Что египтяне называли черной и красной землей. Египет» («загадка», «тайна») греческого происхождения, египтяне же называли свою страну Кемет, что означает «черная земля»

Введение

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Египет, как никакая другая древняя цивилизация, создает впечатление вечности и редкой целостности. На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями притягивала как магнит внимание современников.

В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдоль Великого Нила, древние египетские математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона Великих Пирамид, древние египетские зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых не способно принизить время... Актуальность выбранной темы обусловлена активным развитием международного познавательного туризма в Египте. Цель данной курсовой работы - описать культуру древнего Египта. История Египта насчитывает более 6 тысяч лет. Сохранившиеся на его территории уникальные памятники древней культуры привлекают ежегодно огромное количество туристов со всего мира. Грандиозные пирамиды и Большой Сфинкс, величественные храмы в Верхнем Египте, многие другие архитектурные и исторические шедевры - все это по-прежнему поражает воображение всех, кому удается поближе познакомиться с этой удивительной страной. Сегодняшний Египет - крупнейшая арабская страна, расположенная на северо-востоке Африки.

Почему Египет называют Египтом?

Итак - древний Египет. Кто из нас с самого детства не слышит слов: «Египет», «египтяне», «египетские иероглифы», «египетские пирамиды», «древний Египет». Но самым удивительным является то, что ни древние, ни современные жители Египта не называли и не называют так свою родину. В древнем Египте жители именовали свою страну «Черной», а себя -- «людьми Черной (земли)», по цвету плодородной почвы низменной долины Нила. Еще в глубокой древности, соприкасавшиеся с египтянами народы Аравийского полуострова, Передней Азии и Двуречья дали Египту свое название: Миср -- «Населенное место, город», так как их, видимо, поразила населенность Египта и большое количество городов, расположенных близко друг от друга. Современные египтяне свою страну тоже называют: Миср. Почему же мы, как и многие другие европейские народы, употребляем слово «Египет»? Это название пошло от древних греков. Оно происходит от названия древнеегипетского города Мемфиса -- Хикупта. В начале 1 тысячелетия до нашей эры, когда древние греки стали проникать в Египет, первым из самых больших городов, который им встретился, был Мемфис на рубеже Дельты и долины Нила. Его название (вернее -- одно из названий, так как «Мемфис» тоже египетское слово) «Хикупта» или «Айгуптос» греки взяли за обозначение всей страны. Так что наше слово «Египет» тоже очень древнее, но оно пришло в европейские языки не непосредственно из египетского языка, а из древнегреческого.

Египет

    С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н.э. древнегреческий историк Геродот посетил Египет и оставил подробное его описание. Для греков Египет – страна чудес, колыбель мудрости, родина самых древних богов. Само слово «Египет » («загадка», «тайна») греческого происхождения, египтяне же называли свою страну Кемет, что означает «черная земля».



фараона

    Все жители Древнего Египта подчинялись неограниченной власти фараона – так традиционно называли местных властителей. Фараон был обожествлен при жизни и носил титул «сына Солнца». Его существование подчинялось сложным церемониалам, пышность которых возрастала по мере того, как Египет расширял свои владения. Фараон объявлял войну, заключал мир, принимал иностранных послов, получал богатые дары и сам раздавал награды.



Нил Ра Апопа .

    В духовной и практической жизни древнеегипетского общества главную роль играла религия. Древние египтяне обожествляли силы природы, растения, зверей, птиц и поклонялись множеству богов. Нил почитался как бог Хапи, податель влаги и урожая. Вселенную египтяне представляли как соединение Нила небесного, где плывет в лодке солнечный бог Ра , и Нила подземного, по которому Ра возвращается, одолев силы зла и тьмы в образе змея Апопа .



Осирис Исидой

    Осирис – бог плодородия, умирающей и воскресающей природы, считался четвертым мифическим царем Египта. Он счастливо правил страной со своей сестрой и супругой Исидой – богиней плодородия, воды и ветра. Бог Осирис научил людей возделывать землю, сажать сады, строить города, выпекать хлеб. После того как Осирис передал богу Гору, своему сыну, царский престол, он удалился в царство мертвых, став владыкой, а также судьёй в загробном мире.



