Священный месяц шахбан. Правовые положения, связанные с месяцем ша’бан

Шаабан — один из самых ценных месяцев, для которого можно найти особые инструкции в Сунне Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям). В достоверном хадисе сообщается, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) постился большую часть месяца Шаабан. Эти посты не были для него обязательными, но Шаабан — это месяц, непосредственно предшествующий Рамадану. Поэтому Пророком Мухаммадом (салляллаху алейхи уа саллям) были предложены подготовительные меры, некоторые из которых перечислены ниже:

1. Благословенный сподвижник Анас (радиаллаху анху) сообщил, что Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) спросили:

«Какой пост наиболее ценен после постов Рамадана?». Он ответил: «Посты Шаабана в честь Рамадана». (Передано Тирмизи, гариб-хадис)

2. Благословенный сподвижник Усама ибн Зейд (радиаллаху анху) сообщил, что он спросил Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям):

«Посланник Аллаха, я видел тебя постящимся в месяц Шаабан так часто, как ни в какой другой месяц.» Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) ответил: «Это (Шаабан) месяц между Раджабом и Рамаданом, которым многие люди пренебрегают. И это месяц, в котором расчет дел (людей) представляется перед Господом вселенной, поэтому я хочу, чтобы мои дела были представлены в то время, когда я держу пост». (Насаи. Сунан)

3. Уммуль-Му"минин Айша (радиаллаху анха) сказала:

«Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) имел обыкновение поститься весь Шаабан.» Я спросила его: «Посланник Аллаха, Шаабан — твой самый любимый месяц для поста?» Он сказал: «В этом месяце Аллах устанавливает список людей, умирающих в этом году. Поэтому я хочу, чтобы моя смерть пришла, когда я держу пост». (Передал Абу Ягля с надежной (хасан) цепочкой рассказчиков (Мунзири. Таргиб ва тархиб. - Том 2, стр. 240))

4. В другом хадисе она говорит:

«Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) иногда начинал поститься беспрерывно, что мы начинали думать, что он никогда не прекратит поститься, а иногда он имел обыкновение прекращать поститься, что мы начинали думать, что он никогда не будет поститься. Я никогда не видела Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) постящимся в течение всего месяца, за исключением месяца Рамадан, и я никогда не видела его постящимся чаще, чем в Шаабан». (Бухари. Сахих; Муслим. Сахих)

5. В другом хадисе она говорит:

«Я никогда не видела Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) постящимся столь обильно, как он это делал в месяц Шаабан. Он имел обыкновение поститься в этот месяц, оставляя лишь несколько дней, вернее, он имел обыкновение поститься почти весь этот месяц». (Тирмизи. Сунан)

6. Уммуль-Му"минин Умм Салямах (радиаллаху анха) сказала:

«Я никогда не видела Посланника Аллаха постящимся на протяжении 2 месяцев беспрерывно кроме месяцев Шаабан и Рамадан». (Хасан-хадис, Тирмизи. Сунан)

Эти хадисы указывают на то, что пост в месяц Шаабан, хотя и не является обязательным, является настолько ценным, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) не любил пропускать его.

Но следует иметь ввиду, что посты Шаабана — только для тех людей, которые способны держать их, не вызывая при этом неполноценности в обязательных постах в Рамадан. Поэтому, если человек боится, что после постов в Шаабан он потеряет силу или бодрость для постов в Рамадан и окажется не способен с бодростью поститься в Рамадан, ему не следует поститься в Шаабан, поскольку пост в Рамадан, являющийся обязательным, более важен, чем добровольный пост в Шаабан. Поэтому Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) запретил мусульманам поститься 1 или 2 дня непосредственно перед началом Рамадана.

Благословенный сподвижник Абу Хурайра (радиаллаху анху) передал, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«Не поститесь после того, как прошла первая половина месяца Шаабан».(Абу Дауд)

Согласно другому хадису, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«Не предваряйте месяц Рамадан одним или двумя постами». (Бухари)

Смысл приведенных выше хадисов — в том, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сам имел обыкновение поститься большую часть месяца Шаабан, потому что не боялся слабости или усталости перед началом Рамадана. А другим он приказал не поститься после 15-го шаабана из-за опасения, что они потеряют силу и бодрость перед началом Рамадана и не смогут с воодушевлением встретить месяц Рамадан.

Ночь Бараат

Еще одной значимой особенностью месяца Шаабан является наличие в нем ночи, которая обозначена в шариате как «Ляйлятуль-Бараат» (Ночь освобождения от Огня). Эта ночь наступает между 14-ым и 15-ым днями месяца Шаабан. Существуют определенные хадисы Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям), доказывающие, что это особая ночь, в которую Божественная милость посещает людей всей земли. Некоторые из хадисов приводятся ниже:

1. Сообщается, что Уммуль-Му"минин Айша (радиаллаху анха) сказала:

«Однажды Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) совершал ночную молитву (тахаджуд) и находился в очень продолжительном саджда, что я забоялась, не умер ли он. Когда я увидела это, я встала (с кровати) и подвинула его большой палец (чтобы убедиться, что он жив). Палец сдвинулся, и я вернулась (на свое место). Затем я услышала, как он говорил в саджда: «Я ищу прибежища Твоего прощения от Твоего наказания, и я ищу прибежища Твоего довольства от Твоего недовольства, и я ищу Твоего прибежища от Тебя. Я не могу восхвалить тебя так полно, как Ты того заслуживаешь. Ты именно такой, каким Ты определил Себя.» После этого он поднял голову из саджда и закончил свой намаз. Он обратился ко мне: «Айша, ты думала, что Пророк предал тебя?» Я сказала: «Нет, О Пророк Аллаха, но я боялась, что твою душу забрали (из этого мира), потому что твой саджда был очень долгим.» Он спросил меня: «Знаешь ли ты, что это за ночь?» Я сказала: «Аллах и Его Посланник знают лучше.» Он сказал: «Это ночь половины Шаабан. Аллах Всемогущий смотрит в эту ночь на своих рабов и прощает тех, кто просит прощения, и удостаивает Своей милости тех, кто молит о милости, но сохраняет тех, кто имеет злой умысел (против мусульманина), такими же (и не прощает их до тех пор, пока они не освободятся от злобы». (Передано Байхаки (Мунзири. Таргиб ва тархиб. - Том 2, стр. 232))

2. В другом хадисе саййидах Айша (радиаллаху анха) сообщила, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«Аллах Всемогущий в ночь в середине (месяца) Шаабан прощает большое количество людей — больше, чем количество волосков овец племени Кальб». (Тирмизи. Сунан)

Кальб представляло собой большое племя, располагавшее очень большим числом овец. Поэтому последнее предложение хадиса указывает на большое количество людей, прощаемых в эту ночь Аллахом Всемогущим.

3. Еще в одном хадисе она передала, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«Это срединная Ночь (месяца) Шаабан. Аллах освобождает большое количеств людей от Огня, больше, чем волосков, растущих на овцах племени Кальб. Но Он даже не посмотрит на человека, придающего Аллаху сотоварищей, или на того, кто взращивает злой умысел в своем сердце (против кого-нибудь), или на того, кто порывает родственные связи, или на человека, оставляющего свои одежды свисающими ниже щиколоток (как знак гордыни), или на того, кто ослушается родителей, и на того, кто имеет привычку пить вино». (Передано Байхаки (Мунзири. Таргиб ва тархиб. - Том 2, стр. 241))

4. Саййидина Му"аз ибн Джабаль (радиаллаху анху) передает, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«Аллах Всемогущий посмотрит на всех созданных Им в срединную Ночь Шаабан и простит всех созданных Им, за исключением того, кто придает Ему сотоварищей или того, в чьем сердце злой умысел (против мусульманина)». (Передано Табарани и в «Сахих» Ибн Хиббана (Мунзири. Таргиб ва тархиб))

Хотя цепочка передатчиков некоторых из этих хадисов обладает некоторыми малыми техническими недостатками, но если посмотреть на все эти хадисы вместе, станет ясно, что эта ночь обладает некоторыми убедительными достоинствами, и проведение этой ночи как священной ночи не является безосновательным измышлением, как представляют себе это некоторые современные алимы, которые на основании упомянутых незначительных недостатков хадисов полностью отказались от придания этой ночи особого значения.

