Деметра - богиня плодородия в древней греции. Деметра, дочь кроноса, богиня плодородия и земледелия

Деметра - богиня плодородия, в буквальном переводе «мать-земля», дочь Кроноса и Реи, она является одновременно и сестрой, и возлюбленной Зевса, сестрой Геры и Посейдона. Согласно легенде, ее сожрал собственный отец Кронос, а позже Деметру извлекли из его тела.

Дочь Деметры и Зевса Персефона, гуляя в Ниссейской долине, исчезла. После девяти дней поисков всевидящий Гелиос сообщил матери, что Зевс отдал Персефону своему брату Аиду в жены.

Деметра разгневалась и покинула Олимп. Утратив божественную силу, как простая смертная, она отправилась странствовать по земле. Без благодатной силы Деметры оскудела земля, уменьшился урожай и начался голод.

Чтобы задобрить Деметру, Зевс возвратил ей дочь, но при условии, что две трети года Персефона будет у матери, а треть года — в царстве Аида. Успокоившись, Деметра взошла на Олимп и вернула земле плодородие. С тех пор Персефона раз в году живет у Аида под землей. В это время мать тужит за дочерью, и все вокруг замирает. Когда Дочь возвращается к матери на землю, мать радостно встречает ее, и природа просыпается, рождаясь заново.

Ниже даны фото красивых изображений Деметры:

Другой миф повествует о том, как прикинувшись старухой, Деметра отправилась к жене эливсинского царя Метанире нянчить ее сыновей. Деметра ночами втирала амброзию в тело одного из них Демофонта, держа его над пламенем, чтобы мальчик стал неуязвим. Как-то Метанира увидела, что нянька держит ребенка над огнем и бросилась к ней. Деметра не удержала мальчика, и он погиб.

Открывшись эливсинскому царю и его жене, Деметра призналась, что она — богиня плодородия, и в знак примирения, подарила второму сыну пшеничный колос, научив Триптолема земледелию, и повелела ему передать приобретенные знания всем людям.

Любое природное явление древнегреческая мифология преподносила как деятельность разнообразных божеств. Именно поэтому культурное наследие Греции сочетает в себе достаточно точные исторические сведения о происходящих в разные периоды событиях с набором мифов. Греческая богиня Деметра, олицетворявшая плодородие и покровительствующая хлебным колосьям, считалась одной из самых благодатных богинь. Также она являлась покровительницей законного брака. С этой героиней мифов связано множество историй, которые затрагивают такие аспекты жизни человека, как оседлая жизнь, смена времён года и справедливость по отношению ко всем земным существам.

Согласно легендам, Деметра первая из земных существ запрягла быка в плуг и вспахала поле. Затем она бросила в почву семена овса. Люди, наблюдавшие за действиями богини, были уверены, что зёрна сгниют в земле под проливными дождями. Но, вопреки их ожиданиям, над поверхностью вспаханного поля показались дружные проростки овса. Позже Деметра обучила людей, как ухаживать за посевами. Также она подарила людям такие растения, как финики, инжир и смоква.

Происхождение Деметры, её братья, мужья и дети

Греческая богиня плодородия, которой и являлась Деметра, по своему происхождению была дочерью бога Крона и богини Реи. Она была единственной дочерью в семье. Братья Аид, Зевс и Посейдон были совершенно не похожи на юную деву, которой изначально суждено было покровительствовать земледелию. Отношения между ними были не совсем обычные: Аида богиня Деметра откровенно не любила, к Посейдону вовсе была равнодушна. Единственным из братьев, удостоившимся её почтения, был Зевс.

Деметра, несмотря на своё божественное происхождение, тяготела к материнству и браку. Первым её супругом стал критский покровитель земледельцев Иасион. Брак между ними был заключён на трижды вспаханном поле. От Иасиона богиня Деметра родила Плутоса, который изначально олицетворял обильные урожаи. Чуть позже сына Деметры стали ассоциировать с богатствами, сокрытыми под землёй.

Плутос был не единственным ребёнком богини плодородия. Вступление в брак с Зевсом, единокровным братом Дметеры, принесло ей великую радость - она стала матерью прекрасной дочери, которой было даровано имя Персефона. Согласно мифам, богиня Деметра очень любила дочь, оберегала её от всяческих волнений и бед. Персефона отвечала матери нежностью, она искренне боготворила природу и всё, что рождала земля.

