение конфуцианства). Несториане сочетали служение правителю, родителям и Богу в триединое требование для верующих. Для закрепления в политической системе конфуцианского Китая несториане ввели ритуалы поклонения императору и устанавливали статуи танских императоров в местах богослужений.

Вот так выглядит жертвенник Конфуцию

Несторианство процветало по всей стране около двухсот лет. Однако к концу танской династии имперская толерантность к «заграничным религиям» исчерпалась. В 845 году начались массовые гонения на «варварские культы» — буддизм, несторианство и прочие иноземные верования. По документальным источникам тех времен, более двух тысяч несторианских миссионеров были высланы из Поднебесной империи.

Контакты христианского мира с Китаем прекратились на многие столетия. Лишь во времена монгольской династии Юань в Пекине вновь появились верующие во Христа. Однако европейские христиане того времени практически ничего не знали об учении Конфуция. Ситуация изменилась в XVII веке благодаря итальянцу Маттео Риччи. С 1597 года он возглавлял духовную миссию иезуитов на всей территории континентального Китая. В проповеди католицизма Риччи сделал ставку на образованную элиту Востока и на «локализацию» христианства для китайского общества. Это был блестящий проект!

Храм Конфуция в Цюйфу. Одна из достопримечательностей Цюйфу -- это дворец потомков Кун-цзы. Уже два года спустя после смерти Учителя правитель государства Лу постановил устроить на месте его дома храм. А ухаживать за храмом поручили внукам и правнукам Конфуция. Столетия спустя каждый император стремился по-своему прославить память великого мудреца. Храмовые помещения становились все помпезнее, ну а прямые потомки Конфуция продолжали жить неподалеку от могилы своего знаменитого пращура, получая все новые и новые титулы и привилегии. Усадьба и храм занимали большую часть площади средневекового Цюйфу

Иезуитский монах знакомил китайских придворных с новейшими техническими новинками того времени. Он в совершенстве изучил язык и письменную культуру новой для себя страны. В его внешнем облике ничто не напоминало о напыщенных папских легатах с выбритыми подбородками и макушками. Он отпустил длинную бороду и сменил западные одежды на облачение ученого конфуцианца. Маттео Риччи не представлял свою веру как нечто иностранное или новое. Вместо этого он учил, что китайская культура и народ всегда хранили веру в Истинного Бога. Христианство — это просто самое совершенное выражение древней веры. Поэтому китайский Господь Небесный (Тянь Чжу) — это Иисус Христос . Риччи поддерживал традиции почитания предков.

Храм Конфуция в Цюйфу изнутри

Такая проповедь принесла ему славу большого ученого при императорском дворце. Христианами стали образованнейшие люди миньской династии. Они поверили, что христианство — это то, чему учили правители древнейшей династии Чжоу и Конфуций. Католическая Церковь закрепилась в Китае. Риччи был с почестями похоронен в Пекине. Его могила сохранилась до сих пор и охраняется государством.

Однако взаимная приязнь между католиками и конфуцианцами недолго продержалась после смерти выдающегося миссионера. С китайской стороны стали раздаваться критические голоса против христиан: «То, что эти варвары считают добром и злом, противоречит истинному смыслу высказываний наших святых и мудрецов». С другой стороны, Ватикан тоже считал, что в «локализации» Христовой веры Риччи зашел за пределы возможного. В 1704 и 1715 годах Папа Римский издал указы о недопустимости почитания Конфуция и поклонения предкам. К власти в Пекине тем временем пришла новая династия Цин. Император Канси, в свою очередь, издал в 1720 году декрет о запрещении работы западных миссионеров в стране. Это стало концом самой известной попытки соединить воедино конфуцианство и христианскую веру.

У нас много общего

Русская православная духовная миссия в Китае появилась в Пекине в начале XVIII века. Духовное окормление потомков русских пленников и дипломатические заботы не оставляли времени на нахождение общего языка с конфуцианством. Отношение к государственной китайской идеологии было довольно скептическим.

