Неприкосновенные сокровища храма вишну. В индии не могут поделить клад, по стоимости превышающий бюджет хорватии

Построенный в честь одного из главных индуистских Богов Вишну, храм Падманабхасвами расположен в столице южного штата Керала, городе Тривандрум, или как его чаще называют Тируванантапурам.

Гопурам, главная башня храма, была построена в 1566 году. Она имеет семь уровней, а ее высота составляет более 30 метров. Она украшена множеством статуй и скульптур, каждая из которых может считаться настоящим зодческим шедевром. Внутрь храма ведет длинный коридор с колоннадой, состоящей из 365-ти прекрасных гранитных колонн. Их поверхность полностью покрыта резьбой, представляющей собой пример истинного мастерства древних скульпторов.

В основном зале здания располагается главная святыня храма – статуя Вишну, изображающая его в аспекте Шри Падманабха, возлежащим на змее Анантха или Ади Сеша, из его пупка растет лотос, на котором сидит Брахма. Левая рука Вишну расположена над линга – камень-вместилище божественной сущности – Шивы. А рядом с ним сидят две его жены – Шридеви, Богиня процветания, и Бхудеви, Богиня Земли. Статуя изготовлена из сила – ископаемого, добываемого со дна священной реки Кали-Гандаки, которое имеет черный цвет и считается аниконическим воплощением Вишну. Кроме того, сверху статуя покрыта специальным веществом «Катусаркара йогам» - аюрведической смесью, которая не позволяет оседать на поверхности идола пыли и грязи.

В храме дважды в год проводится десятидневный фестиваль традиционного танцевально-драматического искусства Кералы – Катхакали. Но в Падманабхасвами могут войти только люди, исповедующие индуизм, кроме того, они обязаны соблюдать очень строгий дресс-код.

Ининский сад камней расположен в Баргузинской долине. Огромные камни как будто кто-то специально разбросал или расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Одной из достопримечательностей Бурятии является Ининский сад камней в Баргузинской долине. Он производит удивительное впечатление – огромные камни, разбросанные в беспорядке на совершенно ровной поверхности. Как будто кто-то специально то ли разбросал их, то ли расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Сила природы

Вообще «сад камней» - это японское название искусственного ландшафта, в котором ключевую роль играют камни, расставленные по строгим правилам. «Карэсансуй» (сухой пейзаж) в Японии культивируется с 14-го века, и появился он не просто так. Считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие этого и самим камням стали придавать божественное значение. Конечно, сейчас японцы используют сады камней как место для медитации, где удобно предаваться философским размышлениям.

А философия здесь вот при чём. Хаотичное, на первый взгляд, расположение камней, на самом деле строго подчинено определённым законам. Во-первых, должна соблюдаться асимметрия и разность размеров камней. В саду есть определённые точки наблюдения – в зависимости от времени, когда вы собираетесь созерцать устройство своего микромира. И главная хитрость – с любой точки наблюдения всегда должен быть один камень, который… не виден.

Самый известный в Японии сад камней находится в Киото – древнейшей столице страны самураев, в храме Рёандзи. Это пристанище буддийских монахов. А у нас в Бурятии «сад камней» появился без усилий человека – его автором является сама Природа.

В юго-западной части Баргузинской долины, в 15 километрах от посёлка Суво, где река Ина выходит из Икатского хребта, расположено это место площадью более 10 квадратных километров. Значительно больше, чем любой японский сад камней – в той же пропорции, как японский бонсаи меньше бурятского кедра. Здесь из ровной земли выступают крупные глыбы камня, достигающего 4-5 метров в поперечнике, а в глубину эти валуны уходят до 10 метров!

Удаление этих мегалитов от горного хребта достигает 5 километров и более. Какая же сила могла разметать эти огромные камни на такие расстояния? То, что это сделал не человек, стало ясно из недавней истории: для гидромелиоративных целей здесь был прорыт 3-километровый канал. И в русле канала там и сям лежат огромные глыбы, уходящие на глубину до 10 метров. С ними бились, конечно, но безуспешно. В результате все работы на канале были остановлены.

Учёные выдвигали разные версии происхождения Ининского сада камней. Многие считают эти глыбы мореными валунами, то есть ледниковыми отложениями. Возраст учёными называется разный (Э. И. Муравский считает, что им 40-50 тысяч лет, а В. В. Ламакин - более 100 тысяч лет!), в зависимости от какого оледенения отсчитывать.

