Философия в схемах и комментариях - Ильин В., Машенцев А.В. Философия в схемах и комментариях

Таблица 1

ГРАДАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ФИЛОСОФИИ

Направления и школы западной и русской философии

Примерная хронология

Представители

ДОФИЛОСОФСКАЯ СТАДИЯ

(до VII-VI вв. до н.э., Гомер, Гесиод и др.)

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (VII вв.до н.э.- V в.н.э.)

ДОСОКРАТИКИ

(натурфилософия)

До IV в. до н.э.

Фалес, Гераклит, Парменид, софисты, Эмпедокл, Анаксимен, Анаксимандр, Анаксагор, Пифагор и пифагорейцы и др.

АФИНСКАЯ ШКОЛА

V - IV вв.до н.э.

Сократ, Платон, Аристотель

ЭЛЛИНИЗМ (IV в. до н.э.- II в. н.э.):

IV - III в. до н.э.

Антисфен, Диоген Синопский и др.

эпикуреизм

IV – I в.до н.э.

Демокрит, Эпикур и др.

скептицизм

IV – I вв.дон.э.

Пиррон, Энесидем, Секст Эмпирик, Агриппа

стоицизм

III до н.э. - II в. н. э.

Зенон Китионский, Клеанф, Хрисипп, Панеций, Посидоний, Цицерон, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий

АТОМИЗМ

V в. до н.э - I в. н.э.

Левкипп, Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар

НЕОПЛАТОНИЗМ

III – V вв.н.э.

Аммоний Саккас, Плотин, Порфирий, Прокл

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (IV-XIV вв.)

АПОЛОГЕТИКА иПАТРИСТИКА

I-VIIIвв.н.э.

Тертуллиан, Ориген, Григорий Нисский, Василий Великий, Августин Блаженный, Максим Исповедник, Петр Ивер, Иоанн Дамаскин и др.

СХОЛАСТИКА (IX – XIV вв. н.э.):

Эриугена, Альберт Великий, Ансельм Кентерберийский, И. Росцеллин, Пьер Абеляр, Бонавентура, У.Оккам, Р.Бэкон, Иоанн Дунс Скотт, Фома Аквинский

Фома Аквинский (Аквинат)

Эриугена, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский

номинализм

И.Росцеллин, Пьер Абеляр.

оккамизм

Уильям Оккам

МИСТИЦИЗМ

Мейстер Экхарт

БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ (арабская) Ф-Я

Ибн Сина (Авиценна), Ибн

Рушд (Аверроэс), Маймонид, Газали, Фараби, О.Хайям и др.

ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ (РЕНЕССАНС) (XIV-XVI вв.)

ГУМАНИЗМ И НАТУРФИЛОСОФИЯ

Данте, Петрарка, Савонарола, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Н. Макиавелли, Т.Мор, Т.Кампанелла, М.Монтень, Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Дж. Бруно, Н.Коперник, И.Ньютон, Г.Галилей, Кеплер и др.

НОВОЕ ВРЕМЯ И ПРОСВЕЩЕНИЕ (XVII-XVIII вв.)

СЕНСУАЛИЗМ И ЭМПИРИЗМ

XVII – XVIII вв.

Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк, Блез Паскаль, Ж. Ламетри, Э. Кондильяк и др.

РАЦИОНАЛИЗМ

XVII – XVIII вв.

Р.Декарт,Б.Спиноза,Г.Лейбниц,И.Кант

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

Дж. Беркли, Д. Юм

СКЕПТИЦИЗМ И АГНОСТИЦИЗМ

Д.Юм, И.Кант

КУЛЬТ РАЗУМА

(Просвещение)

Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П.Гольбах, Ш. Монтескье, И.-В. Гёте, Гердер, Даламбер и др.

КУЛЬТ ЧУВСТВА

(Романтизм)

XVII – нач. XIX вв.

В. Шекспир, Ф. Шлегель, Ф. Шиллер, Байрон, Ф. Шлейермахер и др.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (XVIII-XIX вв.)

СУБЪЕКТИВНЫЙ И ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

И.Кант, И.Г.Фихте, Г.В.Ф. Гегель, Ф.В.Й.Шеллинг

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ

МАТЕРИАЛИЗМ

Л.Фейербах

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ

МАТЕРИАЛИЗМ

К.Маркс, Ф.Энгельс

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ

ФИЛОСОФИЯ (ХIХ – ХХ в.в.)

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ

ФИЛОСОФИЯ XIX в. – нач. XX в.

А.Шопенгауэр, О.Конт, Г.Спенсер, В.Дильтей, С.Кьеркегор, Ч.Пирс, Ф.Ницше, У.Джемс, Г.Коген, Э.Кассирер и др.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (волюнтаризм и философия жизни)

А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С.Кьеркегор

ПОЗИТИВИЗМ

О.Конт, Г.Спенсер, эмпириомонизм и др.

ПРАГМАТИЗМ

XIX в. – нач. XX в.

Ч.Пирс, У.Джемс, Дж.Дьюи

НЕОКАНТИАНСТВО

(Марбургская и Баденская шк.)

XIX в. – нач. XX в.

Г.Коген, П.Наторп, Э.Кассирер, Г.Риккерт В.Виндельбанд

ГЕРМЕНЕВТИКА

XIX в. – нач. XX в.

Ф.Шлейермахер, В.Дильтей

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ

ФИЛОСОФИЯ ХХ в.

Б.Рассел, Л.Витгенштейн З.Фрейд, К.Юнг, Э. Фромм, П. Рикёр, Ж.-П. Сартр, И.Лакатос, П.Фейерабенд,М.Фуко, Ж.Деррида, Ж.Делёз, Р.Рорти и др.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

М.Шелер, П.Тейяр де Шарден, Плеснер, Гелен и др.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

Ф.Ницше,А.Бергсон, О.Шпенглер, Х.Ортега-и-Гассет

АНАЛИТИЧЕСКАЯ

ФИЛОСОФИЯ

(неопозитивизм)

Л.Витгенштейн, О.Нейрат, Р.Карнап, Дж.Мур, Б.Рассел

ПСИХОАНАЛИЗ

(фрейдизм и неофрейдизм)

З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, Э. Фромм, В.Франкл, Карен Хорни и др.

ГЕРМЕНЕВТИКА

Г.Х.Гадамер

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ И ПЕРСОНАЛИЗМ

К.Ясперс, М.Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, С.де Бовуар, Г.Марсель, М.Бубер, Л. Шестов, Н.Бердяев, П. Рикёр, Ю.Хабермас, Э.Мунье и др.

ИНТУИТИВИЗМ

А.Бергсон, Н.Лосский

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, А.Шюц

КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ

К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд и др.

СТРУКТУРАЛИЗМ

К.Леви-Стросс, Ж.Лакан, Р.Барт, М.Фуко

ХРИСТИАНСКАЯ

ФИЛОСОФИЯ : XX в.

Неотомизм

Тейяр де Шарден, А.Швейцер, Э.А.Жильсон, П.Маритен и др.

Протестантизм

К.Барт, Р.Нибур, Р.Шолль, Д.Бонхёффер, Р.Бультман, П.Тиллих, Ю.Мольтман и др.

Религиозный персонализм

Н.Бердяев, Ж.Лакруа, Э.Мунье, Дж.Ройс и др.

Религиозный экзистенциализм

К.Ясперс, Г.Марсель, Н.Бердяев, Л.Шестов, М.Бубер

ПОСТМОДЕРНИЗМ

II-ая пол.ХХв. – н.в.

Ж.Деррида, Ж.Делёз, Ж.Батай, Р.Рорти,

Ж.-Ф.Лиотар, Ф.Гваттари, Э.Агацци, Ф.Фукуяма и др.

Безусловно, градацию огромного исторического наследия философии трудно осуществить точно (насколько возможна точность в философии), в ряде моментов она относительна и условна. Многие мыслители одновременно принадлежат к разным направлениям, их философия многопланова и структурно сложна. Тем не менее, такое распределение поможет лучше сориентироваться в истории философии и получить представление о её многообразии.

