Что такое материя. Материя (философия)

Ю. И. Кулаков. Проблема основ бытия и мир высшей реальности.

2. Что же такое материя?

Итак, что же такое материя?

В домарксовском материализме материя часто понима­лась как некоторая субстанция, из которой "вылеплены" все вещи. Например, многие материалисты XVIII-XIX веков-философы и естествоиспытатели, определяли ма­терию как совокупность неделимых корпускул (атомов), из которых построен мир. Но с открытием радиоактивно­сти (1896) и электрона (1897) стало ясно, что атом не является вечным и неделимым и поэтому не может играть роль субстрата (носителя) фундаментальных свойств первосубстанции.

Всё это потребовало переосмысления по­нятия материи. Материализму угрожал серьёзный кризис. Стремясь вывести материализм из этого кризиса, Ленин решил дать новое определение материи, не связанное с признанием существования достаточно наглядной первосубстанции.

Он понял, что бессмысленно определять материю через перечисление её известных видов и форм или рассматри­вать некоторые её виды в качестве последних "кирпичи­ков" мироздания. Ведь для этого надо предположить, что такие "первокирпичики" вечны, неизменны и не состав­лены из других более мелких объектов. Но где гарантия того, что наука не пойдёт дальше и не докажет, что и электрон в свою очередь состоит из частей? В ответ на подобные сомнения и возник известный ленинский афо­ризм:-"Электрон так же неисчерпаем, как и атом",-ко­торый явился ни чем иным как отказом от субстанциаль­ной модели материи. А что же было предложено взамен?

Оставалось определить материю только одним спосо­бом - сформулировать такой предельно общий признак, который годился бы для описания любых форм материи, независимо от того, открыты и познаны они уже или ещё не открыты. Другими словами, сформулировать такой признак материи, который не зависел бы от будущих на­учных открытий, то есть представлял бы собой утвержде­ние, которое нельзя было бы ни подтвердить, ни опровер­гнуть ни с помощью опыта, ни с помощью логического анализа. Такой общий признак был найден: "Материей называется всё то, что является объективной реальностью и существует независимо от нашего сознания" .

Но под такое определение материи с успехом может подойти и закон Ньютона, и понятия пространства и вре­мени, и даже абсолютная идея Гегеля,-все они в рамках соответствующих парадигм объективно существуют и не зависят от нашего сознания.

Что же касается другого ленинского определения мате­рии: "Материя есть философская категория для обозначе­ния объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независи­мо от них", то здесь необходимо сделать некоторое уточ­нение: О чём идёт речь? Если об абстрактной категории, то она, естественно не может действовать на наши органы чувств, а если о конкретных материальных объектах, то причём здесь абстрактная категория материи? (На наши органы чувств действует конкретный стол, а не абстракт­ная категория стола).

Таким образом, закрывая глаза на некоторые несурази­цы, можно сделать материалистическую модель неопро­вержимой, заранее объявляя любое естественно-научное открытие новой формой проявления материи. Но нужно ли это?

