Афонский монастырь основанный двумя греческими аристократами. Описание монастыря пантократор на острове корфу

Осн. в 1363 г., престольный праздник 6/19 августа, в день Преображения Господня. Игумен: архим. Виссарион. Тел. (30-377) 23253. Факс (30-377) 23685.

Пантократор

Пантократоров монастырь стоит на скале, о которую бьются волны обычно бурного моря, на северо-восточной стороне Афона. Монастырь празднует праздник Преображения Спасителя (6 августа).

Основателями монастыря считаются два мужа – «великий стратопедарх» («начальник лагеря») Алексий и «великий примикирий» («первый сановник») Иоанн, которые жили приблизительно в середине XIV века и поначалу были монахами в келье Пантократора, которая существовала ранее на этом месте и постепенно была преобразована в монастырь. Впрочем, их начинаниям в значительной степени способствовал византийский император Иоанн V Палеолог, который был родственником Иоанна и подарил новосозданному монастырю подворье на острове Лемнос. Помощь монастырю продолжали оказывать и последующие императоры.

Пантократор

После турецкого завоевания монастырь стал переживать экономический кризис, преодолеть который тем или иным способом помогали различные греки или греческого происхождения господари придунайских княжеств. Как это имело место и в случаях с другими монастырями, затем последовала помощь от России, а именно дар и привилегии, данные Пантократорову монастырю Екатериной II в 1762 году, позволившие монахам собрать деньги в России.

Монастырь пережил два разрушительных пожара – в 1773 году и относительно недавно – в 1948 году. Значительный труд по восстановлению монастыря после первого пожара проделал его ризничий Кирилл, а последствия второго пожара были ликвидированы Реставрационной Службой.

В плане монастырские здания составляют неправильный многоугольник, который окружает крепостная стена, а на западной стороне его возвышается крепостная башня. Большинство построек монастыря появились в более позднее время.

Собор монастыря

Относительно небольшой собор , в котором похоронены оба ктитора монастыря Алексий и Иоанн, находится в северной части мощенного плитами двора. Архитектура его следует общему афонскому типу, хотя имеет и некоторые особенности, проявляющиеся в расстоянии между хорами для певчих и алтарной частью: это расстояние больше, чем в других соборах. Кроме того, професис и диаконикон образуют две небольшие башни с куполами. При этом, в 1847 году оба нартекса соединили друг с другом и пристроили новый застекленный наружный нартекс. В то же время на средства архимандрита Мелетия была построена примыкающая к нартексу башня звонницы.

Созданные в XIV веке фрески храма в настоящее время находятся под слоем более поздних росписей, которые были сделаны в 1854 году агиографом Матфеем Иоанном из Наусы. Из ранних фресок можно увидеть изображения Успения Богородицы, Моления и некоторых святых.

Пантократор

Фиал водосвятия в том виде, в котором он известен в большинстве афонских монастырей, в Пантократоровом монастыре отсутствует.

Трапезная встроена в сторону, на которой располагаются кельи, напротив фасада собора. она была построена в 1741 году и, спустя 8 лет, украшена фресками довольно посредственными живописцами.

Кроме центрального храма, в монастыре есть 8 часовен на территории внутри монастырских стен, а также еще 7 других часовен в различных экзартимах. Наиболее значительная из них – Успенская часовня, слева от литийного притвора, в соборе, с фресками 1538 года, которые были покрыты новым слоем живописи в 1868 году. Другие часовни с фресками – Святого Николая у входа в монастырь и Иоанна Предтечи в его южном крыле.