На самом деле, некоторые из экспертов по хадисам считали некоторые из данных хадисов достоверными, а дефекты в цепочки некоторых других рассматривались ими как незначительные технические недостатки, которые, согласно науке по хадисам, устраняются при наличии множества путей передачи. Поэтому старейшины уммы постоянно считали эту ночь ночью особых достоинств и проводили ее в поклонении и молитвах.

Что следует делать в эту ночь?

Чтобы соблюсти Ночь Бараат, следует бодрствовать в эту ночь так долго, как это возможно. Если у кого-то есть больше возможностей для этого, ему следует провести всю ночь в поклонении и молитве. Однако если кто-либо не может сделать этого по той или иной причине, он может выбрать для этих целей какую-либо существенную часть ночи, желательно ее вторую половину, и совершать следующие действия поклонения:

  • Намаз. Намаз — самое предпочтительное действие для исполнения в эту ночь. Нет какого-либо определенного количества ракаатов, но желательно, чтобы их было не менее восьми. Также рекомендуется каждую часть намаза — такие, как кыйям, руку" и саджда - исполнять дольше обычного. В намазе следует произносить самые длинные суры Священного Корана из тех, что человек знает наизусть. Если кто-нибудь не помнит длинные суры, он может также произносить несколько коротких сур в одном ракаате.
  • Тилават. Произнесение Священного Корана — другая форма поклонения, очень полезная в эту ночь. После совершения намаза или в любое другое время следует произнести из Священного Корана столько, сколько человек в состоянии сделать.
  • Зикр. Этой ночью следует также совершать зикр (поминание имени Аллаха). Следует произносить салят (дуруд) Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи уа саллям) столько, сколько возможно. Зикр можно также произносить во время ходьбы, лежа на кровати или в другие часы работы или отдыха.
  • Дуа. Наибольшая польза, которую можно извлечь из благ этой ночи, это дуа. Есть надежда, что все дуа в эту ночь будут приняты нашим Господом, иншааллах. Дуа само по себе является ибадатом, и Аллах Всемогущий дает награду за каждое дуа вместе с удовлетворением нужд обращающегося. Даже если то, о чем молили, не достигнуто, человек не может быть лишен награды за дуа, которая иногда более ценна, чем земные блага, к которым он стремится. Дуа также укрепляют отношения человека с Аллахом Всемогущим, что является главной целью всех видов и форм поклонения.

Человек может молить обо всем, что он пожелает. Но лучшие дуа — те, которые делал Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям). Эти дуа настолько всеобъемлющи, что красноречивые выражения, используемые в них, покрывают все человеческие нужды как этого мира, так и Следующего. В действительности, дуа Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) настолько глубоки, что человеческое воображение едва способно соразмерить их величие.

На тему дуа Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) доступны книги на различных языках, и человеку следует молить Аллаха Всемогущего в соответствии с ними, произнося дуа на арабском или же перевод их смысла на своем языке.

Есть люди, которые не могут исполнить дополнительный намаз или чтение Корана по различным причинам (болезнь, слабость или занятость другими необходимыми делами). Таким людям не стоит полностью лишаться благ этой ночи. Им следует исполнять следующие действия:

  • Исполнить намазы магриб, иша и фаджр с джамаатом в мечети или в своих домах в случае болезни;
  • Следует постоянно произносить зикр, ообенно упомянутый в пункте (в), в любом положении, пока человек не заснет;
  • Следует молить Аллаха о прощении и других благах. Это можно делать даже в кровати.

Женщины во время месячных не могут исполнять намаз и читать Коран, но они могут произносить любой зикр, тасбих, дуруд шариф и могут обращаться к Аллаху с любой просьбой, которую пожелают, на любом языке. Они также могут произносить арабские дуа, приведенные в Коране или в хадисах с намерением дуа (без намерения тилавата).

Согласно хадису, который является относительно менее достоверным, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) был в эту ночь на кладбище Бакы, где он молил о мусульманах, похороненных там. На основе этого некоторые факихи считали мустахаб (рекомендуемым) в эту ночь пойти на мусульманское кладбище и произнести суру «Фатиха» или любую другую часть Корана и молить об умерших. Однако это действие не является обязательным, и его не следует исполнять регулярно в качестве обязательного.

Чего в эту ночь делать не следует

Как говорилось выше, Ночь Бараат — ночь особых благословений, направленных на мусульман. Поэтому эту ночь следует проводить в полной покорности Аллаху Всемогущему, и следует сторониться всех тех действий, которые могут не понравиться Аллаху. Хотя каждый мусульманин должен всегда воздерживаться от совершения грехов, в такие ночи это воздержание становится еще более необходимым, так как совершение грехов в эту ночь будет равносильно ответу на божественные блага непослушанием и тяжкими преступлениями. Такое высокомерное поведение не может вызвать ничего иного, кроме гнева Аллаха. Поэтому следует строго воздерживаться от всех грехов, особенно от упомянутых в хадисе №3 из приведенных ранее в этой статье, потому что грехи лишают человека благ этой ночи.

  • Некоторые люди в эту ночь занимаются делами, которые они считают необходимыми для празднования Ночи Бараат: они готовят особые блюда, подсвечивают дома или мечети, или временные сооружения. Все такие действия не только безосновательны и вымышлены невежественными людьми в последнее время, но в некоторых случаях являются полной имитацией ритуалов немусульман. Такое имитирование само по себе является грехом, а совершение его в такую благословенную ночь, как Ночь Бараат, делает его еще хуже. Мусульманам следует строго избегать подобных действий.
  • Некоторые люди в эту ночь проводят религиозные собрания и читают длинные лекции. Такие действия также не рекомендуются. В эту ночь необходимо заниматься только подлинными действиями поклонения.
  • Такие действия поклонения как намаз, произнесение Корана и зикр следует исполнять в эту ночь самостоятельно , а не коллективно. Не следует исполнять нафль-намаз в джамаате и не следует мусульманам организовывать собрания в мечетях для коллективного празднования этой ночи.

Наоборот, эта ночь подразумевает поклонение Аллаху в уединении. Это время для наслаждения от прямого контакта с Господом Вселенной и для уделения внимания Ему и только Ему. Это драгоценные часы данной ночи, в которые между человеком и Его Господом никто не должен вмешиваться, и следует обратиться к Аллаху с полной концентрацией без помех с чьей-либо стороны.

Поэтому Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) совершал действия поклонения этой ночью в полном уединении, без чьего-либо сопровождения, даже без его любимой спутницы жизни саййиды Айши (радиаллаху анха), и поэтому все формы добровольного поклонения (нафль-ибадат) рекомендованы им для совершения индивидуально, а не коллективно.

Пост 15-го шаабана

В день, следующий за Ночью Бараат, т.е. 15-го шаабана, является мустахаб (рекомендуемым) держать пост. Сообщалось, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) настоятельно рекомендовал данный пост. (Передал Ибн Маджа (Мунзири. Таргиб ва тархиб. - Том 2, стр. 242-243))

Хотя у некоторых ученых по хадисам имеются определеные сомнения в достоверности данного хадиса, однако, как упоминалось ранее, посты первой половины месяца Шаабан, имеют особые достоинства, и Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) постился большую часть дней в Шаабан. Большое количество старейшин (саляфов) уммы держали пост 15-го шаабана. Эта непрерывная практика указывает на то, что они принимали соответствующий хадис в качестве достоверного.

Поэтому рекомендуется поститься 15-го шаабана, держа добровольный (нафль) пост. Можно также держать каза-пост (возмещение пропущенного обязательного поста), и есть надежда, что человек может также получить пользу от достоинств этого поста. (См.: Мухаммад Таки Усмани. «Исламские месяцы», стр. 44-53)

1. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) держал в месяц Ша`абан длительный пост.

Сообщается, что "Аиша сказала: "Иногда Посланник Аллаха постился так долго, что мы говорили, что он вообще не прерывает поста, а иногда он не постился так долго, что мы говорили, что он вообще не постится. И я не видела, чтобы Посланник Аллаха постился в течение целого месяца, если не считать Рамадана, как не видела я, чтобы (в каком-нибудь месяце) постился он больше, чем в Ша`абане1

Ибн Хаджар сказал: «В этом Хадисе находится доказательство, указывающее на достоинство поста в месяц Ша`абан». Ибн Раджаб также сказал: «Что касается поста Пророка в течение года, то в месяц Ша`абан он постился больше, чем в другие месяцы».

Ас-Сан"ани сказал об этом Хадисе: «В нем присутствует доказательство, свидетельствующее о том, что Пророк выделял месяц Ша`абан среди остальных месяцев долгим постом».