По предположениям геологов, в древности Баргузинская котловина представляла собой пресноводное неглубокое озеро, которое было отделено от Байкала неширокой и невысокой горной перемычкой, соединяющей Баргузинский и Икатский хребты. При повышении уровня воды образовался сток, превратившийся в русло реки, которая все глубже и глубже врезалась в твёрдые кристаллические породы. Известно, как ливневые потоки воды весной или после сильного дождя размывают крутые склоны, оставляя глубокие борозды балок и оврагов. Со временем уровень воды упал, и площадь озера из-за обилия взвешенного материала, приносимого в него реками, уменьшилась. В результате озеро исчезло, а на его месте осталась широкая долина с валунами, которые отнесли позже к памятникам природы.

А вот недавно доктор геолого-минералогических наук Г.Ф. Уфимцев предложил очень оригинальную идею, никак не связанную с оледенениями. По его мнению, Ининский сад камней образовался в результате сравнительно недавнего, имевшего катастрофический характер гигантского выброса крупно-глыбового материала.

По его наблюдениям, ледниковая деятельность на Икатском хребте проявилась только лишь на небольшой площади в верховьях рек Турокчи и Богунды, в средней же части этих рек следов оледенения не наблюдается. Таким образом, по мнению ученого, произошёл прорыв плотины подпрудного озера в течении реки Ины и её притоков. В результате прорыва с верховья Ины селем или грунтовой лавиной в Баргузинскую долину был выброшен большой объем глыбового материала. В пользу этой версии говорит факт сильного разрушения коренных бортов долины реки Ины на месте слияния с Турокчей, что может свидетельствовать о снесении селем большого объема горных пород.

На этом же участке реки Ины Уфимцевым отмечены два крупных «амфитеатра» (напоминают огромную воронку) размерами 2,0 на 1,3 километра и 1,2 на 0,8 километра, которые, вероятно, могли быть ложем крупных подпрудных озер. Прорыв плотины и спуск воды, по мнению Уфимцева, мог произойти в результате проявлений сейсмических процессов, поскольку оба склоновых «амфитеатра» приурочены к зоне молодого разлома с выходами термальных вод.

Здесь шалили боги

Удивительное место издавна интересовало местных жителей. И для «сада камней» люди придумали легенду, уходящую корнями в седую древность. Начало нехитрое. Поспорили как-то две реки, Ина и Баргузин, кто из них первым (первой) добежит до Байкала. Баргузин схитрил и отправился в дорогу тем же вечером, а утром рассерженная Ина помчалась следом, в гневе отбрасывая огромные валуны со своего пути. Так и лежат они до сих пор по обоим берегам реки. Не правда ли, это просто поэтическое описание мощного селя, предложенного для объяснения доктором Уфимцевым?

Камни всё ещё хранят тайну своего образования. Они ведь не только разного размера и цвета, они вообще из разных пород. То есть выломаны были не из одного места. А глубина залегания говорит о многих тысячах лет, за которые вокруг валунов наросли метры грунта.

Тем, кто видел фильм «Аватар», туманным утром камни Ины напомнят висячие горы, вокруг которых летают крылатые драконы. Вершины гор выступают из облаков тумана, как отдельные крепости или головы великанов в шлемах. Впечатления от созерцания сада камней удивительные, и люди не случайно наделили камни магической силой: считается, если прикоснуться к валунам руками, они будут забирать отрицательную энергию, взамен одаряя положительной.

В этих удивительных местах есть ещё одно место, где шалили боги. Это место прозвали «Сувинским саксонским замком». Это природное образование находится недалеко от группы солёных Алгинских озёр возле села Суво, на степных склонах сопки у подножья Икатского хребта. Живописные скалы очень напоминают развалины древнего замка. Эти места служили для эвенкийских шаманов особо почитаемым и священным местом. На эвенкийском языке «сувойя», или «суво» означает «вихрь».

Считалось, что именно здесь обитают духи - хозяева местных ветров. Главным и самым известным из которых был легендарный ветер Байкала «Баргузин». По легенде, в этих местах жил злой правитель. Он отличался свирепым нравом, ему доставало удовольствие приносить несчастья бедным и неимущим людям.