По дороге из монастыря в Карею находится поселок Капсалы с большим числом монашеских калив, 36 из которых принадлежат Пантократорову монастырю, а другие – другим монастырям. В Карее и ее окрестностях разбросано еще 15 келий, из которых выделяется бывший монастырь, а ныне келья Равдуха (Жезлоносца), посвященная Введению во храм Пресвятой Богородицы и занимавшая в начале XIV века четырнадцатое место среди монастырей того времени. Однако этот монастырь существовал, по крайней мере, с Х века – этим временем датируются изображения (два креста) старого собора в подземелье нынешнего храма: они относятся к нижнему слою фресковой живописи, т.е. предшествовавшему слою, на котором изображены апостолы Петр и Павел и который датируется ХII веком. Еще одна келья того же монастыря – Успенская келья, называемая также «Axion esti» («Достойно есть») и связанная с одноименной чудотворной иконой Богородицы, которая находилась ранее здесь, а ныне хранится в алтарной части храма Протата.

Пантократор

Пантократорову монастырю принадлежит также русский общежительный скит Пророка Ильи, стоящий на возвышенности напротив монастыря, на расстоянии около получаса ходьбы. Здесь находилась ранее келья, отданная в 1757 году выдающемуся украинскому монаху и великому реформатору Паисию Величковскому. Аскеты, главным образом молдаване и украинцы, постепенно становились его учениками, и поскольку число их все возрастало, Паисий Величковский преобразовал келью в скит и при том общежительный, что вообще имело место среди скитов Афона впервые, Затем скит находился в руках русских монахов, число которых весьма возросло, что привело к необходимости построить ряд новых больших зданий, похожих на церковь Святого Андрея. В итоге это вызвало беспокойство патриархии, Священного Кинота и главенствующего монастыря. Поэтому между скитом и Пантократоровым монастырем пошли нескончаемые судебные разбирательства, конец которым положила грамота патриарха Неофита VIII от 1892 года. Новейшая, весьма впечатляющая главная церковь (kyriakon) скита была открыта в 1900 году. В ней хранятся две ценные иконы Богородицы – Млекопитательницы и Лиющей Слезы.

Предание.

Икона Божией Матери Геронтисса

Некогда в Пантократорском монастыре проживал благочестивый старец, игумен. Господь послал ему великую скорбь - он был тяжело болен. Во время болезни он узнал о своей скорой кончине. Перед тем, как покинуть дольний мир, он пожелал причаститься Святых Христовых Таин. С этой просьбой он обратился к седмичному иеромонаху, чтобы тот поспешил исполнить это Святое Таинство. Однако иеромонах не обратил особого внимания на важность просьбы. Вскоре во время совершения Божественной литургии он услышал от иконы Богоматери грозный голос, повелевающий ускорить ход службы и немедленно исполнить волю старца.

С тех пор эта икона получила символическое название Старицы. Многие люди считают ее покровительницей всех стариков.

Ныне она располагается в Соборном храме обители возле восточной колонны левого хора. Икона отреставрирована и заключена в серебряный оклад. Сосуд, изображенный на иконе, тоже связан с преданием – о чудесном умножении елея в обители по молитвам некоего игумена.

Есть и еще один рассказ, повествующий о чуде…

Во времена сарацинского нашествия на обитель эта икона была брошена захватчиками в колодец недалеко от монастыря. Впоследствии она была найдена по указанию родственников одного из варваров. Несчастный, лишившись разума, захотел расколоть святую икону и использовать ее для растопки кальяна. Но он тут же ослеп. Раскаявшись в своем безумии и надеясь получить облегчение посмертной участи, сарацин повелел родным после того, как он умрет, отправиться на Афон и найти в колодце образ, не сомневаясь, что он обретается там в сохранности и целости. Родственники, исполняя это повеление, прибыли на Святую Гору и указали монахам место, где (по описанию) икона находилась. Она была в колодце! - и братия с почестями извлекла ее оттуда и водворила в храм.

Монастырь Пантократор

Монастырь Пантократор занимает седьмое место в иерархии афонских монастырей. Монастырь Пантократор расположен на северо-востоке полуострова Афон, рядом с развалинами древнего города.