1. Этот Хадис приводят имам аль-Бухари в сборнике “Достоверных Хадисов“ (“Аль-джами‘ ас-Сахих”) в “Книге поста“, в главе “Пост в месяц Шаабан“ и имам Муслим аль-Кушайри в сборнике Хадисов в “Книге поста“ (№ 1156).

Сообщается, что "Аиша сказала: «Самым любимым месяцем, в котором постился Посланник Аллаха был месяц Ша`абан, после которогоприступал к посту месяца Рамадан2

Ас-Субки в комментариях к этому Хадису сказал: «Пост в месяц Ша`абан был самым любимым для Посланника Аллаха по сравнению с остальными месяцами, в которых он постился добровольным постом».

2. Пост в течение всего месяца Ша`абан.

Сообщается также, что "Аиша сказала: «Ни в одном месяце Пророк не постился больше, чем в Ша`абане, и бывало так, что он постился в течение всего Ша`абана3

В другой версии этого Хадиса, который приводит Муслим в "Книге поста" (№ 1156), сказано: «Я не видела, что бы он постился в другие месяцы больше, чем в Ша`абане, и бывало так, что он постился в течение всего Ша`абана и что он постился в Ша`абане за немногим исключением».

2. Приводят имам Ахмад в "аль-Муснад" (№ 6/188), Абу Дауд в "Книге поста" в главе "Пост в месяц Шаабан" (№ 2431) и ан-Насаи в “Книге поста“ в главе "Пост Пророка", да благословит его Аллах и приветствует, (№ 2350). Аль-Хаким сказал (№ 1/599): «Хадис достоверный и соответствует условиям обоих шейхов (аль-Бухари и Муслима)». Аль-Албани подтвердил его достоверность в сборнике Хадисов (ас-Сахих) Абу Дауда (№ 2124).

3. Этот Хадис приводит аль-Бухари в "Книге поста" в главе "Пост в месяц Шаабан" (№ 1970).

Этот Хадис от "Аиши не согласуется с Хадисом, приведенным в начале этой брошюры, в котором она сказала: «И я не видела, чтобы Посланник Аллаха постился в течение целого месяца, если не считать Рамадана4

В другой версии этого Хадиса, переданного Муслимом в “Книге поста“(№ 1156), "Аиша сказала: «Я не знаю того, чтобы он постился в течение всего месяца за исключением Рамадана». Также сообщается, что ибн "Аббас сказал: «Посланник Аллаха никогда не постился на протяжении всего месяца, кроме Рамадана5

По поводу этих версий улемы имеют несколько мнений.

Мнение первое: одна версия трактует другую.

Ибн аль-Мубарака сказал об этом Хадисе следующее: «В арабском языке позволительно применить выражение “Он постился весь месяц“ в том значении, что он постился большую часть месяца. Также говорят: “Человек выстаивал (в молитве) всю ночь“, при этом он мог ужинать и заниматься другими своими делами“».

Ат-Тирмизи сказал: «Наверняка ибн аль-Мубарак не считал эти Хадисы противоречивыми. Он говорил: “Смысл этого Хадиса заключается в том, что

4. Хадис приводят аль-Бухари в “Книге поста“ в главе “Пост в месяц Шаабан“ (№ 1969) и Муслим в “Книге поста“ (№ 1156).

5. Приводят аль-Бухари в “Книге поста“ в главе, где упоминается о посте Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его разговении (№ 1971), и Муслим в “Книге поста“ (№ 1157).

он (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) постился большую часть месяца“».

В комментариях к версии, где сказано «И бывало так, что он постился в течение всего Ша`абана и что он постился в Ша`абане за немногим исключением», Аль-Кази "Ийад сказал: «Вторая часть предложения объясняет его первую часть, утрированное выражение подразумевает преобладание». Аль-Хафиз ибн Хаджар посчитал это мнение правильным, так как версииХадиса указывают на это.

Мнение второе: иногда Пророк Мухаммад постился в течение всего месяца, а иногда ограничивался его частью.

Аль-Кази "Ийад сказал: «Есть мнение, что смысл Хадиса “…он постился в течение целого месяца, если не считать Рамадана“, означает обязательность этого порядка, а то, что касается сообщения о том, что он постился в течение всего Ша`абана, не означает обязательности». К этому мнению склонялся и ат-Тайиби.

Мнение третье: смысл поста Пророка в течение всего Ша`абана означает пост в начале месяца, в середине и в конце.

Аль-Кази "Ийад сказал: «Также есть мнение, что пост в течение всего месяца означает пост в начале месяца, в середине и в конце, не обобщая, и не конкретизируя ничего из этого».

Предпочтительное мнение:

Первое мнение считается правильным, потому что одна версия трактует другую, и предпочтительно комментировать одну версию другой, а Аллах знает лучше. Улемы говорят: «Пророк не стал поститься в течение всего месяца, кроме Рамадана, для того, чтобы никто не предположил, что это стало обязательным».

Сообщается, что "Ата сказал: «Я находился у ибн "Аббаса за один или два дня до начала Рамадана, и он преподнес нам обед, сказав: “Прервите свой пост и не продлевайте вплоть до самого Рамадана, а отделяйте некоторым сроком6

Ибн Абдульбарр сказал: «Группа предшествующих ученых, в том числе ибн "Аббас, да смилуется над ними Аллах, считали желательным отделять Ша`абан от Рамадана одним или несколькими днями разговенья, подобно тому, как предпочитали отделять обязательную молитву от добровольной речью, поднятием с места, ходьбой, перемещением с одного на другое место».

3. Мудрость длительного поста Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в месяц Ша`абан.

Усама ибн Зейд сообщает, что он (однажды) сказал: «О Посланник Аллаха! Я не видел, чтобы ты постился в другие месяца столько же, сколько постишься в Ша`абан». Он (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Этот месяц отличается тем, что люди находятся в беспечности относительно него после Раджаба до Рамадана, а в течение этого месяца деяния возносятся к

6. Приводит ‘Абд ар-Раззак в “аль-Мусаннаф“ (4/158). Господу миров, и я желаю, чтобы мои деяния были вознесены в состоянии моего поста7

Ибн Раджаб, разъясняя причины поста в Ша`абан, сказал: «Существует несколько объяснений. Одно из них упомянул Пророк оно заключается в том, что этот месяц приходится между двумя великими месяцами, Священным месяцем и месяцем Поста, и поэтому люди обращают все свое внимание на них, беспечно пренебрегая им (Ша`абаном). И многие люди считают, что пост в месяц Раджаб лучше и предпочтительнее, чем пост в Ша`абан, потому что он является Священным месяцем, но это не так». Он также сказал: «Слова Пророка “…люди находятся в беспечности относительно него, после Раджаба до Рамадана…,“ указывают на то, что распространившееся достоинство некоторых мест, времен или личностей может уступать чему-то иному, абсолютно или из-за отличительного качества, которое не берут во внимание большинство людей, от чего и заботятся о том, что распространено, вследствие чего лишаются того достоинства, которого они не знают».

Второй смысл, заключающийся в Хадисе, состоит в том, что в месяц Ша`абан возносятся деяния к Господу миров, и поэтому Пророк желал, чтобы его деяния возносились во время поста.

7. Этот Хадис приводят Ахмад в “аль-Муснаде“ (№ 2015) и ан-Насаи в “Книге поста“ в главе “Пост Пророка“, да благословит его Аллах и приветствует (№ 2357). Аль-Албани оценил этот хадис как хороший в “Сахихе ат-Таргиб“ (№ 1022). Упоминается и третья мудрость, заключенная в соблюдении поста в Ша`абан, - это подготовка к посту в месяц Рамадан.

Ибн Раджаб сказал: «Некоторые улемы дали дополнительное объяснение посту в Ша`абан - он является тренировкой перед постом Рамадан, для того, чтобы постящийся не встретил непривычную нагрузку и тяжесть (внезапно), и был заранее готов к посту, почувствовав сладость поста в Ша`абан и принимаясь за пост Рамадана с новой силой и энергией».

4. Причина продолжительности поста Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Ша`абане, а не в аль-Мухарраме.