О сыне Деметры из мифов известно немногое, а вот дочери богини древние сказители уделили много внимания. Одну из самых масштабных историй, объясняющих причину смены времён года, описывает миф о Деметре и Персефоне. Именно он был изложен Гомером в виде гимна.

Миф о похищении Персефоны

Как гласит история, Зевс обещал отдать Персефону в жены Плутону. Во время прогулки юной богини бог царства теней забирает её. Богиня Деметра услышала зов о помощи, кинулась в поле, но Персефоны уже не было. Дни и ночи в полном отчаянии металась она по всему свету, но дочери так и не нашла. Ночами она разжигала факелы на Этне (видимо, именно этим событием писатель объяснил одно из извержений вулкана). Лишь спустя девять дней Гелиос рассказал ей, кто похитил Персефону, а также о том, что всё это произошло с разрешения Зевса.

Богиня плодородия впадает в великое горе и одевается в траурные одежды. В порыве гнева Деметра заявляет, что заботиться о плодородии земель она больше не будет. Начался голод, который продолжался несколько месяцев. Земля не родила ни одного колоса, люди страдали без хлеба и фруктов. Но вернуть Персефону нельзя, ведь между ней и Плутоном уже заключён брак.

Видя, что всё это может обернуться тысячами жертв, Зевс принимает решение, что дочь Деметры будет находиться с матерью 9 месяцев в году, а остальное время проводить с мужем. С тех пор с возвращением дочери богини плодородия земля начинает цвести. Люди выращивают хлеб и овощи. А когда Персефона возвращается к Плутону, богиня плодородия и земледелия Деметра облачается в траур, наступает зима. Так в мифах объясняется смена времён года. Лишь в более поздний период создаются произведения, затрагивающие тему личных переживаний и мотивов самой Деметры, Зевса и Персефоны.

Деметра в литературных произведениях Европы

Но не только в произведениях древних мастеров слова упоминаются эти древнегреческие богини. О Персефоне и Деметре написано множество стихотворных произведений. Например, известный европейский поэт Шиллер написал содержательную поэму «Элевсинский праздник». Теннисон пересказал миф о Персефоне и Деметре понятным средневековым европейцам языком в достаточно большом произведении «Деметра и Персефона». Обеим этим богиням посвящено немало опер, оперетт и даже обычных песен. Наиболее известна из них опера Йоммелли «Деметра умиротворённая».

Деметра дарующая и карающая

Как известно, древнегреческие боги и богини могли не только одаривать человечество знаниями, умениями или какими-то благами. За непотребное поведение любой из них мог покарать провинившегося перед богами человека. Несмотря на добрый нрав и заботу о людях, богиня плодородия упоминается в мифах, рассказывающих о наказании людей за жестокосердие, предательство и жадность. Вспомнить хотя бы историю Эрисихтона, которого она наказала за жадность и неуважение к богам. Наказала жестоко, но он того действительно заслужил, так как сердце его было чёрствым, как прошлогодняя краюшка хлеба.

Здесь хотелось бы вспомнить две легенды, в которых описывается период, когда древнегреческие богини Деметра и Персефона были разлучены.

История о Деметре и Триптолеме

В дни странствий по миру в поисках Персефоны Деметра, измученная и голодная, вошла в Элвисин. Её радушно принял тамошний царь, именуемый Келеем. Маленький царевич Триптолем был болен, и супруга царя не отходила от его колыбели. В благодарность за еду и кров покровительница земледелия исцеляет младенца от хвори.

Проживая какое-то время в Элвисине и наблюдая за маленьким Триптолемом, Деметра начинает испытывать к нему материнскую любовь. Желая наградить его бессмертием, она кладёт его в огонь, чтобы очистить тело и душу мальчика от земных грехов. Но ритуал не был доведён до конца, так как мать царевича, испугавшись за сына, извлекла его из пламени. Тем не менее Деметра наделила Триптолема божественным началом.

С тех пор юноша разъезжал по всей земле, обучая людей искусству земледелия. Позже его назовут покровителем землепашцев. Храм в его честь будет отстроен вблизи храма Деметры в Элвисине. Таким образом, богиня действительно сделала его имя бессмертным.