Монастырь был основан в XIV веке двумя знатными византийцами – примикирием (высокий пост в суде) Иоанном и его братом Алексием, имевшим титул стратопедарха (командующего военным лагерем). Обитель основана при поддержке императора Иоанна V Палеолога. О дате начала строительства монастыря ничего неизвестно, но в документальных источниках он впервые упоминается в 1358 году. Известно также, что в 1362 году обитель была перестроена патриархом Каллистом I. В этот же период в состав Пантократора вошли монастыри: святого Авксентия, святого Дорофея, Кинопод, Равдуш, Факен, Фалакр. Основатель монастыря Алексий умер около 1368 года. Предположительно, в 1384 году его брат Иоанн принял на Афоне монашеский постриг. На пожертвования, сделанные братьями, были построены подворья, существующие до настоящего времени. Дар братьев – икона Христа Пантократора (Вседержителя) – хранится сегодня в Эрмитаже.

Вначале монастырь получал средства от византийских правителей. Особую поддержку монастырю оказывали византийские императоры Иоанн V и Мануил II Палеологи. После падения Константинополя в XV веке монастырь Пантократор стал жить на пожертвования правителей стран, расположенных в низовьях реки Дунай.

Пантократор перестраивался и расширялся в XVI веке. Несмотря на огромные долги, во времена турецкого ига Пантократор не терял жизнеспособности. Значительные для государства и святые по образу жизни лица избирали монастырь местом своего проживания – это Патриарх Каллист II Ксанфопул, а также Симеон и Феона, архиепископы Солунские. Одной из благодетельниц обители Пантократор была Российская императрица Екатерина Великая.

Монастырь разрушался пожарами 1393, 1773 и 1948 годов, но, к счастью, не полностью.

Пантократор – последний из афонских монастырей, где было восстановлено общежитие. Это произошло в 1992 году.

Собор, освященный в честь Преображения Господня, был возведен одновременно с основной частью монастыря, но достраивался, восстанавливался и переделывался уже совершенно независимо от общего архитектурного ансамбля в третьей четверти XIV столетия и в 1854 году. Это небольшой по размерам храм, сложенный из белого мрамора. Собор монастыря стоит в дальней части мощеного двора. Тут похоронены основатели монастыря – иноки Алексий и Иоанн. Соборная колокольня была построена в XIX веке.

В Пантократоре кроме головного собора есть параклисы: Успения Пресвятой Богородицы, собора Архангелов, Вознесения Господня, святого Предтечи Иоанна, святителя Николая, святого Георгия Победоносца, святого Пантелеимона, Трех святителей.

На пути между Пантократором и Кареей есть местечко под названием Капсала, с множеством калив. Тридцать шесть из них принадлежат монастырю Пантократор. Кроме того, монастырь владеет пятнадцатью кельями в самой Карее и ее окрестностях. Келья Успения Богородицы, в которой Архангел Гавриил научил молодого инока молитве «Достойно есть», также является собственностью монастыря.

Помимо прочего, во владении монастыря Пантократор находится скит святого пророка Илии, расположенный в получасе ходьбы от него. Изначально этот скит был кельей. В 1575 году в ней поселился русский монах Паисий Величковский. Преподобный Паисий до этого жил в соседней келье святого Константина, где вокруг него собралось множество учеников из Молдавии и России. Нужно было жилье, чтобы их всех разместить, и старец Паисий превратил келью святого пророка Илии в общежительный монастырь. К святому Паисию приходило все больше и больше учеников, и ему был передан монастырь Симонопетр, однако вскоре стало ясно, что он не имеет достаточно средств, чтобы платить требуемые турками, захватившими Афон, налоги. Братия вернулась в скит пророка Илии, но, в конце концов, им пришлось уехать в Молдавию, в ту ее часть, что принадлежала румынам. Здесь старец Паисий вскоре стал известен как один из самых опытных духовников своего времени.

