Евангелие от иоанна г 15 читать. Большая христианская библиотека

15:1-27 Эта глава состоит из двух основных частей. В ст. 1-17 сдержатся рассуждения о виноградной лозе, а в ст. 18-27 - предостережения относительно ненависти мира к последователям Христа.

15:1-17 Единство Примирителя Христа и Его искупленного народа изображается в Писании посредством символики, в частности: 1) фундамент и здание (1 Кор. 3,11; Еф. 2,20-22); 2) виноградная лоза и ветви (15,1-17); 3) голова и тело (1 Кор. 6,15.19; 12,12).

15:1-2 Образ виноградной лозы и ветвей является символом единства - ветви могут "жить", только питаясь соком лозы (см. ст. 3).

очищает. Убирает все лишнее и омертвевшее. Значение этого слова в данной метафоре Иисус поясняет в ст. 3.

15:7 просите, и будет вам. Эти слова Христа являются пояснением к 14,13.14. Исполнение молитвы верующего возможно, если верующий пребывает во Христе, а Христос словом Своим (и Духом) пребывает в верующем.

15:8 Тем прославится Отец Мой. Сын является славой Отца. Христос заповедает Своим ученикам прославить Отца Небесного. Это не означает, что Христос как бы перепоручил им то, что было Его уделом. Поскольку Христос верою вселяется в сердце человека и духовно там пребывает, то такой человек, составляя единство со Христом, вместе с Ним прославляет Отца.

15:9 пребудьте в любви Моей. То же, что "во Мне".

15:10 Если заповеди Мои соблюдете. Любовь Христа - не плата за послушание. Соблюдение заповедей - единственная возможность, а не условие, пребывать в любви Христа. См. ком. к 8,51.

как и Я соблюл. Христос не требует от учеников большего, чем исполнил Сам.

пребываю в Его любви. Характер, сущность любви Отца к Сыну те же, что и к любому верующему, соблюдающему заповеди Сына.

15:13 если кто положит душу свою. См. ком. к 10,17.18; 12,25. Христос в ст. 18 говорит о Своей жизни: "Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее". В отношении людей, даже верующих, Он использует другие понятия: человек не имеет власти ни отдавать жизнь (т.е. передавать кому-либо), ни принимать ее. Человек может только "положить душу свою".

15:14 друзья Мои. Понятие дружбы предполагает равенство. Принцип дружбы тот же, что и принцип любви (см. ст. 9,10), он состоит в соблюдении заповедей.

15:15 Христос разъясняет принципиальное различие между рабом и другом, т.е. между различными уровнями духовности и посвященности Богу.

15:16 Не вы Меня избрали, а Я вас избрал. См. 13,18; Мф. 20,16; Лк. 6,13; 10,1; 15,19; Откр. 17,14.

15:17 Основная и главная заповедь.

15:20 Иисус предупреждает Своих учеников и последователей, что их ждет то же, через что прошел и Он. Уподобление Христу, если оно полное и искреннее (см. 14,20), является той причиной, которая неизменно приводит к определенным и неизменным следствиям.

15:25 Иисус, по всей видимости, имеет в виду слова из Пс. 34,19 и 68,5. в законе их. Здесь в третий раз (7,19; 10,34) Иисус говорит о законе в несколько неожиданном контексте - Он самым явным образом отстраняет Себя от закона и от законников. Но поскольку Им же сказано, что Он пришел не отменять и не нарушать закон, но "исполнить" (см. ком. к 10,34), то местоимения "ваш" и "их" в сочетании со словом "закон" дают повод к размышлениям. И вывод, к которому приводят эти размышления, поражает своей невероятностью: иудеи отвергли Бога, опираясь на закон Божий! А поскольку такое в принципе невозможно, то Иисус и говорит, что закон, которым руководствовались иудеи, сохранил только букву, но дух его был ими безвозвратно утерян. См. ком. к 18,32.

ЕВАНГЕЛИЕ от Иоанна 15 глава Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь.Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.Сие заповедаю вам, да любите друг друга.Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего.Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

1. Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь.

2. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.

3. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.

4. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.

5. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

6. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.

7. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.

8. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.

9. Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.

10. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.

11. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.

12. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.

13. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

14. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

15. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.

16. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.

17. Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

18. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.

19. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

20. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.

21. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.

22. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.

23. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего.

24. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.

25. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.

26.Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;

27. а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

Синодальный перевод. Глава озвучена по ролям студией «Свет на Востоке».

1. Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь.
2. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
3. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
4. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне.
5. Я есмь лоза, а вы - ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
6. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
7. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.
8. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.
9. Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.
10. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.
11. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
12. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
13. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
14. Вы - друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
15. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.
16. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.
17. Сие заповедаю вам, да любите друг друга.
18. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.
19. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.
20. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.
21. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.
22. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.
23. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.
24. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.
25. Но да сбудется слово, написанное в законе их: «возненавидели Меня напрасно».
26. Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;
27. а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

История жизни Иисуса Христа на земле, записанная его любимым учеником Иоанном, считается самой популярной в Новом Завете. Именно Евангелие от Иоанна рекомендуют читать людям, которые только пришли в церковь и стремятся узнать больше о Боге. Именно в этом Евангелии содержится больше всего прямой речи Иисуса, и сам Христос представлен как Учитель и Пастырь. Глава 15 состоит только из слов Господа Иисуса, обращенных к 12 апостолам и всем христианам в их лице.

О чем 15 глава Евангелия от Иоанна

Глава 15 содержит только слова Христа, которые Он сказал на пасхальном вечере. Перед этим произошло омовение ног учеников, разговор с Петром, объяснение, что значит быть слугой всем. Иисус уже разделил со своими учениками хлеб и вино, показав пример причастия и объяснив значение единства всей Церкви, а также рассказал, что один из сидящих за столом предаст Его.

