Человек и мир как основная тема философских размышлений. «Человек и мир - основная тема философских размышлений

Мировоззрение

практический феномен

как духовно-

Жизнедеятельность человека - это сложный процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на окружающий мир и на самого человека для обеспечения своего суще-

ствования, функционирования, развития. Можно сказать, что с появлением человека образовался целостный, поистине человеческий мир, который предстает не просто как природа, материя, а как действительность человеческих сущностных сил. Различные стороны этого мира, играя существенную роль в жизнедеятельности человека, отражаются в сознании. Осознание значения различных его сторон для обеспечения существования, функционирования, развития человека находит свое выражение в различных формах общественного сознания. Каждая из них представляет собой не только отражение определенной стороны действительности, но и является фактором, обеспечивающим ориентацию человека, обусловливает направленность его целеполагающей деятельности в данной сфере жизни. Например, наука, рассматриваемая с точки зрения ее особенностей как формы общественного сознания, вооружает человека знанием свойств, связей, законов объективной действительности; нравственное сознание выступает как осознание людьми зависимости их жизнедеятельности от характера взаимных отношений друг к другу во всех сферах жизни. Это осознание выражается в правилах, нормах, принципах, определяющих характер поведения людей, их поступков. Это же можно сказать и о других формах общественного сознания.

Однако перед человеком возникает потребность осознать не только отношение к различным сторонам мира, но также к миру как определенной целостности, к самому себе. Такое осознание находит свое выражение в философии. Философия является одной из важнейших и древних форм мировоззрения. Буквально термин «философия» (рЬПео - люблю, зорЫа - мудрость) обозначает любовь к мудрости. Это этимологическое значение исчерпывает, определяет содержание философии, ведь речь идет о способности человека осмыслить сущность мира, в котором он живет, подняться до осознания смысла своей жизни, что и составляет суть мудрости. Существует мнение, что философ и математик античности Пифагор (VI в. до н. э.) был первым, кто

называл себя философом. Древнегреческий философ Платон (V в. до н. э.) употреблял термин «философия» как познание сущего. Вслед за ним Аристотель (IV в. до н. э.) считал задачей философии анализ причин вещей.

Первые философские системы появились примерно 2,5 тысячи лет тому назад. Возникновение философии исторически совпало с возникновением научного знания. Она сложилась как первая историческая форма теоретического знания. Точнее, все знания, как-то отличающиеся от мифологии и религии, были названы философией.

По мере накопления специальных научных знаний началось размежевание между отдельными областями знания. Уже в античности из единого нерасчлененного знания произошло выделение математики, астрономии, физики, медицины и других наук. Одновременно происходило изменение и развитие самого философского знания. Предметом философии, в отличие от естественных и технических наук, оказалась область духовной деятельности человека, в основе которой лежит осознание этой деятельности, ее смысла, цели, предназначения человека в мире.

Философия - это учение о человеке, его месте в мире. Она исследует общие закономерности природы, общества и человеческого мышления. В философии концентрируются и получают наиболее последовательное выражение идеи, чувства, установки и настроения, существующие в обществе. Философское размышление отвечает глубинной потребности человека в разумном обосновании и объяснении природы, общества, человека и его мышления в их целостности и взаимообусловленности.

По мнению Пифагора, от философии рождается три плода: дар хорошо думать, дар хорошо говорить и дар хорошо действовать. Позднее Платон придает этому понятию новое значение: наука, которая изучает мир в целом и место человека в нем. Уже в V-VI вв. до н. э. в странах Древнего Востока, в Греции формировались представления людей о сущности мира и месте человека в нем, т. е. мировоззренческие основы стремления людей к интеллектуальному постижению мира и самого человека.

Многообразная тематика этих раздумий обусловлена общей ориентацией, самоопределением человека в мире, его мировоззрением.

Мировоззрение - это система обобщенных знаний о мире в целом, о месте в нем человека, о его отношении к миру. Мировоззрение выступает как духовно-практическое явление и представляет собой сплав знаний, поведенческих установок, ценностей и убеждений. Оно при

звано дать человеку ориентацию в различных областях жизнедеятельности. Мировоззрение может быть повседневно-практическим и теоретическим, обыденным и научным, индивидуальным и общественным. К основным историческим типам мировоззрения относятся: мифологическое, религиозное, философское.

В мифологическом мировоззрении различные представления о природе, обществе, человеке и его мышлении увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, знание и веру, мысль и эмоции. Именно мифология и религия были источниками возникновения философского мировоззрения.

В основе религиозного мировоззрения лежит вера в сверхъестественные силы и поклонение им. В религии происходит раздвоение мира на земной и потусторонний.

Мировоззрение имеет две стороны: мироощущение и миропонимание. Мироощущение представляет собой эмоционально-психологическую основу мировоззрения. В него включаются опыт, навыки, вера, предрассудки, «память веков», мировоззренческие эмоции (например, Кант отмечал, что «две вещи наполняют душу удивлением и благоговением: звездное небо и моральный закон»). Мироощущение имеет стихийный характер, оно несистематизировано, часто эмоции захлестывают разум. Нередко мироощущение пасует перед проблемами, требующими знаний. Оно слабо защищено от ошибок, в значительной степени подвержено влиянию (например, национализма или современных мифов о вульгарно толкуемом равенстве). Интеллектуальной основой мировоззрения выступает миропонимание, своего рода критический суд разума. Наиболее ярким образцом его являются работы И. Канта «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Таким образом, мировоззрение - это сложное, напряженное, противоречивое единство миропонимания и мироощущения, знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений, общественно значимого и личностного, традиционного и творческого мышления.

В целом мировоззрение предстает как общечеловеческое явление, т. е. оно присуще каждому человеку в его нормальном состоянии; понятно, что мировоззрение отсутствует у новорожденных детей и у душевнобольных. Но именно общечеловеческий характер мировоззрения обусловливает его чрезвычайное многообразие, ведь люди по-разному представляют себе мир и себя в нем.

Мировоззрение принято классифицировать по разным признакам. Схема 1. Классификация мировоззрения

носителю

По уровню мироощущения и миропонимания

По историческим эпохам

По морально-ценностным ориен-тациям

строению

По степени адекватности восприятия действительности

Индивидуальное

Осмысленное

Архаичное

Эгоистическое

Целостное

Реалистичное

Коллективное

Неосмысленное

Античное

Альтруистическое

Фрагментарное

Фантастичное

Групповое

Частично осмысленное

Средневековое

Гуманистическое

Противоречивое

Искривленное

Национальное

Повседневное

Ренессансное

Антигуманистическое

Гармоничное

Адекватное действительности

Региональное

Мировоззрение советского периода

Циничное

Согласованное

Частично адекватное

Философское

Мировоззрение периода государственной независимости

Шовинистическое

Философия выступает высшей теоретической формой мировоззрения, направленной на критическое исследование и решение мировоззренческих проблем с целью повышения степени их достоверности и надежности. Философия должна стремиться быть аргументированной, внутренне стройной и логически последовательной.

Специфическим объектом философ-

Основной вопрос

ского осмысления человеком своего от-

философии:

ношения к действительности является его человеческое „

отношение «человек - мир». В практи-измерение и смысл,

чески преобразовательной деятельности

человек стремится к реализации целей, в которых в снятом виде выражены его потребности и интересы, а также предлагаемые пути и средства их достижения для обеспечения своего существования, функционирования, развития. Естественно, перед ним встает вопрос о том, что по своей природе есть мир, в котором он живет, что лежит в его основе.

В трудовой и практической деятельности, в борьбе со стихийными силами природы у человека исторически складывалось представление о том, что мир существует независимо от желания и воли людей; что люди должны считаться с фактом объективного существования мира,

каждый раз согласовывая свои цели с объективными, естественными процессами; что мир не создан никем, существует вне и независимо от воли и желания людей; что в основе его лежит материальное начало; что сам человек - продукт и частица этого мира.

