История создания псково печерского монастыря. Псково-Печерский монастырь

Древний мужской монастырь, по легенде созданный по указанию самого Господа. Старейший страж на рубежах, защищающих веру и землю Псковской области. Здесь вы сможете увидеть уникальную пещерную церковь и другие чудесные храмы.

Свято-Успенский Псковско-Печерский монастырь - это один из древнейших и крупных мужских России, расположенный в живописнейших местах с карстовыми пещерами, чья , полная боев за верю и за землю, насчитывает уже 542 года.

Монастырская крепость

Монастырь построен на нервной, пещерной местности. По легенде, местные охотники как-то услышали в этих местах прекрасное пение, раздающееся из-под земли. И когда один из них начал рубить дрова в этом месте, одно дерево упало и проломило вход в пещеру, на входом в которую было написано «Богом зданныя пещеры». Много позже рядом с пещерами поселился бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского. После смерти жены он постригся в монахи и нарекся Ионой. Именно он в 1473 году устроил в пещере Успения Пресвятой Богородицы, с чего и началась история Псковско-Печерской обители.

Монастырь находился в местах, в которых постоянно бушевали войны, поэтому правители постоянно его укрепляли, особенно после вхождения псковских земель в Московское царство. Особого размаха строительство приобрело при Иване Грозном. Были построены мощные оборонительные сооружения, возведена Никольская церковь, имевшая проездные ворота, и соединенная с монастырем проходом. По долине протекает ручей Каменец, над ним расположены две башни с небольшими арками у основания, при нападении перекрывающимися железной решеткой - таким образом, у осажденных всегда была вода. Потому эти башни носят названия Башни Верхних решеток и Башни нижних решеток. Они увенчаны несколькими ярусами с бойницами для пушек, в постоянно находился военный гарнизон.

Во время войны в Псковско-Печерском монастыре прятались и миряне, и крепость казалось почти неприступной. В 1581 годе ее безнадежно осаждали войска Стефана Батория, в 1701 и 1703 вынуждены были уйти восвояси шведы, вплоть до 1721 года, до заключения Ништадского мира, монастырская крепость стояла на страже западных рубежей России.

После этого монастырь утратил оборонительное значение, но вместо этого стал духовным центром Псковской земли.

Храмы

На территории Псковско-Печероского монастыря находится немало прекрасных храмов, привлекающих как паломников, так и просто тех, кто решил провести отпуск в Пскове. В том числе и следующие храмы.

Это самая первая церковь на территории монастыря, та самая, что когда-то построил в пещере Иона. Когда-то она была небольшой, но ее постоянно переделывали и достраивали, расширяя пещеры. Эта церковь уникальна тем, что имеет только внешний фасад, обратная же ее сторона уходит в гору. У храма строгий, но гармоничный вид, его скат украшен пятью сине-золотыми главами, причем шеи глав украшены фресковыми . Внутри низкие потолки, которые поддерживают тринадцать песчаных колонн. Именно здесь хранятся главные монастырские реликвии: чудотворные иконы «Успения Божией Матери» и «Умиление Божией Матери Печерской» 16 века.

Собор Архангела Михаила (Михайловский собор)

Величественное здание Михайловского собора является самым крупным в Псковско-Печероском монастыре. Оно стоит на возвышении, как бы паря над обителью, поэтому сияющий, увенчанный большим крестом золотой купол собора виден не только из любого места территории монастыря, но еще и далеко с дороги к нему. Михайловский собор был построен в 1820 году в честь героев Отечественной войны, освободивших Полоцк от войск Наполеона Бонапарта.

Огромный, высотой 32 метра, примерно столько же в длину и ширину, вместе с тем храм поражает своей воздушностью и светлостью. Он построен по проекту архитектора Руско в стиле позднего классицизма, квадратный в плане, с одним куполом и тремя четырехколонными портиками. Сочетание белых стен, строгости и величественности архитектуры, золотого блеска огромного купола неизменно производит на гостей монастыря впечатление. Кроме того, особенностью Михайловского собора является наличие выхода на наружную сторону крепости, он словно соединяет город с монастырем.

