Многие ли спасутся. Спасутся ли хорошие люди вне Церкви? Есть другое утверждение: спасены могут быть только Христиане, а не другие верующие

Спасаются только христиане? Спасутся ли верующие других религий и атеисты?

    ВОПРОС ОТ ВЕНИАМИНА
    Меня беспокоит вопрос о спасении. У меня мать неверующая, но очень порядочная, внутри я чувствую, что Бог не может этого не видеть. Но ведь она неверующая. Также среди верующих других религий тоже много отличных людей. Как Вы считаете, кто будет спасен?

В Библии много раз говорится, что весть о Христе будет возвещена всем народам.

Иисус призывал: “Идите, научите все народы” (Матф. 28:19)

И даже констатировал: “И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец” (Матф. 24:14)

В этих текстах мы видим фразы «всем народам» и «во всей вселенной» Также в Библии встречается фраза «в целом мире» , например, в Матф. 26:13. То есть мы видим, что в планах Бога было изначально охватить вестью Евангелия всех людей.

Но тут же встают вопросы: будут ли спасены все те, кто услышал Евангелие? А будут ли спасенные среди тех, до кого свет Евангелия не дошел? Вспомните, например, время безбожного СССР или древний Китай… Бывают очень порядочные, добрые и честные люди среди неверующих в Бога людей или среди верующих других религий.

Вот на эти вопросы мы с Вами и попробуем ответить.

Некоторые христиане утверждают, что спасение существует только в рамках их христианской церкви. Верно ли такое утверждение?

Например, в 1302 г. папа Бонифаций VIII провозгласил: «Подчинение римскому первосвященнику является для человеческого существа совершенно необходимым условием спасения».

Однако мы не увидим ничего подобного в Библии. Из Священного Писания четко видно, что судиться будут члены Церкви Христа по делам , а не по принадлежности к какой-либо церкви.

Посмотрите, что говорил Иисус:

«Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие » (Матф. 7:21-23)

Из слов Христа четко видно, что не все верующие в Него спасутся, а только те, кто исполнял волю Бога. А далее Он поясняет, что не спасутся делающие беззаконие , то есть те, кто не исполняет Закон Божий. Итак, Иисус критерием спасения называет соблюдение закона Божьего, а не принадлежность к определенному Божьему народу.

Вот еще слова Христа, обращенные непосредственно к церквям:

«И... уразумеют ВСЕ ЦЕРКВИ , что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас ПО ДЕЛАМ ВАШИМ » (Откр. 2:23)

Теперь посмотрим на Павла, он, обращаясь к разным церквям: из Каринфа, Ефеса и Галатии, обличал их в разных грехах и заблуждениях и всем им он говорил, что спасение зависит от соответствия их жизни Божьему закону:

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь : ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9,10)

Здесь Павел перечислял нарушение заповедей Божьего закона, записанного Моисеем. Во втором послании Коринфской церкви, Павел также писал о связи дел христиан и Великого суда:

«Всем нам (христианам) должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле , доброе или худое» (2 Кор. 5:10)

Христианам из Галатии Павел также перечислял заповеди из Божьего закона, связывая их соблюдение со спасением:

«Прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю (предупреждаю) вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:19-21)

Христианам из Ефеса апостол Павел писал о том же:

«Знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5:5)

Итак, мы видим в Библии четкие предупреждения как Христа так и апостолов, о том, что христиане, цинично нарушающие Божий закон, Царствия Божьего на наследуют. То есть мы никак не можем сказать, что спасение будет зависеть просто от посещения определенной церкви.

Есть другое утверждение: спасены могут быть только Христиане, а не другие верующие.

Я уже писал подобный материал по названием . Здесь мы немного расширим эту тему.