мумифицировать

    Важнейшее место в религии Древнего Египта занимал заупокойный культ. Египтяне верили, что жизнь человека продолжается и после физической смерти, но при условии, если его тело остается нетленным. Так возник обычай мумифицировать тела умерших, т.е. подвергать их специальной обработке, благодаря которой они сохраняются очень долго. По представлениям древних египтян, человек наделен несколькими душами.



царству мертвых

    Именно религия определила особенности древнеегипетского искусства: таинственное, сокровенное, оно было обращено не столько к миру живых, сколько к царству мертвых . Спрятанные в гробницах произведения искусства не предназначались для осмотра. Они, как верили их создатели, обладали особой магической силой, помогали усопшему в его путешествии в мир вечности. Не случайно у самих египтян слово «художник» имело значение «творящий жизнь».



    Долгие годы имена древнеегипетских мастеров оставались неизвестными. Между тем зодчие, скульпторы и живописцы занимали высокое положение в обществе. Они гордились деяниями своих рук, совершенством знаний. В искусстве Древнего Египта впервые появились многие классические архитектурные формы (пирамида, обелиск, колонна), новые виды скульптуры и живописи. Египтяне достигли высочайшего мастерства в обработке различных материалов.



иероглифы папируса Книге мертвых

    Создателем письменности древние египтяне считали бога Тора. Основу древнеегипетской письменности составляли иероглифы – рисунки-значки, каждый из которых соответствовал слову или понятию. Главный писчий материал изготовляли из папируса – тропическое водное растение, похожего на тростник. В эпоху Нового царства на свитках появились цветные рисунки, как, например, в «Книге мертвых ». Расшифровать древнеегипетскую письменность удалось в 1822 г. Французскому египтологу Жану Француа Шампольону.



Джосера

    Пирамида выдающегося военачальника и основателя III династии фараона Джосера (28 в. до н.э.) – первый гигантский архитектурный памятник Древнего Египта. Сложенная из белых известняковых блоков ступенчатая пирамида высотой 60 метров воздвигнута зодчим Имхотепом. В конструкции пирамиды Джосера («мать египетских пирамид») отражены три основные принципа возведения подобных сооружений – гигантские размеры, пирамидальная форма, использование именно камня как строительного материала.



    На западном берегу Нила возвышаются грандиозные пирамиды фараонов: Хуфу (греч. Хеопсом), Хафра (греч. Хефрен), Менкаура (греч. Микерин). Величайшая из них – пирамида Хеопса – построена в 27 в. до н.э. Пирамида (высотой около 147 метров, со стороной основания 233 метра) сложена из блоков золотистого известняка весом от двух с половиной до тридцати тонн.



    Не подалеку от пирамид лежит знаменитый Большой Сфинкс длиной 57 и высотой 20 метров – вырубленное в основной своей части из скалы изображение льва с человеческим лицом. До XIX века были видны только голова и плечи сфинкса (из-за песков и ветра). Но после раскопок ученым открылись могучее львиное тело и вытянутые вперед когтистые лапы сфинкса. Его широкое скуластое лицо непроницаемо и строго, глаза обращены на восток. Арабы называли Большого Сфинкса Отцом Ужаса, но это изваяние вызывает скорее ощущение спокойной силы, а не страха.



    Огромная роль Древнего Египта в истории мировой культуры неоспорима. Немецкий писатель Томас Манн сказал, что Древний Египет – «это до одухотворенности, до призрачности далекое прошлое». Однако древнеегипетское искусство дарит и совершенно другое ощущение: словно сглаживается колоссальный разрыв веков, прошлое как бы приближается к современному человеку, кажется, что древние предвосхитили и знали многое из того, что люди, утратив в течение веков, стремились открыть вновь.


Тема урока: «Древний Египет».

Тип урока: обобщения и систематизация знаний.

Цель и задачи урока:

    Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме « Древний Египет», проверить знания учащихся по данной теме;

    Научить применять знания на практике, проявляя различ­ные творческие способности.

    Развивать умения устно отвечать, работать в команде;

    Воспитывать интерес к учебе, стремление больше знать по изучаемому предмету

    Проверить знание учащихся основных терминов, понятий и определений по теме.

Определить уровень знания учащихся:

Процесса образования, расцвета и увядания египетской цивилизации;

Достижений египтян в экономике, общественном устройстве, в культуре;

Основных природно-климатических условий.