Вместе с тем, практически преобразовывая мир, занимаясь земледелием, производством орудий труда и средств удовлетворения своих жизненных потребностей, ставя себе на службу силы природы, человек проникался верой в могущество разума, выдвигая цели практической деятельности и добиваясь их осуществления. Основание для такого рода подхода заключается в том, что сам трудовой процесс начинается с постановки целей и формирования идеального образа предмета, к созданию которого стремится человек. Преувеличение роли сознательной, целепо-лагающей деятельности в практическом освоении действительности, перенесение этого представления на мир в целом привели к выводу о том, что в основе мира лежит духовное начало. Эти два противоположных вывода обозначили суть основного вопроса философии, который Ф. Энгельс назвал великим основным высшим вопросом всей философии и впервые в ее истории четко сформулировал его как вопрос об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию (схема 2).

Два различных подхода к раскрытию природы мира, к пониманию того, что лежит в его основе, нашли свое выражение в решении вопроса о том, что же является первичным - материя или сознание, в решении первой стороны основного вопроса философии - вопроса об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию. Разные ответы в решении этого вопроса обусловили возникновение двух основных направлений - материализма и идеализма.

Практически осваивая и преобразуя природу, человек не мог ограничиться только решением вопроса о природе мира, о том, что лежит в его основе. Перед ним неизбежно возникал вопрос о его собственной природе и сущности, о его месте в мире, об отношении к миру, о возможности его познания и преобразования. В решении обоих вопросов в силу социальных и гносеологических причин обнаружились два подхода, которые нашли свое выражение в материализме и идеализме.

Материализм исходит из того, что мир по природе своей материален, извечен, несотворен, бесконечен по времени и пространству, материя - первична; что сознание является продуктом, свойством высокоорганизованной материи - мозга, сознание - вторично. В истории философской мысли материализм претерпевал изменения, развивался, совершенствовался. Материальный мир, согласно материализму, существует сам по себе, независимо ни от человека с его сознанием,

Схема 2. Основной вопрос философии

Основной вопрос философии: об отношении сознания к материи

Первая сторона (онтологическая): что первично - материя или сознание?

Вторая сторона (гносеологическая): познаваем ли мир?

Материализм: материя первична, сознание вторично

Дуализм (Декарт): материя и сознание вечны и независимы друг от друга

Идеализм: идеальное первично, материальное вторично

Оптимистическая позиция, признание познаваемости

Философия, оспаривающая познаваемость мира - агностицизм

Античный (стихийный,

наивный): Фалес, Гераклит, Эпикур, Кар, Демокрит, Лукреций.

Механистический, метафизический (ХVП-ХVШ ст.): Бэкон, Гоббс, Спиноза, Гольбах, Дидро, Фейербах.

Диалектический и исторический материализм: Маркс, Энгельс, Ленин и др.

Субъективный

идеализм (Беркли, Фихте, Мах, неопозитивизм, прагматизм)

Объективный

идеализм (Платон, Фома Аквинский, Гегель, неотомизм)

Материализм: сознание отражает материальный мир

Идеализм: познаваемо

некое идеальное

нам дано ощущение (субъективный

идеализм), а что скрывается за ощущением,этого знать

не дано (агностицизм)

существует «вещь в себе», независимо от сознания

(материализм), но она непознаваема (агностицизм)

ни от каких-нибудь сверхъестественных сил. Человек - часть природы, его сознание порождено природой, является ее особым свойством.

Домарксистский материализм - и в этом его историческая ограниченность - рассматривал человека с его сознанием лишь как природное существо, не видя в нем, прежде всего, общественно-исторической сущности. Природа (мир, космос, Вселенная) настолько превозносилась над человеком, что зачастую обожествлялась, а сознание человека иногда приписывалось ей в качестве ее всеобъемлющего свойства (пантеизм, гилозоизм и т. п.). Роль человека как деятельного, созидательного существа оставалась в тени. В результате сознание объяснялось на природном, биологическом, а не на социальном уровне.

Все же материалистическое объяснение сознания снимало мистическую оболочку с человека, ставило вопрос о реальном, земном благополучии, о естественном стремлении человека к лучшей жизни, к счастью, добру, красоте и т. д., в конечном счете отчуждало религиозный фанатизм и социальную обреченность на вечную покорность и страдание.

Материализм в разные исторические эпохи приобретал различные свои формы и виды: наивный и зрелый, в том числе научный материализм, стихийный и философски осмысленный, метафизический и диалектический.

Идеализм исходит из признания первичности духа, сознания, мышления и вторичности природы, материи. Идеализм так же, как и материализм, приобретал конкретные формы, наполнялся конкретным содержанием на различных этапах истории. Основные формы идеализма - объективный и субъективный.

Объективный идеализм (Платон, Гегель и др.) исходит из того, что над миром господствует мировой разум (логос, дух, идея, понятие и т. п.), который изначально дан как самостоятельная сущность, а затем, перевоплощаясь в материальные предметы и процессы, обусловливает их реальное существование. Этот мировой разум есть не что иное, как само человеческое сознание, оторванное от человека и превращенное в самостоятельную, объективную, всеобъемлющую силу, способную творить окружающий мир.

Религия, признающая Бога как творца всего существующего, тоже разновидность объективного идеализма.

Субъективный идеализм - рассматривает реальный мир лишь как субъективный мир человека. Внешние вещи не существуют вне и независимо от нас, они - продукты нашего сознания, комплексы наших ощущений и восприятия, порождения органов чувств. Субъективный

идеализм рождается при попытке объяснить непосредственную связь сознания и чувств человека с окружающим миром. Делаем вывод: не ощущения таковы, каковы существующие вне нас вещи (точка зрения материалистов), а реальные вещи таковы, каковы наши ощущения. Не видя природы человеческих чувств, как и сознания в целом, во внешнем мире, субъективные идеалисты приходят к заключению о том, что сознание представляет собой врожденное (имманентное, априорное и т. п.) свойство человека.

Субъективные идеалисты хором подмечают субъективную сторону жизни человека, его неоднозначное, противоречивое отношение к миру, который воспринимается только через призму сложной системы оценок и действительно выступает как чувственный мир человека. Однако эта субъективность настолько превозносится идеализмом, что не остается места никакой объективности. Главная особенность субъективного идеализма состоит в отрицании внешнего, объективно существующего мира. Природа сознания становится необъяснимой, а вместо последовательного, научного решения вопроса делается уступка религии и вере, познание ограничивается, а то и вовсе исключается.

Кроме этих основных способов решения основного вопроса философии, есть еще дуализм, признающий материю и сознание, дух и природу, мышление и бытие двумя самостоятельными началами. Это - специфическая попытка преодолеть противоположность между материализмом и идеализмом.

К сфере основного вопроса философии относится и решение вопроса о способностях и возможностях человека познавать окружающий мир, о пределах познания, о его природе и истинности. Одни философы отвечают на него утвердительно, другие отрицательно. Материализм, рассматривающий сознание производным от объективно существующей материи, исходит из того, что человек способен познать мир, что наши знания соответствуют материальным объектам, содержат в себе их образы, могут быть и являются истинными знаниями. Объективный идеализм тоже утвердительно отвечает на вопрос о познаваемости мира, но решает его на идеалистической основе, исходя из абсолютного тождества разума и действительности.

Философское направление, отрицавшее познаваемость мира, называется агностицизмом (Д. Юм, И. Кант). Это, как правило, субъективный идеализм. Согласно этой философии, человек не может иметь достоверных знаний, поскольку реальный мир для него - всего лишь мир его ощущений, которые в силу ограниченности и индивидуальных способностей человеческих органов чувств искажают действительность, не могут дать

достоверного знания о ней. Мир принципиально непознаваем. Чем больше мы познаем, тем больше подтверждаем лишь свое незнание.