Абу Хурайра сообщает: «Посланник Аллаха сказал: “Лучшим постом после Рамадана является пост в месяц аль-Мухаррам, а лучшей молитвой после обязательной является ночная молитва8

Улемы попытались разрешить вопрос о причине длительного поста Пророка в Ша`абане наряду с его утверждением о том, что лучшим постом после Рамадана является пост в аль-Мухарраме. Отвечая на этот вопрос, ан-Навави сказал: «Может быть, он узнал о достоинстве месяца аль-Мухаррам только в конце своей жизни, прежде чем получил возможность поститься в нем, или его постигало нечто препятствующее длительному посту в нем, как путешествие, болезнь и т.п.».

8. Приводит Муслим в “Книге поста“ (№ 1163). Новшества (бид"а) в месяц Ша`абан

Суждение по поводу обособленного совершения молитвы в среднюю ночь Ша`абана.

Некоторые считают желательным выделять ночь середины Ша`абана выстаиванием специальной молитвы. Таковыми являются деятели суфизма, в том числе Абу Хамид аль-Газали, да простит его Аллах, и те, кто за ним последовал.

История возникновении специальной молитвы.

О появлении этой молитвы и ее распространении рассказал Абу Бакр ат-Тартуши со слов Абу Мухаммада аль-Макдиси, который сказал: «У нас в Бейтуль-макдисе (Иерусалиме) никогда не было этой молитвы, которую выстаивают в месяца Раджаб и Ша`абан. И впервые она появилась в 448 году, после того, как к нам, в Бейтуль-макдис, прибыл человек из Наблуса, которого завали ибн Абуль-Хамра. Он отличался красивым чтением (Корана), и однажды ночью в середине Ша`абана он встал на молитву в мечети аль-Акса, за ним последовал другой мужчина, затем к ним присоединился третий, и к концу молитвы их насчитывалось очень много. На следующий год он прибыл вновь, и с ним стало молиться множество людей, и так они заняли всю мечеть. Эта молитва стала распространенной в мечети аль-Акса и домах людей. Таким образом, это новшество укоренилось (среди мусульман) как законная Сунна. Она практикуется и по сей день. Я сказал ему: “Однако я видел, как ты совершаешь эту молитву в группе молящихся“. Он сказал: “Да, это так, и я прошу Аллаха простить мне это“».Причина названия специальной молитвы и порядок ее совершения.

О причине ее названия рассказал Абу Шама: «Она называется “тысячной“, потому что в ней тысячу раз читается сура (аль-Ихлас): «Скажи: Он - Аллах Единый». В ней совершается сто ракятов, в каждом из которых один раз читается сура аль-Фатиха и десять раз сура аль-Ихлас. Эта молитва длинная, и исполнять ее очень тяжело».

Источник доказательства законности “тысячной“ молитвы.

Сообщения об этой молитве, порядке ее совершения и награде за нее приводятся с очень слабыми цепочками передатчиков. И знатоки Хадисов единодушны в том, что эти сообщения являются выдуманными. Ибн аль-Джаузи, приведя Хадисы на эту тему и цепь их передатчиков, сказал: «Мы не сомневаемся в том, что эти Хадисы выдуманы. Большая часть передатчиков - неизвестные лица или люди, не заслуживающие доверия…Это ни в коем случае не может быть речью (Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!)».

Абу аль-Хаттаб ибн Дихъя сказал: «Некоторые невежды передали придуманные Хадисы и один слабый о ночной молитве середины Ша`абана, и тем самым возложили на рабов Аллаха непосильные обязательства, превышающие их возможности». 5. Постановление шариата об этой молитве.

Мнение ученых стало единодушным относительно незаконности этой молитвы и еретичности порядка ее совершения.

Ан-Навави, упоминая Хадисы о молитвах “рагаиб“ и “аль-фийя“ по случаю середины Ша`абана, сказал: «Эти обе молитвы являются ересью и грубым, порицаемым делом, и пусть никто не обольщается тому, что упоминание о них встречается в книгах “Кутуль-кулюб“ и “Ихъяу улюм ид-дин“, и не соблазняется Хадисами, сообщающими о них, потому что все это ложь. И пусть не поддаются мнению тех имамов, которые запутались в суждении об этих молитвах и стали побуждать к их совершению, поистине они ошиблись».

Ибн ас-Салах сказал: «То, что люди сделали ее, то есть ночь середины Ша`абана, знаменательной датой и религиозным обрядом, считается отвратительной ересью».

Аль-Хаттаб сказал: «В (нашем) мазхабе нет разногласия по поводу нежелательности объединяться (молящимся в группу) в ночь середины Ша`абана и ночь "Ашура. И имамы должны запрещать это».

Абу Шама сказал: «Запрещается выделять некоторые ночи среди остальных ночей определенной молитвой в определенной форме исполнения, совершая это подобно тому, как выполняются законные исламские обряды, как молитвы в пятницу и по праздникам или молитва “таравих“, вследствие чего люди начинают перенимать ее друг от друга, забывая о ее лживой основе. Дети воспитываются на этом и перенимают от своих отцов то, что те строго соблюдали как возложенную на них обязанность и даже больше, чем это, придавая этому обряду всю красоту и тратя деньги с большей заботой, чем в исламские праздники». Каково же мнение шариата относительно того, что ночь середины Ша`абана обладает особым достоинством?

О достоинстве этой ночи, без конкретизации какого-либо поклонения, приводятся Хадисы, о достоверности которых знатоки Хадисов ведут споры с давних времен, и по сей день. Многие ученые собрали цепочки этих Хадисов. Некоторые из них, такие как Абу Абдуллах ад-Дубейси (умер в 637 г., после переселения), составили отдельные труды на эту тему.

О достоинстве этой ночи сообщается в Хадисах от Му(аза ибн Джабаль, (Айши, Абу Са(ляба аль-Хушани, (Усмана ибн Абу аль-(Аса, Абу Мусы аль-Аш(ари, (Али ибн Абу Талиба, "Абдуллы ибн (Умара, Абу Хурайры, "Абдуллы ибн (Амра, (Ауфа ибн Малика, Убейя ибн Ка(ба, Абу Умамы, Абу Бакра ас-Сыддыка также пeредается и от других с неполноценной цепочкой передатчиков.

Вот самые известные из этих Хадисов:

1. Передается со слов М(уаза ибн Джабаля, что Пророк сказал: «В среднюю ночь Ша`абана Аллах взирает на Свои творения и прощает всем за исключением язычника и ненавистника9

Однако в цепочке передатчиков этого Хадиса присутствует много неточностей, вследствие чего некоторые (ученые) считают его Хадисом от Абу Са(лябы, другие от Абу Идриса аль-Хауляни с прерванным иснадом,

9. Приводит ибн Хиббан в своем ас-Сахихе? (№ 5665). третьи от Касира ибн Муры, также с прерванным иснадом, четвертые считали, что его передал Макхуль с прерванным иснадом.

Все это возвращается к одному, первоначальному иснаду, в котором и произошла такая неточность.

Это очень четко разъяснил ад-Даракутни в книге "аль-(Иляль10 Он привел две версии Хадиса от М(уаза ибн Джабаля и сказал: «Обе версии не удостоверены». Затем он привел остальные иснады и сказал: «Этот Хадис недостоверный». В другом месте своей книги11 ад-Даракутни упомянул Хадис от Абу Са(лябы, и, представив его иснады, сказал: «Этот Хадис неустойчив, недостоверен».

Более того, один из величайших знатоков Хадисов Абу Хатим ар-Рази сказал о Хадисе М(уаза ибн Джабаля следующее: «По причине этого иснада Хадис считается мункаром (отвергаемым12

Вышесказанное указывает на то, что упомянутые Хадисы от М(уаза ибн Джабаля и Абу Са(лябы являются очень слабыми, и ничто не подкрепляет их смысл.

2. Передается со слов (Айши, что Пророк сказал ей в тот момент, когда она встретила его на кладбище аль-Баки: «Воистину Аллах нисходит на ближнее небо в ночь середины месяца Ша`абана, и прощает грехи

10. 6/50, № 970

11. 6/323-324, № 1169

12. См. "Аль-(Иляль" ибн Абу Хатима, № 2012. большего количества людей, чем количество волосков на шерсти баранов племени «Кяльб13

В заключении к этому Хадису ат-Тирмизи сказал: «Хадис (Айши мы знаем только в этой форме (переданным) черезаль-Хаджаджа. Я слышал, как Мухаммад аль-Бухариотнес этот Хадис к числу слабых, и сказал: "Яхья ибн Абу Касир не слышал от (Урвы, а аль-Хаджадж не слышал от Яхъи, и поэтому этот иснад слабый"».