Определить уровень понимания учащихся:

Того, что древние египтяне были «учителями учителей» многих последующих цивилизаций;

Так же, что египтяне создали уникальное для своего времени централизованное государство, в котором ведущее место занимали во всех сферах свободные люди, подчеркнуть руководящую и регулирующую роль фараона.

Определить уровень умения учащихся:

Показать на карте географическое положение государства Египет.

Оборудование урока: карта «Египет и Междуречье до середины I тыс. до н. э.», аппликации по истории древнего мира для V класса, карточки, кроссворды, рисунки, презентация урока, компьютер

Форма проведения: нестандартный урок, игра

Структура урока:

I. Организационный момент.

Постановка цели урока.

II . Обобщение и систематизация знаний по теме «Древний Египет».

Актуализация опорных знаний:

    Какую тему мы закончили изучать? (Древний Египет)

    Где и когда возникло Египетское государство? (В Северо-Восточной Африке, на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря более 5 тысяч лет назад, 3 тыс. лет назад Царь Южного Египта подчинил себе Северный Египет)

    Какими были фазы хозяйственного года а Египте?(В июле начинается разлив Нила в ноября Нил, посев и рост урожая ноябрь –март; апрель, май сбор урожая, и в июне ремонт каналов

    Почему жители Древнего Египта называли себя жителями « Черной земли»? (древние египтяне называли плодородную землю « черной землей»)

Начинаем игру « Тайны Древнего Египта»

Основная задача: собрать все ключи, которые помогут отгадать имя ученого, разгадавшего древнеегипетскую письменность. Ключи с буквой и цифрой даются после выполнения каждого задания.

Задание первое Заполни карту. На контурной карте подписать реку Нил, моря, район земледелия и столицу Древнего Египта.

Задание 2. Тайна старинной рукописи.

Я, фараон___________(Тутмас), который совершил самые большие завоевательные походы в ____(1500 году до нашей эры). Я завоевал страну __________(Нубию), в ней много золота. Еще завоевал Синайский полуостров, он богат _________(залежами медной руды). А также мне покорились__________(Палестина),__________(Сирия),______(Финикия)

(За правильно выполненное задание ключ с буквой и цифрой)

Задание 3. Блиц – опрос

1.Какое мифологическое существо строили рядом с пирамидами?(Сфинкс)

2.Для чего строили пирамиды?

3.Пирамида какого фараона самая высокая. Когда она построена? (Пирамида Хеопса около 2600года до н.э, высота 150м).

4. Пирамиду какого фараона нашли неразграбленной?(Фараона Тутанхамона)

(За правильно выполненное задание ключ с буквой и цифрой)

Задание 4.Определение понятий.

Служитель богов в храме-

Статуя, изображающая льва с головой человека- сфинкс

Задание 5 Веселая минутка

изображаем плеск рыб.

Задание 6 Исторические памятники.

Соедините исторические памятники с отраслями культуры, которые они представляют

литература архитектура живопись скульптура

    Миф об Осирисе

    Большой Сфинкс

    Росписи на стенах храма

    Пирамида Хеопса

    Храм бога Амон-Ра

    Повесть о Синухете

    Гимн богу Амон-Ра

    Папирус с песнями египтян

    Статуэтка богини Бастет

Задание 7: Исправь ошибки

Когда я попал в эту страну, то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все остальные реки Египта можно перейти вброд. Я доехал до самой большой из пирамид, в которой похоронен фараон Тутанхамон. Когда я подошел к пирамиде, то хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться в дубовой роще. Когда дождь закончился, я стал искать вход в пирамиду, но египтяне мне сказали, что гробница фараона Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась… Перестань выдумывать,- прервали рассказчика,- ты никогда не был в Древнем Египте! В твоем рассказе много исторических ошибок.