Наказание Эрисихтона

Несколько иначе обстоят дела в мифе о Деметре и Эрисихтоне. В дни скитаний, когда Персефона пребывала в царстве Плутона, богиня плодородия и земледелия отдыхала в тени священной рощи, посаженной в честь неё. Эрисихтон, уверенный в своей безнаказанности, хотел вырубить деревья для постройки дворца. Деметра попыталась воззвать к совести мужчины, но он замахнулся на неё топором и приказал освободить дорогу для его рабов.

Разгневавшись на такое неуважение к её божественной персоне, богиня Деметра наложила на Эрисихтона заклятие вечного голода. С того момента жадный мужчина не выходит из-за стола, поедая все припасы в доме. Вскоре они закончились, и Эрисихтону пришлось продавать всё своё имущество, чтобы купить еды и утолить нестерпимый голод. Так он становится нищим. Но голод не утихает, и Эрисихтон принимает решение продать свою дочь в рабство. Обезумевшая от горя девушка сбегает от своих хозяев. Раз за разом возвращается она в отчий дом, но отец снова продаёт её. В конце концов Эрисихтон съедает самого себя. Так Деметра наказала его за жадность.

Элвисинские мистерии: праздники, посвящённые богине плодородия

Как и другие древнегреческие боги и богини, Деметра была почитаема у простого народа и знати. В честь неё устраивались праздники, на которых прославлялись её доброта и щедрость. Изначально в мероприятиях принимали участие только жители Элвисина. Спустя несколько десятилетий культ богини земледелия и плодородия распространился по всей Древней Греции, и в городок стали съезжаться люди со всей территории государства.

Позже праздник Деметры отмечали в храме богини в Афинах в два этапа: весной проходили Малые Элфисины, посвящённые началу весны, а осенью - Великие Элфисины, длящиеся 9 дней и ночей. В первый день празднества приносились жертвы Деметре, жители Греции совершали омовения и очищение ритуалами. Обязательным условием празднования был пост. Затем в течение 5 дней было принято проходить большой красочной процессией от храма к морю. Также проводились атлетические соревнования.

На шестые сутки торжества организовывалось массовое шествие из Афин в Элевсин. Участники праздника облачались в нарядные одежды, их головы украшали миртовые венки. В руках люди несли факелы и земледельческие орудия труда. По дороге процессия часто останавливалась. Молодые девушки исполняли ритуальные танцы, а юноши состязались в ловкости и силе.

В Элвисине с наступлением ночи разыгрывали очень реалистичное представление по мотивам мифа о похищении Персефоны. Плач и стоны обезумевшей от горя Деметры изображали звуки, воспроизводимые с помощью медных духовых инструментов. Из темноты то и дело доносились неясные голоса и шорохи. Зрителей этого действа охватывал мистический ужас. Возвращение Персефоны к Деметре влекло за собой сполохи света от многочисленных лампад и факелов, радостные песнопения и танцы.

Помощники Деметры

Деметра, хоть и была покровительницей земледелия и плодородия, по верованиям греков не могла уследить за порядком на всей территории Древней Греции. Поэтому она обзавелась своеобразными помощниками в различных отраслях земледелия. Древнегреческая мифология рассказывает о нескольких божествах, олицетворяющих собой растительный мир. Так как они считались второстепенными и зачастую имели человеческое происхождение, имена их редко упоминались в литературных источниках. Зато сохранились барельефы и фрески, изображающие Деметру со свитой.

Предполагают, что все они являлись духами лесов, полей, цветов и деревьев. Именно они помогали богине плодородия слышать «шёпот земли», а также доносили до неё мольбы земледельцев об урожае или просьбы о помощи.

Скульптуры и другие изображения богини плодородия

К сожалению, в настоящий момент практически нет подлинных изображений Деметры, созданных во времена Древней Греции. Сегодня скульптурные изображения этой богини древнегреческой мифологии достаточно часто являются подделкой или изображением совсем других божеств или представительниц знатных родов. Археологи идентифицируют части статуй Деметры по таким признакам, как наличие на голове венка из колосьев, а также по поросёнку и корзине, наполненной колосьями и плодами, в руках. Нередко скульптурные или фресочные древнегреческие боги и богини выдаются за Деметру только потому, что в их руках или на одеждах изображён цветок мака.

