Богослужебные указания на 1 мая. Макси́мовской иконы Божией Матери


Четверг 1-й седмицы. Прмц. Евдоки́и.

Порядок чтений, согласно календарю:

Утреня . Особенности службы: к первому Троичному – окончание: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами святых апостол Твоих и святителя Николая, помилуй нас». Кафизмы 6-я, 7-я и 8-я.

Трипеснец состоит из 4-й, 8-й и 9-й песней. 1-я песнь канона стихословится так же, как во вторник. 2-я песнь не стихословится. 3-я песнь стихословится так же, как в понедельник. 4-я песнь, вследствие наличия в ней двух трипеснцев, стихословится подобно 1-й песни в понедельник. Песни 5-я, 6-я, 7-я, 8-я, 9-я стихословятся так же, как в понедельник.

По 3-й песни – седален прмц. Евдоки́и, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко Де́ву и еди́ну в жена́х...».

По 6-й песни – кондак и икос прмц. Евдоки́и, глас 4-й. (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии.)

К светильну первое окончание: «…молитвами, Господи, апостол Твоих и святителя Николая, и спаси мя».

На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богоро́дице, Предста́тельнице всех...».

Примечание. Если в Минее есть славник, то «Слава» – Минеи, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших.

Прочее – как в понедельник.

Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник.

На 1-м часе – кафизма 9-я; на 3-м часе – кафизма 10-я; на 6-м часе – кафизма 11-я; на 9-м часе – кафизма 12-я.

На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 1-й: «Внегда́ возврати́т Господь…»; стих: «Рече́ безу́мен в сердце своем…». 2-й прокимен, глас 4-й: «Господи, кто обита́ет в жили́щи Твоем?»; стих: «Ходя́й без порока…».

На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 2-й – 3, и Минеи, глас 4-й – 3 (с 2 марта, сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «На Кресте́ Тя яко узре́...».

Прокимен, глас 4-й: «Благословлю́ Господа, вразуми́вшаго мя»; стих: «Сохрани́ мя, Господи…». После 1-й паримии прокимен, глас 4-й: «Сохрани́ мя, Господи, яко зе́ницу ока»; стих: «Услы́ши, Господи, правду мою».

На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «На Кресте́ Тя яко узре́…».

Великое повечерие с каноном прп. Андрея Критского – по чину понедельника 1-й седмицы (см. 26 февраля).

Понедельник 6-й седмицы по Пасхе. Прор. Иереми́и. Прп. Пафну́тия Бо́ровского.

Прмчч. Афонских Евф и́ мия, Игн а́ тия и Ак а́ кия . Иконы Божией Матери, именуемой «Неч а́ янная Радость» (службу зри 9 декабря) .

Сщмч. Мак а́ рия, митр. Киевского . Блгв. Там а́ ры, царицы Груз и́ нской .

Служба прор. Иерем и́ и не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы п рп. Пафн у́ тия Б о́ ровского в соединении со службой Триоди (Б) .

А. На вечерне кафизмы нет .

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди (о слепом), глас 5-й – 3, и пророка , глас 8-й – 3 . «Слава, и ныне» – ы́ й род и́ выйся…» .

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 5-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Мимоход я ́ Иис у́ с от свят и́ лища…».

п а́ че см ы́ сла …» .

На утрене на «Бог Господь» – тропарь а́ льное Слово…» (дважды). «Слава» – тропарь пророка , глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся п а́ че см ы́ сла …» .

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника Триоди, глас 5-й: « …» (см. в Неделю о слепом), со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и пророка на 4 .

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи .

По 3-й песни – кондак пророка, глас 3-й; седален пророка, глас 8-й. «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: …» (см. в Неделю о слепом, по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 4-й (см. в Неделю о слепом) .

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника Триоди: « У́ мныя мо и ́ о́ чи…» (см. в Неделю о слепом). «Слава, и ныне» – ин светилен праздника Триоди: «Мимоид ы́ й Спас наш…» (см. там же).

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 5-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Все жити е ́ слеп ы́ й нощь помышл я́ я…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 5-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Г о́ споди, мимоход я ́ пут е́ м…».

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнач а́ льное Слово…». «Слава» – тропарь пророка , глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся п а́ че см ы́ сла …».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь пророка . Кондак только праздника Триоди .

На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (о слепом), песнь 1-я – 6 (со ирмосом).