Уверенность, что спасутся все христиане основана на нескольких текстах Библии. Вот один из них:

«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Иоан.5:24)

Проблема в том, что люди часто невнимательно изучают Библию и плохо знают ее. Выше мы с Вами прочли множество текстов, которые показывают, что верующие также будут судимы и могут не войти в Царствие Божье. Неужели этот текст им противоречит? Нет не противоречит! Библия не может себе противоречить! Посмотрите что здесь написано: «слушающий слово Мое». В менталитете иудеев, слушать это значит слушаться. Об этом не раз говорил Иисус: Например, прочитаем Лук. 8:21:

«Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его »

В Нагорной проповеди, Иисус учил:

«Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их , уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; А всякий, кто слушает сии слова Мои и НЕ исполняет их , уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке» (Матф. 7:24,26)

О том же говорил апостол Иаков:

«Будьте же исполнители слова, а не слышатели только , обманывающие самих себя» (Иак. 1:22)

То есть Иисус в Иоан.5:24 говорил о людях, которые не просто слушают, но исполняют Его слова – они на суд не приходят и переходят в вечную жизнь. А о чем были слова Иисуса? Иисус учил людей правильно исполнять Божий закон! Читайте об этом материал А на какой суд верующие не приходят? Этот суд описан в конце 20 главы книги Откровения.

Вот еще один спорный текст.

«Он (Иисус) одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых » (Евр.10:14)

О ком здесь речь? Разве все христиане совершенны? Внимание: там в конце стоит слово «освещаемых» . Об освещаемых Павел писал более подробно в другом месте – послании Фессалоникийцам:

«Воля Божия есть ОСВЯЩЕНИЕ ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; … чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно» (1Фесс.4:3,6)

Следующее распространенное утверждение: что все религии равны и все ведут к Богу и соответственно к спасению: индуизм, буддизм, ислам, иудаизм, язычество и христианство – все равны! Так ли это?

Но Иисус сказал однозначно:

«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан. 14:6)

В Деяниях 4:12 мы читаем: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам , которым надлежало бы нам спастись».

Это значит, что Иисус умер для всего человечества. И благодаря Ему человек имеет возможность быть ближе с Богом! Из этих текстов никак не следует равенство всех религий.

Сегодня мы видим, как искажаются религии вне христианства и даже внутри христианства, как черное называют белым, как поощряют убийства, как оправдывают гомосексуализм и гражданские браки, а некоторые религиозные течения прямо призывают к насилию и террору якобы во имя Бога.

Но ведь Библия учит обратному – по-человечески относится даже к врагам (см. Прит.25:21, Матф.5:44. Рим.12:20)! Значит, не все религиозные течения одинаковы.

А если не все религии одинаковы, как узнать какие верующие спасутся?

Этот вопрос я бы объединил с другим подобным вопросом. Спасутся ли атеисты, то есть те, кто совсем не верит в Бога и Высшую силу? Ведь атеисты – это тоже своеобразные верующие люди. Во-первых, они верят в теорию эволюции. И если учесть, сколько в этой теории откровенных противоречий и недостатков, то иначе как верой атеизм не назовешь. Мы верим в Бога, они верят, что нет Бога, а все великолепие и гармония были созданы волею случая. И у верующих и у атеистов нет четких научных доказательств. Но на стороне нас - верующих гораздо больше фактов и аргументов. Я это точно знаю, так как недавно написал книгу . И, во-вторых, любой атеист, когда попадает в очень опасную ситуацию, взывает к Богу. То есть внутри у каждого атеиста есть вера, просто они ее подавляют якобы логикой и некими знаниями.

Итак, спасутся ли верующие из других религий и неверующие атеисты?

Вспомните про все народы, о которых мы говорили вначале. А теперь давайте прочтем отрывки из книги Деяния апостолов:

Деян.17:26 От одной крови Он (Бог) произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, 27 дабы (чтобы) они искали Бога , не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас

Здесь видно, что Бог создал ВСЕХ людей, чтобы они искали Его

Деян.14:16 Который (Бог) в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, 17 хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши

Здесь мы видим, что Бог заботиться о всех людях и всячески свидетельствует им о Себе

Деян.10:35 во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.