Отделка храма длилась целых семь лет. Пол в храме выложен мозаичной плиткой, а сам храм искусно расписан масляной краской. В храме хранятся святыни - третья из чудотворных икон Псковско-Печерского монастыря - «Одигитрия», а также мощи святой мученицы Татианы.

Благовещенская церковь

Одна из первых каменных построек монастыря. Построена в 1541 году на месте деревянной церкви Сорока Мучеников. Сегодня стены этой небольшой церквушки выкрашены в красный цвет с белой отделкой. Особый интерес в Благовещенской церкви представляет пояс, изготовленный из покрытых глазурью керамических плит, на которых можно увидеть древние надписи - летопись. Это один из самых первых случаев использования на псковщине данного декоративного элемента.

Церковь Святого Лазаря

Это больничная церковь, скромный одноглавый храм с застекленной верандой, была построена в 1792-1800 годах. Помимо собственно исцеления душ больных, лечащихся в монастырской больнице, в разное время храм успел побыть и епархиальным свечным заводом, и домом настоятелей монастыря, и гостиницей для паломников, а с недавних пор там также располагаются монастырские библиотека и архив.

Псково-Печерский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Доподлинно неизвестно, когда и кем была основана Псково-Печерская обитель. Летописи хранят лишь отрывочные сведения об изборских крестьянах, случайно обнаруживших вход в пещеры во время рубки леса. Согласно древнему преданию, в этих подземных гротах жили покинувшие Киево-Печорскую лавру монахи, спасавшиеся от набегов крымских татар. Но история умалчивает, почему они забрались так далеко на север. Официально датой основания общины считается 1473 г., когда миссионер преподобный Иона построил (точнее, выкопал в песчаном холме) первую Успенскую церковь. Сегодня Псково-Печерская обитель - одна из крупнейших и известнейших в России, важный паломнический центр, хранительница духовных скреп и ценный культурный объект.

Немного истории

Непросто пришлось монастырю в первые годы существования: бесконечные нападения католиков-ливонцев, разграбление и уничтожение построек, пожары не давали обители поднять голову и заставляли братьев постоянно бедствовать. Только на 16 век пришелся период относительного покоя и даже расцвета - возвели новые храмы и кельи, разработали устав, упорядочивший жизнь общины, привлекали паломников, которые разносили слух о «святом месте» на все окрестные земли.

В неспокойном 17 веке монастырь много раз подвергался нападению, пока Петр I не решил основательно его укрепить. В период 1920-45 гг. комплекс находился на территории Эстонии . Именно поэтому его обошли стороной все гонения на религию с разрушением и закрытием церквей, организованные Советской властью.

Что посмотреть

Ансамбль состоит из нескольких частей. Самая древняя - те самые «Богом зданные пещеры» (ближние и дальние), где покоятся останки иноков и святых старцев, а также могилы предков А. С. Пушкина, В. Н. Татищева, М. И. Кутузова и других известных деятелей. Главный храм обители - Успенскую церковь создавали в 15-16 веках, в 18 столетии над ней соорудили Покровскую, объединив фасады обоих зданий. Чуть позже крышу украсили нарядными куполами в манере «украинского» барокко, имитирующими маковки Киево-Печорской лавры.

Церковь Николы Вратаря, Большая звонница, Михайловский собор и Сретенский храм - архитектурные шедевры 16-19 веков, построенные в разных стилях: псевдорусском, классическом, псковско-новгородском. Внутренние пространства расписаны зрелищными фресками и украшены бесценными образами Успения Божией Матери, святого Николая, «Умиление», написанными несколько столетий назад.

Комплекс окружен мощной крепостной стеной, словно древняя северная цитадель, по периметру расположены 9 башен, увенчанных островерхими крышами. Входя в ворота монастыря, посетитель как будто попадает в полностью автономный город, способный выдержать изнурительную осаду. Внутри территории есть два святых источника: Живоносный и в честь мученика Корнилия. Для гостей по предварительной заявке проводят экскурсии.