Таким образом, вопрос об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию есть основной вопрос философии, ибо представляет собой ответ на вопрос о природе мира и человека в их взаимосвязи. Человек, человечество, человечность - вот триединая задача философии. Осмысливая место человека в мире, И. Кант выделил главную философскую триаду: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Конечно, именно человек и мир в своей взаимосвязи составляют смысловой стержень, объединяющий все те вопросы, которые, прорывая границы повседневности, ставят человека перед лицом Смысла. Отношение «человек - мир» становится тем смысловым центром, вокруг которого формируется в определенную целостность то духовное содержание, которое приобретает человек, отыскивая ответы на вопросы, нацеленные на приобретение нового смысла. Эту духовную нечестность и зовут мировоззрением.

Мировоззрение составляет духовное ядро личности. Оно представляет собой фундамент для наших намерений и планов. Из него произрастает наша вера и надежда. Именно оно представляет нам наиболее значимые жизненные смыслы - ценности, на которых мы выстраиваем нашу линию поведения и всю жизненную стратегию. Собственно, мировоззрение придает значимости и нам самим. Оно предоставляет нам шанс засвидетельствовать свою позицию в мире: как я понимаю мир, что я значу, каков я. Это та точка отсчета, без которой каждый из нас утратит ориентацию и в мире, и в конкретной жизненной ситуации.

Сама жизнь, изменившиеся соци-Проолема метода -

альные условия, новые потребности в философии,

и интересы поставили перед философией

целый ряд новых проблем. И одной из важнейших стала проблема общей структуры мира и состояния, в котором он находится. Это, в частности, было обусловлено тем, что дальнейшее развитие производства, познавательных возможностей и средств человека, расширение и углубление научных знаний раскрыли не только взаимосвязь различных явлений, процессов действительности, но и их взаимопереходы, раскрыли всеобщность движения и развития. В этих условиях метафизические воззрения на мир не только перестали соответствовать потребностям осмысления мира и человека в их взаимосвязи, но и превращались в тормоз развития философской мысли. Поэтому они должны были уступить место диалектической концепции понимания мира, его структуры, связей и законов развития.

Таким образом, вопрос о структуре и состоянии мира нашел свое решение в двух основных концепциях - диалектической и метафизической (схема 3).

Диалектика - концепция, согласно которой мир по своей структуре представляет единое целое, где все взаимосвязано и взаимообусловлено, а с точки зрения состояния - он находится в движении, развитии. Диалектика, как отмечал В.И. Ленин, «дает ключ к самодвижению» всего сущего: только она дает ключ к «скачкам», к «перерыву постепенности», к «превращению в противоположность», к «уничтожению старого и возникновению нового».

Согласно метафизике, мир по своей структуре - это совокупность не связанных между собой взаимопереходами предметов, явлений и процессов. Что касается состояния мира, то метафизика признает движение и развитие только в ограниченных рамках как уменьшение и увеличение, как повторение. При этой концепции движения «...остается в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне - Бог, субъект etc)».

Решение проблемы общей структуры мира, включающего в себя и человека, и состояние, в котором он находится, представляет собой относительно самостоятельный вопрос. Он может решаться в принципе одинаково при различном подходе к основному вопросу философии, т. е. материализм может быть как метафизическим, так и диалектическим.

Следовательно, материализм и идеализм, метафизика и диалектика суть различные способы раскрытия отношения «человек - мир». Это отношение является универсальной проблемой для всех эпох человеческой истории - от возникновения человека и до тех пор, пока не прекратится его существование. Хотя на каждом конкретном этапе истории оно наполняется конкретным содержанием и осознается по-разному, осмысление его есть необходимое условие жизнедеятельности общества в его поступательном развитии. Эта проблема - общечеловеческая, так как в ней выражена зависимость самой жизни человека, возможностей ее сохранения от степени осознания человеком своей сущности и сущности мира, своего бытия. В ней ключ к пониманию реальной действительности, к определению реальных целей, путей и средств их реализации.

Таким образом, философия - это особая форма общественного сознания. Ее предметом является отношение «человек - мир», которое рассматривается под углом зрения природы и сущности мира (решение первой стороны основного вопроса философии); природы и сущности человека, его места в мире, отношения к нему, возможностей

Схема 3. Противоположность диалектики и метафизики ДИАЛЕКТИКА

МЕТАФИЗИКА

В понимании

Принцип связи

предметов

и явлений

Характер связи

Источник

и движущие

силы развития

В понимании

развития

Характер

развития

Направлен-

ность развития

Все предметы и процессы взаимосвязаны и обусловлены

Определяющее значение имеют внутренние связи

Внутренние противоречия. Единство и борьба противоположностей

Единство постепенного, количественного и скачкообразного развития

Развитие от низшего (простого) к высшему (сложному), от старого к новому через диалектическое отрицание

Предметы и процессы независимы или слабо связаны

Определяющее значение имеют внешние связи

В понимании метода развития

Требует: изучать предметы и процессы

в их связях и в развитии; вскрывать и исследовать противоречия; сочетать анализ и синтез; сочетать объективность и всесторонность исследования

Рассматривать предметы и процессы вне их связей и развития; преобладает анализ и внешнее описание; характер умозрительности и односторонности исследования

познания и преобразования мира (решение второй стороны основного вопроса философии); общей структуры мира (как мир устроен: он целое или совокупность не связанных между собой предметов, явлений, процессов, какие в нем существуют связи и отношения) и состояния, в котором он находится (покоится или движется, развивается, что является источником движения и развития).

Мир един и многообразен - в мире нет ничего, кроме движущейся материи. Не существует никакого другого мира, кроме мира бесконечной материи, движущейся во времени и пространстве. Материальный мир, природа - это бесконечное разнообразие предметов, тел, явлений и процессов. Это неорганическая природа, органический мир, общество во всем их неисчерпаемом богатстве и многообразии. Многообразие мира заключается в качественном различии материальных вещей и процессов, в многообразии форм движения материи. Вместе с тем качественное разнообразие мира, многообразие форм материального движения существует в единстве. Действительное единство мира состоит в его материальности. Единство мира и его разнообразие находятся в диалектическом соотношении, они внутренне и неразрывно связаны между собой, единая материя не существует иначе, как в качественно многообразных формах, все многообразие мира - это многообразие форм единой материи, единого материального мира. Все данные науки и практики убедительно подтверждают единство материального мира.

Философия - теоретически сформулированное мировоззрение. Это система самых общих взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Поэтому при определении философии употребляются понятия теоретическое мировоззрение, система взглядов.

На фоне стихийно возникавших (житейских, мифологических) форм миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала своим ориентиром не слепую, догматическую веру, не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.

В мировоззрении всегда присутствуют два противоположных угла зрения: направление сознания «вовне» - формирование картины мира, универсума и, с другой стороны, его обращение «внутрь» - к самому человеку, стремление понять его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. Человека отличает способность думать, познавать, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться, надеяться, желать, испытывать чувство долга, укоры совести и т.д. Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю философию.

Возьмем, к примеру, вопрос о человеческой свободе. На первый взгляд он касается только человека. Но он предполагает также понимания не зависящих от человеческой воли природных процессов и реалий общественной жизни, с которыми люди не могут не считаться.

Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы» - мир и человек. Для философского мышления существенно не разделенное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру.

Эта большая многоплановая проблема «мир - человек», по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.

