Немировский а и этрусская мифология. Боги этрусков и загробная жизнь

Этрусская мифология - совокупность мифов народа, обитавшего в древней Италии в I тыс. до н. э. Мифология этрусков связана с мифами древних греков и римлян, но обладает множеством своеобразных черт.

Этруски были расселены преимущественно в районе к югу от долины реки По вплоть до Рима , ближе к западному побережью Апеннинского полуострова . Их история прослеживается примерно с 1000 г. до н. э. вплоть до I в. н. э., когда этруски были окончательно ассимилированы римлянами. Когда и откуда этруски попали в Италию , неясно, и их язык большинством учёных признаётся неиндоевропейским . Этруски испытали огромное влияние древнегреческой культуры, что сказалось и на религии. Так, множество сюжетов на этрусских зеркалах имеют несомненно греческое происхождение; это доказывают имена многих персонажей, записанные этрусским алфавитом на этрусском языке, но имеющие несомненно греческое происхождение. Многие верования этрусков стали частью культуры Древнего Рима ; считалось, что этруски являются хранителями знаний о многих ритуалах, которые были недостаточно известны римлянам.

Политеистическая система верований

Системой верования у этрусков был имманентный политеизм ; это подразумевает, что все видимые явления считались проявлением божественной силы и сила была сведена к божествам, которые действовали непрерывно в мире людей и могли быть разубеждены или уговорены в пользу человеческих дел. Сенека Младший говорил (спустя длительное время после ассимиляции этрусков), что различие между «нами» (население Римской Империи) и этрусками состояло в том, что: «Тогда как мы верим, что молнии высвобождается как результат столкновения облаков, они верят, что облака сталкиваются, чтобы высвободить молнию: поскольку они приписывают всё божеству, они закономерно верят не в то, что вещи имеют значение потому, что они происходят, а в то, что они происходят, поскольку у них есть значение» .

Этруски верили, что их религия была открыта им в древности провидцами, из которых двумя главными были Тагет и Вегойя.

В лейтмотивах искусства этрусков, касающихся религии, прослеживается три слоя. Один представлен божествами местного происхождения: Тиния , верховный небесный бог-громовержец, Вейя, богиня земли и плодородия, Catha, солнце, Тивр, луна, Сефланс, бог огня, Туран , богиня любви, Ларан, бог войны, Leinth, богиня смерти, Thalna, Turms и бог Фуфлунс , чье имя некоторым неясным образом родственно названию города Популония .

Этими божествами правили более высокие, которые, по-видимому, отражали индоевропейскую систему: Уни , Сел, богиня земли, Менрва . В качестве третьего слоя выступали греческие боги, заимствованные этрусской системой в течение этрусского периода ориентализации в 750/700-600 до н. э.: Аритими (Артемида), Апулу (Аполлон), Аита (Аид) и Паха (Вакх).

Космология

По представлениям этрусков, в начале был Хаос, из которого Тиния создал мир, включая человека. Но человек тогда был похож на зверей, потому богиня Вейя научила людей религиозному культу, земледелию и законам .

Пророки и пророчества

Этрусские жрецы специализировались на предсказаниях. Они делились на авгуров (отсюда слово инаугурация) и гаруспиков . Первые гадали по полёту птиц , а вторые по внутренностям жертвенных животных (прежде всего по печени).

Религия этрусков была религией откровения. Её писанием был корпус этрусских текстов, названный Etrusca Disciplina (этрусские знания). Это название появляется полностью у Валерия Максима , но Марк Туллий Цицерон в эпоху поздней Римской республики ссылался на disciplina в своих записях по предмету. Массимо Паллоттино разделил известные (но не сохранившиеся) манускрипты на три группы: Libri Haruspicini, формулирующие теорию и правила прорицания по внутренностям животных, Libri Fulgurales, темой которых было прорицание по ударам молний, и Libri Rituales. Последние включали в себя Libri Fatales, описывающие правильные ритуалы основания городов и святилищ, осушения полей, формулирования законов и указов, измерения пространства и разбиения времени; Libri Acherontici, касающиеся загробной жизни, и Libri Ostentaria, правила для интерпретации предзнаменований. Откровения пророка Тагета были даны в Libri Tagetici, которые включали Libri Haruspicini и Acherontici, а прорицательницы Вегойи - в Libri Vegoici, которые включали Libri Fulgurales и часть Libri Rituales.