Таблица 2

АНТИЧНОСТЬ (7-6 вв. до н. э. – 5 в. н.э.)

и концепций

БОГ (теология)

Переход от мифологии к философии. Религиозная основа - политеизм . Монотеизм в зародыше, в философской форме как божественное «благо» (у Сократа, Платона, Аристотеля); «огнелогос» (у Гераклита, стоиков); «единое» (у неоплатоников).

ОНТОЛОГИЯ

(учение о бытии)

Основа мировоззрения – космоцентризм . Космос – главное понятие. Он система, порядок из хаоса, универсум. Управляется Логосом (космический закон, космический разум). Господствует целесообразность. Наивный, стихийный материализм в форме натурфилософии. Философский дуализм бытия (Аристотель, стоики). Идеализм (Сократ, Платон, неоплатоники).

АНТРОПОЛОГИЯ

(учение о человеке)

Человек – это микрокосм в общей системе бытия-космоса (макрокосма ). Распространен фатализм: («Живи согласно природе», «Согласного судьба ведет, несогласного – тащит»). Человек есть единство тела, души, воли. Он существо не просто природное, но и социальное («животное политическое» - Аристотель).

АКСИОЛОГИЯ

(учение о ценностях)

Высшее достижение человека – калокагатия как гармоническое единство внутреннего и внешнего, красоты и блага. Главная цель и образ жизни соответственно установке: а) стремление к счастью (эпикуреизм); б) мудрое достоинство и молчание, атараксия (стоики и скептики); в) свободная самодостаточность, анархизм (киники). Главные добродетели: мужество, справедливость, умеренность, любомудрие, невозмутимость. Создание этики как теории морали (Аристотель).

ГНОСЕОЛОГИЯ

(учение о познании)

Цель знания – формирование общих понятий. Деление знания на «знания-мнения», их относительность; и «знания-истины», они вне чувственного мира. Большинставо знаний – относительны (скептицизм). Основные гносеологические направления – сенсуализм (теория истечения чувственных образов Демокрита) и рационализм (интеллектуализм Платона – его теория «припоминания», Аристотель – создатель логики понятий, суждений, умозаключений).

СОЦИАЛЬНАЯ

ФИЛОСОФИЯ

Высшая форма бытия – государство. Соблюдение социальной иерархии: ремесленники, воины, мудрецы-правители – как образ идеального государства.

Разработка форм правления: тирания, олигархия, демократия – основные формы власти. История – циклически повторяемые стадии упадка и расцвета. Общая установка –телеология : движение к высшему благу.

Таблица 3.

Таблица 3.ЗАПАДНАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (2–14 вв.)

Главные составляющие (части) философии

и концепций

БОГ (теология)

Монотеизм. Философствование в вере: апологетика, патристика, схоластика. Философия – служанка богословия. Утверждение христианской догматики: Тертуллиан: «верую, даже если это абсурдно»; Августин Аврелий – «молот еретиков». Главная проблема – соотношение веры и разума , теологии и философии. Апологетика и патристика – приоритет веры над разумом, схоластика – гармонизация веры и разума (Фома Аквинский, теория двойственной истины).

ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии)

Основа мировоззрения – теоцентризм ,

креационизм и провиденциализм. Дуализм бытия: мир божий (небесный) – подлинное бытие и мир земной (сотворенный) – неподлинное.

АНТРОПОЛОГИЯ

(учение о человеке)

Тварность (вторичность по отношению к Творцу) человека «по образу и подобию» Бога. Наделение его разумом и свободой воли. Постулирование идеи грехопадения и земной греховности человека, но, одновременно, и бессмертия души . Проповедь аскетизма и смирения.

АКСИОЛОГИЯ

(учение о ценностях)

Абсолютность божественных нравственных заповедей («Десять заповедей» в Ветхом Завете; «Нагорная проповедь» в Новом Завете). Вера, любовь к богу, надежда на спасение, смирение – высшие ценности. Также декларируются добрая воля и свобода совести, вера в духовное становление человека при приобщении его к божественной благодати (крещение, причастие, исповедь – основные нравственные ритуалы). Спор о природе и наличии добра и зла в мире – теория теодицеи .

ГНОСЕОЛОГИЯ

(учение о познании)

Бог – абсолютная, высшая истина: «Я есмь сущее» (Библия). Человеческие знания – лишь бесконечный путь к истине. Попытка получить абсолютное знание – гордыня, смертный грех, за который человечество уже несет наказание. Путь познания: на этапе апологетики и патристики – преимущественно, мистическое откровение, этап схоластики дополняется рационализмом (доказательства бытия Бога, спор об универсалиях, рассуждения о сущностях).

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Государство – воля Божия. Монарх – помазанник Божий (большое влияние власти церкви, папства, кардиналов). Общество стагнировано и традиционно. Законы монархичны и «неписаны». Понятия «исторического времени» еще нет. Господствует идея Апокалипсиса («второго пришествия Христа и конца света»).

Таблица 4

ВОЗРОЖДЕНИЕ И НОВОЕ ВРЕМЯ (15–18 вв.)

Главные составляющие (части) философии

и концепций

БОГ (теология)

Изменение идеи бога, отход от догматитическо- христианского вероучения. Переориентация с теологического (патристика и схоластика) постулирования бога на философское понимание: деизм и пантеизм. Секуляризация схоластической философии.

ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии)

Переход от геоцентрической парадигмы мироздания на гелиоцентрическую . Полицентризм: идея бесконечности Вселенной и множественности миров. Возрождение натурфилософии и натуроцентризма : множество учений о субстанции , её атрибутах и модусах. Деизм, пантеизм, материализм, идеализм как онтологические позиции.

АНТРОПОЛОГИЯ

(учение о человеке)

Становление мировоззренческого антро-поцентризма и гуманизма. Реабилитация телесного начала и ограничение аскетизма. Возрождение идеи ценности земной жизни и жизненного опыта, свободы человека в его устремлениях. Культчеловека-творца. Развитие веры в духовное преображение человека, в его творческие способности, в возможности морально-духовного совершенствования.

АКСИОЛОГИЯ

(учение о ценностях)

Моральный и нравственный дуализм : одновременно требование заповедей Священного Писания и пропагандирование эпикурейского отношения к жизни. Развитие теорий гедонизма, эвдемонизма, «разумного эгоизма». Главный акцент делается на искусство и эстетические начала бытия: новый толчок получают живопись, архитектура, театр, музыка, поэзия, технические идеи.

ГНОСЕОЛОГИЯ

(учение о познании)

Укрепление позиций разума. В центре внимания – познающий субъект: «Я мыслю – следовательно, существую» (Декарт). Становление наук (естествознание) и разработка методов познания как эмпиричеческого (индуктивные методы), так и теоретического (дедуктивные методы). Складываются основные гносеологические направления: сенсуализм, эмпиризм, рационализм. Зарождение и становление классической науки.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Создаются модели совершенного, справедливого общества (социальные утопии: Т.Мор, Т.Кампанелла и др.); теории государства как реализация идеи «общественного договора» (Гоббс, Руссо, Локк и др.). В поле внимания власть, мораль и политика, теория права (Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье и др.). Возникновение теорий исторического времени и общественного прогресса (Гердер, Тюрго, Вико). Реформация в Зап.Европе (16-17вв.) – переосмысление не только роли церкви, но и создание новых социальных и этических теорий.

Таблица 5

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И МАРКСИЗМ

(18 – 19 вв.)

Главные составляющие (части) философии

и концепций

Философское постулирование бога как высших морали, цели, разума (Кант, Фихте, Гегель) неявно присутствует; а также радикальный (Фейербах, Маркс, Энгельс) и воинствующий (Ленин, большевизм в целом) атеизм .

ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии)

Мировоззренческие основания: объективный идеализм (Гегель), субъективный идеализм (Фихте); материализм + субъективный идеализм (Кант); антропологический материализм (Фейербах); диалектический и исторический материализм (Маркс, Энгельс, Ленин).