У него был единственный и любимый сын, которого заколдовали духи в наказание жестокому отцу. После осознания своего жестокого и несправедливого отношения к людям правитель пал на колени, стал умолять и слёзно просить вернуть здоровье сыну и сделать его счастливым. А все свои богатства он раздал людям.

И духи освободили из власти недуга сына правителя! Считается, что по этой причине скалы разделены на несколько частей. Среди бурят есть поверье, что в скалах живут хозяева Суво - Тумуржи-Нойон и его жена Тутужиг-Хатан. В честь сувинских владык были установлены бурханы. В особые дни в этих местах проводят целые ритуалы.

Падманабхасвами является индуистским храмом Вишну, располагающимся в индийском городе Тируванантапураме. Это одно из ста восьми дивья-дешам - самых священных обителей Вишну. Храм представляет собой тридцатиметровую семирядовую надвратную башню, покрытую искусной резьбой. Внутри можно найти огромный коридор с тремястами двадцатью четырьмя рельефными столбами и двадцатипятиметровым золотым шестом, увенчанным флагом. Стены сооружения покрыты многочисленными фресками, изображающими различные истории из верований последователей индуизма. (сайт)

Божество, находящееся внутри, представляет собой Падманабхасвами - форму Вишну, пребывающую в состоянии мистического сна. Фигура, имеющая длину в пять с половиной метров, состоит из десяти тысяч черных камней, она также покрыта золотом и драгоценностями.

Храм был сооружен в 1731-1750 годах царем Мартханда Вармой.

Баснословные богатства

Летом 2011 года в Падманабхасвами нашли, возможно, богатейший в человеческой истории клад, что стало настоящей мировой сенсацией. До этого самым крупным кладом считались сокровища, обнаруженные на острове Робинзона Крузо. Их оценочная стоимость составляла порядка десяти миллиардов долларов. Падманабхасвами же скрывал в своих подземных хранилищах целый триллион рупий, что оценили примерно в двадцать миллиардов долларов в золотом эквиваленте. Откуда они там взялись?

В древности территория, на которой стоит сегодня индуистский храм, в течение многих веков использовалась как торговый путь. Индийские и чужеземные купцы, приезжавшие сюда с целью приобрести пряности, ткани и прочие товары, подносили храму Вишну дары - не столько для получения божественного благословения, сколько для умилостивления тогдашних правителей земли. Все пожертвования в виде золота и самоцветов складывались в религиозном сооружении. Особо щедрыми были европейские торговцы - в Падманабхасвами нашлось множество старинных европейских монет и ювелирных изделий, а также золото ацтеков и инков, переплавленное в слитки.

Когда золото действительно гребли лопатами

Индийские археологи, спустившиеся в подземелья храма, были абсолютно шокированы, когда обнаружили там сундуки с тонной золотых монет, тонну золотых изделий и слитков, а также многочисленные мешки с рубинами, изумрудами, жемчугом и бриллиантами. Здесь также были найдены искусные золотые цепи и многочисленные статуи из драгоценных металлов. По словам специалистов, они даже не подозревали, что здесь мог находиться хотя бы один процент подобных богатств.

Правительство штата Керала, несомненно, сделало все для обеспечения максимальной безопасности сокровищ. С целью охранять клад сюда в свое время привлекли практически всех военных и полицейских штата.

Аристократия против

Стоит отметить, что до того, как в одном из подземных помещений Падманабхасвами обнаружили эти богатства, индийские власти многие годы судились с местными аристократами, являющимися прямыми потомками раджей, которым когда-то принадлежал храм. Правительство настаивало на том, что сооружение принадлежит государству, и скрытые в нем сокровища также являются государственной собственностью. Аристократия же апеллировала к другим законам, согласно которым Падманабхасвами принадлежит именно потомкам его прежних владельцев.

Чиновникам все же удалось распечатать подземелье, получив соответствующее разрешение суда. Исторический памятник был передан под контроль местного правительства. Тем не менее, восьмидесятидевятилетний Утрадан Тирунаал Мартанда Варма, являющийся потомком раджи Траванкора, начал опротестовывать решение Верховного суда. По словам аристократа, когда Индия получила независимость, возникли новые законы, согласно которым индийцы имеют полное право распоряжаться имуществом, принадлежавшим их предкам вне зависимости от того, является ли это имущество историческим памятником или же нет. Апелляция в итоге была отклонена.

