В.Ф.Асмус. Античная философия

«Человек является самым разумным из
животных вследствие того, что он имеет руки»

Анаксагор из Клазомен в М. Азии (ок. 500-428 до н. э.), древнегреческий философ. Выдвинул учение о неразрушимых элементах - «семенах» вещей (позже названных гомеомериями). Движущий принцип мирового порядка - ум (нус), организующий элементы.

Анаксагор из Клазомен - древнегреческий философ, математик и астроном, основоположник афинской философской школы. Был обвинен в безбожии и изгнан (431). Автор учения о неразрушимых элементах - "семенах" вещей (гомеомерий ). Движущий принцип мирового порядка - ум (нус), организующий элементы.

Анаксагор (Ἀναξαγόρας) из Клазомен в М. Азии (ок. 500-428 до н. э.) - древнегреческий натурфилософ материалистического направления (хотя и последовательный); впервые профессионально преподавал философию в Афинах. Близостью к Еврипиду и Периклу возбудил недовольство со стороны реакционных противников рабовладельческой демократии; был обвинен в безбожии и избег наказания, переехав в Лампсак, где основал свою философскую школу.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 15-16.

Анаксагор из Клазомен (Anaxagoras) (ок. 500 - ок. 428 гг. до н.э.). Философ, приехавший в Афины в возрасте 20 лет и ставший первым афинским философом. Был учителем и другом Перикла. Враги Перикла обвинили его в нечестивости, однако он бежал из Афин, вероятно, в Лампсак, где основал свою школу и жил до смерти.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 445.

Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н. э.) - древнегреческий философ. Происходил из Клазомен в Малой Азии. Выдвинул учение о неразрушимых элементах - «семенах» вещей (позже названных геометриями). Имя Анаксагора упоминается Гумилёвым в 10 лекции по этнологии «Сфера мысли в этногенезе». Рассматривая греческих натурфилософов и их взгляды на проблему мироздания, Гумилёв скажет: «Анаксагор предположил, что в основе всего лежит эфир - очень тонкий газ» («Струны истории», 343).

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, - М., 2013, с. 44.

Анаксагор из Клазомен. Дошедшие до нашего времени свидетельства о философии Анаксагора (V в. до н.э.) весьма трудны для истолкования, однако, судя по всему, он рассматривал Вселенную как состоящую из «семян» всех определенных веществ - «Во всем заключается часть всего». Он полагал, что любые изменения происходят в результате перестановки составляющих веществ. Он также рассматривал разум, или рассудок (nous) как начало, отдельное от прочих веществ, вездесущее и вечное, являющееся оживляющим принципом всех живых существ и источником космического движения. Согласно Анаксагору, Земля имела плоскую форму и поддерживалась воздухом. При этом он доказывал вращение небесных тел и говорил о том, что луна получает свет от солнца. Очевидно, он также истолковывал явления затмений.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 436.

С марксистской точки зрения

АНАКСАГОР из Клазомен (в Малой Азии) (ок. 500-428 до н. э.) - древнегреческий философ-материалист, идеолог рабовладельческой демократии. По обвинению в безбожии был приговорен к смертной казни и спасся, покинув Афины. Признавал бесконечное качественное многообразие бесконечно делимых первичных элементов материи («семена вещей»), позже названных гомеомериями, из различных сочетаний которых образуются все существующие вещи. Движущей силой, обусловливающей соединение и разделение элементарных частиц, считал «нус» (ум), который понимал как легчайшее и тончайшее вещество. Космогония Анаксагора объясняет возникновение системы небесных тел из первичного беспорядочного смешения частиц вещества в результате их вихреобразного вращения.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 18.

Другие биографические материалы:

Далее читайте:

Исторические лица Греции (биографический справочник).

Греция, Эллада , южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности.

Философы, любители мудрости (биографический справочник).

Фрагменты:

Lanza D., Anassagora. Testimonianze e frammenti, Firenze, 1966.

