Кто такой феофан грек кратко. Краткая биография феофана грека

Апостол Павел. 1405 г.


Ф еофан Грек (около 1337- после 1405) относится к крупнейшим мастерам средневековья. Его работы, исполненные в Византии, не сохранились. Все известные его произведения были созданы на Руси и для Руси, где он прожил более тридцати лет. Он познакомил русских с высочайшими достижениями византийской духовной культуры, переживавшей в его время один из последних взлетов.

Немногочисленные сведения о Феофане встречаются в московских и новгородских летописях, но особую ценность представляет письмо, написанное около 1415 г. московским духовным писателем и художником Епифанием Премудрым архимандриту тверского Спасо-Афанасиева монастыря Кириллу. Сообщение Епифания интересно тем, что дает уникальную возможность составить представление о принципах работы мастера. В своем послании он сообщает о хранившемся у него Четвероевангелии, иллюстрированном Феофаном и украшенном изображением храма Святой Софии в Константинополе.

Описание рисунка приведено со многими подробностями. "Когда он все это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту. Сколько бы с ним кто ни беседовал, не мог не подивиться его разуму, его иносказаниям "притчам" и его хитростному строению".

Из послания известно, что Феофан, "родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец", расписал более 40 каменных церквей в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе (Феодосии), а также на Русской земле.

В Новгородской III летописи первая работа Феофана упоминается под 1378 г. Здесь говорится о росписи им новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине-улице - единственной дошедшей до наших дней работе мастера, имеющей документальное подтверждение и доныне остающейся главным источником для суждения о его искусстве.

Фрески церкви сохранились фрагментарно, поэтому восстановить систему ее росписи можно лишь частично. В куполе храма изображена полуфигура Христа Пантократора, окруженная архангелами и серафимами. В барабане - изображения праотцев, среди которых Адам, Авель, Ной, Сиф, Мельхиседек, Енох, пророки Илия, Иоанн Предтеча. На хорах в северо-западной угловой камере (Троицкий придел) изображения сохранились лучше. Придел расписан изображениями святых, композициями "Богоматерь Знамение с архангелом Гавриилом", "Поклонение жертве", "Троица". Манера Феофана ярко индивидуальна, отличается экспрессивностью темпераментом, свободой и разнообразием в выборе приемов. Форма подчеркнуто живописна, лишена детализации, строится с помощью сочных и свободных мазков. Приглушенный общий тон росписи контрастирует с яркими белильными высветлениями, подобно вспышкам молний освещающими суровые, одухотворенные лики святых. Контуры очерчены мощными динамичными линиями. Складки одежд лишены детальной моделировки, ложась широко и жестко, под резкими углами.

Палитра мастера скупа и сдержанна, в ней преобладают оранжево-коричневый, серебристо-голубой, соответствующие напряженному духовному состоянию образов. "Живопись Феофана - это философская концепция в красках, притом концепция достаточно суровая, далекая от обыденного оптимизма. Суть ее составляет идея глобальной греховности человека перед Богом, в результате которой он оказался почти безнадежно удаленным от него и может только со страхом и ужасом ожидать прихода своего бескомпромиссного и безжалостного судьи, образ которого с крайней суровостью взирает на грешное человечество из-под купола новгородского храма",- пишет исследователь русского средневекового искусства В. В. Бычков.

Феофан Грек создает мир, полный драматизма, напряжения духа. Его святые суровые, отстраненные от всего вокруг, углубившиеся в созерцание безмолвия - единственного пути к спасению. Стилю Феофана пытались следовать в Новгороде художники, расписывавшие церковь Федора Стратилата на Ручью, однако в целом индивидуальность мастера оказалась исключительной для Руси - страны, далекой от духовного опыта Византии и искавшей свой путь.

После 1378 г. Феофан, по-видимому, работал в Нижнем Новгороде, но его росписи этого периода до нас не дошли.

Приблизительно с 1390 г. он находился в Москве и недолго в Коломне, где мог расписывать Успенский собор, позже полностью перестроенный. Здесь же, в соборе, хранилась и знаменитая впоследствии святыня - икона "Богоматерь Донская" (на ее обороте - "Успение"), позже перенесенная в Благовещенский собор Московского Кремля (ныне в ГТГ). Ее исполнение некоторые исследователи связывают с творчеством Феофана Грека.

Мастер выполнил несколько росписей в Московском Кремле: в церкви Рождества Богородицы с приделом Святого Лазаря (1395), где Феофан работал вместе с Симеоном Черным, в Архангельском (1399) и Благовещенском (1405) соборах. Последний он расписывал вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца. В Кремле Феофан принимал участие в росписях казнохранилища князя Владимира Андреевича и терема Василия I. Ни одна из этих работ не сохранилась. Не исключено, что Феофан Грек участвовал в создании икон деисусного чина, находящегося в настоящее время в Благовещенском соборе. Однако, как доказано последними исследованиями, этот иконостас не является первоначальным, относящимся к 1405 г., и деисусный чин мог быть перенесен сюда лишь после опустошительного пожара в Кремле, случившегося в 1547 г.

В любом случае иконы "Спас в силах", "Богоматерь", "Иоанн Предтеча", "Апостол Петр", "Апостол Павел", "Василий Великий", "Иоанн Златоуст" обнаруживают такие черты стиля и такое высокое техническое мастерство, которые позволяют предполагать здесь работу великого мастера.

Манера Феофана Грека в иконописи (если согласиться с тем, что иконы деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля написаны Феофаном) значительно отличается от фресковой. Это может быть объяснено спецификой иконописи. Образы деисусного чина внушительны и монументальны. Почти двухметровые фигуры, исполненные внутренней значительности и самоуглубленности, составляют единую композицию, подчиненную одному замыслу - воплотить благодарственную молитву святых Спасу, творцу и владыке небесных сил, и ходатайство их за род человеческий в день Страшного Суда. Эта идея определила иконографическое решение и всей группы в целом, и каждого образа в отдельности. Иконография чина имеет свои истоки в алтарных росписях византийских храмов и теснейшим образом связана с текстами главных молитв литургии. Подобная программа деисусного чина со "Спасом в силах" впоследствии получила распространение в русских иконостасах, но здесь она появляется впервые.

В отличие от фресковой росписи образы икон не столь экспрессивны внешне. Их драматизм и скорбь словно ушли вглубь, выявляясь в мягком свечении ликов, в приглушенных цветах одежд. Каждый лик по типу и выражению эмоционального состояния ярко индивидуален, почти портретен. Контуры фигур более спокойны, в их рисунке яснее видна классическая традиция, уходящая истоками к античности. Иконы написаны виртуозно, с использованием сложных и разнообразных технических приемов, которые под силу лишь выдающемуся мастеру. Среди икон, предположительно связанных с именем Феофана, - "Иоанн Предтеча Ангел пустыни", "Преображение" и "Четырехчастная" (все в ГТГ).

Для увеличения - нажмите на изображение

Апостол Пётр. 1405 г.

Для увеличения - нажмите на изображение

Архангел Гавриил. 1405 г.

Для увеличения - нажмите на изображение

Богоматерь. 1405 г.