Тайна последней двери

Тем не менее, неугомонный аристократ продолжает отстаивать свои права. Он смирился с тем, что правительство завладело вышеописанными богатствами, однако всеми силами настаивает на том, чтобы последний из пяти тайников, куда никто не заглядывал многие столетия, никто не открывал. Считается, что там скрыта наиболее ценная часть богатств, которая может стоить несколько десятков миллиардов долларов. Комната запечатана специальным знаком змеи, гарантирующим неприкосновенность помещения.

Проклятие сокровищ

Как и в случае с другими кладами, не обошлось без легенды о проклятии сокровищ Падманабхасвами. Примечательно, что эти поверья стали одной из причин, почему власти до сих пор не решились открывать последнюю комнату. Инициаторы вскрытия тайника умерли при загадочных обстоятельствах спустя некоторое время после получения судебного разрешения. Кроме того, внезапно скончался начальник полиции, занимавшийся охраной драгоценностей. Молодой и здоровый мужчина был найден мертвым в своей постели, при этом никаких следов отравления или насилия обнаружено не было.

При этом якобы прокляты не сами драгоценности, а те люди, которые решают завладеть ими ради собственного обогащения. Считается, что сокровища могут быть извлечены из храма и использованы только в том случае, если Индии будет угрожать опасность, и жителям области потребуются большие деньги на военные расходы.

Согласно одному их местных мифов, в конце девятнадцатого века англичане, почувствовавшие себя полноценными хозяевами Индии, вторглись в Падманабхасвами и, проигнорировав все предупреждения жрецов и раджи, решили разграбить запретную сокровищницу. Однако, как только вооружившиеся факелами и огнестрельным оружием британцы оказались внизу, некоторые их них с жуткими криками выбежали обратно. Согласно их слов, в темноте подземелья оказались тысячи змей, которые моментально накинулись на чужаков. Когда остальные колонисты спустились вниз, то обнаружили трупы своих соотечественников, искусанные змеями с ног до головы. Так храма Падманабхасвами и остались нетронутыми до сих пор.

В начале XVIII века на юго-западе полуострова Индостан было образовано княжество Траванкор. В течение многих столетий по его территории проходили оживленные торговые пути. Европейские торговцы перцем, гвоздикой и корицей появились здесь в XVI веке, после того как в 1498 году сюда приплыли каравеллы португальца Васко да Гамы. Иностранные и индийские купцы, приезжавшие в Траванкор за специями и другими товарами, обычно оставляли щедрые подношения богу Вишну, чтобы получить благословение на удачную торговлю от высших сил и заодно заручиться расположением местных властей. Помимо пожертвований в храме складировалось золото, получаемое от европейских купцов в уплату за пряности. В 1731 году одним из самых могущественных правителей Траванкора раджой Мартханда Вармой (он правил в 1729- 1758 годах), в столичном городе Тривандруме (сейчас он называется Тируванантапурам - столица нынешнего индийского штата Керала) был построен величественный храм Падманабхасвами. Собственно, одна из 108 обителей Вишну здесь находилась еще с III века до н. э., а в XVI веке расположился храмовый комплекс. Раджа на том же месте выстроил гопурам - главную семирядную башню храма высотой 30,5 м. Она украшена множеством статуй и скульптур, каждая из которых может считаться настоящим зодческим шедевром. Внутрь храма ведет длинный коридор с колоннадой, состоящей из 365 прекрасных гранитных колонн. Их поверхность полностью покрыта резьбой, представляющей собой пример истинного мастерства древних скульпторов. Основной зал храмовой постройки украшен фресками, изображающими различные мистические истории, и предназначен для хранения главной святыни: уникальной статуи Падманабхасвами - формы Вишну, пребывающего в позе Ананантхасаянам, то есть в вечном мистическом сне. Скульптурное воплощение верховного бога возлежит на гигантском тысячеголовом змее Ананта-Шеше - царе всех нагов. Из пупка Вишну произрастает лотос с сидящим на нем Брахмой. Левая рука изваяния расположена над камнем-лингамом, который считается самой важной формой и образом Шивы. Рядом сидят его жены: богиня Земли Бхудеви и богиня процветания Шридеви. Статуя высотой 5,5 м построена из 10 008 Шалаграмашил (священных камней) и покрыта золотом и драгоценными камнями. Ее можно увидеть из трех ворот храма - через одни видны стопы, через другие - тело, а через третьи - грудь и лицо. На протяжении нескольких сотен лет прямые потомки раджей Траванкора управляли храмовым комплексом и были попечителями земного имущества Вишну. Однако несколько лет назад выяснилось, что и величественный храм, и великолепная скульптура - лишь видимая часть богатства Падманабхасвами. Более того, над провинцией Керала нависло древнее проклятие. Дело в том, что в 2009 году известный индийский адвокат Сундара Раджан написал в Верховный суд Индии петицию: он потребовал открыть кладовые храма Шри-Падманабхасвами, опечатанные более 130 лет назад. Беспокоило юриста то, что без должного надзора и учета сокровища могут быть попросту разграблены. Раджан, как бывший полицейский, указывал на недопустимо плохую охрану храма. Местные полицейские подтвердили его слова: у полиции Керала нет ни технических средств, ни опыта по защите подобных богатств. «Необходимы установки лазерной сигнализации, системы видеонаблюдения и другие современные охранные системы, но у нас их нет», - сообщил офицер полиции. В феврале 2011 года суд признал правоту Сундара Раджана и обязал государство установить должный контроль над храмом, дабы обеспечить необходимую охрану хранящихся в его кладовых ценностей. Согласно судебному решению, исторический памятник передан под юрисдикцию правительства штата Керала.