По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь пророка; кондак храма святого. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак праздника Триоди (о слепом).

Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю о слепом) и пророка.

Апостол и Евангелие – дня и пророка.

Задостойник Пасхи.

и́ те…», и пророка : «В п а́ мять в е́ чную …» .

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди (о слепом), глас 5-й – 3, и преподобного , глас 2-й и глас 8-й – 5. «Слава» – преподобного, глас 6-й: « Е́ же по о́ бразу…» , «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Слеп ы́ й род и́ выйся…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3 .

На стиховне стихиры преподобного , глас 1-й (со своими припевами) . «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Мон а́ хов мн о́ жества…» , «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Мимоход я ́ Иис у́ с от свят и́ лища…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнач преподобного, глас 4-й в е́ ка …».

Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи…», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины…»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, по гласу тропаря.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнач а́ льное Слово…» (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 4-й , «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от в е́ ка …».

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии е́ жде Крест а ́ Твоег о ́ …» (см. в седальнах по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – тот же седален .

По 2-м стихословии – седален преподобного, глас 4-й: «Г о́ рняго жел а́ я…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Пр е́ жде Крест а ́ Твоег о ́ …» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 4-й: «Неч и́ стых помысл о́ в…» .

Полиелей. Величание преподобного и избр а́ нный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 8-й: «Воздерж а́ ния п о́ том…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Пр е́ жде Крест а ́ Твоег о ́ …» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 8-й: « М и́ лостиваго Сл о́ ва …» . Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й : «Честн а ́ пред Г о́ сподем смерть препод о́ бных Ег о ́ »; стих: «Что возд а́ м Г о́ сподеви о всех, я́ же воздад е ́ ми?». Евангелие – Мф., зач. 43. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго…». Стихира преподобного, глас 6-й: «Препод о́ бне о́ тче…».

Каноны: праздника Триоди, глас 5-й: « З е́ млю , на н ю́ же не возси я ́ …» (см. в Неделю о слепом), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и преподобного (два канона) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 4-й (см. в Неделю о слепом) ; седален преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Всех Влад ы́ ка и Твор е́ ц …» (см. в Неделю о слепом, по 3-й песни канона) .

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й .

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди (см. в Неделю о слепом).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 5-й – 3 (см. на стиховне утрени) , и преподобного, глас 1-й – 3. «Слава» – преподобного, глас 4-й: «Препод о́ бне о́ тче прехв а́ льне…» , «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Все жити е ́ слеп ы́ й нощь помышл я́ я…» (см. на хвалитех).

Примечание. Если святой полиелейный (и выше), то на хвалитех сначала поются утренние стихиры на стиховне праздника (этого дня) на 3, а потом святого на 3 (при этом хвалитные стихиры дня Триоди оставляются). «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Типикон не дает точных указаний, какое именно песнопение праздника петь на «И ныне», из числа ли хвалитных стихир или со стиховны. Петь можно ту стихиру, из числа хвалитных, которая напечатана на «Слава, и ныне» (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-й седмицы Антипасхи на утрени», 18-е «зри»).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнач а́ льное Слово…» . «Слава» – тропарь преподобного, глас 4-й , «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от в е́ ка …» .

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки праздника Триоди и преподобного читаются попеременно.

На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (о слепом), песнь 1-я – 4, и преподобного, песнь 3-я (или 6-я) – 4.

Примечание. В службе преподобного в Минее указаны блаженны святого, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4. Такой вариант, согласно Уставу, возможен (ср.: Типикон, 25 мая), однако при подобном распределении тропарей на блаженнах пропускается рядовая песнь канона праздника (Недели о слепом).

По входе – тропарь воскресный , тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь преподобного; кондак храма святого. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника Триоди (о слепом ).

Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю о слепом) и преподобного .

Апостол и Евангелие – дня и преподобного .

Задостойник Пасхи.

Причастен – Пасхи: «Тело Христово приим и́ те…», и преподобного: «В п а́ мять в е́ чную…».

Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.

Июля 2017 года ст. ст.

Версия для печати

Приводим порядок совершения бденной службы прп. Серафима Саровского.

Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Мф., 43 зач., XI, 27–30. Лит. – Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.

На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 1-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Прииди́те, ве́рных собо́ри…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небе́сный…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

На литии стихира храма и стихиры преподобного, глас 1-й. «Слава» – преподобного, глас 5-й: «Ра́дуйся днесь...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Храм и дверь еси...».