Для увеличения - нажмите на изображение

Богоматерь. Икона деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля

Для увеличения - нажмите на изображение

Василий Великий. 1405 г.

Для увеличения - нажмите на изображение

Донская икона Богоматери.1390-е годы

Для увеличения - нажмите на изображение

Иоанн Златоуст. 1405 г.

Годы жизни: ок. 1340- ок.1410

Из биографии

  • Феофан Грек — талантливый иконописец, миниатюрист и мастер монументальной живописи.
  • Выходец из Константинополя. Но именно на Руси он прославился и для Руси он писал свои работы почти 30 лет, здесь он стал известным во всём мире.
  • Начинает работать в Новгороде. В Новгородской летописи его работы упоминаются в 1378г. В ней есть сведения о его росписи новгородской церкви Спаса на Ильине. Эти росписи так понравились, что Грека пригласили в Москву, где он расписывал многие храмы.
  • Это талантливый художник. Им создано много икон, которые составляют сокровищницу русской культуры.

Исторический портрет Феофана Грека

Направления деятельности

Направления деятельности Результаты
Росписи в храмах и церквях. Феофаном Греком было расписано несколько церквей и храмов в Москве, Новгороде. Все они характеризуются особой манерой: и особенностями цвета, и настроением, и изображением ликов святых.

Росписи Феофана Грека

  • Церковь Спаса преображения на Ильине улице в Новгороде, 1378.Самым грандиозным было изображение Спаса Вседержителя на куполе храма.
  • Собор Рождества Богородицы в Москве,1399, совместно с С.Чёрным.
  • Архангельский собор Московского Кремля, 1399.
  • Благовещенский сбор Московского Кремля 1405, совместно мс А.Рублёвым и Прохором из Городца.
Иконопись. Феофан Грек написал несколько икон, которые до сих пор составляют сокровищницу русской культуры. Вот некоторые из них.

Иконы ФеофанаГрека

Икона Донской Божьей матери, 1380(?)

Икона Успение Богородицы, 1380(?)

Преображение, 1408

Украшение книг, создание миниатюр. Феофан Грек рисовал миниатюры к книгам, в основном на красно-коричневом фоне, контуры были тёмными.Словно он хотел передать в цвете бушевавшие страсти людей, сомнения, порывы, раздумья.

Особенности творчества Феофана Грека

  • Феофан Грек обладал индивидуальной, неповторимой манерой письма. Для него характерна экспрессивность, разнообразие методов и приёмов, свобода в их выборе.
  • Его святые изображены суровыми, словно отстранёнными ото всего. Их фигуры несколько удлинённые, что придёт им строгую стройность и величие.
  • Он словно воплотил в красках свою философию, суть которой в следующем: человек греховен, и он со страхом ожидает суда Божьего, Бог строго взирает на человека и на его деяния,
  • Святые на его полотнах полны драматизма. На лицах читается мука, сомнение, стремление к нравственному совершенству, к Богу.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Феофан Грек оказал огромное влияние на развитие иконописи и росписи храмов, внеся в творчество новые мысли, краски, методы.
  • Он стал учителем для многих поколений иконописцев. Одним из талантливых его учеников был Андрей Рублёв.
  • Творчество Феофана Грека наполнило русскую школу живописи новыми красками, стремлением к свободе, к раскрепощению.
  • Разнообразие таланта художника, своеобразие его произведений поставило имя Феофана Грека в один ряд с лучшими мировыми художниками. Его творчество- народное достояние России.

Данный материал можно использовать, готовясь по теме: ЕГЭ С6 (№40) исторический портрет .

Работы Феофана Грека

Церковь Спаса на Ильине в Новгороде. В ней сохранились фрески Ф.Грека.

Троица. Роспись Троицкого придела в церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде. 1378г. Фреска.

О незаурядной личности Феофана Грека (Гречанина) мы знаем благодаря двум историческим персонам и их хорошим отношениям. Это - Кирилл, архимандрит тверского Спасо-Афанасьевского монастыря, и иеромонах Троице-Сергиева монастыря, последователь Сергия Радонежского, а впоследствии составитель его житий Епифаний Премудрый.

В 1408 г. из-за набега хана Едигея иеромонах Епифаний прихватил свои книги и убежал от опасности из Москвы в соседнюю Тверь, а там укрылся в Спасо-Афанасьевском монастыре и сдружился с его настоятелем архимандритом Кириллом.

Вероятно, в тот период настоятель и увидел «церковь Софийскую цареградскую», нарисованную в Евангелии, которое принадлежало Епифанию. Через несколько лет в несохранившемся письме Кирилл, видимо, спросил о рисунках с видами константинопольского собора Святой Софии, которые произвели на него впечатление и запомнились. Епифаний в ответ дал обстоятельное объяснение по поводу их происхождении. Сохранилась копия XVII–XVIII вв. отрывка из этого ответного письма (1413 - 1415 гг.), названного так: «Выписано из послания иеромонаха Епифания, писавшего к некоему другу своему Кириллу».

Епифаний в послании поясняет игумену, что те изображения он собственноручно скопировал у гречина Феофана. И далее Епифаний Премудрый подробно и живописно рассказывает о греческом иконописце. Поэтому мы знаем, что Феофан Грек работал «по воображению», т.е. не смотрел на канонические образцы, а писал самостоятельно по своему усмотрению. Феофан был в постоянном движении, поскольку отходил от стены, оглядывал изображение, сверяя с образом, который сложился в его голове, и продолжал писать. Такая художественная свобода была необычна для русских иконописцев того времени. В процессе работы Феофан охотно поддерживал беседу с окружающими, что не сбивало его с мысли и не мешало его трудам. Епифаний Премудрый, который знал византийца лично и общался с ним, подчеркивал ум и дарование мастера: «муж он живый, преславный мудрок, зело философ хитр, Феофан, гречин, книги изограф нарочитый и живописец изящный во иконописцех».

Ни о семье, ни о том, где и как получил иконописное образование Феофан данных нет. В послании Епифаний указывает только на уже готовые работы византийца. Феофан Грек украсил своими росписями сорок храмов в различных местах: Константинополе, Халкидоне и Галате (предместья Константинополя), Кафе (современная Феодосия), в Новгороде Великом и Нижнем, а также три церкви в Москве и несколько светских зданий.

После работ в Москве имя Феофана Грека не упоминается. Подробности его личной жизни не известны. Дата смерти не точна. Есть предположение, основанное на косвенных признаках, что к старости он удалился на святую гору Афон и закончил свою земную жизнь будучи монахом.

Феофан Грек в Великом Новгороде

Единственными достоверными произведениями русско-византийского мастера считаются только росписи в Новгороде Великом, где он жил и работал некоторое время. Так в Новгородской летописи от 1378 года конкретно указано, что «церковь нашего Господа Иисуса Христа» расписал мастер гречанин Феофан. Речь идёт о церкви Спаса Преображения на Ильине улице, построенной в 1374 году на Торговой стороне города. Византийского мастера для росписи храма позвал, видимо, местный боярин Машков Василий. Предположительно, Феофан прибыл на Русь с митрополитом Киприаном.