Задание 8:Кроссворд

    1.Система управления страной

    7.Древнейшая столица Египта

    8.Фараон, совершивший завоевательные походы в середине II тыс. до новой эры

    9.Устройство для подъема воды

    10. Скульптура льва с головой человека

Итоги экспедиции

Сложить ключи в правильной последовательности и прочитать имя ученого

2 4 1 6 3 5 7

А ПО Ш О М ЛЬ Н

Шампольон

Многие пытались разгадать тайну иероглифов. Но удалось это сделать французскому ученому Шампольону, жившему в начале прошлого века. В то время в Египте нашли большой черный камень, покрытый письменами. Одна надпись была выполнена иероглифами, а другая -на древнегреческом языке, хорошо известном ученому. В греческой надписи встречались имена фараона Птолемея и царицы Клеопатры. А среди иероглифов некоторые знаки были обведены в кружок. Ученый предположил, что это царские имена. В словах «Птолемей» и «Клеопатра» есть общие знаки П, Т, Л- знаки в двух рамочках совпали. Так Шампольон доказал, что иероглифы – знаки письма, которыми можно передавать звуки речи.

Итог урока

    Путешествие по какой стране мы сегодня совершили?

    Что нового вы узнали?

    Готовы ли вы попробовать стать древнеегипетскими писцами?

    Выполните тест.

Задание первое: Заполни карту. На контурной карте подписать реку Нил, моря, район земледелия и столицу Древнего Египта.

Задание первое: Заполни карту. На контурной карте подписать реку Нил, моря, район земледелия и столицу Древнего Египта.

Задание 2: Тайна старинной рукописи .

Я , фараон ___________, который совершил самые большие завоевательные походы в ____. Я завоевал страну __________, в ней много золота . Еще завоевал Синайский полуостров , он богат _________. А также мне покорились _____________,__________,___________.

Задание 2: Тайна старинной рукописи .

Я , фараон ___________, который совершил самые большие завоевательные походы в ____. Я завоевал страну __________, в ней много золота . Еще завоевал Синайский полуостров , он богат _________. А также мне покорились _____________,__________,___________.

Задание 3: Блиц –опрос.

2.Для чего строили пирамиды?

5.Что находят ученые в гробницах фараонов?

6 Что такое мумия? Зачем ее делали?

(За правильно выполненное задание ключ с буквой и цифрой)

Задание 3: Блиц –опрос.

1.Какое мифологическое существо строили рядом с пирамидами?

2.Для чего строили пирамиды?

3.Пирамида какого фараона самая высокая. Когда она построена?

4. Пирамиду какого фараона нашли неразграбленной?

5.Что находят ученые в гробницах фараонов?

6 Что такое мумия? Зачем ее делали?

(За правильно выполненное задание ключ с буквой и цифрой)

Задание 4: Определение понятий.

Дельта, фараон, Ра, иероглиф, саркофаг, бронза, шадуф.

Служитель богов в храме-

Высокий тростник в Египте, из которого изготовляли материал для письма- папирус

Бог фараон, судья в царстве мертвых -Анубис

(За правильно выполненное задание ключ с буквой и цифрой)

Задание 4: Определение понятий.

Дельта, фараон, Ра, иероглиф, саркофаг, бронза, шадуф.

Служитель богов в храме-

Статуя, изображающая льва с головой человека- сфикс

Высокий тростник в Египте, из которого изготовляли материал для письма- папирус

Бог фараон, судья в царстве мертвых -Анубис

(За правильно выполненное задание ключ с буквой и цифрой)

Задание 5 Веселая минутка

Оживим” древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.

Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Встали, руки вверх, потянулись.

Кистями рук делаем “фонарики”

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

Вытянуть руки перед собой, кистями

изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

    Миф об Осирисе

    Большой Сфинкс

    Росписи на стенах храма

    Пирамида Хеопса

    Храм бога Амон - Ра

    Повесть о Синухете

    Гимн богу Амон - Ра

    Папирус с песнями египтян

    Статуэтка богини Бастет

Задание 6 : Исторические памятники

Соедините исторические памятники с отраслями культуры , которые они представляют

литература архитектура живопись скульптура

    Миф об Осирисе

    Большой Сфинкс

    Росписи на стенах храма

    Пирамида Хеопса

    Храм бога Амон - Ра

    Повесть о Синухете

    Гимн богу Амон - Ра

    Папирус с песнями египтян

    Статуэтка богини Бастет

Задание 7: Исправь ошибки

Один враль и хвастун утверждал, что с помощью «машины времени» побывал в Древнем Египте:

Когда я попал в эту страну, то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все остальные реки Египта можно перейти вброд. Я доехал до самой большой из пирамид, в которой похоронен фараон Тутанхамон. Когда я подошел к пирамиде, то хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться в дубовой роще. Когда дождь закончился, я стал искать вход в пирамиду, но египтяне мне сказали, что гробница фараона Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась…Перестань выдумывать,- прервали рассказчика,- ты никогда не был в Древнем Египте! В твоем рассказе много исторических ошибок.

НАЙДИТЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ(фактические) ОШИБКИ

Задание 8: Кроссворд

    1.Система управления страной

    2.Гробница Египетских фараонов

    3.Присвоение продукта чужого труда

    4.Древнеегипетский письменный знак

    5.Денежный сбор в пользу государства

    6.Фантастическое сказание о богах и героях

    7.Древнейшая столица Египта

  • УРОК ИСТОРИИ

    5 класс

    « ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ»

    Учитель истории: Майзингер Марина Андреевна

    ст. Смазнево 2012

Древние египтяне называли свою страну Та-Кемет – Чёрная земля? Почему? Как вы думаете, что они называли Красной землёй?

Собственно древний Египет представлял собой узкую речную долину, вытянутую с севера на юг и стиснутую с двух сторон каменистами скалами. Для древних египтян их собственной страной, землею, созданной богами и полной богов, землею, все в которой созданно и происходило единственно верным путем, была лишь сама речная долина, которую они называли Кемет, "Черная". Черный цвет для египтян символизировал плодородие, поэтому если изображение того или иного божества имеет черный цвет кожи, это означает его плодородность, а значит, благосность.
Для жителя долины отсюда, от скал и начиналась пустыня, расходящаяся широкими крыльями в обе стороны от нильской долины - Восточная пустыня (то есть пустыня, находящаяся к востоку от Египта) и Ливийская пустыня. В пустыне, расстилающейся по обе стороны от нильской долины, цвет почвы - красный. Там властвует рыжеволосый бог разрушения Сетх, извечный враг упорядоченного, божественно правильного хода вещей. Египтяне называли пустыню Дешрет (Дешерет) , "Красная".

За то, что "открыл" ее для меня.

Вначале рассказываю о том, что:

  1. Египтяне называли свою землю "Кемет" - Черная земля за ее плодородие в долине Нила.
  2. Египтяне были искусстными мореплавателями и плавали не только по Нилу, но и по Средиземному морю.
  3. Ученые до сих пор точно не знают как строились пирамиды, но полагают, что в их строительстве принимало участие очень много людей. (Они передвигали огромные камни и используя различные приспособления поднимали их все выше и выше. Мастерство строителей было столь высоко, что между некоторыми камнями и сегодня не возможно просунуть даже тонкий нож.)
  4. Тутанхамон (последний фараон XVIII династии) начал править Египтом в возрасте 8 - 9 лет.
  5. Египтяне писали на папирусах. Папирус это особый материал для письма подготовленный из травы семейства осоковых, которую египтяне собирали в заводях Нила.
  6. Египтяне поклонялись сотням разных богов и богинь
    Для богов возводили храмы.
    Храмы - это не только дом бога, при храмах работали школы, мастерские, склады.
    Самыми важными богами Египтян считались:
    Гор - бог с головой сокола, покровитель военных.
    Ра - бог солнца.
    Анубис - бог смерти с головой шакала.
    Богиня Себек - с головой крокодила - покровительница Нила
  7. Древнеегипетская цивилизация существовала около трех тысяч лет.
  8. В Египте были рабы - обычно захваченные в боях военнопленные.

9. Жила Нефертити давно: в 14-м веке до нашей эры, то есть 3400 лет назад. Она была женой фараона Аменхотепа-IV. Супруги прослыли большими реформаторами, поскольку основали новую столицу Египта Арман и пытались распространить среди подданных свою собственную религию – поклонение одному богу Атону, изображавшемуся в виде солнечного диска. Суть религии заключалась в том, чтобы заменить всех местных идолов на одного - бога Солнца.

Нефертити, одно из имен которой - Нефернеферуатон - означало "Прекрасны совершенства Солнечного диска", играла важную роль в событиях своего времени. Она была не только царицей, но и прежде всего, верховной жрицей, участвовавшей во всех храмовых службах и ритуалах. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь.

А хотели бы вы с ней встретиться?

Волшебный ритуал переноса во времена царицы Нефертитти.