В левом киоте монастырского собора при северно-восточной колонне находится главная святыня обители Пантократор – чудотворная икона Божией Матери «Герондисса» («Старица»). Богородица изображена в полный рост, в преклонном возрасте, без Младенца Христа. Матерь Божия на этой иконе стоит, развернувшись влево, руки Ее простерты в мольбе.

На массивной серебряной ризе, изготовленной в России, изображен сосуд с изливающимся через край елеем – это напоминание о чудесном умножении в обители елея, во время голода, по молитвам одного из игуменов. Некогда в обители подошли к концу запасы оливкового масла, столь необходимого в монастырской жизни. Братия во главе с игуменом непрестанно усердно молилась перед чудотворным образом Божией Матери, и их упование не было посрамлено: один из сосудов настолько переполнился елеем, что масло даже выливалось на пол. И сегодня можно увидеть этот сосуд, он находится у задней стены соборного храма.

По преданию, посредством этой иконы Богородица однажды попросила одного из священников поскорее закончить литургию, чтобы игумен монастыря успел перед смертью причаститься.

Во время разграбления Пантократора турками икона была брошена в колодец, серебряные ризы были сняты. По дороге турки были поражены слепотою и сами поняли кару за святотатство над иконой. Несколько лет спустя, с возобновлением иноческой жизни, монахи нашли икону невредимой в колодце.

В 1950 году в монастыре начался пожар. Дул сильный ветер, он быстро раздувал огонь и, казалось, что пожар уже не остановить. Братия вынесла икону и стала петь молитвы. Когда все приблизились к бушующему пламени, оно вдруг метнулось назад и полностью погасло.

В иконостасе параклиса Успения Пресвятой Богородицы находится еще одна чудотворная икона – великомученика Георгия. Этот образ XVI века был перенесен в Пантократор в 1982 году из находящейся неподалеку кельи.

Также в Пантократоре пребывают святыни: часть хитона Спасителя, частицы Животворящего Креста Господня и частицы мощей – апостолов Андрея Первозванного и Тита, святителя Игнатия Богоносца, святого Феодора Стратилата, мученицы Фотины Самаряныни, святого Никифора, равноапостольных Константина и Елены, святых бессребреников Космы и Дамиана, великомучеников Меркурия и Прокопия, великомученицы Марины, мучениц Анастасии и Евфимии, священномучеников Антипы и Харалампия, святителей Григория Богослова, Василия Великого и Афанасия,

Патриарха Иерусалимского, преподобного Иоанникия Вифинского, праведного Иоанна Милостивого, мученика Трифона, святителя Афанасия Константинопольского, преподобного Иоанна Великого, мученика Артемия, мученика Евстафия Плакиды, мучеников Кирика и Иулитты, преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных.

Библиотека содержит около 350 рукописных кодексов и примерно 3500 печатных книг. В библиотеке обители находится Евангелие, принадлежащее преподобному Иоанну Кущнику(Ув.).

Братия обители Пантократор насчитывает около 15 монахов.

Из книги Я, Есенин Сергей… автора

Пантократор 1 Славь, мой стих, кто ревет и бесится, Кто хоронит тоску в плече, Лошадиную морду месяца Схватить за узду лучей. Тысчи лет те же звезды славятся, Тем же медом струится плоть. Не молиться тебе, а лаяться Научил ты меня, Господь. За седины твои кудрявые, За

Из книги Святая Анна автора Филимонова Л. В.

Из книги Грейс Келли. Принцесса Монако автора Мишаненкова Екатерина Александровна

5. Монастырь Я - не экстраверт, но и не отношусь к людям недоброжелательным. Мне не свойственны повышенная эмоциональность и чрезмерная общительность, но не люблю читать о себе, что я - бесчувственная и необщительная. Я не считаю себя такой. Осенью 1934 года родители

Из книги «Волшебные места, где я живу душой…» [Пушкинские сады и парки] автора Егорова Елена Николаевна