Разумеется, потомок раджи Траванкора и попечитель храма восьмидесяти летний Утрадан Тирунаал Мартханда Варма обратился в Верховный суд с апелляцией. Аристократ заявил, что специальный закон, принятый после получения Индией независимости, дает ему полное право контролировать храм. Кроме того, он настаивал, что раджи Траванкора издавна являлись жрецами бога Вишну, что дает им право на управление храмовым имуществом. Однако Верховный суд не согласился с доводами истца и отклонил апелляцию на основании того, что раджи в XXI веке уже не имеют особого правового статуса и рассматриваются как обычные граждане Индии. Несмотря на гнев верующих, которые полагали, что грабить богов не дозволяется никому, в том числе и властям, специальная правительственная комиссия исполнила решение Верховного суда и вскрыла храмовые тайники, чтобы провести инвентаризацию ценностей. То, что обнаружилось внутри пяти секретных подземных помещений, потрясло весь мир: сундуки примерно с 1 т золотых монет, 1 т золота в слитках и ювелирных изделиях, мешки с бриллиантами и другими драгоценными камнями. В одном из хранилищ обнаружили инкрустированные изумрудами и рубинами короны, золотые ожерелья, золотую цепь длиной 5,5 м, 36-килограммовое золотое «полотно», редкие монеты разных стран, а также изумительную статую бога Вишну, лежащего на змее Ананта-Шеше, выполненную из чистого золота и имеющую высоту 1,2 м.