Практическая информация

Адрес: Печоры, ул. Международная, 5. Веб-сайт .

Режим работы дальних пещер: 9:00–16:00 каждый день кроме понедельника и пятницы, а также 6-9 января, 25-29 августа; вход осуществляется на пожертвования.

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь является одним из самых больших и известных в России. Он имеет древнюю историю. Название Печерский связано с тем, что на его территории находятся пещеры.

А Успенский он потому, что здесь в ХV веке была выкопана в песчаном холме и освящена церковь Успения Божьей Матери. В любое время года монастырь открыт для паломничества. Особенно в летнее время сюда устремляется большое число туристов.

Как добраться на поезде до Пскова

Добраться до Псково-Печерской обители можно на поезде как через Москву, так и через Санкт-Петербург. Но поезда ходят только до Пскова.

Поезда из Москвы

  • Ежедневный маршрут . Поезд № 010А «Москва-Псков» ходит ежедневно от Ленинградского вокзала. Время отправления из Москвы - 18 час. 30 мин. Прибытие в Псков - в 7 час. 30 мин. Плацкартный билет обойдётся в сумму около 2 тыс. рублей.
  • По чётным дням . В чётные дни можно уехать на поезде № 098А «Москва-Псков». Он отправляется с Ленинградского вокзала в 15 час. 35 мин. В Пскове он будет в 5 час. 00 мин. Цена плацкарты - 1450 рублей. Прибытие в 5 часов утра удобно тем, что те люди, которые испытывают дефицит времени, могут успеть в монастырь на Литургию, если возьмут такси.

Поезда из Санкт-Петербурга

К сожалению, теперь паломникам нельзя доехать из Санкт-Петербурга прямо до Печор поездом напрямую. Только с пересадкой.

В Псков из Санкт-Петербурга можно добраться, сев на поезда:

  • СПб - Строганово и Строганово - Псков;
  • СПб - Луга и Луга - Псков.

Расписание этих поездов составлено так, чтобы можно было сразу пересесть из одного состава в другой, без перерыва.

Но от Пскова нужно ещё доехать до Печор - города в Псковской области, где и расположился монастырь. Сам город находится в трёх километрах от железнодорожной станции Печоры- Псковские.

Такси из Пскова до монастыря

Если прибыть в Псков в 5 часов утра московским поездом, то сесть на автобус не удастся, так как в это время они ещё не ходят. В этом случае придётся брать такси. Средняя стоимость такой поездки - 1 тыс. рублей. Летом таксисты иногда «задирают» цену, но, если поторговаться, можно приблизиться к средней расценке. Цена автобусного билета колеблется в интервале 120−150 рублей. Если ехать компанией, то вполне можно потратится на такси. Обычно водители встречают приезжающих поездом на площади возле железнодорожного вокзала. Время в пути на автомашине составляет 40 минут.

Автобусы

Из Пскова - до Печор

Из Санкт-Петербурга - до монастыря

  • Прямые перевозки по маршруту Санкт-Петербург - Печоры осуществляются каждый день от гостиницы «Россия». Время отправления - 17 час. 30 мин, время прибытия - 22 час. 15 мин. Стоимость билета - 550 рублей.
  • А также до монастыря ездят микроавтобусы из Санкт-Петербурга. Несмотря на то что это микроавтобусы, они непохожи на обычные тесные маршрутки. Это комфортабельные машины, не уступающие по удобству современным междугородным автобусам.

Из Санкт-Петербурга - до Пскова

Микроавтобусы ходят и из Санкт-Петербурга до Пскова. Например, транспорт компании «Стрижи» отправляется пять раз в день. Время в дороге составляет примерно 4 часа 30 минут. Они делают одну остановку в г. Луга. Неудобство состоит в том, что нужно «вписываться» в расписание транспорта, идущего до Печор.

Дата публикации или обновления 01.02.2017

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь.