Храм Спаса Преображения уцелел, а росписи Грека сохранились лишь частично. Их расчищали несколько десятилетий с перерывами, начав в 1910 году. Фрески, хотя и дошли до нас с утратами, дают представление о Феофане Греке как выдающемся художнике, который принес новые идеи в русскую иконопись. Живописец и искусствовед Игорь Грабарь оценивал приезд в Россию мастеров величины Феофана Грека, как плодотворный внешний импульс в поворотные моменты русского искусства, когда он был особенно нужен. Феофан Грек оказался на Руси, когда государство освобождалось от нашествия татаро-монголов, медленно поднималось и возрождалось.

Феофан Грек в Москве

Московские летописи свидетельствуют о том, что Феофан Грек создавал стенописи кремлёвских храмов в конце 14 – начале 15 века:

  • 1395 год - роспись церкви Рождества Богородицы на сенях в содружестве с Симеоном Черным.
  • 1399 - роспись .
  • 1405 - роспись того , что стоял ранее на месте нынешнего. Благовещенский собор Феофан расписывал вместе с русскими мастерами Прохором с Городца и Андреем Рублевым.

Миниатюра Лицевого летописного свода, 16 век. Феофан Грек и Семён Чёрный расписывают церковь Рождества. Надпись: «В том же году в центре города Москвы была расписана церковь Рождества Пречистой Богородицы и придел святого Лазаря. А мастера - Феодор грек да Семен Черный».

Особенности творчества Феофана Грека

Фрескам Феофана Грека присущ минимализм цветовой гаммы и непроработанность мелких подробностей. Оттого лики святых предстают суровыми, сосредоточенными на внутренней духовной энергии и излучают мощную силу. Пятна белил положены художником так, что создают свет, подобный фаворскому, и акцентируют внимание на важных по смыслу деталях. Мазкам его кисти присуща резкость, точность и смелость нанесения. Персонажи росписей иконописца аскетичны, самодостаточны и углублены в молчаливую молитву.

Творчество Феофана Грека связывают с исихазмом, которое подразумевало непрестанную «умную» молитву, безмолвие, чистоту сердца, преобразующую силу Бога, Царство Божие внутри человека. Через века, следом за Епифанием Премудрым Феофана Грека признают не только гениальным иконописцем, но мыслителем и философом.

Работы Феофана Грека

Достоверных данных нет, но творчеству Феофана Грека обычно приписывают двустороннюю икону «Донской Божией матери» с «Успением Божией Матери» на обороте и деисусный чин иконостаса Благовещенского собора Кремля. Иконостас Благовещенского собора выделяется ещё и тем, что он стал на Руси первым, на иконах которого фигуры святых изображены во весь рост.

Ранее предполагалось, что икона «Преображение Господне» из Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского принадлжеит кисти Феофана Грека и иконописцам мастерской, которую он создал в Москве. Но в последнее время усилились сомнения в его авторстве.

Донская икона Божией Матери. Приписывается Феофану Греку.

Икона «Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор». ? Феофан Грек и мастерская. ?

Феофан Грек. Иисус Пантократор - роспись в куполе церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Великий Новгород.

Феофан Грек. Серафим - фрагмент росписи в церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Великий Новгород.

Феофан Грек. Даниил Столпник - фрагмент росписи в церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Великий Новгород.


В истории России немало случаев, когда приезжий иностранец умножает ее славу и становится национальной гордостью. Так и Феофан Грек, выходец их Византии, грек по происхождению (отсюда и прозвание) стал одним из величайших

Выбор в пользу Руси

Скорее всего, если бы Феофан не решился в корне изменить свою жизнь, приехав вместо Италии в Россию в свите (как предполагается) митрополита Киприана, он так и затерялся бы среди многочисленных византийских художников. Но в Московской Руси он стал первым из блистательной плеяды иконописцев. Несмотря на широкое признание, даты рождения и смерти художника называются приблизительно - 1340-1410 годы.

Недостаток сведений

Известно, что Феофан Грек, биография которого грешит белыми пятнами, родился в Византии, работал как в самом Константинополе, так и в его пригороде - Халкидоне. По сохранившимся в Феодосии (тогдашняя Кафа) фрескам видно, что некоторое время художник работал в генуэзских колониях - Галате и Кафе. Ни одна из его византийских работ не сохранилась, и мировая слава пришла к нему благодаря работам, выполненным в России.

Новое окружение

Здесь ему по жизни и творчеству довелось пересечься со многими великими людьми того времени - Андреем Рублевым, Сергием Радонежским, Дмитрием Донским, Епифанием Премудрым (письмо которого архимандриту Кириллу является основным источником биографических данных великого иконописца) и митрополитом Алексеем. Это сообщество подвижников и просветителей много сделало для славы Руси.

Основной источник сведений о Феофане Греке

Феофан Грек прибыл в Новгород в 1370 году, то есть вполне зрелым мужчиной и сложившимся художником. Он прожил здесь более 30-ти лет, вплоть до самой смерти. Работоспособность его поражает. По свидетельствам того же Епифания Премудрого, Феофан Грек всего расписал 40 церквей. Письмо архимандриту тверского Спасо-Афанасьевского монастыря было написано в 1415 году, после смерти мастера, и до наших дней дошло не в подлиннике, а в списке второй половины XVII века. Существуют и некоторые летописные подтверждения фактам и дополнения. Одно из них сообщает, что в 1378 году по повелению боярина Василия Даниловича «гречанином» Феофаном была расписана Спасо-Преображенская церковь, находящаяся на Торговой стороне Великого Новгорода.

Начало новгородского периода

Фрески Феофана Грека на стенах этого монастыря стали его первой упомянутой в документах работой на Руси. Они, даже сохраненные фрагментарно, находясь в очень неплохом состоянии, дошли до нашего времени, и относятся к ряду величайших шедевров средневекового искусства. В наилучшем состоянии находится роспись купола и стен, где располагались хоры Троицкого придела. В изображенных фигурах “Троицы» и Макария Египетского очень ярко видна своеобразная манера письма, которой обладал гениальный Феофан Грек. В куполе сохранилась погрудное изображение которое является самым грандиозным. Кроме того, частично сохранилась фигура Богоматери. А в барабане (часть, поддерживающая купол) - изображения и Иоана Предтечи. И этим особо ценны эти фрески, так как, к сожалению, созданные на протяжении ряда последующих лет работы не подтверждены документально и оспариваются некоторыми исследователями. Вообще, все монастыря выполнены в безусловно новой манере - легко и широкими, свободными мазками, цветовая гамма сдержана, даже скупа, главное внимание уделено лицам святых. В манере письма Феофана Грека ощущается его особая философия.

Способность Руси к возрождению

Еще не было великой победы Дмитрия Донского, набеги Золотой Орды продолжались, горели русские города, разрушались храмы. Но тем и сильна Россия, что она возрождалась, отстраивалась, и становилась еще красивее. В росписях восстановленных монастырей принимал участие и Феофан Грек, который с 1380 года работал в Нижнем Новгороде, в полностью сожженной в 1378 году столице Суздольско-Нижекородского княжества. Предположительно, он мог принимать участие в росписях Спасского собора и Благовещенского монастыря. А уже в 1392 году художник трудится в по просьбе великой княгини Евдокии, жены князя Дмитрия. Позднее собор неоднократно перестраивался, и фрески не сохранились.