Эти работы не являлись пророчествами или священными писаниями в обычном смысле. Они ничего не предсказывали непосредственно. У этрусков не было никакой систематической этики или религии и никаких великих видений. Вместо этого они сконцентрировались на проблеме желаний богов: если боги создали вселенную и человека и имеют определённые намерения относительно всех и всего в ней, почему они не разработали систему общения с человечеством? Этруски полностью принимали таинственность желаний богов. Они не пытались рационализировать или объяснить их действия или формулировать относительно них какие-либо доктрины. Вместо этого они разработали систему дивинации, истолкования знаков, которые боги посылают людям. Поэтому Etrusca Disciplina в основном представляла собой свод правил гадания. М. Паллоттино называет её религиозной и политической «конституцией»; она не говорила, какие законы следует принять и как нужно поступать, а давала возможность спрашивать об этом у богов и получать ответы.

История учения

Прорицательские расспросы в соответствии с учением производились жрецами, которых римляне называли гаруспиками или жрецами . В Тарквинии находилась их община из 60 человек. Этруски, как свидетельствуют надписи, использовали несколько слов: capen (сабинское cupencus), maru (умбрское maron-), eisnev, hatrencu (жрица). Они называли искусство гадания по внутренностям животных zich nethsrac.

Религиозные практики

Этруски верили в глубинный контакт с божественностью. Они не делали ничего без надлежащего совета с богами и знаков от них. Эти практики в общем были унаследованы римлянами. Боги назывались ais (позже eis), множественное число от которого - aisar. Они находились в afanu или luth, священном месте, таких как favi, могиле или храме. Туда необходимо было приносить fler (множественное число - flerchva), «подношения».

Вокруг mun или muni, могил, существовали маны - души предков. В иконографии после V века до н. э. умершие изображаются путешествующими в подземный мир. В некоторых примерах искусства этрусков, таких как Гробница Франсуа в Вульчи , дух умершего определён термином hinthial (буквально «(тот, кто) внизу»). Специальный магистрат, cechase, присматривал за cecha, или rath, священными объектами. Тем не менее, каждый человек имел свои религиозные обязанности, которые были выражены в alumnathe или slecaches, священном обществе.

Верования о загробном мире

По результатам археологических находок можно говорить о переходе от кремации, свойственное захоронением культуры Вилланова, к погребению. Этот переход начался в VIII в. до н. э. и продолжался довольно долго. Причины и значение этого перехода неясны, но соответствуют окончанию единой европейской культуре полей погребальных урн (1250-750) эпохи средней бронзы .

Кроме того, этруски славились своими некрополями , где могилы имитировали домашние строения и характеризовались просторными комнатами, росписями на стенах и могильной мебелью. В могиле, особенно на саркофагах, была скульптура усопшего в её или его лучшие дни, часто с супругом. Не каждый имел саркофаг; иногда усопшего помещали на каменную скамью. Поскольку этруски практиковали смешанные обряды погребения и кремации , в пропорции, зависящей от периода, могила могла также содержать урны с пеплом и костями; в этом случае урна могла иметь форму дома или быть представлена в форме усопшего.

Мифология

Источники

Мифология подтверждена некоторым количеством источников различных сфер; к примеру, изображения на большом количестве керамики, надписи и выгравированными сценами на cistae (богато украшенные шкатулки) из Пренестины и на specula (богато украшенные ручные зеркальца). В настоящее время опубликовано около двух дюжин выпусков Corpus Speculorum Etruscorum с описаниями этих зеркал. Некоторые этрусские мифологические и культовые персонажи присутствуют в Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae. Этрусским надписям посвящена монография авторитетного учёного Хельмута Рикса

Таг

Таг - бог-пророк этрусской мифологии. По преданию, Таг появился из земли во время пахоты в виде младенца с седыми волосами. Он пропел священное учение окружившим его Лукумонам. Событие относят к XII веку до н.э.

Есть изображение на Берлинском зеркале, где выгравирован обнаженный мальчик с частично лысой головой и лицом старика. Его часто идентифицируют как Тага. На этом зеркале Таг представлен сыном и . Изображение Тага, единственное на зеркале, не сопровождено именем.