АНТРОПОЛОГИЯ

(учение о человеке)

Человек – единство мира природы и мира свободы; единство тела, души и духа. Сущность человека – его познающий разум и добрая воля, свобода, творчество и нравственность, т.е. духовность. Марксизм делает акцент на социальной природе и сущности человека, практическом характере его бытия: «Человек есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс).

АКСИОЛОГИЯ

(учение о ценностях)

Учение о «категорическом императиве» - нравственном законе. Постулирование автономии морали как результата свободы воли. Долг, совесть, ответственность – основные нравственные понятия «практического разума». Человек как высшая ценность: он – цель, а не средство (Кант). Право, мораль, нравственность как исторические явления. Свобода – показатель общественного развития, реализация Духа во времени (Гегель, марксизм). Нравственные чувства (любовь), стремление человека к счастью – основа бытия, даны человеку от природы, они его сущность (Фейербах). Своеобразная философия искусства Шеллинга, которая вытекает из его философии природы. Именно в искусстве, считает он, преодолевается противоположность теоретического и нравственно-практического освоения мира, наступает гармония сознательной (человека) и бессознательной (природы) деятельности, устанавливаемая Абсолютом.

ГНОСЕОЛОГИЯ

(учение о познании)

1.Познание – процесс субъектной активности, априорной заданности субъекта на познание (Кант, Фихте), где снимается классическая противопоставленность субъекта и объекта. 2. Познание как отражение самоосуществления Абсолютного Духа, как логическое развертывание его содержания через систему понятий и законов: от простого к сложному, от «ничто» к высшим формам – искусству, религии, философии (Гегель). 3. Познание как адекватное отражение объектов реального мира: «субъективный образ объективного мира», цель- получение объективной истины ; как постоянное приближение к абсолютному знанию: «от сущности 1-го к сущности n-го и далее порядка». Знание как единство относительных и абсолютных истин. Практика – критерий истины, основа и цель познания (марксизм). Общая методология – диалектика.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

История, по Гегелю – прогресс духа во времени, в осознании и обретении свободы и реализации нравственного закона. Общество в истории проходит ряд ступеней – семья, гражданское общество, государство. История как совокупность и смена разных культур: вавилонской, египетской, восточно-азиатской, германо-европейской. Последняя является высшей. Марксизм: теория исторического материализма – учение о смене общественно-экономических формаций (ОЭФ). Их пять, каждая ОЭФ совершеннее предыдущей по ряду параметров. Движение от низшей к высшей – цель и назначение истории. В целом характерен прогрессистско-формационный подход.

Следует обратить внимание, что схематизация философии – процесс очень сложный, здесь невозможно обойтись без значительного упрощения и потерь тех или иных положений и взглядов. Так как философия 19 – 20 вв. еще более сложная, разноплановая и неоднозначная в своих направлениях и позициях, автор не рискует продолжить далее, чтобы вместо истины не получить искажение, и тем не менее, считает, что такая трудоемкая работа была не напрасной. Компактное изложение основных позиций по отдельным предметным аспектам философии поможет лучше и быстрее сориентироваться в многообразном материале. Схемы можно использовать и как методологический материал для самостоятельной работы, например, можно дать такие задания: а) развернуть отдельные части; б) дополнить и уточнить позицию; в) подобрать соответствующую литературу, первоисточники и т.д.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ВОПРОСЫ

    Возникновение философии, её предмет и основные проблемы.

    Мировоззрение и философия. Сущность, структура и типы мировоззрения.

    Философское мировоззрение и житейское миропонимание.

    Специфика философии по отношению к мифологии и религии.

    Философия и наука. Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм в вопросе их взаимодействия. Философия науки.

    Философия и другие формы интеллектуально-духовной деятельности (идеология, искусство, мораль).

    Структура и части современного философского знания.

    Социальная роль и функции философии.

    Исторические типы философствования, этапы становления и развития философии.

    Философия Древнего Востока: направления, особенности.

    Античная философия, её основные направления и идеи.

    Специфика, разновидности и основные представители средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика.

    Философия эпохи Возрождения: пантеизм, антропоцентризм и гуманизм.

    Философия Нового времени и эпохи Просвещения: основная направленность, идеи и представители.

    Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах – их основные идеи.

    Философия марксизма: диалектический и исторический материализм.

    Западная философия 19 – 20 вв.: направления, представители, идеи (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ).

    Русская философия 19 – 20 вв.: крупнейшие мыслители, направления и идеи.

    Учение о бытии: понятие, структура, сферы бытия.

    Поиски оснований бытия, их многообразие. Характеристика онтологических оснований и понятие субстанции. Философский монизм, дуализм и плюрализм.

    Философский материализм и идеализм, их сущность и формы. Материя и Дух. Философские представления о материи: история и современность.

    Методологическая функция философии. Градация методов и их характеристика.

    Становление диалектики (Сократ, Гераклит, Гегель, марксизм)

    Диалектика как система: принципы, законы, категории.

    Проблема развития. Две концепции развития. Диалектика и метафизика как противоположные подходы к развитию.

    Современные методологии: представления о детерминизме. Синергетика. Концепция глобального эволюционизма.

    Гносеология, её предмет. Гносеологический оптимизм и гносеологический пессимизм: история и современность.

    Познание как процесс субъект-объектных отношений, их изменение в истории познания. Исторические типы рациональности.

    Пути, уровни, виды и формы познавательной деятельности, их характеристика.

    Возможности и границы познания: гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм, их позиции и аргументы.

    Сенсуализм, эмпиризм, рационализм и иррационализм в познании: сила и слабость их аргументов.

    Проблема истины. Истина как процесс. Истина и заблуждение: верификация, фальсификация, пролиферация как методы научного познания. Объективность, абсолютность и относительность в процессе познания.

    Понятие критерия истинности знания. Различные концепции истинности знания в философии и науке, их характеристика.

    Внерациональные формы познания: Истина и вера. Истина и интуиция. Истина и ценность. Истина и правда.

    Виды знания. Научное знание, его отличительные характеристики. Исторические этапы естественнонаучного знания. Современные проблемы познания и требования к знанию.

    Наука и техника. Понятие НТП и НТР. Философия и технические науки. Сциентизм и антисциентизм.

    Философская антропология: предмет, формирование. Природа и сущность человека: биосоциальное единство и духовно-нравственная сущность.

    Проблема сознания. Социальная сущность сознания. Сознание и язык.

    Сознание и бессознательное. Сознание и самосознание. Сознание и культура.

    Человек как индивид, индивидуальность и как личность: сравнительная характеристика. Философская позиция в их соотношении.

    Наиболее характерные концепции личности в философии 19 – 20 вв.: ницшеанство, психоанализ, марксизм, персонализм и экзистенциализм.

    Аксиология. Понятие ценности. Структура и иерархия ценностей. Высшие ценности.

    Личность и ценностные ориентации. Мораль и нравственность в системе ценностей, их основные категории.

    Свобода как реальная ценность и как понятие. Концепции свободы. Свобода, волюнтаризм, фатализм, конформизм.

    Внешняя и внутренняя свобода. Нравственная свобода, моральный выбор и ответственность.

    Философия о жизни, её смысле, смерти и бессмертии. Любовь как высшая гуманистическая ценность.

    Философия общества и исторического процесса, её проблематика. Философия и социология.

    Философия о единстве и многообразии исторического процесса: подходы и теории.

    Понятие цивилизации и культуры, их различие и взаимодействие.

    Глобальные проблемы современности, их оценка и возможности разрешения. Будущее человечества.

    Понятие гражданского общества и правового государства, их состояние и перспективы в России.

М.: 2004. - 207 с.