По предварительным данным, найденные сокровища оцениваются почти в триллион индийских рупий, что превышает 20 миллиардов долларов в золотом эквиваленте. Это больше, чем бюджет всего столичного округа Дели! По словам индийских археологов и исследователей, они даже не представляли, насколько внушительным окажется найденный клад. Естественно, правительством штата были приняты беспрецедентные меры по обеспечению безопасности найденных сокровищ. Для их охраны привлекли большую часть полицейских штата. В самом же храме срочно установили охранную сигнализацию и камеры наблюдения. После этого индусов охватила настоящая мания: схватив металлоискатели или вооружившись чистым энтузиазмом, толпы «паломников» побежали в храмы - вдруг где-то еще найдутся подобные сокровища? В «дома богов» бросились и те, кто никогда благочестием не отличался. Всем известно, что с глубокой древности богатые семьи Индии щедро жертвовали храмам драгоценности, к тому же существовал обычай во время войн и междоусобиц прятать в храмах городскую казну. Но священные сооружения в Индии всегда были неприкосновенны, и не все индусы ринулись на поиски сокровищ - верующие ужасаются поступкам «богохульников» и утверждают, что боги не простят вторжения в свои дома. В то же время интрига вокруг храма Падманабхасвами продолжает разворачиваться. Ведь вскрыты были только пять сокровищниц. После этого собирались вскрыть последнее из шести подземных хранилищ, где, как считается, находится самая ценная часть клада. Однако проклятия, которыми грозят жрецы Вишну, останавливают высших должностных лиц Керала от решительных действий. И наиболее ярким примером того, что неразумно отмахиваться от угроз жрецов, послужила таинственная смерть инициатора святотатства. Не прошло и недели после вскрытия сокровищ, как семидесятилетний Сундар Раджан скоропостижно скончался, по официальной версии - от лихорадки. Физически крепкий мужчина, никогда до этого не жаловавшийся на здоровье, внезапно умер, причем вскрытие так и не установило точной причины его смерти. Разумеется, многие индусы сообщениям в прессе не поверили и расценили его кончину как наказание Вишну за потревоженный сон. Не собирается сдаваться и потомок властителей Траванкора. Он заявил, что будет бороться за неприкосновенность последнего тайника с сокровищами храма Падманабхасвами. Этот тайник не был вскрыт одновременно с пятью другими комнатами, поскольку он запечатан особым «знаком змея», охраняющего покой Вишну. И дело даже не в сокровищах, которые там хранятся. Существует легенда о том, что в помещении, запечатанном «знаком змея», хранится своего рода неприкосновенный запас храма Вишну. Золото и драгоценности, хранящиеся там, запрещено трогать. Лишь в самом крайнем случае, когда на карту будет поставлена судьба княжества и живущих в нем людей, жрецам после особой церемонии будет разрешено вскрыть дверь в сокровищницу, которую охраняет огромная трехголовая кобра с рубиновыми глазами. Тех же, кто попытается самовольно проникнуть в подземелье, ждет страшная смерть. Рассказывают, что где-то в конце XIX века англичане, чувствовавшие себя тогда в Индии полными хозяевами, несмотря на все предостережения раджи и жрецов, решили проникнуть в запретную сокровищницу. Но это им сделать так и не удалось.

Смельчаки, вошедшие в подземелье с факелами и светильниками, вскоре с дикими воплями выскочили оттуда. По их словам, из темноты на них набросились гигантские змеи. Разъяренных пресмыкающихся не удалось остановить ни острыми кинжалами, ни выстрелами. Несколько человек были укушены ядовитыми тварями. В страшных мучениях святотатцы, покусившиеся на сокровища Вишну, скончались на руках своих товарищей. Больше никто не рискнул повторить их попытку попасть в запретную кладовую. Так что заветная дверь пока еще не открыта. Один из служителей храма даже дал под присягой показания о том, что вскрывать «дверь со змеей» нельзя - это сулит всем неисчислимые беды. Верховный суд вынес решение о том, что последнее запечатанное хранилище не будет открыто, пока местные власти не гарантируют храму неприкосновенность и безопасность, а сокровищам - должную оценку и охрану, документацию, съемку и профессиональную атрибуцию. Однако, как отметили судьи, это пока не было выполнено даже для уже найденного богатства. А пока верховные судьи разбираются со старинными заклятьями, историки и общественность спорят, кому теперь принадлежит сокровище и что с ним делать. Проректор университета им. Махатмы Ганди в Керала Раджан Гуруккал уверен, что независимо от того, было ли это сокровище княжеским или храмовым, это - уникальное археологическое богатство, имеющее возраст в несколько сотен лет. «А любой археологический объект принадлежит нации». Ведь в первую очередь храмовый клад представляет огромную ценность как источник сведений об обществе средневековой Индии и не только, поскольку клады, тем более такие большие, могут содержать монеты и драгоценности, накопленные за достаточно большие промежутки времени. Гуруккал уверен, что сохранностью найденных исторических и культурных предметов должно заниматься государство, и призывает отправить сокровище в национальный музей. А вот экс-глава Совета археологических исследований Нараянан заявил прессе, что власть, напротив, не должна вмешиваться - судьбу клада должен решать храмовый совет. В противном случае это будет покушением на частную собственность. Представители индийской интеллигенции, в том числе бывший судья Верховного суда Индии Кришна Айер, предлагают использовать богатства на благо общества: в стране 450 миллионов человек живут за чертой бедности. «Являются ли найденные сокровища наказанием или благословением для одного из самых бедных индийских штатов, покажет время. С определенностью можно сказать одно: для властей штата Керала деньги были бы точно не лишними», - отметил германский еженедельник «Der Spiegel». При этом члены индуистских общин настаивают на сохранении сокровищ на прежнем месте, говорится в статье. А одна из них даже пригрозила акцией массовых самоубийств, если ценности будут вывезены из храма. Разгневанные индуисты аргументируют свою позицию тем, что лишь потомки махараджей, которые охраняют сокровища храма, могут решать, что с ними делать. Впрочем, глава правительства штата Ооммен Чанди уже пообещал, что все ценности останутся во владении храма. Он добавил, что по этому поводу идут консультации с потомками правителей Траванкора и главным жрецом храма. С другой стороны, многие храмы кладут свои сокровища в банк (например, храм Тирумалы Венкатешвары, расположенный на востоке страны, хранит в банке треть из своих трех тонн золота). Другие же активно вкладывают средства в образование и культуру, строят школы. Особо заинтересованные в судьбе сокровищ лица, которые совсем не удивились тому, что было найдено в тайных кладовых, это княжеская семья Траванкора. «Мы лишь удивлены тому, что этому так удивились, - сказал в одном интервью Мартханада Варма. - Все знали, что наша семья богата и много веков дарила золото храму». При этом князь ушел от ответа на вопрос, готова ли его семья передать часть найденных сокровищ на общественные нужды: «Все ответы должен дать Верховный суд. Мы ждем его решения». А пока суд тянет время, драгоценности лежат в старинных храмах. Никем не учтенные, они потихоньку растаскиваются, исчезают. Нередко артефакты подменяются новоделами, а оригиналы оседают где-то в частных коллекциях. Единственный путь прекратить это - поставить храмовые памятники и сокровищницы под контроль центральных властей, считают в Индии многие. Собственно, об этом и говорил юрист и бывший полицейский Сундара Раджан, который затеял историю со вскрытием храмовых тайников и умер то ли от лихорадки, то ли от гнева Вишну.