Абрикосовая беседка. По преданию именно на этом месте Конфуций проводил беседы с учениками

Так, в 1858 году глава 13-й миссии архимандрит Палладий (Кафаров) писал о конфуцианстве, что оно «выше всего ставит политическую мораль», «лишено начал спиритуализма и вместе с тем впадает в грубые суеверия», «внедряет глубокий эгоизм», а «относительно высокие правила его нравственной философии развили в нем горделивое самосознание и спесь и утвердили его в самообольщении». Назвав обращения в христианство из касты конфуцианцев «трудными и непрочными», Палладий предупредил, что китайское правительство в нынешнем виде никогда не примирится с христианством, так что и для православных, еще не навлекших на себя в Китае больших подозрений, дело без борьбы не обойдется. «В самом деле, может ли быть мир и общение между животворною верою нашею и застоем конфуцианства; между христианским просвещением и ветхими основами правительственной системы отживающего Китая? Рано или поздно конфуцианство, этот пан Восточной Азии, должно пасть перед силою Креста, вместе с язычеством, как по явлении Спасителя, по свидетельству Предания, пал пан классического мира».

Могила Конфуция в Цюйфу

С подобными утверждениями можно поспорить. История Православия полна примеров, когда мы твердо исповедали догматы, но при этом впитывали и духовно преображали лучшие достижения национальной культуры других стран. Нужно отсеивать зерна от плевел.

Также и с конфуцианством. Неприятие архимандрита Палладия можно понять. Официальная идеология могла производить самое неблагоприятное впечатление. Живое учение о нравственном и общественном совершенстве просто использовали для псевдотеоретического оформления действий тех, кто находился на государственной службе. Правдолюбцы и мудрецы были вынуждены сосуществовать с начетниками и лицемерами.

Здесь похоронен внук Конфуция. После победы китайской революции в 1949 году поместья и дворцы конфуцианских родственников отошли в собственность государства. На их территории был устроен музей. Там-то я и прочитал, что сейчас насчитывается 82 поколения прямых потомков Мастера Кун-цзы. Документированное генеалогическое древо насчитывает ныне 4 миллиона потомков Конфуция. Многие из них эмигрировали в Японию, Корею, Сингапур, Европу и Америку. Официальный глава рода (этот титул передается от одного старшего внука к другому) находится на Тайване. Из 600 тысяч жителей Цюйфу 100 тысяч являются потомками Конфуция. Удивительно!

Однако любовь Конфуция к истории родного народа, его личная праведность и неутомимая любовь к учению достойны всякого подражания. «Учитель сказал: я передал то, чему меня учили, не сочиняя своего; я верю в древность и люблю ее чистосердечно». (Лунь Юй, 7: 1). Недавно на примере этой фразы мне пришлось объяснять знакомым китайским христианам важность Священного Предания. Смотрите, даже самый главный учитель Поднебесной империи старался не изобретать отсебятины, а изучал традиции предков и передавал их своим ученикам. Вот так и в Церкви надо держаться Символа веры и святоотеческих преданий. Не забывая, конечно, о Священном Писании. Кстати религиозный культ «Великого Учителя» возник спустя несколько столетий после его смерти. В наше время он тесно переплетен с даосизмом и буддизмом. Разумеется, эту сторону конфуцианства мы никогда не примем.

И все же в главном христианском принципе любви к Богу и человеку нам легко найти общий язык с почитателями великого китайского мудреца. Мэн-цзы, один из главнейших мыслителей раннего конфуцианства писал, что начало всех добродетелей находится в человеческом сердце. Только следуя своему сердцу, человек может стать по-настоящему человечным и праведным. После Мэн-цзы большинство конфуцианцев сходятся в мысли об изначальной доброте человеческой натуры. Если эту доброту лелеять как росток в саду, то душа обязательно вырастет в прекрасное цветущее дерево, полное добродетелей.

Поклонение Конфуцию особенно распростанено среди китайских студентов и чиновников

И еще интересный момент. У неоконфуцианцев распространена практика своеобразной безмолвной молитвы, тихого сидения в сосредоточенности ума на духовном сердце. Следуя этому пути, каждый человек может познать суть вещей и стать мудрецом. Ну а мудрец всегда стремится к единству с Небом.

Долгие годы считалось, что конфуцианство выживает только благодаря статусу государственной идеологии. Но Поднебесная империя рухнула, а учение Конфуция продолжает жить. Оно пережило период гонения в годы маоизма и вновь набирает силу. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто постоять у могилы Кун-цзы и посчитать количество делегаций, прибывающих сюда бесконечной вереницей. Забавно, что у некоторых китайских школьников и студентов в этой очереди я видел крестики на груди. Конфуций для них — не помеха вере во Спасителя Христа.

Диакон Алексий ЧЕРКАСОВ

СПРАВКА

Диакон Алексий ЧЕРКАСОВ — клирик Православной Церкви в Америке.

В настоящее время живет в Пекине и работает в местном отделении компании «Майкрософт». Несет церковное послушание при Успенском храме на территории посольства России в КНР.

Loading...Loading...