Центральное место в столкновении философских взглядов занимает вопрос об отношении сознания к бытию, или, другими словами, об отношении идеального к материальному. Когда мы говорим о сознании, идеальном, то имеем в виду не что иное, как наши мысли, переживания, чувства. Когда же речь идет о бытии, материальном, то сюда относится все то, что существует объективно, независимо от нашего сознания, т.е. вещи и предметы внешнего мира, явления и процессы, совершающиеся в природе и обществе. В философском понимании идеальное (сознание) и материальное (бытие) являются самыми широкими научными понятиями (категориями), которые отражают наиболее общие и вместе с тем противоположные свойства предметов, явлений и процессов мира.

Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека.

При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его стороны. Во-первых, что является первичным - идеальное или материальное? Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому что быть первичным - значит существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счете, определять его. Во-вторых, может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества? Суть этой стороны основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого мышления верно отражать объективную действительность.

Решая основной вопрос, философы разделились на два больших лагеря в зависимости оттого, что они берут за исходное - материальное или идеальное. Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а вторичным - сознание, мышление, дух, представляют философское направление, называемое материалистическим. В философии существует и противоположное материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е. идеальное. Существует еще одно решение основного вопроса философии - дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.

Вопрос об отношении мышления к бытию имеет еще вторую сторону - вопрос о познаваемости мира: может ли человек познать окружающий мир? Идеалистическая философия, как правило, отрицает возможность познания мира.

Первый вопрос с которого начиналось философское познание: что собой представляет мир, в котором мы живем? По сути он равнозначен вопросу: что мы знаем о мире? Философия не единственная область знания, призванная ответить на этот вопрос. В его решение на протяжении веков включались все новые области специальных научных знаний и практики. При этом на долю философии выпадали особые познавательные функции. В разные исторические эпохи они принимали различный вид, но все же сохранялись и некоторые устойчивые общие черты.

Формирование философии, наряду с возникновением математики, знаменовало рождение в древнегреческой культуре совершенно нового явления - первых зрелых форм теоретического мышления. Некоторые другие области знаний достигли теоретической зрелости значительно позже и притом в разное время.

К философскому познанию мира предъявлялись свои требования. В отличие от других видов теоретического познания (в математике, естествознании) философия выступает как универсальное теоретическое познание. Согласно Аристотелю, специальные науки заняты изучением конкретных видов бытия, философия берет на себя познание самых общих принципов, начал всего сущего.

В познании мира философы разных эпох обращались к решению таких задач, которые либо временно, в определенный исторический период, либо принципиально, навсегда, оказывались вне поля понимания, компетенции отдельных наук.

Можно заметить, что во всех философских вопросах присутствует соотношение "мир - человек". Прямолинейно ответить на вопросы, связанные с проблемой познаваемости мира, трудно - такова природа философии.

  • Введение
  • Мир и человек. Основной вопрос философии
  • Общественно-исторический характер философии. Философия в системе культуры. Функции философии.
  • Выводы

Введение

В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.

Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.

Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой борьбе прогрессивной, материалистической линии являются законом всего многовекового развития философии. В борьбе материализма против идеализма выражалась борьба прогрессивных классов общества против реакционных классов. В древнейшие времена философия существовала в Китае и в Индии. В VММ-VМ вв. до н.э. философия возникла в древней Греции, где она достигла высокого развития. В средние века философия как самостоятельная наука не существовала, она была частью богословия. XV-XVМ века знаменуют собой начало решительного поворота от средневековой схоластики к опытному исследованию. Рост капиталистических отношений, промышленности и торговли, великие географические и астрономические открытия и достижения в других областях естествознания привели к возникновению нового мировоззрения, опирающегося на опытные знания. Благодаря открытиям Коперника, Галилея, Джордано Бруно наука сделала огромный шаг вперед.

Путь философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в себя частицы фантазии.

Философия существует около трех тысячелетий, и все это время в ней идет борьба противоположных взглядов, которая не прекращается и сейчас. Почему же идет эта борьба, каковы ее причины?

Мир и человек. Основной вопрос философии.

Мир един и многообразен – в мире нет ничего, кроме движущейся материи. Не существует никакого другого мира, кроме мира бесконечной материи, движущейся во времени и пространстве. Материальный мир, природа – это бесконечное разнообразие предметов, тел, явлений и процессов. Это неорганическая природа, органический мир, общество во всем их неисчерпаемом богатстве и многообразии. Многообразие мира заключается в качественном различии материальных вещей и процессов, в многообразии форм движения материи. Вместе с тем качественное разнообразие мира, многообразие форм материального движения существует в единстве. Действительное единство мира состоит в его материальности. Единство мира и его разнообразие находятся в диалектическом соотношении, они внутренне и неразрывно связаны между собой, единая материя не существует иначе, как в качественно многообразных формах, все многообразие мира – это многообразие форм единой материи, единого материального мира. Все данные науки и практики убедительно подтверждают единство материального мира.

Философия - теоретически сформулированое мировоззрение. Это система самых общих взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Поэтому при определении философии употребляются понятия теоретическое мировоззрение, система взглядов.

На фоне стихийно возникавших (житейских, мифологических) форм миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала своим ориентиром не слепую, догматическую веру, не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основаное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.

В мировозрении всгда присутвуют два противоположных угла зрения: направление сознания «вовне» - формирование картины мира, универсума и, с другой стороны, его обращение «внутрь» – к самому человеку, стремление понять его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. Человека отличает способность думать, познавать, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться, надеяться, желать, испытывать чувство долга, укоры совести и т.д. Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю философию.

Возьмем к примеру вопрос о человеческой свободе. На первый взгляд он касается только человека. Но он предполагает также понимания не зависящих от человеческой воли природных процессов и реалий общественной жизни, с которыми люди не могут не считаться.

Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы» – мир и человек. Для философского мышления существенно не разделенное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру.

Эта большая многоплановая проблема «мир – человек», по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.

Центральное место в столкновении философских взглядов занимает вопрос об отношении сознания к бытию, или, другими словами, об отношении идеального к материальному. Когда мы говорим о сознании, идеальном, то имеем в виду не что иное, как наши мысли, переживания, чувства. Когда же речь идет о бытии, материальном, то сюда относится все то, что существует объективно, независимо от нашего сознания, т.е. вещи и предметы внешнего мира, явления и процессы, совершающиеся в природе и обществе. В философском понимании идеальное (сознание) и материальное (бытие) являются самыми широкими научными понятиями (категориями), которые отражают наиболее общие и вместе с тем противоположные свойства предметов, явлений и процессов мира.

Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека.

При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его стороны. Во-первых, что является первичным – идеальное или материальное? Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому что быть первичным – значит существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счете, определять его. Во-вторых, может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества? Суть этой стороны основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого мышления верно отражать объективную действительность.

Решая основной вопрос, философы разделились на два больших лагеря в зависимости оттого, что они берут за исходное – материальное или идеальное. Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а вторичным – сознание, мышление, дух, представляют философское направление, называемое материалистическим. В философии существует и противоположное материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е. идеальное. Существует еще одно решение основного вопроса философии – дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.

Вопрос об отношении мышления к бытию имеет еще вторую сторону – вопрос о познаваемости мира: может ли человек познать окружающий мир? Идеалистическая философия, как правило, отрицает возможность познания мира.

Парвый вопрос с которого начиналось философское познание: что собой представляет мир, в котором мы живем? По сути он равнозначен вопросу: что мы знаем о мире? Философия не единственная область знания, призванная ответить на этот вопрос. В его решение на протяжении веков включались все новые области специальных научных знаний и практики. При этом на долю философии выпадали особые познавательные функции. В разные исторические эпохи они принимали различный вид, но все же сохранялись и некоторые устойчивые общие черты.

Формирование философии, наряду с возникновением математики, знаменовало рождение в древнегреческой культуре совершенно нового явления - первых зрелых форм теоретического мышления. Некоторые другие области знаний достигли теоретической зрелости значительно позже и притом в разное время.