Ад-Даракутни сказал: «Иснад этого Хадиса неустойчив, недостоверен».

Ибн аль-Джаузи привел в книге "аль-(Иляляь аль-Мутанахийя14 слова ад-Даракутни, который сказал: «Этот Хадис приводится со слов М(уаза и (Айши, но некоторые считают, что это речь Макхуля. Этот Хадис является недостоверным».

Таким образом, источником Хадисов от М(уаза, Абу Са(лябы и (Айши является один Хадис, который относится к речи Макхуля из Шама.

3. Передается со слов (Абдуллы ибн (Амра, что Пророк сказал: «В среднюю ночь Ша`абана Аллах взирает на Свои творения и прощает всем за исключением двух: ненавистника и убийцы15

13. Приводят Имам Ахмад (№ 26018), ат-Тирмизи (№ 739) и ибн Маджа (1389) по цепи следующих передатчиков: аль-Хаджадж ибн Артот от Яхъи ибн Абу Кассира, от (Урвы, от (Айши.

14. 2/561, № 921

15. Приводит Имам Ахмад (№ 6642), который сказал: «Нам рассказал Хасан, которому передал ибн Лахи(а от Хуийя ибн АбдуЛлаха, от Абу Абдуррахмана аль-Хубули, от Абдуллы ибн Амра». Однако передатчик Хуий - один из тех, о (непорочности) которых существуют разногласия. Об этом сообщается в "ат-Тахзибе16 Но большего внимания заслуживает то, что Хадисы, переданные ибн Лахи(а от Хуийя ибн АбдуЛлаха с упомянутыми ранее иснадами, являются отвергаемыми. Это разъяснил ибн Адий в биографии Хуийя ибн АбдуЛлаха в книге "аль-Камиль17 упомянув несколько Хадисов ибн Лахи(а, переданных от Хуийя, от Абу Абдуррахмана, от (Абдуллы ибн (Амра. После чего он сказал: «С этим иснадом нам рассказал Хасан, которому передал Яхйя от ибн Лахи(а более десяти Хадисов, все до одного мункар (отвергаемые)».

4. Передается со слов Абу Бакра, что Пророк сказал: «Воистину Аллах нисходит на ближнее небо в ночь середины месяца Ша`абана, и прощает все, кроме человека, в сердце которого ненависть или многобожие18

Это самые распространенные Хадисы с иснадами на тему достоинства ночи середины Ша`абана, которые приведены в известных книгах по Хадисам.

Что же касается суждений ученых, сообщающих об этих Хадисах, о достоинстве ночи середины Ша`абана, то некоторые из них укрепил и эти Хадисы. В числе этих ученых -ибн Хиббан и аль-Мунзири19 У Абу Шамы в

18. Этот Хадис приводят аль-Баззар (1/157-158, 206-207 № 80) и ибн Хузейма в книге "ат-Таухид" (1/325-327 № 200) через цепь передатчиков, которую считают слабой группа ученых, в том числе аль-Бухари, Абу Хатим ар-Рази, аль-(Укейли, ибн (Адий, аль-Баззар и другие. (См. “ат-Тарих аль-Кабир” имама аль-Бухари (5/424-425), “аль-Джарх уа ат-Тадиль“ ибн Абу Хатима (8/306-307), “ад-Ду(афа“ аль-(Укейли (3/788-789) и “аль-Камиль“ ибн Адийя (5/309)).

19. “ат-Таргиб уа ат-Тархиб“

казывает на его согласие с тем, что приводится из достоинств ночи середины Ша`абана в этих Хадисах. И сообщается о том, что это мнение имама Ахмада и большинства ханбалитов21 Но у шейха Ислама есть также и другое мнение, в котором он воздерживается от подтверждения достоверности этих Хадисов22 И, наконец, ученый аль-Албани, да помилует его Аллах, подтвердил их достоверность.

Некоторые имена тех, кто считает эти Хадисы слабыми во всех отношениях, уже были названы, из них такие, как: ад-Даракутни и аль-Укейли23

Ибн аль-Джаузи в книге “аль-(Иляляь аль-Мутанахийя24 Абу аль-Хаттаб ибн Дихйа в книге “Адау ма ваджаба25 Абу Бакр ибн аль-(Араби в книге “Ахкам аль-Куран26 считают эти Хадисы слабыми. С этим согласился аль-Куртуби в книге “Джами(лиахкам аль-Куран27 Более того, Абу аль-Хаттаб ибн Дихйя сказал: «Ученые об отводе и подтверждении (аль-джарх ват-та‘диль), заявили, что нет ни одного достоверного Хадиса на тему средней ночи Ша`абана28

21. “Иктидау ас-Сират аль-Мустаким“ (2/136-137) и “Ихтиярат аль-Ба(ли“ (№ 65)

22. “Маджму(аль-Фатава“, 3/388

23. См. книгу “ад-Дуафа“- биография Абдульмалика ибн Абдульмалик, 3/789

28. См. “ аль-Ба(ис“ Абу Шамы, (№ 127).

Ибн Раджаб сказал: «Насчитывается множество Хадисов, сообщающих о достоинстве ночи середины Ша`абана, о которых разногласят. Ибн Хиббан отнес некоторые из них к достоверным, но большинство ученых считают их слабыми29

Вдобавок к этому подтверждено отрицание достоинства этой ночи некоторыми из первых мусульман.

Сказал Абдуррахман ибн Зейд ибн Аслям, один из жителей Медины и современник тех, кто видел сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Я не видел ни одного из наших шейхов и ученых, которые обращали бы внимание на среднюю ночь Ша`абана, и никто из них не упоминал Хадиса Макхуля, и не предпочитал эту ночь другим ночам30

(Однажды) Ибну Абу Мулейке, одному из великих последователей сподвижников и ученых факихов Медины, передали, что Зияд ан-Нумейри заявляет о том, что ночь середины Ша`абана сравнится по достоинству с ночью Предопределения. На что он сказал: «Если бы я услышал от него это, то обязательно ударил бы его любой палкой попавшей мне под руку31

Когда АбдуЛлаха ибн аль-Мубарака спросили о схождении Аллаха (на ближайшее небо) в среднюю ночь Ша`абана он, обратившись к спрашивающему, сказал: «О никчемный! (Ты спрашиваешь) о средней ночи? (Поистине Аллах) нисходит каждую ночь32

29. См.“Латаиф аль-Маариф“, № 261.

30. Приводит ибн Ваддах с достоверным иснадом в книге “Ма джаа фи аль-Бида“ (№ 119).

31. Приводят Абдурразак ‘Абд ар-Раззак в книге “аль-Мусаннаф“ (№ 7928) и ибн Ваддах в книге “Ма джаа фи аль-Бида“ (№ 120) с достоверным иснадом.

32. Приводит Абу (Усман ас-Сабуни в книге “И(тикад ахл ас-Сунна“ (№ 92).

Ибн Раджаб сказал в книге “Латаиф аль-маариф33 «(Некоторые) последователи сподвижников из жителей Шама почитали ночь середины Ша`абана и старались в ее течении больше поклоняться, в их число входили Халид ибн Ма(дан, Макхуль,Лукман ибн (Амир и др. От них люди стали перенимать ее предпочтение. Говорят, что до них дошли на эту тему иудейские предания. После того, как это распространилось от них по всем селениям, люди разошлись во мнениях относительно нее. Некоторые согласились с ними и приняли почтение к ней, таковыми была группа из аскетов города Басры и другие. Большинство же ученых из жителей Хиджаза (район между Меккой и Мединой) отвергли это, среди них были (Ата и ибн Мулейка. Это же мнение передает Абдуррахман ибн Зейд ибн Аслям от ученых факихов Медины, и это мнение имама Малика и других. Они говорили: “Все это ересь (бид(а)“».

Подтверждением слов ибн Раджаба о том, что почитание этой ночи возвращается к иудейским приданиям является то, что Макхуль аш-Шами, к которому возвращаются все цепочки передатчиков Хадиса о достоинстве средней ночи Ша`абана, передавал от Кааба аль-Ахбара, о чем упоминается в некоторых версиях Хадиса. Этот человек был из обладателей Писания и принял Ислам после смерти Пророка и пересказывал людям книги “Бану Исраиль34

Наряду с почитанием этой ночи жителями Шама, все же были и противники этого, такие как ученый (факих) из Шама имам аль-Аузаи. Об

34. Об этом упоминается в книгах “ад-Даракутни ан-Нузуль“ (162-164, 168, № 88) или и “Латаиф аль-Маариф“ (№ 264).