Святогорский монастырь Ветер дышит всё спокойней. Ночка майская светла. Месяц встал над колокольней И глядится в купола. Утопает в цвете вишен Монастырь в Святых Горах. Звук молитв полночных слышен. Эхо их - в иных мирах. Над могилою поэта Пролегает Млечный путь. В волнах

Из книги Афон автора Зайцев Борис

Из книги Иван Федоров автора Муравьева Татьяна Владимировна

ДЕРМАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Все они избиты, изранены, Булавами головы пробиваны, Кушаками головы завязаны. Былина о Чуриле Пленковиче Речь Посполитую в это время сотрясали политические катаклизмы. В 1572 году со смертью Сигизмунда-Августа пресеклась династия Ягеллонов.

Из книги Жизнь моя за песню продана [сборник] автора Есенин Сергей Александрович

Из книги Византийское путешествие автора Эш Джон

Пантократор Купола монастыря Пантократор величественно вздымаются над вершиной холма, господствующего над Золотым Рогом. Во время предыдущих приездов в Стамбул я избегал этого места, хотя здесь находится усыпальница императоров Иоанна II Комнина, Мануила I Комнина и

Из книги Пушкинский некрополь автора Гейченко Семен Степанович

Данилов монастырь Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды - И чей-нибудь уж близок час. А. С. Пушкин Расположен Данилов монастырь на юге Москвы, в районе Даниловской площади (площади Серпуховской заставы). Основан он в 1282 году

Из книги автора

Новоспасский монастырь И мне печаль могил понятна и близка, И я родным преданьям внемлю. И. Бунин Монастырь этот существует с 1490–1491 годов на месте Васильцева стана на левом берегу Москвы-реки, у нынешнего Новоспасского моста. Пройти к монастырю ближе всего от станции

Из книги автора

Покровский монастырь Вес тихо: мертвый сон в обители глухой. Но здесь живет воспоминанье: И путник, опершись на камень гробовой, Вкушает сладкое мечтанье. К. Батюшков Покровский (Покрова Пресвятыя Богородицы) монастырь находился возле Абельмановской заставы (Таганская

Из книги автора

Симонов монастырь Мне так сочувственны могилы, В земле так много моего, Увядших благ, увядшей силы, Что мне кладбище – берег милый, Что мне приветлив вид его. П. А. Вяземский Симонов монастырь расположен в юго-восточной части Москвы, неподалеку от станции метро

Из книги автора

Донской монастырь Бантыш-Каменский Дмитрий Николаевич (1788–1850) – историкБулгакова Екатерина Александровна (р. 1811) – фрейлинаБулгакова Наталья Васильевна (1785–1841) – ее матьБюлер Федор Андреевич (1821–1896) – барон, действительный тайный советникВасильчикова Александра

Из книги автора

Данилов монастырь Арсеньев Дмитрий Николаевич (1779–1846) – полковник, камергерВенелин (Хуиа) Юрий Иванович (1802–1839) – филолог-славистДмитриев Михаил Александрович (1796–1861) – поэт, племянник поэта-баснописца И. И. ДмитриеваЗавалишин Дмитрий Иринархович (1804–1892) –

Из книги автора

Новоспасский монастырь Балк-Полев Петр Федорович (1777–1849) – русский посланник в Бразилии, действительный тайный советникБоборыкина Мария Дмитриевна (1782–1871) – знакомая КарамзиныхГагарин Иван Алексеевич (1771–1832) – князь, действительный тайный советник, сенатор, муж

Из книги автора

Покровский монастырь Батурин Сергей Герасимович (1789–1856) – генерал-майор, сенатор, родственник семьи ПушкиныхБатурина Анна Николаевна (1760–1839) – его матьЛевашева Екатерина Гавриловна (ск. 1839) – двоюродная сестра декабриста И. Д. ЯкушкинаЛевашев Николай Николаевич

Святой монастырь Пантократор , седьмой в диптихе афонских монастырей, посвящен Преображению Господню .