К философскому познанию мира предъявлялись свои требования. В отличие от других видов теоретического познания (в математике, естествознании) философия выступает как универсальное теоретическое познание. Согласно Аристотелю, специальные науки заняты изучением конкретных видов бытия, философия берет на себя познание самых общих принципов, начал всего сущего.

В познании мира философы разных эпох обращались к решению таких задач, которые либо временно, в определенный исторический период, либо принципиально, навсегда, оказывались вне поля понимания, компетенции отдельных наук.

Можно заметить, что во всех философских вопросах присутствует соотношение "мир - человек". Прямолинейно ответить на вопросы, связанные с проблемой познаваемости мира, трудно - такова природа философии.

Общественно-исторический характер философии.

Философия в системе культуры.

Функции философии.

История не должна проходить для нас бесследно, ибо прошлое всегда так или иначе, живет в настоящем, а настоящее неизбежно явится составной частью будущего. Знание исторического развития философии может и должно предостеречь нас от повторения ошибок и заблуждений, свойственных мыслителям прошлого.

Созданное Марксом материалистическое учение об обществе внесло существенные изменения в ренее сложившееся понимание философии. Суть этого изменения состояла в рассмотрении философии как особой формы общественного, историчекого знания. В свете новых материалистических взглядов на общество, к которым пришел Маркс, представления об особой, сверхисторической позиции философского разума стали принципиально невозможными. Всякое сознание, в том числе философское, предстало как выражение исторически изменяющегося бытия, само вплетенное в исторический процесс и подверженное различным его воздействиям. В абстрактной, внеисторической форме философии Маркс усмотрел симптом определенной ушербности традиционного философского сознания, которое в целом он высоко ценил. Вековым представлениям о философии как автономном «царстве разума» был противопоставлен совсем иной взгляд: импульсы для теоретического мышления дает жизнь, практика; филоофия же должна осмысливать опыт исторического развития и указывать пути, идеалы, цели на основе анализа этого опыта. В новом марксовом видении философия предстала, таким образом, как форма социально-исторического знания. Это относилось прежде всего к предмету философского осмысления. Общественное сознание было понято как выражение общественного бытия.

Общественное бытие – совокупность условий материальной жизни общества, прежде всего способ производства материальных благ и экономический строй. Общественное бытие определяет собой общественное сознание людей. Под общественным сознанием понимаются философские, политические, религиозные взгляды и т. п. Вопрос о взаимоотношении общественного бытия и общественного сознания – основной вопрос философии применительно к общественным явлениям. Общественное бытие является первичным, определяет общественное сознание, духовную жизнь общества. Каким является бытие общества, какими являются условия материальной жизни общества, такими являются и идеи, теории, политические взгляды, политические учреждения общества.

В свете такого понимания предложенное ранее описание отношений человека к миру можно конкретизировать следующим образом: человек не вынесен за рамки мира, он - внутри него; ближайшим бытием для людей выступает общественное бытие, их отношение к природе опосредовано общественным бытием – трудом, знанием; границы в системе «человек – общество – природа» подвижны.

Общественные отношения – отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности. Общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Производство материальных благ составляет основу существования и развития человеческого общества. Поэтому из всех общественных отношений важнейшими являются производственные, экономические отношения. Производственные отношения определяют характер всех других общественных отношений – политических, правовых и т.д. Понимание зависимости всех общественных отношений от производственных впервые позволило объяснить действительный ход человеческой истории.

Философия в новой ее интерпритации раскрылась как обобщенная концепция общественной жизни в целом и различных ее подсистем – практики, познания, политики, права, морали, искусства, науки, в том числе естествознания, на основе которого во многом воссоздается научно-философская картина природы. Наиболее емкое уяснение общественно-исторической жизни людей в единстве, взаимодействии, развитии всех ее составляющих осуществляется сегодня в рамках культурно-исторического подхода. Историко-материалистическое понимание общества позволило выработать широкий взгляд на философию как на явление культуры, понять ее функции в сложном комплексе социально- исторической жизни людей, осознать реальные сферы приложения, процедуры и результаты философского мироуяснения.

Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет охватить весь динамический комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций. Общественная жизнь людей при культурно логическом ее рассмотрении предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, трансляцией культурно-исторических ценностей, с критическим преодолением устаревших и становлением новых форм опыта, со сложными системами корреляции многообразных проявлений человеческой деятельности в различных исторически конкретных типах типах культур.

Будучи эффективным методом исторических исследований, культурологический подход способен играть существенную роль и при разработке теории тех или иных социальных явлений, поскольку таковая выступает как резюме, обобщение их реальной истории. Заключая, что философия базируется на осмыслении человеческой истории, К.Маркс имел в виду не фактическое описание исторического процесса, а выявление закономерностей, тенденций истории. Соответственно и философ, в отличие от историка, представлялся ему теоретиком, особым образом обобщающий исторический материал и формирующим на этой основе философско-теоритическое миропонимание.

С исторической точки зрения философия – не первичная, а простейшая форма сознания. К моменту возникновения философии человечеством был пройден большой путь, накоплены различные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии – это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. Не случайно воплощенный в философии способ мышления, обращенный ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным.

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторической практики. Культура есть общественное явление, выражающее достигнутый на данном этапе развития общества уровень в области технического прогресса, производственного опыта и навыков людей к труду, в области образования и воспитания, в области науки, литературы, искусства и соответствующих им учреждений. В более узком смысле под культурой понимают совокупность форм духовной жизни общества, возникающих и развивающихся на основе исторически определенного способа производства материальных благ. В связи с этим к культуре относят достигнутый в обществе уровень в развитии образования, в развитии науки, литературы, искусства, философии, нравственности и др. и соответствующих им учреждений. Важнейшими показателями исторически достигнутого уровня развития культуры является степень применения технических усовершенствований, научных открытий в общественном производстве, культурно- технический уровень производителей материальных благ, а также степень распространения образования, литературы, искусства среди населения. Всякая новая культура исторически связана с культурой прошлого.

Прежде всего, философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают категории, к которым относят такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина – следствие, случайное – необходимое, часть – целое, элемент – структура и др. Категории отражают наиболее общие связи, отношения вещей. В своей совокупности они отражают основу всякого человеческого разумения, интеллекта. Эти понятия приложимы не к какой-то одной области явлений, а к любым явлениям. Ни в повседневной жизни, ни в науке, ни в различных формах практической деятельности нельзя обойтись, скажем без понятия причины. Такие понятия присутствуют во всяком мышлении, на них держится человеческая разумность. Вот почему их относят к предельным основаниям, универсальным формам культуры. Классическая философия от Аристотеля до Гегеля тесно связала понятия философии с учением о категориях. В схеме ромашка сердцевина соответствует общему понятийному аппарату философии – системе категорий.

Многие века философы считали категории вечными формами «чистого» разума. Историко-материалистический подход выявил иную картину: категории формируются исторически с развитием человеческого мышления и воплощаются в речевых структурах, в языке. Обращаясь к языку как культурно-историческому образованию, анализируя формы высказываний и действия людей, философы выявляют наиболее общие основания речевого мышления и практики.

В комплексе самых общих оснований культуры важное место занимают обобщенные образы бытия и его различных частей (природа, общество, человек) в их взаимосвязи, взаимодействии. Подвергшись теоретической проработке, такие образы трансформируются в философское учение о бытии – онтологию (от греческого ontos – сущее и logos – учение). Кроме того, теоретическому осмыслению подлежат различные формы отношений мира и человека – практические, познавательные и ценностные; отсюда и название соответствующих разделов философии: праксиология (от греческого praktikos – деятельный), гносеология (от греческого gnoseos – познание) и аксиология (от греческого axios – ценный).

Философская мысль выявляет не только интеллектуальные, но также нравственно- эмоциональные и другие «универсалии», всегда относящиеся к конкретным историческим типам культур и вместе с тем принадлежащие человечеству в целом, всемирной истории.