Короче говоря, нужно честно признать, что материи как универсального начала вещей, строго говоря, пока нет; есть лишь материальные объекты, действующие на наши органы чувств, и существующие независимо от нашего сознания. Нужно признать далее, что физика XX века уже давно требует радикального пересмотра понятия материи. После такого пересмотра от содержательного ранее поня­тия остаётся лишь пустая и высохшая оболочка, а родив­шаяся при этом бабочка-Мир Высшей реальности благо­получно приобретёт новое существование, но уже совсем в ином качестве. И нам лишь остаётся удивляться прозор­ливости слов Владимира Соловьёва, высказанных им в 1899 году в предисловии в книге Ф. Ланге "История мате­риализма и критика его значения в настоящем" (т. I, Киев -Харьков, 1899, С.IV): "Материализм как низшая эле­ментарная ступень философии имеет всегдашнее значе­ние, но как самообман ума, принимающего эту низшую ступень за всю лестницу. Материализм естественно исчезает при повышении философских требований,-хотя, конечно, до конца истории будут находиться умы элемен­тарные, для которых догматическая метафизика останется самою собственной философией. По природе для ума че­ловеческого привлекательна только истина. От древности и до наших дней начинающие философствовать умы пле­няются заключённой в материализме истиной-мыслью о единой основе всякого бытия, связывающей все вещи и явления так сказать снизу-в тёмной, бессознательной, "стихийной" области. Но материализм не останавливает­ся на признании этой истины, а также не ставит её логи­ческое развитие как свою дальнейшую задачу; вместо этого он сразу, априори признаёт материальную основу бытия саму по себе за всецелое, то есть допускает как самоочевидную истину, что всё существующее не только связано общей материальной основой (в чём он прав), но ещё и то, что всё в мире только ею только снизу и может объединяться, а все прочие начала и стороны всемирного единства суть только произвольные фикции. А затем, уп­ростив таким образом общую задачу миропонимания, ма­териализм естественно обнаруживает тенденцию упро­стить до крайности и самое содержание в представлении о единой основе бытия. С теоретической стороны всё сво­дится окончательно к совокупности простейших телец - атомов, с практической - к действию простейших мате­риальных инстинктов и побуждений. Ясно, что этим могут удовлетвориться лишь простейшие умы".

Итак, понятие материи в конце концов оказалось мало­эффективным. Оно сыграло свою положительную роль при построении классической физики, но наступил мо­мент, когда представление о материи становится серьёз­ным тормозом на пути познания природы.

«Материя есть объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания и данная нам в ощущениях» – так определил понятие материи В. И. Ленин, который был не только революционером, но и философом (о чём сейчас нередко забывают). Когда я «отбарабанила» это определение на кандидатском экзамене по философии, преподаватель задал мне вопрос: «В чём слабость этого определения?» Я набросилась на пункт «…данная нам в ощущениях» – есть же и уровни организации материи (например, молекулярный и «ниже»), и формы его существование (например, магнитное поле), на которых наши ощущения «не работают» – и только после экзамена до меня дошло, что надо было говорить ещё и о другом: «существующая независимо от нашего сознания»… от какого сознания? Вот с точки зрения моего сознания ваше сознание – тоже нечто объективное, и существует оно независимо от моего сознания – так что же, надо сделать вывод, что ваше сознание материально?

Не будем строго судить Владимира Ильича – любой научный постулат со временем устаревает, ведь в науке нет и не может быть застывших догм. Но одно остаётся неизменным: материя – одно из основополагающих понятий в науке вообще и в философии в частности.

Появилось оно в античной философии – Платон обозначал словом «материя» субстрат вещей – в противоположность миру идей… и по сей день понятие материального противопоставляется понятию идеального – на таком противопоставлении зиждется основной вопрос философии: «Что первично – материя или сознание?» В зависимости от ответа на этот вопрос все философы разделяются на идеалистов и материалистов.

Платон как раз был идеалистом: он говорил о мире идей, которые воплощают себя в мире материальных вещей. А одним из первых материалистов был другой древнегреческий философ – Демокрит, считавший, что всё сущее состоит из атомов, и кроме них есть только пустота…

За много веков представления о материи менялись не раз, говорили даже об «исчезновении материи» – это как раз и было связано с утверждением (кстати, высказанным задолго до В.И.Ленина), что материя – это всё, что воздействует на наши органы чувств… точнее, с тем, что микромир им не доступен… Но другие философы возражали: «исчезает не материя, а предел наших познаний о ней».