Имеется упоминание, что Таг - сын и внук . У Феста он сын бога и создатель людей, что сближает его с Геркле, который рассматривался как предок этрусков.

Тага иногда отождествляют с подземным . Таг выступает в этрусской легенде как вестник богов, что объединяет его и Гермеса. Таг - хтоническое существо, связанное с Подземным миром, а родственность Гермеса Подземному миру проявляется в том, что он охотней других богов спускается в Подземный мир

Спорность и невыясненность этногенеза этрусков препятствует определению обстоятельств и времени формирования мифологии народа. Сравнение её с мифологиями других древних народов позволяет с достаточной уверенностью утверждать, что истоки этрусской мифологии уходят в область эгейско-анатолийского мира, откуда, согласно господствовавшему в древности мнению (впервые у Геродота I 94), прибыли предки этрусков - тиррены и пеласги. Восточными чертами этрусской мифологии являются наличие в ней представлений о сакральном характере царской власти, религиозные атрибуты - двойной топор, трон и др., сложная космогоническая система, во многом близкая космогонии Египта и Вавилонии. В ходе соприкосновения этрусков с греческими колонистами в Италии и на прилегающих островах происходило отождествление древнейших этрусских богов с олимпийскими богами, заимствование этрусками греческих мифов и их переосмысление в духе собственной религиозной и политической идеологии.
Вселенная представлялась этрусскам в виде трёхступенчатого храма, в котором верхняя ступень соответствовала небу, средняя - земной поверхности, нижняя - подземному царству. Воображаемый параллелизм между этими тремя структурами позволял по расположению светил в верхней - видимой предсказывать судьбу человеческого рода, народа и каждого индивидуума. Нижняя - невидимая и недоступная живому человеку структура считалась обиталищем подземных богов и демонов, царством мёртвых. В представлениях этрусков средняя и нижняя структуры соединялись ходами в виде разломов в земной коре, по которым спускались души мёртвых. Подобия таких разломов в виде ямы (mundus) сооружались в каждом этрусском городе для принесения жертв подземным богам и душам предков. Наряду с представлением о делении мира по вертикали существовало представление о горизонтальном делении на четыре стороны света; при этом в западную часть помещали злых богов и демонов, в восточную - добрых.
Этрусский пантеон включает множество богов, в большинстве случаев известных лишь по именам и месту, занимаемому каждым из них на модели гадательной печени из Пьяченцы.

В отличие от греческой мифологии, этрусская мифология, как правило, не имела мифов о браках богов и их родстве. Объединение богов в триады и двоицы, где оно зафиксировано в источниках, обосновывалось их местом в религиозной иерархии. К древнейшим религиозным представлениям эгейско-анатолийского мира восходит этрусская концепция богов, передающих свою волю с помощью молний. К их числу относился Тин, отождествлявшийся с греческим Зевсом и римским Юпитером. Как бог неба, бог-громовержец Тин повелевал тремя пучками молний. Первым из них он мог предостерегать людей, вторым - пользовался, лишь посоветовавшись с двенадцатью другими богами, третьим - самым страшным - карал, лишь получив согласие избранных богов. Таким образом, Тин, в отличие от Зевса, первоначально мыслился не царём богов, а лишь главой их совета, представляемого по образцу совета глав этрусских государств. Богиня Туран, имя которой означало «подательница», считалась владычицей всего живого и отождествлялась с Афродитой. Греческой Гере и римской Юноне соответствовала богиня Уни, почитавшаяся во многих городах как покровительница царской власти. Вместе с Тином и Уни в основанном этрусками в кон. 6 в. до н.э.