На стиховне стихиры преподобного, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творе́ц и Изба́витель…».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й (дважды), и «Богородице Дево...» (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды).

Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 7-й: «Просия́ доброде́тельное житие́ твое́…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие преподобного. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго…». Стихира преподобного, глас 6-й: «Днесь, ве́рнии…».

Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного (два канона) на 8.

По 3-й песни – седален преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Превзыдо́ша главу́ мою́...».



По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи: «По Бо́зе упова́ние иму́ще на Тя, Пречи́стая Богоро́дице, мо́лим Ти ся: Ро́ждшагося из Тебе́ умоли́ дарова́ти мир вселе́нней и ве́лию ми́лость» (см. службу прп. Серафима 2 января в Минее-Январь, ч. 1, с. 68).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Прииди́те, и́ноков собо́ри…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Вели́ких дарова́ний...».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

На часах – тропарь и кондак преподобного.

На Литургии блаженны преподобного, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного.

Апостол и Евангелие – преподобного.

Июля 2017 года ст. ст.

Версия для печати

Среда. Пророка Илии́.

Прп. Авраа́мия, игумена Городе́цкого, Чу́хломского. Обре́тение мощей прмч. Афана́сия Бре́стского (службу зри 5 сентября).

Прав. Ааро́на первосвященника.

Типикон назначает шестеричную службу прор. Илии (Б), но, по благословению настоятеля, допускает совершение в честь святого всенощного бдения (А).



Календарные заметки:

На утрене величание: «Величаем тя, святый пророче Божий Илие́, и почитаем еже на колеснице огненней преславное восхождение твое».

Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Лк., 14 зач., IV, 22–30. Лит. – Прор.: Иак., 57 зач., V, 10–20. Лк., 14 зач., IV, 22–30.

А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры пророка, глас 1-й и глас 2-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – пророка, глас 6-й: «Прииди́те, правосла́вных…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».

По 3-й песни – седален пророка, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

Б. На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры пророка, глас 1-й и глас 2-й – 6. «Слава» – пророка, глас 6-й: «Прииди́те, правосла́вных…», «И ныне» – Крестобогородичен, глас тот же (см., например, 12 июля, в службе мчч. Прокла и Илария и прп. Михаила Малеина, на «Господи, воззвах»: «На Дре́ве Живо́т...»).

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава» – пророка, глас 6-й: «Проро́че, пропове́дниче Христо́в…», «И ныне» – Крестобогородичен, глас тот же (см., например, 13 июля, в службе Собора Архангела Гавриила и прп. Стефана Савваита, на «Господи, воззвах»: «Всечи́стая яко ви́де...»).

По Трисвятом – тропарь пророка, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь пророка, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...».

Июля 2017 года ст. ст.

Версия для печати

Четверг. Прпп. Симео́на, Христа ради юродивого, и Иоа́нна, спо́стника его. Пророка Иезеки́иля.

Блгв. кн. А́нны Ка́шинской.

Прпп. Ону́фрия молчали́вого и Они́сима затво́рника, Пече́рских, в Ближних пещерах.

Кор., 154 зач., XIII, 4 – XIV, 5.

На вечерне кафизмы нет.

Примечание. Если под среду (20 июля) не совершалось всенощное бдение (вариант Б), то кафизма 12-я.

На «Господи, воззвах» стихиры Минеи на 6: преподобных, глас 4-й – 3, и пророка, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Ра́дуйся, душа́м просвеще́ние…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Еди́ну по рождестве́…».

По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 4-й. «Слава» – тропарь пророка 53 , глас 2-й: «Проро́ка Твоего́ Иезеки́иля па́мять...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Боже́ственнаго бы́хом о́бщницы…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобных, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й: «Проро́ка Твоего́ Иезеки́иля па́мять...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Боже́ственнаго бы́хом о́бщницы…».

Июля 2017 года ст. ст.

Версия для печати

Пятница. Мироносицы равноап. Марии Магдали́ны. Перенесение мощей сщмч. Фо́ки.

Прп. Корни́лия Переясла́вского.

На вечерне кафизма 15-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: равноапостольной, глас 8-й – 3, и священномученика, глас 4-й – 3. «Слава» – равноапостольной, глас 6-й: «Пе́рвее ви́девши…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «А́гнца Своего́...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава» – равноапостольной, глас 8-й: «Во́лею обнища́вшему…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Тя ви́дящи...».