Так что же такое материя? Прежде всего, «материи вообще» не существует (как не существует «плода вообще» – существуют яблоки, груши и проч.) – материя существует в двух проявлениях: вещество и поле. Естествознание XIX века рассматривала эти два проявления как противоположные: вещество обладает корпускулярной природой (т.е. состоит из частиц) и в нём есть пустоты – поле имеет волновую природу и непрерывно, поле невесомо – вещество имеет массу. Открытия XX века привели к несколько иному взгляду, названному корпускулярно-волновым дуализмом: между полем и веществом нет непереходимой границы, частицы, составляющие поле, тоже обладают волновыми свойствами (правда, на макроуровне это почти не проявляется).

Материя не существует вне пространства и времени – так же, как и они не существуют вне материи. Ещё одно фундаментальное свойство материи – движение, под которым в данном контексте понимается изменение с течением времени.

Говоря о материи, мы должны учесть и уровни её организации: элементарные частицы, атомы и молекулы, тела (включая те, что находятся в жидком и газообразном состоянии), космические объекты (от планет до галактик и метагалактик), живая материя и наконец – человеческое общество (социальный уровень). На каждом из этих уровней действуют свои законы: нельзя объяснить движение элементарных частиц в терминах классической механики. Нельзя объяснить войны и революции исходя из биологии (хотя попытки делаются – взять хотя бы социал-дарвинизм, объясняющий развитие общества законами естественного отбора – но ни к чему хорошему это не приводит и, как правило, используется для оправданий преступлений).

А что же всё-таки было раньше – материя или сознание?

Однозначного ответа нет… и, наверное, не будет никогда.