Переезд а Москву

Феофан Грек, биография которого, к сожалению, очень часто связана со словом «предположительно», после Коломны перебирается в Москву. Здесь, и это подтверждают Троицкие летописи и небезызвестное письмо, он расписывает стены и украшает три храма. В это время у него уже была своя школа, ученики и последователи, с которыми при активном участии известного московского иконописца Симеона Черного в 1395 году Феофан расписывает стены церкви Рождества Богоматери и придел Святого Лазаря в Кремле. Все работы осуществлялись по заказу все той же великой княгини Евдокии. И опять надо констатировать, что церковь не сохранилась, существующий ныне Большой стоит на ее месте.

Злой рок, преследующий работы мастера

Признанный гений средневековья, иконописец Феофан Грек вместе с учениками приступает в 1399 году к украшению Архангельского собора, полностью сожженного ханом Золотой Орды и Тюменского княжества - Тохтамышем. Из письма Епифания известно, что мастер изобразил на стенах храма московский Кремль со всеми его церквями. Но во второй половине XVI века итальянский архитектор Алевиз Новый разбирает храм и строит одноименный новый, сохранившийся до наших дней.

Искусство Феофана Грека в большинстве своем представлено фресками, так как он до конца своих дней расписывал стены церквей. В 1405 году его творческий путь пересекается с деятельностью Андрея Рублева и его учителя - «старца с Городца», так назыви московского иконописца Прохора с Городца. Эти три известнейших мастера своего времени вместе создавали соборный храм Василия I, что в Благовещенском соборе.

Фрески не сохранились - придворная церковь была, естественно, перестроена.

Безусловные свидетельства

Что же сохранилось? Какую память о себе оставил потомкам великий Феофан Грек? Иконы. По одной из существующих версий, сохранившийся до наших дней иконостас был первоначально написан для Успенского собора в Коломне. А после пожара 1547 года был перенесен в Кремль. В том же соборе находилась «Богоматерь Донская», икона со своей биографией. Являясь одним из многих модификаций «Умиления» (другое название - «Радость всех радостей»), образ овеян легендой о своей удивительной помощи в победе, одержанной войском великого князя Дмитрия над полчищами Золотой Орды в 1380 году. После Куликовской битвы и князь, и икона-покровительница получили приставку «Донской» и «Донская». Сам образ двухсторонний - с обратной стороны существует «Успение Богоматери». Бесценный шедевр хранится в Третьяковской галерее. Проведено много анализов, и можно утверждать, что ее автор, безусловно, Феофан Грек. Иконы «Четырехзначная» и «Иоанн Предтеча - Ангел пустыни с житием» принадлежат мастерской иконописца, но его личное авторство оспаривается. К работам мастеров его школы можно отнести икону довольно больших размеров, написанную в 1403 году - «Преображение».

Скудость биографических данных

Действительно, очень мало существует документально подтвержденных работ великого мастера. Но Епифаний Премудрый, знавший его лично, друживший с ним, так искренне восхищается талантом, разноплановостью дарования, широтой знаний, что не верить его свидетельствам невозможно. Спас Феофана Грека часто приводят в пример как работу греческой школы с ярко выраженной византийской манерой письма. Эта фреска, как уже отмечалось выше, является самой грандиозной из всех обнаруженных в 1910 году сохранившихся фрагментов настенных росписей Новгородского собора. Она является одним из известных во всем мире великих памятников зодчества средневековой Руси. Еще один образ Спаса, который относится к работам мастера, находится в Кремле на Благовещенском иконостасе.

Одна из великих «Троиц»

Среди фресок этого собора находится еще один шедевр мирового значения, автор которого Феофан Грек. «Троица» прекрасно сохранилась и находится на хорах. Канонический сюжет «Гостеприимство Авраама» лежит в основе этого произведения, хотя его фигура на фреске не сохранилась, «Троица» заслуживает до сих пор неосуществленного подробного изучения. В своем письме Епифаний восхищается многими талантами Феофана Грека - даром рассказчика, талантом умного собеседника, необыкновенной манерой письма. По свидетельствам этого человека, Грек, кроме всего прочего, обладал талантом миниатюриста. Его и характеризуют как иконописца, мастера монументальной фресковой росписи и миниатюриста. «Он был книги изографом нарочитым» - так звучит эта похвала в подлиннике. Авторство миниатюр из Псалтыри, принадлежащей Ивану Грозному и хранящейся в Троицко-Сергиевой лавре, приписывают Феофану Греку. Он же, по предположению, является миниатюристом «Евангелия Федора Кошки». Пятый сын прямой предок Романовых, был покровителем Феофана Грека. Книга великолепно оформлены. Поражают ее искусные заставки и инициалы, выполненные золотом.

Самобытность Феофана Грека

До Феофана многие иконописцы, да и его современники, в изготовлении своих работ опирались в первую очередь на прориси (тонкий контур, сделанный предварительно с оригинала). А свободная манера письма Грека удивляла и покоряла многих - «он же, казалось, руками писал роспись» - восхищается Епифаний, называя его «дивным мужем». Он, безусловно, обладал ярко выраженной творческой индивидуальностью. Не известна точная дата смерти гения, кое-где говорится даже, что он умер после 1405 года. В 1415 году автор знаменитого письма упоминает Грека в прошедшем времени. Стало быть, его уже не было в живых. И похоронен Феофан, опять-таки предположительн, где-то в Москве. Все это очень печально и говорит лишь о том, что Россия всегда переживала очень много смутных времен, в продолжение которых врагами уничтожалась сама память о людях, составивших ее славу.

Мнение В. Лазарева

Для того чтобы проследить основные этапы творчества Феофана Грека, необходимо изучить культурно-историческую обстановку, которая оказывала влияние на формирование его как человека и художника, выяснить его значимость в византийской культуре XIV века, причины, побудившие эмигрировать, а также понять, какое влияние оказала на византийского мастера русская среда.

Феофан Грек, родившийся в 30-х годах XIV столетия, вступил в полосу сознательной жизни в самый разгар «исихастских споров». Он, несомненно, слышал разговоры о природе Фаворского света, о божественных энергиях, о сообщимости божества человеку, об «умной» молитве. Возможно, что он даже принимал участие в этих дискуссиях, волновавших умы византийского общества. Свидетельство Епифания о том, что Феофан был «преславным мудрецом, философом зело хитрым», говорит о начитанности художника и широте его духовных запросов. Но каково было прямое отношение Феофана к исихазму, - это нам остается неизвестным. Одно можно утверждать с уверенностью - он не мог остаться незатронутым крупнейшим идейным движением его времени. Суровость феофановских образов, их особая одухотворенность, их порой преувеличенная экстатичность - все это связано с исихазмом, все это вытекает из существа исихастского учения. Однако произведения Феофана свидетельствуют и о другом: они непреложно говорят о глубокой неудовлетворенности мастера этим учением. Феофан не замкнулся в церковной догме, а, наоборот, во многом преодолел ее. Он мыслил гораздо более свободно, чем исихасты. И по мере того как он удалялся в своих странствованиях от Константинополя, все более широким делался его кругозор и все более независимыми становились его убеждения.