«Королевский и Патриарший монастырь во имя Господа нашего и спасителя Иисуса Христа «Пантократора» (Господь Вседержитель), стоит у подножия лесного склона, на внушительно скалистом мысе, восходящего примерно на 30 метров над уровнем моря на северной стороне полуострова Афон. Его расположение радует великолепным видом, как в северной части Эгейского моря видеть острова: Тасос, Самотраки, Лемнос; так в юго-восточной стороне видеть резкую вершину великолепной Святой Горы Афон.

В Пантократоре находится почитаемая всеми верующими чудотворная икона Божьей Матери - «Старица », или «Геронтисса » (греч. «Γερόντισσα»).

Стоит отметить что в Эрмитаже в Санкт-Петербурге находится икона «Христос Пантократор», полученная из монастыря Пантократора.

Святыни : Паломники могут приклониться к частям мощей одного из учеников Иисуса апостола Андрея Первозданного, частицу Животворящего Креста, мощи великомученика Феодора Стратилата, святых Космы и Дамиана, часть щита святого Меркурия и других святых.

В получасе ходьбы от монастыря Пантократор находится скит святого пророка Илии , который пренадлежит монастырю.

Престольный праздник монастыря: 6/19 августа, в день Преображения Господня.
Другие праздники: 21/7 (8/7) в день Преподобного Феофила Мироточивого
28/10 (15/10) Собор Отцов Афонских в монастыре Пантократор и
вторник Светлой Недели - литания (крестный ход) с иконой Богородицы Герондисса (Старица).

Паломничество на Афон - Монастырь Пантократор
Чтобы посетить монастырь Пантократор Святой Горы, паломнику необходимо получить разрешение, визу на въезд на Афон – так называемый диамонитирион , который нужно предварительно заказывать заранее с помощью нашего сервиса.
«ГЕНИКО » диамонитирион (общее разрешение на 20 монастырей ) - дает право оставаться на ночлег в любом монастыре Святой Горы (при наличии свободных мест). Можем оказать содействие в организации размещения в монастыре и забронировать места для ночлега .
Паломники желающие посетить монастыри Афона, которые располагаются на восточном побережье (м.Хиландар - м.Эсфигмен - м.Ватопед - м.Пантократор - м.Ставроникита - м.Иверон - м.Каракал – Морфону), могут отправиться на скоростном катере из поселка Иериссос. При этом необходимо заранее зарезервировать места на скоростной катер и следует предупреждать нашу службу, позоботиться для того чтобы получить диамотирион у капитана парома при посадке на катер в п.Иериссос.
Паломники могут добраться до Пантократора а)паромом из поселка Иериссос или из м.Ватопед; б) на маршрутке из Кареи(административная столица Афона); в)пешком от Кареи 1час 30мин ходьбы, или от м. Ставроникита 1час ходьбы, или от м. Ватопед 2часа 30мин ходьбы.

Пантократор Афон

Пантократор сн. в 1363 г., престольный праздник 6/19 августа, в день Преображения Господня.

Игумен: архим. Виссарион.

Тел. (30-377) 23253.

Факс (30-377) 23685.

Пантократор (греч. Μονή Παντοκράτορος) — один из православных монастырей на горе Афон. Седьмой в диптихе афонских монастырей.

Святой монастырь Пантократор расположен на северо-востоке , рядом с развалинами древнего города. И хотя распространена легенда, что монастырь основал Алексий Комнин, фактическими основателями следует считать братьев Алексия (имевшего титул стратопедарха - командующего военным лагерем) и Иоанна (занимавшего высокий пост в суде).

(Рисунок Григоровича-Барского)

О дате начала строительства монастыря ничего неизвестно, но в документальных источниках он впервые упоминается в 1358 г. Известно также, что в 1362 г. обитель была перестроена патриархом Каллистом I. В этот же период в состав Пантократора вошли монастыри: св. Авксентия, св. Дорофея, Кинопод, Равдуш, Факен, Фалакр. Основатель монастыря Алексий умер около 1368 г. Предположительно, в 1384 г. его брат Иоанн принял на Афоне монашеский постриг. На пожертвования, сделанные братьями, были построены подворья, существующие до настоящего времени. Дар братьев - икона Христа Пантократора (Вседержителя) - хранится сегодня в Эрмитаже.