Одеваемся в "египтян", а попутно рассказываю:

В жаркую пору одежда мужчины состояла из одной набедренной повязки. Но выйти из дому без браслетов и других украшений было немыслимо. На пальцы надевались бесчисленные кольца, шею украшали несколько рядов бус. Сандалии были большой редкостью и ценились очень высоко. Плели обувь чаще всего из папируса, реже из кожи, иногда ее даже изготовляли из золота. Простой египтянин основной путь проделывал, неся свои сандалии в руках. Наряд знатных египтян был практически одинаков и у мужчин, и у женщин. Их полупрозрачные платья надевались прямо на рубашку. Строгость длинной юбки скрашивал обязательный разрез до пояса. Как мужчины, так и женщины носили парики, в которых блестели украшения. В одно из головных украшений вкладывали благовония.

А как же попасть к царице? Что нужно сделать чтобы стража пропустила нас во дворец?

В древнем Египте чтобы получить ответ на важный вопрос использовали оракул (гадание). Вот и мы сейчас узнаем как попасть нам во дворец.

Достаем шифровку и ключ – отгадываюем послание.

Теперь нужно собрать бусины. Нужно будет выполнять задания персонажей которых мы встретим на пути.

БАЗАР . Встречаем торговца и тот обещает бусину, если дети помогут ему сделать серебряные медальоны. Один из способов изготовления украшений в Египте – чеканка.

ПУСТЫНЯ: Торговец рассказывает, что несколько бусин находятся далеко в пустыне. Прибыв на место, видим миску с крупой пшеничной. В ней спрятаны 11 бусин.

Гончары: гончары изготовляли посуду на гончарном круге, а потом ее обжигали. Так же вырезали посуду из красивых камней, найденных в пустыне.

Я тут по случаю купила гончарный круг, но к сожалению были проблемы с батарейками и мы его так и опробовали! Завтра с утра в магазин Артем собирается за батарейками.

Великий Нил . Во время разлива уровень воды в Ниле поднимался в некоторые годы до 14 м. За четыре месяца вода приносила в долину много природных удобрений. Они оседали на залитые водой поля. Только в середине ноября река возвращается в свои обычные берега. Тогда и начинается сев, урожай собирали весной.
За тысячелетия разливы создали в узкой долине мощный пласт мягкой плодородной почвы блестящего черного цвета. Поэтому жители называли свою страну «Черной землей» в отличие от соседних каменно-песчаных пустынь и о том, что сейчас это одна из двух самых длинных рек в мире.

В Ниле (ванная с подкрашенной водой) плавает банка с бусинами. Охраняют ее крокодилы (вырезаны из картона). Дети кидают в крокодилов монетки, пока хищники не уйдут на дно (картон намокает и тонет быстро, так что не бросайте крокодилов в воду заранее). После этого достают банку с бусинами.

Оазис . Ведущий рассказывает детям, что такое оазис и обещает подарить бусину, если они скажут, какое растущее здесь дерево египтяне считали священным деревом жизни. В качестве подсказки, ведущий задает вопросы, а дети складывают название дерева из первых букв ответов на них. Вопросы:

  1. Мифическое существо с телом льва и головой человека (Сфинкс)
  2. Обозначения слов или букв у древних египтян (Иероглифы)
  3. Священное животное, которое египтяне называли “миу” (Кошка)
  4. Место в пустыне, где есть источник воды и много растений (Оазис)
  5. “Обитатель” пирамиды (Мумия)
  6. Животное, которое возит людей и грузы. Но не верблюд. (Осел)
  7. Бог солнца у Египтян (Ра)

Если ответа на какой-то из вопросов дети не знают, ведущий им подсказывает (на нашем празднике затруднения вызвал только последний вопрос). Так же он может комментировать остальные ответы, добавляя какие-то подробности. И нужно рассказать про сикомор, показать его фотографию.

Библиотека . Дети приходят к писцу и тот обещает бусину в обмен на новые свитки папируса. Папирус просто сделать из бумаги (свернуть трубочкой, закрепить и нарезать треть, чтобы получились листья) и разложить по комнате, чтобы дети прежде его собрали. Потом нужно отрезать корень (расскажите, что корни съедобны) и листья, а стебель разрезать вдоль. Получится несколько полосок. Их складывают, как и для настоящего папируса, одним слоем вдоль и вторым слоем – поперек. Ведущий рассказывает, что у папируса клейкий сок и под прессом части прочно соединяются. А на празднике их можно смазать ПВА. На получившихся папирусах дети в конце праздника могут что-то написать.