Творческому росту Феофана немало должна была способствовать его работа в Галате, где он вплотную соприкоснулся с западной культурой. Он бродил по узким уличкам Галаты, любовался красотой ее палаццо и храмов, знакомился с произведениями итальянского мастерства, видел роскошно одетых генуэзских купцов, наблюдал необычные для византийца свободные западные нравы, следил за прибывавшими в порт галерами, привозившими товары из Италии. Жизнь этой генуэзской колонии, являвшейся мощным форпостом раннеитальянского капитализма, была полна деловитости. И как раз этим она резко отличалась от экономического уклада византийского общества, которое никуда не спешило и продолжало жить по старинке. Вероятно, Феофан, как человек выдающегося ума, должен был понять, что центр мировой политики неукоснительно перемещается из Византии в торговые итальянские республики и что Ромейская держава клонится к быстрому упадку. Созерцая с крепостных башен Галаты Золотой Рог и раскинувшийся на его берегу Константинополь, лучшие здания которого после погрома, учиненного крестоносцами, лежали в развалинах либо были запущены и заброшены, Феофан имел полную возможность сравнивать нищавшую столицу своей некогда великой родины с быстро разраставшейся и богатейшей генуэзской колонией, которая, подобно спруту, протягивала свои щупальца во всех направлениях, основывая одну за другой мощные фактории в странах Востока и на побережье Черного моря. И это сопоставление должно было породить в душе Феофана глубокую горечь. В Галате он хлебнул от той новой жизни, которая несла с собой свежие веяния раннего гуманизма.

Соприкоснувшись с западной культурой, Феофан мог избрать для себя два пути: либо остаться в Византии и с головой окунуться в бесконечные теологические споры о природе Фаворского света, либо же эмигрировать в Италию, как это делали многие из его собратьев и как это позднее сделали примкнувшие к итальянским гуманистам Мануил Хрисолор и Виссарион Никейский. Феофан не пошел ни по одному из этих путей. Неудовлетворенный сложившейся в Византии обстановкой, он решил покинуть свою родину. Но он направил свои стопы не на запад, а на восток - сначала в Каффу, а затем на Русь. И здесь его творчество вступило в новую фазу развития, которая была бы невозможна в фанатичной и нетерпимой Византии, где его переросшее узкоконфессиональные рамки искусство, несомненно, рано или поздно подверглось бы остракизму.

Была еще одна причина, толкнувшая Феофана на эмиграцию. Хотя его деятельность развернулась во второй половине XIV века, когда в Византии уже победил новый, враждебный раннепалеологовскому неоэллинизму стиль, Феофан продолжал оставаться целиком связанным со свободными живописными традициями первой половины века. В какой-то мере он был последним представителем больших традиций раннепалеологовского искусства.

И поэтому он должен был особенно остро ощущать кризис последнего. Надвигавшаяся академическая реакция с ее узкомонашеским духом не могла не испугать Феофана, так как она шла вразрез с его художественными взглядами. Кто хотя бы раз видел феофановские росписи в церкви Спаса Преображения, с их столь ярко выраженной живописностью, и мысленно сравнивал их с сухими, вымученными работами константинопольской школы второй половины XIV века, тому сразу станет очевидной глубокая пропасть, лежащая между этими памятниками. К великому счастью Феофана, его искусство было запоздалым цветком на иссохшей ниве византийской художественной культуры, таким же запоздалым, какими явились философия Джордано Бруно или гуманизм Шекспира по отношению к эпохе Возрождения. С аналогичными процессами неравномерного развития постоянно приходится сталкиваться в истории. И лишь учитывая своеобразие подобного рода явлений, можно отвести правильное исторргаеское место искусству Феофана Грека.

Обрисованная нами историческая ситуация, сложившаяся в Византии к 40-60-м годам XIV века, во многом объясняет причины эмиграции Феофана из Византии. Он бежал от надвигавшейся церковной и художественной реакции, бежал от того, что было глубоко враждебно его взглядам и убеждениям. Если бы Феофан не покинул Византию, то он, вероятно, превратился бы в одного из тех безликих эпигонов византийской живописи, от работ которых веет холодом и скукой. Уехав же на Русь, Феофан обрел здесь такое широкое поле деятельности и такое терпимое отношение к своим смелым новшествам, каких он никогда не смог бы найти в материально и духовно обнищавшей Византии.

Епифаний сообщает, что Феофан до приезда в Новгород работал в Константинополе, Халкидоне, Галате и Каффе. Халкидон и Галата расположены поблизости от столицы Византийской империи (Галата, строго говоря, даже является одним из ее кварталов), Каффа же лежит на пути из Константинополя в Россию. Казалось бы, это свидетельство писателя, хорошо информированного о жизни художника, не оставляет никаких сомнений относительно принадлежности Феофана к константинопольской школе. Тем не менее была разработана весьма искусственная и совсем неубедительная теория, согласно которой Феофан вышел не из цареградской, а из критской школы. Эта теория, впервые развитая Милле, нашла признание у Диля и Брейе. Позднее «критская» теория сменилась еще менее обоснованной «македонской» теорией. Последняя была выдвинута Б.И. Пуришевым и Б.В. Михайловским, произвольно сделавшими из Феофана македонского мастера. Лишь М.В. Алпатов, Д.В. Айналов и Тальбот Райе твердо рассматривали Феофана как константинопольского художника. Так как вопрос о том, из какой школы вышел Феофан, является отнюдь не праздным, поскольку от того или иного его решения зависит наше понимание общего процесса развития византийской живописи, то на этом вопросе следует подробно остановиться, иначе перед нами возникнет вполне реальная опасность неверно осветить проблему школ и художественных традиций в византийском искусстве XIV века.

Милле первым связал Феофана с критской школой, которая приобрела в его капитальном труде об иконографии евангелия совсем не подобающее ее реальному удельному весу значение. По-видимому, Милле шел при реконструкции критской школы по стопам Н.П. Кондакова и Н.П. Лихачева. Вполне даже возможно, что мысль о принадлежности Феофана к критской школе была ему подсказана следующим беглым замечанием Н.П. Лихачева: «Феофан, сотрудник и едва ли не учитель Рублева, был новатором и представителем той неовизантийской, позднее итало-греко-критской школы, с которой связан тип «Умиления». Как бы то ни было, но, отнеся Феофана к критской школе и приписав одновременно три фресковых цикла Новгорода (церковь Успения на Волотовом поле, церковь Феодора Стратилата, церковь в Ковалеве) македонской школе, Милле и следующий по его стопам Диль впали тем самым в величайшее противоречие, на что обратил в свое время внимание уже П.П. Муратов: три памятника одного направления и одного живописного стиля (росписи Спаса Преображения, церкви Успения на Волотовом поле и Феодора Стратилата) оказались совершенно произвольно распределенными между двумя школами, в корне друг от друга отличными, - критской и македонской. Такое положение вещей могло получиться только потому, что в основу своего деления памятников по школам Милле положил не стилистический, а иконографический принцип. Если бы почтенный французский ученый основывал свое суждение на непосредственном знании новгородских росписей, он убедился бы, что все эти три фресковых цикла вышли из одной школы - из школы Феофана Грека, который не имел никакого отношения ни к Криту, ни к Македонии, а был типичным представителем столичной константинопольской манеры...