А тут написано, что во всяком народе есть люди приятные Господу. А вот еще интересные слова Иисуса, обращенные к верующим Иудеям. Из них видно, что будут спасенные со всех уголков земли, и наоборот среди спасенных может не быть многих верующих, которые были уверены в своем спасении:

Лук. 13.28 увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. 29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.

А теперь давайте исследуем утверждение апостола Павла в его послание к Римлянам во 2-й главе. Напомним, что в 1-й главе Павел писал о верующих и неверующих в Бога, то есть во 2-й главе Павел продолжает мысль, рассуждая о всех людях, как верующих, так и неверующих:

Рам. 2:1 Итак, неизвинителен ты, ВСЯКИЙ ЧЕЛОВЕК , судящий [другого], … 5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, 6 Который воздаст КАЖДОМУ по делам его : 7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную; 8 а тем , которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде ,- ярость и гнев.

Здесь мы видим, что всякий человек будет на Божьем праведном суде, где будут воздаяния КАЖДОМУ по его делам. Как видите, здесь мы опять видим что судится человек будет по его делам. Читаем дальше

9 Скорбь и теснота ВСЯКОЙ ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, делающего злое, во-первых, Иудея, [потом] (верующего) и Еллина (неверующего или язычника)! 10 Напротив, слава и честь и мир ВСЯКОМУ, делающему доброе, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину! 11 Ибо нет лицеприятия у Бога .

Иудеи – это верующие, а Еллины – эти греки, среди которых были язычники и философы атеисты. То есть, Павел утверждает, что всякому человеку, делающему злое, как верующему, так и неверующему, будет наказание. И наоборот, всякому человеку, как верующему, так и неверующему, будет награда. А в конце Павел поясняет, что Бог не лицеприятен, то есть Бог не дает любимчикам позволение безнаказанно грешить. Читаем далее

12 Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся

Здесь Павел поясняет, что неверующие или язычники, незнающие закон Божий, если согрешили (то есть нарушили Божьи заповеди) все равно погибнут, и соответственно, те, кто знает закон, если согрешили, то этим законом будут осуждены на погибель. То есть опять же нет разницы – за грех – следует осуждение! А далее Павел поясняет, что общий подход, касающийся наказания, относится и к награждению. Кстати, он о том же говорил в самом начале в 7 и 8 текстах. Читаем:

13 потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут , 14 ибо (потому что) когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: 15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) 16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные [дела] человеков через Иисуса Христа.

Здесь Павел четко и однозначно говорит, что спасаются исполнители закона. К ним относятся и язычники и неверующие, если они живут по Божьему закону, прислушиваясь к голосу Духа Святого, который действует через их совесть. Павел прямо говорит, что они будут спасены в день суда. Прочитайте после 13 текста сразу 16 текст и увидите это. А 14 и 15 тексты лишь вносят пояснения.

Как мы видим Павел учил, что спасаются те, кто исполняет закон вне зависимости от того под законом он или нет, какой он веры или совсем неверующий.

Наверное, у некоторых может возникнуть вопрос: Если спасение есть в каждой церкви и даже вне религии, какая разница в какую церковь ходить или вообще не ходить на богослужения?

Ответ прост. Как мы цитировали выше многие тексты Библии, человек будет судиться по его делам! И конечно будучи рядом с Богом, стараясь жить по Его мудрым законам, человек меньше наделает ошибок. И соответственно ближе будет к спасению! Более того, чем ближе учение религии к Божьему учению, тем более счастливую и здоровую жизнь имеет человек.

Вот скажите, счастливы ли люди, их дети и родители, если верующие с позволения церкви вступают в гражданские браки, допускают разводы и гомосексуальные связи?

Вот скажите, у кого лучше здоровье, у верующих в церквях, где учат о вреде алкоголя, курения и нездорового питание, или в тех, где этому не учат?