Помимо функции экспликации «универсалий» философия как рационально- теоретическая форма мировоззрения берет на себя и задачу рационализации – перевода в логическую, понятийную форму, а также систематизаци, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах.

Разработка обобщенных идей и представлний с самого начала входила в задачу философии как рационально-теоретической формы мировоззрения. В процессе исторического развития база философских обобщений меняла свой вид, охватывая все более обширные опытные, а затем и теоретические знания. На первых порах философская мысль обращалась к разным вненаучным и донаучным, в том числе обыденным, формам опыта. Широта охвата явлений, рассмотрение под единым углом зрения, казалось бы, далеких друг от друга форм опыта, знаний вкупе с силой теоретической, поднимающейся над частностями мысли способствовали формированию общей концепции атомистики. Самые обычные, повседневные наблюдения в сочетании с особым философским образом мысли служили нередко толчком к открытию удивительных черт и закономерностей окружающего мира (перехода количества в качество, внутренней противоречивости различных явлений и многих других). Повседневный опыт, жизненная практика участвуют во всех формах философского освоения мира людьми постоянно, а не только на ранних этапах истории. Базис для философских обобщений существенно обогащался по мере развития, углубления конкретно-научных знаний.

Философия в культуре выполняет также важную критическую функцию. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировидиния обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов, восстающих на пути к истинному познанию, правильному действию.

По отношению к предшествующему и наличному культуро-историческому опыту философия выполняет роль своего рода мировоззренческого «сита». Передовые мыслители, как правило, ставят под сомнение, разрушают устаревшие взгляды, догмы, схемы миропонимания. Вместе с тем они стремятся сохранить в отвергаемых формах мировоззрения все ценное, рациональное, истинное, оказать ему поддержку, обосновать, развить.

Философия обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. В качестве формы теоретической мысли она обладает мощными конструктивными возможностями творческого формирования принципиально новых идей, мировоззренческих образов, идеалов. Философия способна выстраивать различные варианты миропонимания, как бы заготавливая пробные системы мировоззрения для будущего, которое полно неожиданностей, никогда не бывает всецело ясным для ныне живущих людей. Это подтверждается существованием в истории философии разных вариантов понимания и решения мировоззренческих проблем.

Важнейшей функцией философии в культурно-исторической жизни людей являются согласование, интеграция всех форм человеческого опыта – практического, познавательного и ценностного. Их целостное философское осмысление – необходимое условие гармоничной и сбалансированой общественной жизни. Соответствующая интересам человечества мировоззренческая ориентация требует интеграции всех основных задач, ценностей человеческой культуры. Их согласование посильно лишь для универсального мышления, обеспечеваемого той сложной духовной работой, которую в человеческой культуре взяла на себя философия.

Анализ важнейших функций философии в системе культуры показывает, что культурно-исторический подход внес заметные изменения в классические представления о предмете, целях, способах и результатах философской деятельности.

Мир, окружающий человека, состоит из множества различных частей, каждая из которых имеет свои особенности и изучается какой-либо отраслью знания, напр. астрономия исследует объекты космоса, математику интересуют количественные отношения, биологию – сфера живого и т.д. Однако, чтобы понять любое явление в мире – необходимо понимать его в составе, во взаимоотношении с другими частями мира, в составе целого. Это означает, что помимо отдельных отраслей знания (наука и искусство), человеку необходимо общее, целостное представление о мире. Однако, видимый мир многообразен, - отсюда возникает вопрос – почему многогранный и многомерный мир при внимательном взгляде являет определенную согласованность, целостность? Что стоит за этой целостностью? Важность подобного вопроса заключается в том, что не разрешив его определенным образом, мы не сможем далее уверенно объяснять отдельные участки мира конкретными науками. И здесь оказывается, что за изменчивостью мира можно наблюдать определенные устойчивые начала – законы (законы в физике, математике, биологии). Однако, отдельные закономерности конкретных наук обнаруживают сходные моменты, что позволяет говорить о существовании определенных более общих, фундаментальных и универсальных закономерностей. В этом выявляется предельность философского знания, его попытка понять мир как единый и вечный, несмотря на кажущееся многообразие и изменчивость. Подобное вечное начало в философии принято называть субстанцией (от лат. Substancia сущность). Под субстанцией в философии понимают некую сущность, первооснову, нечто неизменное, существующее благодаря самому себе и в самом себе, а не по причине другого и в другом.

Однако, вопрос о субстанции, помимо вопроса о мире включает в себя вопрос о человеке, как существе, отличающемся от мира и в то же время являющегося его частью. Это вопрос о том, как человек может взаимодействовать с миром, каковы цели и смысл его жизни. Вместе оба вопроса составляют основной вопрос философии , который состоит из двух частей: первая сторона – это вопрос о том, как понимать первооснову мира, вторая сторона – возможно ли познание мира человеком и каким должно быть отношение к нему. В истории философии на данный вопрос предлагалось множество ответов, которые и сегодня можно считать различными мировоззренческими позициями.

В ответе на вопрос о первооснове мира всех мыслителей можно условно разделить на материалистов (полагавших в первооснове мира материю, вещество) и идеалистов (не отрицавших факт материальности мира, но полагавших, что за материальные процессы зависят от духовного, невещественного начала). Оба направления прошли длительный путь исторического развития и имеют свои особые концепции. Так, материализм традиционно разделяют на стихийный (мыслители полагавшие в основе мира одну из четырех стихий – воду, воздух, землю и огонь – Фалес, Анаксимен, Гераклит), метафизический (мыслители, сводившие все многообразие мира к какой-либо одной его форме – напр. физической – Г. Галилей, Ф. Бэкон, Ж. Ламетри), и диалектический (мыслители, понимавшие мир как сложное переплетение различных форм живого и неживого, но в основе имеющего вещество – К. Маркс, Ф. Энгельс). Идеализм также разделяют на объективный (мыслители, полагавшие первоосновой мира независимое идеальное начало – Бог, Абсолютный Дух – Августин Блаженный, Фома Аквинский, Гегель, Э. Жильсон), и субъективный (мыслители, утверждавшие зависимость мира от особенностей человеческого сознания – Дж. Беркли, Д. Юм).

Другой формой ответа на вопрос о первоначале мира является вопрос о составе субстанции: происходит ли начало мира из единого источника или данных источников несколько? По характеру ответов на данный вопрос все философские учения традиционно разделяются на монистические (монизм ) исходящими из признания одного начала мира, дуалистические (дуализм ) исходящими из признания двух начал мира, либо плюралистические (плюрализм ) исходящие из признания множественности начал мира.