Капитолийском храме в Риме почиталась Менрва (римская Минерва) , покровительница ремёсел и ремесленников. Эти три божества составили этрусскую триаду, которой соответствовала римская триада: Юпитер, Юнона, Минерва. Бог Аплу, отождествлявшийся с греческим Аполлоном, первоначально воспринимался этрусками как бог, охраняющий людей, их стада и посевы. Бог Турмс, соответствующий греческому Гермесу, считался божеством преисподней, проводником душ умерших. Греческому богу Гефесту - хозяину подземного огня и кузнецу, соответствует этрусский Сефланс. Он участник сцены, изображающей наказание Уни по приказу Тина. В городе Популонии Сефланс почитался под именем Велханс (отсюда римский Вулкан). Судя по множеству изображений на зеркалах, геммах, монетах, видное место занимал бог Нефунс. У него характерные атрибуты морского божества - трезубец, якорь. Среди этрусских божеств растительности и плодородия наиболее популярен был Фуфлунс, соответствующий Дионису-Вакху в греческой мифологии и Сильвану в римской. Культ Фуфлунса носил оргиастический характер и был в Италии более древним, чем почитание Диониса-Вакха. Сакральное объединение государств с центром в Вольсиниях обусловило выделение главного божества этого города Вольтумна (римляне именовали его Вертумном). Иногда его изображали злокозненным чудовищем, иногда в качестве божества растительности неопределённого пола, иногда в виде воина. Эти облики, возможно, отражали стадии трансформации локального хтонического божества в «главного бога Этрурии», как его называет Варрон (Antiquitatum rerum... V 46). К числу богов «небесной долины» этруски относили Сатре, полагая, что он, как и Тин, может поражать молниями. С богом Сатре было связано космогоническое учение и представление о золотом веке - грядущей эпохе изобилия, всеобщего равенства (что соответствует представлению о римском Сатурне). Богом италийского происхождения был Марис (римский Марс). В одной из своих функций он был покровителем растительности, в другой - войны. Из италийской мифологии этрусками был воспринят Майус - хтоническое божество растительности. Этруски почитали бога Селванса, впоследствии воспринятого римлянами под именем Сильван. Владыками подземного царства были Аита и Ферсифай (соответствующие греческим богам Аиду и Персефоне) . Вполне вероятно, что некоторые имена этрусских женских божеств были первоначально эпитетами великой богини-матери, указывающими на определённые её функции - мудрость, искусство и др.
Наряду с культом богов у этрусков существовал культ злых и добрых демонов. Их изображения сохранились на зеркалах и фресках погребальных склепов. Звериные черты в иконографии демонов позволяют предполагать в них первоначально священных животных, оттеснённых на задний план по мере выделения антропоморфных богов. Демоны нередко изображались в качестве спутников и слуг богов. Демон смерти Хару (Харун) больше, чем родственный ему греческий перевозчик душ умерших Харон, сохранил черты самостоятельного божества. На более ранних памятниках Хару - зловещий и молчаливый свидетель смертных мук, затем вестник смерти и, наконец, под влиянием греческой мифологии - проводник душ в подземном царстве, узурпировавший эту роль у Турмса (греческого Гермеса). Много общего имел с Хару Тухулка, в облике которого соединены человеческие и звериные черты. Хару и Тухулка часто изображаются вместе как свидетели или исполнители воли богов преисподней. Из культа божественного множества демонов-лазов (римские лары) выделилось демоническое существо Лаза. Это юная обнажённая женщина с крыльями за спиной. На зеркалах и урнах она изображалась участницей сцен любовного содержания. Её атрибутами были зеркало, таблички с грифелем, цветы. Значение встречающихся в надписях эпитетов Лазы: Еван, Альпан, Млакус - остаётся невыясненным. По аналогии с римскими ларами можно предполагать, что лазы были добрыми божествами, покровителями дома и домашнего очага. Демоническим множеством были маны (римские маны) - добрые и злые демоны. К демонам загробного мира относилась Ванф.
Этрусское изобразительное искусство сохранило многие мифы, известные из греческой мифологии. Этрусские художники отдавали предпочтение сюжетам, связанным с жертвоприношениями, кровавыми схватками. Фрески этрусских гробниц зачастую представляют собой изображения замкнутых циклов сцен смерти, путешествия в загробное царство и суда над душами умерших.
Литература: Ельницкий Л.А., Элементы религии и духовной культуры этрусков, в кн.: Немировский А.И., Идеология и культура раннего Рима, Воронеж, 1964; Иванов В.В., Заметки о типологии и сравнительно-историческом исследовании римской и индоевропейской мифологии, в кн.: Труды по знаковым системам, т. 4, Тарту, 1969; Немировский А.И., Этрусская религия, в кн.: Немировский А.И., Харсекин А.И., Этруски, Воронеж, 1969; Тимофеева Н.К., Религиозно-мифологическое мировоззрение этрусков, Воронеж, 1975 (дисс.); Шенгелия И.Г., Этрусская версия теогамии Минервы и Геракла, в кн.: Проблемы античной культуры, Тб., 1975; Bayet J., Herclé, P., 1926; Clemen C., Die Religion der Etrusker, Bonn, 1936; Dumézil G., La religion des étrusques, в его кн.: La réligion romalne archaique, P., 1966; Enking R., Etruskische Geistigkeit, B., 1947; Grenier A., Les religions étrusque et romaine, P., 1948; Hampe R., Simon E., Griechische Sagen in der frühen etruskischen Kunst, Mainz, 1964; Herbig R., Götter und Dämonen der Etrusker, 2 Aufl., Mainz, 1965; Heurgon J., Influences grecques sur la religion étrusque, “Revue des études latines”, 1958, annee 35; Mühlestein H., Die Etrusker im Spiegel ihrer Kunst, B., 1969; Pettazzoni R., La divinita suprema della religione etrusca, Roma, 1929. (Studi e materiali di storia delle religioni, IV); Piganiol A., Oriental characteristics of the Etruscan religion, в сб.: CIBA foundation symposium on medical biology and Etruscan origins, L., 1959; Stoltenberg H.L., Etruskische Götternamen, Levenkusen, 1957; Thylin C., Die etruskische Disciplin, t. 1-3, Göteborg, 1905-09.