По Трисвятом – тропарь равноапостольной, глас 1-й. «Слава» – тропарь священномученика, глас 4-й, «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь равноапостольной, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь священномученика, глас 4-й, «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...».

Июля 2017 года ст. ст.

Версия для печати

Суббота. Поча́евской иконы Божией Матери. Мчч. Трофи́ма, Фео́фила и иже с ними.

Приводим порядок совершения полиелейной службы в честь Почаевской иконы Божией Матери в соединении со службой мучеников (без праздничного знака).

Июля 2017 года ст. ст.

Версия для печати

Неделя 9-я по Пятидесятнице. Глас 8-й. Мц. Христи́ны. Мчч. блгвв. кнн. Бори́са и Гле́ба, во Святом Крещении Рома́на и Дави́да.

Прп. Полика́рпа, архим. Печерского. Прп. отрока-схимонаха Боголе́па Черноя́рского, Астраха́нского. Собор Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 28 июля) 58 . Обре́тение мощей прп. Далма́та Исе́тского 59 .

Воскресная служба Октоиха совершается вместе с шестеричной службой мц. Христины (А). Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой блгв. кнн. Бориса и Глеба (Б).

Порядок чтений, согласно календарю:

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 4-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 8-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Престо́ли егда́ поста́вятся...».

Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; хвалитная стихира мученицы (глас 4-й [или славник, глас 5-й] 60), которая в стихирах на хвалитех будет опускаться (ср.: Типикон, 25 мая, 1-е «зри»); «Слава» – мученицы, глас 1-й: «С Вы́шними си́лами…» (см. в Минее на стиховне утрени), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Се испо́лнися Иса́иино прорече́ние...» 61 .

На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – мученицы, глас 2-й: «Христоимени́тому зва́нию…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе́ но́ваго...» 62 .

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь мученицы, глас 4-й: «А́гница Твоя́, Иису́се, Христи́на...» 63 , «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка...».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные 64 .

Непорочны 65 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и мученицы на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

Июля 2017 года ст. ст.

Версия для печати

Понедельник. Успение прав. А́нны, матери Пресвятой Богородицы.

Свв. жен Олимпиа́ды диакони́сы и Евпракси́и девы, Тавеннской. Прп. Мака́рия Желтово́дского, У́нженского.

На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры святой, глас 4-й и глас 1-й – 6. «Слава, и ныне» – святой, глас 8-й: «Иже от непло́дных чресл…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры святой, глас 5-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – святой, глас 8-й: «Прииди́те, вся тварь…».

По Трисвятом – тропарь святой, глас 4-й (единожды) 70 .

Июля 2017 года ст. ст.

Версия для печати

Вторник. Сщмч. Ермола́я и и́же с ним. Прп. Моисе́я У́грина, Печерского, в Ближних пещерах.

Прмц. Параске́вы.

Прп. Моисе́я Печерского, в Дальних пещерах.

Служба сщмч. Ермола́я не имеет праздничного знака 73 , совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения славословной службы прп. Моисе́я У́грина в соединении со службой Октоиха (Б).

Порядок чтений, согласно календарю:

А. На вечерне кафизма 6-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 8-й – 3, и священномученика, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Спаси́ мя, Влады́чице...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Ра́дуйся, вселе́нныя похвало́…».

По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богоро́дице приле́жно...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богоро́дице приле́жно...».

Б. На вечерне кафизма 6-я.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 1-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Прииди́те, празднолю́бных собо́ри…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры преподобного, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Мона́хов Росси́йских собо́ри…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Влады́чице, Ма́ти всех Творца́...».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, хода́тайствовавшую...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, хода́тайствовавшую...».

Июля 2017 года ст. ст.

Версия для печати

Среда. Вмч. и целителя Пантелеи́мона.

Прп. Ге́рмана Аля́скинского. Блж. Николая Коча́нова, Христа ради юродивого, Новгородского. Свв. равноапп. Мефо́дия, Кирилла, Кли́мента, Нау́ма, Саввы, Гора́зда и Ангела́рия.

Свт. Гора́зда, архиеп. Мора́вского.

По Уставу, служба вмч. Пантелеимона шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (Б). По благословению настоятеля, возможно совершение бденной службы в честь святого (А).