Вторая сторона основного вопроса философии – возможно ли познание мира человеком, и если возможно, то в какой форме – также имеет несколько точек зрения (данная сторона основного вопроса философии также носит название проблемы соотношения бытия и мышления, бытия и сознания). Философская доктрина которая полагает, что мир в принципе познаваем носит название оптимизма (Гегель, К. Маркс, К.Р. Поппер). Совокупность учений, утверждающих принципиальную непознаваемость мира получила название агностицизма (И. Кант), а утверждавших относительную познаваемость с последующей возможностью полного отрицания познанного – скептицизма (Пиррон, Секст Эмпирик, Д. Юм). Еще одной стороной второй части основного вопроса философии является проблема метода познания мира человеком. В этой связи принято выделять 3 основных течения мысли – эмпиризм, рационализм, иррационализм. Сторонники эмпиризма (от лат. Empirio – опыт) полагают, что основополагающим источником нашего знания о мире являются чувства, а это означает, что ведущим методом познания является наблюдение, эксперимент и опыт (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк). Сторонники рационализма (от лат. Ratio - разум) считают основным источником нашего знания о мире является разум, мышление человека, связывающее разрозненные чувственные ощущения в единое понимание мира (Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Кант). Представители иррационализма полагали, что возможности разума в познании ограничены, поскольку в основе мира лежит вообще нечто алогичное, и законам разума не подчиняющееся (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

2 2 Программа для подготовки к сдаче вступительного испытания в аспирантуру составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования - ФГОС ВПО (специалитет и магистратура). ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Основная цель испытания - определить уровень сформированности у будущего аспиранта способности философствовать и готовности к межкультурному, научному общению. Программа нацелена на выявление мировоззренческой и методологической готовности заниматься повышением уровня образования, научной и педагогической квалификации. Будущий аспирант должен продемонстрировать накопленные умения и навыки. Философия дает возможность приобщить абитуриентов к философскому наследию и ценностям общечеловеческого значения, способствует развитию интеллекта, формированию теоретического мировоззрения, расширению культурного кругозора. Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами. Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

3 3 СОДЕРЖАНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ В АСПИРАНТУРУ 1. Раздел дисциплины и его содержание Философия, её предмет и место в культуре. Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Функции философии. 2. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии. Возникновение философии. Философия древнего мира. Средневековая философия. Философия веков. Современная философия. Традиции отечественной философии. 3. Философская онтология. Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. Специфика человеческого бытия. Проблема жизни, её конечности и бесконечности, уникальности множественности во Вселенной. Идея развития в философии. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Знание, сознание и самосознание. Природа мышления. Язык и мышление. 4. Теория познания. познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и творчество. Основные формы и методы познания. Проблема истины в философии и науке. Многообразие форм познания и типы рациональности. Истина, оценка, ценность. Познание и практика. 5. Философия и методология науки. Философия и наука. Структура научного знания. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Рост научного знания и проблема научного метода. Специфика социально-гуманитарного познания. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Рациональные реконструкции истории науки. Научные революции и смена типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность учёного. 6. Философская антропология. Человек и мир в современной философии.

4 4 Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосинтез и его комплексный характер. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса. Социальная философия и философия истории. Философское понимание общества и его истории. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество, нация и государство. Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. 7. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Динамика и типология исторического развития. Общественнополитические идеалы и их историческая судьба (марксистская теория классового общества; «открытое общество» К. Поппера; «свободное общество» Ф. Хайека; неолиберальная теория глобализации). Насилие и ненасилие. Источники и субъекты исторического процесса. Основные концепции философии истории. Философские проблемы в области профессиональной деятельности. Актуальные философские проблемы системного познания, информатики, теории управления, освоения космоса. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ При проведении вступительного экзамена вынесены следующие вопросы: Метафилософия и история философии 1. Философия, ее предмет и роль в обществе. 2. Философское сознание и его структура. Философия и мудрость. 3. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения. 4. Основной вопрос философии и основные философские направления. 5. Методы философского познания. Диалектика и её исторические формы. 6. Возникновение философии. Философия и мифология. 7. Основные типы философской культуры: восточная, западная, русская.

5 5 8. Особенности индийской философской традиции. 9. Особенности китайской философской традиции. 10. Космоцентризм античной философии. Натурфилософия Древней Греции. 11. Антропологическая философия (софисты и Сократ). 12. Объективный идеализм Платона. 13. Философия и методология науки Аристотеля. 14. Особенности эллинистической и древнеримской философии. 15. Теоцентризм средневековой философии. Патристика в христианской философии. 16. Средневековая схоластика. Спор номинализма и реализма о природе универсалий. 17. Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм. 18. Ф. Бэкон и Р. Декарт - основоположники философии Нового времени. 19. Сенсуализм и рационализм в теории познания Нового времени. 20. Философия эпохи Просвещения. 21. Критическая философия И. Канта. 22. Немецкая классическая философия. Диалектический метод Гегеля. 23. Антропологический материализм Л. Фейербаха. 24. Марксистская философия в XIX и XX веках. 25. Особенности русской философии конца XVIII-XX веков. 26. Философия позитивизма и прагматизма XIX-XX веков. 27. Иррационализм XIX - начала XX веков: интуитивизм, философия жизни, фрейдизм. 28. Неклассическая философия XX века: феноменология, экзистенциализм. 29. Религиозная западная философия XX века: неотомизм, персонализм. 30. Философия постмодернизма. Основные понятия и современные проблемы философии

6 6 1. Понятие бытия и его виды. 2. Понятие материи в философии и науке. 3. Пространство и время как формы существования. 4. Движение и развитие как способы существования материи. 5. Проблема сознания в философии и науке. 6. Структура психики человека. Сознательное и бессознательное. 7. Познание и практика как виды деятельности. 8. Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гносеологический оптимизм. 9. Субъект и объект познания. 10. Чувственный опыт и рациональное мышление, их основные формы. 11. Интуиция и ее роль в познании. 12. Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина, догматизм и релятивизм. 13. Эмпирический и теоретический уровни научного знания. 14. Социальная философия и философия истории в структуре философского знания. 15. Природа и общество, их взаимодействие. Экологическая проблема и пути ее решения. 16. Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение. 17. Человек как предмет философского анализа. 18. Личность и общество. Свобода и ответственность личности. 19. Философское понимание культуры. 20. Формационный и цивилизационный подходы к осмыслению исторического развития. 21. Общественный прогресс, его критерии и основные этапы. 22. Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его структура и формы.

7 7 23. Наука как форма общественного сознания. 24. Эстетическое сознание. Философское понимание искусства. 25. Философское понимание религии. 26. Нравственное сознание. Философское понимание морали. 27. Правосознание и политическое сознание. 28. Экономическое и экологическое сознание. 29. Современная глобальная ситуация. Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения. 30. Информационная революция как важнейшая составляющая НТР. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература Учебники и учебные пособия: 1. Головко Э.П. Введение в историю философии: учеб. пособие для студентов всех специальностей МГУЛ. М: МГУЛ, с. 2. Губин В.Д. Философия. Учебное пособие. М: Проспект, с. 3. Канке В.А. История философии: Мыслители, концепции, открытия: Учебное пособие. М.: Логос, с. 4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для студентов вузов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, с. 5. Спиркин А.Г. Философия: учебник для студентов вузов. 2-е изд. М.: Гардарики, с. 6. Философия: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко и В.П. Ратникова. 3-е изд., испр. и доп. М.: ЮНИТИ, с. 7. Шестова Т.Л. Основы философских знаний: учеб. пособие. 3-е изд. М.: МГУЛ, с. 8. Философский энциклопедический словарь / Ред-сост. Е.Ф. Губский и др. М.: ИНФРА-М, с.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рыбинский государственный авиационный технический университет

УТВЕРЖДЕНА решением приемной комиссии ФГБОУ ВПО РГУПС, протокол заседания 2 от 27.03.2014 ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ФИЛОСОФИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ

1 СОДЕРЖАНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА Тема 1 Предмет и функции философии. Мировоззрение Понятие и предмет философии. Структура философского знания. Философия как вид мировоззрения. Основные философские

Поступающие в аспирантуру должны: 1. Быть знакомы с историко-философским наследием, классическими и современными философскими концепциями; формирование представления об исторических и современных достижениях

Семинарские занятия: п/п Наименование раздела и темы 1. Тема 1. Предмет. Место и роль в культуре. Становление. Структура философского знания 2. Тема 2. Основные направления, школы и этапы ее исторического

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научноисследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук» (НИИСФ РААСН) ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

2 Пояснительная записка Целью вступительного испытания по дисциплине «Философия» является выявление уровня логико-методологической готовности экзаменующегося к освоению аспирантской программы по подготовке

2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества Мировоззрение и его историко-культурный характер. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения. Типы мировоззрения:

Вопросы вступительного экзамена по философии в аспирантуру МШЭ МГУ 1. Предмет философии. Структура философского знания. Основные вопросы философии. 2. Функции философии. Место и роль философии в культуре.