Учебное пособие предназначено для подготовки к экзаменам по учебным дисциплинам высшего и среднего профессионального образования: «Философия», «Основы философии», «История философии», «Введение в историю философии». Оно систематизирует обширный учебный материал и представляет его в удобном для изучения и запоминания виде - в форме структурно-смысловых схем и таблиц. Пособие включает десять основных тем, посвященных различным аспектам философской науки, а также словарь основных философских понятий. Предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.

Формат: pdf

Размер: 4,6 Мб

Скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
От автора 9
Часть I. Понятие и социально-культурная роль философии 10
Схема 1. Понятие и структура мировоззрения 11
Схема 2. Исторические типы мировоззрений 12
Таблица 3. Что такое философия? (Представления различных философов) 13
Схема 4. Виды философии (часть 1) 14
Схема 5. Виды философии (часть 2) 15
Таблица 6. Традиционные разделы философии (основные философские дисциплины) . 16
Таблица 7. Основные составные части (дисциплины) современной философской науки 17
Таблица 8. Основной вопрос (проблема) философии в трактовке различных философских школ 18
Таблица 9. Социальные функции философии 20
Таблица 10. Главные типы философского познания и их специфика 21
Таблица II. Что философия может дать каждому человеку? (Практический смысл изучения философии) 22
Часть 2. История философии 23
Таблица 12. Возникновение философии (регионы и периоды) 24
Таблица 13. Важнейшие географические центры локализации философской мысли в истории человечества 25
Таблица 14. Некоторые крупные мыслители (X в. до н.э. - XX в.) 26
Таблица 15. Периоды развития индийской философии 28
Схема 16. Древняя индийская религиозная и религиозно-философская литература» оказавшая влияние на становление и развитие философии. 29
Схема 17. Философские школы Древней Индии 30
Таблица 18. Некоторые важные понятия философии Древней Индии 31
Схема 19. Основные направления развития индийской философии Средних
веков (постклассический период: конец I тыс. до н.э. - XVIII в.) 32
Таблица 20. Периоды развития китайской философии 33
Схема 21. Древняя китайская религиозная, религиозно-философская и историческая литература, оказавшая влияние на становление и развитие философии, 34
Схема 22. Философские школы Древнего Китая 35
Таблица 23. Некоторые важные понятия философии Древнего Китая 36
Схема 24. Основные направления развития китайской философии в постклассический период (III в. до н.э. - XIX в) 37
Таблица 25. Периоды развития арабской философии 38
Схема 26. Основные религиозные течения и традиции познания в исламе. . 39
Таблица 27. Некоторые важные понятия ислама и исламо-арабской философии 40
Схема 28. Формирование тибетской буддийской философии в Средние века (VII -XIX вв.) 41
Схема 29. Развитие тибетской буддийской философии в Средние века (VII - XIX вв.) 42
Таблица 30. Периоды развития западной философии 43
Схема 31. Культурные источники, повлиявшие на становление и развитие древней греческой философии 44
Схема 32. Античные философские школы (Древняя Греция и Древний Рим) 45
Схема 33. Основные направления развития западной философии Средних веков (II - XIV вв.) 47
Таблица 34. Основные идеи западной философии Средних веков (II -XIV вв.) 48
Схема 35. Основные направления развития западной философии эпохи Возрождения (XV - XVI вв.) 49
Таблица 36. Основные идеи западной философии эпохи Возрождения (XV - XVI вв.) 50
Схема 37. Основные направления развития западной философии Нового времени (XVII - XIX вв.) 51
Схема 38. Немецкая классическая философия Нового времени (XVIII - XIX вв.) 52
Схема 39. Контррационалистическая тенденция в западной философии XIX - XX вв 53
Таблица 40. Основные идеи западной философии Нового времени (XVII - XIX вв.) 54
Таблица 41. Школы и течения западной постклассической философии (XIX - XX вв.) 55
Таблица 42. Периоды развития русской философии 56
Схема 43 Формирование и развитие древней и средневековой русской философии (XI - XVII вв.) 57
Схема 44. Русская философия эпохи Просвещения (XVIII в.) 58
Таблица 45 Школы и течения русской философии (XVIII - ХХвв.) 59
Таблица 46 Основные философские идеи русского космизма 60
Таблица 47. Важнейшие философские течения в современной России (кон. XX - нач XXI в.) 61
Схем а 48. Развитие философии «сокровенной мудрости» в Новое и Новейшее время (XIX - XX вв.) 62
Таблица 49. Важнейшие философские идеи учений, порожденных эзотерической традицией познания 63
Таблица 50. Важнейшие направления современной философии (кон. XX - нач XXI в.) . 65
Часть 3. Онтология и натурфилософия... 66
Схема 51. Важнейшие проблемы и вопросы онтологии 67
Схема 52. Основные виды бытия 68
Схема 53. Два вида понимания бытия 69
Схема 54. Основные атрибуты природного бытия 70
Тяблица 55 Философские представления о субстанции 71
Таблица 56 Философские представления о духе 72
Таблица 57. Формы материи 73
Таблица 58. Основные концепции пространства-времени 74
Таблица 59. Движение материи и его разновидности 75
Схема 60. Развитие и его виды 76
Схема 61. Основные идеи и законы диалектики 77
Схема 62. Диалектическая схема процесса развития 78
Схема 63. Детерминизм, его принципы и разновидности 79
Схема 64. Представление о развитии жизни в теософской традиции 80
Схема 65. Основные философские концепции происхождения сознания. 81
Схема 66. Онтологическая структура бытия согласно Платону 82
Схема 67. Онтологическая структура бытия согласно неоплатонической традиции (система Плотина) 83
Схема 68. Онтологическая структура бытия согласно христианской догматической теологии 84
Схема 69. Онтологическая структура бытия согласно мистическому пантеизму
Ибн Араби (суфизм) 85
Схема 70. Онтологическая структура бытия согласно диалектике Георга Гегеля 86
Схема 71. Онтологическая структура бытия согласно теософской традиции
(XIX - XX вв.) 87
Схема 72. Онтологическая структура бытия согласно системе Агни-Иога. 88
Таблица 73. Представления о центре мироздания 89
Схема 74. Уровни организации материи в космосе 90
Таблица 75. Основные возможные сценарии развития Вселенной согласно
современной космологии 91
Часть 4. Философская антропология 92
Схема 76. Важнейшие проблемы и вопросы философской антропологии 93
Таблица 77. Некоторые философские представления о сущности человека. 94
Схема 78. Основные подходы к определению сущности человека 95
Схема 79. Антропологическая структура человека согласно древней египетской сакральной философии (герметизм) 96
Схема 80. Антропологическая структура человека согласно философии индуизма (веданта) 97
Схема 81. Антропологическая структура человека согласно системе Тарака
Раджа-Йога 98
Схема 82. Антропологическая структура человека согласно философии Пифагора 99
Схема 83. Антропологическая структура человека согласно философии Платона 100
Схема 84. Антропологическая структура человека согласно философии Аристотеля 101
Схема 85. Антропологическая структура человека согласно ортодоксальной
христианской философии. . . 102
Схема 86. Антропологическая структура человека согласно тибетскому ламаизму (буддизм Махаяны) 103
Схема 87. Антропологическая структура человека согласно европейской мистической философии Нового времени 104
Схема 88. Антропологическая структура человека согласно учению Живая
Этика (Агни-Йога) . 105
Схема 89. Антропологическая структура человека согласно теософии «новой
волны» (XIX в.). . 10G
Схема 90. Антропологическая структура человека согласно философии Сокровенной Мудрости (эзотерическая школа Адептов) 107
Схем а 91. Основные концепции антропогенеза 108
Таблица 92. Некоторые характеристики процесса антропогенеза согласно
теософской концепции космической эволюции человека (часть 1) 109
Таблица 93. Некоторые характеристики процесса антропогенеза согласно
теософской концепции космической эволюции человека (часть 2) 11С
Схема 94. Структура психического мира человека согласно философии йоги и
психоанализу 111
Схема 95. Факторы, влияющие на формирование и развитие сознания человека 112
Схема 96. Основные философские решения проблемы жизни после смерти. 113
Таблица 97. Некоторые латентные способности человека согласно философии йоги и теософии 114
Схема 98. Основные философские решения проблемы свободы воли человека 115
Таблица 99 Некоторые философские решения проблемы смысла жизни человека 116
Схема 100. Современные проблемы антропологической биоэтики. 1 17
Часть 5. Гносеология 1 18
Схема 101. Основные проблемы и вопросы гносеологии 1 19
Схема 102. Основные решения проблемы познаваемости мира 120
Схема 103. Основные гносеологические концепции 121
Схема 104. Формы чувственного познания L22
Схема 105. Формы рационального познания 123
Схема 106. Разновидности иррациональных способностей познания 124
Схема 107. Виды истины 125
Схема 108. Критерии истины ] 26
Схема 109. Специфика научного типа познания 127
Схема 110. Специфика религиозного типа познания 128
Часть 6. Философия религии ] 29
Схема (11. Признаки традиционной религии 130
Схема 112. Социально-культурные функции религии 131
Схема 113. Характерные черты традиционного религиозного сознания 132
Таблица 114. Философские представления о происхождении религий 133
Схема 115. Виды религий, 1 34
Схема 116. Первобытные верования (мифолого-религиозные культы) 135
Схема 117. Некоторые национальные религии 136
Схема 118. Мировые религии 137
Схема 1 19- Некоторые новые религиозные движения 138
Таблица 120. Прогрессивные и регрессивные социальные, политические и
культурные явления, связанные с религией 139
Схема 121. Многообразие религиозных и философских представлений о Боге 140
Таблица 122. Теистическое понимание Бога 141
Таблица 123. Деистическое понимание Бога 142
Таблица 124. Пантеистическое понимание Бога 143
Схема 125. Философские позиции относительно рационального доказательства бытия Бога 144
Часть 7. Социальная философия 145
Схема 126. Основные проблемы и вопросы социальной философии 146
Схема 127. Основные характеристики человеческого общества 147
Схема 128. Сферы жизни общества 148
Схема 129. Структура общества согласно концепции исторического материализма (марксизм) 149
Схема 130. Общественно-экономические формации согласно концепции исторического материализма (марксизм) . 150
Схема 131. Основные типы цивилизаций 151
Схема 132. Типы развития общества 152
Схема 133. Теории развития общества 153
Схема 134. Основные регуляторы общественной жизни человека. 154
Схема 135. Виды и иерархия ценностей человека 155
Схема 136. Общечеловеческие духовные ценности 156
Схема 137. Виды власти в обществе 157
Таблица 138. Классификация государств 158
Схема 139. Разделение власти в правовом государстве 159
Схема 140. Гражданское общество 160
Часть 8. Философия истории 161
Схема 141. Основные проблемы и вопросы философии истории 162
Схема 142. Основные философские концепции смысла истории 163
Схема 143. Философские решения проблемы направленности исторического
процесса 164
Таблица 144. Основные теоретические модели развития исторического процесса 165
Схема 145. Циклы развития общества (ЮГИ) в классическом индуизме 166
Схема 146. Движущие силы истории. . 167
Таблица 147. Основные критерии исторического прогресса 168
Часть 9. Философия культуры 169
Схема 148. Социальные функции культуры 170
Схема 149. Основные философские подходы к определению сущности культуры 171
Таблица 150. Понимание культуры различными мыслителями 172
Схема 151. Формы и виды культуры 173
Таблица 152. Доминанты национально-исторических культур 174
Схема 153. Уровни и характеристики массовой культуры 175
Таблица 154. Смысл понятия «цивилизация» в представлениях различных
мыслителей и исследователей 176
Схема 155. Контртенденции современной культуры и философии 177
Часть 10. Глобальные проблемы и будущее земной цивилизации 178
Таблица 156. Важнейшие тенденции развития культуры и цивилизации в XX - XXI вв 179
Схема 157. Основные внутренние и внешние факторы развития современной
цивилизации 180
Схема 158. Глобальные проблемы в начале XXI столетия. . 181
Таблица 159. Предлагаемые меры по решению глобальных проблем 182
Схема 160. Общие причины глобальных проблем земной цивилизации 184
Схема 161. Необходимые социально-культурные условия решения глобальных
проблем цивилизации 185
Схема 162. Исследования будущего 186
Схема 163. Методы исследования будущего 187
Схема 164. Основные пути дальнейшего развития земной цивилизации согласно философской системе Живой Этики 188
Схема 165. Некоторые возможные модели развития цивилизации 189
Краткий словарь философских понятий I 90