Как бы странно это ни прозвучало, но подлинные изображения богини плодородия из Древней Греции легче всего найти на старинных монетах, фресках в погибшем городе Помпее, а также в склепах близ города Керчь в Крыму.

Боги плодородия в культуре других стран

Не только древнегреческие богини следили за порядком в растительном мире и помогали людям освоить все тонкости обработки почвы и выращивания культур. Примером тому могут послужить божества из римской мифологии, которые по своим характеристикам мало чем отличаются от древнегреческих богов. Полным аналогом Деметры в этой культуре считается Церера. Она, так же как и греческая покровительница земледелия, впервые вспахала полоску земли и показала, как нужно сажать семена и ухаживать за растениями.

Так же как и у Деметры, у Цереры было несколько богов-помощников, которые отвечали за отдельные стихии и растения. Например, Флора была покровительницей цветов. Изображалась она в венке и с пышным букетом в руках. Её изображения сохранились в Геркулануме, а также в Капитолии и Риме.

Леса и поля в понимании римлян находились под покровительством Сильвана. Также он считался защитником садов и пашен. Изображения Сильвана сохранились частично, но из них ясно, что изображали его с серпом в одной руке и ветвью дерева в другой. Поклонялись этому богу и ремесленники, занимающиеся деревообработкой.

Фруктовые сады Древнего Рима находились под покровительством сразу двух богов - Вертумна и Помоны, которые приходились друг другу супругами. Вертумн, бог овощей и фруктов (то есть плодов), изображался как статный мужчина с окладистой бородой, держащий в руках рог изобилия. Изображений Помоны, богини фруктовых садов, не сохранились, однако её можно увидеть на созданных в 18 веке барельефах в окружении других богов Древнего Рима.

Научив елевзинских правителей Триптолема, Диокла, Евмолпа и Келея приношению жертв и елевзинским таинствам, Деметра обучила Триптолема, сына элевсинского царя засевать поля пшеницей и обрабатывать их. Она подарила Триптолему колесницу с крылатыми драконами и дала зёрна пшеницы, которыми он засеял всю землю (Аполлодор, I 5, 2). В мифе о Деметре отражена также извечная борьба жизни и смерти Она рисуется скорбящей матерью, утерявшей дочь Персефону, похищенную Аидом. В Гомеровском гимне "К Деметре" рассказывается о странствиях и горе богини в поисках дочери; приняв образ доброй старушки, Деметра приходит в соседний с Афинами Элевсин в дом царя Келея и Метаниры. Её приветливо встречают в царской семье и впервые после потери дочери Деметра развеселилась от забавных шуток служанки Ямбы. Она воспитывает царского сына Демофонта и, желая сделать его бессмертным, натирает мальчика амбросией и закаляет в огне. Но после того как Метанира случайно увидела эти магические манипуляции Деметры, богиня удаляется, открыв своё имя и приказав построить в свою честь храм. Именно в нём восседает печальная богиня, горюя по дочери. На земле наступает голод, гибнут люди, и Зевс приказывает вернуть Персефону матери. Однако Аид даёт своей супруге Персефоне вкусить гранатовое зёрнышко, чтобы она не забыла царство смерти. Две трети года дочь проводит с Деметрой, и вся природа расцветает, плодоносит и ликует; одну треть года Персефона посвящает Аиду. Плодородие земли не мыслится вне представления о неизбежной смерти растительного мира, без которой немыслимо его возрождение во всей полноте жизненных сил.

Деметра – прежде всего богиня, почитавшаяся земледельцами, но отнюдь не изнеженной ионийской знатью. Её повсеместно прославляют на празднестве Фесмофорий как устроительницу разумных земледельческих порядков. Деметра относится к числу древних женских великих богинь (Гея, Кибела, Великая мать богов, Владычица зверей), дарующих плодоносную силу земле, животным и людям. Деметра почитается на этом празднестве вместе с дочерью Персефоной, их именуют "двумя богинями" и клянутся именем "обеих богинь" ("Женщины на празднике Фесмофорий" Аристофана). Главное священное место Деметры – Элевсин в Аттике, где в течение 9 дней месяца боэдромиона (сентября) проходили Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Деметры, её странствия в поисках дочери, тайную связь между живым и мёртвым миром, физическое и духовное очищение; мать и дочь – "обе богини" почитались совместно. Старинные афинские семьи имели наследственное право участия в элевсинских священнодействиях и повиновались обету молчания. Эсхил по традиции пользовался этим правом и даже был изгнан из Афин якобы за разглашение ритуальных фактов, известных только посвящённым.