Школы находились при храмах. И родители приводили детей с малолетства, когда они решали, что ребенок созрел для обучения. Сохранились сведения, что некий чиновник привел своего малыша в школу, когда ему исполнилось пять лет.

С рождения дети египтян бегали голышом. Мальчики носили ожерелье на шее, девочки – гребень в волосах и поясок. Мальчику перед школой давали набедренную повязку. Повзрослевшие девочки одевали платьица. Но девочки, вероятно, никогда не посещали школу – они довольствовались домашним обучением. Мальчики же учились порядка 12 лет.

Ребенок, прежде всего, учился читать, писать и считать. Папирус был слишком дорог, чтобы давать школьникам, поэтому практиковались дети на полированных пластинках известняка, разграфленного в линейку или в клетку. Затем повзрослевшему ученику доверяли чистый папирус, на котором он кисточкой красными и черными чернилами переписывал из “учебника” какие-либо религиозные тексты. Заглавие и начальные строчки текста писали красными чернилами, остальной текс - черными. Каждый писец обучался и рисованию, поэтому он рисовал и рисунки на папирусе. При этих школах были библиотеки, где хранились древние тексты: религиозные, назидательные и литературные произведения.

При обучении египетских чиновников уделялось много внимания заучиванию различных священных текстов.

На поздних ступенях образования уделяли много внимания изучению наукам.

Ученики сдавали экзамены. Того, кого признавали выдержавшим экзамен, освобождали от мирской одежды, далее купали, брили наголо, умащали тело благовоньями и одевали в жреческое одеяние.

Поля . Дети приходят к крестьянам и те просят помочь посадить растения - у нас была мята. Еще я рассказала об использовании в древней Греции мяты.

и вообще о том как люди того времени работали на полях без транспорта.

После разлива мягкую, жирную и влажную почву пахали на быках или коровах (1). В распаханную землю бросали зерно (2). Затем по полю прогоняли коз, овец и баранов, которые втаптывали семена в рыхлую почву, спасая их тем самым от птиц (3). Когда наступало время жатвы, выходили жнецы, в их деревянные серпы были вставлены кусочки заостренного камня (4). Сжатый хлеб перевозили на ток - круглую площадку для молотьбы и прогоняли по нему быков или ослов, которые копытами выбивали из колосьев спелые зерна (5). Вымолоченное зерно провеивали: руками или деревянными лопатками его подбрасывали высоко вверх, ветром относило более легкую шелуху, а тяжелые зерна падали вниз (6).

Пирамида . Последние несколько бусин лежат в пирамиде. Но дорогу к ним охраняет сфинкс, задающий загадки. Загадка: “Почему древние египтяне называли свою страну Кемет (черная земля)”. Всю необходимую информацию (о том, как важен был Нил, как хорошо все созревало на удобренных его черным илом полях) дети получили, когда прокапывали каналы. Но, возможно, им потребуются наводящие вопросы, чтобы ответить сфинксу.

А знаете ли вы, что в древнем Египте был создан календарь?

Один из первых солнечных календарей зародился в Египте. Египетский календарь отличался исключительной простотой и удобством. Год делился на 12 равных месяцев, каждый из которых содержал по 30 дней. Месяцы назывались так:

  1. Тот – Thoth
  2. Фаофи – Phaophi
  3. Атир – Athyr
  4. Хойяк – Choiak
  5. Тиби – Tybi
  6. Мехир – Mechir
  7. Фаменот – Phamenoth
  8. Фармути – Pharmuthi
  9. Пахон – Pachon
  10. Пайни – Payni
  11. Эпифи – Epiphi
  12. Месори – Mesori

Каждый месяц делился на 3 больших недели, по 10 дней в каждой, и на б малых недель, по 5 дней в каждой. Греки назвали их «декадами» и «пентадами». Кроме деления на месяцы год был также разделен на 3 сезона по 4 месяца в каждом: время разлива Нила, время сева и время сбора урожая.

Все бусины собраны. Пришли к Нефертитте.

О впечатлениях сына: очень понравилось, просит еще чего-нибудь такое же.

Loading...Loading...