Литература:

Рожанский И.Д. Анаксагор. У истоков античной науки. М., 1972;

Он же. Аннаксагор. М., 1983;

Таннери П. Первые шаги древне-греческой науки. СПб., 1902, Гл.12;

Schofield М. An Essay on Anaxagoras. Camb.-N. Y., 1980.

Guthrie W. K.C. A History of Greek Philosophy, v. 2, Camb., 1971;

Sider D. The Fragments of Anaxagoras, Meisenheim am Glan. 1981;

Furth M. A. «Philosophical Hero»? Anaxagoras and the Eleatics. - «Oxford Studies in Ancient Philosophy», 9, 1991, p. 95-129;

Mansfeld J. The Chronology of Anaxagoras Athenian Period and the Date of his Trial. - «Mnemosyne», 32,1979, p. 39-60; 1980, 33, p. 17-95.

(Anaxagoras)(ок. 500 до н.э., Клазомены, ныне на терр. Турции - 428 до н.э., Лампсак, ныне на терр. Турции)
Разрабатывал вопросы математики и астрономии. Около тридцати лет прожил в Афинах и явился фактическим основоположником афинской философской школы. В конце 430-х гг. был обвинен в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни (с 434-433 до н.э.) провел в Лампсаке. От сочинений А. до нас дошли 20 фрагментов.


Воззрения А. сформировались под воздействием милетской школы (прежде всего - Анаксимена) и учения о бытии Парменида. Свое учение А. сформулировал в виде космогонической гипотезы, согласно которой начальное состояние мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, состоявшую из бесчисленного множества мельчайших чувственно не воспринимаемых частиц всевозможных веществ. В какой-то момент времени и в каком-то участке пространства эта смесь приобрела быстрое вращательное движение, сообщенное ей неким внешним по отношению к ней агентом - умом (нусом). Космический вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под действием скорости вращения происходит отделение темного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого Эфира, устремляющегося к его периферии. Приведенные в движение частицы стремятся соединиться с себе подобными, образуя более или менее однородные массы вещества. Однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо "во всем имеется часть всего", каждая же вещь кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований общее количество любого рода вещества остается неизменным. Эти принципы предположительно относятся не только к частицам качественно однородных веществ (получившим в перипатетической школе наименование гомеомерий), но и к противоположностям теплого и холодного, светлого и темного, сухого и влажного.

А. был первым ученым, давшим правильное объяснение солнечных и лунных затмений, и первым, кто изложил ясное учение о фазах Луны. Он интересовался натуральной астрологией, т.е. связью циклических природных явлений с ритмичным движением небесных тел. Предвосхищая современную науку более чем на 2000 лет, А. учил, что звезды состоят из той же материи, что и наша Земля, и что Солнце есть пылающая масса; что Луна - темное необитаемое тело, получающее свой свет от Солнца; а кометы - блуждающие звезды или тела.

Античный писатель III в. Диоген Лаэрций сообщает, что А. предсказал падение камня с неба. О нем рассказывали, что однажды, придя в Олимпию, он сел на стадионе в кожаном плаще, как если бы должен был пойти дождь, - что и произошло. По свидетельству Филострата, А. предсказал, что некий дом рухнет, и не ошибся. Когда его спросили, ради чего он родился на свет, А. ответил: "Ради созерцания Солнца, Луны и неба".

Анаксагор родился в городе Клаземены (близ Милета) в зажиточной семье. В юности познакомилсясучением Анаксимена. Говорят,смысл жизни он определил как возможность созерцать небо и познавать строение космоса. Во многом достижения Анаксагора объясняются тем, что у него были великие предшественники: Фалес Милетский, Анаксимандр, Ксенофан, Гераклит, Пифагор, Парменид. Пребывание философа в Афинах пришлось на славный век Перикла, у которого Анаксагор был советником. Отчасти по политическим мотивам, а формально за непочтение к богам (признание небесных тел материальными объектами) его осудили на смерть. По преданию, узнав о приговоре, он ответил: «Природа давно присудила к смерти и меня, и судей». Благодаря заступничеству Перикла, он был помилован и изгнан из Афин.