Иоанн на вечери возлежал на груди у Учителя, т. е. был максимально близко к Нему и поэтому смог услышать и записать всю речь Христа. которая раскрывает понятие взаимоотношения с ближним и предсказывает будущие гонения на Церковь.

На заметку! По сути, главы 14 −17 являются прощальными словами Господа, которого уже через сутки распнут.

Условно эту главу можно поделить на две части:

  • первая говорит об отношении Иисуса и учеников (не только 12 апостолов, но всех христиан);
  • вторая рассказывает об отношении мира ко всем Его последователям.

Христос показывает вначале взаимосвязь людей с Богом через Себя, после объясняет, какими должны быть взаимоотношения людей, предсказывает гонения от мира и завершает обещанием прислать Помощника - Святого Духа для преодоления всяких трудностей.

Толкование

Комментарии из Женевской библии, а также толкование отцов церкви позволит понять суть сказанного Христом. Для лучшего понимания данного текста необходимо разобрать его по частям:

  • Начинает свою речь (ст.1-6) Христос с метафоричного объяснения взаимоотношений Его и Отца - Христос выступает Лозой, а Господь - виноградарем. Иисус часто использует простые примеры и аналогии, которые понятны бывшим рыбакам, поэтому сравнение с виноградной лозой, которая символизирует единство и плодородие, вполне понятно.

Ветви лозы – Христа – это все верующие или обратившиеся в христианскую веру

  • Далее Иисус говорит, что ветки, которые не приносят плода Виноградарь срезает и сжигает, при этом указывая, что изначально все ветви являются частью корня. Таким образом, Он говорит о присоединении каждого верующего к Господу через Свою Смерть и обязанности христиан вести плодовитую жизнь, т. е. не просто называть себя христианином, но вести достойную жизнь. Слова про срезание и сжигание ветвей звучат довольно резко, но тот, кто знает виноградное дело понимает, что присутствие веток без гроздей ослабляет всю лозу и забирает плодородность у нее и веток с виноградом. Это необходимость - очищать лозу, удаляя бесполезные ее части.
  • Говоря в 3 стихе об очищении, Иисус тем самым объясняет, что ученики, прослушав Его слово и приняв его, уже стали частью лозы и теперь дело за ними, будут ли они плодородны в Теле Церкви. Стоит понимать, что обращение Учителя актуально для всех Его последователей, т. е. для всех христиан.
  • В 7-8 стихе изложена важная мысль, что пребывание христианина в близких отношениях с Господом является залогом плодородной жизни. При этом, «пребудете во Мне» подразумевает не только принятие заповедей, но и воссоединение в делах, т. е. христианин должен делать угодные Богу вещи. И именно через поступки человека виден Бог в его сердце.
  • Стихи 9 - 10 описывают иерархию взаимоотношений: Бог возлюбил Иисуса, Иисус возлюбил учеников, таким образом верующие находятся в любви Отца и Христа одновременно. При этом Пастырь призывает «пребудьте в любви Моей», т. е. это осознанное решение человека, его выбор. И тут же Пастырь поясняет, что значит быть в любви - это соблюдать заповеди, Христос соблюдает Божьи законы, а христиане должны соблюдать заповеди Иисуса.
  • В стихах 11-13 звучит самая важная заповедь, которую надо соблюдать - любить ближнего как самого себя. Это важнейший закон, который надо исполнять - стараться любить ближнего так, как любит Его Христос. При этом Он объясняет насколько надо сильно любить ближнего - быть готовым отдать за него свою жизнь. И этот пример Учитель приводит специально, ведь уже через несколько часов Он отдаст Свою жизнь за весь мир.
  • Стихи 14 - 17 раскрывают отношение Христа к ученикам и последователям - они не рабы для Него, но друзья, за которых Он отдает жизнь. Говоря о любви постоянно, Христос показывает, что это важнее всего - любить безусловно, несмотря ни на что. При этом достаточно точно показывается, что это позиция и отношение перенято Сыном от Отца.
  • С 18 стиха Пастырь начинает говорить о преследованиях, которые обязательно будут настигать церковь, но при этом подчеркивает, что Он тоже это испытает и это будет поддержкой всем страдающим. Чуть ниже Спаситель объясняет, почему так обязательно будет - люди ненавидят все отличное, другое, более чистое, поэтому, когда человек становится частью церкви, люди в миру начинают насмехаться и ненавидеть его. Иисус предлагает воспринимать это как благословение, поскольку если мир ненавидит человека, значит он максимально приближен к Господу.

В 15 главе Евангелия от Иоанна Иисус подчеркивает темы единства, послушания и любви

  • Спаситель вновь приводит пример иерархии, говоря, что люди не знают Отца, а поэтому ненавидят и Сына, и его последователей. Он вновь поощряет учеников, говоря, что Сам прошел через ненависть (и тут есть предсказание будущего распятия), а потому знает их боль и страх Сам.
  • В 26-27 стихах Спаситель дает обещание послать Помощника людям в лице Духа Святого и исполнение этого обещания можно увидеть в первых главах книги Деяния апостолов. Дух Святой помогает человеку преодолевать все трудности и испытания, и Он послан христианам от Отца и Сына.

Глава 15 имеет огромное значение как для каждого христианина в отдельности, так и для Церкви в целом. Она раскрывает иерархию отношений в Царстве Божьем и показывает, что есть на самом деле важным - любить Господа и ближнего, а также приносить плод посредством изменения себя и своей жизни, и совершения богоугодных поступков.

Loading...Loading...