(лат. materia - вещество) - философская категория, которая в материалистической традиции (см. Материализм) обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данноепонятие включает в себя два основных смысла: 1) категориальный, выражающий наиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие); 2) некатегориальный, в пределах которого М. отождествляется со всем Универсумом. Историко-философский экскурс в генезис и развитиекатегории "М." осуществляется, как правило, путем анализа трех основных этапов ее эволюции, для которых характерна трактовка М. как: 1) вещи, 2) свойства, 3) отношения. Первый этап был связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений. Впервые такую попытку постижения мира предприняли ионийские философы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), которые тем самым внесли коренные изменения в мифологическую картину мира. Они пришли к знаменательному заключению, что за текучестью, изменчивостью и многообразием мира стоит некое рациональноеединство и порядок, поэтому задача состоит в том, чтобы обнаружить этот основополагающий принцип, или начало, - arche, которое правит природой и составляет ее суть. Роль такой первоосновы М. как субстанции выполнял тот или иной субстрат (лат. sub - под и stratum - слой) - то, что является материальной основой единства всех процессов и явлений): у Фалеса вода ("Все есть вода, и мир полон богов"), у Анаксимандра "апейрон" (буквально "бесконечное"), у Анаксимена воздух. Каждое из первоначал указывает на вариативный ход рассуждений их авторов, стремящихся во многом обнаружить единое, но вместе с тем демонстрирующих разный уровень философствования. Так, позиции Фалеса и Анаксимена не выходят за пределы зримого мира, ибо и вода, и воздух - это субстанции, в первую очередь, близкие человеку в его повседневном опыте и широко распространенные в мире природы, хотя каждая из этих первосубстанций может в некотором смысле претендовать на статус метафизической сущности, исходного и определяющего все принципа бытия. В то же время попытка теоретического построения мира на подобной субстратной основе встретила серьезные трудности, поэтому Анаксимандр предложил на роль основы бытия некое бескачественное начало, способное выступить строительным материалом для мысленного проектирования Вселенной. Этим понятием Анаксимандр уводил мысль от зримых феноменов к более элементарной и недоступной прямому восприятию субстанции, чья природа хотя и была более неопределенной по сравнению с привычными субстанциями эмпирической реальности, зато потенциально была ближе к философской категории. В результате ионийские философы расширили контекст мифологического понимания за счет включения в него безличных и концептуальных объяснений, базирующихся на наблюдениях за природными явлениями. Таким образом, учение о стихиях явилось первой натурфилософской стратегией определения первоначала (arche) мира, которое представлялось недифференцированным и неструктурированным. В рамках субстанционального подхода новой стратегией интерпретации устройства Вселенной стал атомизм, как учение об особенном строении М. Эта концепция развивалась через учение Анаксагора о качественно различных гомеомериях к представлению Левкиппа и Демокрита, согласно которым мир состоит из несотворенных и неизменных материальных атомов - единой субстанции, где число их бесконечно. В отличие от недифференцированных стихий, атомы уже рассматриваются как дифференцированные, различающиеся между собой количественными характеристиками - величиной, формой, весом и пространственным расположением в пустоте. Позднее его учение развивалось Эпикуром и Лукрецием. Атомистическая версия строения материального мира развивалась на основе выявления общего в нем. В результате атомы стали тем рациональным средством, с помощью которого можно познать механизм Вселенной. Рациональный смысл вещного понимания М. усматривается: во-первых, в том, что существование природного мира в самом деле связано с наличием некоторых всеобщих первоначал (естественно, обладающих не абсолютным, а относительным характером), бесконечные комбинации которых составляют неисчерпаемое множество наблюдаемых объектов. Так, органическая химия выявила четыре органогенных элемента - (С) углерод, H (водород), О (кислород) и N (азот), выступившие аналогами четырех "корней" Эмпедокла (огонь, воздух, вода, земля); во-вторых, в вещном подходе, несмотря на его нефилософский характер, видели большое мировоззренческое и методологическое значение, ибо он ориентировал человека на реальный поиск и изучение первичных элементарных структур, существующих в самой природе, а не в иллюзорном мире абсолютных идей. Второй этап становления категории М. связывают с эпохой Нового времени, периодом зарождения классической науки, цель которой состояла в том, чтобы дать истинную картину природы как таковой путем выявления очевидных, наглядных, вытекающих из опыта принципов бытия. Для познающего разума этого времени объекты природы представлялись в качестве малых систем как своеобразные механические устройства. Такие системы состояли из относительно небольшого количества элементов и характеризовались силовыми взаимодействиями и жестко детерминированными связями. В результате вещь стала представляться как относительно устойчивое тело, перемещающееся в пространстве с течением времени, поведение которого можно предсказать, зная его начальные условия (т.е. координаты и силы, действующие на тело). Таким образом, наука Нового времени качественно не изменила субстанционального представления о М., она его лишь несколько углубила, ибо М., равную субстанции, наделила атрибутивными свойствами, которые были выявлены в ходе научных исследований. В данном случае всеобщая сущность вещей видится не столько в наличии у них единого субстрата, сколько некоторых атрибутивных свойств - массы, протяженности, непроницаемости и т.д. Реальным же носителем этих атрибутов выступает та или иная структура первовещества ("начало", "элементы", "корпускулы", "атомы" и т.п.). В этот период было выработано представление о М., которая может быть количественно определена как масса. Такое понятие М. обнаруживается в работах у Галилея и в "Математических началах натуральной философии" Ньютона, где излагаются основы первой научной теории природы. Таким образом, особое механическое свойство макротел - масса - становится определяющим признаком М. В связи с этим особое значение приобретает вес как признак материальности тела, поскольку масса проявляется в виде веса. Отсюда и сформулированный впоследствии М.В. Ломоносовым и Лавуазье закон сохранения М. как закон сохранения массы, или веса, тел. В свою очередь Д.И. Менделеев в "Основах химии" выдвигает понятие вещества с его признаком весомости как тождественное категории М.: "Вещество, или М., есть то, что, наполняя пространство, имеет вес, то есть представляет массы, то - из чего состоят тела природы и с чем совершаются движения и явления природы". Таким образом, для второго этапа характерно то, что: во-первых, М. интерпретируется в границах механистического мышления как первичная субстанция, первооснова вещей; во-вторых, она определяется прежде всего "сама по себе" вне ее отношения к сознанию; в-третьих, понятие М. обозначает только природный мир, а социальный остается за скобками данного понимания. Вместе с тем и новоевропейская цивилизация была насыщена разнообразными взглядами, которые пытались преодолеть телесность как определяющий признак М. В результате это приводило к выходу за границы традиционного понимания М., в том случае, когда, например, Локк или Гольбах определяли М. на основе фиксации отношения субъекта и объекта. Подготовительным этапом новой трактовки категории М. может рассматриваться концепция марксизма, формирующаяся как рационалистическая теория, которая ассимилировала диалектический метод Гегеля, и как философская программа для метатеоретического обеспечения дисциплинарного естествознания (результат научной революции первой половины 19 в.). Поэтому Маркс и Энгельс подвергают ревизии концепцию первоматерии, указывая на ее конкретно-научный, а не философский смысл; трактуют М. уже как философскую абстракцию; определяют статус М. в рамках основного вопроса философии (об отношении мышления к бытию); вводят практику как критерий познания и образования понятий. В условиях фундаментальной революции в естествознании конца 19 - начала 20 вв., радикально меняющей представления человека о мироздании и его устройстве, вводится представление о М. как о том, "что, действуя на наши органы чувств, вызывает в нас те или другие ощущения" (Плеханов). Согласно позиции Ленина, М. - это философская категория, которая обозначает лишь единственное всеобщее свойство вещей и явлений - быть объективной реальностью; данное понятие может быть определено не иначе как только через отношение М. к сознанию: понятие М. "не означает гносеологически ничего иного, кроме как: объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им". В рамках современной философии проблема М. уходит на второй план; лишь некоторые философы и, в большей степени, естествоиспытатели продолжают использовать в своей деятельности понимание М. как субстратной первоосновы вещей, т.е. вещества. Предпринимались попытки осмыслить М. в границах диалектико-материалистического анализа практик означивания (статья Кристевой ", смысл, диалектика") как то, что "не есть смысл", то, "что есть без него, вне его и вопреки ему". При этом данная радикальная гетерогенность (материя/смысл) определялась одновременно в качестве "поля противоречия". Современная философия ориентирована на построение принципиально новых онтологии (см. Онтология).

Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь

Материальныйпредмет, как это известно эмпирически, является не единичной существующей вещью, а системой существующих вещей. Когда несколько человек одновременно видят один и тот же стол, все они видят его по-разному; таким образом, "этот" стол, который, как предполагается, все...

Философский словарь

В самом общем виде это "бытие, которое само не понимает бытия" (Й.Ратцингер). У Аристотеля: то, что способно обретать форму, возможность бытия. У Плотина: предел распада всякого бытия, его полного "распыления" до состояния, не поддающегося никакому положительному описанию или...

Философский словарь

История понятия

В эпоху первых атомистических концепций античности материя понималась как субстанция, основа всего сущего в мире, из которой «построены» все другие тела во Вселенной. Классическим выражением такого понимания материи явился атомизм Левкиппа и Демокрита . Понятие использовалось Платоном для обозначения субстрата вещей, противостоящего их идее. Аристотель признавал объективное существование материи. Он считал её вечной, несотворимой и неуничтожимой.

В эпоху просвещения в понимании материи акцент сместился на бесконечно развивающееся многообразие мира в его единстве. С этой точки зрения материя как субстанция существует не «до» и не «наряду» с другими телами, а только в самом этом многообразии конкретных явлений и только через них. Ярким представителем этого течения был Д. Дидро .

Атрибуты и свойства материи

Атрибуты и виды материи

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение , пространство и время , которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.

Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:

  • физическая;
  • химическая;
  • биологическая;
  • социальная;
  • механическая.