этом сообщил ас-Субки, слова которого передали аз-Зубейди в книге “Тахридж ихйя улюм ат-Дин35 и ибн Раджаб в “Латаиф аль-Ма(ариф36

1. Все Хадисы о достоинстве этой ночи являются слабыми. Даже если допустить их достоверность, как полагали некоторые ученые, все равно они не указывают на поклонение ей с выполнением определенной молитвы. Ведь тот, кто сообщил о ее достоинстве, а им является Пророк не обусловил для нее ни какого определенного поклонения. И если бы это было законно, то Пророк более всех стремился бы выполнить это и разъяснить людям.

2. Эти Хадисы всего лишь направляют на то, что бы мусульманин стремился в эту ночь освободить свое сердце от злобы и ненависти и сторонился многобожия, для того чтобы получить прощение за свои грехи.

Что же касается обособления этой ночи исполнением определенной молитвы, будь то в группе или индивидуально, то на это нет ни одного доказательства. А всякое поклонение должно быть основано на (шариатских) доказательствах. В достоверном изречении Пророка сообщается: «Если кто-нибудь совершит поступок, на который нет указания в религии, он будет отвергнут37

37. Приводит Муслим (№ 1718)

И нет ни одного достоверного сообщения, подтверждающего достоинство средней ночи Ша`абана, а то, что приводится на эту тему, является выдумкой. Ибн Раджаб сказал: «Сообщения о ночи середины Ша`абана не подтверждаются ни от Пророка, ни от его сподвижников». А поэтому специально установленное поклонение для этой ночи является не чем иным, как новшеством в религии. Посланник Аллаха сказал: «Всякая ересь является заблуждением38

Суждения по поводу обособленного соблюдения поста в день середины Ша`абана.

Мнения ученых по поводу обособленного соблюдения поста в день середины Ша`абана разделились.

Первое мнение:

Выделение этого дня постом является желательным. Об этом говорили некоторые ученые. (См. “Мавахиб аль-Джалиль“, 2/406).

Ибн Раджаб сказал: «Что касается поста в день середины Ша`абана, то он не запрещается, так как входит в число трех дней середины месяца (айям аль-бид), пост в которых является предпочтительным в каждом месяце. И есть отдельное указание на соблюдение поста в день середины Ша`абана39

Второе мнение:

Обособление дня середины Ша`абана постом является незаконным. Об этом говорили в кругах ученых. Шейх Ислама ибн Таймийя сказал: «Что

38. Приводит Муслим (№ 867).

39. См. “Латаиф аль-Ма(ариф“, № 261

касается отдельного поста в день середины Ша`абана, то этому нет основы (в шариате) и поэтому является нежелательным40

Аш-Шатиби, перечисляя разновидности новшеств, сказал: «К этому относится исполнение определенных видов поклонения в определенное время без указания на это со стороны шариата. Например, соблюдение поста денем и совершение молитвы ночью в середине Ша`абана41

Что же касается доводов тех, кто считает все это законным, то на них есть два ответа:

Во-первых, все Хадисы, приводимые на тему поста вдень середины Ша`абана, являются недостоверными.

Во-вторых, предпочтительным постом в этот день может быть пост лишь того, кто постится три дня (айям аль-бид) в середине каждого месяца постоянно. Тот же, кто поститься только в этот день, тот совершает это из-за своего предпочтения середины Ша`абана над прочими днями, и поэтому не считается практикующим пост Аль- Айям Аль-Бид (соблюдение поста в 13-й, 14-й и 15-й день каждого лунного месяца). А Всевышний Аллах знает лучше.

Что означают слова Всевышнего: «В ней решаются все мудрые дела»? Ночь Предопределения или ночь середины Ша`абана?

о Посте в месяц Шаабан

1. О желательности держать пост большую часть месяца Шаабана.

Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Ни в одном месяце пророк (мир ему и благословение Аллаха), не постился больше, чем в ша’бане, и бывало так, что он постился в течение всего ша’бана, за исключением малой его части”. аль-Бухари 1970, Муслим 1156.

2. Восполнение оставленных обязательных постов.

Сообщается от Абу Салямы, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Я слышал, как Айша, да будет доволен ею Аллах, говорила: «За мной оставались пропущенные дни в Рамадане, и я могла восполнить их только в месяц Ша’бан.»».

Ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Из стремления Айши восполнить пропущенные дни Рамадана в месяце Ша’бан можно извлечь, что нельзя оставлять невосполненные дни прошлого Рамадана до наступления очередного Рамадана».

3. Пост во второй половине Шаабана

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не постись с наступлением середины Шаабана». Передали Абу Дауд, 3237; ат-Тирмизи, 738; Ибн Хибан (1651); шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Сахих ат-Тирмизи».

Но существуют исключения из этого запрета:

Тот, кто имеет привычку регулярно поститься, например, человек, который постится каждый понедельник и четверг, и он может продолжать делать это даже во второй половине Шаабана.

Тот, кто начала поститься до наступления середины Шаабана и продолжает этот пост после наступления середины месяца.

Нет ошибки в том, чтобы восполнять пропущенные дни поста Рамадана во второй половине месяца Шаабан. Этот случай не относится к запрету Пророка (мир ему и благословение Аллаха) на пост во второй половине месяца Шаабан

4. Пост в пятнадцатый день месяца шаабан.

Вопрос: Каково положение поста в 15 день месяца шаабан, и выстаивания в намазе ночи этого дня (так называемой «ночи бараат») и дуа, которое говорят в эту ночь?

Ответ: Это несостоятельно, нет у этого дела достоверной основы. Не является желательным пост в 15 день месяца шаабан, не является желательным выстаивать в намазе ночь 15 шаабана, потому как нет достоверных хадисов об этом.

5. Пост в последний день месяца Шаабана

Вопрос: Разрешено ли держать пост в последний день месяца шаабан?

Ответ: Если ты обычно держишь пост в понедельник и четверг, и последний день месяца шаабан получился понедельник или четверг, то держи в него пост в соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Не предваряйте рамадан постом в день или два дня, а если держит (по другой причине) человек пост (в эти дни), то пусть его держит». Если кто-то держит пост через день, или держит пост по понедельникам и четвергам, и этот день выпал на 30 шаабана, то пусть держит пост, потому что он постится по обычаю (из сунны)

Сказал ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) в «аль-Маджму» (6/399): «Говорили наши Сподвижники: «Неправильно держать пост в «день сомнения» перед Рамаданом и нет разногласий на этот счет. Но если человек восполняет пропущенный день поста, исполняет обет или искупление, то это допустимо

Шаабан – один из самых ценных месяцев, в отношении которых имеются особые инструкции в Сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). В достоверном хадисе сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился большую часть данного месяца. Данные дни поста не были для него обязательными, но шаабан – это месяц, непосредственно предшествующий рамадану. Поэтому пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) были предложены подготовительные меры, некоторые из которых перечислены ниже:

1. Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что пророка (мир ему и благословение Аллаха) однажды спросили:
– Какой пост наиболее ценен после поста рамадана?
– Дни поста шаабана в честь рамадана, – ответил он.

2. Усама ибн Зейд (да будет доволен им Аллах) сообщал, что он как-то раз спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха):
– Пророк, я видел тебя постящимся в месяц шаабан так часто, как ни в какой другой месяц.
– Это месяц между раджабом и рамаданом, которым многие люди пренебрегают, – ответил он. – И это месяц, в котором расчет поступков людей представляется перед Господом вселенной, поэтому я хочу, чтобы мои дела были представлены в то время, когда я держу пост.

3. Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) имел обыкновение поститься весь шаабан. Она спросила его:
– Пророк, шаабан – твой самый любимый месяц для поста?
– В этом месяце Аллах устанавливает список людей, умирающих в этом году. Поэтому я хочу, чтобы моя смерть пришла, когда я держу пост.

4. В другом хадисе она рассказывала, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) иногда начинал поститься беспрерывно. Люди начинали думать, что он никогда не прекратит поститься. А иногда он имел обыкновение прекращать поститься, и люди начинали думать, что он никогда не будет поститься. Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила, что никогда не видела пророка (мир ему и благословение Аллаха) постящимся в течение всего месяца, за исключением рамадана, и никогда не видела его постящимся чаще, чем в шаабан.