Действительно, спасутся ли хорошие люди вне Церкви? Я не берусь отвечать на этот вопрос быстро и односложно, потому что в нем есть одна проблема. Дело в том, что на самом деле, спрашивающий имеет в виду себя — и если Вы скажете «да», он тут же вздохнёт с облегчением. «Уж я-то точно хороший человек, и, наверное, со мной будет все в порядке. Так что каяться, веровать, приводить свою жизнь в порядок, жить церковной жизнью — это лишнее. Ну, я пошёл». Беда в том, что что надежда на то, что я спасусь, потому что я хороший человек, является полностью ложной. Ее нельзя никому подавать. Но изложим по порядку.

Что мы вообще имеем в виду, говоря о спасении? В голове у многих возникает картинка, согласно которой по итогам страшного суда одних пустят в особо благоустроенный санаторий, других отправят в лагерь особо строгого режима — и навсегда. Спастись — значит как-то отвертеться от лагеря и попасть в санаторий. Но реальная картина другая — Христос приходит спасти «людей Своих от грехов их (Матф.1:21)» Грех — это не что-то, что угрожает Вам снаружи — это то, что убивает Вас изнутри. Один известный рок-музыкант, наркоман со стажем, на краю гибели обратившийся к Богу, написал книгу о своем опыте с говорящим названием «Спаси меня от меня самого». Враги, которые нас губят во времени и в вечности — это мы сами. Бесы, конечно, стараются помочь нам в этом — но им было бы решительно не за что ухватиться, если бы мы не давали такой возможности. Это бросается в глаза, когда речь идёт о наркомане, и может не так бросаться в других случаях — но люди всегда являются своими худшими губителями, и Христос приходит спасти людей от того, во что они себя превратили.

Потому что запускать людей в санаторий бессмысленно — они его превратят в ад. Как люди во время, например, межнациональных конфликтов, превращают в ад землю — даже самую прекрасную и цветущую землю, с самыми вкусными фруктами и самым ласковым морем.

Что Бог делает с такими людьми по ту сторону смерти? А что можно с ними сделать? Он полагает предел, границу, которую они уже не могут пересечь, водворяет «Великую Пропасть», между спасёнными и погибшими, чтобы ад никогда не смог вторгнуться в рай. Его гнев — это Его любовь, когда она полагает предел неисцелимому злу.


Обычно это понятно, когда мы говорим о каких-то чрезвычайно злых и упорных во зле людях, которые отвергли все попытки их спасти — но мы-то, вроде, не таковы. Пустите нас в рай, мы там устроим, максимум, обычную советскую коммуналку. Но мелкий эгоизм и склочность, по которым мы устраиваем коммуналки, могут иметь только два вектора развития — или они совершенно искоренятся, как и любой грех, или сожрут нас целиком. Как раковая опухоль — или лечение убьёт ее, или она убьёт человека.

Собственно, вопрос «спасутся ли хорошие люди» не имеет смысла. Это все равно, что спрашивать, «выздоровеют ли здоровые люди». Нет, и им незачем. Спасение от греха, осуждения и порчи нужно грешникам, виновным и испорченным. Хорошим людям оно не нужно. С ними и так все в порядке. Христос не приходил к хорошим людям, Он приходил только к плохим. Совершенно незачем умирать за грехи безгрешных, даровать прощение невиновным и подавать благодатную помощь в борьбе с пороками непорочным. Если Вы — один из них, закройте эту страницу. Евангелие не имеет к Вам отношения и не может иметь, оно — про грешников. (Кстати, как Вы вообще оказались на этой ужасной планете? Авария звездолета?)