А.И. Немировский
© Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.- М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 672-674.

Этруски — древний загадочный народ, когда-то живший на Апеннинском полуострове, на территории современной Италии. Этрурия — область Тосканы, расположенная между реками Тибр и Арно. Греки знали этрусков под именем тирренцев или тирсенов, и оно сохранилось в названии Тирренского моря.

Их история прослеживается примерно с 1000 г. до н. э. вплоть до I в. н. э., когда этруски были окончательно ассимилированы римлянами. Когда и откуда этруски попали в Италию, неясно, и их язык большинством ученых признается неиндоевропейским. Этруски испытали огромное влияние древнегреческой культуры, что сказалось и на религии. Так, множество сюжетов на этрусских зеркалах имеют несомненно греческое происхождение; это доказывают имена многих персонажей, записанных этрусским алфавитом на этрусском языке, но имеющие несомненное греческое происхождение. Многие верования этрусков стали частью культуры Древнего Рима; считалось, что этруски являются хранителями знаний о многих ритуалах, которые были недостаточно известны римлянам.

Этрусское изобразительное искусство сохранило многие мифы, известные из греческой мифологии. Этрусские художники отдавали предпочтение сюжетам, связанным с жертвоприношениями, кровавыми схватками. Фрески этрусских гробниц зачастую представляют собой изображения замкнутых циклов сцен смерти, путешествия в загробное царство и суда над душами умерших.

Реймон Блок. Этруски. Предсказатели будущего. Глава 7. Литература и религия.
Этрусская религия. Боги этрусков и загробная жизнь

Нелегко дать точное представление о богах, составлявших этрусский пантеон. В целом мы знаем их в обличье греческих божеств, с которыми они частично отождествлялись греками и римлянами. Но боги этрусков должны были сохранить оригинальные характеристики, не сразу просматривающиеся за их эллинским обликом.

Поздний текст, относящийся к V веку до н.э., и дошедший до нас благодаря Марциану Капелле, несомненно восходит к появившимся намного раньше переводам этрусских ритуальных сочинений, сделанным в эпоху Цицерона учёным Нигидием Фигулом. Согласно Марциану, этрусских богов помещали в следующем порядке.

Вокруг Юпитера находились верховные боги — «сенаторис деорум» senatores deorum . Далее шли двенадцать богов, управлявших знаками зодиака, и семь богов, соответствующих планетам. Наконец, имелись боги, связанные с шестнадцатью областями неба. Сенека рассказывает нам, что, когда Юпитер мечет молнии, он может сделать это либо по своей воле, либо после совещания с другими богами. В такой космогонии ощущаются признаки сходства с халдейской, которую, по словам Диодора, передавали от отца к сыну.

Информация Марциана Капеллы и надписи на печени из Пьяченцы , которая является точной проекцией небесного свода, позволяют нам нарисовать карту неба по представлениям этрусков. Различные боги занимали четко определенное место на небе и представлялись людям милосердными или ужасными в зависимости от положения их зоны.

Loading...Loading...