Адрес Псково-Печерского мужского монастыря: 181500, Псковская область, г. Печоры, ул. Международная, д. 5.
Проезд к Псково-Печерскому мужскому монастырю: любым транспортом до г. Пскова, далее с автовокзала автобусом или маршрутным такси до г. Печоры.
План Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря.
Сайт Псково-Печерского монастыря: http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru

История Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря.

Основание обители

Расположенный в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь ведет свою историю уже более 500 лет. Здесь, на северо-западных рубежах России, на древней Псковской земле были взращены семена Православной веры, посеянные на Руси еще в Х веке святой равноапостольной княгиней Ольгой , которая, по преданию, родилась в веси Выбутской близ Пскова.

Летопись повествует о том, как в конце ХIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца “гласы поющих неизреченно и прекрасно” и ощутили благоухание “яко от множества фимиама”.

Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: “Богом зданныя пещеры”.

Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена всех их остались неизвестны, летописная история сохранила до нас лишь имя “начального инока” преподобного Марка.

Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь. Преподобный Иона - непосредственный основатель обители. Ранее он, нося в миру имя Иоанн, был священником в Георгиевском храме Юрьева-Ливонского (ныне г.Тарту). Прозван он был Шестником, т.е. пришельцем, потому что родом происходил из московских пределов. В Ливонию он пришел как миссионер.

В то время православный люд подвергался там жестоким гонениям со стороны немцев-латинян. Опасаясь за жизнь своей семьи, о. Иоанн вместе с женой Марией и детьми покидает Юрьев и поселяется во Пскове.

Здесь он впервые услышал о “Богом зданной пещере”. Сердечное желание с еще большим усердием послужить Господу привело Иоанна с семейством поселиться вблизи святого места. Постройка пещерного храма еще не была завершена, когда Мария, его супруга, тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, таким образом став первой постриженницей обители.

По смерти супруги Иоанн и сам принял иноческий образ с именем Иона. Как и преподобная Васса, он также причислен к лику Псково-Печерских преподобных. Память его и преподобного Марка совершается 29 марта/11 апреля, а преподобной Вассы - 19 марта/ 1 апреля.

Преемник преподобного Ионы иеромонах Мисаил возвел на горе келии и храм, но вскоре монастырь подвергся нападению лифляндцев. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. Когда же святотатцы стали бесчинствовать в Успенском храме монастыря, вышедший из алтарной части огонь изгнал их из обители. Тем временем из Изборска подоспел русский отряд, довершивший уничтожение лифляндцев.

Монастырь долго бедствовал после этого потрясения: набеги, хотя и менее дерзкие, продолжались. Иноземные завоеватели еще не раз пытались стереть обитель с лица земли, так как видели в ней прежде всего оплот Православия и русского влияния на близ живущее местное население балтийских племен (эстов и сету), а также организатора хозяйственной деятельности в крае и, наконец, русский военный опорный пункт.

Расцвет обители в 16 веке

Только через полвека, при игумене Дорофее, вновь поднялась и расцвела обитель: в 20-е годы ХVI века была обновлена и расширена Успенская церковь, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Также возводились другие храмы и монастырские строения. Строительством руководил государев дьяк, обладавший властью полномочного представителя великого князя Московского в Пскове, Мисюрь Мунехин, который повел работы с большим размахом. За заслуги по устроению обители он первым из мирян был похоронен в монастырской пещере.

В 1521 году монастырь обрел чудотворную икону Успения Богоматери “в житии” (с житийными клеймами). Этот образ был написан иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских “торговых людей” Василия и Феодора (Феодор позднее принял постриг с именем Феофил и скончался в обители).

В этот период монастырь переместился с горы вниз, в долину Каменца, келии были поставлены против Успенского храма.

К концу 20-х годов ХVI века, при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: игумен составил общежительный устав по образцу Киево-Печерского, учредил чин церковной службы по преданию древних монастырей, постановив, чтобы богослужение совершалось ежедневно в Успенском соборе. И сегодня свято хранит обитель древние традиции, соблюдая строгий общежительный устав.

Настоящий расцвет обители связан с именем ее игумена преподобномученика Корнилия.