Беда в том, что люди ужасающе злые и испорченные, как бы уже водворившиеся в аду при жизни, как раз видят себя хорошими. Даже один из самых страшных массовых убийц в истории, Пол Пот, истребивший, по меньшей мере, четверть населения своей страны, сказал в одном интервью: "Моя совесть чиста... Да, мы совершали определённые ошибки, но они носили вынужденный характер. У нас не было иного выбора. Мы должны были защищать себя от вьетнамцев, которые хотели раздавить Кампучию". Брейвик, из недавних, тоже вот не считает себя плохим человеком. Обычные люди, не злодеи, могут тяготиться своими явно дурными делами и иметь более-менее осторожное мнение о своей хорошести. Святые ужасаются бездне своей греховности и изумляются величию милости Божией, которая им (даже им!)

Я не берусь судить о том, спасёт ли Христос вообще кого-нибудь вне Церкви — я не знаю, того, чего я не знаю. Я могу с определённостью сказать другое — если Вы полагаете себя тем хорошим человеком, который спасётся вне Церкви, Вы ошибаетесь самым ужасным образом. Мы с Вами — и я не менее Вас — нуждаемся в том, чтобы признать свой грех и свою отчаянную нужду, покориться Иисусу Христу, возложить на Него надежду, войти в Его Церковь. Тогда мы, бедные грешники, несомненно обретём вечное спасение.

Что понимается под спасением? Как правило, люди не проговаривают этого вслух, и, насколько можно понять, речь идет о том, что «все мы будем счастливы, потом, когда-нибудь». Всё как-нибудь само собой устроится. Смутное беспокойство о том, что может оказаться и не хорошо, подавляется смутным же предположением, что нет, как-нибудь проскочим.

Сергей Худиев

Где-то я читал, что люди склонны к либеральному богословию в благополучные времена, а в смутные – возвращаются к ортодоксии. В самом деле, пока всё благополучно, нас окружают милые люди, кругом мир и порядок, легко поверить в то, что все старые доктрины про , дьявола, ад, а равно про наше от ада – пережиток мрачных времен, когда жизнь была короткой, суровой и жестокой, и люди повсюду – в том числе в небесах – видели гнев и угрозы. Однако когда наступают времена смутные и кровавые, человеческое безумие прорывает тонкий лед цивилизации, зло и грех становится чем-то резко бросающимся в глаза из каждого окна, люди вспоминают, что зло совершенно реально, люди грешны и нуждаются в спасении.

В наше время это разделение отчасти снято нашим мгновенным доступом к информации из практически любой точки мира – и возможностью для всех выказываться по любому поводу. В XIX, даже (в некоторых местах) в ХХ веке можно было прожить всю жизнь и ни разу не увидеть изуродованного трупа – да, где-то лились моря крови, совершались ужасные беззакония, но во многих местах люди этого не видели, а жили вполне мирно и размеренно.

Сейчас даже если мы сами наслаждаемся миром и достатком, немыслимым для многих поколений наших предков, мы уже успели увидеть на экранах своих мониторов много изуродованных трупов – мужчин, женщин и детей, и услышать самые подробные рассказы о зверствах, мерзостях и беззакониях из первых уст. Даже если мы стараемся закрываться от такого контента и отписываться от тех, кто имеет привычку размещать такие материалы, спрятаться невозможно – где-то в мире, совсем недалеко от нас, кого-то бомбят, убивают, жгут и пытают, творятся невыносимые, тошнотворные жестокости. Это может в любой момент выпрыгнуть на нас с монитора.

Также сложно спрятаться от идолопоклонства, ярости и ненависти, которые кипят в и служат основанием для зверств в реальном мире – не имея возможности терзать и убивать лично, люди радуются, одобряют и изливают ненависть в доступных им формах.

Увы, игнорировать реальность зла в человеческих душах невозможно – а если верить (как верят христиане и не только) в вечность человеческой , то остается признать, что вечность для таких душ будет очень жутким местом. Даже не в силу наказания, наложенного на них извне – а в силу их собственного состояния. Ад совершенно реален и доступен непосредственному наблюдению – и если верить в вечность, то он вечен.