Элевсинские таинства, воспринимавшиеся как "страсти" Деметры, считаются одним из источников древнегреческой трагедии и тем самым сближаются с вакханалиями Диониса. Павсаний описывает храм Деметры Элевсинской в Тельпусе в Аркадии, где рядом соседствуют мраморные статуи Деметры, Персефоны и Диониса (VIII 25, 3). Рудименты хтонического плодородия сказываются в культе Деметры Эринии; с ней, превратившейся в кобылицу, сочетался Посейдон в образе жеребца. "Гневающаяся и мстящая" Деметра Эриния омывается в реке и, очистившись, снова становится благостной богиней (Павсаний, VIII 25, 5-7). В коринфском Гермионе Деметра почиталась как Хтония ("земляная") и Термасия ("жаркая"), покровительница горячих источников. В Фигалее в Аркадии почиталось древнее деревянное изображение Деметры Мелайны ("Чёрной") (Павсаний, VIII 5, 8). У Гесиода Деметра "чистая" соседствует с Зевсом "подземным", и им обоим возносит земледелец свои мольбы. Деметра была предметом почитания во всей Греции, на островах, в Малой Азии, в Италии. В римской мифологии богине Деметре соответствует Церера.

В древнейшее время Деметра слыла подземной богиней и во многих местах представлялась в брачном сожительстве с Посейдоном, от которого она родила коня Ариона. Это отношение ее к Посейдону выразилось в древнейшем искусстве; так, Опат изобразил ее для Фигалии с лошадиной головой, с дельфином и голубем в руках. Лишь позднее, особенно со времен Праксителя, искусство стало изображать ее с мягкими и кроткими чертами лица, иногда с печатью грусти о пропавшей дочери. Любимым сюжетом для скульпторов античности было снаряжение Деметрой Триптолема в путь для распространения ее культа (колоссальный рельеф в Афинском музее). Среди других памятников античного изобразительного искусства: "Деметр Книдская" (статуя круга Бриаксиса). Сохранились посвятительные рельефы, связанные с элевсинскими таинствами, многочисленные терракотовые статуэтки Деметры, а также её изображения на помпейских фресках и в росписях, обнаруженных в Северном Причерноморье (так называемые катакомбы Деметры в Большой Близнице и в Керчи).

В средневековых книжных иллюстрациях Деметра выступает в качестве покровительницы сельских работ и как олицетворение лета. В живописи эпохи Возрождения Деметра часто изображается обнажённой; её атрибуты – колосья, корзина плодов, серп, иногда рог изобилия и мак. Воплощение образа Деметры в европейском искусстве 16-17 столетий было связано с прославлением даров природы (рисунки Вазари и Голциуса, картины Йорданса "Жертвоприношение Церере", Рубенса "Статуя Цереры" и других живописцев) или с воспеванием радостей жизни (картины "Вакх, Венера и Церера" Шпрангера, Голциуса, Рубенса, Йорданса, Пуссена и других художников).

Деметра

Деметра была великой олимпийской богиней сельского хозяйства, зерна, и хлеба насущного для человечества. Она также осуществляла контроль над передовыми из тайных культов региона, иннициантам которым обещали ее покровительство на пути к счастливой загробной
жизни. Деметра была изображен как зрелая женщина, часто с короной и держащей сноп пшеницы и факел.

Самые известные мифы Деметры:
Похищение ее дочери Персефоны Аидом;
Уход Демофуна (Demophoon), молодого сына Короля Келеуса (Keleus) Элевсина;
Поездки Триптолемоса (Triptolemos), героя, которого послала богиня, чтобы проинструктировать человечество в сельском хозяйстве;
Ее изнасилование Посейдоном, который насильно совокупился с ней, представ перед ней в форме лошади; и др.