Монастырь перестраивался и расширялся в XVI в. Несмотря на огромные долги, во времена турецкого ига Пантократор не терял жизнеспособности. Значительные для государства и святые по образу жизни лица избирали монастырь местом своего проживания - это патриарх Каллист II Ксанфопул, а также Симеон и Феона, архиепископы Солунские. Монастырь разрушался пожарами 1393, 1773 и 1948 гг., но, к счастью, не полностью.

Русский паломник-пешеходец Василий (Григорович-Барский) посетил Пантократор в 1744 году. Странник так описал увиденное:

Собор, освященный в честь Преображения Господня, был возведен одновременно с основной частью монастыря, но достраивался, восстанавливался и переделывался уже совершенно независимо от общего архитектурного ансамбля в третьей четверти XIV столетия и в 1854 г. Колокольня была построена в XIX в.

Библиотека содержит около 350 рукописных кодексов и примерно 3500 печатных книг. В братии 15 монахов. С 1992 г. имеет статус общежитийного.

мощи великомученика Феодора Стратилата
мощи бессребреников Космы и Дамиана
частица Животворящего Креста
часть щита великомученика Меркурия
иконы XIV века (иконостас собора, вероятно, самый древний на Афоне)

При северно-восточной колонне стоит чудотворная икона Божией Матери, так называемая здесь Герондисса (старица).

Кроме части Животворящего Древа, здесь находятся следующие мощи: части руки и ноги Апостола Андрея; голова св.Иоанна Милостивого ; часть руки св. Иоанна Златоустого; части руки св. Афанасия Константинопольского и священномуч. Харалампия, голова преп. Иоанна Великого, голова св. Феодора Стратилата; рука св. муч. Трифона, части св. муч. Меркурия и Артемия, часть руки св. муч. Евстафия плакиды, части рук св. муч. Кирика и Иулитты, части преподоб.отец в Синае и Раифе избиенных, св. муч. Антипы, Прокопия и Фотинии, голова св. безсребренника Космы.

Особо почитаемые иконы

Икона Богородицы Герондисса (Старица)

Находится в левом киоте монастырского собора. Богородица изображена в полный рост, в преклонном возрасте, без младенца Христа. Сосуд, изображенный на иконе , - это напоминание о чудесном умножении в обители елея во время голода по молитвам одного из игуменов.

Икона принадлежит к типу «Скоропослушницы».

Предание

По преданию, во время литургии Богородица указала служащему иеромонаху не продолжать службу, а поспешить причастить одного из братьев монастыря, который был в предсмертной агонии.

С этой иконой связаны не раз совершавшиеся чудесные события. Во время разграбления Пантократора турками икона была брошена в колодец, серебрянные ризы были сняты. По дороге турки были поражены слепотою и сами поняли кару за святотатство с иконой . Несколько лет спустя, с возобновлением иноческой жизни, монахи нашли икону невредимой в колодце. Многократно Богоматерь изъявляла свою особенную попечительность об умирающих старцах, отсюда закрепилось название иконы "Старица" или "Геронтисса".

В настоящее время 7 храмов расположены на территории обители, а еще 7 - вне ее. Пантократор имеет 5 келлий в районе Карей. Сейчас у монастыря множество подворий в Греции, Малой Азии и Валахии, чего не имеет ни один другой. В подчинении обители находится с 5 келлий и 38 калив на Капсале. Занимает 7-е место в иерархии афонских монастырей.

В Пантократоре, кроме головного собора есть параклисы:

1) Успения Пр. Богородицы;

2) собор Архангелов;

3) Вознесения Господня;

4) св. Предтечи Иоанна;

5) Святителя Николая;

6) св. Георгия Победоносца;

7) св. Пантелеимона;

8) Трех Святителей.