Универсальными свойствами материи являются:

  • несотворимость и неуничтожимость
  • вечность существования во времени и бесконечность в пространстве
  • материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие
  • детерминированность всех явлений
  • причинность - зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий
  • отражение - проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы - абстрактного мышления

Универсальные законы существования и развития материи:

  • Закон перехода количественных изменений в качественные

Формы движения материи

Формы движения материи - основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения:

  1. в неорганической природе,
    • пространственное перемещение;
    • движение элементарных частиц и полей - электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;
    • движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;
    • изменения в структуре макроскопических тел - тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и другое;
    • геологические процессы;
    • изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.;
  2. в живой природе,
    • обмен веществ,
    • саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;
    • взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;
    • внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;
    • надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию;
  3. в обществе,
    • многообразные проявления сознательной деятельности людей;
    • все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.

Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими.

Литература

  • Друянов Л. А. Что такое материя . - М .: Учпедгиз, 1961.

Примечания

См. также

  • Формы материи
  • Формы бытия материи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Материя (философия)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Материя. Материя (от лат. māteria «вещество») объективная реальность, содержимое пространства, одна из основных категорий науки и философии, объект изучения физики. Физика описывает… … Википедия

    - (от лат. māteria «вещество»): В Викисловаре есть статья «материя» Материя (физика) фундаментальное физическое понятие. Материя (философия) философская категория для обозначения объективной реальности. то же, что … Википедия

    Одно из наиболее многозначных филос. понятий, которому придается один (или некоторые) из следующих смыслов: 1) то, определяющими характеристиками чего являются протяженность, место в пространстве, масса, вес, движение, инерция, сопротивление,… … Философская энциклопедия

    - (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия

    Течение в философии кон. 19 нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу мира. К этому течению относятся разные по типу философствования мыслители: Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер, Г.… … Философская энциклопедия

    Философские категории, являющиеся мировоззренческими основаниями науки в рамках материалистнч. философских учений. С точки зрения материалистич. диалектики, материальное единство мира, представляющего собой движущуюся материю, служит философским… … Физическая энциклопедия

    ФИЛОСОФИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ период в развитии философской мысли (17 19 вв), давший созвездие выдающихся мыслителей различных стран и народов При всей уникальности творческого вклада каждого из них можно вьщелить главные идеи и… … Философская энциклопедия

    Материя, материальное начало, материальная причина (ulh, materiа,causa material) то, из чего состоит и из чего происходит данныйпредмет. Когда вопрос: из чего? ставится в общем и безусловном виде, вприменении ко всему существующему, возникает… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Материя (лат. materia - вещество) — «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» . Материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Материя включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента. Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся материю в её бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми её свойствами, связями и отношениями.

Марксистско-ленинское понимание материи органически связано с диалектико-материалистическим решением основного вопроса философии ; оно исходит из принципа материального единства мира, первичности материи по отношению к человеческому сознанию и принципа познаваемости мира на основе последовательного изучения конкретных свойств, связей и форм движения материи (см. Материализм).

С точки зрения современной науки основные формы материи — это:

  1. системы неживой природы (элементарные частицы и поля, атомы, молекулы, микроскопические тела, космические системы различных порядков);
  2. биологические системы (вся биосфера, от микроорганизмов до человека);
  3. социально организованные системы (человек, общество).

Но материя не сводится только к этим формам, так как в бесконечном мире существуют и качественно иные виды материи как объективной реальности, например кварки или другие возможные микрообъекты в структуре «элементарных» частиц. Философское понимание материи как объективной реальности конкретизируется естественнонаучными теориями о строении и законах движения материи, раскрывающими структуру объективной реальности. Но было бы неправильно отождествлять философскую категорию материи с конкретными физическими или химическими представлениями о материи, т. к. последние имеют локальный характер и не охватывают всего бесконечного многообразия реальных видов материи. Точно так же ошибочно отождествлять материю с каким-либо её конкретным свойством, например, с массой, энергией, пространством и т. п., т. к. материя обладает неисчерпаемым многообразием различных свойств.