РОДИТЕЛИ: Кронос и Рея

Деметра, одно из большинства божеств греков. Деметра – это имя То (Tho), как предполагают некоторые авторы, является тем же самым что и ge meter, то есть, мать - земля, в то время как другие рассматривают Део (Deo), которая синонимична с Деметрой, и получено от критского слова deai, ячмень, то есть Деметра была матерью или дающей ячмень или пищу вообще. Эти две этимологии, однако, не предлагают различия в характере богини. Деметра была дочерью Кроноса и Реи, и сестрой Гестии, Геры, Аида, Посейдона, и Зевса. Как другие дети Кронуса она была сожрана своим отцом, но он вырвал своих детей и ее, в том числе после того, как Метис дал ему рвотное средство. (Hesiod. Theog. 452,; Apollod. 2. § 1). От своего брата Зевса Деметра родила Персефону (Прозерпину) и Диониса (Гесиод, Theoq. 912; Диод, iii. 62), и от Посейдона она родила Деспоену (Despoena) и лошадь Арион (Arion). Самая знаменитая часть в мифе о Деметре – это насильственное воровство ее дочери Персефоны Плутоном, и эта история не только предлагает главную идею, воплощенную в Деметре, но также и направляет наше внимание к основным местам ее культа. Зевс, не уведомив Деметру, обещал Персефону Плутону, и в то время как не подозревающая дева собирала цветы, которые Зевс создал, чтобы соблазнить ее и одобрить схему Плутона, земля, внезапно открылась, и она была украдена Аидом (Плутоном). Ее крики мучения услышали только Геката и Гелиос. Ее мать, которая услышала только эхо ее голоса, немедленно начала поиски своей дочери.

Пятно, где Персефону, как полагали, унесли в нижний мир, различно в различных традициях и мифах; общая история помещает это место на Сицилию, в окрестность Энны, на горе Этна, или между колодцами Киане (Cyane) и Аретуза (Arethusa). Эта легенда, которая указывает на Сицилию, хотя, несомненно, очень древняя, конечно не оригинальная, так как культ Деметры был введен на Сицилию колонистами с МегаРа и Коринфа. Другие традиции помещают воровство Персефоны в Эринеус (Erineus) на Цефиссус (Cephissus), в окрестности Элевсина, в Колоне в Аттике около западного побережья Испании, в Гермионе (Hermione) в Пелопоннесе, или в окрестностях Пизы. В Илиаде и Одиссее явно не упомянут факт воровства Персефоны. Деметра бродила в поисках своей дочери в течение девяти дней, не беря нектара или амброзии, и без купания. На десятый день она встретила Гекату, которая сказала ей, что она услышала крики Персефоны, но не знала, кто ее украл. Оба затем поспешили к Гелиосу, кто сказал им, что Плутон был вором с согласия Зевса. Деметра в гневе сбежала с Олимпа, и осталась на земле среди людей, присуждая подарки и благословения везде, где она была любезно принята, и строго наказывая тех, кто не принимал ее. Поскольку богиня находилась в гневе, она произвела голод на земле, не позволяя произрастать никаким фруктам, Зевс, взволнованный, что люди могут вымереть, послал Айриса, чтобы побудить Деметру вернулась на Олимп. Но напрасно. Зевс отсылал всех богов Олимпа, чтобы примирить ее просьбами и подарками; но она поклялась ни вернуться на Олимп, ни восстановить изобилие земли, пока она не увидеть свою дочь снова. Зевс соответственно послал Гермеса в Эребус, чтобы забрать назад Персефону. Аид согласился, чтобы Персефона вернулась, но дал ей косточку граната, чтобы она не могла навсегда оставаться с Деметрой. Гермес взял ее в колесницу и доставил к ее матери. Зевс послал Рею, чтобы убедить Деметру вернуться на Олимп, и после Персефона должна была часть года (то есть зима) проводить в подземной темноте, а остальную часть года она должна оставаться со своей матерью.

Деметре поклонялись на острове Крит, Тилосе, Арголисе, Аттике, западном побережье Азии, Сицилии и Италии, и ее культ состоял в большой мере в оргиях и таинственных процессиях.

Подательница земных благ – Деметра Богиня Деметра (в римской мифологии Цирцея) входит в верховный пантеон женских божеств наряду с Герой, Афиной и Афродитой.

Деметра – богиня плодородия, покровительница земледельцев и садоводов, без воли Деметры ничего не вырастет ни в полях, ни в лугах, ни в садах.

Она – наиболее почитаемое божество у греков, ее имя в переводе читается как Мать- Земля.