Пантократору принадлежит и проч.

Предание

Отец Косма (виноградарь) из монастыря Пантократора

Отец Косма родился в деревне Ангелохори во Фракии в 1897 году. Его мирское имя было Клеанф. Еще в миру он жил монашеской жизнью и подвизался на своем участке, занимаясь тем же делом, что и позже, когда пришел в монастырь (был садовником). И там, как позже на Святой Горе, он возделывал любовь к ближнему и непрестанно собирал урожай любви Христовой. Он щедро раздавал милостыню и помогал главным образом тем, которые, живя в нужде, имели склонность к воровству. Тем самым он оберегал таких людей от смертного греха воровства и еще худшего...

Однажды один мальчик, который поведал мне эту историю уже будучи взрослым человеком, пришел к нему в сад купить фруктов, после чего ему нужно было купить что-то еще в магазине. Но, подойдя к саду, он вдруг заметил, что потерял все свои деньги. Малыш заплакал и стал думать, где ему раздобыть денег, поскольку боялся, что ему попадет от матери.

Клеанф, успокоив его, говорит:

- Помнишь, сколько денег дала тебе мама и что приказала купить?

- Да, - ответил малыш.

Тогда он дал ему фрукты, а также недостающие деньги, и сказал:

- Не расстраивайся, но в следующий раз будь внимательнее.

Вот так он жил в миру.

Около 1914 года он покинул мир, оставив родного брата и сад, и пришел в сад Божией Матери, чтобы подвизаться здесь вместе со своими духовными братия-ми. В 1915 году он принял монашеский постриг. До 1924 года он жил в монастыре Ставроникита, а после перехода на новый стиль на следующий год оставил эту обитель и поступил в монастырь Пантократора. Здесь он попросил разрешения жить за пределами монастыря - в винограднике, который к тому же находился недалеко от его первой обители. До 1939 года он подвизался также в других местах Святой Горы. Но с 1939 года постоянным местом его подвигов стали виноградники. Весь день проводил он в труде и непрестанной молитве, совершенно не заботился о теле, но все свои попечения обращал на душу. Одежда его была грязной от пота и земли. В том углу его келлии, где он отдыхал, на полу лежали лишь какие-то старые одеяла. В них было столько земли, что, если бы кто бросил в них семечко, оно могло бы прорасти.

Несмотря на то, что он трудился без жалости к себе и духовно подвизался с великой ревностью, пища его была очень скудной: зелень, какие-нибудь орехи да сухари. Денег, которые в особножительных монастырях платят монахам за выполнение послушаний, он не брал и говорил: "Вы, старцы, держите их пока у себя, я потом заберу все вместе".

Отцы думали, что он хочет забрать всю сумму, когда состарится, однако отец Косма имел в виду будущую жизнь. Также и продукты, которые он получал от монастыря, раздавал на благословение старцам, жившим в Капсале. Если кто-нибудь из монахов ничего не хотел брать, в следующий свой приход отец Косма говорил ему: "Старче, я принес на продажу кое-какие вещи" и в результате отдавал все почти даром.

Так он успокаивал совесть брата и раздавал другим те немногие деньги, которые имел. От общения с отцами и от их советов он и сам получал большую духовную пользу. Больше он ни с кем не общался, за исключением разве что тех случаев, когда приходил в церковь причаститься. Его всегда можно было найти под виноградной лозой очищающим от сорняков как землю, так и свою душу - через непрестанную молитву и слезы. Он был невысокого роста, очень загоревший. Его лицо часто сияло неизреченным светом. Я видел это собственными глазами, однако другие отцы тоже говорили мне об этом. Когда я виделся с ним в последний раз, меня особенно поразило, что, когда я о чем-то спросил его, лицо его просияло так сильно, что даже ослепило меня!

Loading...Loading...