Б. На вечерне кафизма 9-я.

На «Господи, воззвах» стихиры великомученика, глас 4-й и глас 2-й – 6. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Возсия́ днесь…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Ору́жие, я́коже рече́ Симео́н...» 77 .

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава» – великомученика, глас тот же: «Ма́тернее возлюби́в…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Ю́ница Нескве́рная...» 78 .

По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Жезл си́лы...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь великомученика, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Жезл си́лы...».

Июля 2017 года ст. ст.

Версия для печати

Четверг. Апп. от 70-ти Про́хора, Никано́ра, Ти́мона и Парме́на диаконов. Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одиги́трия» (Путеводи́тельница). Свт. Питири́ма, еп. Тамбо́вского.

Иконы Божией Матери, именуемой «Умиле́ние» или «Радость всех радостей» (службу зри 19 июля).

Тамбо́вской иконы Божией Матери. Гре́бневской иконы Божией Матери.

Приводим порядок совершения 83 полиелейной службы в честь Смоленской иконы Божией Матери в соединении со службой святых апостолов (без праздничного знака) (А), а также порядок совершения полиелейной службы в честь Смоленской иконы Божией Матери в соединении со службой свт. Питирима, еп. Тамбовского (Б).

Порядок чтений, согласно календарю:

Июля 2017 года ст. ст.

Версия для печати

Пятница. Мч. Каллини́ка.

Мц. Серафи́мы девы.

Рождество свт. Николая, архиеп. Мир Лики́йских. Перенесение Великоре́цкой иконы свт. Николая из Вятки в Москву. Прпп. Константина и Космы́ Ко́синских, Старору́сских. Прп. Романа Киржа́чского.

На вечерне кафизма 15-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 8-й – 3, и мученика, глас тот же – 3. «Слава» – мученика, глас тот же: «Благоче́стия побо́рника…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи (на ряду), глас тот же: «Что зри́мое виде́ние...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Ю́ница Нескве́рная…».

По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь мученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...».

Апостол и Евангелие – дня.

Июля 2017 года ст. ст.

Версия для печати

Суббота. Апп. от 70-ти Си́лы, Силуа́на и иже с ними. Мч. Иоа́нна Во́ина.

Прп. Ге́рмана, Соловецкого чудотворца. Прп. Ангели́ны Се́рбской.

Приводим порядок совершения славословной службы мч. Иоанна Воина в соединении со службой святых апостолов (без праздничного знака) (А), а также порядок совершения полиелейной службы мч. Иоанна Воина (Б).

Порядок чтений, согласно календарю:

А. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мученика, глас 2-й – 3, и апостолов, глас 4-й – 3. «Слава» – мученика, глас 6-й: «За Христа́ усе́рдно…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры мученика, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – мученика, глас 8-й: «Прииди́те, христолюби́вии лю́дие…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Влады́чице, приими́...» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»).

По Трисвятом – тропарь мученика (по выбору). «Слава» – тропарь апостолов, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь мученика (по выбору; дважды). «Слава» – тропарь апостолов, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди...».

Кафизмы 16-я и 17-я 84 . Малые ектении. Седальны мученика (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны:

Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха) 86 .

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

Июля 2017 года ст. ст.

Версия для печати

Неделя 10-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Предпразднство Происхожде́ния Честны́х Древ Животворя́щего Креста́ Госпо́дня. Прав. Евдоки́ма Каппадокиянина. Сщмч. Вениами́на, митр. Петрогра́дского, и и́же с ним пострада́вших прмч. Се́ргия и мчч. Ю́рия и Иоа́нна 88 . Заговенье на Успенский пост.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе с шестеричной службой Креста и прав. Евдоки́ма Каппадокиянина (А). Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со службой Креста и полиелейной службой сщмч. Вениами́на, митр. Петрогра́дского, и и́же с ним пострада́вших прмч. Се́ргия и мчч. Ю́рия и Иоа́нна (Б).

Календарные заметки:

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 1-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 1-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Ты Бо́га челове́ком соедини́ла еси...» 90 .

Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; «Слава» – святого, глас 1-й: «Ка́ко не диви́мся благоу́мию твоему́…» (см. на стиховне утрени в Минее), «И ныне» – Креста (Минеи), глас 6-й: «Проро́честии гла́си…» (см. на стиховне утрени в Минее) 91 . В случае исполнения стихиры святого, глас 1-й: «Ка́ко не диви́мся благоу́мию твоему́…», на «Господи, воззвах», в литийных стихирах это песнопение может быть опущено. В таком случае, порядок пения литийных стихир должен выглядеть следующим образом: стихира храма; «Слава, и ныне» – Креста (Минеи), глас 6-й: «Проро́честии гла́си…» (см. на стиховне утрени в Минее).

На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Креста (Минеи), глас 2-й: «Ты ми покро́в держа́вен…» 92 .

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

Августа 2017 года ст. ст.

Версия для печати

Понедельник. Происхожде́ние Честны́х Древ Животворя́щего Креста́ Госпо́дня. Семи мучеников Маккаве́ев, матери их Соломони́и и учителя их Елеаза́ра. Начало Успенского поста.

Пра́зднество Всеми́лостивому Спа́су и Пресвято́й Богоро́дице.

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Ду́ши пра́ведных…», «И ныне» – Креста (Минеи), глас тот же: «Глас проро́ка…».

Поется Трисвятое.

Августа 2017 года ст. ст.

Версия для печати

Вторник. Перенесение мощей св. первомученика и архидиакона Стефа́на. Блж. Васи́лия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца.

Служба св. первомученика Стефана шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения славословной службы блж. Василия Московского в соединении с шестеричной службой св. первомученика Стефана и службой Октоиха (Б).

Порядок чтений, согласно календарю:

А. На вечерне кафизма 6-я.

На «Господи, воззвах» стихиры первомученика, глас 8-й и глас 2-й – 6. «Слава» – первомученика, глас 6-й: «Пе́рвый в му́ченицех…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Никто́же притека́яй...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава» – первомученика, глас 8-й: «Ра́дуйся о Го́споде…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Ра́дуйся, вселе́нныя похвало́...».

По Трисвятом – тропарь первомученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богоро́дице приле́жно...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь первомученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богоро́дице приле́жно...».

Б. На вечерне кафизма 6-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: блаженного, глас 2-й – 3, и первомученика, глас 8-й – 3. «Слава» – блаженного, глас тот же: «Челове́че Бо́жий…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небе́сный…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры блаженного, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» – первомученика, глас тот же: «Ра́дуйся о Го́споде…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Ра́дуйся, вселе́нныя похвало́...».

По Трисвятом – тропарь блаженного, глас 8-й. «Слава» – тропарь первомученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка...».

Примечание. После отпуста вечерни отверзаются царские врата. Иерей в фелони и диакон в стихаре исходят ко Кресту, лежащему на аналое. Иерей в предшествии диакона со свечой совершает каждение Креста (троекратно), затем поется тропарь Креста, «Слава, и ныне» – кондак Креста. Крест вносится через царские врата в алтарь, полагается на престоле, и совершается крестообразное каждение престола. Затем Крест относится в ризницу (см. Типикон, 2 августа, «зри»).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь блаженного, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь первомученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка...».

Августа 2017 года ст. ст.

Версия для печати

Среда. Прпп. Исаа́кия, Далма́та и Фа́вста. Прп. Анто́ния Ри́млянина, Новгородского чудотворца. Аллилуия.

По Уставу, совершается аллилуйная служба (прпп. Исаакия, Далмата и Фавста), как в Петров пост (см. примечание 30 мая) (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба прпп. Исаакия, Далмата и Фавста не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А). Приводим также порядок совершения славословной службы прп. Антония Римлянина в соединении со службой Октоиха (В).

Порядок чтений, согласно календарю:

А. На вечерне кафизма 9-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 1-й – 3, и преподобных, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Ю́ница Нескве́рная...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Воздви́жена яко ви́де…».

По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобных, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...».

Апостол и Евангелие – дня.

Б. Порядок аллилуйной службы (прпп. Исаакия, Далмата и Фавста) см. 30 мая; особенности ее см. 31 мая.

На вечерне кафизма 9-я.

В. На вечерне кафизма 9-я.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 6-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Прииди́те, мона́хов мно́жества…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небе́сный…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры преподобного, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших (по выбору), или, по традиции: «Влады́чице, приими́...» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»).

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка...».

Августа 2017 года ст. ст.

Версия для печати

Четверг. Свв. семи́ отроко́в, и́же во Ефе́се. Аллилуия.