Философия в схемах и комментариях. Ильин В.В., Машенцев А.В.

СПб.: 2005. - 304 с.

В данном учебном пособии предлагается вариант изучения философии, опирающийся на методологическую установку единства наглядного, чувственного и абстрактного, теоретического аспектов познания. Охарактеризованы основные компоненты философского знания: онтология, философская антропология, гносеология, социальная философия; текстовый материал сопровождается схемами, иллюстрирующими содержание и соотношение философских понятий, принципов, закономерностей. Предлагаемый материал основывается на современном понимании диалектико-материалистической традиции. При этом разбираются и альтернативные концепции.

Предназначено для студентов и аспирантов вузов, а также лиц, интересующихся философией.

Формат: pdf / zip

Размер: 5,53 Мб

Скачать:

RGhost

Содержание
Предисловие 5
Глава 1. Философия: предмет, структура, функции 6
1.1. Мировоззрение 6
1.2. Формы мировоззрений 8
1.3. Философское мировоззрение 10
1.4. Основной вопрос философии 12
1.5. Решение основного вопроса философии 14
1.6. Диалектика и метафизика 16
1.7. Основные философские направления 18
1.8. Материализм 20
1.9. Агностицизм 22
1.10. Структура философии 24
1.11. Функции философии 26
Глава 2. Онтология. Атрибуты материи 28
2.1. Материя 28
2.2. Материя - объективная реальность 32
2.3. Явление и сущность 36
2.4. Качество и количество 40
2.5. Пространство и время 44
2.6. Движение 46
2.7. Закономерность и закон 48
2.8. Возможность и действительность 50
2.9. Необходимость и случайность 54
2.10. Причинность. Взаимодействие 58
2.11. Развитие 60
2.12. Законы диалектики 64
Глава 3. Философская антропология 70
3.1. Проблема человека в философии 70
3.2. Становление человека 72
3.3. Происхождение сознания 74
3.4. Структура сознания 80
3.5. Язык 84
3.6. Деятельность 88
3.7. Личность 96
3.8. Личность и общество 104
3.9. Проблема отчуждения 108
Глава 4. Гносеология 112
4.1. Концепции познания 112
4.2. Чувственное познание 118
4.3. Мышление 122
4.4. Чувственное и логическое 128
4.5. Истина 132
4.6. Научное познание 140
Глава 5. Специфика социальной действительности и ее познания. Природа и общество 156
5.1. Понятие общества 156
5.2. Специфика социальных объектов 160
5.3 Социальное познание 164
5.4. Философские концепции общества 168
5.5. Географический детерминизм 172
5.6. Географическая среда и общество 176
5.7. Экологическое сознание 180
5.8. Народонаселение 184
Глава 6. Экономическая сфера 188
6.1. Производительные силы 188
6.2. Производственные отношения 194
6.3. Факторы развития производства 198
Глава 7. Социальная сфера 206
7.1. Социальная жизнь общества 206
7.2. Брак и семья 208
7.3. Этносы 212
7.4. Классы 218
Глава 8. Политическая сфера 220
8.1. Структура политической сферы 220
8.2. Государство 222
8.3. Право и правосознание 230
8.4. Политические организации. Политическое сознание 236
Глава 9. Духовная сфера 240
9.1. Индивидуальное и общественное сознание 240
9.2. Система общественного сознания 242
9.3. Общественная психология 248
9.4. Общественное сознание в жизни общества 252
9.5. Мораль 256
9.6. Религия 266
9.7. Искусство 268
9.8. Культура 272
9.9. Духовная жизнь общества 274
Глава 10. Философия истории 276
10.1. Социальные законы 276
10.2. Свобода и необходимость 284
10.3. Концепции исторического процесса 288
10.4. Прерывность и непрерывность общественного процесса 296
10.5. Массы и выдающиеся личности 298
10.6. Глобальные проблемы 300

Название : Философия в схемах и комментариях.