Институт экономики РАН Кафедра экономической теории ВОПРОСЫ вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Философия» Заведующий Кафедрой доктор экономических наук, профессор Андрюшин С.А. Москва

Программа вступительного испытания по философии включает содержание учебной дисциплины «Философия», входящей в Основную образовательную программу высшего профессионального образования, по которой осуществляется

Программа вступительного испытания сформирована на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Форма проведения испытания: Вступительное испытание по направлению

1 2 Введение Программа предназначена для поступающих в аспирантуру Северо- Западного института управления филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» Кафедра общей психологии, гуманитарных

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и

Аннотация к дисциплине «Философия» 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цели дисциплины Целью изучения дисциплины является приобретение студентом знаний и умений в сфере философии и развитие навыков, необходимых

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» ПРОГРАММА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.Я. ЯКОВЛЕВА» УТВЕРЖДАЮ Ректор Б.Г. Миронов 2014 г. ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ» Кафедра «Общеобразовательные дисциплины» ПРОГРАММА

БИЛЕТ 1 1. Предмет и структура философского знания. Сущность философии и специфика её проблем. 2. Философские и естественно-научные представления о материи. Материя как объективная реальность. БИЛЕТ 2

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет среднего профессионального образования Основы философии Методические рекомендации по выполнению контрольной работы Специальность: 40.02.01 Право

Программа вступительного экзамена ориентирована на выпускников высших учебных заведений, поступающих в аспирантуру. Дисциплина «Философия» относится к циклу ГСЭ.Ф.5 к федеральному компоненту. Изучение

1. Цель и задачи программы Программа вступительного испытания по дисциплине «Философия» для поступающих на обучение по программам подготовки научнопедагогических кадров в аспирантуре по направлениям подготовки

ГОУ ВПО Российско-Армянский (Славянский) университет ГОУ ВПО РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ Составлен в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки

РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ ЭКЗАМЕН В АСПИРАНТУРУ ПО ФИЛОСОФИИ Утверждено кафедрой Философии: Протокол 3 от 22.02.2017 г. Зав. кафедрой Философии Галикян Г.Э. Ереван-2017

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный технический университет» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА в аспирантуру

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермская государственная сельскохозяйственная

Министерство образования и науки Российской Федерации САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО Программа вступительного испытания в магистратуру на

Приложение 3 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» (ОУ ВО «СПБ ИВЭСЭП») Методические рекомендации по внеаудиторной

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ

I. Рабочая программа пересмотрена на заседании ПЦК: Протокол от 20 г. Председатель ПЦК (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании ПЦК: Протокол от 20 г. Председатель ПЦК (подпись)

УТВЕРЖДАЮ проректор по научной работе и инновациям ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» М.Г. Барышев 2016 г. ПРОГРАММА вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ» Краснодар

1. Цели и задачи дисциплины Философия Целью преподавания дисциплины «Философия» является формирование у студентов теоретических знаний, практических навыков по вопросам представляющим общенаучную (общеметодологическую)

Правительство Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет» Философский факультет «УТВЕРЖДАЮ» Председатель Учебно-методической комиссии Философского факультета /Н.В.

1 ПРОГРАММА вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «философия» Раздел 1. Философия, ее предмет и место в культуре. Предмет философии. Понятие философии. Эволюция представлений о предмете философии.

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ дисциплины ГСЭ.Ф.4. «Философия» (с дополнениями и изменениями) Уровень высшего образования

У Е кд З в к ф ц Йфил с фии цент Пе ев ОПт Э кз Е Ци Ь Е П с Ь п фил с фии ДЛяс це ку лечебн го ф к льтет ун 1. Мировоззрение, структура, функции, формы, исторические типы. 2. Философия как особый тип

Аннотация по дисциплине «Философия» 1. Трудоёмкость дисциплины Тип занятия Часы 1 Семинары (40 *) 88,00 2 Контроль (экзаменационные/зачетные часы) (0 *) 36,00 3 Самостоятельная работа (32 *) 56,00 Общая

1 Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 46.06.01 Исторические науки и археология. Экзамен проводится в устной форме. Критерии оценки знаний

Ф д кд йфил с фии Пе ев Й Й э кз Е Ц и Ь Е с Ь УЧЕБ Й шл лл тли ЬФИЛ с Фу Я ДЛЯ УДЕ КУ Ф ИЧЕ К Г Ф куль Е чн яф м бу ения 2 1. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Структура и функции

У 26 Философия: программа для вступительного экзамена в адъюнктуру по направлению подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы философии 2016 г. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального

Предисловие 3 Раздел I. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ Тема 1. Философия как социокультурный феномен.. 1.1. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы. Становление философии как

УТВЕРЖДЕНЫ на заседании кафедры «ФСК» «17» апреля 2017 г., протокол 10 Зав. кафедрой д. филос. н, доцент Н.В. Розенберг Вопросы (задания) для экзамена по дисциплине Б1.1.2 Философия для направления подготовки

З У З в к ф ц Д йфил с фии Д Е ж це Ф г э Е ци Ь Е П с Ь п фил с ф д я с Д н ку д к п фил кти еск гфак льтет г Ь 1. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Структура и функции мировоззрения.

Приложение 2 к правилам приема на обучение по образовательным программам высшего образования программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная геодезическая академия»

ИТОГОВЫЙ ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ДИСЦИПЛИНА: ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Вариант 1 Задание: Выберите один правильный ответ. 1. Система относительно устойчивых взглядов человека на мир это: 1) убеждения, 2) знания,

С. 1 из 10 1 с. 2 из 10 1 ВВЕДЕНИЕ В соответствии с п. 40 «Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации»,

Программа вступительного экзамена по дисциплине «Философия» 1. Цель и основные задачи экзамена Экзамен, как форма вступительных испытаний, предназначен для выявления и отбора наиболее подготовленных кандидатов

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ

2 1.1. Оценивание и контроль сформированноcти компетенций осуществляется с помощью промежуточной аттестации. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением об организации текущего контроля

1. Целью освоения учебной дисциплины «Философия» является: - приобретение представлений о фундаментальных мировоззренческих проблемах, процессах познавательной деятельности, роли философского знания в

1.Общие положения Настоящая программа вступительного экзамена по профилю подготовки Социальная философия составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования.

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В АСПИРАНТУРУ г. Нижний Новгород 2016 Программа вступительных испытаний по философии составлена в соответствии с требованиями Федеральных

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. КАЗАНЬ) ФИЛОСОФИЯ Программа вступительного экзамена в аспирантуру Казань 2014 ФИЛОСОФИЯ ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ Раздел 1: Предмет философии и её роль в жизни человека

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ

Вопросы 1. Предмет философии и специфика философского мышления. 2. Проблема возникновения философии. Философия и мифология. 3. Философия и наука. 4. Досократическая философия: проблема первоначала. 5.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Покровский сельскохозяйственный колледж УТВЕРЖДАЮ Директор филиала

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЁВА (НАЦИОНАЛЬНЫЙ

Знание философии, обусловливающее развитие критического и аналитического мышления, а также способствующее познанию мира в его многообразии, является неотъемлемой частью подготовки ученых различных специальностей.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Программа составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.11.2013 г. 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

Аннотация рабочей программы дисциплины «Философия» направления подготовки 41.03.01 «Зарубежное регионоведение» профиль «Американские исследования» 1. Общая трудоемкость дисциплины Курс 2 Семестр 4 Экзамен

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ ИНСТИТУТА ИСТОРИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ТЕХНИКИ им. С.И. ВАВИЛОВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК АКАДЕМИЧЕСКАЯ КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ФИЛОСОФИИ

Loading...Loading...