Год от года возрастала известность монастыря. Молва о чудесных исцелениях, получаемых по особому заступлению Царицы Небесной не только православными, но и латинянами, привлекала множество богомольцев; некогда “убогое место” пополнялось драгоценными вкладами, обширными угодьями и вотчинами. Но приношения эти шли не только на нужды обители. Монастырские расходные книги сохранили сведения о материальной помощи, которую монахи постоянно оказывали беженцам во время многочисленных войн. За счет монастырской казны восстанавливались разрушенные захватчиками жилища в окрестных селениях, во время перемирий монастырь выкупал у неприятеля военнопленных. Все прочие монастыри псковской епархии, даже более древние: Мирожский (1156 г.), Снетогорский (ХIII в.), Велико-Пустынский (1404 г.), Спасо-Елеазаровский (1447 г.) - уступали первенство Псково-Печерской обители, а игумены других монастырей теперь производились в его настоятели в знак повышения. Печерские же настоятели поставлялись в епископы.

Противостояние польско-литовскому войку

Приграничное положение обители оставалось опасным. В середине ХVI века усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого ливонского ордена. Это привело к тому, что Псково-Печерский монастырь постепенно становится не только местом спасения христианских душ, не только миссионерским и просветительским центром, но и мощной крепостью северо-западной Руси.

Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Находившиеся в Печерской крепости-монастыре сторожевые войска перехватывали неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу.

29 октября разгневанный польский король Стефан Баторий послал многочисленное войско к монастырю, защитниками которого были всего две-три сотни стрельцов, переселенных из Москвы и положивших начало Печерскому посаду.

5 ноября вражеские войска обстреляли монастырь из пушек и разбили стену возле Благовещенсного храма. Сюда тотчас устремился неприятельский отряд. Теперь уже одна только военная сила не могла спасти обитель, и тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню - древнюю икону Успения Божией Матери. Все осажденные горячо молились Заступнице рода христианского, и Матерь Божия услышала их молитвы. Битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены.

Летопись повествует и о других чудесных событиях, в которых была явлена особая милость Божия к обители. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал в своем дневнике: “Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех, одни говорят, что место заколдовано, другие - что место свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления”.

Чудотворные иконы Божией Матери “Успение” и “Умиление” были посланы к защитникам Пскова, вдохновляя их на ратные подвиги: за 5 месяцев осады неприятель более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял.

В память этого чудесного избавления благодарные печеряне каждый год в 7 неделю по Пасхе ходили крестным ходом с чудотворной иконой “Умиление” во Псков. В 1998 году традиция крестного хода была возобновлена (только икону теперь переносят внутри обители - из Успенского в Михайловский храм и обратно).

В начале ХVII века монастырь пережил множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на западных его рубежах.

Монастырь продолжает катехизаторскую и издательскую деятельность. Еженедельно печорские школьники собираются на занятия Воскресной школы и иконописного класса. Многие из них поют в детско-юношеском хоре.

В Майском микрорайоне города Печеры совершаются богослужения в новопостроенном храме в честь Рождества Христова и Свт. Тихона, Патриарха Московского. При храме также работает воскресная школа, создан детский хор.

На берегу Псковского озера монастырь открыл Приозерный скит. Началось строительство монастырского скита и на берегу Мальского озера.

И ныне в монастыре по милости Божией не угасают светильники истинного благочестия, дивные старцы, которых ныне знает едва ли не весь православный мир: архимандриты Иоанн (Крестьянкин) и Адриан (Кирсанов) – живое предание Церкви, святого Православия и смиренного иноческого жития.

Всей духовной, просветительской деятельностью монастыря руководит Высокопреосвященнейший Евсевий, архиепископ Псковский и Великолукский, священноархимандрит Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря с Духовным Собором старцев благославляя и освящая труды иноков.

И дай, Господи, чтобы по молитвенному заступлению Пречистой Богородицы не пресеклась традиция печерского подвижничества, чтобы и впредь монастырь оставался светлым воплощением идеала Православной Святой Руси.

Loading...Loading...