В данном учебном пособии предлагается вариант изучения философии, опирающийся на методологическую установку единства наглядного, чувственного и абстрактного, теоретического аспектов познания. Охарактеризованы основные компоненты философского знания: онтология, философская антропология, гносеология, социальная философия; текстовый материал сопровождается схемами, иллюстрирующими содержание и соотношение философских понятий, принципов, закономерностей. Предлагаемый материал основывается на современном понимании диалектико-материалистической традиции. При этом разбираются и альтернативные концепции.

Предназначено для студентов и аспирантов вузов, а также лиц, интересующихся философией.

Содержание
Предисловие 5
Глава 1. Философия: предмет, структура, функции 6
1.1. Мировоззрение 6
1.2. Формы мировоззрений 8
1.3. Философское мировоззрение 10
1.4. Основной вопрос философии 12
1.5. Решение основного вопроса философии 14
1.6. Диалектика и метафизика 16
1.7. Основные философские направления 18
1.8. Материализм 20
1.9. Агностицизм 22
1.10. Структура философии 24
1.11. Функции философии 26
Глава 2. Онтология. Атрибуты материи 28
2.1. Материя 28
2.2. Материя - объективная реальность 32
2.3. Явление и сущность 36
2.4. Качество и количество 40
2.5. Пространство и время 44
2.6. Движение 46
2.7. Закономерность и закон 48
2.8. Возможность и действительность 50
2.9. Необходимость и случайность 54
2.10. Причинность. Взаимодействие 58
2.11. Развитие 60
2.12. Законы диалектики 64
Глава 3. Философская антропология 70
3.1. Проблема человека в философии 70
3.2. Становление человека 72
3.3. Происхождение сознания 74
3.4. Структура сознания 80
3.5. Язык 84
3.6. Деятельность 88
3.7. Личность 96
3.8. Личность и общество 104
3.9. Проблема отчуждения 108
Глава 4. Гносеология 112
4.1. Концепции познания 112
4.2. Чувственное познание 118
4.3. Мышление 122
4.4. Чувственное и логическое 128
4.5. Истина 132
4.6. Научное познание 140
Глава 5. Специфика социальной действительности и ее познания. Природа и общество 156
5.1. Понятие общества 156
5.2. Специфика социальных объектов 160
5.3 Социальное познание 164
5.4. Философские концепции общества 168
5.5. Географический детерминизм 172
5.6. Географическая среда и общество 176
5.7. Экологическое сознание 180
5.8. Народонаселение 184
Глава 6. Экономическая сфер а 188
6.1. Производительные силы 188
6.2. Производственные отношения 194
6.3. Факторы развития производства 198
Глава 7. Социальная сфера 206
7.1. Социальная жизнь общества 206
7.2. Брак и семья 208
7.3. Этносы 212
7.4. Классы 218
Глава 8. Политическая сфера 220
8.1. Структура политической сферы 220
8.2. Государство 222
8.3. Право и правосознание 230
8.4. Политические организации. Политическое сознание 236
Глава 9. Духовная сфера 240
9.1. Индивидуальное и общественное сознание 240
9.2. Система общественного сознания 242
9.3. Общественная психология 248
9.4. Общественное сознание в жизни общества 252
9.5. Мораль 256
9.6. Религия 266
9.7. Искусство 268
9.8. Культура 272
9.9. Духовная жизнь общества 274
Глава 10. Философия истории 276
10.1. Социальные законы 276
10.2. Свобода и необходимость 284
10.3. Концепции исторического процесса 288
10.4. Прерывность и непрерывность общественного процесса 296
10.5. Массы и выдающиеся личности 298
10.6. Глобальные проблемы 300

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Философия в схемах и комментариях - Ильин В.В., Машенцев А.В. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

-------
| сайт collection
|-------
| Алексей Машенцев
| Виктор Владимирович Ильин
| Философия в схемах и комментариях
-------

В настоящее время изучающим философию предлагается множество учебных пособий, в которых отражены различные подходы как в содержании, так и в методике изложения материала.
Как известно, педагогика в числе важных методологических принципов образования предлагает сочетание абстрактного и конкретного, наглядного и образного, эмпирического и теоретического. Возникает вопрос, как этот принцип реализовать в процессе изучения философии.
Один из вариантов – создать некий учебный комплекс, включающий, с одной стороны, схемы и наглядные модели, а с другой – теоретические комментарии к ним. Таким образом, можно попытаться раскрыть содержание философских понятий, принципов, закономерностей в единстве наглядного и абстрактного. При этом, конечно, происходит определенное упрощение философского материала, поэтому не следует преувеличивать значение схем и моделей. Но положительный эффект, достигаемый сочетанием наглядного и теоретического учебного материала, все же перевешивает негативные моменты.
Работа в этом направлении не одно десятилетие ведется на кафедре философии Петербургского государственного университета путей сообщения. В данном учебном пособии использованы и модифицированы имеющиеся на кафедре методические материалы, в создании которых участвовали многие преподаватели кафедры (особо следует отметить методические разработки А. С. Кармина).
Авторы настоящего пособия будут благодарны за конструктивные критические замечания, которые будут полезны для работы философского преподавательского корпуса.

У каждого человека имеется определенный объем знаний. С некоторым упрощением знание можно подразделить на два уровня.
Первый – это обыденное (стихийно-эмпирическое) знание. Сюда входят трудовые навыки, бытовые традиции, элементарные взгляды на искусство и т. д. Это знание формируется у человека на основании его жизненного опыта, труда, общения с другими людьми. Им люди руководствуются в своем повседневном обиходе (здравый смысл).
Второй уровень знания – научное знание. Оно вырабатывается усилиями многих поколений профессиональных ученых, оформляется в абстрактном понятийном аппарате, в логически связанной системе суждений с использованием искусственных языков. Научное знание ориентировано на познание законов, сущностей материального мира, общества, человека.

Научное знание объясняет многое, кажущееся странным для обыденного знания, например, что Земля движется вокруг Солнца, что скорость света постоянна, не зависит от скорости источника света; что прибыль получается от продажи товаров по их стоимости и т. д.
Научное и обыденное знание не отделены непереходимой гранью. Научное знание опирается на представления и понятия обыденного знания, интерпретируется в этих понятиях и представлениях. Вместе с тем элементы научного знания осваиваются в обыденном знании (здесь можно, например, указать на математическое знание, включающееся в обычную деятельность людей).
Обыденное и научное знание не исчерпывают весь объем знания. Есть особые, «вечные» вопросы, постановка и решение которых связаны с тем, что называют мудростью. Мудрость не сводится просто к сумме обыденных и научных знаний. Не о всяком человеке можно сказать, что он – мудрый.
Мудрый – это человек не просто многознающий, а имеющий определенное понимание того, как устроен мир, каково отношение человека к миру и т. п. Когда человек задает вопросы о том, сотворен ли мир или существует вечно; происходит ли все по воле случая или закономерно; что такое человек; можно ли познать мир и воздействовать на него; что такое истина и заблуждение; что такое добро и зло и т. д., – в ходе размышлений над ними формируется мировоззренческое знание. Мировоззрение включает в себя понимание человеком окружающего мира, места человека в мире, отношение между человеком и миром, смысла человеческой жизни (во имя чего он живет). Далее, поскольку человек живет в обществе, в его мировоззрение входит осознание его социальных интересов, социальных идеалов, ценностей жизни.