5. В другом хадисе она говорит, что никогда не видела пророка (мир ему и благословение Аллаха) постящимся столь обильно, как в месяц шаабан. Он имел обыкновение поститься в этот месяц, оставляя лишь несколько дней, то есть он имел обыкновение поститься почти весь этот месяц.

6. Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) говорила, что никогда не видела пророка постящимся на протяжении двух месяцев беспрерывно, кроме месяцев шаабан и рамадан.

Эти хадисы указывают на то, что пост в месяц шаабан, хоть и необязателен, является столь ценным, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не любил пропускать его.

Но следует иметь в виду, что дни поста шаабана – только для тех людей, которые способны соблюдать их без ущерба для обязательного поста рамадана. Поэтому, если человек боится, что после дней поста месяца шаабана он потеряет силу или бодрость для постов в рамадан и окажется не способен с бодростью поститься в рамадан, ему не следует поститься в шаабан, поскольку пост в рамадан, являющийся обязательным, более важен, чем добровольный пост в шаабан. Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещал мусульманам поститься один-два дня непосредственно перед началом рамадана. Кроме того, Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передавал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Не поститесь после того, как прошла первая половина месяца Шаабан.
Согласно другому хадису, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Не предваряйте месяц рамадан одним-двумя днями поста.

Смысл приведенных выше хадисов – в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам имел обыкновение поститься большую часть месяца шаабана, потому что не боялся слабости и усталости перед началом рамадана. А другим он приказал не поститься после 15-го шаабана из-за опасения, что они потеряют силу и бодрость перед началом рамадана и не смогут с воодушевлением встретить месяц рамадан.

Ночь Бараат

Еще одной значимой особенностью месяца шаабан является наличие в нем ночи, которая обозначена в шариате как «ночь Бараат» (ночь освобождения от Огня). Эта ночь наступает между 14-м и 15-м днями месяца шаабан. Существуют определенные хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха), доказывающие, что это особая ночь, в которую Божья милость посещает людей всей земли. Некоторые из хадисов приводятся ниже:

1. Сообщается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала:
Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал ночную молитву (тахаджуд) и находился в столь продолжительном земном поклоне, что я забеспокоилась, не умер ли он. Я встала с постели и подвигала его большой палец, чтобы убедиться, что он жив. Палец сдвинулся, и я вернулась на свое место. Затем я услышала, как он говорил в земном поклоне:
– Ищу помощи у Твоего прощения от Твоего наказания, ищу помощи у Твоего довольства от Твоего недовольства, ищу Твоей помощи от Тебя. Я не могу восхвалить тебя так полно, как Ты того заслуживаешь. Ты именно такой, каким Ты определил Себя.
После этого он поднял голову и завершил намаз. Далее он обратился ко мне:
– Аиша, ты думала, что пророк предал тебя?
– Нет, пророк, но боялась, что твою душу забрали из этого мира, потому что твой земной поклон был очень долгим.
– Знаешь ли ты, что это за ночь?
– Аллах и Его Посланник знают лучше.
– Это ночь половины шаабана. Всемогущий Аллах смотрит в эту ночь на своих рабов и прощает тех, кто просит прощения, и удостаивает Своей милости тех, кто молит о милости. Но сохраняет тех, кто имеет злой умысел (против мусульманина), такими же (и не прощает их до тех пор, пока они не освободятся от злобы).

2. В другом хадисе госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) сообщала, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Всемогущий Аллах спускается (Он знает лучше, каким образом) в ночь в середине шаабана и прощает большое количество людей – больше, чем количество шерстинок овец племени Кальб.
Кальб представляло собой большое племя, располагавшее очень большим числом овец. Поэтому последнее предложение хадиса указывает на большое количество людей, прощаемых в эту ночь Аллахом.

3. Еще в одном хадисе Аиша (да будет доволен ею Аллах) передала, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

– Это срединная ночь шаабана. Аллах освобождает большое количеств людей от Огня, больше, чем шерстинок, растущих на овцах племени Кальб. Но Он даже не посмотрит на человека, придающего Аллаху сотоварищей, и на того, кто взращивает злой умысел в своем сердце против кого-нибудь, и на того, кто порывает родственные связи, и на человека, оставляющего свои одежды свисающими ниже щиколоток (как знак гордыни), и на того, кто ослушается родителей, и на того, кто имеет привычку пить вино.

4. Господин Муаз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) передавал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Всемогущий Аллах посмотрит на всех созданных Им в срединную ночь шаабана и простит всех созданных Им, за исключением того, кто придает Ему сотоварищей, и того, в чьем сердце злой умысел (против мусульманина).

Хотя цепочка передатчиков некоторых из этих хадисов обладает определенными малыми техническими недостатками, но, если посмотреть на все эти хадисы вместе, станет ясно, что эта ночь обладает некоторыми убедительными достоинствами, и проведение этой ночи как священной ночи не является безосновательным измышлением, как представляют себе это некоторые современные теологи, которые на основании упомянутых незначительных недостатков хадисов полностью отказались от придания этой ночи особого значения. На самом деле, часть хадисоведов считала некоторые из данных хадисов достоверными, а дефекты в цепочки некоторых других рассматривались ими как незначительные технические недостатки, которые, согласно хадисоведению, устраняются при наличии множества путей передачи. Поэтому среди мусульмане ранней эпохи ислама постоянно считали эту ночь ночью особых достоинств и проводили ее в поклонении и молитвах.

Что следует делать в эту ночь?

Чтобы соблюсти ночь Бараат, следует бодрствовать в эту ночь так долго, как это возможно. Если у кого-то есть больше возможностей для этого, ему следует провести всю ночь в поклонении и молитве. Но если кто-то не может сделать этого по той или иной причине, он может выбрать для этих целей какую-либо существенную часть ночи, желательно ее вторую половину, и совершать следующие действия поклонения:

(а) Намаз. Намаз – самое предпочтительное действие для исполнения в эту ночь. Нет какого-то определенного количества ракаатов, но желательно, чтобы их было не менее восьми. Также рекомендуется каждую часть намаза (стояние, поясной поклон, земной поклон) исполнять дольше обычного. В намазе следует произносить самые длинные суры Корана из тех, что человек знает наизусть. Если кто-нибудь не помнит длинные суры, он может также произносить несколько коротких сур в одном ракаате.

(б) Чтение Коран. Произнесение аятов Корана – другая форма поклонения, очень полезная в эту ночь. После совершения намаза или в любое другое время следует произнести из Корана столько, сколько человек в состоянии сделать.

(в) Зикр (поминание Аллаха). Этой ночью следует также совершать зикр, а также по многу раз произносить салават в адрес пророка (мир ему и благословение Аллаха). Зикр можно произносить и во время ходьбы, лежа на кровати и в другие часы работы или отдыха.

(г) Дуа (мольбы к Аллаху). Наибольшая польза, которую можно извлечь из благ этой ночи, – это дуа. Есть надежда, что все мольбы, даст Аллах, в эту ночь будут приняты нашим Господом. Мольба сама по себе является богослужением, и Всемогущий Аллах дает награду за каждую мольбу и плюс еще удовлетворяет нужды обращающегося. Даже если то, о чем молили, не достигнуто, человек не может быть лишен награды за мольбу, которая иногда более ценна, чем земные блага, к которым он стремится. Мольбы также укрепляют отношения человека с Всемогущим Аллахом, что является главной целью всех видов и форм поклонения.

Человек может молить обо всем, что он пожелает. Но лучшие мольбы – те, что совершал пророк (мир ему и благословение Аллаха). Эти мольбы настолько всеобъемлющи, что красноречивые выражения, используемые в них, покрывают все человеческие нужды как этого мира, так и следующего. В действительности, мольбы пророка (мир ему и благословение Аллаха) настолько глубоки, что человеческое воображение едва способно соразмерить их величие.

На тему мольб пророка (мир ему и благословение Аллаха) доступны книги на различных языках, и человеку следует молить Всемогущего Аллаха в соответствии с ними, произнося мольбы на арабском или же их смысловой перевод на своем языке.