Материю нельзя сводить к определённым её конкретным формам, например к веществу или атомам, т. к. существуют невещественные виды материи — электромагнитные и гравитационные поля, нейтрино различных типов, обладающие весьма сложной структурой. Сведе́ние материи как объективной реальности к некоторым частным её состояниям и свойствам вызывало кризисные ситуации в истории науки. Так было в конце 19 - начале 20 веков, когда обнаружилась неправомерность отождествления материи с неделимыми атомами, веществом и в связи с этим некоторыми идеалистически настроенными физиками был сделан вывод, что «материя исчезла», «материализм отныне опровергнут» и так далее. Эти выводы были ошибочными, но преодоление методологического кризиса физики потребовало дальнейшей разработки диалектико-материалистического понимания материи и её основных свойств.

В рамках домарксистского материализма материя часто определялась как субстанция (основа) всех вещей и явлений в мире, и этот взгляд противостоял религиозно-идеалистическому пониманию мира, принимавшему в качестве субстанции божественную волю, абсолютный дух, человеческое сознание, которое отрывалось от мозга, подвергалось абсолютизации и обожествлению. Вместе с тем материальная субстанция часто понималась как первоматерия, сводилась к первичным и бесструктурным элементам, которые отождествлялись с неделимыми атомами. Считалось, что в то время как различные предметы и материальные образования могут возникать и исчезать, субстанция несотворима и неуничтожима, всегда стабильна в своей сущности; меняются лишь конкретные формы её бытия, количественного сочетания и взаимное расположение элементов и т. д.

В современной науке понятие субстанции претерпело радикальные изменения. Диалектический материализм признаёт субстанциальность материи, но только во вполне определённом смысле: в плане материалистического решения основного вопроса философии и раскрытия природы различных свойств и форм движения тел. Именно материя, а не сознание или воображаемое божество, дух является субстанцией всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения, конечной основой всех духовных явлений. В мире нет ничего, что не было бы определённым видом или состоянием материи, её свойством или формой движения, продуктом её исторического развития.

Никакое свойство и форма движения не могут существовать сами по себе, они всегда присущи определённым материальным образованиям, которые являются их субстратом. Понятие субстанции в этом смысле оказывается эквивалентно также понятию материального субстрата различных процессов и явлений в мире. Признание субстанциальности и абсолютности материи эквивалентно также принципу материального единства мира, который подтверждается всем историческим развитием науки и практики. Однако при этом важно учитывать, что сама материя существует лишь в виде бесконечного многообразия конкретных образований и систем. В структуре каждой из этих конкретных форм материи не существует какой-либо первичной, бесструктурной и неизменной субстанции, которая лежала бы в основе всех свойств материи. Каждый материальный объект обладает неисчерпаемым многообразием структурных связей, способен к внутренним изменениям, превращениям в качественно иные формы материи. «„Сущность” вещей или „субстанция”, - писал В. И. Ленин, - тоже относительны; они выражают только углубление человеческого познания объектов, и если вчера это углубление не шло дальше атома, сегодня - дальше электрона и эфира, то диалектический материализм настаивает на временном, относительном, приблизительном характере всех этих вех познания природы прогрессирующей наукой человека. Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна…» . Вместе с тем для прогресса научного знания и опровержения различных идеалистических концепций всегда важно выявление того материального субстрата, который лежит в основе исследуемых в данный период явлений, свойств и форм движения объективного мира. Так, исторически представляло огромное значение выявление субстрата тепловых, электрических, магнитных, оптических процессов, различных химических реакций и др. Это привело к развитию теории атомного строения вещества, теории электромагнитного поля, квантовой механики. Перед современной наукой стоит задача раскрытия структуры элементарных частиц, углублённого изучения материальных основ наследственности, природы сознания и др. Решение этих задач продвинет человеческое познание на новые, более глубокие структурные уровни материи. «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца» .

Loading...Loading...