Прмц. Евдоки́и 4 .

Иконы Божией Матери, именуемой «Каза́нская-Пе́нзенская».

По Уставу, совершается аллилуйная служба (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба святых семи отроко́в не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А).

Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала).

А. На вечерне кафизма 12-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 1-й – 3, и святых, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Жезло́м Твоея́ моли́твы...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Ра́дуйся, ра́досте пра́дедов…».

По Трисвятом – тропарь святых, глас 4-й (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Сло́во О́тчее...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь святых, глас 4-й (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Сло́во О́тчее...».

Апостол и Евангелие – дня.

На вечерне кафизма 12-я.

Августа 2017 года ст. ст.

Версия для печати

Пятница. Предпразднство Преображения Господня. Мч. Евсигни́я.

На вечерне кафизма 15-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: предпразднства, глас 4-й – 3, и мученика, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 5-й: «Прииди́те, взы́дем на го́ру…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «И́же на горе́ Фаво́рстей…».

Каноны: песни 1-я, 8-я и 9-я – канон предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), трипеснец на 4 и мученика на 4; песни 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я – канон предпразднства со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученика на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика).

Августа 2017 года ст. ст.

Версия для печати

Поется Трисвятое.

Июля 2017 года ст. ст.

Версия для печати

Вторник. Обре́тение мощей прп. Серафи́ма, Саро́вского чудотворца.

Иконы Божией Матери, именуемой «Умиле́ние» или «Радость всех радостей». Прп. Макри́ны, сестры свт. Василия Великого. Прп. Ди́я. Блгв. кн. Рома́на (Олеговича) Рязанского. Прав. Стефа́на Сербского.

Свтт. Дими́трия Ростовского, Митрофа́на и Ти́хона Воронежских. Прп. Паи́сия Печерского, в Дальних пещерах.

Богослужебные указания за 9 мая 2017 года
Вторник 4-й седмицы по Пасхе. Сщмч. Васи́лия, еп. Амаси́йского. Поминовение усопших воинов113.
Свт. Стефа́на, еп. Великопе́рмского. Прп. Иоанни́кия Деви́ченского (службу зри 2 декабря).
Служба священномученика не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди.
Календарные заметки:
Поминовение усопших воинов23.
После литургии совершается благодарственный молебен24 и лития.
Порядок чтений, согласно календарю: Деян.10:21–33. Ин.7:1–13.
На вечерне кафизма 6-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди, глас 1-й – 3 (первая стихира – дважды), и священномученика, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «Взы́де Иису́с во Иерусали́м…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «В притво́ре Соломо́нове…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небе́сная…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, хода́тайствовавшую…».
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.
Каноны: праздника Триоди, глас 3-й: «Ди́вно, сла́вно творя́й чудеса́…» (см. в Неделю о расслабленном), со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и священномученика на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни – кондак священномученика, глас 4-й; седален священномученика, глас 3-й. «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Глаго́л разсла́бленнаго…» (см. в Неделю о расслабленном).
По 6-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 3-й (см. в Неделю о расслабленном).
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника Триоди: «Предста́ Человеколю́бец…» (см. в Неделю о расслабленном). «Слава, и ныне» – тот же светилен.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди, глас 3-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Го́споди, разсла́бленнаго не купе́ль исцели́…».
«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 3-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «При о́вчей купе́ли…».
По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небе́сная…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, хода́тайствовавшую…».
На часах – тропарь воскресный. Кондак только праздника Триоди.
На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (о расслабленном), песнь 9-я – 6 (со ирмосом).
По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого; кондак храма святого. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак праздника Триоди.
Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю о расслабленном).
Апостол и Евангелие – дня.
Задостойник Пасхи.
Причастен Пасхи: «Тело Христово приими́те…».
Примечание. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в этот день совершается особое ежегодное литургическое поминовение, приуроченное к празднованию Дня Победы. Во время служения Божественной Литургии на заупокойной ектении произносятся особые прошения «о вождех и воинах…» (см. в приложении «Богослужебных указаний»). По окончании Литургии совершается благодарственный молебен Господу Богу за дарование Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (см. в приложении «Богослужебных указаний»). По завершении молебна служится заупокойная лития о почивших воинах.
113 Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29 ноября – 4 декабря 1994 года установлено совершать в День Победы – 9 мая (26 апреля по ст. ст.) особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

Loading...Loading...