Он утверждал, что Солнце — огненный шар, дав объяснение солнечным и лунным затмениям. По словам Плутарха, «Анаксагор который первым написал и самое мудрое, и самое смелое сочинение о свете и тени Луны, не был еще тогда знаменитым мужем древности, а сочинение его не пользовалось популярностью; оно было запрещено и ходило лишь среди немногих, причем принимались меры предосторожности...» Идея Анаксагора о твердых небесных телах, лишенных божественности, подтвердилась падением метеорита на северном побережье Эгейского моря в 467—466 годах до н.э. (То, что камни могут падать с неба, казалось фантастикой большинству ученых до XVIII века.) С тех пор возникла легенда, будто Анаксагор предсказал падение метеорита, чего, конечно, быть не могло.

Есть сведения, что он успешно занимался математикой и, даже находясь в заключении, решал задачу квадратуры круга. Разрабатывал теорию перспективы, главным образом для большего эффекта театральных представлений и сооружения декораций (в Греции того времени было очень популярно искусство комедии и трагедии). Стремление к познанию природы, соединенное с интересом к математическим абстракциям, привело философа к оригинальным идеям. В отличие от предыдущих мыслителей, предполагавших первоначальными элементами воду, землю, огонь, воздух, Анаксагор признал

их число бесконечным. Эти элементарные частички он назвал «го-меомерии» («семена»). В этом можно усмотреть предтечу атомов Демокрита и значительно более поздних монад Лейбница. «Все заключается во всем», — считал Анаксанор, или говорил в другом варианте: «Во всем есть часть всего». Вырисовывается образ двойной бесконечности — в наибольшем и наименьшем

Исходя из таких предпосылок, Анаксагор возражал против употребления понятий «возникновение» и «гибель», ибо ни одна вещь не появляется из ничего и не уничтожается бесследно, а либо смешивается (соединяется, синтезируется), либо разделяется (разлагается). Тем самым он подчеркивал единство природы в большом и малом, неуничтожимое™ материи и вечность движения. Последнее он связывал с существованием Разума или Ума («ноос» или «нус», по-гречески), который «бесконечен, самодержавен и не мешан ни с одной вещью, но только он один существует сам по себе... обладает совершенным знанием обо всем и имеет величайшую силу». Эта мысль в последующем часто толковалась на разные лады. По-видимому, Разум (Ум) Анаксагора олицетворял мировой порядок и волю, движение (энергию). Аристотель писал: «. .Тот, кто сказал, что разум находится, подобно тому как в живых существах, так же и в природе, и что это он виновник благоустройства мира и всего мирового порядка, этот человек представился словно трезвым по сравнению с пустословием тех, кто выступал раньше. Явным образом... взялся за такие объяснения Анаксагор».

Тот же Аристотель пересказал интересную мысль Анаксагора: «Человек является самым разумным из животных вследствие того, что он имеет руки». Отметим, что человеку определено биологически верное место в царстве животных, а развитие его разума объяснено, по существу, трудовой деятельностью, развитием рук (Справедливости Ради надо отметить, что че-тырехрукость обезьян не еде-

лала их вдвое умнее людей, а трудовая деятельность возможна лишь при достаточно развитом мозге, о чем догадывался все тот же Аристотель.)

Замечательны идеи Анаксагора не только о строении Мироздания (учитывая незначительные астрономические знания того времени), но и о земных процессах. По его мнению, море (океан) состоит из первоначально скопившейся на Земле влаги, а также из вод, приносимых в него реками, которых питают дожди и подземные воды. (О том, что реки имеют подземное питание, забывают многие люди даже в наши дни!)

Возможно, именно Анаксагор первым в полной мере осуществил плодотворный синтез опытных знаний, обобщающих наблюдение за природными объектами и явлениями, с умозрительными размышлениями, выходящими за пределы «ползучей эмпирии». Умелое использование этого метода временами стимулировало яркие вспышки научно-философского творчества, а забвение его приводило к застою мысли.