Формы мировоззрений – это такая система взглядов, которая органически включается в жизнь человека, в нормы его мышления и поступков.
Мировоззрение человека формируется двумя путями. Оно может складываться стихийно-индивидуально. Каждый человек на основе своего личного жизненного опыта, а также на основе преданий и легенд, фрагментов религиозных или философских представлений может сформировать для себя какое-то мировоззрение. С другой стороны, профессионалы-идеологи (шаманы, теологи, философы) целенаправленно создают в систематизированном виде то или иное мировоззрение и стараются внедрить это мировоззрение в умы людей.
В историческом плане можно выделить три основные формы мировоззрений: мифологическое, религиозное и философское.
Термин «миф» означает «народное предание, сказание». Мифологическое мировоззрение – это своеобразное видение мира, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, фантастическое с реально существующим, идеальное с реальным, невозможное с возможным, желаемое с действительным. Мифологическое мировоззрение в каждом природном явлении видит духовную сторону, причем природное и духовное слитны.
Вторая форма мировоззрения – религиозное. Оно вырастает на базе мифологического. Религиозное мировоззрение продолжает олицетворение сил природы (в виде богов). Но религиозное мировоззрение отличается от мифологического. В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение дает действительность на два мира: сверхъестественный и естественный. Мифология не знает такого раздвоения. Далее, в мифологическом мировоззрении нет разделения знания и веры. В религиозном мировоззрении такое разделение осуществляется. Знание имеет дело с естественным миром, вера – со сверхъестественным. Религиозное мировоззрение, исходящее из веры в сверхъестественное, утверждающее первенство сверхъестественного, духовного начала над естественным бытием, является по своей сути догматическим, требующим неукоснительного признания и исполнения религиозных догм. Религия апеллирует к чувствам людей, для эффективного воздействия на их мировоззрение создает систему культовых обрядов, использует искусство. Религиозное мировоззрение не предлагает логически ясного определение бога; идеологи религии часто говорят о том, что логически строгое определение бога невозможно, что его можно понимать метафорически. Апофатический вариант теологии утверждает, что о Боге можно сказать, чем он не является, но нельзя сказать, что он есть.


В философском мировоззрении с древних времен видны размышления о мире, космосе, об отношении человека к миру, о возможностях познания, о смысле жизни и т. д. Термин «философия» в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Считается, что этот термин был введен в употребление Пифагором (ок. 580–500 до н. э.). Термин «софия» обычно переводится как «мудрость». Но у греков смысл «софии» шире: это и проявление ума, и любознательность, и целенаправленность. В древней Индии философские школы назывались «даршанами» (от дарш– видеть; даршана имела смысл «видение мудрости»). В древнем Китае также уделялось большое внимание мудрости, знаниям; они должны лежать в основе управления страной, приносит пользу людям.
Философское мировоззрение как любовь к мудрости складывается, когда человек хочет понять, что собой представляет мир, кто он сам, как жить, какими принципами руководствоваться в понимании окружающей действительности, в устройстве общества и своей жизни. Философское мировоззрение имеет некоторые общие черты с религиозным. Но если в рамках религии ее утверждения принимаются на основе веры, не подлежат никакой критике, то в философии, как правило, стараются в последовательно логической форме дать ответ на мировоззренческие вопросы, обосновать свои утверждения, апеллируя при этом не к чувствам человека, не к вере, а к его разуму.
Философское мировоззрение представляет собой синтез наиболее общих взглядов на природу, общество, человека. При этом философия не останавливается на достигнутом. Философия, как правило, исторически не понималась как совокупность раз и навсегда готовых знаний, а как стремление ко всей более глубокой истине. С каждой новой эпохой открываются новые подходы и решения «вечных вопросов» и ставятся новые проблемы. Философия размышляет не только о том, что есть, но и о том, что должно быть, как должен жить человек, как должно быть устроено общество и т. д. Все сказанное показывает сложность философского знания, объясняет существование разнообразных философских учений (которые часто противоречат друг другу).
Хотя мифологическое, религиозное и философское мировоззрение отличаются друг от друга, в умах отдельных людей они могут сочетаться самым причудливым образом. Практика показывает, что существуют своеобразные «пограничные зоны» между различными видами мировоззрений, где они могут вступать в контакт друг с другом. В частности, имеется тесная связь между некоторыми философскими концепциями и религией.


Философия возникла в период становления и развития рабовладельческого общества практически одновременно в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. За время трехтысячелетней истории философии предложены разнообразные философские учения, отражавшие в конечном счете уровень социально-экономического и политического развития общества, развития конкретно-научных знаний. Чтобы разобраться в многообразии философских учений, нужно выявить исходные, наиболее важные проблемы философии и пути их решения.
Мировоззренческая проблема человек-мир в философии ставится, прежде всего, как проблема соотношения бытия и сознания. Эта проблема существует в различных формулировках: как отношение духа к природе; мышления к бытию; отношения души и тела; «Я» и «не-Я»; в виде вопроса – создан ли мир духовным началом или существует вечно и т. д. Постановка проблемы соотношения бытия и сознания обусловлена самим существованием человека как мыслящего и действующего существа. Проблема соотношения мышления и бытия в немецкой философии (например, Ф. Шеллинг, Ф. Энгельс) получила название основного вопроса философии.
Основной вопрос философии можно сформулировать как вопрос о соотношении двух типов реальности – объективной и субъективной.
Когда философы ставят задачу выявления соотношения субъективной и объективной реальности, то, как показывает история философии, во-первых, имеется в виду так называемое онтологическое (генетическое) отношение . Существуют бытие и сознание. Как они относятся друг к другу: что из них является основным и что – производным, что является причиной и что следствием, что является первичным и что – вторичным?
Но основной вопрос философии не сводится только к онтологическому отношению. В вопросе об отношении мышления к бытию заключается, во-вторых, и другое, так называемое гносеологическое отношение . Как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру, в состоянии ли наше мышление познавать мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о мире составлять верное отражение действительности?
Таким образом, у основного вопроса философии две стороны: вопрос о первичности и вопрос о познаваемости.
Вопрос об отношении мышления к бытию называется основным потому, что с него начинается формирование философского мировоззрения, от него зависит решение других философских проблем. Тот или иной ответ на это вопрос определяет специфику различных философских направлений и школ.


При решении первой стороны основного вопроса философии философы разделились на два больших лагеря – идеалистов и материалистов. Те, которые утверждали, что субъективная реальность, духовные сущности существовали до природы, материального бытия и породили его, составили идеалистический лагерь. Те, которые началом считали природу, материю, вошли в лагерь материалистов.
Здесь нужно подчеркнуть важное обстоятельство. Было бы неправильным полагать, что эти философские направления отличаются тем, что они считают «возникшим» сначала, а что затем. Дело в том, что идеалисты не ставят вопроса о возникновении сознания, духа, а материалисты – о возникновении материи. О первичности говорится не в том смысле, что «возникло» сначала (из чего?), а в смысле первичности одного по отношению к другому. В строгом, философском смысле идеализм и материализм различаются различным пониманием онтологического отношения между мышлением и бытием. При решении первой стороны основного вопроса философии, поскольку речь идет об отношении мышления и бытия, необходимо уточнить, как понимается бытие, действительность, внешний мир. Имеются три варианта.
Бытие, внешний мир, вещи и т. д. – реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания (и вообще от любого сознания, духа), первичное по отношению к нему. Это – материализм. Внешний мир, вещи и т. д. существуют благодаря сознанию человека, являются продуктом его деятельности – субъективный идеализм. Внешний мир, веши и т. д., а также наше сознание существуют благодаря какому-то высшему, духовному началу (мировой разум, мировая Воля, Бог) – объективный идеализм.
И материализм и идеализм – это монистические философские учения . Но кроме монистической философии существуют дуалистические концепции. Примером дуализма может служить учение Декарта (1596–1650), который считал, что материя и сознание являются независимыми друг от друга субстанциями.
В связи со второй стороной основного вопроса философии, вопроса о познаваемости мира, также существуют различные точки зрения. Большинство философов, да и обычных людей, отвечают на этот вопрос утвердительно. И для позиции этого большинства исторически не сложился общеупотребительный термин. Но есть группа философов, которые в той или иной форме оспаривают возможность достоверного познания мира, говорят о принципиальных границах человеческого познания. Эта философская позиция получила название «агностицизм».