Уже одно письмо Епифания не оставляет никаких сомнений относительно принадлежности Феофана к константинопольской школе. Мастер, который расписал множество храмов в самом Цареграде, в Халкидоне и Каффе, вряд ли попал сюда с Крита или из Македонии, тем более что оба эти места были провинцией по сравнению со столицей. Замечательное искусство Феофана отмечено чисто столичной печатью, оно дышит столичным духом. И ближайшие стилистические аналогии это искусство находит себе в константинопольских памятниках, а отнюдь не в произведениях критских и македонских мастеров.

Если взять наиболее характерные для Феофана Грека образы праотцов из церкви Спаса Преображения в Новгороде и попытаться найти им самую близкую аналогию среди памятников византийского мастерства, то таковой, несомненно, явятся патриархи из южного купола внутреннего нарфика Кахриэ Джами. Хотя фигуры патриархов выполнены здесь в мозаичной технике, тем не менее они настолько близки как по общему своему духу, так и по деталям к феофановским святым, что сразу же отпадают всякие сомнения относительно столичного происхождения нашего мастера. В мозаиках Кахриэ мы сталкиваемся с такой же величавой суровостью образов, с такой же свободой композиционных решений, с такими же смелыми асимметрическими сдвигами. Особую типологическую близость к феофановским праотцам обнаруживают фигуры Адама, Сифа, Ноя, Евера, Леви, Иссахара, Дана, Иосифа. Немало точек соприкосновения с феофановскими образами имеется и у некоторых фигур пророков и царей израильских в северном куполе того же внутреннего нарфика (ср., например, фигуры Аарона, Ора и Самуила).

Хотя манера письма Феофана исключительно индивидуальна, все же и для нее можно найти прямые источники в памятниках константинопольской школы. Это прежде всего фрески трапезной Кахриэ Джами, возникшие тогда же, когда были исполнены и мозаики, т.е. во втором десятилетии XIV века. Здесь головы отдельных святых (особенно Давида Солунского) кажутся как бы вышедшими из-под кисти Феофана. Они написаны в энергичной, свободной манере письма, основанной на широком применении смелых мазков и так называемых отметок, с помощью которых моделируются лица. Эти блики и отметки особенно активно используются в отделке лба, скул, гребня носа. Сам по себе данный прием не нов, он весьма распространен в живописи XIV века, преимущественно первой его половины. Что сближает росписи Кахриэ Джами и фрески Феофана это замечательная точность в распределении бликов, всегда попадающих в нужное место, благодаря чему форма приобретает крепость и конструктивность. В памятниках провинциального круга (как, например, в росписях пещерного храма Теоскепастос в Трапезунде) мы никогда не найдем подобной точности моделировки. Лишь познакомившись с такими провинциальными работами, окончательно убеждаешься в столичной выучке Феофана, который в совершенстве овладел всеми тонкостями константинопольского мастерства.

На константинопольскую школу указывают и основные принципы феофановского искусства - напряженный психологизм образов, необычайная острота индивидуальных характеристик, динамическая свобода и живописность композиционных построений, изысканный «тональный колорит», преодолевающий пеструю многоцветность восточной палитры, наконец, незаурядное декоративное чутье, восходящее к лучшим традициям цареградской живописи. Всеми этими гранями своего искусства Феофан выступает перед нами как столичный художник, живущий эстетическими идеалами константинопольского общества. И сила его состоит в том, что он отправляется не от второго, а от первого этапа в развитии палеологовской живописи, когда последняя была еще проникнута живым творческим духом. Поэтому большим приобретением для русской художественной культуры был приезд к нам такого мастера, который явился носителем того лучшего, что породил цареградский неоэллинизм XIV века.

Литература: Алпатов Л.В. и др. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. Изд. 3-е, испр. и доп. Москва, "Просвещение", 1969.

П роизведения Феофана Грека. И коны, фрески, росписи

Апостол Пётр. 1405.


Апостол Пётр. 1405. Фрагмент
Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса
Благовещенского собора Московского Кремля

Для просмотра крупного изображения
нажмите на маленькое изображение

Иоанн Креститель. 1405
Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса
Благовещенского собора Московского Кремля

Для просмотра крупного изображения
нажмите на маленькое изображение

Иоанн Креститель. 1405. Фрагмент
Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса
Благовещенского собора Московского Кремля

Для просмотра крупного изображения
нажмите на маленькое изображение

Богоматерь. 1405
Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса
Благовещенского собора Московского Кремля

Для просмотра крупного изображения
нажмите на маленькое изображение

Богоматерь. 1405. Фрагмент
Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса
Благовещенского собора Московского Кремля

Для просмотра крупного изображения
нажмите на маленькое изображение

Преображение Господне, 1403

Для просмотра крупного изображения
нажмите на маленькое изображение

Апостол Павел. 1405
Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса
Благовещенского собора Московского Кремля

Для просмотра крупного изображения
нажмите на маленькое изображение

Апостол Павел. 1405. Фрагмент
Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса
Благовещенского собора Московского Кремля

Для просмотра крупного изображения
нажмите на маленькое изображение

Успение Богоматери, XIV век
Государственная Третьяковская Галерея

Для просмотра крупного изображения
нажмите на маленькое изображение

Архангел Гавриил. 1405
Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса
Благовещенского собора Московского Кремля

Для просмотра крупного изображения
нажмите на маленькое изображение

Архангел Гавриил. 1405. Фрагмент
Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса
Благовещенского собора Московского Кремля

Для просмотра крупного изображения
нажмите на маленькое изображение

Иисус Пантократор
Роспись в куполе церкви Спаса Преображения,
Ильина улица, Новгород, 1378 г.

Для просмотра крупного изображения
нажмите на маленькое изображение

Богоматерь Донская. Около 1392
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Для просмотра крупного изображения
нажмите на маленькое изображение

Василий Великий. 1405. Фрагмент
Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса
Благовещенского собора Московского Кремля

Для просмотра крупного изображения
нажмите на маленькое изображение

Иоанн Златоуст. 1405. Фрагмент
Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса
Благовещенского собора Московского Кремля

Для просмотра крупного изображения
нажмите на маленькое изображение

Пророк Гедеон. 1405
Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса
Благовещенского собора Московского Кремля

Для просмотра крупного изображения
нажмите на маленькое изображение

Фреска Праотец Исаак
Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса
Благовещенского собора Московского Кремля

Для просмотра крупного изображения
нажмите на маленькое изображение

Спас в силах. 1405
Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса
Благовещенского собора Московского Кремля

Для просмотра крупного изображения
нажмите на маленькое изображение

Фреска Архангел, 1378
Ильина улица, Новгород

Для просмотра крупного изображения
нажмите на маленькое изображение

Фреска Авель, 1378
Фрагмент фрески в Церкви Преображения,
Ильина улица, Новгород

Для просмотра крупного изображения
нажмите на маленькое изображение

Даниил Столпник, 1378
Фрагмент фрески в Церкви Преображения,
Ильина улица, Новгород

Для просмотра крупного изображения
нажмите на маленькое изображение

Архангел Михаил. 1405
Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса
Благовещенского собора Московского Кремля