В самом деле, грешная душа будет приносить ад с собой повсюду, куда она придет – и поэтому пускать ее в рай бессмысленно. Грешники устраивают ад везде, где появятся.

Можно эмоционально требовать, чтобы Бог пустил всех в – и провозглашать, что Он, конечно, так и сделает, ибо милость Его безмерна и человеколюбие неизреченно. Но подумайте, чего вы требуете. Вы требуете, чтобы ад имел невозбранный допуск в рай – и тут же превратил его в ад. Это, на самом деле, не введет грешников в рай – это не оставит ничего, кроме ада.

Писание – и Христос лично – говорит о том, что нераскаянные грешники будут осуждены, изгнаны во тьму внешнюю, выставлены за дверь, и это совершенно неизбежно, иначе не останется ничего, кроме внешней тьмы.

Грешников можно спасти, простить, очистить, глубоко преобразить, ввести в рай – но они должны на это согласиться. Человек обладает свободной волей – это значит, что никто, даже Бог, не делает выбора за него. Человек сам является автором своих решений.

Поэтому Евангелие очень далеко от того, чтобы говорить «успокойтесь, всё как-нибудь само устроится». Напротив, оно призывает обеспокоиться – осознать серьезность положения, покаяться, признать свои грехи – грехами, искать Божьего прощения и помощи, решительно переменить путь.

Реальный, евангельский Иисус говорит очень жесткие, ранящие вещи – что, собственно, и следует ожидать от Спасителя, который пришел спасти род людской от абсолютной беды.

«А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9:42-48).

Это понятно, что геенна – это Иерусалимская городская свалка во времена Иисуса (хотя «быть выброшенным на свалку» звучит ничуть не мягче, чем «быть вверженным в геенну»), и вообще всё сие надо понимать духовно и иносказательно. Но, при всём уровне иносказательности и символичности языка, Иисус явно говорит о некой чрезвычайно ужасной опасности, о ввержении куда-то, подходящим образом для чего будет место отвержения и нечистоты. И о том, что для того, чтобы избегнуть такой участи, уместны самые драматические меры – которые можно сравнить с отсечением себе руки, ноги или глаза.

Это напоминает мне рассказ одной женщины, у которой была дочь-наркоманка. Мама поставила ей жесткое условие – или ты прекращаешь употребление и идешь лечиться (и тогда я всё это оплачиваю), либо (если являешься домой упоротая) я тебя на порог не пускаю. Мне это сразу показалось очень жестким – родная мать не пускает дочь домой! А она там скулит под дверью! А потом выяснилось, что это единственная возможность помочь – и она сработала, дочь согласилась лечиться и теперь жива. Но могла бы не остаться, а просто уйти во тьму. Свободная воля. Но факт тот, что если бы не жесткая любовь матери, она бы точно погибла.

Отцы пишут, что под отсечением надо понимать разрыв с людьми, которые вовлекают нас в грех; но, так или иначе, Иисус говорит о гибели как о несомненной реальности, которой надо избегать любой ценой.

Там, где есть реальная (и невыразимо ужасная) опасность – дело любви состоит в том, чтобы предостерегать от нее и указывать путь спасения.

Путь же этот состоит в том, чтобы покориться Иисусу Христу как Господу и довериться Ему как Спасителю. Пребывать в Нем через веру, которая проявляется в , Евхаристии и хранении заповедей. В этом случае мы, бедные испорченные грешники, удивительным, непостижимым, сверхъестественным образом будем спасены.


Спасутся ли неправославные.

Насколько я понял из православного учения – православная церковь – единственно правильная религия, и только православные, при условии соблюдения всех канонов, могут обрести Царство Небесное. Но как же быть с остальными людьми: католиками, мусульманами, буддистами, язычниками из племени Мумба-Юмба, которые даже слыхать не слыхивали про Православие? Неужели их всех ждет ад?