Множество имен имеет Деметра – Мстительница, Жаркая, Подземная и Земная, Хранительница и Подательница жизни, Благая Богиня. Чтили и поклонялись ей эллины, ведь имена она научила людей земледелию, именно по ее воле плодоносит нива, цветут сады и добреет скот на лугах.

Миф о Деметре и Персефоне

Одна – единственная дочь есть у Деметры – красавица Персефона. Всем сердцем любит она свое детище. Но отец Персефоны, глава пантеона греческих Богов – Зевс определил страшную долю для дочери.

Будет она женой Аида, владыки царства мертвых, уйдет она в подземный мир, куда не проникает ни один луч солнца, будет жить она в богатстве и почести, но не увидит больше ни зелени лугов и полей, ни голубого неба, ни своей матери Деметры.

Аид, влюбившийся в юную красавицу с первого взгляда, похитил ее из цветущей Нисейской долины. Только и успела один раз вскрикнуть Персефона. Но крик ее был слышен и на Олимпе у светлых богов, и в мрачном царстве Галеса.

Бросилась несчастная Деметра на поиски дочери, но нигде не могла ее отыскать. Оделась она тогда в черные одежды и девять дней и ночей не осушили глаз в великой скорби. В тот момент сжалился над ней Бог Гелиос – Солнца и рассказал, где можно отыскать дорогую пропажу.

Приняла Благая Богиня вид простой смертной и бродила по царству теней, мечтая о встрече с дочерью. На земле же наступил самый страшный в истории голод. Ничего не произрастало на пустынных землях. Ни одна травинка не появилась на пашнях. Не цвели сады, не зеленели луга, умирали от голода животные и люди. Гибель грозила всем!

Роптали люди, перестали даже возносить жертвы олимпийцам. Делать нечего, пришлось Громовержцу искать способы утешить Подательницу Жизни. Послал он в мрачный Аид быстрого Гермеса, чтобы высказал он владыке царства мертвых его волю. Отныне две трети года будет Персефона жить с матерью и лишь одну треть со своим мужем в царстве теней.

Бросилась Деметра навстречу дочери, зацвели сады, зазеленели луга, заколосились тучные нивы. А когда Юная жена вновь уходит к мужу, печалится мать. Желтеют листья, вянут цветы, плачет вся природа вместе с безутешной матерью.

Деметра и Триптолем

Существует и другой вариант мифа о Деметре. Изнывая от горя, в одежде простой смертной Благая Богиня пришла в Элевсин. Там ее со всем гостеприимством встретила жена царя Метанира и даже взяла Бессмертную в няньки к своему сыну Триптолему. Деметра, занимаясь с ребенком, забывала о своем горе и в знак своего особого благоволения она решила подарить воспитаннику вечную жизнь.

Для этого нужно было совершить особый ритуал: натирать ребенку амброзией, дарующей бессмертие и закалять младенца, удерживая его над огнем очага. Но однажды ночью мать младенца застала няньку за этим ритуалом и страшно испугалась (по одной из вариантов легенды Деметра уронила ребенка в огонь от крика матери, и он погиб). Поэтому Богине пришлось отказаться от своей затеи. Но в благодарность она все же подарила наследнику колос пшеницы и научила возделывать пашню и выращивать злаки.

Культ Деметры

Зарождение культа Деметры получило свое начало во 2 тысячелетии до н.э. С зарождением земледелия и изменением образа жизни людей, появились новые традиции, обряды и законы. Считается, что первые законы люди также получили от Деметры. Долгое время Богиня жила в браке с полубогом Иасионом, с которым у нее родился сын Плутос, известный как Бог богатства и щедрости.

Праздники в честь Благой Богини начинались в первой половине апреля, их называли праздники веселья и гостеприимства, и длились они восемь дней. Эти праздники были особо чтимы земледельцами и скотоводами, которые в эти дни наряжались в белые новые одежды и разыгрывали мистерии, посвященные Деметре.

В храмы Богини Плодородия приносили богатые жертвы: янтарные соты с медом, различные плоды, блюда из мяса, сладости. Во второй половине сентября проходили «главные мистерии», и были они связаны с уборкой урожая, а также посвященные жрецы разыгрывали представления, символизирующие умирание и воскрешение природы и человека. Длились празднества ровно девять дней, и по закону на всех греческих землях восстанавливался мир и согласие.

Loading...Loading...