Для просмотра крупного изображения
нажмите на маленькое изображение

Фрамент фрески, 1378
Фрагмент фрески в Церкви Преображения,
Ильина улица, Новгород

Для просмотра крупного изображения
нажмите на маленькое изображение

Фрамент фрески, 1378
Фрагмент фрески в Церкви Преображения,
Ильина улица, Новгород

Для просмотра крупного изображения
нажмите на маленькое изображение

Ветхозаветная Троица, 1378
Фрагмент фрески в Церкви Преображения,
Ильина улица, Новгород

Для просмотра крупного изображения
нажмите на маленькое изображение

Феофан Грек . появился в Новгороде в 70х годах 14 века.Он был одним из тех великих византийских эмигрантов, к числу которых принадлежал и критянин Доменико Теотокопули, прославленный Эль Греко. Нищавшая Византия была уже не в состоянии обеспечить работой своих многочисленных художников. К тому же политическая и идейная обстановка все менее благоприятствовала подъему византийского искусства, вступившего со второй половины XIV века в полосу кризиса. Победа исихастов привела к усилению нетерпимости и к укреплению догматического образа мышления, постепенно подавившего слабые ростки гуманизма раннепалеологовской культуры. В этих условиях лучшие люди Византии покидали свою родину в поисках приюта на чужбине. Именно так поступил и Феофан Грек. В вольном Новгороде, среди далеких русских просторов, он обрел ту творческую свободу, которой ему так не хватало в Византии. Лишь здесь вышел он из-под ревнивой опеки греческого духовенства, лишь здесь развернулось во всю ширь его замечательное дарование.

Сохранилось интереснейшее письмо известного древнерусского писателя Епифания к его другу Кириллу Тверскому 35 . В этом послании, написанном около 1415 года, содержатся весьма ценные сведения относительно жизни и творчества Феофана Грека, которого Епифаний хорошо знал лично. Из сопоставления летописных известий с сообщаемыми Епифанием фактами явствует, что Феофан был одновременно и живописцем и миниатюристом, что он приехал на Русь уже зрелым мастером (иначе ему не дали бы расписывать церкви в Константинополе и ряде других византийских городов), что он работал не только в Новгороде и Нижнем, но и в великокняжеской Москве, куда он попал не позднее середины 90-х годов и где он сотрудничал с Андреем Рублевым, что он повсюду вызывал удивление живостью и остротой ума и смелостью живописных дерзаний. Послание Епифания позволяет сделать еще один важный вывод. Оно не оставляет сомнений относительно константинопольского происхождения Феофана, так как все упоминаемые Епифанием города, в которых художник работал до приезда на Русь, прямо указывают на Царьград как на его родину. Помимо самого Константинополя это Галата - генуэзский квартал византийской столицы; это расположенный на противоположной стороне устья Босфора Халкидон; это, наконец, генуэзская колония Каффа (теперешняя Феодосия), лежащая на пути из Константинополя в Россию. Теснейшее стилистическое сродство выполненной Феофаном росписи Спаса на Ильине с фресками пареклесия и мозаиками внутреннего нарфика Кахрие джами (южный и северный купола) только подтверждает свидетельство Епифания о константинопольском происхождении художника. Приехав на Русь, Феофан выступил здесь продолжателем не позднепалеологовских с. 178
с. 179
¦ традиций, отмеченных печатью сухого, бездушного эклектизма, а передовых раннепалеологовских, еще достаточно живо связанных с «палеологовским Ренессансом», который достиг наивысшего расцвета на протяжении первой половины XIV века. И получилось так, что Феофан посеял сначала в Новгороде, а затем и в Москве те семена, которые на иссушенной почве Византии уже не могли дать богатых всходов.

35 См.: Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961, с. 111–112.

Приехав в Новгород, Феофан, естественно, начал внимательно приглядываться к местной жизни. Он не мог равнодушно пройти мимо тех широких еретических движений, которые с такой силой развернулись в этом крупном ремесленном центре. Как раз в годы появления Феофана Грека в Новгороде здесь распространилась ересь стригольников, направленная своим острием против церковной иерархии. Соприкосновение с трезвой новгородской средой и такими идейными движениями, как стригольничество, должно было внести в творчество Феофана свежую струю. Оно помогло ему отойти от византийского догматизма, расширило его горизонты и научило мыслить не только более свободно, но и более реалистически. Этому же научило его новгородское искусство. Вероятно, в первую очередь привлекли его внимание замечательные новгородские росписи XII века, которые не могли не поразить его мощью и силой своих образов, а также смелостью живописных решений. Возможно, Феофан побывал и в Пскове, иначе трудно было бы объяснить столь разительное сходство между снетогорскими фресками и собственными его работами. Знакомство с такого рода произведениями способствовало приобщению Феофана к тому лаконичному, сильному и образному художественному языку, который так нравился новгородцам и псковичам.


[Цв. ил.] 80. Серафим. Фреска в куполе

[Цв. ил.] 81. Троица. Фреска в камере на хорах. Деталь

[Цв. ил.] 82. Ангел из Троицы. Фреска в камере на хорах Деталь

[Цв. ил.] 86. Рождество Христово. Фреска на южной стене. Деталь
Феофан Грек. Фрески церкви Спаса Преображения, Новгород. 1378 г.

Единственная из сохранившихся на русской почве монументальных работ Феофана - фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Эта церковь была построена с. 179
с. 180
¦ в 1374 году 36 и расписана четыре года спустя «по велению» боярина Василия Даниловича и жителей Ильиной улицы 37 . Роспись церкви Спаса дошла до нас в сравнительно хорошем, но, к сожалению, фрагментарном виде. В апсиде уцелели обрывки святительского чина и Евхаристии, на южном алтарном столбе - часть фигуры Богоматери из сцены Благовещения, на сводах и примыкающих стенах - фрагменты евангельских сцен (Крещение, Рождество Христово, Сретение, Проповедь Христа апостолам), на восточной стене - Сошествие Св. Духа, на стенах и арках - полустершиеся остатки фигур и полуфигур святых, в куполе - Пантократор, четыре архангела и четыре серафима, в простенках барабана - праотцы Адам, Авель, Ной, Сиф, Мельхиседек, Енох, пророк Илия и Иоанн Предтеча. Самые значительные и лучше всего сохранившиеся фрески украшают северо-западную угловую камеру на хорах (в одной рукописи XIV века она именуется Троицким приделом). По низу камеры шел орнаментальный фриз из платов, выше располагались фронтально поставленные фигуры святых, полуфигура Знамения с изображением архангела Гавриила (на южной стене, над входом) и престол с подходящими к нему четырьмя святителями на восточной и прилегающих к ней стенах; по-видимому, здесь была представлена популярная в XIII–XIV веках композиция Поклонение жертве: на престоле стоял дискос с лежащим на нем обнаженным младенцем Христом. Над вторым регистром тянулся узкий декоративный фриз, состоявший из диагонально лежащих кирпичиков, написанных с соблюдением всех правил перспективы. Наверху шел главный и лучше всего сохранившийся пояс с пятью столпниками, ветхозаветной Троицей, медальонами с Иоанном Лествичником, Арсением и Акакием и фигурой Макария Египетского.