Аркадий, 33 года, инженер


Споры представителей различных религий о том, что спасутся, т. е. достигнут Царства Божия, только представители их религий, походят на споры детворы в песочнике. Найдет кто-нибудь из ребят жука, например, и показывает его всем остальным. А остальным завидно и они тоже пытаются найти себе жуков. Кто-то нашел и кричит радостно: «и у меня тоже жук», а другой не может найти, спрячет у себя тогда в ладошке обыкновенный камень и говорит всем, что и у меня тоже есть жук, только он сейчас спит, и я вам, поэтому, его не покажу.

Говорить о том, что спасутся представители только одной религии, а все остальные погибнуть, это детский лепет. При этом здесь нет никакого экуменизма, утверждающими, что все религии истинные, что все религии почитают истинного бога, но только разными способами. Есть истинная религия, религия которая учит о Боге и о спасении человека так, как Сам Господь открыл это людям. Есть религии, в которых люди сами себе выдумали бога, плод человеческой фантазии и не больше. А есть и такие религии, в которых Истину Божию смешали с человеческими фантазиями.

Православие, по высказыванию отца Павла Флоренского, «есть столп и утверждение Истины». В других же религиях тоже может присутствовать Истина Божия, в одних больше, в других меньше, но она уже смешана с человеческими измышлениями, отводящими от Истины.

Говорить о том, что спасутся представители только одной религии нельзя потому, что Бог – это не жучок, которого можно спрятать в своей ладошке и показывать только тому, кому захотел. Не человек, все-таки, создал Бога, а Бог – человека. Бог есть такой, какой Он есть, и мы люди не можем вмешаться в Его жизнь и изменить Его, не можем сделать таким, как нам бы хотелось, чтобы Он был. Бог есть Истина.

Религия же есть не хранительница Бога, а, как бы, путь к Нему. Православие – это прямой и ровный путь к Богу, став на который не собьешься с пути. Пути религий из человеческих фантазий могут быть очень заманчивы, но никогда не приведут к Богу. Другие же пути, религии, где Истина Божия смешана с человеческими фантазиями, извилисты и ухабисты. Идти по ним очень сложно и легко сбиться.

Но одно дело только встать на путь Истины, надо же еще пройти по нему. Человек может стоять на истинном пути, но если он не пойдет по нему к Богу, толку никакого не будет. Сама по себе принадлежность человека к истинной религии, не спасает автоматически его душу. Достаточно вспомнить Евангелие: книжники и фарисеи обладали истинным богопочитанием, как Сам Господь научил людей почитать Его, однако это оказалось им не в спасение души, а в погибель, т. к. они возгордились собой и вместо того, чтобы жить по закону Божию, только хвалились приверженностью к нему, и в итоге вместо того, чтобы встретить Сына Божия, распяли Его и убили. Сама по себе принадлежность к истинной религии, поэтому, еще не спасает человека от вечной смерти.

Кроме истинной дороги к Богу, которую не все могут найти, у человека имеется внутренний компас, по которому он сможет найти своего Отца Небесного. Этот компас называется совесть или естественный нравственный закон. Этот закон совести есть у каждого человека. И те люди, которые не познали Православия, будут судиться Богом по этому закону. В своих посланиях к римлянам апостол Павел как раз обличает тех, кто хвалится тем, что имеет закон от Бога, но не исполняет его. Он сравнивает их с теми, кто не имея закона от Бога, живет по закону совести и бывает более оправдан у Бога: «потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:13-15).

Итак, Царство Божие наследует тот, кто живет по Истине, по заповедям Божиим, по заповедям любви, а не просто является приверженцем той или иной религии. При этом православным, конечно же, легче, чем остальным достичь вечного спасения, потому что в этой религии Истина сохраняется в чистоте и в неизменности. Представители других религий спасутся не по своему учению, а жизнью своей по совести, по делам любви и добра, делам божиим.

Священник Петр Машковцев,

настоятель Феодоровского храма.

Loading...Loading...