(д) Есть люди, которые не могут исполнить дополнительный намаз или чтение Корана по различным причинам (болезнь, слабость или занятость другими необходимыми делами). Таким людям не стоит полностью лишаться благ этой ночи. Им следует совершать следующие действия:
1. Исполнить намазы магриб, иша и фаджр с мусульманами в мечети или, если человек болеет, дома.
2. Следует постоянно произносить зикр, особенно упомянутый в пункте (в), в любом положении, пока человек не заснет.
3. Следует молить Аллаха о прощении и других благах. Это можно делать даже в кровати.

(е) Женщины во время месячных не могут исполнять намаз и читать Коран, но они могут произносить любой зикр, тасбих, салават и могут обращаться к Аллаху с любой желаемой просьбой на любом языке. Они также могут произносить арабские мольбы, приведенные в Коране или в хадисах с намерением мольбы (без намерения произнесения аятов Корана).

(ж) Согласно хадису, который является относительно менее достоверным, пророк (мир ему и благословение Аллаха) был в эту ночь на кладбище Бакы, где он молил Аллаха о мусульманах, похороненных там. На основе этого некоторые правоведы считали мустахаб (рекомендуемым) в эту ночь пойти на мусульманское кладбище и произнести суру «Фатиха» или любую другую часть Корана и молить об умерших. Однако это действие не является обязательным, и его не следует исполнять регулярно в качестве обязательного.

Чего в эту ночь делать не следует

1. Как говорилось выше, ночь Бараат – ночь особых благословений, направленных на мусульман. Поэтому эту ночь следует проводить в полной покорности Всемогущему Аллаху, и следует сторониться всех тех действий, которые могут не понравиться Аллаху. Хотя каждый мусульманин должен всегда воздерживаться от совершения грехов, в такие ночи это воздержание становится еще более необходимым, так как совершение грехов в эту ночь равносильно ответу на божественные блага непослушанием и тяжкими преступлениями. Такое высокомерное поведение не может вызвать ничего иного, кроме гнева Аллаха. Поэтому следует строго воздерживаться от всех грехов, особенно от упомянутых в хадисе № 3 из приведенных ранее в этой статье, потому что грехи лишают человека благ этой ночи.

2. Некоторые люди в эту ночь занимаются делами, которые они считают необходимыми для празднования ночи Бараат: они готовят особые блюда, подсвечивают дома или мечети, или временные сооружения. Все такие действия не только безосновательны и вымышлены невежественными людьми в последнее время, но в некоторых случаях являются полной имитацией ритуалов немусульман. Такое подражание само по себе является грехом, а совершение его в такую благословенную ночь, как ночь Бараат, делает его еще хуже. Мусульманам следует строго избегать подобных действий.

3. Некоторые люди в эту ночь проводят религиозные собрания и читают длинные лекции. Такие действия также не рекомендуются. В эту ночь необходимо заниматься только подлинными действиями поклонения.

4. Такие действия поклонения, как намаз, произнесение Корана и зикр, следует исполнять в эту ночь самостоятельно, а не коллективно. Не следует исполнять нафль-намаз коллективно и не следует мусульманам организовывать собрания в мечетях для коллективного празднования этой ночи.

Наоборот, эта ночь подразумевает поклонение Аллаху в уединении. Это время для наслаждения от прямого контакта с Господом Вселенной и для уделения внимания Ему и только Ему. Это драгоценные часы данной ночи, в которые между человеком и его Господом никто не должен вмешиваться, и следует обратиться к Аллаху с полной концентрацией без помех с чьей-либо стороны.

Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал действия поклонения этой ночью в полном уединении, без чьего-либо сопровождения, даже без его любимой спутницы жизни Аиши (да будет доволен ею Аллах), и поэтому все формы добровольного поклонения рекомендованы им для совершения индивидуально, а не коллективно.

Пост 15-го шаабана

В день, следующий за ночью Бараат, то есть 15-го шаабана, является мустахаб (рекомендуемым) держать пост. Сообщалось, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) настоятельно рекомендовал данный пост. Хотя у некоторых хадисоведов имеются определенные сомнения в достоверности данного хадиса, однако, как упоминалось ранее, посты первой половины шаабана, имеют особые достоинства, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился большую часть дней шаабана. Многие мусульмане ранней эпохи ислама держали пост 15-го шаабана. Эта непрерывная практика указывает на то, что они принимали соответствующий хадис в качестве достоверного.

Поэтому рекомендуется поститься 15-го шаабана, держа добровольный (нафль) пост. Можно также держать каза-пост (возмещение пропущенного обязательного поста), и есть надежда, что человек может также получить пользу от достоинств этого поста.

Наступил месяц Шаабан, который является особенно ценным временем для верующих. Месяц Шаабан – второй среди тройки священных месяцев исламского календаря и предшествует месяцу, ставшему милостью Аллаха нам – месяцу Рамадан. Это время когда раб становится еще ближе к Своему Творцу, двери милости Аллаха открываются еще шире, грехи прощаются, а поклонение и благое обретает еще большую награду. Возможности верующих расширяются неимоверным образом.

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему) сказано: «Раджаб – месяц посева, Шаабан – полива, а Рамадан – время сбора урожая. Известно, что Раджабу свойственны прощение и милость, Шаабану – очищение, а Рамадану – многократное вознаграждение».

О достоинствах данного месяца в хадисах Посланника Аллаха (мир ему) сказано:

«Превосходство месяца Шаабан перед другими месяцами такое же, как моё превосходство перед другими пророками».

«Тому, кто в месяц Шаабан постился три дня вначале, три – в середине и три – в конце, Всевышний запишет вознаграждение подобно семидесяти пророков, а его степень будет подобна степени раба, поклонявшегося Всевышнему семьдесят лет. И если он умрёт в этом году, то умрёт шахидом».

«Аллах обязуется ввести в Рай того, кто будет соблюдать пост первого и последнего четверга месяца Шаабан».

О месяце Шаабан Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Это месяц, которым люди часто пренебрегают…В этом месяце дела человека представляются Аллаху, и мне хочется, чтобы мои дела были представлены в тот момент, когда я держу пост».

«Если хотите успокоения перед смертью, счастливого конца (смерти с Иманом) и спасения от шайтана – уважайте эти месяцы, соблюдая пост и сожалея о грехах (не совершая их)».

В достоверном хадисе сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему) держал пост в большинство дней месяца Шаабан. Пост в Шаабан не является обязательным, однако, учитывая, что это месяц, предшествующий Рамадану, пост в этом месяце является подготовкой к посту в Рамадан. Пост в месяц Шаабан подготовит нас духовно и физические к Рамадану так, что бы верующий лучше смог себя проявить во время обязательного поста.

Благословенный сподвижник Анас (радиаллаху анху) сообщил, что Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) спросили: «Какой пост наиболее ценен после постов Рамадана?». Он ответил: «Посты Шаабана в честь Рамадана».

Однажды сподвижник по имени Усама бен Зейт спросил посланника Аллаха (алейхиссалям):

«О, Посланник Аллаха (алейхиссалям), я не видел, чтобы ты когда-нибудь постился так, как постишься в Шаабане». Он ответил: «Люди забывают об этом месяце в промежутке между Раджабом и Рамаданом. В этом месяце деяния возносятся к Господу миров, и мне хочется, чтобы мои деяния были вознесены, пока я соблюдаю пост».

Передают, что Аиша рассказывала: «Иногда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постился так часто, что мы говорили: «Да ведь он не разговляется!» А иногда он разговлялся так часто, что мы говорили: «Да ведь он не постится!» Я никогда не видела, чтобы помимо рамадана он постился в течение целого месяца, и я никогда не видела, чтобы он когда-нибудь постился больше, чем в Шаабане».

В другом хадисе сказано: «Я никогда не видела Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) постящимся столь обильно, как он это делал в месяц Шаабан. Он имел обыкновение поститься в этот месяц, оставляя лишь несколько дней, вернее, он имел обыкновение поститься почти весь этот месяц».

В середине месяца Шаабан кроется особо благословенная ночь – ночь Бараат. Эта одно из тех особенных периодов времени, когда Аллах Всевышний открывает все двери Своего милосердия и прощения, когда обрести эти награды можно предоставив себя Всевышнему и поклонению.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Это ночь половины Шаабан. Аллах Всемогущий смотрит в эту ночь на своих рабов и прощает тех, кто просит прощения, и удостаивает Своей милости тех, кто молит о милости, но сохраняет тех, кто имеет злой умысел (против мусульманина), такими же (и не прощает их до тех пор, пока они не освободятся от злобы)».

Loading...Loading...