36 I Новгородская летопись под 1374 годом [Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов, с. 372].

37 III Новгородская летопись под 1378 годом [Новгородские летописи. (Так названные Новгородская вторая и Новгородская третья летописи), с. 243]. М. К. Каргер (К вопросу об источниках летописных записей о деятельности зодчего Петра и Феофана Грека. - Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) Академии наук СССР, XIV. М.–Л., с. 567–568) полагает, что в основе свидетельства поздней III Новгородской летописи лежит утраченная старая надпись, находившаяся в церкви Спаса Преображения.

Мы лишены возможности восстановить в деталях декоративное убранство церкви, так как от него уцелели лишь незначительные фрагменты. Несомненно, фрески ниже основания барабана с. 180
с. 181
¦ шли пятью расположенными один над другим регистрами, причем своды и люнеты были украшены евангельскими сценами; во втором регистре находились большие медальоны с полуфигурами пророков (сохранились остатки медальонов). От третьего регистра до нас дошли фрагменты стоящих фигур. Четвертый и пятый регистры были заняты изображениями различных святых (раскрыты остатки двух фигур воинов на западном простенке северного рукава).

Дошедшие до нас фрагменты фресок не позволяют составить полное представление о том, как компоновались эти фризы. И тут нам приходит на помощь роспись камеры, дающая возможность восстановить в силу своей относительно хорошей сохранности композиционные приемы Феофана Грека. Что поражает в росписи угловой камеры - это необычайная свобода композиционных построений. В пределах второго пояса фронтально стоящие фигуры святых смело сопоставлены с полуфигурой Знамения и повернутыми к алтарю фигурами святителей; в пределах верхнего пояса медальоны чередуются с фигурами в рост и с многофигурной композицией Троицы. Это вносит в роспись тревожный, беспокойный ритм. Статичное и однообразное рядоположение фронтально поставленных фигур, столь излюбленное мастерами XII века, сознательно нарушается Феофаном ради такой трактовки, в которой моменты эмоционального порядка могли бы получить наиболее полное выражение. Написанные им фигуры как бы выплывают из неярких серебристо-голубых фонов, они кажутся случайно разбросанными по плоскости стены, в их асимметрическом размещении есть свой глубокий смысл, поскольку этот нервный - то учащенный, то замедленный - ритм способствует созданию впечатления драматической напряженности. Божество как бы предстает зрителю в «грозе и буре», готовое в любое мгновение исчезнуть, чтобы затем вновь явиться, но уже в ином виде и при ином освещении.


[Цв. ил.] 87. Столпник Симеон Старший. Фреска в камере на хорах
[Цв. ил.] 88. Иоанн Лествичник. Фреска в камере на хорах

Святые Феофана отличаются острыми характеристиками. Его Ной, Мельхиседек, столпники, Акакий, Макарий Египетский, даже его Пантократор - все это образы такого индивидуального склада, что их невольно воспринимаешь как портреты, и притом портреты чисто реалистического толка. Но им присуща и одна общая черта - суровость. Всеми своими помыслами они устремлены к Богу, для них «мир во зле лежит», они непрестанно борются с обуревающими их страстями. И их трагедия в том, что борьба эта дается им дорогой ценой. Они уже утратили наивную веру в традиционные догмы; для них обретение веры есть дело тяжелого нравственного подвига; им надо всходить на высокие столпы, чтобы отдалиться от «злого мира» и приблизиться к небу, чтобы подавить свою плоть и свои греховные помыслы. Отсюда их страстность, их внутренний пафос. Могучие и сильные, мудрые и волевые, они знают, что такое зло, и они знают те средства, которыми надо с ним бороться. Однако они познали также соблазны мира. Из этих глубочайших внутренних противоречий рождается их вечный разлад. Слишком гордые, чтобы поведать об этом ближнему, они замкнулись в броню созерцательности. И хотя на их грозных лицах лежит печать покоя, внутренне в них все клокочет и бурлит.

В век, когда еретические движения разлились широким потоком по территории Западной и Восточной Европы, страстное, остросубъективное искусство Феофана должно было пользоваться большим успехом. При взгляде на его святых многие вспоминали, вероятно, свои собственные переживания. Феофану удалось с редкой художественной убедительностью воплотить в святых те противоречивые средневековые идеалы, которые стояли на грани распада и которые были подвергнуты в ближайшие десятилетия коренной переоценке. В своей трактовке образа святого Феофан ярко отразил «брожения века». Тем самым его творчество несло в себе семена нового, того, чему принадлежало будущее.

Феофан Грек вышел из традиций раннепалеологовской художественной культуры. Отсюда он почерпнул свою блестящую живописную технику. Однако он довел ее до такого совершенства, что она обрела в его руках новое качество, отмеченное индивидуальной печатью. Пишет Феофан в резкой, решительной, смелой манере. Он лепит свои фигуры энергичными мазками, со сказочным мастерством накладывая поверх темной карнации сочные белые, голубоватые, серые и красные блики, придающие его лицам необычайную живость и ту напряженность выражения, с. 181
с. 182
¦ которая обычно так волнует, когда смотришь на его святых. Эти блики далеко не всегда кладутся Феофаном на выпуклые, выступающие части. Нередко можно их найти на наиболее затененных частях лица. Поэтому их и нельзя сравнивать с тречентистской светотеневой моделировкой, в которой распределение света и тени подчинено строгой эмпирической закономерности. Феофановский блик - это могучее средство для достижения нужного эмоционального акцента, это тонко продуманный прием усиления экспрессии образа. Приходится поражаться, с какой бесподобной уверенностью пользуется им Феофан. Его блики всегда попадают в нужную точку, не отклоняясь ни на одну сотую миллиметра, в них всегда есть своя глубокая внутренняя логика. И не случайно избегает Феофан ярких, пестрых красок, которые могли бы нейтрализовать импульсивность его бликов. Феофановская колористическая гамма скупа и сдержанна. Мастер предпочитает приглушенные, звучащие как бы под сурдинку тона. Он дает фигуры на серебристо-голубых фонах, в лицах охотно пользуется плотным оранжево-коричневым тоном, имеющим терракотовый оттенок, одеяния Феофан окрашивает в бледно-желтые, жемчужно-белые, серебристо-розовые и серебристо-зеленые тона. Свою палитру Феофан строит на тональной основе, объединяя все краски в единую серебристую гамму. Из этой гаммы вырывается лишь излюбленный мастером терракотовый цвет, обладающий необычайной плотностью и весомостью, в силу чего положенные поверх него блики кажутся особенно броскими и яркими.

Дальнейшая деятельность Феофана Грека протекала в Нижнем Новгороде и Москве, где он расписал между 1395 и 1405 годами три церкви (Рождества Богородицы, Архангельский собор и Благовещенский собор). К сожалению, ни одна из этих росписей до нас не дошла. В Новгороде Феофан оказал сильное влияние на местных живописцев и возглавил целое художественное с. 182
с. 183
¦ направление, которое можно условно назвать «феофановским». С этим направлением связаны две росписи - церкви Феодора Стратилата и разрушенной во время второй мировой войны церкви Успения на Волотовом поле. с. 183
¦

Loading...Loading...