Самый богатый храм в мире July 23rd, 2016

Про богатства храма мы чуть позже узнаем, а пока немного истории.

Построенный в честь одного из главных индуистских Богов Вишну, храм Падманабхасвами расположен в столице южного штата Керала, городе Тривандрум, или как его чаще называют Тируванантапурам.

Гопурам, главная башня храма, была построена в 1566 году. Она имеет семь уровней, а ее высота составляет более 30 метров. Она украшена множеством статуй и скульптур, каждая из которых может считаться настоящим зодческим шедевром. Внутрь храма ведет длинный коридор с колоннадой, состоящей из 365-ти прекрасных гранитных колонн. Их поверхность полностью покрыта резьбой, представляющей собой пример истинного мастерства древних скульпторов.

Фото 2.

В основном зале здания располагается главная святыня храма – статуя Вишну, изображающая его в аспекте Шри Падманабха, возлежащим на змее Анантха или Ади Сеша, из его пупка растет лотос, на котором сидит Брахма. Левая рука Вишну расположена над линга – камень-вместилище божественной сущности – Шивы. А рядом с ним сидят две его жены – Шридеви, Богиня процветания, и Бхудеви, Богиня Земли. Статуя изготовлена из сила – ископаемого, добываемого со дна священной реки Кали-Гандаки, которое имеет черный цвет и считается аниконическим воплощением Вишну. Кроме того, сверху статуя покрыта специальным веществом «Катусаркара йогам» - аюрведической смесью, которая не позволяет оседать на поверхности идола пыли и грязи.

В храме дважды в год проводится десятидневный фестиваль традиционного танцевально-драматического искусства Кералы – Катхакали. Но в Падманабхасвами могут войти только люди, исповедующие индуизм, кроме того, они обязаны соблюдать очень строгий дресс-код.

В прошлых веках, короли и их династии жертвовали огромное количество золота храму. Часто, по случаю совершеннолетия кропринца, храм получал весовой эквивалент взрослого наследника, только в виде золота. До сих пор ходят легенды, что где-то под самим сооружением спрятаны все эти несметные сокровища. В древней литературе храм описывается со стенами из золота и огромного количества драгоценных камней.

Фото 3.

В 2011-м году решением суда легенда превратилась в реальность.

До вскрытия хранилищ, ни кто и не подозревал, что же может находиться в комнатах. Но увидев сокровища, многие были потрясены, количество золота, бриллиантов, на первый взгляд не поддавалось подсчету. Для охраны клада, власти стягивают едва ли не всех полицейских штата. Внутри храма устанавливаются системы сигнализации, и видеонаблюдения.