__________________

Анаксаго́р (др.-греч. Ἀναξαγόρας) из Клазомен (ок. 500 до н. э. - 428 до н. э.) - древнегреческий философ, математик и астроном. Основоположник афинской философской школы.

Жизнь и учение

Анаксагор - один из самых выдающихся ионийских философов, сын богатых и знатных родителей. Родился в Клазоменах, в Малой Азии около 500 до н. э. С ранних лет он отказался от удовольствий, на которые мог рассчитывать по своему богатству, и пристрастился к философии.

Привлечённый кипучей умственной жизнью Афин, начавшейся после блестящих побед над персами, 45-летний Анаксагор переселился туда, вступил в близкие отношения с Периклом и первый стал излагать философию в общедоступной форме. Кроме самого Перикла, его учениками были Фукидид, физик Архелай и Еврипид.

Анаксагор учил о вечных элементах мира, «семенах» (или «гомеомериях»), которые включают в себя всю полноту мировых качеств и управляются космическим Умом. Стараясь объяснять естественными причинами такие явления, как солнечное и лунное затмение, землетрясения и т. п., он навлёк на себя обвинение в оскорблении богов (как утверждает Мария Солопова, - за утверждение, что солнце является раскалённой глыбой). Его судили и приговорили к смерти, от которой спасло его только красноречие Перикла. Смертный приговор заменён был изгнанием. Анаксагор поселился в Лампсаке, где и умер в 428 году до н. э.. «Не я потерял Афины, а афиняне потеряли меня» - гордо говорил он.

Вначале тела́ стояли [неподвижно], божественный ум же привёл их в порядок и произвёл возникновение вселенной… Бог был, есть и будет… Будучи умом, он привёл в порядок все бесчисленные вещи, бывшие [раньше] смешанными… Он [ум] – тончайшая и чистейшая из всех вещей, он обладает совершенным знанием обо всём и имеет величайшую силу.

В противоположность милетцам, для объяснения бесконечного разнообразия видимых явлений, он принимал не одну первичную стихию, вроде воды, воздуха или огня, а бесчисленное множество бесконечно малых первичных материальных частичек, гомеомерий (однородных частичек), которые не созданы и не могут ни разрушаться, ни переходить друг в друга. Но за такие первичные стихии, из которых состоят все вещи, он признавал не эмпедокловы элементы, а основные, первобытные тельца, отличающиеся друг от друга по своим качествам, и однородные тела, которые из них образуются. Впрочем, гомеомерии Анаксагора не похожи и на атомы в нашем смысле, то есть на простые химические тела, потому что в числе их у него приведены, между прочим, мясо, дерево и т. п. Гомеомерии, сами по себе лишённые движения, были первоначально выведены из покойного, хаотического состояния другим, тоже вечным, материально мыслимым началом-разумом (νοῦς, ум), и этим движением, отделением разнородного и соединением однородного, был создан мир.

По всей видимости, Анаксагор первым предположил, что Солнце - вовсе не бог, а «большой, величиною с Пелопоннес, раскалённый камень», которому слишком плотная атмосфера Земли мешает продвигаться дальше тропиков.

Многообразие тел в природе он сводит к различным неизменным, неисчислимо многим и бесконечно малым элементам действительного мира («семена вещей», «гомеомерии»), которые вначале были в беспорядке смешаны и образовывали хаос. Мировой «ум» (др.-греч. νοῦς) - тончайшее и легчайшее вещество - приводит их в движение и упорядочивает: неоднородные элементы отделяются друг от друга, а однородные соединяются - так возникают вещи. При этом ум заключён в материи, в которой он творит; однако не смешиваясь с ней, является чем-то «несоединимым» (др.-греч. ἄμυκτον, лат. immissibile). Этот взгляд имеет большое значение для схоластики. Ни одна вещь не возникает, а также не исчезает, а образуется из соединения уже существующих вещей, в результате отделения этих вещей друг от друга она обращается в ничто, распадается. Познано может быть только неодинаковое и противоречивое.

Loading...Loading...