Исторически сложилось два предельно общих философских метода: диалектический и метафизический.
Сам термин «диалектика» появился позже, чем термин «философия». Сократ (469–399 до н. э.) понимал диалектику как искусство вести беседу, обнаружение истины путем столкновения противоположных мнений. Искусство спора начинает пониматься как способ познания природы, человека и его мышления, как умение постигать изучаемые явления в их противоположных определениях.
Наряду с формированием диалектики зарождается метафизика. Термин «метафизика» обозначал группу трактатов Аристотеля (384–322 до н. э.). Греческая приставка «мета» означает «сверх», «над». Термин «метафизика» стал обозначать учения о том, что «сверх» физической реальности, а именно учения об особой сверхчувственной реальности, лежащей в основе физической, чувственно-данной реальности. Эта сверхчувственная реальность постигается не опытом, а посредством умозрения. Впоследствии многие века традиция называла «метафизикой» всякое философское учение, содержащее умозрительные размышления о сверхчувственной реальности.
Позднее, начиная с Гегеля, термин «метафизика» приобретает и другое значение, в смысле метода, противоположного диалектическому. Поскольку в умозрительных спекуляциях о сверхчувственном бытии всегда было стремление найти какие-то абсолюты, вечные неизменные основания чувственного бытия, эта методологическая установка и стала квалифицироваться как метафизика.
Как антипод диалектическому способу мышления, метафизика отрицает истинность того, в чем обнаруживается противоречивость.
Метафизическое мышление в общей форме заключается в отрыве друг от друга и абсолютизации тех или иных сторон, противоположных моментов действительности или ее познания.
Достижение истины предполагает применение правильного метода. Нужно учитывать, что и метафизический способ мышления дает определенное позитивное знание. Иногда полезно рассмотреть изучаемый объект в статике, отвлечении от некоторых связей и т. д. Но на этом останавливаться не следует. Движение к истине предполагает использование диалектического метода, который требует проведения всестороннего анализа и синтеза, раскрытия диалектики, динамики, противоречивости изучаемых объектов.


Идеализм существует в двух видах: объективный и субъективный.
Объективный идеализм в качестве исходного начала принимает мировое сознание, мировой разум. Это начало в разных философских учениях называется по-разному (Дух, Брахман, Идея, Воля и т. п.). Это идеальное, духовное начало порождает мир вещей, предметов, а также и человеческое сознание. Поскольку это начало существует вне человеческого сознания, объективно, эта форма идеализма и называется объективным идеализмом.
Классическими представителями объективного идеализма в европейской философии являются Платон (428–347) – в античной, Фома Аквинский (1225–1274) – в средневековой, Гегель (1770–1831) – в философии Нового времени; в индийской философии – ортодоксальные даршаны (например, веданта).
Платон говорит о двух мирах: мире идей и мире вещей. Все виды вещей имеют свой прообраз в виде соответствующей идеи. Платон вводит в свою философскую систему божество, демиурга, который с помощью мировой души на основе идей как прообразов создает мир вещей. Здесь важно отметить, что, по Платону, мир вещей создается из некой пассивной, неопределенной материи. Идея сотворения материи была представлена в христианской философии в виде принципа креационизма, утверждающего сотворение мира из ничего. Этого принципа придерживался Фома Аквинский.
Если у Платона говорилось о мире идей, то у Гегеля исходным началом утверждалась «абсолютная идея».
В субъективном идеализме утверждается зависимость мира, вещей и т. п. от человека, от его сознания. Известными представителями субъективного идеализма являются Беркли (1685–1753), Фихте (1762–1814), некоторые экзистенциалисты и др.
Путь к субъективному идеализму у Беркли выстраивается следующим образом. Прежде всего он утверждает относительность воспринимаемых качеств. Так, в зависимости от расстояния один и тот же предмет кажется нам то большим, то малым. Далее, все, что мы знаем о предметах, сводится к ощущениям величины, формы, твердости, цвета, запаха, вкуса и т. д. Поэтому то, что мы называем вещью, есть не что иное, как совокупность наших ощущений, восприятий. Отсюда следовал известный тезис Беркли: Esse-percipi – «Существовать – значит быть воспринимаемым». Об объективном же существовании, т. е. существовании вне и независимо от восприятий, с точки зрения Беркли, вообще говорить нельзя. Субъективные идеалисты говорят, что мир таков, каким мы его представляем, и т. п.


Материализм имеет продолжительную историю. Начала материализма были в философии Древнего мира (например, даосизм в Древнем Китае, чарвакалокаята в древней Индии, милетская школа в Древней Греции).
Первая основная форма материализма – механистический материализм. Подходы к нему встречаются уже в античности (например, атомистическое учение). Развитие эта форма материализма получила в философии Нового времени. Его известные представители: Ф. Бэкон (1561–1626), Гоббс (1588–1679) – в Англии, Ламетри (1709–1751), Гольбах (1723–1789) – во Франции и др. Этот материализм опирается на достижения естествознания, главным образом на механику, которая длительное время была ведущей областью естествознания. Философы абсолютизировали ряд понятий и принципов механики, вследствие чего материальный мир представлялся как весьма сложный и неизменный механизм, в котором все причинно обусловлено и необходимо.
Механистические, метафизические материалисты были материалистами в объяснении природы, но не поднялись до материализма в понимании общества; считая, что в обществе нет механической причинности, они утверждали, что в нем действует моральные принципы, что «мнения правят миром», и т. п.
История показывает, что в рамках механического, метафизического материализма и естествознания были диалектические моменты. Дело в том, что в силу объективности, всеобщности развития, даже метафизически в целом мыслящий философ и ученый не может полностью абстрагироваться от него и каким-то образом, иногда даже бессознательно, отражает развитие. Другое дело, что это отображение было односторонним, неадекватным.
Высшей, современной формой материализма является диалектический материализм. Исходным фундаментом его были философские взгляды Маркса (1818–1883) и Энгельса (1820–1895). В последующем взгляды основателей диалектического материализма ожидала двойственная судьба. В течение довольно длительного периода они были канонизированы в странах социализма. Но затем они получают развитие, конкретизацию, уточнение; происходит отказ от некоторых их положений (главным образом, в социально-философских концепциях), выдвигаются новые идеи. Интенсивно разрабатываются проблемы онтологии, гносеологии, методологии и других разделов философии в плане диалектического материализма.
Материализм в социальном плане имеет свои основания в деятельности и идеологии передовых социальных групп; материализм ориентирован на отображение данных науки и практики, на мобилизацию сил для прогрессивного изменения общественной жизни.


Обращаясь ко второй стороне основного вопроса философии, мы видели две позиции: признание познаваемости мира и сомнения или даже отрицание возможности достижения истины. Последняя позиция, напоминаем, называется агностицизмом.
Агностицизм тоже имеет свою историю. В античном агностицизме он существовал в форме скептицизма. Греческие скептики ставили три вопроса:
1) какова природа вещей?
2) как должны мы к ним относиться?
3) что проистечет для нас из этого отношения? На эти вопросы давались следующие ответы:
а) поскольку каждому тезису о природе вещей можно противопоставить столь же обоснованный антитезис, то природа вещей нам неизвестна;
б) к вещам нужно относиться, безусловно, скептически, воздерживаясь от категорических суждений о них;
в) воздержание от суждений ведет за собой невозмутимость и отсутствие страданий, в чем и состоит счастье.

В эпоху Возрождения и начала Нового времени скептицизм Монтеня (1533–1592), Бейля (1647–1706) был направлен против догматического отношения к авторитетам, боролся с предрассудками, с устаревшими традициями.

Loading...Loading...