Фото 4.

И действительно, там было чему удивляться, и что охранять, вес только золотых монет составлял одну тонну. А также еще на одну тонну, золото отлитое в слитки, и различные ожерелья, множество разнообразных драгоценных камней.В одной из пяти открытых кладовых, обнаружились короны украшенные изумрудами и рубинами.

Выполненная из золота статуя бога Вишну, лежащая на змее, большая золотая цепь длинной 5.5 метров, золотые ожерелья. Но археологи смогли вскрыть только пять хранилищ, шестая комната и поныне стоит запечатанная. Как многими прогнозируется, там находятся несметные богатства.

Фото 5.

Из-за вскрытия хранилищ очень долго тянулись судебные тяжбы. Потомки раджей Траванкора, претендовали на владение храмом и объявляли себя владельцами сокровищ. Однако итогом долгих судебных процессов становиться решение,- открыть хранилище, обязав государство обеспечить охрану сокровищницы, и передать наследие прошлого властям штата Керал.

Фото 6.

Такое решение суда, возмущает Утрадана Варму,и он обращается с протестом в Верховный суд. 89-летний мужчина, являющийся попечителем храма, сослался на специальный закон, принятый после получения Индией независимости, который отдавал храм и клад в его полное распоряжение.

Но слова аристократа, что раджи Траванкора являлись жрецами храма Вишну, а он их прямой потомок, не впечатлили судей. Апелляция была отклонена, и судья заявил, что в наше время, раджи уже не имеют особого правового статуса, делающего им исключения. Однако аристократ продолжает бороться за владение храмом Падманабхасвами.

Фото 7.

Шестая комната храма запечатана “знаком змеи”, - изображение огромной многоголовой кобры, стерегущей покои бога Вишну. Официальная версия гласит, что старинное хранилище не откроют, пока местные власти не обеспечат необходимую безопасность древним сокровищам. Охрану, документирование, и поэтапную видеосъемку. Как отмечаю судьи, пока этого не выполнено, и Верховный суд ожидает подробного отчета об уже найденных сокровищах.

Еще одной причиной мешающей вскрытию последней комнаты, является суеверие. А вернее проклятие, которое покарает смертью всех, кто нарушит покой бога. И у местных властей, есть причины относится к проклятию серьезно. Офицер полиции Сундар Раджан, настаивавший на вскрытии замурованных 150 лет назад гробниц, умер.

Фото 8.

Мужчина, до этого не жаловавшийся на здоровье, и физически крепкий, неожиданно умирает после вскрытия гробницы. Вскрытие не смогло установить истиной причины смерти. И многие жители штата Керал, расценили скоропостижную смерть бывшего офицера, как наказание бога Вишну, за потревоженный покой.

По одному из предположений, потомок раджей и жрецы не в личных интересах защищают сокровища храма. Легенда рассказывает, что в комнате запечатанной “знаком змеи”, хранятся сокровища которые запрещено трогать. Они оставлены богом Вишну для особых случаев, когда возникнет угроза всему княжеству, и охраняются гигантской трехголовой коброй с рубиновыми глазами. И вскрыть сокровищницу можно будет только после специальной церемонии проведенной жрицами.

Фото 9.

Всех тех людей, которые попробуют зайти в помещение, ожидает жуткая гибель. Рассказывают истории, как в конце 19 века, англичане не послушавшись предостережений раджи и жрецов, отправились в сокровищницу. Взяв факелы они смело пошли добывать сокровища. Однако тут же смельчаки с криками и воплями покинули место с сокровищами.

После, выжившие рассказывали, как на них из темноты накинулись громадные змеи. Которых нельзя было остановить ни ножами, ни пулями. Люди укушенные змеями, скончались на руках своих товарищей в жутких корчах и криках,. После этого случая, попыток проникнуть в сокровищницу не предпринималось.

Фото 10.

Вскрытые хранилища храма продемонстрировали более 800 килограмм золота, сноп из золота, весом более, чем полтонны, несколько тысяч золотых украшений, золотой трон в бриллиантах и много чего еще. Без учета исторической ценности, все богатства были оценены примерно в $22 миллиарда.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Loading...Loading...